Развитие технических средств коммуникации. — КиберПедия

Возникновение человеческой речи приблизительно 40 тыс. лет назад в комму-никативистике нередко называют «первая коммуникативная революция». Язык стал основным средством общения и передачи информации. Этот процесс совершенствовался по мере изобретения различных технических средств связи — письма, печати, газет, телефона, телеграфа, радио, телевидения, но ни одно из них не умаляет ведущей роли языка как основного истинно человеческого средства общения.

За первой коммуникативной революцией последовали еще три, также связанные с совершенствованием средств передачи сообщений: возникновение письменности, изобретение печатного станка, развитие электронных массмедиа. Если говорить на языке комму-никативистики, то вторая революция превратила устную речь в письменные символы передачи информации, третья — трансформировала их в печатные, а четвертая — в электронно-компьютерные.

Письменность. Возникновение письменности, положившее начало переходу от словесной культуры к письменной, датируется приблизительно 3-м тысячелетием до н.э.

Самыми ранними формами письма были предметное письмо, в котором средствами передачи смысла служили различные предметы (например, стрела или меч могли означать объявление войны, а зеленая ветвь — предложение мира; разновидностью предметного письма можно назвать «язык цветов», принятый на Востоке), а также узелковое письмо, получившее распространение у скотоводческих племен для учета поголовья стад, где количество узелков соответствовало количеству животных.

Подлинной революцией в письменности стало изобретение ф о -нетического письма, в котором особым символом обозначался каждый отдельный звук.

Книгопечатание. Третья коммуникативная революция связана с изобретением печатного станка. Книгопечатание обусловило переход от устной (преимущественно) культуры к книжной и значительно увеличило размах коммуникаций. Книга, отпечатанная типографским способом, стала достоянием широкого круга читателей.С точки зрения коммуникативистики книга оказалась надежным средством коммуникации — хранилищем информации и средством ее трансляции, увеличивая возможности коммуникационных контактов как между современниками, так и между поколениями и представителями различных культур.

Электронная коммуникация. Четвертая коммуникативная революция связана с возникновением и развитием электронных средств коммуникации.Возникновение и развитие электронной коммуникации решало ряд проблем, связанных с передачей и получением сообщений, благодаря колоссально возросшим скорости и объема передаваемой на большие расстояния информации.



Начало было положено созданием техники телеграфии. В дальнейшем были изобретены телефон и телевидение. Затем наступила космическая эра, и была освоена спутниковая коммуникация. В последние 30 лет конкуренцию спутникам составила волоконно-оптическая связь. Волоконно-оптический кабель более надежен с точки зрения обеспечения устойчивости и безопасности передачи. Связь по нему осуществляется быстрее, слышимость значительно лучше, а затраты на его производство во много раз меньше, чем на производство медного кабеля.Огромное значение для развития коммуникаций имело быстрое развитие компьютерной техники.Сегодня компьютеры и коммуникационные технологии становятся все более тесно связанными. В результате поступающая информация может обрабатываться в неизмеримо больших объемах и гораздо быстрее, чем раньше. Ключевым моментом такого схождения стало превращение информации в цифровую, т.е. ее выражение в последовательности двоичных чисел (по аналогии с тем, как азбука Морзе использует только точки и тире). Цифровую информацию можно хранить, копировать, изменять, подвергать иным манипуляциям.Цифровые технологии в отличие от аналоговых (используемых, например, в обычных магнитофонах) позволяют делать неограниченное количество копий без потери качества — оригинал и тысячная копия будут идентичными. Цифровая информация может храниться как угодно долго, она не ветшает и легко доступна при наличии соответствующей техники.

Таким образом, спутники, волоконная оптика и современные компьютерные технологии создали фундамент принципиально новой системы коммуникационных связей. Она приобрела поистине глобальные масштабы. Новые системы коммуникаций позволяют передавать со скоростью света любую информацию в любой форме — звуком, текстом, цифрами или изображением — любому человеку, находящемуся в любой точке планеты. Современные технологии связи, хранения и обработки информации в своей совокупности создают такое интегральное качество, которое без преувеличения можно назвать информационным обществом, ближайшим выражением которого стала всемирная коммуникационная сеть Интернет.

Развитие технических средств коммуникации

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИИ

2 слайд Описание слайда:

Возникновение человеческой речи приблизительно 40 тыс. лет назад в коммуникативистике нередко называют «первая коммуникативная революция». Язык стал основным средством общения и передачи информации. Этот процесс совершенствовался по мере изобретения различных технических средств связи — письма, печати, газет, телефона, телеграфа, радио, телевидения, но ни одно из них не умаляет ведущей роли языка как основного истинно человеческого средства общения

3 слайд
Описание слайда:

За первой коммуникативной революцией последовали еще три, также связанные с совершенствованием средств передачи сообщений: возникновение письменности, изобретение печатного станка, развитие электронных массмедиа. Если говорить на языке коммуникативистики, то вторая революция превратила устную речь в письменные символы передачи информации, третья — трансформировала их в печатные, а четвертая — в электронно-компьютерные

4 слайд Описание слайда:

Письменность. Возникновение письменности, положившее начало переходу от словесной культуры к письменной, датируется приблизительно 3-м тысячелетием до н.э.

5 слайд Описание слайда:

Книгопечатание Третья коммуникативная революция связана с изобретением печатного станка. Книгопечатание обусловило переход от устной (преимущественно) культуры к книжной и значительно увеличило размах коммуникаций. Книга, отпечатанная типографским способом, стала достоянием широкого круга читателей

6 слайд
Описание слайда:

Промышленное производство книг повлекло за собой значительные социокультурные последствия Во-первых, быстрый рост научной и образовательной сферы общества и увеличение доли грамотного населения Во-вторых, развитие книгопечатания сказалось на развитии библиотечного дела В-третьих, оно привело к возникновению целой отрасли производства — бумажной промышленности С точки зрения коммуникативистики книга оказалась надежным средством коммуникации — хранилищем информации и средством ее трансляции, увеличивая возможности коммуникационных контактов как между современниками, так и между поколениями и представителями различных культур

7 слайд Описание слайда:

Четвертая коммуникативная революция связана с возникновением и развитием электронных средств коммуникации Возникновение и развитие электронной коммуникации решало ряд проблем, связанных с передачей и получением сообщений, благодаря колоссально возросшим скорости и объема передаваемой на большие расстояния информации Начало было положено созданием техники телеграфии совершенную версию телеграфа (релейный телеграфный аппарат) предложил С.Ф. Морзе (1791—1872) — американский портретист, переквалифицировавшийся в техника. Его изобретение обеспечивало дистанционную передачу сообщений с использованием специального двоичного кода — «азбуки Морзе». В 1844 г. Морзе со своей группой завершили проведение телеграфной линии между Вашингтоном и Балтимором и через нее азбукой Морзе было отправлено знаменитое послание «Что сотворил Бог?» — первое послание, отправленное по первой общественной телеграфной линии в мире. В 1851 г. для связи начали использовать подводный кабель, проложенный под Ла-Маншем, а в 1866 г. и Трансатлантический кабель, проложенный между Европой и Америкой. По этим кабелям передавали телеграфные сообщения, а после изобретения телефона появилась возможность передавать по проводам и человеческий голос

8 слайд
Описание слайда:

Изобретателем телефона был А.Г. Белл (1847—1922) — шотландец, эмигрировавший в Америку (г. Бостон). В 1876 г. Белл и его ассистент Т.А. Уотсон получили патент США на телефонный прибор. В 1878 г. Белл продемонстрировал свое изобретение королеве Виктории, которая была так восхищена им, что распорядилась проложить телефонную линию от острова Уайт до Лондона. Несколько месяцев спустя первая в мире общественная телефонная линия начала функционировать в Лондоне. В России первые городские телефонные станции начали действовать в 1882 г. в Петербурге, Москве, Одессе и Риге. К концу XIX в. телефонная связь распространилась по всему миру В 1940 г. появились первые пробные цветные телевизионные программы — это было начало цветного телевидения

9 слайд Описание слайда:

Технические средства коммуникации — определяют возможность непосредственного общения человека с человеком и могут служить для передачи информации личного характера

10 слайд Описание слайда:

Сегодня компьютеры и коммуникационные технологии становятся все более тесно связанными. В результате поступающая информация может обрабатываться в неизмеримо больших объемах и гораздо быстрее, чем раньше  Цифровую информацию можно хранить, копировать, изменять, подвергать иным манипуляциям. О развитии цифровых технологий свидетельствует тот факт, что на цифровой компакт-диск (СВ) первоначально помещалась 70-минутная музыкальная запись, а сегодня на одном СО-КОМ может уместиться текст солидной энциклопедии. Цифровые технологии в отличие от аналоговых (используемых, например, в обычных магнитофонах) позволяют делать неограниченное количество копий без потери качества — оригинал и тысячная копия будут идентичными. Цифровая информация может храниться как угодно долго, она не ветшает и легкодоступна при наличии соответствующей техники

11 слайд Описание слайда:

Появление новых технических средств коммуникации умножает наши возможности, но не отменяет предыдущих форм коммуникации. Основными средствами как обыденной, так и профессиональной коммуникации для нас по-прежнему, как и многие века назад, остается устная и письменная речь. Осуществляя какие-либо совместные действия, мы чаще всего переговариваемся или, реже, переписываемся

12 слайд Описание слайда:

К новым средствам коммуникации, относятся: — факсимильная связь; — телефон и мобильный телефон; — телеконференции, селекторная связь, конференцсвязь, телемосты; — электронная почта; — Интернет

13 слайд Описание слайда:

Наиболее распространенными техническими средствами информирования в коммуникациях являются системы радиовещания и телевидения. Часто наиболее важная информация, необходимая очень широким деловым кругам, поступает именно через эти системы: сведения о принятии новых положений и законов, постановления правительств, курсы валют, курсы ценных бумаг и т.д. На массового потребителя рассчитана трансляция рекламных материалов.

14 слайд Описание слайда:

 Новые системы коммуникационных связей приобрели поистине глобальные масштабы. Они позволяют передавать со скоростью света любую информацию в любой форме — звуком, текстом, цифрами или изображением — любому человеку, находящемуся в любой точке планеты. Современные технологии связи, хранения и обработки информации в своей совокупности создают такое интегральное качество, которое без преувеличения можно назвать информационным обществом, ближайшим выражением которого стала всемирная коммуникационная сеть Интернет.

15 слайд Описание слайда:

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель информатики

Курс профессиональной переподготовки

Учитель математики и информатики

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-1173067

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Развитие технических средств коммуникации

Возникновение человеческой речи приблизительно 40 тыс. лет назад в коммуникативистике нередко называют «первая коммуникативная революция». Язык стал основным средством общения и передачи информации. Этот процесс совершенствовался по мере изобретения различных технических средств связи — письма, печати, газет, телефона, телеграфа, радио, телевидения, но ни одно из них не умаляет ведущей роли языка как основного истинно человеческого средства общения.

За первой коммуникативной революцией последовали еще три, также связанные с совершенствованием средств передачи сообщений: возникновение письменности, изобретение печатного станка, развитие электронных массмедиа. Если говорить на языке коммуникативистики, то вторая революция превратила устную речь в письменные символы передачи информации, третья — трансформировала их в печатные, а четвертая — в электронно-компьютерные.

Письменность. Возникновение письменности, положившее начало переходу от словесной культуры к письменной, датируется приблизительно 3-м тысячелетием до н.э.

Самыми ранними формами письма были предметное письмо, в котором средствами передачи смысла служили различные предметы (например, стрела или меч могли означать объявление войны, а зеленая ветвь — предложение мира; разновидностью предметного письма можно назвать «язык цветов», принятый на Востоке), а также узелковое письмо, получившее распространение у скотоводческих племен для учета поголовья стад, где количество узелков соответствовало количеству животных.

Непосредственными предшественниками современного письма стали пиктографическое (рисуночное) и иероглифическое письмо. Они до сих пор используются некоторыми народами. В пиктографии простые изобразительные знаки, иногда способные вызывать зрительные ассоциации, обозначают отдельные предметы, действия, процессы и т.д. В иероглифическом письме каждый отдельный знак обозначает слово или словосочетание. Очевидно, что овладение иероглифическим письмом требует немалых усилий по заучиванию многочисленных иероглифов.

Подлинной революцией в письменности стало изобретение фонетического письма, в котором особым символом обозначался каждый отдельный звук.

Оно связало устную речь и письмо. Когда мы говорим, мы произносим сравнительно немного существенно различающихся звуков. Поэтому количество символов, необходимых для их обозначения, невелико. Такое письмо оказалось эффективным, гибким и высокоадаптивным средством общения, удобным для обучения и запоминания, поскольку не надо учить тысячи иероглифов. Фонетическое письмо упростилось до набора из нескольких десятков букв современного алфавита.

Примечательно, что, борясь с избыточностью знаков в письме, некоторые народы пользовались только согласными звуками. Так, финикийцы (которые, предположительно, были первыми, кто использовал фонетическое письмо еще в конце 2-го тысячелетия до н.э.) записывали только согласные звуки, обозначавшиеся 22 знаками. Гласные отсутствуют и в древних рукописях других народов. Греки к согласным добавили гласные буквы. Ко II в. до н.э. сложился классический латинский алфавит, насчитывающий 23 буквы. Классическая латиница легла в основу письменности романо-германских народов, а также балтийских и некоторых славянских (поляки, чехи, словаки, словенцы, хорваты).

Классический греческий алфавит, включающий 24 буквы, с небольшими изменениями сохранился до настоящего времени. Он был заимствован Византией, а в дальнейшем стал основой славянской письменности благодаря подвижнической просветительской деятельности братьев Кирилла и Мефодия, создавших в IX в. славянскую азбуку и переведших на славянский язык первые богослужебные книги.

Церковно-славянский язык в его древнерусском варианте также характеризовался высокой степенью сжатости: часто встречающиеся слова сокращенно записывались в религиозных текстах всего несколькими буквами, подобно тому, как мы в настоящее время пользуемся аббревиатурами вроде ООН, ЮНЕСКО, РФ, СНГ и др. Чем больше было распространено то или иное слово, тем скорее оно угадывалось и тем меньше о нем требовалось сообщать.

Возникновение письменности, особенно в ее фонетическом варианте, сыграло колоссальную цивилизационно-культурную роль. Письменный язык в отличие от устного фиксировался на материальном носителе — пергаменте, бумаге и т.д. Его коммуникативные возможности исключительны: с помощью письменности люди получили возможность накапливать, хранить и передавать знания не только от человека к человеку, но и от поколения к поколению. Письменность позволяет возвращаться в глубь истории, знакомиться с классическим литературным и философским наследием прошлого, «общаться» с далекими предками. Письмо решило проблему объема и точности передаваемой информации (нетрудно представить, насколько оно превысило возможности человеческой памяти). Благодаря письму стали развиваться наука и образование, быстрее стало меняться само общество.

С возникновением письменности человечеству пришлось решать еще одну важную проблему — проблему поверхностей, пригодных для письма.

Камень, глина, дерево, медь и латунь оказывались тяжелыми и громоздкими; широкие листья, вроде пальмовых, легко повреждались. Кроме того, все перечисленные материалы (как позже береста на Руси) обладали одним существенным недостатком — делали практически невозможным внесение изменений или исправлений в текст.

Современные историко-культурные исследования показывают, что древние римляне были, вероятно, первыми, кто преодолел эту трудность: они покрывали деревянные дощечки воском и затем вырезали в нем свои тексты. Чтобы внести изменения в написанное, разглаживали воск, а на разглаженной поверхности писали исправленный текст. Адресат мог прочесть его и написать ответ на той же восковой табличке, предварительно разгладив воск. Так возникла двусторонняя система посланий, вполне в духе современного факс-аппарата (условным прообразом которого можно считать восковую табличку).

Значительный прорыв совершили египтяне, изобретшие папирусную бумагу для письма. Из папируса, произраставшего на отмелях Нила, египтяне нарезали длинные узкие полосы, которые они переплетали, сушили на солнце и выравнивали куском раковины или камнем. В результате получалась ровная и прочная поверхность для письма. Технология производства бумаги, придуманная древними египтянами, имеет много общего с современным бумажным производством.

Книгопечатание. Третья коммуникативная революция связана с изобретением печатного станка. Книгопечатание обусловило переход от устной (преимущественно) культуры к книжной и значительно увеличило размах коммуникаций. Книга, отпечатанная типографским способом, стала достоянием широкого круга читателей.

Историки культуры отмечают, что китайцы еще в конце IX в. первыми стали использовать наборную печать в виде вырезанных деревянных блоков. Приблизительно в 1440 г. наборная печать была открыта в 1ермании И. Гутенбергом (1399—1468), а печатание первой знаменитой Библии Гутенберга было закончено в 1456 г. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению, изобрел ли Гутенберг свой станок самостоятельно или заимствовал у китайцев; более того, некоторые специалисты утверждают, что печать с наборных матриц была открыта в 1олландии раньше, чем в 1ер-мании.

Новый способ распространился очень быстро и ознаменовал начало «эры Гутенберга». Данный термин, широко используемый в современной коммуникативистике, был предложен известным канадским ученым Г.М. Маклюэном (столь же часто используется и другой его термин «Галактика Гутенберга») для обозначения одного из трех выделенных им этапов в развитии цивилизации наряду с возникшим ранее письменным и современным, основанным на электронных аудиовизуальных массмедиа.

Россия вступила в «эру Гутенберга» через сто лет, при Иване Грозном, когда в 1564 г. в Москве И. Федоровым и П. Мстиславцем была напечатана первая книга на русском языке — «Апостол».

Изобретение Гутенберга использовалось практически в неизменном виде вплоть до конца XVIII в. В начале XIX в. на смену печатному станку пришли печатные машины, обладающие значительно большей производительностью. В 1866 г. У. Буллоком была создана ротационная машина, печатающая одновременно на обеих сторонах бумажного полотна и потому исключительно удобная для выпуска газет. Спустя два десятилетия в США появилась строкоотливная машина — линотип, а в 1897 г. — буквоотливная наборная машина — монотип, значительно облегчающая корректуру и верстку. Бурное развитие полиграфической индустрии охватило весь мир. Так, в России в 1913 г. было 2668 полиграфических предприятий, на которых работало около 100 тыс. человек (см.: Соколов А.В. Эволюция социальных коммуникаций. СПб., 1995. С. 130).

Промышленное производство книг повлекло за собой значительные социокультурные последствия. Во-первых, быстрый рост научной и образовательной сферы общества и увеличение доли грамотного населения; книга стала с самого начала «невежества темность прогоняти» (С. Полоцкий), будучи средством не только религиозного, но и светского просвещения.

Во-вторых, развитие книгопечатания сказалось на развитии библиотечного дела. В-третьих, оно привело к возникновению целой отрасли производства — бумажной промышленности.

С точки зрения коммуникативистики книга оказалась надежным средством коммуникации — хранилищем информации и средством ее трансляции, увеличивая возможности коммуникационных контактов как между современниками, так и между поколениями и представителями различных культур.

Развитие полиграфии и бумажной промышленности обусловило появление и быстрый рост журнально-газетной индустрии. Так возник мощный канал массовой коммуникации — пресса, воздействие которой на массовое сознание по праву снискало ей титул «четвертой власти». Пресса начинает успешно конкурировать с книжным производством, а в некоторых странах, например в России в XIX в., становится центром культурного и литературно-публицистического процесса. Таким образом, к началу XX в. в «Галактике Гутенберга» в равной степени представлены как книжное, так и газетно-журнальное производство.

Электронная коммуникация. Четвертая коммуникативная революция связана с возникновением и развитием электронных средств коммуникации. Согласно концепции Маклюэна, она знаменовала конец «эры Гутенберга» и начало перехода от условных печатных знаков к возрождению естественной устности, характерной для дописьменной культуры, но основанной на новейших радиотелевизионных средствах связи.

Естественность новых средств связи Маклюэн видел в «электронной устности» с ее слуховизуальным воздействием на людей, тогда как печатная культура, по его мнению, воспитывала искусственное, линейное, одномерное восприятие мира (основанное на принципе бегущей строки), лишенное зрительной и акустической многомерности и натуральности. Провозглашая конец «эры Гутенберга», Маклюэн расчищал путь идеям «новой грамотности» — электронной, аудиовизуальной, взамен традиционной, основанной на печатном слове.

Возникновение и развитие электронной коммуникации решало ряд проблем, связанных с передачей и получением сообщений, благодаря колоссально возросшим скорости и объема передаваемой на большие расстояния информации.

Начало было положено созданием техники телеграфии.

Еще в 1267 г. Р. Бэкон высказал мысль о том, что для связи на дальние расстояния можно использовать «симпатическую иглу» (природный магнит). В 1746 г. английский естествоиспытатель Уотсон передал электрические сигналы по проводу длиной около двух миль. Таким образом, представление о дальней связи с помощью некой невидимой субстанции возникло уже очень давно, но реализовано оно было лишь в XIX в.

В нашей стране изобретателем электромагнитного телеграфа считается русский ученый П.Л. Шиллинг (1786-1837). В 1832 г. он создал первый пригодный для практики электромагнитный телеграфный аппарат и продемонстрировал первую телеграфную передачу. Однако его аппарат имел ограниченный диапазон действия и не обеспечивал запись принимаемых сигналов. Более совершенную версию телеграфа (релейный телеграфный аппарат) предложил С.Ф. Морзе (1791—1872) — американский портретист, переквалифицировавшийся в техника. Его изобретение обеспечивало дистанционную передачу сообщений с использованием специального двоичного кода — «азбуки Морзе». В 1844 г. Морзе со своей группой завершили проведение телеграфной линии между Вашингтоном и Балтимором и через нее азбукой Морзе было отправлено знаменитое послание «Что сотворил Бог?» т- первое послание, отправленное по первой общественной телеграфной линии в мире. В 1851 г. для связи начали использовать подводный кабель, проложенный под Ла-Маншем, а в 1866 г. и Трансатлантический кабель, проложенный между Европой и Америкой. По этим кабелям передавали телеграфные сообщения, а после изобретения телефона появилась возможность передавать по проводам и человеческий голос.

Изобретателем телефона был А.Г. Белл (1847—1922) — шотландец, эмигрировавший в Америку (г. Бостон). В 1876 г. Белл и его ассистент ТА. Уотсон получили патент США на телефонный прибор. В 1878 г. Белл продемонстрировал свое изобретение королеве Виктории, которая была так восхищена им, что распорядилась проложить телефонную линию от острова Уайт до Лондона. Несколько месяцев спустя первая в мире общественная телефонная линия начала функционировать в Лондоне. В России первые городские телефонные станции начали действовать в 1882 г. в Петербурге, Москве, Одессе и Риге. К концу XIX в. телефонная связь распространилась по всему миру.

В то же время продолжались поиски более быстрых и более дешевых, чем телефонная, способов передачи сообщений на большие расстояния, которые могла обеспечить только беспроводная связь.

В 1894 г. итальянский радиотехник и предприниматель Г. Маркони (1874—1937) начал свои эксперименты, а в течение 1895 г. он добился успеха, посылая простейшие сигналы на расстояние более 3 км. В 1897 г. в Лондоне департамент телеграфа британской почты организовал демонстрацию аппарата Маркони.

В России работы по созданию радиопередающего и принимающего устройства велись физиком и электротехником А.С. Поповым (1859—1906). Весной 1895 г. он продемонстрировал изобретенный им первый в мире радиоприемник. К лету 1897 г. Попову удалось достичь дальности радиосвязи 5 км, а в 1901 г. — около 150 км.

К 1901 г. Маркони удалось значительно увеличить дальность радиосвязи — он послал первое радиосообщение через Атлантический океан, используя для этого подвешенную к воздушному змею принимающую антенну длиной свыше 100 м. Началась эра радиосвязи на большие расстояния. Для первых радиосообщений использовалась азбука Морзе, но уже в 1906 г. появилась возможность передавать и человеческий голос. Человеческая речь и музыка впервые прозвучали по радио в Великобритании в 1907 г.

Еще в начале XX в. Маркони предсказал, что вскоре появится «видимый телефон». Активная работа по его созданию велась в России. Профессор Санкт-Петербургского технологического института Б.Л. Розинг 22 мая 1911 г. произвел первый в мире опыт передачи изображения по проводам на расстояние. Им была создана электронно-лучевая трубка — прообраз современного кинескопа (кстати, ученик Б. Розинга В. Зворыкин стал создателем первой телевизионной камеры). В 1925 г. в Лондоне Дж.Л. Берд осуществил беспроводную передачу изображения человека из одной комнаты в другую. Через три года из студии Берда Британская радиовещательная корпорация (Би-Би-Си) провела сеанс первого в мире публичного телевизионного вещания. В 1936 г. Би-Би-Си начала регулярное телевещание на весь мир. Новое средство коммуникации по своей эффективности значительно превзошло все предыдущие, стал складываться новый тип культуры — экранной, сочетающей звуковые и визуальные способы передачи и восприятия сообщений.

В 1940 г. появились первые пробные цветные телевизионные программы — это было начало цветного телевидения.

Постепенно начали формироваться межнациональные телевизионные связи. Так, в 1959 г. телесети 12 европейских стран объединились в сеть Евровидения. Создание телекоммуникационных спутников позволило телевещанию стать поистине всемирным явлением. Первый искусственный спутник был запущен в 1957 г. в Советском Союзе, а к концу 1980-х гг. на земной орбите вращались уже около 3500 спутников. Причем общее количество спутников, запускаемых СССР, было почти в 3 раза больше, чем запускаемых всеми остальными странами (включая США). Спутники изменили всеобщее восприятие мира. Ныне наша планета окружена кольцом спутников, которые создают невидимую электромагнитную сеть, связывающую мир воедино постоянным обменом видимой и слышимой информацией. Спутник связи получает сигналы от наземного передатчика или от соседних спутников-трансляторов, затем посылает сигналы на соответствующие земные приемники. При этом спутник может связываться с неограниченным количеством наземных принимающих станций, входящих в радиус его действия. В последние годы стоимость радиотелевизионных систем (профессиональных и бытовых), принимающих сигналы со спутников, резко снизилась, а их качество кардинально улучшилось — их коммуникационная загрузка удваивается приблизительно каждые 5 лет. Все это предвещает радикальные культурные последствия: космическая эра, начавшаяся чуть более 40 лет назад, привела к глобальным переменам в коммуникациях.

В последние 20 лет конкуренцию спутникам составила волоконно-оптическая связь. Волоконно-оптический кабель более надежен с точки зрения обеспечения устойчивости и безопасности передачи. Связь по нему осуществляется быстрее, слышимость значительно лучше, а затраты на его производство во много раз меньше, чем на производство медного кабеля. В 1988 г. всего лишь одна нить волоконно-оптического кабеля была способна передавать одновременно более 3 тыс. телефонных разговоров, тогда как объем передач по одному медному кабелю не превышал 48 разговоров. Теперь этот показатель многократно увеличился — по одной нити оптического волокна можно передавать одновременно несколько миллионов телефонных разговоров.

В декабре 1988 г. вступил в действие первый телефонный кабель с использованием волоконной оптики, проложенный через Атлантический океан. Этот кабель позволял вести телефонные разговоры одновременно 40 тыс. абонентам, что в 3 раза превышало объем трех существующих медных кабелей и спутниковой связи. Во второй половине 1990-х гг. была установлена связь с использованием волоконной оптики между всеми континентами.

Огромное значение для развития коммуникаций имело быстрое развитие компьютерной техники. Долгое время вычислительная техника и техника связи развивались параллельно: громоздкие ламповые ЭВМ первых поколений занимались в основном рутинной переработкой огромного количества цифр. Сегодня компьютеры и коммуникационные технологии становятся все более тесно связанными. В результате поступающая информация может обрабатываться в неизмеримо больших объемах и гораздо быстрее, чем раньше. Ключевым моментом такого схождения стало превращение информации в цифровую, т.е. ее выражение в последовательности двоичных чисел (по аналогии с тем, как азбука Морзе использует только точки и тире). Цифровую информацию можно хранить, копировать, изменять, подвергать иным манипуляциям. О развитии цифровых технологий свидетельствует тот факт, что на цифровой компакт-диск (СВ) первоначально помещалась 70-минутная музыкальная запись, а сегодня на одном СО-КОМ может уместиться текст солидной энциклопедии. Цифровые технологии в отличие от аналоговых (используемых, например, в обычных магнитофонах) позволяют делать неограниченное количество копий без потери качества — оригинал и тысячная копия будут идентичными. Цифровая информация может храниться как угодно долго, она не ветшает и легко доступна при наличии соответствующей техники.

Таким образом, спутники, волоконная оптика и современные компьютерные технологии создали фундамент принципиально новой системы коммуникационных связей. Она приобрела поистине глобальные масштабы. Новые системы коммуникаций позволяют передавать со скоростью света любую информацию в любой форме — звуком, текстом, цифрами или изображением — любому человеку, находящемуся в любой точке планеты. Современные технологии связи, хранения и обработки информации в своей совокупности создают такое интегральное качество, которое без преувеличения можно назвать информационным обществом, ближайшим выражением которого стала всемирная коммуникационная сеть Интернет.

Развитие технических средств коммуникации

Возникновение человеческой речи приблизительно 40 тыс. лет назад в комму-никативистике нередко называют «первая коммуникативная революция». Язык стал основным средством общения и передачи информации. Этот процесс совершенствовался по мере изобретения различных технических средств связи — письма, печати, газет, телефона, телеграфа, радио, телевидения, но ни одно из них не умаляет ведущей роли языка как основного истинно человеческого средства общения.

За первой коммуникативной революцией последовали еще три, также связанные с совершенствованием средств передачи сообщений: возникновение письменности, изобретение печатного станка, развитие электронных массмедиа. Если говорить на языке комму-никативистики, то вторая революция превратила устную речь в письменные символы передачи информации, третья — трансформировала их в печатные, а четвертая — в электронно-компьютерные.

Письменность. Возникновение письменности, положившее начало переходу от словесной культуры к письменной, датируется приблизительно 3-м тысячелетием до н.э.

Самыми ранними формами письма были предметное письмо, в котором средствами передачи смысла служили различные предметы (например, стрела или меч могли означать объявление войны, а зеленая ветвь — предложение мира; разновидностью предметного письма можно назвать «язык цветов», принятый на Востоке), а также узелковое письмо, получившее распространение у скотоводческих племен для учета поголовья стад, где количество узелков соответствовало количеству животных.

Непосредственными предшественниками современного письма стали пиктографическое (рисуночное) и иероглифическое письмо. Они до сих пор используются некоторыми народами. В пиктографии простые изобразительные знаки, иногда способные вызывать зрительные ассоциации, обозначают отдельные предметы, действия, процессы и т.д. В иероглифическом письме каждый отдельный знак обозначает слово или словосочетание. Очевидно, что овладение иероглифическим письмом требует немалых усилий по заучиванию многочисленных иероглифов.

Подлинной революцией в письменности стало изобретение ф о -нетического письма, в котором особым символом обозначался каждый отдельный звук.

[Далее —>]

Этапы развития средств коммуникации

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 22Следующая ⇒

В истории развития средств коммуникации можно выделить пять основных периодов.

1. Довербальный период. Это период развития пещерного человека, не владеющего еще членораздельной

речью (слово «вербальный» означает словесный). Продолжался он сотни тысяч лет. Комму-

никация между первобытными людьми осуществлялась с помощью простых звуков, мимики, жестов,

наскальных рисунков.

2. Период устного общения. Членораздельная речь как средство общения появилась примерно пятьдесят

тысяч лет назад. Стал развиваться язык -стихийно возникшая в человеческом обществе система дискретных,

членораздельных звуковых знаков. Постепенно язык становится основным средством коммуникации и

передачи знаний.

3. Период появления и развития письменности как средства общения. Он начался около пяти тысяч лет

назад. Письменность по-разному развивалась на Западе и на Востоке. Появление возможности фиксации

знаний с помощью письменных знаков -сначала на камне и глине, а затем на папирусе и бумаге — это

качественный скачок в развитии общения и цивилизации в целом.

4. Четвертый период связан с эпохой книгопечатания. Она началась около пятисот лет назад с появлением

в Германии первого печатного станка с подвижными литерами, изобретение которого связывают с именем

Иоганна Гутенберга (1399-1468), впервые напечатавшего в городе Майнц 42-строчную Библию. Значение

этого изобретения трудно переоценить. Считается, что это самое большое достижение человечества за

последнее тысячелетие.

5. Пятый, современный, период охватывает последние сто лет. Он знаменуется появлением таких средств

общения (коммуникации), как радио, кино, телевидение, компьютерные сети, системы мультимедиа. Нетрудно

усмотреть в них одно общее свой-

ство: все они позволяют использовать для общения невербальные знаковые системы — человек как бы

возвращается к тем средствам общения, с которых началось его развитие. Это не случайно: потребность в

общении на невербальном уровне определена самой природой человека, особенностью его сознания.

Схема на рис. 2 представляет пять этих периодов. Для большей наглядности весь эволюционный путь

развития средств коммуникации (и одновременно — развития цивилизации в целом) показан в виде зигзага,

отражающего основные поворотные моменты истории: появление устной речи, появление письменности,

изобретение книгопечатания и т.д.

Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. — 256 с. — (Весь Мир Знаний). 8

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 9

Рис 2. Этапы развития средств коммуникации

Очевидна та стремительность, с какой происходит развитие средств коммуникации, средств общения.

Несколько десятков или даже сотен тысяч лет -достаточно малый промежуток по сравнению со временем

существования жизни на Земле (по разным оценкам около двух миллиардов лет). За время, прошедшее от

момента, когда первобытный человек впервые взял в руки каменный топор, и до запуска первого спутника,

животный и растительный мир изменился очень незначительно. Например, эволюционные изменения, которые

за это время произошли с лошадью, заключаются в основном в том, что пальцы у нее на ногах срослись

вместе, образовав копыта, — в результате лошадь стала быстрее бегать. Но разве сравнимо это с теми изменени-

ями, какие произошли с человеком за тот же промежуток времени?

Заметим, что современный человек внешне мало отличается от первобытного. Если бы с помощью

«машины времени» удалось перенести в наше время какого-нибудь кроманьонца (первобытного человека,

проживавшего в эпоху палеолита на территории Европы), одеть в современную одежду и вывести на улицу, то

вряд ли кто обратил бы на него особое внимание.

В отношении же таких качеств, как сила, ловкость, быстрота реакции, первобытный человек явно

превосходил современного. Так что результаты, достигнутые человеком в процессе эволюции, связаны не

столько с анатомическими изменениями и совершенствованием его органов чувств, сколько с развитием

сознания и мышления. Рассмотрим подробнее,

за счет чего человек за сравнительно короткий срок сумел добиться столь впечатляющих успехов.

Как известно, основной движущей силой эволюции у животных является естественный отбор: выживает

тот, кто сильнее, кто лучше может приспособиться к изменениям окружающей среды. Положительные

качества, благодаря которым отдельным особям удается выжить, передаются затем по наследству их

потомству. Таким образом, от поколения к поколению накапливаются изменения, отражающие всю историю

развития данного вида животных. И, как мы видели на примере лошади, должно пройти немало времени,

чтобы эти изменения стали заметными.

Развитие человека происходит по другим законам. Темпы развития человека несоизмеримы с темпами

эволюции у животных прежде всего потому, что в борьбе за выживание он, в отличие от животного, не просто

приспосабливался к окружающей среде. Люди объединялись в совместном труде, создавали орудия труда и с

их помощью преобразовывали среду обитания в соответствии со своими постоянно развивающимися

потребностями.

По мере развития сознания и мышления человек имел возможность в своей деятельности опираться не

только на личный опыт, но и, благодаря общению с себе подобными, — на исторический опыт всего общества.

Образно говоря, преимущество человека перед животным состоит в том, что он имеет возможность в процессе

общения и обмена информацией учиться на ошибках и достижениях других людей.

Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. — 256 с. — (Весь Мир Знаний). 9

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 10

Именно общение является той движущей силой, которая позволяла переходить человеку на все более

высокие ступени своего развития.

У первобытного человека были примитивные орудия труда и простейшие способы общения. Но уже в этих

условиях в полной мере проявлялась неразрывность трудовой деятельности и общения: результаты

коллективного труда напрямую связаны с тем, насколько согласованно действуют люди, насколько хорошо

они понимают друг друга. Только благодаря общению люди могли обмениваться опытом, накапливать его.

Появление новых орудий труда и предметов быта приводило к необходимости изобретать новые знаки для

их обозначения в процессе общения. Это, в свою очередь, давало новые возможности для развития

общественного и индивидуального сознания и, следовательно, стимулировало рост мыслительных и

творческих способностей человека. Таким образом, просматривается тесная связь между развитием

человеческого сообщества и развитием трудовой, творческой, познавательной деятельности человека.

Эволюция человека — это триединый процесс, связанный с развитием, во-первых, орудий труда и предметов

быта, во-вторых, знаковых систем и основанных на них языков общения, в-третьих, общественного и

индивидуального сознания самого человека.

Сознание — это высший уровень психической активности человека как существа социального. Оно

проявляется в целенаправленном характере его практической, познавательной, творческой и ин-

формационной деятельности. Важнейшей функцией сознания является осмысление окружающей

действительности.

Благодаря сознанию человек может в процессе общения соотносить свои действия с действиями и

жизненными позициями других людей, получает возможность познать самого себя. Познание самого себя есть

развитие самосознания.

Познавая предметы и явления, их взаимосвязи и взаимоотношения, человек выделяет существенные с

точки зрения общественной практики признаки, закрепляет их в своей памяти и передает другим людям. Тем

самым формируется личный и общественный опыт, общественное знание. Наше познание мира не есть

пассивное его отражение. Оно по природе своей активно и связано с общественной деятельностью человека.

Итак, подводя итог анализу периодов эволюции общения человека, можно сделать следующие выводы:

1. Человек — существо социальное, поэтому одним из основных условий его развития как личности

является общение с другими людьми в процессе трудовой, информационной и коммуникативной

деятельности.

2. Появление новых средств общения связано с тем, что на каком-то этапе общественного развития старые

способы перестают удовлетворять потребности общественного сознания.

Мысль о том, что не только язык общения, но и другие системы знаков используются человеком как

орудия взаимодействия с окружающей средой, вы-

сказана современным психологом Д. Брунером: «Язык — инструмент самого общего плана, ибо он дает

направление и инструкции для наших мускульных усилий, наших органов чувств и мыслительных

способностей… Для экономии мускульных усилий мы придумали специфические инструменты. Есть схемы,

экономящие нам время и усилия при восприятии, они реализуются в придуманных нами рисунках, диаграммах

и моделях. И наконец, что, вероятно, самое главное: существуют сокращающее время эвристики, дабы помочь

нам в планировании действий…» [65].

Каждая из информационных революций, пережитых человечеством — изобретение письменности,

книгопечатания, затем кино, радио, телевидения и, наконец, компьютерных систем коммуникации, —

приводила к существенному изменению среды обитания человека. При этом менялась и информационная

нагрузка на его разные сенсорные системы. Для того чтобы лучше разобраться в этом вопросе (важном для

понимания сути семиотических явлений в обществе), рассмотрим более подробно, каким образом человек

воспринимает и обрабатывает информацию.




Развитие технических средств коммуникации (часть 3)

[

Камень, глина, дерево, медь и латунь оказывались тяжелыми и громоздкими; широкие листья, вроде пальмовых, легко повреждались. Кроме того, все перечисленные материалы (как позже береста на Руси) обладали одним существенным недостатком — делали практически невозможным внесение изменений или исправлений в текст.

Современные историко-культурные исследования показывают, что древние римляне были, вероятно, первыми, кто преодолел эту трудность: они покрывали деревянные дощечки воском и затем вырезали в нем свои тексты. Чтобы внести изменения в написанное, разглаживали воск, а на разглаженной поверхности писали исправленный текст. Адресат мог прочесть его и написать ответ на той же восковой табличке, предварительно разгладив воск. Так возникла двусторонняя система посланий, вполне в духе современного факс-аппарата (условным прообразом которого можно считать восковую табличку).

Значительный прорыв совершили египтяне, изобретшие папирусную бумагу для письма. Из папируса, произраставшего на отмелях Нила, египтяне нарезали длинные узкие полосы, которые они переплетали, сушили на солнце и выравнивали куском раковины или камнем. В результате получалась ровная и прочная поверхность для письма. Технология производства бумаги, придуманная древними египтянами, имеет много общего с современным бумажным производством.

Книгопечатание. Третья коммуникативная революция связана с изобретением печатного станка. Книгопечатание обусловило переход от устной (преимущественно) культуры к книжной и значительно увеличило размах коммуникаций. Книга, отпечатанная типографским способом, стала достоянием широкого круга читателей.

Историки культуры отмечают, что китайцы еще в конце IX в. первыми стали использовать наборную печать в виде вырезанных деревянных блоков. Приблизительно в 1440 г. наборная печать была открыта в 1ермании И. Гутенбергом (1399—1468), а печатание первой знаменитой Библии Гутенберга было закончено в 1456 г. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению, изобрел ли Гутенберг свой станок самостоятельно или заимствовал у китайцев;

[Далее —>]

Развитие технических средств коммуникации (часть 2)

[

Оно связало устную речь и письмо. Когда мы говорим, мы произносим сравнительно немного существенно различающихся звуков. Поэтому количество символов, необходимых для их обозначения, невелико. Такое письмо оказалось эффективным, гибким и высокоадаптивным средством общения, удобным для обучения и запоминания, поскольку не надо учить тысячи иероглифов. Фонетическое письмо упростилось до набора из нескольких десятков букв современного алфавита.

Примечательно, что, борясь с избыточностью знаков в письме, некоторые народы пользовались только согласными звуками. Так, финикийцы (которые, предположительно, были первыми, кто использовал фонетическое письмо еще в конце 2-го тысячелетия до н.э.) записывали только согласные звуки, обозначавшиеся 22 знаками. Гласные отсутствуют и в древних рукописях других народов. Греки к согласным добавили гласные буквы. Ко II в. до н.э. сложился классический латинский алфавит, насчитывающий 23 буквы. Классическая латиница легла в основу письменности романо-гер-манских народов, а также балтийских и некоторых славянских (поляки, чехи, словаки, словенцы, хорваты).

Классический греческий алфавит, включающий 24 буквы, с небольшими изменениями сохранился до настоящего времени. Он был заимствован Византией, а в дальнейшем стал основой славянской письменности благодаря подвижнической просветительской деятельности братьев Кирилла и Мефодия, создавших в IX в. славянскую азбуку и переведших на славянский язык первые богослужебные книги.

Церковно-славянский язык в его древнерусском варианте также характеризовался высокой степенью сжатости: часто встречающиеся слова сокращенно записывались в религиозных текстах всего несколькими буквами, подобно тому, как мы в настоящее время пользуемся аббревиатурами вроде ООН, ЮНЕСКО, РФ, СНГ и др. Чем больше было распространено то или иное слово, тем скорее оно угадывалось и тем меньше о нем требовалось сообщать.
Возникновение письменности, особенно в ее фонетическом варианте, сыграло колоссальную цивилизационно-культурную роль. Письменный язык в отличие от устного фиксировался на материальном носителе — пергаменте, бумаге и т.д. Его коммуникативные возможности исключительны: с помощью письменности люди получили возможность накапливать, хранить и передавать знания не только от человека к человеку, но и от поколения к поколению. Письменность позволяет возвращаться в глубь истории, знакомиться с классическим литературным и философским наследием прошлого, «общаться» с далекими предками. Письмо решило проблему объема и точности передаваемой информации (нетрудно представить, насколько оно превысило возможности человеческой памяти). Благодаря письму стали развиваться наука и образование, быстрее стало меняться само общество.

С возникновением письменности человечеству пришлось решать еще одну важную проблему — проблему поверхностей, пригодных для письма.

[Далее —>]

Развитие телекоммуникаций

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 9Следующая ⇒

Хочу рассказать вам о телекоммуникациях и их развитии.

Нельзя отрицать роль телекоммуникаций в нашей жизни. Интернет, телефоны, телеграф, сотовые телефоны, радио, телевидение — все это средства связи и телекоммуникаций. Сегодня мы живем в информационную эпоху, когда информация является ключом и двигателем прогресса.Нашему обществу необходимы совершенные средства обмена информацией, поэтому все виды телекоммуникаций постоянно развиваются.

В настоящее время средствами беспроводной связи пользуются сотни миллионов людей. Сотовый телефон больше не символ престижа, а инструмент, позволяющий более эффективно использовать рабочее время. Учитывая, что основная услуга оператора мобильной связи — обеспечение высокого качества связи, большое внимание на телекоммуникационном рынке уделяется спектру услуг, которые может получить абонент сотовой сети.

Сегодня мы можем легко подключиться к Интернету с помощью мобильного телефона или сделать снимок или снять короткий фильм с помощью нашего мобильного видеотелефона.

В конце девятнадцатого века средства связи были дополнены новым изобретением — телефоном. В США его использование медленно расширялось, и к 1900 году Американская телефонно-телеграфная компания контролировала 855 000 телефонов.

После 1900 года установка телефонной связи расширилась гораздо быстрее во всех более богатых странах.Количество используемых телефонов в мире росло почти на 100 процентов за десятилетие. Но услуги междугородной телефонной связи постепенно развивались и начали конкурировать с телеграфным бизнесом. Больший вклад в развитие связи на большие расстояния внесло развитие беспроводной технологии.

Перед началом Первой мировой войны беспроводной телеграф был создан как средство регулярной связи с кораблями в море и стал ценным дополнением к существующим телеграфным линиям.В последующие несколько лет телефонные сети всех главных стран были связаны друг с другом по радио. Гораздо более непосредственным было влияние радио через радиовещание и телевидение, которое следовало за ним с интервалом примерно в двадцать пять лет.

Телефоны являются такой же частью инфраструктуры нашего общества, как дороги или электричество, и конкуренция удешевляет их. Убытки от более низких цен будут компенсированы более высоким использованием. Что наиболее важно, благодаря устранению необходимости в установке дорогостоящих кабелей и микроволновых передатчиков новые телефоны могут стать благом для отдаленных и бедных регионов Земли.Даже сегодня половина населения мира живет более чем в двух часах езды от телефона.

Спутниковые телефоны не смогут предоставить сразу все свои преимущества.

Множество других новых коммуникационных услуг — онлайн-библиотеки фильмов, персональные компьютеры, которые могут отправлять видеоклипы и звуковые фрагменты так же легко, как их можно использовать для написания писем, наземные мобильные телефонные системы, достаточно дешевые, чтобы заменить старые аппараты, — являются уже технически возможно.

Вопросы:

1. Какие средства связи вы знаете?

2. Почему мы стараемся развивать все виды телекоммуникаций?

3. Можно ли сегодня подключиться к Интернету с помощью мобильного телефона?

4. Что было изобретено в конце девятнадцатого века?

5. Какие технологии внесли большой вклад в дальнейшую связь?

6.Существовал ли беспроводной телеграф как средство регулярной связи до начала Первой мировой войны?

7. Какие новые телекоммуникационные услуги вы знаете?

Словарь:

телекоммуникации — телекомунікація, далекий зв’язок; телефон, телеграф, радіо

на разработку — розвивати, вдосконалювати

отказать — заперечувати, отрицается.

сотовый телефон — мобильный телефон

обмен — обмін

постоянный — постійний

Инструмент

— Инструмент

эффективно — ефективно

рассмотреть — вважати, гадати

Оператор

— оператор

предоставить — забезпечувати, постачати

сеть — мережа, система

Абонент

— передплатник, клієнт

получать — отримувати, приймати, сприймати

Объект

— оборудование, апаратура, пристосування

для увеличения — выбрать, додавать

изобретение — винахід

для расширения — розширювати, оставить

установка — установка, розміщення

продлить — распостраняются, розширювати

расти (прошлое выросло, pp выросло) — рости, убилшувати

постепенно — поступово, потроху

соревноваться — конкурувати, змагатися

взнос — сприяння, взнос

wireless — бездротовий, дистанційний

очаг — (зд) раптовий початок

установить — засновувати, створювати

ценный — цінний, корисний

приложение — додаток, додавання

немедленный — раптовий, невідкладний, негайний

влияние — вплив, вплив

в эфир (прошлое вещание, pp-эфир) — передавати в ефірі, віщати

интервал — проміжок, інтервал

инфраструктура — инфраструктура

электричество — електрика

микроволновая печь — мікрохвильовий

передатчик — передавачі

благо — благо, дар; перімущество, стоимость

пульт — віддалений, далекий

льготы — послуги, вигоди, привілеї

наземный — земний, наземний

Учитель ________________I.С.Коковихина

1. ПРОЧИТАЙТЕ ТА ПЕРЕКЛАДІТЬ ТЕКСТ.

2. ПІДГОТУЙТЕСЬ ДО ДЕТАЛЬНОГО ПЕРЕКАЗУ ТЕКСТУ

Почтовая служба

Исторические упоминания почтовых систем Египта датируются примерно 2000 г. до н. Э. В то время почту возили с места на место на лошадях или запряженных лошадьми телегах. Это была преимущественно правительственная почта.На другом конце света, в Китае, почтовая служба была запущена в начале 12 века до нашей эры. Он использовался в основном для передачи официальных документов.

Римская империя построила самую передовую систему доставки почты, известную до того времени, за исключением службы в Китае. В Римской империи надежная связь из Рима с губернаторами и военными чиновниками в далеких провинциях была необходимостью. Скорость, с которой правительственные депеши и другая почта могли разноситься по империи, была поразительной для того времени.В Европе XIX века дилижансы стали возить письма и посылки, но большая часть почты по-прежнему перевозилась так же, как в Римской империи.

С тех пор многое изменилось. Сегодня мы можем отправлять наши письма также авиапочтой, самой быстрой почтовой службой.

В настоящее время отделения почты есть в каждом городе. Если вы хотите отправить обычное письмо или открытку, вам нужно купить конверт с нужным штампом, написать на нем адрес, вложить письмо и отправить его.Для заказного письма, авиапочты или обычного письма в другую страну необходимо купить и наклеить на конверт другие марки.

Если вы хотите отправить телеграмму, вы можете отнести ее на ближайшую почту или продиктовать по телефону. Но если у вас есть Интернет, нет необходимости идти в местное почтовое отделение, вы можете просто подключиться к Интернету и, используя свою почтовую программу, отправить письмо или письма туда, где вам нужно. Единственное условие — есть ли у получателя компьютер и Интернет.Электронная почта дешевле и мгновенно.

Если вы хотите использовать традиционный метод и хотите, чтобы ваше письмо доставлялось быстрее, вы можете отправить его авиапочтой или экспресс-почтой.

Если вы хотите отправить посылку, вам нужно пойти на почту, передать посылку помощнику, который взвесит ее на весах и выдаст вам необходимые марки. Сумма, которую вы должны заплатить, зависит от веса посылки.

Вопросы:

1.Когда в Египте появились почтовые системы?

2. Когда в Китае появилась почтовая служба?

3. Какую систему доставки почты построила Римская империя? .

4. В чем заключалась главная особенность почтовой службы Римской империи?

5. Как была организована доставка почты в Европе в XIX веке?

6. Какая сегодня самая быстрая служба рассылки?

7. Что нам нужно сделать, если мы хотим отправить обычное письмо или открытку?

8.Что нужно покупать для заказного письма?

9. Какие виды почтовых услуг предлагает Интернет?

10. Что вам понадобится, если вы хотите отправить посылку?

Словарь:

справка — посилання

по настоящее время — датуватися

носить с собой — везти; носити

гужевые. вагон — гужовий фургон

передать — переправляти

продвинутый — передовий

доставка — доставка

надежный — надійний

губернатор — губернатор, намісник

военных — військові посадові особи

дальние провинции — віддалені провінції

к отправке — посилати, отправляти

удивительный — дивовижний, вражаючий

дилижанс — поштовий диліжанс

открытка — листівка

Конверт

— конверт

Марка

— марка

заказное письмо — рекомендованный лист

.

наклеить — приклеювати

состояние — умова

получатель — одержувач

Сообщение

— повідомлення

Требуется

— потрібний, необхідний

Авиапочта — авіапошта

растворимый — миттєвий, негайний

приехать — прибувати

посылка — посилка

весы — ваги

взвесить — зважувати

на зависимость — залежати

Учитель ________________I.С.Коковихина

1. ПРОЧИТАЙТЕ ТА ПЕРЕКЛАДІТЬ ТЕКСТ.

2. ПІДГОТУЙТЕСЬ ДО ДЕТАЛЬНОГО ПЕРЕКАЗУ ТЕКСТУ

Исследование космоса (1)

Вступая в двадцать первый век, у нас есть невообразимый набор технологий и поколение молодых людей, обученных этим технологиям.

Три десятилетия назад люди установили на Луне шесть флагов. Наши автоматические космические станции достигли почти всех планет Солнечной системы.

Сегодня мы больше не стремимся к новым космическим достижениям; вместо этого мы отмечаем прошлые годовщины. Наша работа не закончена.

Я прочитал большое количество книг и журналов, помимо научных. Люди готовились к высадке на Марс, но из-за некоторых препятствий мы этого еще не осознали.

Если мы сравним технологии 1960-х и 1970-х годов, когда были сделаны крупные достижения в освоении космоса, и технологии, которые мы имеем сегодня, мы можем быть удивлены.

Как мы все знаем, в лунном модуле «Аполлон» был компьютер. Компьютер Lunar Module имел 4096 байт стираемой памяти. Современные процессоры достигают более 3000 МГц, что в сотни раз больше, чем было в то время, а современные персональные компьютеры часто имеют более 500 миллионов байтов стираемой памяти, не говоря уже о современной фиксированной памяти.30 лет прогресса дали нам возможность делать еще больше в ракетной технике, вычислительной технике и во всем остальном. Наши будущие достижения не должны затмеваться нашими прошлыми достижениями.

Нам нужно исследовать космос, используя комбинацию автоматических зондов и пилотируемых миссий.

Людям необходимо исследовать космос, потому что, не делая этого, мы отрицаем свою творческую и любознательную природу.

Вопросы:

1.Когда люди развешивали флаги на Луне?

2. Все ли планеты Солнечной системы посещали наши автоматические космические станции?

3. Почему нам нужно исследовать космос?

Словарь:

невообразимое — неймовірний

массив — безліч, сукупність

на место — розмістити, встановити

добраться — досягти, дістатися

Солнечная система — Сонячна система

Достижение

— досугнення, успіх

праздновать — святкувати, веселитися, радіти

-летие — річниця, ювілей

препятствие — перешкода, перепона, перешкода

реализовать — здійснювати, виконувати

разведка — вивчення, исследование

стираемое — стирані, оперативна (про пам’ять)

продвижение — розвиток, досягнення, прогрес, успіх

умение — здатність

ракетная техника — ракетна техніка

карлику — зупиняти ріст; перешкоджати розвитку

пилотируемый полет — пілотований політ / місія

любопытный — цікавий, допитливий, допитливий

Учитель ________________I.С.Коковихина

1. ПРОЧИТАЙТЕ ТА ПЕРЕКЛАДІТЬ ТЕКСТ.

2. ПІДГОТУЙТЕСЬ ДО ДЕТАЛЬНОГО ПЕРЕКАЗУ ТЕКСТУ

Исследование космоса (2)

Человечество всегда мечтало преодолеть гравитацию и достичь других планет. Но только в 60-е годы этой мечте суждено было стать реальностью.

12 апреля 1961 года космический корабль «Восток» с человеком на борту был запущен в космос и, выйдя на орбиту, успешно вернулся на Землю.

Первым человеком, преодолевшим гравитацию и вышедшим на орбиту Земли, был Юрий Гагарин. Этот день вошел в историю человечества как выдающееся достижение, открывшее космическую эру.

В ходе освоения космоса были достигнуты многие достижения мировой науки и техники. В этот период было запущено множество спутников Земли, многочисленные космические лаборатории. Среди достижений можно назвать посадку автоматических станций на Луну, полеты космических лабораторий к Венере и Марсу.

Это годы пилотируемых космических полетов: Валентина Терешкова стала первой женщиной-космонавтом, совершившей космический полет, А.А. Леонов совершил первый «космический выход» в 1965 году, первая советская экспериментальная станция с четырьмя космонавтами на орбите вышла на орбиту. , первая американская экспедиция высадилась на Луне.

Советский «Луноход», автоматические орбитальные станции «Союз» и другие космические лаборатории открыли новый период освоения космоса. С первых экспериментов ученые перешли к планомерному освоению космоса.

В последнее время раздаются призывы сократить расходы на программы космических исследований. Я считаю, что допустить это было бы серьезной ошибкой.

Существует прямая связь между развитием программ космических исследований и различными земными технологиями. Чем выше первые, тем более развиты вторые.

Вопросы:

1. О чем всегда мечтали человечество?

2.Когда эта мечта стала реальностью?

3. Когда был запущен космический корабль «Восток»?

4. Был ли Юрий Гагарин первым человеком, преодолевшим гравитацию и вращавшимся вокруг Земли?

5. Какой день 12 апреля вошел в историю?

6. Что произошло в ходе освоения космоса?

7. Что видел этот период?

8. Перечислить этапы программ пилотируемых космических полетов.

9.Что открыло новый период освоения космоса?

10. Какие звонки были в последнее время?

11. Разве серьезной ошибкой было бы позволить сократить расходы на освоение космоса?

12. Какая связь существует между развитием программ космических исследований и различными земными технологиями?

Словарь:

на борту — на борту

человечество — людство

эпоха — ера

в ходу — в ході

мировая наука и техника — світова наука и техніка

многочисленное — численний

для перечисления — перераховувати

Рейс

— політ

Первым изготовили

— був перший, хто вчинив

космонавт — космонавт

на посадку — приземлятися

допустить это было бы серьезной ошибкой — було б серйозною помилкою допустити це

земные технологии — земні технології

бывший — перший (з двох)

последний — останній (з двох)

тем выше… более развитые — чим вище … тим більш розвинені

Учитель ________________ Коковихина И.С.

1. ПРОЧИТАЙТЕ ТА ПЕРЕКЛАДІТЬ ТЕКСТ.

2. ПІДГОТУЙТЕСЬ ДО ДЕТАЛЬНОГО ПЕРЕКАЗУ ТЕКСТУ

Образование в Великобритании

В Англии и Уэльсе обязательная школа начинается в возрасте пяти лет, но до этого возраста дети могут посещать детский сад, также называемый игровой школой.Школа обязательна до 16 лет.

В начальной и первой школе дети учатся читать и писать, а также учатся основам арифметики. В старших классах начальной школы (или в средней школе) дети изучают географию, историю, религию, а в некоторых школах — иностранный язык. Затем дети идут в среднюю школу.

Когда ученикам исполняется 16 лет, они могут сдавать экзамены по различным предметам, чтобы получить квалификацию. Эти квалификации могут быть либо G.C.S.E. (Общий аттестат о среднем образовании) или «O level» (Обычный уровень). После этого ученики могут либо бросить школу и начать работать, либо продолжить учебу в той же школе, что и раньше. Если они продолжат обучение, когда им исполнится 18 лет, они должны будут сдать дополнительные экзамены, необходимые для поступления в университет или колледж.

Некоторые родители выбирают для своих детей частные школы. Они очень дороги, но, как считается, дают лучшее образование и хорошие возможности для работы.

В Англии 47 университетов, в том числе Открытый университет с преподаванием по телевидению и радио, около 400 колледжей и высших учебных заведений. Старейшие университеты Англии — Оксфорд и Кембридж. Как правило, университеты присуждают два вида степеней: степень бакалавра и степень магистра.

Вопросы:

1. Когда начинается обязательная школа?

2. Как долго ребенок учится в обязательной школе?

3.Какие предметы изучают дети в начальной школе?

4. Какой экзамен нужно сдавать ученикам в 16 лет?

5. Должны ли учащиеся бросать школу в возрасте 16 лет или продолжать учебу?

6. Чем частные школы отличаются от обычных?

7. Сколько университетов в Англии?

8. Что такое Открытый университет?

9. Какие степени присуждают университеты?

Словарь:

обязательное — обов’язкова

детский сад — дитячий садок

Экзамен

— іспит

предмет — предмет

университет — університет

частная — приватний

возможность — можливість

к награде — давати, привласнювати

бакалавр — бакалавр

мастер — магістр

Учитель ________________I.С.Коковихина

1. ПРОЧИТАЙТЕ ТА ПЕРЕКЛАДІТЬ ТЕКСТ.

2. ПІДГОТУЙТЕСЬ ДО ДЕТАЛЬНОГО ПЕРЕКАЗУ ТЕКСТУ


.

Использование компьютерных технологий в изучении иностранных языков

Взаимодействие с другими людьми

Одним из наиболее эффективных способов улучшить процесс изучения иностранных языков является использование компьютерных и интернет-технологий в системе образования. Компьютерно-информационная модель образования является своеобразным переходным этапом от системы традиционных методов обучения иностранным языкам к современной системе открытого информационного общества образования. Основы внедрения информационных технологий в процесс подготовки специалиста по информатизации.Это приложение следующих компьютерных технологий: создание виртуальных библиотек, образовательных программных средств (электронные библиотеки, электронные учебники, словари), создание информационных баз данных университетов и школ, мультимедийных программ, виртуальных дискуссионных клубов, консультационных центров, учебных информационных сред. университетов и школ, базы данных, каталоги, содержащие все учебные курсы для разных типов учебных заведений.

Внедрение компьютерных и информационных методов обучения значительно повышает уровень информационной компетентности студентов, в частности, развивает такие навыки, как использование возможностей Интернета для поиска необходимой учебной информации; использование справочных электронных публикаций; применение информационных ресурсов в учебной деятельности, использование коммуникативного потенциала информационных и компьютерных технологий для советов, необходимой информации и т. д.Специфика компьютерно-информационной модели — личностная ориентация, составляющая основу как целеустремленной личности обучающегося, способного адекватно действовать в реальной ситуации, коммуникативной, так и социокультурной ориентации.

Работа с компьютером предполагает овладение определенными системными знаниями и навыками, которые теперь называются компьютерной грамотностью.

Существует два типа компьютерной грамотности: домашняя и профессиональная. Для учителей иностранных языков профессиональная компьютерная грамотность может означать:

1) Знание технических и дидактических возможностей компьютеров и существующего программного обеспечения;

2) Умение разрабатывать учебные сценарии программного обеспечения;

3) Умение исправлять постановку задачи как программист;

4) Возможность использования прикладных программ (обучение и поддержка).

На современном этапе развития в процессе обучения иностранным языкам большое внимание уделяется развитию компьютерных технологий — мультимедийных технологий, технологий гипермедиа, коммуникационных технологий (видеоконференцсвязь, телеконференцсвязь, форумы и др.), Построения технологий виртуальной реальности. В процессе изучения иностранного языка компьютер может выполнять функции, которые должны обеспечивать формирование языковой или коммуникативной компетенции:

1) проводить обучение и тестирование в диалоговом режиме;

2) моделировать реальные речевые ситуации с помощью графиков, анимации и видео, создавая эффект контакта с языковой средой;

3) изобразить речевую ситуацию, использовать ее как стимул, поддержку в процессе учебного диалога;

4) обеспечить общение на изучаемом языке с помощью компьютерных линий.

Современные компьютерные средства позволяют создавать новые компьютерные программы как обучающие, обучающие, так и контрольные. Такие программы создаются в специальных образовательных целях, широко используются в домашних условиях и работают при изучении иностранного языка. Для овладения уроками английского языка студентам могут быть предложены следующие компьютерные программы обучения: «Triple play plus на английском», «Английский на каникулах», «English Gold», «Tutor», «English Discoveries», «Профессор Хиггинс», « Награда »,« Поговори со мной! ».«Learn to Speak English», «Hello, America!», «Bridge to English», «Английский для общения», «Talking Oxford Dictionary», «English Puzzle», «Английский в трех шагах» и другие. С введением и тестированием тематической лексики, такой как шоппинг, еда, одежда и др., Вы можете использовать компьютерные программы «Triple play plus на английском языке», «Английский в отпуске», «English Gold».

Программа «Английские открытия» — интерактивный мультимедийный учебник английского языка. 75% — традиционные занятия, 25% — занятия в компьютерном классе.Программа представляет собой серию из двенадцати компакт-дисков для изучения английского языка, разделенных на пять основных уровней. Программа охватывает все четыре аспекта владения языком (чтение, письмо, устная речь и аудирование) с английским и реальными ситуациями.

Программа «Профессор Хиггинс» и «Награда» объединяет два курса: Курс фонетики и грамматики, конечно, может использоваться на разных уровнях. Программы можно использовать для закрепления знаний.

Программа «Oxford Platinum De Luxe» помогает корректировать свое произношение на компьютере, быстро правильно оформлять простые и сложные предложения на английском языке, писать диктанты, проверять грамматику и фонетику.«English Puzzle» предназначена для обучения английских переводчиков профессиональному общению с помощью мультимедийных носителей. Компьютер действует как симулятор, который помогает студентам осваивать языковые аспекты посредством учебных упражнений, как инструмент для работы с текстовым редактором, который позволяет легко создавать и находить печатные тексты как канал коммуникации и источник информации, различные базы данных как средство аудиовизуальных презентаций информации.

Для проверки работоспособности компьютера использовалась программа «Мой тест».С возможностью использования программы и тестирования, экзаменов во всех образовательных учреждениях (ВУЗах, колледжах, школах) как для определения уровня знаний по учебной дисциплине, так и с образовательными целями. My Test — это система программ (редактор тестов студентов программ тестирования и журнал результатов) для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов оценки указанной шкалы в тесте. Программа работает с девятью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, использование объектов.

повторение, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод чисел, ручной ввод текста, выбор места перестановки букв на изображениях.Тест можно использовать на любом количестве рабочих мест. Выбор работы (одиночный, множественный выбор, указание порядка, указание истины) может использоваться до 10 (включительно) вариантов. Программа имеет богатые возможности форматирования текста вопросов и ответов. Вы можете определить шрифт, цвет символов и фона, использовать верхний и нижний индекс, разбить текст на абзацы и применить расширенное форматирование, использовать Spica, вставлять изображения и формулы. Для большего удобства в программе есть собственный текстовый редактор.

При самостоятельном изучении материала на компьютере обеспечивается: 1) свободный режим работы, 2) неограниченное время, 3) устранение субъективных факторов и 4) максимальная поддержка в овладении иностранным языком. Компьютерное управление повышает эффективность самостоятельной работы, оперативность получения результата, повышает объективность оценки. Современные компьютерные технологии постоянно проникают в различные сферы жизни современного общества: бизнес, финансы, средства массовой информации, науку и образование.На общем фоне развития телекоммуникаций в нашей стране постепенно вырисовывается и становится заметным процесс внедрения компьютерных технологий в сфере народного образования.

Компьютерные технологии постепенно начинают осознаваться многими педагогами как инструмент познания мира. Этот инструмент настолько мощный, что вместе с ним в школу приходят новые формы и методы обучения, новая идеология глобального мышления. Становится очевидным, что в современных условиях высокого уровня развития информационных технологий и их внедрения в образовательный процесс использование компьютера могло бы значительно повысить эффективность обучения иностранному языку и помочь в организации межкультурного общения на иностранном языке. урок.

Компьютерные технологии получают все большее признание со стороны учителей, потому что они:

— стимулировать процесс изучения любого предмета и способствовать обмену опытом преподавания различных дисциплин; значительно повысить интерес студентов к учебному процессу, в частности, к овладению иноязычной речевой деятельностью на уроках иностранного языка;

— расширить коммуникативную практику студентов; сделать возможным использование новых методов, основанных на сравнении собственных данных студентов и тех, которые они получают в результате общения.

Внедрение компьютерных технологий в образование дает возможность использовать компьютерные игры при изучении иностранных языков, что способствует более успешному усвоению языкового и речевого материала на уроках иностранного языка. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обратили внимание на эффективность использования игрового метода с помощью компьютера. Это потому, что в игре проявляются особенно полные, а иногда и неожиданные способности любого человека, и ребенка в частности.Дж. Хейзинга отметил, что человеческая культура возникла и развернулась как игра.

Однако следует отметить, что использование компьютерных игр изучено недостаточно, поскольку они связаны с изучением иностранных языков. И именно игра может выполнять важнейшую роль познавательного приобретения интереса, облегчить сложный процесс обучения, создания условий для формирования творческой личности учащихся, а также позволяет довести профессиональное мастерство учителя до уровень современных технологий.

Обратимся к истории игровой деятельности. Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Мы знаем, насколько игра многогранна; он обучает, развивает и социализирует, и одновременно развлекает и дает остальным. Но в образовании одна из первых задач — обучение. Нет сомнений в том, что игра практически с первых моментов своего появления выступает формой обучения как начальное школьное воспроизведение реальных практических ситуаций до их развития, а также развития необходимых человеческих качеств, качеств, навыков и привычек, развития. способностей.

Еще в древних Афинах (VI-IV века до н. Э.) Пафос практики организованного обучения и обучения пронизывал принцип соревнования. Дети, подростки, юноши постоянно соревновались в гимнастике, танцевальной музыке, словесных спорах и оттачивали свои лучшие качества. В то же время у нас зародились военные игры — учения, штабные учения, игра в «драки». В X веке среди методов обучения в школах были также популярные школьные соревнования, особенно по риторике.Обычное обучение выглядит так: преподаватель читал, приводил примеры интерпретации, отвечал на вопросы, организовывал обсуждение. Студенты учатся цитировать по памяти, перефразировать, комментировать, описывать, импровизировать.

Изучая, например, глаголы Make и Do, учитель сам может найти много полезного www.worldwidewords.org на британском сайте и получить задание подготовить для учащихся сообщение по этому вопросу. Письмо об образовании является частью обязательной программы, в частности подготовки к экзамену, поэтому учитель может использовать в дополнение к традиционным формам обучения и различные формы использования ИКТ в классе.Изучая тему «Праздники», педагог может предложить детям найденные в Интернете тексты поздравлений на английском языке. Студенты с большим интересом создают электронную открытку с приветствием, анимацией и звуком. Сайты www.linguistic.ru, www.123greetings.com помогают студентам выполнить такую ​​работу. Есть интересный сайт www.comics.com. Здесь можно найти веселые картинки, комиксы. Если они скачиваются и отображаются, можно предложить фразы к картинкам, чтобы провести такую ​​работу в виде игр.

Изучение английского невозможно без яркой ясности, которую учитель может найти в Интернете и использовать в классе. Изучая тему «Домик» в 5 классе, привожу яркие картинки на экран. Разнообразие форм работы: введение словарного запаса, описание комнаты, описание предмета мебели в виде пазлов, поиск спрятанных предметов и т. Д.

Создание презентаций учителя и учеников — еще одно средство использования ИКТ на уроках английского языка.Презентации знакомят студентов с обычаями, традициями и культурой других стран. У школьников огромное желание подготовить презентации по региональной географии, а также презентации на основе собственных материалов, например, «Моя улица», «Мой дружеский класс», «Стена фотографий», «Моя поездка в Лондон, Египет. , Турция »и другие. Вы можете быстро сделать презентацию, если зайдете на сайт www.geo.ru. Где найти карту, информацию по любой стране, скачать материалы с картинками. Сортируйте их по теме, оценке.Сделайте серию презентаций и получите отличное электронное руководство, которое может быть изменено и дополнено в последующие годы.

Электронное пособие «Британника» помогает в создании отчетов и презентаций. Эта энциклопедия — удобный инструмент для поиска информации, помогающий студентам исследовать мир и узнавать его.

Таким образом, использование ИТК на занятиях учителя английского языка помогает сделать урок более насыщенным и интересным, помогает повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, побуждает учителей повышать педагогические навыки.

Ссылки:

  1. Современные информационные технологии в образовании. Роберт IV — Издательство Московской школы, 1994.-215.
  2. Преимущества и недостатки контролируемых лабораторных исследований овладения вторым языком. Ян Л. Р. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2001. — 173–193 с.
  3. Проблемы применения мультимедийных технологий в высшем образовании // Высокие технологии в педагогическом процессе: тезисы Межвузовской научной конференции преподавателей, научных сотрудников и специалистов вузов.Фролова Н.Х. — Нижний Новгород, ВСПИ, 2000. — 96–98 секунд.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Полат Е.С. — Москва, образование, 2000–45–46 сек.
  5. Использование электронных информационных и образовательных ресурсов для поддержки научных исследований молодых ученых .// Вестн. Томская обл. Пед. Зап (Вестник Томского государственного педагогического университета). Гальцова Н.П., Мезенцев Т.И., Швадленко И.А. Серия: Педагогика 2006. — 13 до -18.

Основные термины (генерируются автоматически) : ИКТ, ИТК, VI-IV, ВСПИ.

.