Содержание

Развитие логического мышления у дошкольников

Важнейший психический процесс, который обеспечивает человеку способность решения любых поставленных перед ним задач, называется мышлением. Оно тесно связано с речью, а его результатом является мысль, выраженная в словах. Развивать мыслительную деятельность нужно с самого раннего возраста. Используя логику, ребенок получает знания об окружающем мире и его особенностях.

Этапы развития

Существует несколько видов мыслительной деятельности. Каждый из них преобладает в определенном возрасте:

  1. Наглядно-действенное мышление характерно для детей раннего возраста. Чтобы решить поставленную задачу, ребенок выполняет действия с игрушками и другими предметами.
  2. Наглядно-образное мышление – это главный вид мышления у дошкольников, при котором используются образы и предметы.
  3. Логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, позволяет мыслить словами, рассуждениями и понятиями.

Предпосылками для формирования логического мышления является умение совершать мыслительные операции, усвоение действий со словами. Уровень развития каждого из видов влияет на успешность обучения ребенка в школе, внимательность, скорость восприятия и усвоения материала. В дальнейшем этот уровень определяет способность воспринимать материал в процессе обучения.

Роль логического мышления у дошкольников

Развитие логического мышления у дошкольников – сложный процесс. Мальчик или девочка учится анализировать, делать правильные выводы, видеть пути решения задач. Начинать развивать логику нужно с 3 лет. Использовать для этого игры, упражнения, головоломки. С помощью взрослых дети получают знания, изучают понятия, явления и процессы окружающего мира. Если ребенок получает сведения из разных источников, его логика развивается наиболее интенсивно и активно. Хорошо развитое логическое мышление позволит будущему ученику:

  • понимать причинно-следственные связи;
  • разбивать предметы по признакам;
  • находить лишний предмет среди других;
  • анализировать имеющуюся информацию;
  • соотносить слова с образами и понятиями.

Чтобы развить логику ребенку дошкольного возраста применяют игровой и дидактический материал. Педагоги развивают логику на занятиях, а родители на прогулках просто обращая внимание мальчиков и девочек на природные явления. Развитие логики не заканчивается с завершением дошкольного возраста, а длится в течение всего периода взросления.

Средства развития детской логики

Разработано много методик, направленных на развитие логического мышления у детей дошкольного возраста. Они учитывают возрастные особенности дошкольников, строятся на играх, загадках, заданиях. Основные приемы, которые помогают развитию логики дошкольника:

  1. Анализ. Исключение объекта или его свойств из группы аналогичных по заданному признаку.
  2. Синтез. Объединение разных свойств объектов в одно целое.
  3. Сравнение. Поиск общих или отличительных качеств или черт предметов, которые позволяют сопоставлять их с другими объектами.
  4. Обобщение. Поиск общих свойств у нескольких предметов. Дошкольник учится искать сходства у двух предметов, а затем у трех и более.
  5. Конкретизация. Выделение существенного признака, его отделение от несущественных.
  6. Классификация. Можно использовать картинки с изображением птиц или животных, которые ребенок должен разделить на домашних или диких, травоядных или плотоядных. К старшему дошкольному возрасту ребенок сам определяет классифицирующие признаки предметов, выделяя их в отдельные группы. В более раннем возрасте можно эти признаки озвучить.
  7. Смысловые соотнесения. Можно использовать игру «съедобное-несъедобное», которая научит соотносить слова с образами.
  8. Закономерности. В дошкольном возрасте для определения закономерностей применяют не цифры, а картинки с изображением фигур или предметов. Дошкольник определяет последовательность цветов или фигуру, глядя на предложенный пример.

Ребенок с развитым логическим мышлением заметно выделяется среди сверстников. Он анализирует, представляет последствия своих и чужих поступков, правильно рассуждает, находит необычные решения.

Практический метод в развитии логики

Практический метод является ведущим в активизации логической мыслительной деятельности. Используя его, ребенок учится выполнять задания сам или с помощью взрослых. Практический метод – основа для развития умственной деятельности. Он предполагает:

  • использование дидактического материала;
  • результат практических действий – возникновение представлений о предметах, явлениях;
  • использование сформированных понятий для решения задач.

Упражнения для развития логического мышления выполняются в коллективе детей или индивидуально. Обучение проходит в игровой форме. Поэтому все взаимодействие построено с использованием настольных и подвижных игр, игрушек, специально подобранных по возрастам, и другого наглядного или раздаточного материала. В младшем дошкольном возрасте перед детьми ставятся простые задачи, которые с возрастом значительно усложняются, то есть обучение проходит от простого к сложному.

Примеры игр, развивающих логику

Для совершенствования логического мышления у ребенка используют такие упражнения, которые вызовут у него интерес и вовлекут в процесс обучения. Получить нужный результат помогает чередование заданий, направленных на совершенствование мыслительной деятельности:

  1. Устные игры – наиболее доступный вариант развития логики. Устные словесные игры для развития логического мышления увеличивают словарный запас и расширяют кругозор ребенка. Они учат обобщать, выделять аналоги, распределять понятия по признакам и проводить логические связи.
  2. Игры с картинками и образами. Образно-логическое мышление развивается при использовании карточек, бумаги, карандашей. Игра на сравнение, группировку, обобщение, а также головоломки, лабиринты и ребусы позволяют активно развивать логику.
  3. Настольные игры. Шахматы, шашки, домино не только развивают логику и логически-пространственное мышление. Они также позволят провести время в кругу семьи, учат с достоинством принимать поражения и победы.
  4. Конструирование. Игры с конструкторами, имеющими самые разные размеры и формы элементов, развивают мелкую моторику, творческое, зрительно-пространственное и логическое мышление у ребенка.
  5. Решение задач на логику. Их можно найти в специальных развивающих пособиях и дидактических тетрадях, а также в виде электронных игр.

Метод проб и ошибок – самый простой вариант. При этом ребенок не осознает проблему, не продумывает тактику ее решения. Процесс логического мышления включается в тот момент, когда старший дошкольник должен решить поставленную перед ним задачу или выполнить какую-то работу. Ребенок решает такую задачу разными способами на основе личного опыта. Опыт же, в свою очередь, зависит от уровня развития логических способностей. С возрастом применение логики в мышлении позволяет четко изучать поставленные задачи, выявлять цели и наиболее важные моменты, создавать план, продумывать способы его реализации.

Понравилась статья? Расскажите о ней дузьям в соц сетях!

Смотрите также

Формирование у детей дошкольного возраста логических приемов мышления

%PDF-1.5 % 1 0 obj > /Metadata 4 0 R >> endobj 5 0 obj /Title >> endobj 2 0 obj > endobj 3 0 obj > endobj 4 0 obj > stream

  • Формирование у детей дошкольного возраста логических приемов мышления
  • Хажиева Г. Ю.1.52019-02-14T15:16:02+05:002019-02-14T15:16:02+05:00 endstream endobj 6 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] /XObject > >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents [103 0 R 104 0 R 105 0 R] /Group > /Tabs /S /StructParents 0 /Annots [106 0 R] >> endobj 7 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 109 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 18 >> endobj 8 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 110 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 19 >> endobj 9 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 112 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 20 >> endobj 10 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 113 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 21 >> endobj 11 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 114 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 22 >> endobj 12 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 115 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 23 >> endobj 13 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 116 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 24 >> endobj 14 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 117 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 25 >> endobj 15 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 121 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 1 >> endobj 16 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 122 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 26 >> endobj 17 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 123 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 2 >> endobj 18 0 obj > /ExtGState > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 140 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 3 >> endobj 19 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 141 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 27 >> endobj 20 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 142 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 28 >> endobj 21 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 143 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 29 >> endobj 22 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 144 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 30 >> endobj 23 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 145 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 4 >> endobj 24 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 146 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 31 >> endobj 25 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 147 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 32 >> endobj 26 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 148 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 33 >> endobj 27 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 149 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 34 >> endobj 28 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 150 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 35 >> endobj 29 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 151 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 36 >> endobj 30 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 152 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 37 >> endobj 31 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 153 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 38 >> endobj 32 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 154 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 39 >> endobj 33 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 155 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 40 >> endobj 34 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 156 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 41 >> endobj 35 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 157 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 5 >> endobj 36 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 158 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 42 >> endobj 37 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 159 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 43 >> endobj 38 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 160 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 44 >> endobj 39 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 161 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 45 >> endobj 40 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 162 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 46 >> endobj 41 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 163 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 47 >> endobj 42 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 164 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 48 >> endobj 43 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 165 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 49 >> endobj 44 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 168 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 50 >> endobj 45 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 169 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 51 >> endobj 46 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 170 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 52 >> endobj 47 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 171 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 53 >> endobj 48 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 172 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 54 >> endobj 49 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 173 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 55 >> endobj 50 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 174 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 56 >> endobj 51 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 175 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 57 >> endobj 52 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 176 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 6 >> endobj 53 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 177 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 7 >> endobj 54 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 178 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 8 >> endobj 55 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 179 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 9 >> endobj 56 0 obj > /ExtGState > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 181 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 10 >> endobj 57 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 182 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 58 >> endobj 58 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 183 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 59 >> endobj 59 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 184 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 60 >> endobj 60 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 185 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 61 >> endobj 61 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 186 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 62 >> endobj 62 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 187 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 63 >> endobj 63 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 188 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 64 >> endobj 64 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 189 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 11 >> endobj 65 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 190 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 12 >> endobj 66 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 191 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 65 >> endobj 67 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 192 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 13 >> endobj 68 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 193 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 14 >> endobj 69 0 obj > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 195 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 15 >> endobj 70 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 196 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 66 >> endobj 71 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 197 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 67 >> endobj 72 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 198 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 68 >> endobj 73 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 199 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 69 >> endobj 74 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 200 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 70 >> endobj 75 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 201 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 71 >> endobj 76 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 202 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 72 >> endobj 77 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 203 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 73 >> endobj 78 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 204 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 74 >> endobj 79 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 205 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 75 >> endobj 80 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 206 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 76 >> endobj 81 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 207 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 77 >> endobj 82 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 208 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 78 >> endobj 83 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 209 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 79 >> endobj 84 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 210 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 80 >> endobj 85 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 211 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 81 >> endobj 86 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 212 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 82 >> endobj 87 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 213 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 83 >> endobj 88 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 214 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 84 >> endobj 89 0 obj > /ExtGState > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 216 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 16 >> endobj 90 0 obj > /ExtGState > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 218 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 17 >> endobj 91 0 obj > /ExtGState > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 219 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 85 >> endobj 92 0 obj > endobj 93 0 obj > endobj 94 0 obj > endobj 95 0 obj > endobj 96 0 obj > endobj 97 0 obj > endobj 98 0 obj > endobj 99 0 obj > endobj 100 0 obj > endobj 101 0 obj > endobj 102 0 obj > stream x

    Рекомендации педагогам и родителям по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста

    Ребенок должен научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности:
    •    Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку интересно учиться, он учится лучше. Интерес — лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
    •    Старайтесь показывать необходимость каждого знания, приводите примеры. Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми.
    •    Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
    •    Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и малого продвижения вперед. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, значительно превышающие его интеллектуальные возможности.
    •    В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он без конца вертится, устал, расстроен.

    Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени.
    •    Избегайте неодобрительной оценки. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
    •    Постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувства юмора.

    Научите ребенка:
    •    Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия.
    •    Описывать различные свойства окружающих его предметов.
    •    Узнавать предметы по заданным признакам.
    •    Разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных признаков.
    •    Находить противоположные по значению понятия.
    •    Определять родовидовые отношения между предметами и понятиями.

    Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение — все то, чем занимается ребенок до школы, развивает у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать. Ребенок учится понимать главную мысль предложения, текста, картинки, объединять несколько картинок на основе общего признака, раскладывать картинки на группы по существенному признаку и т.д.

    Попробуйте предложить ребенку поиграть в игру, это будет не только увлекательно, но и полезно:

    Игра «Волшебники». Ребенку предлагают на основе простой фигуры (например, прямоугольник) создать более сложный (дом, аквариум, грузовая машина).

    Игра «Логические концовки». Дошкольнику предлагается закончить предложения разного содержания. Например, если Маша выше Пети, то… (Петя ниже Маши).

    Игра «Орнамент». Геометрические фигуры разного цвета и размера собраны в узор. Ребенку необходимо собрать такой же по образцу, придумать свой, пользуясь пространственными понятиями.

    Игра «Что я задумала?». Один из играющих загадывает предмет, второй задает вопросы, пытаясь угадать загаданное. На вопросы отвечают односложно: ДА или НЕТ.

    Найди закономерность и подбери пару к слову:
    Птица — перья. Рыба — … (чешуя)
    Огурец — овощ. Ромашка -…
    Учитель -школа. Врач -…
    Стол -скатерть. Пол -…
    Утро -завтрак. Вечер -…
    Человек -руки. Кошка -…
    Рыба -вода. Птица -…
    Красный -стоять. Зеленый — …
    Осень -дождь. Зима -…

    «Кто это? Что это?»
    Догадайся, о ком или о чем говориться.
    Зеленый, длинный, сочный. (огурец)
    Бурый, косолапый, неуклюжий. (медведь)
    Холодный, белый, пушистый. (снег)
    Новая, интересная, библиотечная. (книга)
    Маленькая, серенькая, пугливая. (мышка)
    Белоствольная, высокая, стройная. (береза)

    Ответь на вопросы. Назови разные профессии.
    Кто варит обед?
    Кто строит дома?
    Кто пишет стихи?
    Кто поет песни?
    Кто лечит детей?
    Кто шьет одежду?
    Кто пишет картины?
    Кто красит стены?
    Кто летает в космос?
    Кто водит машину?

    Подумай и реши логические задачи. Объясни свои ответы.
    1) Кто быстрее доплывет до берега — утята или цыплята?
    2) Кто быстрее долетит до цветка — бабочка или гусеница?
    3) У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?
    4) Четыре яйца варятся четыре минуты. Сколько минут варится одно яйцо?
    5) Кто громче замычит, петух или корова?
    6) Сколько грибов можно вырастить из семян ели?
    7) Сели на воду три воробья, один улетел. Сколько осталось?
    8). Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева?

    ИГРА «АССОЦИАЦИЯ».
    Примеры заданий:
    Комната (стены, кровать, пол, потолок, телевизор, ковер, люстра).
    Человек (тело, мозг, платье, шляпа, кольцо, ноги).
    Магазин (покупатели, товар, музыка, телевизор, деньги, продавец, кровать).
    Дерево (корни, цветы, вода, воздух, ствол, скамейка, солнце, листья).

    учитель-дефектолог Поносова О.Н.
    ГБУПК «ЦППМСП», Верещагинский филиал

    сайт МАДОУ ДСКВ «Родничок» — Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста

    РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Мышление — это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь тесно связаны между собой. С помощью мышления мы получаем знания, поэтому очень важно его развивать уже с детства.

    Мышление развивается в три этапа:

    ·         Наглядно-действенное (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) — это основной вид мышления ребёнка раннего возраста.

    ·         Наглядно-образное (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) — является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста.

    ·         Словесно-логическое (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) — этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте.

    На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления. Очень актуальны в наши дни занятия по развитию логического мышления, так как они имеют важное значение для будущего школьника. Основными и главными критериями развития логического мышления у детей являются: умение выделять существенные признаки из второстепенных, умение рассуждать, сравнивать, анализировать, классифицировать предметы, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи, развивать нестандартность мышления.

    У детей дошкольного возраста основными являются первые два вида мышления. Если у ребёнка хорошо развиты все виды мышления, то ему легче решать любые задачи, и он тем самым добивается большего успеха в жизни.

    Всем известно, что дети любят играть, и только от взрослого зависит, насколько эти игры будут полезными и содержательными. В процессе игры ребёнок не только закрепляет ранее полученные знания, а так же приобретает новые умения, навыки, развивает умственные способности. В игре формируются такие качества личности как: сообразительность, находчивость, самостоятельность, развиваются конструктивные умения, вырабатывается усидчивость. Исходя из этого в свои разработки, по развитию логического мышления, я включаю головоломки, смекалки, разнообразные игровые упражнения, лабиринты и дидактические игры.

    Развитие ребёнка и его обучение должно осуществляться через соответствующие данному возрасту виды деятельности и педагогические средства и должно быть непринужденным. К таким развивающим средствам для дошкольников относится игра.

    С целью развития у детей умений выполнять последовательные действия: анализировать, обобщать по признаку, думать целенаправленно, сравнивать, в своей работе я использую простые логические задачи и упражнения. Любая необычная игровая ситуация, в которой есть элемент проблемности, всегда вызывает большой интерес у детей. Такие задания как поиск признака отличия одной группы предметов от другой, поиск недостающих в ряду фигур, задания на продолжение логического ряда способствуют развитию смекалки, логического мышления и сообразительности.

    Один из основных залогов успешного обучения детей — это использование в работе с дошкольниками занимательного наглядного материала. На занятиях я большое внимание уделили картинному и иллюстративному материалу, так как он способствует привлечению внимания детей, развивает наглядно-образное мышление, которое, в свою очередь, стимулирует познавательную активность ребёнка.

    В заключение предлагаю вашему вниманию задания по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста по теме «Овощи»

    Цель:

    — развивать умение выполнять задания, предполагающие развитие мыслительных операций — анализ и синтез предметов.

    — упражнять детей в составлении целого из частей.

    — учить узнавать предмет по деталям.

    — учить выделять несколько предметов из группы по определённому признаку.

    — воспитывать у детей самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и упорство в преодолении трудностей.

    — учить рассуждать и обосновывать свой выбор.

    — развивать умение наблюдать и сравнивать, выделять общее, отличать главное от второстепенного.

    — развивать внимание, восприятие.

    — стимулировать познавательную активность детей.

    Задание № 1 «На огороде»

     Кто изображён на картинке?


    Мама послала зайчика за овощами, но он заблудился и не может найти дорогу к огороду.

     

    Задание №2  «Найди дорожку»


    Занятие №3 «Фрукты и овощи»

    В одну корзину нужно  собрать овощи, а в другую фрукты. Показать стрелками, что надо положить в каждую корзину.


    Занятие №4 «Решите задачку»

    «В саду было 4 грядки с морковкой и капустой. Грядок с морковкой было больше, чем с капустой. Сколько грядок с морковкой и сколько с капустой было в саду?»


    Задание №5 «Сколько зайчиков спряталось за кустом»


    Задание №6

    Обведи зелёной линией только белых зайчиков, а красной линией, только зайчиков с морковкой. Какие зайчики оказались обведены и той и другой линией?


    Задание №7

    Закрасьте справа только те геометрические фигуры, из которых нарисован зайчик.


    Развитие логического мышления ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, которые стимулируют его практическую, игровую и познавательную деятельность.  В нашей  группе есть уголок занимательной математики, где располагаются пособия для совместной и самостоятельной деятельности. В этом уголке представлены различные дидактические игры, занимательный материал: ребусы, лабиринты, головоломки.

    О.С. Дяченко,  воспитатель  группы «Солнышко»

     

    Развитие логического мышления детей дошкольного возраста через реализацию технологии блоков Дьенеша

    Высшее образование онлайн

    Федеральный проект дистанционного образования.

    Я б в нефтяники пошел!

    Пройди тест, узнай свою будущую профессию и как её получить.

    Химия и биотехнологии в РТУ МИРЭА

    120 лет опыта подготовки

    Международный колледж искусств и коммуникаций

    МКИК — современный колледж

    Английский язык

    Совместно с экспертами Wall Street English мы решили рассказать об английском языке так, чтобы его захотелось выучить.

    15 правил безопасного поведения в интернете

    Простые, но важные правила безопасного поведения в Сети.

    Олимпиады для школьников

    Перечень, календарь, уровни, льготы.

    Первый экономический

    Рассказываем о том, чем живёт и как устроен РЭУ имени Г.В. Плеханова.

    Билет в Голландию

    Участвуй в конкурсе и выиграй поездку в Голландию на обучение в одной из летних школ Университета Радбауд.

    Цифровые герои

    Они создают интернет-сервисы, социальные сети, игры и приложения, которыми ежедневно пользуются миллионы людей во всём мире.

    Работа будущего

    Как новые технологии, научные открытия и инновации изменят ландшафт на рынке труда в ближайшие 20-30 лет

    Профессии мечты

    Совместно с центром онлайн-обучения Фоксфорд мы решили узнать у школьников, кем они мечтают стать и куда планируют поступать.

    Экономическое образование

    О том, что собой представляет современная экономика, и какие карьерные перспективы открываются перед будущими экономистами.

    Гуманитарная сфера

    Разговариваем с экспертами о важности гуманитарного образования и областях его применения на практике.

    Молодые инженеры

    Инженерные специальности становятся всё более востребованными и перспективными.

    Табель о рангах

    Что такое гражданская служба, кто такие госслужащие и какое образование является хорошим стартом для будущих чиновников.

    Карьера в нефтехимии

    Нефтехимия — это инновации, реальное производство продукции, которая есть в каждом доме.

    Влияние математических игр на развитие логического мышления детей дошкольного возраста

    Воспитатель, МБДОУ детский сад № 14, Кемеровская область, г. Белово

    Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

    Крысанова С.В. Влияние математических игр на развитие логического мышления детей дошкольного возраста // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 29.09.2021).

    Заказ № 184558


     

    Вопросу развития мышления необходимо уделять внимание с самого раннего детства. Особенности развития мышления детей дошкольного возраста изучали многие психологи и педагоги: Ж. Пиаже, В. В. Рубцова, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, М. Монтессори и другие. Они считали, что возникновение мышления у ребенка представляет собой качественно новую ступень развития познания, которая характеризуется переходом от восприятия внешних признаков предмета, явлений, к отражению внутренних, существенных связей и взаимосвязей между ними.

    Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Именно ей отводят особое место в процессе формирования мышления. Дело в том, что ни одна другая наука не дает возможности глубокого осмысленного перехода от наглядно-действенного к образному, а, затем, и к логическому мышлению. Ни одно другое занятие не может дать возможность познать процесс анализа и синтеза через классификацию, группирование, сравнение. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям и не только при обучении в школе. Математическое развитие не сводится к тому, чтобы научить ребенка дошкольного возраста считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, словами.

    В психолого-педагогической науке разработаны диагностики, позволяющие выявить уровень сформированности операций логического мышления. Диагностические методики проводились индивидуально с каждым ребенком. Это позволило получить достаточно объективную оценку сформированности операций логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

    Для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста было использовано большое количество математических игр. Математические игры являются особым видом игровой деятельности. В игре ребенок получает не только новые знания, но также обобщает и закрепляет их в игре активно формируются и перестраиваются операции логического мышления, начиная от самых простых и кончая самыми сложными.

    Анализ результатов нашего исследования позволил выявить. Что наша методика занятий с использование системы математических игр значительно повысила уровень развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

    Результаты повторной диагностики подтвердили необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по организации системы игровых занятий с использованием математических игр, направленных на формирование логического мышления.

    Таким образом, наше предположение о том, что с помощью специально подобранных математических игр, включенных в образовательную работу можно развить логическое мышление старших дошкольников, нашло свое подтверждение.

     

    Литература:

    1. Анищенко О.М. Возможность формирования контроля у дошкольников. М.: Дошкольное воспитание, 2008. 150 с.
    2. Бабанский Ю.К. Методы и формы обучения в дошкольном и младшем школьном возрасте. М.: Пресс, 2009. 168 с.
    3. Бохорский Е.М. Развитие самостоятельности мышления детей подготовительной группы к школе с помощью словесных дидактических игр. М.: Просвещение, 2010. 127 с.
    4. Буре Р.С. Вопросы логического мышления в процессе обучения в начальной школе. СПб.: Питер, 2011. 220 с.
    5. Буторина М. Мир Монтессори. М.: Мастер, 2007. 146 с.
    6. Вераксы Н.Е. Программа «От рождения до школы» / Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. М.: Мазаика-синтез, 2010. 187 с.
    7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Мысль, 2009. 267 с.
    8. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интер, 2009. 245 с.
    9. Ерастов Н.П. Ступени детского развития. СПб.: Питер, 2008. 146 с.
    10. Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников. Петрозаводск: Звезда, 2011. 121 с.

     

    Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста | Консультация:

    Мы живем в веке информационных технологий, и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. Внимание ученых и педагогов-практиков к процессам развития логического мышления активизируется на поиске новых вариантов образования, ориентированного на развитие умственных способностей.

    Система образования одной из приоритетных задач ставит развитие мышления у детей. Мышление представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности, является высшим познавательным процессом.

    Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой и основано на установлении связей и отношений. А это значит, что прямое познание тех или иных предметов и явлений, которое происходит в восприятии, в мышлении сменяется косвенным познанием.

    В структуре мышления можно выделить следующие логические операции:    

    • Сравнение  — сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними.
    • Анализ — мысленное разделение предметов и явлений на части или свойства.
    • Синтез  — объединение частей или свойств в единое целое.
    • Абстрагирование — выделение одних признаков и отвлечение от других (осуществляется на основе анализа).
    • Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим существенным признакам.

    Основными формами логического мышления являются:

    Понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть конкретными и абстрактными.

    Суждение — форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями в форме утверждения или отрицания. Суждения могут быть истинными или ложными.

    Умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.

    Различаются умозаключения:

    Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему.

    Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

    Аналогия — логический вывод в процессе мышления от частного к частному на основе некоторых элементов сходства.

    Основы развития мышления ребенка закладываются в раннем детстве:

    • Предметно- действенное  мышление – 2,5-3 года, является ведущим до 4-5 лет. (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) — это основной вид мышления ребёнка раннего возраста.
    • Наглядно-образное мышление – с 3,5- 4 лет, ведущее до 6-6,5 лет. (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) — является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста.
    • Словесно-логическое мышление – формируется в 5,5 – 6 лет, становится ведущим с 7-8 лет и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей. (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) — этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте.

    Мышление неразрывно связано с практической деятельностью ребёнка. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, ребёнок решает какие-либо задачи.

    Все хорошо помнят Алису из сказочной страны, в которую она случайно провалилась. Чтобы не оставаться на месте ей требовалось постоянное продвижение вперед с двойным ускорением. Точно так же и в реальной жизни каждого ребенка. Мышление детей старшего дошкольного возраста не может терпеть самоудовлетворенности и застоя и развивается только в динамике.

    В современных условиях от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому и оперировать ими.

    Одним из способов формирования глубоких знаний и высокой познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста является развитие логического мышления.

    Логическое мышление – это система навыков, позволяющая выражать мысли в ясной и отчетливой форме, а главное понимать суть вещей, происходящих процессов.

    Прежде всего, разберемся, из чего складывается логическое мышление, и можно ли, вообще, его развивать. Либо от природы одни владеют в большей мере логическими приёмами мышления, а другие — нет?

    Логика, логическое мышление – понятия, о которых, казалось бы, рано говорить в дошкольном возрасте. Ведь умением логически рассуждать, анализировать, обобщать, делать правильные выводы обладает не каждый взрослый, а что уж говорить о дошкольнике!

    Но, как показывают исследования детских психологов, дошкольный возраст является крайне благоприятным для развития логического мышления, при условии, что этот процесс построен на использовании возможностей наглядно-образного мышления, присущего ребенку в данном возрасте.

    Развитие мышления у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребёнка. Опираясь на опыт, имеющийся у ребёнка, взрослые передают ему знания, понятия и выработанные человечеством логические формы, правила мышления. Подражая взрослым и следуя их указаниям, ребёнок постепенно приучается правильно строить суждения, соотносить их друг с другом, делать обоснованные выводы.

    Приобретенные в дошкольном возрасте навыки и умения, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе, и важнейшим среди этих навыков является способность «действовать в уме», навык логического мышления.  Важно не только, какими знаниями владеет ребенок к поступлению в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы.

    Овладев логическими операциями, ребёнок становится более внимательным, мыслит ясно и чётко, умеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Такие дети способны к нестандартному, творческому решению поставленных задач, они востребованы в обществе.

    Дошкольная, «детская» логика – это своеобразный мир со своими приемами, способами, умениями. Ребенок в своей повседневной деятельности постоянно сравнивает, сопоставляет, классифицирует различные предметы, явления.

    Важно  привычку логично думать прививать ребенку не предлагая ему готовый ответ на заданный вопрос, а давая возможность найти решение самому.

    И в этом поможет игра.

    В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

     Развивающие игры делают процесс обучения легким, занимательным. Та или иная умственная задача, заключенная в игру, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.

    Одна из главных задач современной педагогики – поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения.

    Наиболее результативными средствами развития логического мышления являются развивающие, интеллектуальные игры, логико–поисковые задания, игровые упражнения занимательного характера, предполагающие выполнение логических операций и действий, разнообразная подача которых эмоционально воздействует на детей. Игры активизируют детей, так как в них заложена смена деятельности: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, находят их значения и выявляют результаты, узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи различных аспектов окружающего мира, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового. У детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать  исследовательскому и творческому поиску, желанию и умению учиться.

    Игры и упражнения по развитию мыслительных способностей позволяют решать все три аспекта задачи: познавательный, развивающий, воспитательный.

    Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Тем не менее, эффективной она становится тогда, когда применяется «в нужное время, в нужном месте и в необходимом количестве».

    Для дошкольников игра имеет огромное значение:

    -игра — это учеба,

    -игра — это труд,

    -игра — это форма воспитания,

    -а также способ познания окружающего их мира.

    Обучая детей в процессе игры, идет стремление, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения.

    Основная часть содержания дошкольного образования предполагает использование логических приёмов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений, выстраивать простейшие умозаключения. Приобретение навыка переработки информации, с помощью приёмов логического мышления, позволяет ребенку овладеть более глубокими знаниями и обеспечивает понимание закономерностей развития окружающей действительности в отличие от тех, кто в обучении полагается лишь на память.

    Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и суммарных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах, что достигается уже к старшему дошкольному возрасту. В дошкольном возрасте закладываются основы мышления ребенка. Логические формы мышления дети усваивают в ходе приобретения новых знаний. Чем лучше будет развито у ребенка дошкольника мышление, тем выше будет способность к таким мыслительным действиям, как сравнение, обобщение, абстрагирование, анализ.

    Развитие у дошкольников способности мыслить приводит к определенным изменениям в поведении и психике детей: возрастает самоконтроль и самостоятельность их деятельности.

    Современные дети должны быть интеллектуально развитыми личностями.

    Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности.

    Дошкольники с развитым интеллектом:

    -быстрее запоминают материал,

    -более уверены в своих силах,

    -легче адаптируются в новой обстановке,

    -лучше подготовлены к школе.

    В соответствии с ФГОС ДО, основным принципом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, а также развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Следуя современным тенденциям развития образования, мы должны выпустить из детского сада, ребёнка любознательного, интересующегося причинно-следственными связями, активного, умеющего наблюдать и экспериментировать, рассуждать и строить умозаключения, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи, принимать собственные решения.

    В качестве результатов стандарт дошкольного образования предлагает целевые ориентиры, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка,  которые предполагают и достаточный уровень развития логического мышления детей на этапе завершения ими дошкольного образования.

    Развитие логического мышления, умения классифицировать, обобщать, группировать предметы, строить графические  модели, развитие интеллектуальных и личностных качеств, самовыражение и самостоятельность имеет большое значение для успешного умственного развития.

    Интеллект ребенка нужно развивать своевременно и систематично, тогда он добьется поставленной цели, будет хорошо учиться, научится логически мыслить и станет уверенным в себе.

    Развитие логического мышления – это залог успешности выпускника детского сада в школе.

    Нашей задачей на сегодняшний день остается обновление содержания образовательной деятельности, чтобы каждый день пребывания в детском саду для ребенка стал увлекательным и познавательным.

    Логическое мышление для детей, Логическое мышление для дошкольников, Детский сад

    Дети обладают врожденной способностью мыслить логически. Но знаете ли вы, что с небольшой помощью с вашей стороны ваш ребенок может практиковать этот важный навык, который требуется в повседневной жизни и в учебе?

    «Маленькая мышка хочет съесть манго на дереве. Как вы думаете, он сможет залезть на дерево и съесть манго?» Я спрашиваю своего 3-летнего ребенка. Она думает и говорит: «Мышь могла взобраться по лестнице, чтобы взобраться на дерево и съесть манго.«

    « Лестница может быть слишком тяжелой для мыши ».

    Затем она снова думает и взволнованно говорит:« Мышь зовет своего друга, огромного слона, забирается на спину слона и ест вкусные манго ».

    Как она это сделала!

    Ответ прост: мой ребенок использовал логику, чтобы прийти к такому выводу. «Логика построена на наблюдении», — говорит Санджай Рагхав, начальник отдела операций Центра преподавания и изучения математики, США. «Чем больше вы задаете детям таких вопросов, как« Как это произойдет? », Тем больше у вас шансов дать ребенку возможность мыслить логически.

    Что такое логическое мышление?

    Итак, что означает логическое мышление? Согласно Рагхаву, логическое мышление — это способность понимать и включать правила базового логического вывода в повседневную деятельность. Оно включает в себя поэтапное мышление и использование того, что вы знаете делать выводы. Способность мыслить логически — универсальная человеческая черта. Логическое рассуждение требует понимания атрибутов, отношений и последовательности, и это важно не только в неформальном обучении, но и в повседневной деятельности.Например, путем наблюдения дети узнают, что после того, как папа что-то говорит, он останавливается, затем я должен что-то сказать, затем он что-то говорит … Проще говоря, дети учатся по очереди, применяя логику.

    Детские мысли обычно эгоцентричны, то есть они видят и понимают вещи только со своей точки зрения. Этот эгоцентризм необходим для их выживания. Только после 8 лет они понимают вещи с точки зрения других людей. Рагхав объясняет, что примерно в 2 года дети начинают понимать, что вещи логически связаны.Задавать вопросы типа «Что ты думаешь?» улучшит рассуждение и логическое мышление и позволит учиться по сравнению с простым изложением фактов ребенку.

    Вот почему вместо того, чтобы говорить, что эта палка длиннее другой, вы должны спросить своего ребенка: «Что вы думаете? Какая палка длиннее? » Кто не видел, чтобы дошкольники применяли логику в своих повседневных делах? Например, когда у них пачкаются руки, они хотят их вымыть; они надевают носки перед тем, как надеть обувь; они снимают обертку с мелка, когда он заканчивается, и надевают солнцезащитные очки, когда слишком солнечно.Дети могут установить эти логические связи еще до того, как они смогут передать их словами.

    Теперь вы можете задаться вопросом, чем логическое рассуждение отличается от критического мышления, еще одного навыка, который мы все используем для понимания информации и решения проблем. Оба навыка на самом деле являются двумя сторонами одной медали. Логическое рассуждение означает логическое соединение двух вещей, соединение двух и двух; это развивает ваши навыки критического мышления. Критическое мышление включает в себя немного больше вопросов: есть ли в вещах смысл? Что заставляет вещи происходить? Критическое мышление позволяет исследовать и исключать возможности и предполагает размышление о проблеме с разных точек зрения.

    Почему логические рассуждения важны для детей

    Когда дети играют самостоятельно, они часто сталкиваются с проблемами, которые они преодолевают с помощью логического мышления. Следовательно, свободная игра необходима для развития логического мышления. Мой 2,4-летний ребенок любит играть в мячи. Я дал ему мячи разных размеров, которые он должен пропустить через обруч. Он маневрирует разными шарами через кольцо, чтобы увидеть, какой из них подходит, и он логически выясняет, что маленькие шары пройдут через кольцо, а большие — нет.Когда мой ребенок расстраивается из-за того, что большой мяч не подходит, я не тороплюсь ему на помощь. Вместо этого я терпеливо жду, когда он это выяснит.

    Малыши решают проблемы методом проб и ошибок. Это, в свою очередь, помогает им мыслить логически. Во время игры дети обнаруживают навыки реальной жизни, необходимые для определения проблемы, разрешения конфликта и принятия мер.

    Вот как навыки логического мышления принесут пользу вашему ребенку:

    • Хорошее упражнение для мозга: Научиться применять логические рассуждения с помощью логических головоломок и других интеллектуальных игр будет стимулировать мозг, одновременно развивая такие навыки, как терпение, память и т. Д. и концентрация.(Решение головоломок помогает мозгу устанавливать связи, и это может помочь вашему ребенку сосредоточиться на одной задаче.) Такие игры, как судоку с картинками и простые последовательные задания, помогают стимулировать логическое мышление у детей.
    • Развивайте навыки критического мышления: Когда дети вырастут и столкнутся с проблемами реального мира, они будут лучше подготовлены к их решению, если у них будут сильные навыки логического мышления. Они будут готовы мыслить нестандартно, независимо.
    • Помощь по математике и чтению: Головоломки (напр.g., пазлы) поможет детям находить больше решений и лучше разбираться в математике. Логика, необходимая им для решения проблем, должна строиться с раннего возраста, и эти головоломки — лучший способ добиться этого. Интересно, что есть еще одно преимущество. По словам Рагхава, наличие базовых способностей логического мышления может даже помочь детям научиться лучше читать.

    Мероприятия, помогающие дошкольникам развить навыки логического мышления

    Хорошие вопросы помогут сформировать логику. Сможете ли вы вписать это в это? Как вы думаете, почему это не подойдет? Слон может сидеть здесь, на маленьком стуле? «Конкретные примеры, язык и вопросы важны, — говорит Рагхав.Задавая вопросы, ваш ребенок будет анализировать и оценивать, тем самым расширяя его мышление.

    Помимо правильных вопросов, лучший способ научить дошкольников начать логическое рассуждение — это выполнять следующие упражнения:

    1. Рабочие листы и игры с последовательностью: Последовательность, пространственные и шаблонные упражнения, а также графические упражнения могут развить логическое мышление. Раздайте детям множество игрушек и кубиков разной формы, цвета и размера и попросите их определить и расположить предметы по образцам.Например, вы можете создать простой цветной узор (например, красный блок-синий блок-красный блок-синий блок) и спросить своего ребенка, что будет дальше.
    2. Сортировка по форме: Помещение фигур в сортировщик форм — отличный способ построения логики. Скажем, у вашего ребенка есть треугольник, и он вставляет его в прямоугольную полость. Если вы зададите ей вопросы, например, почему треугольник не помещается в полости, это поможет ей подумать и применить логику.
    3. Выстраивание игрушек в ряд: Дайте вашему ребенку 4–5 игрушек и позвольте ему расставить их по возрастанию или убыванию.Эта игра требует обдумывания порядка и атрибута (здесь, размера). Затем вы можете спросить ребенка, какое место занимает какая игрушка. Вы также можете попросить его расположить свои игрушки и фигурки животных в линию в соответствии с вашими указаниями — вместо того, чтобы давать прямые инструкции («Ставьте машину первым» или «Положите куклу в конец»), дайте подсказки, которые заставят вашего ребенка задуматься. . Например, вы можете сказать: «Сначала поставьте игрушку с колесами», «Пятнистое животное последним в очереди» и «Игрушка с длинными ушами стоит за машиной».
    4. Ролевые игры: Этот вид творческой игры укрепляет мыслительные способности вашего ребенка, поскольку он выстраивает логические связи в своих рассказах. Настройте для своего ребенка игрушечный ящик со старой одеждой. Может ли ваш ребенок использовать старую отцовскую рубашку, чтобы сшить докторский халат? Сможет ли она надеть шляпу и превратиться в фокусника? Она может смешивать и сочетать одежду множеством способов. Вы даже можете установить коробки с другими открытыми материалами и реквизитом, такими как игрушечные тарелки, кубики или подушки, и позволить вашему ребенку развить свои собственные идеи для игры.
    5. Охота за сокровищами: Создайте карту сокровищ, по которой ваш ребенок будет следовать. Вырежьте 5–10 больших X-образных фигур из цветной бумаги и разложите их на дорожке, ведущей в комнату. Пусть путь заканчивается «сокровищем», которым может быть небольшая закуска или наклейка.
    6. Дождь игры: Поставьте небольшую пластиковую миску снаружи дома, чтобы ловить дождь. Вместе с ребенком наблюдайте, как идет дождь в чашу. Когда пойдет дождь, принесите миску внутрь. Поговорите с ребенком о том, сколько дождя вы попали: много? Маленький? Он поместится в большую или маленькую чашку? Пусть ваш ребенок переложит дождевую воду из большого контейнера в меньший и понаблюдайте, что происходит.
    7. Задавать вопросы: Чтобы ваш ребенок мыслил логически, попробуйте задавать много вопросов «почему». Например, вы можете спросить: «Почему ответ 5?» или «Почему вы добавили на шаге 2?» Ответы на такие вопросы помогут вашему ребенку продумать логику, которую он использовал для решения проблемы, или прийти к определенному выводу. Им следует настолько привыкнуть к обоснованию своих методов или ответов, что, когда им приходится решать новую проблему, они самостоятельно продумывают причину. Что произойдет, если вы залезете и встанете на высокий табурет? Как вы будете себя чувствовать после того, как съедите целый пакет чипсов?
    8. Карточки с картинками: Задайте им ситуационные вопросы.Например, если у вас есть фотографии маленького домика и слона, вы можете сказать своему ребенку: «Это маленький домик. Может ли большой слон войти в маленький домик? Почему он не может войти? » Когда дети думают и когда они тоже задают вопросы, это означает, что они заняты.
    9. Сортировка и классификация: Сортировка — ценный навык, который помогает применять логическое мышление к объектам, повседневной жизни и математическим концепциям. Дайте ребенку игрушки и другие предметы разной формы, размера и цвета и попросите его рассортировать их (например,g., все желтые блоки вместе или все игрушечные машинки в одной кучке, все игрушки животных в другой). Вы также можете позволить ему сортировать самостоятельно, не давая указания. Не забудьте побудить ребенка подумать, попросив его объяснить, как он решил сортировать и почему.

    Позволяя своему ребенку выполнять перечисленные выше действия и задавая правильные вопросы, вы можете помочь ему улучшить его навыки логического мышления, что, в свою очередь, поможет ему осмыслить свой мир.

    В двух словах

    • Способность логически мыслить считается универсальной чертой человека.
    • Дети обладают способностью мыслить логически, но вы можете улучшить этот навык, задав правильные вопросы.
    • Развитие у детей навыков логического мышления имеет долгосрочные преимущества.
    • Выкройки и сортировка (например, сортировка белья — попросите дошкольника сшить две стопки одежды, одну для белого, а другую для цветного) — отличные способы интеграции задач логического мышления в повседневную жизнь.

    Что вы можете сделать прямо сейчас

    • Не отвечайте на вопросы ребенка сразу, дайте ему подумать и найти ответы.
    • Дайте вашему ребенку множество бусинок, пуговиц, блоков и фигур, и позвольте ему создавать свои собственные выкройки, а затем копировать ваши выкройки и угадывать следующий объект, который появится в серии.
    • Сделайте самодельные сортировщики форм с разными вырезами и посмотрите, сможет ли ваш ребенок вписать разные формы. Затем задайте дополнительные вопросы.

    Логика и рассуждение — Руководство по раннему обучению и развитию штата Колорадо

    Область «Логика и рассуждение» описывает способность детей обдумывать проблемы и применять стратегии для их решения.Такие стратегии требуют способности устанавливать связи между событиями или идеями, например причинно-следственные связи и сравнения. Точно так же способность мыслить абстрактно или символически о своем мире позволяет детям лучше понимать мир вокруг них. Такие навыки критического мышления необходимы для раннего обучения детей, а также для их способности понимать и адаптироваться к широкому кругу ситуаций дома и в обществе.

    Логика и рассуждения

    Показатели
    Дети могут.. .

    Примеры
    Дети могут. . .

    Рекомендуемая поддержка
    Взрослые могут. . .

    1. Обсуждение и решение проблем: Способность распознавать, понимать и анализировать проблему, а также использовать знания или опыт для поиска решений проблемы.

    1. Найдите несколько вариантов решения вопроса, задачи или проблемы.
    2. Распознавать причинно-следственные связи.
    3. Классифицируйте, сравнивайте и противопоставляйте предметы, события и впечатления.
    4. Используйте прошлые знания, чтобы накапливать новые.
    5. Выявление проблем и поиск решений, задавая вопросы во время совместного исследования темы; начинаем излагать факты по теме. *
    • Вносите предложения для генерации идей.
    • Делайте прогнозы, включая гипотезы о причине или следствии.
    • Разыграй и расскажи о своем опыте.
    • Разговор о деятельности вчера, сегодня и завтра.
    • Расскажите о том, что они изучают.
    • Пробует разные подходы к решению проблемы.
    • Различайте вопросы и утверждения.
    • Представьте предметы домашнего обихода и игрушки, которые можно использовать более чем одним способом.
    • Спросите детей, что они знают, хотят знать и узнали по теме.
    • Обсуждайте различные подходы к решению проблем и цените мышление детей независимо от точности.
    • Задавайте детям вопросы, относящиеся к реальным проблемам.
    • Привлекайте детей к планированию.

    2. Символическое представление : Использование символов или объектов для представления чего-либо еще.

    1. Представляйте людей, места или предметы с помощью рисунков, движения и трехмерных объектов.
    2. Играйте в ролевые игры и разыгрывайте роли.
    3. Начните определять ключевые особенности реальности по сравнению с фантазией в рассказах, картинах и событиях. *
    • Представлять свои идеи более чем одним способом (например,г., живопись, рисунок, блоки).
    • Притворяйся и воображай.
    • Начните определять ключевые особенности реальности по сравнению с фантазией в рассказах, картинах и событиях.
    • Привлекайте детей к придумыванию игр, анекдотов, песен и рассказов.
    • Поощряйте воображаемые игры, например, используйте диванные подушки или одеяла, чтобы сделать «пещеру».
    • Добавьте в окружающую среду новые предметы, чтобы поощрять богатую притворную игру.
    • Предоставьте детям материалы для рисования и предложите детям рассказать вам, что они нарисовали.

    Когнитивное развитие | Развитие ребенка

    Согласно Пиаже, воспоминания из нашего последнего урока о раннем детстве находятся в предоперационной стадии , и на этой стадии дети учатся символически мыслить о мире.

    Конкретная операционная мысль

    В возрасте от 7 до 11 лет ребенок школьного возраста находится на той стадии, которую Пиаже назвал конкретной операционной стадией когнитивного развития. Это предполагает конкретное овладение логикой.Ребенок может использовать логику для решения задач, связанных с его собственным непосредственным опытом, но ему трудно решать гипотетические проблемы или рассматривать более абстрактные проблемы. Ребенок использует индуктивное рассуждение, что означает, что он думает, что мир отражает собственный личный опыт. Например, у ребенка есть один друг, который груб, другой друг, который также груб, и то же самое верно в отношении третьего друга. Ребенок может заключить, что друзья грубые. (Мы увидим, что этот образ мышления имеет тенденцию меняться в подростковом возрасте, заменяясь дедуктивным рассуждением.)

    Слово конкретное относится к тому, что осязаемо; то, что можно увидеть, потрогать или испытать напрямую. Конкретно работающий ребенок способен использовать логические принципы при решении задач, связанных с физическим миром. Например, ребенок может понять принципы причинно-следственной связи, размера и расстояния.

    Классификация: По мере роста опыта и словарного запаса детей они создают схемы и могут классифицировать объекты множеством различных способов.Посмотрите на слово ниже и напишите список способов его классификации:

    ШАР

    (Сравните свой список со списком в конце урока.)

    Идентичность: Одной из особенностей конкретного операционального мышления является понимание того, что объекты обладают идентичностью или качествами, которые не меняются, даже если объект каким-либо образом изменяется. Например, масса объекта не изменяется при его перестановке. Мел остается мелом, даже если он раскололся надвое.

    Обратимость: Ребенок узнает, что некоторые вещи, которые были изменены, можно вернуть в исходное состояние. Воду можно заморозить, а затем разморозить, чтобы она снова стала жидкой. Но яйца нельзя разобрать. Арифметические операции также обратимы: 2 + 3 = 5 и 5 — 3 = 2. Многие из этих когнитивных навыков включены в школьную программу с помощью математических задач и рабочих листов о том, какие ситуации обратимы или необратимы. (Если у вас есть доступ к школьным документам для детей, поищите их примеры.)

    Взаимность: Помните пример из нашего последнего урока, в котором дети думали, что высокий стакан, наполненный 8 унциями воды, «больше», чем короткая широкая миска, наполненная 8 унциями воды? Конкретно работающие дети могут понять концепцию взаимности, что означает, что изменение одного качества (в данном примере высоты или уровня воды) может быть компенсировано изменениями другого качества (ширины). Таким образом, в каждом контейнере одинаковое количество воды, хотя один выше и уже, а другой короче и шире.

    Эти новые когнитивные навыки улучшают понимание ребенком физического мира. Оперативное или логическое мышление об абстрактном мире приходит позже.

    Теория обработки информации

    Теория обработки информации — это классическая теория памяти, которая сравнивает способ работы мозга с компьютерным хранением, обработкой и поиском информации.

    Есть три уровня памяти:

    1) Сенсорный регистр: Информация сначала попадает в наш сенсорный регистр.Прекратите читать и очень быстро осмотрите комнату. (Да, действительно. Сделай это!) Хорошо. Что ты помнишь? Шансов не много. Все, что вы видели и слышали, записывается в ваш сенсорный регистр. И хотя вы могли слышать свой вздох, мельком увидеть свою собаку, идущую через комнату, и почувствовать запах супа на плите, вы не зарегистрировали этих ощущений. Ощущения постоянно приходят в наш мозг, но большинство из них никогда не воспринимаются и не сохраняются в нашем сознании.Они теряются через несколько секунд, потому что сразу же были отфильтрованы как неактуальные. Если информация не воспринимается или не сохраняется, она быстро отбрасывается.

    2) Рабочая память (кратковременная память): если информация имеет значение (либо потому, что она напоминает нам о чем-то другом, либо потому, что мы должны запомнить ее для чего-то вроде теста истории, который мы будем проходить через 5 минут), она делает его путь в нашу рабочую память. Это информация, которая нам известна.Все, о чем вы думаете в данный момент, является частью вашей рабочей памяти. В любой момент времени в рабочей памяти может храниться ограниченный объем информации. Итак, если вам дают слишком много информации за раз, вы можете потерять ее часть. (Вы когда-нибудь записывали заметки в классе, и инструктор говорит слишком быстро, чтобы вы могли все это записать в свои заметки? Вы пытаетесь записать все это из своей рабочей памяти, чтобы освободить место для новой информации, и если вы не можете «Сбросьте» эту информацию на свою бумагу, и достаточно быстро из головы вы потеряете то, что было сказано.)

    Информация в нашей рабочей памяти должна храниться эффективно, чтобы она была доступна нам для дальнейшего использования. Он хранится в нашей долговременной памяти или базе знаний.

    3) База знаний (долговременная память): этот уровень памяти имеет неограниченный объем и хранит информацию в течение дней, месяцев или лет. Он состоит из вещей, о которых мы знаем или можем вспомнить, если бы их спросили. Здесь вы хотите, чтобы информация в конечном итоге хранилась. При хранении важно помнить, что оно должно осуществляться осмысленно и эффективно.Другими словами, если вы просто попытаетесь повторить что-то несколько раз, чтобы запомнить это, вы сможете запомнить только звук слова, а не значение концепции. Поэтому, если вас попросят объяснить значение слова или каким-то образом применить концепцию, вы потеряетесь. Изучение включает в себя осмысленную организацию информации для последующего поиска. Пассивное чтение текста обычно неадекватно, и его следует рассматривать как первый шаг в изучении материала. Написание ключевых слов, обдумывание примеров, чтобы проиллюстрировать их значение, и рассмотрение способов взаимосвязи понятий — все это методы, полезные для организации информации для ее эффективного хранения и последующего поиска.

    В среднем детстве дети могут учиться и запоминать благодаря улучшению способов обращения к информации и ее хранения. По мере того, как дети поступают в школу и узнают больше об окружающем мире, они разрабатывают больше категорий для понятий и изучают более эффективные стратегии хранения и поиска информации. Одна из важных причин заключается в том, что у них по-прежнему появляется больше опыта, на котором можно связать новую информацию. Новые переживания похожи на старые или напоминают ребенку о чем-то еще, о чем он знает.Это помогает им легче сохранять новые впечатления.

    Они также лучше понимают, насколько хорошо они выполняют задачу и уровень сложности задачи. По мере того, как они становятся более реалистичными в отношении своих способностей, они могут адаптировать стратегии обучения для удовлетворения этих потребностей. В то время как дошкольники могут уделять неважному аспекту проблемы столько же времени, сколько и главному, дети школьного возраста начинают учиться расставлять приоритеты и определять, что важно, а что нет.Они развивают метапознание или способность понимать, как лучше всего решить проблему. Они получают больше инструментов и стратегий (например, «i до e, кроме c», чтобы они знали, что «получать» правильно, а «получать» — нет).

    Словарь

    Одна из причин, по которой дети могут классифицировать предметы по-разному, заключается в том, что они приобрели для этого словарный запас. К 5 классу словарный запас ребенка вырос до 40 000 слов. Он увеличивается со скоростью 20 слов в день, что превышает показатель дошкольников.Этот языковой взрыв, однако, отличается от такового у дошкольников, потому что ему способствует способность ассоциировать новые слова с уже известными и потому, что он сопровождается более сложным пониманием значений слова.

    Новое понимание

    Ребенок также может думать об объектах менее буквально. Например, если спросить первое слово, которое приходит на ум, когда кто-то слышит слово «пицца», дошкольник, скорее всего, скажет «съесть» или какое-то слово, описывающее, что делается с пиццей.Однако ребенок школьного возраста с большей вероятностью отнесет пиццу к соответствующей категории и скажет «еда» или «углеводы».

    Об этой изощренности словарного запаса свидетельствует также тот факт, что дети школьного возраста могут рассказывать анекдоты и получать от этого удовольствие. Они могут использовать шутки, которые включают игру слов, например, шутки типа «тук-тук» или шутки с изюминкой. Дошкольники не понимают игры словами и полагаются на буквальные «анекдоты» или фарс вроде «Человек упал в грязь! Разве это не смешно? »

    Грамматика и гибкость

    Дети школьного возраста также могут более гибко изучать новые правила грамматики.В то время как дошкольники, скорее всего, не захотят отказываться от слов «Я ходил туда», дети школьного возраста довольно быстро усваивают это вместе с другими правилами грамматики.

    В то время как дошкольные годы могут быть хорошим временем для изучения второго языка (способности понимать и говорить на нем), школьные годы могут быть лучшим временем для обучения второму языку (правила грамматики).

    Сколько способов вы можете классифицировать «мяч»? Это слово, круглый предмет, игрушка, фигура, катящийся предмет, игровая площадка, другое слово для развлечения и т. Д.

    Важность критического мышления для детей раннего возраста

    Критическое мышление — важный жизненный навык. Узнайте, почему это так важно и как вы можете помочь детям освоить и применить эти навыки.

    Мы используем навыки критического мышления каждый день. Они помогают нам принимать правильные решения, понимать последствия своих действий и решать проблемы. Эти невероятно важные навыки используются во всем, от составления головоломок до составления плана наилучшего пути к работе.Это процесс использования сосредоточенности и самоконтроля для решения проблем, а также для постановки целей и их достижения. Он использует другие важные жизненные навыки, такие как установление связей, понимание перспективы и общение. По сути, критическое мышление помогает нам принимать правильные и обоснованные решения.

    Критическое мышление

    В своей книге «Разум в процессе становления: семь основных жизненных навыков, необходимых каждому ребенку», автор Эллен Галински объясняет важность обучения детей навыкам критического мышления.Природное любопытство ребенка помогает заложить основу для критического мышления. Критическое мышление требует, чтобы мы воспринимали информацию, анализировали ее и выносили суждения, а такой тип активного участия требует воображения и любознательности. По мере того, как дети воспринимают новую информацию, они пополняют своего рода библиотеку в своем мозгу. Они должны подумать о том, как новая информация согласуется с тем, что они уже знают, или изменяет ли она какую-либо информацию, которую мы уже считаем правдой.

    Поддержка развития критического мышления

    Michigan State University Extension дает несколько советов, которые помогут вашему ребенку научиться критически мыслить и практиковать его.

    • Поощряйте любопытство . Страшная фаза «почему». Помогите им сформировать и проверить теории, экспериментировать и попытаться понять, как устроен мир. Поощряйте детей исследовать, задавать вопросы, проверять свои теории, критически оценивать результаты и думать об изменениях, которые они могли бы внести, или о том, что они могли бы сделать по-другому.
    • Учитесь у других. Помогите детям глубже задуматься о вещах, привив им любовь к учебе и желание понять, как все работает.Найдите ответы на все вопросы своих детей «почему», используя книги, Интернет, друзей, семью или других экспертов.
    • Помогите детям оценить информацию. Нам часто дают много информации одновременно, и важно, чтобы мы оценили эту информацию, чтобы определить, является ли она правдивой, важной и следует ли нам верить в нее. Помогите детям овладеть этими навыками, научив их оценивать новую информацию. Попросите их подумать о том, откуда и от кого поступает информация, как она соотносится с тем, что они уже знают, и почему она важна или не важна.
    • Продвигать интересы детей. Когда дети глубоко увлечены темой или делом, они более увлечены и готовы экспериментировать. Процесс расширения их знаний открывает множество возможностей для критического мышления, поэтому поощрение этого действия помогает вашему ребенку инвестировать в их интересы. Будь то изучение грузовиков и транспортных средств или живой интерес к насекомым, помогите своему ребенку следовать их увлечению.
    • Обучать навыкам решения проблем. При работе с проблемами или конфликтами необходимо использовать навыки критического мышления, чтобы понять проблему и предложить возможные решения, поэтому научите их этапам решения проблем, и они будут использовать критическое мышление в процессе поиска решений проблем. .

    Дополнительные статьи о развитии ребенка, академической успеваемости, воспитании детей и развитии жизненных навыков см. На веб-сайте MSU Extension.

    Вы нашли эту статью полезной?