Содержание

Автоматизация звука [Л’]

Мягкий звук [Л`] (или [Ль]) обычно легко ставится по подражанию. При произнесении слогов необходимо соблюдать правило длительности.

Звук [Л`] (или [Ль]) окрашен зелёным цветом (мягкий согласный). Гласные звуки окрашены красным цветом.

1) Произносить (читать) слоги со звуком ЛЬ__

Слоги произносятся длительно

Образец: АЛЬ__, ОЛЬ__, УЛЬ__, ЫЛЬ__, ЭЛЬ__, ИЛЬ__, ЕЛЬ__, ЁЛЬ__, ЮЛЬ__, ЯЛЬ__

2) Произносить (читать) слова со звуком [Л’] в конце

Образец: даль__, соль__

  • моль
  • соль
  • пыль
  • куль
  • щель
  • тюль
  • быль
  • мель
  • боль
  • даль
  • сталь
  • цель
  • эмаль
  • утиль
  • удаль
  • медаль
  • деталь
  • бутыль
  • педаль
  • фитиль
  • табель
  • никель
  • китель
  • панель
  • фестиваль

3) Произносить (читать) слова со звуком [Л’] в середине

Образец: бу-ди-ль__ник

  • пальма
  • только
  • пулька
  • пальба
  • гильза
  • килька
  • пальто
  • пыльца
  • бульон
  • пыльца
  • пальчик
  • мальчик
  • булькать
  • бульдог
  • тюльпан
  • мыльный
  • дельфин
  • павильон
  • будильник
  • паяльник

4) Произносить (читать) слоги Л__Я, Л__Ё, Л__Ю, Л__И, Л__У

5) Произносить (читать) слова со звуком [Л’] в начале

Образец: Л__ё-ня

  • лев
  • лес
  • лёд
  • лён
  • люк
  • лей
  • липа
  • Лиза
  • лифт
  • лист
  • лиса
  • люди
  • ливень
  • лимон
  • лебедь
  • лютик
  • лечит
  • лейка
  • лента
  • леска
  • лямка
  • ледник
  • лесник
  • лётчик
  • лесенка
  • лисёнок
  • львёнок
  • ледоход
  • лесенка
  • любимец

6) Произносить (читать) слова со звуком [Л’] в середине

Образец: зе-л__ё-ный

  • воля
  • пуля
  • колю
  • доля
  • Валя
  • Коля
  • налим
  • полёт
  • силён
  • полюс
  • билет
  • пилят
  • поляна
  • неделя
  • долина
  • малина
  • качели
  • колено
  • солянка
  • пеликан
  • мотылёк
  • самолёт
  • зелёный
  • великан

7) Произносить (читать) слова со вторым звуком [Л’]

Образец: сл__ед

  • для
  • блин
  • клин
  • хлеб
  • плен
  • клей
  • глина
  • плита
  • длина
  • блеск
  • блюдо
  • клёны
  • климат
  • клякса
  • клетка
  • пляска
  • плесень
  • клюква
  • хлястик
  • бледный
  • клейкий
  • клеёнка
  • плёточка
  • сливочки

8) Произносить (читать) словосочетания

  • Зелёная лягушка.
  • Сильная метель.
  • Длинная лента.
  • Маленький мальчик.
  • Больной пальчик.
  • Кленовый лист.
  • Дальний лес.
  • Малиновый кисель.
  • Лесная поляна.
  • Любознательный читатель.
  • Лёгкая лейка.
  • Маленький львёнок.
  • Сильный ливень.
  • Пуля пистолета.
  • Беленькое пальто.
  • Лимонные леденцы.
  • Любимые тюльпаны.
  • Лёгкое одеяльце.
  • Глиняное блюдо.
  • Стеклянная теплица.
  • Клетка для лисы.
  • Маленький стульчик.
  • Тополиный пух.
  • Люблинская улица.

9) Проспрягать предложения

  • Я летел(а) на самолёте.
  • Я лепил(а) из глины лягушку.
  • Я пилю липу.
  • Я поливаю лилии из лейки.

Образец:

  • Я лез(-ла) на пальму.
  • Ты лез(-ла) на пальму.
  • Он (она) лез(-ла) на пальму.
  • Мы лезли на пальму.
  • Вы лезли на пальму.
  • Они лезли на пальму.

10) Произносить (читать) предложения

Образец: Л__юда мал__енькая

  • У Лены лейка.
  • Галя и Оля бегали.
  • Лёва и Коля сидели.
  • Коля сильнее Толи.
  • Лёня полез на липу.
  • Далеко, далеко колокольчик звенит.
  • Оля поливает лимон.
  • Лида любит лимонад.
  • Лёня лепит из пластилина.
  • Маленькая Оля лежит в коляске.
  • У Лизы болит левое колено.
  • Валя и Галя увидели лебедей.
  • Самолёт летит над лесами и полями.
  • Маленькие лисята бежали за лисой.
  • Оля из лейки поливает тополь клейкий.
  • Мальчики ели ванильные вафли.

11) Произносить (читать) чистоговорки

  • Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.
  • Мы ловили налима на мели.
  • Метили в цель — попали в пень.
  • Воду лили, лили, лили, лили, лили, поливали, ляленьку купали.
  • Ели, ели, ели, ели, но малину не доели.
  • Пилят, колют, колют, пилят
  • Филя с Колей, Коля с Филей.

12) Произносить (читать) и пересказывать текст

Лиса и собаки

Бежала лиса по полю. Увидели лису собаки и погнались за ней. Лиса кинулась в лес. Собаки её догоняли, но она ушла в нору. Сидит лиса в норе и говорит:

— Ушки, ушки, что вы делали?
— Мы слушали да слушали, чтоб собаки лисоньку не скушали.
— Ножки, ножки, что вы делали?
— Мы бежали да бежали, чтоб собаки лисоньку не поймали.
— Глазки, глазки, что вы делали?
— Мы глядели да глядели, чтоб собаки лисоньку не съели.
— А ты, хвост, что делал?
— Я по пням, по кустам цеплялся.
— А, ты вот какой! Нате, собаки, ешьте мой хвост.

Лиса выставила хвост. А собаки схватили и вытащили лису за хвост.

13) Произносить (читать) и выучить наизусть стихотворения.

Улитка

Как то летом у калитки мы увидели улитку,
Путь недлинный ели, ели, одолела за неделю.

Тополиный пух

Над калиной, над малиной, пух летает тополиный.
Ивы, клёны, пихты, ели, дуб и липы побелели.

Дифференциация звуков [Л]-[Р]

1) Произносить звуки

Звуки звонкие, твёрдые согласные, окрашены синим цветом.

2) Произносить (читать) слоги

  • ра – ра – ла – ра
  • ры – лы – ры – ры
  • лу – ру – лу – лу
  • ро – ро – ло – ро
  • лэ – рэ – лэ – рэ
  • ла – ла – ра — ла

3) Придумать слова со звуками [Л] и [Р] в начале, середине и в конце слова, составить схемы

Образец:

Л

Палка
 л 

Лампа
Л  

Пенал
  л

Р

Горка
 р 

Ракета
Р  

Забор
  р

Если ребенок не знает буквы, нарисовать картинку и закрасить соответствующую клеточку (место звука в слове) синим цветом.

4) Произносить (читать) слова парами

  • рад – лад
  • рак – лак
  • ров – лов
  • рук – лук
  • рама – лама
  • рука – лука
  • роза – лоза
  • рожь — ложь
  • ложки – рожки
  • лавка – рамка
  • лучей – ручей
  • лучше — ручка
  • пол – пор
  • дал – дар
  • жал – жар
  • вал – вар
  • мил – мир
  • пил – пир
  • жил – жир
  • вол – вор
  • балка – барка
  • полка – порка
  • колко – корка
  • булка – бурки

5) Произносить звуки

Звуки звонкие, мягкие согласные, окрашены зеленым цветом.

6) Произносить (читать) слоги

  • ря – ря – ля – ря
  • ри – ли– ри – ри
  • лю – рю – лю – лю
  • рё – рё – лё – рё
  • ле – ре – ле – ре
  • ля – ля – ря — ля

7) Придумать слова со звуками [Л’] и [Р’] в начале, середине и в конце слова, составить схемы

Образец:

Ль

Билет
 л 

Лимон
Л  

Медаль
  ль

Рь

Перец
 р 

Репка
Р  

Фонарь
  рь

Если ребенок не знает буквы, нарисовать картинку и закрасить соответствующую клеточку (место звука в слове) зеленым цветом.

8) Произносить (читать) слова парами

  • Лёва – рёва
  • лечь – речь
  • моря – поля
  • варю – велю
  • жарь – жаль
  • ударь – удаль

9) Произносить (читать) слова со звуками [Л], [Л’],[Р’] и [Р]

  • ларь
  • литр
  • роль
  • руль
  • брал
  • прял
  • грел
  • орёл
  • рояль
  • лавры
  • крыло
  • горло
  • рулет
  • ларёк
  • маляр
  • варил
  • ныряли
  • лагерь
  • карлик
  • журнал
  • форель
  • лорнет
  • столяр
  • лазурь
  • тарелка
  • рулетка
  • правило
  • стрелка
  • журавль
  • корабль
  • слесарь
  • лесоруб
  • карамель
  • карусель
  • проблема
  • кастрюля
  • мармелад
  • акварель
  • спортзал
  • вертолёт

10) Произносить (читать) словосочетания

  • Заливная рыба.
  • Горелые сухари.
  • Умелый слесарь.
  • Спелый персик.
  • Лесной дрозд.
  • Гладкая дорога.
  • Первый класс.
  • Белый кролик.
  • Крупная форель.
  • Лиловые ирисы.
  • Шустрая белка.
  • Стальные рельсы.
  • Резное крыльцо.
  • Больное горло.
  • Старое кресло.
  • Горный орёл.
  • Рулон кальки.
  • Прелая листва.
  • Мелкий брод.
  • Полезная руда.
  • Солёная брынза.
  • Летняя гроза.
  • Хлебные крошки.
  • Полевая крыса.
  • Белый мрамор.
  • Лимонное ситро.
  • Бронзовая люстра.
  • Полосатый матрац.
  • Ласковый ребёнок.
  • Стеклянный графин.
  • Кислый крыжовник.
  • Варёный картофель.
  • Серебряный браслет.
  • Оранжевый апельсин.
  • Старательный ученик.

11) Проспрягать предложения

  • Я рисовал(-а) корабль.
  • Я резал(-а) солёную брынзу.
  • Я вырвала(-а) лист из тетради.
  • Я сварил(-а) рассыпчатый картофель.
  • Я бросил(-а) в кастрюлю лавровый лист.
  • Я рассматривал(-а) иллюстрации в журнале.
  • Образец:

    • Я разбил(-а) тарелку.
    • Ты разбил(-а) тарелку.
    • Он (она) разбил(-а) тарелку.
    • Мы разбили тарелку.
    • Вы разбили тарелку.
    • Они разбили тарелку.

    12) Произносить (читать) предложения

    • У Милы жар.
    • Рома упал.
    • Корабль сел на мель.
    • Рома строил планер.
    • Лена постирала бельё.
    • Кира накрыла на стол.
    • Коля кормил кроликов.
    • Вера жарила картофель.
    • Орёл парил над горами.
    • Юра на полу играл юлой.
    • Лука руками ловил раков.
    • В плитке сгорели сухари.
    • Журавль взмахнул крыльями.
    • Рая поступила в первый класс.
    • Марина сварила варенье из малины.
    • Маленькая Маринка играла в куклы.
    • Валя и Варя играли на бульваре.
    • Плетистые розы опутали перила крыльца.
    • Лёва поливал огурцы из лейки тёплой водой.
    • Лора натёрла на тёрке морковку для Леры.
    • Ирина шила пелерину и укололась иглой.
    • Марина увлеклась игрой и забыла про уроки.
    • Варя на прогулку одела тёплые бурки.
    • Пекарь вынул из духовки горячие булки.
    • Кира уехала на каникулы в Карелию.
    • Маляр покрасил двери белилами.
    • Снегири склевали ягоды рябины.
    • Ворона уселась на верхушку ели.
    • Лукерья бросила в кастрюлю лавровый лист.

    13) Повторить в быстром темпе

    • Дело мастера боится.
    • Мал золотник, да дорог.
    • Толст тот, кто ест торт.
    • Сражайся смело за правое дело.
    • Орёл на горе, перо на орле.
    • Ворона хоть за море летала, а всё белой не стала.
    • Клара у Вали играет на рояле.
    • Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.
    • Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.
    • Пекла Аришка пирожки, а вышли крышки на горшки.
    • Съел Валерик вареник, а Валюшка – ватрушку.
    • Варвара варенье доваривала, ворчала и приговаривала.
    • Прохор ехал в Харьков, а Захар – из Харькова.
    • Марина грибы мариновала, Марина малину перебирала.
    • По небу голубому проехал грохот грома.
    • У Вари на бульваре варежки пропали.

    Королева кавалеру каравеллу подарила.
    Королева с кавалером в каравелле удалилась.

    Ювелир Валерий Калерии в Карелии
    Оправлял кораллы, полировал опалы.

    Солнце в прорубь провалилось,
    Солнце крепко простудилось.

    Карл у Клары украл кораллы,
    Клара у Карла украла кларнет.

    Корабли лавировали, да не вылавировали.
    На улице погода размокропогодилась.

Автоматизация звука Л в слогах, словах и предложениях

Автоматизация звука [Л] подразумевает закрепление точного проговаривания фонемы в любой речевой ситуации. Для того чтобы успешно закрепить фонему, важно знать ее верную артикуляцию. При верном артикулировании [Л] органы принимают следующую позицию: губы приоткрыты, нейтральны, занимают позицию идущей за ним гласной фонемы, зубы приоткрыты, между ними небольшое расстояние, язык расслабленный, принимает форму лопатки. Передний край поднимается к верхнему альвеолярному отростку или основаниям резцов, плотно смыкаясь с ними, корень поднимается, боковые стороны опускаются, создавая с молярами щели, сквозь которые выходит выдыхаемый воздушный поток, мягкое нёбо поднимается, закрывает проход в носовую полость, голосовые складки смыкаются и дрожат.

СодержаниеСвернуть

Звук [Л] согласный, звонкий, твердый, сонорный.

При нарушенном артикулировании звука [Л] требуется специальная работа по его постановке. Метод постановки выбирается педагогом с учетом специфики нарушения и индивидуальных особенностей ребенка.

Особенности автоматизации звука [Л]

После того как звук будет поставлен, следует вводить его в свободную речь. Потребуется много времени, чтобы ребенок смог свободно выговаривать звук в собственной речи. Многократное выполнение одной и той же артикуляции позволит говорить звук бессознательно. Этот процесс называется автоматизацией.

Закреплять фонему нельзя, пока ребенок не научится воспроизводить ее безошибочно изолированно. Перед проведением занятий по закреплению звука необходимо подготовить мускулатуру речевых органов с помощью выполнения специальных логопедических упражнений. Звуки, смешиваемые ребенком при разговоре, автоматизируются поочередно на разных занятиях.

При пропусках фонемы этап автоматизации проходит довольно быстро, так как в речевых центрах коры головного мозга нет сформировавшихся условно-рефлекторных связей, требуется их создание. При дефектном произношении или при смешивании фонем эти связи уже имеются, их нужно разрушить, параллельно создавая новый двигательный стереотип верного артикулирования. В этом случае закрепление длится долго.

Процесс автоматизации звука включает определенные этапы, нарушение этой поэтапности не допускается. В неосложненных случаях (при физиологической возрастной дислалии) все этапы могут длиться всего около пяти минут.

Звук [Л] автоматизируется в следующем порядке:

  • Автоматизация изолированной фонемы.
  • Отработка на материале слогов.
  • Закрепление в словах.
  • Закрепление на материале фраз.
  • Закрепление в стихотворениях.
  • Отработка в связной речи.
  • Введение в самостоятельную речь.

Автоматизация изолированного звука [Л]

Сначала артикулирование фонемы нужно отработать изолированно, то есть отдельно от остальных фонем. На постановочном этапе и при закреплении важно задействовать вспомогательные процессы – зрение, осязание. С опорой на визуальные стимулы, которые дошкольник применял редко или вовсе не применял, происходит создание верных зрительно-двигательных и слухоречевых стереотипов. Занятие должно проводиться у зеркала, чтобы ребенку было видно собственное лицо и лицо педагога для контроля правильности артикуляции.

Закреплять звук отдельно надо в интересной игровой форме.  Недостаточно простого проговаривания фонемы для того, чтобы ребенок смог верно ее воспроизвести – при определенных ситуациях требуется детальное объяснение, как расположить органы речевого аппарата, чтобы добиться точного артикулирования. Бывают случаи, когда эффективно использование аналогий или имитирование действий языка ладонью. Продолжительное время важно напоминать ребенку визуально и словесно, как нужно произносить [Л]. При изолированном закреплении звука происходит знакомство с обозначающей его буквой.

Автоматизация звука [Л] в слогах

Когда ребенок научится довольно непринужденно совершать требуемые артикуляционные движения, а фонема будет произноситься правильно, нужно переходить к закреплению в слогах. Нужно понимать, что слоги не несут для детей никакой смысловой нагрузки, поэтому следует заранее продумать, как заинтересовать слиянием фонем в один слог.

Работа над слогами может начинаться как с прямых (ЛА, ЛО, ЛУ), так и с обратных (АЛ, ОЛ, УЛ) слогов.  Это зависит от постановочного приема, а также от индивидуального прогресса ребенка. Слоги со стечением согласных закрепляются по мере необходимости. В отдельных случаях они вообще не отрабатываются, так как хватает закрепления в словах. При общем недоразвитии речи слоги со стечением автоматизируются после закрепления фонемы на материале слов, содержащих открытые слоги.

Автоматизация [Л] в словах

Не следует слишком долго закреплять фонему в слогах, надо максимально быстро приступать к словам. Это важно, потому что в словах звук окружают другие звуки, которые накладывают характерный слухоречевой отпечаток. Также, детьми легче воспринимаются значимые, осмысленные слова.

Кроме доступного для ребенка смысла, слова для работы по автоматизации играют очень значимую роль. Они помогают закрепить фонему в разных позициях, создают нужные артикуляционные шаблоны. Ребенок не зазубривает все слова родного языка с изучаемой фонемой, он учится проговаривать разнообразные комбинации с новой фонемой, которые позже будут применяться в остальных, встречающихся словах, содержащих фонему [Л].

Автоматизация [Л] в словах проводится по следующему алгоритму:

  • Отработка слов, начинающихся на [Л].
  • Отработка интервокального положения [Л] (между двумя гласными).
  • Отработка слов, заканчивающихся на [Л].
  • Отработка [Л] в середине слова.
  • Закрепление в словах, содержащих несколько звуков [Л].

Автоматизация [Л] во фразе

Автоматизация звука [Л] в предложениях представляет собой переходное звено между искусственным проговариванием отдельных слов и самостоятельной речью.  Ребенку необходимо контролировать правильность произносимого звука, а также передать суть высказывания. Помимо этого, для проговаривания словосочетания из нескольких слов необходим продолжительный, равномерный выдох.

Для перехода к проговариванию словосочетаний необходимо говорить фонему довольно свободно, не применять послоговое проговаривание. Речевые органы должны с большой скоростью перестраиваться с одного артикуляционного положения на другое. Целесообразно использовать чистоговорки и скороговорки. Крайне нежелательно на данной стадии неверное проговаривание изучаемого звука.

Требуется воспитание спокойного, плавного темпа речи. Если ребенок разговаривает быстро, смазано проговаривает звуки, он не привыкнет контролировать правильность собственной речи. Такой ребенок может деформировать или пропускать даже те фонемы, которые изолированно говорит верно. Выработка размеренной скорости провоцирует улучшение звукопроизносительной стороны. Также важна громкость речи.

Автоматизация [Л] в стихотворениях

Когда ребенок научится безошибочно говорить звук в словах, насыщенных им фразах и предложениях, можно начинать его закрепление в стихотворениях.

Для занятий желательно отбирать произведения, которые не содержат оппозиционных звуков [Ль] и [Р] или тех, на которые [Л] заменялся до постановки.

Следует стараться выбирать стихотворения с доступным ребенку смыслом, опираясь на его возрастные особенности, уровень общего развития. При наличии неизвестных или непонятных слов нужно провести словарную работу, по ходу которой объясняется их значение. Понимание смысла помогает при проговаривании текста.

Если стихотворение провоцирует появление негативных эмоций или ассоциаций, не следует настаивать на работе с ним.

Не нужно маленькому ребенку предлагать длинные стихи – малышу сложно удерживать большой сюжет, он потеряет смысловую нить и воспроизведет набор слов. Нельзя использовать стихи со слишком длинными строчками или сложным порядком слов – это тоже усложняет понимание смысла, ухудшает качество речи.

Стихотворение предлагается по одной строке, ребенка просят повторить. Этот процесс носит название отраженное проговаривание. Совместное одновременное проговаривание (сопряженное) на этом этапе не допускается. Если дошкольник затрудняется при запоминании и воспроизведении всей строчки сразу − не может запомнить, путает порядок слов или неверно говорит закрепляемый звук в одном или нескольких словах, − нужно перейти на повторение по одному слову. Знакомя ребенка с текстом, следует выделять голосом изучаемую фонему.

Слова проговариваются в соответствии с орфоэпическими, а не с орфографическими правилами. Один и тот же стих необходимо отрабатывать на протяжении нескольких занятий. Известные ребенку ранее стихотворения, но с нарушенной фонемой,  переучиваются после прохождения всех этапов автоматизации.

Автоматизация [Л] в связной речи

Закрепление фонемы в связной речи − важнейшая ступень автоматизации. На данном этапе завершается работа с фонемой в специально организованных ситуациях. Далее фонема будет применяться в собственных спонтанных высказываниях.

Не всем детям нужна отработка произношения на материале текстов – если ребенок без затруднений, легко пользуется поставленным звуком, целесообразно приступать к спонтанной речи. Но большинству детей обязательно нужно закрепление в тексте. Для работы выбирают рассказы маленького объема, обогащенные отрабатываемой фонемой.

При работе с текстами звук используется без удлинения, без утрированного артикулирования. Фонема должна быть равнозначной по отношению к потоку остальных фонем. На данном этапе используют рассказы разных видов:

  • Рассказы по опорным картинам – переходная ступень от повторения фраз к пересказам текстов. Рассказы должны быть короткими, [Л] должен содержаться лишь в нескольких словах, которые предлагается вставить в нужное место после демонстрации изображения.
  • Рассказы-задачи. Работа начинается аналогично с одного-двух слов. Логопед прочитывает задачу,  ребенок должен решить ее и ответить устно одним словом, а потом развернутой фразой.
  • Рассказы по наводящим вопросам.
  • Обычные рассказы с большим количеством закрепляемой фонемы. Здесь тоже допускаются вопросы.
  • Составление рассказа на определенную тему. Ребенку предлагают тему для сочинения и слова с закрепляемой фонемой, которые он должен включить в свой рассказ. Эти занятия готовят к включению фонемы в собственную речь.

Автоматизация звука [Л] в самостоятельной речи

Введение фонемы в самостоятельную речь – завершающая ступень автоматизации. Здесь также нужно следовать некоторым правилам. На протяжении длительного времени ребенок не способен контролировать две вещи одновременно − что говорить и как говорить. Достаточно сложно научить его включать самоконтроль над произношением.

Сначала самостоятельной речью считаются только специально организованные, немного неестественные ситуации. Первое время контролировать правильность звукопроизношения будут только взрослые – родители и педагоги. У них возникает так называемый в логопедии «сторожевой рефлекс», когда взрослый контролирует два аспекта: организовывает разговор и корректирует все ошибки артикулирования. Чтобы научить ребенка использовать новое правильное звучание, надо после каждого ошибочного произнесения давать ему образец, добиваясь верного воспроизведения.

Обычно самостоятельное отслеживание и исправление неправильного произношения начинается примерно через две недели после постановки фонемы. Взрослые должны эмоционально подкреплять создание нового артикуляторного стереотипа. Полная автоматизация поставленной фонемы длится приблизительно около полутора месяцев.

Этот срок актуален только для дислаликов, при более тяжелых дефектах срок автоматизации увеличивается. Для получения положительного результата надо заниматься каждый день около двадцати минут и контролировать детскую речь в повседневной деятельности.

Общие рекомендации по автоматизации звука [Л]

Правильное проговаривание любой речевой единицы демонстрируется взрослым, и только после повторяется ребенком. В идеальном варианте он не должен при закреплении фонемы допускать ни единой ошибки, чтобы неверный шаблон не препятствовал формированию правильного. Поэтому педагог должен контролировать произношение, чтобы предупредить ошибку и сделать подсказку.

Крайне важно отрабатывание новой фонемы не только на коррекционных занятиях, но и в повседневной деятельности. Если изучаемый звук верно произносится только на занятии, то появляется «синдром кабинетной речи», когда при педагоге весь речевой материал произносится безошибочно, а в повседневной жизни полученные навыки не применяются.

Нужно контролировать содержание предлагаемого материала – не должно присутствовать оппозиционных фонем. «Конфликтующими» фонемами могут быть абсолютно любые пары. Для каждого случая необходимо подбирать индивидуальную картотеку материала. Если встретилось такое слово или сочетание – нельзя требовать безошибочного проговаривания всех звуков. Смешиваемые фонемы различаются на специальном этапе дифференциации.

Первое время необходима очень утрированная артикуляция поставленной фонемы. Это требуется для того, чтобы слуховым анализатором зафиксировалось новое звучание как образцовое.

Первое время надо подкреплять новый звук любыми способами, нельзя предоставлять малышу право говорить его без поддержки и контроля. Серьезную проблему создает самостоятельное выполнение домашних заданий. Если ребенок умеет читать, не стоит разрешать ему самостоятельно прочитывать слова, надо чтобы взрослый дал правильный образец, после чего ребенок должен его воспроизвести. Также важно, чтобы взрослые следили и исправляли неправильное произношение в повседневной жизни.

Упражнения для автоматизации звука [Л]

«Пароход». Ребенку предлагают рассмотреть изображение парохода и воспроизвести его гудок. Затем нужно помочь пароходу доплыть до пристани, проведя пальцем по дорожке, четко произнося протяжный звук [Л].

«Лесные песенки». Перед ребенком рисунок с изображением диких животных.  Напротив каждого животного слоговая дорожка. Ребенка просят пропеть слоги, изображая голоса животных.

«Дополни предложение». Взрослый произносит предложения. Ребенку предлагается послушать их и добавить в каждое предложение подходящее по смыслу слово со звуком [Л]. Затем нужно повторить предложения полностью, выделяя звук [Л].

«Найди слово». Перед ребенком несколько картинок со звуком [Л] в разных частях слова. Ребенок называет, что изображено на них, выделяя звук [Л]. Затем предлагается рассортировать слова по месту расположения звука [Л] и составить предложение с каждым словом — названием картинки.

«Сказочная тропинка». На картинке изображен сказочный персонаж и его замок. Ребенку предлагается провести персонаж к замку по дорожке из слогов.

«Слоговая ромашка». На картинке изображена ромашка с разноцветными лепестками. На каждом лепестке написан слог. Ребенок должен прочитать слоги и составить из них слова, соединяя лепестки одинакового цвета. С полученными словами составляют предложения.

Игры для автоматизации звука [Л]

«Четвёртый лишний». Ребенку предлагают четыре картинки, в трех из них есть звук [Л]. Он должен назвать все картинки, определить, какая лишняя. Можно усложнить игру, подобрав три слова со звуком [Л] в начале, а в четвертом в конце.

«Обжорка». Ребенку дают большую ложку и картонные пельмени с изображенными на них картинками со звуком [Л]. Ребенок кладет в ложку картинку и называет слово. Если слово произнесено верно, то пельмень «съеден».

«Осенний листопад». Перед ребенком лежит картонный ствол дерева и разноцветные листья с картинками на обратной стороне. Взрослый спрашивает: в какое время года на деревьях бывают листья такого цвета? что происходит с листьями осенью? Объясняется значение слова листопад. Затем предлагают устроить листопад, называя, что изображено на листочке и отрывая его от дерева.

«Спасение Колобков». На столе перед ребенком несколько картонных Колобков с изображенными на них картинками со звуком [Л]. Ему предлагается вспомнить сказку «Колобок» и пересказать ее. Но вместо песенки Колобок рассказывает, что изображено на картинках. Когда Колобок встречает лису, нужно очень быстро называть картинки и переворачивать их, чтобы лиса не успела съесть.

«Что у Клавы в лукошке?». Предлагают сложить в лукошко для куклы Клавы предметы, названия которых содержат звук [Л]. При этом нужно произносить предложение: «Я положу в лукошко куклы Клавы…».

Крайне важно на занятиях замотивировать ребенка. Нужно объяснить ему, почему важно правильно разговаривать. Без достаточной мотивации коррекционная работа может затянуться на продолжительный период. Поэтому очень важно внимание окружающих, и не только родителей, к детской речи.

Автоматизация звука Л | Говорунчик

Автоматизация звука Л: изолировано, в слогах, словах и предложениях.

Автоматизация звука Л, начинается с самых легких заданий.

  1. Спой «песенку самолета».

Произноси звук Л длительно на одном выдохе: л-л-л…  

  1. Повтори прямые слоги со звуком Л.

Ла — ло — лу — лы

  1. Повтори обратные слоги со звуком Л.

Ал — ол — ул — ыл — ил — ел — ёл — юл — ял

  1. Повтори слоги, где звук Л находится между гласными.

Ала — ало — алу — алы      ола — оло — олу — олы ула — уло — улу — улы      ыла — ыло — ылу — ылы

  1. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

Гла — гло — глу — глы        зла — зло — злу — злы кла — кло — клу — клы     пла — пло — плу — плы ела — ело — слу — слы       фла — фло — флу — флы хла — хло — хлу — хлы     шла — шло — шлу -шлы

  1. Повтори обратные слоги со стечением согласных.

Алг — олг — улг — ылг — илг — елг — ёлг — юлг — ялг алк — олк — улк — ылк — илк — елк — ёлк — юлк — ялк алп — олп — улп — ылп — илп — елп — ёлп — юлп — ялп алх — олх — улх — ылх — илх — елх — ёлх — юлх — ялх алм — олм — улм — ылм — илм — елм — ёлм — юлм — ялм алш — олш — улш — ылш — илш — елш — ёлш — юлш — ялш — алс — олс — улс — ылс — иле — еле — ёлс — юле — яле алф — олф — улф — ылф — илф — елф — ёлф — юлф — ялф

  1. Повтори слова, где звук Л находится в начале слова.

Ла: лак, лама, Лада, лань, лапа, ладонь, лопата, лото, ло­пух*; лампа, лайка, лапша, ластик, ландыш, лакомка, ласточка, лавка.

Ло: лоб, лов, локоть, локон, лодка; лось, лобзик, ложка, лошадь, лотос.

* Здесь и далее: слова, выделенные курсивом, не содержат сложные для произнесения звуки или стечение согласных.

Лы: лыжник, лыжи, лыжня.

Лу: луг, лук, луна, лупа, луноход; лунка, лужа, Луша, лу­ковица, лукошко, луч, лужок.

  1. Повтори слова, где звук Л находится в середине слова.

Ла: юла, дела, пила, кулак, халат, пела, Мила, ела, бегала, ходила, одела, обедала, акула, пиала, молоток, колобок, молоко, мыло, одеяло, голова; булавка, соловей, зола, ка­лач, салат, гладкий, платок, клад, план, планка, планета, платить, платье, скала, школа, возила, носила, писала, читала, пастила, баклажан, свекла, глаза, класс, Клава, кладовка, склад, Влад, плавать, пластинка, Слава, слад­кий, славный, слабый, выслать, флакон, флаг, вышла, шла, несла, пасла, складывать, клавиши, главный, глас­ный, согласный, плавки, плакат, заплатка, палатка, об­лако, фламинго, глоток, блокнот, масло, хлопушка.

Ал: галка, палка, балкон, мочалка, скалка, фиалка, ал­фавит, алмаз, халва, шалфей, галстук.

Ло: болото, колоть, полоть, молоть, пилот; колонна, со­лонка, солома, удалой, клоун, наклон, поклон, плод, пломба, плотник, хлопок, хлопья, чулок, полоска, ко­лодец, весло, стекло, калоши, слово, слог, слон, слой­ка, глобус, плов, флот, флокс.

Ол: волк, Волга, волны, полный, долго, молния, полдень, полка, иголка.

Лу: тулуп, валун, голубь; каблук, голубой, клуб, клубок, клумба, клубника, плуг, глубокий; Золушка, желудь, шалун, слуги, случай, плутовка, блуза, служить, слу­чайно, заслуга.

Ул: булка, вулкан, чулки.

Лы: полы, волы, полынь, улыбка, белый, алый, умелый, голы, бокалы, пеналы, каналы, каникулы; куклы, углы, котлы, глыба, плыть; столы, смелый, спелый, светлый, ослы, послы, малыши, алыча, булыжник, пчелы, вокзалы, малыш, заплыв.

Ыл: бутылка, посылка, мылся.

Ил: вилка, копилка, пилка, поилка, косилка.

Ел: белка, мелко, узел.

Ел: ёлка, тёлка, метёлка, шёлк, чёлка, пчёлка, щёлкать.

Ял: боялся, смеялся.

  1. Повтори слова, где звук Л находится в конце слова.

Ал: бал, вал, мал, дал, упал, канал, бокал, пенал, металл, выпал, падал, выгнал, овал; зал, жал, писал, вокзал, стучал, спал, сыпал, самосвал, выбежал.

Ол: гол, вол, пол, укол; футбол, ствол, чехол, щегол.

Ул: мул, подул, аул, тянул, кинул; стул, уснул, зевнул, шепнул, качнул.

Ил: Михаил, мил, пил, купил, водил; возил, косил, носил, учил, тащил, гостил, высадил, выучил, вытащил, вы­пустил, выскочил.

Ел: мел, пел, умел, хотел, видел, дятел, Павел; сидел, ви­сел, шипел, вышел.

Ёл: вёл, котёл; шёл, осёл, козёл, новосёл.

Ял: мял, гонял, менял, поднял, таял, веял; сиял, снял, стоял, завял, сеял.

  1. Повтори слова с двумя звуками Л.

Лола, колокола, делал, долбил, полол, ломал, колол; гла­дил, гладиолус, плавал, молчал, улыбнулась, Владислав.

  1. Повтори словосочетания.

голубое небо           белые флоксы            тонкий чулок

теплый тулуп          голодный волк           тёмный чулан

белый мел                спелое яблоко            алый флаг

шёлковый платок    весёлый бал                молочная каша

сладкая булка          глубокий колодец      толстая палка

тяжёлый молоток    смелый солдат           холодный подвал

светлый локон         толстый блокнот        шёлковая блузка

  1. Повтори предложения.

Три слова. Алла ела яблоко. Луша помыла пол. Слава пьёт молоко. Луша чистила лук. Володя будет пилотом.

Четыре слова. У лайки белые лапы. Тёплое дуп­ло у белки. У Милы голубое платье. Владик уехал в колхоз. По волнам плывёт плот. Клава захлопала в ладоши. Стул упал на пол. Павел ушёл на футбол. Лось убежал от волка. Влад купил духи «Фиалка». На яблоне спелые яблоки. Алла писала мелом слова. Луша мыла куклу мылом. Клава каталась на лыжах. У Луши белые го­луби. Дятел долбил ствол сосны. У слона белые бивни. У Золушки шёлковое платье. Ложка из олова — оло­вянная. Платье из шёлка — шёлковое. Аллея из ёлок — еловая.

Пять слов. Мила поставила лампу на стол. Клава покупала молоко и свёклу. Лола поливала флоксы на клумбе. Сла­ва плавал на плоту по Волге. У Володи иволга из плас­тилина. Мила мыла пол в классе. Михаил сделал боль­ному Павлу укол. Золушка подметала и мыла полы. Флоксы, ландыши и фиалки — цветы. На полу Клава нашла булавку.

Шесть слов В голубом небе плывут белые облака. Алла дала Володе пилу и молоток. Клубок упал со стула на пол. Влад плыл в лодке по волнам. Луша надела на голову белый платок. Мила и Володя плывут в лод­ке. На балу Золушка смеялась и танцевала. В чулане на полке стоял кувшин. Алла купила алычу, а Воло­дя — клубнику. Ласточка, иволга, соловей и галка -птицы. Волшебница помогла поехать Золушке на бал.

Семь слов. Платье, колготки, блуза и плащ — это одежда. Белла полоскала белый халат в холодной воде.

Восемь слов. Луша ела спелую клубнику, а Павел ел пас­тилу. На балконе у Славы голубые и белые фиалки. Алла покупала фиалки, Луша — цикламены, а Лола -флоксы.

Девять слов. Белка, лось, волк, слон и лань — это дикие животные.

( по книге Е. Н. Спивак, автоматизация звука Л)

Картинки со звуком Л

Автоматизация звука Ль — Сайт logo676!

Звук [Ль].

1.    Повтори слоги.                                                      1

Ля         ля-ли             ля-ли-ле

Ли         ле-лё             лю-ля-ли

Ле          лю-ля           лё-лю-ле

Лё          лё-ли            ли-лю-лё

Лю         ли-ле            лё-ли-ля

 

2.     Повтори слова.

Липа, линь, Лида, ливень, лифт, лев, лес, лето, лебедь, лента, лёд, лён, Лёва, Лёша, лётчик, люк, люди, лютик, Люда, лямка, лиса, лицо, лимон, ленивый, лесник, ледник, любовь, любить, любимец.

 

3.    Посчитай слова от 1 до 5:

Люк, лимон, лебедь, лётчик.

 

4.    Игра «Один – много».

Лист – листы

Лиана — …

Лиса — …

Лещ — …

Лес — …

Лента — …

Лесенка — …

Лётчик — …

Лямка — …

Лесник — …

Лепёшка — …

 

Звук [Ль].

1.    Повтори предложения:                                         2

У Лены лепёшка.

В лесу много лип.

У Любы в косе лента.

У лифта стоит лифтёр.

Летом часто идут ливни.

Листья летят, как лебеди.

Леня любит лимонад.

Леша лежит на лежанке.

Лиза и Люда лежат под липой.

Лебеди летят высоко над лесом.

 

2.    Изменяй предложения.

Я буду лётчиком ты… он… она… мы… вы… они…

Я покупаю ленты.

Я пью лимонад.

Я еду на лифте.

Я ем липовый мёд.

Я несу листик из леса.

Я лежу, как ленивый кот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звук [Ль].

1.    Повтори слоги.                                                 3

Лю-ля-ли            аля            ля-аля

Лё-ле-ля             олё            лё-олё

Ле-лю-лё            улю           лю-улю

Ля-ли-ле             или           ли-или

Ли-лё-лю            эле            ле-эле

 

2.     Повтори слова.

Налим, малина, улитка, калитка, долина, Полина, билет, олень, колено, полено, железо, тюлень, полёт, самолёт, пелёнка, селёдка, уголёк, мотылёк, салют, малютка, поляна, гуляш, солянка, коляска, улица, пеликан, великан, нолик, поле, улей, колесо, оленёнок, полюс, челюсть, пуля, неделя, Оля, Коля, Валя, Поля, Толя, Галя, Уля, воля.

 

3.    Игра «Я – мы».

Я ходил – мы ходили.

Я спал – мы…

Я читал – мы…

Я писал – мы…

Я кушал – мы…

Я мыл – мы…

Я сидел – мы…

Я копал – мы…

Я стучал —  мы…

Я бегал – мы…

Я скакал – мы…

Я упал – мы…

Звук [Ль].

1.    Посчитай слова от 1 до 5:                                      4

Поляна, олень, телефон, липовая аллея, зелёная лента, колесо телеги.

 

2.     Повтори предложения.

В поле цветёт лён.

Лиза поливает лимон.

Люди охотились на лис.

Дети попали под ливень.

На столе лежат лепёшки.

Листья липы уже опали.

В зале не зажигали свет.

Вдали показались поляны.

На тополях появились листочки.

Шумели липы, осыпали колючий снег.

Дети сидели под тополем и ели малину.

Летом дети ходили в лес за малиной.

В коляске катали маленькую Полину.

Лёва и Алёша видели полёт самолёта.

На коленях у Лены сидели маленькие котята.

Они жили на одной улице, учились в одной школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Звук [Ль].

1.    Изменяй предложения.                                 5

Я поливаю малину. Ты… он… она… мы… вы… они…

Я солю солянку.

Я болею всю неделю.

Я полечу на самолёте над лесом.

 

2.    Назови детей ласково.

Люда – Людочка

Лена — …

Леня — …

Лина — …

Лиза — …

Люба — …

Коля — …

Оля — …

Галя — …

Толя — …

Валя — …

Леша — …

Илья — …

Алиса — …

Олег — …

Лёва — …

Полина — …

Алена — …

 

 

 

Звук [Ль].

1.    Повтори слоги.                                                      6

Аль            аль-оль-уль

Оль            иль-уль-аль

Уль            оль-аль-иль

Иль            уль-иль-оль

 

2.    Повтори слова.

Даль, шаль, сталь, педаль, медаль, деталь, ноль, соль, боль, тополь, соболь, фасоль, куль, тюль, Буль-буль, пыль, ковыль, бутыль, костыль, стиль, фитиль, цель, мель, шмель, кисель, метель, пудель.

 

3.    Повтори предложения.

Мама вешает тюль.

У бабушки шаль.

Вова пьёт кисель.

Пудель не ест фасоль.

Соболь убегает вдаль.

Папа сажает тополь и ель.

Водитель нажимает на педаль.

Спасатель получил медаль.

 

4.    Повтори потешки.

Аль-аль-аль, весной цветёт миндаль.

Оль-оль-оль, на ноге у Пети мозоль.

Уль-уль-уль, вода бежит: буль-буль.

Иль-иль-иль, я зажёг у свечки фитиль.

Ель-ель-ель, весной капает капель.

Ыль-ыль-ыль, надо выбить пыль.

Звук [Ль].

1.    Изменяй предложения.                                       7

Я пью кисель. Ты… он… она… мы… вы… они…

Я попаду в цель.

Мне дали медаль.

 

2.    Повтори слоги.

Ля-ли-ле                         аль-уль-иль

Лю-ля-ли                        уль-иль-аль

Лё-лю-ля                        иль-оль-уль

Ли-ле-лё                         Оль-иль-аль

 

3.    Игра «Один – много».

Педаль — педали

Деталь — …

Костыль — …

Мозоль — …

Медаль — …

Учитель — …

Читатель — …

 

4.    Посчитай слова от 1 до 5.

Деталь, пудель, учитель, зелёная шаль, ленивый шмель, лист тополя.

 

 

 

 

 

 

Звук [Ль].

1.    Повтори предложения.                                              8

Мы купили соль.

В поле качается ковыль.

Июль – летний месяц.

Это деталь от самолёта.

Пылесос засасывает пыль.

На ноге болит мозоль.

В метель летит не пыль, а снег.

Люда любит миндаль.

 

2.    Изменяй предложения.

Я не гуляю в метель. Ты… он… она… мы… вы… они…

Я наливаю воду в бутыль.

Я солю зелёную фасоль.

Я найду левую деталь от коляски.

 

3.    Выучи скороговорки.

От топота копыт пыль по полю летит.

 

Ехали мы, ехали,

До ели доехали,

Ель объехали

И назад поехали.

 

 

 

 

 

Звук [Ль].

1.    Продолжи предложения по образцу.                  9

Толя любит кисель с малиной. – Толя любит малиновый кисель.

Валя любит чай с лимоном. – Валя любит (какой?) чай.

Шмели несут мёд с липы. – Шмели несут (какой?) мёд.

Коля ест суп с фасолью. – Коля ест (какой?) суп.

Весной летает пух тополей. – Весной летает (какой?) пух.

У мамы шуба из соболя. – У мамы (какая?) шуба.

В кустах видно гнездо лебедя. – В кустах видно (какое?) гнездо.

Летом цветут цветы в поле. – Летом цветут (какие?) цветы.

Галя кушает малину из леса. – Галя кушает (какую?) малину.

Мы попали летом под ливень. – Мы попали под (какой?) ливень.

 

2.    Выучи стихотворение.

 

Самолёт.

 

Самолёт, самолёт,

Он готов уже в полёт.

Полетит он над полями,

Полетит он над лесами.

 

Звук [Ль].

1.    Повтори слоги.                                                  10

Альпа, ольпо, ульпу, ильпы, Альба, ольбо, ульбу, ильбы, алька, олько, ульку, ильки, альга, ольго, ульгу, ильги, альфа, ольфо, ульфу, ильфы, альва, ольво, ульву, ильвы, альса, ольсо, ульсу, ильсы, альза, ользо, ульзу, ильзы, альша, ольшо, ульшу, ильши, альта, ольто, ульту, ильты, альда, ольдо, ульду, ильды, альна, ольно, ульну, ильны, альча, ольчо, ульчу, ильчи, альца, ольцо, ульцу, ильцы, альха, ольхо, ульху, ильхи.

 

2.    Повтори слова.

Пальто, альбом, спальня, альпинист, бальзам, Ольга, кольцо, полька, польза, столько, Булька, шпулька, бульдог, тюльпан, тюлька, пыльца, килька, шпилька, будильник, жильцы, умельцы, мелькает, дельфин, стелька, апельсин, асфальт, вальс, сельдь, пульт, пульс, фильм, льдина, львица, львёнок.

 

3.     Назови ласково.

Альбом – альбомчик            Палец – пальчик

Пальма — …                            стул — …

Пальто — …                            капля — …

Тюльпан — …                         сабля — …

Дельфин — …                         вафля — …

Будильник — …                      туфля — …

Апельсин — …                        петля — …

 

 

Звук [Ль].

1.    Посчитай слова от 1 до 5 и обратно.                 11

Тюльпан, альбом, мальчик, больной пальчик, пыльный стульчик, сильный дельфин.

 

2.    Повтори предложения.

У Ольги альбом.

Мальчик ушиб пальчик.

Дельфин ест кильку.

Бульдога зовут Булькой.

Будильник сильно звенит.

У мамы на пальце кольцо.

В ванне булькает мыльная вода.

Мальчики спят в спальне.

Вале сшили пальто.

Лизе дали альбом.

На столе стоит соль.

В поле сильная метель.

Бульдога водили по улице.

Любе больно сжали пальцы.

Со стульчика смели пыль.

Коле купили апельсинов.

 

3.    Изменяй предложения.

Я заведу будильник. Ты… он… она… мы… вы… они…

Я считаю капельки.

Я любуюсь тюльпанами.

Я мою пыльные пальцы.

Я танцую польку и вальс.

Звук [Ль].

1.    Повтори предложения.                                         12

Утром звонит и всех будит будильник.

В дельфинарии выступают дельфины.

Мама снимает с пальца золотое кольцо.

На юге растут кактусы и пальмы.

Осенью носят куртки и пальто.

Для сна в детском садике есть спальня.

Для рисования нужен альбом.

Галстуки носят мужчины и мальчики.

 

2.    Скажи наоборот.

Оленёнок слабый, а олень …

Дельфин большой, а дельфинёнок …

Телега тяжёлая, а лента …

Малина сладкая, а селёдка …

У Лизы болит правое колено, а у Оли …

Валя живёт близко от леса, а Лёня …

 

3.    Доскажи словечко.

Штраф дядя заплатил за это:

В автобусе он ехал без …

 

Вот опять кричит наш мальчик,

Он ножом порезал …

 

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик …

Дифференциация звуков Л — Ль: речевой материал, задания для дошкольников в картинках

Звуки [Л] и [Ль] ребенок в норме начинает проговаривать правильно с 3 лет, дифференцировать мягкий и твердый вариант с 3,5 лет. Если родители замечают нарушения произношения, смешение звуков, пора браться за дело самим или обращаться за помощью к логопеду. Рассмотрим дифференциацию звуков [л], [ль] в стихах, текстах, игровых упражнениях.

Постановку и автоматизацию звуков [л], [ль] нужно проводить с 4-летнего возраста. Занятия должны длиться не более 20-25 минут. Не старайтесь научить детей правильно говорить с помощью строгих уроков, делайте упор на игру: лабиринты, картинки, загадки, стихотворения, познавательные тексты. Каждое занятия начинайте с артикуляционной гимнастики на звук [л] для мышц языка, щек, гортани. Простые упражнения помогают ребятам настроиться на работу с логопедом и поддерживают речевой аппарат в тонусе.

Упражнения

Начнем с классических упражнений, которые рассчитаны на детей дошкольного и младшего школьного возраста. Проводить занятия по этому списку игр может профессиональный логопед и родитель в домашних условиях.

Слоги

Это чтение или повторение слоговых таблиц. Делать задание нужно по 2-3 минуты несколько раз в течение дня.

В прямых слогах:

    
ЛЯ-ЛЯ-ЛАЛЁ-ЛЁ-ЛОЛЮ-ЛЮ-ЛУЛИ-ЛИ-ЛЫ
ЛА-ЛА-ЛЯЛО-ЛО-ЛЁЛУ-ЛУ-ЛЮЛЫ-ЛЫ-ЛИ
ЛА-ЛЯ-ЛАЛО-ЛЁ-ЛОЛУ-ЛЮ-ЛЁЛЫ-ЛИ-ЛЫ
ЛЯ-ЛА-ЛЯЛЁ-ЛО-ЛЁЛЮ-ЛУ-ЛЮЛИ-ЛЫ-ЛИ

В обратных слогах:

    
АЛЬ-АЛЬ-АЛОЛЬ-ОЛЬ-ОЛУЛЬ-УЛЬ-УЛЫЛЬ-ЫЛЬ-ЫЛ
АЛ-АЛ-АЛЬОЛ-ОЛ-ОЛЬУЛ-УЛ-УЛЬЫЛ-ЫЛ-ЫЛЬ
АЛ-АЛЬ-АЛОЛ-ОЛЬ-ОЛУЛ-УЛЬ-УЛЫЛ-ЫЛЬ-ЫЛ
АЛЬ-АЛ-АЛЬОЛЬ-ОЛ-ОЛЬУЛЬ-УЛ-УЛЬЫЛЬ-ЫЛ-ЫЛЬ

Следующий шаг — включение в слог еще одной согласной или гласной:

    
ПЛЯ-ПЛЯ-ПЛАПЛЁ-ПЛЁ-ПЛОПЛЮ-ПЛЮ-ПЛУПЛИ-ПЛИ-ПЛЫ
ПЛА-ПЛА-ПЛЯПЛО-ПЛО-ПЛЁПЛУ-ПЛУ-ПЛЮПЛЫ-ПЛЫ-ПЛИ
ПЛА-ПЛЯ-ПЛАПЛО-ПЛЁ-ПЛОПЛУ-ПЛЮ-ПЛУПЛЫ-ПЛИ-ПЛЫ
ПЛЯ-ПЛА-ПЛЯПЛЁ-ПЛО-ПЛЁПЛЮ-ПЛУ-ПЛЮПЛИ-ПЛЫ-ПЛИ
    
АЛЯ-АЛЯ-АЛАОЛЁ-ОЛЁ-ОЛОУЛУ-УЛУ-УЛЮЫЛИ-ЫЛИ-ЫЛЫ
АЛА-АЛА-АЛЯОЛО-ОЛО-ОЛЁУЛЮ-УЛЮ-УЛУЫЛЫ-ЫЛЫ-ЫЛИ
АЛА-АЛЯ-АЛАОЛО-ОЛЁ-ОЛОУЛУ-УЛЮ-УЛУЫЛЫ-ЫЛИ-ЫЛЫ
АЛЯ-АЛА-АЛЯОЛЁ-ОЛО-ОЛЁУЛЮ-УЛУ-УЛЮЫЛИ-ЫЛЫ-ЫЛИ

Важно не торопиться при чтении слогов, а следить за четкостью произношения звука, его мягкостью и твердостью.

Слова

Используйте открытые и закрытые слоги в словах для составления логопедических карточек. Примеры формируйте в ряды по 3-4 штуки в каждом:

Пыл – пыль – пуля – пели.

Ляля – Лолла – Лика – Лена.

Слог – слон – клон – полон.

Лак – флаг – кулак – лавка.

Мыл – намыл – помыл – подмел.

Для ряда слов важно подбирать близкие по звучанию примеры, чтобы у ребенка развивался фонематический слух.

Словосочетания

Дошкольник медленно повторяет за педагогом словосочетания, сложность примеров повышайте на каждом уроке, но постепенно. Если малыш не справляется, не повторяет слова четко, возвращайтесь на прежний уровень и отрабатывайте уже пройденный материал до автоматизма.

Школьный бал;
Зеленый луг;
Любимая морковка;
Туалетной мыло;
Холодный пол;
Ледяная лужа;
Теплое лето;
Поймали моль;
Съел лимон;
Лесной ландыш;
Золотое кольцо.

Предложения

Для детей дошкольного возраста достаточно включать в предложения для повторения 3-4 слова.

Наша Юля егоза.
У Коли флажок.
На поляне лебеда.
Летят самолеты далеко.
Колол Коля колья.
В кулачке колос.
Лолла и Лика делят все пополам.
В поле стоит олень.

На заметку! Предложите ребенку складывать предложения самостоятельно по картинкам, а потом повторять их. Например, положите на стол такой набор карточек: лимон, слон, и написанный глагол любит. Получится, слон (не) любит лимон.

Загадки

Интересные загадки нужно не только отгадывать, но и заучивать наизусть.

Я землю копала,
Совсем не устала.
Устал тот,
Кто мной копал. (Лопата)

Белый на белом,
Натоптал, где бегал.
Рыженький пройдет,
И следы прочтет. (Лис и заяц)

Вот булавки и иголки,
Выползают из-под койки.
На меня глаза глядят,
Молока спросить хотят. (Ежик)

Стихотворения

Стихотворные тексты являются эффективным методом устранения речевых нарушений у детей разного возраста. Малышам дошкольного возраста предлагайте выучить 1-2 четверостишья и большие рифмованные зарисовки не реже одного раза в неделю.

Ливень льет! Пляшут капли в луже!
Плот плывет! Никому не нужен!
Лягушонок влез на плот!
И вопит: “Ура! Вперед!”.

Люблю голубику,
Люблю землянику,
Люблю и калину,
Люблю и клубнику.

Было небо голубое,
Было солнце золотое,
На крылечке пес лежал,
Парень деревце сажал.
Было тихо и тепло.
Время медленно текло.

Не забывайте объяснять детям смысл незнакомых слов в стихах, текстах, других упражнениях.

Пословицы

Небольшие пословицы нужно читать или повторять за взрослым:

  • Даже маленькая ложь за собой большую ведет.
  • Капля за каплей камень долбят.
  • Не нужно хвалиться началом, хвались концом.
  • Пальчик слаб, а кулак силен.
  • Кончил дело, гуляй смело.
  • Отольются волчишке, овечкины слезки.
  • Не все золото, что блестит.
  • Поскользнулся — это еще не упал.

После чтения пословиц беседуйте с детьми о смысле фразы, выбирайте поучительные и интересные примеры по возрасту воспитанников.

Скороговорки

Чистоговорки лучше записывать в тетрадь и заучивать наизусть. Посоветуйте родителям проговаривать такие предложения вместе с ребенком на прогулке, перед сном, хором всей семьей, чтобы не превращать игру в строгий урок.

  • Мал соловей, а голос силен.
  • Еле-еле Лена ела, от лени видно есть не хотела.
  • И там я был, ту быль слыхал.
  • Галя на проталинке намочила валенки. Валенки у Галеньки сохнут на завалинке.
  • Быть хозяйкой не легко, убежало молоко.
  • У липы липовой листок, целебен липовый листок и липок липовый листок.
  • На самой мели мы налима большого нашли.

Рассказы

Задание предполагает пересказ близко к тесту. Для дошкольников выбирайте небольшие тексты русских народных сказок, поучительных историй.

Маша

Маленькая была Маша, но хотела быстрее вырасти. Решила помогать маме по дому, чтобы быстрее стать большой. Ходила в маминых туфельках, надевала ее платьице, но ничего не помогало.

Однажды решила Маша пол подмести и помыть. Все обрадовались, удивились. Маша хорошо все сделала, а мама спросила: “Маша, неужели ты такая большая стала, что можешь пол помыть и подмести?”. А папа сказал: “Да, а мы и не заметили, что наша Маша так выросла! Теперь будем ее большой называть!”.

Упражнения

Дифференциация [л], [ль] будет более продуктивной, если подходить к занятиям как к игре. Л.А. Комарова разработала оригинальный метод индивидуальной и групповой работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Этот метод основан на играх с карточками и плоскими игрушками (ходилками). Детсадовцы держат в руках указку или игрушку из киндера, бродят вспомогательными элементами по карточкам с картинками и выполняют задания педагога или родителя.

Загадки

Взрослые называют признаки предметов (внешние, вкусовые, любые другие), а дошкольник отгадывает его название. При этом перед ребенком лежат варианты правильного ответа в картинках. Например, учитель говорит: “Желтый, кислый, овальный…” (лимон). Малыш указывает на предмет и называет его.

Что пропало

Упражнение развивает память, внимание. Положите на стол большую карточку с изображениями предметов (не больше 9 штук, можно начинать с 3-4 картинок). Ребенок рассматривает карточку, запоминает, что на ней изображено 1-2 минуты. Затем учитель закрывает 1 картинку, а малыш говорит, что пропало с поля.

Угадайка

Учитель называет глагол, ребенок подбирает к нему существительное, выбирая предметы или живых существ на картинке. Например: лебедь плавает, река течет. Малыш проговаривает полностью все предложение.

Эхо

Игра развивает память, речь, внимание. На столе лежит карточка, педагог называет 3-4 предмета по очереди. Ребенок запоминает цепочку и повторяет, выделяя звуки [л], [ль]: лев, лес, лейка.

Волшебник

У взрослого в руках появляется волшебная палочка (указка). Дотрагиваемся до картинок и изменяем категорию слова по числу:

лев – львы;
лейка – лейки;
лебедь — лебеди;
лента – ленты.

Сначала малыш слушает, потом выполняет задание самостоятельно, помогая себе указкой.

Мой, моя, мое

Ребенок получает картинки с изображением разных предметов, можно пары. Педагог ставит такую задачу: назвать только те изображения, о которых можно сказать мой, моя, мое. Дошкольник не просто показывает и называет предмет, изображенный на карточке, но и составляет словосочетания по образцу:

моя книга;
мой стол;
мои туфли.

Придумай сам

Педагог задает вопросы о животном или предмете, который знаком малышу, показывает его на картинке. Задача дошкольника придумать максимальное количество ответов. Например, улитка какая? — маленькая, коричневая, скользкая, рогатая и так далее.

Хлопалки

Перед детсадовцем лежит лабиринт из картинок. Задача: показывать предметы друг за другом по стрелочке, называть их по слогам и считать количество слогов хлопками в ладоши. Когда ребенок закончит тренировку, педагог прохлопает одно из слов, а дошкольнику необходимо отгадать, какое слово имел в виду учитель.

Доскажи словечко

Продолжаем работать с лабиринтами картинок. Положите перед ребенком другой набор изображений. Педагог произносит начало предложения, а ребенок заканчивает, используя название предметов из лабиринта. Например, дают молоко…коровы.

Сыщик

Дошкольнику необходимо искать слово по звуковой схеме. Например, логопед загадывает слово козлик. Выкладывает перед малышом его схему цветными фишками, ребенок анализирует информацию и предполагает, что было загадано.

Малыши

Работаем с лабиринтом. Дошкольнику необходимо изменять слова по аналогии большой-маленький:

телефон-телефончик;
коляска – колясочка;
котлета-котлетка.

Найди лишнее

Детсадовцу среди картинок с изображениями предметов нужно найти лишний элемент и объяснить выбор.

Например, утка, гусь, петух, филин. Лишним будет филин, потому что это дикая птица, а остальные — домашние.

В качестве дополнительного задания предложите ребенку произнести названия всех предметов, акцентируйте внимание на произношении звуков.

Веселый счет

Одновременно с дифференциацией звуков [л, [ль] дошкольник учится считать до 10 и обратно. Разложите на стол картинки с изображением нескольких предметов на одном листе. В качестве дополнительного задания спросите у детсадовца, каких цветов в букете больше и насколько.

Угадай

Задание развивает логику, внимание и общий кругозор. На столе лежат картинки с изображением предметов, продуктов, живых существ и карточки с написанными глаголами: едят, идет, летает, едет. Задача: соединить глаголы с предметами.

Например, едет машина, велосипед; едят малину, землянику; плавает лебедь, лодка.

На заметку! Формируйте разнообразную логопедическую библиотеку, чтобы ребенку было интересно выполнять одно задание несколько раз.

Ассоциации

Игра похожа на лото. Малыш рассматривает две карточки, на которых 6-8 изображений. Задание: соединить подходящие картинки в пару:

пляж и купальник;
газовая плита и тарелка;
хлеб и хлебница.

Во время выполнения упражнений с помощью речевого материала важно следить за четкостью произношения фонем. Не бойтесь остановить дошкольника и попросить повторить слово еще раз.

Литература

  1. Л.А. Комарова “Автоматизация звука Ль в игровых упражнениях скачать
  2. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко  Автоматизация сонорных звуков Л, Ль у детей скачать
  3. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Ль у
  4. Серия “Логопедические тетради” на звуки Л, Ль Солнечные ступеньки скачать

Soft D не жесткие

Если бы проводился конкурс «Мисс Дания» на звуки речи, мягкий D ( blødt D ) выиграл бы золотую медаль. Датчане любят просить иностранцев произносить фразу

rødgrød med fløde (что, как вы помните, означает «пудинг из красных фруктов со сливками»). Это четыре непростых дамы, выстроившиеся в ряд с экзотическими буквами Ø и R.

Ну, это не , что сложный … Нам, датчанам, нравится думать, что наш язык сложнее, чем он есть на самом деле — я думаю, это способ сохранить его для себя.😉
Но на самом деле — если вы можете произнести мягкий звук английского языка mother , вы можете произнести мягкое D датского. Это оба вида мягких ре, разница в том, что в английском языке кончик языка касается зубов. На датском языке его следует немного убрать.

Вот совет: засуньте пальцы в рот так, чтобы ногти касались тыльной стороны ваших верхних передних зубов (убедитесь, что у вас чистые руки!) Теперь произнесите английское слово mother . Обратите внимание на то, как ваш язык стремится дотянуться до зубов … Теперь уберите руку и попробуйте повторить слово, как если бы ваши пальцы остались на месте … Если вам повезет, вы поймаете мягкую букву D без контакта с зубами, а если вы Еще больше повезет, это будет похоже на датское! 🙂

Для многих иностранцев мягкое D датского звучит как L.У меня были ученики, которые произносили слово гуд (Бог) как гул (желтый). Если вы внимательно прислушаетесь, вы услышите огромную разницу …

Мягкое D появляется только после гласных, как в mad ’food’, gade ’street’, gødning ’удобный. В большинстве других позиций буква ‘D’ произносится как в английском: dyr ’animal’, dreng ’boy’. После ‘L’, ‘R’, ‘N’ и перед ‘S’ и ‘T’ буква ‘D’ обычно вообще не произносится: vild [vil] ‘wild’, jord [ yoᵒʳ] ‘земля’, земля [лан] ‘страна’, plads [plas] ‘место’, fedt! [фет] ‘круто!’ (Буквально: жир!).

Вы можете лучше, чем эти дети!


Примечание для лингвистов: Как отмечают Саймон и Кевин в комментариях, датский мягкий D также имеет веларизованный вид (задняя часть языка приподнята к велуму). Это немного отличает его от английского th of ’than” — который по-прежнему является хорошим ярлыком для новичков, пытающихся выучить язык.

LSoft Technologies — безопасность данных, резервное копирование, восстановление данных, промышленные решения

Наконец, мы подошли к загрузочному диску, который предлагает полезные инструменты, прост в использовании и может быть создан практически для любого компьютера с XP, Vista, Windows 7, 8 и 10.

Линкольн Спектор, PCWorld

Проведя много часов с другим программным обеспечением, я наконец нашел ваше программное обеспечение, и все данные, которые, как я думал, были потеряны, теперь восстановлены. Я не могу сказать, насколько я счастлив и благодарен вам за то, что вы разработали такой фантастический продукт.

Стивен Смарт, Австралия

Active @ File Recovery Standard — одна из наиболее эффективных и доступных на рынке утилит для восстановления файлов на основе секторов.При цене всего около 35 долларов это значительно дешевле, чем …

.

Джон Л. Якоби, PCWorld

Я не могу передать, насколько я был взволнован, когда получил программу для восстановления 4,6 ТБ данных, которые были случайно удалены с диска. Ваш продукт просто потрясающий, просто лучший. Меня не волновало, сколько времени это займет, я просто смогу вернуть данные.Я так впечатлен продуктом. Итак, спасибо, спасибо, от всего сердца.

Робин Норр, Австралия

С помощью программного обеспечения для восстановления файлов восстановление 18 гигабайт данных из раздела, в котором была потеряна основная загрузочная запись диска, было очень простым и было перенесено на другой отдельный диск, чтобы исходный диск можно было переформатировать и файлы вернули, все в течении часа.Вы сохранили все мои данные, и я благодарю вас за то, что вы сделали эту программу доступной. Я очень впечатлен этим.

Howard R., New York

Простое удаление файлов или даже форматирование диска ничего не делает, чтобы остановить определенную слежку. Эта программа, мощный (и бесплатный!) Набор инструментов, обещает нечто гораздо более полезное. Как только программа выполнила свою работу, пути назад нет.

Ян Харак, PCWorld

Мы использовали это для удовлетворения требований по удалению данных в университете перед утилизацией старого оборудования. Он очень прост в использовании, поэтому мы можем проводить рабочие исследования по очистке дисков. На трехпроходную очистку действительно уходит несколько часов, но я не думаю, что со временем что-то можно сделать из-за характера того, что должно делать программное обеспечение.

Университет ИТ-технологий, Техас

Просто примечание, чтобы вы знали, что после катастрофического отказа моей машины XP я смог создать загрузочный диск на моей машине с Windows 7 и успешно восстановить весь диск из предыдущей резервной копии на внешнем диске. Отличная программа! Огромное спасибо.

Bud Lorch, Канада

Официальный сайт Microsoft Surface: компьютеры, ноутбуки, 2-в-1, устройства с двумя экранами и устройства

Официальный сайт Microsoft Surface: компьютеры, ноутбуки, 2-в-1, устройства с двумя экранами и устройства Перейти к основному содержанию

Площадь

Поверхность

  • Home
  • Компьютеры
  • Surface Pro X
  • NEW Surface Go 2
  • Аксессуары
  • Для бизнеса
  • Купить сейчас

Инновационные облачные ERP / CRM и мобильные решения

Инновационные облачные ERP / CRM и мобильные решения — SoftOne S .Инновационные облачные ERP / CRM и мобильные решения — SoftOne Technologies S.A

1

ΟΚΤ

ECOS myDATA от SoftOne: управление решением «myDATA» для любого бизнеса
Прочитайте больше

30

ΙΟΥΛ

SoftOne сертифицирован IAPR
как поставщик услуг электронного выставления счетов. Прочитайте больше

Инновационные облачные сервисы

Автоматизация продаж


  • Повысьте эффективность продаж
  • Выполняйте свои задачи в пути
  • Управляйте посещениями ваших клиентов в режиме реального времени

Узнать больше

Автоматизируйте бизнес-процессы


  • EDI
  • Электронное выставление счетов
  • Электронное заявление

Узнать больше
Предыдущий следующий

Не верьте нам на слово.