Общее понятие о личности.

ІІІ СЕМЕСТР

МОДУЛЬ 3 «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»

Лекция № 1 (22)

Тема: «Понятие о личности и ее структура»

План

1. Общее понятие о личности. Соотношение понятий «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность».

2. Основные психологические характеристики личности.

3. Структура личности.

4. Биологическое и социальное в личности.

 

Общее понятие о личности.

В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий, так как носителем всех психических явлений является личность. Важнейшая теоретическая задача состоит в том, чтобы вскрыть объективные основания тех психологических свойств, которые характеризуют

человека как индивида, как личность, и как индивидуальность. Человек рождается на свет уже человеком. Строение тела появившегося на свет младенца обуславливает возможность прямохождения, структура мозга – потенциальный развитый интеллект, строение руки – перспективу использования орудий труда и т.д., и всеми этими возможностями младенец отличается от детеныша животного, тем самым утверждается факт принадлежности малыша к человеческому роду, зафиксированному в понятии «индивид» в отличии от детеныша животного, от рождения и до конца жизни называемого особью.

Понятие «человек» объединяет три аспекта развития:

— биологический – человек «Homo sapiens» как представитель биологического вида характеризуется определенной телесной организацией, обладающий рядом существенных признаков: прямохождение, наличие приспособленных к труду рук, высокоразвитого мозга, особых морфологических признаков.

— социальный – человек является носителем сознания, которые являются общественным продуктом. Освоение собственных биологических возможностей, их «очеловечивание», т. е. развитие в нормативном направлении, развитие психических свойств, процессов и состояний, формирование сознания и самосознания, механизмов саморегуляции происходит в обществе и благодаря обществу.

— во взаимодействии биологического и социального предпосылок обеспечивается психологический результат: человек приобретает ряд присущих только ему способностей – способность отражать мир в понятиях, планировать и прогнозировать, осуществлять мысленное моделирование, фантазирование и мечтать, оценивать и трансформировать объекты, осознавать самого себя и причины собственных поступков и действий, соотносить желания и обстоятельства с условиями жизни, действовать разумно.

Понятие «индивид» (от лат. Individuum – неделимое) употребляется для обозначения единичного природного существа, представителя «Homo sapiens», яляющегося продуктом филогенетического и онтогенетического развития.

Если понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства.

В понятии индивид выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек – это индивид. Но, появляясь на свет как индивид, человек приобретает особое социальное качество, он становится личностью.

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являющиеся более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения? Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Как соотносятся понятия «человек» и «личность»? понятие «человек» является более широким по отношению к личности, так как не каждый является личностью.

В понятии «личность» делается акцент на общественной сущности человека. Это член общества, занимающий в нем определенное положение и выполняющий определенные социальные функции (роли).

Существенным признаком личности является ее позиция. Позицияиерархически организованная система отношений личности к определенным аспектам ее жизнедеятельности, определяющая смысл и содержание этой жизнедеятельности; характер и направленность активности.

Индивидуальность — это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.

Термин «индивидуальность» характеризует определенного человека со стороны его социального отличия от других людей и фиксирует внимание на своеобразии психики, личностных особенностей индивида, их неповторимости.

В каком отношении находятся понятия «человек», «индивид» и «индивидуальность» наглядно видно на рисунке № 1.

 

Рис. 1. Соотношение объемов понятий «человек», «личность», «индивид» и « индивидуальность»

 

В психологии часто употребляется понятие «субъект».

«Субъект» — это индивид, который является носителем самостоятельной активности и ее своеобразия в познании и преобразовании окружающей действительности и самого себя. Понятие «субъект» используется тогда, когда необходимо подчеркнуть, что именно он сам является главной детерминантой собственной жизнедеятельности.

 


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

Личность. Понятие личности.

Личностью в психологии называют человека как носителя сознания. Считается, что личностью не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое «Я». Психологические свойства (черты) личности полно и ярко раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем облике человека.

Личности бывают разные — гармонично развитые и реакционные, прогрессивные и односторонние, высоконравственные и подлые, но при этом каждая личность неповторима. Иногда это свойство — неповторимость — называют индивидуальностью, как проявление единичного.

Однако понятия индивид, личность и индивидуальность не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников.

Межличностные связи, формирующие личность в коллективе, внешне выступают в форме общения или субъект — субъектного отношения наряду с субъект — объектным отношением, характерным для предметной деятельности.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность — сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.

Образ жизни как социально — философское понятие отбирает в многообразии качеств и свойств, присущих данной личности, лишь социально устойчивое, социально типичное, характеризуя общественное содержание ее индивидуальности, раскрывая человека, стиль его поведения, потребности, предпочтения, интересы, вкусы не со стороны его психологических особенностей, отличающих его от других людей, а со стороны тех свойств и черт его личности, которые заданы самим фактом его существования в определенном обществе. Но если под индивидуальностью подразумевается не особенность внешнего облика или манеры поведения человека, а уникальная форма существования и неповторимого проявления общего в жизнедеятельности личности, то индивидуальное есть тоже социальное. Поэтому образ жизни личности выступает как глубоко индивидуализированная взаимосвязь объективного положения человека в обществе с его внутренним миром, то есть представляет своеобразное единство социально типизированного (унифицированного) и индивидуального (уникального) в поведении, общении, мышлении и бытовом укладе людей.

Иначе говоря, мировоззрение личности приобретает общественно — практическое и полноценное в нравственном плане значение постольку, поскольку оно стало образом жизни человека.

С нравственной точки зрения признаком личностного развития человека выступает его способность поступать по внутреннему убеждению в самых сложных житейских ситуациях, не перелагать ответственность на других, не полагаться слепо на обстоятельства и даже не просто «считаться» с обстоятельствами, но и противостоять им, вмешиваться в ход событий, проявляя свою волю, свой характер.

Велики значения и роль коллектива в формировании и воспитании личности. Правило воспитания, сформулированное замечательным советским педагогом А.С. Макаренко: исходить из признания воспитуемого личностью. И делать это надо со всей серьезностью, не отказывая воспитуемым в признании возможности совершения ими тех подвигов, о которых воспитатель говорит как о высоких образах достижения исключительных результатов в области производства, науки и техники, литературы и искусства.

Пусть не все мечты сбудутся и не все замыслы осуществятся. Пусть не все молодые люди, с которыми имеет дело воспитатель, окажутся достаточно одаренными или сумеют полно выявить свои способности. Речь идет о другом. Все они наверняка будут облагорожены отношением к ним как к высшей ценности, неповторимым индивидуальностям, могущим при надлежащем развитии явить миру все доступные человеку достижения творческого духа. В худшем случае творческая личность может не получиться, но сформируется человек, который, как минимум, не будет препятствовать становиться творческими личностями другим.

Не станешь личностью, копируя кого бы то ни было. Могут получиться лишь убогие односторонности. Строительство собственной личности не может быть осуществлено по какому-то типовому проекту. Как максимум, здесь можно получить только общие установки. Надо всегда рассчитывать на предельную реализацию человеческих возможностей, никогда не говоря заранее: «Это у меня не получится»,- испытывать всесторонне свои задатки.

Поэтому развитие человека — процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Развитие проявляется как прогрессивное усложнение, углубление, расширение, как переход от простого к сложному, от незнания к знанию, от низших форм жизни и деятельности к высшим.

Природа очень много дала человеку, но породила слабым. Чтобы сделать его сильным, вполне самостоятельным, надо еще много потрудиться. Прежде всего, обеспечить физическое развитие. В свою очередь, физическое и физиологическое развитие лежит в основе психологического развития как развитие духовное. Постоянно усложняются и углубляются процессы отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, память, мышление, чувства, воображение, а также более сложные психические образования: потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации. Социальное развитие человека есть продолжение психического развития. Оно состоит в постепенном вхождении в его общество — в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые, профессиональные и другие отношения, в усвоении своих функций в этих отношениях. Усвоив эти отношения и свои функции в них, человек становится членом общества. Венцом является духовное развитие человека. Оно означает осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степень ответственности человека за свое физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие. Духовное развитие все более признается сердцевиной, ядром становления личности в человеке.

Развитие каждого своего представителя человечество обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколений.

Воспитание — в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова — систематическое и целенаправленное воздействия воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.

Новорожденному родители передают опыт вертикального хождения, речевого общения, младшему школьнику — опыт математических преобразований, письменного общения, подросткам и юношам — опыт разнообразной деятельности и т.д. Всю жизнь человек усваивает какой-то и чей-то опыт и лишь на его основе создает свой. Только став наследником прошлого, он становится полноценным членом своего общества. В этом смысле воспитание есть культурно — формирующий процесс. В процессе воспитания человека идет его развитие, уровень которого затем влияет на воспитание, изменяет, углубляет его. Более совершенное воспитание ускоряет темпы развития, которое потом опять влияет на воспитание. На протяжении всей жизни человека эти явления взаимно обеспечивают друг друга.

К. Маркс и Ф. Энгельс уделяли большое внимание проблемам воспитания и образования молодежи. Они подходили к ним с различных, но тесно связанных друг с другом сторон — социальной, идеологической, педагогической и т.д., оценивая роль воспитания высшей мерой — влиянием на развитие личности, на ход общественного прогресса.

Воспитание они рассматривали как одно из важнейших средств.

В совокупности мысли Маркса и Энгельса о воспитании цельную диалектико-материалистическую концепцию, которая основывается на следующих положениях: воспитание обусловлено господствующими общественными отношениями; носит исторический и классовый характер; имеет свои объективные закономерности.

Под воспитанием мы понимаем три вещи:

Во — первых: умственное воспитание.

Во — вторых: физическое воспитание.

В — третьих: техническое обучение.

Маркс и Энгельс уделяли большое внимание идейному воспитанию, приобщению молодежи к истории и традицияям революционной борьбы.

Под умственным (интеллектуальным) воспитанием основоположники марксизма понимали «умственное образование», которое подрастающее поколение должно получать, прежде всего, в школе. Маркс и Энгельс призывали молодежь к настойчивой, систематической учебе, к постоянному самообразованию, что настоятельно диктуется жизнью.

Необходимым условием технического образования подрастающего поколения Маркс и Энгельс называли соединение воспитания с производительным трудом.

В системе воспитания молодежи основоположники марксизма, важное место отводили физической культуре. Большую роль этих занятий Энгельс видел и в подготовке юношей к военной службе.

О каких бы «составных частях» воспитания ни говорили основоположники марксизма, их мысль так или иначе была направлена на важнейшую проблему — всестороннее развитие личности. Ее формированию в конечном счете должны служить и каждая из этих составных частей, и весь процесс воспитания в целом.

Передавать опыт, следовательно, воспитывать, можно через средства массовой информации, в музеях через искусство, посредством религии, в системе управления через политику, идеологию, непосредственно в семье, на производстве через производственные отношения и т.д. Среди них особо выделяется образование.

Образование — процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование нередко трактуют как результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков и умений, отношений. Тогда говорят об образованном человеке. Образованность — качество развившейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становиться способной ориентироваться в среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя, т. е. опять же повышать свою образованность.

Человек рождается без знаний и умений, но через воспитание и образование получает все это в соответствии с возрастом. На каждом возрастном этапе развитие получает свою степень сформированности, не исчерпывая себя. Так поэтапно формируются идеалы, мотивы поступков, отношения и другие свойства человека.

Но ведь сам человек активен уже с рождения. Его роль в воспитании, образовании огромная, если не решающая. Дело в том, что человек рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества. Он сам способен этот опыт приобретать. Человек сам создал внешние факторы своего развития.

Основными факторами человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение.

Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Самовоспитание — процесс, входящий в состав воспитания и направленный тоже на развитие человека. Благодаря ему человек в любой воспитательной системе сохраняет себя как независимое природное и социальное существо, несмотря на всю интегрированность, т.е. слитность его с природой и обществом.

Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания не возможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса, либо как взаимопродолжающие друг друга процессы.

Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.

Самообразование — это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.

Самообразование является мощным фактором, выполняющим и обогащающим образование, организованное обществом.

Самообучение — является аналогом учению.

Самообучение — это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

Здесь огромную роль играет внутренний душевный мир человека, не только сознание, но и бессознательный фактор, интуиция, умение учиться не только у учителя, но и других людей, друзей, у природы. О таком самообучении в народе говорят: «учиться у жизни.» Самообучение основывается на потребности в знаниях, на врожденном познавательном инстинкте.

Основоположники марксизма глубоко раскрыли такую сложную проблему, как «человек и обстоятельства».

Характер каждого человека слагается всегда из двух элементов: природного, коренящегося в телесном организме человека, и духовного, вырабатывающегося в жизни, под влиянием воспитания и обстоятельств. Но как ни разнообразны человеческие типы у образованных народов, вследствие бесконечного разнообразия типов родовых, семейных и личных, природа всегда успевает в бесчисленном множестве характеристических черт в наружности человека выдвинуть на первый план черту народности.

Черта национальности не только заметна сама по себе, но примешивается ко всем другим характеристическим чертам человека и сообщает каждой из них свой особый оттенок.

Общественное воспитание, которое укрепляет и развивает в человеке народность, развивая в то же время его ум и его самосознание, могущественно содействует развитию народного самосознания вообще.

Если человек черпает все свои знания, ощущения и пр. из чувственного мира и опыта, получаемого от этого мира, но надо, стало быть, так устроить окружающий мир, чтобы человек в нем познавал и усваивал истинно человеческое, чтобы он познавал себя как человека. Если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными.

Педагог К.Д. Ушинский был глубоко убежден, что воспитание свободной, самостоятельной и активной человеческой личности является необходимым условием общественного развития.

ВЫВОД

Личностью — социальной единицей, субъектом, носителем социально — человеческой деятельности — ребенок станет лишь там и тогда, где и когда сам начнет эту деятельность совершать. На первых порах с помощью взрослого, а затем и без нее.

Личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, за данным ему извне — той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности. Пока же человеческая деятельность обращена на него, а он остается ее объектом, индивидуальность, которой он, разумеется, уже обладает, не есть еще человеческая индивидуальность.

Поэтому — то личность и есть лишь там, где есть свобода. Свобода подлинная, а не мнимая, свобода действительного развертывания человека в реальных делах, во взаимоотношениях с другими людьми, а не в самомнении, не в удовольствии ощущения своей мнимой неповторимости.

Хотите, чтобы человек стал личностью? Тогда поставьте его с самого начала — с детства — в такие взаимоотношения с другим человеком, внутри которых он не только мог бы, но и вынужден был стать личностью.

Лекция № 4 личность

8

Цель:рассмотреть элементы структуры личности и их свойства.

Задачи

— определить целое в структуре личности;

— рассмотреть его элементы;

— охарактеризовать особенности личностных черт каждой подструктуры и их свойства;

— рассмотреть путь их формирования;

— сформировать понятие о личности как динамическом образовании.

1. Общее понятие о личности

Личность сложна и многогранна. Вопросы, связанные с ее изучением, привлекают внимание философов, социологов и представителей других наук. Разделение аспектов изучения личности между различными науками не исключает их взаимосвязи, поскольку сама личность представляет собой сложное, но целостное образование. Наиболее общее научное понимание личности – это человек в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Следовательно, к числу личностных характеристик не принято относить особенности человека, которые связаны с генотипической или физиологической его организацией.

Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Личность всегда является продуктом конкретных общественно-исторических условий. Будучи от рождения наделенным соответствующими биологическими предпосылками, человек становиться личностью по мере усвоения социального опыта во всех его проявлениях. На первых этапах становления личности большое влияние на ее развитие оказывает семья. Активная деятельность человека в коллективе (детский сад, школа, колледж, институт предприятие и т. п.), его взаимоотношения с другими членами коллектива в значительной степени определяют формирование индивидуальных черт личности. Содержание понятия «личность» включает устойчивые свойства человека, которые определяют значимые его отношения к общественным явлениям и другим людям.

Вместе с тем личность каждого человека характеризуется индивидуальными признаками. Как говорил известный русский критик В.Г. Белинский, каждый человек имеет свое лицо, то есть он является личностью, при этом имеет что-то общее с другими людьми и в то же время чем-то отличается от них.

К числу наиболее общих положений, определяющих условия развития личности, в отечественной психологии признается деятельность (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.). Только в деятельности, вначале игровой, затем учебной и трудовой развиваются познавательные процессы, чувства и воля, черты характера и способности, формируются убеждения и мировоззрение.

Основу личности составляет ее структура, то есть относительно устойчивое взаимодействие всех сторон личности как целостного образования. В современной психологии имеется несколько точек зрения на то, что представляет собой внутренний склад личности (схема № 1).

В целом можно отметить, что в психологической структуре личностивыделяют: направленность, способности, темперамент, характер, самосознание.

Направленность личности. К ней относиться система убеждений, интересов, отношений. Она целиком социальна, то есть определяется не врожденными особенностями, а приобретенными социальным опытом человека, обучением, воспитанием и собственной деятельностью. Направленность личности позволяет понять, что для человека наиболее ценно и значимо, какие задачи он ставит перед собой.

Направленность личности проявляется через ее поведение, влияя на него и формируя его.

Направленность – ведущее свойство личности, которое определяется мировоззрением, системой потребностей и мотивов; выражена в жизненных целях, в активной деятельности по их достижению.

Сферы проявления направленности:

  • бытовая – материальные устремления, культурные и эстетические потребности;

  • профессиональная – стремление достичь профессиональных высот, привязанность к избранной профессии;

  • психологическая – идейность, патриотичность, политическая зрелость и т.п.

Способности.Это свойства личности, характеризующиеся возможностью успешного выполнения какого-либо вида деятельности. Основой способностей являются природные задатки (строение органов чувств, свойства нервной системы). Разовьются задатки в способности или нет, зависит от многих внешних и внутренних условий становления личности. Способности показывают, что и как данный человек может сделать. Например, один ученик хорошо усваивает математику, у другого великолепный голос и музыкальный слух, третий легко овладевает сложными по координации движениями. Все это признаки определенных способностей. Знание их позволяет понять, кем может стать ребенок в процессе обучения, воспитания, развития, с какой быстротой он будет осваивать основы наук, какой должна быть стратегия учителя во взаимодействии с ним.

Темперамент и характер. Они тесно связаны друг с другом, хотя их природа различна. Темперамент непосредственно зависит от биологических свойств, основой его являются врожденные способности нервной системы. Характер же социален по своей сути, он складывается под воздействием формирующих и воспитывающих факторов в семье, в школе, в общении с другими и собственной деятельности человека. Характер позволяет управлять некоторыми проявлениями темперамента, затушевывать, маскировать его природные особенности. Проявления темперамента и характера позволяют понять, каков человек, как он может вести себя в тех или иных обстоятельствах.

Самосознание личности.Самосознание позволяет личности выделить себя из окружающей среды, определить свое отношение к ней и к самой себе. Пониманию сущности самосознания способствует ее структура (схема № 2).

Когнитивным компонентом самосознания является самопознание и как результат – система знаний о себе, своих возможностях, места и назначения в жизни. Эмоционально-ценностное отношение человека к себе и когнитивные представления (знания) о себе определяют «образ — Я», на основании которого формируется самооценка. Самопознание создает возможность саморегуляции поведения, поступков, действий, мыслей, чувств, физических и волевых усилий. Саморегуляция осуществляется на основе самоконтроля и самооценки путем изменения поведения, действий, поступков, мыслей соответственно требованиям общества, условиям конкретной деятельности. Система сознательной саморегуляции целиком социальна. Она создается в течении жизни, в длительном процессе развития и становления личности.

Формирование личности представляет собой целенаправленный процесс, поскольку обществом определен тот образ, черты которого оно стремиться сформировать у воспитуемого. Углубленное изучение механизмов и закономерностей формирования личности – одна из важнейших задач психологической науки.

20.1. Общее понятие о личности

  • Глава 23. Способности

  • Глава 24. Темперамент

  • Глава 25. Характер

  • Глава 20. Личность

  • Краткое содержание

  • Общее понятие о личности. Определение и содержание понятия «личность». Уровни иерар­хии человеческой организации. Соотношение понятий «индивид», «субъект», «личность» и «ин­дивидуальность». Структура личности: направленность, способности, темперамент, характер.

  • Взаимосвязь социального и биологического в личности. Проблема взаимодействия биоло­гического, социального и психического. Концепция структуры личности К. К. Платонова. Струк­турный подход А. Н. Леонтьева. Концепция личности А. В. Петровского. Проблема личности в ра­ботах Б. Г. Ананьева. Комплексный подход Б. Ф. Ломова к исследованию личности.

  • Формирование и развитие личности. Классификация концепций личности. Концепция раз­вития личности Э. Эриксона. Социализация и индивидуализация как формы развития личности. Первичная и вторичная социализация. Инкультурация. Саморазвитие и самореализация личности. Устойчивость личностных свойств.

  • 20.1. Общее понятие о личности

  • В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых по­нятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагоги­кой и др. В чем же состоит специфика изучения личности в рамках психологиче­ской науки и что такое личность с психологической точки зрения?

  • Прежде всего попытаемся дать ответ на вторую часть вопроса. Сделать это не так просто, поскольку на вопрос, что такое личность, все психологи отвечают по-разному. Разнообразие их ответов и расхождения во мнениях свидетельствует о сложности самого феномена личности. По этому поводу И. С. Кон пишет: «С од­ной стороны, она обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятель­ности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ро­лей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения»1.

  • Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреп­лено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями и поэтому заслуживает того, чтобы его учесть при рассмотрении понятия «лич­ность». Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его соци­альных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Следовательно, к числу личностных характеристик не принято отно­сить особенности человека, которые связаны с генотипической или физиологи­ческой организацией человека. К числу личностных качеств также не принято от­

  • носить качества человека, характеризующие особенности развития его позна­вательных психических процессов или индивидуальный стиль деятельности, за -исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям и обществу в це­лом. Чаще всего в содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки.

  • Таким образом, личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

  • Следует заметить, что в научной литературе в содержание понятие «личность» иногда включают все уровни иерархической организации человека, в том числе генетический и физиологический. Мы же при рассмотрении вопросов, касающих­ся личности, будем исходить из приведенного определения. На чем основывается наше мнение?

  • Как вы помните, изучение курса общей психологии мы начали не с определе­ния психологической науки, а с того, что рассмотрели вопрос о системном изуче­нии самого человека. Мы акцентировали внимание на том, что в психологии сложилось свое представление о проблеме исследования человека. Это представ­ление было обосновано Б. Г. Ананьевым, который выделил четыре уровня челове­ческой организации, представляющих наибольший интерес для научного иссле­дования. К их числу были отнесены индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.

  • Каждый человек как представитель биологического вида имеет определенные врожденные особенности, т. е. строение его тела обусловливает возможность пря-мохождения, структура мозга обеспечивает развитие интеллекта, строение руки предполагает возможность использования орудий труда и т. д. Всеми этими чер­тами младенец человека отличается от детеныша животного. Принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид. Таким образом, понятие «индивид» характеризует человека как носителя опреде­ленных биологических свойств.

  • Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество — он становится личностью. Это происходит потому, что человек, вклю­чаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта — носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.

  • В свою очередь, особенности развития всех этих трех уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивиду­альность. Таким образом, понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа. Следует отметить, что в отечественной психологической литературе можно найти некоторое расхождение во взглядах на иерархию орга­низации человека. В частности, такое противоречие можно обнаружить у предста­вителей московской и санкт-петербургской психологических школ. Например, представители московской школы, как правило, не выделяют уровень «субъекта», объединяя биологические и психические свойства человека в понятии «индивид». Однако, несмотря на определенные расхождения, понятие «личность» в отече­ственной психологии соотносится с социальной организацией человека.

  • При рассмотрении структуры личности в нее обычно включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки. Все эти качества подробно будут рассматриваться в последующих главах, пока же мы ограничимся лишь их общими определениями.

  • Способности — это индивидуально устойчивые свойства человека, определяю­щие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент — это динамиче­ская характеристика психических процессов человека. Характер содержит каче­ства, определяющие отношение человека к другим людям. Мотивация — это сово­купность побуждений к деятельности, а социальные установки — это убеждения людей.

  • Кроме этого, некоторые авторы включают в структуру личности такие понятия, как воля и эмоции. Мы эти понятия рассматривали в разделе «Психические процес­сы». Дело в том, что в структуре психических явлений принято выделять психи­ческие процессы, психические состояния и психические свойства. В свою очередь, психические процессы подразделяются на познавательные, волевые и эмоцио­нальные. Таким образом, воля и эмоции имеют все основания для того, чтобы быть рассмотренными в рамках психических процессов как самостоятельные явления.

  • Однако у авторов, рассматривающих данные явления в рамках структуры лич­ности, также есть для этого основания. Например, чувства — один из видов эмо­ций, — чаще всего имеют социальную направленность, а волевые качества присут­ствуют в регуляции поведения человека как члена общества. Все это, с одной сто­роны, еще раз говорит о сложности рассматриваемой нами проблемы, а с другой — об определенных разногласиях в отношении некоторых аспектов проблемы лич­ности. Причем наибольшие разногласия вызывают проблемы иерархии структу­ры человеческой организации, а также соотношение биологического и социально­го в личности. С последней проблемой мы познакомимся более подробно.

  • Понятия «личность» и «индивидуальность», с точки зрения отечественной психологии, не совпадают. Более того, в отечественной психологической науке су­ществует достаточно много разногласий по поводу сооотношения данных понятий. Периодически возникают научные споры по вопросу, какое из данных понятий шире. С одной точки зрения (которая чаще всего представлена в работах представи­телей санкт-петербургской психологической школы), индивидуальность объеди­няет в себе те биологические и социальные особенности человека, которые делают его непохожим на других людей, т. е. понятие «индивидуальность» с этой позиции представляется более широким, чем понятие «личность». С другой точки зрения (которую можно чаще всего встретить у представителей московской психологи­ческой школы), понятие «индивидуальность» рассматривается как самое узкое в структуре человеческой организации, объединяющее лишь относительно неболь­шую группу качеств. Общим в данных подходах является то, что понятие «лич­

  • ность» включает в себя прежде всего качества человека, проявляющиеся на соци­альном уровне в ходе формирования социальных отношений и связей человека.

  • Вместе с тем существует целый ряд психологических концепций, в которых личность не рассматривается как субъект системы общественных отношений, а представляется как целостное интегративное образование, включающее в себя все особенности человека, в том числе биологические, психические и социальные. Поэтому считается, что с помощью специальных личностных опросников можно описать человека в целом. Такое расхождение во мнениях вызвано различием в подходах к рассмотрению соотношения биологического и социального в струк­туре личности человека.

  • Проблема соотношения биологического и социального в личности человека — одна из центральных проблем современной психологии. В процессе становления и развития психологической науки были рассмотрены практически все возмож­ные связи между понятиями «психическое», «социальное» и «биологическое». Психическое развитие трактовалось и как полностью спонтанный процесс, неза­висимый ни от биологического, ни от социального, и как производный только от биологического или только от социального развития либо как результат их парал­лельного действия на индивида и т. п. Таким образом, можно выделить несколько групп концепций, по-разному рассматривающих соотношение социального, пси­хического и биологического.

  • В группе концепций, в которых доказывается спонтанность психического раз­вития, психическое рассматривается как явление, полностью подчиненное своим внутренним законам, никак не связанным ни с биологическим, ни с социальным. В лучшем случае человеческому организму в рамках данных концепций отводит­ся роль некоего «вместилища» психической деятельности. Чаще всего мы сталки­ваемся с данной позицией у авторов, которые доказывают божественное проис­хождение психических явлений.

  • В биологизаторских концепциях психическое рассматривается как линейная функция развития организма, как нечто, однозначно следующее за этим развити­ем. С позиции данных концепций все особенности психических процессов, состо­яний и свойств человека определяются особенностями биологической структуры, а их развитие подчинено исключительно биологическим законам. При этом не­редко используются законы, открытые при изучении животных, которые не учи­тывают специфику развития человеческого организма. Часто в этих концепциях для объяснения психического развития привлекается основной биогенетический закон — закон рекапитуляции, согласно которому в развитии индивида воспроиз­водится в главных чертах эволюция вида, к которому этот индивид принадлежит. Крайним проявлением данной позиции является утверждение о том, что психи­ческого как самостоятельного явления в природе не существует, поскольку все психические явления можно описать или объяснить с помощью биологических (физиологических) понятий. Следует отметить, что данная точка зрения очень широко распространена среди физиологов. Например, такой точки зрения при­держивался И. П. Павлов.

  • Существует целый ряд социологизаторских концепций, которые тоже исходят из идеи рекапитуляции, но только здесь она представляется несколько иначе. В рамках данных концепций утверждается, что психическое развитие индивида

  • Что формирует личность: наследственность или среда!

  • С самого момента рождения влияния генов и среды тесно переплетаются, формируя лич­ность индивида. Родители предоставляют свое­му потомству и гены, и домашнюю среду, при­чем и то и другое зависит от собственных генов родителей и среды, в которой они выросли. В результате имеется тесная взаимосвязь меж­ду наследуемыми характеристиками (геноти­пом) ребенка и средой, в которой он воспиты­вается. Например, поскольку общий интеллект частично является наследуемым, у родителей с высоким интеллектом вероятнее всего будет ребенок с высоким интеллектом. Но кроме это­го родители с высоким интеллектом скорее всего будут создавать своему ребенку среду, стимулирующую развитие умственных способ­ностей — и при своем собственном взаимодей­ствии с ним, и посредством книг, уроков музы­ки, походов в музей и другого интеллектуаль­ного опыта. Вследствие подобной двойной положительной связи генотипа и среды ребенок получает двойную дозу интеллектуальных воз­можностей. Сходным образом, ребенок, вы­росший у родителей с низким интеллектом, может встретить домашнюю среду, которая еще больше усиливает интеллектуальную отста­лость, приобретенную наследственно.

  • Некоторые родители могут специально со­здавать среду, отрицательно коррелирующую с генотипом ребенка. Например, интровертные родители могут поощрять социальную деятель­ность ребенка, чтобы противодействовать соб­ственной интровертности ребенка. Родители очень активного ребенка, наоборот, могут ста­раться придумать для него какие-нибудь инте­ресные тихие занятия. Но независимо от того, положительная или отрицательная здесь корре­ляция, важно, что генотип ребенка и его сре­да — это не просто два источника влияния, ко­торые суммируются для того, чтобы сформи­ровать его личность.

  • Под действием одного и того же окруже­ния разные люди реагируют на событие или само окружение по-разному. Беспокойный, чувствительный ребенок будет ощущать жес­токость родителей и реагировать на нее иначе, чем спокойный, гибкий; резкий голос, вызыва­ющий у чувствительной девочки слезы, может быть вовсе не замечен ее не столь чувствитель­ным братом. Ребенок-экстраверт будет тянуть­ся к окружающим людям и событиям, а его брат-интроверт будет их игнорировать. Ода­ренный ребенок больше почерпнет из прочи­танного, чем заурядный. Другими словами, каждый ребенок воспринимает объективное окружение как субъективную психологическую среду, и именно эта психологическая среда формирует дальнейшее развитие личности. Если родители создают одинаковое окружение всем своим детям, — чего, как правило, не про­исходит, — оно все равно не будет для них пси­хологически эквивалентным.

  • Следовательно, помимо того, что генотип оказывает влияние одновременно со средой, он также сам эту среду фор­мирует. В частности, среда становит

  • ся функцией личности ребенка благо-Даря трем типам взаимодействия: ре активного, вызванного и проеактив­ного. Реактивное взаимодействие происходит в течение всей жизни. Его суть заключается в действиях или переживаниях человека в ответ на воздействия внешней среды. Эти действия за­висят как от генотипа, так и от условий воспита­ния. Например, одни люди воспринимают нано­сящее им вред действие как акт преднамерен­ной враждебности и реагируют на него совсем иначе, чем те, которые воспринимают такое действие как результат непреднамеренной бес­чувственности.

  • Другой вид взаимодействия — это вызван­ное взаимодействие. Личность каждого индиви­да вызывает у других людей свои особые реак­ции. Так, младенец, который кричит, когда его берут на руки, вызывает менее положительную эмоцию у родителя, чем тот, которому нравит­ся, когда его нянчат. Послушные дети вызыва­ют у родителей менее жесткий стиль воспита­ния, чем агрессивные. По этой причине нельзя полагать, что наблюдаемая взаимосвязь меж­ду особенностями воспитания ребенка родите­лями и складом его личности является простой причинно-следственной связью. В действитель­ности личность ребенка формирует родитель­ский стиль воспитания, который, в свою оче­редь, оказывает дальнейшее влияние на лич­ность ребенка. Вызванное взаимодействие происходит, так же как и реактивное, в течение всей жизни. Мы можем наблюдать, что благо­склонность человека вызывает благосклонность окружения, а враждебно настроенный человек вызывает у окружающих враждебное отноше­ние к себе.

  • По мере своего роста ребенок начинает выходить за пределы окружения, создаваемого ему родителями, и выбирать и строить свое соб­ственное. Это последнее, в свою очередь, фор­мирует его личность. Общительный ребенок будет искать контактов с друзьями. Общитель­ная натура подталкивает его к выбору окруже­ния и еще больше подкрепляет его общитель­ность. А то, что нельзя выбрать, он будет ста­раться построить сам. Например, если никто не зовет его в кино, он сам организует это меро­приятие. Такой вид взаимодействия называется проактивным. Проактивное взаимодействие — это процесс, посредством которого индивид становится активным агентом развития своей собственной личности. Общительный ребенок, вступая в проактивное взаимодействие, отбирает и строит ситуации, которые еще больше способ­ствуют его общительности, поддерживают ее.

  • Относительная важность рассмотренных типов взаимодействия личности и окружения ме­няется в процессе развития. Связь между гено­типом ребенка и его окружением наиболее сильна, когда он маленький и практически пол­ностью ограничен домашней средой. Когда ре­бенок взрослеет и начинает выбирать и строить свое окружение, эта начальная связь ослабева­ет, а влияние проактивного взаимодействия воз­растает, хотя реактивное и вызванное взаимо­действия, как отмечалось, сохраняют свою важ­ность в течение всей жизни.

  • Общее представление о личности, определение понятия личность — Студопедия.Нет

    Психология личности

    1 Личность как предмет психологического исследования

    В чем же состоит специфика изучения личности в рамках психологической науки и что такое личность с психологической точки зрения?

     

    Как объект исследования личность уникальна по своей сложности и многогранности. Она представляет собой тесно взаимосвязанные содержания бытия конкретного человека — от телесного до духовного.

     

    Личность рассматривается как всё множество психических систем, определяющих единство и непрерывность в поведении и переживаниях человека, в том виде, в каком это множество проявляется, и в том виде в каком оно воспринимается другими людьми.

     

    Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. В настоящее время имеется множество определений понятия «личность». Они, как правило, основаны на различных методологических основаниях, которых придерживаются те или иные авторы. Но дать однозначное всеобъемлющее определение понятия личности не представляется возможным. Олпорт, проводя литературный обзор, выделил около пятидесяти определений понятия «личность». Каждое из этих определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями и заслуживают того, чтобы их учитывать при рассмотрении понятия «личность».

     

    Для систематизации этих определений Холл К., Линдсей выделяют ряд категорий или системообразующих критериев, по которым определения понятия «личность» могут быть распределены:

     

    Биосоциальные определения — соотносят личность с «социальной стимульной ценностью» индивида. С данных позиций личность содержится только в «реагирующем другом». Индивид не обладает никакой личностью за исключением той, которая содержится в реакции окружающих.

     

    Биофизические определения — соотносят личность с характеристиками или качествами субъекта. Личность связывается со специфическими качествами индивида, поддающимися объективному описанию и измерению.

     

    Определения-омнибус — представляют личность через перечисление. Личность обозначается через перечисление важнейших качеств индивида.

     

    Интегрирующие определения — личность выступает как организация в отношении различных отдельных реакций индивида. Эта организация является следствием активности личности. Личность — это то, что упорядочивает и согласует разные виды индивидуального поведения.

     

    Определения, отождествляющие личность с уникальными, индивидуальными аспектами поведения.

     

    В тоже время нужно отметить, что никакое сущностное определение личности ни на каком уровне общности не применимо. Определения личности, дающиеся различными авторами, зависят от их индивидуальных теоретических предпочтений. В большинстве случаев личность определяется на основе частных эмпирических представлений, выступающих как часть используемой наблюдателем теории личности. Существует примерно столько определений личности, сколько исследователей работает над этой проблематикой.

     

    Однако, в каждом определении можно выделить общие тенденции, которые затрагивает или включает понятие «личность» (Ферхнем А., Хейвен П.):

    каждый человек уникален, однако существуют различные базовые характеристики или специфические категории, которые можно использовать при описании всех людей;

    характеристиками личности являются поведенческие черты, в том смысле, что они коррелируют с мотивами, и влияют на социальное поведение;

    характеристики личности относительно устойчивы во времени и стабильно и согласованно проявляются в различных социальных ситуациях;

    чтобы понять личность человека её можно и нужно анализировать, выделив специфические и фундаментальные части, элементы и структурные составляющие, а так же рассматривая как организованную целостную систему.

     

    Несмотря на сложность и многогранность понятия личности в трудах отечественных психологов делается попытка дать общее научное определение понятия «личность». Р.С.Немов определяет личность следующим образом: «Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми. Определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих».

     

    Общее представление о личности, определение понятия личность

    В определении понятия личность, нет однозначной позиции. Мнений много, и они весьма разнообразны. От части это объясняется сложностью самого феномена – личность. Каждое из определений, выявленных в литературе, заслуживает пристального внимания.

     

    Часто личность определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств (Харламов И.Ф., 2003). Однако здесь выявляется, что к числу личностных не относятся генотипические или физиологические особенности человека, которые никак не зависят от жизни в обществе. Многие мнения (Фомин Л.М., 1988) о понятии личность подчеркивают, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» часто включаются такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

     

    Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения? Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека ,имеющие существенное значение для него самого и окружающих.(Нефимов П.Н., 1993).

     

    Понятие «формирование личности» можно употреблять минимум в двух смыслах. Первый – формирование личности как ее развитие, т.е. процесс и результат этого развития. Взятое, понятие формирования личности является предметом психологического изучения, в задачу которого входит выяснение того, что есть и что может быть в развивающейся личности в условиях целенаправленных воспитательных воздействий. Это собственно психологический подход к формированию личности.

     

    Второй смысл – формирование личности как ее целенаправленное воспитание (если можно так сказать, «формовка», «лепка», «конструирование»; А.С.Макаренко удачно назвал этот процесс «проектирование личности»). Это собственно: всестороннее развитие личности – одна из главных задач воспитания молодежи.

     

    В условиях современного развития общества вопросы нравственного воспитания студентов приобретают особенно большое значение. Его задачи и содержание в настоящее время значительно ускорилось.

     

    Наряду с понятиями «человек», «личность» в науке нередко употребляются термины «индивид», «индивидуальность». Их отличие от понятия «личности» состоит в следующем. Если понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствует или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства. (Ефремов С.И., 1998)

     

    Общее понятие о личности

    В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др. Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Чаще всего в содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки.

    Таким образом, личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

    Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество – он становится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта – носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.

    Личность является продуктом развития психики человека в социальных условиях. На определенном уровне социального и психического развития человек становится личностью.

    Личность – это характеристика человека в целом, она проявляется во всех видах его деятельности. Именно поэтому А.Н. Леонтьев говорил, что деятельностный подход к анализу человеческой психики есть одновременно и личностный подход. И наоборот, личностный подход есть одновременно и деятельностный. Вместе с тем личность характеризует человека только с одной стороны: включенность его в общественные отношения, его направленность, которая определяется ведущими мотивами деятельности, поведения. Направленность личности может быть общественной или эгоистической. В одних случаях общественные и личные интересы могут совпадать, в других – эгоистическая направленность может приносить вред другим людям, обществу в целом.

    Исходя из этого, можно говорить о положительном и отрицательном развитии личности. Уровень положительного развития личности определяется мерой ответственности человека перед другими людьми, перед окружающей средой, перед своей деятельностью, перед собой. Нравственные нормы, принятые человеком и перешедшие во внутренний план его психической жизни, контролируются с помощью чувств, называемых чувством долга, совестью, стыдом. С личностью, с нравственностью связаны и такие понятия, как честное слово, кодекс чести, достоинство личности. При отрицательном развитии личности человек ориентируется на нормы, противоречащие принятым в обществе. Поведение, основанное на аморальных правилах, приносит вред другим людям; в этих случаях говорят о безответственном отношении человека. Однако отступление от принятых норм не всегда означает отрицательное развитие личности. Наоборот, это нередко говорит о высокой степени ответственности человека перед другими людьми.

    Субъективно личность для любого человека воспринимается как его Я (как образ Я). Стремиться быть личностью – значит стремиться к социально значимой деятельности.

    Личность характеризуется также устойчивостью, т.е. постоянством моральной основы, ориентирующей поведение человека.

    Внимание!

    Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

    Итак, личность может быть как положительной, так и отрицательной. Она может быть как слабой, неустойчивой, так и сильной, устойчивой. Для правильного суждения о личности человека надо знать не только то, что он делает, но и то, какой личностный смысл имеет это дело для него, т.е. какие мотивы движут его поведением

     

    Поможем написать любую работу на аналогичную тему

    Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

    Узнать стоимость

    Понятие личности в психологии

    Человек — существо, устроенное очень сложно. Мы действуем так, а не иначе, не в силу инстинктов. Наши мотивы не всегда ясны. Чтобы прогнозировать поведение человека, необходимо знать его характер, темперамент и, конечно же, особенности его личности. Что это такое? Определение личности в психологии не одно. Вопрос сложный, а значит, мнений достаточно. Концепция личности в социальной психологии — это то, над чем работали и работали многие выдающиеся психологи.Это социальная сторона человека, именно она делает его частью общества.

    Понятие личности в психологии

    Как уже было сказано, ученые дают самые разные ответы на вопросы, связанные с человеком. Часто можно наблюдать резкое расхождение во мнениях. Однако отметим, что все используемые сегодня теории имеют научную основу.

    Понятие личности в психологии во многом основано на том факте, что человек есть не что иное, как совокупность различного рода приобретенных, а также чисто социальных качеств.При этом большое внимание уделяется тому, что те, кто имеет прямое отношение к физиологии и не связаны с жизнью в обществе, не относятся к личным качествам.

    Иногда понятие личности в психологии содержит указание на то, что психологические качества людей также не относятся к личностным качествам. Речь идет о психическом, связанном с познавательными процессами, индивидуальном стиле деятельности.

    Понятие личности в психологии основывается на устойчивых качествах, которые формируются только в обществе.То есть в процессе взаимодействия и общения с другими людьми. Личностные качества человека делают его индивидуальным, неповторимым, оригинальным.

    На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что личность — это личность, рассматриваемая в системе психических характеристик, которые социально обусловлены и могут проявляться только в социальных отношениях и связях. Такие характеристики обязательно должны быть стабильными.

    Понятие личности в психологии имеет тесную связь с такими понятиями, как «индивидуальность», «индивид», однако сразу скажем, что идентифицировать их в любом случае невозможно — различий достаточно.

    Если рассматривать человека как совокупность абсолютно всех имеющихся качеств (как социальных, так и природных), то это будет личность. Можно сказать, что индивид — это отдельный человек.

    Индивидуальность — понятие узкое. Под ним подразумевается то сочетание уникальных качеств человека, которые отличают его от других людей.

    В чем сущность человека? Конечно, у него есть своя структура. Чаще всего психологи включают в ее характер эмоции, волевые качества, темперамент, социальные установки, мотивацию, способности.Последние представляют собой не что иное, как устойчивые индивидуальные свойства личности человека. Часто они определяют нашу успешность при попытке реализовать себя в тех или иных видах деятельности.

    Темперамент (в основном) определяет быстроту реакции на определенные явления окружающего мира. Это зависит от характера того, как мы действуем в определенных ситуациях. Часто это лежит в основе выбора, принятия решений и так далее. Волевые качества определяют, как человек движется к поставленным целям, как он настроен на определенные достижения.Мотивация и эмоции связаны с мотивацией к действию и социальными установками — так человек воспринимает саму жизнь и других людей.

    Наконец, отметим, что личность есть только у людей. У других живых организмов этого нет. Также обратите внимание, что ребенок, выросший вне общества (дети-Маугли), не является человеком.

    p>

    Концепция личности — личность

    (1) Биологические факторы:

    i. Наследственность: Означает передачу таких качеств, как физические рост, привлекательность лица, пол, темперамент, мышечный состав,

    рефлексов и т. Д. От предков и родителей к потомкам.Наследственность

    обычно важнее для определения темперамента человека, чем его

    ценностей и идеалов.

    ii. Мозг: Существует общее мнение, что мозг играет важную роль в развитие личности. Однако никаких убедительных доказательств нет.

    о природе отношений между мозгом и

    личность.

    iii. Физические характеристики: Внешний вид человека может иметь колоссальное влияние на его личность.К таким факторам относятся рост, вес,

    цвет, черты лица и т. Д. Человека.

    (2) Семейные и социальные факторы: На развитие личности также влияют его

    семья и другие социальные группы. Младенец приобретает привычные и привычные модели поведения.

    приемлемо по стандартам семьи и сообщества, в котором проживает семья. Статус

    Семья в обществе влияет на восприятие человеком себя, других, работы, денег и т. Д.,

    (3) Ситуационные факторы: Личность человека может измениться в разных ситуациях. Требования

    разных ситуаций могут вызывать разные аспекты личности. Следовательно, мы не должны

    рассматривают личностный фактор изолированно.

    Группировка и культура — это ранние факторы среды, которые влияют на поведение в дальнейшем. Семья и

    Социальная среда на ранних этапах обучения является важным фактором, влияющим на начальную

    формирование личности.Все, чему ребенок учится, длится всю жизнь. Позже это ровесник

    группы по основной принадлежности к работе, общественной деятельности и т. Д., Которые формируют личность

    физ.

    (4) Культурные факторы: «Каждая культура ожидает и обучает своих членов вести себя так, как

    приемлемо для группы. Культурная группа ребенка в значительной степени определяет диапазон

    переживаний и ситуаций, с которыми он может столкнуться, а также ценности и личностные характеристики, которые будет усилена и, следовательно, изучена «-Пол Х Массен

    ▲ Культурные факторы также являются основными факторами, влияющими на определение личности. ▲ Это относится к традиционной практике, обычаям, процедурам, нормам, правилам и правилам

    по обществу.

    ▲ Это значительно влияет на индивидуальное поведение по сравнению с биологическими факторами.

    МЯГКИЕ НАВЫКИ II — МОДУЛЬ I

    2

    Шесть школ теорий личности

    1. Теория черт
    2. Психодинамическая теория
    3. Бихевиористская теория
    4. Когнитивная теория
    5. Гуманистическая теория
    6. Эволюционные и генетические перспективы

    Теория черт

    Первая теоретическая школа была основана Гордоном Олпортом (1897–1967), отцом теоретиков черт.Он выдвинул гипотезу, что «те индивидуальные различия, которые являются наиболее заметными и социально значимыми в жизни людей, со временем закодируются в их языке; чем важнее такое различие, тем больше вероятность, что оно будет выражено в одном слове».

    Исходя из приведенной выше лексической гипотезы, он обнаружил каждый термин, который, по его мнению, мог описать человека в словаре, чтобы определить список из 4500 черт, и разделил их на три категории для идентификации индивидуальной личности:

    1. Кардинальные черты : Черты, которые доминируют над личностью во времени и в разных ситуациях.
    2. Центральные черты : Общие черты, неизменные во времени и в разных ситуациях. Они образуют строительные блоки личности.
    3. Вторичные черты : Черты, которые менее очевидны и противоречивы во времени и ситуациях.

    Раймонд Кеттелл организовал тысячи черт, описанных Олпортом, и сжал их до 16 основных черт, используя статистический метод факторного анализа, в 16 PF (факторов личности), чтобы исследовать основные аспекты личности.

    Ганс Айзенк далее упростил эти черты до трех основных факторов: психотики (такие антиобщественные черты, как жестокость и неприятие социальных обычаев), интроверсия-экстраверсия и эмоциональная стабильность (также называемая невротизмом). Айзенк также сформулировал квадрант, основанный на пересечении осей эмоциональной устойчивости и интроверта-экстраверта. Голдберг, Коста и МакКрэй упростили теории черт, используя факторный анализ, для разработки Большой пятерки ОКЕАНОВ (открытость, сознательность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм).

    Вклад теорий признаков
    • Он предоставляет научный метод классификации признаков с использованием факторного анализа по их дескрипторам прилагательных.
    • Использование идиографического и номотетического подхода к выявлению человеческих различий.
    Ограничения теорий свойств
    • Классификация личности по совокупности черт слишком упрощена. Лексический подход в определенной степени может позволить им понять и описать поведение, которое является стабильным и постоянным и не зависит от окружающей среды.
    • Развитие теорий черт характера не основано на какой-либо психологической конструкции. Судя по всему, они около

    оценка личности | Определение, типы, значение, использование и факты

    Оценка личности , измерение личностных характеристик. Оценка — это конечный результат сбора информации, предназначенной для продвижения психологических теорий и исследований и повышения вероятности принятия мудрых решений в прикладных условиях (например,ж., в выборе наиболее перспективных людей из группы соискателей). Подход, выбранный специалистом по оценке личности, основан на предположении, что большая часть наблюдаемой вариативности поведения от одного человека к другому является результатом различий в степени, в которой люди обладают определенными лежащими в основе личностными характеристиками (чертами). Специалист по оценке стремится определить эти черты, объективно измерить их и связать с социально значимыми аспектами поведения.

    Отличительной чертой научного подхода к измерению личности является стремление по возможности описать человеческие характеристики в количественном выражении. Какая черта проявляется в человеке? Сколько черт присутствует? Количественное измерение личности особенно полезно при сравнении групп людей и отдельных лиц. Отличаются ли группы людей с разным культурным и экономическим происхождением, если рассматривать их в свете их конкретных личных качеств или черт? Насколько велики групповые различия?

    Открытое поведение — это отражение взаимодействия между широким спектром основных факторов, включая физическое состояние человека и последствия прошлого личного опыта этого человека.Следовательно, узконаправленный подход недостаточен для того, чтобы отдать должное сложному человеческому поведению, которое происходит в постоянно меняющемся наборе вызовов, удовольствий, требований и стрессов повседневной жизни. Сложное измерение человеческой личности неизбежно зависит от использования различных концепций для определения черт характера и влечет за собой применение различных методов наблюдения и оценки. Теоретики и исследователи личности стремятся определить и понять разнообразие человеческих черт, то есть разные способы мышления и восприятия, обучения и эмоций.Такие нематериальные человеческие измерения, типы и атрибуты являются конструкциями — в данном случае выводами, сделанными на основе наблюдаемого поведения. К широко изученным личностным конструктам относятся тревога, враждебность, эмоциональность, мотивация и интроверсия-экстраверсия. Например, тревога — это концепция или конструкция, выводимая у людей из того, что они говорят, их выражений лица и движений тела.

    Личность интерактивна в двух смыслах. Как указывалось выше, личные характеристики можно рассматривать как продукты взаимодействия основных психологических факторов; например, человек может испытывать напряжение, потому что он или она одновременно стесняются и желают социального успеха.Эти продукты, в свою очередь, взаимодействуют с типами ситуаций, с которыми люди сталкиваются в своей повседневной жизни. Человек, который беспокоится о том, чтобы его оценили, может демонстрировать слабую работу в оценочных ситуациях (например, при сдаче тестов), но хорошо функционирует в других ситуациях, в которых оценочный акцент отсутствует. В зависимости от ситуации макияж может быть либо активом, либо пассивом. Например, некоторые люди подходят к оценочным ситуациям со страхом и дурными предчувствиями, в то время как другие, кажется, мотивированы в желаемом направлении давлением конкуренции, связанным с производительностью.

    Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

    Конструкции измерительные

    Попытки измерить личностные конструкции происходят из множества источников. Часто они возникают из теорий личности; тревога и подавление (забвение неприятных переживаний), например, являются одними из центральных концепций теории психоанализа. Понятно, что будут предприняты усилия, например, для количественной оценки степени тревожности и использования полученных таким образом баллов для оценки и прогнозирования будущего поведения.Среди основных вопросов в изучении измерения личности стоит вопрос о том, какие из многих личностных конструктов, которые были количественно определены, являются базовыми или фундаментальными и которые, как можно ожидать, потребуют напрасных усилий при их измерении, поскольку представляют собой плохо определенные комбинации большего количества элементарных конструктов. ; какие методы измерения наиболее эффективны и удобны для оценки; и что лучше: опросить людей для измерения личности или попросить их сказать, например, о чем им напоминает чернильное пятно или облако в небе.

    Попытки измерить любой заданный конструкт личности могут потерпеть неудачу в результате несоответствий в формулировании или определении характеристики, которую необходимо измерить, и недостатков в используемых методах оценки. Исследователь может пожелать количественно определить степень покорности людей в социальных и конкурентных ситуациях. Его эффективность будет зависеть от конкретной теории покорности, которую он применяет к проблеме; о реальных процедурах, которые он выбирает или изобретает для измерения покорности; и об адекватности исследования, которое он проводит, чтобы продемонстрировать полезность меры.Каждую из этих задач необходимо тщательно рассмотреть при оценке усилий по измерению характеристик личности.

    Методы, используемые для описания и измерения личности, делятся на несколько категорий, которые различаются по типу собираемой информации и методам ее получения. Хотя все должны полагаться на данные, полученные в результате прямых наблюдений за человеческим поведением, если они хотят иметь хотя бы видимость научной ценности, все они могут различаться в отношении лежащих в основе предположений, достоверности и надежности (в данном случае согласованности).

    Понятие черт и личности

    КОНЦЕПЦИИ КАЧЕСТВА И ЛИЧНОСТИ

    КОНЦЕПЦИИ КАЧЕСТВА И ЛИЧНОСТИ Гордона В. Олпорта (1927)

    Получите любую книгу бесплатно на: www.Abika.com

    Получите любую книгу бесплатно на: www.Abika.com

    1

    КОНЦЕПЦИИ ЧЕРТЫ И ЛИЧНОСТИ

    2

    Классика в истории психологии Интернет-ресурс, разработанный Кристофером Д. Грином (http://www.yorku.ca/dept/psych/classics/author.htm) Йоркский университет, Торонто, Онтарио

    КОНЦЕПЦИИ ЧЕРТОВ И ЛИЧНОСТИ Гордона У. Олпорта (1927) Дартмутский колледж Впервые опубликовано в Psychological Bulletin, 24, 284-293.

    Библиографии Мэя и Хартшорна (25), Мэнсона (23) и Робака (34) подтверждают утверждение Г.Б. Уотсона (42) о том, что «практически невозможно найти черту, для которой существует прилагательное, которое не было подошел с некоторой степенью наводящего на размышления расследования «. Путаница возникла из-за того, что эти исследования с их стремлением определить масштабы лишь от случая к случаю дают представление о проблемах терминологии и теории.С эвристической точки зрения, конечно, можно защищать измерение, временно игнорируя теорию. Саймондс (36) считает, что, поскольку мы никогда не уверены в существовании признаков или в их определении, мы должны сосредоточить внимание на надежности и позволить даже валидности ждать своей очереди. Но тот же автор указал в другой связи (37), что «установки» определяются педагогами и психологами по крайней мере семью различными способами. Именно такая путаница затрудняет интерпретацию надежности, которую Саймондс стремится установить, и, как правило, наносит ущерб продвижению в этой области.Не только «установка», но и «предрасположенность», «фактор» и, прежде всего, «черта» используются нечетко для удовлетворения потребностей момента. С такой неискренностью исследователи сделали вид, что количественные различия могут опережать качественные и что различия прилагательных могут опережать существенные. Истина в том, что ни измерение, ни инвентаризация «установок» и т.п. не могут быть понятны до тех пор, пока ясно не будут поняты сами субстантивы. Один и тот же термин часто используется одним писателем для обозначения совершенно разных уровней поведения.В своей крайней форме этот метод можно найти в «Книге особенностей» Давенпорта (8), где тики, приветливость и любовь к рыбной ловле представлены как параллельные проявления личности. Марстон (24) говорит об интроверсии и экстраверсии как об эмоциональных чертах, а затем перечисляет двадцать черт интроверсии и двадцать — экстраверсии. Здесь есть признание как минимум двух уровней поведения, но оба уровня носят одно и то же имя. По иронии судьбы, Эдман (10), применив «черту» почти во всей Давенпорте,

    Получите любую книгу бесплатно на: www.Abika.com

    ПОНЯТИЯ ЧЕРТЫ И ЛИЧНОСТИ

    3

    отмечает: «Социальные науки никогда не достигнут точности физических наук, пока они не достигнут столь же четкой и однозначной терминологии». [п. 285]. Также существует путаница между обесцененной и оцениваемой личностью, то есть между личностью и характером. Безусловно, Уотсон (43), а также многие другие, отметили разницу между ними. На практике это трудное, но не невозможное различие

    Развитие личности — Влияние на развитие личности — Уровень значимости, Дети и ребенок

    Развитие убеждений, настроений и поведения, которые различаются между людьми.

    Концепция личности относится к профилю устойчивых убеждений, настроений и поведения, которые различаются между детьми (и взрослыми), живущими в определенном обществе. Профили, которые различают детей из культур разных исторических времен, не будут одинаковыми, потому что наиболее адаптивные профили меняются в зависимости от ценностей общества и исторической эпохи. В эссе о развитии личности, написанном 300 лет назад пуританином из Новой Англии, благочестие было бы указано в качестве одной из основных психологических черт, но это не могло бы считаться важной чертой личности в современной Америке.

    Современные теоретики подчеркивают черты личности, , имеющие отношение к индивидуализму, внутреннее сознание, , общительность с незнакомцами, способность контролировать сильные эмоции, импульсы и личные достижения.

    Важной причиной незрелости нашего понимания развития личности является сильное доверие к анкетам, которые заполняют родители детей, или ответам детей старшего возраста на анкеты.Поскольку наблюдения за поведением детей используются реже, наши теории развития личности неубедительны.

    Существует пять различных гипотез относительно раннего происхождения личности (см. Прилагаемую таблицу). Можно предположить, что наследственная биология ребенка, обычно называемая предубеждением темперамента, является важной основой для дальнейшей личности ребенка. Александр Томас и Стелла Чесс предположили, что существует девять параметров темперамента наряду с тремя синтетическими типами, которые они назвали трудным ребенком, легким ребенком и ребенком, который медленно разогревается до непривычного.Лонгитюдные исследования детей показывают, что застенчивый и боязливый стиль реакции на вызов и новизну в некоторой степени предсказывает взрослую личность, которая пассивна к вызову и интровертирована в настроении .

    Вторая гипотеза относительно развития личности исходит из предположения Зигмунда Фрейда о том, что изменение сексуальных и агрессивных целей id , которое является биологическим по своей природе, в сочетании с опытом семьи , приводит к развитию эго и Суперэго .Фрейд предположил, что различия в родительской социализации вызывают различия в тревожности, которые, в свою очередь, приводят к разным личностям.

    Третья группа гипотез подчеркивает непосредственный социальный опыт с родителями. После Второй мировой войны американцы и европейцы придерживались более благожелательного идеалистического представления о ребенке, которое описывало рост как мотивированный нежными связями с другими, а не нарциссизмом и враждебностью , подразумеваемым трудами Фрейда. Джон Боулби внес свой вклад в этот новый акцент на взаимоотношениях младенца с родителями в своих книгах о приложении . Боулби утверждал, что характер взаимоотношений младенца с опекунами и особенно с матерью создает профиль эмоциональных реакций по отношению к взрослым, которые могут длиться бесконечно.

    Четвертый источник идей для личности сосредотачивается на том, нужно ли постулировать самость, которая контролирует, интегрирует и инициирует реакцию. Эта идея восходит к иудео-христианскому предположению, что необходимо давать детям завещание, чтобы они могли нести ответственность за свои действия.Второе основание — открытие того, что у детей с одинаковым объективным опытом развиваются разные личностные профили, потому что они строят разные представления о себе и других на основе одного и того же опыта. Представление о том, что каждый ребенок навязывает личную интерпретацию своему опыту, делает концепцию самокритичной по отношению к личности ребенка.

    Преимущество признания важности концепции самосознания и развития личности состоит в том, что процесс идентификации с родителями и другими людьми приобретает все большее значение.Все дети хотят обладать качествами, которые их культура считает хорошими. Некоторые из этих качеств являются результатом отождествления с каждым родителем.

    Последний источник гипотез о происхождении личности — это умозаключения, основанные на прямых наблюдениях за поведением ребенка. Эта стратегия, основанная на индукции, фокусируется на разных характеристиках в разном возрасте. Младенцы отличаются раздражительностью, трехлетки отличаются застенчивостью , а шестилетние — серьезностью настроения.Основная проблема этого подхода состоит в том, что у каждого класса поведения могут быть разные исторические предшественники. Дети, которые предпочитают играть в в одиночку, а не с другими, делают это по разным причинам. Некоторые из них могут быть застенчивыми по темпераменту и испытывать беспокойство с другими детьми, в то время как другие предпочитают уединение.

    Текущие категории детской психопатологии повлияли на поведение, которое ученые выбрали для изучения. Пугливость и расстройство поведения преобладают в обращениях к психиатрам и психологам.Группа поведения, которая включает в себя избегание незнакомых событий и мест, страх опасных животных, застенчивость по отношению к незнакомцам, чувствительность к наказанию и крайнюю вину , называется профилем интернализации. Кластер, который включает непослушание по отношению к родителям и учителям, агрессию, по отношению к сверстникам, чрезмерное доминирование над другими детьми и импульсивные решения, называется экстернализирующим профилем. Эти дети, скорее всего, будут подвержены риску более поздней преступности среди несовершеннолетних .Связь между неспособностью трехлетнего ребенка сдерживать социально неприемлемое поведение и более поздним антисоциальным поведением является наиболее надежной прогностической связью между характерной сценой у маленького ребенка и более поздней личностной чертой.

    Влияние на развитие личности

    Влияние исходит от множества темпераментов , но особенно от легкости возбуждения, раздражительности, пугливости, общительности и уровня активности. Эмпирический вклад в личность включает ранние отношения привязанности, родительскую социализацию, идентификацию с родителями, классом и этническими группами, опыт с другими детьми, порядковое положение в семье, физическую привлекательность, успехи или неудачи в школе, а также ряд непредсказуемых переживаний. например, развод, , ранняя смерть родителей, психическое заболевание, в семье и поддерживающие отношения с родственниками или учителями.

    Наиболее важные личностные характеристики в определенной культуре проистекают из проблем, с которыми дети этой культуры должны приспосабливаться. Большинству детей приходится сталкиваться с тремя классами внешних проблем: (1) незнакомость, особенно незнакомые люди, задачи и ситуации; (2) требование законных властей или соответствия их стандартам и принятие их стандартов, и (3) доминирование или нападение со стороны других детей. Кроме того, все дети должны научиться управлять двумя важными семействами эмоций: тревогой, страхом и виной, с одной стороны, и гневом, , ревностью, и обидой.

    Из четырех важных факторов, влияющих на личность — идентификация, порядковое положение, социальный класс и социализация родителей — идентификация является наиболее важной. К шести годам дети предполагают, что некоторые из характеристик их родителей принадлежат им, и они косвенно переживают эмоции, соответствующие опыту родителей. Шестилетняя девочка, отождествляемая со своей матерью, будет испытывать гордость, если мать выиграет приз или получит похвалу от друга. Однако она испытает стыд или тревогу, если ее мать критикует или отвергает друзья.Процесс идентификации имеет большое значение для развития личности.

    Порядковое положение ребенка в семье имеет самое важное влияние на его восприимчивость к принятию или отклонению запросов и идей законного авторитета. Первенцы в большинстве семей охотнее, чем дети, родившиеся позже, подчиняться требованиям властей. Они более мотивированы на успехи в школе, более сознательны и менее агрессивны.

    Социальный класс ребенка влияет на подготовку и мотивацию к академической успеваемости.Дети из семей среднего класса обычно получают более высокие оценки в школе, чем дети из рабочих семей или семей из низшего класса, потому что семьи из разного социального класса продвигают различные системы и практики.

    Образцы социализации, используемые родителями, также влияют на личность ребенка. Баумринд предполагает, что родителей можно классифицировать как авторитарных, авторитарных или снисходительных. У более компетентных и зрелых дошкольников обычно есть авторитетные родители, которые заботились о них, но требовали зрелости.У умеренно самостоятельных детей, которые были немного замкнутыми, есть авторитарные родители, которые чаще полагались на принудительную дисциплину. У наименее зрелых детей есть излишне снисходительные родители, которые заботливы, но не имеют дисциплины.

    Дополнительная литература

    Эйнсворт, М. Б. С., М. К. Блехар, Э. Уотерс и С. Уолл. Образцы привязанности. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Л. Эрлбаум, 1978.

    Bowlby, J. Приложение . New York: Basic Books, 1969.

    ——. Утрата: печаль и депрессия. New York: Basic Books, 1980.

    ——. Разделение: тревога и гнев. Нью-Йорк: Basic Books, 1973.

    Эриксон, Э. Х. Детство и общество. Нью-Йорк: W. W. Norton, 1963.

    Каган Дж. От рождения до зрелости. Нью-Йорк: Уайли, 1962.

    ——. Пророчество Галена. New York: Basic Books, 1994.

    ——. Природа ребенка. изм. изд. Нью-Йорк: Basic Books, 1994.

    Ротбарт, М.К. «Темперамент в детстве». n G. A. Kohnstamm, J. E. Bates, M.K. Rothbart, eds. Темперамент в детстве. Нью-Йорк: Wiley, 1989, стр. 59-73.

    Томас, А. и С. Чесс. Темперамент и развитие. Нью-Йорк: Бруннер Мазель, 1977.

    .