Содержание

Чем отличаются житейские психологические знания от научных (пять отличий которые выделила Ю.Б. Гиппенрейтер)

Чем отличаются житейские психологические знания от научных?

Термин «ПСИХОЛОГИЯ» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе» (гр. psyche – «душа» + logos – «понятие», «учение»).

С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» одно и то же.

Большинство людей считают, что они знают психологию, так как имеют опыт общения с другими людьми. Итак, каждый человек в той или иной мере – психолог-любитель.

Рассмотрим соотношение научной и житейской психологии.

Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Например, физика опирается на приобретаемые нами в повседневной жизни знания о движении и падении тел, о трении и инерции, о свете, звуке, теплоте и многом другом.

Математика тоже исходит из представлений о числах, формах, количественных соотношениях, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.

Но иначе обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Есть даже выдающиеся житейские психологи. Это, конечно, великие писатели (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Олег Рой, Астрид Линдгрен и др.), а также некоторые представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми: педагоги, врачи, священнослужители и др.

Но если задуматься над вопросом: чем, же отличаются житейские психологические знания от научных?

Ю.Б. Гиппенрейтер выделила пять таких отличий.

Первое: житейские психологические знания конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Говорят, официанты и таксисты – тоже хорошие психологи. Но в каком смысле, для решения каких задач? Как известно, часто довольно прагматических. Также конкретные прагматические задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим с отцом, и снова совсем иначе с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли можно ожидать от него такой, же проницательности в отношении чужих бабушек и мам. Итак, житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.

Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы и позволяют увидеть закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности.

Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживания.

Подобный способ особенно отчетливо виден у детей. Путем ежедневных, а в некоторых случаях ежечасных испытаний, которым они подвергают взрослых и которых взрослые не всегда догадываются. В ходе этих испытаний дети обнаруживают, из кого можно «вить веревки», а из кого нельзя.

Часто педагоги находят эффективные способы воспитания и обучения, идя тем же путем: экспериментируя и зорко подмечая малейшие положительные результаты, т.е. в определенном смысле «идя на ощупь».

В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых  гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.

Третье отличие состоит в способах  передачи знаний и даже в самой возможности их передачи.

Передается ли житейский опыт от старшего поколения к младшему? Как правило, с большим трудом и в очень незначительной степени. Вечная проблема «отцов и детей» состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов.  Каждому новому поколению, каждому молодому человеку приходится самому «набивать шишки» для приобретения этого опыта.

В то же время в науке знания аккумулируются и передаются с большим, если можно так выразиться, КПД. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т.е. речи и языка.

Четвертое различие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия.

Пятое отличие, это, прежде всего преимущество научной психологии состоит в том, что она располагает  обширным, разнообразным уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме  ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких как возрастная психология, педагогическая психология, нейропсихология, социальная психология, специальная психология и др.

Итак, отношения научной и житейской психологии подобны отношениям Антея и Земли; первая, прикасаясь ко второй, черпает из нее свою силу. Научная психология опирается на житейский психологический опыт, извлекая из него свои задачи и проверяя с учетом закономерностей развития личности.

Отличие житейских психологических знаний от научных — Студопедия

Первое отличие: житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются. (официанты , таксисты обладают определенным опытом который помогает им строить свое взаимоотношение с людьми; дети умеют подстраиваются под требования взрослых, ребенок знает как построить взаимоотношение, что бы добиться нужной цели от с мамы, бабушки, отца.)

Научная психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям.

Для этого она использует научные понятия. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.

Существует особенность научных психологических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, (выражаются теми же словами однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны.)

Второе отличие: особенность житейских знания состоит в том, что они носят

интуитивный характер, знании приобретаются путем практических проб.

К примеру: дети путем ежедневных и даже ежечасных испытаний, которым они подвергают взрослых и о которых последние не всегда догадываются. И вот в ходе этих испытаний дети обнаруживают, из кого можно “вить веревки”, а из кого нельзя.

Вот выдержка из Интернета:

§ Наш ребенок в буквальном смысле вьет из нас с мужем веревки, при том, что у бабушки с дедушкой просто шелковый, как с этим бороться посоветуйте, пожалуйста. Может у кого-то есть подобный опыт воспитания, сыну 4 года.


Детские кризисы: кризис 1 года

Часто педагоги и тренеры находят эффективные способы воспитания, обучения, тренировки, идя тем же путем: экспериментируя и зорко подмечая малейшие положительные результаты.

Научные психологические знания рациональны и вполне осознанны.

Третье отличие: состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи.

Житейский опыт передается от предыдущего поколения с большим трудом.

Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т. е. речи и языка.

Четвертое отличие: состоит в

методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии.

В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями.

В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

Практическая психология(в психологической литературе ее часто отождествляют с житейской)

§ — часть психологического знания, непосредственно связанная с удовлетворением практических запросов широкого круга людей.

§ Сюда относятся часть теории и практика психотерапии, психометрии и ряда других отраслей психологии.

§ Практика психологии часто значительно опережает теорию.

Отличие житейского психологического знания от научного — Мегаобучалка

Первое: житейские психологические знания, конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам

. Итак, житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются. Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий — одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.

Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер

. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний. В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.

Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. Это непосредственно вытекает из двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта — его конкретного и интуитивного характера.

В то же время в науке знания аккумулируются и передаются с большим, если можно так выразиться, КПД. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т. е. речи и языка, чем мы, собственно говоря, и начали сегодня заниматься.

Четверное различие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспериментального метода (открытия в конце прошлого века первой экспериментальной лаборатории) психология, как я уже говорила, оформилась в самостоятельную науку.



Наконец, пятое отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др. В этих областях, имея дело с различными стадиями и Уровнями психического развития животных и человека, с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда — условиями стресса, информационных перегрузок или, наоборот, монотонии и информационного голода и т.п.,- психолог не только расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями. Ведь рассмотрение работы какого-либо механизма в условиях развития, поломки или функциональной перегрузки с разных сторон высвечивает его структуру и организацию.

Сознание человека.

Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями.

Высший уровень психики, свойственный человеку образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.

Какова же структура сознания, его важнейшие психологические характеристики?

Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании : сознание . Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. К. Маркс писал : “ Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это — знание ”. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление . С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент.

Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение — строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становятся расстройством сознания.

Вторая характеристика сознания — закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит “ я ” человека и его ” не — я ”. Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различие. Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание , т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом. Отделение “ я ” от ” не — я ” — путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

Третья характеристика сознания — обеспечение целеполагающей деятельности человека . В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т. д. К. Маркс подчеркивал, что “ человек не только изменяет форму того, что дано природой ; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю ”. Всякое нарушение в результате болезни или по каким-то иным причинам возможности осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность рассматривается как нарушение сознания.

Наконец, четвертая характеристика сознания — включение в его состав определенного отношения. “ Мое отношение к моей среде есть мое сознание ” , — писал К. Маркс. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений. И здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется именно расстройством в сфере чувств и отношений : больной ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях и т. д.

Низший уровень психики образует бессознательное. Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отсчета. Оставаясь психическим (отсюда ясно, что понятие психики шире, чем понятие “сознание”, “социальное”) , бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличии от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка их результата.

В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения) ; ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями (“субсенсорные” или “субцептивные” реакции) ; движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые ; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др. К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека : бред, галлюцинации и т. д. Было бы не верно на том основании, что бессознательное — это противоположное сознанию, приравнивать его к животной психике. Бессознательное — это столь же специфически человеческое психическое проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека, выступая как частичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека.

Виды внимания.

Проявление внимания связано как с сенсорными, так и с интеллектуальными процессами, а также с практическими действиями и с целями и задачами деятельности. В связи с этим выделяют следующие виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, преднамеренное и непреднамеренное внимание.

Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств. Оно обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека. Благодаря сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предметов являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т.д. В основном у человека проявляется зрительное и слуховое внимание. Лучше всего в психологии изучено зрительное внимание, так как его легко обнаружить и зафиксировать.

Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Оно дает возможность более четко и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической деятельности. Моторное внимание регулирует и контролирует движения и действия, направленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно четкими и точными. Интеллектуальное внимание направлено на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит. Поскольку это внимание имеет внутренний характер и мало доступно для исследования, то оно менее всего изучено в психологии.

Преднамеренное (произвольное) внимание возникает при наличии у субъекта цели или задачи быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию. Оно в основном направлено на регулирование внешних сенсорных и моторных действий и внутренних познавательных процессов. Преднамеренное внимание может стать произвольным, когда субъекту необходимо проявить волевое усилие для того, чтобы направить и сосредоточить внимание на объекте, который необходимо познавать или с которым надо действовать

Если направленность и сосредоточенность внимания связаны с сознательной целью, речь идет о произвольном внимании. Н. Ф. Добрынин выделил еще один вид внимания – послепроизвольное внимание (это внимание, естественно сопровождающее деятельность личности; возникает оно, если личность поглощена деятельностью; связано с наличной системой ассоциаций). Это может иметь место в том случае, когда цель проявлять внимание остается, но исчезают волевые усилия. Такое внимание начинает проявляться, когда деятельность, требующая волевых усилий, становится увлекательной и осуществляется без особых затруднений.

Если направленность и сосредоточенность носят непроизвольный характер, речь идет о непроизвольном внимании. По мнению К.К. Платонова, одной из форм непроизвольного внимания является установка (состояние готовности или предрасположенности личности к действию определенным образом). Непреднамеренное (непроизвольное) внимание возникает само собой без всякой цели со стороны человека. Его вызывают значимые для человека свойства и качества предметов и явлений внешнего мира. Одним из таких свойств является новизна объекта. Непроизвольное внимание привлекают также все сильные раздражители: яркий свет, громкий звук, резкий запах и т.д. Иногда внимание могут привлечь и не очень заметные раздражители, если они соответствуют потребностям, интересам и установкам личности.

Теории эмоций.

Теория Джемса – Ланге

Эта теория отождествляет эмоции с соматическими (телесными) изменениями, которые сопровождают восприятие стимулов. Другими словами, утверждается, что эмоция и есть восприятие этих соматических изменений. Мы чувствуем испуг, потому что дрожим, мы печальны, потому что плачем. Хотя теория Джемса – Ланге подвергалась серьезной критике (если не страх и печаль вынуждают нас дрожать и плакать, то что?), она все же осталась актуальной. Так, психотерапевты используют «десензитизирующую терапию», поддерживая пациента в расслабленном состоянии, когда тот возвращается к своим страшным мыслям. Страх явно уменьшается, если тело полностью расслаблено, тогда как сильное беспокойство активирует внутренние (висцеральные) органы.

Теория Кеннона – Барда

Неудовлетворенный теорией Джемса – Ланге, физиолог У.Кеннон предложил свою собственную «нейральную» теорию эмоций. Критикуя теорию Джемса – Ланге, Кеннон отметил прежде всего тот факт, что изменения во внутренних органах возникают не до, а после возникновения эмоциональных переживаний. Кроме того, эмоции не исчезают при прерывании корковых или других нервных связей с внутренними органами; висцеральные изменения, сопровождающие эмоции, могут иметь место и в неэмоциональных состояниях; наконец, внутренние органы относительно нечувствительны. Теория Кеннона – Барда прослеживает связь эмоций с функцией гипоталамуса, активирующего автономную нервную систему. Признавая, что эмоции сопровождаются висцеральными изменениями, Кеннон отверг их обратную связь с телесными ощущениями, которая составляет суть теории Джемса – Ланге. Более того, эта теория связывает каждую эмоцию с особым физиологическим сигналом, но Кеннон обнаружил, что одни и те же висцеральные реакции возникают независимо от специфики эмоциональных переживаний. Например, для гнева и страха характерны одинаковые висцеральные реакции. Однако и Кеннону не удалось объяснить качественную специфику эмоциональных состояний.

Атрибутивная теория эмоций

Чтобы искусственно вызвать определенное эмоциональное состояние у животных, Кеннон вводил им адреналин, а физиолог Г.Маранон делал то же самое с людьми. То, что переживали его испытуемые, Маранон назвал «холодной эмоцией» – «как бы эмоцией». Испытуемые говорили: «Я чувствовал, как будто я был испуган» или «Я чувствовал, как будто меня ожидает большое счастье». В условиях, когда эмоциональные состояния вызывались искусственно, они не переживались как настоящие. Поскольку Mаранон не давал своим испытуемым подходящего основания для эмоциональных ощущений, подлинных эмоциональных реакций на адреналин не возникало. Другими словами, испытуемые нуждались в чем-то, чему можно было бы приписать (атрибутировать) свои чувства.

Когнитивная теория эмоций

Адреналин вызывает многие из тех физиологических изменений, которые сопровождают эмоции. В экспериментах с введением адреналина было показано, что на фоне одинакового физиологического действия препарата на всех испытуемых эмоциональный эффект был неоднозначным и зависел от специфики познавательных процессов испытуемых, т.е. от того, как они интерпретировали свое состояние. Испытуемые, которым заранее сообщили о введении именно адреналина и о характере его действия, не поддавались эмоциональному влиянию; те же, которые думали, что получают витаминный препарат с каким-то побочным эффектом, вели себя так же, как и специальные «подсадные утки», включенные в эксперимент в качестве контрольной группы. В результате испытуемые, находящиеся рядом с теми «утками», которые демонстрировали эйфоричное поведение, вели себя таким же образом, тогда как находящиеся вблизи тех, кто выражал негодование, тоже становились агрессивными. Следовательно, то, что мы чувствуем (или думаем, что чувствуем), во многом связано, во-первых, с нашим пониманием того, что мы делаем, и ситуации, в которой находимся, а во-вторых, с тем, как другие ведут себя в той же ситуации. По этой причине люди иногда пьянеют от безалкогольного напитка, если принимают его за алкогольный, особенно в пьяной компании.

Содержание семейного воспитания.

Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве.

Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга.

В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформировать не могут. Кроме того, семья осуществляет, социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества: какова семья – таково общество.

Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества. Существенное влияние семья оказывает на выбор будущей профессии.

Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целю демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной, семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются:

физическое – основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т.д.;

нравственное – стержень отношения, формирующих личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей – любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга;

интеллектуальное – предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления;

эстетическое – призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни;

трудовое – закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, один путь – поиск «легкой» жизни.

Отличие житейских психологических знаний от научного — Мегаобучалка

Первое: житейские психологические знания, конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам.

Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий — одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.

Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они при обретаются путем практических проб и прилаживаний. В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.

Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. Это непосредственно вытекает из двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта — его конкретного и интуитивного характера. Передается ли житейский опыт от старшего поколения к младшему? Как правило, с большим трудом и в очень незначительной степени. Вечная проблема «отцов и детей» состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов. Каждому новому поколению, каждому молодому человеку приходится самому «набивать шишки» для приобретения этого опыта. В то же время в науке знания аккумулируются и передаются с большим, если можно так выразиться, КПД. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т. е. речи и языка, чем мы, собственно говоря, и начали сегодня заниматься.

Четверное различие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.



Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспериментального метода (открытия в конце прошлого века первой экспериментальной лаборатории) психология, как я уже говорила, оформилась в самостоятельную науку.

Наконец, пятое отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др. В этих областях, имея дело с различными стадиями и Уровнями психического развития животных и человека, с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда — условиями стресса, информационных перегрузок или, наоборот, монотонии и информационного голода и т.п.,- психолог не только расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями. Ведь рассмотрение работы какого-либо механизма в условиях развития, поломки или функциональной перегрузки с разных сторон высвечивает его структуру и организацию.

Понятие об ощущениях.

Под ощущением понимается отражение свойств предметов объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов, которые называются раздражителями, а сам процесс этого воздействия – раздражением. В свою очередь, раздражение вызывает еще один процесс – возбуждение, которое по центростремительным, или афферентным, нервам переходит в кору головного мозга, где и возникают ощущения. Таким образом, ощущение является чувственным отображением объективной реальности. Суть ощущения состоит в отражении отдельных свойств предмета. Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И.П. Павловым анализаторами. Ощущения являются не только источником наших знаний о мире, но и наших чувств и эмоций. Простейшая форма эмоционального переживания – это так называемый чувственный, или эмоциональный, тон ощущения, т.е. чувство, непосредственно связанное с ощущением.

 

Развитие интеллекта.

Развитие интеллекта зависит от тех же факторов, что и развитие других функций организма, то есть от генетических, врожденных факторов, с одной стороны, и от условий окружающей среды — с другой. Под генетическими факторами подразумевают тот потенциал, который ребенок получает с наследственной информацией от своих родителей. Об этих факторах известно только то, что от них в определенной мере зависит направление интеллектуального развития индивидуума. Однако если мы можем с уверенностью сказать, что человеку передаются по наследству какие-то механизмы развития интеллекта или, по крайней мере, «зачатки» для формирования таких механизмов, то это еще не значит, что индивидуум наследует определенный уровень «чистого» интеллекта, зависящий от его уровней у родителей интеллекта.

 

Педагогика как наука.

Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» – дитя и «аго» – вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей Теория очистилась от конкретных фактов, сделала необходимые обобщения, вычленила наиболее существенные отношения. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX века И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые. Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современной педагогики следующее это наука о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие.

Более точно педагогику можно определить как науку о закономерностях воспитания подрастающего поколения, взрослых людей об управлении их развитием в соответствии с потребностями общества.

Раскрывая предмет педагогики, нельзя не коснуться ее категорий, т.е. понятий, выражающих научные обобщения. К этим категориям относятся воспитание в широком и узком значении, образование, обучение, формирование и развитие.

 

Житейская психология. Отличие житейской психологии от научной.

Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Например, физика опирается на приобретаемые нами в повседневной жизни знания о движении и падении тел, о трении и энерции, о свете, звуке, теплоте и многом другом. Математика тоже исходит из представлений о числах, формах, количественных соотношениях, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.

Но иначе обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас житейских психологических знании. Есть даже выдающиеся житейские психологи. Это, конечно, великие писатели, а также некоторые (хотя и не все) представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми: педагоги, врачи, священнослужители и др. Но, повторяю, и обычный человек располагает определенными психологическими знаниями. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т. п.

Давайте задумаемся над вопросом: чем же отличаются житейские психологические знания от научных? Я назову вам пять таких отличий.
Первое: житейские психологические знания, конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Говорят, официанты и водители такси — тоже хорошие психологи.

Но в каком смысле, для решения каких задач? Как мы знаем, часто — довольно прагматических. Также конкретные прагматические задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим — с отцом, и снова совсем иначе — с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать от него такой же проницательности в отношении чужих бабушки или мамы. Итак, житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.

Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий — одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.

Например, в физике благодаря введению понятия силы И. Ньютону удалось описать с помощью трех законов механики тысячи различных конкретных случаев движения и механического взаимодействия тел. То же происходит и в психологии. Можно очень долго описывать человека, перечисляя в житейских терминах его качества, черты характера, поступки, отношения с други

Отличие житейских и научных психологических знаний

1. Житейские психологические знания всегда относятся к кон­кретным ситуа-

циям, явлениям.

Научная психология стремится к обобще­нию, используя для этого соот-

ветствующие понятия и методы.

2. Житейские психологические знания основаны в основном на интуиции.

Это объясняется тем, что данные знания человек получает, как правило, при

помощи случайного опыта и анализируются они на бессознательном уровне.

В отличие от этого научное познание основано на эксперименте, а получен-

ные знания вполне рациональны и осознава­емы.

3. Знания житейской психологии передаются с большим трудом, а часто эта

переда­ча просто невозможна.

Научные знания обрабатываются и передаются намного легче.

4. Научная психология, в отличие от житейской психологии, располагает

обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом,

недоступным в полном объеме ни одному носителю житейской психологии.

5. Знания житейской психологии ограничены, знания научной психологии

постоянно расширяются и совершенствуются .[3].

Классифика­ция психических явлений

Психические явления разделяются на три основных класса:

1. Психические процессы.

2. Психические состояния.

3. Психические свойства.

1. Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведе­ния человека и обладают определенными динамическими характеристиками, т.е. параметрами, определяющими длительность и устойчивость психического процесса.

Психические процессы могут быть разделены на три группы:

1) познаватель­ные;

2) эмоциональные;

3) волевые.

2. Психические состояния характеризуют состояние психики в целом.

Они также имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. Психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способ­ствовать или тормозить деятельность.

3. Психические свойства наиболее существенные особенно­сти человека, которые обеспечивают определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения личности.

К психическим свойствам относят:

1) направленность;

2) темперамент;

3) способности;

4) характер.

Степень развития этих свойств, а также психические процессы и наиболее характерные для человека психические состояния определяют индивидуальность человека.

Все явления, изучаемые психологией, связаны не только с конкретным человеком, но и с коллективом.

К коллективным психическим процессам относят:

1) общение;

2) межличностное восприятие;

3) межличностные отношения;

4) формирование группо­вых норм;

5) межгрупповые взаимоотношения.

К психическим состояниям груп­пы относятся:

1) конфликт;

2) сплоченность;

3) психологический климат;

4) открытость или закрытость группы.

К психическим свойствам группы относят:

1) организованность;

2) стиль руководства

3) эффективность деятельности.

Предметом психологии являются психика и психические явле­ния как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах, а также психологические законы. В свою очередь, задачей психологии является исследова­ние психических явлений.[3].

К. Линней выделил человека в качестве самостоятельного вида Homo sapiens в отряде приматов и предложил рассматривать человека как элемент живой природы.

Специальной наукой о человеке как особом биологическом виде является ан­тропология (от греч. Anthroposчеловек, logos слово).

В структуру современной антропологии включают три основных раз­дела:

1) морфологию человека;

2) учение об антропогене­зе;

3) расоведение.

Основной вывод, который позволяет сделать современное состояние антропологии в отношении развития человека, может быть сформулирован следующим образом: на каком-то этапе биологического развития произошло выделение человека из животного ми­ра (пограничный этап «антропогенеза-социогенеза») и в эволюции человека пре­кратилось действие естественного отбора, основанного на биологической целесо­образности и выживании наиболее приспособленных к природной среде особей и видов.

С переходом человека из животного мира в социальный, с его превращени­ем в биосоциальное существо законы естественного отбора сменились качествен­но иными законами развития. [1].

Назовите любые два отличия научного познания от житейского (обыденного) познания и проиллюстрируйте каждое из этих отличий примером?

По логике соответствует 4.

У меня 2 варианта ответа 1 )Эссе- это ВИДЕНИЕ человека проблемы, идеи, чувства в своём субъективном восприятии объекта ; размышления — через призму преломления влияния на него религии, искусства, науки. То, что «ветви одного и того же древа»-не спорю. Иначе их просто бы не было))
2) это составляющие индивидуального и общественного сознания.
Задача религии, искусства и науки — объяснить мир

Ответ:

1.Да

2.Нет

3.Нет

4.Да

15.Да, но только с согласием родителей

16.Нет

17.Нет

8.Да

9.Да

10.Нет

1.Нет

12.Да

МОЖНО ПРИДУМАТЬ РЕКЛАМУ ТЕЛЕФОНА МЫ ТАК И ДЕЛАЛИ!
тЕЛОФОН НАЗВАЛИ RUIO

БПочти в центре огромного материка Евразия находится узкий голубой полумесяц — озеро Байкал. В Байкальской горной области, окруженной со всех сторон высокими хребтами, оно раскинулось на 636 километров длины и до 80 км ширины. По площади Байкал равен Бельгии с ее почти 10-миллионным населением, множеством городов и промышленных центров, шоссейных и железных дорог.  В Байкал впадает 336 постоянных рек и ручьев, при этом половину объема воды, поступающей в озеро, приносит Селенга. Вытекает из Байкала единственная река — Ангара.  Площадь водного зеркала озера составляет 31470 квадратных километров. Максимальная глубина достигает 1637 м, средняя — 730 м. Для того, чтобы осознать всю громадность водного тела Байкала, представьте, что Ангаре, ежегодно выносящей из озера 60,9 км3 воды, понадобилось бы 387 лет беспрерывной работы, чтобы осушить его чашу. При условии, конечно, что за это время в него не попадет ни литра воды и ни капли не испарится с его поверхности.  Несомненно, Байкал — самое глубокое озеро в мире. Не все знают, что второй в мире претендент на это звание, африканское озеро Таньганьика, отстает от лидера на целых 200 метров. На Байкале 30 островов, самый крупный — остров Ольхон.  Вопрос о возрасте Байкала следует считать открытым.   Обычно в литературе приводится цифра в 20-25 млн. лет. Однако применение различных методов определения возраста дает значения от 20-30 миллионов до нескольких десятков тысяч лет. Но, если допустить, что верна традиционная точка зрения, то  Байкал можно считать и самым древним озером на Земле. Это все что я знаю

Разница между наукой и техникой (со сравнительной таблицей)

science vs technology Термины наука и технология часто произносятся на одном дыхании и используются как синонимы, потому что они тесно переплетены, и их различие часто игнорируется. Наука — это получение знаний о природных явлениях и причинах таких явлений, например, Почему небо голубое? Почему листья зеленые? Почему идут дожди? Какого цвета радуга? Как растения делают себе пищу? И так далее.Когда это знание применяется на практике для решения человеческих потребностей или проблем, это называется технология .

Итак, короче говоря, наука занимается теориями, принципами и законами, тогда как технология — это продукты, процессы и конструкции. В этом отрывке из статьи мы обсудим все важные различия между наукой и техникой.

Содержание: наука против технологий

  1. Сравнительная таблица
  2. Определение
  3. Ключевые отличия
  4. Заключение

Сравнительная таблица

Основа для сравнения Наука Технология
Значение Наука — это методический способ получения знаний по определенному предмету посредством наблюдений и экспериментов. Технология подразумевает практическое применение научных знаний для различных целей.
Что это? Это процесс изучения новых знаний. Это использование законов науки для создания новых продуктов.
Эффект Полезно Может быть полезно или вредно.
Изменить Не меняется. Постоянно меняется
Напряжения на Открытие Изобретение
Работает с Изучение структуры и поведения природного и физического мира, для создания помещений. Внедрение этих помещений.
Метод оценки Анализ, дедукция и развитие теории Анализ и синтез дизайна.
Использование Используется для прогнозов Упростите работу и удовлетворите потребности людей.

Определение науки

Слово «наука» объясняется как система получения знаний посредством экспериментов и наблюдений с целью выяснения природных явлений.Это методичный и рациональный подход к исследованию того, какие объекты присутствуют во Вселенной? Как они работают? и т. д. Это дисциплина, которая имеет несколько разделов, таких как физика, химия, биология, геология, ботаника, психология и так далее.

Проще говоря, наука — это набор знаний, полученных путем анализа обо всем, что существует вокруг нас. Знания основаны на фактах и ​​свидетельствах, относящихся к предмету, а не на мнениях и личном выборе. Итак, утверждения и законы, порожденные наукой, не могут быть оспорены, поскольку они хорошо наблюдаются и проверяются.

Науку можно использовать для разработки новейших технологий, лечения болезней и решения многих других задач. Постоянно проводятся исследования для расширения наших научных знаний, что оставляет место для вопросов для дальнейшего исследования.

Определение технологии

Технология — это сочетание техники, навыков, процессов, дизайна, продуктов и т. Д., Предназначенное для создания инструментов или устройств или для проведения научных исследований. Это набор знаний, который имеет практическое применение при создании, проектировании и использовании продуктов для промышленного, коммерческого или повседневного использования.

Нас окружают вещи, созданные с помощью определенных технологий, например, работаем ли мы, общаемся, путешествуем, производим, защищаем данные, ведем бизнес и почти везде. Большинство людей используют технологии, чтобы упростить свою работу, а также расширить свои возможности. Это также обеспечивает решение различных научных проблем.

Ключевые различия между наукой и технологиями

Пункты, приведенные ниже, объясняют основные различия между наукой и техникой:

  1. Науку можно определить как организованный способ сбора знаний по предмету посредством различных наблюдений и экспериментов.Технология — это практическое использование законов науки для различных целей.
  2. Наука — это не что иное, как процесс исследования новых знаний, тогда как технологии применяют научные знания на практике.
  3. Наука очень полезна для получения знаний о природных явлениях и их причинах. Напротив, технология может быть полезной или вредной, т. Е. Технология — это одновременно и благо, и проклятие, так что при правильном использовании она может помочь людям в решении ряда проблем, однако, если ее неправильно использовать. использования, это может вызвать разрушение всего мира.
  4. Наука остается неизменной; только дополнения сделаны к дальнейшим знаниям. И наоборот, технологии меняются быстрыми темпами, в том смысле, что усовершенствования прежних технологий производятся постоянно.
  5. Наука делает упор на открытиях, как на фактах и ​​законах природы. В отличие от технологий, фокусируется на изобретениях, таких как разработка новейшей техники, чтобы облегчить работу человека.
  6. Наука — это изучение структуры и поведения природного и физического мира с целью создания предпосылок.Напротив, технология занимается реализацией этих предпосылок.
  7. Наука занимается анализом, дедукцией и развитием теории. С другой стороны, технология основана на анализе и синтезе дизайна.
  8. Наука используется для прогнозирования, тогда как технологии упрощают работу и удовлетворяют потребности людей.

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что наука — это знание, а технология — это действие. Когда речь идет о решении проблем, обе дисциплины работают вместе.Наука помогла нам получить знания о вещах, существующих во Вселенной, а также сделать прогнозы относительно будущих результатов. Технологии, с другой стороны, помогли нам упростить нашу работу, предоставив нам различные продукты, которые помогают нам добиваться лучших результатов за меньшее время. Однако у него есть и отрицательное применение, поэтому его всегда следует использовать положительно.

.

Научные и спонтанные концепции: перспектива Выготского

Выготский заимствовал термины спонтанные и внеспонтанные у Piaget; однако он включил научных концепций в несамопроизвольных и предпочел термин повседневные концепции термину спонтанные.

Отличительные характеристики двух типов концептов

Выготский различал спонтанные и несамопроизвольные концепции несколькими способами.Прежде всего, самое важное различие между ними состоит в том, что первые приходят извне системы, а вторые развиваются только внутри системы, где они получают осознанность и осознанность. «При усвоении научных концепций система должна строиться одновременно с их развитием. Таким образом, концепция системной организации становится решающей ». (Выготский, 1986, с. 197)

Выготский утверждал, что научные концепции, поскольку они научны по своей природе, предполагают место в системе понятий.Следовательно, все научные концепции так или иначе связаны друг с другом:

[…] само понятие научного понятия подразумевает определенное положение по отношению к другим понятиям, то есть место в системе понятий. Мы считаем, что зачатки систематизации сначала входят в сознание ребенка в результате его контакта с научными концепциями, а затем переносятся на повседневные концепции, изменяя свою психологическую структуру сверху вниз. (Выготский, 1986, с.172-173)

Непроизвольные концепции, в том числе научные концепции, развиваются в процессе усвоения системы знаний, которые ребенок получает во время обучения, в то время как спонтанные концепции формируются в ходе практической деятельности ребенка посредством прямого взаимодействия с другими людьми в повседневной жизни. Вы можете найти дополнительную информацию о важности обучения для развития концепций у поздно двуязычных студентов в статье Word как инструмент для разработки научных концепций .

Третье различие, которое сделал Выготский, — это разные пути, которыми следуют два вида концепций в своем развитии: «… развитие спонтанных представлений ребенка идет вверх, а развитие его научных представлений — вниз…» (Выготский, 1986, с. 193).

Две линии развития называются «снизу вверх» и «сверху вниз». Развитие «снизу вверх» раскрывается в развитии повседневных представлений. Повседневные представления возникают, когда ребенок сталкивается с реальными вещами, содержание которых ему объясняет взрослый.Только постепенно ребенок может дать словесно-логическое объяснение отношений, которые вызывают существование повседневного понятия.

Выготский заключает, что разработка научных концепций начинается со словесного объяснения, которое позже связывается с опытом ребенка. Первоначальное словесное определение служит решающим моментом в развитии научных концепций. Если это определение дано в рамках фиксированной системы, оно опускается до конкретных явлений, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в то время как развитие повседневных представлений происходит вне организованной системы и постепенно поднимается до уровня обобщений и абстракций.В таблице 1 ниже представлены наиболее важные характеристики двух типов концепций.

Таблица 1. Важнейшие характеристики спонтанных (бытовых) и внеспонтанных (научных) представлений.

Спонтанные (повседневные) концепции Непроизвольные (научные) концепции
никогда не представляются ребенку систематически или явно не связаны с другими связанными понятиями представлены как система взаимосвязанных идей
происходят из повседневной жизни, т.е.е. приобретаются дочерним элементом вне контекста явной инструкции берут начало в обучении в классе, т.е. явно вводятся учителем в школе
развиваются «снизу вверх», от опыта ребенка к обобщениям и абстракциям развиваются «сверху вниз», от словесного объяснения к конкретным повседневным явлениям
составляют основу для развития научных концепций охватывают самые важные аспекты области знаний и расширяют значение повседневных знаний

Взаимосвязь двух типов понятий

Помимо указанных выше различий между научными и спонтанными концепциями, Выготский также осознавал их взаимосвязанность, их «взаимозависимость» и их постоянное влияние друг на друга.Оба типа концепций относятся к семантическому аспекту речевого развития, и развитие обоих имеет решающее значение для интеллектуального роста ребенка.

Джон-Штайнер и Ман (1996) также отмечают, что Выготский признавал не только различия между двумя типами концепций, но и их взаимозависимость. Они упоминают заявление Выготского (1986, с. 157) о том, что развитие как спонтанных, так и научных концепций «является частями единого процесса: развитие формирования концепций, на которое влияют различные внешние и внутренние условия, но по сути является единым процессом, а не конфликт антагонистических, взаимоисключающих форм мышления ».Согласно John-Steiner et al (1998), Лурия внес свой вклад в эту проблему своей концепцией «межфункциональной организации», которую он почерпнул из идеи Выготского о взаимосвязи между научными и повседневными концепциями и «в которой научные концепции возникают на основе повседневные концепции и при этом коренным образом меняют повседневные концепции, вовлекая их в системные отношения »(с. 128).

Следуя путями своего развития, два вида концепций встречаются на полпути и обеспечивают необходимую поддержку для их взаимного развития.Выготский (1986) отмечал, что «с самого начала научные и спонтанные представления ребенка… развиваются в обратном направлении: начиная далеко друг от друга, они движутся навстречу друг другу» (стр. 192). Он продолжил:

Медленно продвигаясь вверх, повседневная концепция расчищает путь научной концепции и ее нисходящему развитию. Он создает ряд структур, необходимых для развития более примитивных, элементарных аспектов концепции, которые придают ей тело и жизненную силу. Научные концепции, в свою очередь, создают структуры для восходящего развития спонтанных представлений ребенка в направлении осознания и преднамеренного использования.(Выготский, 1986, с. 194)

Роль спонтанных представлений

Выготский поднял вопрос о происхождении научных представлений в сознании ребенка. В отличие от Пиаже, он считал, что ни система, ни связанное с ней осознание не входят в сферу детских представлений извне, заменяя привычный для ребенка образ мышления. Он постоянно подчеркивал, что и система, и понимание научных концепций требуют наличия у ребенка довольно богатых и хорошо развитых спонтанных концепций.Исходная система, возникающая в сфере научных понятий, структурно распространяется на повседневные понятия, реконструируя их и трансформируя их внутреннюю природу как бы сверху.

Выготский рассматривал «научные концепции как ворота, через которые осознание входит в сферу детских представлений» (Выготский, 2005, с. 213). В переводе А. Козулина утверждается, что «рефлексивное сознание приходит к ребенку через порталы научных представлений» (Выготский, 1986, с. 171).

Однако развитие научных представлений у детей возможно только тогда, когда развитие спонтанных представлений достигает определенного уровня созревания. Только когда спонтанные представления ребенка достигают определенного уровня, характерного для ребенка младшего школьного возраста, он может быть когнитивно и психологически готов начать усваивать научные представления. В то же время научные концепции с их высокой структурой обобщения влияют на развитие спонтанных концепций и вызывают изменения в их структуре.Таким образом, Выготский подчеркивал важность спонтанных представлений для развития научных представлений.

Другими словами, процессы развития стихийных и научных представлений переплетаются и влияют друг на друга. Выготский подчеркивал слитность процесса разработки концепции. По его словам, «освоение более высокого уровня в области научных концепций также повышает уровень спонтанных концепций. Как только ребенок достиг сознания и контроля в одном виде концепций, все ранее сформированные концепции реконструируются соответствующим образом »(Выготский, 1986, с.191-192).

Слабые и сильные стороны концепций

Выготский утверждает, что на разных этапах развития одного и того же ребенка можно обнаружить разные сильные и слабые стороны в бытовых и научных представлениях.

Слабость повседневных понятий, согласно исследованиям Выготского, заключается в невозможности их использовать абстрактно и добровольно; в таких ситуациях преобладает неправильное использование повседневных понятий. Слабость научной концепции заключается в ее вербализме, в котором Выготский видит главную опасность в развитии научных концепций, т.е.е. недостаточное насыщение бетоном. Сила научных концепций заключается в их сознательном и продуманном характере. Спонтанные концепции, напротив, сильны в том, что касается ситуативного и эмпирического.

Можно сделать вывод о многомерности процесса разработки концепции. Хотя спонтанные и научные концепции идут своим собственным путем развития, их взаимосвязанность и взаимозависимость не следует недооценивать.

Артикулы:

Выготский, Л.С. (1986). Мысль и язык (А. Козулин, Пер.). Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

Джон-Штайнер, В., и Ман, Х. (1996). Социокультурные подходы к обучению и развитию: рамки Выготского. Психолог-педагог, 31 (3/4), 191-206.

Джон-Штайнер В., Михан Т.М. и Ман Х. (1998). Функционально-системный подход к когнитивному развитию. Разум, культура и деятельность, 5 (2), 127-134.

Выготский, Л. С. (2005). Мышление и речь.Москва: Лабиринт.

.

В чем разница между научным законом и теорией? (в TED-Ed GIF) |

Поговорите с подругой об устоявшейся научной теории, и она может ответить: «Ну, это всего лишь теория». Но разговор об установленном научном законе редко заканчивается словами: «Ну, это просто закон». Это почему? В чем разница между теорией и законом… и что «лучше»? Ниже Мэтт Антикол показывает, почему науке нужны и законы, и теории, чтобы понять всю картину.

Научные законы и теории выполняют разные задачи.Научный закон предсказывает результаты определенных начальных условий. Он может предсказать возможный цвет волос вашего будущего ребенка или то, как далеко улетит бейсбольный мяч при запуске под определенным углом.

Напротив, теория пытается дать наиболее логичное объяснение того, почему все происходит именно так. Теория может задействовать доминантные и рецессивные гены, чтобы объяснить, как шатенки у родителей остались с рыжеволосым ребенком, или использовать гравитацию, чтобы пролить свет на параболическую траекторию бейсбольного мяча.

Проще говоря, закон предсказывает, что происходит, в то время как теория предлагает почему. Теория никогда не перерастет в закон, хотя развитие одной часто приводит к прогрессу другой.

Универсального руководства по эксплуатации нам не вручили. Вместо этого мы постоянно предлагаем, оспариваем, пересматриваем или даже заменяем наши научные идеи в процессе разработки. Законы обычно сопротивляются изменениям, поскольку они не были бы приняты, если бы не соответствовали данным, хотя мы иногда пересматриваем законы перед лицом новой неожиданной информации.Однако принятие теории часто бывает гладиаторским. Множественные теории могут конкурировать за лучшее объяснение нового научного открытия. После дальнейших исследований ученые склонны отдавать предпочтение теории, которая может объяснить большую часть данных, хотя в нашем понимании все же могут быть пробелы.

Даже неверные теории имеют свою ценность. Дискредитированная алхимия была колыбелью современной химии, а медицина достигла больших успехов задолго до того, как мы поняли роль бактерий и вирусов.Тем не менее, более совершенные теории часто приводят к новым захватывающим открытиям, которые невозможно было представить при старом образе мышления. Мы также не должны предполагать, что все наши современные научные теории выдержат испытание временем. Одного неожиданного результата достаточно, чтобы бросить вызов статус-кво. Однако уязвимость для потенциально лучшего объяснения не ослабляет текущую научную теорию. Вместо этого он защищает науку от неоспоримой догмы.

Хороший научный закон — это тонко настроенная машина, блестяще справляющаяся со своей задачей, но не знающая, почему она так хорошо работает.Хорошая научная теория — это избитый, но непобедимый боец, который рискует проиграть, если не может одолеть или адаптироваться к следующему сопернику. Несмотря на то, что наука иная, для понимания всей картины нужны и законы, и теории. Поэтому в следующий раз, когда кто-то скажет, что это всего лишь теория, предложите ему пройти девять раундов с чемпионом и посмотреть, смогут ли они добиться большего.

Посмотреть полный урок TED-Ed: В чем разница между научным законом и теорией ?:

Анимация от Zedem Media / TED-Ed

Чтобы узнавать что-то новое каждую неделю, подпишитесь на информационный бюллетень TED-Ed.

.

Наука против технологий — разница между

Обновлено 24 февраля 2018 г.

Часто воспринимается как одно и то же, на самом деле оба исследования представляют собой два разных исследования, тесно связанных друг с другом. Один больше фокусируется на открытиях, а другой больше на изобретении. Хотя может показаться, что это так просто, в этом есть нечто большее, чем вы думаете.

Определения

Science Наука с ее отраслями и иерархией

Наука — От латинского слова s cientia (знание) , наука — это система создания, приобретения и организации знаний в форме объяснений и предсказаний о природных явлениях. .Это просто означает поиск знаний, основанный на научном методе (совокупность методов исследования явлений).

Просто взяв слово «знание» из слова происхождения науки, вы уже можете предположить, что оно включает анализ, обобщения и теоретизацию. Знания, которые являются основным понятием науки, обычно собираются или приобретаются посредством ряда шагов, включающих вышеупомянутые процессы. Его главная цель — поиск знаний ради науки.Это исследование требует экспериментальных и логических навыков.

Две основные группы наук:

  • Естественные науки: отрасль науки, которая фокусируется на описании, понимании и даже предсказаниях природных явлений, основанных на данных наблюдений и эмпирических данных. Естественные науки включают физику, химию, астрономию и науки о Земле.
  • Социальные науки: отрасль науки, которая фокусируется на обществе и отношениях между людьми в обществе или просто на изучении человеческого поведения и общества.К социальным наукам относятся политология, экономика, география человека, социология и демография.
technology Пример использования технологии приматом, не являющимся человеком: горилла использует ветку дерева в качестве трости для измерения глубины воды.

Технология — от греческого слова techne (искусство, мастерство, ловкость рук) , технология — это продукт совокупности техник, навыков, методов и процессов. Он также может быть связан с машинами, компьютерами, фабриками и устройствами.При этом технология — это широкое понятие, которое касается использования и знаний орудий у вида, а также того, как он приспосабливается к окружающей среде.

Технология может иметь широкое концептуальное значение, но мы можем быть уверены в одном: она включает в себя инструменты и знания, но не в «научном» смысле. Технология — это место, где инструменты и знания применяются для создания дизайнов, изобретений и продуктов. Обычно это приложение науки. Это исследование, которое требует построения, решения проблем, обеспечения качества, проектирования, тестирования и принятия решений.

Наука против технологий

В чем разница между наукой и технологиями? Из-за того, что широкая общественность постоянно использует фразу «наука и технология» , термины «наука» и «технология» в основном утратили различие в значении между ними. Они могут быть тесно связаны друг с другом, но у них есть свои различия.

В то время как наука сосредоточена на понимании природных явлений, технология фокусируется на использовании и понимании известной окружающей среды.Другими словами, наука — это стремление к знаниям, а технология — это разработка и изобретение материалов и идей для удовлетворения потребностей людей. Это может быть простая разница, но она помогает отличить науку от технологий, и наоборот.

Сравнительная таблица

Наука Технология
Поиск и теоретизирование причины Поиск и теоретизирование новых процессов
Анализ, обобщение и создание теории Анализ, проектирование и изобретение
Требуются экспериментальные и логические навыки Требуется конструирование, решение проблем, обеспечение качества, проектирование, тестирование и принятие решений
Понимание природных явлений Понимание известной окружающей среды
.