Содержание

Обыденное мировоззрение — Студопедия

У каждого из нас есть какое-то мировоззрение – без этого, по-видимому, просто нет человека. Его называют «стихийным» или «обыденным» – потому, что оно формируется само по себе у каждого человека в процессе его жизнедеятельности. Это – ядро нашего здравого смысла. Своими корнями оно отчасти уходит в генетическую наследственность: унаследовали вы от родителей силу и здоровье – это скажется на вашем восприятии окружающей жизни; страдаете вы с рождения болезнями и хилостью – ваше мировоззрение будет окрашено в иные, боле пессимистические тона. Общение с родителями, сверстниками, школьные знания, непосредственный контакт с окружающей средой – все это формирует наши глубинные убеждения, ценности, жизненные установки и к началу юности вы уже обретаете вполне определенное мировоззрение. Важнейшую роль при этом играет усвоение родного языка. Структура нашего языка значения его слов задают определенную структуру мира. Например, в нашем русском языке есть грамматические категории подлежащего, сказуемого, прилагательного и т.п. Поэтому и внешний мир мы представляем себе как состоящий из твердых предметов, их свойств и состояний. Картина мира, навязываемая повседневным языком, входит в обыденное мировоззрение человека, усвоившего этот язык. Слушая сказки в детстве, невольно запоминая пословицы и поговорки, мы почти бессознательно усваиваем традиции мышления, ценности, мироощущение своего народа. «От трудов праведных не наживешь палат каменных», «Не хлебом единым жив человек», «Не зная броду, не суйся в воду» и т.п. – идеи, выраженные в такого рода расхожих выражениях и крылатых словечках, незаметно входят в мировоззрение человека и образуют его важную, хотя и не всегда осознаваемую, часть.


Однако ведущая роль в формировании обыденного мировоззрения принадлежит, бесспорно, трудовой или орудийной деятельности. Те свойства вещей и явлений реальности, которые открываются нам в повседневной жизнедеятельности, которые важны с точки зрения наших потребностей, именно они в первую очередь выделяются человеком и образуют основное содержание его представлений об окружающем мире.

Однако обыденному мировоззрению присущи существенные недостатки. Оно никогда полностью не формулируется в явных утверждениях и в значительной мере существует в виде полуосознаваемых, неясных, смутных идей, образов, чувств. Помните, у Ярослава Гашека в «Бравом солдате Швейке» арестанты обокрали одного из своих сокамерников, который, получив из дома посылку, хотел съесть ее всю целиком один, не поделившись с товарищами по несчастью. Его поведение шло вразрез с представлениями арестантов о справедливости, о товариществе, хотя вряд ли они смогли бы сформулировать это в ясной форме. Наряду с научными знаниями, усвоенными в школе, обыденное мировоззрение часто содержит обрывки религиозных верований, суеверия, предрассудки. И самое, быть может, важное: обыденное мировоззрение никогда не представляет собой

системы, т.е. его отдельные принципы часто несовместимы друг с другом и следствия этих принципов редко доводятся до повседневных поступков. Например, человек может быть искренне убежден в том, что воровать нехорошо, но охотно бежит покупать акции какой-нибудь заведомо шельмовской компании, или пылко мечтает о процветании родного государства, но при этом ведет двойную бухгалтерию, чтобы не платить налогов. От этих недостатков в значительной мере избавлено мифологическое и религиозное мировоззрение.



Обыденное мировоззрение — Студопедия

Мировоззрение людей всегда существовало в историчес­ки определенных и социокультурно обусловленных формах — мифологии, религии, философии, науки. Кроме того, различа­ются два основных уровня его функционирования — обыден­но-практический (жизненно-повседневный) и мыслительный (когнитивно-теоретический). Такое разделение по «вертикали» начинает обнаруживаться уже в древних обществах и сохраня­ется до наших дней. Разумеется,взаимосвязь и взаимодействие между обоими указанными пластами мировоззренческого со­знания со временем менялись и, в зависимости от господствую­щего типа миропонимания, приобретали различную окраску.

Обыденное мировоззрение занимает особое место в куль­туре, ибо представляет собой как бы твердую породу первич­ного слоя, такую реальность духовной жизни людей, которая служит отправной точкой для любого мировоззренческого системотворчества. Первичный, наиболее устойчивый слой ми­ровоззрения основывается на «данностях» культуры и всеоб­щих «очевидностях» здравого смысла соответствующей эпохи. В любой исторический период в обществе функционирует не­кая система устойчивых представлений о мире и человеке, ко­торая образует ядро мировоззренческих структур

катего­рий, установок, архетипов. Структуры эти являются результа­том многовекового стихийного опыта поколений и носят бес­сознательный, неявный, неотрефлектированный характер; на­пример, убежденность здравого смысла в том, что окружаю­щие нас вещи существуют вне человеческого сознания.


—————————— Философская пропедевтика ————————- ——

Было бы неверно видеть в убеждениях и установках здра­вого смысла всего лишь мысленные образования в головах людей. Весь образ жизни, поведенческие стереотипы людей, мотивы их деятельности — все так или иначе подчиняется и происходит в соответствии с этими убеждениями и установка­ми. Они выступают как некая социокультурная реальность ис­тории, которую нельзя изменить по желанию отдельных лич­ностей и целых социальных групп.

Несмотря на всю диффузность, стихийность, расплывча­тость массового мировоззренческого сознания, оно на протя­жении тысячелетий успешно выполняет свою функцию осмыс­ления жизни и истории. И ни одна философская или религиоз­ная система прошлых эпох не могла соперничать,— с точки зрения своей устойчивости,— с мироощущением и миропони­манием обыденного слоя. Сила его в том, что оно непосред­ственно связано с материальной практикой людей, со сферой человеческой повседневности, образуя с этой последней еди­ный комплекс жизнедеятельности.

Из сказанного следует, что мы не можем всесторонне понять природу философского или, скажем, религиозного мировоззрения, игнорируя первичные мировоззренческие структуры. Так, очевидно, что некоторые философские системы прямо опирались на исходный базис здравого смысла, другие ориентировались на религию, на пред­шествовавшие философские учения, на науку. Но при всем при том ни одна философская доктрина, если она претендовала на мировоззренческую значимость, не могла развиваться и суще­ствовать, не определив — явно или неявно — свои взаимоот­ношения с «идеологией здравого смысла».



§3 Что такое обыденное мировоззрение?

Не будет открытием заявить о том, что большинство людей несвободно в выборе мировоззрения. Они абсолютно зависимы от господствующих в социуме идеологий. Так, в обществе с атеистической идеологией значительная часть его членов становится атеистами, в обществе же, исповедующем религиозные принципы, большинство людей — верующие. Обыденное мировоззрение есть прежде всего результат воздействия семьи и той социальной среды, в которую человек включен в детские и подростковые годы жизни.

Обыденное мировоззрение является совокупностью

социальных стереотипов своего времени. В наибольшей степени его можно соотнести с понятием «здравого смысла».

Главной чертой обыденного мировоззрения является его несамостоятельность. Человек — носитель обыденного мировоззрения — находится под влиянием массы людей. И это влияние сопровождает его всю жизнь, проникая в глубины бессознательного. Большинство социальных атомов подчиняет себе один из них — вплоть до потери персональности.

Второй чертой обыденного мировоззрения есть его некритический характер. Обладатель обыденного мировоззрения всегда принимает на веру все исходящее из значимой для него социальной среды.

Третья особенность состоит в том, что обыденное мировоззрение не является творческим и не обладает способностью к саморазвитию. Это приводит к его бессистемности, делая хаосом из постоянно меняющихся и часто несогласующихся целей и установок.

Может показаться, что обыденное мировоззрение создается не личностью, а массой, совокупными усилиями всей социальной среды, живущей в определенных экономических и культурных условиях. Однако это лишь отчасти так. В социальной среде действительно шлифуются мировоззренческие принципы, но они приходят в нее извне и являются результатом персональных усилий. Здесь уместна такая аналогия: море как некая достаточно активная среда шлифует гальку, но сами камешки не производятся морем.

Идеи, принципы и ценности приходят в социальную среду из сфер религии и идеологии, а обе эти сферы в своих истоках всегда личностно окрашены. И если религия на сегодняшний день свободно и естественно излучает в социальную среду свои идеи, позволяя сделать выбор совести, то идеология (как правило, сфера религиозных представлений, суженная под влиянием воли к власти личности и социального слоя) «давит» на среду, сознательно стремясь внедрить определенную систему идей в массовое сознание для того, чтобы манипулировать им.

Другое дело, что религиозное и идеологическое тесно сплетаются в обыденном мировоззрении…

Идеологическое становится религиозным, а религиозное идеологическим.

Можно ли освободиться от этого и избежать обезличивающих стереотипов мышления и жизни? Да, если человек стремится развить личностное мировоззрение.

§4 Феномен личностного мировоззрения

Личностное мировоззрение во всех своих чертах противоположно обыденному.

Во-первых, это мировоззрение самостоятельное и свободное, являющееся достижением личности, которая преодолевает воздействие среды, довлеющее над нею с детства. Это мировоззрение, освободившееся от того, что Френсис Бэкон называл «идолами рода» и «идолами площади» — общепринятыми заблуждениями эпохи.

Во-вторых, это мировоззрение самосознающее и самопознающее. Взгляд внутрь себя, пристальное внимание к динамике развития своей личности — его сущностная черта.

В-третьих, личностное мировоззрение есть критическое мировоззрение. Ничто не принимается на веру, не пройдя суд собственного разума и переживания.

В-четвертых, личностное мировоззрение есть творческое мировоззрение. Оно выступает основанием созидания новых целей, идеалов и ценностей. Именно творческий характер личностного мировоззрения позволяет решать проблему смысла жизни как смысла свободы — свободы выбора и свободы достижения выбранного.

Личностное мировоззрение так или иначе тяготеет к системности последовательности и цельности. Но человек, обладающий таким мировоззрением, далеко не всегда способен объединить внутренний мир в такую целостность, где все части необходимо и свободно соединены друг с другом. Личностное мировоззрение поэтому лишь стремится стать миропониманием философским мировоззрением.

§5

Философское мировоззрение. Любое ли личностное мировоззрение устремлено к философскому?

Итак, философское мировоззрение есть ступень зрелости личностного это личностное мировоззрение, обретшее системность и внутреннюю целостность.

Всякое философское мировоззрение является личностным, но не всякое личностное — философским.

Любое ли личностное мировоззрение как самостоятельное может рассчитывать на то, что оно устремлено к философскому мировоззрению? Да, если оно стремится обрести системность. Нет, если оно остается лишь самостоятельным. Более того, если самостоятельность мышления и бытия не движется к системности, она становится случайным и поверхностным явлением, а потому рано или поздно тонет в стихии социальных стереотипов, утрачивая личностный характер.

Самостоятельность, которая чаще всего обладает лишь даром критичности, должна быть дополнена не только самопознанием и творчеством, но и глубинным стремлением к системности — лишь это дает ей возможность обрести устойчивость и жизнь.

Поэтому расхожее утверждение о том, что каждый сам по себе является философом, весьма далеко от истины. Философское мировоззрение есть сложнейшая и неустанная работа духа, преодолевающего собственную ограниченность.

Плюсы и минусы обыденного мировоззрения

Прежде всего, следует разобраться в самом термине «обыденное мировоззрение» и что принято под ним обозначать. Этот момент является очень важным, так как огромное количество людей имеют искаженное представление о термине и его наполнении в общем. Обыденное принято считать чем-то обычным, ничем не примечательным, это то, с чем каждый сталкивается ежедневно, что не вызывает удивления или каких-либо других эмоций.

Чтобы дать более полный ответ на вопрос, что означает слово «обыденный», не нужно углубляться в фундаментальные науки. Выяснить это можно с помощью наводящих вопросов самому себе. На сегодняшний день человек живет в агрессивном мире, где нечто обыденно выступает реакцией на все тревожные события. Цель обыденного мировоззрения понизить коэффициент тревожности. Обычно это бывает путем упрощения отношения к жизни.

Преимущества обыденного мировоззрения

  • Прежде всего, упрощенное отношение к жизни помогает человеку спрятаться от многих проблем. Создавая некий купол от внешней среды, человек находит время для себя, находит некую гармонию. Именно с помощью более простого отношения к жизни и проблемам можно сохранить свое здоровье.
  • Стоит отметить, что такая позиция не является истинно верной. Постоянно прятаться от проблем также не стоит. Иногда лучше посмотреть страху в лицо и попытаться предпринять что-либо для улучшения ситуации.
  • Обыденное мировоззрение наполнено стереотипами. Но кто сказал, что стереотипы — это всегда плохо? С помощью стереотипов из поколения в поколение передается опыт, накапливаемый десятилетиями. Отсюда идет все обычаи и традиции.
  • Действуя под влиянием стереотипов человек социализируется, находит для себя круг общения и среду, которая будет ему наиболее комфортна.
  • Еще одним аспектом обыденного мировоззрение является существование догмы. Догма представляет собой веру во что-то без требования доказательств. Положительная сторона догмы заключается в предоставлении человеку самостоятельного выбора.

Недостатки обыденного мировоззрения

К недостаткам такого мировоззрения можно также отнести стереотипы и догмы, рассмотрев их с другой стороны.

  • Стереотипы часто отличаются следующими недостатками: ответственность за свои поступки снижается, свобода мысли и действий ограничивается, креативность падает.
  • Когда все общество в целом следует стереотипам, все стандартизируется, креативность снижается. Если отклонение от нормы высмеивается или карается другими способами, немногие начинают идти против системы. Большая часть людей просто смирится и будет делать то, что нужно. Из-за этого возможен общий спад креативности. Следствием выступает исчезновение новых идей, мыслей. Такая ситуация ведет к стагнации. Если же стагнация продолжается довольно долго, общество начинает деградировать. Такая ситуация отлично подходит властям, которые считают, что стереотипность помогает контролировать общество. Нередко в истории можно отметить случаи управления обществом с помощью пропаганды и навязывания идеологии. Социальная устойчивость возможна лишь при условии развития социума. Урегулирование социальной устойчивости возможно поддержанием баланса между стереотипностью и креативностью.
  • Скепсис и ирония занимают далеко не последнее место в жизни любого человека. Недостатком догмы является снижение коэффициента проявления данных характеристик. Как известно, психология доказывает, что для выработки свежих и креативных идей, а также для принятия наиболее рациональных решений, человек должен руководствоваться скепсисом и иронией. Именно ирония зачастую спасает человека от каких-либо фанатичных идей и помогает более трезво оценивать ситуацию. Зачастую догматичность возникает именно в местах с ограниченным выбором. Если у человека есть несколько вариантов развития событий, он выберет более комфортный именно для него, но, если это лишь видимость альтернативы, скрытая за одним единственным исходом, догматичность сознания возрастет.
  • Человек, обладающий обыденным мышлением, всегда стремится копить информацию, систематизировать ее. Чем больше знаний накапливается, тем более верно люди могут воспринимать действительность. Прежде всего, следует учесть, что в добавок к чужому мнению всегда добавляется своя оценка ситуации, поэтому обыденное мировоззрение всегда субъективно. Всю сознательную жизнь человек с обыденным мировоззрением стремится удовлетворить и накопить две составляющие «быть» и «иметь». Для их наполнения в течение жизни копится информация. Порой люди вовсе не замечают, что в ходе такого накопления формируется среда обитания. Ее можно описать в виде графика, где коррелируют две прямые-быть и иметь.
  • Каждый человек на планете, даже если он об этом не задумывается, стремится сохранить свое существование. И если задать кому-нибудь простой вопрос: «Представьте, что ваша цель на Земле выполнена. Как вы думаете, были бы вы счастливы?» Вряд ли. Но несмотря на это, стремление к жизни проходит через всю культуру и порой оправдывается фантастическими теориями. Например, в Америке предположили, что сейчас человек находится в промежуточном этапе развития. Впереди нас ждет новый, кибернетический вид.
  • Стремление человека обладать чем-либо объясняется еще проще. Обыденное сознание как бы подталкивает к присвоению определенных материальных и нематериальных благ. Для того чтобы существовать на планете необходимо развиваться и социализироваться. Социализация же продолжается до тех пор, пока человек не перестанет присваивать себе окружающую реальность. Это может быть выражено не только в покупке недвижимости или движимости. Вся информация, которую человек ежедневно черпает извне является продуктом окружающей реальности. Данный процесс может прекратить лишь смерть.

Таким образом, обыденное мировоззрение присутствует у каждого человека. Как и любое другое оно имеет массу положительных и отрицательных черт. К сожалению, а может и к счастью, человек не сможет полностью искоренить данный вид мировоззрения. Единственным вариантом влияния не него будет развитие и черпание новых знаний.

Похожие записи

1.2 Мировоззрение, его виды и формы

Видеоурок: 


Лекция: Что такое мировоззрение и как оно формируется

На предыдущем уроке мы остановились на понятии личность. Становление личности связанно с формированием мировоззрения. А мировоззрение происходит в результате познавательной деятельности. Человеку свойственно задаваться вопросами: «Кто Я? Каков Я? Как устроен мир? В чем смысл жизни?» – вопросы самопознания и познания окружающего мира. Поиск и нахождение ответов на них формирует человеческое мировоззрение. Тема урока относится к одной из сложных философских тем, поскольку затрагивает внутренний духовный мир человека. Человек является не только биологическим и социальным существом, но ещё и духовным существом. Что же представляет собой духовный мир? Из чего он состоит? Духовный мир – это мир мыслей и чувств, знаний и убеждений, идей и принципов, интеллекта и творчества. Он также индивидуален и неповторим как человеческая внешность. Внутренний мир постоянно развивается и проявляется в поведении человека. Итак, мировоззрение является одним из явлений духовного мира человека. Сформулируем основное определение темы:
 

Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

Мировоззрение формируется всю жизнь, является результатом воспитания и собственного жизненного опыта человека. С возрастом мировоззрение становится всё более осознанным. Взрослый человек знает почему и для чего действует, чувствует личную ответственность за происходящее в своей жизни и не обвиняет в случившемся окружающих. Он самодостаточен и не зависим от мнения окружающих его людей. Обладает адекватной самооценкой – оценкой собственных достоинств и недостатков (Я–образ). Которая бывает завышенной, реалистичной (адекватной) и заниженной. На уровень самооценки влияет воображаемый или реальный идеал, на который человек хочет быть похож. Велико воздействие оценок окружающих людей на то, как человек оценивает самого себя. Также на уровень самооценки влияет отношение человека к собственным успехам и неудачам. 

На формирование мировоззрения влияют: 

  • Во-первых, окружение человека. Человек, наблюдая за действиями и оценками окружающих, что-то принимает, а что-то отвергает, с чем-то соглашается, а с чем-то нет.   

 

  • Во-вторых, социальные условия и государственное устройство. Старшее поколение, сравнивая советскую молодежь с современной, подчеркивает, что тогда трудились во благо народа и даже в ущерб собственным интересам. Это соответствовало требованиям советского времени. Современная же социокультурная ситуация в нашей стране требует формирования конкурентоспособной личности, направленной на достижение собственного успеха.

Виды и формы мировоззрения

В контексте заданий контрольно-измерительных материалов ОГЭ и ЕГЭ в основном проверяется знание трёх форм мировоззрения: обыденного, религиозного и научного. Но форм мировоззрения больше. Кроме названных существуют мифологическое, философское, художественное и другие. Исторически первой формой мировоззрения является мифологическое. Первобытные люди понимали и объясняли устройство мира интуитивно. Никто не стремился проверить или доказать истинность мифов о богах, титанах, фантастических существах. Первобытная мифология нужна для изучения философии, истории, искусства и литературы. Данная форма мировоззрения существует и в настоящее время. К примеру, доктрины о существовании жизни на Марсе, герои комиксов (Человек – паук, Бэтмен). Рассмотрим особенности основных форм:

1) Обыденное мировоззрение. Данная форма формируется в повседневной жизни, поэтому основана на личном житейском опыте человека и опирается на здравый смысл. Человек работает и отдыхает, воспитывает детей, голосует на выборах, наблюдает за конкретными жизненными событиями, извлекает уроки. Он формулирует правила поведения, знает, что хорошо, а что плохо. Так накапливаются обыденные знания и представления и формируется мировоззрение. На уровне обыденного мировоззрения существует народная медицина, обряды и обычаи, фольклор.   

2) Религиозное мировоззрение. Истоком данного мировоззрения является религия – вера в сверхъестественное, в Бога. На самых ранних этапах развития человечества религия была переплетена с мифологией, но со временем отделилось от неё. Если основной чертой мифологического мировоззрения был политеизм, то для религиозного мировоззрения – монотеизм (вера в единого Бога). Религия разделяет мир на естественный и сверхъестественный, которые сотворены и управляются всемогущим Богом. Религиозный человек стремится действовать и поступать так, как того требует религия. Он совершает культовые действия (молитва, жертвоприношение) и нацелен на духовно-нравственное совершенство. 

3) Научное мировоззрение. Данная форма характерна людям, производящим знания (учёным, исследователям). В их миропонимании главное место занимает научная картина мира, законы и закономерности природы, общества и сознания. Отрицается всё непризнанное наукой (НЛО, инопланетяне). Научный человек оторван от реальной жизни, он постоянно стремится что-то познать, исследовать, логически обосновать и доказать. А если ему это не удаётся, отчаивается. Но через некоторое время опять берётся за факты, вопросы, проблемы, исследования. Потому что находится в вечном поиске истины.

Не бывает какой-либо формы мировоззрения в чистом виде. В человеке сочетаются все перечисленные формы, но одно из них занимает ведущее положение. 

 

Структура мировоззрения

Существуют три структурных составляющих мировоззрения: мироощущение, мировосприятие и миропонимание. В различающихся по форме мировоззрениях они отражаются по — разному. 

Мироощущение – это ощущения человека в событиях собственной жизни, его чувства, мысли, настроения и действия.

Становление мировоззрения начинается с мироощущения. В результате чувственного осознания мира в человеческом сознании формируются образы. По своему мироощущению люди делятся на оптимистов и пессимистов. Первые мыслят позитивно и считают, что мир к ним благосклонен. Они проявляют уважение к другим и радуются их успехам. Оптимисты ставят перед собой цели, а при возникновении жизненных трудностей с энтузиазмом решают их. Вторые, напротив, мыслят негативно и убеждены, что мир к ним суров. Они таят в себе обиды и винят в своих бедах других. При возникновении трудностей огорчено сокрушаются «за что мне всё это…», переживают и бездействуют. За мироощущением следует мировосприятие. 

Мировосприятие – это видение мира дружественным или враждебным.

Каждый человек, воспринимая происходящие в жизни события, рисует свою внутреннюю картину мира, окрашенную позитивно или негативно. Человек размышляет кто он в этом мире, победитель или неудачник. Окружающих людей делит на хороших и плохих, друзей и врагов. Высшей ступенью мировоззренческого осознания мира является миропонимание.

Миропонимание – это образы окружающей жизни, сформировавшиеся в сознании человека.  

Эти образы зависят от информации, которая закладывается в человеческой памяти с самого раннего детства. Самое первое миропонимание начинается с образа мамы, которая гладит, целует, ласкает и дома. С возрастом оно всё более расширяется до двора, улицы, города, страны, планеты, Вселенной.  

Выделяются два уровня мировоззрения: обыденно — практический (или повседневный) и рациональный (или теоретический). Первый уровень складывается в повседневной жизни, связан с эмоционально — психологической стороной мировоззрения и соответствует чувственному постижению мира. А второй уровень возникает в результате рационального осмысления мира, связан с познавательно — интеллектуальной стороной мировоззрения и наличием у человека понятийного аппарата. Источником обыденно — практического уровня являются чувства и эмоции, а источником рационального уровня разум и рассудок.

Задание: Привлекая знания, полученные на данном уроке, приведите одно предложение о путях формирования мировоззрения и одно предложение о роли мировоззрения в жизни человека. Ответы пишите в комментариях к уроку. Будьте активны)))


Дополнительные материалы к уроку:👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Мировоззрение, его виды и формы»
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Человек как духовное существо»
👉 Эссе «Нам надо стоять на своих собственных ногах и глядеть прямо в лицо миру… видеть мир таким, как он есть, и не бояться его» (Б. Рассел)
👉 ОГЭ обществознание видеоуроки 

Интеллект-карта по обществознанию №2

Обыденное мировоззрение

Количество просмотров публикации Обыденное мировоззрение — 2590

У каждого из нас есть какое-то мировоззрение – без этого, по-видимому, просто нет человека. Его называют ʼʼстихийнымʼʼ или ʼʼобыденнымʼʼ – потому, что оно формируется само по себе у каждого человека в процессе его жизнедеятельности. Это – ядро нашего здравого смысла. Своими корнями оно отчасти уходит в генетическую наследственность: унаследовали вы от родителœей силу и здоровье — ϶ᴛᴏ скажется на вашем восприятии окружающей жизни; страдаете вы с рождения болезнями и хилостью – ваше мировоззрение будет окрашено в иные, боле пессимистические тона. Общение с родителями, сверстниками, школьные знания, непосредственный контакт с окружающей средой – всœе это формирует наши глубинные убеждения, ценности, жизненные установки и к началу юности вы уже обретаете вполне определœенное мировоззрение. Важнейшую роль при этом играет усвоение родного языка. Структура нашего языка значения его слов задают определœенную структуру мира. К примеру, в нашем русском языке есть грамматические категории подлежащего, сказуемого, прилагательного и т.п. По этой причине и внешний мир мы представляем себе как состоящий из твердых предметов, их свойств и состояний. Картина мира, навязываемая повсœедневным языком, входит в обыденное мировоззрение человека, усвоившего данный язык. Слушая сказки в детстве, невольно запоминая пословицы и поговорки, мы почти бессознательно усваиваем традиции мышления, ценности, мироощущение своего народа. ʼʼОт трудов праведных не наживешь палат каменныхʼʼ, ʼʼНе хлебом единым жив человекʼʼ, ʼʼНе зная броду, не суйся в водуʼʼ и т.п. – идеи, выраженные в такого рода расхожих выражениях и крылатых словечках, незаметно входят в мировоззрение человека и образуют его важную, хотя и не всœегда осознаваемую, часть.

При этом ведущая роль в формировании обыденного мировоззрения принадлежит, бесспорно, трудовой или орудийной деятельности. Те свойства вещей и явлений реальности, которые открываются нам в повсœедневной жизнедеятельности, которые важны с точки зрения наших потребностей, именно они в первую очередь выделяются человеком и образуют основное содержание его представлений об окружающем мире.

При этом обыденному мировоззрению присущи существенные недостатки. Оно никогда полностью не формулируется в явных утверждениях и в значительной мере существует в виде полуосознаваемых, неясных, смутных идей, образов, чувств. Помните, у Ярослава Гашека в ʼʼБравом солдате Швейкеʼʼ арестанты обокрали одного из своих сокамерников, который, получив из дома посылку, хотел съесть ее всю целиком один, не поделившись с товарищами по несчастью. Его поведение шло вразрез с представлениями арестантов о справедливости, о товариществе, хотя вряд ли они смогли бы сформулировать это в ясной форме. Наряду с научными знаниями, усвоенными в школе, обыденное мировоззрение часто содержит обрывки религиозных верований, суеверия, предрассудки. И самое, быть может, важное: обыденное мировоззрение никогда не представляет собой системы, ᴛ.ᴇ. его отдельные принципы часто несовместимы друг с другом и следствия этих принципов редко доводятся до повсœедневных поступков. К примеру, человек должна быть искренне убежден в том, что воровать нехорошо, но охотно бежит покупать акции какой-нибудь заведомо шельмовской компании, или пылко мечтает о процветании родного государства, но при этом ведет двойную бухгалтерию, чтобы не платить налогов. От этих недостатков в значительной мере избавлено мифологическое и религиозное мировоззрение.

«Что такое мировоззрение»

Мировоззрение — это то, как вы смотрите на мир, как вы думаете, что он работает, почему все происходит именно так, какова ваша цель.

Логически ваше поведение, ваши действия, ваши мотивации должны соответствовать вашему мировоззрению. Например, мировоззрение атеизма, которое представляет собой веру в то, что Бога не существует, объясняет создание вселенной и жизни как случайность, действующую в течение очень долгого времени. При таком мировоззрении легко принять мировоззрение, согласно которому у людей не может быть цели, потому что люди вообще существуют случайно.Многие атеисты утверждают, что люди сами создают свою цель. Но если задуматься, искусственная цель не является реальной и не может иметь реального значения. Вдобавок, если мы эволюционировали случайно, то наши мысли (включая любые мысли о цели) бессмысленны, поскольку они всего лишь результат химических, электрических и квантовых процессов, происходящих в рамках статистической аберрации (поскольку эволюция утверждает, мы не более чем статистические аберрации). Итак, всякий раз, когда атеисты действуют так, как будто их действия имеют значение, их поведение не соответствует их мировоззрению.Если вы еще немного подумаете об этом, вы, вероятно, придете к выводу, что это хорошо, что многие атеисты не действуют в соответствии с их мировоззрением. Многие атеисты придерживаются мировоззрения светского гуманизма, которое признает ценность человеческой жизни и побуждает людей помогать друг другу, «потому что этот мир — это все, что существует, поэтому мы должны максимально использовать его». Лично я не понимаю, как это можно считать соответствующим их предположениям, но мне все равно, потому что я бы предпочел знать атеиста, который заботится о людях, чем того, кто не заботится.

Другой пример — христианское мировоззрение. Ясно, что поведение христиан должно соответствовать учениям Иисуса Христа, иначе их поведение не согласуется с их мировоззрением. Люди, придерживающиеся христианского мировоззрения, должны действовать так, как будто все, что они делают, имеет значение. И, если вы еще немного подумаете об этом, вы, вероятно, придете к выводу, что это нехорошо, что многие христиане не действуют в соответствии с их мировоззрением.

И последний пример: если вы верите в карму, как миллионы, как вы претворяете ее в жизнь в своей жизни? Если вы знаете кого-то, кто страдает, и у вас есть сила помочь ему, разве вы не помогаете ему, потому что считаете страдание его кармой? Или вы им помогаете, потому что это ваша карма? Ответить на этот вопрос непросто (хотя я уверен, что в некоторых мудрых источниках он трактуется должным образом), но это важный вопрос.

Без сомнения, многие люди могли бы лучше объяснить концепцию мировоззрения, но это краткое изложение должно дать вам представление о том, что такое мировоззрение и что оно означает.

Опросник мировоззрения — Институт культурной эволюции

Каково ваше мировоззрение? Пройдите этот 7-минутный тест и выясните, какая «рамка ценностей» лучше всего вас описывает

Ответив на эти 17 вопросов, вы сможете больше узнать о своем собственном мировоззрении, а также о мировоззрении других.В ваших ответах будет указано, какое из четырех основных культурных мировоззрений (определенных ниже) описывает вас лучше всего, а также мировоззрение, которому вы больше всего противостоите.

Чтобы заполнить анкету по мировоззрению и получить конфиденциальные результаты, вы должны согласиться подписаться на рассылку электронной почты Института культурной эволюции. Позже, когда вы получите широковещательное электронное письмо в наш общий список, вы можете безопасно отказаться от подписки. Вот в чем дело.

Пройдите тест

Об опроснике мировоззрения

Этот мировоззренческий тест является в первую очередь детищем интегрального исследователя Анник де Витт.В своем исследовании Де Витт использовала как качественные (интервью), так и количественные методы, в том числе крупномасштабные опросы с репрезентативными выборками граждан в Нидерландах и США. Ее цель при разработке теста состояла в том, чтобы создать эмпирический подход социальных наук к отображению мировоззрений.

Ее исследование подтвердило существование по крайней мере четырех основных мировоззренческих групп в западном мире, которые она описывает как «традиционные», «современные», «постмодернистские» и «интегративные». Существование этих мировоззренческих групп также подтверждается работами в области социологии, истории философии и психологии развития.Эти мировоззренческие группы существенно различаются по своим политическим предпочтениям, своему отношению к изменению климата, устойчивости их образа жизни, а также своим позициям в «горячих» социальных дебатах, таких как роль биотехнологии. Статья, в которой представлены результаты этого исследования, в настоящее время рецензируется в рецензируемом журнале Journal of Environmental Science and Policy .

ICE Caveat : Точная оценка человеческого мировоззрения — сложная задача.По нашему мнению, ни один из различных инструментов тестирования, используемых в настоящее время социологами или специалистами по организационному развитию, не может адекватно и объективно оценить реальное мировоззрение человека. Тем не менее нам нравится анкета Де Витт, и мы хотим поддержать ее работу в этой области. И, по крайней мере, ответы на ее 17 вопросов дают возможность поразмышлять о различных рамках мировоззрения, которые составляют политический спектр в большей части западного мира.

Анник де Витт (тел.D.) является автором, творцом изменений и консультантом в области культурных и внутренних преобразований для глобальной устойчивости. Она широко изучала мировоззрение и культуру и публиковала на эти темы книги, научные журналы и популярную (голландскую) прессу. Для получения общей информации, получения обновлений, а также для вопросов или комментариев посетите ее веб-сайт annickdewitt.com. Для получения дополнительной информации о ее академической работе посетите

Media Worldview Essay Example — 759 Words

Бренди Каин
2 марта 2013 г.
CVW 101
ГРАММ.Malloy

Media Worldview
Я выбрал фильм «Это прекрасная жизнь». Это один из моих любимых фильмов. Я считаю, что это классика, и всем стоит хотя бы раз ее посмотреть.

Фильм основан на жизни Джорджа Бейли. Вы с самого начала знаете, что мировоззрение христианское, потому что оно начинается с того, что все молятся за Джорджа. Джордж — беспокойный человек, переживающий тяжелые времена, и ангел по имени Кларенс Одбоди спускается вниз, чтобы показать ему, какой другой была бы его жизнь, если бы он никогда не родился.Кларенсу нужно спасти Джорджа, чтобы получить свои крылья. Главные ангелы Франклин и Джозеф показывают жизнь Кларенса Джорджа до сих пор.

Джордж живет в Нью-Бедфорде, штат Нью-Йорк. Это небольшой городок, где все знают всех. Отец Джорджа владеет Bailey Building and Loan Association. С тех пор, как Джордж был ребенком, и до его взрослой жизни, Bailey Building and Loan Association находится под угрозой банкротства. Джордж Бейли — это тот человек, который жертвует своими мечтами ради чужих.

Когда Джорджу было 12, он спас своего младшего брата Гарри после того, как тот упал в замерзший пруд. В итоге он потерял сережку, простудившись в ледяной воде. Джордж работал в местной аптеке. Он понял, что аптекарь, мистер Гауэр, только что получил телеграмму, в которой говорилось, что его сын умер. Он был так обезумел, что добавил яд в таблетку, которую предполагалось дать ребенку. Джордж замечает это и не приносит лекарства. Аптекарь настолько зол, что бьет Джорджа в больное ухо.Затем Джордж объясняет мистеру Гауэру, что он совершил ошибку. Мистер Гауэр прощает Джорджа.

После окончания средней школы Джордж переходит на работу в здание Бейли, чтобы сэкономить на поступлении в колледж. На это у него уходит 4 года, и его брат Гарри сейчас заканчивает среднюю школу. Папа Джорджа хотел бы отправить обоих своих сыновей в колледж одновременно. Джордж объясняет, что Гарри может делать то же самое, что и он. Георгий идет праздновать …

Продолжить чтение

Присоединяйтесь к StudyMode, чтобы прочитать полный документ

Пол Дж. Антропологическое понимание того, как меняются люди.Hiebert

  • Домой
  • Мои книги
  • Обзор ▾
    • Рекомендации
    • Choice Awards
    • Жанры
    • Подарки
    • Новые выпуски
    • Списки
    • Изучить
    • Новости и интервью

    Жанры

    • Искусство
    • Биография
    • Бизнес
    • Детский
    • Кристиан
    • Классика
    • Комиксы
    • Поваренные книги
    • Электронные книги
    • Фэнтези
    • Художественная литература
    • Графические романы
    • Историческая фантастика
    • История
    • Музыка ужасов
    • Музыка ужасов
    • Музыка ужасов
    • Тайна
    • Документальная
    • Поэзия
    • Психология
    • Романтика
    • Наука
    • Научная фантастика
    • Самопомощь
    • Спорт
    • Триллер
    • Путешествия
    • Молодежь
    • Еще 089
    • Сообщество ▾
      • Группы
      • Обсуждения
      • Цитаты
      • Спросить автора
    • Войти
    • Присоединиться
    Зарегистрироваться
    • 8
    Посмотреть профиль
  • Друзья
  • Группы
  • Обсуждения
  • Комментарии
  • Задание по чтению
  • Kindle Заметки и основные моменты
  • Цитаты
  • Любимые жанры
  • Рекомендации друзей
  • Настройки учетной записи
  • Помощь
  • Выйти
  • 89
    • Мои книги
    • Обзор ▾
      • Рекомендации
      • Choice Awards
      • Жанры
      • Подарки
      • Новые выпуски
      • Списки
      • Изучить
      • Новости и интервью

      Жанры

      • Бизнес Артография
      • 68
      • Детские
      • Христиан
      • Классика
      • Комиксы
      • Поваренные книги
      • Электронные книги
      • Фэнтези
      • Художественная литература
      • Графические романы
      • Историческая фантастика
      • История
      • Ужасы
      • IIP
      • Просмотры С Zing

        По BIP

        Мы получили много посланий и вопросов, прямо критикующих достоверность Библии.Мы ответим на несколько.

        Вопрос № 1: Ученые, которым выпала редкая возможность изучать Библию, выявили колоссальные 14 800 ошибок и неточностей. Хотя да, Библия логична, ее история чрезвычайно запутанна. Пару лет назад я потратил некоторое время на изучение этой темы и должен признать, что это кроличья нора. Как вы ответите?

        Ответ №1: а) Изучение христианской Библии — не редкая привилегия. Каждый может, должен и должен.Это ЕДИНСТВЕННАЯ книга с правдой.

        б) Расхождения обычно заключаются в правильном переводе слов с древнееврейского и новозаветного греческого языков. См. ПЛОХОЙ ПЕРЕВОД. И весьма сомнительно, что в Библии 14 000 ошибок. Серьезно, почему они не заработали 140 000 или 1 миллион, пока они были на этом? Ученые обычно полны этого, особенно те, кто ненавидит Бога.

        в) Слово Божье — это не кроличья нора. Если так, то потому, что это сделано специально.Это Божий способ подтолкнуть нас исследовать и соединить Его мысли по любому предмету, который исследуется и который разбросан по всей Библии. Хорошая книга может показаться укороченной и загадочной, потому что это духовная книга, которую можно полностью понять только с помощью ее автора, Бога. См. Слово Божье.


        Вопрос № 2: Я прочитал здесь несколько тем и был поражен тем, что кто-то, говорящий с «авторитетом», заявил, что Библия является историческим фактом! Библия иносказательна.

        Фактически, Эдемский сад, великое наводнение и т. Д. — все эти истории были украдены из других культур Ближнего Востока. Мысль о том, что в 21 веке есть люди, воспринимающие эти анекдоты буквально, ошеломляет.

        Библейская легенда — не исторический факт.

        Ответ №2: Нас же совсем не удивляет ваша глупость.

        «Глупец говорит в сердце своем:« Нет Бога »». Псалом 14: 1

        Это единственный способ классифицировать «авторитет», стоящий за такой идиотской теорией.

        Вы ошибочно считаете слово Бога ложным — как будто Бог не может выбрать нескольких человек для написания Своей истории, в то время как простые смертные полагаются на историков в том же самом.

        Следовательно, используя вашу ошеломляющую логику, Христофор Колумб, Иоганн Гутенберг и все другие важные фигуры в истории человечества — не что иное, как выдуманные персонажи, чьи аллегорические истории призваны вдохновлять глупых людей.

        Вау!

        Более того, Библия ничего не украла у других культур.ОНИ СДЕЛАЛИ. Они исполняли пророческие слова Бога. Читайте, когда эхо пророчеств.

        Нелогичный аргумент предвзятого мнения не равен ни истине, ни историческому факту.


        Вопрос № 3: « Иисус ответил ему:« Истинно говорю тебе, сегодня ты будешь со мной в раю »». Луки 23:43

        Существует спор о возможном несоответствии и о том, где должна быть запятая в Его словах.Значение соответственно меняется с «в этот день ты будешь в раю» на «Я говорю тебе в этот день».

        Я не знаю, согласны ли вы с новой интерпретацией, но подумал, что вы могли бы рассмотреть возможность включения ее в один из ваших примеров библейских неправильных переводов.

        Рай, как я читал, был не еврейским, а языческим греческим понятием. Что вы думаете и исследуете этот отрывок?

        Ответ №3: Нет никакого противоречия, и рай — это не языческое понятие.

        а) Будет ли раскаивающийся вор в раю «сегодня» или «когда-нибудь в другой день» — не совсем вопрос, который заслуживает рассмотрения на федеральном уровне. Факт остается фактом: раскаявшийся вор окажется в раю — в тот день или в следующий, особенно когда…

        «У Господа день, как тысяча лет, и тысяча лет как один день». 2 Петра 3: 8

        Однако наша позиция:

        «Истинно говорю вам, сегодня вы будете со мной в раю.”Луки 23:43

        Потому что почему Иисус сказал: «Я говорю тебе сегодня, ты будешь…?» Разве Иисус не знал, что то, что Он говорил, был

        Понимание вашей оценки:

        Определение мировоззрения — Набор убеждений о важных жизненных вопросах. Эти убеждения образуют замкнутую систему правил, управляющих всеми мыслями и действиями. Возможны три мировоззренческие системы, каждая из которых представляет собой исключительную систему правил. Три мировоззрения: натурализм, теизм и монизм.Каждый исключает два других. Приведу для примера три игры, в которых используется мяч: футбол, футбол и баскетбол. У каждого есть набор эксклюзивных правил, которым нужно следовать, чтобы игра работала. Например: человек не может играть в футбол, ловить мяч и бежать, это фол. Также человек не может претендовать на футбольное правило, согласно которому я должен ловить мяч и бежать. Проблема в нашей жизни возникает, когда мы придерживаемся всех трех мировоззрений. Например: я не могу сказать, что Бог существует, а в другой раз сказать, что Бога нет.Поэтому каждое из трех мировоззрений претендует на звание единственной законченной и совершенной системы.

        Типичные баллы в этом опросе. Большинство респондентов набрали около 33% в каждом из трех мировоззрений. Эта комбинация мировоззрений обычно усваивается по умолчанию, мы просто выросли в этой системе и приняли ее. Лишь малая часть нашего мировоззрения сформирована намеренно, я потратил время на поиск истины и принятие обоснованного решения по одной конкретной теме.Решение этой проблемы состоит в том, чтобы изменить так, чтобы все убеждения на 100% принадлежали к одному и тому же мировоззрению.

        Три мировоззрения

        Верования натурализма (атеизм) Вся вселенная находится внутри коробки. Ничего не существует за пределами коробки.

        • • Существует только природа — Бога не может существовать.
        • • Природа вечна — природа не зависит ни от чего другого в своем существовании.
        • • Природа абсолютна однородна — Чудеса невозможны.
        • • Человечество — это физическое существо, которое является результатом только эволюционных сил.
        • • Природа детерминирована — у людей нет абсолютно никакой свободы воли.
        • • Природа материалистична. Все мысли, надежды, чувства либо материальны, либо сводимы или объяснимы в терминах материальных вещей или вызваны чем-то материальным.
        • • Природа — это самообъясняющая система. Все можно объяснить в рамках естественного порядка.

        Убеждения теизма Вся вселенная включает в себя мир природы и отдельный и отличный сверхъестественный мир; они действительно пересекаются.

        • • Конечная реальность — это вечный и бесконечный Бог. (Христиане добавили бы, что Бог — личность)
        • • Вселенная была создана Богом из ничего и одновременно материальна и нематериальна.
        • • Человечество было создано Богом по Его образу и одновременно материально и нематериально.

        Верования монизма Все во вселенной есть Бог

        • • Абсолютная реальность духовна или нематериальна и обычно характеризуется как безличная и недифференцированная.
        • • Вселенная — это эманация духовного, и мне кажется, что она менее реальна (иллюзорна).
        • • Человечество по своей природе идентично природе высшей реальности.

        Как читать вашу оценку:

        Мировоззрение делится на пять основных категорий мысли. На ответы в каждой категории влияет ваша основная вера в натурализм, теизм или монизм. Во-первых, опрос дает вам общую сводную оценку, отражающую ваше доминирующее мировоззрение. Во-вторых, он дает вам результаты в каждой из пяти категорий, чтобы увидеть, какое мировоззрение является доминирующим для этой категории.

        Как выбрать себе мировоззрение:

        После того, как вы посмотрели свой результат и прежде чем приступить к процессу отбора, позвольте мне прокомментировать, что часто люди говорят, что верят и следуют одному из трех мировоззрений, но в реальной повседневной жизни они проживают части всех трех мировоззрения. Помните, что цель состоит в том, чтобы объединить все ваши убеждения в единое мировоззрение. Приступим:

        • • Еще ​​раз прочтите приведенные выше утверждения, которые объясняют три мировоззрения.Выберите то мировоззрение, которое вы хотите, чтобы 100% времени в любой жизненной ситуации представляли вас. (помните, это закрытая система)
        • • Теперь, когда вы выбрали мировоззрение, которое будет представлять вас, вернитесь к каждому вопросу, где вы выбрали ответ за пределами выбранного вами мировоззрения, и спросите себя: «Почему я выбрал этот ответ вместо того мировоззрения, которое хочу представлять меня» .
        • • Работайте над каждым вопросом, пока не решите проблему, не решите или не выберете иное мировоззрение, отражающее реальную жизнь.
        • • Если вам трудно получить все ответы в рамках одного мировоззрения, и вы чувствуете себя застрявшим, то посмотрите раздел ниже о том, как проверить точность мировоззрения.
        • • Все еще застрял, свяжитесь со мной, и я помогу прояснить примеры [email protected].

        Для проверки мировоззрения необходимы три критерия.

        Логическая последовательность: Истинное мировоззрение не противоречит самому себе.

        Факты: Истинное мировоззрение соответствует фактам.

        Жизнеспособность: Истинное мировоззрение — это такое мировоззрение, которое можно последовательно воплощать в повседневной жизни.

        Натурализм (бога не существует, самый атлетичный)

        Логическая последовательность. Для натуралиста непоследовательно утверждать, что натурализм истинен. Поскольку существует только материя, нельзя также утверждать как факт, что Бог не может существовать вне рамок материи. Абсолютной правды не существует.

        Факты — Существует только материя (энергия), поэтому материя существовала всегда. У астрономов есть свидетельства «Большого взрыва», что у Вселенной было начало. Второй закон термодинамики гласит, что Вселенная возникла в точный момент времени, иначе вся энергия давно бы рассеялась.Проще говоря, бесконечное количество времени уже бы длилось дольше конечного.

        Жизнеспособность — Большинство людей придают уникальную ценность человеческой жизни — по крайней мере, своей собственной человеческой жизни. (Я ценю свою жизнь выше жизни животного) Натурализм не делает различий между жизнью. Люди — всего лишь продвинутые животные. Люди выносят моральные суждения, основанные вне себя и своей культуры. Однако естественное мировоззрение не дает такой объективной моральной нормы.

        Монизм (Все есть Бог по существу)

        Логическая последовательность — Монизм утверждает, что вера в абсолютную реальность вне всяких различий.Другими словами, абсолютной истины нет. Зачем? Потому что истина подразумевает различие между истиной и неправдой. Монизм не делает никаких различий, поэтому принимает все концепции истины. Проблема Monist, утверждающая, что абсолютной истины не существует, сама по себе является абсолютным заявлением, которое самооправданно. Это логическая несостоятельность.

        Фактичность — Монизм утверждает, что абсолютная реальность без реальности, без дифференциации или разделения. Таким образом, это не форма разума, потому что разум различает вещи.Он терпит неудачу в качестве Первопричины для реальности, которая проявляет различия, и для человечества, которое демонстрирует разум.

        Жизнеспособность — Большинство монашеских мировоззрений говорят, что нужно действовать ненасильственно по отношению ко всему живому, как растительному, так и животному. Нельзя делать это и при этом есть пищу.

        Теизм (Бог существует и создал вселенную, но отличен от вселенной. Христианская точка зрения утверждает, что Бог участвует в делах человечества)

        Логическая последовательность — Люди живут с осознанием того, что у них есть ценность, цель и что мораль имеет значение.Эти концепции можно найти только в личном Боге-творце, который создал нас для общения с Ним, и что он Святой, обеспечивая абсолютные моральные стандарты.

        Факты — Вселенная имела начало, в том числе явное соизволение. Каждое следствие требует достаточной причины, и Бог соответствует этому требованию.

        Жизнеспособность — Поскольку мы созданы по образу личного Бога, для нас естественно жить в соответствии с пониманием того, что все люди имеют высшую ценность и что моральное значение исходит из абсолютного совершенного стандарта.