Содержание

Общественная мораль, нравственность и экономика

«Две науки точные: математика и нравственное учение. Точны и несомненны эти науки потому, что у всех людей один и тот же разум, воспринимающий математику, и одна и та же духовная природа, воспринимающая (учение о жизни) нравственное учение. Разумное и нравственное всегда совпадают»
Л.Н.Толстой


Откровенно говоря, предложение Ирины Корольковой, директора НИИ экономики и развития города, продолжить дискуссию на тему общественной морали обрадовало. Ведь далеко не каждый экономист сегодня связывает в единое целое понятия «мораль», «нравственность», «культура» и «экономика» в единое целое. А ведь, именно такой подход, если хорошенько поразмыслить, является самым разумным, когда речь идет об общественном развитии. Своими размышлениями об этих, столь важных для нас, понятиях поделилась с нами Ирина Михайловна. А начали мы разговор с экономики.

— Мне довелось принимать участие в разработке концепции устойчивого развития Севастополя до 2010 года. В то время, на пике кризиса в 1999 году удалось вокруг этой идеи объединить общественность, власть, бизнес, науку. И вот тогда родилась модель экономики города, как регулируемой рыночной экономики социально-нравственной направленности. Такой подход к организации экономики позволяет понимать развитие общества как движение вверх по лестнице общечеловеческих ценностей.

— Ирина Михайловна, в мире существует множество типов, моделей различных экономических систем, в том числе и с национальным уклоном – американская, японская, шведская… Что их отличает от нашей?

— Возьмите, к примеру, шведскую модель. Да, с точки зрения социальных гарантий, там все хорошо. Но, посмотрите, сколько в том обществе происходит самоубийств, насколько процветают проституция и наркомания! Разве эту модель можно назвать регулятором устойчивого развития? Или возьмем экологическую составляющую. Она тоже не является регулятором, и в этой области можно найти немало ярких фактов, когда все продается и покупается. А разве право является регулятором? Практика показывает, что и это не так. Остается одно – нравственность. Только изнутри человек может регулировать собственные поступки, мотивируя их определенными принципами. Хорошо, если эти принципы нравственны…

— И в советское время, и сейчас доминирует следующая идеология: мол, только решение экономических проблем, может позволить всерьез задуматься о культуре. Отсюда – по сей день остаточный принцип по отношению к культуре.

— В этом значении экономика понимается как хрематистика – наука о получении и максимизации прибыли, которая является целью, верой и мерой большинства населения планеты. Но, как известно, были и есть люди, в том числе и ученые с мировым именем, которые неустанно хотели и хотят сломать эти представления. В частности, академиком Дмитрием Лихачевым был сформулировано определение места и роли культуры в жизни общества. В его представлении культура является главным смыслом и глобальной ценностью существования, как народов, малых этносов, так и государства в целом. Вне культуры самостоятельное существование их лишается смысла.
Рассмотрим экономику, как способ ведения хозяйства, построенный на любви к ближнему, к окружающему миру, на определенном культурном укладе и традициях народа, включающая в себя бережливость, соизмерение затрат и результатов своего труда.

Культура, заложенная поколениями, уходящая корнями в века, и представляет собой основу устойчивости любых общественных систем, меру правильности принимаемых решений, поскольку в традициях народов кристаллизуются высокие истинные знания, прошедшие проверку временем. Безусловно, культура включает в себя и этику. Это фундамент, без которого невозможно устойчивое развитие человеческого сообщества.

 — Ну, хорошо, а что означает устойчивое развитие общества?

— Это концепция, основанная на принципах взаимодействия общества и природы, предусматривающая гармонизацию экономического, социального, культурного развития при сохранении окружающей среды. Устойчивое развитие – это такое развитие общества, которое удовлетворяет потребности нынешних поколений и не ставит под угрозу существование последующих поколений. Это развитие без разрушительных кризисов, отбрасывающих общество назад. «Эпоха перемен – наше сегодняшнее состояние. Для того, чтобы перемены были к лучшему, мы должны осознать, а потом выбрать верный вектор развития с точки зрения отечественной культуры, а не брать за основу навязанные извне, чуждые нашей ментальности модели развития.

— Вы сказали, что человек сам должен регулировать собственные поступки…

— Да, когда он поймет меру потребности и меру ответственности. Для этого и существуют нравственные принципы и одна из их составляющих — совесть.

Сейчас многие сетуют на то, что законы в нашем обществе не исполняются. Может, все дело в безнравственности тех, кто их нарушает, кто не контролирует их соблюдение и т.д.?

— Попробую дать пояснение, как преподаватель экономической теории. Законы бывают разные. Есть всеобщие, им подчиняется все мироздание. Это законы природы, законы нашей жизни. К сожалению, на них не всегда мы обращаем внимание. Экономические законы также носят объективный характер. Как бы их не пытались коверкать, они накажут, если их не будешь соблюдать. Они, кстати, подсмотрены у природы. А вот законы права субъективны и они должны писаться как нормы морали, поведения людей на основе объективных законов. А если отношения в обществе выстраиваются не на этой, объективной, основе, тогда и происходят разрывы в социальных отношениях.

— Тогда объяснение таких «разрывов» кроется в общественной морали, то есть обусловливается теми нормами поведения, которыми руководствуется общество при выборе пути своего развития. Каковой, на ваш взгляд как экономиста, должна быть общественная мораль? И что первично, мораль или нравственность?

— Я уже много лет работаю над темой «Механизм управления устойчивым развитием хозяйственных систем». Эта работа привела меня к мысли, что проблемы частные не решишь, не выйдя на уровень целостности восприятия окружающей действительности.

Один из основных вопросов этической теории — как и почему возникли понятия морали и нравственности? – волнует человечество с давних времен. Мыслители Древней Греции, эпохи Возрождения, а позднее – Европы, Азии размышляли, дано ли это свыше, или же эти понятия возникли в результате биологической и социальной эволюции человека, как необходимость человеческого обще¬жития. И потому закреплялись нравы и обычаи, признанные полезными для жизни целого племени, общества, государства вначале религией, а затем и общественной моралью, так как ими обуздывались эгоистические инстинк¬ты и порывы отдельных людей. Вспомним, что «наибольшее счастье общества» ставилось основой нравственности еще на заре человечества. Этот принцип и есть первая основа всякой этики. Он был закреплен в народных сказках и эпосах и в дальнейшем получил развитие в теориях мыслителей всех веков и народов.

Кстати, мощное движение, экономическое по существу, но, в сущности, глубоко этическое, началось в первой половине XIX века под названием фурьеризма, оуэнизма, сен-симонизма и несколько позднее — интернационального социализма и анар¬хизма. «Есть, однако, одна добродетель, — писал известный экономист Адам Смит, поставивший этику на реальную почву, — которой общие правила с полной точностью определяют каждый внешний поступок. Эта добродетель – справедливость».

А Петр Кропоткин, анализируя историю этики, в начале прошлого века обобщил мысли великих людей следующим образом: «Взаимопомощь, Справедливость, Нравственность — таковы последовательные шаги восходящего ряда настроений, которые мы познаем при изучении животного мира и человека. Они представляют органическую необходимость, несущую в самой себе свое оправдание, подтверждаемую всем развитием животного мира, начиная с первых его ступеней (в виде колоний простейших животных) и постепенно поднимаясь до высших человеческих обществ. Говоря образным языком, мы имеем здесь всеобщий, мировой закон органической эволюции, вследствие чего чувства Взаимопомощи, Справедливости и Нравственности глубоко заложены в человеке со всею силою прирожденных инстинктов; причем первый из них, инстинкт Взаимной помощи, очевидно, сильнее всех, а третий, развившийся позднее первых двух, является непостоянным чувством и считается наименее обязательным.

Подобно потребности в пище, убежище и сне, эти три инстинкта представляют инстинкты самосохранения. Конечно, по временам они могут ослабевать под влиянием некоторых условий, и мы знаем много случаев, где в силу той или другой причины происходит ослабление этих инстинктов в той или другой группе животных или в том или другом человеческом обществе. Но тогда эта группа неизбежно терпит поражение в борьбе за существование: она идет к упадку. И если эта группа не вернется к условиям, необходимым для выживания и прогрессивного развития, т.е. к Взаимопомощи, Справедливости и Нравственности, она, будь это племя или вид, вымирает и исчезает. Раз она не выполнила необходимого условия прогрессивного развития, она неизбежно идет к упадку и исчезновению. Таково твердое основание, даваемое нам наукой для выработки новой системы этики и ее оправдания».

— Одним словом, причины того, что нравственные побуждения должны брать верх над безнравственными кроются в инстинкте самосохранения? Испокон веков люди разными способами уничтожали друг друга, сейчас есть возможность вообще стереть человечество с лица земли. Действительно, вся история человечества свидетельствует, что если бы люди руководствовались одними соображениями выгоды лично для себя, то никакая общественная жизнь не была бы возможна.

— И одновременно вся история человечества говорит, что именно безнравственность рождает неуемные вожделения и страсти, которые толкают некоторых людей на деяния, заставляющие мир содрогнутся. Прибегая к софистике, эти люди, оправдывают свои действия соображениями материальной выгоды для собственного народа. Вспомните, истоки второй мировой войны, доктрину Бжезинского. С образованием больших государств, быстрым развитием промышленности, банкового дела все больше обостряется борьба за владычество одних народов над другими, из-за чего непрерывно ведутся кровопролитные войны. И вопросы о государственной власти, собственности, правах народа давно являются злободневными вопросами. От их решения в том или другом направлении неизбежно зависит и решение нравственных вопросов. Мораль всякого общества бывает отражением установившихся в нем форм общественной жизни.

Ирина Михайловна, мы с вами оперируем понятиями «этика», «мораль», «нравственность» и можем запутать наших читателей. Например, в советских словарях есть определение морали, а когда мы пытаемся найти определение нравственности, то натыкаемся на следующую фразу: «См. мораль». Полагаю, что в то время было не выгодно подчеркивать индивидуальность человека, во главу угла ставилось общественное сознание.

— Слова «нравственность», «мораль», «этика» близки по смыслу. Но возникли они в трех разных языках. Слово «этика» происходит от греч. ethos — нрав, характер, обычай. Его ввел в обиход 2300 лет назад Аристотель, который назвал «этическими» добродетели или достоинства человека, проявляющиеся в его поведений, — такие качества, как мужество, благоразумие, честность, а «этикой» — науку об этих качествах. Мораль (лат.moralis – касающийся нравов). Цицерон, следуя примеру Аристотеля, образовал от него слова moralis — моральный и moralitas — мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика. А «нравственность» — русское слово. Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним. Со временем эти слова приобрели смысловые оттенки, отличающие их друг от друга.

Безусловно, понятие «нравственность» отличается от понятия «мораль». По определению, мораль — это совокупность установившихся в данном обществе неписаных норм поведения, которые регулируют отношения между людьми. «Общественная мораль» — мораль, принятая тем или иным обществом, как правило, она укладывается в рамки определенной культуры или исторического периода, иногда даже для социальной или религиозной группы, хотя разные моральные системы могут быть в определенной степени схожи. Моральную оценку всегда осуществляют посторонние люди.

Ну, да. Как заметил английский писатель Джером К. Джером, «самый тяжёлый груз — это мысль о том, что скажут о нас люди». И действительно, в разных обществах, в различных эпохах нормы морали могут быть совершенно разными. Вспомним знаменитого английского писателя Оскара Уайльда, который по обвинению в пороке был заключен в тюрьму. Сегодня открыто демонстрируют берлинские «парады любви», а в некоторых странах узаконены однополые браки.

— В отличие от морали нравственность предполагает наличие у человека внутреннего нравственного регулятора. Можно, таким образом, утверждать, что нравственность — это личная мораль, самооценка. В качестве иллюстрации можно привести такой пример. Немцы в шутку признают «11 заповедь», которая сводится примерно к следующему: «Старайся, чтобы тебя не поймали», то есть нарушай десять предыдущих заповедей, но держи это в тайне. Для человека, просто придерживающегося определенных норм поведения в обществе, это допустимо. Для нравственного – никогда.

— То есть мораль в какой-то степени формальна. Не случайно же существует понятие «двойная мораль». А нравственность только одна: либо она есть, либо ее нет. И опять-таки не случайно люди с особой почтительностью относятся к тем, кто выделяется высокой нравственностью. Сегодня Сократа называют «гением нравственности», современники же его казнили. Вот уж воистину – нет пророка в своем отечестве. К таким гениям можно отнести и Андрея Сахарова и многих других, кто не на йоту не изменил своим нравственным убеждениям. И противоположный пример из нашей жизни. Буквально на той неделе в одном серьезном учреждении прошла выставка, посвященная голодомору. Ее организаторы выдали фотографии голода в Поволжье 1921 года и фотографии известных американских фотохудожников, запечатлевших своих граждан во время великой депрессии 1935-1936 годов за голод в Украине. Наверное, если бы эти люди были знакомы с понятием совести, они бы не занимались подтасовкой, фальсификацией исторических фактов.

— А вы знаете, Кант говорил, что нравственность выше морали. Наверное, потому, что мораль – дело совести, а совесть – категория нравственная. Кстати, он же полагал, у человека имеются врожденные представления о добре и зле. Вряд ли это так на самом деле. Моральные и нравственные установки приобретаются в процессе воспитания. Поэтому детей нужно учить нравственности так же, как мы учим их всему остальному. И это обучение требует постоянного внимания и совершенствования.

Нравственные ценности – это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными их них считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связаны с верой. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Эти ценности выступают как этические идеалы, к которым нужно стремиться.

Моральные регулятивы в идеале должны быть ориентированы на нравственные ценности.

Нравственность как ценностная структура сознания — понятие более тонкое, чем мораль, связанное не только с системой поведенческих норм, но и с духовным миром человека, его ориентацией на внутренние ценности. Поэтому обсуждение вопросов экологии, технологий, экономики неизбежно приведет к проблемам эволюции внутреннего мира человека. Необходимо найти способы такого воздействия на него, чтобы внутренний духовный мир человека превратился в его основную ценность. В этом и лежит ключ к самому главному — сохранению вида homo sapiens.

— А начать надо с самого себя, не так ли?
Татьяна Сандулова

Материал был опубликован в «Севастопольских известиях» в 2009 году.

Классный час «Мораль и нравственность. Нравственные категории» (8 класс)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка классного часа

тема: «Мораль и нравственность. Нравственные категории»

 

 

для 8 класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вид занятия: классный час

Класс:

Тема: «Мораль и нравственность.

Нравственные категории»

 

Цель: рассмотреть содержание понятий «мораль» и «нравственность», формировать представление о нормах морали и нравственности в жизни человека.

 

Задачи

Образовательные:

— рассмотреть содержание понятий «мораль», «нравственность», «нравственные категории», «золотое правило нравственности»;

— подвести учащихся к осознанию важности соблюдения моральных норм и правил.

Воспитательные:

мотивировать на совершение нравственных поступков;

воспитывать уважение к моральным нормам в обществе.

воспитывать коммуникативную компетентность учащихся.

Развивающие:

— развивать умение анализировать конкретные ситуации с позиций норм морали;

— развивать умение аргументировать свою точку зрения, рассуждать, делать выводы;

— развивать речь, внимание, память;

— развивать самостоятельность, познавательную активность, навык работать в группе.

 

Методы и приемы: аналитическая беседа; работа с толковым словарем; групповая работа с «Кейсами» (разбор сущности нравственных понятий, выступление учащихся по проблемным вопросам), индивидуальная работа (анализ ситуаций с позиций норм марали и нравственности).

 

Оборудование: компьютер; проектор с экраном; мультимедийная презентация; распечатки (толковый словарь, «Кейсы»).

 

Ход классного часа

«Мораль и нравственность. Нравственные категории» (8 класс)

 

1. Организационный момент

Слайд 1

Добрый день, ребята! Сегодня у нас открытый классный час.

Наша гостья _______________________________________________________.

Давайте, сконцентрируемся и проведем наше занятие с пользой и в позитивной обстановке.

 

2. Определение темы, цели и задач

Слайд 2

Чтобы начать заниматься, нам необходимо определить тему нашего урока. Ребята, посмотрите отрывок из мультфильма. Во время просмотра вспомните название литературного жанра произведения, по которому поставлен мультфильм, его название и автора.

 

Слайд 3 (видео – отрывок басни)

Как называется литературный жанр произведения? (ответы учащихся: басня)

Как называется произведение и кто автор? (ответы учащихся: «Свинья под дубом», Иван Крылов)

Хорошо, ребята. Кто главный герой басни? Как он себя ведёт?

(ответы учащихся)

Как называется в басне поучительный вывод? (ответы учащихся: Мораль)

Какова мораль этой басни? (ответы учащихся: Свинья ведёт себя глупо и т.п. Она неблагодарная и т.д. Живет за счет другого и т.д.)

 

Послушайте стихотворение Екатерины Каргановой «Кого я уважаю». Во время прослушивания подумайте, о каких качествах говорится в этом стихотворении?

Слайд 4 (стихотворение)

Я уважаю муравья

За то, что он трудолюбивый.

Я уважаю соловья

За песен звонких переливы.

Я уважаю снегирей

И дятлов тоже уважаю

За то, что родины своей

Они в мороз не покидают.

Еще я уважаю снег

За то, что он весной растает.

Я очень уважаю тех,

Кто никого не обижает.

 

Ребята, о каких качествах говорится в стихотворении? (ответы учащихся: трудолюбие, патриотизм, доброта, красота, любовь к природе и т.д.)

Эти качества к каким принципам можно отнести? (ответы учащихся: к принципам нравственности)

Объединив главное из просмотра мультфильма и прослушивания отрывка из стихотворения, скажите: «О чем сегодня мы с вами будем говорить на занятие?

(ответы учащихся)

Правильно, ребята, сегодня мы поговорим о морали и нравственности, о нравственных категориях.

Слайд 5 (тема классного часа)

 

Ребята, какова же цель и задачи сегодняшнего занятия, исходя из его названия? (ответы учащихся).

Цель и задачи: Мы должны выяснить, что такое мораль и нравственность? Какие существуют нравственные категории? Есть ли различия между понятиями «мораль» и «нравственность»? Как мы понимаем, какие поступки людей хорошие, положительные, а какие нет? В праве ли каждый человек поступать так, как ему вздумается? Ребята, запомните задачи классного часа. По окончании занятия мы к ним вернемся.

 

3. Работа по теме классного часа

Начнем наше знакомство (или повторение) с понятиями. На парте у вас лежат распечатки из толковых словарей, подготовьтесь (выберите) и прочитайте определения понятий «мораль» и «нравственность» (учащиеся работают со словарем, читают вслух)     (Приложение 1)

Слайд 6 (определения)

 

Вы задумывались над тем, для чего человек приходит в этот мир, что он должен в нем сделать. Ответы на этот вопрос можно назвать поисками смысла жизни.

Ребята, что такое смысл жизни? (ответы учащихся) Смысл жизни – это представление каждого отдельного человека о его месте в обществе, его целях и задачах, его предназначении на Земле.

А что такое мораль в жизни? (ответы учащихся) Это правила, которые регулируют поведение человека, его отношение к другим людям, самому себе, а также к окружающей среде. Благодаря этим правила человек осуществляет дела, которые и являются смыслом его жизни.

 

Слайд 7

За выполнением нравственных норм – норм морали следит сам человек, его совесть. Поэтому быть добрым, честным, справедливым – это выбор самого человека. Так же в его выборе совершать и безнравственные поступки.

 

Слайд 8

Нравственные категории – это нравственные нормы, нравственные ценности, качества, принципы и идеалы.

Выделяют два вида нравственных категорий: позитивные и негативные.

 

Ребята, перед вами на столе лежат кейсы. Работа будет производиться в группе. Вам необходимо изучить и обсудить этот материал, чтобы ответить на поставленные вопросы и заполнить сравнительную таблицу (групповая самостоятельная работа учащихся) (Приложение 2)

Ребята, кто будет выступать? Отвечаем на вопросы, объясняем заполнение таблицы (ответы учащихся).

Молодцы хорошо поработали.

 

Ребята, а чем же различаются понятия мораль и нравственность? (ответы учащихся)

Мораль и нравственность – понятия-синонимы.

Слайд 9 (отличие)

Мораль – это категория общественная, а Нравственность – степень личного освоения норм морали и понимания категорий добра и зла, «хорошо» и «плохо».

 

Ребята, давайте разберём и обсудим несколько ситуаций из жизни, для решения которых используются понятия морали и нравственности.

Слайд 10

1. Сергей вернулся домой из школы. Сегодня у него было 6 уроков, по дороге домой он зашел к товарищу сыграть в компьютерную приставку и успел погонять со знакомыми ребятами в футбол. Сразу после Сергея домой с работы вернулась его мама, у неё в руках были тяжёлыми сумками. Зайдя в квартиру, мама обнаружила немытую посуду, в комнате разбросанные вещи, и сына лежащего на диване с телефоном.

Как вы думаете, что происходило дальше? Конфликт между Серёжей и мамой неизбежен? Как может поступить мама? Как должен вести себя сын? (ответы учащихся)

Слайд 11

2. Продолжим рассматривать ситуации. Сергей гуляет во дворе. Несколько ребят начинают «на пустом месте» задирать подростка, который слабее и не может постоять за себя.

В каких направлениях может развиться ситуация? Как поступить Сергею? А если это был бы друг Сергея? (ответы учащихся)

Слайд 12

3. Сергей шёл домой из магазина. Видит, что на тротуаре лежит неопрятно одетый мужчина. Человек не двигается, не понятно, что с ним. Как может поступить мальчик? Как, по вашему мнению, он должен поступить? (ответы учащихся)

Слайд 13

4. В класс, где учится Серёжа, пришел новенький мальчик. Прошла неделя, Серёжа с мальчиком подружилися. В классе прошёл слух, что новенький ябедничает на ребят классному руководителю. Весь класс ополчился на мальчика, а Серёжа знал, что это не правда. Как дальше может развиваться ситуация? (ответы учащихся)

Слайд 14

5. У Серёжи день рождения. Мама разрезала праздничный торт, но не все кусочки были одинакового размера. Уходя на кухню, мама предложила Серёже разложить куски торта на тарелки для себя, своего младшего брата и родителям. Как будет развиваться ситуация? (ответы учащихся)

Хорошо, ребята.

 

Я думая, что вы уже поняли, что между нравственными категориями — противоположностями идет постоянная борьба. И мы должны быть всегда к этому готовы. Поэтому надо сориентировать себя на нахождение «золотой середины»: уметь не ожесточаясь, не унижая других, противостоять негативному, сохраняя при этом верность высоким идеалам.

В данном случае такой «золотой серединой» является «Золотое правило нравственности». Ребята, вы слышали о нем? В чём его смысл? (ответы учащихся)

Золотое правило нравственности издревле известно в религиозных и философских учениях Востока и Запада, оно лежит в основе многих мировых религий.

Слайд 15 (в иудаизме)

В Пятикнижии: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Эту заповедь иудейские мудрецы считают основной заповедью иудаизма.

 

Слайд 16 (в христианстве)

В Новом Завете эта заповедь неоднократно повторялась Иисусом Христом: «И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки».

 

Слайд 17 (в мусульманстве)

В Коране золотое правило не встречается, но оно есть одновременно в положительной и негативной трактовке в «Сунне» как одно из изречений Мухаммеда. Пророк так учил высшему принципу веры: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе»

 

Слайд 18 («Золотое правило нравственности»)

Ребята, в чем суть правила? (ответы учащихся: то, как мы относимся к другим, вернется к нам тем же)

 

Сейчас предлагаю вам посмотреть притчу «Всё оставляет свой след». Во время просмотра подумайте: «Что может произойти, если не соблюдать моральные нормы? А что вы отнесли бы к безнравственным поступкам?»

Слайд 19 (видео — притча)

Вы внимательно смотрели эту поучительную историю, давайте рассуждать.

О ком притча?

Зачем старик велел забивать, а затем вытаскивать гвозди?

Какие моральные нормы были нарушены юношей?

Почему необходимо соблюдать моральные нормы?

А что может произойти, если не соблюдать моральные нормы?

В вашей жизни были похожие случаи?

(ответы учащихся: притча о том, что нужно уметь себя сдерживать, работать над собой; нельзя обижать людей; нужно уважительно относиться к другим людям и т.п.)

 

Ребята, давайте вспомним и перечислим нормы нравственности (ответы учащихся: уважать других людей, быть честным, правдивым, порядочным, быть вежливым, аккуратным человеком, уважать чужое время, проявлять уважение к людям старшего поколения, родителям и друзьям, уважать людей других национальностей, терпимо и уважительно относиться к их обычаям и правилам общения и т.п.)

Слайд 12 (нормы нравственности)

 

Подводя итог всему, о чём сегодня рассуждали, хотелось бы вам сказать – большое начинается с малого. Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором: дома, в стенах школы, наедине с собой. И мы порой даже сами не замечаем, как делаем этот выбор. Можно сделать вид, что не заметил тяжелую сумку в маминых руках. Можно позволить себе взять самый большой кусок торта, первым втиснуться в автобус, подставить подножку бегущему первокласснику, посчитав это весёлым, швырнуть камень в бродячую собаку или котенка, прочитать чужое письмо, не вступиться за товарища и спрятаться за чужую спину. А можно, даже в ущерб себе, поступить честно. Позволяя себе мелкую ложь, маленькое предательство, грубость, лесть, малодушие, оправдывая свои неблагоприятные поступки, мы идем на сделку со своей совестью, разрушаем свою личность.

 

4. Рефлексия (подведение итогов классного часа)

Ребята, как прошло занятие? Достигли мы цели и задач, которые установили в начале урока? Вы узнали что-то новое? Вас что-то заинтересовало?

Ребята посмотрите на слайд, оцените наше занятие и свою работу.

 

Слайд 14 (смайлики)

Зеленый смайлик: Я активно участвовал, мне было интересно; размышлял и высказывался по предложенными ситуациям, получил возможность сделать выводы о нравственности или безнравственности поступков людей.

Жёлтый смайлик: Я слушал, но не проявил себя в полную силу, понимал о нравственных причинах поведения людей, сам для себя сделал выводы о нормах поведения.

Красный смайлик: Мне было не очень интересно; не вижу смысла разбирать ситуации, искать причины поведения людей и о них высказываться.

 

Спасибо за внимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Толковый словарь Ожегова

 

МОРАЛЬ

 

Мораль, и, ж.

1. Нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность. Общечеловеческая мораль. Человек высокой морали.

2. Логический, поучительный вывод из чего-нибудь. Отсюда мораль: так поступать не годится. Мораль басни.

3. Нравоучение, наставление (разг.). Читать мораль кому-нибудь. | прил. моральный, ая, ое (к 1 знач.).

 

Толковый словарь Ушакова

 

МОРАЛЬ

МОРАЛЬ, морали, мн. нет, жен. (от лат. moralis — нравственный).

1. Нравственное учение, свод правил нравственности, этики (книж.). «Надо, чтобы всё дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали.» Ленин. Буржуазная мораль. Принципы морали. | Нравственность, поведение с точки зрения правил нравственности. Человек невысокой морали.

2. Нравственный вывод из чего-нибудь, нравственный урок. «Мораль сей басни такова.» Крылов. Отсюда мораль: никакой пощады врагу! Прописная мораль (см. прописной). Толковый словарь русского языка Ушакова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Толковый словарь Ожегова

 

НРАВСТВЕННОСТЬ

 

Нравственность, и, ж.

Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности. | прил. нравственный, ая, ое. Н. кодекс человека. Толковый словарь Ожегова и Шведовой

 

Толковый словарь Ушакова

 

НРАВСТВЕННОСТЬ

 

Нравственность, нравственности, мн. нет, жен. (книж. ).

1. Совокупность норм, определяющих поведение человека. «В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укреплепие и завершение коммунизма.» Ленин.

2. Самое поведение человека. Человек высокой нравственности.

3. Моральные свойства. Нравственность его побуждений внушает сомнения (т.е. сомнительно, нравственны ли его побуждения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Группа 1 разъясняет сущность понятий ДОБРО и ЗЛО.

КЕЙС для ГРУППЫ №1.

1. Работа с текстом «Что люди называют добром». Прочтите и ответьте на вопросы.

И. Г. Чернышевский (1828—1889) русский мыслитель, литературный критик, публицист.

Очень давно было замечено, что различные люди в одном обществе называют добрым, хорошим вещи совершенно различные, даже противоположные. Если, например, кто-нибудь отказывает свое наследство посторонним людям, эти люди находят его поступок добрым, а родственники, потерявшие наследство, очень дурным. Такая же разница между понятиями о добре в разных обществах и в разные эпохи в одном обществе. Из этого очень долго выводилось заключение, что понятие добра, не имеет в себе ничего постоянного, самостоятельного, подлежащего общему определению, а есть понятие чисто условное, зависящее от мнений, от произвола людей. Но, точнее всматриваясь в отношения поступков, называемых добрыми, к тем людям, которые дают им такое название, мы находим, что всегда есть в этом отношении одна общая непременная черта, от которой и происходит причисление поступка к разряду добрых. Почему посторонние люди, получившие наследство, называют добрым делом акт, давший им это имущество? Потому, что этот акт был для них полезен. Напротив, он был вреден родственникам завещателя, лишенным наследства, потому они называют его дурным делом… Отдельный человек называет добрыми поступками те дела других людей, которые полезны для него; в мнении общества добром признается то, что полезно для всего общества или для большинства его членов; наконец, люди вообще без различия наций и сословий называют добром то, что полезно для человека вообще.

Чернышевский Н. Г. Антропологический принцип в философии//Антология мировой философии. — М., 1972.—Т. 4.—С. 241—242.

Вопросы:

1. Что, по мнению Чернышевского, позволяет причислять поступки к разряду добрых?

2. Считаете ли вы, что один и тот же поступок можно охарактеризовать как добрый и злой?

3. Почему понятия добра и зла не могут быть постоянными во все времена?

Заполнить сравнительную таблицу.

 

Позитивные качества

Негативные качества

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Группа 2 разъясняет сущность СТЫДА и СОВЕСТИ.

КЕЙС для ГРУППЫ №2.

1. Работа с текстом «Что значит «поступать по совести?». Прочтите и ответьте на вопросы.

Э. Фромм (1900—1980) — немецкий социальный психолог, психоаналитик, врач и социолог

Нет более гордого заявления, чем сказать: «Я буду поступать по совести». На протяжении всей истории люди всегда отстаивали принципы справедливости, любви и правды в противовес всякому давлению, оказывавшемуся с целью заставить людей отказаться от того, что они знали и во что верили. <…> Сократ предпочел смерть, но не поступился совестью, пойдя на компромисс с истиной. Если бы не совесть, человечество давно увязло в болоте на своем полном опасностей пути.

Этим людям прямо противоположны другие, которые, однако, уверяют, будто мотивом их поступков тоже является их совесть: инквизиторы, сжигавшие людей заживо на кострах именем своей совести; завоеватели, требующие действовать от имени их совести, тогда как превыше всех соображений ставят жажду власти. Поистине нет ни одного жестокого или равнодушного поступка, совершенного против других или против себя самого, который нельзя было бы подвести под веление совести; а это говорит о том, что власть совести в том и проявляется, что всегда испытываешь нужду в ее поддержке.

Фромм Э. Психоанализ и этика.— М., 1993.— С. 115.

 

Вопросы и задания:

1. Как вы понимаете слова о том, что, «если бы не совесть, человечество давно увязло в болоте на своем полном опасности пути»?

2. В чем суть поступка Сократа с точки зрения следования принципам совести?

3. Почему, говоря о совести, часто употребляют глаголы «молчит», «говорит», «спит», «мучает»?

 

Заполнить сравнительную таблицу.

 

Позитивные качества

Негативные качества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗНИЦА МЕЖДУ ЭТИКОЙ И МОРАЛЬЮ | СРАВНИТЕ РАЗНИЦУ МЕЖДУ ПОХОЖИМИ ТЕРМИНАМИ — ЖИЗНЬ

Мораль и этика — два тесно взаимосвязанных слова, но это не одно и то же; между ними есть некоторая разница. Но, поскольку они тесно взаимосвязаны, люди часто неправильно используют эти два термина. С

Этика против морали

Мораль и этика — два тесно взаимосвязанных слова, но это не одно и то же; между ними есть некоторая разница. Но, поскольку они тесно взаимосвязаны, люди часто неправильно используют эти два термина. Следовательно, лучше понять значения двух слов, прежде чем подчеркивать их различие. Этику можно определить как кодекс поведения по отношению к группе, будь то семья, сообщество или нация. С другой стороны, мораль или мораль носят более личный характер. Связь и различие между ними можно интерпретировать следующим образом. Этика в социальной системе относится к философии, тогда как мораль находит применение.

Что такое этика?

Этика — очень широкий термин, применимый к самым разным контекстам. У вас может быть семейная этика, корпоративная этика, социальная этика или даже национальная этика. Эти общественно принятые кодексы поведения, применимые в ближайшем окружении. Например, в компании есть правила, которые можно и нельзя, что определяет ее этику, и когда вы находитесь на территории компании, вы ведете себя соответствующим образом. В семейной обстановке тоже есть определенная этика. Однако, в отличие от корпоративной среды, вы гораздо более расслаблены, когда находитесь в своей семье, несмотря на то, что может существовать другой набор этических норм. Этика — это принципы, когда речь идет о политике и социальных законах. Эти этические стандарты устанавливают параметры человеческого поведения и помогают предотвратить проступки и проступки, такие как воровство, изнасилование, насилие, мошенничество и клевета. С другой стороны, этика способствуют распространению чувства сострадания, верности и честности. Этика жизненно важна для общества, потому что у общества есть способы похвалить такое поведение и в то же время порицать поведение, которое противоречит этическому кодексу поведения.

Что такое мораль?

Сосредоточение внимания на морали представляет собой более или менее персонализированную форму этой этики, поскольку разные люди устанавливают для себя разные наборы морали. Нравственность относится к набор убеждений, в которые люди верят и практикуют соответственно. Мораль помогает человеку в выборе курса действий, когда он оказывается перед дилеммой. Они становятся руководящей силой в жизни и помогают вести достойную, дисциплинированную жизнь. Давайте возьмем пример, чтобы понять, что подразумевается под моралью. В прошлом аборт считался как морально, так и этически неправильным, поскольку он приводит к гибели живого существа. Какими бы ни были обстоятельства, большинство людей считает, что это способ лишить другого человека права жить. Но в настоящее время в большинстве стран это легализовано, что делает его этически корректным. Однако, несмотря на то, что он был легализован, большинство людей считает, что это морально неверно. Это подчеркивает, что это скорее мнение или набор рекомендаций для человека, а не согласованный набор правил. Связь между ними можно понять на другом примере. Разница между этикой и моралью становится очевидной, когда человек работает в организации, где этика не соответствует его морали. Если этика компании или кодексы поведения несовместимы с моралью человека, он может разрываться между своей моралью и этой этикой. В жизни в целом вы можете иметь свои взгляды на гомосексуализм и считать его аморальным, но с этической точки зрения было бы неправильно дискриминировать человека, если вы знаете, что он гомосексуалист.

В чем разница между этикой и моралью?

  • Этика — это кодексы поведения, относящиеся к сообществу, семье, компании или стране. С другой стороны, мораль относится к личным убеждениям о том, что правильно и что неправильно.
  • Этика принимается обществом, а мораль — нет.
  • У людей есть своя мораль, которая может или не может быть согласована с этикой общества.

Изображение предоставлено:

1. Office-195960_640 [Public Domain], через pixabay

2. «ДЖОРДАНО, падшие ангелы Луки» Лука Джордано [общественное достояние], через Wikimedia Commons

Почему этика и право не одно и то же

Этическое поведение не всегда лучше всего определяется в рамках закона.

Этика и закон не тождественны. Как правило, закон говорит нам, что нам запрещено делать и что мы обязаны делать. Говорят, что закон устанавливает минимальные стандарты поведения, а этика устанавливает максимальные стандарты.

Похоже, что ситуация меняется, поскольку закон пытается наложить более широкие обязательства в отношении бизнеса и корпоративной деятельности, например, в отношении обязанностей директоров и обязательств по обеспечению наилучших интересов в отношении финансовых консультаций.Тем не менее, юридические обязанности и этические обязанности не всегда совпадают.

Что-то может быть законным, но мы можем считать это неприемлемым. И мы можем считать что-то правильным, но это может быть незаконным. Многие компании сталкиваются с негативной реакцией общественности из-за неуплаты надлежащих налогов в ряде юрисдикций. Хотя это может и не быть незаконной деятельностью, это считается неправильным, и мы обращаемся к закону, чтобы убедиться, что это не разрешено.

В других случаях то, что долгое время считалось приемлемым, могло быть объявлено незаконным в попытке изменить культурные обычаи, которые ставят в невыгодное положение или подвергают опасности определенные группы.В Индии получение, предоставление или получение приданого в настоящее время является незаконным, а детские браки запрещены во многих юрисдикциях.

Но на протяжении всей истории у нас также были случаи, когда законы, которые считались несправедливыми, не подчинялись в попытке изменить их. Это произошло с активисткой движения за гражданские права Розой Паркс и законами о расовой сегрегации в США.

Ключевой вопрос, который следует учитывать в отношении этики и закона, – адекватен ли закон в качестве руководства для нашей личной и профессиональной жизни.

«Закон устанавливает минимальные стандарты поведения, а этика устанавливает максимальные стандарты».

Этика дает нам руководство о том, что правильно делать во всех аспектах жизни, в то время как закон обычно устанавливает более конкретные правила, чтобы можно было поддерживать общества и их институты. Этика затрагивает наше мышление, а также наши чувства, включая чувства отвращения и вины.

Закон не говорит нам, что делать в отношении многих дилемм и решений, которые нам приходится принимать в жизни.Хотя мы считаем, что соблюдение закона является важной основой для подражания в нашей жизни, мы считаем, что другие черты, такие как доброжелательность и сочувствие , более важны для характеристики кого-либо как хорошего человека.

Профессиональные бухгалтеры, как и все остальные, имеют юридические и этические обязанности. Соблюдение закона, хотя и имеет первостепенное значение, не отменяет обязанности действовать в общественных интересах и в соответствии с этическими принципами профессии.

Кроме того, от предприятий и других организаций, которые все чаще считаются гражданами общества, требуется и ожидается, что они будут не только соблюдать закон, но и соблюдать этические нормы.Мы все больше требуем, чтобы они были хорошими корпоративными гражданами. Кроме того, у нас есть дополнительная сложность, заключающаяся в том, что у закона есть не только буква, но и дух, который требует приверженности этике и, в частности, справедливости.

Делать то, на что вы имеете право, например, делать что-то, что не является незаконным, – не всегда идентично тому, что вы делаете правильно. Это касается как физических, так и юридических «лиц». Мы становимся все более нетерпимыми к предприятиям, которые ничего не делают вопреки букве закона, а вопреки его духу.

Д-р Ева Цахуриду — советник CPA Australia по политике, профессиональным стандартам и управлению.

Эта статья взята из апрельского номера журнала INTHEBLACK за 2015 г.

В чем разница между юридическими и этическими стандартами? — Видео и стенограмма урока

Этические стандарты

Этические стандарты , с другой стороны, не обязательно имеют правовую основу. Они основаны на человеческих принципах правильного и неправильного. Например, когда вы пытаетесь припарковать свой автомобиль на стоянке, и осталось только одно парковочное место, единственный юридический стандарт, которому вы должны следовать, — это не превышать ограничение скорости и не врезаться в другой автомобиль. Теперь, если вы видите, что другая машина вот-вот въедет в это место, этические стандарты советуют вам не бороться за место, а уступить место машине, которая была там первой. Это правильно. Это этический стандарт. Представьте, если бы вы были тем, кто собирался въехать на место, и кто-то быстро проехал мимо и припарковался в этом месте. Вы бы чувствовали себя обиженными, и да, с этической точки зрения вас обидели.

Различия

Это приводит нас к самой большой разнице между правовыми и этическими стандартами.Этические нормы основаны на правах и ошибках человека, в то время как юридические нормы основаны строго на том, что написано в законе. Вполне возможно, что действие может быть законным, но неэтичным. Как и в примере с единственным местом для парковки, обе машины соответствуют юридическим нормам, но та, которая отнимает место у другого водителя, который был там первым, не подчиняется этическим нормам.

Еще одно отличие заключается в том, что правовые стандарты пишутся государственными лидерами, а этические стандарты пишутся общественными нормами. Например, в США ожидание в очереди является социальной нормой. Человек нарушил бы этический стандарт, врезавшись в очередь. Однако в другой стране это не так. Социальной нормой в этой стране может быть то, что тот, кто первым доберется до двери, первым войдет в дверь. В таком обществе совершенно этично встать без очереди, чтобы первым добраться до двери.

Сходства

Как правовые, так и этические стандарты являются правилами и принципами, с которыми знакомы люди одного и того же общества.Например, если вы живете в США, вы знакомы с законами страны. Вы также познакомитесь с этическими стандартами американского общества.

Еще одно сходство заключается в том, что как юридические, так и этические нормы призваны помочь обществу в целом. Правовые стандарты существуют для того, чтобы власти могли наказывать нарушителей закона, чтобы у людей была хоть какая-то безопасность. Этические стандарты существуют по той же причине. И то, и другое существует, чтобы помочь людям чувствовать себя в безопасности и уберечь их от причинения вреда другим.

Итоги урока

Давайте повторим. Юридические стандарты — это стандарты, изложенные в государственных законах. Этические стандарты основаны на человеческих принципах правильного и неправильного.

Различия между ними следующие:

  • Юридические стандарты основаны на писаном законе, а этические стандарты основаны на правах и заблуждениях человека. Что-то может быть законным, но не этичным.
  • Юридические стандарты написаны государственными чиновниками, а этические стандарты написаны общественными нормами.

Сходства следующие:

  • Люди одного и того же общества знакомы с одним и тем же набором правовых и этических норм.
  • И юридические, и этические стандарты помогают людям.

Моральная теория Канта

 

 

Моральная теория Канта

 

 

Подобно утилитаризму, иммануальная моральная теория Канта основывается на теории внутренняя ценность. Но где утилитаристы считают счастье, понимаемое как удовольствие, и отсутствие боли для быть тем, что имеет внутреннюю ценность, Кант считает единственной мыслью, имеющей моральную ценность, сама по себе быть доброй волей. Личности, рассматриваемые как автономные рациональные моральные агенты, суть существа. которые имеют внутреннюю моральную ценность. Этот ценность людей делает их достойными морального уважения. Моральную теорию Канта часто называют уважение к личности теория морали.

 

Кант называет свою фундаментальную нравственный принцип Категорический императив.Императив — это всего лишь приказ. Понятие категорического императива можно понимать в противоположность этому гипотетического императива. А гипотетический императив говорит вам, что нужно делать, чтобы достичь Цель. Например, если вы хотите получить хорошая оценка по математике, работайте над заданием регулярно. Это утверждение говорит вам, что нужно сделать, чтобы получить хорошую оценку по математике. Но он не говорит вам, что делать, если вы не заботитесь о получении хорошая оценка.Что характерно для категорический императив заключается в том, что он говорит вам, как действовать независимо от того, какой конец или цель, которую вы можете пожелать. Кант держит что если и существует основной закон морали, то это категорический императив. Взяв за основу принцип морали как категорический императив предполагает, что моральные основания преобладают над другими причинами. Ты может, например, подумать, что у вас есть корыстная причина для измены экзамен. Но если мораль основывается на категорический императив, то ваши моральные доводы против обмана преобладают над вашими корыстная причина.

 

Вот две формулировки Категорический императив Канта:

 

CIa: Всегда лечите людей (включая себя) и сами по себе, а не просто как средство для достижения ваших собственных целей.

 

CIb: действовать только на та максима, которую вы можете последовательно желать, чтобы быть универсальным законом.

 

Кант принимает эти формулировки быть разными способами выражения одного и того же основополагающего принципа уважения к лиц.Они, конечно, не выглядят быть синонимом. Но мы могли бы взять их в выражать то же самое в том смысле, что каждая формулировка побуждала бы действовать в так же.

 

Формулировка (CIa) говорит нам лечить людей как самоцель. Это просто для говорят, что с людьми следует обращаться как с существами, обладающими внутренней ценностью. Сказать, что люди обладают внутренней ценностью, значит сказать, что они имеют ценность независимо от их полезности для того или иного цель.(CIa) не говорит нам, что мы никогда не сможем использовать человека для ваших собственных целей. Но это говорит нам мы никогда не должны использовать человека просто как средство для достижения ваших собственных целей. В чем разница? Мы относимся к людям как к средству для достижения наших собственных целей в способы, которые не являются морально проблематичными довольно часто. Когда я иду на почту, я лечу клерком в качестве средства для моей цели послать письмо. Но я не отношусь к этому человеку просто как к средству для достижения моей цели. Я преследую свою цель послать письмо через мое взаимодействие с клерком только с пониманием того, что клерк действуя автономно, служа мне.Мой взаимодействие с клерком морально приемлемо, пока клерк служить мне добровольно или действовать автономно по своим собственным причинам. Напротив, мы используем кого-то просто как средство для наших собственных целей, если мы принуждаем их выполнять нашу волю или если мы обманом заставляем их исполняя нашу волю. Принуждение и обман являются парадигмами нарушения категорический императив. При принуждении или обманывая другого человека, мы нарушаем его автономию и нарушаем его будет. Вот что такое категоричность императив запрещает.Уважение к людям требует воздерживаться от нарушения их автономии.

 

Теперь давайте рассмотрим второй формулировка. (КИб) говорит нам действовать только в соответствии с максимами, которые можно универсализировать. Максима здесь состоит в том, чтобы понимать как обобщенную мотивацию или намерение действовать в определенном пути при определенном стечении обстоятельств. Максима универсализируема, если мы можем захотеть, чтобы все действуют в соответствии с максимой.

 

Утилитарная моральная теория оценивает правильность или неправильность действия исключительно с точки зрения последствия этого действия.теории которые принимают моральное состояние действия или правила за актин зависеть от его последствий, известны как консеквенциалистские теории. Канц уважение к людям точка зрения, с другой стороны, является деонтологической теорией. Деонтологическая теория – это теория, нравственное состояние поступков зависит от части факторов, отличных от последствий. У Канта уважение к личности теории, моральный статус поступка частично зависит от мотивации его совершения. играет роль.

 

Сказать, что максима универсализируема, значит сказать, что можно последовательно что каждый действует в соответствии с этой максимой.

 

 

 

Перейти к основному содержанию Поиск