Мировоззрение социальное: Вы точно человек?
Социальное мировоззрение. Базовые принципы. | Философский штурм
Систематизация и связиСоциальная философия
Мировоззрение человека, как известно, формируется на базе самых различных «источников»: научных знаний, религиозных представлений, истории, традиций, жизненного опыта, заблуждений и предрассудков и т.п.
И все же в воззрениях на природу доминирующей основой мировоззрения человека являются научные знания. Именно поэтому здесь люди быстро находят общий язык и легко понимают друг друга.
Совсем по-другому обстоят дела во взглядах на общественную жизнь. В эту сферу наукам вход строго воспрещен, поэтому здесь отсутствует та прочная основа, на которой могло бы сформироваться общее для многих людей мировоззрение. У каждого в голове складывается своя картина социального мира.
И все же и здесь можно найти достаточно прочные, «почти научные», основания для формирования социального мировоззрения, наиболее адекватно отражающего общественную жизнь, и потому способные привести воззрения массы людей к «общему знаменателю».
Такими основаниями могли бы стать «общепринятые» ответы на принципиальные вопросы человеческого существования.
1. Вопрос «О человеке, его смертности и бессмертии»…
2. Вопрос о «первичной социальной детерминации»: каковы люди, таково и их общество /»Дух творит себе формы»/, или каковы общественные отношения, таковы и люди /»Бытие определяет сознание»/?
3. Вопрос о возможностях «социального творчества»: подвластны ли общественные отношения воле людей, могут ли люди изменять общественные отношения?
4. Вопрос достижения социальной гармонии: если существующие социальные институты /и прежде всего государство/ есть продукт функционирования общества в условиях социального антагонизма, то возможна ли в принципе организация общественной жизни на других началах.
Ясно, что сколь бы ни близко было мировоззрение людей, на их идеологию, то есть «систему ценностей вместе с обоснованием их «торжества», будет накладывать свой отпечаток его величество интерес, и все же без общего для масс социального мировоззрения ни о каком разумном социальном движении не может быть и речи.
Мировоззрение личности, социальной группы, эпохи
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра философии
РЕФЕРАТ
По дисциплине: Философия
Тема: Мировоззрение личности, социальной группы, эпохи
Выполнила:
студентка гр.14ЭГ2
Чувьюрова А.С.
Проверил:
доцент, к.ф.н. Кириллов Г.М.
Пенза 2015
Оглавление
Введение.……………….……………………………..…
- Философия как теоретическое ядро мировоззрения………………….……. 5
- Мировоззрение личности……………………………………………………..
7 - Структура мировоззрения личности………………….………………..7
- Становление мировоззрения личности…………………………………9
- Мировоззрение эпохи………………………………………………………..13
Заключение…….…………………………………..……
Список литературы…….………….………………….…………
Введение
Существует множество точек зрения на то, что такое мировоззрение, какое место в структуре личности и общества оно занимает. Я попытаюсь дать несколько взаимодополняющих определений этого понятия.
Мировоззрение — это система взглядов, принципов, ценностей, идеалов, и убеждений, определяемых как отношение к действительности, общее понимание мира, так и позиции программы деятельности людей. Субъектом, носителем мировоззрения является как отдельный человек, так и социальные/профессиональные группы, этнонациональные/религиозные общности, и классы, и общество в целом.
Мировоззрение – это сложное синтетическое интегральное образование общественного и индивидуального сознания.
И, наконец, мировоззрение — это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. В обществе издавна существовало и сознательное стремление выработать целостное и обоснованное мировоззрение, в рамках которого была бы осмысленна вся история человечества, его познавательная и преобразовательная деятельность, его культура и нравственные ориентиры. Эта задача, конечно, не по силам одному, даже гениальному человеку. Она решается многими людьми, часто разных поколений, в русле определенной традиции, той или иной философии. Сознательное стремление выработать такого рода мировоззрение проявляют различные социальные группы людей, политические партии, которые видят в нем основу не только духовного единения, но и программ конкретных действий по преобразованию общества.
В любом обществе всегда есть много разнообразных философских доктрин, которые по-разному осмысливают современную культуру, всю историю человечества и будущее. Они дают не только разные решения обсуждаемых проблем, но и по-разному решают вопрос об их выделении, по-разному определяют области своей компетенции.
Каждый человек свободен в выборе своего мировоззрения, однако он не может быть свободным от общественных отношений. В мировоззрении человека всегда проявляются черты определенного соответствующего времени, которые определяют общие жизненные ориентации людей, их стиль мышления, представления о реальности. Здесь уместно говорить о мировоззрении эпохи.
Необходимо подробно рассмотреть различные формы мировоззрения. Мировоззрение личности – система обобщённых взглядов на взаимодействие с миром, продуманное воззрение по вопросам мироустройства, определённая позиция в осознании своего предназначения, обоснованность жизненных установок, представлений о добре и зле.
Мировоззрение социальных групп, социальных общностей включает в мировоззренческие системы всех людей, входящих в их состав, аккумулируя самое существенное.
Мировоззрение общества содержит в себе обобщенные направления в устоявшихся взглядах социальных групп, которые составляют данное сообщество в определенный исторический период.
1. Философия как теоретическое ядро мировоззрения
Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. Но мировоззрение имеет и высший уровень — обобщение достижений науки, искусства, основные принципы религиозных взглядов и опыта, а также тончайшая сфера нравственной жизни общества.
В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных,религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей.
В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение может быть идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеистическим. Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи — мозга.
Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу — разуму, воле. Автор этой книги исходит из того, что материальное и духовное — это совечно единое сущее. Вне этого принципа мы не можем, понять смысл сущего, его регулятивные принципы, объективную целесообразность и гармонию в мироздании.
Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие “мировоззрение” шире понятия “философия”. Философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.
В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино-цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как и отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентации, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения). И все это в органическом единстве — ведь о мировоззрении человека мы судим по делам его.
Итоговое определение соотношения философии и мировоззрения можно сформулировать так: философия — это система основополагающих идеи в составе мировоззрения человека и общества.
2. Мировоззрение личности
2.1. Структура мировоззрения личности
Мировоззрение личности – это система мыслей, идей, ценностей, принципов человека, его роль, поступки и поведение, которые формируются под воздействием социальных условий, общественного бытия. В ткани мировоззрения чувства и разум не обособлены, а переплетены между собой. Они тяготеют к тому, чтобы стать более или менее единым, целостным комплексом убеждений.
Мировоззрение личности составляют следующие компоненты:
- Познавательный.
В основе мировоззрения лежит совокупность знаний человека об окружающем мире и природе.
- Ценностно-нормативный
В любом обществе существуют свои ценности, свои социальные нормы (религиозные, правовые, моральные), регулирующие поведение как отдельно взятого человека, так и общества в целом. Оценивая отношение к самому себе, к окружающему миру, взаимодействуя с другими людьми, человек формирует для себя свою собственную систему ценностей.
- Эмоционально-волевой
Ценности человека, его знания и нормы поведения будут отражаться в его действиях и поступках только тогда, когда станут его личными взглядами, верованиями и убеждениями.
Мировоззрение – это не просто совокупность ценностей, знаний и убеждений. Это реальная готовность к использованию их на практике в конкретных случаях. В противном случае мировоззрение было бы просто абстрактным понятием.
В основе мировоззрения лежит миропонимание, то есть совокупность определенных знаний о мире. Эти знания и представления относятся не только к настоящему, но и к прошлому, и к ожидаемому будущему. Они скрепляют в единое целое духовный мир людей. На основе таких знаний и представлений возникали, формировались и развивались традиции во всех сферах человеческой деятельности.
Миропонимание — понятийный аспект мировоззрения, система обобщенных знаний о природе, обществе, месте человека в мире. Мировоззрение включает умение пользоваться этими знаниями для познания и преобразования мира, убежденность в истинности их как инструмента деятельности, основные идеалы, принципы и готовность к реализации и защите убеждений и идеалов.
В зависимости от развития человека, его интеллектуального уровня, глубины знаний, логической последовательности аргументов, мировоззрение бывает жизненно-практическое или интеллектуально-умозрительное.
Житейское миропонимание, мировоззрение, как правило, складывается стихийно на основании жизненного опыта. Поэтому оно не отличается глубокой продуманностью, логической обоснованностью, нередко «концы с концами не сходятся», и в критических ситуациях может обнаружиться дефицит здравого смысла. Однако, именно повседневность и является тем базисом, с помощью которого мы можем что-либо понять в жизни. Этот уровень мировоззрения основывается на обычаях, традициях, которые не всегда могут быть обоснованы и осмыслены. Эти жизненные задачи человеком преодолеваются на другом – теоретическом уровне мировоззрения, который формируется в результате обучения и самообразования. Знания помогают теоретически обосновать жизненные наблюдения, выявить закономерности, а также дать относительно непредвзятые оценки происходящего в жизни людей и природе.
Поскольку жизнь людей в разных странах и различных эпохах значительно различается, различается и мировоззрение людей, живших в той или иной стране в то или иное время.
Существуют различные классификации мировоззрения. По одной из версий мировоззрения делятся на следующие типы:
- Мифологическое
Исторически первый тип мировоззрения, который возник на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение было присуще людям первобытно-общинного строя и раннеклассового общества, когда они пытались с помощью мифов ответить на вопросы об устройстве окружающего мира, его происхождении и т.д.
Оно отличается от мифологического тем, что в любом религиозном мировоззрении центральное место занимает образ Бога. Оно ориентировано на удовлетворение духовных потребностей человека.
Стремление с помощью человеческих знаний представить научную картину мира.
Итак, мировоззрение – это единство ценностей и знаний, чувств и разума, убеждений и сомнений, разумного обоснования и веры. В нем переплетаются личный и общественно значимый опыт, происходит приобщение к духовному миру предков и современников, что-то отвергается, а что-то бережно хранится и продолжается.
Мировоззрение личности делает ее жизнь осмысленной, целенаправленной. Оно формирует ориентиры и цели для деятельности, позволяет понять, каким образом лучше достичь намеченных целей, дает возможность определять истинные ценности, отличать важное от иллюзорного.
2.2. Становление мировоззрения личности
Получения одних мировоззренческих знаний недостаточно. Одно дело, что человек знает о мире и о человеке в нем, другое — чем он руководствуется в реальных жизненных поступках, что является детерминантами его поведения, какие знания превратились в убеждения, определяет образ его жизни. Здесь возникает еще одна важная проблема, связанная с выяснением координации сознательных и подсознательных уровней мотивационной сферы поведения личности.
Отличительной чертой личности, обладающей мировоззренческой культурой, является то, что сам факт наличия указанного феномена она делает объектом осмысления с целью волевого устранения нежелательного действия устаревших мировоззренческих архетипов, контроля над ними.
Поскольку содержательное наполнение ценностной иерархии происходит через усвоение культурных норм общества, то первым этапом культурного становления индивида следует считать его социализацию как усвоение культурного потенциала общества. В обладающем определенным мировоззрением социализированном индивиде находит воплощение нормативно-санкционирующая функция культурного общества. Поскольку социальная действительность всегда противоречит окружающему ее с позиций должного идеалу, то перед личностью со сформированными еще в юности ценностями и идеалами с неизбежностью возникает проблема переоценки ценностей. Это связано с началом самой жизни личности. Если раньше ее активность направлялась главным образом извне — родители, воспитатели, учителя, группа ближайшего воздействия, то теперь человек встает перед необходимостью самостоятельного принятия решений, активного выбора жизненной позиции, стиля поведения и образа жизни.
1. Мировоззрение: сущность, структура, социальная роль.
Мировоззрение, по своей сущности, социальный феномен, возникший с появлением человеческого общества. Систематизирует в самом общем виде представления человека о мире и самом себе. Представляет единство знаний, убеждений, ценностей и деятельности людей, направленной на познание и преобразование мира. Мировоззрение выступает как общественное самосознание, воплотившееся в индивиде и определяющее его практическую деятельность. Существуют несколько основных форм мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское. Возникновение философского мировоззрения — показатель зрелости общественных отношений, уровня знаний об окружающем мире, зарождения и развития теоретического, научного мышления.
По своей природе философское знание носит мировоззренческий характер. Однако не каждое мировоззрение можно назвать философским. Под мировоззрением в его развитой форме понимается обобщенная система социально-политических, нравствственных, эстетических, религиозных, философских, естественнонаучных взглядов на окружающий мир, человека, его отношения к действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами идеалы, убеждения, ценностно-смысловые представления и нормы, принципы познания и преобразования действительности.
Мировоззрение формируется на основе знаний о мире и обществе, накопленные человечеством в процессе исторического развития и личного опыта; составляет ядро общественного и индивидуального сознания, носителями которых соответственно являются социальная группа и личность; характеризует различные ступени развития общества по степени их зрелости; имеет огромное практическое значение, в решающей степени влияя на жизненные устремления, трудовую деятельность и быт, всю сферу человеческой экзистенции.
Человек познает окружающий мир и воздействует на него, используя весь «арсенал» своих возможностей: различные формы мышления, целостное переживание реальности в виде ощущений, восприятий, представлений, эмоций и т.д. Основным методом философского познания является теоретическое мышление, рациональное объяснение мира, но это вовсе не значит, что оно пренебрегает богатой гаммой человеческих чувств и переживаний. Напротив, философы активно использовали и используют различные душевные состояния для разъяснения своих теоретических взглядов, концепций, теорий. Платон, например, связывал возможность философии, ее начало с высшей степенью проявления такого чувства, как удивление: «изумление… есть начало философии». Образцом высоких эмоций, неотделимых от мировоззренческой позиции, может служить известное высказывание И.Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мною и моральный закон во мне». Один из крупнейших философов XX века М.Хайдеггер связывал с особым чувственным состоянием — «настроением» — саму возможность постижения «голоса Бытия сущего».
Мировоззрение содержит в себе две нераздельные стороны — эмоциональную и интеллектуальную. Первая связана с чувственно-образным восприятием мира и выражается в мироощущении, мировосприятии, миросозерцании, вторая представлена в логико-понятийной форме как миропонимание. Соотношение эмоциональной и интеллектуальной сторон определяется многими объективными и субъективными причинами: политическими, психологическими, социокультурными и другими. На взаимодействие чувства и разума большое влияние оказывают психологический склад людей, национально-культурные традиции, весь предшествующий опыт духовного развития.
Содержание сознания лишь тогда превращается в мировоззрение, когда оно приобретает характер убеждения, полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей. Процесс превращения взглядов в убеждения сопровождается все большей степенью доверия к их содержанию, смыслу. Убежденность проявляется через осуществление воли как способности к выбору деятельности и усилиям по ее осуществлению. Для волевого акта характерно переживание «я должен», осознание ценностей характеристики своего выбора. Знания находятся в известном противоречии с ценностями, так как могут быть использованы во благо или зло. Сила личного убеждения в свободном нравственном выборе, который определяет ценностные мотивы, соответствующие жизненным потребностям и интересам людей. Как уготованное благо является злом, так и взгляды, навязанные только лишь силой авторитета государства, личности, церкви или какими-либо другими внешними обстоятельствами и причинами, обрекают на пассивность, беспомощность, дезориентацию в осознании существенных потребностей, безволие по отношению к власти импульсивных желаний и непосредственно испытываемых потребностей. Длительная манипуляция сознанием людей атрофирует способность волевого выбора, лишает их убежденности, а, следовательно, и ответственности за свои поступки. И напротив, мировоззрение как результат свободного личного выбора обеспечивает глубокую внутреннюю убежденность, обеспечивает имманентное воспроизводство идеалов, ценностей, нравственных принципов общественного и индивидуального развития. Ценностно-смысловой вакуум, который переживает наше общество — наглядный пример в подтверждение сказанного.
Развитая личность обладает определенным мировоззрением, которое представляет знания и ценностей как осознанной характеристики цели действия: человек убежден действовать для достижения цели именно так и ни как иначе. Он уверен в своей правоте. З.Фрейд был глубоко прав, когда говорил, что никого нельзя принуждать ни к вере ни к безверию. Челове
что такое в Философской энциклопедии
система взглядов на объективный мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей era действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами осн. жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. М.— это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание М. группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии, В качестве субъекта М. реально выступают социальная группа и личность. М. является ядром обществ. и индивидуального сознания. Выработка М.— существ. показатель зрелости не только личности, но и определ. социальной группы, общественного класса и его партии. По своей сущности М.— обществ.-политич. феномен, возникший с появлением человеч. общества.
М. есть общее понимание мира, человека, общества, определяющее социальнополитич., филос., религ., нравств., эстетич., науч.-теоретич. ориентацию человека. Существуют три осн. типа М.— житейское (обыденное), философское и религиозное. Все эти типы М. выявляют некрое единство, охватывая определ. круг вопросов, напр. как дух соотносится с материей, что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, как человек познаёт действительность, что такое добро и зло, по каким законам развивается человеч. общество. Гносеологич. структура М. образуется в результате обобщения естеств.-науч., социально-историч., технич. и филос. знаний.
Различают понятия «М.», «общая картина мира», «мироощущение», «мировосприятие», «миросозерцание», «миропонимание». Между всеми этими понятиями существуют тесная связь и единство. Нередко они употребляются в качестве синонимов. Вместе с тем между этими понятиями имеются и различия. Общая картина мира — это синтез знаний людей о природе и социальной реальности. Совокупность естеств. наук образует естеств.-науч. картину мира (см. Научная картина мира), а общественных — социально-историч. картину действительности. Создание общей картины мира — задача всех областей знания.
Человек утверждает себя в предметном мире не только с помощью мышления, но и посредством всех своих познават. способностей. Целостное осознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций образуют мироощущение, мировосприятие и миросозерцание. Миропонимание представляет собой лишь понятийный, интеллектуальный аспект М. Для М. же характерна ещё более высокая интеграция знаний, чем в общей картине мира, и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного отношения человека к миру.
Будучи отражением мира и ценностным отношением к нему, М. играет и определ. регулятивнотворч. роль, выступая в качестве методологии построения общей картины мира. Ни одна конкретная наука сама по себе не есть М., хотя каждая из них с необходимостью содержит в себе мировоззренч. начало.
Понятие М. соотносится с понятием «идеология», но они не совпадают по своему содержанию: М. шире идеологии. Идеология охватывает лишь ту часть М., которая ориентирована на социальные явления и классовые отношения. М. же в целом относится ко всей объективной действительности и к человеку.
М. может выступить на житейском (обыденном) уровне, порождаемом непосредств. условиями жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. Этот уровень М. существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиц. представлений о мире. Религ. М. даёт фантастич. картину мира и связано с признанием сверхъестеств. мирового начала, его основа выражается в иррациональной и эмоционально-образной форме (см. Религия). Филос. М. выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определ. мерой логич. доказательности.
М.— это не только содержание, но и способ осознания действительности, а также принципы жизни, определяющие характер деятельности. Важнейший компонент М. составляют идеалы как решающие жизненные цели. Характер представлений о мире способствует постановке определ. целей, из обобщения которых образуется общий жизненный план, формируются идеалы, придающие М. действенную силу. Содержание сознания превращается в М. тогда, когда оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей, «…которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть,— это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить лишь подчинившись им» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, с. 118). М. имеет огромный практич. жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к др. людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается всё окружающее. Идейная убеждённость помогает человеку в минуту смертельной опасности преодолеть инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и совершать подвиги во имя определ. идеалов.
В классово антагонистич. обществе нет и не может быть единого М., ибо каждый класс (напр., в капиталистич. обществе — рабочий класс, буржуазия, мелкая буржуазия) имеет своё специфич. М. В таком обществе происходит борьба М. Носителями передового М. являются те классы, которые оказываются носителями наиболее прогрессивного способа производства. В зависимости от того, совпадают ли интересы данного класса с объективной тенденцией историч. развития, с данными науки и обществ. практики или нет, его М. по своему содержанию, обществ. значимости может быть последовательно научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным, революционным или реакционным. Феодально-религ. М. открыто защищало классовое неравенство. М. буржуазии, когда она как восходящий класс противостояла феодализму, было прогрессивным. Вместе с тем её М. и тогда носило классово и исторически ограниченный характер. После утверждения буржуазии у власти её М. становится консервативным и реакционным. Бурж. М., будучи крайне противоречивым, в целом даё
Мировоззрение как форма индивидуального сознания — Студопедия
Мировоззрение и его формы
У каждого человека есть определённые представления о мире. Существуют так называемые мироощущения и мировосприятие, связанные с эмоционально-чувственной сферой человека. Следует отметить, что некоторые философы не включают практическую деятельность в структуру мировоззрения. В противовес этой точке зрения существует другая, по которой жизненно-практический уровень мировоззрения вырастает из чувственной практики человека
Исторически первой формой мировоззрения является мифология, которая возникла на ранней стадии общественного развития. На раннем этапе развития человечество в форме мифов, сказаний, преданий пытались дать ответ на вопросы происхождения и устройства мироздания. Значительная часть мифов базируется на космологических представлениях устройства природы.
Ещё до появления философии люди находили ответы на важнейшие вопросы мироздания в мифологии и религии, поэтому эти вопросы носили не чисто философский аспект, скорее мировоззренческий. Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Миф совмещает в себе два аспекта – диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом миф связывал прошлое настоящее и будущее. Для древнего человека миф – это реальность, имеющая свою систему ценностей.
По своей сути, мировоззрение есть не что иное, как общественное самосознание, воплощающееся в индивиде как единство его нравственных, философских, политических и иных ценностных представлений. Мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека тем, что оно, во-первых, представляет собой взгляды человека на мир в целом, во-вторых, мировоззрение представляет собой отношения человека к окружающему миру.
От чего зависит мировоззрение человека? Прежде всего мировоззрение человека носит исторический характер и связано это с определённой исторической эпохой, в которой происходит формирование взглядов человека на мир. Мировоззрение даёт человеку ориентиры для всей его практической и теоретической деятельности. Мировоззрение через свою философскую основу даёт людям понимание того, как достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает человека методами познания и деятельности. На основе содержащихся в мировоззрении ценностных ориентаций человек в свой деятельности получает возможность находить истинные ценности жизни и культуры. Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития.
Мировоззрение – это сложное интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Существенное значение для его характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов: знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т.д.
Мировоззрение как форма индивидуального сознания
Мировоззрение можно определить как систему взглядов на объективный мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе. Мировоззрением обусловлены основные жизненные позиции человека, его убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение тесно связано с философией это объясняется тем, что мировоззрение выступает фундаментом индивидуального сознания, на основе которого формируется личность. Можно сказать мировоззрение определяет социальную и нравственную, религиозную и научно-теоретическую ориентацию человека.
В мире нет двух одинаковых людей, у каждого свой духовный мир, что предполагает: человек живёт не каждый сам по себе, но и живёт в пространстве, которое объединяет его с другими людьми. Анализ памятников духовной культуры показывает, что духовный мир человека базируется на основе духовных интересов, жизненных позиций, ценностных ориентациях, уровне знаний. На этой основе и формируется мировоззрение, которое может быть обыденным, религиозным (жизненно-практическим), научным, гуманистическим (теоретическим).
Жизненно-практический уровень мировоззрения складывается стихийно и базируется на здравом смысле и повседневном опыте. Этот уровень ещё называют жизненной философией. Именно на этом уровне человек включается в социальное и индивидуальное взаимодействие в процессе жизнедеятельности. На формирование этого мировоззрения существенное влияние оказывают национальные отношения, религиозные традиции, образование, уровень духовной культуры. Оно помогает человеку ориентироваться в сложных жизненных ситуациях.
Одновременно этот уровень имеет недостатки, которые преодолеваются на более высоком уровне мировоззрения, который носит теоретический характер. К этому уровню мировоззрения относится философия и наука. Соотношение жизненно-практического и теоретического уровней мировоззрения можно выстроить и в исторической последовательности. Зарождение философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания, с появлением общественной потребности в изучении общих принципов бытия и познания.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ — Новая философская энциклопедия
МИРОВОЗЗРЕНИЕ (Weltanschauung, Worldoutlook, vision du monde) – система человеческих знаний о мире и о месте человека в мире, выраженная в аксиологических установках личности и социальной группы, в убеждениях относительно сущности природного и социального мира. Термин «мировоззрение» впервые появляется в нач. 18 в. в сочинениях немецких романтиков, а также в работе Ф.Э.Шлейермахера «Речи о религии». Гегель анализирует «моральное мировоззрение» в «Феноменологии духа» (Соч., т. 4. М., 1959, с. 322–330). В «Лекциях по эстетике» (книга первая) Гегель рассматривает «религиозное миросозерцание» (Соч., т. 12. М., 1938, с. 329–330). В той же работе (книга третья) Гегель пользуется понятием «теоретическое мировоззрение» для характеристики идейной позиции художника (Соч., т. 14. М., 1958, с. 192). Т.о., Гегель пытался разграничить различные типы мировоззрений. Е.Дюринг развивал теорию мировоззрения вместо метафизики. Согласно Г.Гомперцу, мировоззрение – это «космотеория», призванная представить непротиворечивое понимание идей, развитых в отдельных науках, и фактов практической жизни. В.Дильтей усматривал в жизни исток мировоззрения и выделял различные типы мировоззрений в религии, поэзии и метафизике. Внутри метафизики он проводил различие между натурализмом, идеализмом свободы и объективным идеализмом как разл. типами мировоззрений. Шелер, говоря о философском мировоззрении, выделил три вида знания: 1) знание ради господства; 2) знание в целях образования человека, 3) метафизическое знание, или знание ради спасения. Последний тип знания и представляет собой философское мировоззрение.
Типология мировоззрений может быть построена на разных основаниях. Обычно выделяют религиозное мировоззрение, естественнонаучное мировоззрение, социально-политическое мировоззрение, философское мировоззрение. Некоторые исследователи выделяют также мировоззрение повседневного опыта, эстетическое мировоззрение, мифологическое мировоззрение. Можно выявить три независимых критерия разграничения мировоззрений. Первый из них можно назвать эпистемологическим, поскольку имеются в виду научные, ненаучные и антинаучные виды мировоззрения. Второй критерий носит предметный характер: речь идет о реальности – природной или социальной, которая получает свое обобщенное теоретическое выражение в том или ином мировоззрении. Третий критерий – универсально-синтетический, т.е. охватывающий и природную, и социальную реальность, благодаря которому становится возможным философское мировоззрение.
Всякое мировоззрение складывается из убеждений. Они могут быть истинными или же, напротив, мнимыми; научными, религиозными, нравственными, обоснованными и необоснованными, прогрессивными и реакционными и т.д. Одни убеждения основываются на фактах, другие, напротив, коренятся лишь в субъективной уверенности, лишенной объективной основы. Убеждения характеризуются прежде всего той энергией, настойчивостью, решительностью, с которыми они высказываются, обосновываются, защищаются, противопоставляются другим убеждениям. С этой точки зрения, убеждение не совпадает просто с высказыванием относительно того, что считается истинным, полезным и т.д. Это – активная позиция за или против каких-то других убеждений. Необходимо, однако, различать мировоззренческие убеждения и убеждения частного, специального характера. Убеждение современных антропологов о единстве человеческого рода при всех расовых различиях также носит мировоззренческий характер. Мировоззренческие убеждения не привносятся в науку извне, они складываются в процессе развития самих наук. Эти убеждения характеризуют 1) сущность природных и социальных явлений; 2) заинтересованные отношения людей к определенным явлениям; 3) обобщения, которые по своему значению выходят за пределы специальной области научных знаний.
Мировоззрение, как философско-теоретический синтез научных знаний, повседневного и исторического опыта изменяется и развивается в ходе истории человечества. Так, для естествознания вплоть до конца 19 в. было характерно механистическое мировоззрение.
Некоторые мыслители, в особенности философы позитивистской ориентации, пытаются доказать, что науки не нуждаются в мировоззрении. Другие (в частности, основатели физики 20 в.) подчеркивают эвристическое значение мировоззрения. Так, А.Эйнштейн писал: «Основой всей научной работы служит убеждение, что мир представляет собой упорядоченную и познаваемую сущность» (Собр. научных трудов. М., 1967, т. 4, с. 142). М.Планк в докладе «Физика в борьбе за мировоззрение» подчеркивает: «Мировоззрение исследователя всегда участвует в определении направления его работы» (Plank M. Wege zur physikalischen Erkenntnia. Stuttg., 1949, s. 285). Мировоззрение, в особенности его естественнонаучные, социально-политические и религиозные формы, играет выдающуюся организующую роль во всех сферах общественной жизни.
Литература:
1. Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах. – В сб.: Новые идеи в философии, № 1. СПб., 1912;
2. Бройль Л. дe. Революция в физике. М., 1965;
3. Борн М. Размышления и воспоминания физика. М.,
Понятие мировоззрения.
Мировоззре́ние — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Оно придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.
Мировоззрение — сложное явление духовного мира человека, и сознание является его фундаментом.
Наиболее сложная из форм человеческого самосознания называется мировоззрением.
Мировоззрение представляет собой систему или совокупность представлений и знаний о мире и человеке, об отношениях между ними.
В мировоззрении человек осознаёт себя не через своё отношение к отдельным предметам и людям, а через обобщённое, интегрированное отношение к миру как целому, частью которого является и он сам. В мировоззрении человека отражаются не просто его отдельные свойства, а то главное в нём, что принято называть сущностью, что остаётся наиболее постоянным и неизменным, в течение всей его жизни проявляясь в его мыслях и действиях.
В реальности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей. Оно используется личностями и социальными группами в качестве общих воззрений на жизнь. Мировоззрение представляет собой интегральное образование, в котором принципиально важна связь его компонентов. В состав мировоззрения входят обобщённые знания, определённые системы ценностей, принципы, убеждения, идеи. Мерилом мировоззренческой зрелости человека являются его поступки; ориентирами при выборе способов поведения служат убеждения, то есть взгляды, активно воспринимаемые людьми, особо устойчивые психологические установки человека. Морфология мировоззрения.
Морфология мировоззрения.
В процессе исследования уровня и характера отражения действительности в сознании человека выделяют обыденное и теоретическое мировоззрение.
Обыденное (житейское) мировоззрение складывается стихийно, базируется на здравом смысле, повседневном опыте. На формирование этого уровня влияют национальные, религиозные традиции, уровень образования, культура, профессия и т.д. Он включает в себя обычаи, традиции и навыки, а также опыт каждого человека. Жизненно-практическое мировоззрение помогает ориентироваться в жизни, но не отмечается систематичностью, обоснованностью. Характерно присутствие предрассудков.
Теоретическое мировоззрение
Более высокий уровень мировоззрения. предполагает научную основу знаний о действительности норм и ценностей, определяющих поведение людей. К этому уровню решения мировоззренческих проблем наряду с наукой принадлежит и философия.
По субъекту выделяют индивидуальное, групповое и общественное мировоззрение.
Индивидуальное мировоззрение – это система обобщенных взглядов личности на мир, место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и к самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Содержание индивидуального
мировоззрения можно представить как систему категорий, отражающих обобщенные представления личности о разных сторонах и аспектах действительности.
Групповое мировоззрение характеризуется системой убеждений, присущих только определённой социальной группе и определяет групповое отношение к миру.
Общественное мировоззрение – система убеждений, присущих всем людям независимо от их групп.
Включите Outlook Social Connector
Примечание. Эта функция недоступна в Outlook для Office 365 или Outlook 2019.
Когда вы открываете электронное письмо в Outlook, Outlook Social Connector сворачивается в одну строку в нижней части области чтения. Чтобы развернуть его, щелкните стрелку или перетащите верхнюю часть свернутой панели вверх до нужного вам размера.
Я не вижу панель «Люди».
Попробуйте эти решения.
Включите область чтения Щелкните View > Reading Pane , а затем щелкните Right или Bottom .
Включите панель людей Щелкните View > People Pane , а затем щелкните Normal или Minimize .
Убедитесь, что ваша организация позволяет подключаться к Интернету. Некоторые организации не разрешают доступ к сайтам социальных сетей за пределами своей внутренней сети. Свяжитесь с вашим сетевым администратором для получения дополнительной информации.
Подключите приложения к Outlook Social Connector
Если вы используете Outlook и SharePoint на работе, вы можете видеть контакты в своей организации.
Примечание : Несколько социальных приложений, включая Facebook и LinkedIn, были удалены из Outlook Social Connector. Для получения дополнительной информации см. Facebook Connect больше не доступен.
Щелкните View > People Pane > Account Settings .
Установите флажки рядом с учетными записями социальных сетей, которые вы хотите подключить, и добавьте соответствующую информацию, например имена пользователей и пароли.
Щелкните Connect > Finish .
Что такое Outlook Social Connector?
Outlook Social Connector позволяет вам работать в Outlook, оставаясь в курсе состояния и действий ваших друзей и контактов, будь то из вашей организации или из социальных сетей в Интернете, таких как Facebook и LinkedIn.
Например, если ваш коллега Майкл Аффронти принадлежит к двум сайтам социальных сетей, которые вы также используете, вы можете просматривать его обновления статуса, комментарии, сообщения и предупреждения на этих сайтах в одном месте в Outlook. Вы также можете увидеть список элементов Outlook, которыми вы поделились с Майклом, например сообщения электронной почты, вложения и собрания.
Outlook Social Connector также обновляет информацию Майкла в папках контактов Outlook всякий раз, когда он меняет свои профили в социальных сетях.
Outlook Social Connector показывает обновления и информацию для ваших контактов на панели «Люди», которая находится под вашими открытыми элементами Outlook, такими как электронная почта, встречи или собрания, а также контакты.
Когда вы выбираете элемент Outlook, информация об отправителе отображается на панели «Люди». Когда вы выбираете элемент Outlook, который включает в себя несколько людей, небольшое изображение каждого человека также появляется в строке заголовка в верхней части панели людей, и вы можете щелкнуть изображение, чтобы отобразить информацию об этом человеке в области людей.
Чтобы увидеть увеличенные изображения всех людей, включенных в этот элемент, щелкните маленькую кнопку-переключатель справа от маленьких изображений в строке заголовка.
Щелкните любое изображение, чтобы отобразить информацию об этом человеке на панели «Люди».
Чтобы просмотреть различную информацию о человеке на панели «Люди», щелкните любую вкладку в левой части окна списка.
Скрыть Outlook Social Connector
Чтобы скрыть Outlook Social Connector из всех представлений, щелкните View > People Pane > Off .
Верх страницы
.Outlook’s Social Connector
Social Connector будет удален из Office 365/2019 в середине 2020 года. Это приведет к удалению панели «Люди» из Outlook.
Большая часть исходного соединителя социальных сетей исчезла из Outlook: все «поставщики социальных сетей» (Facebook, LinkedIn, интеграция с SharePoint) были удалены. Все, что осталось, это (на мой взгляд) лучшая и самая полезная часть: панель людей с результатами последних сообщений.
Windows Desktop Search требуется для работы поиска на панели людей.Если он не установлен, сообщения и события, связанные с адресом электронной почты, не будут найдены, а панель людей будет пустой.
На панели людей будут перечислены последние 50 сообщений от выбранного человека, а также вложения и встречи с этим человеком.
Если панель людей не работает, убедитесь, что она включена. В Outlook 2010 и новее перейдите в Файл, Параметры, Надстройки . Он указан в разделах «Отключенные» или «Неактивные надстройки приложений»?
Если в разделе «Неактивно»: нажмите кнопку «Перейти» в нижней части диалогового окна «Надстройки», чтобы открыть диалоговое окно «Надстройки COM».
Найдите в списке Outlook Social Connector и установите флажок, чтобы включить его.
Если он указан как отключенный, выберите «Отключенные надстройки» в раскрывающемся списке внизу диалогового окна и нажмите «Перейти».
Если Social Connector не остается загруженным, см. Раздел «Всегда загружать надстройку Outlook», чтобы узнать, как заставить его всегда загружаться.
В Outlook 2007 найдите Инструменты , Центр управления безопасностью, Надстройки . Диалог идентичен Outlook 2010 и новее.Вы также можете проверить отключенные надстройки в меню «Справка», «Отключенные элементы». Если указано, выберите надстройку и нажмите кнопку «Включить».
.