Содержание

«Рисунок человека»

Изображение на рис. 41, сделанное четырнадцатилетней девочкой, свидетельствует о ее инфантильности: в нем вовсе отсутствуют какие-либо признаки пола персонажа. Вместе с тем, подобная поза человека довольно часто встречается на рисунках подростков: руки спрятаны за спиной, что интерпретируется как признак отказа от общения. Так же интерпретируется изображение рук, спрятанных в карманы, скрещенных на груди или упертых в бока.
Отказ от общения может быть вызван разными причинами. Нередко он является следствием подросткового негативизма. Однако в данном случае, при учете общего благоприятного впечатления, производимого рисунком, его инфантильности, а также проявлений тревоги (стирание и исправление линий), причиной, скорее, служит боязнь контактов, опасение негативной оценки себя. Эта версия поддерживается и признаками психологической нагрузки при изображении ушей (усиленный нажим на карандаш). Подобное подчеркивание ушей характерно для людей, опасающихся, что их низко оценивают, и вообще придающих особо большое значение тому, что о них говорят.

Невропатолог, под наблюдением которого находится мальчик, оценивает его состояние как невротическое. Можно полагать, что причиной этого состояния стала именно фрустрация потребности в общении. По словам родителей, Женя очень тянется к детям, но они его не принимают, поскольку он не умеет играть, не владеет средствами общения. Невротические проявления наблюдаются и в поведении, в частности, родители отмечают буквально паническую реакцию на процедуру купания, которое раньше мальчику очень нравилось. С Женей в течение двух месяцев после консультации проводилась игровая психотерапия, которая дала незначительный эффект и была прервана в связи с изменением семейной ситуации. Повторная консультация относится к возрасту 10 л. 7мес. (рис.43).
В рисунке выражена отстраненная, созерцательная позиция. Признаков значительной эмоциональной нагрузки нет, состояние может быть оценено как благоприятное.
В данном случае недостаточная бытовая ориентированность связана, по-видимому, со склонностью к защитному фантазированию. Про таких людей часто говорят, что они «не стоят на земле», «витают в облаках» и т.п. Родители продолжают жаловаться на трудности в контактах Жени со сверстниками, но отмечают, что в настоящее время это воспринимают как проблему скорее они, чем сам мальчик.

Тест «Нарисуй человека» | Psylist.net

Тест интеллекта. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития детей и подростков. Предложен Ф. Гудинаф в 1926 г.

Обследуемому предлагают изобразить на листе бумаги мужчину, причем просят сделать это как можно лучше. Время рисования не ограничивается. Оценка уровня интеллектуального развития осуществляется на основе того, какие части тела и детали одежды изображает обследуемый, как учтены пропорции, перспектива и т. д.

Ф. Гудинаф разработала шкалу, по которой можно оценить 51 элемент рисунка. Имеются нормы для детей от 3 до 13 лет, которые могут быть сопоставлены с умственным возрастом.

Надежность теста, неоднократно проверявшаяся разными методами, достаточно высока. Коэффициент ретестовой надежности составляет 0,68, а коэффициент надежности методом расщепления — 0,89. Показатели конструктной валидности, несмотря на вариабельность, превышают 0,50. Г. Тест может быть использован как в индивидуальном, так и в групповом исследовании. На основе данной методики К. Маховер была предложена проективная методика исследования личности.

В 1963 г. Д. Харрисом тест был пересмотрен, расширен и опубликован под названием «Гудинаф-Харрис рисования тест». В варианте, предложенном Д. Харрисом, после завершения рисунка мужчины обследуемому предлагают изобразить женщину, а затем нарисовать свой портрет. Наряду с известным способом оценки рисунка по его элементам предложена более простая обработка результатов тестирования – качественная оценка рисунка в целом путем сопоставления полученного изображения с 12 образцами (по степени сходства с эталоном). Коэффициент корреляции между данными, полученными при рисовании мужчины и женщины, весьма высок (0,91-0,98), что позволяет считать оба варианта взаимозаменяемыми. Изображение испытуемым самого себя разрабатывалось Д. Харрисом как проективная методика исследования личности.

Особенности проведения процедуры исследования.

Ребенку выдается лист белой бумаги стандартного формата и один простой карандаш. Годится и обычная писчая бумага, но предпочтительно плотная бумага, специально предназначенная для рисования. Карандаш – обязательно мягкий, лучше марки М или 2М; допустимо использование неизношенного черного фломастера.

Ребенка просят «как можно лучше» нарисовать человека («мужчину», laquo;дяденьку»). По ходу рисования комментарии не допускаются. Если ребенок выполняет рисунок человека не в полный рост, ему предлагают сделать новый рисунок.

По завершении рисования проводится дополнительная беседа с ребенком, в которой уточняются непонятые детали и особенности изображения.

Тестирование — предпочтительно индивидуальное. Для дошкольников –исключительно индивидуальное.

Ключи

Диагностика интеллекта с помощью теста Гудинаф – Харриса.

Шкала признаков для оценки рисунка содержит 73 пункта. За выполнение каждого пункта начисляется 1 балл, за несоответствие критерию – 0 баллов. В итоге подсчитывается суммарная оценка.

Критерии оценки (признаки и их характеристики).

1. Голова. Засчитывается любое достаточно ясное изображение головы независимо от формы (окружность, неправильная окружность, овал). Черты лица, не ограниченные контуром головы, не засчитываются.

2. Шея. Засчитывается любое ясное изображение данной части тела, отличной от головы и туловища. Прямое сочленение головы и туловища не засчитывается.

3. Шея; два измерения. Очертания шеи, не прерываясь, переходят в очертания головы, туловища или того или другого одновременно. Линия шеи должна плавно переходить в линию головы или туловища. Изображение шеи в виде одной линии или «столбика» между головой и туловищем не засчитывается.

4. Глаза. Если нарисован хотя бы один глаз — то любой способ изображения признается удовлетворительным. Засчитывается даже единственная неопределенная черточка, иногда встречающаяся в рисунках совсем маленьких детей.

5. Детали глаза: брови, ресницы. Показаны брови или ресницы, или то и другое одновременно.

6. Детали глаза: зрачок. Любое явное указание на зрачок или радужную оболочку, помимо глаза. Если показаны два глаза, должны присутствовать оба зрачка.

7. Детали глаза: пропорции. Размер глаза по горизонтали должен превосходить размер по вертикали. Это требование должно быть соблюдено в изображении обоих глаз, но если нарисован только один глаз, то достаточно и этого. Иногда в профильных рисунках высокого уровня глаз показан с учетом перспективы. В таких рисунках засчитывается любая треугольная форма.

8. Детали глаза: взгляд. Анфас: глаза явно «смотрят». Не должно быть ни конвергенции, ни дивергенции зрачков ни по горизонтали, ни по вертикали.

Профиль: глаза должны быть показаны либо как в предшествовавшем пункте, либо, если сохранена обычная миндалевидная форма, зрачок должен быть помещен в передней части глаза, а не в центре. Оценка должна быть строгой.

9. Hoc. Любой способ изображения носа. В «смешанных профилях» очко засчитывается даже если нарисовано два носа.

10. Hoc, два измерения. Анфас: засчитывается любая попытка нарисовать нос двумерным, если длина носа больше ширины его основания.

Профиль: засчитывается любая, самая примитивная попытка показать нос в профиль, при условии, что изображено основание носа и его кончик. Простая «пуговица» не засчитывается.

11. Рот. Любое изображение.

12. Губы, два измерения. Анфас: ясно изображены верхняя и нижняя губа.

13. Hoc и губы, два измерения. Дается дополнительное очко, если выполнены пункты 10 и 12.

14. Подбородок и лоб. Анфас: должны быть нарисованы оба глаза и рот, оставлено достаточное место над глазами и подо ртом для лба и подбородка. Оценка не очень строгая. Там, где шея переходит в лицо, имеет значение расположение рта по отношению к сужающейся нижней части головы.

15. Подбородок. (Не путать с пунктом 16. Чтобы получить очко по данному пункту, необходима отчетливая попытка показать «заостренный» подбородок. Чаще всего этот пункт засчитывается при изображении профиля.) Четко отделен от нижней губы. Анфас: форма подбородка должна быть выделена каким-либо способом: например, кривой линией, проходящей ниже рта или губ, или всей формой лица. Борода, закрывающая данную часть лица, не позволяет начислять очко по данному пункту.

16. Показана линия челюсти. Анфас: поперек шеи проходит линия челюсти и подбородка, причем она не должна быть квадратной формы. Шея должна быть достаточно широкой, а подбородок достаточно заостренным, чтобы линия челюсти образовала острый угол с линией шеи. Оценка строгая.

Профиль: линия челюсти идет по направлению к уху.

17. Переносица. Анфас: нос имеет правильную форму и правильно расположен. Должно быть показано основание носа, а переносица должна быть прямой. Важно расположение верхней части переносицы — она должна доходить до глаз или заканчиваться между ними. Переносица должна быть уже основания.

18. Волосы I. Засчитывается любое, даже самое грубое изображение волос.

19. Волосы II. Волосы показаны не просто мазней или каракулями. Однако линия волос на черепе без каких-либо попыток закрасить их не засчитывается. Очко дается, если ребенок предпринял попытку хоть как-то закрасить волосы или показать их волнистый контур.

20. Волосы III. Любая явная попытка показать стрижку или фасон, используя челку, баки или линию прически у основания. Когда нарисован человек в головном уборе, очко засчитывается, если волосы на лбу, за ухом или сзади указывают на наличие определенной прически.

21. Волосы IV. Тщательное изображение волос; показано направление прядей. Пункт 21 не засчитывается, если рисунок ребенка не удовлетворяет требованиям пункта 20. Это признак более высокого ранга.

22. Уши. Любое изображение ушей.

23. Уши: пропорции и расположение. Вертикальный размер уха должен превышать его горизонтальный размер. Уши должны быть расположены примерно в средней трети вертикального размера головы.

Анфас: верхняя часть уха должна отходить от линии черепа, оба уха должны расширяться в сторону основания.

Профиль: должна быть показана какая-нибудь деталь уха, например, слуховой канал может быть изображен точкой. Ушная раковина должна расширяться в сторону затылка.

Примечание: некоторые дети, особенно умственно отсталые, имеют тенденцию рисовать ухо как бы перевернутым — расширяющимся в сторону лица. В таких рисунках очко никогда не засчитывается.

24. Пальцы. Любые признаки пальцев помимо руки или кисти. В рисунках детей постарше, имеющих склонность делать эскизные изображения, этот пункт засчитывается при наличии любого признака пальца.

25. Показано правильное количество пальцев. Если нарисованы две кисти, необходимо, чтобы на обеих было по пять пальцев. В «эскизных» рисунках более старших детей очки засчитываются, даже если нельзя четко разглядеть все пять пальцев.

26. Правильные детали пальцев. «Виноградины» или «палочки» не засчитываются. Длина пальцев должна отчетливо превышать ширину. В более сложных рисунках, где кисть показана в перспективе или пальцы намечены лишь эскизно, очко засчитывается. Очко дается также в случаях, когда из-за того, что руки сжаты в кулаки, показаны только суставы или части пальцев. Последнее встречается только в рисунках высшей сложности, где большое значение имеет перспектива.

27. Противопоставление большого пальца. Пальцы нарисованы так, что видно явное отличие большого пальца от остальных. Оценка должна быть строгой. Очко засчитывается и в том случае, когда большой палец явно короче всех остальных или когда угол между ним и указательным пальцем не меньше, чем в два раза превышает угол между любыми двумя пальцами, либо если точка прикрепления большого пальца к кисти находится значительно ближе к запястью, чем у других пальцев. Если изображены две руки, перечисленные выше условия должны соблюдаться на обеих руках. Если нарисована одна рука, то при соблюдении указанных условий очко засчитывается. Пальцы должны быть показаны обязательно; рука в виде варежки не засчитывается, если только не очевидно (или установлено в последующей беседе), что ребенок изобразил человека в зимней одежде.

28. Кисти. Любое изображение кисти, не считая пальцев. Если имеются пальцы, то между основанием пальцев и краем рукава или манжета должно быть пространство. Где нет манжет, кисть должна как-либо расширяться, изображая ладонь или тыльную сторону руки, в отличие от запястья. Если нарисованы обе руки, этот признак должен иметься на обеих.

29. Нарисовано запястье или лодыжка. Либо запястье, либо лодыжка нарисованы явно отдельно от рукава или брючины. Здесь недостаточно линии, нарисованной поперек конечности и показывающей край рукава или брючины (это засчитывается в пункте 55).

30. Руки. Любой способ изображения рук. Одних только пальцев недостаточно, но очко засчитывается, если между основанием пальцев и той частью тела, к которой они присоединены, оставлено место. Количество рук также должно быть правильным, за исключением рисунков в профиль, когда можно засчитывать и одну руку.

31. Плечи I. Анфас: изменение направления очертания верхней части туловища, которое производит впечатление вогнутости, а не выпуклости. Этот признак оценивается довольно строго. Обычная овальная форма никогда не засчитывается, оценка всегда отрицательная, если только не очевидно, что это указание на резкое расширение туловища ниже шеи, которое образуется лопаткой или ключицей. Туловище четкой квадратной или прямоугольно формы не засчитывается, но если углы закруглены, очко дается.

Профиль: оценка должна быть несколько мягче, чем в рисунках анфас, так как правильно изобразить плечи в профиль значительно труднее. Правильным можно считать рисунок, на котором в профиль изображена не только голова, но и туловище. Очко засчитывается, если линии, образующие очертания верхней части туловища, расходятся друг от друга у основания шеи, показывая расширение грудной клетки.

32. Плечи II. Анфас: оценивается строже, чем предшествующий признак. Плечи должны непрерывно переходить в шею и руки, должны быть «квадратными», а не свисающими. Если рука отведена от туловища, должна быть показана подмышка.

Профиль: плечо должно быть присоединено в правильном месте. Рука должна быть изображена двумя линиями.

33. Руки сбоку или чем-то заняты. Анфас: маленькие дети часто рисуют руки жестко отставленными от туловища. Очко засчитывается, если хотя бы одна рука, нарисованная сбоку, образует с общей вертикальной осью туловища угол не больше 10 градусов, если только руки не заняты чем-либо, например, держат какой-нибудь предмет. Очко засчитывается, если руки нарисованы засунутыми в карманы на бедрах («руки в брюки») или заложенными за спину.

Профиль: очко засчитывается, если руки заняты какой-либо работой или вся рука поднята.

34. Локтевой сустав. В середине руки должен быть не плавный, а резкий изгиб. (Достаточно на одной руке). Изгиб и складки рукава засчитываются.

35. Ноги. Любой способ изображения ног. Число ног должно быть правильным. В профильных рисунках может быть либо одна, либо две ноги. При оценке надо исходить из здравого смысла, а не только из чисто формального признака. Если нарисована только одна нога, но эскизно намечена промежность, очко засчитывается. С другой стороны, три и более ног на рисунке или только одна нога без какого-либо оправдания отсутствия второй не считается. Одна йога, к которой присоединены две ступни, оценивается отрицательно.

36. Бедро I (промежность). Анфас: показана промежность. Чаще всего она изображается внутренними линиями ног, встречающимися в точке соединения с телом. (Маленькие дети обычно помещают ноги как можно дальше друг от друга. Такой способ изображения по данному пункту очка не получает).

Профиль: если нарисована только одна нога, то должно быть передано очертания ягодицы.

37. Бедро II. Бедро должно быть изображено точнее, чем это необходимо для получения очка в предшествующем пункте.

38. Коленный сустав. Так же, как и в локте, должен иметь место резкий (а не плавный) изгиб приблизительно в середине ноги, или, что иногда встречается в рисунках очень высокой сложности, сужение ноги в этой точке. Брюки длиной по колено — признак недостаточный. Складка или штрихи, показывающие колено, оцениваются положительно.

39. Ступня I. Любое изображение. Засчитывается изображение ступни любым способом: две ступни анфас, одна или две ступни в профильном рисунке. Маленькие дети могут изображать ступни, присоединяя носки к нижней части ноги. Это засчитывается.

40. Ступня II. Пропорции. Ступни и ноги должны быть показаны в двух измерениях. Ступни должны быть не «обрубленные», т.е. длина ступни должна превышать ее высоту от подошвы до подъема. Длина ступни не должна превышать 1/3 от общей длины всей ноги и не должна быть меньше 1/10 общей длины ноги. Очко засчитывается в рисунках анфас, где ступня показана большей в длину, чем в ширину.

41. Ступня III. Пятка. Любой способ изображения пятки. На рисунках в анфас признак засчитывается формально, когда ступни изображены так, как показано на рисунке (при условии, что имеется некая разделительная линия между ногой и ступней). В профильных рисунках должен быть подъем.

42. Ступня IV. Перспектива. Попытка соблюдения ракурса, по крайней мере для одной ступни.

43. Ступня V. Детали. Любая деталь, например, шнурки, завязки, ремешки или подошва ботинка, изображенная двойной линией.

44. Соединение рук и ног с туловищем I. Обе руки и обе ноги присоединены к туловищу в любой точке, или руки присоединены к шее, либо к месту соединения головы с туловищем (когда нет шеи). Если отсутствует туловище, оценка всегда ноль. Если ноги присоединены не к туловищу, а к чему-нибудь еще, независимо от присоединения рук, оценка ноль.

45. Присоединение рук и ног II. Руки и ноги присоединены к туловищу в соответствующих местах. Очко не засчитывается, если присоединение руки занимает половину или больше грудной клетки (от шеи до талии). Если нет шеи, руки должны присоединяться к верхней части туловища.

Анфас: если присутствует признак 31, то место присоединения должно приходиться точно на плечи. Если по признаку 31 ребенок получил ноль, то точка присоединения должна приходиться точно на то место, где должны быть нарисованы плечи. Оценка строгая, особенно при отрицательной оценке по пункту 31.

46. Туловище. Любое четкое изображение туловища в одном или двух измерениях. Там, где никакого явного различия между головой и туловищем нет, но черты лица показаны в верхней части этой фигуры, очко засчитывается, если черты лица занимают не больше половины фигуры; в противном случае оценка ноль (если только нет поперечной черты, показывающей нижнюю границу головы). Любая фигура, нарисованная между головой и ногами, засчитывается как туловище, даже если ее размер и форма скорее напоминают шею, чем туловище. (Это правило основано на том, что многие дети, в рисунках которых имеется такая особенность, в ответ на соответствующий вопрос называют данную часть туловищем). Ряд пуговиц, идущий вниз между ногами, оценивается как ноль по признаку туловища, но как очко по признаку одежды, если только поперечная линия не показывает границы туловища.

47. Пропорциональность туловища: два измерения. Длина туловища должна превышать его ширину. Измеряется расстояние между точками наибольшей длины и наибольшей ширины. Если оба расстояния одинаковы или настолько близки, что разница между ними трудно определима, — оценка ноль. В большинстве случаев разница достаточно велика, и ее можно определить на глаз, без измерения.

48. Пропорции: голова I. Площадь головы должна быть не больше половины и не меньше 1/10 площади туловища. Оценка довольно мягкая.

49. Пропорции: голова II. Голова составляет приблизительно 1/4 площади туловища. Оценка строгая: не засчитывается, если больше 1/3 и меньше 1/5. Там, где не показана промежность, как, например, в некоторых профильных рисунках, принимается пояс или талия примерно на уровне 2/3 низа общей длины туловища.

50. Пропорции. Анфас: длина головы больше ее ширины; должна быть показана общая овальная форма.

Профиль: голова имеет явно удлиненную, продолговатую форму. Лицо длиннее основания черепа.

51. Пропорции: руки I. Руки по крайней мере равны длине туловища. Кончики кистей достигают середины бедер, но не колена. Кисти не обязательно доходят до (или ниже) промежности, особенно если ноги необычно короткие. На рисунках анфас обе руки должны иметь такую длину. Оценивается относительная длина, а не положение рук.

52. Пропорции: руки II. Коническая форма рук. Предплечье уже верхней части руки. Засчитывается любая попытка сузить предплечье, если только это не делается прямо у талии. Если целиком нарисованы обе руки, сужения должны быть на обеих.

53. Пропорции: ноги. Длина ног не должна быть меньше вертикального размера туловища и не больше двойного размера туловища. Ширина каждой ноги меньше ширины туловища.

54. Пропорции: конечности в двух измерениях. Обе руки и ноги показаны в двух измерениях. Если руки и ноги двумерные — очко засчитывается, даже если кисти и ступни изображены линейно.

55. Одежда I. Любые признаки изображения одежды. Как правило, наиболее ранние способы представляют собой ряд пуговиц, идущих вниз к центру туловища, или шляпу, или и то и другое вместе. Засчитывается даже что-либо одно. Одна точка или маленький кружочек в центре туловища практически всегда означает пупок, и не засчитывается как элемент одежды. Серия вертикальных и горизонтальных линий, нарисованных поперек туловища (а иногда и поперек конечностей), представляет собой самый распространенный способ изображения одежды. За это дается очко. Также засчитываются черточки, которые могут быть расценены как указание на карманы или манжеты.

56. Одежда II. Наличие по крайне мере двух непрозрачных предметов одежды, таких, как шляпа, брюки и т.п., скрывающих часть тела, которую они покрывают. При оценке рисунка по данному пункту следует иметь в виду, что если шляпа просто чуть-чуть касается верха головы, но не покрывает никакой ее части, очко не засчитывается. Одни только пуговицы без каких-либо других указаний на признаки одежды (например, пальто, пиджак) не засчитываются. Пальто должно быть изображено с помощью двух следующих признаков: рукава, воротник или линия горлового выреза, пуговицы, карманы. В изображении брюк должны быть: пояс, ремень, застежка, карманы, манжеты или любой способ разграничения ступни и ноги от низа брючины. Изображение ступни как продолжения ноги не засчитывается, если линия поперек ноги — единственный признак, указывающий на различие ступни и лодыжки.

57. Одежда III. В рисунке нет прозрачных элементов одежды. И рукава и брюки должны быть показаны отдельно от запястий рук и ступней ног.

58. Одежда IV. Нарисовано по крайней мере четыре предмета одежды. Предметы одежды могут быть следующими: шляпа, туфли, пальто, пиджак, рубашка, воротник, галстук, ремень, брюки, жакет, футболка, рабочий халат, носки. (На туфлях должны присутствовать некоторые детали — шнурки, ремешки или подошва, изображенная двойной линией. Одного только каблука недостаточно. У брюк должны иметь место некоторые детали, такие, как застежка, карманы, манжеты. У пальто, пиджака или рубашки должны быть показаны: воротник, карманы, лацканы. Одних только пуговиц недостаточно. Воротник не следует путать с шеей, изображенной как простая вставка. Галстук часто довольно незаметен, его наличие уточняется при внимательном рассмотрении или в ходе беседы.)

59. Одежда V. Полный костюм без каких-либо нелепостей (несовместимых предметов, деталей). Это может быть и «форма» (не только военная форма, но и например ковбойский костюм) или повседневный костюм. Во втором случае костюм должен быть безупречным. Это «поощрительный» дополнительный пункт, и следовательно, здесь должно быть показано больше, чем в пункте 58.

60. Профиль I. Голова, туловище и ноги в профиль должны быть показаны без ошибок. Туловище не считается нарисованным в профиль, если центральная линия пуговиц не сдвинута от середины фигуры в бок туловища или если нет других указаний, как, например, соответствующее положение рук, карманов, галстука. В целом рисунок может содержать одну (но не более) из следующих трех ошибок: 1) прозрачность тела — контур туловища виден сквозь руку; 2) ноги нарисованы не в профиль; в полном профиле по крайней мере верхняя часть одной ноги должна быть закрыта другой ногой, которая ближе; 3) руки присоединены к контуру спины и протянуты вперед.

61. Профиль II. Фигура должна быть показана в профиль абсолютно правильно, без ошибок и случаев прозрачности.

62. Анфас. Включает частичный профиль, когда рисующий пытается показать фигуру в перспективе. Все остальные части тела на своих местах и соединены правильно, за исключением частей, скрытых перспективой или одеждой. Существенные детали: ноги, руки, глаза, нос, уши, шея, туловище, ладони (кисти), ступни. Ступни должны быть изображены в перспективе, но не в профиль, если только они не вывернуты в разные стороны. Части должны быть показаны двумерными.

63. Двигательная координация в рисовании линий. Посмотрите на длинные линии рук, ног и туловища. Линии должны быть твердыми, уверенными и без случайных изгибов. Если в целом линии производят впечатление твердых, уверенных и свидетельствуют о том, что ребенок контролирует движения карандаша, очко засчитывается. Рисунок может быть весьма неумелым, и все же очко должно быть засчитано. Несколько длинный линий может быть обведено или стерто. Линии на рисунке не обязательно должны быть очень ровными и плавными. Маленькие дети иногда пытаются «раскрашивать» рисунок. Внимательно изучите линии рисунка. Дети постарше часто пользуются эскизами, отрывочным методом, легко отличимым от неуверенных линий, возникающих вследствие незрелой координации.

64. Двигательная координация в рисовании соединений. Посмотрите на точки соединения линий. Линии должны встречаться точно, без явной тенденции к пересечению или наложению и без промежутка между ними (рисунок с несколькими линиями оценивается строже, чем рисунок с частыми сменами направления линий). Эскизный, отрывистый рисунок обычно засчитывается, несмотря на то, что соединения линий здесь могут быть неопределенными, так как эта способность присуща почти исключительно рисункам зрелого типа. Допускаются некоторые подтирания.

65. Высшая двигательная координация. Это «поощрительный», дополнительный пункт за умелое владение карандашом как в рисовании деталей, так и в рисовании основных линий. Обратите внимание на мелкие детали, а также на характер основных линий. Все линии должны быть нарисованы твердо, с правильными соединениями. Прорисовка карандашом тонких деталей (черт лица, мелких деталей одежды и т.п.) указывает на хорошую регуляцию движений карандаша. Оценка должна быть очень строгой. Перерисовка или подтирание аннулируют очко за этот пункт.

66. Направление линий и форма: контур головы (качество линий в рисовании форм). Контур головы должен быть нарисован без явных признаков непроизвольных отклонений. Очко засчитывается только в тех рисунках, где форма достигается без неправильных предварительных попыток (круг, эллипс). В профильных рисунках простой овал, к которому присоединен нос, не засчитывается. Оценка должна быть достаточно строгой, т.е. контур лица должен быть нарисован единой линией, а не по частям.

67. Качество линий в рисовании форм: контур туловища. То же, что и в предыдущем пункте, но для туловища. Следует обратить внимание на то, что примитивные формы (палочка, круг или эллипс) не засчитываются. Линии туловища должны указывать на попытку намеренно отойти от простой яйцевидной формы.

68. Качество линий в рисовании форм: руки и ноги. Руки и ноги должны быть нарисованы без нарушения формы, как в предыдущем пункте, без тенденции к сужению в местах соединения с телом. И руки и ноги должны быть изображены двумерными.

69. Качество линий в рисовании форм: черты лица. Черты лица должны быть полностью симметричными. Глаза, нос и рот должны быть показаны двумерными.

Анфас: черты лица должны быть размещены правильно и симметрично, должны ясно передавать вид человеческого лица.

Профиль: контур глаза должен быть правильным и расположен в передней части головы. Нос должен образовывать тупой угол со лбом. Оценка строгая, «карикатурный» нос не засчитывается.

70. «Эскизная» техника. Линии, образованные хорошо регулируемыми штрихами. Повторное обведение отрезков длинных линий не засчитывается. «Эскизная» техника встречается в работах некоторых старших детей и почти не встречается у детей младше 11—12 лет.

71. Особая прорисовка деталей. С помощью особых линий или штриховки должно быть изображено что-то (одно или более) из следующего перечня: складки одежды, морщинки или фалды, выделка ткани, волосы, ботинки, расцветка или предметы фона.

72. Движение рук. Фигура должны выражать свободу движений в плечах и локтях. Достаточно при изображении одной руки. «Руки в брюки» или руки в карманах не засчитываются, если видны и плечи, и локти. Какие-либо действия не обязательны.

73. Движение ног. Свобода в движениях и в коленях, и бедрах фигуры.

(Критерии анализа рисунка разработаны и сформулированы создателями теста. При анализе конкретного материала отдельные критерии могут показаться недостаточно четкими. В силу этого возможны субъективные интерпретации, и полученный показатель может не вполне соответствовать уровню безусловной точности. Качество обработки тестового материала возрастает по мере освоения опыта тестирования и обсчета результатов.)

Анализ

В результате масштабной апробации теста его создателями разработаны подробные таблицы перевода полученных баллов в показатели, соответствующие коэффициенту интеллекта. Эти критерии, однако, были выработаны достаточно давно и на выборке американских испытуемых. Поэтому доскональное соотнесение результатов, полученных сегодня на отечественном материале, с этими таблицами недостаточно. Ниже приводятся лишь основные референтные точки, служащие приблизительным ориентиром для оценки.

Из таблиц Гудинаф — Харриса взяты соотношения баллов и «нормального» IQ, соответствующего 100 %, а также те показатели, которые примерно соответствуют IQ = 70% (т.е. минимального значения, относящегося к норме). Использование предложенного материала в силу указанных причин допустимо лишь в следующих пределах. В тех случаях, когда количество баллов ниже, чем соответствующее IQ = 70%, это дает основание для более детального изучения интеллектуальной сферы ребенка с целью выявления возможного отставания в умственном развитии. Еще раз подчеркнем, что на основе лишь данного критерия делать выводы об умственной отсталости недопустимо.

В возрасте 3 лет IQ = 100% примерно соответствует количество баллов, равное 7. (70% — 1 балл.)

4 года – 100% – 10 баллов; 70% – 3 балла.

5 лет – 100% – 16 баллов; 70% – 6 баллов.

6 лет – 100% – 18 – 19 баллов; 70% – 7 баллов.

7 лет – 100% – 22 – 23 балла; 70% – 9 баллов.

8 лет – 100% – 26 баллов; 70% – 10 баллов.

9 лет – 100% – 31 балл; 70% – 13 баллов.

10 лет – 100% – 34 – 35 баллов; 70% – 14 – 15 баллов.

11 лет – 100% – 36 – 38 баллов; 70% – 15 – 16 баллов.

12 лет – 100% – 39 – 41 балл; 70% – 18 баллов.

13 лет – 100% – 42 – 43 балла; 70% – 21 балл.

14 – 15 лет – 100% – 44 – 46 баллов; 70% – 24 балла.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Психологический практикум:

тест «Рисунок человека» | Ваш детский психолог

В предыдущем посте несколько дней назад я писала о том, как детский рисунок может многое рассказать о состоянии внутреннего мира ребенка и его умственном развитии.

Поскольку дети охотнее включаются во взаимодействие с психологом и с другими взрослыми, если их просят действовать в соответствии с их возможностями и ожиданиями, то используется простое и в то же время очень информативное средство диагностики – детский рисунок.

С его помощью легко установить непринужденный контакт с ребенком, эмоциональную связь и, в случае чего, оказать незаметную поддержку, обыгрывая трудную ситуацию, изложенную на подсознательном уровне на листе бумаги.

Сегодня я расскажу об одном тесте. Называется он “Рисунок человека”.  Применим с 3 лет и старше. Верхний возрастной порог не ограничен.

Суть его: ребенка просят нарисовать человека так, как он умеет, не уточняя, какого именно (дядю, тетю, мальчика, девочку и т.п). Только, если малыш очень маленький (3-4 годика), ему дают инструкцию попроще: “Нарисуй дядю. Постарайся красиво нарисовать.”

Что нужно для этого теста: лист белой бумаги формата А4 (желательно), простой полумягкий (М или 2М) карандаш. Твердый – не рекомендуется, поскольку он может осложнить интерпретацию показателей рисунка (силу нажима, штриховку, пробные касания листа бумаги перед окончательным проведением контуров).

Как нужно ребенку сидеть: по возможности, обеспечьте ему удобное рабочее пространство. Это может быть детский столик и стульчик, подобранный по росту малыша или же адаптированное с учетом его возраста место. Следите за тем, чтобы уровень стола не был слишком высоким или очень низким, так как ребенку в этом случае трудно принять свободное положение тела и он будет напрягаться, чтобы рисовать. Если он сидит на взрослом стуле, и ноги свободно свисают – позаботьтесь о подставке для них. В противном случае, если он будет качать ногами, на рисунке могут появиться неровные линии или лишние штрихи.

Вопросы во время теста: иногда ребенок по ходу выполнения задания комментирует или переспрашивает (“А можно я тут пририсую цветочки?” “Я лучше нарисую собаку”. “А если только лицо — можно?” и т.д). На подобные реплики отвечайте спокойно: “Нарисуй всего человека. Только человека. Рисуй, как тебе хочется”. Если ребенок изобразил что-то другое – похвалите его, и предложите снова нарисовать, но уже человека.

Рисунок готов – что дальше? А дальше расспросите своего ребенка:

  • Кто этот человек? (какого пола, если из рисунка неясно)
  • Как его зовут?
  • Сколько ему лет?
  • Где он живет?
  • Что он любит делать?
  • А что не любит?
  • О чем мечтает?

Вопросы эти примерные. В зависимости от возраста ребенка их можно увеличить (для школьников и подростков – предлагается составить небольшой рассказ об изображенном персонаже) или ограничить вышеприведенными (для маленьких).

Как интерпретировать?

Обращайте внимание на все, пусть даже самые незначительные, мелочи (позу ребенка, его сосредоточенность, отвлекаемость, в какой руке держит карандаш, часто ли перекладывает в другую руку). Также, перечень вопросов ниже поможет вам охватить все основные моменты:

Место расположения рисунка относительно всего листа (правее, левее, в центре, вверху, внизу)

Обычно дети помещают изображение в центре. Если оно смещено влево или вправо – это может говорить об его особенностях восприятия, возможной зеркальности (правша или левша). Если рисунок высоко относительно средней линии листа – вероятна высокая самооценка или излишняя самоуверенность. Аналогично низко расположенный рисунок может свидетельствовать о неуверенности ребенка в себе.

Характер выполнения (сила нажима карандаша, четкие линии, уверенные или дрожащие, есть ли штрихи)

Много темных линий, с силой прочерченных, чаще всего говорит о внутренней напряженности ребенка, его страхах или подавленных чувствах. Большое количество мелких штриховок, наносимых на лист перед основными контурами — как признак высокой тревожности и эмоциональной неустойчивости.

Характер расстановки акцентов на отдельных деталях рисунка (есть ли какие фрагменты, особо прорисованные, выделенные или есть незаметные “осторожные” детали)

Здесь смотрите, на что ребенок обращает большее внимание. Например, девочки любят тщательно вырисовывать глазки и реснички, мальчики предпочитают акцент в одежде и дополнительных аксессуарах. Это как степень желаемого выражения своих внешних данных, стремление к демонстративности.

Эмоциональное состояние человека, его степень выражения (улыбка, радость, веселье, печаль, сердитость, взъерошенность волос, агрессивность, оскал зубов (и такое бывает..) )

Думаю, тут понятно. Часто ребенок проецирует свои чувства на рисунок, как явные, так и скрытые. Вы можете удивиться, что у вашего тихони вдруг оказался агрессивный человечек на бумаге. Обратите на это внимание – это может быть сигналом о внутренних переживаниях ребенка, о которых он, возможно, не решается вам поведать. Но будьте тактичны – не спугните доверчивость и серьезно отнеситесь к чувствам своего малыша, как бы они не казались вам несерьезными.

Как человек стоит, как держит руки, не спрятаны ли они за спиной

Здесь ребенок неявно говорит о том, какой он в данный момент в коммуникативном плане: открыт для общения (руки широко раскрыты) или предпочитает замкнутость (руки прижаты к туловищу или спрятаны, ноги не расставлены).

Есть ли дополнительные элементы (одежда, обувь, головной убор и соответствует ли внешний вид описанию, изложенному ребенком после окончания рисования)

Тут интересно выявить представления ребенка о рисунке. Чаще всего он соотносит себя с данным персонажем на листе бумаги или с тем человеком, на которого он хочет/не хочет походить.

***

Когда вы проработаете данный рисунок, ответив подробно на все вспомогательные вопросы по интерпретации, вы сможете:

  • составить общую картину эмоционального состояния ребенка,

  • лучше понять его внутренние чувства,

  • помочь ему в случае настораживающих моментов,

А значит, и наладить теплые отношения, основанные на принципах любви, взаимопонимания и уважения. Скажите, какой родитель не мечтает об этом?!

Если в ходе проведения теста у вас возникли вопросы – задавайте их в комментариях, с удовольствием помогу.

Что еще почитать:

МЕТОДИКА « ДОМ, ДЕРЕВО, ЧЕЛОВЕК »

Цель:Оценка личности испытуемого уровня его развития, работоспособности,

взаимоотношений с окружающим миром.

 

Материал: Белый лист бумаги, сложенный пополам и образующий четыре

страницы. Первая страница для регистрации даты обследования и данных

испытуемого, последующие три страницы для рисунков: «Дом», «Дерево»,

«Человек», простой карандаш, ластик. Для дошкольников можно дать

обычный лист бумаги и цветные карандаши.

 

Инструкция для дошкольников: Нарисуй, пожалуйста, дом, он может быть

любым: тот, в котором ты живёшь, или , который ты видел где-то, может

быть сказочный. Постарайся нарисовать как можно лучше. После того,

как дом нарисован, просим нарисовать дерево и человека.

 

В протоколе зафиксировать:

— время с момента предоставления инструкции до начала рисования

— длительность любых пауз

— общее время, использованное для рисования

Последовательность изображения деталей каждого рисунка, пронумеровать их.

— Все комментарии ребёнка по возможности дословно

— любые эмоции ребёнка в процессе выполнения теста

 

 

Вопросы для беседы:

Для рисунка человека:

— это мужчина или женщина, мальчик или девочка?

— кто он, сколько ему лет?

— это твой родственник, друг или кто-нибудь другой?

— о ком ты думал, когда рисовал?

— что он делает, где он находится?

— о чём думает, какое у него настроение?

— кого тебе напоминает нарисованный человек:

— что ты чувствуешь по отношению к этому человеку?

— какая погода на рисунке?

— чего больше всего хочет этот человек, почему?

— как одет этот человек?

 

Для рисунка дерева:

— что это за дерево?

— где находится это дерево?

— сколько лет этому дереву?

— это дерево растёт одно или среди других деревьев?

— оно выше тебя, ниже или вы одинакового размера?

— какая погода на этом рисунке?

— есть ли на рисунке ветер, что это за ветер, в каком направлении он дует?

— что тебе напоминает это дерево?

— это дерево сильное, оно здоровое или больное?

— кого тебе напоминает это дерево, почему?

— чего больше всего хочется этому дереву, почему?

— если бы вместо / птицы, другого объекта на рисунке, не имеющего отношения

к основному дереву /, был бы человек, то кто бы это мог быть?

 

Для рисунка дома:

— сколько этажей у этого дома?

— этот дом кирпичный, деревянный или ещё какой-нибудь?

— это твой дом / если нет, то чей он / ?

— когда ты рисовал дом, кого ты представлял хозяином?

— тебе бы хотелось, чтобы этот дом был только твоим, почему?

— если бы ты мог распоряжаться этим домом, как хочется, какую комнату ты бы

выбрал для себя, почему, с кем бы ты хотел жить в этом доме?

— когда ты смотришь на рисунок, этот дом далеко или близко от тебя?

— этот дом выше, ниже или одного размера с тобой?

— о чём напоминает тебе этот домик?

— этот дом приветливый, дружелюбный или …?

— как ты думаешь, все ли в этом доме дружелюбные или …?

— какая погода на этом рисунке?

— о ком ты думаешь, когда смотришь на этот дом, почему?

— чего больше всего хочется этому дому?

— для чего нужна труба на крыше, куда ведёт эта дорожка…?

— если бы вместо / куста или любого другого предмета на рисунке / был

человек, то кто бы это мог быть?

 

Процесс интерпретации заключается в последовательном анализе следующих

групп элементов: детали, пропорции, перспектива, время, качество линий,

самокритичность, отношение к заданию, комментарии.

 

Интерпретация:

На рисунке дома должны быть изображены: дверь, окно, стены, крыша, труба

или что-то для обогрева дома.

На рисунке дереваобязательны: ствол, хотя бы одна ветка.

На рисунке человекаобязательны: голова, туловище, две ноги, две руки, два глаза,

нос, рот, два уха.

Отсутствие обязательных деталей в рисунках детей, имеющих средний уровень

интеллекта, говорит о снижении этого уровня.

Если рисунок содержит минимум деталей, но хорош с точки зрения пропорций и

перспективы, это может означать ,что ребёнку свойственны:

— склонность к замкнутости

— аномальное игнорирование традиционных вещей

Если минимум деталей при низком уровне качества пропорций и перспективы, то

можно предположить, что у ребёнка снижен интеллект или происходит снижение.

При чрезмерном количестве деталей — беспокойство, связанное с окружающим.

Анализ рисунка дома:

Окна: — это образ визуального контакта. Дом без окон, окно без стёкол, окна со

ставнями, занавесками, закрашенные – этозамкнутый, ушедший в себя ребёнок.

Много окон, украшенный цветами подоконник, круглое чердачное окно – всё это

говорит о ласковом и нежном отношении матери к ребёнку.

Двери: —возможность входа или выхода из дома. Фронтальная дверь – доступность

входа и выхода. Задняя или боковая дверь – бегство от действительности. Большой

замок на двери – замкнутость, необщительность ребёнка.

Труба: наличие трубы – хорошее отношение отца с ребёнком, из трубы идёт дым –

благоприятная атмосфера в семье.

 

Анализ рисунка дерева:

Деревосимволизирует то, как чувствует себя ребёнок в окружающей действительности.

Дерево с кроной в виде круга или овала – сильные враждебныеимпульсы.

Ствол – символизирует чувства, касающиеся личностного потенциала, способностей.

Крона: показатель степени и стремления к получению удовлетворения от окружающего.

Сломанные, поникшие, мёртвые ветки, рубцы:символизируют психические травмы.

Чувство неполноценности, несостоятельности, бесполезности, вины.

Образ мёртвого дереваплохая приспособленность, адаптация.

Гибкость ветвей, большое количество, размер – адаптивность, ресурсы личности.

Корневая система: представляет силу и качество аспектов личности.

Внешние силы:погодные условия, через них дети выражают свои чувства к миру.

Ветер: символизирует подверженность воздействию внешних сил.

Ветер, дующий снизу вверх, — желание перенестись из реального мира в мир фантазий.

Ветер сверху вниз: левый угол — прошлое, правый – будущее.

Заходящее солнце – может означать депрессивное настроение.

Солнце за облаком: — тревожные, неудовлетворённые отношения / с кем – то… /

 

Анализ рисунка человека

Руки:прячет за спиной – значит, что-то натворил и не хочет, чтобы об этом узнали.

Ступни – символизируют движение. Без рук и ступней – беспомощность.

Рисунок, имеющий только глаза – излишняя подозрительность, осторожность.

Отсутствие носа, ушей и рта – указывает на нежелание общаться.

Линия земли /лишниедетали / — признак незащищённости вообще.

Облака:— тревожность, связанная с окружающей действительностью.

 

Тест «Рисунок человека» для первоклассников

Тест «Рисунок человека» К.Маховер является очень информативным и одновременно простым в проведении. Нередко в начале года требуется диагностировать развитие познавательной и личностной сферы первоклассников. «Рисунок человека» позволяет сделать это в групповом формате. Рисунок ребёнка даёт информацию о познавательном и эмоциональном развитии

А именно:
— моторики -линии неуклюжие или наоборот четкие;
— воображения — рисунок со множеством деталей;
— способности действовать по инструкции — нарисовать человека, а не дом, дерево и ещё человека;
— тревожности — характер линий, нажима;
— эмоциональных проблем — человек на рисунке очень маленький или у него нет рта или части тела разрознены

Детям в классе раздаются листы А4 каждому и даётся инструкция: «Возьмите простой карандаш и нарисуйте, пожалуйста, человека, какого хотите». На выполнение задания отводится 15 минут. Раскрашивать цветными карандашами нельзя — что не все дети выполняют.

Далее рисунок обрабатывается по традиционному алгоритму К.Маховер — тест «Рисунок человека» — по наличию головы, двух рук, двух ног, глаз рта и.т.д. Начисляются баллы: чем больше баллов, тем наиболее развитым является ребёнок.

Предлагаю упрощённую схему обработки рисунка из книги Венгера и Цукерман:

Таким образом, если у ребёнка рисунок похож на рисунок А), то можно ставить 9 баллов; если как Б) — 7. Иногда рисунки бывают и хуже, на 2-3 балла, или не нарисовано ничего — либо ввиду страха, либо действительно есть задержка психического развития.

Также можно оценить по полному алгоритму, но по картинкам получается быстрее. Оцените рисунок ребенка по следующим пунктам (присвойте каждому положительному ответу один балл ):
1. У человека нарисована голова.
2. У него две ноги.
3. Две руки.
4. Туловище достаточно отделено от головы.
5. Длина и ширина туловища пропорциональны.
6. Плечи хорошо прорисованы.
7. Руки и ноги соединены с туловищем правильно.
8. Места соединения рук и ног с туловищем ясно выделены.
9. Шея ясно просматривается.
10. Длина шеи пропорциональна размерам тела и головы.
11. У человека нарисованы глаза.
12. У него нарисован нос.
и.т.д. 46 пунктов — Тест «Рисунок человека»

Как правило, у девочек рисунки богаче деталями и имеют более ровные и красивые линии. В первом классе рисунок может набрать  от 5 до 30 баллов. По мере взросления эта методика может утратить свою валидность, так как дети к 12-14 годам могут перейти к схематичному изображению человека, что не связано с низким уровнем познавательного развития.

Приведу примеры рисунков из практики

Вот достаточно хороший рисунок: четкие линии, есть глаза, уши, рот, нос. Такой рисунок говорит о высоком познавательном развитии и благополучном эмоциональном состоянии.

1.

Хорошие рисунки со многими дополнительными деталями, что говорит о развитом воображении

2.

3.

4.Более примитивный рисунок. Представление о теле человека на начальном уровне. Ребёнок не следует инструкции и раскрашивает рисунок.

 

 

 

 

 

 

5.Ещё один рисунок без особых деталей

 

Навязчивое повторение примитивных фигур может свидетельствовать о тревожности, зацикленности, а также о невнимательном выполнении инструкции: «Нарисовать человека»

6.

Серия рисунков «со странностями», говорящих о проблемах в эмоциональной сфере:
странная одежда и человека, нет рта, большие глаза говорят о тревожности. По итогам социометрии девочка — автор этого рисунка — оказалась «незаметной» в классе: её никто не отвергает, но и не принимает.

7.

 

 

 

 

 

 

 

8.Пустые глазницы говорят об инфантильности и суженности аффективного опыта, эгоцентризме

 

 

 

 

 

 

 

9.Вот ещё один мистер-твистер. Этот причудливый рисунок говорит об образе тела у ребёнка, который очень чувствителен к внешним раздражителям, нарушающим эмоциональное состояние ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, проанализировав каждый рисунок, можно выделить группу детей с проблемами в эмоциональной или когнитивной сфере и провести с ними дополнительную диагностику или развивающее занятие.

Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»

ТЕСТ
«Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»

Ф. И. О. оцениваемого__________________________________________
Возраст (полных лет)

__________________________________________

Должность

__________________________________________

Подразделение

__________________________________________

Дата заполнения

__________________________________________

 

Инструкция

Нарисуйте, пожалуйста, фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности.

Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна 10. Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишние, если же вами использовано фигур меньше чем 10, необходимо дорисовать недостающие.

При нарушении инструкции данные не обрабатываются.

Спасибо!

Ключ к тесту «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»

Описание

Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» предназначен для выявления индивидуально-типологических различий.

Сотруднику предлагают три листа бумаги размером 10 × 10 см. Каждый лист нумеруется и подписывается. На первом листе выполняется первый пробный рисунок, далее, соответственно, на листе втором – второй, на листе третьем – третий.

Сотруднику необходимо на каждом листе нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Сотрудник может увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна 10.

Если при рисовании сотрудник использовал большее количество фигур, то ему необходимо зачеркнуть лишние, если же использовал фигур меньше чем 10, ему необходимо дорисовать недостающие.

При нарушении инструкции данные не обрабатываются.

Пример рисунков, сделанных тремя оцениваемыми

Обработка результата

Подсчитайте количество затраченных в изображении человечка треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно). Запишите результат в виде трехзначных чисел, где:

  • сотни обозначают количество треугольников;
  • десятки – количество кругов;
  • единицы – количество квадратов.

Эти трехзначные цифры составляют так называемую формулу рисунка, по которой происходит отнесение рисующих к соответствующим типам и подтипам.

Интерпретация результата

Собственные эмпирические исследования, в которых получено и проанализировано более 2000 рисунков, показали, что соотношение различных элементов в конструктивных рисунках не случайно. Анализ позволяет выделить восемь основных типов, которым соответствуют определенные типологические характеристики.

Интерпретация теста основана на том, что геометрические фигуры, использованные в рисунках, различаются по семантике:

  • треугольник обычно относят к острой, наступательной фигуре, связанной с мужским началом;
  • круг – фигура обтекаемая, более созвучна с сочувствием, мягкостью, округлостью, женственностью;
  • квадрат, прямоугольник интерпретируются как специфически техническая конструктивная фигура, технический модуль.

Типология, основанная на предпочтении геометрических фигур, позволяет сформировать своего рода систему индивидуально-типологических различий.

Типы

I тип – руководитель

Формулы рисунков: 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640. Наиболее жестко доминирование над другими выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820; ситуативно – у 703, 712, 721, 730; при воздействии речью на людей – вербальный руководитель или преподавательский подтип – 604, 613, 622, 631, 640.

Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности, ориентированные на социально значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающимся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах.

Нужно помнить, что проявление данных качеств зависит от уровня психического развития. При высоком уровне развития индивидуальные черты развития реализуемы, достаточно хорошо осознаются.

При низком уровне они могут не выявляться в профессиональной деятельности, а присутствовать ситуативно, хуже, если неадекватно ситуациям. Это относится ко всем характеристикам.

II тип – ответственный исполнитель

Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550.

Данный тип людей обладает многими чертами типа «руководитель», являясь расположенным к нему, однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания. Такой человек ориентирован на умение делать дело, высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, то есть характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто он страдает соматическими заболеваниями нервного происхождения вследствие перенапряжения.

III тип – тревожно-мнительный

Формулы рисунков: 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460.

Данный тип людей характеризуется разнообразием способностей и одаренности – от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно этим людям тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое по сути является второй профессией. Физически не переносят беспорядка и грязи. Обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в подбадривании.

Кроме этого, 415 – «поэтический подтип» – обычно лица, имеющие такую формулу рисунка, обладают поэтической одаренностью; 424 – подтип людей, узнаваемых по фразе «Как это можно плохо работать? Я себе не представляю, как это можно плохо работать». Люди такого типа отличаются особой тщательностью в работе.

IV тип – ученый

Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370.

Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают концептуальным умом, отличаются способностью разрабатывать вс

Практикуйте написание имен 12 забавными способами для дошкольников

Всегда есть , что мы можем открыть для себя, а также старые любимые. Я так благодарен за то, что нам передали задания … Веселые и простые, которые можно объединить в мгновение ока! Ты потрясающий, Джейми, и я благодарен тебе за то, что ты поделился своими делами и идеями !! — Мелисса К.

«Мне очень нравится, что этот берет на себя всю подготовительную работу по привлечению моих детей. Так легко просто повесить календарь и взглянуть на него для вдохновения, когда мы в фанке.»- Участница Activity Room, Рэйчел

Я обнаружил, что невозможно найти в Google идеи с миллиона разных сайтов, организовать, купить товары и т. Д. Это именно то, что я искал! организован и прост в использовании. — Мелисса К., пользователь планов деятельности в первые годы жизни.

Это избавляет от необходимости рыскать в Интернете в поисках идей. Не так утомительно смотреть в книгу на полке, чем думать о слишком большом количестве вариантов.- Пользователь планов действий в первые годы, Робин Дж.

Большое спасибо за эту деятельность. Они доказали мне, что Я МОГУ быть той мамой, которая делает крутые и творческие вещи со своими детьми! И эти крутые и креативные вещи могут быть довольно простыми! Какое откровение. Спасибо!! — 7 Day Challenge, Кэти М.

Я чувствую себя молодой мамой, у которой так много забавных идей. Раньше я боялся полудня, после сна, потому что было так скучно делать одно и то же день за днем, но теперь я с нетерпением жду нашего «игрового» времени! — Хейли С.

Вы во многом изменили то, как я провожу время с ребенком! Теперь я один счастливый папа, который больше не задается вопросом, что я собираюсь делать с этим маленьким парнем в течение следующих 12 часов: P Ваш сайт был первым спасателем жизни папы! — Джек С.

Трудно придумать, что бы развлечь и увлечь трехлетнего ребенка, заботясь о ребенке. Все, что мы пробовали на вашем сайте, понравилось трехлетнему ребенку. Ваши идеи настолько просты, что он может воплощать их в жизнь часами.НЕБО! — Карен И.

15 творческих занятий для дошкольников

Дошкольники или дети в возрасте от двух до пяти лет находятся на пороге своей жизни. Рассуждения, размышления, вопросы и понимание мира вокруг них растут не по дням, а по часам в течение этих лет.

Ваш ребенок из детского иждивенца становится уверенным в себе, любопытным и исследовательским молодым человеком. Он добился огромных успехов в области социального, когнитивного, языкового, физического, сенсорного / моторного и эмоционального развития.

Ваш дошкольник сейчас находится в процессе интенсивного физического развития и довольно скоро сможет самостоятельно лазить, ходить и бегать. Сенсорный и моторный рост будет происходить благодаря способности подниматься и спускаться по лестнице, пользоваться карандашами и мелками, одеваться и ухаживать, писать и т. Д. Социальные навыки начинают быстро развиваться, и он переходит от эгоцентрической игры к совместной игре, делает друзья, управляет чувствами и т. д.

Почему занятия важны для вашего дошкольника?

Этот решающий этап развития дошкольников необходимо поддерживать всеми возможными средствами.Познакомив детей с конструктивным опытом в этот период, они будут готовиться к жизни. Это может включать в себя творческие игры, выдумки, творчество и другие мероприятия для дошкольников.

Было бы неправильно сказать, что дошкольные годы — это время перемен и обучения. Справиться с этими грандиозными преобразованиями нелегко и вам, и вашему ребенку.

Уровень энергии очень высок в этом возрасте, и вам может быть довольно сложно держать под контролем своего дошкольника.

Заставить его чем-то занять, направить всю эту бурлящую энергию, ответить на тысячи вопросов, которые он бросает вам, обеспечить его безопасность и правильное развитие навыков, может быть монументальной задачей для вас как родителя.

На этом этапе вы можете записать его в дошкольное учреждение, игровой дом или детский сад просто для того, чтобы он был занят и приносил доход.

Многие из этих учреждений представляют собой не более чем детские сады с практическим обучением, музыкой, танцами, искусством и т. Д.чтобы ваш ребенок был занят. Однако вы должны убедиться, что формальное академическое обучение не навязывается вашему ребенку до того, как он будет к этому готов.

15 лучших занятий для дошкольников:

Вот 15 лучших занятий для дошкольников, в которые вы можете безопасно включить своего дошкольника. Большинство из них — отличные способы совместить игру с обучением. Они не только займут вашего ребенка, но и научат его различным вещам, которые пригодятся позже, когда начнется школа.

1.Именные игры:

Это забавный способ помочь вашему ребенку выучить свое имя.

  • Напишите имя вашего ребенка желтой или флуоресцентной зажигалкой и попросите его обвести его.
  • Напишите имя ребенка большими буквами на карточке.
  • Вы можете разрезать цветную блестящую бумагу на мелкие кусочки и попросить ребенка наклеить их в виде мозаики.

[Прочитано: Научные занятия для дошкольников ]

2. Картонное творчество:

Дома вы можете собрать набор картонных коробок или картонных коробок и позволить вашему ребенку создавать из них разные вещи.Ваш ребенок может делать поезда, здания, мебель, пандусы, самолеты, плиты, лестницы, автобусы и т. Д. Это улучшит его творческие способности. Убедитесь, что вы играете в нее на ковровом покрытии, чтобы ребенок не поранился в случае:

3. Кулинария и еда:

Простые рецепты, такие как мини-бургеры, морковные и огуречные палочки с дипами, холодные пирожные, молочные коктейли, смузи, рисовые хрустящие шарики, мини-пицца и т. Д., Тоже интересно готовить и есть. .

Для занятых мам, это тоже может позаботиться об обеде! Убедитесь, что вы не выбрали рецепты, требующие острых ножей, жарки, кипячения, работы с открытым огнем и т. Д.Это одно из увлекательных занятий для мамы и малыша, которое является отличным способом познакомить ребенка с кухней.

Установите правила для кухни:

  • Установите правила для кухни
  • Сначала вымойте руки
  • Не трогайте ничего липкими пальцами
  • Наденьте фартук
  • Не мешайте волосам
  • Приведите в порядок потом
4. Овощные принты:

Их просто сделать:

  • Вам нужно нарезать бамию, морковь, картофель, лук и т. Д.
  • Окунитесь в цвета плакатов, чтобы создать отличный дизайн, который ваш ребенок сможет повесить на стену.
  • Вы также можете нарисовать простую картинку и попросить вашего малыша поставить штамп и заполнить ее.

[Прочитано: Художественные занятия для дошкольников ]

5. Йога для юных:

Делайте упражнения вместе с ребенком. Научите его простым упражнениям на сгибание и растяжку, дыханию и повторению различных мантр. Также сосредоточьтесь на том, как йога и другие медитативные практики помогают ему — это поможет ему с самого начала развить эту здоровую привычку.

6. Баскетбол в помещении:

Этот мяч поможет вашему ребенку активнее и поможет ему развить моторику. Закрепите обруч над дверным проемом и сделайте шарики из газет, чтобы ваш ребенок мог бросить их в обруч. Баскетбол и другие подобные занятия в помещении — хороший способ развить у ребенка привычку к физической активности.

[Читать: Летние развлечения для дошкольников ]

7. Марионетки:

Малыши любят все красочное и игривое, и нет ничего лучше, чем вовлечь его в игривый кукольный спектакль.Сделайте кукол из бумажных пакетов и придумайте историю, которую ваш ребенок и его друзья смогут разыграть. Вы также можете попросить вашего малыша самому создать несколько простых бумажных кукол, чтобы помочь ему изучить свою художественную сторону.

8. Концертное развлечение:

Пригласите всех родителей и проведите регулярный концертный вечер, где ваш ребенок и его друзья могут продемонстрировать свои таланты, такие как пение, танцы, пародии, гимнастика и т. Д.

Поскольку для этого потребуются недели практики , это может занять большую часть летних каникул!

Взяв небольшую плату за билеты, дети могут получить мороженое или содовую в конце.

[Прочитать: Упражнения по алфавиту для малышей ]

9. Настольные палатки:

Это может быть весело и продолжаться часами!

Повесьте большую простыню на обеденный стол, а другую — на ножки.

Так получается симпатичная, уютная палатка для ваших дошкольников.

10. Садоводство:

Научите ребенка выращивать растения и ухаживать за ними:

  • Купите маленькие горшки и засыпьте садовой землей.
  • Получите легко и быстрорастущие растения / семена, которые ваш ребенок может поливать и ухаживать за ними каждый день.
  • Напишите на горшке имя вашего ребенка.

[Читать: Занятия на Хэллоуин для малышей ]

11. Прогулки:

Как нарисовать голову под любым углом

Основные формы

Чтобы нарисовать голову под любым углом, вы должны сначала понять ее основную структуру. Не обращайте внимания на все отвлекающие детали и визуализируйте лежащие в основе формы. Эту способность к упрощению можно применить к чертам лица, но, начиная рисование, вы можете смотреть еще дальше.Не обращайте внимания даже на особенности и упрощайте до самой простой формы головы. Я использую метод, которому научил Эндрю Лумис в его книге «Рисование головы и рук».

Голова в разобранном виде — это сфера , как череп и блок , как челюсть и скулы.

Сфера как череп

Бока головы плоские, поэтому мы можем отрезать кусок с обеих сторон шара. В профиль эта плоскость будет идеальным кругом, но при рисовании под другим углом из-за перспективы она будет казаться овалом.Разделите овал на квадранты. Вертикальная линия представляет начало челюсти. Горизонтальная линия представляет линию бровей. Верх и низ овала помогут вам найти линию волос и низ носа.

Блок в виде челюсти и скул

Придайте форму челюсти. Верх начинается от линии надбровных дуг, а спинка — от центра овала. Это трехмерный объем с передней плоскостью, боковыми плоскостями и нижней плоскостью (нижняя плоскость видна под некоторыми углами).

Построение под любым углом

Шаг 1 — Определите угол поворота мяча

Угол головы установлен в самом начале рисунка с мячом. Все три оси должны быть адресованы:

Ось X — Наклон вверх и вниз определяется углами горизонтальных и вертикальных линий в овале. Кроме того, при экстремальных наклонах вверх и вниз ракурс будет уменьшен из-за перспективы.

Ось Y — Направление вращения головы (влево или вправо) определяется шириной овала.По мере того, как голова поворачивается к вам, вы можете видеть больше передней части лица и меньше его стороны, поэтому овал, представляющий сторону, будет уже. Точно так же, когда голова отворачивается от вас, открывается большая часть боковой плоскости, а овал становится шире.

Ось Z — скручивание определяется углом центральной линии, углом овала и положением овала на шаре.

Шаг 2 — Найдите трети

После определения угла шара разделите грань на три части.Расстояние между линией роста волос и линией бровей должно быть таким же, как расстояние между линией бровей и нижней частью носа. Добавьте такое же расстояние, чтобы найти подбородок. Обратите внимание на то, как линия роста волос и линия носа совпадают с верхней и нижней частью овала, когда они обертываются вокруг лица. Представьте себе голову в виде коробки. Третьи должны быть обернуты вокруг боковой плоскости и передней плоскости.

Шаг 3 — Добавьте челюсть

Распространенная ошибка на этом этапе — сделать челюсть слишком длинной по сравнению с мячом.Убедитесь, что вы правильно измерили трети и правильно ли они соотносятся с мячом. Обратите внимание, как форма челюсти меняется под разными углами.

Шаг 4. Добавьте элементы

Если эта базовая структура установлена ​​должным образом, становится намного проще добавлять элементы в нужное место. За дополнительной информацией о конкретных функциях обращайтесь в более поздний пост .

— Как рисовать глаза
— Как рисовать нос
— Как рисовать губы
— Как рисовать уши

* * *

Практикуйтесь в изобретении головы со всех возможных углов.Возьмите альбом и заполните всю страницу маленькими головками.