Содержание

9 инсайтов по книге Р. Кочюнаса / Хабр

Из каждого инсайта можно узнать: что такое «психологическое консультирование», когда возник этот термин. Как выстраивается взаимодействие консультанта с тем, кто к нему обратился. Предоставит возможность узнать, как правильно задавать вопросы и применять специальные корректирующие техники. Также — в чем суть вовлеченности консультанта, структурирования и профессиональной дистанции.

1. О психологическом консультировании, его назначении.
2. На чем строится диалог между консультантом и клиентом.
3. Почему важно правильно задавать вопросы.
4. Чему служат ободрение и успокоение.
5. Зачем нужно перефразировать и обобщать слова.
6. Что такое «принцип зеркала».
7. Полезно ли молчать.
8. Какие бывают типы личностей и чем это важно при консультировании.

Об авторе: Римантас Кочюнас (R. Kočiūnas) — доктор психологии, практикующий психолог-психотерапевт, имеющий Европейский сертификат психотерапии.

Открыл экзистенциальное направление в психологии на постсоветском пространстве. Директор Института гуманистической и экзистенциальной психологии (HEPI), профессор Вильнюсского университета, генеральный секретарь Восточно-Европейской Ассоциации экзистенциальной терапии (EEAET).

Инсайт 1. Психологическое консультирование и его цель


Психологическое консультирование — область практической психологии, в которой разными методиками решаются проблемы человека из таких сфер, как: профессиональная деятельность, семья, брак, межличностное общение, совершенствование личности. Само понятие консультирования возникло в психотерапии в сороковые-пятидесятые годы (введенное К.Роджерсом), обусловленное социальным запросом о психологической помощи психологически здоровыми людьми, не имеющими клинических нарушений. Но им требовалась психологическая поддержка в повседневных сложностях.

Само по себе психологическое консультирование представляет собой индивидуальное либо групповое взаимодействие консультанта с клиентом по принципу «личность-личность». Цели при этом определены следующие:

  • помочь клиенту в выборе и действиях на его усмотрение;
  • обучить новому, адаптивному и адекватному типу поведения;
  • развить ответственность и способность принимать соответствующие ситуациям решения;
  • ориентировать на положения клиент-центрированной терапии, созданной уже названным Роджерсом. В основе терапии — безусловная ценность каждой личности и ее уважение, способность отвечать за себя;
  • право каждого на свои ценности и принятие собственных решений.

Инсайт 2. Взаимодействие психолога-консультанта с клиентом


В психологическом консультировании роль и место психолога-консультанта определяются его характером и полученными теоретическими знаниями. Профессиональны и важны три позиции консультанта относительно клиента:
  • позиция равенства — клиент и консультант ощущают себя в поле консультирования равноправными партнерами, каждый — со своими установками, ценностями и мировоззрением.
    При этом консультант не оценивает, а клиент не формирует завышенных ожиданий;
  • позиция «сверху» — консультант является направляющей и ведущей силой в развитии клиента, последний с этим считается;
  • позиция «снизу» — консультант подчеркивает значимость клиента, чтобы повысить самооценку и авторитет у последнего, сохраняя при этом не приказную позицию.
  • При том психолог должен обладать личной системой ценностей и через нее, не навязывая клиенту, преподнести нужные приоритеты, помогая нуждающемуся в помощи выбрать те ценности, которые подходят именно ему. Ведь психологическое консультирование базируется на принципах гуманистической психологии, в центре которой находится человек. Она направлена на высшие ценности, самоактуализацию личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Ее принципы таковы:
    • человек целостен, человеческая жизнь это единый процесс;
    • человек по определению стремится к самореализации;
    • человек обладает свободой выбора.

Инсайт 3. Как задавать вопросы, их суть и виды


Взаимодействие с клиентом и дальнейший самоанализ невозможны без продуманных вопросов. Они подразделяются на закрытые и открытые. Первые применяют для получения конкретной информации, рассчитывая на ответ в одном-двух словах, подтверждение либо отрицание: «да», «нет»; или же: «Сколько Вам лет?», «Можем ли мы встретиться через неделю в это же время?», «Сколько раз случались с вами припадки гнева?». Открытые вопросы нужны не так для получения сведений о жизни, как побуждают обсуждать чувства. Примеры открытых вопросов: «С чего Вы хотели бы начать сегодня?», «Что Вы теперь чувствуете?», «Что Вас опечалило?» Суть — в том, что они обращают внимание клиента на него самого, позволяя выговориться и так найти корень проблемы. Такие вопросы нужно тщательно формулировать и задавать в подходящее время: вопрос должен быть обоснован целью, с которой он задается. Вопросы «Кто, что?» касаются фактов, вопросы «Как?» ориентированы на человека, его поведение, внутренний мир, вопросы «Почему?» способны провоцировать защитные реакции клиентов, поэтому их лучше избегать при консультировании.
Также — не спрашивать косвенно или прямо одно и то же, не задавать вопрос так, что он же является и ответом. Диалог не может состоять только из вопросов. Любой из них должен естественно дополнять общий тон беседы.

Инсайт 4. Техники ободрения и успокаивания


Являются техниками для создания и укрепления консультативного контакта. Приободрить клиента способна фраза, выражающая согласие, понимание: «Продолжайте», «Да, понимаю», «Хорошо» и подобное. Этот прием позволяет выразить поддержку, сопереживание. Если же клиента успокаивать, он поверит в себя и раскроется больше. К примеру: «Не волнуйтесь из-за этого», «Вы поступили правильно», «Время от времени каждый чувствует себя так же», «Я знаю, что будет тяжело, но Вы не только можете, но и обязаны это сделать». Не следует только применять этот прием часто, перекладывая на себя укрепление самостоятельности собеседника. Фраза «все будет хорошо» в сознании многих людей ничего не значит и воспринимается, как недостаток искреннего сопереживания, использовать эту фразу нужно умеренно.

Инсайт 5. Перефразирование и обобщение слов клиента


Чтобы отразить содержание признаний клиента, обычно перефразируют его высказывания или обобщают несколько: так человек убеждается, что его внимательно слышат и понимают. И сам клиент лучше понимает себя. При этом:
  • перефразируется главная мысль клиента;
  • запрещается искажать или заменять смысл утверждения клиента, добавлять что-либо от себя;
  • нужно избегать «попугайства» — дословного повторения высказывания собеседника.

Иными словами, техника перефразирования помогает упорядочить мысль клиента, направить ее в конструктивное русло. Примеры коммуникативных ситуаций.

Клиент: Я не знаю, как жить дальше. Порой думаю, что надо все бросить и пойти работать, или мне кажется, что надо дальше учиться, но я не знаю, что выбрать.

Консультант: У Вас происходит внутренняя борьба за дальнейшее самоопределение в жизни, и Вам трудно решить, какой из двух путей сегодня более правильный.

Обобщение — Ивей (Ivey, 1971) описывает рабочие ситуации для этого:

  • структуризация в начале беседы, чтобы объединить ее с прежними беседами;
  • если клиент говорит долго и запутанно;
  • в случае, когда одна тема беседы уже исчерпана (намечается переход к следующей теме, следующему этапу диалога;
  • требуется придать определенное направление беседе;
  • обобщение применяется консультантом в конце встречи, чтобы подчеркнуть значимые моменты беседы, дать задание на время, отмеченное до следующей консультации.

Обе рассмотренные техники могут быть действенными в процессе психологического консультирования. Стоит только применять их продуманно, в нужный момент.

Инсайт 6. Принцип зеркала: отражение чувств


Эмоции в сфере консультировании и психотерапии, по выражению Бугенталя, словно кровь в хирургии: без них не обойтись, они выполняют очистительную функцию, стимулируя заживление. Чувства важны при консультировании, но при всей своей силе не могут выступать самоцелью.
Познание, отражение чувств — и техника, и составляющая диалога между двумя людьми. Чтобы отразить чувства клиента, консультант внимательно выслушивает его признания, перефразируя некоторые утверждения, акцентируясь именно на чувствах, выраженных клиентом. Очень важно, чтобы за вопросами не произошел эмоциональный игнор собеседника, как в следующей ситуации.

Клиентка: Мы с мужем дружим с детства и после окончания университета поженились. Я думала — какой замечательной будет супружеская жизнь! Но все оказалось совсем не так…

Консультант: Сколько лет Вы в браке?

Как видно, тут консультант интересуется фактами, но не переживаниями. Продолжение диалога может быть более продуктивно, когда консультант дает возможность собеседнику продолжить признание или задает вопрос: «А что для Вас значит «совсем не так»?» Отражение чувства — обязательное условие поддержания консультативного контакта при ориентированной на клиента терапии. Умение отражать чувства предполагает умение их распознавать.

Поэтому следует обращать внимание как на содержание беседы, так и ее тон, позу клиента, мимику. Также чувства есть в том, что не озвучивается, но предполагается. Поэтому консультанту предстоит быть внимательным к разным намекам, умалчиваниям и паузам. Это может быть состояние, когда молчание — красноречивее слов.

Эмоции в консультировании сопровождает ряд принципов, относящихся к отражению чувств клиента и выражению чувств консультантом:

  • консультант обязан как можно более полно и точно соотносить чувства: свои и клиента;
  • следует обращать внимание на чувства, если они вызывают проблему в консультировании либо могут поддержать клиента, помочь ему.

Проблему вызывают обычно страх, тревога, злость, враждебность. Поэтому следует обратить внимание клиента на такое чувство: «Сегодня Вы кажетесь довольно злым» — затем, чтобы разобраться и уменьшить негатив. Нужно помочь клиенту раскрыть отрицательные чувства, чтобы он учился их контролировать. Важно дать клиенту эмоциональную поддержку, хвалить его успехи. Например, если, находясь в депрессии, человек нашел силы сделать что-то по дому, или — одолел любое свое деструктивное состояние. Консультант же должен выражать чувства, связанные с темой беседы.

Инсайт 7. Паузы молчания, психотерапевтическая этика


Большинство людей испытывает смущение, если беседа прервана и настаёт тишина. Вместе с тем, способность молчать, используя тишину в терапевтических целях — один из ключевых навыков в объективном консультировании. К примеру, хорошим друзьям нет необходимости все время разговаривать и влюбленные проводят время в молчании. Так и консультант, «читая» тишину:
  • повышает эмоциональное взаимопонимание между собой и клиентом;
  • дает возможность клиенту погрузиться в себя, исследовать свои чувства, установки, ценности, поведение;
  • помогает клиенту понять, что ответственность за беседу принадлежит ему.

Значимые смыслы молчания в консультировании выражают тревогу, попытку собраться с мыслями, растерянность (у клиента). Консультанту периоды молчания требуются, чтобы обдумать прошедшую часть беседы и сформулировать следующий вопрос или не пропустить важное. Пауза может указывать, что клиент, и консультант надеются на продолжение диалога — каждый со своей стороны. Или же — что беседа находится в тупике. Либо же клиент молчит умышленно, проверяя реакции специалиста. Не стоит позволять клиенту манипулировать молчанием. Вести себя нужно, как того требует ситуация: консультант обязан прервать пустое молчание и не торопиться делать то же, когда есть продуктивное молчание. Если клиент умолкает и молчание длится долго, можно сделать замечание: «Вы, кажется, очень задумались. Не хотели бы поделиться тем, что сейчас чувствуете?» либо «Что важное для себя Вы слышите в этом молчании?» Вместе с тем, стоит помнить, что клиент несет собственную ответственность, прекратить ли ему молчание.

Также психотерапевт обязан соблюдать этику. Этические положения вариативны, но главные из них состоят в том, что консультант обязан информировать клиента о:

  • главных целях консультирования;
  • своей квалификации;
  • плате за консультирование;
  • примерной продолжительности консультирования:
  • целесообразности консультирования;
  • риске возможного временного ухудшения состояния в процессе консультирования;
  • рамках конфиденциальности.

Граница конфиденциальности начинается там, где есть угроза безопасности для кого-либо. Также консультанту категорически запрещено вступать с клиентом в интимные отношения. Где имеют место они — заканчивается консультирование как таковое. Вместе с тем, в своей практике консультант так или иначе сталкивается с абсолютно разными людьми, у которых — не только различная проблематика, но и типы личностей, отличающиеся одна от другой поведением и симптомами. К каждой из этих личностей необходим особый профессиональный подход консультанта. От типа личности зависит и подбор психологической методики для коррекции того либо другого поведения, если оно деструктивно. Сам консультант в процессе определенным образом тоже подстраивается под клиента, что требует аккуратности и конкретных навыков, уже как практикующего специалиста, а не просто человека, вовлеченного в откровенный разговор.

Инсайт 8. Практическое консультирование личностей разных типов


В повседневной жизни можно столкнуться с человеком определенного типа личности и не знать, как правильно себя вести в этом случае. Либо же психологу-новичку бывает сложно сразу распознать тип клиента. Существует ряд признаков, по которым можно достаточно легко сделать это и подобрать методику.

Личность тревожная — часто прерывает консультанта во время беседы. Уместно спросить прямо, понимает ли клиент, что делает. Если человек избегает ориентированности беседы на себя, нужно понять, какую пользу приносит ему это уклоняющееся поведение. В этом случае нужен полный анализ личности. Также следует дать клиенту выговориться, выразить в словах свою тревожность: озвучивание переживаний клиента снижает степень его тревоги, которая мешает нормальному коммуникативному контакту. Поэтому с тревожным клиентом следует обсуждать его состояние, фиксировать внимание на настоящем, а не тревожащем будущем. То есть — обобщать сказанное клиентом за конкретный период времени. Возвращать в настоящее может помочь вопрос: «Что сейчас происходит?», который консультант время от времени задает клиенту, чтобы тот осознал происходящее и свою проблему.

Личность депрессивную следует учить знать и слышать собственные желания, цели, ценности, избавляя от навязчивого стремления подстроиться под кого-то. Консультация депрессивной личности направлена на ее возврат к самой себе, своей индивидуальности, выстраиванию отношений с миром, который не враждебен и не стремится подавить. Нужно формировать у депрессивного человека образ самого себя, к которому он стремится, представление о самом себе, каким он хочет стать, наметить реальные способы и цели для достижения этого.

Агрессивная личность — на интенсивное эмоциональное переживание партнера по диалогу человек обычно отвечает зеркально: на тревогу — тревогой, на грусть – грустью, на агрессию – агрессией. В основе такой закономерности находится феномен синтонности: эмоционального соучастия человека тому, что происходит вокруг. Острая реакция присуща лицам с циклоидным и шизоидным типом расстройства. Поэтому, чтобы смягчить, а не сделать агрессию клиента больше, следует не реагировать, не отзываться на его эмоции, не подкреплять их и не усиливать. Практически — уверенно и спокойно слушать клиента, не вовлекаясь при этом в его переживания.

Агрессивно настроенная личность, когда ее спокойно воспринимают, выявляя уважение и принятие к эмоциональным реакциям, обнаруживает, что агрессивный всплеск бесполезен и обычно успокаивается, затем более спокойно вовлекаясь в диалог. Это происходит за счет понимания, что человека слышат и в спокойном его состоянии.

Психологическое консультирование клиентов с психосоматическими заболеваниями связано с изучением истории их жизни, формирования и становления личности, ее психологическими проблемами. Особое внимание нужно уделить ранним детским травмам и психологическим конфликтам, зародившимся в родительской семье. Для решения актуальных для консультации конфликтов требуется анализ того, первого базового конфликта, который влечет за собой симптомы. Психосоматический пациент может отличаться скрытой и подавленной агрессивностью по отношению к специалисту. Ее представители динамической психиатрии именуют «дефицитарная агрессивность». Она же и защищает клиента, как это воспринимает он сам. Если же человек страдает алексетимией — не способен понимать и выражать свои чувства, требуется применить техники телесно-ориентированной психотерапии.

Личность шизоидная — находится на значительной дистанции от окружающих и самого мира. Она в нем беспомощна. Работая с шизоидной личностью, консультант тоже обязан соблюдать психологическую, эмоциональную дистанцию, не допуская слишком откровенно вовлекаться во внутренний мир шизоида. Такая личность агрессивно реагирует на любое сближение, поэтому должна ощущать себя в безопасности, что бы ни происходило во время консультации.

С таким клиентом оптимальна техника присоединения — то есть, использование самого приемлемого для шизоида способа взаимодействовать. Приоритетно — на интеллектуальном уровне, совместно с клиентом анализировать явления и события, рационально пытаться понять их значение и смысл, установить логические связи между явлениями и предметами, формируя для человека объяснительную логическую схему, которую он смог бы принять сугубо на уровне интеллекта

Личность истероидного типа — отличается яркостью, демонстративностью, эксцентричностью внешнего поведения. Стремится к переменам и свободе, жаждут всего нового и рискованного. Избегает ограничений, традиций, закономерностей и порядка. К типичным выражением истероидного поведения относится одержимость удовлетворением своего желания вопреки всему. На начинающего консультанта может произвести впечатление необычность истероидной личности, манера речи, намерение заняться решением своих проблем, что кажется очевидным. Однако, истероиды любят игру. При этом психологическому контакту со специалистом может придаваться сексуальный тон, соблазнение. Поэтому здесь очень важны контроль чувств и максимальная дистанция. Само сексуальное поведение истероидов часто имеет характер игры, которая Э. Берном называна «динамо»: сначала идет сексуальная провокация, а затем, когда человек начинает реагировать, обвинение его в недозволенном поведении. Не вовлекаясь в эмоции клиента, консультант должен остаться на рациональном, интеллектуальном уровне толкования событий, выявляя перед клиентом реальность такой, какая она есть на самом деле. Условно говоря, опустить с небес на землю. Такая работа, безусловно, эмоционально сложна. У самого специалиста она требует постоянной подготовки.

Личность асоциальная — один из самых сложных типов. Он существенно отличается от других: и отношением к себе, и к другим людям. Они для нее — источник опасности или наслаждения, вне зависимости, хочет ли того же другой человек. Это — личность, постоянно берущая. Отдавать она не может. Потому часто пресыщается, не имеет контроля над потребностями. Она импульсивна, агрессивна, ей сложно сопереживать кому-либо, практически — невозможно. Люди с такими расстройствами бывают крайне жестоки, эгоцентричны. При этом склонны умело манипулировать, перекладывать вину на других (проекция). При работе с асоциальными клиентами консультанту нужно в любой момент соотносить свои чувства с действительностью и полагаться на них, потому что это— верное средство избежать манипуляции со стороны клиента и делать свою работу как следует. Как видно, при недостаточной подготовке консультант не застрахован от отрицательного влияния на него той личности, с которой он работает. Здесь важно сохранять рассудочность, уметь разграничивать те или либо другие проявления, исходящие от человека. Потому так важна дистанция, способность ее выстраивать в острых ситуациях. Вместе с тем, это не может заменять максимально возможного понимания личности, которая нуждается в помощи. Ведь объективная психологическая поддержка является естественной составляющей успешной терапии: вначале человек опирается на консультанта в той ситуации, в которой не может рассчитывать на себя. Это также помогает бороться со страхами и фобиями, с которыми не так просто справиться в одиночку. В ходе консультирования по волнующей клиента проблеме, находясь (наряду с клиентом) в процессе познания, консультант обязан следовать принципам корректности, самообладания, уважения к личности, соблюдать этику, не переходить грань профессиональных отношений при взаимодействии со обратившимся за помощью клиентом. Облегчить эту задачу практикующему консультанту может процесс структурирования.

Инсайт 9. Понятие и назначение структурирования


Структурирование так или иначе касается процесса консультирования в целом. Оно значит организацию отношений консультанта с клиентом, вычленение каждого этапа консультирования, оценку его результата. Еще — предоставление клиенту в максимально возможном объеме информации о процессе консультирования. На практике, завершив один этап, консультант вместе с клиентом обсуждает результаты и формулирует выводы. Для того, чтобы убедиться, что оценки результатов конкретного этапа консультантом и клиентом совпадают между собой. Таким образом, структурирование присутствует в процессе в течение всего консультирования, как его неотъемлемая часть.

Работа с клиентом проводится по принципу «шаг за шагом»: каждый следующий этап начинается с оценки того, что было достигнуто. Такой подход способствует желанию клиента активно (продуктивно) сотрудничать с консультантом, создавая возможность в случае неудачи на отдельном этапе вновь возвратиться к пройденному. Суть структурирования состоит в участии клиента в планировке консультационного процесса — личность, требующая помощи, не находится в стороне.

Конечная (и основная) цель психологического консультирования клиента с любой проблемой, находящейся в сфере психологии — помочь клиенту пройти все стадии личных переживаний и роста, прийти к адаптации, найти себя в изменившихся условиях. Консультант становится проводником в эту обновленную реальность, добиваясь того, чтобы ее видение у клиента стало неискаженным, целостным. Только вместе консультант и клиент могут достичь наилучшего результата, решая психологические проблемы широкого спектра, возникающие в жизни практически каждого человека.

Психологическое консультирование

Психологическое консультирование является неотъемлемой частью работы практического психолога и, объе­диняя наиболее значимые функциональные обязанности — психодиагности­ку, психопрофилактику и психокоррекцию, оно в последнее время стало приобретать самостоятельное значение.

Целью психологического консультирования является забота о лич­ном составе МВД России, которая находится в процессе непрерывного становления, роста, самосовершенствования и функционирует ежедневно в напряженных и часто в экстремальных условиях. Психологическое кон­сультирование помогает развитию способности человека более адекватно и полно воспринимать себя и других людей, изменять и делать гибкой сис­тему внутриличностных, межличностных и социальных отношений, спо­собствуя тем самым адаптации и психологической реабилитации личности в обществе и конкретной среде и решению проблемных ситуаций.

Задачи психологического консультирования исходят из цели, и в конкретных случаях, в зависимости от причин обращения сотрудников к психологу, могут быть разными.

Выделяют следующие основные задачи психолога при проведении консультативной работы:

— общая психодиагностика личности;

— осознание и понимание профессиональных проблем консульти­руемого с целью психодиагностики и развития необходимых ему психо­логических ПВК;

— изучение структуры различных направлений оперативно-служебной деятельности с целью понимания степени стрессогенности профессии и профилактики деформации личности;

— психологическая помощь сотруднику в осознании личностного «Я», самоосознании в качестве профессионала, в процессе адаптации в коллективе и социуме и формировании профессиональной мотивации и стремления к росту;

— психологическая коррекция консультируемого сотрудника в его переживаниях личностных, семейных и социальных кризисных проблем;

— профилактика осложнений в процессе адаптации (дезадаптации) к повседневным напряженным и экстремальным условиям профессиональ­ной деятельности в виде развивающих те или иные качества;

— консультация сотрудников кадровых аппаратов по вопросам рота­ции кадров, формирования резерва на выдвижение и возможности хране­ния и ношения сотрудником огнестрельного оружия.

Советы известных практических психологов начинающим психологам-консультантам

Советы по определению целей психологического консультирования

«Главная задача личности – определить свою уникальную роль в обществе» (Мей Р. Искусство психологического консультирования. – М.: Независимая фирма «Класс», 1994. – С. 20).

Из этого следует, что у многих клиентов возникают проблемы из-за того, что они считают себя никому не нужными людям. Им, следовательно, надо помочь стать необходимыми людям, т.е. приобрести новую цель и новый для себя смысл жизни.

«Трудность людей, обращающихся за консультацией по поводу своих личных проблем, заключается в том, что они не умеют быть самими собой,… не могут выразить свою индивидуальность» (Р. Мей. – С. 19).

Отсюда вывод: прежде всего надо практически помочь клиенту научиться быть самим собой, убедить его в том, что он обладает немалым числом положительных и ценных индивидуальных качеств, научить клиента свободно эти качества проявлять в общении с людьми.

«Помогая клиенту преодолеть личностную проблему, консультант помогает ему стать более свободным» (Р.Мей. – С. 18).

Свобода в понимании Р. Мея – сторонника гуманистической теории личности – это возможность человека принимать самостоятельные решения. Такие решения не в состоянии принимать человек, имеющий психологические проблемы личностного характера. Даже, если эти проблемы сейчас кажутся ему незначительными, их все равно необходимо как можно быстрее преодолеть, иначе в будущем, когда возникнут более сложные проблемы, решить их окажется невозможно из-за несвободы человека в принятии и реализации решений.

Главные человеческие пороки – тщеславие и честолюбие. Об этом в свое время писал А. Адлер, и с его мнением согласен Р. Мей, добавляя: «Невротическое честолюбие порождается слабостью и неуверенностью, а его удовлетворение достигается за счет унижения и подавления других» (Р. Мей. – С. 28).

Если в психологическую консультацию обращается тщеславный и честолюбивый клиент и жалуется на то, что не может удовлетворить свое тщеславие и честолюбие, то не следует ему в этом активно помогать. Напротив, желательно поставить цель избавить его от этих недостатков.

«Личность динамична, а не статична, ее стихия – творчество, а не прозябание… Полное устранение конфликтов ведет к застою» (Р. Мей. – С. 30).

Целью психологического консультирования не должно становиться избавление клиентов от внешних и особенно от внутренних конфликтов. Разумная задача психологического консультирования совершенно иная – превратить конфликты клиента в противоречия, которые он сам сможет разрешить, и за счет этого добиться успехов в своем личностном развитии; научить клиента анализировать и разрешать подобные противоречия и конфликты в будущем.

«Неврозы … не наследуются, а возникают от нашего неумения пользоваться тем, что мы получили в наследство» (Р.Мей. – С. 43).

В наследство мы получаем многие задатки и способности, достаточные для того, чтобы самостоятельно решить почти все, возникающие в нашей жизни, проблемы. Задача гуманистически ориентированного психологического консультирования состоит в том, чтобы помочь клиенту осознать и далее практически реализовать свои возможности для устранения собственных неврозов.

«Проблему клиента следует рассматривать не с точки зрения морали, а как вопрос душевного здоровья» (Р.Мей. – С. 113).

В гуманистическом понимании душевное здоровье человека означает его согласие с самим собой даже тогда, когда другим людям кажется, что он своим поведением нарушает нормы морали. Проблемы и конфликты в личности возникают тогда, когда, по мнению других людей, данный человек ведет себя вполне прилично, а ему самому кажется, что он нарушает нормы морали.

В этой связи психологическое консультирование должно решить двоякую задачу: во-первых, выяснить, какой морали придерживается клиент, и дать ему самому осознать это; во-вторых, установить, насколько его реальное поведение соответствует этим нормам морали, и также помочь осознать это клиенту. Все остальное для себя он решит сам.

Советы по размещению клиента в помещении психологической консультации

Клиента во время беседы с ним необходимо сажать на удобный стул или на низкое кресло, лучше всего – вращающееся.

Клиент должен быть размещен таким образом, чтобы во время разговора с ним он мог совершать свободные телодвижения, а также движения руками и ногами.

Расположение клиента под углом или боком к психологу-консультанту позволяет клиенту свободнее, без психологического давления со стороны, отвечать на вопросы психолога-консультанта.

Советы по ведению психологического консультирования

«Не стоит проводить очень длительные сеансы (психологического консультирования. – Р. Н.)… Часовая беседа является оптимальным вариантом для каждого сеанса» (Р. Мей. – С. 91).

«Предпочтительнее изложить клиенту все возможные конструктивные варианты избавления от его проблемы. Подсознание клиента само отберет нужный вариант» (Р. Мей. – С. 94).

«Не менее двух третей (времени. – Р.Я.) всей встречи надо отдавать клиенту для исповеди… Если это не так, то консультирование ведется неверно» (Р.Мей. – С. 79, 88).

Советы по стимулированию активности клиента во время беседы с ним

Если психолог-консультант во время разговора с клиентом несколько развернут относительно клиента так, что клиент располагается под углом по отношению к нему, то со стороны клиента допускаются косвенные ответы на вопросы консультанта (Р. Мей).

Если консультант поворачивается лицом к клиенту, то это значит, что он ждет от клиента прямых ответов на свои вопросы. Такого изменения позиции можно добиться, если консультант и клиент сидят во вращающихся креслах (Р.Мей).

«Если клиент правильно понимает, то он правильно и поступает» (Р.Мей. – С. 95).

«Консультанту не всегда следует возлагать на клиента всю меру ответственности за собственное спасение. В наиболее серьезных случаях часть этой ответственности ему стоит временно принять на себя, с тем чтобы в конечном счете помочь клиенту осознать свою ответственность в полной мере» (Р. Мей. С. 98).

Во время исповеди клиента консультант не должен эмоционально ярко проявлять свое отношение к тому, о чем говорит клиент, но и не демонстрировать свое абсолютное безразличие к этому (Р. Мей).

« Консультант должен быть осторожен со словами утешения во время беседы (с клиентом. – Р. Я.). Сострадание, как чувство личное и субъективное, может еще больше расстроить клиента» (Р. Мей. – С. 89).

Открытые во время беседы ладони поощряют собеседников быть взаимно откровенными и доверчивыми (Пиз Аллан. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. – Нижний Новгород: «Ай Кью», 1992).

О роли собственных переживаний клиента в решении его личной проблемы

«Страдание обладает большим созидательным потенциалом» (Р.Мей. – С. 97).

«Переживая душевные страдания, человек растет не только духовно, но черпает силы для духовного творчества» (К. Юнг; цит. по Р.Мею. – С. 97).

«С помощью страдания природа указывает нам, где мы ошибаемся и что нужно изменить в нашем поведении» (Р.Мей. – С. 97).

«Жизнь сама, через страдания заставит клиента «дозреть», и он примется за переделку самого себя» (Р.Мей. – С. 99).

«Тот, кто налагает полный запрет на все проявления инстинктивной стороны своей жизни, вероятно на время избежит зла, но зато лишит себя возможности творить добро» (Р.Мей. – С. 120).

«Попытка укрыться от проблем, которые ставит жизнь, из опасения потерпеть неудачу, только приведет к психологическим проблемам» (Р. Мей. – С. 120).

Признаки, по которым можно судить о психологических состояниях и личности клиента

Состояния клиента

– Наклон, сидя корпуса вперед, в положении сидя с руками на коленях или на стуле говорит о том, что сидящий человек готов закончить разговор и начать действовать.

– Расширение зрачков человека свидетельствует о возникшем у него в данный момент времени внутреннем, положительном чувстве, а сужение зрачков – об отрицательном чувстве.

– «Процесс курения есть внешнее проявление внутреннего дисбаланса или конфликта внутри человека» (А. Пиз. – С. 180).

– Постоянное сбрасывание пепла с конца сигареты на пепельницу свидетельствует о нервном, напряженном состоянии курящего человека.

– Прижатые друг к другу лодыжки сидящего человека говорят о том, что он настроен отрицательно, но сдерживает свое негативное отношение, свою взволнованность, неприятные мысли и чувства.

– Прямая постановка головы обычно свидетельствует о нейтральном отношении человека к тому, что он слышит или видит. Когда голова наклонена в сторону, это говорит о том, что у человека пробуждается интерес к тому, что он видит или слышит, и нейтральное отношение сменяется положительным. Если голова человека наклонена вперед, это чаще всего свидетельствует об отрицательном отношении.

– Закладывание рук за голову свойственно людям, уверенным в себе и испытывающим чувство превосходства перед другими людьми.

– Если человек нервничает, принимает критическую или защитную позу, то он обычно скрещивает руки у себя на груди.

– Скрещенные на груди руки – это также попытка спрятаться от неблагоприятной ситуации, свидетельствующая об оборонительном или негативном отношении человека.

– Если собеседник скрещивает руки на груди, значит, вы сказали что-то такое, с чем он не согласен.

– О стремлении сдерживать свои негативные ощущения свидетельствует также сжимание пальцами предплечья противоположной руки.

– Если при скрещении рук на груди большие пальцы выставлены вверх, то это говорит о том, что у данного человека возникло чувство превосходства.

– Жест скрещения рук нередко также свидетельствует о том, что у человека возникло чувство страха.

– Замаскированные жесты скрещения рук, включающие в себя движения, которые обычно выполняются при скрещивании рук, свидетельствуют о взволнованности и нервозности человека, о его стремлении защититься.

– Перекрещивание ног также является признаком негативного или оборонительного отношения человека. Однако последний жест всегда необходимо интерпретировать в зависимости от ситуации и пола человека.

– Оценочной является поза, при которой человек подпирает щеку кулаком, а указательный палец упирается в висок. При этом рука не служит опорой для головы.

– Жест поглаживания подбородка означает, что человек пытается принять решение.

– Если после того как его попросили сообщить о своем решении, человек берет что-либо в рот – это признак того, что он не уверен, сомневается и ему необходимо еще подумать.

– Если человек потирает затылок ладонью и отводит глаза, то это значит, что он говорит неправду.

– Закладывание рук за спину с захватом запястья свидетельствует о том, что человек расстроен и пытается взять себя в руки.

– Чем больше сердит человек, тем выше продвигается его рука по спине.

– Тот факт, что человек не искренен или говорит неправду, может подкрепляться следующими жестами: прикосновением рук к частям лица и головы, в частности ко рту, носу, глазам, ушам и шее.

– Пальцы во рту человека говорят о его внутренней потребности в одобрении и поддержке. Если у человека промелькнул жест, связанный с приближением рук к лицу, значит, у него на уме что-то неприятное. Это могут быть сомнения, неуверенность, обман и т.п.

– Постукивание пальцами по столу и ногами по полу свидетельствует о нетерпении.

– Сцепленные пальцы рук во время разговора могут означать разочарование и желание человека скрыть свое отрицательное отношение.

– Если сцепленные руки подняты вверх, то с данным человеком трудно будет договориться.

Отношение клиента к тому, что он слышит или говорит, а также к психологу-консультанту

Отношение может быть как положительное, так и отрицательное. Вначале мы рассмотрим поведенческие признаки положительного, а затем – отрицательного отношения клиента.

Признаки положительного отношения

– Когда человек начинает откровенничать, он обычно полностью или частично раскрывает ладони перед собеседником.

– Положение ладони вверх есть доверительный, не угрожающий жест.

– Направление положения ступней часто указывает на человека, интересного и привлекательного для того, чьи ступни направлены на него.

– Движение в сторону партнера указывает на дружелюбное отношение к нему.

– Иногда положительным сигналом являются открытые большие пальцы.

– Если человек, снявший очки, вновь надевает их, это значит, что он готов размышлять, продолжать разговор.

– Курящий, положительно настроенный человек, почти постоянно будет выпускать дым вверх.

– Люди, которые часто во время разговора трут себе лоб, нередко являются открытыми и покладистыми людьми.

– Невольное отзеркаливание во время разговора означает, что человек, пользующийся этим приемом, согласен со взглядами и мнением того, кого он слушает.

Признаки отрицательного отношения

– Спрятанные ладони говорят о том, что человек не откровенен, что он скрывает правду.

– Когда ладонь повернута вниз, то в жесте появляется оттенок начальственности. Указующий жест является наиболее раздражающим из всех.

– Движение от партнера выражает неприязнь и отрицательное к нему отношение.

– Когда человек, сидя, подпирает ладонью голову, это значит, что ему становится скучно.

– Негативно настроенный человек со скрытыми или подозрительными мыслями, если он курит, почти всегда будет направлять струю дыма вниз.

– Выдувание струи дыма вниз, из уголка рта говорит о еще более негативном, скрытом отношении.

– Если, поиграв с очками, человек откладывает их в сторону, значит, он не желает дальше продолжать беседу.

– Жест фиксации, обвивания ступни одной ноги вокруг другой ноги, используется в основном женщинами для усиления своей негативной, оборонительной позиции. Такое поведение также характерно для застенчивых и скромных женщин.

– Собирание с одежды не существующих ворсинок означает, что человек не согласен с вами. Это – наиболее распространенный жест неодобрения.

– Если скрестивший руки на груди сжимает пальцы в кулак, то это свидетельствует о том, что он занял или готов занять враждебную, наступательную позицию.

– Когда указательный палец направлен вверх, вертикально к виску, а большой палец поддерживает подбородок, то это указывает на то, что человек негативно или критически настроен по отношению к тому, кого он слушает.

– Скрещение рук на груди, закидывание ноги на ногу, отклонение назад на спинку стула означает отрицательный ответ.

– Когда человек начинает терять интерес к говорящему, то его голова начинает склоняться к руке для опоры.

– Люди, имеющие привычку потирать затылочную часть шеи, склонны проявлять негативное, критическое отношение к окружающим.

Личностные особенности клиента

– «С психологической точки зрения весьма существенно верить в свободу (личности. – Р.Н.), чтобы иметь адекватное представление о личности, необходимое для успешной консультационной деятельности» (Р. Мей. – С. 17).

– Чтобы оценить личность клиента, обычно требуется трех – четырехчасовая беседа.

– «Все выводы, касающиеся характера человека, являются лишь гипотезой, а истинность гипотезы проверяется тем, как она воздействует на данную личность» (Р.Мей. – С. 89).

– Закидывание ноги на ногу с образованием угла у европейцев обычно говорит о духе противоречия и соперничества.

– «Неспособность ладить с окружающими – главная черта невротика» (Р.Мей. – С. 25).

– «За неуемными амбициями скрывается глубокое, хотя, возможно, и не осознаваемое, чувство неполноценности» (Р.Мей. – С. 27).

– Свободное движение навстречу человеку – признак душевного здоровья.

– «Невротик, постоянно демонстрирующий движение прочь, не способен испытывать чувство любви» (Р.Мей. – С. 69).

– «Человек, особенно тщательно одетый, склонен придавать чрезмерное значение мелочам в других сферах жизни» (Р. Мей. – С. 68).

– Неординарная косметика – признак сильного желания привлекать внимание и симптом глубоких личностных нарушений (Там же).

– Изысканность туалета женщины – признак ее интереса к мужчине.

– Ходить с высоко поднятой головой и с заложенными за спину руками считается признаком уверенного в себе человека, с чувством превосходства над другими людьми.

– Выставление больших пальцев рук, например, тогда, когда руки находятся в карманах, нередко говорит о властности, чувстве превосходства, неискренности и даже агрессивности.

– Руки на поясе – один из характерных жестов решительного, агрессивного человека.

– Люди прислоняются к чему-либо или к кому-либо для того, чтобы заявить свои претензии собственности на соответствующий объект, продемонстрировать право собственности на него.

– Открытые ладони ассоциируются с искренностью, честностью, доверчивостью и преданностью.

– Человек, претендующий на главенство или власть, при рукопожатии старается повернуть свою ладонь вниз. Напротив, тот, кто готов подчиниться, поворачивает свою ладонь вверх.

– Тот, кто рассчитывает на равноправные отношения, направляет свою ладонь при рукопожатии горизонтально.

– Рукопожатие, при котором один человек тянет руку другого человека на себя, означает одно из двух: или это не уверенный в себе человек, или ему непривычно общаться с вами, находясь на большом расстоянии от вас.

– «Человек с быстрой реакцией, которого очень трудно переубедить в споре, часто сидит, закинув ногу на ногу и обхватив ногу руками» (А. Пиз. – С. 124). Это также признак упрямого человека, к которому нужен специальный подход.

– Большинство любителей сидеть на стуле верхом являются людьми так называемого оборонительно типа, пытающимися одновременно управлять другими. Спинка стула служит им своеобразной защитой от нападения.

– «Использование воспоминаний раннего детства – ключ к пониманию образа жизни человека. В ранних воспоминаниях часто можно подметить те же тенденции, которые наблюдаются в личностной модели индивидуума и двадцать лет спустя. Поняв ранние воспоминания, консультант получит ценный материал…, если будет достаточно точен и осторожен в его расшифровке» (Р.Мей. – С. 71, 72).

– «У старшего ребенка в семье заметно развито чувство ответственности» (Р.Мей. – С. 73).

– «У второго ребенка наблюдается развитие непомерного честолюбия и привычки «с боем» добиваться своего» (Там же. – С. 74).

– Младший ребенок в семье имеет весьма доброжелательное отношение к миру (Там же).

– Единственный ребенок в семье нередко вырастает избалованным, с требовательным и иждивенческим отношением к жизни (Там же. – С. 75).

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Психотерапия:

Индивидуальная консультация психолога, особенности , этапы.

Индивидуальная консультация психолога является одной из форм профессиональной помощи клиенту, оказавшемуся в сложной ситуации, требующей помощи специалиста. В процессе работы выбираются эффективные средства и методы, позволяющие клиенту лучше узнать и понять самого себя, использовать на практике полученные знания для устранения факторов, мешающих личностному развитию, снижающих качество жизни.

История                                                                                                  

Индивидуальное психологическое консультирование начало практиковаться сравнительно недавно. Спрос на эту услугу сформировался в середине прошлого века. Впервые эта форма психологической помощи появилась в США еще в XIX столетии. Промышленная революция, стремительное развитие образовательной системы, интенсивная эмиграция оказали неблагоприятное воздействие на психологическое состояние граждан.

Люди, у которых не было клинических психических заболеваний, нуждались в помощи специалистов. Причины обращения к психологам были различными: понижение самооценки, кризис, возрастные кризисы, проблемы в семье и на работе. Особенности психологической консультации тех времен заключались в том, что специалист только предоставлял информацию, давал советы по улучшению ситуации.

В 50-е годы прошлого века в Соединенных Штатах был принят Закон, учреждающий институты, обучающие психологов-консультантов. Это способствовало развитию молодой, важной науки. В 60-е годы вступил в силу Закон об образовании общественных Центров психического здоровья. Всплеск интереса к индивидуальному психологическому консультированию наблюдается в 90-е годы.

Задачи психологического консультирования

Индивидуальная консультация психолога решает ряд важнейших задач:

  • развитие личности, ее самореализация и социализация;
  • решение имеющихся жизненных проблем;
  • формирование правильных моделей поведения в различных жизненных ситуациях;
  • согласование социальных и личных интересов;
  • выработка умения делать выбор и нести ответственность за принятые решения.

Особенности психологической индивидуальной формы помощи

Особенности психологической консультации обусловлены формой работы специалиста с клиентом один на один. У нее есть свои плюсы и минусы. К преимуществам консультаций относятся:

  • психолог сосредотачивается на конкретном человеке, его индивидуальном внутреннем мире, что позволяет лучше понять его, выявить корни проблем;
  • специалист уделяет все внимание одному клиенту, исключаются риски психологических негативных воздействий извне;
  • соблюдается полная конфиденциальность информации;
  • методики, способы помощи выбираются эксклюзивно, что гарантирует высокую эффективность.

К недостаткам данной формы можно отнести:

  • ограниченность психологическим полем клиента;
  • у психолога нет возможности работать с близким окружением клиента, оказывающим на него непосредственное влияние.

Требования к психологу, его роль

Индивидуальная консультация психолога проводится на основе общего принципа. Он гласит: «Профессиональная деятельность консультанта обусловлена интересами клиентов, направлена на благо». Психолог должен пройти курс обучения по утвержденной программе для оказания эффективной помощи.

Однако требования к психологическому консультанту касаются не только профессиональной квалификации. Специалист должен обладать определенными личностными качествами.

Особенности психологической консультации требуют большого терпения, способности дружелюбно относиться к клиенту, умения конкретно, кратко, понятно доносить информацию. Работа с клиентами отнимает немало физических, психологических энергетических запасов. Поэтому специалисту важно заботиться о своем здоровье.

Этические принципы психолога-консультанта

В своей работе специалист должен руководствоваться этическими принципами:

  • в полной мере применять профессиональную компетентность;
  • нести ответственность за свою работу перед клиентами;
  • соблюдать конфиденциальность информации.

Порядок проведения психологической консультации

Особенности психологической консультации заключаются в индивидуальности работы с каждым клиентом. Однако есть определенные алгоритмы, которые используются в консультировании. Процесс включает несколько стадий:

  1. Выявление проблем. Консультант внимательно выслушивает клиента, проявляя заботу и искренность, что позволяет сформировать доверительные отношения, необходимые для эффективной работы. Психолог не оценивает поступки и мысли клиента, не пытается им манипулировать. Специалист лишь внимательно изучает чувства, невербальные признаки, содержание речи. На этой основе он выбирает техники, позволяющие клиенту самостоятельно определить свои проблемы.
  2. Конкретизация имеющихся проблем. На этом этапе консультант конкретизирует имеющиеся проблемы, определяя их познавательные и эмоциональные аспекты. Специалист подталкивает клиента к самораскрытию, поощряя вербализацию переживаний, выражения отрицательных эмоциональных переживаний. Достигается полное взаимопонимание с клиентом, выявляются причины появления проблем, подбираются способы их устранения. Если возникают сложности, психолог возвращается к первому этапу.
  3. Выбор альтернатив. Специалист и клиент обсуждают возможные варианты разрешения проблем. Причем подходящие реальные версии называет сам клиент, консультант лишь подталкивает его при помощи наводящих вопросов. Психолог только формулирует высказанные варианты, не навязывая собственного решения.
  4. Выработка плана реализации. Клиент и специалист вместе критически оценивают все альтернативные варианты решений. Психолог на основании своего опыта, знаний помогает в них тщательно разобраться. Варианты проверяются в процессе ролевых игр.
  5. Реализация поставленных целей. Осуществляется последовательная реализация намеченного плана. Деятельность клиента строится с учетом ритма жизни, индивидуальных обстоятельств затрат. На этом этапе важно донести до клиента о существующем риске неудач, о том, что они не должны быть причиной отказа от реализации плана.
  6. Поддержание обратной связи. Психолог работает с клиентом на этапе движения к цели, оценивает степень ее достижения, корректируя планы при необходимости. Если в данном процессе выявляются проблемы, которые были скрыты, требуется вернуться к первым этапам.

Симптомы, причины, лечение и диагностика

Стресс. Это слово из шести букв, которого многие из нас боятся. Будь то напряженное общение с начальником или давление со стороны друзей и семьи, мы все время от времени сталкиваемся со стрессовыми ситуациями.

Для некоторых из нас эти события случаются спорадически. Для других ежедневный стресс — это обычная часть жизни.

Есть хороший шанс, что мы все можем определить отрицательный стресс, но знаете ли вы, что стресс может быть и положительным?

Хороший стресс, называемый эустрессом, на самом деле может быть вам полезен.В отличие от плохого стресса или стресса, хороший стресс может помочь с мотивацией, концентрацией, энергией и производительностью. Некоторым это может показаться захватывающим.

С другой стороны, сильный стресс обычно вызывает беспокойство, беспокойство и снижение работоспособности. Это также вызывает дискомфорт и может привести к более серьезным проблемам, если их не устранить.

Ни для кого не секрет, что долгосрочные последствия стресса могут нанести вред нашему здоровью.

Стресс может негативно влиять на нашу жизнь.Это может вызвать физические состояния, такие как головные боли, проблемы с пищеварением и нарушения сна. Это также может вызвать психологическое и эмоциональное напряжение, включая замешательство, беспокойство и депрессию.

По данным Американской психологической ассоциации, невылеченный хронический стресс или стресс, который постоянен и длится в течение длительного периода времени, может привести к повышению артериального давления или ослаблению иммунной системы.

Он также может способствовать развитию ожирения и сердечных заболеваний.

Существует различие между фактором стресса и фактическим стрессом. Стрессор может быть человеком, местом или ситуацией, которые вызывают у вас стресс. Стресс — это фактическая реакция на один или комбинацию этих факторов стресса.

Существует множество ситуаций, которые могут вызвать стресс. Доктор Гэри Браун, лицензированный психотерапевт, говорит, что некоторые из наиболее распространенных факторов стресса включают:

  • конфликты в отношениях дома
  • новые или возрастающие рабочие обязанности
  • возрастающие требования
  • финансовое напряжение
  • потеря близкого человека
  • здоровье проблемы
  • переезд на новое место
  • подверженность одному или нескольким травмирующим инцидентам, например, автомобильной аварии или насильственному преступлению

Знание того, как определить признаки стресса, является первым шагом в разработке способов управления его неблагоприятными последствиями .

Некоторые из наиболее распространенных физических, психологических и эмоциональных признаков хронического стресса включают:

  • учащенное сердцебиение
  • повышенное кровяное давление
  • чувство подавленности
  • усталость
  • трудности со сном
  • плохое решение проблем
  • страх
  • постоянные мысли об одном или нескольких факторах стресса
  • изменения в поведении, включая социальную изоляцию, чувство печали, разочарования, потерю эмоционального контроля, неспособность отдыхать и самолечение

Когда Речь идет об управлении стрессом, внесение простых изменений может иметь большое значение для улучшения вашего общего состояния здоровья и снижения стресса.Инструменты и стратегии, к которым вы можете обратиться в стрессовых ситуациях, могут предотвратить повышение уровня стресса.

Найдите баланс

«Важно структурировать часть своего времени так, чтобы вы могли комфортно быть заняты, не перегружая себя», — говорит Браун. «Упорный труд обычно не означает работать эффективно», — сказал он. Фактически, слишком много работы может снизить производительность.

Будьте добры к себе

Важно понимать, что вы не слабые из-за того, что испытываете стресс.Стресс — это вполне нормальная реакция на факторы стресса в вашей жизни.

Положитесь на людей, которым вы доверяете

Прежде чем уровень стресса возрастет, обратитесь к кому-то, кому вы доверяете, например к другу, члену семьи или коллеге. Если вы поделитесь своими чувствами или поделитесь своими опасениями, это поможет снизить уровень стресса.

Ведите дневник

Выделите время, чтобы поразмышлять над своим днем. Запишите любые мысли или чувства, которые у вас возникают. По словам Брауна, это может быть полезным инструментом, который поможет вам лучше понять факторы, вызывающие стресс, и то, как вы реагируете на него.

Регулярно питайтесь сбалансированно.

Когда дело доходит до управления стрессом, правильное питание — ваш друг. Пропуск приема пищи может снизить уровень сахара в крови, что может ухудшить настроение. В некоторых случаях это также может вызвать сильное чувство гнева и разочарования, говорит Браун.

Делайте физические упражнения регулярно

Регулярные физические упражнения могут улучшить ваше общее состояние здоровья и снизить уровень стресса. Когда вы тренируетесь, ваше тело выделяет эндорфины. Эти гормоны хорошего самочувствия также могут облегчить симптомы депрессии и беспокойства.

Больше отдыхайте

Когда вы устали, ваша способность справляться со стрессом снижается. Постарайтесь выделить семь-девять часов каждую ночь. Если у вас бессонница, постарайтесь выспаться как можно больше, а затем старайтесь отдыхать в течение дня.

Практика упражнений на расслабление

Эти упражнения, которые могут включать в себя глубокое медленное дыхание и прогрессивную мышечную релаксацию, включают в себя напряжение, а затем расслабление различных групп мышц.

Постарайтесь выделить три минуты три раза в день, чтобы практиковать эти упражнения, — говорит д-р. Рассел Морфитт, психолог.

Запланируйте свое беспокойство

Хотя поначалу может показаться неудобным, подумайте о том, чтобы запланировать беспокойство на определенные периоды дня, говорит Морфитт. «Когда мы склоняемся к нашим страхам, сознательно выискивая факторы стресса и не избегая их или избегая их, они часто теряют свою силу», — сказал он.

Терапевт или специалист в области психического здоровья также может помочь вам найти способы справиться со стрессом.

Рассмотрите возможность работы со специалистом в области психического здоровья, если ваш стресс является хроническим или сопровождается ежедневными головными болями, напряженной челюстью, фибромиалгией или постоянной усталостью.Дэвид Дж. Пудер из Центра поведенческой медицины Университета Лома Линда.

Вам также следует обратиться к специалисту по психическому здоровью, если вы испытываете чувство депрессии, суицидальные мысли и панические атаки.

При поиске специалиста по психическому здоровью попросите у друзей или членов семьи направления. После вашего первого сеанса Пудер предлагает подумать над следующими вопросами:

  • Будете ли вы доверять терапевту?
  • Вы чувствуете, что вас слышат и понимают?
  • Вам удобно говорить, если вы не согласны с ними?
  • Вы видите, что они заботятся о вас как о личности?

Ответы на эти вопросы помогут вам определить, подходит ли вам этот человек.

Эффективные сеансы терапии могут проводиться лично, по телефону и даже в Интернете. Чтобы найти подходящего терапевта, ознакомьтесь с этими пятью доступными вариантами терапии.

Шесть необходимых и достаточных условий [PDF- Цитаты о назначении)

Перейти к содержанию Меню Меню
  • Подкаст
  • Электронная терапия
    • Определение онлайн-консультирования
    • Компетенции онлайн-терапии
    • Эффект черной дыры
    • Растормаживание Эффект
    • Контракт на онлайн-терапию
    • Управление рисками онлайн
    • Закрыть
  • Навыки
    • Обзор базовых навыков консультирования
    • Посещение
    • Вызов
    • Эмпатия
    • Фокусировка
    • Непосредственность
    • Опрос
    • Раппорт
    • Размышление и перефразирование
    • Глубина отношений
    • Молчание
    • Подведение итогов
    • Терапевтические отношения
    • Безусловное положительное отношение
    • Близкое отношение
  • Теория
    • Ориентированность на человека
      • 7 этапов Pro cess
      • 19 предложений
      • Цитаты Карла Роджерса
      • Условия ценности
      • Конфигурации «я»
      • Основные условия
      • Система отсчета
      • Интроецированные ценности
      • Локус оценки
      • Я-концепция
      • Организм «Я»
      • Феноменология
      • 6 состояний Роджерса
      • Безусловный положительный взгляд
    • Когнитивное поведение
      • REBT
      • Обзор CBT
      • История CBT
      • Этика CBT
      • Модель CBT ABCDE
      • Рабочий альянс CBT
    • Fritalz Perls24 — Gest
    • Теория поля
    • Четыре столпа
    • Парадоксальное изменение
  • Транзакционный анализ
    • Психоаналитическая школа
    • Эго-состояния
    • Идентификатор, Эго и Суперэго
    • Жизненные сценарии
  • Теория консультирования
    • Приложение T теория
    • Теория сравнения и противопоставления
    • Консультирование и помощь
    • Определение консультирования
    • Этапы человеческого развития Эриксона
    • История консультирования
    • Перенос
  • Закрыть
  • Подход
    • Основные теории консультирования
    • Карл Роджерс — PCT
    • CBT
    • Экзистенциальная терапия
    • Гештальт
    • Гуманистическая психология
    • Интегративное консультирование
    • Маслоу
    • Теория объектных отношений
    • Психоаналитика
    • REBT
    • Транзакционный анализ
    • Закрыть
      • Саморазвитие
        • Непрерывное профессиональное развитие
        • Личностное развитие при консультировании
        • Рефлексивность при консультировании
        • Использование себя при консультировании
        • Закрыть
      • Барри rs to Communication
      • Границы
      • Практический пример консультирования
      • Окончания
      • Равенство и разнообразие
      • Этика
      • Первое консультирование
      • Наследие и культура
      • Закон и законодательство
      • Ведение заметок
      • Направления на консультацию
      • Надзор
      • Закрыть
    • Магазин
      • Ресурс исследования по консультированию — CSR
      • Лекции CPD
      • Онлайн и телефонный курс консультирования
      • Теория консультирования на практике — Учебник
      • Навыки консультирования — Учебник
      • Закрыть
      • Закрыть
    Вход для участников — Нажмите здесь
    Меню
    • Подкаст
    • Электронная терапия
      • Определение онлайн-консультирования
      • Компетенции в области онлайн-терапии
      • Эффект черной дыры 900 26
      • Эффект торможения
      • Заключение контракта на онлайн-терапию
      • Управление рисками онлайн
      • Закрыть
    • Навыки
      • Обзор базовых навыков консультирования
      • Посещение
      • Challenge
      • Эмпатия
      • Фокусировка
      • Непосредственность
      • Опрос
      • Раппорт
      • Размышление и перефразирование
      • Глубина отношений
      • Молчание
      • Подведение итогов
      • Терапевтические отношения
      • Безусловный положительный взгляд
      • Близкие
    • Теория
      • Личностно-ориентированный
        • 7 этапов процесса
        • 19
        • Цитаты Карла Роджерса
        • Условия ценности
        • Конфигурации «Я»
        • Основные условия
        • Система отсчета
        • Интроецированные ценности
        • Локус оценки
        • Я-концепция
        • Организм Я
        • Феноменология
        • 6 состояний Роджерса
        • Безусловное позитивное отношение
      • Когнитивное поведение
        • REBT
        • Обзор CBT
        • История CBT
        • Этика CBT
        • CBT ABCDE Модель
        • CBT
        • Фриц Перлс — Гештальт
          • Теория поля
          • Четыре столпа
          • Парадоксальное изменение
        • Транзакционный анализ
          • Психоаналитическая школа
          • Эго-состояния
          • Идентификация, Эго и Суперэго
          • Жизненные сценарии
        • Консультирование Привязанность
        • Привязанность
            25 Консультации Теория
          • Теория сравнения и противопоставления
          • Консультирование и помощь

      Психология консультирования (DCounsPsy), Докторантура, курс | Аспирантура

      Сведения о курсе

      Клиническая, академическая и исследовательская подготовка совмещены. Вы приобретаете опыт применения терапевтической психологии к ряду клиентов и приобретаете навыки, необходимые для работы в качестве независимого клинициста.

      Первый год очной программы включает модули уровня 7 и введение в широкую область психологии консультирования, что дает прочную основу в философии и теориях этой дисциплины. Вы также начинаете свой исследовательский процесс Advanced Independent Work (AIW).

      Модули когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) и психодинамики предоставляют теорию и методы, связанные с этими терапевтическими направлениями.В течение первого года охватываются качественные и количественные методы исследования, и вы начинаете терапевтическую практику. Это когда вы заключаете свои первые супервизионные контракты с клиническим руководителем (-ами) при размещении. Это подчеркивает развитие основных терапевтических навыков.

      Вы должны соответствовать минимальным требованиям к размещению в 450 часов при соблюдении правильного соотношения (один час супервизии к шести часам обучения в течение первых 150 часов и от одного до десяти в течение оставшихся 300 часов). Если размещение не предусматривает квалифицированного наблюдения (с клиническим или консультативным психологом), вам необходимо оплатить услуги внешнего супервизора.Стоимость варьируется, но может составлять от 35 до 70 фунтов в час.

      Вы также должны пройти как минимум 40 часов индивидуальной терапии, которая способствует вашему постоянному личному развитию. Это дополнительные финансовые затраты для вас, которые оплачиваются вашему терапевту. Стоимость варьируется, но может составлять от 35 до 60 фунтов в час.

      Второй год программы (Уровень 8) включает более сильный и более сфокусированный акцент на терапевтических отношениях посредством дальнейшего обучения психодинамической терапии (в частности, объектных отношений) и понимания психопатологии с различных точек зрения.

      Модуль дальнейшего исследования и подготовки диссертации завершен, и ваша терапевтическая практика продолжается. Вы посещаете серию запланированных по расписанию клинических семинаров, чтобы развить свои навыки и расширить свои знания. Ваше клиническое применение когнитивно-поведенческой терапии и психодинамических подходов оценивается с помощью тематических исследований и портфолио.

      На третьем году программы (Уровень 8) развиваются дальнейшие интегративные и реляционные способы работы. Это побуждает вас интегрировать наиболее важные модели терапевтических отношений.В конце этого года вы готовите заявление о личной философии, в котором излагаете свой подход к терапии, психопатологии, человеческому развитию и изменениям. Мы считаем, что этот последовательный и не требующий предписаний подход позволяет вам развивать свою личную философию в рамках и руководящих принципах курса.

      Вам предлагается развивать свои знания о профессиональных ролях и отношениях, а также о проблемах контекста в области психологического консультирования на протяжении всей программы. Вы завершаете свой AIW и защищаете результат в конце курса посредством устного экзамена (иногда известного как viva voce).

      Структура курса

      Основные модули 1-го года

      Концепции психологии консультирования

      В этом модуле представлен обзор ключевых теоретических парадигм психологии консультирования, включая философскую основу, принципы интеграции и важность терапевтических отношений. Этот модуль предоставляет основы для клинической практики и дает вам представление о концепциях, лежащих в основе профессиональной идентичности психологов-консультантов.

      Основы когнитивно-поведенческой терапии

      Этот модуль работает в течение первого года и является первым терапевтическим модулем, который вы изучаете. Он предоставляет форум для изучения теории, практики и исследований когнитивно-поведенческих подходов. Он также дает вам теоретические знания, необходимые для использования подходов когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). Понимание CBT, полученное из этого модуля, будет развиваться и улучшаться в последующих модулях.

      Психодинамическая терапия и практика

      Психодинамический подход — это второй модуль терапии, которому вы подвергаетесь на протяжении всей программы (первый — «Основы когнитивно-поведенческой терапии»). Реляционные элементы психодинамического подхода составляют основу интегративно-реляционной философии. Этот модуль формирует основы вашего психодинамического понимания, которое расширяется в последующие годы программы.

      Методы исследования для консультирования психологов

      Этот модуль работает круглый год. Основное внимание уделяется количественному и качественному подходам к исследованиям. Компонент количественного исследования позволяет вам развивать свои знания и навыки в области исследования, методов и прикладных статистических методов. Качественный компонент дает вам навыки, необходимые для анализа, проведения и оценки качественных исследований.

      Вы заполняете проектное предложение в рамках этого модуля — это подготавливает вас к написанию исследовательского предложения в качестве подготовки к вашей продвинутой независимой работе (AIW).

      Терапевтическая практика 1

      Этот модуль работает в течение года и состоит из еженедельных профессиональных практических встреч, которые включают обучение по клиническим областям, включая оценку рисков и отработку навыков.

      Мы рассматриваем этику и этические дилеммы в психологической практике — это позволяет вам разработать надежную модель для принятия этических решений. По мере продвижения модуля вы представляете клинические случаи из вашей практики, за которыми следует обсуждение случая группой коллег и персоналом.

      Базовые модули 2-го года

      Клинические мастерские

      Этот модуль включает в себя посещение серии еженедельных семинаров, проводимых сотрудниками курса и приглашенными лекторами.Основное внимание на семинарах уделяется применению психологической терапии к определенным группам клиентов, а также разработке конкретных методов и подходов.

      Мы особенно подчеркиваем проблемы, представленные в первичных и вторичных моделях психодинамики / когнитивно-поведенческой терапии, где это уместно. Вы освещаете психометрию, домашнее насилие, посттравматическое стрессовое расстройство и работу с детьми; а также терапевтические техники, такие как психодрама и мотивационное интервью.

      Психодинамика 2

      Этот модуль, основанный на вашем психодинамическом исследовании первого года обучения, включает в себя углубленное изучение теории и исследований в области психодинамической терапии / психологии самости и объектных отношений.Вы разовьете свои знания в этой дисциплине и станете более опытным в практике краткой психодинамической терапии.

      Психопатология

      Этот модуль дает вам полное представление о принципах психопатологии и охватывает основные диагностические системы классификации и альтернативные точки зрения психопатологии. Вы также познакомитесь с взглядами других специалистов на психопатологию и ее лечение.

      Кроме того, вы изучаете использование психотропных препаратов, методы физического лечения и специальные подходы к психопатологии. Вы изучаете каждую диагностическую категорию с точки зрения психодинамики и когнитивного поведения. Это углубит ваши знания о терапевтических подходах курса.

      Прогресс исследований, клинический аудит и оценка

      Этот модуль обеспечивает дальнейшее обучение клиническим методам исследования, а также методам аудита и оценки.Изучение этого модуля поможет вам на протяжении всего вашего индивидуального докторского исследования.

      Терапевтическая практика 2

      Этот модуль состоит из компонента профессиональной клинической практики этого года курса. Вы посещаете еженедельные профессиональные практические собрания, и на этих собраниях вы представляете клинические случаи, полученные по месту работы, своей группе сверстников и руководителю модуля.После презентаций и обсуждений вам предлагается разработать альтернативные формулировки для ваших клиентов, используя когнитивно-поведенческую терапию и психодинамические модели.

      Базовые модули 3-го года

      Психология консультирования в контексте

      Этот модуль предоставляет форум для изучения применения психологии консультирования в конкретных контекстах и ​​группах клиентов.Приглашенные лекторы и наставники из программы проводят семинары, чтобы дать представление об областях их клинической работы.

      Докторантура Самостоятельная работа повышенного уровня

      С первого года вы готовитесь к проведению оригинального исследования объемом от 20 000 до 24 000 слов. Он подается в последний год обучения, после чего следует устный экзамен (иногда известный как viva voce), на котором вы защищаете свою работу перед экзаменаторами.Вы также отправляете отформатированную журнальную статью по стандарту соответствующего журнала для потенциальной публикации.

      Интегративный и реляционный подходы

      Этот модуль исследует интегративные и реляционные способы работы с акцентом на изучение терапевтического процесса. Вы разрабатываете личную комплексную точку зрения, с которой будете описывать свою клиническую практику. Вы опираетесь на свой опыт использования когнитивно-поведенческой терапии и психодинамических терапевтических моделей и ассимилируете их с моделями терапевтической интеграции.

      Профессиональные роли и отношения

      В этом модуле рассматриваются профессиональные, этические и юридические обязанности психолога. Мы также занимаемся вопросами профессиональной и клинической ответственности. Модуль предоставляет обзор различных профессиональных ролей, выполняемых психологом, включая роль врача, супервизора, инструктора, консультанта и преподавателя. Также описываются этические и правовые последствия этих позиций.

      Терапевтическая практика 3

      Этот модуль состоит из компонента профессиональной клинической практики этого года курса. Вы посещаете еженедельные собрания специалистов-практиков, чтобы представить свою клиническую работу с места работы. Вы формулируете различные теоретические взгляды, используя различные модели супервизии, чтобы продолжать развивать свои навыки и углублять понимание дела.

      Предлагаемые модули могут отличаться.

      Как учиться

      Преподавание и обучение включает в себя лекции, семинары, интерактивные мастер-классы, группы для обсуждения конкретных случаев, занятия по обучению навыкам, контролируемую практику и занятия по личному развитию.

      Сочетание методов обучения и преподавания способствует самостоятельному исследованию под руководством стажера.Акцент делается на интеграции теоретических знаний и исследований с клинически значимым практическим опытом трудоустройства. Размещение предлагается в третьем секторе и в региональных службах NHS. Вам будет оказана поддержка в поиске подходящих рабочих мест.

      В дополнение к стандартным формам обучения ожидается, что вы будете учиться с помощью экспериментальных моделей в результате клинического и научно-исследовательского надзора.

      Как вас оценивают

      На протяжении всей программы используются различные методы оценки, чтобы подчеркнуть широкий спектр оцениваемых навыков.Методы оценки включают в себя незаметную этическую экспертизу, эссе с критическим обзором, тематические исследования, отчеты о процессах, предложения по исследованиям, тезисы, устные презентации, письменные оценки, отчеты кураторов, тематические исследования, журналы клиентов, файлы с доказательствами и практические рабочие тетради. Ожидается, что при использовании различных методов, направленных на оценку академических и исследовательских навыков наряду с практическими клиническими навыками, вам будут предоставлены все возможности продемонстрировать свои навыки.

      .