Содержание

Слух и зрение у новорожденных

Многие уверены, что малыш, который только появился на свет, ничего не слышит и не видит. Это не так. Ребенок слышит и видит — только по-своему.

Научиться и забыть

Слышать малыш начинает еще…  у мамы в животе. Сначала только низкие звуки, вскоре после рождения он начинает слышать и высокие звуки. Самый родной голос — мамочкин — младенец  узнает уже в возрасте 5 недель.

Зрение у новорожденных не такое, как у взрослых: он видит лишь очертания предметов; когда закрывает глаза – значит реагирует на яркий свет. Мир крохи представлен черно-бело гаммой. Узнавать маму по зрительному образу малыш начинает в возрасте от 3 до 5 месяцев, а по запаху — в возрасте 10 дней.

Первые реакции на внешние раздражители формируются у каждого ребенка сугубо индивидуально. Некоторые детки в первый месяц реагируют на все яркое, на звук погремушки, но при этом они не очень активно работают ручками и ножками. Другие — наоборот — очень активны в движениях, но плохо реагируют на звуки и находящиеся рядом игрушки. Если вы не заметили этих реакций, не переживайте: со временем каждый малыш научится реагировать на посторонние звуки, на  яркие игрушки.

Доказано, что ребенок 2 – 3 дней отроду умеет улыбаться. Просто спустя какое-то время эту способность он утрачивает и вновь начинает улыбаться приблизительно через месяц после рождения. У крохи также проявляется рефлекс  ходьбы: попробуйте (поддерживая его) сделать так, чтобы маленькие ступни коснулись любой поверхности. Малыш сразу начнет дергать ножками, но быстро разучится своей «походке» — лишь через 10-12 месяцев снова вспомнит эти движения.

Зрение как результат кормления

Самым главным человеком в жизни новорожденного ребенка является мама. Именно ее лицо он начинает узнавать первым. Немаловажную роль в этом играет грудное кормление. Малыш чувствует мамино тепло, мамины эмоции. Во время кормления лицо родительницы  всегда перед его глазами, постепенно он начинает реагировать на то, что она говорит. Совсем скоро ребенок научится фокусировать свой взгляд, управлять зрением.

Развитие слуха

Следующим этапом  в развитии малыша в первый месяц жизни будет то, что он начнет отыскать взглядом предмет, издающий звуки (погремушку, музыкальную игрушку, телевизор, радио). Так происходит развитие слуха. Этот процесс ускорится, если вы будете помогать ребенку, создавать ему все необходимые условия.

Признание в любви

Каждому малышу, даже самому маленькому, необходимо наше внимание и общение. Ведь, общаясь с нами, он очень многому учится. С грудничком надо чаще разговаривать, петь ему песни, рассказывать сказки. Он непросто нас слушает, он еще и запоминает! Не стоит игнорировать его плач, не бойтесь лишний раз взять кроху на руки, покачайте, расскажите ему, как вы его любите. Не надо стесняться своих чувств и эмоций. Если малыш чувствует, что вы его любите, у него раньше начнут развиваться навыки общения, что принесет вам, в свою очередь, большую радость.

В 2-3 месяца ребенок уже способен  внимательно рассматривать подвешенные над ним (в кроватке, коляске) мягкие игрушки,  поднимать головку и грудь, улыбаться вам, достаточно хорошо реагирует на звуки. Он уже поворачивается на бок и на живот, при помощи взрослых «стоит» на ногах. После еды ребенок радуется: весело вскрикивает. Но развитие каждого ребенка происходит по-разному, поэтому не стоит очень переживать, если малыш в этом возрасте не умеет переворачиваться на бок или реагирует на игрушки и другие предметы не так бурно, как соседский малыш. Он обязательно всему научиться, только немного позже!  В этом возрасте дети очень чувствительны: если они начинают беспокоиться, кричат, важно вовремя понять причину волнения и суметь успокоить ребенка.

Чтобы малыш потихоньку начинал общаться, а в дальнейшем не замыкался в себе, нужно чаще разговаривать с ним. Вы можете просто читать ему или что-то рассказывать как полноценному собеседнику. Во время общения с крохой у вас обязательно должно быть хорошее настроение, потому что малыши чувствуют нас, взрослых. Если вы в плохом настроении, ребенок будет очень беспокойным и капризным, поэтому оставляйте все свои неприятности за порогом.

Хвалите своего пупса за каждое небольшое достижение: даже его первая улыбка заслуживает поощрения! Называйте малыша ласковыми словами, почаще прижимайте к себе — больше тактильного контакта, он должен чувствовать связь с вами.

Любите своих малышей! И помните: ваш ребенок — уникален, он не похож на других и поэтому развиваться кроха будет по-своему.

Зрение, слух, обоняние. Что видит и слышит ваш грудничок

Каковы его ощущения, что он видит, появляясь на свет, что чувствует? Реагирует ли он на множество действующих на него раздражителей?

 

Зрение

 

В первые две недели новорожденные практически не реагируют на зрительные стимулы — под влиянием яркого света у них сужаются зрачки, закрываются веки, глаза при этом бесцельно блуждают независимо друг от друга. В этот период зрение пока еще слабо связано с сознанием. Известно, что острота зрения новорожденного намного слабее, чем у взрослого человека и находится в пределах до 0,015 и постепенно возрастает до 0,01-0,03. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка все еще формируется, а желтое пятно (тот участок сетчатки, где достигается зрение 1,0- т.е. 100%) еще вообще не образовалось. Если бы такое зрение наблюдалось у взрослого человека, он испытывал бы серьезные трудности, но для новорожденного самое важное – это то, что крупно и близко: мамино лицо и грудь, бутылочка с соской. Поле зрения равно примерно 300, поэтому папа стоящий сбоку от ребенка или позади мамы, ребенком не воспринимается.

 

Через две — пять недель после рождения младенец может фиксировать взгляд на любом световом источнике (пламя свечи, свет фонарика в темноте). На 10-й день ребенок уже следит глазами за крупной яркой игрушкой (больше 15 см), которая движется в поле его зрения на расстоянии 20 — 75 см. Тем не менее, до двух — четырех месяцев зрение новорожденного все равно считается слаборазвитым. Младенцы в основном смотрят по горизонтали, а со временем — по вертикали. При этом многие родители пугаются, когда замечают, что глаза у малыша направлены в разные стороны, т.е. каждый глаз как бы блуждает сам по себе. Пока такие беспокойства излишни — это вполне нормально. Только через четыре, а иногда и восемь недель у новорожденных согласуются движения обоих глаз. Если же косоглазие сохраняется более восьми недель, малыша необходимо показать врачу.

 

К 3-4 месяцу моторика глаз развита достаточно хорошо. Родителям малыша следует помнить: чем больше и разнообразнее движения при игре с ним они производят, тем быстрее развивается зрительная функция ребенка. Также хороши в этом возрасте игры на хватательный рефлекс различных предметов. Делают детки, как правило, это неуклюже, потому как еще не способны оценить ни расстояния до предмета, ни его объема.

 

Начиная с полугода, малыш начинает активно осматриваться и обследовать “близлежащую территорию”. Хватательный рефлекс уже более точен и отработан, благодаря чему формируется зрительное представление расстояния, что ведет к началу трехмерного восприятия мира.

 

В период от 8 до 12 месяцев

малыш воспринимает предметы не только целиком, а и по частям. Он активно пытается найти предметы, которые внезапно пропадают с его поля зрения, так как уже понимает, что предмет никуда не делся, а просто находится в другом месте. Другими словами, малыш четко фиксирует связи между предметами и начинает видеть “по-взрослому”.

 

Слух

 

У ребенка он развит больше, чем зрение, и это нормально, поскольку новорожденный ребенок много слышал в течение своей внутриутробной жизни. Следовательно, нет ничего удивительного в том, что младенец не вздрагивает, когда хлопает дверь или раздается сильный шум; поскольку его ухо уже натренировано, он может различать близкие и далекие шумы. Даже когда малыш спит со сжатыми кулачками, а рядом с ним шепчутся, он начинает ворочаться и моргать. Если же тихий разговор продолжается, ребенок начинает возиться и просыпаться.

 

Новорожденные предпочитают более высокий материнский голос отцовскому, они также любят низкие звуки – с “утробными” нотками (ведь это та музыка, к которой они привыкли в материнском чреве). Они быстрее успокаиваются, слушая музыку с медленно ускоряющимся и замедляющимся ритмом. Чаще это классическая музыка. Громкая рок-музыка с ее беспорядочными ритмами нарушает спокойствие новорожденных.

 

Вам вовсе не следует ходить на цыпочках и говорить шепотом в комнате, где находится новорожденный ребенок. У малышей есть удивительная способность не воспринимать раздражающие их шумы. Эти барьеры действуют даже тогда, когда ребенок бодрствует. Иногда вы долго не можете дозваться заигравшегося малыша и вы беспокоитесь, а слышит ли он вообще? Все в порядке, просто он не замечает вашего зова. Дело в том, что дети очень избирательно относятся к информации из внешнего мира. Когда вы обращаетесь к ребенку, заинтересовавшемуся подвешенными погремушками, внимание к ним подавит все другие чувства, и он не настроится на ваш голос. Попробуйте позвать его еще раз, но когда он отвлечется от своего занятия. Эта особенность поведения сохранится, и когда ребенку исполнится 2 года.

 

Слишком громкие звуки (рок-концерт, например) могут вредить слуху. Громкость музыки должна быть такой, чтобы не мешать разговору. Если приходится напрягать голос, значит, она чрезмерна.

 

Вкус

 

Новорожденному 12 ч от роду; если капнуть ему на губы сладкой воды, то он выглядит весьма довольным, а если лимонного сока, то он сделает гримасу. Ребенок с рождения различает сладкое, соленое, кислое, горькое. Сахар его успокаивает, горечь и кислота возбуждают.

 

С давних пор известно, что у детей очень рано появляются вкусовые ощущения. Кормилицы всегда знали, что некоторые продукты, такие как тмин, укроп, зеленый анис, улучшают вкус молока. Ребенок с удовольствием сосет такое молоко, а секреция молока при этом усиливается. Ребенок, которого кормят молоком промышленного производства, получает пресную пищу без всяких “сюрпризов”.

 

Обоняние

 

Обоняние у новорождённого также развито в определённой мере с первых дней жизни. При воздействии на его слизистые оболочки верхних дыхательных путей раздражающих газообразных веществ ребёнок становится беспокойным. Он может отказываться от груди, если она обработана каким-либо ароматическим лекарственным препаратом (например, в случае трещин сосков и т. д.)

Уже с рождения дитя способно по запаху узнавать маму.

 

Пример, ставший классическим: если новорожденному дают понюхать две салфетки, одна из которых была в контакте с материнской грудью, а другая – нет, то ребенок повернется к первой салфетке. Этот эксперимент проделан американским исследователем с 10-дневным младенцем. Но рекорд был побит группой исследователей, которые провели тот же эксперимент с 3-дневным новорожденным. И неудивительно, ведь благодаря обонянию ребенок узнает о близости материнской груди.

 

Осязание

 

Развито хорошо, но неравномерно, поскольку у новорожденного неравномерно распределены нервные окончания. Прикосновения к лицу и конечностям он воспринимает более активно, чем поглаживание спины. Ну а реагирует вполне цивилизованно — плачет от холодного и твердого, успокаивается от мягкого и теплого.

 

Если новорожденному становится жарко, его беспорядочные движения усиливаются. Если малышу холодно, он сморщит личико, быстро-быстро задергает ручками и ножками, как бы пытаясь согреться, расплачется.

 

 

 

 

Полезна: 1 голос Не полезна: 0 голосов


Другие статьи на эту тему

Особенности развития зрительных функций у детей на ранних этапах жизни


Зрительная система ребенка уже при рождении обладает некоторыми безусловными зрительными рефлексами — прямая и содружественная реакция зрачков на свет, кратковременный рефлекс поворота глаз и головы к источнику света, попытка слежения за движущимся объектом. В дальнейшем, с ростом ребенка, постепенно развиваются и совершенствуются все другие зрительные функции.

Световая чувствительность

Световая чувствительность появляется сразу после рождения. С самых первых дней жизни ребенка свет оказывает стимулирующее действие на развитие зрительной системы в целом и служит основой формирования всех ее функций. Однако, под действием света у новорожденного не возникает зрительный образ, а вызываются, в основном, неадекватные защитные реакции. Световая чувствительность у новорожденных резко снижена, причем в условиях темновой адаптации она в 100 раз выше, чем при адаптации к свету. К концу первого полугодия жизни ребенка световая чувствительность существенно повышается и соответствует 2/3 ее уровня у взрослого, а к 12–14 годам становится почти нормальной. Пониженную световую чувствительность у новорожденных объясняют недостаточным развитием зрительной системы, в частности сетчатки. Расширение зрачка в темноте у них происходит медленнее, чем его сужение на свету. Но уже на 2–3-ей неделе в результате появления условно-рефлекторных связей начинается усложнение деятельности зрительной системы, формирование и совершенствование функций предметного, цветового и пространственного зрения.

Центральное зрение

Центральное зрение появляется у ребенка только на 2–З-м месяце жизни. В дальнейшем происходит его постепенное совершенствование — от способности обнаруживать предмет до способности его различать и распознавать. Возможность различать простейшие предметы обеспечивается соответствующим уровнем развития зрительной системы, а распознавание сложных образов уже связано с развитием интеллекта.

На 4–6-м месяце жизни ребенок реагирует на появление рядом лиц, а еще раньше — на 2–3-м месяце замечает грудь матери. На 7–10-м месяце у ребенка появляется способность распознавать геометрические формы (куб, пирамида, конус, шар), а на 2–3-м году жизни нарисованные изображения предметов. Полное восприятие формы предметов и нормальная острота зрения развиваются у детей только к периоду школьного обучения.

Острота зрения новорожденного крайне низка, по данным исследований она составляет 0,005–0,015. В течение первых месяцев постепенно возрастает до 0,01–0,03. К 2-м годам она повышается до 0,2–0,3 и только к 6–7 годам (а по разным данным и к 10–11) достигает 0,8–1,0.

Цветовосприятие

Параллельно развитию остроты зрения происходит становление цветовосприятия. В ходе исследований выявлено, что способность распознавать цвет впервые появляется у ребенка в возрасте 2–6 мес. Различение цветов начинается, прежде всего, с восприятия красного цвета, возможность же распознавать цвета коротковолновой части спектра (зеленый, синий) появляется позже. К 4–5-ти годам цветовое зрение у детей уже хорошо развито, но продолжает совершенствоваться. Аномалии цветоощущения у них встречаются приблизительно с такой же частотой и в таких же количественных соотношениях между лицами мужского и женского пола, как и у взрослых.

Поле зрения

Границы поля зрения у детей дошкольного возраста примерно на 10% уже, чем у взрослых. К школьному возрасту они достигают нормальных величин. Размеры слепого пятна по вертикали и горизонтали, определенные при исследовании с расстояния 1 м, у детей в среднем на 2–3 см больше, чем у взрослых.

Бинокулярное зрение

Бинокулярное зрение развивается позднее других зрительных функций. Главная особенность бинокулярного зрения состоит в более точной оценке третьего пространственного измерения — глубины пространства. Можно выделить следующие основные этапы развития пространственного зрения у детей.

  • При рождении ребенок сознательного зрения не имеет. Под влиянием яркого света у него суживается зрачок, закрываются веки, голова толчкообразно откидывается назад, но глаза, при этом, бесцельно блуждают независимо друг от друга.
  • Через 2–5 нед. после рождения сильное освещение уже побуждает ребенка удерживать глаза относительно неподвижно и пристально смотреть на световую поверхность.
  • К концу первого месяца жизни оптическое раздражение периферии сетчатки вызывает рефлекторное движение глаза, в результате которого световой объект воспринимается центром сетчатки. Эта центральная фиксация вначале совершается мимолетно и только на одной стороне, но постепенно, в связи с повторением, она становится устойчивой и двусторонней. Бесцельное блуждание каждого глаза сменяется согласованным движением обоих глаз. Формируется физиологическая основа бинокулярного зрения.

Таким образом, бинокулярная зрительная система формируется, несмотря на еще явную неполноценность монокулярных зрительных систем, и опережает их развитие. Это происходит для того, чтобы в первую очередь обеспечить пространственное восприятие, которое в наибольшей мере способствует лучшему приспособлению организма к условиям внешней среды.

В течение 2-го месяца жизни ребенок начинает осваивать ближнее пространство. В первое время близкие предметы видны в двух измерениях (высота и ширина), но благодаря осязанию ощутимы в трех измерениях (высота, ширина и глубина). Закладываются первые представления об объемности предметов.

На 4-м месяце у детей развивается хватательный рефлекс. При этом направление предметов большинство детей определяют правильно, но расстояние оценивается неверно. Ребенок ошибается также в определении объемности предметов: он пытается схватить солнечные блики и движущиеся тени.

Со второго полугодия жизни начинается освоение дальнего пространства. Осязание при этом заменяют ползание и ходьба. Они позволяют сопоставлять расстояние, на которое перемещается тело, с изменениями величины изображений на сетчатке и тонуса глазодвигательных мышц, создаются зрительные представления о расстоянии. Эта функция обеспечивает трехмерное восприятие пространства и совместима лишь с полной согласованностью движений глазных яблок и симметрией в их положении. Механизм ориентации в пространстве выходит за рамки зрительной системы и является продуктом сложной деятельности мозга. В связи с этим дальнейшее совершенствование пространственного восприятия тесно связано с познавательной деятельностью ребенка.

Значительные качественные изменения в пространственном восприятии происходят в возрасте 2–7 лет, когда ребенок овладевает речью и у него развивается абстрактное мышление. Зрительная оценка пространства совершенствуется и в более старшем возрасте.

В дальнейшем развитии зрительных ощущений ребенка принимают участие как врожденные механизмы, выработанные и закрепившиеся, так и механизмы, приобретенные в процессе накопления жизненного опыта.

Смотрите также:

Оценка статьи: 4.6/5 (78 оценок)

Оцените статью

Запись оценки…

Спасибо за оценку

зрение, слух, обоняние и осязание грудничка

Что умеет новорожденный, как развиваются у него органы чувств: что он слышит, видит и чувствует в первый месяц жизни, читайте в нашей статье. 

Новорожденные детки так трогательно беззащитны! Эти сопящие комочки, на первый взгляд, не осознают окружающий мир, ничего не видят и не слышат. Возможно вам кажется, что младенец не делает ничего, кроме того, чтобы есть, спать, плакать, пачкать подгузник. Но это только на первый взгляд!

Если вы присмотритесь, то заметите, что ребенок реагирует на свет, шум и прикосновение и поймете, что его органы чувств весьма активны.   Развитие ребёнка до года происходит очень бурно, и вас ждёт много открытий! Читайте ниже, как младенец видит и познаёт окружающий мир.

 

Что видит новорожденный?


Ребенок лучше всего видит предметы с расстояния 20–30 см. Это отличная дистанция, с которой можно заглядывать в глаза маме и папе (любимое занятие!). Все, что находится дальше, кажется малышу расплывшимися пятнами из-за близорукости.

 

Фото из инстаграма @miatyt

 


Глаза младенцев чувствительны к яркому свету, поэтому они скорее откроют их в темном помещении, нежели в ярком и светлом. Не волнуйтесь, если глаза вашего ребенка иногда немного косят или расходятся. Это является нормой до тех пор, пока зрение ребенка не нормализуется, а глазные мышцы не окрепнут.

Обеспечьте приятный интерьер для ребенка. Малыши больше всего любят смотреть на человеческие лица, яркие цвета, контрастные узоры и предметы в движении.

 

Например, черно-белые картинки или игрушки будут дольше удерживать интерес ребенка, чем объекты или рисунки подобных цветов и оттенков.

 

Когда ребенок ведет себя тихо и внимательно, он способен различить медленные движения лица или объекта.

Что слышит новорожденный?


Новорожденный умел слушать и слушал еще в утробе мамы. Биение ее сердца, бульканье пищеварительной системы, и даже звуки ее голоса и голоса других членов семьи — часть мира младенца еще до рождения.


После появления на свет, звуки внешнего мира поступают громко и ясно. Ребенка может поразить наповал неожиданный лай собаки или успокоить жужжание сушилки для белья и гул пылесоса.


Обратите внимание на то, как новорожденный реагирует на ваш голос. Человеческие голоса, особенно мамы и папы, являются любимой музыкой ребенка. Он уже знает, что этот голос связан с едой, телом и нежными прикосновениями.

Если ребенок плачет в кроватке, просто обратите внимание на то, как быстро он успокаивается, услышав ваш голос. Ребенок всегда очень внимательно слушает, когда вы говорите или поете любящим тоном.

Часто для младенцев перед выпиской проводится скрининг органов слуха. Если вашему ребенку в силу каких-то причин его не сделали, очень важно это исправить в течение первого месяца жизни.

Большинство младенцев, рожденных с потерей слуха, могут быть диагностированы благодаря скринингу.


Может ли новорожденный слышать запах или чувствовать вкус?


Новорожденные могут ощущать вкус и запах, и всегда отдают предпочтение сладкому. Например, новорожденный будет с удовольствием сосать из бутылочки подслащенную воду, но откажется или расплачется, если дашь ему горьковатую или кисловатую. По тому же принципу, малыш повернется на вкусный запах, и отвернется от неприятного.

И хотя сладкое находится в фаворе, вкусовые предпочтения у ребенка будут продолжать развиваться в течение первого года жизни. На самом деле, исследования показывают, что диета матери может влиять на то, какой вкус имеет ее молоко.

Читай также: Питание кормящей мамы: мифы и реальность

Эти первые ароматы могут помочь сформировать вкусовые предпочтения в дальнейшем. Например, у мамы, которая во время кормления питалась острой пищей, вероятно, вырастет малыш, любящий острую пищу.

Но пока что обойдемся грудным молоком или смесью.

 

Почему так важны прикосновения для новорожденного?

Тактильный контакт для новорожденного очень важен. С каждым касанием он узнает о жизни и о том, что его окружает.

 

В утробе матери ребенок находится в тепле и безопасности, а после рождения впервые сталкиваются с чувством холода, твердой поверхностью кроватки или швов на одежде. Убедитесь, что для вашего ребенка наш мир представляется спокойным местом, обеспечив его множеством мягкой одежды и одеял, нежных поцелуев, утешительных объятий и лаской.

 

Нужно ли волноваться?


Если вы хотите убедиться, что органы чувств ребенка исправно работают, можете провести несколько ненаучных экспериментов.

Когда вокруг тихо и ничего не отвлекает, смотрит ли ваш малыш на лицо или игрушку? Если глаза ребенка косят большем, чем на несколько мгновений, проконсультируйтесь с врачом. Также сообщите врачу, если глаза ребенка кажутся затуманенными или покрытыми пеленой, или если вы заметили необычные движения глаз.

Читай также: Косоглазие у новорожденных: как действовать

Большинство новорожденных замирает на секунду, если неожиданно слышат шум поблизости. Другие способы проверить, что ребенок хорошо слышит: успокаивается ли малыш, если слышит ваш голоc? Поворачивается ли он на звук погремушки? Реагирует ли на колыбельные и на музыку в целом?

Даже, если ребенку проводили осмотр органов слуха, проконсультируйтесь с врачом, если у вас возникают опасения и подозрения. Чем раньше выявлена проблема, тем быстрее и лучше она устранена.

Источник: kidshealth.org

Читай также: Как меняется зрение ребенка с рождения до года

Читай также: Особенности развития психики ребенка до года

Читай также: 29 вещей, которые смогут понять только новоиспеченные родители

Зрение и слух. Ребенок и уход за ним. От рождения до 3 лет

Читайте также

Береги зрение смолоду

Береги зрение смолоду Большую часть информации человек получает именно через зрение. Глаза – самый важный из органов чувств (остальные четыре – слух, обоняние, осязание и вкус). Если у тебя все в порядке со зрением – замечательно! Но это не значит, что так будет всегда.

Как и зачем развивать зрение ребёнка до года?

Как и зачем развивать зрение ребёнка до года? Особенности зрения у малышей Зрительное восприятие для ребёнка так же важно, как и другие способы познания мира.Зрение развивается медленнее остальных органов чувств, так как в животике темно. По данным научных исследований,

Зрение

Зрение Почти 80 % информации из окружающего мира ребенок воспринимает зрительно. Поэтому огромное значение для младенца имеет качество зрения. Органы зрения – это не только глазные яблоки, но и нервно-мышечный аппарат, и соответствующий отдел головного мозга, который

Слух

Слух Органы слуха, к которым относятся наружное, среднее и внутреннее ухо, слуховые нервы и слуховые центры, сформированы у детей к рождению полностью. Слух у новорожденного несколько понижен, но не отсутствует, как принято было считать раньше. Сейчас достоверно известно,

Зрение на «отлично»

Зрение на «отлично» С момента рождения ребенка его зрительная функция постоянно совершенствуется от рефлексов слежения и фиксации к становлению цветового зрения и затем до формирования высшей формы зрительного восприятия – бинокулярного зрения, дающего возможность

2.3. Музыкальный слух, его виды

2.3. Музыкальный слух, его виды Музыка – искусство звука, и в структуре музыкальных способностей важнейшее место принадлежит музыкальному слуху. Слуховые ощущения являются ведущими для музыкальной деятельности, поскольку звуки, существующие объективно, т. е. независимо

§ 2. Речевое звукоразличение. Фонематический слух

§ 2. Речевое звукоразличение. Фонематический слух 163. «Произнеси правильно». Попросите ребенка четко произносить наиболее часто смешиваемые им звуки и одновременно смотреть на вас и свою артикуляцию в зеркале. Обратите его внимание на различия в положении языка, губ,

Береги зрение

Береги зрение К окулисту пришёл Крокодил, Плакал горько, совета просил: – Я весь день телевизор смотрел, До полночи над книгой сидел, Свет обычно включать не любил В темноте вечера проводил. Видел всё! А теперь не могу! Врач ответил: – Я вам помогу. Но при этом

Умный слух

Умный слух Не только то, как вы разговариваете со своим ребенком, поможет вам воспитать умницу, но и то, как вы его слушаете. Как мы уже говорили, то, как родители реагируют на знаки, подаваемые им ребенком, оказывает очень сильное влияние на развитие мозга малыша. Что

Стремительными темпами развивается зрение

Стремительными темпами развивается зрение Посмотрите, как ребенок приковывает свой взгляд к интересному растительному узору на мебели или обоях или к по-прежнему любимому человеческому лицу. Обратите внимание, что теперь он изучает эти узоры дольше, уделяя больше

Главное приобретение – бинокулярное зрение

Главное приобретение – бинокулярное зрение Когда вы приобретете опыт в наблюдении за ребенком, вы заметите, что у каждого этапа есть одно важное умение, которое, стоит ребенку его обрести, дает эффект снежного кома, помогая ребенку лучше развить другие умения. Главное

Учимся слушать и слышать (развиваем фонематический слух)

Учимся слушать и слышать (развиваем фонематический слух) Обучение дошкольника правильному произношению звуков родного языка — очень важная задача. Для её решения необходимо не только обучать ребёнка чёткому произношению звуков, но и развивать внимание:

зрение, слух, осязание и обоняние

Благодаря им окружающее малыша пространство окрашивается в яркие краски, обретает формы, наполняется звуками и запахами. Однако это происходит не сразу…

К моменту рождения зрение и слух ребенка еще недостаточно развиты. Это связано с тем, что нервные центры головного мозга, где «замыкаются» концы всех анализаторов, не завершили свое формирование. Они совершенствуются по мере роста малыша (под влиянием факторов внешней среды) и обеспечивают его гармоничное развитие.

Зрение ребенка: 1 месяц жизни

Новорожденный видит мир не так, как взрослые. Однако утверждение, будто бы малыш воспринимает все вверх ногами, ученые давно опровергли. В первые 3–5 дней после рождения глаза новорожденого еще не способны полноценно работать: лишь зрачок реагирует на изменение освещения в помещении.

К концу 1-й недели жизни ребенок начинает видеть размытые контуры, плоские фигуры и цветовые пятна. Он еще не может фокусировать взгляд и координировать движения глаз и-за слабости глазных мышц.

Через 10–14 дней после рождения младенец уже способен рассмотреть предмет, медленно перемещающийся на расстоянии 20–40 см от его лица. Зрачки крохи при этом двигаются скачкообразно, словно с запаздыванием.

К 4-й неделе жизни малыш уже может 5–10 с удерживать в поле зрения неподвижный предмет; чаще всего это лицо мамы, когда она наклоняется к нему.

Зрение ребенка: 2 месяц жизни

У ребенка начинает развиваться предметное зрение. Малыш уже способен длительно сосредотачивать взгляд на лице взрослого или на неподвижном предмете. Он может рассматривать яркую игрушку, подвешенную на расстоянии 40–50 см над его грудью, в течение 20–25 c. К концу 2-го месяца движения глазных яблок становятся плавными и скоординированными. Ребенок длительно следит за движущейся игрушкой, поворачивая при этом голову. Зрительная система крохи к этому времени позволяет ему воспринимать объемность, трехмерность предметов.

Зрение ребенка: 3 месяца

В 3 месяца ребенок может фиксировать внимание на объекте лежа не только на спине, но и на животе, а также в вертикальном положении. Малыш внимательно вглядывается в лица людей, которые его окружают, стараясь сосредоточить взгляд на глазах взрослых.

Примерно с 3–4-х месяцев ребенок начинает различать основные цвета – сначала желтый, потом красный, и, наконец, зеленый и синий. Такой порядок цветоразличения обусловлен развитием колбочек, расположенных в сетчатке глаза и ответственных за восприятие цветов. У новорожденного цветовое зрение есть, но оно плохо развито, и весь видимый мир представляется ему размытой картинкой, со сливающимися цветами.

Первые месяцы жизни ребенок лучше всего воспринимает черно-белое изображение.

Зрение ребенка: 4–5 месяцев

Зрительное восприятие малыша постепенно накладывается на его социальное поведение, формируя его. С 4-х месяцев ребенок начинает различать близких и чужих людей и по-разному реагировать на них: радуется, видя лицо члена семьи – и, наоборот, настораживается или плачет, глядя на незнакомого взрослого.

К концу 4-го месяца жизни кроха способен различать плоские и объемные предметы. Ребенок уже почти точно оценивает расстояние до игрушки, когда тянется за ней. Он больше не пытается схватить нарисованный предмет или свою тень. Младенец учится рассматривать объекты и классифицировать их как знакомые или незнакомые.

 

Зрение ребенка: 6 месяцев

К 6 месяцам у ребенка развивается острое детальное зрение, поэтому особенное внимание в этот период малыш начинает уделять маленьким предметам.

Начиная с 6-ти месяцев кроха уверенно различает близких и чужих людей. Он уже осознает, что отражение в зеркале – его собственное, и улыбается, узнавая себя.

Зрение ребенка: 7 месяцев и далее

В 7 месяцев ребенок может связать предмет с его названием. Если спросить у малыша: «Где собачка (мама, киска)?» – он найдет взглядом нужный объект или человека. После 7 месяцев зрительный анализатор практически завершает свое формирование. В дальнейшем у ребенка меняется только острота зрения: к концу первого года жизни она составляет 1?/?3 – 1?/?2 от взрослой нормы и достигает 100?% к 3–4 годам.

Слух ребенка: 1 месяц

Слух ребенка полностью формируется к концу 1-го месяца жизни. Но понимать и воспринимать все, что он слышит, малыш начинает чуть позже.

С первых недель новорожденный реагирует на громкий резкий звук (например, хлопок, звонок в дверь). Он вздрагивает, моргает или широко открывает глаза. Эта реакция свидетельствует об отсутствии грубых нарушений слуха у только что появившегося на свет крохи. На 3-й неделе жизни малыш начинает прислушиваться к звукам, голосам, но слуховое сосредоточение (когда резкий звук вызывает у ребенка прекращение движения – он замирает и замолкает) длится недолго, всего 5–10 с.

Слух ребенка: 2–3 месяца

Если в течение 1-го месяца жизни ребенок просто прислушивается к звукам и замирает, то со 2-го месяца малыш начинает постепенно ориентироваться в мире звуков. Он пытается определить, где находится источник шума, поворачивает голову в его сторону, стремясь найти его взглядом.

Слух ребенка: 4 месяца

В 4 месяца младенец вычленяет из звукового потока голоса, музыку, звон погремушки, хорошо отыскивает взглядом источник звука, четко поворачивает к нему голову. По-разному реагирует на спокойную и ритмичную мелодии: тихо слушает колыбельную песню и оживляется при звуках танцевальной.

Слух ребенка: 5 месяцев

В 5 месяцев кроха начинает различать интонации голоса взрослого (ласковую или строгую) и по-разному отзывается на них. На ласковую речь – улыбается, оживляется; на строгую – напрягается, хмурится и может заплакать. Отличает голоса близких от голосов незнакомых людей.

Слух ребенка: 6–7 месяцев

К 6–7 месяцу малыш уже знает свое имя. Он слышит его среди других слов и звуков в речи взрослых и реагирует на него – поворачивает головку, улыбается, тянется к папе или маме.

Слух ребенка: 8–9 месяцев

В 9 месяцев ребенок начинает подражать услышанным звукам. Он понимает обращенную к нему простую речь и откликается на нее. Например, по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы, улыбается в ответ на похвалу, останавливается, если мама говорит слово «нельзя».

Слух ребенка: 10–12 месяцев

К 10–12 месяцам малыш способен осмысливать услышанные слова и повторять их. Речь развивается параллельно со слухом.

 

Осязание ребенка

Осязание и обоняние дополняют информацию, которую ребенок получает от органов зрения и слуха. Эти ощущения связываются друг с другом, создавая целостную картину окружающего мира и помогая малышу знакомиться с новыми предметами.

У детей первых месяцев жизни очень развита тактильная чувствительность. Практически всю информацию о внешнем мире малыш после рождения получает через органы осязания, так как его слух и зрение в этот период еще недостаточно развиты.

Именно телесный контакт с миром позволяет крохе испытывать новые ощущения, чувствовать свое тело. Мамины руки способны передать младенцу спокойствие. Малышу очень нравится, когда его гладят по спинке, ручкам и ножкам. Объятия и нежные поглаживания дают почувствовать новорожденному, что мама рядом и все хорошо.

Если прикоснуться к ресничкам, щечкам, ушкам 2–3-месячного ребенка, он не только зажмурит глазки, но и потянется к ним ручкой, будет тереть их. Это так называемая реакция кожного сосредоточения.
Начиная с 4-х месяцев ее можно вызвать, прикасаясь к животу и ладоням младенца.

Примерно в 5 месяцев малыш начинает проявлять интерес к маминому лицу, изучая его при помощи касаний. Во время кормления грудью кроха не только с интересом разглядывает маму, но и трогает ручками ее глаза, нос, щеки, волосы.

После 3–4 месяцев малыш начинает захватывать руками игрушки и обследовать их пальчиками и ладошками.

С 5 месяцев он может подолгу изучать предметы на ощупь, при этом «познает» их уже не только ручками, но и ртом – «пробует на зуб». Примерно в это же время малыш начинает исследовать свое тело, ощупывая его и прикасаясь к себе руками.

Обоняние ребенка

Уже в возрасте 2-х месяцев у детей прекрасно развито обоняние. Кроха использует его как средство общения с матерью: ее аромат словно сигнал для него – «мама здесь». Младенец быстро успокаивается и засыпает, если чувствует рядом родной запах.

В возрасте 2–3 месяцев малыш уже способен выражать свое отношение к приятным и неприятным запахам. На первые он реагирует замиранием, оживлением и улыбкой, на вторые – гримасой недовольства и чиханием.

После 6 месяцев с введением прикорма ребенок начинает различать пищевые вкусы и ароматы.

 

Эмоции ребенка

Эмоции маленького ребенка непроизвольны: он еще не властен над своими чувствами и не может по своему желанию управлять ими.

Эмоциональное развитие малыша непосредственно зависит от общения со взрослыми. Именно поэтому родителям нужно стараться как можно больше внимания уделять ребенку, поощряя его выражать свои эмоции.

1 месяц жизни

Первые эмоциональные реакции ребенка – это хныканье, крик и плач. Они выполняют защитную функцию и помогают малышу приспособится к новой, незнакомой для него обстановке, привлечь внимание мамы.

Иногда на личике ребенка можно увидеть нечто похожее на улыбку. Это она и есть, только неосознанная – физиологическая улыбка. В 1,5–2 месяца у малыша появляется первая осознанная улыбка: кроха радуется, глядя на взрослого.

2–3 месяца жизни

С 3 месяцев движения и эмоции младенца складываются в единую реакцию на внимание и заботу взрослого, которая называется «комплекс оживления». Когда взрослый наклоняется к малышу, тот начинает улыбаться, двигать ручками и ножками, иногда активно гулит. Комплекс оживления у ребенка выполняет две функции: сопровождает его радость по поводу полученных впечатлений и служит средством общения – причем функция общения в этот период становится для малыша главной.

4–6 месяцев жизни

В 4 месяца ребенок начинает громко и заразительно смеяться, а также реагировать на щекотание.
На 5 месяце жизни малыш открывает для себя, что окружающие люди бывают разные: есть близкие, родные, а есть чужие. В присутствии чужого человека ребенок может напрягаться, чувствовать себя некомфортно, заплакать. Однако если незнакомый человек демонстрирует свое доброе отношение к малышу, разговаривает с ним и улыбается, настороженное внимание сменяется радостью.

Кроме того, в этом возрасте кроха неуютно чувствует себя в незнакомой обстановке. Для ощущения безопасности он нуждается в мамином присутствии.

7 месяцев и далее

Ближе к 7–9 месяцам эмоции ребенка становятся еще более сложными. С их помощью малыш выражает гнев, печаль, радость и т.д.

В этот же период начинает формироваться «социальная ссылка»: при столкновении с незнакомой ситуацией малыш внимательно наблюдает эмоциональную реакцию мамы (или других близких ему взрослых) – и именно эта реакция становится ориентиром для его собственного поведения. Во втором полугодии ребенок пытается понять эмоциональное состояние взрослых, их отношение к происходящему и к нему самому. Так у ребенка формируется образ самого себя.

В период между 7 и 11 месяцами появляется так называемый «страх расставания» – грусть или испуг, если мама внезапно исчезает из поля зрения.

Для того чтобы ребенок развивался гармонично, необходимо, чтобы основные органы чувств малыша – слух, зрение, осязание, обоняние – были также достаточно развиты. А развиваются они в процессе общения со взрослыми. Чем активнее и теснее взаимодействие крохи с близкими людьми, тем больше информации (в том числе чувственного характера) ребенок получает, а это, в свою очередь, является залогом его здорового развития.

Возможно, вам будут интересны статьи «Искривление ног у ребенка: исправляем ошибки раннего развития» и «Что умеет новорожденный» на сайте mamaexpert.ru

Как развивать ребенка первого месяца жизни? Зрение, слух, двигательная активность | Дом и семья

Существует теория, что в период новорожденности ребенок лучше всего видит контрастные черно-белые картинки. В первые дни жизни дети не умеют фокусировать взгляд и воспринимают мир через дымку, расплывчато. Поле зрения ребенка ограничено, малыш может смотреть на предметы, которые находятся не более чем в 30 градусах справа и слева от него, 10 градусах сверху и снизу. Лучше всего видит малыш на расстоянии 20−25 см (это именно то расстояние, на котором находится лицо мамы во время кормления грудью).

Есть предположение, что палочки в сетчатке новорожденного работают активнее, чем колбочки. Колбочки отвечают за цветное зрение, палочки — за черно-белое. Поэтому до 3-месячного возраста лучше показывать малышу именно черно-белые рисунки, желательно узоры и геометрические фигуры, образованные четкими прямыми линиями.

Не знаю, насколько верна эта теория, но с точки зрения опытной мамы могу сказать, что это действительно действует! Моя младшая дочь начала смотреть заранее заготовленные мной черно-белые картинки еще в роддоме, на третьи сутки жизни. В результате к концу первой недели она четко фокусировала взгляд на окружающих предметах, а в две недели начала узнавать и различать членов семьи! Хотя я, честно говоря, сначала отнеслась к этой теории скептически.

Как только малыш начнет фокусировать взгляд на отдельных предметах, стараемся создать как можно более благоприятные возможности для развития его интеллекта посредством зрения. Ведь именно через этот орган чувств поступает 90% информации извне! Постоянно показываем малышу разные предметы, игрушки и при этом обязательно комментируем увиденное им. Не боимся показаться смешными, называя месячному ребенку цвет и форму предмета, его качества — это скоро принесет свои плоды! Ведь центры восприятия информации в головном мозге в этом возрасте работают с максимальной активностью!

Наша задача — познакомить малыша с окружающим его миром и сделать это с максимальной эффективностью. Пробудить в ребенке любознательность и желание познавать. Поэтому как можно больше показываем и рассказываем.

Чтобы стимулировать слух малыша, мы с недельного возраста начинаем читать ребенку вслух. Лучше всего в этом возрасте воспринимаются потешки и колыбельные песенки. Почему? Смысл в этом возрасте пока не имеет особого значения, а вот ритмическое построение воспринимаемой информации очень важно. И как раз потешки обладают необходимой ритмикой для развития слуха и, как следствие, в дальнейшем, речи вашего ребенка.

Очень хорошо способствует развитию малыша музыка. Включайте звуковой фон, когда малыш бодрствует. Классика, детские песенки, потешки, фольклор, колыбельные — все это очень понравится вашей крохе!

Для развития слуха существует одно очень эффективное упражнение. Для этого необходим небольшой колокольчик высотой 5−7 см. Ребенок лежит на спине. Вы держите колокольчик на вытянутой руке (ребенок не должен вас видеть) и негромко позваниваете. Делаете 2−3 колебательных движения и даете звуку затихнуть. Ребенок прислушается к звуку. Позвоните в колокольчик еще раз. Прежде чем звонить, дайте звуку угаснуть. Держите колокольчик над грудью ребенка на расстоянии 60−70 см.

Затем привяжите колокольчик к леске и перемещайте его вправо, заглушив звук. Переместив колокольчик на расстояние 80−100 см от центра, слегка позванивайте им, вызывая у ребенка поисковые движения глаз, поворот головы в разные стороны. Таким же образом перемещаете колокольчик влево. Занятия проводятся 2−3 раза в день в течение трех-четырех дней. Затем лучше сделать перерыв на неделю.

Можно использовать несколько колокольчиков разной величины и с разным тембром звучания. Таким образом, вы будете стимулировать не только развитие слуха, но и развитие музыкальности у ребенка.

Очень важно с рождения способствовать двигательной активности новорожденного. Для этого существуют различные комплексы упражнений. На первом месяце жизни лучше всего работать с врожденными рефлексами — ползания, рефлекторной ходьбы, хватания.

Как можно чаще выкладываем малыша на животик, подставляем руку под его стопы — малыш отталкивается и ползет. Стимуляция этого рефлекса способствует более быстрому овладению малышом такого важного навыка, как ползание. Вообще двигательная активность малыша способствует более быстрому развитию интеллектуальных способностей.

Вкладываем в ладошки новорожденного свои большие пальцы — малыш хватается за них и держится. Поднимая пальцы, вы приподнимаете его спинку и головку. Благодаря этому упражнению ребенок раньше начинает держать головку, укрепляются мышцы спины.

Очень эффективные комплексы упражнений разработаны для занятий на фитбольном мяче. Лучше всего использовать мяч диаметром 1 м. На первом месяце мы приучаем ребенка к этим упражнениям, выкладывая новорожденного на мяч, поглаживая ему спинку и животик, аккуратно покачивая малыша на снаряде влево-вправо, вперед-назад. Скоро вы увидите, как быстро ребенок окреп, как хорошо он начинает держать голову, выгибать спинку, как он радуется вашим занятиям.

И самое главное во всех упражнениях — это, конечно же, контакт ребенка с мамой. Взаимное удовольствие, любовь, привязанность, теплота — вот залог успешного развития вашего малыша. Хочется закончить словами известного методиста Лины Красной: «стоит задуматься над тем, что ты вложил в сердце и руки ребенка: формулы, паззлы, монитор или любовь к удивительному, живому, нелакированному миру с вечными вопросами, ошибками, открытиями…»

По мере развития чувств ребенка молодые родители должны проверять зрение и слух.

Молодые родители часто проверяют, есть ли у их ребенка 10 пальцев рук и ног. Но как насчет зрения и слуха? Как вы можете быть уверены, что чувства вашего ребенка развиваются? Вот некоторые вещи, о которых следует помнить.


Видение

Младенцы с рождения могут различать свет и тьму, а также формы и узоры. Когда малыши тихие и бдительные, они могут на короткое время сосредоточиться на объектах на расстоянии от 18 до 45 сантиметров.Младенцы предпочитают смотреть на лица, а не на предметы, особенно глаза матери. (Вы, вероятно, проводите много времени, глядя в глаза своему ребенку!)

Глаза младенцев нередко «блуждают» или пересекаются независимо друг от друга. Это нормально в течение первых трех месяцев, пока у вашего ребенка не разовьется правильная координация глаз, но к 6 месяцам глаза вашего ребенка должны выглядеть «прямыми» и работать вместе. Младенцы и дети с такими симптомами, как «блуждающий глаз» или косоглазие, должны посещать глазного врача (оптометриста или офтальмолога), и все маленькие дети должны пройти проверку зрения.

Некоторые важные сведения о зрении вашего ребенка:

  • Дети с семейным анамнезом ленивых глаз или косоглазия имеют более высокий риск возникновения проблем с глазами.
  • Раннее лечение перевернутого глаза или ухудшения зрения очень важно для зрения
  • Если у вас есть какие-либо опасения по поводу зрения вашего ребенка, обратитесь к своему врачу.

Слух

Специальное оборудование используется для проверки слуха у младенцев вскоре после рождения. Хороший слух очень важен для нормальной речи, языка и социального развития.Даже легкая или временная потеря слуха может вызвать задержку в этих ключевых областях развития.

Проверка слуха новорожденных может проводиться в больницах или в учреждениях здравоохранения. Все младенцы, рожденные в Британской Колумбии. имеют право на обследование в рамках программы BC Early Hearing Program. Для получения дополнительной информации об этом обследовании посетите веб-сайт Управления здравоохранения провинции.

Признаки ушной инфекции

Наиболее частой причиной проблем со слухом у детей раннего возраста является ушная инфекция (средний отит).Знаки могут включать:

  • Раздражительность
  • боль
  • рука или кулак к уху
  • лихорадка
  • потеря слуха легкой степени

Если вы считаете, что у вашего ребенка проблемы со слухом или ухом, немедленно обратитесь к врачу.


Ресурсы и ссылки:

HealthLink BC: заблокированы слезные протоки
HealthLink BC: проверка слуха
HealthLink BC: проверка слуха
HealthLink BC: симптомы ушной инфекции

Детский скрининг слуха и зрения рядом со мной в Тампе, Флорида

Может быть довольно сложно определить, что является нормальным и ненормальным в отношении развития зрения и слуха вашего ребенка! В Julia Barriga мы хотим помочь снять с вас часть этой неуверенности и стресса, предоставив вам ответы на вопросы, касающиеся развития слуха и зрения вашего ребенка.Наши педиатры проведут отличные педиатрические проверки слуха и зрения!

Когда мне следует беспокоиться о слухе и / или зрении моего ребенка?

Это отличный вопрос! Признаки проблем со слухом и зрением у вашего ребенка будут меняться по мере взросления, а также их будет легче идентифицировать с возрастом. По этой причине важно приводить вашего ребенка на ежегодные проверки слуха и зрения, особенно когда они очень маленькие, чтобы вы могли знать, хорошо ли развиваются слух и зрение вашего ребенка и есть ли проблемы, которые нужно решить.У вас также может быть повод для беспокойства, если в вашей семье в анамнезе были проблемы со слухом или зрением, такие как глаукома, дистрофия или дегенерация сетчатки, ретинобластома или другие состояния.

Признаками того, что слух у вашего ребенка развивается хорошо, как у младенца, является то, что он пугается или плачет от громких звуков и успокаивается вашим голосом. Примерно через три-шесть месяцев они должны реагировать на ваш голос и поворачивать глаза и голову в направлении звуков, которые они слышат.К шести-десяти месяцам они должны откликнуться на свое имя и попытаться имитировать звуки, которые они слышат. В течение следующих девяти месяцев они должны начать находить или указывать на знакомые предметы, когда их просят, определять вещи, понимать простые предложения, использовать несколько отдельных слов и следовать простым устным указаниям.

Что касается зрения, зрение новорожденного работает правильно, если он мигает в ответ на яркий свет и смотрит на объекты, находящиеся на расстоянии восьми-десяти дюймов от их лица. Через месяц их должны привлекать лица и картинки с большим контрастом между черно-белыми изображениями, а также они должны начать внимательно следить за своими родителями.В течение следующих четырех месяцев они должны начать смотреть на свои руки, следить за светом, лицами, объектами и начинать тянуться к ним или летать на них. Они также могут начать смотреть на себя в зеркало. Через пять-семь месяцев они должны начать поворачивать голову, чтобы видеть предметы и брать предметы. В течение следующих пяти месяцев их восприятие глубины должно развиться, и они должны начать играть в пикабу и наблюдать за быстро движущимися объектами.

Что происходит во время проверки зрения и слуха?

Это нормально — знать, что вашему ребенку предстоит делать при проверке зрения и слуха! Типы тестов, которые используются при проверке зрения и слуха, различаются в зависимости от возраста пациента и его конкретных потребностей.Первое, что происходит при проверке зрения и слуха, — это обсуждение истории болезни ребенка и истории болезни его семьи. После этого будет проведено наблюдение за глазами или ушами ребенка, чтобы увидеть, есть ли какие-либо видимые неровности. Затем будут проведены различные тесты.

Для проверки зрения, тесты включают в себя бинокулярную фиксацию и наблюдение для детей в возрасте от четырех месяцев до трех лет для проверки движения глаз; световой рефлекс роговицы для малышей и детей на предмет косоглазия; односторонний тест прикрытия как вблизи, так и на расстоянии для детей в возрасте от шести месяцев и старше, чтобы оценить выравнивание глаз при первом взгляде; и скрининг остроты зрения у детей в возрасте от трех до пяти лет для проверки четкости зрения и выявления амблиопии, анизометропии, астигматизма и миопии.

Для проверки слуха тесты включают отоакустическую эмиссию (OAE) и автоматический слуховой ответ ствола мозга (AABR) для новорожденных, а также тестирование чистого тона, тестирование костной проводимости, тестирование речи, тимпанометрию и тестирование акустического рефлекса для малышей и детей.

Как вы проверяете у новорожденных зрение и слух?

Это частый вопрос, так как для определения состояния здоровья зрения и слуха ребенка требуется несколько уникальных тестов! Для проверки зрения мы проверяем реакцию новорожденного на свет, чтобы увидеть, будут ли они моргать, реакцию их зрачка на фонарик, чтобы увидеть, насколько он расширяется, их способность следовать за целью, такой как игрушка или изображение, и визуально вызывается. ответное тестирование.При визуально вызванном тестировании младенец подключается к специальному монитору через различные насадки на голове. Этот монитор регистрирует электрическую активность мозга младенца после того, как он видит свет или узор.

Скрининг слуха у младенцев проводится либо с помощью теста отоакустической эмиссии, либо с помощью автоматизированного слухового ответа ствола мозга. С помощью теста OAE в ушной канал новорожденного помещается крошечный зонд, который измеряет звуковые волны, которые производятся во внутреннем ухе от щелчков или звуков, воспроизводимых в ухе новорожденного.В тесте AABR мягкие наушники помещаются в ухо новорожденного, которое воспроизводит различные щелчки и звуки. На голову новорожденного помещают три электрода, чтобы измерить реакцию мозга и нервов на звук.

Если вы хотите узнать больше о нашем педиатрическом скрининге слуха и зрения в Julia Barriga MD в Тампе, Флорида, или хотите привести своего ребенка на прием, мы будем рады получить от вас известие! Вы можете связаться с нами по телефону (813) 984-8846 или записаться на прием на нашем сайте.Наша педиатрическая клиника удобно расположена по адресу 5001 East Busch Blvd Tampa, FL 33617. Мы открыты с 8:00 до 18:30 с понедельника по четверг, с 8:00 до 13:00 в пятницу и С 9:00 до 13:00 в субботу. Мы обслуживаем пациентов из Тампы, Флорида, Террас, Флорида, Тонотосасса, Флорида, Лутца, Флориды, Грейтер-Кэрроллвуд, Флорида, Лейк-Магдалина, Флорида, Вестчейз, Флорида и Town ‘N’ Country, Флорида.

Нарушения зрения и слуха, связанные с ГИЭ

Последствия гипоксически-ишемической энцефалопатии (ГИЭ), травмы головного мозга, вызванной кислородным голоданием, могут включать ухудшение зрения и / или слуха у ребенка.Обычно новорожденных проверяют при рождении на предмет сенсорных нарушений, а затем периодически проверяют на протяжении всего их развития (1, 2). Если родители беспокоятся о зрении и / или слухе, они могут поговорить с педиатром своего ребенка. Затем педиатр может направить их к таким специалистам, как офтальмологи (для оценки зрения и ухода) или аудиологов и отоларингологов (для оценки слуха и ухода) (1). Эти медицинские работники могут дать рекомендации относительно того, какое вмешательство потребуется ребенку — иногда это могут быть очки или слуховой аппарат, хотя есть определенные обстоятельства, при которых может потребоваться хирургическое вмешательство.


Перейти к:

Ниже приведены некоторые примеры нарушений зрения, которые могут возникнуть у детей с ГИЭ (3, 4):

  • Кортикальное нарушение зрения (CVI): Этот тип потери зрения, также известный как корковая слепота или церебральное нарушение зрения, может быть вызван повреждением головного мозга и проводящих путей между глазом и мозгом. Сами глаза часто нормальны, но нарушение зрения варьируется от легкого до тяжелого. Гипоксия (кислородное голодание) — наиболее частая причина ХВН (5).
  • Туннельное зрение: Это связано с потерей периферического зрения, как правило, из-за условий, влияющих на функцию стержней в сетчатке. Люди с туннельным зрением не могут видеть объекты, если они не находятся вблизи центра своего поля зрения (6).
  • Косоглазие: глаза людей с косоглазием смещены и смотрят в разные стороны (некоторые случаи более очевидны, чем другие). Косоглазие часто вызывается повреждением головного мозга, которое влияет на мышцы, контролирующие движение глаз.У детей со косоглазием может развиться амблиопия (нарушение зрения) смещенного глаза. Мозг научится обращать внимание только на визуальный сигнал более прямого / сильного глаза. Это может привести к потере восприятия глубины. Если амблиопия обнаруживается в раннем возрасте, ее можно лечить, наложив повязку на более сильный глаз, чтобы улучшить зрение на более слабом глазу. Если он не будет обнаружен на ранней стадии, он с большей вероятностью станет постоянным (7).

Младенцы с ГИЭ подвержены риску нейросенсорной тугоухости (СНПС) (8), которая включает повреждение внутреннего уха или проводящих путей между мозгом и внутренним ухом (9).Будет ли SNHL временным или постоянным, частично зависит от продолжительности и тяжести кислородной недостаточности, которую испытал младенец (8). Если нейросенсорная тугоухость необратима, иногда с ней можно справиться с помощью слуховых аппаратов. Людям с нейросенсорной тугоухостью также могут быть назначены кохлеарные имплантаты (9).

Следующие указания являются общими; они могут применяться к детям с ГИЭ и без него.
Признаки и симптомы нарушения зрения (10):
  • Проблемы с отслеживанием объектов (у детей старше трех месяцев)
  • Смещенные глаза / косоглазие (у младенцев старше четырех месяцев; младше этого возраста глаза часто выглядят смещенными)
  • Белый / светло-серый цвет зрачка
  • Трепещущие глаза
  • Покраснение, которое не проходит через несколько дней
  • Гной / твердость
  • Постоянно слезящиеся глаза
  • Веки опущены
  • Чувствительность к свету
  • Ребенок жалуется на боль в глазах или зуд
Признаки и симптомы нарушения слуха (11):
  • Не поражать громким шумом
  • Не поворачивается к источнику звука (это важно, если это происходит после шести месяцев)
  • К одному году не говорить простых слов вроде «мама» и «дада»
  • Задержки / проблемы с речью
  • Сложность при следовании направлениям
  • Повышение громкости телевизора необычно высокой
  • Говоря «а?» или просить кого-то часто что-то повторять

Существуют определенные диагнозы, связанные с ГИЭ, которые указывают на то, что детский педиатр должен направить их к специалисту (12):

Показания для раннего обращения к офтальмологу:
  • Если у ребенка III стадия HIE
  • Если у ребенка ГИЭ II стадии с отклонениями от нормы при неврологическом обследовании или снижением зрительного восприятия во время выписки из больницы
  • Если у ребенка инсульт, связанный с ГИЭ
Показания для ранней оценки нейросенсорного слуха:
  • Если у ребенка асфиксия во время родов, его следует обследовать на сенсоневральную тугоухость после рождения и до выписки из больницы.
  • Если ребенок страдает стойкой легочной гипертензией новорожденного (серьезное нарушение кровообращения) наряду с ГИЭ, его следует многократно обследовать в детстве, поскольку он может подвергаться более высокому риску поздней нейросенсорной тугоухости.

Зрение и слух имеют решающее значение для развития ребенка, поскольку они являются двумя из самых важных органов чувств, посредством которых ребенок воспринимает мир. Когда у детей появляются первые признаки нарушения зрения или слуха, педиатры должны направлять их к таким специалистам, как офтальмологи, аудиологи и отоларингологи.Эти специалисты могут дать рекомендации по раннему вмешательству, чтобы помочь максимально раскрыть способности ребенка.

Помимо нарушений зрения и слуха, у детей с ГИЭ более вероятно развитие следующих состояний. Нажмите на ссылки ниже, чтобы узнать больше:

Справочный центр HIE находится в ведении юридического центра ABC — юридической фирмы, занимающейся врачебной халатностью, занимающейся исключительно случаями, связанными с HIE и другими родовыми травмами. Наши юристы обладают более чем 100-летним опытом работы в этом виде права и защищают интересы детей с ВИЭ и связанными с ними нарушениями с момента основания фирмы в 1997 году.

Мы с энтузиазмом помогаем семьям получить компенсацию, необходимую для покрытия их значительных медицинских счетов, потери заработной платы (если один или оба родителя вынуждены пропустить работу, чтобы ухаживать за своим ребенком), вспомогательных технологий и других предметов первой необходимости.

Если вы подозреваете, что ГИЭ у вашего ребенка мог быть вызван халатностью врача, свяжитесь с нами сегодня, чтобы узнать больше о расследовании дела. Мы предоставляем бесплатные юридические консультации, во время которых мы проинформируем вас о ваших юридических вариантах и ​​ответим на любые ваши вопросы.Более того, вы не будете платить ничего на протяжении всего судебного процесса , если мы не добьемся благоприятного урегулирования.

Вы также можете обращаться к нам с запросами, не связанными с злоупотреблением служебным положением. Мы не можем предоставить индивидуальные медицинские консультации, но мы будем рады найти для вас информационные ресурсы.

  1. Часто задаваемые вопросы по скринингу слуха новорожденных. (нет данных). Получено 29 мая 2019 г. с сайта https://www.healthychildren.org/English/ages-stages/baby/Pages/Purpose-of-Newborn-Hearing-Screening.aspx
  2. Проверки зрения. (нет данных). Получено 29 мая 2019 г. с сайта https://www.healthychildren.org/English/health-issues/conditions/eyes/Pages/Vision-Screenings.aspx
  3. .
  4. Александр, П. К. (1990). Влияние повреждения мозга на зрительное функционирование Дети [PDF]. Журнал нарушений зрения и слепоты.
  5. Malkowicz, D. E., Myers, G., & Leisman, G. (2006). Реабилитация корковых нарушений зрения у детей. Международный журнал нейробиологии , 116 (9), 1015-1033.
  6. Кортикальное нарушение зрения (CVI). (нет данных). Получено 29 мая 2019 г. с сайта https://nei.nih.gov/faqs/cortical-visual-impairment-cvi
  7. .
  8. Туннельное зрение. (нет данных). Получено 29 мая 2019 г. с сайта https://www.uclahealth.org/eye/tunnel-vision
  9. .
  10. Причины косоглазия. (2015, 29 декабря). Получено 29 мая 2019 г. с https://www.aao.org/eye-health/diseases/strabismus-cause
  11. .
  12. Потеря слуха у доношенных новорожденных с гипоксически-ишемической энцефалопатией, получавших терапевтическую гипотермию.pdf. (нет данных). Получено 29 мая 2019 г. с https://www.scribd.com/document/253542548/Hearing-loss-in-term-newborn-infants-with-hypoxic-ischemic-encephalopathy-treated-with-therapy-hypothermia-pdf.
  13. Сенсорно-невральная потеря слуха. (нет данных). Получено 29 мая 2019 г. с https://www.asha.org/public/hearing/Sensorineural-Hearing-Loss/
  14. .
  15. Предупреждающие знаки проблем со зрением у младенцев и детей. (нет данных). Получено 29 мая 2019 г. с сайта https://www.healthychildren.org/English/health-issues/conditions/eyes/Pages/Warning-Signs-of-Vison-Problems-in-Children.aspx
  16. Что такое потеря слуха у детей? | CDC. (нет данных). Получено 29 мая 2019 г. с сайта https://www.cdc.gov/ncbddd/hearingloss/facts.html
  17. .
  18. Робертсон, К. М. и Перлман, М. (2006). Наблюдение за доношенным ребенком после гипоксически-ишемической энцефалопатии. Педиатрия и здоровье детей , 11 (5), 278-282.

Беременность — Ваш ребенок — Зрение и слух

Зрение и слух вашего ребенка очень важны.

Некоторые признаки развития легко заметить.Другие нет. Зрение и слух вашего ребенка очень важны. Распознать проблему может быть непросто. Позвоните по горячей линии Вашингтона Help Me Grow по телефону 1-800-322-2588, если вас беспокоит зрение, слух или общее развитие вашего ребенка.

Признаки здорового развития

Вот некоторые признаки того, что зрение и слух вашего ребенка развиваются должным образом.

Видение: Делает ваш ребенок. . .

  • Установите зрительный контакт (посмотрите в глаза)
  • Следить глазами за движущимся объектом
  • Ходить или ползать, не сталкиваясь часто с предметами
  • Смотрите на людей и предметы обоими глазами
  • Держите предметы на обычном расстоянии (после 6 месяцев)
  • Плавно ходите или ползайте по теням или участкам, которые выглядят по-разному (ковер, плитка)
  • Смотрите на людей и предметы, не скрещивая и не щурясь (через 9 месяцев)
  • Глаза ясные, но не красные и не слезящиеся.

Слух: ли ваш ребенок.. .

  • Проявить осведомленность о домашнем шуме (телефон, стук в дверь, телевизор)
  • Используйте не слишком громкий и не слишком тихий голос
  • Играть с шумящими игрушками (погремушки, колокольчики)
  • Имитация звуков (через 1 год)
  • Используйте окончания слов («s» или «ing») после двух лет.
  • Следуйте устным указаниям
  • Поддерживайте умеренную громкость на телевидении или радио
  • Слушайте рассказы, записи или телепередачи без труда
  • Говорите так, чтобы большинство людей понимали (если старше 2-1 / 2 лет)
  • Приехать к вам при вызове из другого номера (через 2 года)

Дополнительные ресурсы

Источник: «От рождения до шестилетнего роста и развития», Департамент социального обеспечения и здравоохранения штата Вашингтон, Программа раннего вмешательства для новорожденных.

Обзор зрения, слуха и речи

Зрение, слух и речь — важная часть жизни вашего ребенка.Когда рождается ребенок, у них незрелое зрение. Позже ребенок развивает способность сосредотачиваться. Слух появляется рано, когда в матке матери развивается ребенок. Слух необходим для правильной речи и языкового развития. Наблюдение за способностью вашего ребенка видеть, слышать и говорить — важная часть здоровья вашего растущего ребенка.

Американская академия офтальмологии, Американская оптометрическая ассоциация и Американская академия педиатрии (AAP) рекомендовали следующие этапы проверки зрения:

  • Новорожденный. Все новорожденные проходят обследование в яслях на предмет глазных инфекций и других глазных заболеваний, например, глаукомы.

  • Возраст 6 мес. Визуальный осмотр младенцев следует проводить во время осмотров ребенка, особенно для проверки того, как глаза работают вместе.

  • Возраст от 3 до 4 лет. Должны быть проведены формальные тесты на остроту зрения и полное обследование зрения.

  • Возраст 5 лет и старше. Необходимо проводить ежегодные визуальные скрининговые тесты и проверки зрения.

У детей в разном возрасте развиваются речевые, языковые и слуховые навыки. Но потеря слуха может привести к задержке способности вашего ребенка издавать звуки, учиться говорить и общаться. AAP рекомендует проверять слух всем новорожденным перед выпиской из больницы. Поговорите с лечащим врачом вашего ребенка, если вас беспокоит его слух или речь, или если вы заметили одно из следующего:

  • Нет ответа на звук в любом возрасте

  • Ребенок не двигается и не прыгает при громком звуке

  • Отсутствие лепета к 9 месяцам

  • В возрасте от 18 до 24 месяцев не говорят ни слова

  • Не выполняет простые команды к 2 годам

  • Плохое качество передачи голоса в любом возрасте

Медицинский онлайн-обозреватель: Крис Хауперт, доктор медицины
Медицинский онлайн-обозреватель: Раймонд Кент Терли BSN MSN RN
Медицинский онлайн-обозреватель: Рита Сатер RN

Дата последнего обзора: 01.10.2020

© 2000-2021 Компания StayWell, LLC.Все права защищены. Эта информация не предназначена для замены профессиональной медицинской помощи. Всегда следуйте инструкциям лечащего врача.

Обзор зрения, слуха и речи

Зрение, слух и речь — важная часть жизни вашего ребенка. Когда рождается ребенок, у них незрелое зрение. Позже ребенок развивает способность сосредотачиваться. Слух появляется рано, когда в матке матери развивается ребенок.Слух необходим для правильной речи и языкового развития. Наблюдение за способностью вашего ребенка видеть, слышать и говорить — важная часть здоровья вашего растущего ребенка.

Американская академия офтальмологии, Американская оптометрическая ассоциация и Американская академия педиатрии (AAP) рекомендовали следующие этапы проверки зрения:

  • Новорожденный. Все новорожденные проходят обследование в яслях на предмет глазных инфекций и других глазных заболеваний, например, глаукомы.

  • Возраст 6 мес. Визуальный осмотр младенцев следует проводить во время осмотров ребенка, особенно для проверки того, как глаза работают вместе.

  • Возраст от 3 до 4 лет. Должны быть проведены формальные тесты на остроту зрения и полное обследование зрения.

  • Возраст 5 лет и старше. Необходимо проводить ежегодные визуальные скрининговые тесты и проверки зрения.

У детей в разном возрасте развиваются речевые, языковые и слуховые навыки. Но потеря слуха может привести к задержке способности вашего ребенка издавать звуки, учиться говорить и общаться. AAP рекомендует проверять слух всем новорожденным перед выпиской из больницы. Поговорите с лечащим врачом вашего ребенка, если вас беспокоит его слух или речь, или если вы заметили одно из следующего:

  • Нет ответа на звук в любом возрасте

  • Ребенок не двигается и не прыгает при громком звуке

  • Отсутствие лепета к 9 месяцам

  • В возрасте от 18 до 24 месяцев не говорят ни слова

  • Не выполняет простые команды к 2 годам

  • Плохое качество передачи голоса в любом возрасте

Медицинский онлайн-обозреватель: Крис Хауперт, доктор медицины
Медицинский онлайн-обозреватель: Раймонд Кент Терли BSN MSN RN
Медицинский онлайн-обозреватель: Рита Сатер RN

Дата последнего обзора: 01.10.2020

© 2000-2021 Компания StayWell, LLC.Все права защищены. Эта информация не предназначена для замены профессиональной медицинской помощи. Всегда следуйте инструкциям лечащего врача.

от рождения младенцев до одного года

Что видит мой ребенок? Это очень частый вопрос для родителей. В «Руке помощи» будет рассказано, что видит ваш ребенок от рождения до одного года, и как вы можете помочь ему развить зрение.

От рождения до одного месяца

При рождении ваш ребенок видит только черно-белое изображение и оттенки серого.Нервные клетки головного мозга и сетчатки глаза развиты не полностью. У них также проблемы с фокусировкой, и они еще не очень светочувствительны. Глаза младенцев большие по сравнению с их телом. Когда ребенок рождается, его или ее глаза составляют около 65% от взрослого размера. Через неделю после рождения ребенок может видеть цвета и видеть на расстоянии 8-10 дюймов. В возрасте шести недель ребенок может видеть на расстоянии около 12 дюймов.

Вы можете улучшить зрение своего ребенка, держа его или ее с каждой стороны, слева и справа (Рисунок 1).Поместите ребенка в кроватку лицом к разному, чтобы увидеть разные виды. Поставьте мобильный телефон, чтобы ребенок мог его смотреть.

От двух месяцев до трех месяцев

Ваш ребенок должен следовать за объектами или «отслеживать» и должен начать тянуться к вещам. Ребенок узнает ваше лицо и запоминает то, что он видит.

Вы можете улучшить зрение вашего ребенка, используя мобильный телефон или подняв перед ним яркие предметы, чтобы ребенок мог дотянуться до них. Твое лицо — одна из ее любимых вещей, на которую можно смотреть.

В течение первых двух месяцев жизни глаза младенца плохо скоординированы, могут перекрещиваться или блуждать. Обычно это проходит, но если это продолжается или если глаз постоянно вывернут или вывернут, ребенок должен быть осмотрен врачом.

Четыре месяца

Зрение ясное, и теперь ваш ребенок может видеть дальше. Он по-прежнему предпочитает смотреть на вас крупным планом и должен часто просыпаться. Поощряйте время игр и тягу к ярким предметам и игрушкам.

Шесть месяцев

Глаза вашего ребенка должны постоянно работать вместе.Ваш ребенок видит цвета, как взрослые. Играйте в прятки и используйте зеркала, чтобы развить зрение.

От семи месяцев до двенадцати месяцев

Ваш ребенок теперь больше двигается. Он или она лучше определяет расстояния и точнее схватывает предметы. Младенцы учатся согласовывать свое зрение с движениями своего тела. Цвет глаз может измениться. Многие дети рождаются с голубыми глазами. Со временем образуется темный пигмент, который может сделать глаза ребенка темнее.

Вы можете улучшить зрение вашего ребенка, много с ним разговаривая.Поместите предметы перед ребенком и произносите название предмета, когда вы передаете его ему или ей. Поощряйте малыша ползать или ходить к игрушкам (рис. 2).

Когда звонить врачу

Все младенцы должны проходить регулярные осмотры у своего врача, который может выявить проблемы.

Недоношенные дети имеют высокий риск проблем со зрением. Все недоношенные дети должны быть осмотрены детским офтальмологом до 3 лет.

Если вы видите что-либо из следующего, позвоните врачу вашего ребенка:

  • Глаза, которые не работают вместе
  • Глаза с сильными слезами или корками
  • Ребенок большую часть времени поворачивает или наклоняет голову в сторону или закрывает один глаз.
  • В любое время, когда вы беспокоитесь о глазах или зрении вашего ребенка, или если вас беспокоит постоянный врач.

Если есть какие-либо проблемы со зрением у вашего ребенка, гораздо лучше обнаружить их пораньше. Чем раньше будут обнаружены проблемы, тем раньше их можно будет решить.

Дополнительная информация

Американская ассоциация детской офтальмологии и косоглазия (Aapos.org)

Preventblindness.org

Американская академия педиатрии (www.aap.org)

Infant Vison от рождения до одного года (PDF)

HH-IV-108 14.