Содержание

Читать онлайн «Как выучить словарные слова с удовольствием» бесплатно

Введение

В этой книге мы расскажем о том, как быстро и эффективно выучить словарные слова. Ведь их, как и таблицу умножения надо выучить.

Но если в таблице умножения всего 100 примеров, то словарных слов в школе изучается не менее 800.

И редкий учитель учит с детьми словарные слова в классе. Обычно «сложное» и «трудное» детям дается на самостоятельное запоминание, или запоминание с родителями.

В этой книге Вы узнаете маленькие хитрости, как запомнить написание словарных слов.

Мы разделили их на классические методы, именно так работают со словарными словами в школе, и техники эффективного запоминания слов.

В третьей части книги Вы узнаете о технике эффективного обучения «воронка», которая позволяет легко и просто свести ошибки в написании словарных слов на нет.

Приятного чтения!

Бонус для читателей книги

Специально для читателей нашей книги мы подготовили файл «Словарные слова с 1 по 9 класс» в удобном для работе формате, а так же видеоурок «Как убрать ошибки в словарных словах».

Вы можете получить материалы на нашем сайте — gltl.ru/slsl

Об авторе

Рената Кирилина

Эксперт №1 по эффективному обучению детей в школе.

Прошла путь от учителя до директора государственной школы и знает все подводные камни системы образования.

Практик, все техники эффективного обучения прошли проверку на тысячах детей.

Автор методики «Сложное простыми словами» и «Техник эффективного обучения», «Школы спецагентов».

География учеников охватывает всю Россию, страны СНГ, Европы, США и Канаду.

Основатель и директор «Школы эффективного обучения Ренаты Кирилиной» (ранее «Школы умных детей»). Мама двоих сыновей-школьников и дочки.

Автор блога «Обучение с удовольствием» — http://gladtolearn.ru/blog/ и портала помощи родителям школьников «Учим в школе» — http://uchimvshkole.ru/ и сайта «Семейное обучение» — http://semeynoeobuchenie.ru/

Способы запоминания словарных слов

Классические способы запоминания словарных слов

Согласно методике преподавания русского языка, алгоритм изучения словарных слов, применяемый в школе следующий:

1. Чтение слов ребенком. Списать словарные слова в словарик. Иногда просят прописать слово несколько раз

Мама после двойки по русскому велела сыну написать 100 раз слово «пошёл» через Ё и ушла, а когда вернулась, нашла записку сына: «Мама, я 100 раз написал слово«ПОШЁЛ» и ПОШОЛ гулять!».

К сожалению, эффективность такого способа запоминания достаточно низкая. Словарики теряются, записанные слова забываются, а дети совершают все те же ошибки.

2. Объяснение значения слова

Обязательным является объяснение ребенку значение слова и проходит «работа со словом».

Если ребенок не знает значение слова — воспользоваться словарем и проговорить возможные причины написания слова именно таким образом.

Например, возьмем словарное слово «Мороз»

Следует запомнить, что словарное слово «мороз» пишется с буквой «о».

Мороз

Значение слова «мороз» МОРО́З, -а (-у), м.

Холод, стужа.

Пример использования слова в предложении:

На коньках хорошо кататься в мороз.

3. Орфографическая работа над словом:

— постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы

— звуко-буквенный анализ слова, деление слова на слоги и для переноса

Моро́з

Буква, которая является сомнительной в словарном слове «мороз», находится под ударением. Поэтому, чтобы правильно написать словарное слово «мороз», необходимо вспомнить слово-образ «холод» и другие подобные слова-образы.

4. Заучивание правописания данного слова:

— подбор однокоренных слов,

— составление словосочетания, предложения с этим словом,

— подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.

Подбор однокоренных слов

Морозец, морозный, морозно, морозище, заморозок

Как легче запоминать словарные слова в начальной школе

Словарные слова в современной школе предлагается запоминать через многократное повторение, то есть зубрёжку. Но существуют более эффективные и интересные способы, позволяющие легко выучить не только словарные слова, сложные словосочетания, но и лучше понять и запомнить орфографические правила.

Один из них — метод графических ассоциаций.

Чтобы запомнить слово, его нужно нарисовать и выделить на этом рисунке «проблемную» букву. Метод графических ассоциаций позволяет запоминать слова не только на слух, но и подключая моторику, зрительный образ и ассоциацию. Дети любят рисовать, и этот метод им очень нравится.

Например, нужно запомнить слово «корзина». Мы говорим «кАрзина», а пишем «кОрзина». Как это усвоить ребёнку? Можно сто раз повторить, и всё равно на сто первый раз будет допущена ошибка. Но лучше предложите ребёнку нарисовать корзину и на этом рисунке найти букву «О».

«Проблемную» букву нужно выделить пожирнее или обвести другим цветом. Важно, чтобы ребёнок сделал это сам!

Попробуйте ещё. Говорим слово «пугАвица», пишем — «пугОвица», рисуем пуговицу. Пусть ребёнок найдёт на рисунке букву «О».

При использовании метода графических ассоциаций лучше брать несколько слов, объединённых общей темой. Например, можно представить мОлОко в стакане. Полезно также соединить получившийся образ со словом «корова».

Даёт корова молоко. Мы находим в слове «кОрОва» и на рисунке буквы «О». Это может быть мордочка или пятно. Молоко мы видим в ведре.

Разрешите детям самим поиграть, нарисовать, пофантазировать. Иногда взрослые не могут быстро придумать ассоциацию, а дети легко справляются с этой задачей.

На одном из занятий нужно было запомнить слово «автобус». В группе были дети и взрослые. Взрослые предложили найти букву «В» на колёсах. Но тут один мальчик сказал: «Ой, смотрите, сиденье похоже на букву «В». Такой «ВВВесёлый» автобус легко запомнить.

А ещё в автобус можно посадить вОдителя или шОфёра. Букву «О» легко найти на руле, в зеркале, на кепке водителя, на очках или на колёсах.

Поролон. Часто дети и взрослые допускают ошибки в этом слове. Как можно его себе представить и нарисовать? У меня это слово ассоциируется с поролоновой губкой. Если внимательно на неё посмотреть, то заметишь много букв «О».

Букву «А» на рисунке найти невозможно.

Если на рисунке нужная буква не находится, нам поможет приём трансформации. Например, требуется запомнить слово «апЕльсин». На апельсине буква «Е» не угадывается. Попросите ребёнка представить, как он чистит апельсин, а корка свисает по спирали, напоминающей букву «Е».

Любой предмет можно трансформировать и нарисовать подходящую картинку. Задействуйте воображение, и получившийся образ надолго останется в памяти.

Рисунки лучше делать на карточках и периодически играть в них, чтобы закрепить в памяти трудную информацию. Дети не воспринимают карточки как учёбу. Для них это интересное развлечение. Причём начинать играть по методу графических ассоциаций можно с 5–6 лет. Отлично зарекомендовал себя этот метод также при работе с теми, кто испытывает трудности в обучении даже в старших классах. Ведь фантазировать любят не только дошкольники.

Задание 1: словарный диктант. Повторите графические ассоциации и продиктуйте ребёнку слова: поролон, ягода, корзина, гражданин, солнце, автомобиль, апельсин, яблоко, носок, окно, аллея, молоко, корова, шофёр, пуговица.

Задание 2: придумайте ассоциации. Попробуйте с ребёнком придумать ассоциации и нарисовать картинки к словам: фонарь, забор, воробей, абажур, портрет, светофор, вокруг, карандаш, конфета, снеговик.

Если у вас не получилось, посмотрите мои варианты графических ассоциаций.

Статья в определенном 🙂 смысле хорошая, так что не буду держать комментарии при себе.
Тема мне важна — сын во втором классе, и с русским языком у него не очень. Итак, читаю.
«Метод графических ассоциаций позволяет запоминать слова не только на слух, но и подключая моторику, зрительный образ и ассоциацию».
Читаю еще раз. Серьезно — автор считает, что словарные слова запоминают НА СЛУХ?!
Эм… Ладно, возможно, автор неудачно выразил свою мысль. Хотя автору, неудачно выражающему свои мысли, возможно, не стоит выражать мысли о правописании на русском языке.

Читаю дальше — предлагается на рисунке кОрзины найти букву О для запоминания этого слова. Смотрю я на рисунок и отчетливо вижу букву А — ручка корзины + бортик корзины. Задумчиво зову сына, предлагаю на рисунке найти букву. Он находит через минуту — ту же букву А.
Эм… Ладно, возможно, автор неудачно подобрал иллюстрацию. Хотя неудачно подобранная иллюстрация для метода ГРАФИЧЕСКИХ ассоциаций как минимум странна.
Читаю дальше — в качестве очередного примера приводится слово «поролон». Задумчиво смотрю на заголовок статьи: «Словарные слова в начальной школе». То есть автор считает, что «поролон» — словарное слово из начальной школы.
Слово поролон, конечно, сложное и красивое, и писать его надо правильно. Но статья же для тех, у кого проблемы в начальной школе со словарными словами? Или статья лишь повод автору покрасоваться удобным надуманным примером, не имеющим отношения к реальным проблемам младшешкольника? Честное слово, мне с сыном не до поролона, нам бы через слова попроще прорваться… Кстати, я не поленилась полазить по школьным учебникам, это слово и в старших классах не упоминается. Есть «поровну», есть «пороша», а «поролон» за пределами школьной программы.
Длинно получается, так что дальше бурчать не буду, подведу итог — выражаю глубокое сомнение в профессионализме автора.

2020-01-27, Лабрика Тоже удивилась слову «поролон». Совсем не ассоциируется со школой.
И тоже не нашла буквы «О» в нарисованной корзине, разве что заклёпки.

Когда пишется словарный диктант, этот метод еще может сработать. Но когда сочинение — нет. Только автоматизм, когда рука сама пишет.

2020-01-28, Julinika

Естественно, методы работы со словарными словами подбираются доступными ребенку. Только автор пишет не об этом, а о чем-то своем. Но, чтобы это понять, мне пришлось внимательно прочитать статью. Времени своего жалко 🙁

2020-01-28, Лабрика

Мне кажется, нужно с учётом ребенка все это делать
Кому-то прописать пару раз, кому-то разрезать слово на буквы, и пусть обратно слово собирает.

2020-01-27, Шиповник (экс-Василиса)

ну тут раз на раз не приходится. только учение и писание — сочетание методов работает. по другому никак

2020-01-29, МаленаРТ

До сочинений мой еще не дорос, но и в диктантах — помогает только зубрежка и повторение 🙁

2020-01-28, Лабрика

Всего 6 отзывов Прочитать все отзывы.

Как запомнить словарные слова по русскому языку?

Алгоритм запоминания

 

  1. Чтение слова.

      2. Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова  — надо воспользоваться толковым словарем, найти значение слова).

      3. Орфографическая работа над словом:

— постановка ударения, выделение  трудной буквы

— фонетический, морфемный, по небходимости можно произвести словообразовательный анализ слова

— деление слова на слоги и для переноса.

    4. Заучивание правописания данного слова:

— подбор однокоренных слов,

— составление словосочетания, запись предложения с этим словом

— подбор синонимов, антонимов, загадок, поговорок с данным словом.

   5. Запись слова в орфографический словарик; словосочетания, в составе которого новое словарное слово; предложения с новым словом.

    6. Творческая работа с новым словарным словом:

— письмо по памяти

— рисунок слова.

 

 А если есть картинка, которая поможет выучить словарное слово, то надо начать с беседы по картинке:

как вы думаете, что изображено на картинке?

по каким признакам вы определили, что изображён город?

знаком ли вам этот город, как он называется? Отгадайте загадки:

Раскинулся на семи холмах
Широкими кольцами чудо-град!
На Кремле алая звезда.
Город-столица России …!

Этот город знают люди,
И о нем идет молва,
Что стоять всегда он будет!
Имя городу — …

Лучший город всех времен,
Мир и счастье строит он.
Светлый, вечно молодой,
Называется…

А дальше действуйте по алгоритму.

 

Понравилась ли вам статья? Напишите в комментарии о том, как вы учите с детьми словарные слова?

А если вы хотите получать последние новости с моего блога, то подпишитесь на рассылку. А также если вы

считаете, что информация актуальная, то поделитесь статьёй в соцсетях.

Related posts:

Пиши правильно словарные слова

В.И.Даль. Словарь живого великорусского языка

В помощь школьнику. «Словарные слова для начальной школы» — 21 ответов

Добрый день! Сегодня расскажу о полезной литературе, которая поможет детям запомнить словарные слова.

Словарные слова можно только запомнить. А как это сделать эффективнее? С помощью мнемотехник. В данном пособии детям предлагают готовые варианты, но можно по аналогии придумывать и свои. Главное- вовремя показать ребенку приемы запоминания.

У нас эта книга работает, поэтому делюсь с вами опытом.

С помощью таких запоминающихся образов ребенку будет легче запомнить написание словарных слов.

В этой книге 136 стр, есть маленькие книги, разделенные по классам по 48-56 стр каждая.

Но при необходимости, любой ребенок может подобрать свой ассоциативный образ к любому слову и запомнить написание словарных слов.

Посмотрите, как легко и просто можно запомнить написание слова «карандаш» : вспоминаем картинку с тремя карандашами и пишем слово через три «А».

Слово «береза» запомнить с такой иллюстрацией очень легко: две сестрицы буквы «Е» и «Ё» качаютмя на каччелях, подвешанных на березу.

Буква «Ё» в данном слуычае ударная, поэтому остается только вспомнить ее «сестричку-близнеца», у буквы Ё сестричка — буква Е.

Сюда же включены приёмы запоминания 2-3 слов. Этот прием можно использовать смело: все нейропсихологи говорят, что информация у нас усваивается лучше, если мы её услышали в виде истории, а не в виде сухой выжимки.

По картинке составляем историю: кОрова приготовила твОрог. О, какой он вкусный!

А у кого-то получится своя ассоциауия, например, корОва в фартуке в горошик( горошик похож на букву О) угощает всех твОрогом.


Картинки здесь подобраны и для мальчиков, и для девочек.


Покажу ещё несколько иллюстраций.

Под каждой иллюстрацией есть строчка, где ребёнок может прописать изучаемое слово.


Мой сынок сам работает с этой книгой и уже по аналогии рисует картинки, которые помогают запоминать словарные слова. Берет орфографический словарь. выбирает слово и рисует картинки.


Смотрите внимательно, есть книга «Словарные слова для начальной школы», она стоит чуть дороже. А сеть отдельные книги, разбитые по классам.

Они чуть дешевле, но если покупать их все, тогда выйдет дороже, чем покупка книги «Словарные слова для начальной школы»


Купить книгу «Словарные слова для начальной школы» 136 страниц можно
в my-shop.ru
в Лабиринте

Купить эту же книгу, разбитую на части:

Словарные слова 2 класс в Лабиринте
Словарные слова 3 класс в Лабиринте

Словарные слова 4 класс в Лабиринте

Словарные слова 3 класс в Озоне
Словарные слова 4 класс в Озоне

Я думаю, что удобнее и выгоднее взять сразу 1 книгу со всеми словарными словами для начальной школы. Но в некоторых магазинах, к сожалению, нет большой книги, но зато можно купить маленькие, из которых она состоит.

Для тех, кто дочитал до конца. Эту книгу можно скачать здесь

Я тоже я скачала книгу,посмотрела и потом поняла, что такая книга должна быть в бумажном варианте. Тем более, что стоит она недорого. И и я не ошиблась, частенько ловлю Тиграна с этой книгой. Сидит, рассматривает, запоминает и все САМ!

Данное пособие оказалось для нас с сыном очень полезным, рекомендую и вам.

Всего доброго!

5 способов выучить словарные слова — Советы преподавателей — Ученикам — Статьи на uchim.biz

Мы все не раз учили словарные слова и писали словарные диктанты. В детстве мне это очень не нравилось, поэтому я придумывала свои способы и использовала те, что придумали до меня. Знаю, что и взрослым нередко приходится сталкиваться со сложностью в написании заимствованных слов, поэтому воспользуйтесь и вы этими пятью способами для заучивания словарных слов!

1. Играй со словом. Посмотри на слово: орфограммы могут располагаться в нем в интересной последовательности. Например, слово интеллигент состоит из чередующихся И-Е-И-Е, а в середине двойная буква л. ИнтЕЛЛИгЕнт. Так же произошло и со словом ИнгрЕдИЕнт. Разглядывай слова внимательнее и их особенности дадутся тебе легче.
2. Запоминай слова группами. Например, для начала запомни группу слов, в которых есть двойной согласный, а потом уже те, где нет двойных.
ЛЛ: балл, баллада, балласт, баллистика, баллон, баллотировать, бюллетень, галлюцинация, иллюзия, новелла, коллекция.
Л: алюминий, галерея, калория, лилипут, пилигрим, балюстрада.

3. На какие другие слова похоже слово, которое так сложно тебе запомнить? Например, в школе я никак не могла запомнить, как правильно писать слово винегрет. И вот что я придумала: вы не Грета. Имя Грета меня тогда очень заинтересовало, ведь оказалось, что это синоним имени Маргарита. Мою маму звали Маргарита. И я думала когда пыталась вспомнить написание слова винегрет: Маргарита, вы не Грета. Вы не Грета – Ви не Грет Может показаться странным, но именно такие странности наш мозг и склонен запоминать. Придумывайте свои необычные каламбуры и запоминайте слова.

4. Учи слова до первого правильного повторения, а потом откладывай на 10 минут — и снова повторяй. Затем откладывай на день — и снова повторяй, затем на месяц, а после повторения через месяц вспоминай их через три месяца. Это обеспечит долгосрочное запоминание слова.
5. Используй правило 7+-2. Это значит, что нужно учить за раз по 5-9 слов или словосочетаний. Ученые доказали, что именно это количество слов наш мозг способен запомнить лучше всего.

Удачи тебе в запоминании написания слов русского языка!

Марта Игоревна, репетитор русского языка

«Ассоциации для словарных слов»

МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа»

Проект на тему:

«Ассоциации

для словарных слов»

Разработали: ученики 3 класса

Руководитель: Никитина Л. А.

Тема «Ассоциации

для словарных слов»

Цель

Научиться запоминать словарные слова

Задачи

1. Собрать информацию об орфограммах.

2. Изучить приемы для развития воображения.

3. Создать творческий продукт.

Гипотеза

Ассоциации помогают запомнить словарные слова

Творческий продукт

Сказка со словарными словами и ассоциациями к ним

Актуальность

проекта

Словарных слов много, проверить их сложно, а легче запомнить с помощью ассоциаций. В результате мы будем писать грамотно. Мы сможем поделиться своими знаниями с одноклассниками и родными.

Этапы работы

Подготовительный этап:

Первая и вторая недели – выбор темы и уточнение названия.

Третья и четвертая недели – сбор информации.

Практический этап:

Пятая и шестая недели – подбор ассоциаций.

Седьмая и восьмая недели – изготовление продукта.

Обобщающий этап:

Девятая неделя – подготовка выступления.

Десятая неделя – подготовка презентации проекта.

Одиннадцатая неделя – защита проекта.

Источники информации

Работа с толковым словарем

Ассоциация – это связь между

представлениями, одно из которых

вызывает другое

Орфографический словарик

В.П. Канакина

«Русский язык»

8

Темы для распределения слов

  • Родина. Природа.
  • Животные. Растения.
  • Люди. Профессия.
  • Школа. Спорт.
  • Календарь. Праздник. Еда.
  • Одежда. Дом. Инструмент.
  • Чувства. Искусство. Речь.
  • Транспорт. Пространство .

Алгоритм работы

над творческим продуктом

1. Начало (узнаем тему)

2. Продолжение (подбираем слова к теме)

3. Дальше (выписываем слова в тетрадь

и придумываем к ним ассоциации)

4. Итог (оформление этих слов на отдельном листе)

Подбор слов к теме

Составление

тематического словаря

Животные. Растения

Б е рёза,в о р о бей,в о рона,гв о здика,ж и вотные,за я ц,к а пуста,з е мл я ника,к а ртоф е ль,к о рова,

л я гушка,м а лина,м е дведь,м о рковь, о б е з ь яна, о вёс, о гурец,ов о щи, о дуванчик, о рех, о сина,

п е трушка,п о мидор,пш е ница,р о машка,р я бина,с и рень,с о бака,с о рока,ур о жай,щ а вель,

ябл о к о , ябл о ня , яг о да.

Придумывание ассоциаций

к словарным словам

фото

Условные обозначения:

_ – слабая позиция

= – сильная позиция

(!) перед словом – с заглавной буквы

Пробуем сочинить сказку

Помощь родителей

Сказка со словарными словами и ассоциациями к ним.

Б е рёза(б е лая),м е дведь(м ё д), за я ц( Я ша-хвастун) ,л и са(л и сий, л и с) ,сн е гирь(сн е г), дят е л(т е ло пёстрое),м о рковь(м о края морковочка), о рех( о чень ’крепкий), яг о да(г о д)

Лесная сказка

Наступила зима. Весь лес покрыло снегом. Особенно красивы были берёзы , украшенные серебристым инеем. На белоснежной скатерти полян видны чудесные узоры звериных и птичьих следов. Скоро праздник Новый год.

Жители лесного царства: медведь Миша, заяц Яшка, белка Карина, лиса Алиса, снегирь Сева, дятел Тёма решили устроить на лесной поляне праздничный концерт . В центре поляны стояла красавица-ёлка. Друзья решили украсить её своими игрушками-зимними запасами. Заяц принёс свою сочную морковку , белочка орехи и бусы из ярких ягод рябины . Красногрудые снегири уселись на веточки ели. Они и без игрушек стали украшением ёлки. Медведь Миша принёс большое бревно для гостей. Забарабанил зимнюю трель пёстрый дятел. Он сообщил всем лесным жителям о начале праздника.

Скоро жители леса сбежались на праздничное представление. Они долго веселились. А наши друзья были очень рады этой встрече. Новый год стал поводом для новых знакомств.

8

Заключение

Как детям запомнить написание сложных слов

Политика публикации отзывов

Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:

1. Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт

На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте [email protected].

2. Мы за вежливость

Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.

3. Ваш отзыв должно быть удобно читать

Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.

4. Отзыв не должен содержать сторонние ссылки

Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.

5. Для замечаний по качеству изданий есть кнопка «Жалобная книга»

Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».

Недовольны качеством издания?
Дайте жалобную книгу