Содержание

Потребности, способности и интересы человека

1. Потребности, способности и интересы человека

2. Понятие «Потребности»

• Потребность – это нужда человека в том,
что составляет необходимое условие его
существования
• В мотивах деятельности проявляются
потребности человека
• Мотив – слово латинского происхождения,
означает приводить в движение, толкать
• В основе деятельности человека лежит
инстинкт
• Инстинкт – это биологический фактор
присущий индивиду как живому организму

3. Инстинкты

Инстинкты
Витальные
Социальные
Интеллектуальные
Направлены
на
обеспечение
жизнедеятел
ьности
организма
(пищевой,по
ловой)
Выражающие
Направленные на
познание
окружающей
действительности
(ориентировочный
инстинкт)
Необходимость
общения между
индивидами

4. Виды потребностей человека

Виды потребностей
Биологические:
Социальные:
Потребности в
пище, одежде,
жилище
Потребности в
общении с другими
людьми, в
общественной
деятельности, в
признании
Духовные
потребности:
(идеальные,
познавательные)
Потребности в
знаниях, творческой
деятельности

5.

Особенности потребностей человека • Многообразие потребностей отражает
сложную сущность человека как
биосоциодуховного существа
• Биологические, социальные, духовные
потребности взаимосвязаны
• Биологические становятся социальными
• Социальные потребности господствуют над
идеальными: потребность в знаниях – это
средство получить профессию

6. Классификация потребностей по А. Маслоу

Базовые потребности
Первичные (врожденные)
Вторичные (приобретенные)
Социальные:
Физиологические:
в воспроизводстве рода, пище,
дыхании, одежде, жилище,
отдыхе
Экзистенциальные(от
латинского –существование)
в комфорте, уверенности в
завтрашнем дне, в безопасности
В общении, заботе, внимании,
участии в совместной
деятельности
Престижные:
В самоуважении, признании,
служебном росте
Духовные:
Самовыражении, самореализации
• Потребности каждого следующего уровня
становятся насущными , когда удовлетворены
предыдущие
• Не все потребности могут быть
удовлетворены, потребности не должны
противоречить нравственным нормам
общества
• Разумные потребности –это потребности
которые помогают развитию в человеке
стремления к истине, красоте, желанию
помочь людям

8.

Интересы • Потребности лежат в основе возникновения
интересов и склонностей
• Интерес ( от латинского иметь значение) –
целенаправленное отношение человека к
какому – либо объекту его потребностей
• Интересы определяются положением
различных слоев населения
• Интерес побуждает человека к
деятельности

9. Классификация интересов

Интересы
По их носителю
Индивидуальные
По направленности
Экономические
Социальные
Групповые
Политические
Всего общества
Духовные

10. Склонности

• От интереса следует отличать склонности
• Понятие «интерес» выражает
направленность на предмет
• Понятие «склонность» выражает
направленность на определенную
деятельность
• Интерес может не сочетаться со
склонностью. Например, Интерес к кино не
влечет за собой возможности работать
актером

11. Способности

• Способности – это индивидуальные
особенности человека, от которых зависит
успешность выполнения определенного рода
деятельности
• Способности обнаруживаются в быстроте,
глубине и прочности овладения приемами
деятельности
• На развитие способностей влияет
биологический и социальный фактор
• Биологическое начало в способностях
представлено в виде генетических программ
поведения( способность двигаться, говорить,
мыслить)

12.

Способности • Социальный фактор – это те общественные
условия в которых живет человек. Например,
для развития музыкального слуха необходимо
музыкальное образование
• Существуют научные, художественные,
математические и другие способности
• Талант – это совокупность способностей,
которая позволяет получить совершенный
продукт деятельности, который будет
общественно значим
• Гениальность- высшая ступень развития
таланта

Интересы, склонности и способности в выборе профессии

Обновлено

Почему, когда выбираешь профессию, надо исходить из интересов?

Такой вопрос задают мне и имеют в виду вот что: а почему не исходить сразу из способностей?

Я отвечаю: потому что человеку  себя трудно принуждать, если нет интереса. Честно говоря, мы все таковы: если нам книжка не интересна, мы её не будем читать.

Читайте также:

Мне говорят: но ведь интересы меняются?

Отвечаю: в профориентации надо исходить из устойчивых интересов. Мы будем только такие интересы принимать всерьез, которые не просто заявлены человеком, а подкреплены действиями.

Вот юноша мечтательно сообщает: мне интересна физика! Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Но я скептик и я думаю: на самом ли деле это так?

Мой опыт подсказывает: ой, не обязательно. И я говорю с подростком как следует — задаю ему вопросы по физике — вопросы на понимание. Случается, что подросток много прочел про физику, ставил опыты, производил расчеты, ломал голову над вопросами физики. И тогда мы можем согласиться: да, этот юноша действительно интересуется физикой.

Интересы и склонности в выборе профессии

Подлинный интерес сопровождается действиями, направленными на объект интереса:

  • изучение объекта интересов
  • чтение, просмотр видео
  • эксперименты с ним
  • практические действия с ним: разработка и починка, шитье, готовка и прочее.

Вот этот самый деятельный интерес к какому-либо делу и есть склонность к этому делу. А голые декларации мы не рассматриваем.

Вы спросите: ну, а может, мальчику некогда читать да экспериментировать,он уроки учит?

Я отвечу. У человека всегда найдется сколько-то времени и сил на интересное ему дело.

Профессиональные склонности при выборе профессии

Одна девочка говорит, что хочет быть психиатром. Как видите, она интересуется не школьным предметом, а прямо-таки профессией! Но читала ли эта девочка о психиатрии хотя бы что-нибудь? Странно, но нет, не читала. Зато она много читала про другое — про организм человека, про системы органов, про правильное питание и работу мышц — про это она уже очень много знает!

Но почему же девочка не читает про психиатрию и видео не смотрит? Выясняю. Оказывается, ей не интересно узнавать про психиатрию. Получается, что сама девочка к психиатрии не склоняется. Оказалось, что психиатрия — это была мамина идея и нереализованная мечта. Вот так так!. Однако на мамином интересе долго не продержишься. Нужен свой. И настоящий девочкин интерес дал плоды — она теперь много знает о том, чем реально она сама интересовалась. Она не просто так читает, изучает анатомию и физиологию движения и питания — а с прицелом на будущую профессию. Так что мы тут можем смело сказать, что это ее профессиональная склонность к соматической медицине.

Читайте также:

Настоящие интересы ведут к знаниям.

Итак, когда человек чем-то деятельно интересуется, то у него сами собой возникают знания об интересующем его предмете. Поэтому на профориентации мы забрасываем сети в знания ребенка. И порою улов бывает очень богатым! Подросток показывает глубокую осведомленность — по истории, по электрике, по палеонтологии…!

Один взрослый дядя сказал мне так: мне было интересно изучать английский. Лет пять назад появился интерес.

И что? — я спрашиваю.

Отвечает: А вот две недели назад интерес кончился.

— И вы… . так и не начали учить язык…?
— Нет.

Ну, что вы скажете про такой интерес, уважаемые читатели?

Это не интерес. Это некий осторожный вопрос к самому себе: а не выйти ли мне в люди? Но это не попытка выйти в люди. До попытки дело не дошло, потому что интеллектуальный труд для данного человека штука неизведанная.

Но, может быть, интерес гаснет из-за страха, что не получится у него или лень….

А что такое лень? Это такая дамочка, которая иногда приходит к каждому из нас. Но она — лишь личина. А под покровом — психологическая травма, усталость, отсутствие мотивации, отсутствие привычки к труду, не тренированность.

Склонности и способности при выборе профессии

У меня спрашивают: а если есть интерес, но нет возможностей реализовать этот интерес — вы это как-то можете проверить? Например, хочется петь, но голоса нет.

Отвечаю так: на профориентации я обязательно послушаю, как человек поёт. Всем нам известны случаи, когда артист — любимец публики, а голос у него не сильный ( Марк Элмонд, Марк Бернес, Майя Кристалинская, Земфира,. .). А вдруг у вас невероятной силы артистизм, обаяние. И тогда можно без особенного голоса завладеть сердцами людей.

А если нет артистизма — значит идем дальше: талант ваш в другом.

Нормальная профориентация

основывается не только на интересе, но и на возможностях человека — физических, умственных, человеческих. А Живая профориентация имеет возможность проверить способности.

Я не верю ни в определение способностей по звездам, ни по рисунку на пальцах, ни по номеру его мобильного телефона, ни по анализу ДНК. Последнее, впрочем. возможно, но очень ограниченно возможно. Вот, например, если мы узнаем из ДНК, что у данного человека очень быстрое мышление, то это всё равно ни на какую профессию не указывает: ведь много где нужен быстрый ум.

Читайте также:

Определение интересов и склонностей при выборе профессии

Как же родителям понять — какие есть возможности у ребенка ? И какие у него есть интересы? Какие вещи в окружающем вас мире могут ребенка очаровать?

Очень просто. Сыну и дочери дать попробовать многое.

Ну, вот ребенок пробует дело и увлекается им. Мы видим, что у ребенка обозначились склонности к какому-то делу. Он требует у нас купить ему инструменты для стрижки, голову с париком для причесок.

И что же? Значит, все? Он уже парикмахер?

Вот тут бойтесь, уважаемые родители, нагрузить ребенка сверх меры. Он сказал «ля», а вы побежали и купили ему сразу рояль. Так не делайте. Дайте созреть его интересу. Серьезно отнеситесь к интересу и дайте ему возможность попробовать на чужом инструменте. Хочет барабанную установку — не покупайте сразу. Пусть занимается пока на чужой. Всё же установка дорогая и вы, купив, внутренне начинаете ожидать повышенных результатов. А их, может, не будет никогда. Но пробовать ребенку надо. Пусть пробует и заодно проявится сила его желания, его склонностей.

Созревание интересов и склонностей

Яблоня даст плоды в августе, а в мае она только цветет и не ждите сладких яблок ни в июне, ни в июле. Интересы могут проявляться ярко, а могут протекать незаметно для вас. Будьте внимательны к малейшим проявлениям интереса: создайте ребенку условия для экспериментов, поле деятельности. Не слишком забегайте вперед и не грузите серьезными задачами, идите рядом и подбрасывайте веточек в огонь. Иногда интерес затухает, иногда загорается вновь.

Важно, чтобы ребенок сам работал над темой. Не вы вместо него собирайте Лего, а он сам пусть собирает.

Мальчик Глеб незаметно для мамы овладел графическими редакторами. Мама пришла ко мне на профориентацию — в полном отчаяньи от своего ничем не интересующегося сына. А в сыне давно зрели и созрели зерна хорошей профессии. Мама очень удивилась и осталась довольна сыном.

Мальчик Сеня очень любил выпекать кексы. И при всяком удобном случае стремился на кухню. А мама его прогоняла — мешаешь мне, я тут ужин готовлю. А такие инициативы ребенка надо очень высоко ценить. В них таится зерно будущей профессии — какой именно — мы ещё не знаем, но зерно точно таится. Такие инициативы, такие склонности и выбор профессии стоят рядом. Отнеситесь серьезно. Вообще, я заметила, что самые важные на свете вещи приходят к нам как-то незаметно, без объявлений, и также незаметно они уходят. Будьте внимательными к проявлениям своих детей.

Читайте также:

Ценности, интересы, способности:… — Издательство МИФ

Ценности, интересы, способности: определяем всё самое важное

Наши ценности, интересы и способности (ЦИС) — то, что определяет, кто мы и чего хотим. Это и есть основные определяющие нашего «я». Они уникальны — как отпечатки пальцев. На планете нет другого человека с тем же набором ценностей, расставленных в таком же порядке, с такими же интересами и способностями. Чтобы чуть лучше понимать себя, попробуйте провести персональный анализ ЦИС:

1. Сначала составьте личные списки ЦИС.
2. Затем нарисуйте три круга, на пересечении которых вас поджидают важные инсайты.

Зачем это нужно?
Если не потратить на это время, можно погрязнуть в отношениях, которые нас истощают, или каждый день все дальше уходить от своих целей, по ошибке направляясь в противоположную сторону — к примеру, за счет того, что мы подменяем их «надо», усвоенными от других. Посмотрите на списки ценностей и интересов автора книги «Вместе» Рады Агравал — для вдохновения.

✔ Ценности
Ценности — призма, сквозь которую вы смотрите на мир. Они помогут понять, чем вы не готовы поступиться и чему хотите уделять свое драгоценное время. Один из лучших способов осознать ценности — заглядывать в список перед тем, как вы ложитесь спать, и сразу после пробуждения. Через несколько недель вы запомните все свои ценности и станете ощущать их на интуитивном уровне, а действия, которые будете совершать (или, наоборот, начнете избегать), придут в соответствие с ними.

✔ Интересы
Ценности — неотъемлемая часть нашей натуры, то, что характеризует нас как личность. Интересы более осязаемы. Подумайте обо всем, что вас привлекает.

✔ Способности
Мы часто воспринимаем наши способности как должное и не видим в них ничего особенного. Допустим, ваша подруга — садовод от бога: любой росток в ее руках крепнет и расцветает. Вторая половинка любит готовить и придумывает потрясающие блюда для ваших друзей — а вы предпочитаете организовывать вечеринки и есть. Присмотритесь к себе и заметьте: вы удивительны! И ваши способности тоже.

Такой анализ стоит проводить хотя бы раз в год. По мере того как ваши ценности, интересы и способности эволюционируют, вы будете снова возвращаться к списку. Сегодня вас интересует одно, а через пару лет — совсем другое. Дайте себе возможность расти.

Это упражнение из бесплатного урока нашего курса «Быть с собой». Из урока вы узнаете, почему поступаете так, а не иначе (и сможете это изменить), как познакомиться со своими личностями и наладить связь с телом. Чтобы получить урок, оставьте своей email на странице курса → mif.to/bewyou

Как выявить, развить интересы и способности ребёнка дошкольного возраста?

Каждый родитель желает своему ребенку хорошее будущее, но не все задумываются,

что предпосылки для профессионального и личного успеха у человека формируются уже в детстве, поэтому крайне важно вовремя выявить способности ребенка и помочь их ему развить. Это всё поможет ребёнку преуспеть в жизни, заниматься делом, которое будет ему нравиться, и позволит стать гармоничной личность в целом.

В психологии под способностью понимают определённый комплекс качеств человека, которые обеспечивают возможность заниматься определенной деятельностью, достигая в ней успеха. Когда мы говорим, что ребенок способный, то следует уточнять – к чему именно у него способность. Можно иметь способности к быстрому чтению, к изобразительному искусству, к бегу и т.д. Можно сказать, что неспособных людей, тем более детей.

В психологии принято выделяется два основных вида способностей: специальные и общие.

Специальные способности определяют успешную деятельность в самых различных областях. Это умственные способности, память, совершенная речь, точность ручных движений и т.п.

Общие способности имеют значение во многих сферах деятельности. К ним в первую очередь относятся познавательные способности: развитость внимания, памяти, воображения, интеллект. Немалую роль среди общих способностей играет волевая сфера – такие качества, как упорство, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность. Высокий уровень развития общих способностей — одарённостью.

Одаренный человек может овладеть разными видами деятельности, даже не имея ярко выраженных задатков, но опираясь на высокий уровень интеллекта, подключая образное или абстрактно-логическое мышление и проявляя настойчивость. Талант – это совокупность одарённости и определённой специальной способности. Если при высоком уровне одаренности специальных способностей к разным видам деятельности много, то обладающего ими человека называют гением. К общим способностям также относят такие, которые требуются не во всех видах деятельности, но во многих, например, организаторские способности, коммуникативные. А вот о творческих способностях, говорят в последнее время очень много, к особому виду способностей не относятся. Творческими могут стать способности к любой деятельности при желании ребёнка развиваться и наличии у него творческого мышления, которое можно сформировать. С

фера способностей человека – область, в которой каждый ребёнок может проявить свою индивидуальность, показать себя уникальной и неповторимой личностью. Склонность детей к тому или иному виду деятельности начинает проявляться рано. Раннее развитие детей выражается в том, что одни любят ритмично двигаться под интересную для них музыку, другие предпринимают попытки рисовать, а третьи постоянно требуют всеобщего внимания и подвижных игр. Родителям рекомендуем обратить внимание на такое поведение и способствовать развитию у ребенка природных талантов.

К 3 годам с ребёнком нужно заниматься регулярно. Именно на этот возраст приходится пик раскрытия их творческого потенциала. Для раннего развития детей 3-5 лет подходят лепка из пластилина и глины, рисование во всех видах, конструирование и занятия музыкой. Родителям рекомендуется на этом этапе помогать ребёнку, чтобы он проявлял интерес, самостоятельность в том или ином деле. К 5 годам задачи, поставленные перед ребенком, должны постоянно усложняются, так как у него совершенствуются память, способность мыслить логически, внимательность. Занятия родителями с ребёнком, начинают его подготавливать к школе и существенным нагрузкам в период обучения. Всегда стоит подбадривать ребёнка, если что-то не получается, хвалить за достигнутый результат и просто за то, что он есть. Для выявления и развития интересов и способностей у ребёнка, существует множество различных диагностик. Мы предлагаем вам ознакомиться с данным сайтом, который наполнен диагностический материалом, для работы с вашим ребёнком: https://infourok.ru/sbornik-diagnostik-dlya-viyavleniya-interessov-i-sposobnostey-mladshih-shkolnikov-898735.html.

Родителям рекомендуется больше разговаривать с ребёнком, выводить на интересные темы, чтобы понимать желания ребёнка, сферу его интересов и особенностей. Всегда стоит учитывать возрастные способности ребёнка, чтобы не перегружать и не вызвать негативные эмоции к определённой деятельности. Также стоит самим проявлять интерес к различным видам деятельности, чтобы ребёнок видел вас увлечёнными и сам проявлял интерес.

Рекомендации родителям по развитию творческих склонностей у детей:

1. При выявление у ребёнка наклонностей к определённой деятельности, поощряйте его, старайтесь направить в нужную сторону;

2. Не навязывайте своё мнение и желания, пусть ребёнок определится сам;

3. Способствуйте в реализации и раскрытии потенциала вашего ребёнка;

4. Не критикуйте и не ругайте ребёнка за ошибки, не сравнивайте с другими детьми. Если была неудача, подбодрите;

5. Если ребёнок отказывается заниматься тем, что любил ранее, попробуйте выяснить причины. Помогите ему справиться с трудностями. Если же серьёзных причин нет, то не препятствуйте смене деятельности, пусть он попробует что-то новое для сравнения. Возможно именно новое увлечение станет его призванием;

6. При посещении ребёнком кружков, настройте ребёнка на работу с его педагогом-наставником, так как именно сотрудничество ребёнка с педагогом поможет добиться успеха.

Информация подготовлена методистом центра по работе с родителями Людмилой Николаевной Кадочниковой

Урок 66. Интересы, склонности, способности

Тема: Интересы, склонности, способности

Цель: сформировать представление об уникальности каждой личности, влиянии психологических особенностей человека, процессах формирования способностей.

Ход урока

  1. Организационный момент

Слайд 1 – Интересы, склонности и способности! Что это за понятия, которые часто слышим в общественной среде? С чем человек рождается, что приобретает в течение жизни и от чего это зависит? На эти вопросы мы сегодня попытаемся ответить.

  1. Актуализация опорных знаний

Слайд 2 – На предыдущем занятии мы говорили о психологических особенностях индивида. Дайте определение понятиям: Личность, индивид, индивидуальность, характер, темперамент, интровертированность, экстравертированность.

/Заслушиваются ответы обучающихся, затем учитель дополняет материал./

Слайд 3 – Личность – это уровень развития, достигаемый не каждым индивидом.

Основу личности составляет ее структура, то есть относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования.

Психологи в качестве ведущего компонента структуры личности, выделяют направленность. Направленность является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим.

Рассмотрим характеристики «Структуры личности» (по К.К. Ковалеву)

Направленность

Определяет отношение человека к действительности. Включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, установок. Доминирующая направленность определяет психическую деятельность личности.

Возможности

Включают систему способностей, которая обеспечивает успешное осуществление деятельности. Различные способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг другом.

Характер

Определяет стиль поведения личности в социальной среде. В нем проявляется содержание и форма духовной жизни человека. В системе характера выделяют моральные и волевые качества.

Система упражнений

Обеспечивает саморегуляцию, самоконтроль и коррекцию действий, поступков жизни и деятельности.

Слайд 4 – Характер и темперамент. В характере личность раскрывается со стороны ее содержания, в темпераменте – со стороны своих динамических проявлений.

Сторона содержания личности.

Целостное образование личности, определяющее особенности деятельности и поведения человека и характеризующееся устойчивым отношением к различным сторонам действительности.

Возникает и формируется в обществе.

Индивидуален

Динамическая сторона личности

Совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения

Врожденная особенность человека

Четыре основных типа: холерический, сангвистический, флегматический, меланхолический

Слайд 5 – Особенности нервной системы.

Сила – способность нервной системы выдерживать сильные раздражители, характеризуется выносливостью и работоспособностью.

Уравновешенность – свойство, характеризующее соотношение процессов возбуждения и торможения.

Подвижность – показатель быстроты смены процессов возбуждения и торможения.

Интровертированность – характерологическая особенность людей, проявляющаяся в необщительности, замкнутости, отсутствии интереса к другим и склонности к углубленному самоанализу.

Экстравертированность – характерологическая особенность людей, проявляющаяся в повышенной общительности, открытости внутреннего мира и интереса к другим людям.

Слайд 6 – Соотношение типов нервной системы и темперамента

  1. Изучение нового материала

Слайд 7 – А теперь рассмотрим новые понятия, связанные с индивидуальными особенностями личности.

Интерес – форма проявления познавательной потребности. Выражается в направленности внимания на получение информации в определенной области, вызывает положительные эмоции. Как всякая потребность, на некоторое время угасает после получения очередных сведений, но затем вспыхивает вновь. Интерес может быть непосредственный (занятие любимым делом) и опосредованный (занятие при необходимости).

Слайд 8 – Склонность – пристрастие к занятиям определенными видами деятельности (игра на музыкальных инструментах, пение, чтение и др.). Идеально, когда интересы и склонности совпадают.

Слайд 9 – Познакомимся со следующими понятиями:

Способность – совокупность таких свойств, которые необходимы для успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности.

«Способности» – понятие динамическое, их формирование происходит в процессе определенным образом организованной деятельности.

Задатки – врожденные анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей.

Талант – высшая степень способностей личности к определенной деятельности.

Гениальность – высшая степень творческих проявлений личности. Гений создает новые оригинальные пути в разных областях знания и с высоким уровнем предвидения.

Слайд 10 – Схема «Общая структура способностей»

Слайд 11 – Таблица «Характеристика способностей»

Специальные

(частные)

Общие

Специальные

(частные)

Способность обсуждать, воспринимать, мыслить, переживать, запоминать, принимать и осуществлять решение

Присущи всем.

Доброта, глазомер, музыкальный слух, настойчивость, решительность, критичность мышления, смысловая память и т.д.

Присущи не всем. Определяют качество деятельности, в которой находятся.

Способность к труду, игре, обучению друг с другом.

Присущи всем людям.

Способности к определенным видам деятельности.

Присущи не всем людям.

Специфические способности подразделяют на элементарные и сложные. В свою очередь, каждая из этих групп включает общие и специальные (частные) способности (таблица)

Общие способности обеспечивают успешность в осуществлении различных видов деятельности. К ним относят умственные способности, развитую память, совершенную речь и др.

Специальные способности помогают добиться успеха в определенной сфере деятельности. Специальными способностями являются математические, музыкальные, лингвистические и т.п.

Общие и специальные способности обычно взаимно дополняют друг друга и способствуют осуществлению успешной трудовой деятельности работника.

Обычно способности и склонности совпадают.

  1. Закрепление изученного материала

Слайды 12-13 – Работа со схемой «Границы наших задатков»

Задание: Изучите схему и ответьте на вопросы:

  1. Можно ли фактический успех в определенной деятельности определить как способности?

  2. Какая существует зависимость между способностями, умениями и знаниями?

  3. Наблюдаются случаи, когда ребенок имеет все условия для развития способностей, рано проявляет задатки в определенной области. Всегда ли задатки будут развиваться? От каких факторов зависит развитие способностей?

  4. Покажите на конкретных примерах, какая связь существует между наследственными задатками и трудовой деятельностью человека.

  1. Подведение итога урока

Слайд 14 – Домашнее задание: §64 прочитать, запомнить определения основных понятий.

Профессиональные Интересы, склонности и способности

Формула

Под интересом понимается активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет. Под интересом понимается активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет. Применительно к выбору профессии интересы – это положительное отношение к определенной области труда, стремление к познанию и деятельности в этом направлении

Интересы различаются: Интересы различаются: по содержанию (например, музыкальные, технические и т. п.), по широте (широкие, т. е. разносторонние, или узкие, направленные только на один предмет или его сторону), по глубине (глубокие или поверхностные), по длительности (устойчивые и неустойчивые).

Склонности – это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. От склонностей зависит привлекательность различных видов деятельности, интерес к ним. Если интересы выражаются формулой «хочу знать», то склонности «хочу делать». Задание №2. «Склонности» Человек — Природа Человек — Техника Человек- Человек Человек – Знаковая система Человек – Художественный образ 1а 3б 6а 10а 11а 13б 16а 20а 1б 4а 7б 9а 11б 14а 17б 19а 2а 4б 6б 8а 12а 14б 16б 18а 2б 5а 9б 10б 12б 15а 19б 20б 3а 5б 7а 8б 13а 15б 17а 18б

Способности — это умения, то есть, такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности. Способности — это умения, то есть, такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности. Общие способности необходимы для широкого круга занятий. К общим способностям относятся такие качества, как трудолюбие, внимательность, сообразительность, целеустремленность. Эти качества важны во всех профессиях и видах деятельности Специальные способности — это качества, обеспечивающие успех в узком круге видов деятельности. К таким, например, относится зрительная память, понимание людей, хорошо развитая чувствительность рук.

Какую роль в профессиональном самоопределении играет интерес? Какую роль в профессиональном самоопределении играет интерес? В чем состоит отличие простых интересов от профессиональных? Какие виды интересов оказывают определяющее влияние на выбор жизненного пути? Чем отличаются профессиональные склонности от профессиональных интересов7 Почему при выборе профессии так важно учитывать склонности человека? Как вы думаете, от каких условий зависит развитие способностей? Каким образом в профессиональном самоопределении учитываются общие и специальные способности?

Эксплуатация технических средств: водитель, Человек — техника Эксплуатация технических средств: водитель, швея … Ремонт техники: механик, электромонтер… Монтаж, наладка технических устройств: сварщик, инженер…

Тексты: корректор, машинистка, библиотекарь, переводчик … Человек – знаковая система Тексты: корректор, машинистка, библиотекарь, переводчик … Цифры, формулы, таблицы: бухгалтер, экономист… Чертежи, карты, схемы: чертежник, штурман… Звуковые сигналы: телефонист, радист…

Связанные с созданием, проектированием, моделированием произведений искусства: композитор, художник… Связанные с воспроизведением и изготовлением произведений искусств: ювелир, актер, цветовод декоратор … Человек – худож. образ

че Изучение живой и неживой природы: микробиолог, агрохимик… Уход за растениями, животными: лесовод, овощевод, зоотехник… Профилактика и лечение заболеваний растений и животных: ветеринар, селекционер… Человек — природа

Человек -человек

Физминутка «типы профессий» Ч-Т: паровозик. Ч-Ч: пожать руку соседу. Ч-П: деревце. Ч-З: сделать приседание. Ч-Х: поаплодировать.

Дерево самоопределения Взять лист – если с профессией не определились. Взять цветок – если в выборе профессии сомневаетесь. Взять плод – если с выбором профессии определились Напишите свое имя и профессию, которую вы выбрали

«Над этой темой я хотел(а) бы еще поработать» «Здесь мне были даны конкретные указания» «Мне здесь совсем не понравилось» «Психологическая атмосфера» «Мне здесь не хватало. ..» Все у меня в руках

Как грамотно выбрать профессию . Развитие личности ребенка от одиннадцати до шестнадцати

Задача выбора своего жизненного пути – одна из самых сложных, ее традиционно сравнивают с решением сложной творческой задачи со многими неизвестными и учетом множества факторов. Этот выбор сложен не только потому, что подросток часто еще не готов принимать самостоятельные зрелые решения и недооценивает серьезность выбора. Дело в том, что даже взрослым очень трудно грамотно соотнести важные составляющие выбора: желания подростка («хочу»), его способности и возможности («могу») и потребности рынка труда («надо»). Не зря эти три составляющие называют «тремя китами» профориентации. Действительно, учитывая их, подросток сможет выбрать такую профессию, которая не только будет отвечать его интересам и способностям, но и окажется востребованной на рынке труда.

Сфера «хочу». «Хочу» – это интересы, потребности, мотивы, желания, увлечения, хобби – все то, что любит делать подросток, чем интересуется, о чем читает и что узнаёт. Это также цели, ценности, жизненные ориентиры, приоритеты, то, к чему он стремится в жизни, его мотивы и потребности. Сфера «хочу» может играть решающую роль во многих поступках человека.

Сфера желаний самым тесным образом связана с формированием профессиональных интересов подростка, что означает избирательную направленность личности на профессию как на социальную роль. Профессиональные интересы формируются у подростков на основе имеющихся познавательных интересов.

На формирование интересов подростков оказывают влияние различные социальные и психологические факторы. Большой интерес у подростков возникает в первую очередь к тем профессиям, которые больше ценятся в обществе, имеют более высокий престиж. Профессии родителей тоже могут существенно повлиять на появление интереса к той или иной профессиональной деятельности. Стоит отметить и влияние стиля преподавания и личности учителя на формирование интересов к школьным предметам. Задача учителей – заинтересовывать школьника, увлекать за собой в познании различных сфер. К сожалению, часто подростки разочаровываются в школьном предмете не потому, что сам предмет не интересен, а потому что учитель не смог им заинтересовать, либо, что особенно печально, потому что учитель воспринимается подростком негативно (причины могут быть разными). Бывает и наоборот: личность учителя и его увлеченность предметом настолько заражают подростков, что они продолжают углублять свои знания и в высшей школе.

В своем формировании интересы проходят три ступени.

• Интересы первой ступени являются чисто познавательными, читательскими.

• Вторая, переходная, ступень характеризуется желанием глубже погрузиться в тему (в «теорию»), а также стремлением (или мечтами) включиться в интересующую сферу деятельности.

• Третью ступень можно рассматривать как ступень профессиональных интересов, так как она характеризуется стремлением подростка включиться в практическую деятельность, близкую по содержанию к профессиональной деятельности.

Психологи считают, что интерес проявляется: а) как избирательная направленность психических процессов человека к объектам и явлениям окружающего мира; б) как тенденция личности, потребность заниматься этим кругом явлений, данной деятельностью, приносящей удовлетворение; в) как мощный стимул активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, деятельность захватывает и становится продуктивной. Такое избирательное отношение не может быть равнодушным, ему сопутствуют активное мышление, глубокие чувства и напряжение воли.

Источники интереса скрыты в нашей повседневной жизни. Интересы не могут развиваться без связи с общественной средой, вне деятельности. Интересы человека – не врожденные качества. Это результат формирования личности. В психологии различают интерес и склонность. Первое означает направленность личности на предмет, а под вторым понимается необходимость этой деятельностью заниматься.

Психологи отмечают, что именно в подростковом возрасте имеющиеся познавательные интересы «встречаются» (синтезируются) с профессиональными, постепенно становясь личностной особенностью. Немалое влияние на формирование таких личностных особенностей оказывает и пол подростка.

Интересы младших подростков (одиннадцать – тринадцать лет) многочисленны, неустойчивы и окрашены романтическими стремлениями. Интересы в этом возрасте остаются преимущественно познавательными и еще не связаны со структурой индивидуально-психологических особенностей. Именно поэтому по интересам младшего подростка трудно определить его профессиональную направленность (хотя некоторые специалисты полагают, что интересы, проявленные именно в этот период, наиболее явно говорят о профессиональном предназначении человека). В младшем подростковом возрасте неустойчивость и частая смена интересов могут вызывать тревогу родителей, однако психологи считают, что это является нормальным этапом в развитии личности подростка.

Юридическая консультация

Моему сыну пятнадцать, он хорошо разбирается в компьютерах и хочет начать свое дело. Со скольки лет он может начать свой бизнес законно?

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей, за исключением мелких бытовых и некоторых других, для которых согласия законных представителей не требуется (ограниченная дееспособность). Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью (ст. 26, 27 Гражданского кодекса РФ).

В возрасте четырнадцати-пятнадцати лет увеличивается степень сформированности интересов и их широта, они приобретают выраженную половую специфичность: у мальчиков ведущими являются интересы к военному делу, технике и истории, менее выражены интересы в области математики, медицины, химии, биологии, тогда как у девушек наиболее выражены интересы в области искусства, истории, биологии, литературы. Начиная с этого возрастного периода можно наблюдать взаимосвязь интересов подростка с индивидуально-психологическими особенностями и учебной успешностью по соответствующим этим интересам предметам. Это означает, что интересы подростка все сильнее интегрируются в систему его способностей и свойств его личности.

Еще более высокая степень выраженности интересов и их интеграции наблюдается в возрасте шестнадцати-семнадцати лет. К шестнадцати годам у подростков устанавливается достаточно прочная связь между учебными и профессиональными интересами. Это означает, что особый интерес подросток проявляет к тем предметам, которые ему нужны в связи с выбранной профессией. Еще более заметными становятся гендерные различия в профессиональной направленности. С семнадцати лет число интересов сокращается, они становятся более реалистическими и практическими, направленными на определенные области труда, сферы деятельности.

Проявление профессиональных интересов сопровождается потребностью подростков в самоопределении, самореализации. Значительно повышается уровень осознания своей ответственности за выполнение серьезной социальной роли. Обычно в этот период строятся жизненные планы и происходит выбор уровня и профиля дальнейшего образования. Главное достижение этого периода развития – это осознание собственной индивидуальности, которая включает мировоззрение, систему ценностей, цели, планы, мотивы, в том числе профессиональные.

Спектр мотивов, способствующих выбору профессии подростками, достаточно широк: мотивы романтики профессий, мотивы познавательного характера, интерес к существу профессиональной деятельности, мотивы общественной значимости (престижа) профессии, пользы, которую приносит труд для других людей. Мотивом может выступать заразительный и/или достойный для подражания пример какого-либо представителя профессии – значимого человека из окружения подростка. Мотивом может быть мнение (влияние) родителей и сверстников. Иногда имеет место и немотивированный выбор.

Важно учитывать следующее: какими бы ни были мотивы, перед подростком нередко встает мотивационная дилемма, влияющая на его профессиональное самоопределение: работать ради денег или ради интереса к делу. Надо отметить, что девушкам, вследствие их более раннего по сравнению с юношами развития, чаще свойственны более зрелые мотивы, связанные с интересом и общественной пользой. Но зачастую современные подростки делают выбор в пользу материальных стимулов к труду, которые являются внешними мотиваторами и в этом возрасте не отражают действительных интересов и склонностей личности. Исследователи объясняют это расширением объема материальных потребностей, а также продолжающимся процессом социализации, стремлением к психологической и экономической самостоятельности. Однако неверно сделанный выбор может иметь отсроченный негативный эффект в виде разочарования, неудовлетворенности своей профессией, чувства нереализованности своего потенциала. К тому же человек, пытаясь добиться успеха в деятельности и профессии, к которым не имеет ни способностей, ни интереса, может заплатить слишком высокую цену за достигнутый успех: нервные срывы, постоянное раздражение, соматические заболевания, неудовлетворенность собой и своей жизнью. Поэтому так важно, чтобы выбор был сделан исходя из внутренних потребностей, из сформированных интересов, а также и из имеющихся психофизиологических возможностей подростка, его способностей и личностных качеств.

Сфера «могу». «Могу» – это общие и специальные способности, личностные характеристики, умения, навыки, опыт, потенциал. Кроме перечисленных характеристик важно учитывать возможности и ограничения по состоянию здоровья, финансовые и материальные возможности и ограничения и др. Многие профессии могут предъявлять требования к быстроте и гибкости мышления, к развитию интуиции и логики, возможности решать задачи нестандартным способом. Другие профессии могут предъявлять особые требования к вниманию, умению долго сосредотачиваться, выполнять несколько дел сразу. Одни лучше запоминают зрительную информацию, другие – слуховую и т. д.

Способности – устойчивые индивидуально-психологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им какой-либо деятельности. Способности принято делить на общие и специальные.

Общие способности определяют успешность выполнения любого вида деятельности, независимо от его содержания (например, уровень интеллекта и отдельных его составляющих). Умственные общие способности, или интеллект человека, являются комплексом способностей, их возможности широки. Проявление способностей не ограничивается определенным видом занятий (например, музыкальные), а может оказывать влияние на успешность во всех сферах человеческой деятельности. Данные способности характеризуют уровень общего интеллектуального развития человека.

Специальные способности определяют успешность выполнения какого-либо конкретного вида деятельности (например, организационного, математического, художественного, музыкального, литературного). Обычно специальные способности неотделимо связаны с серьезным интересом к какому-либо виду деятельности или предмету. Так, например, способность к техническим дисциплинам связана с интересом к технике, который возникает без всякого нажима извне и доставляет глубокое удовлетворение. Специальные способности способствуют приобретению соответствующих знаний и связанных с ними умений и опыта и позволяют в конкретной области шагнуть далеко вперед.

Для получения информации об общих способностях используются психологические тесты. Также существуют тесты, диагностирующие специальные способности: к техническому творчеству, к литературной деятельности и т. д., однако некоторые специальные способности могут оценить только эксперты – профессионалы в конкретных сферах: например, физические способности ребенка к тому или иному виду спорта, художественные, музыкальные способности и т. д.

Формирующаяся в подростковом возрасте профессиональная направленность тесно связна с развитием интеллектуальных, или общих, способностей к познанию и решению проблем, определяющих успешность в любой деятельности и лежащих в основе других способностей. Следует отметить, что развитие интеллектуальной сферы в подростковом возрасте происходит неравномерно.

Одна из основных особенностей этого периода – интенсивное развитие мышления, понятийной системы. Некоторое снижение показателей интеллектуальной активности у четырнадцатилетних подростков временно и означает, вопреки домыслам взрослых, переход к новой, высшей форме интеллектуальной деятельности (от наглядности – к понятиям и речевым обобщениям), который завершается приблизительно в шестнадцать лет. Подросток по-взрослому мыслит, его восприятие, память и воображение становятся более осознанными и контролируемыми разумом.

Психологический смысл происходящих изменений состоит в том, что интеллектуальная сфера в подростковом возрасте характеризуется развитием теоретического рефлексивного мышления, благодаря которому подросток может абстрагироваться от конкретного наглядного материала. Как следствие, именно в этот период подростки начинают рассуждать об идеалах, о будущем, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир. Подросток стремится иметь собственное мнение, не полагается на авторитет взрослых, относится к ним критически.

Сфера «надо». «Надо» – это учет потребностей рынка труда в специалистах выбранного профиля, понимание того, как тот или иной труд оплачивается, насколько надежен заработок; это также учет социально-экономических прогнозов развития отраслей и регионов.

Еще несколько лет назад у психологов-профориентаторов складывалось впечатление, что родители забыли все профессии, кроме профессий «экономист» и «юрист». Они считали, что эти профессии всегда «обеспечат хлеб с маслом» их ребенку. Затем был период поголовного увлечения профессиями из сериалов: следователей, адвокатов. Особенно интересовались этими сферами нежные, романтически настроенные девушки, желающие походить на известных актрис – исполнительниц этих ролей.

К сожалению, только 10 процентов учащихся четырнадцатипятнадцати лет выбирают профессию самостоятельно и адекватно, остальные нуждаются в помощи, так как при выборе не могут дать комплексной оценки ситуации, ориентируются на отдельные признаки. Часто такая ситуация складывается из-за вмешательства родителей. Приведем примеры.

«Не могу выбрать». В этом случае подросток, скорее всего, не знает своих сильных сторон, имеет заниженную самооценку. Или, наоборот, ориентируется на навязанные извне стереотипы профессий и не может увидеть потенциал своего развития в ней. Такие проявления могут быть связаны с переутомлением, переживанием кризиса, а также являться последствиями чрезмерной опеки и отсутствия у подростка различных жизненных выборов.

«Ориентация при выборе профессии только на любимые предметы в школе». Сложнее выбирать подросткам, которым легко даются практически все школьные предметы. Таким ученикам каждый учитель советует идти в его область: «из тебя выйдет отличный филолог», «иди на физика», «поступай в медицинский». В результате таких ребят может ждать разочарование в выборе, так как ассоциация школьного предмета с будущей профессией далеко не всегда является верной. Ведь уроки физики или химии, биологии или географии – это лишь определенный набор информации, являющийся основой для профессиональных знаний, существенный, но не единственно важный. Есть еще личностные качества, черты характера, которые могут как помочь в осуществлении профессиональной деятельности, так и затруднить процесс ее выполнения. Поэтому так важно свести воедино всю информацию не только о предмете деятельности, но и о профессионально важных качествах, требованиях к здоровью и дееспособности работника, условиях и содержании профессионального труда.

Секреты психологии

Даже для старшеклассника не всегда очевидно, как связаны те или иные школьные предметы с выбранной профессией. Подросткам часто не хватает знаний об особенностях обучения той или иной специальности. Ребенок не очень понимает, почему он должен учить этот скучный английский или противную математику, если решил стать дизайнером или адвокатом. Не стоит забывать о присущем подросткам духе противоречия. Даже если им интересна выбранная родителями специальность, они могут противиться, потому что решили за них, не дали сделать самостоятельный выбор. Нередко планы родителей совсем не совпадают с желанием, способностями и интересами самого ребенка.

Марина Кравцова

«Ориентируюсь только на востребованность профессии». Выбор профессии нужно согласовывать с объективной потребностью общества, но этого недостаточно. Во-первых, рейтинги специальностей и аналитика рынка труда постоянно меняются. Очень сложно прогнозировать востребованность профессий на пять и более лет вперед. Во-вторых, выбрав востребованную область, в скором времени можно почувствовать разочарование и скуку, если профессия не интересна и не позволяет реализовать свои способности и таланты. Поэтому стоит ориентироваться не на моду или престижность профессии, а прежде всего на свои интересы, склонности и способности. Когда дело нравится, человек превращает свою профессию в искусство, становясь лучшим в ней, и всегда находится спрос и сфера применения его интересов.

«Мне интересно, но я не могу (не умею)». Такая ситуация возникает, если школьник не развивал свои способности ранее. Например, он хочет быть актером или художником, но не занимался этими видами творчества прежде, и к моменту поступления у него не сформированы умения. В этом случае не стоит полностью отказываться от данных областей. Стоит поступить на соответствующие курсы и попытаться освоить интересующую область. Кроме того, современный рынок профессий позволяет реализовать свои интересы в очень широком спектре специальностей. Всегда можно найти специальности, близкие к тому, что интересно, но не требующие высокого уровня мастерства (например, графическому дизайнеру не всегда требуется умение рисовать). Если у подростка выражены интересы к определенной сфере деятельности, но выявлены противопоказания по состоянию здоровья, то ему необходимо пройти медицинскую профориентацию.

интересов, способностей и ценностей | Университетская исследовательская программа

(Адаптировано из Major Decisions с разрешения автора.)

Когда вы начнете свой основной процесс исследования, рассмотрите следующие вопросы:

Какие у тебя интересы?
  • Подумайте, в каких видах деятельности вам нравится участвовать, читать, учиться, о чем говорить или смотреть по телевизору?
  • Какими увлечениями вы активно занимаетесь?
  • Вам нравятся групповые занятия или вы предпочитаете работать в одиночку? Вам нравится проводить время на свежем воздухе или в помещении?
  • Вас интересует научная фантастика, научные факты или ни то, ни другое?
  • Какие предметы вам больше всего нравились в старшей школе?
  • Когда вы фантазируете о карьере, как вы думаете, что вам понравилось бы делать или кем быть?
  • Какие виды деятельности вас не интересуют и почему?
Каковы ваши способности?
  • Постарайтесь объективно взглянуть на свои прошлые успехи в учебе, а также в неучебной работе.
  • Каковы ваши баллы на вступительных экзаменах в колледж и оценки в средней школе по сравнению с другими учащимися?
  • Как другие оценивали вашу успеваемость в прошлом?
  • Получали ли вы академические награды или награды за выдающиеся достижения в искусстве, музыке, спорте или других областях деятельности?
  • Есть ли у вас природный талант помогать другим людям, работать с числами, влиять на других, решать проблемы, использовать свои руки или организовывать?
  • Обладаете ли вы сильными навыками обучения? У вас есть сильные практические навыки?
  • Ваши способности лучше подходят для выполнения работы по одной конкретной специальности, чем по другой?
Каковы ваши ценности?
  • Подумайте о ценностях и принципах, которыми вы руководствуетесь в своей жизни.
  • Влияют ли определенные религиозные или философские убеждения и учения на ваши решения и выбор?
  • Считаете ли вы служение другим важной частью вашей личной философии?
  • Для вас важнее широкое бакалаврское образование, чем более узконаправленная программа, или все наоборот?
  • Вы цените финансовую безопасность превыше всего?
  • Где вы находитесь политически?
  • Каковы ваши моральные ценности?
  • Какое место в вашем будущем занимает семья?
  • Будут ли ваши ценности соответствовать требованиям и результатам потенциальной специальности/карьеры?

Разница между ценностями, интересами, навыками и способностями

Хотите помочь с наймом? Это просто. Введите свою информацию ниже, и мы быстро свяжемся с вами, чтобы обсудить ваши потребности в найме.

Прежде чем мы расскажем вам о VISA (ценностях, интересах, навыках и способностях), вам может быть интересно, почему вас это должно волновать. Ну, слушай. Это хороший. Возможно, это даже изменит вашу жизнь:

С VISA на вашей стороне вам не придется плавать в море вакансий. Вы знаете, какие ключевые слова искать в объявлении о работе и какие вопросы задавать на собеседовании. Это понимание позволяет вам искать работу, которую вы хотите, , а не только те вакансии, которые доступны.Что еще более важно, VISA может привести вас к работе, которая будет удовлетворять и вдохновлять вас в течение достаточно долгого времени.  

Это действительно так просто: знание ваших ценностей, интересов, навыков и способностей может направить вас на путь карьерного успеха.

А каковы ваши ценности, интересы, навыки и способности? Позвольте нам объяснить:

1. Ценности:  Ценности являются личными и конкретными. Вы можете не придерживаться тех же ценностей, что и следующий человек. Вот почему важно, чтобы вы определили, что вы цените больше всего, и позволили этим ценностям руководить вашими решениями.В идеальной рабочей обстановке ваши ценности совпадают с ценностями организации и лидерства. Даже если вы не можете точно определить, что вы цените больше всего , знание вещей, которые не имеют для вас большой ценности, может дать вам подсказки о том, на что вам следует обратить внимание при поиске работы!

2. Интересы:  Интересы вызывают у вас удивление. Интересы разжигают в вас огонь и заставляют вас учиться больше и делать больше. Если вы заинтересованы в предмете на работе, мотивация приходит легко.Искренний интерес также будет подпитывать вас, когда вы по какой-либо причине тратите дополнительное время и усилия в офисе. В конечном счете, интересы могут удерживать вас в карьере в течение длительного времени.

3. Навыки:   Благодаря обучению и практике вы, вероятно, научитесь выполнять самые простые задачи, особенно если вы умный и целеустремленный человек. Вы не рождаетесь с навыками, но вы рождаетесь, чтобы осваивать новые навыки. Определение ваших конкретных навыков позволяет вам искать возможности для их переноса на новые области и применения их новыми и разными способами.Подведение итогов навыков, которыми вы обладаете, также может помочь вам определить навыки, которые вы хотите добавить в свой личный набор инструментов.

4. Способности:  Способности приходят к вам легко, без особых усилий. Когда вы работаете в пределах своих естественных способностей, вы часто оказываетесь в зоне — знаете, в те моменты, когда вы работаете и теряете счет времени, потому что вы настолько увлечены своей работой. Ваши способности варьируются от физических до межличностных и интеллектуальных, и они выделяют вас из стаи.У всех есть природные способности — не растрачивайте свой талант!

Надо сказать, что вы можете работать на должности, не соответствующей вашей VISA, и при этом быть счастливыми и успешными. Однако вам, вероятно, придется работать усерднее, и вы не сможете оставаться счастливым слишком долго.

Теперь вы знаете, почему и что. Вот Как.

Первый шаг — сесть и провести инвентаризацию своих ценностей, интересов, навыков и способностей. Если вы не уверены, что это такое, подумайте о том, чтобы пройти оценку и/или поработать с карьерным коучем, чтобы помочь вам раскрыть эти части себя.

Благодаря новым знаниям о вашей VISA вы сможете наметить наиболее подходящий вам карьерный путь. Теперь у вас есть шанс помечтать. Наметьте свое идеальное положение до мельчайших деталей. Ты заслуживаешь это.

И как только вы узнаете, что это за идеальная позиция, используйте свою VISA, чтобы выйти и получить ее.

Интересы и способности вашего ученика: рабочий лист, который вы можете использовать вместе

Для студента определение его интересов и способностей является важным шагом при выборе специальности.В конце концов, большинство студентов хотят выбрать специальность, которая одновременно бросает им вызов и удовлетворяет их. Ответив на вопросы справа, ваш студент получит более полное представление о том, какая специальность подходит ему лучше всего. Спросите его однажды в какое-то тихое время… возможно, вы удивитесь тому, что узнаете!

Это тяжелое время для многих студентов, направляющихся в колледж. Экономическая неопределенность значительно усложняет выбор специальности из-за опасений, что выбранная специальность может быть неправильным выбором.Пока ваш ученик борется с этими решениями, напомните ему, что лучшая специальность может быть именно той, которая сделает его самым счастливым, несмотря на беспокойство о том, что ждет его в будущем.

Интересы

  • Чем вы увлекаетесь?
  • Если бы у вас было свободное время в течение следующих 48 часов, что бы вы сделали?
  • Какие темы вам нравится изучать?
  • К какому академическому предмету вы питаете страсть?
  • Какие причины говорят с тобой? Почему?
  • Что вы отвечаете, когда люди спрашивают вас, что вас интересует?

Способности

  • Какие предметы были для вас самыми любимыми в старшей школе и/или в предыдущем вузе?
  • Каковы ваши лучшие академические предметы в настоящее время?
  • Какие таланты вы использовали на своих прошлых работах?
  • Какие навыки вы привносите во внеклассные занятия?
  • Какие способности помогают вам хорошо справляться с общественными работами?
  • Какие таланты и способности вы хотели бы развить?

Настройка… Спросите своего ученика:

  • Какие академические темы вызывают у вас затруднения?
  • Какие классные проекты вы ожидаете?
  • Какие идеи вас вдохновляют?
  • Какие задачи соответствуют вашим интересам и способностям?
  • Какой работой вы бы гордились?

Подготовлено для нашего учреждения компанией PaperClip Communications, www. скрепка.com. Copyright 2006, 125 Paterson Ave., Little Falls, NJ 07424

Поймите свои интересы — alis

Вероятно, у вас есть самые разные интересы. Вы можете увлекаться спортом, музыкой или искусством. Когда дело доходит до профессиональных интересов, это больше касается того, как вам нравится работать. Если вы сможете сопоставить эти интересы с работой, которая у вас есть или которую вы хотите получить, вы получите гораздо больше удовольствия от своей работы.

Вам нравится быть главным или работать в группе? Вы предпочитаете следовать стандартам или экспериментировать? Как только вы узнаете, какие у вас интересы, вы сможете сузить выбор образования и профессиональной подготовки, а также виды работ, где наличие этих интересов является преимуществом.

Вот один из инструментов, который поможет вам изучить ваши интересы:

Канадский реестр рабочих предпочтений (CWPI)

CWPI делит профессиональные интересы на 5 категорий. Он используется в Справочнике по карьере правительства Канады и здесь, на сайте alis, для определения профессий, которые могут понравиться людям с разными интересами.

Узнайте, какие из этих интересов относятся к вам и как их можно применить к различным профессиям:

1.Директивный (или берущий) процент

Людям с директивным интересом нравится:

  • Взять на себя ответственность
  • Быть ответственным за проекты
  • Планируйте, принимайте решения и координируйте работу других
  • Организация собственной деятельности
  • Давать указания и инструкции
  • Почувствуй себя независимым

Например, менеджеры розничных магазинов заинтересованы в координации информации, чтобы они могли направлять и оценивать работу своих магазинов.Они будут нанимать или контролировать набор персонала, управлять персоналом и распределять обязанности. Диетологи также любят брать на себя ответственность. Они будут собирать и разрабатывать образовательные материалы для разных аудиторий. Они также заинтересованы в планировании, оценке и проведении образовательных программ по питанию.

2. Новаторский (или творческий) интерес

Людям с инновационным интересом нравится:

  • Глубокое изучение вещей
  • Найдите решения, экспериментируя
  • Создайте различные способы решения проблем или предоставления информации
  • Получить новые или неожиданные впечатления
  • Заниматься научными предметами
  • Сделка со сдачей

Консультант по информационным системам должен быть заинтересован в инновациях, чтобы анализировать информацию для проектирования и разработки систем, которые помогут предприятиям достичь своих целей.Медицинский персонал скорой помощи также нуждается в таком интересе для оценки жертв травм, жертв передозировки и отравления, а также других больных или раненых людей, чтобы определить неотложную медицинскую помощь.

3. Методический (или логический) интерес

Людям с методическим интересом нравится:

  • Наличие четких правил
  • Быть организованным в своей деятельности
  • Работа под руководством других
  • Работа с четкими инструкциями или хорошо понятными процедурами
  • Работай над одним делом, пока не закончишь
  • Следуйте рутине
  • Избегайте неожиданностей в своей работе

Операторы питомников любят координировать информацию для логической организации работы питомников и теплиц. Им нужно заказывать такие материалы, как удобрения, оборудование для ухода за садом и газоном, а также другие нужды питомника. Технологи биомедицинской инженерии заботятся о медицинском, биомедицинском и другом электронном оборудовании и системах. Они проявляют методический интерес при проведении и надзоре за установкой и эксплуатацией медицинского оборудования, такого как диагностическая визуализация.

4. Объективный (или практический) интерес

Людям с объективным интересом нравится:

  • Работа с инструментами, оборудованием, приборами и машинами
  • Делать или ремонтировать вещи
  • Следуйте стандартам и используйте проверенные методы
  • Узнайте, как устроены вещи и как они работают

Плотники заинтересованы в использовании измерительных инструментов для подготовки макетов, соответствующих строительным нормам, точно так же, как дантисты заинтересованы в использовании стоматологических и хирургических инструментов для точной работы.

5. Общественный (или человек-человек) интерес

Людям с социальными интересами нравится:

  • Заниматься и заботиться о других людях
  • Помогите другим людям понять, что им нужно
  • Помогите решить проблемы других людей
  • Работать и сотрудничать с другими

Парикмахеры и парикмахеры заинтересованы в обслуживании клиентов путем стрижки и укладки волос и оказания сопутствующих услуг. Они также могут обучать и контролировать других стилистов, учеников и помощников.Хиропрактики любят наставлять пациентов, советуя им корректирующие упражнения, осанку, образ жизни и питание.

Используйте свои оценки интересов, чтобы изучить варианты карьеры

После того, как вы закончите Упражнение по интересам на сайте CAREER, у вас будет список ваших главных интересов и некоторых занятий, которые к ним относятся. Этот список поможет вам спланировать свое образование и профессиональную подготовку, а также найти работу, которая позволит вам реализовать свои интересы. Вы можете поделиться результатами этого упражнения со своим консультантом по вопросам карьеры.

Изучите рекомендуемые профессии, чтобы узнать, как ваши интересы отражаются в повседневной работе. Для каждой профессии будут перечислены 3 главных интереса и описано, как они применяются. Запланируйте информационные интервью с людьми из вашей сети, занимающимися этими профессиями, чтобы узнать больше.

Признание своих профессиональных интересов поможет вам узнать себя и определить виды работ, где вы можете их использовать. При этом вы будете получать удовольствие от своей работы и добьетесь большего успеха в своей карьере.

Что вас интересует? Начните с интересов, или ваши навыки не будут иметь значения…

«Чем вы интересуетесь?»

После ужасного выступления во время короткого поражения на Уимблдоне в прошлом году талантливый австралийский профессионал Бернард Томич потряс теннисный мир, заявив, что ему скучно во время матча и он просто не может найти мотивацию для участия в соревнованиях. «Последние год или два ничего не мотивирует», — сказал он тогда. В интервью несколько недель спустя он сказал, что в течение своей карьеры он шел по инерции, в среднем отдавая ему около 50 процентов.«Я никогда не любил теннис. Я просто собираюсь заняться этим как работой… Мое положение, я в ловушке. Я должен сделать это.»

Почему спрашивайте об интересах, а не о способностях?

Никто никогда не подвергал сомнению способности Томика; он редкий талант. За свою карьеру он добился некоторых успехов, заработав более 7 миллионов долларов. Тем не менее, в 2017 году его рейтинг резко упал, поскольку он сильно отставал. Стало ясно, что Томич просто не особо интересовался теннисом.

Любопытный случай Бернарда Томича иллюстрирует нечто важное о том, как связаны интересы и способности.Не только в теннисе, а в любой сфере деятельности. Являются ли навыки главным фактором производительности или необходим постоянный интерес?

Я размышлял об этом после того, как прочитал об успехе Skillful. (инициатива Фонда Маркл, которая подчеркивает важность использования навыков для принятия решений о карьерных возможностях с целью в конечном итоге создать рынок труда, основанный на навыках). Все это захватывающе, за исключением одного:

Сосредоточившись так сильно на навыках, сколько работодателей наймут Бернарда Томикса в своей отрасли? Сотрудники, у которых есть необходимый талант, но которые хронически неэффективны, потому что они просто не получают особого удовольствия от работы?

Навыки очень важны, даже необходимы.Но карьерные решения обязательно должны начинаться с интересов, чтобы у людей была мотивация, необходимая для оптимизации их способностей.

Связь между интересами и способностями

Еще в 1943 году профессор психологии Стэнфордского университета Э.К. Стронг-младший, [i] , использовал метафору лодки, чтобы описать, как интересы влияют на людей иначе, чем их способности и достижения:

«Взаимосвязь между способностями, интересами и достижениями можно уподобить моторной лодке с мотором и рулем. Мотор (способности) определяет, насколько быстро может двигаться лодка, руль (интересы) определяет, в какую сторону плывет лодка». [ii]

К тому времени, когда он написал эти слова, Стронг провел десятки исследований профессиональных интересов, в том числе несколько, которые отслеживали людей с течением времени. Некоторым более двух десятков лет. Он обнаружил, что оценки процентных инвентаризаций, как правило, очень мало меняются в среднем даже за такой период времени. После публикации этой книги были проведены еще сотни исследований интересов.В одном всестороннем обзоре этого исследования психологи Филлип Акерман и Эрик Хегестад отметили, что, согласно имеющимся данным, «способности, интерес и личность развиваются в тандеме, так что уровень способностей и личностные склонности определяют вероятность успеха в конкретной области задачи. . А интересы определяют мотивацию к выполнению задачи». [iii]

Определите направление

Это резюме полностью согласуется с аналогией Стронга с лодкой, в которой интересы функционируют как руль, определяя направление лодки (или человека). Таким образом, интересы играют ключевую роль, помогая людям определить пути, по которым они будут мотивированы. Ваша личность и способности будут влиять на то, насколько успешными вы можете быть на этих карьерных путях, но все это не имеет значения, если вы не начнете с сильного интереса.

Вот почему система PathwayU от jobZology фокусируется на интересах (и, во вторую очередь, на ценностях) как на движущей силе при принятии карьерных решений. Наше исследование показывает важность руководства интересами, если целью человека является конечное удовлетворение, радость и целеустремленность в своей работе.

Навыки важны, но больше всего они влияют на производительность, когда вытекают из интересов . Игнорирование этого факта может привести к тому, что люди, ищущие работу, будут назначаться на должности, в которых, подобно Бернарду Томичу, у них много талантов, но в итоге они будут чувствовать себя в ловушке.

Ссылки

[i] Если это имя, связанное с интересами, звучит тревожно, то, вероятно, это потому, что Стронг создал инструмент оценки для измерения интересов. Предшественник знаменитой инвентаризации, которая до сих пор носит его имя: инвентаризация сильных интересов.

[ii] Стронг, Е.К. младший (1943). Профессиональные интересы мужчин и женщин. Пало-Альто, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.

[iii] Акерман, П.Л., и Хеггестад, Э.Д. (1997). Интеллект, личность и интересы: доказательства перекрывающихся черт. Психологический бюллетень, 121 , 219.

Интересы, навыки и ценности // Центр карьерных услуг // Университет Маркетт

Чтобы решить, какая сфера карьеры наиболее подходит для вас, мы должны сначала определить ваши предпочтения.Самооценка — очень важный шаг, который поможет вам определить специальности и профессии, которые могут вам подойти. Знание того, что вы ищете, чрезвычайно полезно для того, чтобы найти это. Центр карьеры может помочь вам определить ваши интересы, навыки и ценности с помощью ряда различных мероприятий. Если вы заинтересованы, вы можете назначить встречу с консультантом по вопросам карьеры.

ИНТЕРЕСЫ
Интересы — это то, на что вам нравится тратить энергию.Определить свой интерес так же просто, как подумать о том, чем вы любите заниматься в свободное время. Какие виды деятельности вас привлекают? Что вы делали в последний раз, когда потеряли счет времени? Перечислите их здесь.

  | |
  | |
  | |
  | |

 

НАВЫКИ
Навык — это личное качество, талант или способность, которые вы привносите в опыт или которые вы приобрели в результате работы или какой-либо формы обучения. Определить свои навыки можно, спросив друзей, членов семьи, коллег и начальников, каковы, по их мнению, ваши сильные стороны. Рассмотрите предыдущие оценки с прошлых должностей, которые вы занимали в прошлом. Перечислите их здесь.

  | |
  | |
  | |
  | |

 

ТРУДОВЫЕ ЦЕННОСТИ
Трудовые ценности — это стандарт работы, который важен для удовлетворения человеком своей работой. Ниже приведен список рабочих ценностей, которые многие люди считают важными для себя в своей карьере. Эти значения описывают широкий спектр атрибутов, связанных с различными рабочими параметрами, но не все. Оцените степень важности выбора карьеры для себя по нижеприведенной шкале.

1 — Совершенно не важно; 2 — несколько важный; 3 — Достаточно важный; 4 — Очень важно

___ Помогать обществу: делать что-то, чтобы внести свой вклад в улучшение мира
___ Помогать другим: принимать непосредственное участие в помощи другим
___ Работать с другими: тесные рабочие отношения с группой
___ Соревнование: состязаться своими способностями с другими с победой /терять результаты
___ Работа в условиях стресса: сталкиваться с ситуациями, связанными с нехваткой времени или когда качество моей работы оценивается критически
___ Власть и авторитет: контролировать работу других
___ Влиять на людей: быть в состоянии изменить отношение или мнение других
___ Работать в одиночку: Выполнять работу самостоятельно, без контакта с другими
___ Знания: Стремиться к знаниям, доверять и понимать
___ Личностный рост: Заниматься работой, которая дает мне возможность расти как личность Работа; искусство, дизайн, планирование мероприятий, дизайн интерьера, написание текстов, исполнение и т. д.
___ Разнообразие: иметь обязанности, которые предлагают разнообразие по содержанию или обстановке
___ Стабильность и безопасность: иметь предсказуемую рабочую ситуацию с вероятностью того, что я смогу сохранить свою работу
___ Признание: получить признание за качество моей работы
___ Воодушевление : Испытывать сильное волнение на работе
___ Получение прибыли: Иметь большие возможности заработать большие суммы денег
___ Место работы: Работать рядом с моим домом, в нескольких минутах езды на машине или автобусе
___ Удовольствие: Работать в
___ Автономия: Иметь обязанности, которые позволяют мне свободно определять, как и когда выполнять работу
___ Статус: Иметь положение, пользующееся уважением в обществе возможность усердно работать и увидеть быстрый карьерный рост
___ Продуктивно: производить материальные вещи, вещи, которые я могу увидеть и потрогать
___ Эстетично: создавать красивые вещи и способствовать сделать мир более привлекательным
___ Достижение: Испытать чувство выполненного долга за хорошо выполненную работу
___Окружающая среда: Работать в приятной, чистой, комфортной обстановке
___Наблюдение: Работать в команде, которой руководят справедливо и признательно

Определите, что вас больше всего удовлетворяет в работе, выбрав наиболее важные для вас рабочие ценности и перечислив их здесь.

  | |
  | |
  | |
  | |

 

ПОСЛЕДУЮЩИЕ ШАГИ: КЛЮЧЕВЫЕ КРИТЕРИИ
Теперь, когда вы составили список своих интересов, навыков и рабочих ценностей, пришло время собрать их воедино и подумать о том, как вы могли бы применить их в различных сферах деятельности.

Начните с составления списка ключевых критериев, полученных в результате ваших упражнений по самооценке. Это должны быть профессиональные аспекты, которые вы считаете обязательными. Перечислите их здесь :

Примеры:
— Работа с людьми
— Работа в городских условиях
— Решение сложных задач; анализ

После того, как вы закончите этот список, начните думать о профессиях, связанных с этими темами. Следующие шаги могут включать в себя назначение встречи с консультантом по вопросам карьеры для дальнейшего обсуждения ваших выводов; поделиться этим списком с другом или членом семьи, чтобы получить дополнительные идеи о карьере; исследование различных областей карьеры и занятий; и/или оценивая интересующие вас занятия.

вернуться в раздел Разведка

 

Интересы, способности и карьерный выбор

Цель этого урока – помочь учащимся понять влияние их индивидуальных интересов и способностей на профессию, которую они выбирают.

Карьерная цель: результат, которого человек пытается достичь на своей работе

Карьерный план: документ, разработанный учащимся, в котором указывается ряд учебных занятий и опытов, чтобы подготовить их к послешкольному образованию или работе, или к тому и другому, в выбранной области карьеры или области.

Планирование карьеры: определение образовательных планов и подготовка к получению высшего образования или работе в выбранной области карьеры.

Навыки: способности, способности или навыки, полезные в рабочей среде

Учащиеся, получив информацию о себе и карьере, объяснят влияние индивидуальных интересов и способностей на выбор профессии в соответствии с рубрикой с точностью 90%.

3 часа 45 минут / 5 академических часов

Ресурсы

  1. Веб-сайт: AES Education Planner, http://www.Educationplanner.org
  2. Ресурс: Индивидуальные результаты PSSA, школьный офис
  3. Ресурс: Индивидуальный табель успеваемости за пятый класс, школьный офис
  4. Рабочий лист: лист моих характеристик (см. Ресурсы — интересы, способности, выбор карьеры, перечисленные ниже)
  5. Рабочий лист: Лист планирования гардероба (см. Ресурсы — интересы, способности, выбор карьеры, перечисленные ниже)
  6. Рабочий лист: деятельность по повышению осведомленности о карьере Happy Halloween (см. Ресурсы — интересы, способности, выбор карьеры, перечисленные ниже)
  7. Веб-сайт: Bridges Transitions Inc., http://www.bridges.com
  8. Веб-сайт: Бюро труда и статистики США, http://www.bls.gov
  9. Веб-сайт: Career Zone Pennsylvania, http://www.pacareerzone.com
  10. Рубрика: Устная презентация Рубрика: Карьерный проект на Хеллоуин (см. Ресурсы — Интересы, способности, выбор карьеры, перечисленные ниже)


ПРИМЕЧАНИЕ. Нажмите ниже, чтобы загрузить все необходимые документы:

Ресурсы — интересы, способности, выбор карьеры

Наблюдение учителя и периодическое рассмотрение материалов, собранных для презентации ученика, послужат формирующей оценкой для этой деятельности.Это позволит учителю подмывать и переучивать, когда это необходимо.

Интересы, Способности, Выбор карьеры

.