Содержание

Психогенетика одаренности (гениальности), или правда и ложь о врожденном таланте

Одним из основоположников психогенетики считается английский ученый Ф. Гальтон, чья книга «Наследственный гений» была посвящена проблеме влияния наследственных задатков на возникновение талантливых людей и гениев.

Само понятие «одаренность» уже заключает в себе идею о неком даре, полученном человеком от рождения. Представления о том, что гениальность или талантливость имеет наследственную природу, проникает в самую сущность наших представлений о таланте, который и определяется как природная одаренность. Таким образом, концепция врожденного таланта уже априори связывает выдающиеся способности с наследственными задатками.

Рассмотрим, например, генеалогию семьи Бернулли, давшей миру нескольких выдающихся математиков. Конечно, такая «плотность» математиков в одной семье наводит на мысль о том, что существует какая-то «материальная» передача задатков математических способностей из поколения в поколение.

Однако есть и другие обстоятельства: Якоб I был учителем младшего брата — Иоганна I и племянника — Николаса I. Иоганн I регулярно проводил «приватные коллегии» — читал лекции у себя дома, и среди постоянных слушателей были его сыновья Николас II, Даниил I, Иоганн П. Одна из книг Николаса I в значительной мере базируется на идеях его дяди и учителя Якоба I. Николас II обучал математике младшего брата Даниила I; последний активно привлекал к своей работе племянников Даниила II и Якоба И..Иоганн III учился математике у своего отца Иоганна II (как и его младший брат Якоб II) и дяди Даниила I.

Кроме того, многие члены этой семьи имели общий круг друзей — известных математиков; супруги некоторых из них тоже принадлежали к этому кругу. В такой ситуации, вероятно вполне обоснованно предположение, что математикой была насыщена вся атмосфера этой семьи. Иначе говоря, имела место не только биологическая, но и отчетливая культурная преемственность («социальная наследственность»).

Концепцию врожденного таланта довольно трудно доказать или опровергнуть обычными методами, однако анализ биографий одаренных людей дает основания для сомнения в ее априорной справедливости. Если одаренность базируется на неких генетических предпосылках и имеет врожденный характер, то должны быть какие-то признаки, по которым ее можно было бы заметить заранее, еще до того как она проявится в полной мере. По этим признакам можно было бы предсказать, кто преуспеет в какой-либо сфере деятельности. Должна быть какая-то специфичность в способностях, например, музыкальная одаренность, хотя этот талант может реализовываться в разных формах (композитор, исполнитель, импровизатор). Наконец, одаренным должно быть относительно небольшое количество детей, в противном случае концепция теряет смысл, поскольку невозможно предсказать успех того или иного индивида.

Существует огромное количество сообщений о необычных способностях, которые проявляются у детей в раннем возрасте. Например, описан случай, когда мальчик начал говорить в 5-месячном возрасте, месяц спустя его словарный запас составлял уже пятьдесят слов, а к трехлетнему возрасту он уже говорил на трех языках. Но подавляющее большинство этих описаний имеет ретроспективный характер, и редко наблюдались специалистами с самого начала. Кроме того, следует сразу сказать, что нужно различать случаи раннего появления признаков таланта и преждевременного развития. Большое количество таких описаний относятся именно к случаям, когда по каким-то причинам наблюдается ускоренное развитие, особенно это касается речи. По большей части такие вундеркинды впоследствии ничего выдающегося собой не представляют.

Согласно еще одному объяснению, предлагаемому концепцией врожденного таланта, генетически предопределенные способности обнаруживаются в легкости обучения. Там, где от обычных людей требуются значительные усилия, люди с врожденными способностями овладевают навыками без видимых трудностей. Однако специальные исследования также не подтверждают эту точку зрения. Сравнение группы успешных музыкантов с другими детьми показало, что не обнаруживается достоверной разницы во времени тренировки, необходимой для достижения определенного уровня развития способностей, которые требуются для перехода из одного класса в другой в британских музыкальных школах. Самый важный вывод заключается в том, что групповые различия в уровне достижений были не больше, чем можно было бы ожидать, исходя из групповых отличий во времени, потраченном на упражнения. Так, для подготовки шахматиста международного класса требуется не менее десяти лет интенсивной работы, а если она начинается в раннем возрасте, то времени уходит еще больше.

Среди данных, противоречащих концепции врожденного таланта, следует упомянуть об экстраординарном уровне способностей у обычных людей.

В ходе изучения обычных людей с экстраординарными способностями обнаруживается целый ряд альтернативных влияний, которыми можно объяснить достижения, приписываемые врожденному таланту. Следует упомянуть некоторые из них, поскольку они определяют эффективность обучения, тренировок и уровень последующих достижений.

Прежде всего, это количество и качество практики в какой-либо сфере деятельности. Здесь можно снова привести пример с музыкальным образованием, поскольку роль практики в этом случае неоспорима. Согласно некоторым подсчетам, студенты консерватории, обучающиеся игре на скрипке, к 21 году уже имеют за спиной около 10 тыс. часов упражнений. Роль генетически обусловленных качеств также нельзя исключить. Например, способность к настойчивому преследованию цели может быть обусловлена генетическими предпосылками. Однако в концепции врожденного таланта подразумеваются способности не такого рода.

Еще один контраргумент сводится к тому, что корреляция между количеством практики и достижениями наблюдается просто из-за того, что одаренный человек больше практикуется из-за больших успехов в овладении навыками и стремления к данной деятельности. Конечно, достижение успеха само по себе может стимулировать занятия, это обстоятельство действительно важно, но исследования показывают, что успех всегда следует за периодом интенсивных занятий, а не наоборот. Что касается врожденного побуждения к занятиям, то даже среди самых выдающихся музыкантов подавляющее большинство признают, что они никогда бы не занимались так много, если бы не было очень сильного побуждения со стороны родителей.

Кроме количества и качества практики в числе альтернативных влияний, сказывающихся на успешности обучения и могущих быть основой экстраординарных достижений, обычно упоминаются:

  • внимание и способность к концентрации;
  • уровень мотивации;
  • уверенность в себе и оптимизм;
  • энтузиазм и энергичность.

В целом можно считать, что концепция врожденного таланта не находит подтверждения в экспериментальных данных и противоречит целому ряду наблюдений.

Возникает довольно парадоксальная ситуация. С одной стороны, концепция врожденной одаренности не находит достаточно убедительного подтверждения. Потомки гениев, как правило, ничем не отличаются от обычных людей, т.е. их необыкновенные качества не связаны с наследственными задатками. Вспомним расхожее выражение о том, что природа отдыхает на потомках гениев.

В настоящее время существует несколько объяснений этой ситуации. Одно из них связано с явлением, получившим название эмергенез (emergenesis).

Было выдвинуто предположение о том, что существуют признаки, определяемые особой конфигурацией генов или набором свойств, каждое из которых обусловлено генетически. Это явление было обозначено как эмергенез. Эмергенная, или эмергенетическая, черта — это и есть признак, определяемый данным набором. Любое изменение конфигурации генов приводит к исчезновению этой черты, поэтому у монозиготньгх близнецов эмергенные признаки проявляются чрезвычайно сходным образом. У родственников эти наборы уже не идентичны, они пусть и немного, но изменены, что нарушает уникальную конфигурацию генов. Таким образом, сходство по проявлению эмергенной черты у родственников обнаруживается не чаще, чем у случайных людей. Это приводит к тому, что свойства, определяемые такой конфигурацией генов, встречаются в семьях пробандов не чаще, чем в популяции. Наличие таких свойств может объяснить, почему подчас дети одних и тех же родителей так сильно отличаются друг от друга.

Брамвелл проверил исследование Гальтона (1869) о наследовании гениальности и пришел к выводу, что из всех профессий, описанных этим ученым, только у судей имеется тенденция к повышенной частоте встречаемости в отдельных семьях. По специально разработанной шкале (Creative personality scale) провели исследование творческих способностей личности, в ходе которого были обследованы более 1700 индивидов. Выяснилось, что для монозиготных близнецов, выросших отдельно, характерны умеренно высокие значения корреляции творческих способностей (0,54). В то же время корреляция для дизиготных близнецов, выросших порознь, оказалась практически нулевой. Это обстоятельство указывает на то, что способность к творчеству может являться эмергенной чертой.

Второе возможное объяснение этих различий кроется в особенностях индивидуальных средовых влияний. До сих пор обнаружение и идентификация событий, составляющих индивидуальную среду, остается сравнительно слабо разработанной областью.

Всю сложность этой задачи хорошо иллюстрирует концепция импрессинга (Эфроимсон, 1991). Под импрессингом понимают некие события в детском либо подростковом возрасте, которые производят глубокое впечатление и на всю жизнь могут определить мотивы деятельности человека, его интересы и шкалу ценностей.

Здесь есть аналогия с известным типом обучения — импринтингом. Что характерно для импринтинга? Во-первых, наличие критического периода, во время которого происходит «запечатление» некого сложного сенсорного образа. Во-вторых, это событие в дальнейшем вызывает определенный тип поведения, на проявление которого уже практически невозможно повлиять. Утенок, вылупившийся из яйца, в течение нескольких часов запоминает образ матери или того объекта, которым он увидел первым. В дальнейшем этот образ вызывает реакцию следования, которую уже нельзя ничем изменить, новый импринтинг попросту невозможен. Тот же самый раздражитель, предъявленный после критического периода, уже не оказывает никакого значимого действия.

В качестве примера импрессинга можно привести биографию А. Эйнштейна. В возрасте 12 лет он прочитал небольшую книжку по евклидовой геометрии на плоскости, которая произвела на него колоссальное впечатление и сыграла определяющую роль в развитии его интересов. Эту книгу читали еще сотни подростков, и ни на кого она не произвела такого действия.

Другой пример — это случай из биографии Софьи Ковалевской. Как-то в подростковом возрасте она с семьей выехала летом на дачу, и ей досталась комната без обоев. Стены были оклеены страницами учебника математики. Ее настолько заинтересовали эти необычные стены, что она принялась с огромным интересом их изучать, что дало толчок к развитию страсти к математике.

Если попробовать разобраться с условиями, которые делают возможным импрессинг, то, несмотря на всю неопределенность, можно высказать некоторые предположения. По всей видимости, огромную роль играет фактор подкрепления — то, каким образом поощряется активность. Для человека подкреплением может быть внимание окружающих, восхищение, поощрение с их стороны. Так, физик А. Комптон (нобелевский лауреат) вспоминал, что в возрасте 8 лет он показал своей матери тетрадку, представлявшую «научный трактат» о свойствах индийских и африканских слонов.

Оценку врожденных особенностей личности, характерных для талантливых или гениальных людей, логичнее всего начать с определения их коэффициента интеллекта. IQ гениев никогда не был ниже 120 баллов (сейчас есть методики, позволяющие оценить IQ по фактам биографии, литературному наследству и пр.). Некоторые проводят эту границу чуть выше — 140 баллов. Начиная со 110-120 баллов, уровень интеллекта никак не коррелирует с экстраординарностью личности, дальнейшее повышение не имеет значения. В то же время огромное количество людей с IQ больше чем 120-140 баллов представляют собой вполне обычных людей.

Дело, очевидно, в других особенностях личности. Б. Пастернак в одном из своих писем писал, что заурядные личности в отличие от гениальных работают только из-под палки обстоятельств. Очевидно, вопрос в том, что побуждает человека к деятельности, т.е. речь идет о мотивах поведения. Необыкновенное развитие способностей обусловлено непрерывной всепоглощающей активностью в сфере интересов гения. Незаурядные способности формируются в ходе незаурядной деятельности.

Чем является гениальность? Определение, тесты, возможно ли развить?

Что такое гениальность? В общем смысле, она представляет собой крайнюю степень творческого, интеллектуального или иного потенциала человека. То есть такой особый склад личности и психической конституции, при котором человек способен с высокой эффективностью и продуктивностью заниматься той или иной деятельностью.

Как правило, представляет собой универсальную в некотором роде структуру. Позволяет эффективно решать большой круг вопросов, требующих нестандартного мышления. Однако, наиболее продуктивно такой одаренный представитель общества, может заниматься только одной-двумя сферами, порой проявляя полную беспомощность в простых вопросах. Это парадоксальное явление, но оно не является редкостью.

Чем отличаются гениальность от одаренности и таланта?

Эти понятия нужно разграничивать. Одаренность представляет собой некое сочетание группы качеств, которые есть с рождения и обеспечивают потенциальную возможность продуктивной активности в определенной сфере. Это так называемые задатки. Если их не развивать, они так и останутся нереализованными. Талант — группа качеств, позволяющих добиваться результатов в той или иной активности. В чем отличие от одаренности? В более развитой степени качеств, необходимых для реализации. Плюс присутствует компонент быстрого обучения: все вопросы, связанные с талантом даются без проблем.

Гениальность же представляет собой высшую степень одаренности и таланта. Это исключительно редкое явление. И даже наличие такой психической конституции и особенностей личности не дает стопроцентной гарантии успешности в жизни. Как и в остальных случаях, нужно создавать условия, чтобы необходимые свойства личности развивались и давали плоды. Вопрос гениальности рассматривается как клиническими психологами, так и нейрофизиологами, специалистами по психиатрии. Пока сказать точно по этой теме можно не так много.

О природе феномена. Рождаются гениями или становятся, можно ли развить это качество?

Понятие гениальности настолько избитое, что среднестатистический человек давно не понимает, что собой представляет подобное явление. Термин используется как синоним одаренности и таланта, что не верно. Встречается масса мифов относительно такого феномена. В том числе о происхождении крайней степени одаренности от рождения. Что можно сказать по этому поводу, какова природа гениальности? Существует группа теорий.

  • Биологическая или генетическая

Считается одной из ведущих на сегодня. В чем ее суть? Согласно воззрениям большой группы нейрофизиологов, крайняя степень одаренности обуславливается сочетанием некоторой группы генов, которые в ответе за мыслительные процессы и продуктивность деятельности, общий тонус организма. Теория имеет право на жизнь, однако она встречается со сложным вопросом, косвенно ее отрицающим. Если гениальность детерминирована генетически, почему гениальность не передается от родителей детям и даже через несколько поколений? Возможно, речь идет о случайных, спонтанных сочетаниях или мутациях. Доказательств или опровержений пока нет. Идут дальнейшие научные изыскания в этой области.

Согласно ей, основу составляет особенность окружения ребенка с момента его рождения. И далее сфера, в которой существует потенциальный «баловень природы». В этом случае крайняя одаренность ставится в зависимость от влияния окружающей среды на индивида. Насколько справедлива такая теория? Сказать пока трудно. С большой вероятностью, гениальность — не та черта, которую можно развить. Она скорее врожденная. Но без сомнения, при неправильном воспитании, угнетении инициативы, отсутствии адекватной нагрузки, есть все шансы разрушить потенциал человека и загубить его таланты. Если рассматривать вопрос в этом контексте, вероятно влияние социальной среды на гениальность.

Спорная и довольно старая теория. Согласно ей, масштаб и количество сверходаренных людей не поддается исчислению в текущий момент времени. Поскольку многие идеи могут оказаться опережающими, не понятыми другими. Окружение и историческая обстановка создают одаренного индивида, а признание приходит позднее. Теория не поддерживается большинством ученых. Поскольку, как уже было сказано, социальная среда играет далеко не первостепенную роль. А с другой стороны, если в прежние времена такое явление действительно существовало, сейчас открытия в большинстве своем проходят объективную проверку и могут оцениваться трезво. Процент исключений крайне мал.

  • Психологическая

Имеет косвенное значение. По сути, сторонники психологической теории ставят знак равенства, между гениальностью и неординарностью, оригинальностью. То есть говорят о случайности развития этого феномена. Природа перебирает различные варианты качеств, миллионы и в результате конструирует определенные психотипы, личности и характеры, наделенные теми или иными свойствами. При удачном случайном сочетании получается крайне выгодный в интеллектуальном или творческом плане «набор». Доля истины в этом есть, поскольку, как ни странно, крайняя степень одаренности проявлялась у людей, рожденных от родителей без особых интеллектуальных качеств или творческого потенциала, реализации. То же самое касалось детей гигантов мысли, которые не выказывали особых навыков, знаний, умений.

  • Психопатологическая

Считается наиболее распространенной на сегодняшний день. Хотя генетика гениальности пока и не ясна, ученые в большинстве своем признают, что крайняя степень талантливости сопряжена с развитием у пациента некоторых психических расстройств. Часто увязываются гениальность и шизофрения.

Действительно ли ген шизофрении и гениальности идут рука об руку?

Нет, это не более чем миф. Шизофрения —

Вундеркинды | Врожденное или приобретенное?

Генетика или воспитание

Какова природа одаренности, можно ли ее развить самостоятельно, каждый ли вундеркинд вырастает гением?

Одни ученые придерживаются классического взгляда. Одаренность – это результат уникального сочетания целого каскада генов. Проще говоря, вопрос везения.

Однако в последние годы все больше исследователей приходит к выводу, что генетика в этом вопросе играет далеко не ведущую роль. Важное место занимают факторы общей среды (семейное воспитание, школа) и жизненные события, которые формируют человека.

Неблагоприятная среда, в которой растет потенциальный вундеркинд, может полностью нивелировать его генетический потенциал.

Но если такой ребенок подрастает в заботливой, любящей семье, родители очень быстро понимают, что их сын или дочь отличаются от остальных.

Чтобы одаренный ребенок мог успешно реализовывать заложенные в нем таланты, ему необходимо создавать особые условия: разрешать самому определять порядок действий и способы решения задач. Таким детям интересен не результат, а способы исследования.

Полиглоты

Ученые давно доказали — вне зависимости от того, является ребенок вундеркиндом или нет, пять лет – самый подходящий возраст для того, чтобы начать изучение иностранного языка.

В лингвистике есть гипотеза, которая называется гипотезой критического периода: существует возраст, когда изучение иностранного языка проходит очень легко. Это 5-7 лет. Если в это время ребенок оказывается в новой языковой среде, он легко осваивает новый язык на уровне носителя.

Степень одаренности талантливых детей невозможно измерить никакими обычными мерками.

Статус чудо-ребенка, безусловно, тяжелая ноша не только для самих одаренных детей, но и для их родителей.

Развить, приумножить и научить применять в жизни таланты, заложенные природой, задача сложная, но стоящая.

Гениальность — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Гений.

Гениа́льность (от лат. genius — «дух») — высший уровень интеллектуального или творческого функционирования личности[1], который реально проявляется в выдающихся научных открытиях или философских концепциях, технических или технологических изобретениях, социальных преобразованиях, создании художественных произведений, имеющих отдалённые последствия во многих областях культуры. О гениальности говорят, когда достижения расцениваются как новый этап в определённой сфере деятельности, считаются опережающими своё время, формируя зону ближайшего развития культуры[2]. Традиционно (начиная с И. Канта) термин «гениальность» связывают с представлениями о таланте, однако многие авторы (например, Ч. Ломброзо, В. Гирш, А. В. Либин) систематически различают эти понятия[3].

Этимология

В римской мифологии существовали гении — личные ду́хи человека. В связи с тем, что, как казалось, достижения отдельных индивидуумов указывали на наличие особо мощного гения, ко времени Октавиана Августа это слово начало приобретать второй смысл — «вдохновение, талант»[4].

Сущность гениальности

Также гениальность определяется как практическое воплощение врождённого высокого уровня творческого потенциала личности относительно других личностей, признанное обществом. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, признаваемых шедеврами, часто с опозданием. Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу. В отличие от большинства талантливых индивидуумов, гений создаёт качественно новые творения, достигает революционных интеллектуальных результатов.

Как правило, гениальность подразумевает собой высокую скорость работы и продуктивность в какой-либо деятельности[5]. Со времён эпохи Возрождения укоренилось общее представление о гениальности как особом роде вдохновения, побуждающего к новаторству в ремесле. С тех пор существует мнение, что гениальность требует универсальных интересов незаурядной личности.

В отличие от талантливых людей, многие гении, особенно сегодня, проявляют себя лишь в одной области (например, математике, поэзии или живописи)[6], но универсальны в ней. Имея врождённые способности к эффективной деятельности в какой-либо из областей, гений, в отличие от просто высоко одарённого человека, создаёт качественно новые творения и открывает не изведанные ранее пути для творчества[7].

Гении часто обладают низким эмоциональным интеллектом[8], что приводит к шизофрении или биполярному аффективному расстройству[9][10]. При этом выделяют «психотическую» гениальность, свойственную людям искусства, которую связывают с биполярным аффективным расстройством (маниакально-депрессивным психозом), когда болезнь способствует созданию гениальных работ[11]. Впрочем, попытки обнаружить универсальные психопатологические аспекты личности гениальных людей несостоятельны: гениям присущи колоссальные индивидуальные различия в области своей деятельности, умений, интересов, культуры[7].

Европейский культ гениальности сопровождался становлением философии буржуазного индивидуализма, достигшей кульминации в период романтизма.

В XX веке феномен гениальности становится предметом множества социологических и физиологических исследований[12].

Примечания

  1. А. С. Ребер Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
  2. Мещеряков Б. Г. Психология. Тематический словарь. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. ISBN 5-93878-310-0. С. 275
  3. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одарённости. СПб.: Питер, 2007. ISBN 978-5-49807-239-5. С. 133—136
  4. ↑ Oxford Latin Dictionary (Oxford: Clarendon Press, 1982, 1985 reprinting), entries on genius, p. 759, and gigno, p. 764.
  5. ↑ БСЭ. 1969—1978
  6. ↑ Глоссарий. Гениальность на сайте psychologies.ru
  7. 1 2 Гениальность // Газлифт — Гоголево. — М. : Советская энциклопедия, 1971. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 6).
  8. ↑ Emotional Intelligence
  9. Эфроимсон, В. П. Генетика гениальности. 2002
  10. ↑ Эмоциональный интеллект при аффективных расстройствах
  11. ↑ Маниакально-депрессивная гениальность
  12. ↑ Гениальность // Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 1-е изд. — М. : Большая российская энциклопедия, 1991. — ISBN 5-85270-160-2.

Исследования

  • Н. В. Гончаренко. Гений в искусстве и науке. — М.: Искусство, 1991. — 432 с.
  • Эфроимсон В. П. Генетика гениальности. — М.: Тайдекс Ко, 2002. — 376 с. — (Библиотека журнала «Экология жизни». Серия «Устройство мира»). — ISBN 5-94702-004-1.

Ссылки


Как зачать гения | Архив

a[style] {position:fixed !important;} ]]]]]]]]]]>]]]]]]]]>]]]]]]>]]]]>]]>

aif.ru

Федеральный АиФ за лет до…

aif.ru

Федеральный АиФ
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
  • САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
  • Адыгея
  • Архангельск
  • Барнаул
  • Беларусь
  • Белгород
  • Брянск
  • Бурятия
  • Владивосток
  • Владимир
  • Волгоград
  • Вологда
  • Воронеж
  • Дагестан
  • Иваново
  • Иркутск
  • Казань
  • Казахстан
  • Калининград
  • Калуга
  • Камчатка
  • Карелия
  • Киров
  • Кострома
  • Коми
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Крым
  • Кузбасс
  • Кыргызстан
  • Мурманск
  • Нижний Новгород
  • Новосибирск
  • Омск
  • Оренбург
  • Пенза
  • Пермь

возможно или нет? — Моноклер

Рубрики : Последние статьи, Психология, Творчество и самореализация

Гениальность всегда была относительным и субъективным понятием. При этом существует точка зрения, что это врожденное качество, которое присуще немногим. То есть оно либо есть, либо его нет. Однако профессор психологии Дин Кейт Саймонтон уверен в обратном. Разбираемся, почему он считает возможным развитие гениальности и какие три ключевых элемента, по мнению психологов, помогают нам максимально реализовывать творческий потенциал и достигать пика способностей.

Никогда не существовало простого способа определения гениальности. Иногда используются оценки уровня интеллекта в баллах, однако цифры во многом ошибаются, когда речь идет об области искусства. Математик, входящий в число членов Менсы ⓘМенса (лат. Mensa) — это международная организация людей с очень высоким уровнем интеллекта. — Прим. ред., безусловно, может быть гением, но как насчет известного композитора, который бросил школу? Кто бы что ни говорил, а гениальность всегда была относительным и субъективным понятием.

Профессор психологии Дин Кейт Саймонтон рассматривает возможность существования двух разных взглядов на гениальность. Один подразумевает достижение высокого результата в чем-либо. В рамках другого подхода гениальность воспринимается как «исключительный интеллект». Исследования профессора подтверждают первую точку зрения на гениальность как навык, который может быть развит.

Симонтон различает два популярных определения гениальности. Он указывает на Канта как пример воплощения первого подхода, сфокусировавшись на факте «исключительного достижения». Он упоминает Бетховена, Шекспира и Толстого в качестве примеров тех, кто создал неподвластное времени искусство. Это отличается от типологии гениальности, измеряемой тестами на уровень интеллекта. Как отмечает профессор, многие люди с высоким IQ «не совершают оригинальных и достойных подражания достижений».

Наследственность долгое время считалась главным аргументов в предрасположенности к гениальности: либо она есть, либо ее нет. Безусловно, определенные генетические условия способны благоприятствовать успеху в той или иной деятельности, определять наклонности. Например, бегуны с быстро сокращающимися мышечными волокнами более предрасположены быть спринтерами, в то время как тем, у кого мышцы сокращаются медленнее, больше подходят длинные дистанции. Так, даже здесь не существует заранее определенного рецепта для достижения успеха и проявления гениальности. Однако Саймонтон все-таки нашел два повторяющихся условия среди гениев на протяжении долгого времени.

Во-первых, они не тратят так много времени на одну сферу деятельности, как их менее креативные коллеги. В какой-то момент несколько идей сталкиваются и указывают им на новую возможную траекторию развития, их гениальность способна соединять между собой самые разные элементы. Саймонтон считает, что это может быть проблематично для тех, кто всю свою жизнь сосредоточен на одной рабочей области.

Это условие периодической смены направлений сочетается с другим, согласно которому гении «проявляют исключительную универсальность». Они не ограничиваются только одной областью знаний. Эйнштейн любил играть Моцарта и Баха на скрипке, у него даже случались озарения  по физике во время его музицирования. Такой человек, пишет Саймонтон, открыт для новых впечатлений. Когнитивная и поведенческая гибкость наряду с «терпимостью к двусмысленности и изменениям» настраивает их на успех и процветание.

Мотивация имеет огромное значение в развитии гениальности, считает научный журналист Дейзи Юхас. Как она пишет, психологи определили три ключевых элемента для достижения успеха в этом.

Автономность

Исследования показывают, что люди, у которых есть выбор, в какой области развиваться и каким делом заниматься, с большей вероятностью преуспеют в своей профессии и жизни, чем те, кто лишен такого выбора и вынужден исключительно выполнять поручения других. Если человека заставляют заниматься чем-то, шансы, что это дело станет его страстью, необходимой на пути к совершенствованию, резко уменьшаются. Юхас отмечает:

«Выполнение задачи, которую вы сами поддерживаете, заряжает энергией».

Ценности

Дейзи Юхас продолжает:

«Мотивация также способствует тому, что вы остаетесь верны своим убеждениям и ценностям».

Исследователи из Университета Мэриленда и Университета Арканзаса обнаружили, что студенты, которые высоко оценивают свои исследования, охотнее работают над темой самостоятельно. Другое исследование в Университете Вирджинии показало, что студенты, которые пишут о науке, поскольку она связана с их собственной жизнью, более тщательны и детальны, чем те, кто просто обобщает теоретические знания, полученные на лекциях. Владение предметом и личное отношение к теме, с которой человек сталкивается в жизни, имеет огромное значение.

Компетентность

Как гласит поговорка: «Practice makes genius», что в переводе означает «Практика приводит к гениальности». В русском же языке существует аналог: «Дело мастера боится». Юхас цитирует работу Стэнфордского психолога Кэрол Двек, отмечая, что «компетентность зависит от признания с учетом достижений». Исследования Двек, посвященные врожденному таланту и трудолюбию, хорошо задокументированы. По словам опрошенных студентов, они меньше стараются «раздвинуть границы» своих знаний, если они проходят тесты успешно. При этом учащиеся, считающие себя способными решать трудные задачи, с большей вероятностью принимают сложные вызовы.

Немногим из нас суждено прыгать и буквально парить в воздухе как Майкл Джордан. Но даже он понимал, как важны дисциплина и тяжелая работа каждый день. После побед в НБА он ненадолго ушел из баскетбола, чтобы попробовать свои силы в бейсболе. В первом сезоне после его возвращения команда «Буллз» ошибалась. Межсезонье стало для них тревожным звоночком, нужно было вернуться к успеху. И Майкл Джордан стал упорно тренироваться. Следующие три победы подряд Джордану с командой удалось завоевать, когда он достиг прежнего уровня мастерства. Это довольно вдохновляющая история для тех, кто пытается блистать в своем деле.

P. S. От редакции. Точка зрения Саймонтона и Юхас интересна и понятна. Однако они не проводят границы между такими понятиями, как способности/ одаренность/талант/ гениальность, поэтому остается обширное поле для дискуссии по этому вопросу.


Материалы по теме
— Секрет успеха: талант или твердость характера?
— От Исаака Ньютона к Genius Bar: почему мы перестали нуждаться в гениях
— «Гибкий ум» Эстанислао Бахраха: как стать творческим человеком
— Гений и безумие через призму нейронауки

 По материалам: 3 Keys For Cultivating Genius / Big Think
Обложка: Wikimedia Commons

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие статьи

Способности ребенка: врожденное или приобретенное

  • Врачи
  • Лечение
  • Статья обновлена:18.06.2020

Способности – это психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, навыков, умений.

Один из самых сложных вопросов – о происхождении способностей: врожденные они или все-таки формируются при жизни? Ответы, которые дают исследователи на эти вопросы, противоречивы. Можно столкнуться с высказываниями вроде: «Музыкантом (математиком, поэтом) надо родиться» и с совершенно противоположными: «Талант – это 1% способностей и 99% пота». У каждой точки зрения есть свои доказательства.

Способности – это врожденное

  1. Считается, что доказательством врожденности способностей (то есть, их получения по наследству) является их раннее проявление у ребенка. Как известно, музыкальные способности у Моцарта проявились в 3 года, в Гайдна – в 4, Рафаэль показал себя как художник в 8 лет.

  2. О врожденности способностей можно говорить также на основании повторения их у потомков выдающихся людей. Существуют целые династии одаренных личностей. Например, семье Бахов было около 60 музыкантов, из них 20 – выдающиеся. Известны династии театральные (Садовские), цирковые (Дуровы), династии ученых (Якушкины, Фортунатоы). Впрочем, эти факты могут свидетельствовать не столько о биологической наследственности, сколько о наследственности определенных условий жизни и жизненных ценностей, которые благоприятствуют развитию в семье совершенно определенных способностей.

Исследования подтверждают

Более строгие факты получены в результате исследований с применением близнецового метода. Между собой сравнивались умственные показатели однояйцевых близнецов и просто пар братьев и сестер. Корреляция показателей внутри однояйцевых пар оказалась очень высока, у братьев и сестер она была значительно ниже.

Результаты исследования животных с применением метода искусственной селекции продемонстрировали возможность накопления генетической предрасположенности к успешному обучению.

Способности могут быть сформированы в течение жизни

  1. Показательно исследование, проведенное отечественными психологами, в котором был выявлен заметно более высокий показатель музыкальных способностей у вьетнамцев, нежели у русских. Выяснилось, что во вьетнамском языке высота звука несет смыслоразличительную функцию, а в русском такой функции нет. Поэтому музыкальные способности вьетнамцев продиктованы языковой необходимостью.

  2. Известно немало случаев, когда вокруг выдающегося учителя образовывалась большая группа талантливых учеников, по численности и уровню способностей совершенно необъяснимая с точки зрения статистики. Один из таких выдающихся педагогов, М.П. Кравец, утверждал, что неспособных детей вообще не бывает. Если уроки проходят в интересной для ребенка форме и захватывающей манере обучения, то и результаты развития способностей окажутся высокими.

Психологические факторы развития способностей

  • для развития познавательных способностей детей должно быть организовано определенное обустройство среды, созданы условия для того, чтобы взаимодействие детей и взрослых носило характер сотрудничества и содружества.

  • познавательная и интеллектуальная деятельность ребенка должна сопровождаться положительными эмоциями. Педагог должен отмечать любые достижения ребенка, тогда происходит фиксация успеха и желание развиваться.

  • взрослый передает свою заинтересованность ребенку, удивляется и радуется вместе с ним.

  • у ребенка возникают специфические интеллектуальные эмоции: сомнения, догадки и уверенность.

Таким образом, вопрос о происхождении способностей остается открытым: с одной стороны, существуют природные предпосылки способностей, но насколько она проявятся, зависит от условий индивидуального развития человека. Кроме того, неотъемлемым компонентом способностей является повышенная мотивация.

определение врожденного по свободной энциклопедии

خلقي, منذ الولاده

vrozený

medfødt

meîfæddur

apsigimęs įgimtas iš prigimties

iedzimts

Испанский словарь Коллинза — полное и несокращенное 8-е издание 2005 г. © William Collins Sons & Co. Ltd. 1971, 1988 © HarperCollins Publishers 1992, 1993, 1996, 1997, 2000, 2003, 2005

врожденный

[kənˈdʒɛn ɪ t ə l] adj (МЕДИЦИНА) [ болезнь, аномалия, дефект ] → congénital (e)

Collins Английский / французский электронный ресурс.© HarperCollins Publishers 2005

врожденный

прил. → ангоборен, конгенитал (спец) ; врожденный дефект → Geburtsfehler m ; congenital liar (inf) → Erzlügner (in) m (f) (inf)

Немецкий словарь Коллинза — полное и несокращенное 7-е издание 2005 г. © William Collins Sons & Co. Ltd. 1980 © HarperCollins Publishers 1991, 1997, 1999, 2004, 2005, 2007

врожденный

[kənˈdʒɛnɪtl] adj ( Med ) → congenito / a

Словарь итальянского языка Коллинза 1-е издание © HarperCollins Publishers 1995

врожденный

(kənˈdʒenitl35) (заболеваний или уродств), существующих при рождении или до него.aangebore, erflik, oorgeërf خَلْقي ، مَنْذُ الوِلادَه вроден congênito vrozený angeboren medfødt εγγενήςcongénito kaasasündinud مادرزادی ؛ ارثی synnynnäinen Врожденные מוּלָד जन्मजात prirođen, спосо rođenja veleszületett bawaan meðfæddur congenito 生 ま れ つ き の 선천적 인 įgimtas, apsigimęs iedzimts sejak lahir aangeborenmedfødtwrodzony, dziedziczny مورنى, ارثى, ذاتى congénito врожденный врождённый vrodený prirojen urođen medfödd, kongenital ที่ มี มา แต่ กำเนิด doğuştan, kalıtsal 先天 的природжений پیدائشی bẩm sinh 先天 的 congenitally наречие van geboorte af لْقِيا ، مُنْذُ الوِلادَه по рождению congenitamente od narození angeboren medfødt εκéüرipra مادرزادی synnynnäisesti congénitalement שְׁמִלֵידָה जन्मजात रूप से prirođen születetten secara bawaan frá fæðingu; að eðlisfari in modo congenito 先天 的 に 선천적 iš prigimties iedzimti kongenital aangeborenfra fødselen dziedzicznie مورثی congenitamente congenital врождённо od narodenia prirojeno urođeno medföt; від народження پیدائشی طور پر một cách tương đắc 先 天地

Многоязычный английский словарь Kernerman © 2006-2013 K Dictionaries Ltd.

совокупный

а. congénito-a; энгендрадо-а, отн. una característica que se hereda y existe desde el nacimiento.

Англо-испанский медицинский словарь © Farlex 2012

congenital

adj congénito

Англо-испанский / испанско-английский медицинский словарь Авторские права © 2006 McGraw-Hill Companies, Inc. Все права защищены.

.Приобретено

— с английского на русский

  • Приобретено — прил. 1. 1 (биол.), Полученный силами окружающей среды. В отличие от {унаследовано}. приобретенные характеристики не могут быть переданы ненаследуемому (по сравнению с наследуемым), ненаследуемому Syn: nurtural [WordNet 1.5]… Международный словарь английского языка для совместной работы

  • приобрел — (прил.) Ок. 1600, получено усилием, стр. Прилагательное от ПРИОБРЕСТИ (ср. Приобретать). Заболеваний, возникших после рождения, при этом не зависящих от наследственности, 1842 г. (в отличие от врожденных).Приобретенный вкус засвидетельствован с 1734 г.… Словарь этимологии

  • приобрел — приобрел; не · приобретенный; … Английские слоги

  • Приобретено — Все, что не присутствует при рождении, но развивается через некоторое время. В медицине слово «приобретенный» означает «новое» или «добавленное». Приобретенное заболевание является новым в том смысле, что оно не является генетическим (унаследованным) и добавлено в том смысле, которого не было в…… Медицинский словарь

  • приобретено — Приобретение или получение иным образом титула, права собственности или владения, в том числе, при отсутствии установленных законом ограничений на значение, взятие по происхождению, 3 Arn J2d Aliens § 31.Получив во владение по договору аренды. State ex rel.…… Юридический словарь Баллентина

  • Приобретено — Acquire Ac * quire, v. T. [имп. & п. п. {Приобретено}; п. пр. & vb. п. {Приобретение}.] [Л. приобретение, приобретение; ad + quarere искать. В оригинальном языке. был глаголом aqueren, фр. то же, через ОФ. Aquerre. См. {Quest} ..] Чтобы получить, как правило, самостоятельно … … Международный словарь английского языка для сотрудничества

  • приобретено — прил.Приобретенное употребляется с этими существительными: ↑ характеристика, ↑ иммунитет, ↑ вкус… Словарь словосочетаний

  • приобретено — Разработано в ответ на условия окружающей среды, а не унаследовано, например, черта характера (приобретенная характеристика), возникшая в результате воздействия окружающей среды. cf акклиматизация… Глоссарий биотехнологии

  • приобретено — прилагательное получено в результате воздействия окружающей среды (Частота 1) приобретенные характеристики (такие как загар или сломанный нос) не могут быть переданы • Аналогично: ↑ ненаследуемое, ↑ ненаследуемое… Полезный английский словарь

  • приобретено — ac · quired (ə kwīrdʹ) прил.1. От или связанных с заболеванием, состоянием или характеристикой, которые не являются врожденными, но развиваются после рождения. 2. В результате воздействия чего-либо, например антигена или антибиотика. * * *… Универсал

  • приобретено — прилагательное Развивается постфетально; не врожденный… Викисловарь

  • .