Содержание

Биография Цветаевой 📝– интересные факты и личная жизнь поэтессы – Блог Stihirus24

26 сентября (8 октября новый стиль) 1892 года в семье профессора Московского университета и талантливой пианистки родилась Марина Ивановна Цветаева. Отец будущей поэтессы, Иван Владимирович, преподавал филологию и искусствоведение, возглавив вскоре после рождения Марины Румянцевский музей и основав Музей изящных искусств. Мать Мария Александровна имела несомненный талант пианистки, к сожалению, раскрыть его в полной мере не удалось, так как она рано, в 1906 году, умерла.

Для Ивана Владимировича Цветаева брак на Марии Александровне был вторым, от первого брака у него было двое детей, вторая жена родила ему двух дочерей – старшую Марину и младшую Настю.

Детство

Детство Марины Цветаевой прошло между семейной дачей в Тарусе и Москвой. Летом большая часть времени проводилась на даче, в остальное время года семья жила в Москве. Цветаеву можно отнести к молодым да ранним – читать будущая поэтесса начала в 4 года, первые стихи вышли из-под пера в 7 лет. Заметны были и музыкальные способности, но заниматься музыкой не нравилось Цветаевой, поэтому развития они не получили.

В детстве

Финальной точкой детства будем считать 1902 год, когда Марину отправляют на учёбу в Европу, где она изучает науки и языки в пансионах Италии, Швейцарии и Германии до 1905 года. Это важный этап жизни, ведь биография Марины Цветаевой чётко показывает – в это время менялось мировоззрение поэтессы, что сделало её одиночкой по жизни со своим бескомпромиссным мнением и собственным взглядом на людей и события.

Начало творческого пути

В 18 лет Цветаева издаёт первый сборник «Вечерний альбом», в который включены первые 111 стихов поэтессы. Сборник издавался на личные средства и нашёл больше положительных отзывов в литературной среде России. В него включены ранние, по большей части, сырые и наивные стихотворения. Валерий Брюсов назвал сборник «личным дневником», зато Максимилиан Волошин стихи похвалил, отметив, что Цветаева «умеет передавать оттенки». Похвалил сборник и Гумилёв.

Сама Цветаева позже писала, что

«Первый сборник помог очертить ориентиры творчества, найти взаимосвязь конфликтов земли и неба, быта и бытия».

Второй сборник, изданный в 1912 году под названием «Волшебный фонарь» набрал больше критики. Гумилёв сказал, что это подделка на стихи, потому что тематически и духовно он дублировал «Вечерний альбом». Сама же поэтесса считала, что первые два сборника вообще не стоит разделять – «по сути это одна книга» (автобиография).

Этим двум сборникам стоит уделить особое внимание поклонникам поэтессы, так как в них сформировался стиль Цветаевой, в них она научилась передавать мысли читателям в удобной для них и доступной для себя форме.

1913-1914 годы закрепляют формирование стиля Цветаевой, в эти годы раннего творчества пишется много знаковых и пророческих стихотворений, например, «Реквием» и «Мне нравится, что вы больны не мной»:

Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами. (читать полностью)

Личная жизнь

Замуж Цветаева выходит в 1912 году за офицера Сергея Эфрона, который на всю жизнь стал единственным мужем и лучшим другом. В браке родилась дочь Ариадна, судьба которой также оказалась не из лёгких.

С мужем Эфроном

Сергей после революции выступил на стороне Деникина, который был разбит и Эфрон вынужденно бежал в Европу. Марина не пела оды Октябрьской революции, считая её «бунтом сатанинских сил», поэтому её в первые годы после революции не публиковали. Не было у Марины и плотных контактов с другими поэтами СССР, она всегда была в сторонке, стояла особняком и имела своё мнение на происходящие в России события.

Марина добивалась возможности уехать к мужу за границу и получила разрешение от советской власти в 1922 году. Марина и Ариадна недолго прожили в Берлине и переехали в Прагу, так как муж учился в это время в Пражском университете. В Праге соединившаяся семья жила до 1925 года, до рождения сына Георгия, после чего переехала в Париж. К личной жизни Цветаевой мы вернёмся в последней трагической главе, сейчас же посмотрим, на этап европейского творчества поэтессы.

Цветаева была очень влюбчивым человеком – без любви она также не могла существовать, как и без стихов. Романы Марины исчислялись десятками, причём не всегда это были мужчины, стоит вспомнить только Соню Парнок (её Эфрон даже хотел вызвать на дуэль). Отношения с ней продолжались параллельно с замужеством, даже сразу после венчания. Мимо внимания не прошёл даже Пастернак, но там у них далеко не зашло. Самый серьёзный роман на стороне случился в Праге с Константином Родзевичем – Марина даже ушла из только восстановившейся семьи, хотя вскоре вернулась к Эфрону.

Странно играла с Цветаевой судьба – именно Родзевич завербовал в ГПУ мужа Сергея Эфрона, именно между ними она выбирала полтора года, но ушла к мужу. Отчасти потому что жалела Сергея, отчасти потому что Родзевич её бросил.

Жизнь в Европе

Европейская «прописка» длилась до 1939 года, года семья возвращается в Россию. За время европейской «ссылки» Марина написала поэмы «Поэма Конца», «Поэма Горы», «С моря», «Крысолов» и ещё ряд знаковых произведений. Большинство из написанного в этот период не было опубликовано, так как характер Цветаевой не позволил ей найти поддержку в эмигрантской среде. Марина не желала участвовать ни в каких политических союзах, было против интриг и не стала сторонницей заговоров против СССР, хотя и негативно относилась к советской власти.

Достаток был минимален, жить часто приходилось впроголодь и снимать недорогие комнаты в деревне или пригороде Парижа. Ещё одна причина частой смены места жительства была в том, что Марина плохо уживалась с соседями и хозяевами жилья. Если бы не редкая, но меткая материальная помощь небольшого круга почитателей Цветаевой, то возможно семье пришлось бы раньше вернуться на Родину.

Марина пишет в Европе не только стихи, но и в 1926 году издаёт статью «Поэт о критике», после чего её часто зовут на творческие вечера, но и круг недругов расширяется. В статье поэтесса подвергает критике критиков, что пришлось последним не по душе. Бунин «получает по шее» в статье за критику Есенина, а Зинаида Гиппиус за Пастернака. Бунин отыгрался на литературно-публицистическом журнале «Весть», который начал выпускать Эфрон, муж Марины. Он назвал журнал «скучным и дурным», что было больно слышать Сергею.

Постепенно интерес в Европе к Цветаевой снижался, за глаза её называли «большевичкой», хотя никакой лести в сторону советской власти Марина не писала. Эфрон чаще становился на поддержку новой власти, но насколько это было искренне из уст русского офицера большой вопрос. Позже стало известно, что Эфрон с 1931 года был сотрудником НКВД, которое после и поставит точку в его биографии.

С дочерью Аделаидой

Цветаева, находясь в Европе, отлично знала о судьбе царской семьи и в 1930 году решила передать свой взгляд на трагические события в «Поэме о Царской семье», хотя и понимала, что произведение не найдёт отклика по ряду причин. Писала ради долга сказать. Сегодня из поэмы сохранился лишь фрагмент «Сибирь»:

От Ходынского Поля красного
До веселого и красивогоАлексея Кровоточивого
На последнюю каплю — щедрого!
Половина — давно ли первого? —
Осиянного и весеннего —Часа — царствованья я— последнего
На Руси…        

Не страшитесь: жив…
Обессилев — устав — изныв
Ждать, отчаявшись — на часы!
Спит Наследник всея Руси.

Интересные факты из жизни

Цветаева с детства была неординарной личностью, поэтому её жизнь наполнена интересными событиями. В 16 лет Марина сделала попытку самоубийства на фоне безответной любви – пистолет дал осечку. Со смертью поэтесса играла не раз и после этого . Так, после возвращения в СССР она вполне серьёзно заявляла, что повесится, если за ней придут из НКВД. Хватит о грустном.

В юности кто-то сказал Цветаевой, что для того чтобы волосы завивались надо побрить голову. Марина делала это раз десять. Другой поделился, что шампиньоны помогают похудеть и Марина несколько недель питалась только ими. В 16 лет Цветаева послала дворника за настойкой – пила и бросала бутылки в окно. По тем временам – это кошмар.

Чуть позже Марина разместила брачное объявление и потом долго смеялась, когда в дом повадились, не первой свежести, женихи. Однажды ей так понравилась работа художника, к которому она пришла, чтобы он написал портрет, что уходя, она под платьем унесла с собой эскизы.

Всю жизнь, с раннего детства и до смерти Цветаева вставала с первыми петухами, обливалась ледяной водой и пила крепкий кофе. Никогда не была привередлива в одежде – предпочитала модным нарядам мешковатое платье и обязательные бусы.

Икона, перед которой венчались Сергей Эфрон и Марина Цветаева, сейчас находится в Москве, в церкви Воскресенья Словущего, что в Брюсовом переулке. Венчались молодые в Палашах, в церкви Рождества Христова, но после революции храм разрушили, а церковную утварь выкинули. Местная бабушка нашла икону, привела её в порядок и вернула в патриархию.

Возвращение на плаху

Возвращение семьи Цветаевой на Родину начинается в 1937 году. Весной в СССР уезжает Ариадна, осенью муж Сергей, вслед за ними в 1939 году едет и Марина с сыном. Поэтесса знала, что отъезд не принесёт ничего хорошего, ещё в 1932 году она писала Тресковой, что

«В СССР ей просто заткнут рот.»

 Так и случилось. В 1932 году пишется стихотворение «Родина», которое позже оценивали строгие экзаменаторы посольства и НКВД, оценили и дали добро. К чему привело «добро» скоро станет ясно. 

Поселили Марину на даче НКВД, к этому времени муж уже был арестован, что вынудило Цветаеву в конце 1939 года писать Берии «покаянное письмо». В нём говорится, что она своим возвращением хочет избавиться от одиночества, воссоздать семью и дать сыну будущность. Ничего не получилось, в конце лета 1939 арестована дочь, через пару месяцев муж, а Берия на письмо не ответил. Одиночество снова окружило Цветаеву, причём это было ещё более плотное кольцо, чем в Европе, ведь в СССР не было семьи и нельзя писать, точнее, нельзя публиковаться.

Муж вскоре был расстрелян (вот и вернулся), дочь Ариадна долгие годы провела в лагерях и была реабилитирована только после смерти Сталина.

Марина берётся за переводы и с трудом зарабатывает на жизнь. Надежда на выход сборника стихов рухнула, так как в рецензии Зеленского (герой-рецензиант) указано на «искажение души продуктами капитализма».

В начале войны Цветаева решатся на эвакуацию, сначала она с сыном оказывается в Елабуге, затем в Чистополе, где Марине пришлось просить, чтобы её оставили в этом города и разрешили работать посудомойкой. Собрание писателей на это согласилось, но мыть посуду не пришлось. Она едет к сынку в Елабугу, где 31 августа 1941 года покончила жизнь самоубийством (повесилась). Потеряв большую часть семьи, находясь в нищете и не имея возможность писать, Марина не вынесла страданий, её загнали в угол.В последние недели жизни в Елабуге Цветаевой пришлось стирать бельё местному милиционеру, чтобы свести концы с концами. Можно представить атмосферу, поэтому судить не будем.

В самоубийстве есть и странности. Так Цветаева в доме Бродельщиковых начала жарить рыбу, потом, даже не сняв синего фартука, полезла в петлю. Возможно, боль копилась и в какой-то момент чаша переполнилась.

Много позже, в 1990 году церковь дала согласие на отпевание Цветаевой. Для получения разрешения на отпевание к патриарху Алексию II обратилась сестра поэтессы и диакон Андрей Кураев. Просьбы была удовлетворена, на этом в биографии Цветаевой можно ставить точку, хотя стихи поэтессы переживут ещё ни одно поколение.

Могилы Цветаевой нет, есть лишь табличка, на которой указано, что в этой стороне кладбища она захоронена. 

Фильм «Роман её души»

Предлагаю документальный фильм о Марине Цветаевой «Роман её души», в котором открываются тайны её взаимоотношений с мужем Эфроном и жизни в эмиграции (пражский период).

Марина Цветаева. Подробная биография

Биография Марины Цветаевой

Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве. Дочь профессора И.В. Цветаева – профессора Московского университета, известного филолога и искусствоведа, который стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). Мать происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой. Умерла в 1906, оставив двух дочерей на попечение отца.

Зимнее время года семья проводила в Москве, лето – в городе Тарусе Калужской губернии. Ездили Цветаевы и за границу. В 1903 Цветаева училась во французском интернате в Лозанне (Швейцария), осенью 1904 – весной 1905 обучалась вместе с сестрой в немецком пансионе во Фрейбурге (Германия), летом 1909 одна отправилась в Париж, где слушала курс старинной французской литературы в Сорбонне.

Писать стихи начала в детстве. Её первые сборники «Вечерний альбом» (1910) и «Волшебный фонарь» (1912) встретили сочувствующие отклики В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева. В 1913 году вышел сборник «Из двух книг». Книга «Юношеские стихи. 1912-1915» знаменует переход к зрелой романтике. В стихах 1916 (сборник «Версты», 1921) формируются важнейшие темы творчества Цветаевой – любовь, Россия, поэзия.

Зимой 1910-1911 М.А. Волошин пригласил Марину Цветаеву и ее сестру Анастасию (Асю) провести лето 1911 года в Коктебеле, где он жил. Там Цветаева познакомилась с Сергеем Яковлевичем Эфроном. В 1912 Цветаева вышла замуж за С. Эфрона, который стал не только ее мужем, но и самым близким другом.

Октябрьскую революцию М. Цветаева не приняла. Она идеализировала белогвардейское движение, придав ему черты возвышенности и святости. Это связано отчасти с тем, что ее муж С.Я. Эфрон был офицером белой армии. Одновременно Цветаева создает цикл романтических пьес («Метель», «Фортуна», «Приключение», «Каменный ангел», «Феникс» и др.) и поэму-сказку «Царь-Девица» (1922).

Весной 1922 года М. Цветаева с дочерью Ариадной уехала за границу к мужу, в то время студенту Пражского университета. В Чехии она прожила более трёх лет и в конце 1925 года с семьей переехала в Париж. 1 февраля 1925 у М. Цветаевой родился долгожданный сын, названный Георгием (домашнее имя – Мур). В начале 20-х гг. она широко печаталась в белоэмигрантских журналах. Опубликовала книги: «Стихи к Блоку», «Разлука» (обе 1922), «Психея. Романтика», «Ремесло» (обе 1923), поэма-сказка «Молодец» (1924). Вскоре отношения Цветаевой с эмигрантскими кругами обострились, чему способствовало ее возраставшее тяготение к России («Стихи к сыну», «Родина», «Тоска по родине! Давно…», «Челюскинцы» и др.). Последний прижизненный сборник стихов – «После России. 1922-1925» вышел в Париже в 1928 году. Начало Второй мировой войны встретила трагически, о чем свидетельствует последний поэтический цикл Цветаевой – «Стихи к Чехии» (1938-1939), связанный с оккупацией Чехословакии и пронизанный горячей ненавистью к фашизму.

В 1939 она восстановила свое советское гражданство и вслед за мужем и дочерью возвратилась в СССР. На родине Цветаева с родными первое время жили на государственной даче НКВД в подмосковном Болшеве, предоставленной С. Эфрону. Однако вскоре и Эфрон, и Ариадна были арестованы (С. Эфрон позднее был расстрелян). С этого времени ее постоянно посещали мысли о самоубийстве. После этого Цветаева была вынуждена скитаться. Занималась поэтическими переводами (И. Франко, Важа Пшавела, Ш. Бодлер, Ф. Гарсиа Лорка и др.), готовила книгу стихов.

Вскоре после начала Великой Отечественной войны, 8 августа 1941 года Цветаева с сыном эвакуировались из Москвы и оказались в небольшом городке Елабуге. 31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила с собой.

Мир тем и образов творчества Цветаевой чрезвычайно богат. Она пишет о Казанове, о бюргерстве, воссоздает с отвращением детали эмигрантского быта и прославляет свой письменный стол, сталкивает любовь с прозой жизни, издевается над пошлостью, пересоздает русские сказки и греческие мифы. Внутренний смысл её творчества трагичен – столкновение поэта с окружающим миром, их несовместимость. Поэзия Цветаевой, включая «Поэму Горы» (1926) и «Поэму Конца» (1926), «лирическую сатиру» «Крысолов» (1925) и даже трагедии на античные сюжеты «Ариадна» (1924, опубликована под названием «Тезей» в 1927) и «Федра» (1927, опубликована в 1928), — всегда исповедь, непрерывный напряженнейший монолог. Стихотворный стиль Цветаевой отмечен энергией, стремительностью. Ещё в 1916-1920 гг. в ее поэзию врываются фольклорные ритмы (раешник, речитатив – заплачки, заклятья – «жестокий» романс, частушка, песня). Каждый раз – это не стилизация, а оригинальное, современное освоение ритма. После 1921 года у Марины Цветаевой появляются торжественные, «одические» ритмы и лексика (циклы «Ученик», опубликован 1922; «Отрок», опубликован 1922). К середине 20-х годов относятся наиболее формально усложненные стихи Цветаевой, нередко трудные для восприятия вследствие предельной сжатости речи («Попытка Комнаты», 1928; «Поэма воздуха», 1930, и др.). В 30-е годы Цветаева вернулась к простым и строгим формам («Стихи к Чехии»). Однако такие черты, как преобладание разговорной интонации над напевной, сложная и оригинальная инструментовка стиха, остаются общими для всего творчества Цветаевой. Её поэзия строится на контрастах, совмещая, казалось бы, несовместимые лексические и стилистические ряды: просторечие с высоким стилем, бытовые прозаизмы с библейской лексикой. Одна из основных особенностей стиля Цветаевой – выделение отдельного слова, словообразование от одного или фонетически близких корней, обыгрывание корневого слова («минута – минущая: минешь…»). Выделяя это важнейшее для себя слово и ритмически, Цветаева ломает строки фразы, часто опускает глагол, добивается особой экспрессивности обилием вопросов, восклицаний.

Цветаева часто обращалась к прозе и создала особый жанр, сочетающий философские размышления, штрихи к литературному портрету с личными воспоминаниями. Ей принадлежат также трактаты об искусстве и поэзии («Поэт о критике», 1926; «Поэт и время», 1932; «Искусство при свете совести», 1932-1933, и др.). Произведения Марины Цветаевой переведены на все европейские языки.

Биография

Произведения

Критика


Ключевые слова: Марина Цветаева,поэты серебряного века,биография Марины Цветаевой,скачать подробную биографию,скачать бесплатно,русская литература 20 века,русские поэты 20 века,жизнь и творчество Марины Цветаевой

Биография Марины Цветаевой

Марина Цветаева является одной из самых выдающихся поэтесс Серебряного века. Кроме этого она известна, как прозаик и переводчица.

Биография Цветаевой имеет много общего с биографиями великих поэтов России: Пушкина, Лермонтова, Есенина и Блока.

Но чаще всего ее вспоминают вместе с другой выдающейся поэтессой 20 века – Анной Ахматовой.

Итак, предлагаем вашему вниманию биографию Марины Цветаевой (интересные факты о ней читайте здесь).

Biografiya-TSvetaevoy-1

Краткая биография Цветаевой

Марина Ивановна Цветаева родилась 8 октября 1892 г. в Москве. Она происходила из интеллигентной семьи.

Ее отец, Иван Владимирович, был профессором Московского университета, искусствоведом и филологом.

Мать, Мария Мейн, являлась прекрасной пианисткой и была второй супругой Ивана Владимировича.

Родители очень любили Марину и уделяли много времени ее воспитанию. Мама делала все возможное, чтобы развить у нее музыкальные способности, а отец старался пробудить у дочери любовь к книгам.

Детство и юность

В 1902 г. у 10-летней Марины обнаружили туберкулез. Вследствие этого она была вынуждена уехать с матерью за рубеж на лечение.

Biografiya-TSvetaevoy-2

Интересен факт, что через 2 года после этого, а именно в 1904 г., от точно такого же диагноза скончался выдающийся русский писатель – Антон Чехов.

Первое образование Цветаева получила в Московской частной женской гимназии. После этого родители отдавали ее на обучение в пансионы для девочек в Германии и Швейцарии.

Надо сказать, что годы жизни в Европе не прошли для Цветаевой напрасно. Она прекрасно разговаривала на русском, французском и немецком языках.

Свои первые стихи она начала писать, когда ей исполнилось всего 6 лет. Причем делала она это на всех трех языках одновременно.

Когда юная Цветаева стала серьезно увлекаться поэзией и уже печаталась в некоторых изданиях, ей удалось познакомиться с различными московскими символистами.

Марина начала посещать литературные кружки, в которых она могла слушать других талантливых поэтов, и предоставлять на суждение публики собственные сочинения.

Гражданская война и эмиграция

Спокойная и размеренная жизнь, неожиданно была прервана началом Гражданской войны 1917 года. Политические и военные события, которые сотрясали страну, волновали Марину и серьезно повлияли на ее последующую биографию. Она не хотела разделять свою Родину на «белых» и «красных».

В 1922 г. Цветаева получает от правительства разрешение на эмиграцию из России в Чехию. Она была вынуждена ехать именно в эту страну, поскольку несколькими годами ранее, туда бежал ее супруг Сергей Эфрон.

Из-за того, что он выступал на стороне Белой армии, оставаться в России ему было нельзя.

Несколько лет Цветаевы прожили в Праге и Берлине. Затем они отправляются в Париж, где их ждет много несчастий.

Сплетни о том, что Сергей Эфрон был соучастником заговора в убийстве сына Льва Троцкого, а также советским агентом, преследовали Цветаеву везде.

В таких обстоятельствах ей трудно было сосредоточиться на работе, а тем более наслаждаться жизнью. В скором времени она осознает, что, несмотря на все трудности, только в России ей было по-настоящему хорошо.

Творческая биография Цветаевой

Первый сборник Цветаевой – «Вечерний альбом», был опубликован в 1910 г., когда умер Лев Толстой. Подавляющая часть стихотворений, содержащихся в нем, была написана Мариной еще в школьные годы.

Ее творчество сразу было замечено знаменитыми литераторами, которые по достоинству оценили новый талант. О ней положительно отзывались М. Волошин, Н. Гумилев и В. Брюсов.

Marina-TSvetaeva-1911Марина Цветаева, 1911 год. Фото Максимилиана Волошина

Окрыленная первым успехом, Цветаева пишет статью «Волшебство в статьях Брюсова». Отдельного внимания заслуживает тот факт, что первые свои произведения она печатала на собственные сбережения.

Признание со стороны критиков и общественности побудили Цветаеву продолжать и развивать свое творчество. Вскоре в печати появляется сборник «Волшебный фонарь».

Еще в дореволюционные годы, Цветаевой удалось погостить у своей младшей сестры Анастасии в городе Александров. В тот период своей биографии она смогла написать множество стихов, посвященных разным людям и событиям.

Именно в Александрове она создала циклы стихотворений «К Ахматовой» и «Стихи о Москве».

В разгар Гражданской войны Марина Ивановна проявляла сочувствие к Белому движению, хотя в целом она оставалась нейтральной, не отдавая предпочтения какой-либо из враждующих сторон.

В это же время из-под ее пера выходит сборник стихов «Лебединый стан», пишутся поэмы и лирические пьесы. Находясь в эмиграции, она сочиняет 2 масштабные работы – «Поэма Горы» и «Поэма Конца».

Впоследствии эти работы станут одними из ключевых в ее творческой биографии. Стоит подчеркнуть, что где бы Цветаева не находилась, она никогда не прекращала работать.

Иностранным гражданам нравилось ее творчество, хотя они не спешили покупать ее книги.

Ранняя смерть Владимира Маяковского сильно потрясла Цветаеву, которая так им восхищалась. В результате глубоких переживаний она создала прекрасный цикл «Маяковскому».

Личная жизнь Цветаевой

Со своим супругом Сергеем Эфроном, Цветаева познакомилась в Крыму в 1911 г. В скором времени пара сыграла свадьбу, после чего у них родилась дочь Ариадна.

Sergey-E`fron-i-TSvetaeva-pered-svadboyСергей Эфрон и Цветаева перед свадьбой

Однако Марину нельзя было называть женщиной одного мужчины. Например, у нее были многолетние романтические отношения с Борисом Пастернаком.

Оказавшись в столице Чехии, у девушки начался роман с Константином Родзевичем, работавшим скульптором и юристом. Однако их взаимоотношения в скором времени прекратились по инициативе самой же Цветаевой.

Интересен факт, что помимо мужчин она проявляла симпатию и к женщинам. Еще до революции, в 1914 г. она познакомилась с русской поэтессой Софией Парно, с которой достаточно быстро сблизилась.

Pod-laskoy-plyushevogo-pledaЦветаева и Парнок

Марина посвятила ей множество своих стихов, после чего их отношения стали известны всем. Муж Цветаевой знал об этой связи и неистово ревновал.

В семье начались постоянные ссоры, переставшие в серьезные скандалы. В конечном счете, Марина принимает решение уйти от мужа к Софии.

Однако уже в 1916 г. она осознала ошибку и снова вернулась к Сергею. Позже Цветаева охарактеризовала отношения с Парнок, как «первую катастрофу в своей жизни».

В 1921 году она пишет:

Biografiya-TSvetaevoy-3

Также по поводу своих чувств к Софии она написала одно из самых известных стихотворений данного цикла – «Под лаской плюшевого пледа».

В 1917 г. Цветаева родила вторую дочь – Ирину.

После этого в биографии Цветаевой наступает череда несчастий: Гражданская война, побег супруга за рубеж, материальные трудности, голод.

Тогда же серьезно заболевает Ариадна, в результате чего мать отдает обоих детей в специальный приют.

Через некоторое время Ариадна полностью выздоровела, однако внезапно заболевает и умирает 3-летняя Ирина.

В Чехии, в 1925 г., Цветаева родила Георгия, у которого с девства было слабое здоровье. С началом Второй мировой войны его отправили на фронт, где он был убит в 1944 г.

Биография Цветаевой сложилась таким образом, что никому из детей не удалось подарить ей внуков, поэтому прямых потомков у нее нет.

Последние годы

Находясь за границей, Цветаевы жили в крайней нищете. Супруг не мог работать по состоянию здоровья, и им приходилось выживать на скудные гонорары, которые Марина получала за написание статей.

Позже, этот период своей биографии Цветаева назовёт «замедленной смертью от голода».

Члены семейства неоднократно обращались в советское посольство, чтобы им разрешили возвратиться на Родину.

В 1937 г. им наконец-то дали такое разрешение, однако радость обернулась трагедией. Сотрудники НКВД задержали мужа Цветаевой и ее старшую дочь.

В итоге Ариадна была отправлена на 15 лет в ссылку, а Сергея Эфрона, по решению советской власти, расстреляли осенью 1941 г.

С началом войны, Марина с сыном Георгием была эвакуирована в город Елабуга. Там она вновь столкнулась с крайней нуждой, в результате чего ей пришлось работать посудомойкой.

Cмерть

31 августа 1941 года, не выдержав всех этих потрясений, Цветаева совершила суицид, повесившись в доме Бродельщиковых, куда она была определена на постой.

Перед самоубийством она написала 3 записки. Одна из них была адресована непосредственно Георгию, а в двух других она обращалась к людям, чтобы те позаботились о ее сыне.

Здесь стоит привести один примечательный факт. Дело в том, что когда Цветаева готовилась к эвакуации, собирать вещи ей помогал Пастернак.

Именно он купил специальную веревку для связывания вещей, хвалясь тем, что веревка настолько крепкая, что на ней можно даже повеситься.

По роковой случайности его слова оказались пророческими.

Stihotvorenie-Marinyi-TSvetaevoyСтихотворение Марины Цветаевой на стене одного из домов в Лейдене (Нидерланды)

Цветаева было похоронена в Елабуге, однако точное место захоронения неизвестно.

По церковным обычаям священнослужители не отпевают самоубийц, однако правящий архиерей иногда может нарушать данное правило. Воспользовавшись этим, патриарх Алексий II в 1991 г., сделал исключение и отпел Цветаеву согласно всем церковным традициям.

В разных городах России установлены памятники и открыты музеи в память о Марине Цветаевой – великой русской поэтессе.

В конце рекомендуем посмотреть уникальные фото Цветаевой.

Если вам понравилась биография Цветаевой – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся интересные факты и биографии великих людей – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Интересные факты:

Цветаева Марина Ивановна — Российская Поэтесса

Российская поэтесса. Прозаик. Переводчица. Одна из известнейших отечественных поэтов «Серебряного века». Начало ее творческой деятельности связано с кругом московских символистов. Большинство произведений созданных в эмиграции остались неопубликованными.


Марина Цветаева родилась 8 октября 1892 года в Москве. Девочка выросла в интеллигентной и творческой семье. Ее отец Иван Цветаев являлся доктором римской словесности, историком искусства, почетным членом многих университетов и научных обществ, директором Румянцевского музея и основателем Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. Мать, Мария Мейн была талантливой пианисткой. Лишенная возможности делать сольную карьеру, она вкладывала всю энергию в то, чтобы вырастить музыкантов из своих детей: Марины и Анастасии.

     После смерти матери, Марине на этот момент было 14 лет занятия музыкой сошли на нет. Но мелодичность осталась в стихах, которые Цветаева начала писать еще в шестилетнем возрасте, причем сразу на русском, немецком и французском языках.

     В 1910 году Цветаева издала за свой счет первый поэтический сборник «Вечерний альбом». Отправила его на отзыв литературному мэтру Валерию Брюсову. Поэт-символист упомянул о молодом даровании в своей статье для журнала «Русская мысль»: «Когда читаешь ее книгу, минутами становится неловко, словно заглянул нескромно через полузакрытое окно в чужую квартиру и подсмотрел сцену, видеть которую не должны бы посторонние».

     На «Вечерний альбом» также откликнулись в печати Максимилиан Волошин и Николай Гумилев. В Коктебеле, в гостях у Волошина, Марина познакомилась с Сергеем Эфроном, сыном революционеров-народовольцев Якова Эфрона и Елизаветы Дурново. В январе 1912 года они обвенчались, а вскоре вышли две книги с «говорящими» названиями: «Волшебный фонарь» Цветаевой и «Детство» Эфрона. Следующий цветаевский сборник «Из двух книг» был составлен из ранее опубликованных стихов и стал водоразделом между мирной юностью и трагической зрелостью поэта.

     Первую Мировую войну семья Цветаевых встретила в доме в Борисоглебском переулке. Сергей Эфрон готовился к поступлению в университет, а Марина Цветаева писала стихи. С 1915 года Эфрон работал на санитарном поезде и в 1917 году оказался мобилизован. Позже, находился в рядах белогвардейцев, из Крыма с остатками разгромленной белой армии переехал в Турцию, затем в Европу. Марина Цветаева, не получавшая в годы Гражданской войны известий от мужа, оставалась в Москве с двумя детьми.

     В этот период Марина Ивановна сблизилась со студийцами-вахтанговцами. Среди ближайших друзей Цветаевой были поэт Павел Антокольский, режиссер Юрий Завадский, актриса Софья Голлидэй. Для них и под влиянием обожаемого «поэтического божества» — Александра Блока — Цветаева написала «романтические драмы». Их легкий изящный слог уносил молодую поэтессу в прекрасные дали, прочь от замерзающей военной Москвы.

     В феврале 1920 от голода умерла младшая дочь Марины Цветаевой, а через год из-за границы пришла весточка от Эфрона, и Цветаева решила ехать к нему. В мае 1922 года супруги встретились в Берлине, который на начала 1920-х годов выступал издательской Меккой русской эмиграции. В 1922–1923 годах у Цветаевой здесь вышло пять книг. Чуть раньше в Москве были опубликованы сборник «Версты», драматический этюд «Конец Казановы» и поэма-сказка «Царь-девица».

     Сергей Эфрон учился в Пражском университете, который предлагал беженцам из России бесплатные места. Цветаева с дочерью отправились за ним в Чехию. Снимать квартиру в Праге оказалось не по карману, поэтому несколько лет ютились в окрестных деревнях. В Чехии родились «Поэма горы» и «Поэма конца», «русские» поэмы-сказки «Мо́лодец», «Переулочки», драма «Ариадна», был начат «Крысолов» — переосмысление немецкой легенды о крысолове из города Гаммельн. В чешской эмиграции начался эпистолярный роман Цветаевой с Борисом Пастернаком, длившийся на протяжении почти четырнадцати лет.

     В 1925 году семья Цветаевых-Эфронов, уже с сыном Георгием, переехали в Париж. Столица русского зарубежья встретила их, на первый взгляд, приветливо. С успехом прошел поэтический вечер Цветаевой, ее стихи публиковали. В 1928 году в столице Франции вышла книга «После России»: последний прижизненно изданный сборник поэта.

     Разногласия между независимой Мариной Цветаевой и русской интеллигенцией старой закалки становились все более явными. Ее нравы слишком отличались от привычек мэтров, которые здесь царствовали: Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус, Владислава Ходасевича и Ивана Бунина. Цветаева перебивалась случайными заработками: читала лекции, писала статьи, делала переводы. Ситуацию усугубляло то, что эмигранты, в большинстве не принявшие революцию, смотрели косо на Сергея Эфрона, который к этому времени стал сторонником большевизма, вступил в ряды «Союза возвращения на родину». Эфрон настаивал, что попал в стан белогвардейцев случайно. В 1932 году подал прошение, чтобы получить советский паспорт, и был завербован НКВД.

     В марте 1937 года в Москву уехала Ариадна Эфрон. Выпускница Высшей школы Лувра, историк искусства и книжный график, она устроилась в советский журнал, который выходил на французском языке. Много писала, переводила. Осенью 1937 года приехал в Москву и Эфрон. Его поселили на даче в Болшеве, и жизнь, казалось, наладилась.

     Марина Цветаева не разделяла восторгов своей семьи и надежд на счастливое будущее в Советском Союзе. И все-таки в июне 1939 года приехала в СССР. Через два месяца арестовали Ариадну, а еще через полтора — Сергея Эфрона. Для Марины и четырнадцатилетнего Георгия — по-домашнему Мура – начались тяжелые времена. Жили они то у родственников в Москве, то на даче писательского Дома творчества в Голицыне. Пытались добиться свидания с родственниками или хоть что-то узнать о них.

     С огромным трудом и не сразу удалось снять комнату, где Цветаева продолжала работать. Зарабатывала на жизнь переводами. В 1940 году вышла рецензия критика Корнелия Зелинского, заклеймившего предполагавшуюся к выпуску книгу Цветаевой страшным словом «формализм». Для поэта это значило закрытие всех дверей.

     В разгар фашистского наступления на Москву, 8 августа 1941 года Цветаева с сыном отправились с группой писателей в эвакуацию в город Елабуга, Республика Татарстан. Провожать их на речной вокзал пришли Борис Пастернак и молодой поэт Виктор Боков. Именно в этот момент в мыслях поэтессы не нашлось выхода из всей сложившейся жизненной ситуации.

     Марина Ивановна Цветаева погибла 31 августа 1941 года покончив жизнь самоубийством. Похоронена на Петропавловском кладбище в городе Елабуга, Республика Татарстан.


Семья Марины Цветаевой

Бабушка по материнской линии — Мария Лукинична Бернацкая, полька.

Отец — Иван Владимирович, профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед. В дальнейшем стал директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств.
Мать — Мария Мейн (по происхождению — из обрусевшей польско-немецкой семьи), была пианисткой, ученицей Николая Рубинштейна.  

Младшая сестра — Анастасия.
Единокровные брат Андрей и сестра Валерия.

Муж — Сергей Яковлевич Эфрон (1893-1941)

Дочь — Ариадна (1912-1975).
Дочь — Ирина (13.04.1917-15.02.1920), умерла от голода в Кунцевском детском приюте.
Сын — Георгий («Мур») (01.02.1925-17.07.1944), погиб на фронте; по данным ОБД «Мемориал», похоронен в братской могиле в г. Браслав Витебской области, Белоруссия).

Творчество Марины Цветаевой

Сборники стихов

1910 — «Вечерний альбом»
1912 — «Волшебный фонарь»
1913 — «Из двух книг»
1913 — «Юношеские стихи»
1922 — «Стихи к Блоку»
1922 — «Конец Казановы»
1920 — «Царь-девица»
1921 — «Версты»
1921 — «Лебединый стан»
1922 — «Разлука»
1923 — «Ремесло»
1923 — «Психея. Романтика»
1924 — «Молодец»
1928 — «После России»
сборник 1940 года

Поэмы

Чародей (1914)
На Красном Коне (1921)
Горы (1924, 1939)
Поэма Конца (1924)
Крысолов (1925)
С моря (1926)
Попытка комнаты (1926)
Поэма Лестницы (1926)
Новогоднее (1927)
Поэма Воздуха (1927)
Красный бычок (1928)
Перекоп (1929)
Сибирь (1930)
Поэмы-сказки
Царь-Девица (1920)
Переулочки (1922)
Мо́лодец (1922)
Незавершенные
Егорушка
Несбывшаяся поэма
Певица
Автобус
Поэма о Царской Семье

Драматические произведения

Червонный валет (1918)
Метель (1918)
Фортуна (1918)
Приключение (1918-1919)
Пьеса о Мэри (1919, не завершена)
Каменный Ангел (1919)
Феникс (1919)
Ариадна (1924)
Федра (1927)

Мемуары

«Мать и музыка»
«Сказка матери»
«История одного посвящения»
«Дом у Старого Пимена»
«Повесть о Сонечке»

Память о Марине Цветаевой

Памятники

Памятник в Борисоглебском переулке в Москве рядом с домом № 9 стр. 4, напротив дома-музея Цветаевой.

Памятник «Серебряный век» в Одессе. Скульптура представляет собой поэтесс Марину Цветаеву и Анну Ахматову. Открыт в апреле 2013 года.

Памятник Марине Цветаевой в городе Таруса на берегу Оки. Открыт 8 октября 2006 г. Авторы — архитектор Б. А. Мессерер, скульптор В. Б. Соскиев

Памятник Марине Цветаевой работы Зураба Церетели был открыт 16 июня 2012 года, к 120-летию со дня рождения поэтессы во Франции, в городе Сен-Жиль-Круа-де-Ви

Бронзовый двухметровый памятник Марине Цветаевой работы Зураба Церетели был открыт в мае 2018 года, к 125-летию со дня рождения поэтессы, в московском районе Строгино во дворе школы № 1619, которая с 1996 года носит имя поэтессы.

Улицы и станции метро

В честь Цветаевой названы улицы в ряде городов России: есть улица Марины Цветаевой в Королеве, улица Цветаевой в Абакане, улица Цветаевой в Липецке (Сселки), улица Цветаевой в Томске.

В Киеве имеется улица Марины Цветаевой, на которой находилась станция линии скоростного трамвая «Цветаевой», а в настоящее время в стадии разработки находится станция метро «Улица Цветаевой».

Малая планета

К 90-летию со дня рождения поэтессы астрономы Крымской астрофизической обсерватории Людмила Карачкина и Людмила Журавлева назвали малую планету, открытую ими 14 октября 1982 года, (3511) Tsvetaeva.

Музеи Цветаевой и ее семьи

Музей семьи Цветаевых в Тарусе, на берегу Оки установлен памятник Марине Цветаевой, автор которого Борис Мессерер

Дом-музей Марины Цветаевой в Москве.

Мемориальный дом-музей М. И. Цветаевой в Болшеве (г. Королев)

Дом-музей семьи Цветаевых в Иванове, с. Ново-Талицы

Литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых в г. Александров Владимирской области.

Литературно-художественный музей М. Цветаевой в Башкортостане, с. Усень-Ивановское

Мемориальный комплекс Марины Цветаевой в Елабуге.

Музей Марины и Анастасии Цветаевых в городе Феодосия

Документальные фильмы

«Гибель Марины Цветаевой» (1989, реж. Сергей Демин). Фильм с участием Анастасии Цветаевой, литературоведов М. И. Белкиной и Вероники Лосской.

Марины Голдовской 1989 года «Мне девяносто лет, еще легка походка…» об Анастасии Цветаевой и ее воспоминаниях о Марине Цветаевой.

«Настанет свой черед» (1990, Лентелефильм, реж. Л. Цуцульковский). Фильм о Марине Цветаевой с участием Анастасии Цветаевой и литературоведа М. И. Белкиной.

«Осень. Таруса. Цветаева…» (1990, Главная редакция программ для детей ЦТ). В фильме принимает участие Анна Саакянц — литературовед и специалист по творчеству Марины Цветаевой.

«Не похороните живой!..» (1992, автор и режиссер Валентина Проскурина). В фильме принимает участие Анна Саакянц — литературовед и специалист по творчеству Марины Цветаевой.

Татьяны Маловой «Цветаева Марина. Роман ее души» (2002 г.[51]).

Андрея Осипова «Страсти по Марине» 2004 года, получивший приз «Золотой Витязь», премию «Ника» за лучший документальный фильм 2004 года

Телецикл «Исторические хроники»: 1972 год — Марина Цветаева (74-я серия)

Ольги Нифонтовой «Вдохновенная Марина» 2008 года.

«Парижская элегия: Марина Цветаева» (2009, «СМ-Фильм», автор и режиссер Александра Свинина). В фильме принимает участие литературовед Вероника Лосская.

В телецикле «Острова» (т/к «Культура»): «Марина Цветаева. Последний дневник» (2012, реж. Андрей Судзиловский).

«Марина Цветаева. Предсказание» (2012, реж. Сергей Браверман, автор и ведущий Сергей Медведев).

Художественные фильмы

«Очарование зла» (2005 год), режиссер М. Козаков. Фильм повествует о жизни русской эмиграции в Париже в начале 30-х годов XX века. В киноленте затронута жизнь Марины Цветаевой в Париже, показано сотрудничество Сергея Эфрона с органами ОГПУ и его бегство в СССР. В роли Марины Цветаевой — Галина Тюнина.

«Луна в зените» (2007 год), российский четырехсерийный фильм Дмитрия Томашпольского, снятый по мотивам неоконченной пьесы Анны Ахматовой «Пролог, или Сон во сне». В роли Марины Цветаевой — Наталия Фиссон.

«Маяковский. Два дня» (2011 год), режиссеры Дмитрий Томашпольский, Алена (Елена) Демьяненко. В роли Марины Цветаевой — Наталия Фиссон.

«Зеркала» (2013 год), режиссер Марина Мигунова. Фильм охватывает события в жизни Марины Цветаевой в юности, в годы эмиграции, возвращение в сталинскую Россию. В роли Марины Цветаевой — Виктория Исакова.

30.07.2020

Краткая биография Марины Цветаевой | Краткие биографии

Марина Цветаева

ФИО:Цветаева Марина Ивановна
Дата рождения:08.10.1892
Место рождения:Весы
Знак зодиака:Скорпион
Деятельность:Поэт, прозаик, переводчик
Дата смерти:31.08.1941 (48 лет)

Детство и юность

Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября (08 октября по новому стилю) 1892 г. в Москве. Отец будущей поэтессы, Иван Владимирович Цветаев, был известным учёным-историком, археологом, филологом и искусствоведом, преподавал в Московском университете. Он стал основателем Музея изящных искусств, открытого в Москве в 1912 г. (ныне – ГМИИ им. А. С. Пушкина).

Мать, пианистка Мария Александровна Мейн, происходила из обрусевшего польско-немецкого рода.

Родители Марины Цветаевой

Родители Марины Цветаевой

Кроме Марины у пары была ещё младшая дочь – Анастасия. Также у Марины были брат Андрей и сестра Валерия, рождённые первой женой отца Варварой Дмитриевной.

Поэзией Марина увлеклась рано, уже в 6 лет она написала свои первые стихи. Помимо русского девочка отлично владела французским и немецким языками.

Любовь к музыке передалась Марине от матери, а интерес к античной мифологии – от отца.

В 1901 г. родители отдали дочь учиться в Четвёртую женскую гимназию. Проучилась она там всего год, т.к. у матери обнаружили туберкулёз, и вся семья переехала в Италию. За границей Марина продолжила обучение, сначала в лозаннском пансионе, затем во фрайбургском.

В 1905 г. семья вернулась в Россию. Мать с дочерьми поселились в Ялте. Через год отец перевёз их в Тарусу, где Мария Александровна скончалась.

Марина сменила несколько учебных заведений, и в 1910 г. окончила частную женскую гимназию М. Г. Брюхоненко в Москве.

Молодая Марина Цветаева

Летом 1909 г. девушка уехала в Париж, где прослушала курс лекций, посвящённый старофранцузской литературе.

Краткая биография

  1. В 1909 г. Цветаева стала посещать лекции и собрания, организованные московским издательством символистов «Мусагет», где познакомилась со многими писателями и поэтами.
  2. В 1910 г. на собственные средства молодая поэтесса издала первый сборник стихов под названием «Вечерний альбом» и посвятила его художнице Марии Башкирцевой. На вышедшую книгу обратили внимание известные поэты М. Волошин, В. Брюсов и Н. Гумилёв.
  3. Зимой 1910-1911 гг. вышла в свет первая критическая статья Цветаевой, посвящённая творчеству В. Брюсова.
  4. В 1911 г. Марина посещает дом М. Волошина в крымском Коктебеле, где собирались именитые поэты и деятели культуры. Там она встретила Сергея Эфрона, ставшего впоследствии мужем поэтессы.
  5. В 1912 г. выходит второй сборник стихов поэтессы под названием «Волшебный фонарь». А в 1913 г. – сборник «Из двух книг».
  6. Лето 1916 года Марина провела в гостях у своей сестры Анастасии в городе Александров во Владимирской области. Там она написала несколько замечательных стихотворных циклов.
  7. Муж Цветаевой в 1918 г. ушёл в Добровольческую армию на юге страны, участвовал в боях против большевиков. Связь между супругами оборвалась. По окончании Гражданской войны в 1920 г. Эфрон попадает в Прагу, где поступает в университет на философский факультет. С помощью друга И. Эренбурга супругам удаётся обменяться письмами, и Марина начинает готовиться к отъезду из России.
  8. Марина Цветаева с 1921 г. стала участвовать в литературных вечерах созданного в Москве Всероссийского союза поэтов, читала свои новые стихи. В этом же году поэтесса познакомилась и подружилась с князем Сергеем Волконским. К концу года Цветаева стала готовиться к эмиграции из России. Она привела в порядок архив и рукописи, распродала кое-какие вещи.
  9. В 1922 г. был выпущен новый сборник стихов – «Вёрсты», получивший высокие оценки критиков и читателей.
  10. С 1922 по 1939 гг. Марина Цветаева провела в эмиграции. Все эти годы она поддерживала связь с Б. Пастернаком, состояла с ним в переписке. Сначала она вместе со старшей дочерью Ариадной приехала в Берлин через Ригу, где воссоединилась с мужем. Немного пожив там, семья переехала в Чехию, где поэтесса написала свои знаменитые поэмы «Поэма горы» и «Поэма конца».
  11. В 1925 г. семья переехала в Париж. Там Марина некоторое время участвовала в издании литературного журнала, названного в честь её стихов «Вёрсты».
  12. В 1928 г. в Париже вышел сборник стихов «После России», ставший последним сборником, изданным при жизни поэтессы. В эмиграции она начинает писать прозаические произведения, которые пользуются большим успехом.
  13. В 1930 г. покончил с собой Владимир Маяковский. Это событие стало шоком для Цветаевой. Она посвятила поэту цикл стихов.
  14. Семья с 1930-х годов практически голодала, они жили в нищете. Сергей Яковлевич болел туберкулёзом, небольшой доход приносили статьи, которые писала Марина, да подработка старшей дочери (вышивание шляпок).
  15. В 1930 г. Цветаевой удаётся собрать средства в эмигрантских кругах и отправить мужа на лечение в санаторий. По возвращении из санатория в 1931 г. Эфрон начинает сотрудничать с советскими спецслужбами.
  16. В 1937 г. Ариадна с отцом возвращаются в Россию. Цветаева, хоть и испытывала сильнейшую ностальгию, не хотела ехать, т.к. считала, что прежней России уже нет.
  17. В 1939 г. Цветаева всё же решается вернуться, поддавшись уговорам дочери и мужа.
  18. 08.1939 арестовали её дочь, а 10.10.1939 – мужа. Эфрон был расстрелян 16.10.1941. Ариадна 15 лет провела в лагерях. Цветаева, чтобы выжить, занималась переводами.
  19. С началом войны поэтесса с сыном были эвакуированы в город Елабугу.
  20. 08.1941 Марина Ивановна Цветаева повесилась, оставив 3 предсмертных записки, в которых беспокоилась за дальнейшую жизнь сына.

Цветаева перед смертью

Личная жизнь

У Марины Цветаевой была довольно бурная и трагичная личная жизнь. В возрасте 18 лет в Коктебеле Марина познакомилась с литератором Сергеем Эфроном. Ему было на тот момент 17 лет. После того, как Сергею исполнилось 18 лет, 29.01.1912 пара обвенчалась в Москве.

С Сергеем Эфроном

С Сергеем Эфроном

У супругов было трое детей. В сентябре 1912 г. на свет появилась их первая дочь Ариадна. Во время Гражданской войны (1917-1922 гг.) у пары родилась вторая дочь Ирина. Она прожила всего 3 года и умерла от голода в кунцевском приюте. А в 1925 г., уже в эмиграции родился сын Георгий.

В 1914 г. у Марины Цветаевой завязался роман с поэтессой и переводчицей Софией Яковлевной Парнок, который продолжался 2 года. Марина посвятила девушке цикл стихотворений. После расставания с Парнок поэтесса вернулась к мужу.

София Парнок

София Парнок

Ещё один роман у поэтессы завязался в Чехии с К. Родзевичем. Эфрон выказал желание развестись, но пара на это не решилась.

Вывод

Марина Цветаева была гениальным поэтом Серебряного века. Она была хорошо образованной, независимой, свободолюбивой, энергичной, страстной женщиной с непростым характером и глубоким внутренним миром, прожившей недолгую трагическую жизнь. Это отразилось и в творчестве поэтессы.

Поэзия Цветаевой отличается исповедальностью, эмоциональной напряженностью, специфичным языком, стремительностью, интонационной и ритмической разнообразностью, необычным синтаксисом. Основными темами её творчества были самоанализ, любовь, обречённость, одиночество, смерть и тоска.

Цветаева – это настоящее явление, самобытный и ни на кого не похожий поэт, оставивший глубокий след в искусстве.


 

Другие биографии:

биография, личная жизнь и творчество

Цветаева, биография которой пестрит как счастливыми, так и трагическими событиями, оставила миру бесконечно прекрасные и глубокие стихи. Читая эти строки, понимаешь, как тесно переплелись жизнь и творчество Марины Цветаевой. Много довелось пережить поэтессе, прочувствовать и воплотить в слове, по которому так легко узнается Цветаева. Краткая биография поможет это понять.

Фото: ru.wikipedia.org: UGC

Марина Цветаева: детство и юность

Биография Марины Цветаевой начинается вполне благополучно. Девочка появилась на свет 8 октября 1892 года в Москве. Интересно, что свой день рождения Марина Ивановна Цветаева всегда отмечала днем позже, связывая его с православным праздником памяти Иоанна Богослова.

Отец будущей поэтессы, филолог и искусствовед Иван Цветаев после смерти первой супруги женился во второй раз:

Читайте также

Куприн: биография писателя, творчество

  • В браке с профессиональной пианисткой Марией Мейн родились две дочери — Марина и Анастасия.
  • Они воспитывались вместе с Андреем и Валерией, единокровными братом и сестрой.

Мама учила дочерей игре на пианино, отец привил любовь к чтению и изучению иностранных языков. В атмосфере любви и творчества Марина уже в шесть лет начала писать стихи. Русский, немецкий и французский языки ей при этом давались одинаково легко, а потому и проба пера оказалась довольно разнообразной.

Фото: ru.wikipedia.org: UGC

В 1902 году у Марии Александровны диагностировали туберкулез. По этой причине следующие три года семья провела в Италии, Франции и Германии, где Марина получила начальное образование. Лечение не дало результата — в 1906 году Мария Александровна ушла из жизни, что стало первым серьезным ударом в жизни дочери.

Читайте также

Краткая биография Пушкина: факты

Девушка окончила гимназию, самостоятельно посетила Париж, продолжая писать стихи. Стремительно приближалось время, когда имя Цветаева Марина засияло на поэтическом небосклоне.

Марина Цветаева: творчество

Биография Цветаевой-поэтессы начинается в 1910 году, когда вышел в свет ее первый сборник «Вечерний альбом». В него вошли ранние произведения Цветаевой, которые девушка писала во время учебы в гимназии. Стоит отметить, что публикацию оплатила сама Марина.

Стихи Цветаевой привлекли внимание мэтров: Волошина, Гумилева, Брюсова. С Максимилианом Александровичем Волошиным девушка познакомилась лично и побывала в его крымском «Доме поэтов». Она стала активной участницей литературных сообществ того времени.

Окрыленная первыми успехами и надписью «М. Цветаева» на обложках собственных сборников, поэтесса продолжила упорно трудиться. В результате:

Читайте также

Биография Есенина: интересные факты, творчество

  • в 1912 году был опубликован сборник «Волшебный фонарь»;
  • в 1913-м увидела свет третья подборка стихотворений «Из двух книг»;
  • в 1916 году Цветаева гостила у сестры Анастасии в городе Александров, где написала известные работы «К Ахматовой», «Стихи о Москве».

Трудные годы Гражданской войны, вынужденная эмиграция, возвращение в СССР — такова дальнейшая биография. Марина Цветаева, несмотря на все, что ей пришлось пережить, продолжала писать, отдавая бумаге все пережитое:

  • гражданскую войну поэтесса не одобряла, но больше поддерживала белогвардейцев. Эти события нашли отражение в сборнике «Лебединый стан», поэмах «Царь-девица», «На красном коне», «Егорушка» и романтических пьесах;
  • Цветаева в эмиграции создала масштабные сочинения «Поэму Горы» и «Поэму Конца». Пронзительный цикл «Маяковскому» появился после самоубийства поэта. Большинство стихов этого периода не дождались публикации. Последним вышел сборник «После России», в который вошли сочинения, созданные еще до эмиграции.

Читайте также

Максим Горький: история жизни и творчества

За рубежом была высоко оценена проза Цветаевой, в которой она делилась воспоминаниями, связанными с российскими поэтами. В это время вышли в свет книги «Мой Пушкин», «Дом у Старого Пимена», «Мать и музыка».

Читайте также: Лев Толстой: биография писателя, жизнь, творчество

Марина Цветаева: личная жизнь, последние годы

Марина Цветаева, фото которой разных периодов отражают перемены в ее жизни, никогда не останавливалась на пути творческом. В ее богатом наследии, ставшем сегодня классикой, много стихов о любви. Кем же был муж Цветаевой?

В 1911 году во время крымского отдыха восходящая звезда встретила литератора Сергея Эфрона. Через полгода они поженились, вскоре родилась дочь Ариадна. Но супружеская жизнь оказалась непростой, в том числе из-за того, насколько увлекающейся была Марина Цветаева. Биография поэтессы после замужества связана с именами:

Читайте также

Владимир Маяковский: тайны жизни и смерти

  • великого русского поэта Бориса Пастернака. Эти отношения длились практически десятилетие и не были прерваны даже эмиграцией;
  • юриста и скульптора Константина Родзевича. С ним Марина познакомилась в Праге, посвятила возлюбленному «Поэму Горы». Спустя полгода Цветаева сама поставила точку в романе, вызвавшись помочь невесте Константина с выбором свадебного платья;
  • поэтессы и переводчицы Софии Парнок. Дамы познакомились в 1914 году, и вскоре между ними вспыхнул роман, который продлился два года. Возлюбленной посвящен цикл Марины «Подруга».

После расставания с Парнок Марина воссоединилась с супругом и спустя год родила дочь Ирину. Революция в стране, побег мужа за рубеж, бедность и скитания — такова дальнейшая жизнь поэтессы. Когда трехлетняя Ира погибла от голода, Марина Ивановна с Ариадной уехала в к мужу в Чехию.

Читайте также

Личная жизнь Екатерины Климовой

В Праге в 1925 году у пары родился сын Георгий. Хрупкий и болезненный мальчик, Мур, как его называла мама, погиб на фронтах Второй мировой войны в 1944 году. Но об этом не узнала Цветаева. Эмиграция оказалась для поэтессы и ее родных непосильным испытанием.

Вчетвером они жили на гонорары Марины Ивановны за публикации, а также на скромные доходы от шитья Ариадны. По словам самой Цветаевой, это было замедленное умирание от голода, а не жизнь. После долгих споров и обсуждений семья решила обратиться к правительству СССР с просьбой о возвращении на родину:

  • В 1937 году Ариадна получила разрешение на въезд.
  • Спустя некоторое время в Москву перебрался Сергей Эфрон, а вслед за ним отправилась и Марина с Георгием.

Читайте также

Судьба Ивана Бунина: интересные факты

Фото: ru.m.wikipedia.org: UGC

Однако семью ожидала трагедия: НКВД арестовало дочь и мужа поэтессы. Ариадну после 15 лет ссылок и лагерей оправдали, а вот Эфрон был расстрелян в октябре 1941 года.

Но и об этом Марине Цветаевой узнать не довелось. С началом Второй мировой войны вместе с сыном она эвакуировалась в город Елабуга. Для получения временной прописки 28 августа 1941 года написала заявление, чтобы устроиться посудомойкой. Но спустя три дня она покончила с собой.

Во время сборов в эвакуацию упаковывать вещи Марине помогал Борис Пастернак. Поэт радовался, что достал отличную веревку для этих целей, и пошутил, что на ней даже повеситься можно — выдержит. Говорят, что именно ее Марина Ивановна и использовала, чтобы свести счеты с жизнью. Похоронили поэтессу в Елабуге, место погребения осталось невыясненным.

Читайте также

«Принявший мир, как звонкий дар»: биография Александра Блока

Уникальная, необычная, пронзительная — все это Цветаева. Биография великой поэтессы удивляет, одновременно и восхищает, и ужасает. Быть может, именно столь бурная и сложная жизнь стала источником ее вдохновения. Так или иначе, ее произведения бессмертны.

Читайте также: Куприн: биография писателя, творчество

Марина Цветаева 🐲 биография и творчество

Роль и место в литературе

Марина Ивановна Цветаева – великая русская поэтесса и переводчик. Ее яркая, к сожалению, короткая биография всегда вызывала много вопросов у искусствоведов, но так и осталась до конца не разгаданной. Ее трагическая судьба с неожиданными поворотами событий до сих пор вызывает огромное количество вопросов.

Марина Цветаева была яркой представительницей женской поэзии в ее лирическом исполнении. Ее стихотворения пронизаны исключительной доверительностью, способностью передачи тончайших движений женской души.

Цветаева далеко не всегда была понятна современникам. Видимо, советская литература не особо нуждалась в женских излияниях, отдавая предпочтение эпохальным темам. Поэтесса остро чувствовала это, отсюда и чрезвычайное внутреннее напряжение, присущее практически всем ее стихам.

Происхождение и ранние годы

Дом Цветаевых в Москве

Родина Марины Цветаевой – Москва. Родилась она 26 сентября 1892 года в семье интеллигента, профессора Московского университета и искусствоведа Ивана Владимировича Цветаева. Мать поэтессы – пианистка Мария Мейн.

Марина в детстве

Мать мечтала видеть Марину музыкантом, но девочку больше привлекала филология. В 6 лет Марина сочинила свои первые стихотворения. Несчастье постигло семью, когда мать Марины заболела тяжелой формой туберкулеза. Отец пытался лечить ее на курортах Италии и Германии, но болезнь одержала победу. В 1906 году Марии Цветаевой не стало.

Забота о трех дочерях и сыне легла на отца. Ввиду постоянной занятости, он не мог полностью посвящать себя детям. Возможно, из-за этого в девочках так рано проснулась самостоятельность и интерес к политической и общественной жизни.

Образование

В детстве Марина обучалась музыке, на этом категорично настаивала ее мать. Она также дала девочкам неплохое начальное домашнее образование.

Студенческие годы

В возрасте 8 лет Марина училась в женской гимназии в Москве, после этого в Лозанне. Из-за постоянных переездов Марине довелось поучиться в католическом пансионе, во французском интернате, затем в немецком пансионе Фрайбурга.

Овладев несколькими европейскими языками, Марина довольно хорошо зарабатывала на переводах. В 1908 году Марина поступила в Сорбонну и стала слушательницей лекций о старофранцузской литературе.

Творчество

В 1910 году увидел свет первый сборник стихотворений «Вечерний альбом». На него реагируют Н. Гумилев и В. Брюсов. Следующий сборник, изданный в 1912 году, назывался «Волшебный фонарь». Войдя в круг известных поэтов, Цветаева получает возможность посещать заседания литературных кружков. Третий сборник стихов «Из двух книг» вышел в 1913 году. В 1916 году Цветаева написала очередной цикл стихотворений.

Цветаева и Эфрон

Следующий цикл был посвящен гражданской войне. В 1920 году вышли поэмы «На красном коне», «Егорушка», «Царь-девица». В 1922 году Цветаева решила эмигрировать в Прагу. Во время эмиграции были изданы поэмы, прославившие поэтессу за рубежом – «Поэма Горы» и «Поэма Конца».

С 1925 года Марина Цветаева жила во Франции. Все эти годы не прекращалась переписка с Пастернаком. Было написано много стихотворений, однако только малая их часть была опубликована. В 1928 году парижское издательство напечатало последний прижизненный сборник поэтессы «После России».

За рубежом прозу Цветаевой предпочитали ее стихам, поэтому она в те годы писала больше повестей и рассказов. В 1930 году были написаны стихи, вошедшие в цикл о Маяковском, смерть которого потрясла Цветаеву.

Фрагмент стихотворения

Уж сколько их упало в эту бездну… М.И. Цветаева

Уж сколько их упало в эту бездну,

Разверстую вдали!

Настанет день, когда и я исчезну

С поверхности земли.

Застынет всё, что пело и боролось,

Сияло и рвалось:

И зелень глаз моих, и нежный голос,

И золото волос.

И будет жизнь с ее насущным хлебом,

С забывчивостью дня.

И будет всё — как будто бы под небом

И не было меня!

Главные произведения

Поэзия Цветаевой чрезвычайно разнообразна, но больше всего она известна как сочинитель любовной и философской лирики.

В Париже с сыном Георгием

Философское стихотворение «Идешь, на меня похожий» написано в двадцатилетнем возрасте и посвящено смыслу человеческой жизни. Изящным легким слогом поэтесса раскрывает тему жизни и смерти.

«Дружить со мной нельзя» – так называется стихотворение о непростых взаимоотношениях мужчины и женщины. В нем Цветаева критикует себя, сравнивает с крутящейся мельницей и отказывается погружаться в чувства.

С дочерью

Отношениям с Мандельштамом посвящено стихотворение «Вчера еще в глаза глядел». В нем говорится об изживших себя отношениях, и о том, как непросто остаться лишь друзьями. Душевная пустота терзает героиню, но попытки вернуть отношения не предпринимаются.

Философским стихотворением «Уж сколько их упало в эту бездну» Цветаева озвучила свои самые тайные тревоги и переживания. Она рассуждает о том, что жизнь конечна, и уход ее из этого мира ничего не изменит на земле.

Стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной» — реакция на безответную любовь к мужу сестры. Молодой человек был без ума от ее таланта, но равнодушен к ней как к женщине. Душевные терзания и стали результатом рождения этого прекрасного стихотворения.

Последние годы

В 1939 году Цветаева вернулась в Россию. В 1941 году дочь Марины Ивановны была арестована и сослана на 15 лет. В том же 1941 году был расстрелян муж Цветаевой Сергей Эфрон.

Эти трагические события подвели поэтессу к решению уйти из жизни. 31 августа 1941 года ее нашли мертвой на съемной квартире. Похоронили ее в городе Елабуга на местном кладбище.

Хронологическая таблица (по датам)
Год (годы)Событие
1892Год рождения М.И. Цветаевой
1900Поступление в частную гимназию
1903Учеба в пансионе в Лозанне
1910Выход сборника «Вечерний альбом»
1912Вышел сборник «Волшебный фонарь»
1917-1920Работа над книгой «Лебединый стан»
1922-1925Написание основного количества стихов, поэм, эссе и др.
1928Последний сборник, изданный при жизни
1938Возвращение в Москву
1939Арест дочери и мужа
1941Не стало М.И. Цветаевой
Интересные факты
  • Цветаева первые стихи написала в 6 лет на нескольких языках;
  • первый сборник издала на собственные деньги;
  • многие стихи Цветаевой положены на музыку;
  • у Цветаевой было трое детей;
  • агентство Цветаевой называлось «Оле-Лукойе»;
  • поэтесса страдала близорукостью, но принципиально не носила очки.
Память о поэте

Памятник в Москве

В мире существует 8 музеев, посвященных Цветаевой

О жизни Цветаевой были сняты документальные фильмы

Памятник и дом-музей Цветаевой в Москве

Памятник в г. Таруса

Памятник работы Церетели в Строгино

Именем Цветаевой названы улицы многих городов России

Мемориальный дом-музей в г. Королев

Литературно-художественный музей в Башкортостане

К 90-летию Цветаевой ее именем была названа одна из малых планет

Художественный фильм «Зеркала», 2013 года о жизни Цветаевой в эмиграции и после нее

Ссылки

Музеи Марины Цветаевой

Марина Цветаева Биография

Марина Цветаева родилась в Москве. Ее отец, Иван Цветаев, был профессором истории искусств и основателем Музея изящных искусств. Ее мать Мария, урожденная Мейн, была талантливой концертной пианисткой. Семья много путешествовала, Цветаева посещала школы в Швейцарии, Германии и Сорбонне в Париже.Цветаева начала писать стихи в раннем детстве. Она дебютировала как поэт в 18 лет со сборником «Вечерний альбом», посвященным ее детству.

В 1912 году Цветаева вышла замуж за Сергея Ефрона, у них родились две дочери и сын. «Волшебный фонарь» продемонстрировала свое техническое мастерство, и в 1913 году за ней последовал сборник стихов из ее первых сборников. Роман Цветаевой с поэтессой и оперным либреттистом Софией Парнок вдохновил ее на цикл стихов «Подруга». Карьера Парнок остановилась в конце 1920-х, когда ей запретили публиковаться.Стихи, написанные между 1917 и 1921 годами, появились в 1957 году под названием «Владения лебедей». Вдохновленная отношениями с бывшим офицером Красной армии Константином Родзевичем, она написала «Поэму о горе» и «Поэму о конце».

После революции 1917 года Цветаева на пять лет оказалась в ловушке в Москве. Во время голода одна из ее собственных дочерей умерла от голода. Поэзия Цветаевой свидетельствует о ее растущем интересе к народным песням и приемам ведущих символистов и поэтов, таких как Александр Блок и Анна Ахматова.В 1922 году Цветаева эмигрировала с семьей в Берлин, где воссоединилась с мужем, а затем в Прагу. Это был очень продуктивный период ее жизни — она ​​опубликовала пять сборников стихов и ряд повествовательных стихов, пьес и эссе.

За годы пребывания в Париже Цветаева написала две части запланированной драматической трилогии. Последний прижизненный сборник «После России» вышел в 1928 году. Его тираж в 100 пронумерованных экземпляров продавался по специальной подписке.В Париже семья жила бедно, почти весь доход приносили сочинения Цветаевой. Когда ее муж начал работать в советской службе безопасности, русская община Парижа выступила против Цветаевой. Ее ограниченные возможности публикации стихов были заблокированы, и она обратилась к прозе. В 1937 году вышло одно из лучших произведений Цветаевой — МОЙ ПУШКИН. Чтобы заработать дополнительный доход, она также писала рассказы, мемуары и критические статьи.

В ссылке Цветаева чувствовала себя все более изолированной.Без друзей и почти разоренная она вернулась в Советский Союз в 1938 году, где уже жили ее сын и муж. В следующем году ее мужа казнили, а дочь отправили в трудовой лагерь. Цветаева была официально подвергнута остракизму и не могла публиковаться. После вторжения в СССР немецкой армии в 1941 году Цветаева вместе с сыном была эвакуирована в небольшой провинциальный городок Елабуга. В отчаянии она повесилась через десять дней, 31 августа 1941 года.

.

Цветаева Марина Ивановна | Русский поэт

Цветаева Марина Ивановна , в браке Марина Ивановна Ефрон , (родилась 26 сентября [8 октября по новому стилю] 1892, Москва, Россия — умерла 31 августа 1941, Елабуга), русский поэт стихи которого отличаются отрывистыми ритмами, оригинальностью и прямотой, и который, хотя и мало известен за пределами России, считается одним из лучших поэтов XX века на русском языке.

Британская викторина

Азбука поэзии: факт или вымысел?

Проза и поэзия — одно и то же.

Цветаева провела детство преимущественно в Москве, где ее отец был профессором университета и директором музея, а мать была талантливой пианисткой. Семья много путешествовала за границу, и в 16 лет она начала учиться в Сорбонне. Ее первый сборник стихов, Вечерний альбом («Вечерний альбом»), появился в 1910 году. Многие из ее лучших и наиболее типичных поэтических качеств отражены в длинной стихотворной сказке Царь-девица (1922; «Царь-девица») »).

Цветаева встретила русскую революцию враждебно (ее муж, Сергей Эфрон, был офицером Белой контрреволюционной армии), и многие из ее стихов, написанных в это время, прославляют антибольшевистское сопротивление. Среди них — замечательный цикл Лебединый стан («Лебединый лагерь», составленный в 1917–21, но не опубликованный до 1957 года в Мюнхене), трогательная лирическая хроника Гражданской войны, увиденная глазами и эмоциями жены Белый офицер.

Цветаева покинула Советский Союз в 1922 году, переехав в Берлин и Прагу, и, наконец, в 1925 году поселилась в Париже.Там она опубликовала несколько сборников стихов, в том числе Стихи к Блоку (1922; «Стихи Блоку») и После России (1928; «После России»), последний сборник ее стихов, изданный при ее жизни. Она также написала две поэтические трагедии на классические темы: Ариадна (1924) и Федра (1927), несколько очерков о творческом процессе и произведения литературной критики, в том числе монографию Мой Пушкин (1937; «Мой Пушкин»). »).Ее последний цикл стихотворений « Стихи к Чехии » (1938–39; «Стихи Чешской стране») был страстной реакцией на оккупацию Чехословакии нацистской Германией.

Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской. Подпишитесь сегодня

В 30-е годы в поэзии Цветаевой все больше отражались отчуждение от эмигрантского существования и усиливающаяся ностальгия по России, как в стихотворениях «Тоска по родине» (1935; «Тоска по Родине») и «Родина» (1936; «Родина»). .В конце 30-х ее муж, который начал сотрудничать с коммунистами, вернулся в Советский Союз, забрав с собой их дочь (они оба впоследствии стали жертвами террора Иосифа Сталина). В 1939 году Цветаева последовала за ними, поселившись в Москве, где работала над поэтическими переводами. Эвакуация из Москвы во время Второй мировой войны отправила ее в отдаленный город, где у нее не было ни друзей, ни поддержки. Покончила жизнь самоубийством в 1941 году.

.

The Essential Poetry Марины Цветаевой

Марина Цветаева: The Essential Poetry включает в себя переводы Михаила М. Найдана и Славы И. Ястремского лирических стихов из всех опубликованных сборников великой русской поэтессы-модернистской Марины Цветаевой из всех периодов ее жизни. В него также включен перевод двух шедевров Цветаевой в жанре длинной поэмы: «Поэма конца» и «Поэма горы». Сборник стремится представить лучшее из поэзии Цветаевой в небольшом единственном томе и дать репрезентативный обзор высокого искусства Цветаевой и развития различных поэтических стилей на протяжении ее творческой жизни.В том также включены вступительное слово выдающейся американской поэтессы Тесс Галлахер, введение переводчика и обширные примечания. Найдан и Ястремский ранее опубликовали хорошо принятый аннотированный перевод сборника Цветаевой «После России» с издательством Ardis Publishers. Четырнадцать опубликованных ранее переводов из сборника «После России» были переработаны для этого тома.

***
Марина Цветаева

Трагическая фигура русской литературы, Марина Цветаева упоминается в одном ряду с ее выдающимися современниками Анной Ахматовой, Осипом Мандельштамом и Борисом Пастернаком.Свой первый сборник интимных лирических стихов она опубликовала за свой счет в 1910 году под названием «Вечерний альбом», который вызвал положительные отзывы нескольких выдающихся поэтов, которые случайно рецензировали его. В 1912 году она опубликовала свой второй сборник «Волшебный фонарь», а в 1913 году — сборник из первых двух сборников «Из двух книг». Обе публикации отметили ее первые годы в поэзии. Затем последовал ее зрелый период, который был омрачен романтическим фиаско и рождением ребенка в жизни Цветаевой, а также социальными потрясениями в старой России, которые повлияли на ее семью.Несмотря на тяжелые трудности, творческая деятельность Цветаевой в годы Гражданской войны в России 1917-1922 годов росла. Ее дочь Ирина умерла от недоедания в возрасте 3 лет в 1920 году, трагедия, которая породила серию стихов, вышедших в последующие годы. Типичным для Цветаевой того периода было создание лирических дневников, которые внимательно следили за событиями ее жизни в хронологическом порядке.

Иммигрировав в Европу, Цветаева продолжала писать стихи, но постепенно перешла на творческие литературные очерки и мемуары в прозе.Еще одним важным творческим выходом для нее стала обширная переписка с крупными поэтами, такими как Борис Пастернак и Райнер Мари Рильке. Находясь в Париже, муж Цветаевой Сергей Эфрон стал членом евразийской организации, которая способствовала возвращению русских эмигрантов в СССР. После того, как Эфрон был замешан в заговоре с целью убийства советского агента-перебежчика Игнаса Рейсса, он бежал сначала в Испанию, а затем обратно в СССР. Цветаева последовала за мужем обратно в Советский Союз со своей семьей, где Эфрон был казнен как шпион, а ее дочь Ариадна приговорена к длительному тюремному заключению в сталинском ГУЛАГе по тому же обвинению.После эвакуации в Елабугу из Москвы вместе с сыном Муром Цветаева повесилась 31 августа 1941 года. После ее смерти сын вступил в ряды Красной Армии и погиб в бою в 1944 году.

.

Крысолов Марина Цветаева

* * *
Intatto il lucchetto
intonso il tappeto-
nelle case dei ricchi
cos’è primo? l’odore.

Deciso, come un gusto,
spietato, come la Torà.
spudorato поставляется без присмотра
sul grugno dell’attore.

Tutta la carne della materia,
(i conti rilegati
in zigrino!) Все
la materialità della carne

sta lì: cancrena fino al midollo.
Non si scherza con la lebbra

Non l’essenza delle cose-
la cosalità dell’essenza:

il suo aroma- tutto!
Ci sono odori che sferzano!
Non la sostanza delle cose:
la sostanzialità della cosa.

Non l’essenza de

* * *
Intatto il lucchetto
intonso il tappeto-
nelle case dei ricchi
cos’è primo? l’odore.

Deciso, come un gusto,
spietato, come la Torà.
spudorato поставляется без присмотра
sul grugno dell’attore.

Tutta la carne della materia,
(i conti rilegati
in zigrino!) Все
la materialità della carne

sta lì: cancrena fino al midollo.
Non si scherza con la lebbra

Non l’essenza delle cose-
la cosalità dell’essenza:

il suo aroma- tutto!
Ci sono odori che sferzano!
Non la sostanza delle cose:
la sostanzialità della cosa.

Non l’essenza delle cose,
-Oh! Это не дом
ил lezzo di verdure marce
— odore di scantinato-
предпочитаю.

Divino profumo della sazietà!
C’è un fetore del pulito.
Вот и все, что вам нужно!

Non odore, ma suono:
altisonante suono
di borsa. Del camoscio di mani
lungo il velluto di rosse

balaustre odora- per me
sa di tanto l’opulenza!
Di agiatezza- piena.
E se puzza di polvere,

non è la nostra- a primavera
la portano via, che ce ne importa?
Non polvere di miseria: impalpabile,
ma del velluto, del damasco,

dei tenaggi.Raccolta
di bellezze, mucchio
di bello e pulito,
e se odora di Sudore-
di qualità, col marchio
della garanzia,
non il nostro (caprino),
ma di banca, di grasso

di gilet: non cederò.

Fino al cielo
— a Te, Odio! — innalzare
un tempio a cento cupole-

за все за все.

* * *

Da I sogni (canto secondo)

.