Как ходят в садик дети: Психолог описала правильную подготовку ребенка к детскому саду
Психолог описала правильную подготовку ребенка к детскому саду
Плюсы детского сада
— Насколько для детей важно ходить в детский садик?
— Каждая семья решает этот вопрос индивидуально, в зависимости от своей позиции в отношении детсада и своих возможностей. Поэтому надо знать о плюсах и минусах дошкольных учреждений. Если знать минусы, можно за этими моментами внимательно наблюдать и находить выходы.
Я бы рекомендовала родителям, которые совсем против садика, хотя бы за год до школы отдать ребенка туда, потому что, во-первых, он сможет там социализироваться, а во-вторых, его там подготовят к школе, все-таки в детских садах хорошо организована такая подготовка. С академической точки зрения родители, конечно, могут сами заниматься дома с ребенком, и у кого-то это получится прекрасно, но родители не могут научить его взаимодействовать с другими детьми. В саду ребенку встречаются дети с разными моделями поведения, и он учится, как вести себя с совершенно разными по темпераменту и характеру сверстниками. Я много общаюсь с учителями, и, по их рассказам, они сразу замечают, кто из детей не посещал садик. Такому ребенку непросто влиться в коллектив, а кроме того, у него не очень хороший иммунитет, и он чаще болеет, чем те, кто посещал детский сад.
— Многие родители считают, что их детям хватает общения со сверстниками, поскольку они гуляют вместе с ними во дворе и т.д.
— В саду он будет общаться с большим количеством детей, чем во дворе. Если родители совсем не хотят отдавать в садик, я бы рекомендовала записать такого ребенка в какой-то командный вид спорта или в театральную студию, где есть общение со сверстниками и командное взаимодействие.
Если же продолжать перечислять плюсы сада, то ребенка там обучат правилам, которые ему тоже понадобятся потом в школе. Ведь когда маленький человек выходит за пределы дома, он попадает в социум, а социум функционирует по правилам. В саду он привыкает к определенному режиму, он понимает, что за чем следует, появляется предсказуемость действий. Многие родители потом рассказывают, что после посещения садика их малыш начинает убирать за собой игрушки, свою тарелку после того, как поел, и т.д. Ему сказали: все, пора заканчивать играть или гулять, и ему это легче дается.
Следующий плюс детского сада — постепенно появляется раскованность. Даже самые стеснительные, робкие дети, которые не хотят вначале выступать на праздниках, концертах, становятся смелее и начинают читать стихи перед публикой и т.д. Это поможет ребенку в школе не стесняться поднимать руку или не теряться, стоя у доски. Но хочу подчеркнуть, что если ребенок не хочет выступать перед людьми, то нельзя заставлять его это делать, стыдить или сравнивать с другими детьми.
Еще один положительный момент, что дети в саду много двигаются. Если ребенок не ходит в дошкольное учреждение, то родителям нужно уделять достаточно внимания его физической активности, а далеко не все мамы и папы к этому готовы. Обычно в садах есть разнообразные подвижные игры, в которые нет возможности играть дома: кегли, вращение обруча и др.
Мы уж не говорим о том, что хочешь не хочешь, а в детском саду ребенок учится самостоятельности.
О минусах «дошколки»
Но важно знать и о минусах, чтобы быть к ним готовыми и вовремя принять меры по изменению ситуации.
— Первый, основной минус — недостаточное внимание к ребенку со стороны воспитателя, если, например, в группах по 25–30 человек. Это то новшество, с которым сталкивается малыш, к чему он не привык дома. И второй большой минус — в саду дети часто болеют. На своем примере скажу, что мой ребенок ходил в частный детский сад, где было 10 человек в группе, и он не болел. Не знаю, с чем это было связано — с малым количеством детей или с тем, что воспитатели внимательно относились к здоровью детей. Но я думаю, что и здесь можно найти выход, обсудить этот вопрос с педиатром. Закаливать ребенка, повышать иммунитет и т.д.
Следующий недостаток сада — ребята приносят оттуда нехорошие слова, ругательства, перенимают у других воспитанников дурные привычки, дети ведь копируют друг друга. Например, привычку замахиваться, показывать кулак, плеваться, кусаться, картавить и т.п. Родители расстраиваются, что ребенок изменился. Но этого не надо бояться, так всегда бывает в детском коллективе. Я бы советовала родителям не реагировать бурно на такие проявления, не ругаться на малыша, а спокойно объяснять ему, что «мы так не делаем», «так не принято», «другому неприятно это видеть».
Следующий минус может крыться в персонале. Многим воспитателям не хватает знаний психологии. Если воспитатель запугивает ребенка: «будешь плакать, мама за тобой никогда не придет», «будешь плохо себя вести, позвоню в полицию, и тебя заберут», кричит, обзывает или заставляет что-то делать насильно — нужно вмешиваться и разбираться. Нужно внимательно отнестись, если ребенок вам говорит: «А воспитательница сказала, что Ваня — дурак». Если она одному так сказала, то и вашему ребенку это может сказать. Конечно, ребенок не захочет идти в детский сад, где с ними или другими детьми так обращаются, у него будет плохо проходить адаптация.
Если ребенок ходил с удовольствием в сад, а затем расхотел, отказывается идти, нужно понять, что происходит. Но очень часто он не может рассказать о том, что ему не нравится, и в этом случае можно поиграть с ним в детский сад. «Я буду воспитателем, а ты — ребенком в группе, игрушки твои тоже дети в группе. Вот мамы их привели в садик…» и т.д. И если ребенку дать возможность побыть воспитателем, он может в игре показать, что происходит у них в саду.
Другая возможность узнать это — после того, как мама привела ребенка, она может тихонько послушать за дверью, как воспитатель общается с детьми. Тех детей, которые уже умеют хорошо говорить, можно расспросить, только не надо их спрашивать: «Как прошел твой день?», ни один ребенок не отвечает на этот вопрос. Нужно задавать более конкретные вопросы: чем они занимались в саду, с кем играли на прогулке, какое настроение сегодня было у воспитательницы?
Родителям, которые разводят руками и говорят: «Ну а что я могу сделать, раз такая воспитательница?», я рекомендую принимать меры. Если на твоего малыша кричат, как можно бездействовать? Во-первых, нужно поговорить с воспитателем, но не нападая, не угрожая, это очень важно, а спокойно поговорить: «Я слышала от ребенка…» или: «Другие родители говорили, что замечали то-то и то-то, я очень беспокоюсь» и т.д. Лучше прийти не одному родителю, а группой. Если по-хорошему не удается уладить вопрос, идти к заведующей. Но заведующая часто встает на сторону своих сотрудников, и тогда нужно идти в вышестоящую инстанцию. Писать заявление и т.д. Либо переводите малыша в другую группу или другой сад, где хороший персонал, если есть такая возможность, но только не оставляйте все как есть.
Подготовка ребенка к саду
— Самое главное, ребенка надо психологически подготовить к детскому саду. Многие родители не уделяют этому должного внимания, они даже не задумываются, ведь им не видна эта проблема заранее. Однако, если ребенок пойдет в садик неподготовленным, для него первый же день в коллективе сада обернется колоссальным стрессом. Стресс тем меньше, чем лучше подготовлен ребенок и чем ближе его возраст к трем годам. Если у мамы есть возможность выбирать, то лучше отдавать примерно в три года, это может быть 2,7 или 2,8 месяца.
Во-первых, в этом возрасте малыш уже психологически не так сильно зависит от мамы. Он легче прощается с ней, легче остается на какой-то период без нее. К трем годам ребенок уже более-менее самостоятельный. Во-вторых, дети к трем годам уже проявляют интерес к своим сверстникам, могут играть вместе, а не рядом друг с другом. Они уже могут договариваться между собой, играть в сюжетно-ролевые игры. Немаловажно, что к этому возрасту детки уже умеют говорить и могут сказать воспитателю, что им нужно или что им не нравится.
— Многие решаются отдать ребенка в сад прямо перед школой, за год или два, это еще лучше?
— Иногда родители говорят: мы были большими противниками детского сада, но, когда ему исполнилось четыре года (или пять), мы увидели, как он тянется к другим детям. И такой малыш идет в сад с большим удовольствием. Конечно, чем старше ребенок, тем проще ему будет в саду.
Когда ребенка собираются отдать в детский сад, его спрашивают: «Ты хочешь пойти туда?», но родители забывают, что он понятия не имеет, что это такое. Очень важно подробно объяснить ему, что его там ждет: ты приходишь в раздевалку, все ребята оставляют там вещи… Там будет группа, где есть игрушки. Мы с тобой прощаемся, я иду по своим делам или на работу, ты идешь в группу, меня рядом не будет какое-то время, потом я тебя забираю, и так далее. Надо попытаться посмотреть глазами ребенка на садик.
Следующий момент подготовки — надо постепенно приучать ребенка оставаться без мамы. Задействовать бабушку, папу или попросить подругу, у которой есть дети, взять к себе вашего ребенка на какое-то время. Некоторые мамы говорят: «Мы идем в садик в сентябре, а мой ребенок так привязан ко мне, мы с ним никогда не расставались!» В этом случае для ребенка сад будет большим стрессом. Очень важно, когда мама привела его в первый раз в садик, не уходить украдкой, тихонечко. Родители иногда очень радуются: малыш чем-то увлекся, и вот сейчас я по-тихому уйду. Но дело в том, что ребенок смело идет в группу, к новым игрушкам, потому что думает, что мама рядом. И для ребенка становится серьезной травмой, когда он оборачивается, а мама исчезла. Уходить нужно всегда в открытую, прощаясь и объясняя малышу: «Я ухожу, но скоро к тебе вернусь».
Как элемент подготовки я советую играть с детьми в детский сад до того, как они туда поступят. В качестве детей в группе могут выступать любые игрушки малыша. Через игру ему можно показать, что его ждет в детском садике.
Я также рекомендую читать с ребенком художественную литературу, книжки про детский сад, сейчас таких много, в них герои — маленькие дети или зверюшки — ходят в садик.
Очень важно заранее перевести ребенка на режим сада: ложиться, обедать и вставать в то время, как это принято в дошкольном учреждении. Нервная система детей не может перестроиться мгновенно, и для них будет большим стрессом резкая смена домашнего режима, ранний подъем, если он привык вставать поздно, и т.д.
Первый раз в детский сад: как подготовить ребенка к садику
В жизни каждой семьи наступает момент, когда приходится малыша отдавать в детский садик. Тогда, особенно у молодых родителей, сразу возникает много вопросов. В каком возрасте это сделать? Какое дошкольное учреждение лучше выбрать? Как обеспечить крохе комфортный адаптационный период? Постараемся ответить на все эти вопросы.
Рано или поздно каждый ребенок вынужден будет сталкиваться с адаптацией в детском коллективеПервый этап адаптации
К данному этапу необходимо начать подготавливаться заранее, примерно за два месяца до начала зачисления в детский сад. Задачей подготовительного этапа является формирование умений и навыков в поведении ребенка, благодаря которым процесс адаптации у него к неизвестным условиям будет проходить проще и быстрее.
Собираем информацию
Во-первых, необходимо попытаться собрать как можно больше сведений о дошкольных учреждениях, расположенных в вашем районе. Для полноты информации старайтесь использовать несколько источников. Воспользовавшись интернетом, можете зайти на сайт каждого из дошкольных учреждений.
Стоит наведаться в понравившийся вам садик: можете посетить с ребенком детский праздник, сходить на консультацию к психологу, побывать на дне открытых дверей, посоветоваться с другими родителями, воспитателями и заведующей. В первую очередь от них и будет зависеть, насколько вашему крохе понравится ходить в детсад.
Определяемся с оптимальным возрастом
По мнению психологов, лучше всего отдавать кроху в детский садик, когда ему исполнится 3-4 года. В таком возрасте дети намного проще приспосабливаются к неизвестной обстановке в отличие от двухлетних малышей. Это происходит благодаря тому, что они уже научились разговаривать, умеют немного сами себя обслуживать, набрались опыта общения со взрослыми. Также в этом возрасте у малышей появляется потребность общения со сверстниками, они ведут себя спокойнее когда мама отсутствует достаточно долгое время.
Возраст 3 года отлично подходит для начала посещения дошкольного учрежденияОцениваем степень готовности всех членов семьи
Конечно, нельзя точно сказать, в каком возрасте лучше всего отдать вашего малыша в детский сад – сначала решите для себя, действительно ли в настоящий момент вы не можете обойтись без детского сада. Дети хорошо чувствуют сомнение взрослых в необходимости данного воспитания. Процесс привыкания проходит легче у тех детей, семья которых не имеет другого выбора. Помните, что после первого посещения ребенком детского сада, ближайшие 2-3 месяца у вас должен быть большой запас свободного времени, так как необходимо будет подстраиваться под комфортный для него режим посещения. Есть дети, которые с самого начала хорошо себя ощущают в дошкольном учреждении, а некоторые не могут привыкнуть длительное время – в таком случае не стоит торопить события, необходимо дать возможность ребенку постепенно привыкнуть к неизвестной обстановке.
Часто в садах создаются группы кратковременного пребывания, чтобы малыш мог постепенно привыкнуть к группе полного дня. Если такая возможность есть, не упускайте ее. Дети, посещающие подобные группы, намного проще приспосабливаются к неизвестным условиям.
В том случае, если вы планируете в ближайшее время взять отпуск и поехать отдыхать всей семьей на 2-3 недели, лучше отложить посещение детского сада. Нервная система ребенка подвергнется серьезному испытанию, так как ему снова придется приспосабливаться к неизвестной обстановке.
Чтобы ребенок не успел сильно затосковать, в первые недели лучше оставлять его в садике не на целый деньПроходим физподготовку
Перед тем как кроха проведет свой первый день в детском саду, ему необходимо пройти медицинскую комиссию и сдать все анализы. Не стоит думать, что если вы получили от педиатра заключение о готовности вашего чада к посещению детсада, болезни ему не страшны. Тем не менее, вашего кроху смогут обойти стороной большинство простудных заболеваний, если правильно закалять его. Данные процедуры необходимо начать проводить заранее, хотя бы за 3 месяца до зачисления в дошкольное учреждение. Воспитатели детских садов уже достаточно давно прибегают к такой методике во время летней оздоровительной работы.
Отличное настроение – постоянный спутник процедуры закаливания. Процедура не должна продолжаться больше 5 минут. Неплохо будет, если ваш малыш сможет регулярно ходить в бассейн или лучше всего отдадите предпочтение детскому садику с бассейном.
Начинаем жить по расписанию
Предварительно уточните, какой распорядок дня действует в дошкольном учреждении, которое вы выбрали: время прихода детей, кормления, дневной сон. Придется пересмотреть режим и дома. Корректировкой нужно заниматься за 2-3 месяца до того, как дитя пойдет в садик. Вам потребуется большое терпение и выдержка: одного желания не достаточно, чтобы кроха поменял свое расписание, так как он подвержен динамическому стереотипу. Этот вопрос требует серьезного, последовательного и систематического решения.
Необходимо разработать определенный режим и придерживаться его каждый день (каждый член семьи должен его соблюдать). Для начала надо организовать ранний подъем для крохи таким образом, чтобы он ощущал в этом необходимость: «Идем скорее гулять в парк, иначе твои любимые качели будут заняты» и т. п.
Чем раньше ребенок привыкнет к “садиковскому” расписанию, тем проще ему будет адаптироватьсяТолько не подавайте виду, что эти меры направлены на подготовку к детсаду, иначе у ребенка раньше времени выработается неприязнь к этому заведению. В процессе укладывания нужно использовать действия, которые нравятся карапузу: почитать книгу, послушать спокойную музыку. Дети отдают предпочтение постоянству: так они ощущают себя более комфортно и быстрее засыпают. Когда кроха пропускает дневной сон, старайтесь после обеда его просто уложить и почитать ему книжку. Если карапуз привык спать больше 3-х часов после обеда, пытайтесь сократить время сна до 2 часов.
Все сам!
Старайтесь обучать чадо самостоятельности в самообслуживании, игре, общении со взрослыми и сверстниками. Если к моменту зачисления в детский садик ребенок научится сам пить из кружки, пользоваться ложкой, ходить в горшок, одеваться, завязывать шнурки, он будет ощущать себя в группе более комфортно.
Старайтесь приучать кроху к горшку. Можете дать ему в руки ложку и объяснить, для чего она предназначена. Давайте крохе возможность одеться самому. Покажите ему, как надо правильно надевать одежду и обувь. Как только малыш проявит самостоятельность, обязательно поощрите его. Помогайте лишь в случае, если это действительно необходимо. Развитие происходит благодаря преодолению трудностей. Разделите вместе с чадом радость за его успехи. Старайтесь научить кроху играть самостоятельно: кормить куклу, строить домик, управлять машинкой и т. д. Сначала примите участие в игре вместе с ним, покажите, как правильно это делать, а потом наблюдайте за игрой чада со стороны. В первое время как раз благодаря игрушке может быть налажен контакт крохи с педагогами. Игрушка станет хорошим поводом для общения с ребенком и поможет заполучить его доверие.
Самостоятельным детям в садике проще, ведь они меньше зависят от воспитателейЧтобы у крохи появилось желание ходить в садик, нужно настроить его на правильный лад. Дайте ему понять, что он уже достаточно вырос для посещения сада. Пусть кроха думает, что это вознаграждение за его старания. Расскажите ему о своем положительном опыте. Пусть он посмотрит ваши фотографии в детском саду со сверстниками. Объясните, насколько интересно в детском саду: можно играть с друзьями, гулять, вместе кушать. Ни в коем случае не надо преувеличивать и лгать ребенку, он должен получить достоверную информацию. Выдумайте сказку, где герои вместе ходят в детский сад. Если в семье есть старший ребенок, которому нравится посещать садик, попросите, чтобы он рассказал малышу, как там хорошо.
Проводим время с другими детьми
До зачисления в детский сад кроха должен усвоить, как правильно вести себя в обществе. Его нужно научить понимать запреты, слушаться взрослых, общаться со сверстниками, не обижать других детей. Этому способствует частое времяпрепровождение на детской площадке, походы в гости к друзьям с маленькими детьми. Зовите их тоже в гости как можно чаще. Предоставьте крохе возможность общения! Опыт «песочницы» безусловно важен для всех детей – благодаря общению с другими малыш выделяет себя и раскрывает свои индивидуальные особенности.
Играя на детской площадке, расскажите ему, как правильно попросить игрушку, поменяться или предложить вместе поиграть со сверстниками. Чтобы малыш освоил навыки знакомства, сначала вы должны сами спросить, как зовут других деток, представить им своего кроху. Чадо будет подражать вам и со временем научится делать это сам.
Опыт взаимодействия с другими детьми нарабатывается еще в песочнице, поэтому мамочка должна своевременно объяснять малышу тонкости общенияМама, не уходи!
По мнению многих психологов, то, как долго и насколько болезненно ваша кровинка будет приспосабливаться к детскому саду, зависит от отношений между детьми и родителями. Крохе будет намного проще, если до зачисления в садик он уже имел опыт расставания с мамой. Карапузу важно знать, что мама за ним обязательно вернется. Практикуйте иногда расставание с крохой, со временем увеличивая расстояние между вами. На начальном этапе можете постоять с ним песочнице, потом удалиться от него на метр, затем еще подальше, но чтобы он вас видел. Не стоит ругать дитя и торопить события, так вы можете спровоцировать еще большую тревогу.
Если есть возможность, оставляйте карапуза с родственниками или близкой подругой (кому вы полностью доверяете): вначале ненадолго, потом постепенно увеличивайте время расставания с ним на 2-3 часа, затем до восьми-девяти. До момента посещения крохой садика вам нужно постараться, чтобы он чувствовал необходимость общения с другими и активных самостоятельных действий.
Каждый раз говорите своей кровинке, во сколько вы его заберете – приходите вовремя. Если ребенок усвоит этот момент, он не станет волноваться в саду, что вы не заберете его.
Второй этап адаптации
Если на этапе подготовки вы сделали все правильно, то к моменту зачисления в детский сад кроха будет уже знать, для чего туда идет. Тем не менее, периода адаптации не избежать. Чтобы свести к ми
Детский сад: в каком возрасте лучше отдавать ребенка, адаптация, что делать если плачет в садике
Детский сад — очень важный этап в жизни ребенка. Когда отдавать чадо в садик, решают родители, в зависимости от благосостояния семьи, занятости мамы и папы на работе, наличия бабушек — дедушек. Но уже давно не стоит вопрос, надо ли это делать вообще. Бесспорно, садик полезен для ребенка. Он учит малыша адаптироваться, заводить контакты, общаться, жить в обществе. Без этих навыков ребенку будет сложно отправляться в первый класс и жить дальше.
Однако в связи с посещением садика у мам и пап возникает множество вопросов, которые в первую очередь касаются состояния здоровья малыша. Авторитетный детский врач Евгений Комаровский рассказывает, как подготовить ребенка к ответственному периоду в его жизни, как преодолеть трудности первого времени и сохранить детское здоровье.
В каком возрасте лучше отдавать ребенка
Этот вопрос нужно решать только внутри семьи. Обычно малышей приводят в садик в возрасте от 1 до 3 лет, реже — в более старшем возрасте. Многие детские сады в последнее время ввели негласное ограничение — до полутора лет малышей не принимают. Если есть сомнения, пора ли чаду в садик, лучше посоветоваться с педагогами, воспитателями, детским психологом. Они подскажут, готов ли малыш к жизни в большом коллективе.
Врачам интересно другое — что будет делать мама, когда отведет чадо в садик. Если она решила в тот же день выйти на работу, это не самое удачное решение, считает Комаровский. Во-первых, ребенок будет чаще болеть, и это естественно, а значит, маме придется часто брать больничный. А, во-вторых, адаптация будет более мягкой, если мама постарается в первое время «дозировать» посещение садика для своего ребенка.
Оптимальным вариантом педиатры, в том числе и Комаровский, считают ситуацию, когда мама еще несколько месяцев остается дома в декретном отпуске, чтобы иметь возможность без выяснения отношений с начальством в любой момент оставить ребенка дома, если у него появились первые проявления недуга — насморк, кашель. Это хорошо и для самого малыша, так как он легче перенесет болезнь, и для других детей, которых он заражать не будет.
О том, что такое «хороший детский сад» и как подойти к выбору детского сада расскажет доктор Комаровский в следующем выпуске.
Адаптация
Это наиболее сложное во всей истории с началом посещения садика. Евгений Комаровский подчеркивает, что нет детей, которые бы не проходили через сложный процесс адаптации. С ребенком происходит сразу много всего: он переживает, эмоционально и психологически, в его организме тоже многое «перестраивается». В садике — режим дня, а потому чаду волей-неволей придется под него подстраиваться, новая пища, иммунитет ребенка «знакомится» с новыми вирусами, циркулирущими в детском коллективе, а отсюда — частая заболеваемость, особенно в первое время, пока в организме нет специфических антител.
Сколько времени продлится адаптация, зависит только от самого ребенка. У одних это 2-3 месяца, у других — год и даже больше.
Если повлиять на заболеваемость родители никак не могут, то сделать адаптацию более легкой им вполне по силам. Для этого нужно правильно выбирать время года, когда малыш начнет ходить в садик. В сезоны повышенной заболеваемости (с конца октября по апрель) этого лучше не делать, говорить Комаровский. А вот в конце весны и летом — пожалуйста.
Возможные проблемы
Столь существенная перемена в жизни ребенка, как детский сад, может повлечь ряд проблем, как психологического, так и медицинского характера. Однако к ним Комаровский советует готовиться заранее. Лучше всего, с самого рождения.
Закаливание, адекватное отношение к лечению детских болезней в раннем возрасте, к приему тех или иных медикаментов, а также профилактические прививки, которые делаются вовремя и по графику, — лучший способ подготовить малыша к посещению дошкольного учреждения.
Привыкание ребенка к новым условиям, по словам Комаровского, — сугубо индивидуальный процесс. Один малыш быстро примет новые «условия игры», другой будет сопротивляться переменам чуть дольше. В основном это проблемы психологического рода, хотя иной раз на фоне внутреннего неприятия новых условий, малыш может заболеть и вполне физически. Такую связь в медицине называют психосоматикой.
Плаксивость и истерики
Это самые распространенные проявления психологических проблем, которые есть у любого малыша, которого начали водить в детский сад. В этой ситуации Комаровский рекомендует не «раздувать из мухи слона», не записывать ребенка в больные. Успокоительные и седативные средства нужны только тем малышам, которые очень болезненно относятся к новому в своей жизни, и если детские врачи — психиатр и невролог считают, что такая необходимость действительно есть.
Но это ситуация — на самом деле редкость, а потому не стоит самостоятельно искать «успокоительное для нервного ребенка». Лучшая тактика родителей — благосклонность и доброжелательность. Давить на малыша, кричать и заставлять ни в коем случае нельзя. Это лишь затруднит процесс адаптации.
О том, как отучить ребенка от истерик, в следующем выпуске расскажет известный педиатр доктор Комаровский.
Частые болезни
Евгений Комаровский считает это естественным. Частые болезни в основном вызваны вирусами, а вероятность «подхватить» их выше, если круг общения ребенка шире. Конечно, сидя дома, у малыша меньше шансов заболеть гриппом или ветрянкой, хотя и она не стремится к нулю, ведь «заразу» могут принести родители с улицы или гости. Но нельзя же ребенка всю жизнь продержать дома!
Его иммунитет должен «обучаться», «тренироваться», крепнуть, а для этого ему просто необходимо сталкиваться с возбудителями болезней.
Кроме того, есть целый ряд болезней, которыми лучше переболеть в детстве, так как для взрослых они невероятно опасны. Это всем знакомые ветрянка, краснуха.
О профилактике детских болезней в детском саду расскажет доктор Комаровский.
Особого внимания, по мнению Евгения Комаровского, заслуживает не факт и частота заболеваний, «принесенных» из садика, а тяжесть протекания этих недугов. Один малыш болеет пять дней довольно легко, другой две недели лежит в постели, а потом родители еще месяц долечивают последствия осложнений. В этом ни в коей мере не виновато дошкольное учреждение. Это особенность иммунитета каждого конкретного малыша, а также специфика его лечения.
Частые заболевания детсадовского ребенка не стоит списывать на воспитателей, которые не так одели чадо на прогулку, не повязали шарфик или забыли про шапочку. Этим родители удобно маскируют собственную несостоятельность, говорит Комаровский. Сначала они создают малышу тепличные условия, которые фактически «калечат» его иммунитет, а потом сетуют, что, встретившись с дождиком или сквозняком в садике, их малыш разболелся. Отсутствие таких тепличных условий, правильное и адекватное отношение родителей к ребенку с самого рождения практически сводят на нет такие «случайные» болезни в детсадовском возрасте.
Как выбрать хороший детский сад
На уровень заболеваемости тип детского сада, его материально-техническое обеспечение, квалификация педагогов и нянечек никак не влияют, уверен Евгений Комаровский. А потому рекомендовать конкретный садик — частный или государственный, в обязанности врачей не входит.
Но специалисты отмечают, что садики, где группы расположены в нормальном здании, с недавним ремонтом, где в группе не слишком много детей, лучше приспособлены для детей. Хорошо, если в дошкольном учреждении есть бассейн, если там работают люди, которые понимают, как важно проветривать помещения, даже зимой.
Какой ребенок считается «несадиковским»
Таких детей по большому счету нет, говорит Комаровский. Этот «диагноз» ставят воспитатели и педагоги, а иногда и сами родители, когда адаптация слишком затянулась или ребенок научился «запускать» процесс заболевания у себя по психологическим причинам (та самая психосоматика).
О понятии «несадиковский ребенок» и есть ли такое понятие вообще расскажет доктор Комаровский в выпуске ниже.
Беда в том, говорит Комаровский, что в большинстве садиков не соблюдают правильный температурный режим, не следят за влажностью воздуха. Воспитатели приходят в ужас при мысли открыть окно и проветрить группу в разгар зимы. В итоге ребенок, который дышит в садике сухим воздухом в перетопленной группе, болеет чаще. И это ошибочно считают противопоказанием к посещению детского сада. Именно о таких детях и говорят, что они несадиковские.
Сделать из такого «несадиковского» малыша вполне садиковского — реально и довольно просто, говорит Комаровский. Достаточно создать в группе правильные условия, укреплять иммунитет ребенка дома, поощрять посещение садика, сделать его интересным.
Другой вопрос, если ребенок страдает каким-то серьезным заболеванием, таким, как бронхиальная астма, например. Таким детям нужны специализированные садики, но их по факту в стране нет. Однако это не означает, что посещать дошкольное учреждение астматик не может. Если родители постараются и найдут садик, в котором есть хорошие медики, воспитатели обучены работать с детками с проблемным здоровьем, то все реально.
Если ребенка не перекармливают дома, не кутают и не приучают кушать только то, что ему нравится, закаливают, не дают ему таблеток по любому мало-мальски тревожному поводу, то «несадиковским» такой малыш вряд ли станет.
Советы родителям
- Будьте настойчивы и последовательны. Тогда ребенок быстрее поймет, что детский сад — это теперь реальность, с которой ему лучше примириться.
- Если ребенок отказывается есть в садике, что является не редкостью, особенно в первое время, предупредите воспитателя, что его не надо кормить насильно, пичкать супом или кашей «любой ценой». Придет время, и он начнет есть сам.
- Обязательно предупредите воспитателей о том, какие заболевания у малыша есть и на что у него аллергия.
- Готовиться к садику нужно задолго до первого посещения, расширяя круг общения ребенка — знакомя его на площадке с соседскими детьми.
Как подготовить ребенка к детскому саду
С сентября в детские садики приходит новая волна малышей. Как с наименьшими переживаниями войти в новую ситуацию? Советует частный педагог-психолог из г. Москвы Наталья Сергеевна Быковская.
Адаптация в детском саду: советы психолога
Сад ребенку необходим
Отдавать ребенка в детский сад все же стоит. Сад готовит детей к школе в:
- интеллектуальном плане
- психологическом аспекте
- помогает выстроить отношения в социуме.
В детском саду ребенок учится строить отношения с детьми и взрослыми, участвовать в коллективной деятельности.
Если вас не тяготит пребывание с ребенком и нет срочной необходимости выхода на работу, то лучше отвести его в детский сад в 4 года.
Ясельный возраст характеризуется сильной привязанностью к маме. Разлука с мамой в это время дается малышу очень тяжело и травматично, нарушается безмятежное и спокойное существование, столь необходимое для гармоничного развития.
В результате затягивается процесс адаптации. Малыш сопротивляется разлуке с мамой всеми силами, болея всю зиму и капризничая.
В возрасте 3 лет ребенок начинает строить новые отношения с миром, со взрослыми, ломая сложившиеся старые. Поведение малыша резко меняется. Он все чаще проявляет такие качества, как:
- негативизм
- упрямство
- строптивость
- своеволие
- чаще спорит и бунтует.
Это кризис выделения своего «Я». Эти изменения даются ребенку нелегко. От взрослого требуется:
- мудрость
- спокойствие
- выдержка.
Малышу необходимо чувствовать понимание, поддержку и любовь. Кардинальные перемены в жизни ребенка нежелательны. Лучше немного выждать.
Семья — лучшее место для формирования неповторимой индивидуальности. Во сколько лет бы вы ни повели ребенка в садик, его лучше подготовить. И чем малыш младше, тем тщательнее к этому надо готовитьcя.
Подготовка и адаптация к саду
Наверняка вы хотите выбрать своему крохе хороший детский сад и хорошую воспитательницу. Надо отметить, что последнее важнее, так как именно человек, с которым будет находиться малыш целый день, создает атмосферу в группе, и от него в большей мере зависит благополучие детей, а не от сада.
Ситуация новизны является для любого человека тревожной. Адаптационный период длится приблизительно 6 недель.
На первые три недели приходятся наиболее бурные реакции, проявляющиеся в:
- нарушениях сна
- капризности
- возможны респираторные заболевания.
У ребенка могут возникнуть проблемы мокрых штанишек, он может стать более плаксивым и привязанным к матери. Малыш быстро утомляется, становится непослушным, невнимательным. В этот период важна спокойная атмосфера дома.
Подготовив ребенка, можно избежать этих неприятностей:
Прогулки в детском саду | Хорошо бы иногда гулять на территории детского сада с его друзьями, чтобы в будущем все было уже знакомо. |
Знакомство с воспитателем | Познакомьтесь заранее с воспитателем группы. Расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, обратите внимание на элементы самообслуживания, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается. |
Режим дня |
Постарайтесь заранее подготовить ребенка к режиму дня детского сада. За полгода до поступления в детский сад организуйте свой образ жизни так, чтобы ваш ребенок общался с разными людьми. Учите его общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки, площадки, приучайте к игре в песочнице, ходите в гости к друзьям и родственникам. |
Сказкотерапия помогает адаптироваться в саду
Но самое мощное и доступное средство — это волшебство сказки. Есть целое направление в психологии — сказкотерапия.
Сказка увлекает за собой и ненавязчиво учит, помогает понять многое. Сочините для своего малыша историю о том, как малыш пошел в садик, и поиграйте в эту историю. Маленькие дети больше откликаются на персонажей зверей и легче себя с ними идентифицируют.
Пусть малыш сам подскажет вам персонажа или используйте то животное, которым вы ласково называете своего кроху:
- зайчонок
- котенок
- мышонок
Сочиняйте с ребенком, фантазируйте так, чтобы рассказ был ближе к вашей семье. Говоря о детском саде, будьте объективны, дабы не сложились ложные ожидания.
Отдавать ребенка в сад лучше в 4 года
В первый раз можно привести ребенка только на прогулку, побыть с ним какое-то время. Не опаздывайте, хотя бы первое время забирайте его вовремя. Говорите ребенку, что в то время, пока он в саду, вы будете:
- о нем думать
- скучать
- зарабатывать денежки для того, чтобы потом пойти вместе в детский клуб, купить его любимое лакомство, долгожданную игрушку.
Рассказывайте ему иногда, как вы спешили за ним. Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, когда он уже будет ходить в него.
Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с малышом найти ей друзей или решить сложившуюся проблему, конфликт. Ориентируйте игру на положительный результат.
Когда малыш пойдет в сад, дайте ему с собой игрушку и постарайтесь уговорить его оставить ее в группе переночевать, чтобы утром снова с ней встретиться. Если ребенок на это не соглашается, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно в сад, ведь с другом веселей и спокойнее.
Но это средство подходит не всем: кому-то игрушка лучший друг, а для кого-то не играет важной роли в таких ситуациях. И последний штрих.
Не уходите «втихую». Ребенок воспримет это как предательство, а наша цель — вселить в него спокойствие и уверенность в нашей любви и в том, что во всем происходящем нет ничего плохого, наоборот.
Каждый день будьте:
- спокойны
- настойчивы
- доброжелательны
придумайте ритуал прощания. Ребенок чувствует ваше настроение. И ваше спокойствие обязательно ему передастся.
Читайте также:
Материнские страхи. Конкретные рекомендации психолога
Усталый ребенок? Что вы должны знать
12 советов как приучить ребенка к садику без слез
Не секрет, что многие родители сталкиваются с такой проблемой, как нежелание ребенка ходить в детский садик. От постоянных истерик малыша по утрам страдает вся семья, и в первую очередь сам кроха. Кто-то данную проблему решает просто – насильно отводит малыша в садик, не смотря на его капризы. Ну а кто-то пытается понять, в чем кроется причина истерик малыша, и что его так пугает в саду. Точно можно сказать одно, пускать на самотек проблему нельзя. Необходимо непременно выяснить, в чем дело, и сделать соответствующие выводы.
Возможные причины
Малыш может бунтовать против садика просто из-за того, что он вредничает. Но чаще всего проблема кроется более глубоко. Поэтому родители должны узнать некоторые причины, по которым ребенок может отказываться от посещения детского сада. Ведь бежать к руководству дошкольного учреждения со скандалами или ругать малыша – это не выход.
- Напряженное общение с детьми. Каждый ребенок индивидуален, поэтому не исключено, что ваш кроха просто замкнут в себе и не охотно идет на контакт с другими малышами.
- Насмешки. Многие дети в раннем возрасте плохо выговаривают некоторые буквы, неуклюже ведут себя. А другие дети это быстро замечают и начинают высмеивать ребенка с проблемами. Они делают это не со зла, просто таковы особенности данного возраста. Кстати, объектом насмешек могут стать и детки с патологией внешности (шрамы, родимые пятна на лице и пр.). Повлиять на ситуацию в данном случае вам будет сложно, и дальнейшее развитие отношений между детьми полностью зависит от компетентности воспитателя и психологической подготовленности вашего ребенка.
- Неготовность малыша посещать садик. Если вы не научили ребенка слушать и уважать взрослых, не приучили его к новому распорядку дня, то ваше чадо будет бунтовать против детсадовского режима и новых правил. Если он раньше проводил время так, как хотел, и ему никто не перечил, то вам стоит быть готовыми к истерикам.
- Смена детского сада. Если вы только перевели ребенка в другой детский садик, то он, скорее всего, будет скучать по старым приятелям, а отношения с новой группой будут складываться сложно, ведь в ней уже тоже будет сложившийся коллектив.
- Проблема в воспитателе. Многие мамы считают, что воспитатели в саду ведут себя крайне не корректно по отношению к детям. И хотя на самом деле это в большинстве случаев не так, все-таки стоит взять во внимание и данный вариант. Если вы точно знаете, что педагог ведет себя с вашим ребенком грубо, позволяет себе проявлять жестокость и даже рукоприкладство, то самое время решить проблему кардинально. Ведь даже если вы поговорите с руководством, и воспитателя накажут, кроха все равно будет бояться каждой новой встречи с ним.
- Непривычная обстановка. Малыши остро реагируют на такие вещи, о которых взрослые даже и не задумываются. Незнакомое помещение, множество чужих лиц и новых вещей – все это может стать причиной для расстройства малыша, и он будет требовать вернуть его в привычное русло, домой.
- Семейные проблемы. Многие родители даже не подозревают о том, что обстановка в доме в первую очередь влияет на их ребенка. Ссоры и конфликты, рукоприкладство и алкоголизм – все это оставляет свой отпечаток на психике малыша, а отказ от посещения детского сада, лишь прикрытие самой настоящей депрессии.
Чтобы понять, в чем именно кроется причина утренних истерик вашего малыша, присмотритесь к нему, поговорите с воспитателем и другими мамами. Если вам не удастся выяснить причину самостоятельно, то стоит задуматься над посещением психолога. Ведь проблему в любом случае нужно решать, и чем раньше вы это сделаете, тем будет лучше, прежде всего для вашего чада. Задавать малышу вопрос о том, почему он не хочет ходить в сад, не стоит. По крайне мере это нужно сделать как-нибудь мягко, играя. Потому что получить точного ответа на вопрос заданный в лоб, вряд ли получится.
Выражение протеста
Когда ребенок не хочет ходить в сад, а вы безуспешно пытаетесь его приучить к нему, вы должны обратить внимание на то, как он выражает свой протест. Многие дети вместо того, чтобы открыто показать свое нежелание родителям, избегают слез и держат все свои эмоции глубоко в душе. Поэтому ваша задача понять, каким образом ваше чадо выражает протест против детского сада.
- Словесная форма. В то время, когда вы пытаетесь приучить кроху к детскому саду, ваше чадо ежедневно сообщает вам, что он не желает расставаться с вами, и не хочет посещать садик. Кто-то делает это непосредственно на пороге детского сада, ну а кто-то бунтует перед сном. Причем словесный протест редко обходится без слез и истерик.
- Истерика. Приучить ребенка к садику, когда по утрам у него случается настоящая истерика, достаточно сложно. Поэтому данная форма протеста является одной из самых выраженных и в тоже время распространенных. В момент истерики малыш кричит, сопротивляется и совершенно не реагирует на доводы окружающих, он просто не замечает их. Ребенок может легко перейти от слез к топанью ногами, раскидыванью вещей, размахиванию руками. Некоторые малыши даже начинают кататься по полу и биться головой. Такая ситуация требует немедленной реакции со стороны взрослых. Первое время можно постараться самостоятельно выяснить причины и решить проблему, но если ситуация не улучшается, и вам по-прежнему не удается приучить малыша к садику, то стоит незамедлительно обратиться за помощью к специалисту.
- Плач. Если ваш кроха просто плачет каждое утро, но не истерит, то вам следует пообщаться с воспитателем и самим малышом.
- Протест в скрытой форме. Это самая сложная ситуация, которая достаточно часто «спускается родителями на тормозах». Когда кроха кричит и шумит, во всеуслышание заявляя о своем нежелании ходить в сад, видно всем и сразу. А вот когда кроха боится или не может выразить свои эмоции и желания, тогда чуткость нужно проявить родителям. На что стоит обратить внимание? Во-первых, малыш медленно собирается в садик, тянет время. Во-вторых, малыш выглядит уставшим и совершенно обессиленным. В-третьих, кроха придумывает различные предлоги и предлагает альтернативу походу в детский сад (посидеть с бабушкой, остаться дома с папой, ведь у него выходной, и т.д.). В-четвертых, кроха показывает во время игры, каким плохим он видит детский сад (куклы тоже не хотят идти, а сад на рисунке выглядит мрачно). В-пятых, малыш может начать страдать бессонницей и потерей аппетита.
Когда ребенок не хочет посещать сад, важно заметить первые звоночки проблемы. Только чуткие родители могут своевременно понять, в чем дело, и решить вопрос. Поняв причины беспокойства крохи, можно будет приучить ходить малыша в сад безболезненно и без слез.
Выяснение причин и решение проблемы
Итак, вы поняли, что ваш кроха против детского сада. Вы увидели, что он пытается донести до вас свои чувства и просит помощи. Но что же делать, спросите вы. Решение проблемы полностью зависит от причины ее возникновения. Поэтому действовать в каждом конкретном случае нужно будет по-разному.
- Разговаривайте с ребенком. Когда вы забираете малыша из садика, спрашивайте у него, как прошел его день, чем он занимался, что делали остальные дети, чем предлагал заняться воспитатель. Такого непринужденного разговора по душам обычно хватает для того, чтобы выявить причину. Возможно, дети обижают его, доводят до слез, не хотят с ним играть, или воспитатель слишком требовательно подходит к занятиям, пытаясь приучить к новому распорядку.
- Поговорите с воспитателем. Так уж сложилось, что определенный период своей жизни ребенок должен проводить в саду рядом с воспитателем. И именно от него зависит многое в его состоянии и настроении. Не стоит грубить и разговаривать на повышенных тонах, наоборот, попросите совета у воспитателя, расспросите его о поведении своего крохи, о его успеваемости.
- Если вы видите по утрам, что большая часть детей идет в группу в слезах, пора задуматься над созывом родительского собрания. Возможно именно на нем, выслушав мнение всех родителей, вы сможете понять, почему дети отказываются посещать садик.
- Пусть ребенок нарисует садик. Яркие и радостные тона говорят о том, что в саду крохе хорошо, а причиной его истерик является домашняя атмосфера. А вот если садик на картинке выглядит мрачно, то стоит показать творчество крохи психологу или же поговорить с воспитателем.
- Спросите у воспитателя, как проходят занятия малыша. Возможно, он рисует или лепит хуже других детишек, а они смеются над ним. Тогда вам стоит приложить некоторые усилия и позаниматься с ребенком дома.
- Если же у вашего ребенка имеются проблемы с речью, то не скупитесь, посетите хорошего логопеда. Ведь дефекты речи достаточно часто становятся помехой в социализации детей.
- В случае, если ваш малыш болен такими заболеваниями, как аутизм, олигофрения, синдром Дауна, у него имеются проблемы со зрением или слухом, постарайтесь найти специализированный садик. Таким образом вы сможете не только избежать насмешек в адрес крохи, но и поможете ему развиваться по определенным правилам. Ведь коррекционные группы проводят ряд лечебных и профилактических занятий.
- Если вы знаете, что ваш малыш чрезмерно эмоционален и чувствителен, то постарайтесь найти хорошего детского психолога, который поможет немного укрепить психику. В противном случае приучить малыша к поведению других детей будет практически невозможно, а каждая безобидная шутка в его адрес будет доводить его до слез.
- Чаще гуляйте с ребенком на детских площадках и в парках. Некоторые родители берегут своих детей и не позволяют им общаться (а вдруг малыша ударят, он чем-нибудь заразиться, свалиться с качелей, наестся песка и пр.), что в последующем ведет к тому, что кроха просто не знает, как можно играть с другими детками, как себя нужно вести в обществе и т.д.
- Перед тем, как начать водить кроху в сад, приучите его к новому режиму дня. Пусть малыш ест и спит примерно в то время, когда это делают дети в саду.
- Постарайтесь с малых лет донести до своего чада, что взрослых нужно не просто слушаться, но и уважать. Малыш должен также понимать, что мама, папа, бабушки и дедушки – это родные и близкие люди. А вот воспитатель, медсестра, логопед или заведующая – это уже практически его «начальство».
- Если все способы и возможные проблемы не подходят именно для вашей ситуации, то остается два варианта – хотя бы один день побыть с малышом в группе и увидеть ситуацию собственными глазами, либо перейти в другой садик. Но последний вариант крайне нежелателен. Ведь это еще один стресс для малыша.
Общие советы и рекомендации
Все вышеперечисленное непременно должно помочь вам и вашему малышу. Однако имеется еще несколько общих советов, о которых тоже нужно знать и помнить.
- если крохе нравится его сад, но вам нужно переехать, постарайтесь не менять садик, лучше затратить больше времени на дорогу до сада, нежели вновь проходить адаптацию к группе и воспитателю;
- не ругайте малыша во время его истерик, это лишь усугубит ситуацию;
- не ссорьтесь при малыше, даже развод родителей не должен пагубно отразиться на его психике.
Учитывая всю изложенную информацию, вы наверняка сможете понять, почему малыш не хочет идти в садик. Первое, что нужно сделать – это сопоставить все факты и сделать правильные выводы. Если вам не под силу сделать это самостоятельно, или вы не понимаете, в чем кроется истинная причина, то лучше сразу ведите ребенка к психологу. Всего несколько индивидуальных занятий и вы не узнаете своего малыша. Возможно, и сами посмотрите на мир другими глазами.
Советы воспитателя, как подготовить ребенка к детскому саду
Ваш ребенок осенью впервые пойдет в детский сад? Готовы к этому событию? Знаете, что готовиться к посещению детского сада нужно и маме, и малышу. И если все получится, адаптация будет комфортной и быстрой. Вам в помощь советы воспитателя высшей категории, финалиста областного конкурса «Воспитатель года Подмосковья» Оксаны Голубевой.
© Instagram @ksudiz
Детский сад – это интересно! Детский сад – это хорошо!
Во время прогулки стройте свой маршрут таким образом, чтобы ребенок видел свой будущий детский сад. Хорошо, если там в этот момент играют дети. Рассказывайте ребенку, что и он скоро будет играть на одной из площадки с новыми друзьями, лепить куличи, танцевать, заниматься спортом, делать красивые поделки…
Делитесь своими детскими воспоминаниями о том, как нравилось ходить в детский сад. Можно вспомнить друзей, которые там были, как затем пошли вместе в школу. И, может быть, даже дружите сейчас.
Приучайте ребенка к распорядку дня как в детском саду
Ребенку, у которого свободный график, тяжело привыкнуть к тому, что в 7-00 он должен проснуться, в 8-00 выйти или выехать из дома, чтобы в 8-30 уже быть в детском саду. Поэтому маме необходимо приучать малыша к этому постепенно. Как? Раньше укладывать, раньше будить. Стараться кормить в одно и то же время. Если малыш привык к перекусам в любое время дня – отучать.
Подгузники? Оставьте их дома!
Мамы часто приводят детей в младшую группу (возраст – от трех лет) в подгузниках. Это, на самом деле, неправильно. Возможно, маме дома и удобно, когда ребенок в подгузнике, но не в детском саду… Малыш может и не сказать, что подгузник надо менять, но дискомфорт он будет испытывать. И что произойдет? Плохое настроение, слезы… А это заразительно. И вот уже рыдает половина группы.
Поэтому маме необходимо за полтора месяца до начала посещения детского сада отучить малыша от подгузника в комфортной обстановке. Учите пользоваться горшком, развивайте и поощряйте этот навык!
Развивайте навыки самообслуживания
Если кроха умеет сам есть и пить, ему будет легче за столом. Умеет снимать шортики и надевать футболку? Отлично! Если нет – тренируйтесь!
Безусловно, помогут и воспитатель, и помощник. Однако если ребенок умеет делать сам, это облегчит процесс адаптации и, в целом, сделает его комфортнее.
Учите ребенка навыкам самопрезентации
Все дети разные. Бойким легче адаптироваться, тихоням это дается сложнее. Вне зависимости от темперамента крохи, учите его навыкам самопрезентации. С какой целью? Умение ребенка рассказать о себе поможет ему найти друзей по интересам. К примеру: «Меня зовут Саша. Мне 3 года. Я люблю рисовать», «Меня зовут Маша. Мне 3 года. Я люблю сказки и умею их рассказывать», «Меня зовут Богдан. Мне 3 года, я хорошо играю в футбол»…
Мамы, не нервничайте!
А теперь самое сложное – психологическая подготовка мамы. Работайте над собой! Не рисуйте в своем сознании картины, что вашу кровиночку в детском саду обидят! Ведь чем больше выволнуетесь, тем страшнее идти в детский сад вашему ребенку. И пусть вы молчите и ничего не говорите, достаточно того, что кроха «считывает» ваше эмоциональное состояние… Поэтому задача на предстоящие 1,5 месяца – успокоиться.
Заранее познакомьтесь с воспитателями и помощником
Да, это нормальная практика! Познакомиться можно во время получения путевки в детский сад. Если вы уже ее оформили, приходите именно с целью знакомства. Вы поручаете пока еще незнакомым сотрудникам дошкольного учреждения своего ребенка, которые первые годы жизни провел только с вами. Понятно, что волнуетесь…
Советую поинтересоваться и программой, по которой воспитатели будут заниматься с ребенком. Спойлер: сотрудники в детских садах любят, когда мамы неравнодушные и активно участвуют в жизни группы.
А как вы готовитесь к тому, что ребенок вскоре пойдет в детский сад?
Читайте также:
Все фото: © Depositphotos
Как начать ходить в детский сад без проблем
Кадр из мультфильма «История игрушек: Большой побег»Когда ребёнок идёт в детский сад, у него круто меняется жизнь. В ней появляются новые взрослые, которые отвечают за него и имеют право его воспитывать, резко расширяется круг общения. Ребёнок надолго расстаётся с семьёй (целый день — это долго). Естественно, что он испытывает стресс. Игровой педагог Женя Кац даёт родителям подробные рекомендации и план действий.
Привет, учитель! Рассылка
Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию
Конечно, разные дети переживают перемены по-разному. Кто-то с радостью запрыгивает в новый поезд навстречу приключениям, а кто-то очень скучает по дому и вообще не хочет проводить столько времени рядом с таким количеством детей.
На всякий случай родителям стоит быть готовыми к худшему — к истерикам, отказам идти в садик, агрессии со стороны ребёнка и другим проявлениям стресса. Если детская адаптация пройдет спокойно — просто порадуетесь.
Что значит быть готовыми к детскому саду
Быть готовыми — это запастись терпением и участием к ребёнку. Например, когда у него истерика или когда он отказывается идти в садик. Он не «плохо себя ведёт», он просто ещё не приспособился, не привык к новой жизни и ему трудно. Ребёнок не «капризничает», он растерян или перевозбуждён, например, от усталости. Ребёнок не «липнет к маминой юбке», он соскучился или не чувствует себя в безопасности.
Как могут проявляться переживания ребёнка
Истерики в период адаптации к детскому саду — это нормально. Это выход для переживаний. Ребёнок вырастет, психика созреет, и придут другие способы справиться с переживаниями. А пока он малыш, он кричит, рыдает и всё разбрасывает. Кстати, у детей, которые могут выплеснуть из себя накопившееся напряжение, реже бывают неврозы.
Истерики переносить трудно и ребёнку, и родителям. Очень хочется их сразу же остановить. Иногда стыдно за кричащего ребёнка перед воспитателями или перед прохожими на улице. Иногда страшно смотреть в глаза детским слезам.
Если не находите в себе сил сочувствовать ребёнку, просто спокойно скажите себе: «Это не плохое поведение, это усталость, страх, тревожность, беспокойство». И обнимите ребёнка. Скажите ему, что да, вы понимаете, он соскучился. Или обнимайте молча. Смотрите вглубь — на чувства ребёнка, а не на их бурное проявление.
Агрессия. Ребёнок может начать драться, ломать и бросать игрушки. Мягко берите его за руки, ласкайте, обнимайте, жалейте.
Отказ идти в садик. Лучше и проще всего сочувственно соглашаться: «Ты не хочешь идти в садик, я тебя понимаю…». И продолжать одевать ребёнка.
Болезни и впадание в младенчество. Ребёнок может лепетать и говорить «я маленький», просить взять его на ручки, покормить с ложечки, покачать перед сном. Берите его на ручки, кормите с ложечки, качайте перед сном. Это пройдёт.
Неестественный смех, гиперподвижность. Расслабляйте ребёнка, используйте тактильный контакт.
Проблемы с засыпанием, с аппетитом. В этом случае помогают разговоры о том, что чувствует ребёнок, разговоры о детском саде, расслабляющие практики.
Как отводить ребёнка в сад
1. Ребёнку будет легче, если родители заранее договорятся, кто будет его приводить в садик, а кто забирать из садика. Говорите ребёнку, кто именно — мама или папа — придёт его забирать и во сколько. Для ребёнка время абстрактно, поэтому измеряйте время моментами режима, понятными малышу, — после полдника, с вечерней прогулки, после ужина.
2. Хорошо, если во время утреннего прощания дома и потом в саду мама или папа будет говорить не о том, как хорошо в саду (концентрируя внимание ребенка на садике и на расставании), а на том, как вы встретитесь и что будете делать вместе вечером. И ребёнок, заскучав, будет цепляться мыслями именно за это — за мороженое, которое вы пообещали купить, или за кекс, который вы вместе испечёте, или за разрешение понажимать кнопочки в машине и посидеть у мамы и папы на руках за рулём (разумеется, на парковке).
Пожалуйста, если вы уходите на работу, когда ребёнок собирается в сад, или остаётесь дома, когда ребёнок уходит, не забудьте тепло попрощаться с ним!
3. В садике в идеале передавайте ребёнка воспитателю в руки. К сожалению, не все воспитатели на это идут. Но можно же позвать: «Марьиванна, вы можете к нам подойти? Спасибо! Здравствуйте, Мариванна! Маша, возьми Мариванну за руку, до вечера! Мама придёт за тобой после полдника, и вы пойдёте за мороженым! А мы с тобой вечером будем строить дом из Lego. Хорошего дня, Мариванна!».
Что поможет ребёнку для быстрой адаптации
- Утренние и вечерние ритуалы сближают ребёнка и родителей: совместный завтрак, мамино присутствие во время утреннего подъёма, какое-то баловство. У нас это, например, мороженое на завтрак в понедельник.
- Ритуалы, которые сближают ребёнка и детский сад. Например, можно здороваться и прощаться с садиком, рассказывать сказки про дружбу садика и ребёнка.
- То, что помогает ребёнку приблизиться к вам и к дому, когда он заскучает в саду: ваша фотография в шкафчике, любимая игрушка, любимая домашняя пижамка или любимая игрушка на тихом часе.
- Вечером помогут разговоры про садик, совместные спокойные игры и занятия. Обсуждайте, как зовут детей, рисовали они или лепили, какие в садике игрушки.
- Сенсорные упражнения помогут ребёнку расслабиться и прийти в себя. Можно прятаться в домик, заворачивать ребёнка в кокон, а также принимать тёплые ванны.
- Тактильный контакт, объятия.
- Свободное творчество: рисование, раскрашивание, игры с песком, лепка.
Режим
Это очень помогает привыкнуть к новому укладу жизни. Режим — это рамки жизни ребёнка, они дают ощущение стабильности. Желательно отводить ребёнка в садик и забирать его из садика в одно и то же время. Когда ребёнку тяжело ходить в сад пять дней в неделю, можно, если есть возможность, установить точный день для дополнительного выходного. Лучше всего, если это будет пятница, понедельник или среда.
Отношения с воспитателями
В первый день познакомьтесь с воспитательницей и познакомьте с ней ребёнка. Ваш ребёнок зависит от этого человека. И любые конфликты между родителями и воспитателями могут отразиться на нём. Как и доброжелательность, уважительность, готовность идти на контакт и предупредительность.
Здоровайтесь с воспитательницей по утрам с улыбкой и называйте её по имени-отчеству. Вечером спросите, как дела у ребёнка: как спал, ел, плакал ли. Благодарите за то, что воспитатель так внимательна.
Обучающий детский сад: 50 советов, уловок и идей
ИСТОЧНИК: Lucky Little Learners
«Губки клеевые! В сети есть несколько видео по их изготовлению. Так здорово не иметь дела с бутылкой с клеевым беспорядком или теми маленькими существами, которые не могут закрыть бутылку и пролить клей на свои принадлежности! — Анита Д.
10. Всем готово!
«Получите хотя бы одну дополнительную пару рук как минимум на начало того первого дня. Все они будут приходить и нуждаться в вашем внимании, а еще так много предстоит сделать.Как учитель на пенсии, я прохожу первый час каждый день в течение первой недели в школе, просто чтобы помочь с контролем «толпы». Просто лишняя пара рук, которая знает, каково быть учителем «. — Джуди Н.
11. Хорошо спланируйте время своего круга.
ИСТОЧНИК: Growing Kinders
Сделайте его коротким, приятным и активным.
12. Прочтите многолетнюю любимицу детского сада «Целующаяся рука».
«Это относится к их первому дню в школе и включает множество мероприятий.»- Бетти Б.
13. Помогите родителям ваших учеников в первый день. Для них это тоже тяжелый переход!
«В первый день у вас будет комната, полная родителей, поэтому, чтобы хорошо попрощаться, я заворачиваю коробку с Kinder Bear (любым плюшевым мишкой) внутри. После того, как дети сядут на ковер, я говорю им, что у меня есть друг, которого я бы хотел, чтобы они встретились, но он стесняется. Я делаю вид, что слушаю медведя, и говорю детям, что он хочет, чтобы вы попрощались с мамой и папой, чтобы он мог выйти и поиграть.Родители «поймут» сообщение и уйдут, а ученики будут рады познакомиться с Kinder Bear! » — Дениз Б. .
14. Используйте диаграммы привязки.
ИСТОЧНИК: WeAreTeachers
Создание якорных диаграмм для учащихся и вместе с ними помогает им усваивать и запоминать уроки на такие темы, как дружба, формы, счет, буквы, начало письма и многое другое.
.Когда начинать детский сад
Большинство детей идут в детский сад за год до школы, обычно в четыре года.
Иногда это называют «15-часовой программой» или «финансируемым детским садом». Правительство поможет детскому саду с оплатой 15 часов посещения вашего ребенка в неделю. Это помогает снизить плату за детский сад.
Субсидируемый детский сад может быть в:
- детских центрах
- детских садах
- общественных детских садах
- независимых школ
- некоторых государственных школах.
Раннее начало
Финансируемый трехлетний детский сад вводится поэтапно. Он начнется в 2020 и 2021 годах в некоторых муниципальных районах. В 2022 году на всей остальной территории штата будут доступны пять часов в неделю субсидируемых детских садов.
Некоторые службы уже предлагают детский сад для трехлетних детей. Читайте о виды детского сада, поиск вариантов. В большинстве случаев эти программы не субсидируются.
Одаренные дети тоже могут рано пойти в детский сад.
Отделка позже
Иногда вашему ребенку может понадобиться второй год детского сада, если у них есть задержка в развитии.
Вам необходимо попросите освобождение от занятий в школе, если вашему ребенку исполнится шесть лет раньше или пока он находится в платном детском саду.
Преимущества детского сада
Детский сад — важный этап для детей младшего возраста. Настоятельно рекомендуем всем детям ходить в детский сад.
Исследования показали, что:
- Дошкольное образование помогает настроить детей на светлое будущее
- Посещение двухгодичного качественного детского сада дает еще большие преимущества
- В детском саду дети осваивают навыки, которые они будут брать с собой жизнь.
Детский сад улучшает здоровье и благополучие детей, помогает им развивать сильные социальные навыки и поощряет любовь к обучению.
Дети, которые ходят в детский сад, более независимы и уверены в себе и с большей вероятностью перейдут в начальную школу.
Что изучает ваш ребенок
Программы детского сада проводит квалифицированный воспитатель. Они предназначены для улучшения развития вашего ребенка в следующих областях:
- социальных навыков, например, как играть с другими детьми в спокойной, делящейся и поощряющей манере
- Самосознание и уважение к другим
- эмоциональные навыки, например понимание их чувства
- языковые навыки, грамотность и счет, такие как чтение рассказов и счет предметов
- радость от обучения и групповой деятельности, например, разговоры, рисование и изготовление вещей вместе с другими детьми их возраста
- способность заводить новых друзей
- знакомство с новыми идеями и концепциями.
Детский сад также дает семьям:
- возможность познакомиться с другими семьями и установить связи с общественностью
- доступ к поддержке детей с особыми потребностями
- доступ к другим общественным услугам.
Путеводитель для детского сада: чтение и письмо | Scholastic
В первый день детского сада ваш ребенок официально становится учеником! Это захватывающий переход, поскольку молодые ученики совмещают игру и рукоделие с дошкольного возраста с большим количеством уроков по письму, чтению и математике. Воспитанники детского сада привыкают к распорядку дня и узнают, как быть успешными учениками на долгие годы.
Ожидания относительно того, чего должны достичь ученики, и, в частности, должны ли они уметь читать и писать к концу детского сада, различаются в разных школах, поэтому поговорите с учителем вашего ребенка, чтобы узнать подробности о конкретной учебной программе.
Закладывая правильный фундамент для успеха вашего ребенка в детском саду, вы можете подготовить его к достижению больших успехов в учебе на долгие годы. Убедитесь, что они подготовлены к детскому саду и преуспевают в течение года, с помощью этого подробного руководства к успеху.
Покупайте рабочие тетради для детского сада, лучшие серии для читателей детского сада и рассказы для детских садов в Scholastic Store!
Хотите еще больше книг и идей для чтения? Подпишитесь на нашу рассылку Scholastic Parents.
В детском саду дети начинают расти как самостоятельные читатели и становятся более комфортными с чтением, которое теперь стало частью их повседневной жизни. В течение дня студенты читают книги, расписание дня, письма класса, песни и стихи.
Для развития навыков чтения ваш детский сад :
- Запоминает все буквы алфавита (верхний и нижний регистры) и их звуки.
- Сам начинает «читать» книги, в основном по запоминанию
- Читает и слушает рассказы, а затем рассказывает об историях, включая их сюжеты, персонажей и события.
- Следит за словами слева направо, сверху вниз и от страницы к странице.
- Распознает и может создавать рифмующиеся слова.
- Распознает несколько основных слов, таких как я, мой, ты, есть и есть.
- Добавляет или заменяет отдельные звуки в простых односложных словах, чтобы образовать новые слова, например, заменяя букву «C» в «Cat» на «R» для создания слова «Rat».
Прочтите и повторите : Попросите ребенка «прочитать» вам свою любимую книгу, используя его память, ассоциации и подсказки из картинок.
Алфавитные книги : используйте рисунки или изображения из журналов, чтобы создать алфавитную книгу с буквой и предметом, который начинается с этой буквы на каждой странице.
Заполните пропуск : Когда вы читаете любимую книжку с картинками своему ребенку и встречаетесь с коротким словом, которое рифмуется или знакомо вашему ребенку, потому что он знает историю, остановитесь и позвольте ему сказать слово. Укажите на слово, когда оно произносится, и произнесите его по буквам.
В детском саду ваш ребенок начинает по-настоящему расти как писатель.Воспитанники детского сада начинают писать слова (часто используя собственное творческое или придуманное написание) и могут даже писать свои собственные мини-книги и рассказы о своей жизни или о том, что они узнали.
Не волнуйтесь, если большинство слов пишут неправильно: творческое или изобретательное правописание — важная часть развития навыков письма в этом возрасте. Правописание слов, основанное на звуках, помогает вашему ребенку рассмотреть строительные блоки нашего языка и лучше понять их. Большинство слов, которые ваш детский сад выучит правильно писать, — это односложные слова, которые часто следуют шаблону CVC или СОГЛАСНЫМ, ГЛАВНЫМ, СОГЛАСНЫМ — подумайте «кошка», «большой» или «коврик».”
Для развития навыков письма вашему детскому саду :
- Записывает прописные и строчные буквы
- Пишет их имя.
- Записывает буквы и слова под диктовку.
- Использует изобретенное или творческое правописание для написания множества слов.
- Использует обычное написание для написания некоторых слов (CVC и основные контрольные слова).
- Пишет, рисует и диктует на самые разные темы, включая свое мнение и описание предметов или моментов и событий из их жизни.
Наклейте все на вещи : вместе с ребенком создавайте ярлыки для различных предметов в вашем доме, таких как книги, ящики для игрушек, продукты питания, кухонные предметы и одежда. Вы или ваш ребенок можете написать названия предметов, а ваш ребенок может нарисовать картинку вместе с ней.
Играйте в игры «Угадай» : нарисуйте картинку и предложите ребенку угадать написание этого слова, дав ему несколько букв в слове в качестве подсказки. Как вариант, покажите ребенку две буквы (например, «_at») и попросите его составить с их помощью как можно больше слов.
Создайте фотоальбом : когда вы фотографируете события или людей, попросите ребенка пометить изображение. Приклейте его к листу бумаги, чтобы они могли написать описание события, того, что произошло, кто там был и т. Д.
Магазин лучших ресурсов для детского сада ниже! Вы можете найти все книги и мероприятия в The Scholastic Store.
Ознакомьтесь с другими таблицами оценок:
.10 вещей, которые нужно знать каждому ребенку перед подготовкой к детскому саду
Детям, которые пойдут в детский сад с прочным фундаментом и базой знаний, будет намного легче приспособиться. Им не обязательно знать все, , но знание этих 10 важных вещей поможет им упростить переход.
Начало работы в детском саду — такое увлекательное и ответственное время! Родители, естественно, хотят, чтобы их дети впервые получили потрясающие впечатления в школе.В детском саду есть чему поучиться — как ездить на автобусе, как заводить новых друзей, как работать в классе из 20-25 учеников, как ходить на обед, музыку и искусство, как найти подходящее место, как ходить в очереди по залу и так далее!
Хотя учителя, конечно, не ожидают, что дети придут в школу, уже зная все, первые пару недель пройдут намного легче, если у ребенка будет прочный фундамент. Учащиеся, поступающие в детский сад, должны уметь:
Вербализация желаний и потребностей
Дети, которые здороваются друг с другом , приветствуют друг друга, спрашивают своих учителей, что им нужно, умеют договариваться со сверстниками и говорят сами за себя, будут хорошо учиться в детском саду.
Напишите их имена
В идеале, детей напишут свои имена слева направо с заглавной буквы, а остальные — строчными. Однако, как минимум, они должны уметь написать свое имя в какой-либо форме, чтобы учитель узнал его.
Обрабатывать книгу
Не читать, а лучше уметь найти обложку, удерживать ее в правильном направлении, переворачивать страницы и находить текст.Единственный способ научить этому навыку — это читать своему ребенку каждый день. Есть книги в каждой комнате и в машине. Убедитесь, что ваш ребенок видит, что вы также читаете свои собственные книги . Читать читать читать!
Оденьтесь
Воспитанники детского сада должны иметь возможность самостоятельно надевать пальто и туфли и сами застегивать брюки. Если ваш ребенок еще не освоил вязание обуви в начале года, не паникуйте! Продолжайте практиковаться, но обязательно отправьте его в школу в туфлях на липучках (или чем-то подобном), которые он может сделать сам.
Будьте независимы в ванной
Воспитатели детского сада, скорее всего, не смогут сопровождать своих учеников в ванную . Ученики должны уметь самостоятельно держать штаны (без комбинезонов и комбинезонов!), Вытираться и мыть руки. Начни заниматься в 4 года. Это важно!
Ножницы, клей и мелки
В детском саду происходит много раскрашивания, вырезания и оклейки.Дети, которые уже умеют использовать свои школьные принадлежности в начале года, получают большую золотую звезду. Если вам нужны предложения по использованию ножниц, Мне нравится этот набор изображений, на которых показаны «правильный» и «неправильный» путь .
Определить некоторые буквы и их звуки
Начиная с букв своего имени , дети, поступающие в детский сад, должны знать многие буквы.Полезно, если они также знают, что буквы издают звуки, но не обязательно, чтобы они знали, что такое каждая из них.
Сосчитать до 10
Воспитанники детского сада должны уметь механически считать (1-2-3-4…) до 10, а также уметь считать набор предметов (4 крекера) с хорошим взаимно-однозначным соответствием.
Рифма
Есть исследования, которые показывают, что дети, обладающие хорошими фонологическими навыками (рифмование — одно из них!), Как правило, лучше читают. Играйте с ребенком в рифму . Спой детские стишки и рифмующиеся песни. Читайте книги с рифмами.
Без родителей
Боязнь разлуки очень распространена среди детей, только начинающих школу. Детсадовцы, которые счастливы и чувствуют себя комфортно в школьной обстановке, готовы к отличному старту. Подробнее о тревоге разлуки читайте здесь .
Буду рад получить известие от вас.Как вы думаете, какие навыки необходимы всем детсадовцам? Если вы воспитатель детского сада, что вы хотите, чтобы поступающие ученики могли делать?
Как всегда, веселитесь, играя и учясь вместе со своими детьми сегодня!
.