Психика и ее развитие: Урок 5. Психология развития и возрастная психология
Психология развития — что изучает, принципы развития в психологии
Психология развития появилась в 1882 году. Считают, что это связано с выходом книги известного немецкого биолога и психолога В. Т. Прейера «Душа ребенка», в которой он описывал ежедневные наблюдения за развитием органов чувств, воли, языка и моторики собственного сына.
Психология развития осуществляет исследования психологических изменений человеческой личности на протяжении всех этапов существования. При этом учитываются антропологические, биологические, социологические и психологические причины, способствующие формированию или усовершенствованию психических процессов.
Никто не способен предсказать, каким образом будет развиваться психика конкретного человека, так как она построена на системе взаимоотношений с внешним миром и различных ценностных ориентирах.
При этом немалое влияние оказывает и отношение человека и его родителей к унаследованным особенностям. Ближайшее окружение может сильно повлиять на развитие, однако некоторый след может оставить и школа.
Психология развития и ее основные задачи
Объектом этого научного направления является человек, рассматриваемый во всех фазах своего психосоциального взросления. Исследователи выявляют все изменения в психической деятельности людей, связанных с возрастом, определяют наличие закономерностей и объясняют процессы, благодаря которым человек способен обучаться, приобретать опыт и знания.
Психология развития изучает разноуровневые и разнонаправленные процессы развития психики, их филогенез и онтогенез, а также особенности и закономерности возрастной динамики.
Причем современная наука уделяет больше внимания динамике процессов психической деятельности взрослых, а также проблемам старения человека, решает задачи, стоящие перед данным научным направлением:
- целенаправленно раскрывать закономерности психического развития индивида;
- выявлять причины, способствующие переходу с одного уровня на другой;
- анализировать особенности возрастных периодов;
- разработать психологическую картину, соответствующую каждому из периодов;
- исследовать основные факторы развития личности.
Для психологии развития характерны также и другие функции:
- прогнозирующая — предполагает возможность изменений в поведенческой деятельности и выражениях эмоций у человека;
- описательная — дает развернутую характеристику особенностям развития человека в какой-либо отдельный период жизни, рассматривает внешние проявления чувств и внутренние ;
- корректирующая — способствует созданию подходящих условий для управления развитием индивида;
- объяснительная — разъясняет изменения, происходящие в психике человека и причины, которые их вызывают.
К основным задачам психологии развития также относят клиническую диагностику. Раскрытые наукой закономерности становятся достоянием практических специалистов, которые используют их в своей работе наряду с достижениями в других направлениях — медицине, биологии, социологии.
Принцип развития в психологии человека
Более всего принцип развития актуален в исследовании психических процессов у взрослого человека. Особенно при выполнении генетического анализа. Требуется выявить все микроэтапы, которые проходят во время психических процессов, чтобы активизировать их функциональность. Принцип развития в мыслительной деятельности человека учитывает динамику на операциональном, смысловом и целевом уровнях, обусловливающую роль возможных предвосхищений.
Также, согласно принципу развития, человеческая психика имеет два пути: филогенетический и онтогенетический. В первом случае учитывается становление психики по мере распространения человеческого вида. А во втором имеется ввиду психика отдельного человека.
Психология развития изучает особенности человеческой психики
Психология развития делает основной упор на изучении объективных закономерностей в возрастных изменениях, связанных с психологическими процессами. Исследователи стараются принимать во внимания возможные проявления психики, описать, спрогнозировать и попытаться скорректировать их.
В качестве области исследования выступает психическое развитие человека, представленное за всю его жизнь. При этом в учет берется даже его поведение и все переживания. Немалый пласт информации в итоге остается лишь на описательном уровне.
Психологией развития может быть дан ответ на вопрос о развитии личности, чтобы понять, какие факторы способны определять поведение человека с его внутренними переживаниями.
Также должны быть установлены причинно-следственные связи. Они могут быть как одинарными, так и множественными.
Видео-лекция по психологии развития
ее особенности, функции и роль
Древних греков почитают как мудрых мастеров философии. Еще они заметили, что человек «спаян» из двух частей: внешнее проявление умственной деятельности и внутренние психические свойства. Отличий между людьми много, но самыми интересными являются особенности внутреннего мира. Понимание психической деятельности и самого понятия психики, на самом деле, не столь сложно, как кажется.
1
Функции психики
В современной психологии дается более точное определение, помогающее понять сам феномен.
Психика – это зеркало. Субъективное отражение объективного мира и реакция на него. Основа работы психики – совокупность множества «чувственно» и «реакционно» направленных связей.
За некоторые функции отвечает конкретный участок мозга. Но делегирование тоже свойственно главному «думательному» органу человека, потому за некоторые формы проявления определенных функций отвечает вся кора головного мозга. Психика человека выполняет следующие функции:
2
Важность для человека
В конце 19 века ученые считали, что врожденность обуславливает всю дальнейшую жизнь. Л. С. Выготский считал, что психическое развитие человека происходит по историческим законам, а не по биологическим.
Возможности человека напрямую связаны с уровнем его развития.
Уровень развития психики устанавливает качество профессиональной деятельности, проявления и направленность воли и нормы поведения. Биохимия мозга, а вследствие и поведение, регулируется тремя отделами: эпифизом, гипоталамусом и гипофизом. При неправильной работе желез, которые направляются перечисленными отделами, наблюдаются изменения и в психическом состоянии человека.3
Процессы
Происходящие действия в сознании человека и выработанная эмоциональная реакция на внешние раздражители. Во многом совпадают с функциями.
4
Состояния
Это характеристика индивидуальной картины мира и норм поведений, закрепленная на протяжении относительно долгого периода времени. Характеристики психических состояний можно предугадать.
- Эмоциональные. Испытуемые чувства.
- Активационные. Показатель активности или пассивности человека.
- Тонические. Схожи с активационными, только здесь имеется ввиду конкретный момент – бодрый ли человек, угнетенный ли.
5
Свойства психики
Главными отличающими особенностями психики являются гибкость и обучаемость. Известный ученый Татьяна Черниговская говорит, что мозг не умеет одного – не учиться.
Кардинальное отличие людей от животных – это способность и готовность влиять на обстоятельства в некоторых случаях. Это и называют волеизъявлением.
Способность действовать, исходя из накопленного опыта, и возможность выбирать способ своего поведения. Вообще свойства – это относительно стабильные образования, которые обуславливают характер индивида. Делятся на три категории:- Жизненная позиция. Убеждения, идеальный образ себя и т.д.
- Характер и темперамент. Врожденные психо-физические свойства личности и избранная манера поведения.
- Способности. Развитость воли, интеллекта и предрасположенность к творчеству.
6
Психические явления
Психология изучает фундамент, состоящий из процессов, свойств и состояний психики. Однако далеко не все процессы осознаются человеком. Как утверждают ученые, самосознание не может существовать отдельно от бессознательного, сверхсознательного, предсознательного и подсознательного. Бессознательные процессы, являющиеся первым уровнем психики, такие как дыхание, размножение, а зачастую даже и автоматическое мышление не «выводятся» на поверхность, дабы не загружать мозг.
Своими индивидуальными бессознательными люди формируют коллективное бессознательное, то есть историю всего человеческого рода. Впервые на него указал Юнг в своей работе «Структура души».
Название явления | Описание |
Подсознание | Это собрание всех устремлений, которые по тем или иным причинам ушли из сознания. Современные психологи очень часто наблюдают конфликт подсознания с сознанием. |
Предсознание | «Станция переправки» из бессознательного в сознательное. Проявляется спонтанным потоком ассоциаций, мыслей и образов. Наряду с мышлением сюда относят и случайные чувства. |
Сверхсознание | Это сформированные усилием воли образования, позволяющие, например, регулировать соматические функции (чудеса йогов с раскаленными углями и остановкой сердца). |
7
Причины нарушения психических функций
Самой очевидной причиной является травмы головы, опухоли и прочие физические отклонения. Но дело не только в «физике». Расстройства и потрясения также способны влиять на психическое состояние человека. Во главе стоит целостность нервной системы. Выделяют несколько типов нарушений. Каждое из них имеет свои причины и характерные свойства.
- Расстройства памяти и внимания.
- Мышления.
- Работы сознания.
- Расстройство личности.
- Движений и координации.
- Восприятия.
- Эмоционального состояния.
- Интеллекта.
Заключение
Заключение
Психика – до конца не изученная область. Осознание человеком каждого побуждения также практически не возможно. Такой эффект достигается в измененных состояниях сознания, что с точки зрения психологии, тоже можно считать отклонением. На психику человека могут повлиять много факторов: среда обитания (город и общество), состояние физического здоровья и даже система питания (еще в 18 веке Филипп Пинель установил связь между мозгом и кишечником).
Высокомерное отношение к незначительным факторам могут привести к серьезным нарушениям, если вовремя не повлиять на ситуацию.
Чтобы психические расстройства не отравляли жизнь, нужно соблюдать «психическую диету» – ограничивать поток лишней информации, развивать позитивное мышление и осознанность.РОМАН ДЯЧЕНКО, специально для Evrikak.ru
Видео к материалу
Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Понравилась инструкция?
2 Да Нет 0Еще инструкции на эту тему:
« История развития психологии как науки».
ООО Учебный центр
« ПРОФЕССИОНАЛ»
Реферат по дисциплине:
« ПСИХОЛОГИЯ»
По теме:
« История развития психологии как науки».
Исполнитель:
Иваншина Татьяна Александровна
Москва 2018 год.
Содержание
Введение……………………………………………………………………….1
1.Психология как наука о душе……………………………………………..3
1.1 материалистическое направление;
1.2 идеалистическое направление;
1.3. дуалистическое направление
1.4. История развития психологической мысли в эпоху феодализма и в период Возрождения……………………………………………………………. 6
2. Психология как наука о сознании (начало XVII века – середина XIX века)………………………………………………………………………………7
3. Психология как наука о поведении (середина XIX — начало XX века)…10
4 .Психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики…………………………………………….12
5.Заключение……………………………………………………………………15
6. Список литературы………………………………………………………..15
7. Приложение: Развитие психологической мысли в России………… ….16
-1-
ВВЕДЕНИЕ
Психология – это наука о душе; это область знаний о внутреннем мире человека и животных, т.е. наука о психике человека и животных. Согласно классификации Б. М. Кедрова, психология находится на стыке трёх дисциплин: естественных, социальных и философских.
Сложно изучить психологические « параметры» личности, не опираясь на философское учение о человеке, специфике его бытия, о природе человеческого сознания и деятельности.
Как формировалась философская мысль, послужившая основой для возникновения и развития психологических знаний и основных направлений психологии, можно рассмотреть из истории развития психологии.
Термин « психология» был введён немецкими схоластами Р. Гоклениусом и О. Кассманом в 1590г. и окончательно утвердился после выхода в 1732г. книги « Рациональная психология» Х. Вольфа. Однако этому событию предшествовал огромный, длиною в несколько веков период становления психологического знания.
В течении многих веков психологические знания накапливались в недрах других наук: философии и естествознания, педагогики и медицины, а возраст современной научной психологии , которую мы изучаем – всего около ста лет.
В своём развитии психология прошла четыре этапа:
1 этап: Психология как наука о душе (5 век до н. эры). Наличием души пытались все непонятные явления в жизни человека.
2 этап: психология как наука о сознании (начало 17 века, в связи с развитием естественных наук). Способность думать, чувствовать, желать называли сознанием. Наблюдение человека за самим собой считалось основным методом изучения сознания.
3 этап: психология как наука о поведении (начало второй половины 19 века). Наблюдени
Психология развития человека, статья
Этапы развития
Психология проходила длинный путь в своем развитии как наука. Со временем менялось понимание того, что такое объект, предмет и каковы цели исследования.
Психология развития человека включается в себя три этапа:
- Душа
- Сознание
- Поведение
Наука о душе появилась около двух тысяч лет назад. Так давались объяснения всем непонятным явлениям, которые встречались в человеческой жизни.
Второй этап приходится на период 17 века. В этот промежуток времени развивались естественные науки. Способность мыслить и чувствовать относилась к сознанию. Изучение происходило посредством наблюдения за индивидом. Человек давал оценку самому себе, описывал факты.
На третьем этапе (в 20 веке) психология описывала поведение. Основной задачей стали эксперимент и наблюдение за вещами, которые можно было увидеть. В поле зрения попадало поведение, поступки, реакции на действия и эмоции других людей.
Что изучает психология развития человека
Психология изучает объективные закономерности. Специалисты принимают во внимание механику психики и способы ее проявления.
Наука описывает, прогнозирует и объясняет явления, а также корректирует их. В данном случае областью исследования становится психическое развитие за время жизненного цикла человека. Учитываются внешнее поведение индивида и его внутренние переживания. Большой пласт информации остается на описательном уровне.
Ученые стремятся объяснить развитие личности, выяснить, какие факторы и условия были определяющими поведение и переживания. Устанавливается причинно-следственная связь. В некоторых случаях допустимо однозначное объяснение, в других — вероятное. Рассматривается также отсутствие причин как таковых. Дополнительно представлена одинарная и множественная связь.
Задачи
В научных статьях о развитии духовной составляющей человека отдельное внимание уделяется задачам, которые стоят перед исследователем. Возрастная психология стремится к следующему:
Выявить основные закономерности в развитии человека.
Понять, каковы причины перехода от одной к другой стадии.
Определить классификацию для возрастных периодов.
Эксперты в области науки о душе создают целостную картину для каждого из периодов. В последующем они определяют наиболее весомые факторы развития.
Жизненный цикл развития человека
Если кратко, то в психологии развития жизненный цикл человека принято разделять на пять основных периодов. К ним относятся:
- Время, проведенное в утробе матери
- Детские годы
- Отрочество
- Зрелый возраст
- Старость
В каждом из периодов есть несколько стадий. У них в свою очередь наблюдаются характерные особенности.
Когда человек переходит от одного этапа к другому, то в этот момент могут случаться критические периоды. Их называют кризисами развития. У индивида формируется новая система взаимоотношений с окружающим миром (появляется другая мотивация, ценности). Возникают психологические трудности для личности, меняется отношение внутри окружения.
Сферы развития
Сферы развития человека делятся на четыре основные группы. Главное условие счастья — развитие в гармонии с другими каждого из направлений.
К физической сфере относится здоровье человека и сопряженные с ним факторы. Это одна из самых главных сфер в жизни индивида, поскольку от нее зависят остальные области.
Социальная сфера включает в себя отношения с другими людьми и самим собой. Индивид реализуется как профессионал, коллега, друг, член семьи.
В интеллектуальной сфере обычно ставятся цели, проходит работа с эмоциональным планом, умом.
Духовная сфера чаще остальных забывается человеком. Если это происходит, то можно считать, что жизнь была прожита зря. Важно стремиться к духовному росту, служению высшим силам, уважения к живым существам, бескорыстию и доброте.
Перечисленные аспекты попадают в область изучения современной психологии развития.
Факторы психологии развития человека
Никогда не известно, как именно будет развиваться личность. У каждого человека есть врожденные особенности, но они не всегда являются определяющим фактором в будущем. Психическое развитие строится на системе взаимоотношений с окружающим миром, ценностных ориентирах. Важно то, как к унаследованным особенностям относится сам ребенок и его родители.
Социальная среда — ближайшее окружение из социума. Оно непосредственно влияет на развитие детской психики. Также оставляют след члены семьи, друзья во дворе, учителя, информация, озвучиваемая в СМИ.
В человеческую деятельность включаются мотивы, цели и действия личности. Основу образует мотив (потребность). Деятельность — это отдельные действия, которые осознанно направляются для достижения ранее поставленных целей. Мотив деятельности и ее цель не обязательно должны совпадать.
Книги
Чтобы лучше понять сферы развития человека и их влияние на повседневную жизнь, рекомендуется дополнительно изучать полезную литературу.1. «Психология развития». Автор — Грэйс Крайг
Пособие по личностной психологии было издано несколько лет назад (2016 год). Писатель постарался детально описать каждый из этапов жизни человека. Он анализировал весь возможный перечень факторов — психологию, физиологию и социум, которые оказывают влияние на индивида. В книге подчеркивается уникальность каждого из нас.
2. «Семь навыков высокоэффективных людей». Автор — Стивен Кови
Американский консультант в области управления хочет поделиться советами из собственного опыта с читателями. Он рассказывает, как добиться высокоэффективной жизни. Специалист обращает внимание, что нет безвыходных ситуации. Каждый может двигаться в наиболее близком для него направлении. Важно только одно — как индивид реагирует на проблему. Для этого специалист предлагает изучить 7 основополагающих принципов в поведении.
ПСИХОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ | Энциклопедия Кругосвет
Содержание статьиПСИХОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ.
Зарождение психологических идей.
До 19 в. психология не была независимой научной дисциплиной, ее трудно было отделить от философии.
Процесс становления психологии как науки прошел долгий путь, он начался в глубокой древности с первых мифологических представлений о душе, объединенных названием «анимизм» (от лат. anima – душа).
Общее для анимистических представлений – это вера в то, что мир насыщен душами-призраками, обитающими в телах людей, животных, растений и даже в неодушевленных предметах. Из древнейших анимистических представлений возник гилозоизм (от греч. hyle – вещество и zoe – жизнь) – учение о всеобщей одушевленности материи: весь мир (универсум, космос) – изначально живой, наделенный способностью ощущать, запоминать и действовать. В основе гилозоизма лежал принцип монизма (все сущее – порождение единой первичной праматерии). Гилозоизм впервые «поставил» душу (психику) под общие законы природы. Этим учением утверждался непреложный и для современной науки постулат об изначальной вовлеченности психических явлений в природные процессы, о зависимости психического от материального мира.
Выдвигая общие вопросы о природе души, ее функциях, отношении к организму и макрокосму, древние мыслители внесли вклад не только в учение об основных проблемах данной области знания. Их попытки дать содержательный ответ на поставленные вопросы также не прошли бесследно, так как накопленные ими фактические сведения о деятельности человека стали отправным пунктом и предпосылкой последующей эмпирической работы.
Открытые две с половиной тысячи лет назад идеи организации (системности) Анаксагора, причинности Демокрита и закономерности Гераклита стали основой познания душевных явлений. Софисты и Сократ поставили акцент на исследовании самого человека как «меры всех вещей», заложили основу для создания техники диалога, – методики, которая впоследствии сыграет ключевую роль в психологических исследованиях мышления; Платон, родоначальник философии идеализма, обратил внимание на феномен «внутренней речи» и процесс интериоризации (от лат. internus – внутренний), впервые описал конфликт мотивов.
Многие из древних философов (Демокрит, Анаксагор, Гиппократ, Аристотель, Теофраст, Гален и др.) являлись естествоиспытателями в самом строгом смысле слова. Их суждения и гипотезы базировались на наблюдаемых фактах, на изучении организма (в доступных им пределах).
Аристотель.
Особый вклад в построение предмета психологии принадлежит Аристотелю. Вершиной античных психологических изысканий считается его трактат О душе – первое систематическое исследование по проблеме души. Впервые здесь дается исторический обзор мнений предшественников по этому вопросу. Сам Аристотель, будучи учеником Платона, отвергает идею отделенности идей от вещей, он исходит из того, что каждая вещь является единством формы и материи. Душа – форма живого органического тела, она заставляет тело осуществлять программу, заложенную в организме как цель его развития: растение стремится быть растением, животное – животным. Тело и все его органы – инструменты на службе у души, она – суть, причина и цель действий тела.
Аристотель выделял два начала души – душа как энтелехия, т.е. первопричина тела, уничтожающаяся при его разрушении, и душа как проявление божественной сущности, приходящей в тело и выходящей из него в момент смерти. Орган нахождения души в человеке – сердце.
Суммируя известные к тому времени точки зрения о функциях и проявлениях души, Аристотель дал собственное истолкование их в систематической форме в виде учений о познании, эмоциях и характере. Общие положения его систематики можно обнаружить и в современном психологическом знании (в учении о психических функциях). В учении о познании Аристотель выделяет следующие процессы – ощущение, которое происходит через уподобление воспринимаемому объекту посредством пяти органов чувств; общее чувство – восприятие общих качеств и объединение ощущений в образ. Орган общего чувства – душа.
Было выделено и три вида памяти: низшая, сохраняющая копии предметов; собственно память, присоединяющая к образам предметов временные характеристики и высшая память – воспоминание, в котором участвуют умозаключения. Из воспоминаний складывается опыт, на основании которого воображение образует представления.
Функция мышления – составление суждений на основании постижения общего в понятиях. Общее – это то, что есть всегда и везде. Орган мышления – нус – часть души, свойственна только человеку и не прикреплена ни к какому органу. Существует низшее мышление (мнение или предположение) и три вида высшего мышления: логическое, интуитивное и мудрость. Существуют два вида ума – теоретический (его задача – поиск истины о вещах), и практический, направленный на осуществление деятельности.
Чувства Аристотель рассматривал в тесной связи с общей активностью. Аффекты, считал он, сами по себе не являются ни добродетелями, ни пороками. О человеке судят по его делам, а в аффекте сказывается лишь манера поведения. Он не видел смысла в подавлении аффекта, т.к. без них невозможны и героические поступки, и наслаждение искусством. Страстям и аффектам противостоит по Аристотелю устойчивость характера, который выражает сущность человека. Аристотель ввел представление о катарсисе – очищении в страдании, которое мы испытываем при воздействии искусства трагедии.
Все действия человека бывают произвольными и непроизвольными в зависимости от того, где находится основание действия – вне субъекта или в нем самом. Волевыми являются действия на основе тщательного взвешивания мотивов и по разумному стремлению.
Аристотель дал описание душевных качеств и нравов людей в соответствии с их возрастом, социальным положением, профессией. Ученик Аристотеля Теофраст продолжает это начинание – в трактате Характеристики дает описание уже 30 характеров. Это стало началом традиции составления классификаций типов людей.
Философская мысль все более интересовалась этической составляющей человека, поиском путей к счастью.
Эпикур
(См. также ЭПИКУР) с его школой безмятежности духа, воспринимал чувства как помеху для разумного удовольствия, и призывал стремиться к достижению атараксии. Стоики, в свою очередь, насчитали 26 видов аффектов (чрезмерных движений души, связанных с неправильным представлением о вещах). Они разработали программу борьбы с аффектами: 1) не дать аффекту принять внешнее выражение; 2) не преувеличивать аффект воображением; 3) оттянуть его нарастание; 4) отвлечься; 5) разоблачить действия, на которые толкает аффект и т.д. Так были заложены основы самовоспитания – умения владеть собой и контролировать свое состояние. Наряду с отрицательным в целом отношением к аффектам, стоики отмечали существование добрых страстей: радость (разумное возбуждение), осторожность (разумное уклонение) и воля.
К наиболее существенным чертам характера стоики относили мужество, самообладание, спокойствие духа, справедливость. Главная роль в формировании характера принадлежит закаливанию духа долгими упражнениями, путем совершения поступков, а также путем наблюдения за поступками героев, размышления над ними. Каждый может и должен воспитывать в себе сильный характер. «Если что-нибудь тебе не по силам, то не решай, что оно вообще невозможно для человека. Но если что-нибудь возможно для человека и свойственно ему, то считай, что оно доступно и тебе». (Марк Аврелий.) В целом в философии стоицизма человек предстает как свободное существо, действующее в соответствии с долгом. Он склонен к внутреннему созерцанию: «…должно неустанно наблюдать за собою» (Эпиктет). Идеал человека в стоицизме – независимость от внешних обстоятельств, автономность, самодостаточность (автаркия).
Одновременно проводились исследования в медико-биологических областях знания. Александрийские ученые Герофил и Эразистрат установили анатомо-физиологические различия между чувствительными нервами, идущими от органов чувств (глаза, уши, кожа и др.) к мозгу и двигательными волокнами, идущими от мозга к мышцам, кровоснабжение и морфологию оболочек головного мозга. Это открытие легло в основу важнейшего для психологии учения о рефлексах.
Позже древнеримский врач Гален (II век н.э.) в труде О частях человеческого тела, описал зависимость жизнедеятельности целостного организма от нервной системы. Гален развивал, вслед за Гиппократом, учение о темпераментах.
Повсюду зарождение и эволюция научных представлений находились в зависимости от опытного изучения организма как части природы.
Общие закономерности развития психологических идей в странах древнего Востока и Запада – одни и те же. Между различными культурами издавна происходил обмен материальными и духовными ценностями, и в настоящее время невозможно выяснить первенство многих идей. Так, например, представление о кровообращении как главном факторе телесной и психической жизни разрабатывалось в Вавилоне, Египте, Китае, Индии, Греции, и кому принадлежит приоритет и пути распространения этого знания – остается невыясненным.
Первоначальная форма причинного объяснения природы в целом (а не только ее отдельных частных связей) зародилась и на Востоке, и на Западе в виде учения о том, что все объекты, включая человека, возникают путем смешения и перемещения основных частиц (причем на Востоке, возможно, это учение проявилось раньше). Вместе с тем на Востоке не сложилась механико-математическая модель мира как основа и прообраз модели живого организма и его различных функций, в том числе психических, развитие психологии в европейских странах пошло иным путем, чем на Востоке.
Однако, именно арабскому миру средневековая Европа, скованная диктатом христианской церкви, во многом обязана сохранением преемственности науки. Нетерпимость к «языческим» знаниям уже в 3 в. привела к уничтожению научного центра в Александрии, в начале 6 в. закрылась Афинская школа. Религиозные спекуляции и мистические взгляды в средневековых христианских странах сменили опытное изучение организма и его психической деятельности. В интеллектуальной жизни Европы постепенно воцарилась схоластика, которая сводилась к рациональному обоснованию христианского вероучения.
Арабоязычная культура,
в недрах которой происходило философское мышление, основанное на эмпирических фактах, на позитивном знании о природе, явилась важным звеном, сохранившим наследие античности. Труды Аристотеля и Платона, Галена и Архимеда переводились и переписывались на арабском языке. Выдвинутые арабскими учеными идеи о том, что природа не сотворена, но вечна (совечна божеству), что ее законы не изменяются произвольно, что душа обусловлена деятельностью тела, что ее бессмертие в качестве индивидуальной сущности невозможно и т.д., были не совместимы ни с Кораном, ни со священным писанием.
Среди ученых того периода, воззрения которых сложились под влиянием аристотелизма, выделялись Ибн-Сина (Авиценна), и Ибн-Рушд (Аверроэс).
Авиценне принадлежало самое значительное после Галена учение о психофизиологических функциях. В своем медицинском сочинении Канон врачебной науки (Канун ат-тибб) он проводит мысль о зависимости психики в целом от мозга, и, с другой стороны, о воздействии психических (аффективных) состояний на глубинные органические процессы. Авиценна был одним из первых исследователей в области возрастной психологии. Он изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные периоды жизни человека. При этом важное значение он придавал развитию теории воспитания.
Еще одно значительное открытие, связанным с психофозиологией, принадлежит Ибн-аль-Хайсаму (Альгазену). Он рассматривал механизм зрения как совокупность внешнего воздействия на глаз, с работой ума, который устанавливает сходство и различие видимых объектов (учение о «бессознательных умозаключениях»).
Изучение этих механизмов продолжил Ибн-Рушд (Аверроэс). Именно он дал новую трактовку аристотелевского учения о высшей способности души – разуме (нусе). Индивидуальная душа, считал он, обладает некоторыми особенностями, которые коренятся в чувственности и позволяют ей воспринимать божественный разум (нус). Вместе с тем индивидуальная душа разрушается вместе со смертью тела, но то, что было приобретено ею в процессе жизни, поглощается божественным универсальным разумом и продолжает пребывать в нем.
Европейская схоластика
(См. также СХОЛАСТИКА) адаптирует некоторые положения античного естествознания, и, прежде всего, Аристотеля. Это в первую очередь относится к учению Фомы Аквинского (томизму).
Его система становится официальной мировоззренческой доктриной католицизма. Основные ее положения следующие: нематериальная, индивидуальная душа, хоть и находится в теле, обладает отдельным от него бытием. Душа – источник движения тела, соотношение души и тела можно рассматривать как соотношение формы и материи. Различаются чистые формы в бестелесном мире и формы, существующие лишь в материи. Человеческая душа – низшая из чистых форм (поэтому она бессмертна) и высшая из форм второго рода (поэтому она – принцип всей органической жизни). Душа – узловой пункт в мироздании, через нее в человеке соединяются оба круга бытия – телесное и нематериальное.
В учении о познании Аквинский различает человеческое, «естественное» познание – естественный разум – и «сверхъестественное» божественное откровение – основу религиозной веры. Естественное познание – это познание истины посредством чувств и интеллекта. При этом в самом интеллекте различается ряд ступеней, на каждой из которых происходит все большее отвлечение от материального объекта, от пространственно-временной области бытия. Этот переход называется абстракцией и продолжается он до тех пор, пока не обнаружится область нематериальных субстанций – пространства божественного. Бог – высшая и конечная цель познания, познается через божественное откровение. Так разум приводит к вере – божественному откровению, оно венчает собой процессы абстрагирования. Важный механизм познания – интенциональность. Она означает направленность, определяющую акт восприятия и познания в целом и делающую процесс познания активным.
Постепенно благодаря естественнонаучным тенденциям жизнедеятельность организма (в том числе определенная группа ее психических форм) стала трактоваться как независимая от регуляции со стороны души.
Открытые законы оптики начали использоваться не только в биологических целях, но и в физике и математике. Использование схем и понятий оптики для объяснения того, как строится изображение в глазу (т.е. психический феномен, возникающий в телесном органе), ставило физиологические и психические факты в зависимость от общих законов физического мира. Трактовка живого тела (по крайней мере одного из его органов) как среды, в которой действуют физико-математические законы, была принципиально новым подходом, которого не знала античная наука.
Опираясь на оптику, мыслители и естествоиспытатели преодолевали телеологический способ объяснения. Движение светового луча в физической среде зависит от свойств этой среды, а не направляется заранее данной целью, как это предполагалось в отношении движений, совершающихся в организме. Новый способ мышления в естествознании изменял характер трактовки психических явлений. В противовес принятым схоластикой приемам выведения отдельных психических явлений из сущности души и ее сил, для действия которых нет других оснований, кроме воли божьей, складывалась другая методология, основывающаяся на опытном и детерминистском подходе.
«Оптический» детерминизм подготовил почву для механистического и, несомненно, оказал на него влияние, о чем свидетельствует этимология термина «рефлекс» (отражение), ставшее краеугольным камнем детерминистской трактовки поведения.
Достижения и проблемы психологических учений средневековья принесли новое по сравнению с античностью, став необходимой предпосылкой последующего развития позитивного знания о человеке, подготовили представления, направляющие научные искания психологов Возрождения и Новейшего времени.
16–17 века.
В астрономии, механике, физике, биологии, во всех естественных науках происходила научная революция, разрушавшая традиционную картину мира. Телезио, Вивес, Леонардо да Винчи занимались опытным изучением природы, включая природу человека.
Появился трактат А.Везалия (1514–1564) О строении человеческого тела, 1543. Сочинения Коперника Об обращении небесных сфер, 1543, Дж.Бруно О бесконечности, Вселенной и мирах (De l’infinito, universo e mondi, 1584), Трактат по механике (Le Meccaniche, 1594) Галилея произвели переворот не только в астрономии, но и в мировоззрении людей.
Выдающимся пропагандистом опытного знания выступил английский философ Френсис Бэкон. В предисловии к своему труду Новый Органон, или Истинные указания для истолкования природы (Novum Organum, 1620) Бэконом был сделан набросок «великого плана восстановления наук», в котором природа и человек предстают как механизмы, подлежащие вычислениям, наблюдениям, экспериментам с помощью различных приборов.
17 век – переломная эпоха в развитии взглядов на психику. Своеобразие психологической мысли 17 в. раскрывается в разработке учений: а) о живом теле (в том числе человеческом) как механической системе, которая не нуждается для своего объяснения ни в каких скрытых качествах и душах; б) о сознании как присущей индивиду способности путем внутреннего наблюдения иметь достоверное знание о собственных психических состояниях и актах; в) о страстях (аффектах) как заложенных в теле в силу его собственной природы регуляторах поведения, направляющих человека к тому, что для него полезно, и отвращающих от того, что вредно; г) о соотношении физического (физиологического) и психического.
У истоков этих учений стоят Декарт, Гоббс, Спиноза, Лейбниц, Локк.
Наряду с механистическим детерминизмом появляется рационализм с убеждением в превосходстве умственного (интуитивного и дискурсивного) знания над эмпирическим, сенсорно-ассоциативным. Однако именно чувственное знание, считавшееся в ту эпоху наименее совершенным, оставалось по существу единственным объектом детерминистских объяснений. Только оно выводилось из общих начал природы. Важнейшие детерминистские теории в области психического, и прежде всего теория ощущений, рефлекторных действий и ассоциаций, определялись принятым механикой способом объяснения динамики материальных тел. Что касается высших форм мыслительной активности, то никто из философов 17 в., кроме Гоббса, даже не пытался поставить вопрос о том, каким образом можно объяснить эту активность из принципа механического взаимодействия, определяющего жизнь природы.
Учение Декарта.
Принцип действия простых технических устройств все больше привлекал научную мысль для объяснения функций организма по их образу и подобию.
Рене Декарт создал свою психологическую теорию, ориентируясь на объяснение принципов Галилея, новой механики Ньютона и открытие Гарвеем системы кровообращения.
Понятие о рефлексе.
Крупнейшим открытиям Декарта, ставшим фундаментальным для последующей психологии, можно считать понятие о рефлексе и принцип рефлекторной деятельности. Появление этого понятия – результат внедрения в психофизиологию моделей, сложившихся под влиянием принципов оптики и механики. Распространение на деятельность организма физических категорий позволило понять ее детерминистски, «устранить» причинное воздействие души как особой сущности. Труды Гарвея утверждали этот принцип применительно к одной из внутриорганических функциональных систем, «устраняя» душу из разряда ее внутренних регуляторов, – Декарт распространил его на взаимоотношение живых существ с внешним миром, на процесс поведения на уровне целостного организма.
Схема рефлекса сводилась к следующему. Декарт представил модель организма как работающий механизм. При таком понимании живое тело не требует более вмешательства души; функции «машины тела», к которым относятся «восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления… совершаются в этой машине как движения часов». По Декарту, взаимодействие организмов с окружающими телами опосредовано мозгом (центр) и нервными «трубками», расходящимися радиусами от него, по образцу гарвеевского процесса кровообращения. Внешние предметы действуют на периферическое окончание расположенных внутри нервных «трубок» нервных «нитей», которые, натягиваясь, открывают клапаны отверстий, ведущих из мозга в нервы. По этим каналам «животные духи» направляются в мышцы, которые в результате «надуваются». Тем самым утверждалось, что первая причина двигательного акта лежит вне его: то, что происходит в результате этого акта, определяется материальными изменениями «на входе».
Учение о душе.
Одно из важнейших для психологии сочинений Декарта называется Страсти души.
Декарт считал, что сущность тела, – в протяженности. Тело является протяженной субстанцией. Душа также является субстанцией, состоящей из непротяженных явлений сознания – «мыслей». Работа внутренних органов, и взаимодействие с другими внешними телами не нуждается в душе как организующем принципе. Оно нуждается только во внешних толчках и соответствующей материальной конструкции. «Под словом мышление… – пишет Декарт, – я разумею все то, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собою; и поэтому не только понимать, желать, воображать, но также чувствовать означает здесь то же самое, что мыслить». К мышлению отнесены не только традиционные интеллектуальные процессы (разум), но и ощущения, чувства, представления – все, что осознается. Единство души достигалось за счет сознания, перед которым все психические феномены равны. Из этой концепции вытекало, что бессознательных форм душевной деятельности не существует. Иметь представление или чувство и сознавать его в качестве содержания мысли – одно и то же. Поскольку мышление (в декартовском понимании) – единственный атрибут души, –постольку душа всегда мыслит. Для нее перестать мыслить – значит перестать существовать (cogito ergo sum – «Я мыслю, следовательно, я существую»).
Декарт – дуалист: душа и тело – самостоятельные субстанции (машина тела и занятое собственными мыслями, идеями и желаниями сознание – это две независимые друг от друга сущности). Объяснение того, как же они сосуществуют в человеке, названное психофизическим взаим
Этапы развития психики
Этапы развития психики
Изучением психики и поведения животных занимается специальная наука — зоопсихология. Он возник в начале XIX века. Основоположниками зоопсихологии являются Дж. Ламарк, Чарльз Дарвин, ученые США К. Ф. Рули, В. А. Вагнер.
В зоопсихологии психика животных изучается в диалектическом единстве с их поведением и строением нервной системы.
Ведущим фактором развития психики животных считается усложнение их жизнедеятельности, приводящее к учащению и разнообразию движений. Соответственно, происходит усложнение физического строения тела, рефлексивных функций и механизмов регуляции движений, которое было обеспечено усложнением строения самого живого вещества. Форма анатомо-физиологического субстрата психики нервной ткани или ее аналогов в простейших формах животной жизни.В процессе развития жизнедеятельности у животных формировалась нервная система: ретикулярная, ганглионарная, а затем центральная нервная система.
В зоопсихологии, по таким критериям, как форма психической рефлексии, ведущий тип поведения и структура нервной системы, три основных этапа развития психики:
:• этап элементарной сенсорной психики;
• этап перцептивной психики;
• стадия интеллекта.
1. Этап элементарной сенсорной психики. Психическое отражение животных на этом этапе имеет форму чувствительности только к определенным свойствам окружающей среды, т.е. формирует элементарных ощущений. Соответственно, поведение животных соответствует тому или иному определенному свойству.
Учитывая эволюцию стадии, отечественный зоопсихолог К.Э. Фабри выделил в ней самый низкий и самый высокий уровни.
На самом низком уровне находятся организмы, стоящие на грани растительного и животного мира, например жгутиконосцы.Представителями низшего уровня также являются губки, простейшие, кишечнополостные, низшие черви.
На верхнем уровне расположено большое количество многоклеточных беспозвоночных и некоторые виды позвоночных. Для них характерно довольно сложное строение нервной системы, сложная и высокодифференцированная организация двигательного аппарата. Формы их поведения более сложные и разнообразные.
Пример
Итак, сложное поведение паука, который ловит попавшее в паутину насекомое, мотивируется не видом жертвы, не ее запахом или звуками, которые он не издает, а исключительно вибрацией, производимой крыльями животного. насекомое и передается через Интернет.Как только прекращается вибрация крыльев насекомого, паук перестает к нему приближаться. Но если вибрация создается, например, камертоном, паук устремляется к камертону и вызывает
Карл Юнг и аналитическая психология Юнга
.Карл Густав Юнг
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАРЛА ЮНГА И ДЖОНГИАНА |
Грегори Митчелл
Аналитическая психология — это название психотерапевтической системы, основанной и разработанной швейцарским психиатром Карлом Густавом Юнгом (1875-1961).Карл Юнг был сыном пастора Швейцарской реформатской церкви, и многие из его родственников тоже были священниками. Юнг поступил в Базельский университет в 1895 году, чтобы изучать медицину, и студенческая жизнь, наряду с ранней смертью его отца, оказалась эмансипативной. Его стремление познать природу психики через непосредственный личный опыт и откровения привело к тому, что он отдавал приоритет сновидениям и видениям, а также к идее их понимания с помощью исследований философии, религии и литературы.Смертельный удар по христианской вере Юнга пришелся на то, что он совсем ничего не почувствовал при своем утверждении, религиозного посвящения которого он ожидал многого. Значительную часть его более поздних работ можно рассматривать как поиски восстановления утраченной им веры.
Известность пришла к Юнгу в первую очередь благодаря его исследованию словесных ассоциаций, в котором реакция человека на слова-стимулы может выявить комплексы: группы связанных, часто подавляемых, идей и импульсов, которые вызывают привычные модели мышления или поведения.Будучи молодым психиатром, Юнг прочитал только что изданную книгу Фрейда о толковании снов. Революционная идея Фрейда приписать бессознательную мотивацию человеческому поведению резонировала с теми же мыслями, которые Юнг интересовал в то время, и Юнг приступил к разработке экспериментального метода, названного тестом словесных ассоциаций, который можно было рассматривать как обеспечение объективной научной основы для некоторых из них. Идеи Фрейда. Юнг использовал психогальванометр как инструмент для определения комплекса.
В психологии комплекс — это, как правило, важная группа бессознательных ассоциаций, конфликтующих убеждений, которые стоят сами по себе, как отколовшаяся личность или сильный бессознательный импульс, лежащий в основе состояния человека. Юнг описал «комплекс» как узел в бессознательном; его можно представить как узел бессознательных чувств и убеждений, обнаруживаемых косвенно, через поведение, которое вызывает недоумение или которое трудно объяснить. Такие комплексы, как «Комплекс вины», истощают энергию и целостность сознательного Эго.То, что бессознательно, имеет тенденцию проецироваться на других: приписывается другим людям или внешним ситуациям. Проекция может привести к ошибочному восприятию, например, когда вы думаете, что ваш друг зол, а сам он вполне доволен. Решение комплекса может дать значительное облегчение.
В частности, комплекс неполноценности стал широко понятым и широко используемым благодаря тому значению, которое он имеет в книге Адлера «Индивидуальная психология ».
Использование психогальванометра
Простой психогальванометр был одним из первых инструментов психологического исследования.Психогальванометр измеряет сопротивление кожи прохождению очень небольшого электрического тока. На протяжении десятилетий было известно, что на величину этого электрического сопротивления влияет не только общее настроение человека, но и непосредственные эмоциональные реакции. Хотя эти факты известны уже более ста лет, и первая статья, которая будет представлена по теме психогальванометра, была написана Тарчановым в 1890 году, только в течение последних 25 лет основные причины этого изменения в кожное сопротивление.Было обнаружено, что это изменение связано с уровнем коркового возбуждения. Эмоциональный заряд слова, услышанного субъектом, немедленно повлияет на уровень возбуждения субъекта.
Одно из первых упоминаний об использовании этого инструмента в психоанализе содержится в книге Карла Густава Юнга, озаглавленной «Исследования в области анализа слов», опубликованной в 1906 году. Он описывает технику подключения объекта с помощью ручных электродов к прибор, измеряющий изменения сопротивления кожи.Слова из списка зачитывались испытуемому одно за другим. Если слово в этом списке было эмоционально заряженным, произошло изменение сопротивления тела, вызвавшее отклонение стрелки гальванометра, что указывало на срабатывание комплексного «сопротивления». Предполагалось, что любые слова, которые вызывают более сильную, чем обычно, реакцию на измерителе, являются индикаторами возможных областей конфликта у пациентов, намекающими на бессознательные чувства и убеждения, и затем эти области более подробно исследовались с испытуемым на сеансе.Юнг использовал наблюдаемые отклонения на измерителе в качестве устройства наблюдения, чтобы помочь своему собственному суждению определить, какие именно направления исследования, скорее всего, будут плодотворными для каждого субъекта.
За последние 25 лет по этой теме было представлено множество статей, и наиболее важными выводами этого исследования являются:
- Низкий уровень коркового возбуждения желателен для расслабления, гипноза и субъективного переживания психических состояний и бессознательных проявлений.
- Высокий уровень коркового возбуждения дает повышенную способность к размышлению, сосредоточенную концентрацию, повышенную скорость чтения и повышенную способность к долгосрочному вспоминанию.
- Кортикальное возбуждение напрямую связано с проводимостью кожи. Возбуждение коры увеличивает проводимость кожи, и, наоборот, снижение возбуждения вызывает падение проводимости кожи.
Юнг и Фрейд
Юнгу было тридцать, когда он послал свою работу «Исследования словесных ассоциаций» Зигмунду Фрейду в Вену. Фрейд ответил взаимностью, отправив Юнгу в Z Rich сборник своих последних опубликованных эссе, что положило начало интенсивной переписке и сотрудничеству, продолжавшейся более шести лет и завершившейся незадолго до Первой мировой войны в мае 1914 года, когда Юнг ушел с поста председателя. Международной психоаналитической ассоциации.Его собственные исследования увели его от акцента Фрейда на психосексуальном происхождении неврозов, основав свою собственную аналитическую психологию в ответ на психоанализ Фрейда. Это отличалось от фрейдистской модели тем, что принижало значение сексуальности и детских конфликтов в лечении неврозов и уделяло больше внимания текущим конфликтам пациента.
Юнг и Фрейд согласились с основной гипотезой: помимо рационального, сознательного аспекта личности существует еще одна область психики, которую человек обычно не осознает, которую они назвали бессознательной.Но вскоре они разошлись во мнениях относительно содержания бессознательного. Фрейд утверждал, что бессознательное состоит из подавленных, травмирующих детских переживаний, которые включают столкновение возникающих инстинктивных потребностей и подавляющую реальность семьи и общества. Затем был разработан психоанализ как методика, состоящая из свободных ассоциаций, предназначенная для того, чтобы выявлять такие конфликты и, таким образом, разрешать их с точки зрения взрослых.
Путь к индивидуации
Юнг какое-то время успешно применял технику измерения, но постепенно ей это не нравилось.Хотя это, безусловно, казалось правильным, но этого недостаточно. Он обнаружил, что не может с чистой совестью свести всю текущую жизненную ситуацию человека к подавленному детскому инстинкту, особенно если инстинктивность в первую очередь означала сексуальность. Юнг выделил пять основных функций психики, которые сами по себе являются архетипами или универсальными паттернами опыта:
- Persona — это наша личность, которую мы представляем внешнему миру.У нас может быть несколько таких: наша карьерная роль; наша роль как матери, отца, сына и т. д .; наша политическая идентичность и так далее.
- Эго — это центр нашего сознания, наше сознательное ощущение себя. Следовательно, он исключает (хотя и остается под влиянием) весь наш бессознательный макияж. Юнг говорит: «Насколько мы знаем, сознание всегда есть эго-сознание. Чтобы осознавать себя, я должен уметь отличать себя от других. Отношения могут иметь место только там, где это различие существует.»
- Тень является бессознательной частью Эго и вместилищем того, от чего мы по той или иной причине отрицаем или желаем оставаться вне поля зрения, а также тех качеств, которые никто не хотел бы видеть в себе, а также нереализованных потенциалы. Тень тесно связана с Ид и его структурами, Танатосом и Эросом , которые содержат животные инстинкты. Это часть личности, которую защитные механизмы Эго вытесняют из ментального сознания.
- Анима — это узел бессознательных убеждений и чувств в мужской психике, относящихся к противоположному полу, Анимус — соответствующий комплекс в женской психике. Как часть бессознательного Эго, эти комплексы могут подниматься в сознание, когда они активируются соответствующими обстоятельствами.
- «Я» — это просто совокупность всей психики. Это функция, которая содержит все остальные функции и вокруг которой они вращаются. Сознательному Эго может быть трудно принять, что в психике может быть нечто большее, чем то, о чем оно в настоящее время осознает.
Приведенная выше диаграмма включает фрейдистские концепции Ид и Суперэго, которые, как мне кажется, необходимы для создания точной картины. Разум представляет собой чрезвычайно сложную структуру, которая была описана с глубокой проницательностью Юнгом, Фрейдом , Адлером , Ассаджиоли и другими выдающимися психологами до наших дней. Каждый из них концентрируется на разных аспектах, но один не отменяет другого; взятые вместе, они дают полное понимание.
Согласно Юнгу, Эго — «Я» или способность к самосознанию — имеет четыре неотделимых функции, четыре основных способа восприятия и интерпретации реальности: мышление, чувство, ощущение и интуиция. Как правило, мы склонны отдавать предпочтение наиболее развитой функции, которая становится доминирующей, в то время как мы можем расширить нашу личность, развивая другие. Юнг заметил, что бессознательное часто проявляет себя легче всего через наименее развитую или «низшую» функцию человека. Таким образом, встреча с бессознательным и развитие недоразвитой функции (функций) имеют тенденцию прогрессировать вместе.
Юнг понимал и признавал огромное значение сексуальности в развитии личности, но он воспринимал бессознательное как нечто большее. Вдобавок он видел в бессознательном материале, особенно в снах и фантазиях, разворачивание процесса. Этот процесс уникально выражался в каждом человеке, но, тем не менее, имел общую структуру. Юнг назвал это «процессом индивидуации», в котором потенциал психики человека ищет реализации. Концепция Индивидуация многими считается его главным вкладом.Это процесс, который обычно происходит во второй половине жизни — времени в жизненном цикле, которым пренебрегают многие другие психологи. В то время как первая половина жизни посвящена тому, чтобы проложить себе путь и утвердиться в мире, вторая половина может быть временем психологического развития, движения к осознанию, интеграции, целостности.
Барьеры на пути к индивидуализации, которые мы должны стремиться исследовать и разрешать, содержатся в нашей «Теневой» личности: те качества, которые не хотелось бы видеть в себе, а также нереализованные потенциалы.Тень красоты — чудовище. Поскольку они подавлены, такие убеждения и чувства обычно бессознательны; они влияют на всю нашу жизнь, говорят нам, что мы можем, а что не можем, и управляют нашим поведением. Даже когда мы осознаем их, мы склонны скрывать их, потому что нам стыдно или неловко. Мы не хотим, чтобы кто-нибудь знал, что мы чувствуем себя недостойными любви или что мы недостаточно хороши, поэтому мы пытаемся подавить такие убеждения и отрицать их.
Находясь напротив Персоны, Тень обычно не признается и не принимается Эго, но когда она интегрирована (а не подавлена), она может быть очень полезна для человека в видении или реализации полного аспекта внутреннего «я».Эту энергию можно положительно перенаправить в бодрствующую жизнь. Например, положительная сторона Тени — дать силу запуганному человеку.
Основная цель юнгианской терапии — Индивидуализация через интеграцию Эго и Тени. Таким образом, человек становится психологическим «индивидом», то есть отдельным неделимым единством или «целым».
Согласно концепции Equifinality , существует более одного пути к интеграции Эго и Тени и достижению Индивидуализации: Mind Development Курсы включают обширную практику с использованием мнемоники правого полушария, техники творчества и потоковой передачи изображений, а также Все эти методы опираются на Теневые Материалы в правом полушарии.Возможно, Юнг дал нам вдохновение, но у нас есть методы, которые справляются с Тенью с минимумом боли.
Интроверсия и экстраверсия
Карл Юнг ввел в язык несколько новых терминов, среди которых «интроверт» и «экстраверт».
Интроверсия — это «состояние или тенденция к тому, чтобы полностью или преимущественно интересоваться своей собственной психической жизнью и интересоваться ею». Интроверты, как правило, тихие, сдержанные, продуманные и относительно не вовлеченные в социальные ситуации.Они получают удовольствие от уединенной деятельности, такой как чтение, письмо, просмотр фильмов, изобретение и конструирование. Интровертный человек, скорее всего, будет получать удовольствие от времени, проведенного в одиночестве, и будет меньше вознагражден за время, проведенное с большими группами людей (хотя им может нравиться общение один на один или один на несколько с близкими друзьями).Согласно Юнгу, экстраверсия и интроверсия относятся к направлению психической энергии. Если энергия человека обычно течет наружу, он или она экстраверт, а если эта энергия обычно течет внутрь, этот человек — интроверт.Экстраверты ощущают прилив энергии при общении с большой группой людей, но чувствуют снижение энергии, когда их оставляют в одиночестве. И наоборот, интроверты чувствуют себя полными энергии в одиночестве, но чувствуют снижение энергии в окружении большой группы людей.Экстраверсия — это «действие, состояние или привычка преимущественно интересоваться тем, что находится вне себя, и получать от него удовлетворение». Экстраверты любят общение с людьми и проявляют энтузиазм, разговорчивы, напористы и общительны.Они получают удовольствие от деятельности, которая включает в себя большие общественные собрания, например, вечеринки, общественные мероприятия, публичные демонстрации, а также деловые или политические группы. Экстравертный человек, скорее всего, будет получать удовольствие от времени, проведенного с людьми, и будет меньше вознагражден за время, проведенное в одиночестве.
Слова интроверт и экстраверт стали частью повседневной речи, их часто путают с такими понятиями, как застенчивость и общительность, отчасти потому, что интроверты, как правило, застенчивы, а экстраверты — общительны. Но Юнг хотел, чтобы они больше обращались к тому, обращался ли человек чаще вовне через личность к физическому миру или внутрь к коллективному бессознательному и его архетипам.В этом смысле интроверт несколько более зрелый, чем экстраверт. В нашей культуре экстраверты, конечно, ценятся гораздо больше. И Юнг предупредил, что все мы склонны больше всего ценить свой собственный тип!
Все мы проявляем степень интроверсии и экстраверсии, и большинство людей находится между этими двумя крайностями. Термин амбиверт был придуман для обозначения людей, которые попадают более или менее прямо посередине и демонстрируют обе тенденции в различных аспектах своей жизни. Амбивертам обычно комфортно с группами и нравится социальное взаимодействие, но также он любит проводить время в одиночестве и вдали от толпы.Примечание: Развитие разума ввело термин « Metavert » для описания человека, свободного от любого принуждения или запрета по отношению к любому состоянию, и способного быть интровертированным или экстравертным по желанию и в зависимости от обстоятельств.
Центроверсия
В своей книге Происхождение и история сознания Эрих Нойман объединил элементы психологической теории Юнга и некоторые собственные новые элементы, показывая, как великие циклы мирового мифа изображают с трудом завоеванное развитие эго-сознания в человечество, и как это развитие повторяется в жизни каждого человека.
Нойман, ученик Юнга, синтезирует идеи Юнга в единую теорию психологии вокруг своей собственной новой концепции «центроверсии», в которой эго-сознание — самоосознающее «я» человека — функционирует как интегрирующая сила, когда дисбаланс развился из-за тенденции к дифференциации: например, чрезмерное интеллектуальное развитие или движимое эмоциями. Таким образом, центроверсия — это интегрирующий процесс, который защищает Эго от подавления и подтверждает единство Эго, которое выражается на индивидуальном пути.Если две тенденции дифференциации и центроверсии находятся в состоянии равновесия, тогда индивидуация облегчается.
Нойман определил центроверсию как «… врожденную тенденцию целого создавать единство внутри своих частей и синтезировать их различия в единых системах».
Развитие личности, описанное Нойманом, имеет три аспекта. Во-первых, это приспособление к внешнему миру, экстраверсия, человек действия. Во-вторых, это внутренняя адаптация к психике и архетипам, или интроверсия, обретение мудрости.Третье — центроверсия или индивидуация внутри самой психики, целью которой является самотрансформация.
При центроверсии левое и правое полушарие мозга находятся в хорошем общении, есть целостное мышление, расходящиеся встречи сходятся, а «Единое Эго» приравнивается к Индивидуации. Это создает гораздо более прочную основу для преодоления эго на более высоком мистическом уровне, чем тот, который сосредоточен на недвойственной реальности, в которой по определению (без разделения) вообще нет места для себя.
Недвойственное сознание, безусловно, является измерением мистического сознания, но оно не может быть всем сознанием, иначе не останется никакого «я», которое нужно было бы просветить.Таким образом, это две стороны медали, рассматриваемые одновременно как единое целое, а не только одна сторона, ошибочно рассматриваемая как единое целое (что обычно можно услышать с точки зрения нью-эйдж, религиозной или материалистической точки зрения).
Центроверсия возникает, когда человек берет себя в руки и становится внимательным, с более высокой точкой зрения или состоянием сознания, чем интроверсия и экстраверсия. Сознание поворачивается вертикально, чтобы осознать Атман. Акцент смещается с Эго, стремящегося к власти в создании ниши для себя в обществе, на Самость.Это состояние необходимо как для индивидуации, так и для метаверсии.
Составление карты личности
Юнг опубликовал «Психологические типы», в которых представлены концепции интровертного и экстравертного типов личности — привычных взглядов, которые определяют жизненный опыт человека. Он уточнил эти идеи в соответствии с четырьмя функциями разума: мышлением, чувством, ощущением и интуицией, и считал, что в каждом человеке преобладает одна или несколько из этих функций, а другие требуют развития через применение, если этот человек хочет стать. все.Юнг выразился так: «Для полной ориентации все четыре функции должны вносить одинаковый вклад».
Используя двусторонний измеритель, разновидность двойного психогальванометра, который измеряет и сравнивает возбуждение каждого из полушарий головного мозга, можно провести оценку в полушарии. Этим методом определяется левое или правое доминирование субъекта и гибкость полушарного возбуждения, а также его степень интроверсии / экстраверсии. У людей есть привычные реакции и стили познания, которые относятся к определенным типам личности, определенным Юнгом.Хотя Юнга в первую очередь интересовала психопатология, он признал, что на эти факторы могут влиять упражнения и индивидуальный подход к случаю, и с использованием двустороннего измерителя (разработанного и построенного Грегори Митчеллом, к сожалению, не имеющегося в продаже) это задача, которую мы теперь в состоянии взяться за дело.
Гальванометрические тесты могут быть представлены в виде двухмерной «карты личности», как показано ниже. Это включает факторы возбуждения мозга (в результате таких факторов, как тревога, напряжение, бдительность, вовлеченность и готовность противостоять жизни), которые могут быть измерены с помощью GSR Meter; и баланс полушария (в результате преобладания когнитивных или чувственных функций), который можно измерить с помощью двустороннего измерителя.
Карта, полученная из этих двух измерений, во многом схожа с моделью личности и психической патологии, постулированной К.Г. Юнг. Маленький центральный квадрат на диаграмме представляет то, что мы называем «идеальным диапазоном показаний»: диапазон рациональной реакции; за пределами этой области реакции становятся невротическими и, в крайнем случае, психотическими. Если методы, используемые в анализе, оказались эффективными, показания клиента должны находиться в пределах внутреннего квадрата, и в этом случае клиент может подойти к передовым методам с разумным ожиданием успеха.Квадрат среднего размера представляет собой нормальный диапазон личности согласно юнгианской модели, и термины определены следующим образом:
1. Флегматик = Думающий интроверт.
2. Меланхолик = Чувство интроверта или интуитивного типа.
3. Сангвиник = Мышление экстраверт.
4. Холерик = Чувствующий экстраверт или сенсационный тип.
Большой квадрат представляет патологические диапазоны личности.Разница между патологическими состояниями и нормальными состояниями — разница в степени; одно состояние незаметно переходит в другое.
Овал с отметкой A представляет доступ, который гипотетический клиент может иметь к ряду состояний личности или сознания: диапазон возбуждения и подвижность полушария, которые находятся под сознательным контролем человека. Тандемное расположение GSR и двусторонних измерителей позволяет отображать обе оси одновременно, таким образом, представляя динамическое отображение этих факторов.
Юнг и трансперсональное
«Моя жизнь — это история самореализации бессознательного», — писал Юнг в самой первой строчке своей автобиографии, и процесса, который он назвал «индивидуацией» — идеей непрерывного, непрерывного личностного развития на протяжении всей жизни. — была важной частью его подхода к психологии и жизни. Немногие современные психологи разделяли его точку зрения о том, что психологическое развитие, рост в направлении реализации истинного потенциала человека, продолжается на протяжении всей жизни, а не ограничивается детством.Он утверждал, что такая самореализация может произойти, если рассматривать бессознательное как живое, демоническое присутствие: конфронтируя и исследуя то, что бессознательное должно сказать, человек может более правдиво познать себя, и может произойти личная трансформация.
Личное бессознательное содержит все убеждения, ценности, чувства и воспоминания, которые в настоящее время не осознаются. Он содержит материал, который можно сделать осознанным простым волевым актом, который можно назвать «предсознательным»; материал, для извлечения которого требуется некоторое усилие или внешний стимул, как когнитивный, так и аффективный, который можно назвать «подсознательным»; а также материал, который, возможно, никогда больше не будет возвращен в сознание.Он состоит из того, что вы испытываете каждый день своей жизни. Личное бессознательное также является свалкой для вещей, которые нам не нравятся и которые мы действительно не хотели бы иметь в сознании очень часто.
В аналитической психологии «личное бессознательное» — это термин Карла Юнга для обозначения фрейдистского «бессознательного» в отличие от «коллективного бессознательного». Юнг сделал важный шаг, определив бессознательное человека как состоящее из личного бессознательного (исходя из опыта индивида) и второй, гораздо более глубокой формы бессознательного, лежащей в основе личного, коллективного бессознательного (происходящего из унаследованная структура мозга и общая для человечества)…
Коллективное бессознательное содержит инстинктивные побуждения и модели поведения, которые мы все разделяем как человеческие существа. Он включает в себя общую клеточную память прошлых предков, которая находится внутри тела и передается генетически. Но Юнг также воспринимал коллективное бессознательное как нечто, к чему мы подключаемся с помощью психических средств, как текущий «сверхразум» нашей расы.
Согласно теории Юнга, комплексы могут быть связаны с травматическим опытом окружающей среды или могут быть вызваны внутренними конфликтами.Есть много видов комплекса, но в основе любого комплекса лежит универсальный образец опыта или архетип. Он постулировал, что комплексы берут начало в архетипических глубинах психики — глубоких структурах, паттернах и образах жизни, которые представляют собой унаследованную память об истории человеческой культуры.
Архетипы — это врожденные универсальные психические предрасположенности, которые образуют основу, из которой возникают основные темы человеческой жизни. Группа воспоминаний и интерпретаций, связанных с архетипом, представляет собой комплекс, например.грамм. материнский комплекс, связанный с материнским архетипом. Юнг рассматривал архетипы как психологические органы, аналогичные физическим, в том смысле, что оба являются морфологическими конструкциями, возникшими в процессе эволюции. Будучи универсальными и врожденными, их влияние можно обнаружить в форме мифов, символов, ритуалов и инстинктов людей. Архетипы являются компонентами коллективного бессознательного и служат для организации, направления и информирования человеческого мышления и поведения. Согласно Юнгу, архетипы сильно влияют на жизненный цикл человека, продвигая неврологически закрепленную последовательность, которую он назвал стадиями жизни.Каждая стадия опосредуется новым набором архетипических императивов, которые стремятся реализовать себя в действии. Они могут включать в себя отцовство, инициацию, ухаживание, брак и подготовку к смерти.
Хотя общая идея архетипа хорошо известна, существует значительная путаница в отношении их точной природы и того, как они приводят к универсальному опыту. Путаница в отношении архетипов частично может быть отнесена на счет собственных эволюционирующих представлений Юнга о них в его произведениях и его взаимозаменяемого использования терминов «архетип» и «изначальный образ».«Строго говоря, архетипические фигуры, такие как Герой, Богиня и Мудрец, являются не архетипами, а архетипическими образами, кристаллизовавшимися из архетипов как таковых. По сути, у каждого из нас есть архетипы, которые доминируют в нашей личности и жизни. Хотя количество архетипов безгранично, есть несколько особенно примечательных, повторяющихся архетипических образов: Дитя, Герой, Мать, Мудрец, Обманщик, Вождь, Исследователь, Воин, Художник, Герой. , Мастер и др.
Концепция архетипов — могущественных универсальных символов, появляющихся в мифах, сказках и снах — является важной частью концепции бессознательного Юнга. Он считал комплексы, существующие в личном бессознательном, персонификациями или проявлениями архетипов коллективного бессознательного, ведущими к характерным моделям поведения. Архетипы, представленные в каждом человеке, также включают в себя проецируемые идеи окружающего мира в зависимости от того, как человек воспринимает мир, способами, которые могут иметь тенденцию к положительному или отрицательному, и в соответствии с различными влияниями воспитания, образования и инкультурации.Другой фактор — это общий интеллект людей, от которых произошел человек; через гены и психологически прилично.
И Юнг, и Фрейд постулировали определенные защиты от автономных комплексов. Фрейд распознает новые защиты, в то время как Юнг воспринимает новые контексты защиты, так что они являются левым и правым полушарием мозга по своей природе. Фрейд относится к сопротивлению беспокоящим личным эмоциям, тогда как защиты Юнга проистекают из неличностного, «внешнего» натиска коллективного бессознательного.Юнгианские защиты могут включать отрицание потенциально изменяющего жизнь архетипического опыта и защитное возвращение к более ранней, более узкой личности; или капитуляция перед коллективной психикой, возможно, с оправданием обладания уникальной духовной мудростью или связями.
Мне кажется, что Коллективное Бессознательное — это своего рода Генетическое Суперэго , поскольку оно пересекает культурные границы. Суперэго содержит родительские голоса, ограничивающие мышление и поведение, в то время как коллективное бессознательное содержит архетипы, которые во многом ограничивают мышление и поведение.
Люди явно предрасположены наслаждаться обществом других людей, сотрудничать (по крайней мере, в некоторых видах деятельности), и у нас также есть потребность в признании и чувстве принадлежности. В то же время многие из предрасположенностей, которые, как принято считать, существуют у людей, — например, зависть, жадность и ревность, особенно в отношении территории и собственности, — обладают способностью угрожать обществу и противодействовать попыткам культуры сдерживать их. Кэмпбелл утверждал, что если общество хочет выжить, оно должно разработать усовершенствованные социальные и культурные механизмы, чтобы контролировать свои антисоциальные инстинкты и более эгоистичные и жестокие архетипы человеческой природы.Архетипы заботы и материнства сами по себе недостаточно сильны, чтобы сдерживать патриархальное общество.
Относительно точного
Сознания существует значительная путаница. Измененные состояния сознания
Чтобы понять механизм многих явлений, источником которых является сам человек, необходимо понять, что такое сознание и какой у него статус.
Есть много необъяснимых явлений, которые, по некоторым гипотезам, есть человек, влияющий на мир вокруг нас.Это полтергейст, пирокинез, телепатия, ясновидение и т. Д. Но в простом мировоззрении огромную роль играет психика, так как человек воспринимает окружающий мир через органы чувств, передавая информацию через призму своего сознания. Часто человеческий организм может сыграть злую шутку.
Психея (от греч. {, Ψυχή} «дыхание, душа») — сложное понятие в философии, психологии и медицине.
- Особый аспект жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой.
- Способность к активному отражению действительности или совокупности психических процессов и явлений (восприятие, субъективные ощущения, эмоции, память и т. Д.).
Под психикой следует понимать своеобразное отражение тела, то есть его способность к различным рефлексам, а точнее проявление к ним способности реагировать на раздражители как внутреннего, так и внешнего мира человека.
Психея связана с соматическими (телесными) процессами. Его оценивают по нескольким параметрам: целостность, активность, развитие, саморегуляция, общение, адаптация и др.и проявляется на определенном этапе биологической эволюции.
При переходе от биологических форм отражения к ментальным делится на следующие этапы:
- Сенсорный. Отражая индивидуальные раздражители, субъект реагирует только на биологически значимые раздражители (раздражительность).
- Перцепционный. Выражается в способности отражать сложные раздражители в целом: ориентация начинается с набора атрибутов, есть реакция и на биологически нейтральные раздражители, являющиеся лишь сигналами жизненно важных раздражителей (чувствительность).
- Интеллектуальный. Разве что помимо отражения отдельных предметов есть отражение их функциональных взаимосвязей и связей.
Различают несколько типов психических процессов:
- Когнитивные (чувство; восприятие; мышление; внимание; память; воображение; речь)
- Эмоциональное (эмоции; чувства; эмоции; стресс)
- Волевая (Борьба мотивов; Принятие решений; Постановка цели)
У человека есть высшая форма разума — сознание.
Сознание
Сознание — одна из форм отражения объективной реальности в психике человека. Согласно культурно-историческому подходу, характерной чертой сознания является то, что между объективной реальностью и сознанием находятся элементы общественно-исторической практики, позволяющие построить объективную (общую) картину мира.
К неотъемлемым характеристикам сознания относятся: речь, мышление и умение создавать обобщенные модели окружающего мира в виде набора образов и понятий.
В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:
- Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). Основа совокупности знаний о мире.
- Различие субъекта и объекта (противопоставление мира, различие между «я» и «не я»). Это включает самосознание, самопознание и чувство собственного достоинства.
- Отношение к самому человеку и миру (его чувствам, эмоциям, переживаниям).
- Творческая (творческая) составляющая (сознание с помощью воображения, мышления и интуиции создает новые образы и концепции, которых раньше в нем не было).
- Построение предварительной картины мира (память хранит образы прошлого, разум создает модель будущего).
- Целеполагание деятельности (исходя из потребностей человека сознание формирует цель деятельности и направляет человека на ее достижение).
С точки зрения материалистической науки, между человеческим сознанием и окружающим материальным миром существует четыре типа взаимодействий.Первый и второй типы взаимодействия диалектически связаны: первичное сознание рождается из материального мира и определяется ими, но затем, по мере их созревания, оно начинает активно влиять на мир, трансформируя его по собственному плану. Третий и четвертый типы взаимодействий сами по себе не являются материальными, но относятся к информационному типу. Третий тип взаимодействия кажется пассивным. По сути, это активное отражение, включающее в себя элементы отражения, оценки и преобразования.Наиболее сложный и развивающийся позднее четвертый тип взаимодействия, знаменующий более высокую ступень развития сознания — самосознание.
Состояния сознания
Есть «нормальное» или «нормальное» состояние сознания — бодрствование, сон и глубокий сон.
Измененные состояния сознания (ASC) — «качественное отклонение в субъективном опыте или психологическом функционировании от определенных обобщенных для данной сущности правил, рефлексивно индивидуальных или замеченных наблюдателями» (классическое определение А.Людвиг).
Типологически ISS можно разделить на:
- Вызвано искусственно: вызвано психоактивными веществами (например, психоделическими препаратами) или процедурами (например, сенсорная депривация).
- Психастенические за счет: религиозных обрядов, аутогенной тренировки по Шульцу, холотропной терапии Гропу.
- Самопроизвольно возникающее при нормальных обстоятельствах (при значительном напряжении, прослушивании музыки, спортивной игре) или в необычных, но естественных обстоятельствах (например,g., если роды протекают нормально), или в необычных и экстремальных условиях (например, пиковый опыт профессиональных спортсменов, имущественный стаж различной этиологии и т. д.).
ISS могут быть вызваны совершенно разными триггерами (событиями, вызывающими определенную реакцию), и такие состояния могут быть связаны, а могут и не быть связаны с патологией. Также такие состояния часто возникают спонтанно и случайно.
Измененные состояния сознания
Самая ранняя форма фиксации и развития человеческой культуры — это преднамеренная индукция ИСС, а их активное использование для различных целей — шаманизм.В этнографии описывается измененное состояние, известное как «шаманская болезнь», «шаманский транс», состояние коллективного транса, например в процессе проведения шаманского ритуала и т. Д. В будущем МКС и техники руководства нашли свое место в различных религиях и «популярной» культуре: колдовство, гадание, волшебная деревня, карнавалы и т. д. вниманию науки к явлениям МКС и их регулированию, связанным с эпохой месмеризма, когда Ф. А. месмеризм (1733-1815) заложил основы гипноза и разработал его активное терапевтическое использование.
В современной психологии разработаны различные модели описания МКС: дискретные, непрерывные и дискретно-непрерывные.
Согласно исследованиям Арнольда Людвига, основными характеристиками являются следующие особенности, характерные для большинства МКС:
- Расстройства субъективного мышления (проявляющиеся в изменении концентрации внимания, нарушении мнемонических процессов или затруднении суждений).
- Изменения субъективного ощущения течения времени.
- Потеря контроля и страх потери эго-идентичности (диссоциативные расстройства).
- Изменения в эмоциональной сфере нижнего сознательного контроля, проявляющиеся в виде: 1) регресса к более примитивным эмоциям; 2) биполярное расстройство; 3) эмоциональная лабильность; 4) затруднение в выражении эмоций (изотимия).
- Изменение схемы тела (проприоцепция), включая феномен деперсонализации и дереализации.
- Искажения восприятия, представляющие собой иллюзию различных сенсорных модальностей, галлюцинации и псевдогаллюцинации, а также временное ухудшение зрительного восприятия, особенно зрительного.
- Изменение системы смыслов и ценностей.
- Трудности вербализации переживаний ИСС (невыразимость).
- Чувство обновления возникает в ряде состояний и при выходе из них (психоделическое состояние, гипноз, деперсонализация и т. Д.).
- Понизить порог внушаемости, в том числе невозможность критической оценки словесных коммуникаций и инструкций, воспринимаемых испытуемым; склонность искажать или неправильно интерпретировать различные стимулы на основе личного отношения и страхов.