Содержание

Согласные звуки [л],[л’], буквы Л, л

Буква «А» пошла в лесок —
Потеряла поясок…
Зацепился он за ель:
Получилась буква «Эль»!

Вот так знакомит нас с буквой л один из детских писателей, а мы будем знакомиться с буквой л вместе с лисой Ларисой. Давайте познакомимся поближе.

Лиса Лариса – самая красивая в лесу. Она очень умная и хитрая: то волка обхитрит, то колобка, то медведя. А ещё Лиса Лариса любит читать книги и учиться в школе. И вот однажды гуляла Лариса по лесу и на пенёчке нашла книгу. А так как Лариса была любознательная, то решила (пока никто не видит) почитать книгу. А в книге Лариса увидела много интересного про букву Л.

И сегодня вместе с Ларисой мы тоже будем знакомиться с большой буквой Л и маленькой буквой л. Но сначала вместе с Ларисой мы разгадаем загадки.

Итак, начнём.

Есть у ребят зелёный друг, весёлый друг, хороший,

Он им протянет сотни рук и тысячи ладошек. 

─ Это же мой родной дом. Это лес.

А вот ещё одна загадка.

Лейся, дождь, веселей, мы с тобою дружим.

Бегать весело нам босиком по…

─ Луже.

И ещё загадка.

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто это? 

─ Ой, это же загадка про меня. А я лиса Лариса.

Молодец. Ты правильно разгадала загадки. Теперь посмотри внимательно на слова.

Все слова начинаются со звуков [л] и [л’]. Причём слова лес и лиса начинаются с мягкого

звука [л’], а слова лужа и Лариса начинаются с твёрдого звука [л].

А все звуки на письме обозначаются буквами. Вот и звуки [л] и [л’] на письме обозначаются большой буквой Л и маленькой буквой л.

Звуки [л] и [л’] – это согласные звуки. Согласные звуки нельзя петь, как гласные, и когда мы их произносим, то наши губы, или зубы, или язык мешают воздуху свободно проходить во рту и возникает преграда.

Давай попробуем произнести звуки [л] и [л’]. Язык мешает свободно произносить эти звуки. А значит – они согласные.

Все согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими. А чтобы лучше запомнить, мы твёрдые звуки, сделали синим цветом, и произносим твёрдо. Например: [л]. А мягкие звуки сделали зелёным цветом и произносим мягко. Например: [л’]. Причём к мягкому звуку мы добавим значок, похожий на запятую, который показывает, что этот звук мягкий.

А так как звуки на письме обозначаются буквами, то большую буква Л и маленькую букву л обозначим сине-зелёным цветом.

И вы должны запомнить, что эти буквы могут обозначать два согласных звука: твёрдый и мягкий.

А ещё мы помним, что звуки говорим и слышим, а буквы видим и пишем.

Все согласные звуки могут звучать звонко или глухо. Вот послушайте, как звонко звучат звуки [л] и [л’]. Эти звуки могут быть только звонкими.

Буква Л может быть большой (её называют заглавной) и маленькой (её называют строчной). Большая буква всегда больше чем маленькая, а маленькая буква всегда меньше, чем большая.

А сейчас, лисичка, предлагаю тебе тоже написать букву. Вот тебе листочек с точками.

Соедини, пожалуйста, точки в том порядке, чтобы получилась

буква л.

Ну, вот буквы мы научились писать, а теперь узнаем, в каких же случаях пишутся эти буквы. Если кому-то или чему-то даются имена, то эти имена пишутся с большой буквы. С большой буквы пишутся отчества и фамилии людей. С большой буквы пишутся клички животных, имена сказочных героев. А с маленькой буквы пишутся многие другие слова. Например: лейка и лопата.

А ещё с большой буквы пишутся слова в начале предложения. Например:

Лето – это самая тёплая пора года.

А теперь мы немного поиграем.

Сейчас мы будем искать все

буквы Л среди других букв.

Молодец. Лариса. Ты все правильно сделала.

А чтобы лучше запомнить букву л, мы прогуляемся с лисичкой по лесу и посмотрим в названии каких предметов и объектов буква л обозначает мягкий звук [л’].

─ Вот нашла. Ель.

─ Правильно.

─ Вот ещё, малина.

─ Правильно.

─ Ой, а это мои сестрички-лисички.

─ Молодец, ты все правильно сказала. В этих словах все буквы л обозначают мягкие звуки [л’].

Теперь давай назовём слова, в которых буква л обозначает твёрдые звуки [л].

─ Знаю, вот белка на пенёчке сидит.

   В слове волк тоже буква л обозначает твёрдый звук [л].

   Смотрите, лось спрятался. В слове лось буква л обозначает твёрдый звук [л].

Ну вот мы и познакомились с твёрдым звуком [л] и мягким звуком [л’], которые на письме обозначаются большой буквой Л и маленькой буквой л.

До новых встреч.

Конспект занятия. Звуки [л] [л’]. Буква Л | Дошкольное образование

Конспект занятия. Звуки [л] [л’]. Буква Л

Автор: Калинина Светлана Александровна

Организация: МБОУ СШ №85

Населенный пункт: город Ульяновск

Цель:

Знакомство с буквой «Л»

Дидактическая цель:

создание условий для формирования образа буквы «л» и различения звуков [л], [л’].

предметные результаты:

— усвоить образ буквы «л»;

— уметь различать звуки [л], [л’] между собой и среди других звуков

личностные результаты:

— ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «уважение»;

— освоить роль ученика, формирование интереса к учению

метапредметные результаты —

регулятивные:

— организовывать своё рабочее место под руководством учителя;

— определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя;

— работать с планом;

— рефлексировать свою деятельность на уроке

познавательные:

— ориентироваться в учебнике;

— отвечать на вопросы учителя, создавать свои задания, находить нужную информацию в окружающем мире и учебнике

коммуникативные:

— участвовать в диалоге на уроке;

— работать в паре;

— слушать и понимать речь других

Задачи:

1. Знакомство с буквой «Л» и со звуком «Л» «ЛЬ», как согласным звуком, и его условным обозначением. Уточнить артикуляцию.

2. Развивать речевую и мелкую моторику, фонематический слух, формировать зрительное восприятие.

3. Воспитывать интерес к занятию, через занимательные упражнения.

Оборудование: презентация

  1. Литература. Н. С. Жукова Букварь
  2. Аудиофайл для ролика взят с сайта http://alphabook.ru

Ход занятия.

  1. Вводная часть.

1) Организационный момент.

1, 2, 3, 4, 5

Урок пора нам начинать

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь

Сегодня мы продолжим знакомство с буквами русского алфавита. Какой учебник нам в этом поможет? (Букварь)

2)Определение темы урока

-Молодцы! Но прежде чем мы начнем работу с учебником, давайте попробуем определить тему урока.

3) Чистоговорка

Ваша задача: чётко проговаривать звуки.

Ло-ло-ло – на улице тепло.

Лу-лу-лу – стол стоит в углу.

Ул-ул-ул – у нас сломался стул.

Оль-оль-оль – мы купили соль.

— Какие звуки повторяются чаще дру­гих? ([л], [л’].)

— Какая тема урока? («Буква Л,л»).

— Какая же цель урока? (Изучить новую букву)

— Что значит изучить? (читать, исследовать, слушать,)

  1. Основная часть. Знакомство с новым материалом
    .
    1. Выделение звука.

— Назовите предметы. Какой общий звук вы слышите в этих словах.

2.2. Игра « Где спрятался звук»

— Есть ли в этом слове звук [л] и [л’] и где он находиться.

— В каком слоге вы услышали этот звук? Произнесите.

2.3. Звуковой разбор слов. Составление схемы слова.

Отгадайте загадку.

Никого не огорчает,
А всех плакать заставляет
.
(Лук)

— А теперь составим схему к слову «лук».

(В слове «лук» один слог и слышим 3 звука, на схеме рисуем три круга.. Произношу слово [лук]. В начале слова слышу звук [л]. Он согласный, твердый, находиться вслияния со зуком [у], на схеме обозначаем синим кругом. Дальше слышу звук [у] – гласный, обозначаю красным цветом. И на схеме вижу слияние твердого согласного с гласным. Произношу последний звук [к] — он согласный, твердый, находиться вне слияния, на схеме обозначен синим кругом. Произношу все слово по схеме [лук].)

— Следующую схему подберем к слову «лимон«? Докажем.

( В слове «лимон» слышу два слога и пять звуков и на схеме пять звуков. Произношу слово [л’имон]. В начале слова слышу слияние [л’и]. Это слияние мягкого согласного и гласного. На схеме обозначен зелёным и красным кругом. Затем слышу слияние [мон]. Это слияние твердого согласного и гласного. На схеме обозначен синим и красным кругом Звук [н] — он согласный, твердый, находиться вне слияния. На схеме обозначен синим кругом. Произношу все слово по схеме [л’имон].)

 

2.4.Характеристика звуков. Звуковой человечек.

Наблюдение за артикуляцией [л] и [л’].

— Давайте произнесем первый звук в слове «лук».

— Докажите, что это согласный.

(звук [л] — согласный, потому что поток воздуха встречает на своем пути преграду (язык) и произносится с помощью голоса и шума)

— Произнесем первый звук в слове «лимон».

— Докажите, что это согласный.

— Звуки [л] и [л’] разные или это один и тот же звук?

— Это разные звуки: [л] — твердый, а [л’] — мягкий. Из наших легких идет воздушный поток. Кончик языка касается верхнего неба и плотно смыкается. Воздушная струя как бы расходится по бокам языка, по его сторонам. Т.к. звук [л’] — мягкий, то при произношении звука не только кончик языка, но и его средняя часть касается верхнего неба; при произнесении [л] приподнимается задняя часть языка.

— Какие башмачки обуем Звуковому человечку?

— ( Зелёные и синие).

— А какую шапочку оденем? Послушаем Звонкий или глухой звук.

— Звучит звонко. Колокольчик.

( Просмотр мультик про звук и букву Л)

 

3. Физкультминутка.

Чтоб усталость быстро снять

Попрошу вас тихо встать.

Раз — подняться, потянуться

Два — согнутся, разогнуться.

Три-, четыре — руки шире

Пять руками помахать.

Шесть за парту сесть опять.

Семь-восемь — лень отбросим.

4. Работа над Буквой Л

1) Обозначение звуков буквой.

— В русском языке два звука [л] и [л’] обозначаются одной буквой «эль».

— Чем отличаются данные буквы?

— Скажите, на что похожа эта буква?

— Как вы думаете, куда мы поселим букву «эль» на ленте? ( на второй этаж, потому что она обозначает звонкие согласные звуки)

2) Печатаем букву Л.

5. Чтение слогов и слов с буквой л.

1) Чтение слогов-слияний с изучаемой буквой.

[ла] [ло] [лы] [ли] [лу]

— Прочитайте слоги с твердым согласным.

— С мягким согласным.

— Как вы догадались, что согласный нужно прочитать мягко? (потому что гласный «и» указывает на мягкость предыдущего согласного)

— Теперь попробуем дополнить каждый слог до целых слов.

(лапа, лыжи, лопата, луна, лиса)

— Посмотрите на слова, которые написаны на доске.

— Прочитайте их про себя и приготовьтесь читать их вслух.

— Прочитайте слова по порядку.

— Выйдите и покажите в словах букву, которую мы сегодня изучили.

— Спасибо.

2) Физминутка.

3) Чтение предложений, включающих слова с буквой л.

— Откроем «Азбуку».

— Подготовьтесь прочитать текст (сначала учащиеся читают по цепочке, а затем перечитывают)

— Прочитайте первое предложение. О ком вы прочитали?

— А что вы знаете о ней?

— Прочитайте второе предложение и скажите, о чем говориться в нем?

— Прочитайте третье предложение. О чем говориться в этом предложении?

— Ребята, давайте еще раз прочитаем текст

— О ком и о чем говориться в тексте?

— Посмотрите на иллюстрацию, подходит ли она к тексту?

— Что мы на ней видим?

— Спасибо. Правильно.

6. Ребусы.

7. Итог урока.

— Итак, с какой же буквой мы сегодня познакомились на уроке?

(с буквой «эль»)

— Какие звуки она обозначает? ( [л] и [л’] )

— Какие это звуки?

(Звук [л] — согласный, твердый, а звук [л’] — согласный, мягкий)

Приложения:

  1. file1.pptx.zip.. 3,0 МБ
  2. file0.docx.. 26,4 КБ
Опубликовано: 06.11.2019

Согласные звуки [л]–[л’], буквы Л, л

Цели:

  • познакомить учащихся с согласными звуками [ л ], [ л` ] и с буквами Л,л, которые обозначаются этими звуками;
  • научить детей устанавливать правильное соотношение между буквой Л, л и звуком [ л ] или [ л` ];
  • развивать навык плавного слогового чтения слогов, слов с буквами Л, л;
  • развивать речь учащихся, мышление и воображение;
  • обогащать словарный запас;
  • развивать умение общаться на уроке.

Оборудование:

  • Лента букв
  • Предметные картинки с изображением стола и руля.
  • Изображение букв Л,л
  • Часы с изображением гласных букв а, о, и, ы, у и согласной буквой л.
  • Столбик слов:
    • стол
    • кукла
    • куклы
    • катал
    • уснул

Ход урока

1. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята. Рада видеть вас сегодня!

— Начинаем урок.

2. Обобщение изученного.

— Что висит у нас над доской? (лента букв)

— Какие буквы мы здесь видим? (гласные и согласные)

— Вспомните, пожалуйста, и назовите гласные буквы, которые мы уже изучили. (а, о, у, ы, и)

— Спасибо. А какие согласные буквы вы знаете?

— Чем отличается буква от звука?

— Спасибо. Я уверена, что вы все хорошо знаете буквы, которые мы изучили, и звуки, которые эти буквы обозначают.

3. Изучение нового материала

1) Работа над значением слов, из которых будут выделены изучаемые звуки.

— Послушайте загадку и отгадайте ее:

Мы за ним сидим,
Мы с него едим.
Ножки имеет,
А ходить не умеет.

— Что мы называем словом стол? (это предмет, у которого 4 ножки и крышка)

— Какие бывают столы? (кухонные, письменные, журнальные)

— Как мы можем назвать одним словом все столы? (мебель)

— Хорошо. Послушайте вторую загадку:

Еду, еду, ворчу, ворчу,
Потому что я его верчу.

— Кто отгадал? О чем эта загадка?

Что мы называем словом «руль»? (руль — это предмет, с помощью которого управляют велосипедом, автомобилем)

2) Составление схемы слова

— А теперь посмотрите на схему и скажите, какая из них подходит к слову «стол». Докажите.

(К слову «стол» подходит первая схема, потому что в слове «стол» один слог и на схеме один слог. Произношу слово [стол]. В начале слова слышу звук [с]. Он согласный, твердый, находиться вне слияния, на схеме обозначен синим квадратом. Дальше слышу слияние [то]. Это слияние твердого согласного с гласным. И на схеме вижу слияние твердого согласного с гласным. Произношу последний звук [л] — он согласный, твердый, находиться вне слияния, на схеме обозначен синим квадратом. Произношу все слово по схеме [стол].)

— Какая схема подходит к слову «руль»? Докажите.

(К слову «руль» подходит вторая схема, так как в слове «руль» слышу один слог и на схеме один слог. Произношу слово [рул’]. В начале слова слышу слияние [ру]. Это слияние твердого согласного и гласного. И на схеме вижу слияние твердого согласного с гласным. В конце слова слышу

Звук [л’] — он согласный, мягкий, находиться вне слияния. На схеме обозначен зеленым квадратом. Произношу все слово по схеме [рул’].)

3) Характеристика звуков. Наблюдение за артикуляцией [л] и [л’].

— Давайте произнесем последний звук в слове «стол».

— Докажите, что это согласный.

(звук [л] — согласный, потому что поток воздуха встречает на своем пути преграду (язык) и произносится с помощью голоса и шума)

— Произнесем последний звук в слове «руль».

— Докажите, что это согласный.

— Звуки [л] и [л’] разные или это один и тот же звук?

— Это разные звуки: [л] — твердый, а [л’] — мягкий. Из наших легких идет воздушный поток. Кончик языка касается верхнего неба и плотно смыкается. Воздушная струя как бы расходится по бокам языка, по его сторонам. Т.к. звук [л’] — мягкий, то при произношении звука не только кончик языка, но и его средняя часть касается верхнего неба; при произнесении [л] приподнимается задняя часть языка.

4) Упражнение в слушании и произношение звуков в словах.

Игра «Поймай звук»

Учитель читает слова:

Стул, ель, купил, карамель, искал, солнышко, соль, мел, пенал, полка, щель, лиса, быль, пыль.

Вопросы:

— Есть ли в этом слове звук [л] и [л’].

— В каком слоге вы услышали этот звук? Произнесите.

— Подберите слова, в которых есть данные звуки.

Игра «Хлопок»

Учитель читает стихотворение. Когда дети услышат слова со звуком [л’], они хлопают в ладоши.

Падают, падают листья.
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.

4. Работа над буквой Л, л

1) — В русском языке два звука [л] и [л’] обозначаются одной буквой «эль».

— Чем отличаются данные буквы?

— Скажите, на что похожа эта буква?

— Как вы думаете, куда мы поселим букву «эль» на ленте? ( на второй этаж, потому что она обозначает звонкие согласные звуки)

2) Чтение слогов-слияний с изучаемой буквой.

[ла] [ло] [лы] [ли] [лу]

— Прочитайте слоги с твердым согласным.

— С мягким согласным.

— Как вы догадались, что согласный нужно прочитать мягко? (потому что гласный «и» указывает на мягкость предыдущего согласного)

— Теперь попробуем дополнить каждый слог до целых слов.

(лапа, лыжи, лопата, луна, лиса)

5. Физкультминутка

Кузнечики
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко
Прыгай на носках легко.

6. Чтение слов с буквой л.

— Посмотрите на слова, которые написаны на доске.

— Прочитайте их про себя и приготовьтесь читать их вслух.

— Прочитайте слова по порядку.

— Прочитайте слова, в которых один слог, два слога.

(стол — 1 слог, кукла, куклы, катал, уснул — 2 слога)

— Молодцы! Прочитайте слова, в которых ударение падает на первый слог, на второй слог.

(стол, кукла, куклы — на первый слог; катал, уснул — на второй слог)

— Прочитайте слова, выделяя ударные слоги.

— Скажите, когда мы говорим кукла, а когда куклы?

(Кукла — один предмет, а куклы — несколько)

— Выйдите и покажите в словах букву, которую мы сегодня изучили.

— Спасибо.

7. Чтение предложений, включающих слова с буквой л.

— Откроем «Азбуку».

— Подготовьтесь прочитать текст (сначала учащиеся читают по цепочке, а затем перечитывают)

— Прочитайте первое предложение. О ком вы прочитали? (об Оле)

— А что вы знаете о ней?

(что у Оли куклы)

— Прочитайте второе предложение и скажите, о чем говориться в нем?

(что Оля катала кукол)

— Прочитайте третье предложение. О чем говориться в этом предложении?

— Ребята, давайте еще раз прочитаем текст

— О ком и о чем говориться в тексте?

(В тексте говориться о том, как Оля играла в куклы.)

— Ребята, как можно озаглавить этот текст?

(«Олины куклы»)

— Посмотрите на иллюстрацию, подходит ли она к тексту?

— Что мы на ней видим?

(Оля катает кукол .Девочки гуляю с куклой. Мальчики катаются с горки.)

— Спасибо. Правильно.

— Кто хочет рассказать, как вы играете зимой на улице?

— Спасибо. Мне очень понравилось.

8. Итог урока.

— Итак, с какой же буквой мы сегодня познакомились на уроке?

(с буквой «эль»)

— Какие звуки она обозначает? ( [л] и [л’] )

— Какие это звуки?

(Звук [л] — согласный, твердый, а звук [л’] - согласный, мягкий)

— Оцените свою работу. Раскрасьте флажок на полях красным, если вы считаете, что все получилось; синим, если, вы не довольны своей работой; желтым, если вы могли работать лучше.

Урок 33. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [л],[л’], БУКВА Лл | Поурочные планы по обучению грамоте 1 класс (1 четверть)

Урок 33. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [л],[л’], БУКВА Лл