В чем проявляется функциональная асимметрия мозга: В чём проявляется функциональна» асимметрия мозга?
Функциональная асимметрия мозга: что это такое, причины
Каждый человек индивидуален, отличаясь по характеру, темпераменту, специфической памяти и мышлению, манерам и умениям от другой личности. Несомненно, серьезный след оставляют воспитательный процесс и социум, однако основной причиной считается функционирование центральной нервной системы. Функциональная асимметрия мозга определяет особенность полушарий касательно эмоциональных проявлений, высокой психической деятельности.
Особенности асимметрии
Функциональная асимметрия головного мозга характеризуется размещением функций психики относительно правой и левой гемисферы. Доказано, что деятельность левого полушария заключается в оперировании значимыми сведениями, чтении и счете. Работа правого состоит из оперирования образами, ориентировки на местности, различения звуков в музыке; опознавания объектов, внешности людей; а также воспроизведения снов. Полушария работают взаимосвязано, представляя свою индивидуальность на функциональность мозга.
По рассуждениям ученых, асимметрия гемисфер является прорывом эволюции, указывающим на большой показатель деятельности разума человека. В своей сущности асимметрия владеет генетическими корнями, то есть ей свойственна родовая передача.
Ее формирование происходит в близкой связи с обществом при публичном развитии личности. Полушарие, которое несет ответственность за работу речевого аппарата, положено рассматривать как доминантное. Большинство людей, согласно данной теории, владеет доминантой в качестве левой гемисферы и считаются правшами. У левши, наоборот, имеется зеркальное отражение в действии их мышления.
Исходя из доминирующих полушарий, всех людей разделяют на 3 категории:
- Левополушарные – составляют 42 % от общей численности.
- Правополушарные – 10 – 20 % населения.
- Равнополушарные – владеют равным формированием двух полушарий мозга, составляя 40 %.
Левши (правополушарные) всегда порождали интерес у общественности по причине своей индивидуальности. Раньше таких людей опасались, внося в это нелестное значение. При этом никакого заболевания, чтобы быть левшой, не существует. Психологические нарушения у людей не наблюдаются, считаясь индивидуальной чертой человека.
По статистике, левши зачастую становятся литераторами, журналистами, деятелями искусства, организаторами. А вот среди правшей часто появляются инженеры, математики, философы, лингвисты.
Самым простым методом определить принцип асимметрии мозга считается сравнение формирования левой и правой верхних конечностей. Люди, которые пишут правой рукой, относятся к правшам и, разумеется, к левополушарной категории. У левшей все наоборот. Есть небольшое количество людей, которые имеют умение одинаково проворно владеть обеими конечностями. Данную особенность называют амбидекстрией с врожденным и приобретенным проявлением.
У каждого человека определенность доминантности полушария и принципы размещения своеобразных функций посреди них достаточно индивидуальны.
Разделение функциональных обязательств посредине полушарий заложено генетически. При этом из-за влияния социальных причин происходит изменение функциональной асимметрии мозга. Функция полушарий относительно несложной работы (органов чувств, мускулатуры скелета) рассмотрена учеными как условно эквипотенциальная. Отделы симметрии гемисфер равноценно способствуют движению и определенной ощутимости. Вместе с тем данное усреднение не обходится без высшей корковой работы, эмоциональных проявлений, активационных процессов и привыкания.
Межполушарная асимметрия бывает:
- анатомической – проявляется в морфологической смешанности гемисфер;
- биохимической – выражается в различии реакции клеток, наличии нейромедиаторов;
- психологической – моторная, сенсорная, когнитивно-эмоциональная.
Функциональная асимметрия между полушариями обуславливает ответственность левого полушария за результат вербального информирования, правого – за изменение зрительных и образных правомерностей.
Разделение функциональных нагрузок
У каждого из полушарий имеется своя тенденция работоспособности, производящая при общем действии единственное и своеобразное сочетание личности. Преимущество в работоспособности мозга одного из полушарий приводит к увеличению личностных характеристик в одну из сторон.
Людям с правополушарной асимметрией свойственна созерцательность, тонкая чувствительность, расположение бросаться в дебри воспоминаний. У человека с преимущественной работой правого полушария нередко проявляется медлительность, неразговорчивость. Для левополушарных людей характерно проявление к аналитическому мышлению, железной логике. Теоретические знания им даются легко, у них развит немалый словарный запас, они активные и целеустремленные.
Главные признаки левого полушария:
- логические и важные аналитические способности мозга;
- соображение по абстрактному виду;
- возможность усваивать события, даты, имена;
- функция речи с проверкой устного диалекта и способностью к изучению иностранных языков;
- способность определять схожесть среди объектов;
- возможность проделывать нелегкие двигательные акты;
- способность вспоминать прошлые моменты, согласно абстрактного, обобщенного и инвариантного типа;
- возможность давать оценку временным соотношениям;
- умение определять схожесть по названиям.
Признаки правого полушария следующие:
- соображение по типу конкретики;
- музыкальный дар;
- умение замечать эмоциональный тон и принадлежность речи другого человека;
- способность давать правильную оценку характеру неречевых звуков;
- умение воспринимать конкретный зрительный объект;
- возможность распознавать определенные происшествия;
- одновременное целостное и общее восприятие;
- умение давать оценку пространственным отношениям;
- возможность устанавливать отличительные особенности среди объектов;
- умение обозначать сходство относительно физических стимулов;
- предположения, мечты.
И то, и другое полушария взаимосвязаны в воздействии, предоставляя человеку целостный ряд качеств. Однако каждое из них придает собственную долю неповторимости.
На этапе формирования первого года жизни происходит доминирование правой гемисферы над левой гемисферой относительно ее работы. На 2-м году жизни левое полушарие его догоняет. Когда проходит некоторое время, возникает чередование превосходств друг перед другом в формировании. Гемисферы объединены мозолистой плотью, служащей переправой посреди них и доходящей до остаточного формирования в 25-летнем возрасте. У женского пола она большого размера.
Суждения симметричности в человеческом организме не существует. Асимметрия гемисфер близко взаимосвязана с симметричностью лица. Человеческое лицо является несимметричным, что считается нормой. Заметна связь между лицом и асимметрией гемисферы.
Зачастую у правшей нос отклонен на правый бок, когда у левшей – на левую сторону. Если поднята одна бровь, это свойственно узкой части лицевой области, а искривленная улыбка говорит о более широком участке лица.
Совершенствовать каждую гемисферу нужно, и это возможно. Более действенно это возникает, когда человек сам понимает, какова его форма взаимосвязи гемисфер, присутствует ли главенство, в какой мере оно проявлено.
Функциональная асимметрия полушарий головного мозга способствует выполнению гармоничной работы церебральных систем, чаще всего благодаря реципрокным отношениям. При этом возможно расположение функционального давления между 2 гемисфер, совмещение информации и наблюдение за 1 из полушарий.
Асимметрическая связь с полами
Существует близкий контакт асимметрии с полом. Среди заикающихся, леворуких, косоглазых, невротиков и детей с дислексией на 1 девочку доводится 5 мальчишек. Доказано, что имеется отчетливая связанность между данными проявлениями, и все они непосредственно соединены с мозговой асимметрией.
К примеру, если принудительно переучивать леворукого ребенка писать правой рукой, у него нередко проявляются представленные отклонения, а также они становятся умственно отсталыми, у них возникают психозы, нарушения в речи.
Понимание об отличиях полов, функции мозга первоначально построены на итогах клинических и бихевиористических экспериментов. Если повреждена левая гемисфера по причине кровопотери, злокачественного образования либо хирургического вмешательства элемента височной доли относительно эпилептических припадков, нехватка вербальной работы у мужского пола случается часто.
Подобные нарушения правой гемисферы тоже ведут к сильной нехватке работы невербального течения у мужчин относительно женского пола. Заболевание по причине повреждения левой гемисферы происходит у мужчин в 3 раза больше с тяжелым течением. Отсюда было представлено заключение, что языковые и пространственные женские умения представлены симметричнее, по сравнению с мужским полом.
С отличиями полов в мозговой латерализации сопряжен психологический диморфизм:
- Различные умения и расположенности у полов.
- Разнообразная профпригодность, преференция.
- Неодинаковая обучаемость, находчивость.
К примеру, относительно вербальных умений (речевой аппарат, быстрота речи, орфография, непродолжительное запоминание, комфортность мысли во всех классах) – большой показатель у женского пола. У них хорошо развито обоняние, которое с годами не так атрофируется.
У мужского пола хорошо развернута зрительная возможность. В учебном заведении они больше девочек разбираются в геометрических концепциях. Также гораздо значительнее мужчины добиваются успехов в шахматах, музыке, творчестве. Немного женщин, которые становятся сатириками, юмористками, комиками.
Вследствие асимметрии происходит согласованная работа конституции мозга. Из-за того, что отдельная из деятельностей мозга разделена касательно 2 гемисфер, клиническое течение при нарушении одного из гемисфер будет различаться. Это дает возможность выделить функциональную асимметрию как результативное положение, чтобы выявить большое количество неврологических недугов. Только единая функция 2 гемисфер, их асимметричная работа, позволит дать гарантию жизни и деятельности человека.
Функциональная асимметрия головного мозга
Дата создания: 2015/04/25
Функциональная асимметрия головного мозга (от греч. Asymmetria — несоразмерность) — характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями мозга. Установлено, что функцией левого полушария является оперирование знаковой информацией, а также чтение и счет, тогда как функция правого – оперирование образами, ориентация в пространстве, различение музыкальных тонов, мелодий и невербальных звуков, распознавание сложных объектов (в частности, человеческих лиц), продуцирование сновидений. Оба полушария функционируют во взаимосвязи, внося свою специфику в работу мозга в целом.
Функциональная асимметрия головного мозга свойственна только человеку, предпосылки к ее становлению передаются генетически, но сама она, как и тесно связанная с ней речь, окончательно формируется лишь в социальном общении. При этом в зависимости от конкретных условий может сложиться относительное доминирование лево- или правополушарного мышления, что во многом определяет психологические особенности субъекта.
Одним из важнейших свойств индивидуальности человека является функциональная асимметрия мозга, которая в большой степени определяет особенности восприятия, запоминания, стратегию мышления, эмоциональную сферу человека.
Проявления функциональной асимметрии полушарий головного мозга
- У человека мозг в норме состоит из двух полушарий, соединенных специальной структурой, называемой «мозолистым телом». Эти полушария работают по очереди, не одновременно, работа одного полушария подавляет действие другого.
- Каждое полушарие «специализируется» на определенных видах деятельности.
- У каждого человека есть наследственные отличия, из-за которых одно из полушарий может включаться на доли секунды раньше другого, определяя первую реакцию на анализируемый сигнал.
- Если раньше включается левое полушарие, и, следовательно, подавляется работа правого полушария, человек реагирует на пришедшую информацию как аналитик, разбирая эту информацию на составные части.
- Если сначала включается правое полушарие, подавляется работа левого полушария, и человек испытывает ощущения, оцениваемые интуитивно, без осознанного анализа.
- Левое полушарие помнит слова, формулы, символы, правое — образы и чувства.
- Мозолистое тело является проводником сигналов — запросов от одного полушария к другому.
- Способность человека «включать» и «действовать» каждым из полушарий, несомненно, определяется генетически, но, как практически каждый наследственный признак, эта способность наследуется как диапазон возможностей. Ширина этого диапазона зависит от наследственности, но какова будет реализация на практике этого признака, зависит в данном случае от тренировки деятельности каждого из мозговых полушарий.
Развивать каждое полушарие необходимо и возможно, но наиболее эффективно это происходит, если человек сам осознает, какова его модель полушарного взаимодействия: есть ли доминирование, насколько оно выражено.
История открытия
Более 100 лет тому назад доминантность полушарий по отношению к речевым функциям впервые была продемонстрирована французским хирургом и антропологом Брока. В 1861 г. Он доложил об открытиях, сделанных им во время вскрытия двух больных страдавших моторной афазией – в обоих случаях поражения локализовались в лобной доле. В 1865 г. Брока произнес свой знаменитый афоризм: «Мы говорим левым полушарием». Правильность идеи Брока быстро подтвердилась и в результате родилась теория доминантности мозговых полушарий.
Факты
Специалисты утверждают, что в Европе и России люди, у которых доминирующим является левое полушарие головного мозга, составляют
- 40-42% — левополушарные,
- 10-20% — правополушарные,
- около 40% имеют одинаковое развитие полушарий (равнополушарные).
Во все времена развития человечества люди-левши вызывали особый интерес и некоторое настороженное отношение окружающих, возбуждали удивление и любопытство. Одним из проявлений негативного отношения к левшам служит отрицательное значение, вкладываемое в слово «левый, левша». У многих народов и во многих религиях левая рука считается неуклюжей, беспомощной, а правая – почтенной и порядочной.
Леворукость – это не патология и не недостаток развития. И тем более не кап Леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.
Среди правополушарных чаще встречаются литераторы, журналисты, деятели искусства, организаторы. Среди левополушарных — инженеры, математики, философы, лингвисты.
Знаменитые люди
- Правополушарные: Ван-Гог, Рембрандт, Суриков, Вагнер, Дебюсси, Скрябин, Чайковский, Шопен, Шуман
- Левополушарные: Пикассо, Чаплин, Даль, Павлов, Кент, Леже, Бах, Гендель, Мендельсон, Прокофьев, Стравинский,
- К равнополушарным гениям относятся Леонардо Да Винчи, Михаил Ломоносов.
Тест психолога Д.Джейна
Чтобы узнать какое полушарие головного мозга доминирует в вашем мышлении и поведении, посмотрите на эти рожицы. Выясните, какая из них вам покажется более веселой? Если более веселой и довольной вам покажется левая, то у вас преобладает правое полушарие мозга. Если же явно веселым вам кажется правая рожица, то у вас доминирует левое полушарие.
Методика определения типа асимметрии по доминирующей руке
Об особенностях асимметрии головного мозга свидетельствует развитость правой или левой руки. Если ты во время занятий, при выполнении письменных работ используешь правую руку, то у тебя признаки преимущественно левополушарного типа. Если же демонстрируешь деятельность, осуществляемую левой рукой, следовательно, ты относишься к правополушарному типу.
Тест «Поза Наполеона»
Проба скрещивания рук, или «Поза Наполеона», также позволяет выявить особенности развития ваших полушарий головного мозга. Если при скрещивании рук правая кисть ложилась на левое предплечье, оказываясь на нем сверху, а левая располагалась под правым предплечьем, значит, в данной пробе ведущей является правая рука (левополушарность), если наоборот- (правополушарность).
Тест по выявлению преобладания полушарий головного мозга по пальцам рук
Необходимо переплести несколько раз пальцы рук, при этом замечая, что сверху всегда оказывается один и тот же палец. У эмоционального человека сверху будет левый палец (правополушарность), при преобладании аналитического склада ума – правый (левополушарность).
- Если Ваш «правополушарный» (П) результат превышает «левополушарный» (Л), то значит, Вы принадлежите к логическому типу — «мыслитель». Вы, вообще-то, оптимист и считаете, что большую часть своих проблем решите самостоятельно. В работе, учебе и житейских делах полагаетесь чаще на расчет, а не на интуицию. Испытываете больше доверия и к информации, полученной из печати, чем к собственным впечатлениям.
- Если Ваш «левополушарный» (Л), результат превышает «правополушарный» (П) то значит, что Вы человек художественного типа — «художник». Предпочитаете полагаться больше на собственные чувства, чем на логический анализ событий, и при этом зачастую не обманываетесь. Общительны, можете продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях (шум, различные помехи и т.д.).
- Перед человеком, в равной степени сочетающем в себе признаки логического (Л) и художественного мышления (П), открывается широкое поле деятельности. Зоны его успеха там, где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события, быстро и тщательно продумывать свои поступки даже в экстремальной ситуации. Менеджер и испытатель сложных технических систем, лектор и полководец, хирург и модельер – все эти профессии требуют гармоничного взаимодействия противоположных типов мышления.
Вам легче даются виды деятельности, требующие логического мышления. Если профессия, к которой Вы стремитесь, требует именно логических способностей, то Вам повезло. Вы можете стать хорошим математиком, преподавателем точных наук, конструктором, организатором производства, программистом, водителем, чертежником…. Продолжите список сами.
Вас ожидает успех в таких областях деятельности, где требуются способности к образному мышлению – художник, актер, архитектор, врач, учитель, дизайнер… Продолжите список сами.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? |
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 10Следующая ⇒ АСИММЕТРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА (от греч. asymmetria — несоразмерность) — характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями.
Левополушарное мышление обеспечивает однозначное, линейное восприятие мира. Благодаря этому многие противоречия, в том числе и мотивационный конфликт, воспринимаются человеком как непреодолимые. Конфликт между различными потребностями кажется неразрешаемым лишь потому, что логика целенаправленного поведения подчинена принципу альтернатив: какое-либо действие или отношение автоматически исключает другое, противоположное ему. (Для образного мышления таких альтернатив не существует — два взаимоисключающих отношения становятся как бы взаимодополняющими, как например свойство электрона, быть одновременно и волной и частицей. Образное мышление позволяет снять такие противоречия благодаря “широте” взгляда. Такая широта позволяет сохранить поисковую активность там, где с точки зрения обычной логики ситуация давно зашла в тупик). Правое полушарие, изолированное от левого, понимает речь, хотя и в ограниченном объеме, но почти не способно к речеговорению . Правое полушарие плохо справляется с аналитическими задачами, например с решением математических и логических задач. У здоровых людей несколько быстрее левого реагирует на любые предъявляемые сигналы, в том числе на буквы и целые слова. Спецификой правополушарного мышления считают готовность к одномоментному восприятию многих предметов и явлений мира. Правому полушарию свойственно художественное мышление, способность к отражению мира в искусстве. С правым полушарием связано непосредственно- чувственное восприятие, ориентация в пространстве, художественное мышление, творчество. Межполушарная асимметрия – основная характеристика мозга. У всех людей одно из полушарий мозга доминирует над другим, и человечество делится на две неравные части: левополушарных и правополушарных. Правополушарные представители в нашем, приспособленном под левополушарных (почему так случилось, вопрос отдельный) мире, испытывают массу неудобств. Например, правополушарные дети позже взрослеют и не сразу вписываются в общество, чего не понимают учителя, ставящие им двойки и тем самым понижающие их самооценку. Этим детям присуща повышенная ранимость, ведь эмоции являются основой их личности. Асоциальное поведение тоже часто встречается среди не адаптировавшихся к жизни правополушарных людей. Однако отчаиваться не стоит, среди великих деятелей искусства подавляющее большинство составляют как раз те, у кого доминирует правое полушарие. Читайте также: |
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Долгое время ее считали привилегией человека, связывая с речью, праворукостью, самосознанием, полагали, что асимметрия вторична — следствие этих уникальных особенностей человека. Сейчас установлено, что асимметрия широко распространена у плацентарных животных, большинство исследователей признают также и разницу ее выраженности у мужчин и женщин. Дж. Леви считает, например, что женский мозг подобен мозгу мужчины-левши, т. е. менее асимметричен, чем у мужчины-правши.
С позиций теории пола, более асимметричный мозг у мужчин (и самцов некоторых позвоночных) означает, что эволюция идет от симметрии к асимметрии [7].Половой диморфизм по асимметрии мозга дает надежду понять и объяснить различия в способностях и наклонностях мужчин и женщин.
Известно, что у наших далеких филогенетических предков были боковые глаза (у человеческих эмбрионов ранних стадий развития они располагаются так же), зрительные поля не перекрывались, каждый глаз был связан только с противоположным полушарием (контралатеральные связи). В процессе эволюции глаза переместились на лицевую сторону, зрительные поля перекрылись, но чтобы возникла стереоскопическая картина, зрительная информация от обоих глаз должна была сосредоточиться в одной области мозга.
Зрение стало стереоскопическим только после того, как возникли дополнительные — ипсилатеральные — волокна, которые соединили левый глаз с левым полушарием, правый — с правым. Значит, ипсилатеральные связи эволюционно моложе контралатеральных, а потому у мужчин они должны быть более продвинуты, т.е. ипсилатеральных волокон в зрительном нерве больше.
Поскольку объемное воображение и пространственно-зрительные способности связаны со стереоскопией (и количеством ипсиволокон), у мужчин они должны быть развиты лучше, чем у женщин. И в самом деле, психологам хорошо известно, что в понимании геометрических задач мужчины намного превосходят женщин, как и в чтении географических карт, ориентировании на местности и т.д.
Как возник психологический половой диморфизм, с точки зрения теории пола? Нет принципиальной разницы в эволюции морфофизиологических и психологических или поведенческих признаков. Широкая норма реакции женского пола обеспечивает ему более высокую, чем у мужского пола, пластичность (адаптивность) в онтогенезе. Это относится и к психологическим признакам. Отбор в зонах дискомфорта у мужского и женского пола идет в разных направлениях: благодаря широкой норме реакции женский пол может «выбраться» из этих зон за счет воспитуемости, обучаемости, конформности, т. е. в общем — адаптивности. Для мужского пола такой путь закрыт из-за узкой нормы реакции; только находчивость, сообразительность, изобретательность могут обеспечить ему выживание в дискомфортных условиях. Иными словами, женщины приспосабливаются к ситуации, мужчины выходят из нее, найдя новое решение, дискомфорт стимулирует поиск.
Поэтому мужчины охотнее берутся за новые, требующие поиска, неординарные задачи (часто выполняя их вчерне), а женщины лучше доводят решение знакомых задач до совершенства. Не потому ли они преуспевают в тех видах деятельности, в которых можно обойтись хорошо отшлифованными навыками, например в работе на конвейере?
Если овладение речью, письмом, любым ремеслом рассмотреть в эволюционном аспекте, можно выделить фазу поиска (нахождения новых решений), освоения и фазу закрепления, совершенствования. Мужское преимущество в первой фазе и женское во второй выявлено в специальных исследованиях.
Новаторство в любом деле — миссия мужского пола. Мужчины первыми осваивали все профессии, виды спорта, даже вязание, в котором сейчас монополия женщин неоспорима, изобрели мужчины (Италия, XIII в.). Роль авангарда принадлежит мужчинам и в подверженности некоторым болезням и социальным порокам. Именно мужской пол чаще подвержен «новым» болезням, или, как их называют, болезням века,; цивилизации, урбанизации — атеросклерозу, раку, шизофрении, СПИДу, а также социальным порокам — алкоголизму, курению, наркомании, азартным играм, преступности и т.д.
По теории, должны существовать и два противоположных типа психических болезней, связанных с авангардной ролью мужского пола и арьергардной — женского. Патология, которая сопровождается недостаточной асимметрией мозга, малыми размерами мозолистого тела и большими передней комиссуры, должна в два-четыре раза чаще встречаться у женщин, аномалии с противоположными характеристиками — у мужчин. Почему?
Если по количественному признаку нет различий между полами, то распределение его значений в популяции часто описывается гауссовой кривой. Две крайние области такого распределения и есть зоны патологии — «плюс» и «минус» отклонения, от нормы, в каждую из которых мужские и женские особи попадают с равной вероятностью. Но если половой диморфизм существует, то у каждого пола признак распределяется по-своему, образуются две раздвинутые на величину полового диморфизма кривые. Поскольку они остаются внутри общепопуляционного распределения, то одна зона патологии окажется обогащенной мужскими особями, другая — женскими. Кстати, так же объясняется характерная для населения почти всех стран мира «половая специализация» многих других болезней.
Приведенные примеры показывают, как «работает» теория пола лишь в некоторых проблемах человека, в действительности, она охватывает гораздо больший массив явлений, в том числе и социальный аспект.
Поскольку диморфное состояние признака свидетельствует о том, что он на «эволюционном марше», максимальными должны быть различия по самым последним эволюционным приобретениям человека — абстрактному мышлению, творческим способностям, пространственному воображению, юмору, именно они должны преобладать у мужчин. И действительно, выдающиеся ученые, композиторы, художники, писатели, режиссеры — в основном мужчины, а среди исполнителей много женщин.
Проблема пола затрагивает очень важные области интересов человека: демографию и медицину, психологию и педагогику, исследование алкоголизма, наркомании и преступности, через генетику она связана с экономикой. Правильная социальная концепция пола нужна для решения проблем рождаемости и смертности, семьи и воспитания, профессиональной ориентации. Такая концепция должна строиться на естественной биологической основе, ибо без понимания биологических, эволюционных ролей мужского и женского пола нельзя правильно определить их социальные роли [8].
Здесь приведены лишь немногие общебиологические выводы теории пола, с единых позиций объяснены разнообразные, ранее непонятные явления и факты, упомянуты прогностические возможности. Итак, подытожим. Эволюционная теория пола позволяет:
1) предсказать поведение основных характеристик раздельнополой популяции в стабильной (оптимальной) и движущей (экстремальной) средах;
2) дифференцировать эволюционирующие и стабильные признаки;
3) определить направление эволюции любого признака;
4) установить фазу (пройденный путь) эволюции признака;
5) определить среднюю скорость эволюции признака: V = диморфизм/дихронизм
6) предсказать шесть разных вариантов онтогенетической динамики полового диморфизма, соответствующих каждой фазе филогенеза;
7) предсказать направление доминирования признака отцовской или материнской породы у реципрокных гибридов;
8) предсказать и вскрыть «реликты» дисперсии полов и полового диморфизма в области врожденных патологий;
9) установить связь между возрастной и половой эпидемиологией.
Итак, специализация женского пола по сохранению генетической информации, а мужского — по ее изменению достигается гетерохронной эволюцией полов. Следовательно, пол — это не столько способ размножения, как принято считать, сколько способ асинхронной эволюции.
***
Поскольку представленная здесь работа — плод теоретических размышлений и, обобщений, нельзя не сказать несколько слов о роли теоретических исследований в биологии. Естествознание, по словам известного физика, лауреата Нобелевской премии Р.Милликена, движется на двух ногах — теории и эксперименте. Но так обстоят дела — в физике, в биологии же царит культ фактов, она до сих пор живет наблюдениями и экспериментом, теоретической биологии как таковой, аналога теоретической физики не существует. Конечно, это связано со сложностью живых систем, отсюда и скепсис биологов, привыкших идти традиционным путем- от фактов и экспериментов к обобщающим выводам и теории. Но может ли наука о живом по-прежнему оставаться сугубо эмпирической в «век биологии», который, по признанию многих современников, идет на смену «веку физики»? Думается, что и биологии пора встать на обе ноги.
Литература
[1] Bell G., The Masterprice of Nature. The Evolution and Genetics of Sexuality, London, 1982.
[2] Геодакян В. А. // Пробл. передачи информ. 1965. Т. 1. N 1. С. 105-112.
[3] Подробнее см.; Геодакян В. А. Эволюционная логика дифференциации полов // Природа. 1983. N 1. С. 70-80.
[4] Геодакян В. А. // Докл. АН СССР. 1983. Т. 269. N 12. С. 477-482.
[5] Vitelson S.F..// Science. 1976. V. 193. М 4251. Р. 425-427.
[6] Геодакян В. А., Шерман А. Л.// Журн. общ. биологии. 1971. Т. 32. N 4. С. 417-424.
[7] Геодакян В. А. // Системные исследования: методологические проблемы. Ежегодник. 1986. М., 1987. С. 355-376.
[8] Геодакян В. А. Теория дифференциации полов в проблемах человека // Человек в системе наук. М., 1989. С. 171-189.
В.А.Геодакян, Эволюционная теория пола ( статья приведена без рисунков)
Читайте также:
функциональная асимметрия мозга — это… Что такое функциональная асимметрия мозга?
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА — разделение когнитивных функций между правым и левым полушариями головного мозга человека.
Сам факт межполушарной церебральной асимметрии мозга известен со второй половины 19 в., когда, опираясь на результаты посмертных вскрытий людей, страдавших по различным причинам (инсульт, иные поражения мозга) афазией (утратой речи), франц. нейроанатому Полю Брока удалось выявить локализацию речевого центра в лобной доле левого полушария. В дальнейшем на основании подобного рода данных нейрофизиологи пришли к выводу, что с доминирующим полушарием связаны не только праворукость и леворукость, но и большинство высших когнитивных функций человека.
Наиболее важные результаты в исследовании меж-полушарной церебральной асимметрии были получены в 60-х гг. 20 столетия амер. нейрофизиологом Р. Сперри (лауреат Нобелевской премии 1981) и его коллегами из Калифорнийского технологического института. Их опыты над пациентами с разделенным мозгом, получившие убедительную интерпретацию на основе модели переработки информации, показали, что левое полушарие полностью сохраняет способность к письму и речевому общению, к грамматически правильным ответам оно свободно оперирует символьными репрезентациями — знаками, цифрами, а также математическими формулами и др. формальными правилами. Оно способно выявлять повторяющиеся корреляции (в том числе и музыкальный ритм), но в то же время испытывает серьезные затруднения при выполнении задач на распознавание сложных образов, не поддающихся разложению на простые элементы (напр., идентификация изображений человеческих лиц). Характерно также, что у пациентов с разделенным мозгом правая рука, функционально подчиненная левому полушарию, утрачивает способность к рисованию (но не к письму), к копированию геометрических фигур, к составлению из кубиков простых композиций. Однако с этими тестами на пространственно-образное мышление гораздо успешнее справляется (особенно при выполнении двигательных задач) левая рука, функционально подчиненная правому полушарию. Это полушарие понимает элементарную речь, простые грамматические конструкции оно способно к очень ограниченной речепродукции и в состоянии справиться с элементарными аналитическими задачами.
Латерализация (разделение) и перекрещивание функций двух полушарий наблюдались исследователями также и применительно к процессам обработки зрительной и слуховой информации. Как оказалось, поле нашего зрения резко разграничено по вертикали, хотя эту границу мы субъективно не воспринимаем. Информация от правого поля зрения обоих глаз поступает в левое полушарие нашего мозга, а информация от левого поля зрения — в правое полушарие. Хотя информация, создаваемая на основе сигналов, поступающих из левого и правого полей зрения, одна и та же, обрабатывается она правым и левым полушариями по-разному. Аналогичным образом звуковые сигналы, воспринимаемые правым ухом, передаются, главным образом, в левое полушарие, и наоборот. Однако применительно к более примитивному органу чувств — обонянию — вообще не было обнаружено перекрещивания функций.
Дальнейшие исследования здоровых людей в целом подтвердили наличие Ф. а. м. и двух когнитивных типов мышления — мышления правополушарного (пространственно-образного) и левополушарного (знаково-символического). С помощью метода электроэнцефалограммы было установлено, что при выполнении тестов, требующих аналитических мыслительных стратегий (напр., устный счет), происходит активация левого полушария, в то время как правое полушарие дает на электроэнцефалограмме альфа-ритм, характерный для бездействующего полушария. Убедительные данные о наличии Ф. а. м. и двух когнитивных типов мышления были получены также с помощью метода позитронно-эмиссионной томографии. Этот метод позволил выявить и наглядно представить с помощью сложной компьютерной техники локальные зоны активности мозга, обеспечивающие переработку различных видов когнитивной информации. Так, напр., у тех испытуемых, которые пытались вспомнить какую-то музыкальную мелодию, томограф зафиксировал активность соответствующих зон правого полушария; если же при этом пользовались нотами, то наблюдалась активность левой гемисферы. Это позволило предположить, что правое полушарие неповрежденного мозга оперирует исключительно перцептивными образами и представлениями, обеспечивая ориентацию в пространстве, а левое полушарие обрабатывает информацию, представленную только в символьной, в том числе и в словесно-знаковой, форме. Однако, как показали дальнейшие эксперименты, функциональные различия между полушариями не определяются специфическими форматами внутренних репрезентаций (т.е. тем, представлена ли информация в символьной, словесно-знаковой или перцептивно-образной формах). Хотя правое полушарие и не способно к развитой речепродукции, оно все же воспринимает элементарную речь и простые грамматические конструкции, а левое полушарие может оперировать несложными перцептивными представлениями и геометрическими фигурами. Поэтому исследователи пришли к выводу, что различия между функциями полушарий и, соответственно, когнитивными типами мышления касаются, главным образом, способов переработки информации, принципов организации контекстуальной связи стимулов, доминирующих мыслительных стратегий.
Как оказалось, для пространственно-образного мышления характерны холистическая стратегия обработки многих параметров поступающей информации: оно как бы работает параллельно с несколькими входами аналогично нейрокомпьютеру. В результате происходит одновременное выявление соответствующих контекстуальных связей между различными смыслами образа или между целостными образами, «гештальтами», и создание на этой основе многозначного контекста (напр., мозаичной или калейдоскопической картины) с множественными «размытыми» связями. Конечно, весь спектр смыслов такого контекста не может быть передан с помощью вербальной системы коммуникации. Со своей стороны, знаково-символическое (логико-вербальное) мышление использует аналитическую стратегию, обеспечивая выявление только некоторых, существенных для анализа признаков и отношений, жестких причинно-следственных связей. Оно последовательно перерабатывает когнитивную информацию (вербальную и невербальную) по мере ее поступления, организуя однозначный контекст, необходимый для успешной вербальной коммуникации. Однако дальнейшие опыты показали, что при предъявлении испытуемым простейших стимулов различия между когнитивными типами мышления, касающихся стратегий обработки информации, почти полностью нивелируются. Оказалось, что когда, напр., правому и левому полям зрения предъявляли набор букв или простых геометрических фигур, знаково-символическое (логико-вербальное) мышление также обнаруживает способность к одновременной обработке информации о нескольких объектах, а пространственно-образное мышление — лишь некоторые, хотя и довольно примитивные, способности к анализу.
Были выявлены также весьма важные особенности переработки когнитивной информации, связанные с межполушарнои специализацией, с доминантностью одного из полушарий мозга. Оказалось, что наше правое полушарие, скорее всего, либо вообще не имеет прямого доступа к нашему сознательному опыту, либо этот доступ для него крайне ограничен. Есть основания полагать, что в случае доминантного левого полушария оно функционирует в качестве своего рода медиатора и интерпретатора сигналов, поступающих из правого полушария, которое не обладает развитыми вербальными способностями. Левое полушарие пытается адаптировать эти сигналы к системе личностных ориентации, установок и т.п., а иногда даже стремится блокировать их и подавлять. Это полушарие также способно порождать свою собственную модель перцептивного воображаемого пространства и своего рода «дополнительное» пространственно-образное мышление, где используются аналитические стратегии, адаптированные к нуждам манипулирования перцептивными мысленными репрезентациями — символьными изображениями, схемами, графиками и т.д., которые поддаются аналитическому разложению на более простые элементы.
Как свидетельствуют исследования анатомического строения мозга высших приматов, асимметрия височных долей левого и правого полушарий (кроме, естественно, человека) присуща только шимпанзе — определенная часть левой доли у них более развита. У человеческого эмбриона эта асимметрия возникает на двадцать девятой неделе беременности, что свидетельствует о сильной генетической предрасположенности к локализации центра управления речью именно в височной доле левого полушария. Однако у новорожденных при наличии анатомических признаков асимметрии все же нет достаточно выраженной функциональной асимметрии, хотя и отмечается незначительное доминирование функций правой гемисферы. Характерно, что у детей в первые два года жизни травмы левой височной доли не ведут к фатальным последствиям, как это имеет место у взрослых, — их речевые функции успешно развиваются в соответствующей зоне правого полушария. Но в более позднем возрасте такое дублирование невозможно, т.к. реализация запускаемых генами развития программ формирования мозга ребенка приводит к окончательному закреплению речевой функции только за левым полушарием.
Экспериментальные данные также показывают, что поражения височных долей неокортекса у шимпанзе не приводят к нарушению вокализации, к каким-либо фатальным изменениям в репертуаре криков и звуков, которые контролируются их лимбической системой. Но, в отличие от шимпанзе, звуковой язык людей управляется неокортексом — это перемещение локализованного центра управления звуковым языком соответствовало важному эволюционному переходу к обучению общению. Зачатки латерализации функций у шимпанзе, их удивительная способность усваивать язык жестов и общаться с человеком указывают на начальные стадии этого перехода. Об этом также свидетельствуют недавно обнаруженные у карликовых шимпанзе (бонобо) простейшие рудименты звуковой речи. Поэтому можно предположить, что начало формирования каких-то зачатков символьного звукового языка у гоминид — это событие весьма отдаленного прошлого, которому несколько миллионов лет. Возможно, первопроходцем здесь оказался Homo habilis, т.к. по останкам черепа представителя этого первого вида гоминид удалось вычислить, что в его мозге уже сформировалась ответственная за речепродукцию зона Брока.
Возникновение Ф. а. м. полностью соответствует принципу биологической (когнитивной) эволюции, согласно которому более высокий уровень организации когнитивных функций влечет за собой их большую дифференциацию между системами. Так как мозг крайне важен для выживания (около 70% ген из генома человека обеспечивают формирование и функционирование нейронных систем его мозга), то дифференциация и функциональная специализация более всего развиты в центральной нервной системе. Если верно, что для первых гоминид уже были характерны зачатки латерализации функций и специализация левого полушария в знаково-символическом мышлении, то вполне естественно, что речь и речевые функции впоследствии оказались привязанными именно к этому полушарию, а его аналитическая стратегия обработки когнитивной информации — к словам как определенным сочетаниям звуковых символов. Развивающаяся дифференциация когнитивных функций человеческого мозга и появившаяся в связи с этим способность к образному и знаково-символическому (логико-вербальному) мышлению в огромной мере увеличили адаптивные возможности гоминид. Благодаря естественному отбору Ф. а. м. закрепилась в виде генетической программы, направляющей формирование обоих когнитивных типов мышления в правом и левом полушарии (порознь), а также их конкретное соотношение (относительное доминирование одного из них).
И.П. Меркулов
Лит.: Меркулов И.П. Эпистемология. Т. 1. СПб., 2003; Sperry R.W. Hemispheric Disconnection and Unity in Conscious Awareness // American Psychologist. 1968. Vol. 23. P. 723—733; Kolb В., Whishaw I.Q. Fundamentals of Human Neuropsychology. San Francisco, 1990.
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.
асимметрия функциональная головного мозга — это… Что такое асимметрия функциональная головного мозга?
- асимметрия функциональная головного мозга
- (от греч. asymmetria — несоразмерность) — характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями мозга. Установлено, что функцией левого полушария является оперирование вербально-знаковой информацией в ее экспрессивной форме, а также чтение и счет, тогда как функция правого — оперирование образами, ориентация в пространстве, различение музыкальных тонов, мелодий и невербальных звуков, распознавание сложных объектов (в частности, человеческих лиц), продуцирование сновидений.
Оба полушария функционируют во взаимосвязи, внося свою специфику в работу мозга в целом. А. ф. г. м. свойственна только человеку, предпосылки к ее становлению передаются генетически, но сама она, как и тесно связанная с ней речь, окончательно формируется лишь в социальном общении. При этом в зависимости от конкретных условий может сложиться относительное доминирование лево- или правополушарного мышления, что во многом определяет психологические особенности субъекта.
—
Ротенберг Вадим Семенович
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
- Аристотель
- ассоциативная психология
Смотреть что такое «асимметрия функциональная головного мозга» в других словарях:
АСИММЕТРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА — характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями головного мозга, при котором в отношении одних функций главным оказывается левое, а других правое полушарие (см. Доминантное полушарие) … Психомоторика: cловарь-справочник
Асимметрия функциональная головного мозга — Психические функции левого и правого полушарий не идентичны. При этом левое полушарие обеспечивает абстрактное мышление, владение речью и знаковой информацией, а также чтение, письмо, счет, логические и аналитические функции, опосредованные речью … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА — была открыта в ХIХ в., но лишь в середине ХХ в. нейрофизиология и нейросемиотика узнали гораздо больше о различии в функционировании полушарий. Известно, что левое полушарие является доминантным по речи и интеллекту. Оно управляет правой рукой… … Энциклопедия культурологии
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА — [от греч. asymmetria несоразмерность] функциональное неравенство больших полушарий, при котором в отношении одних функций (напр., речевых, логических, математических и др.) главным является левое полушарие, а других (напр., восприятия и… … Психомоторика: cловарь-справочник
функциональная асимметрия головного мозга — мозг головной: асимметрия функциональная асимметрия межполушарная. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия
латерализация функций головного мозга — Этимология. Происходит от лат. lateralis боковой. Категория. Процесс перераспределения психических функций между левым и правым полушариями головного мозга, происходящий в онтогенезе. Специфика. Для человека характерно, что специализация… … Большая психологическая энциклопедия
Латерализация головного мозга (brain laterally) — Латерализация указывает на функциональную асимметрию двух полушарий головного мозга. То есть, хотя две половины головного мозга и работают в согласованном единстве, в осуществлении мн. функций одно из полушарий принимает большее участие, чем др.… … Психологическая энциклопедия
функциональная асимметрия мозга — ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА разделение когнитивных функций между правым и левым полушариями головного мозга человека. Сам факт межполушарной церебральной асимметрии мозга известен со второй половины 19 в., когда, опираясь на… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
асимметрия межполушарная — характеристика распределения функций психических между полушариями левым и правым: при выполнении одних функции психических ведущим является полушарие левое, других правое. Установлено, что функция полушария левого оперирование вербально знаковой … Большая психологическая энциклопедия
ДОМИНАНТНОЕ ПОЛУШАРИЕ МОЗГА — традиционно Д. п. м считается левое полушарие у правшей, поскольку оно связано с речью и обеспечивает протекание сложных форм психической деятельности человека, в которых речь играет важную роль. Правое полушарие у правшей соответственно… … Психомоторика: cловарь-справочник
5 ключевых фактов о языке и мозге
Язык и общение так же важны, как еда и вода. Мы общаемся, чтобы обмениваться информацией, строить отношения и творить искусство. В этом разделе «В центре внимания» мы рассмотрим, как язык проявляется в мозгу и как он влияет на нашу повседневную жизнь.
Поделиться на Pinterest В этой статье мы рассмотрим важность языка для нашего мозга и жизненного опыта.Мы все рождаемся, так сказать, на одном языке, который обычно становится нашим родным языком.
Попутно мы можем подобрать один или несколько дополнительных языков, которые принесут с собой потенциал для открытия различных культур и опыта.
Язык — сложная тема, переплетающаяся с вопросами идентичности, риторики и искусства.
Как размышляет автор Джумпа Лахири в романе « Низины »: «Язык, идентичность, место, дом: все это одно целое — просто разные элементы принадлежности и непринадлежности».
Но когда наши предки впервые развили разговорный язык, что такое «языковые центры» мозга и как многоязычие влияет на наши умственные процессы?
Мы рассмотрим эти и другие вопросы в этой статье о языке и мозге.
Когда разговорный язык впервые появился в качестве средства общения и чем он отличается от того, как общаются другие животные?
Как объясняет профессор Марк Пагель из Школы биологических наук Университета Рединга в Соединенном Королевстве в разделе «вопрос и ответ» для BMC Biology, человеческий язык — довольно уникальное явление в животном мире. .
В то время как у других животных есть свои собственные коды для общения — например, для обозначения наличия опасности, готовности к спариванию или наличия пищи — такое общение обычно представляет собой «повторяющиеся инструментальные действия», не имеющие формальной структуры. того типа, который люди используют, когда произносят предложения.
В отличие от этого, добавляет профессор Пагель, человеческий язык имеет две отличительные особенности. Это:
- , что он «композиционный», что означает, что он «позволяет говорящим выражать мысли в предложениях, содержащих предметы, глаголы и объекты»
- , что он «ссылочный», что означает, что «говорящие используют его для обмена конкретными информация друг с другом о людях или объектах, их местонахождении или действиях »
Как и Homo sapiens , у нас есть необходимые биологические инструменты для произнесения сложных конструкций, составляющих язык, голосовой аппарат и сложную и хорошо сложную структуру мозга. достаточно развит, чтобы создать разнообразный словарный запас и строгие правила его использования.
Хотя остается неясным, в какой момент предки современных людей впервые начали развивать разговорный язык, мы знаем, что наши предшественники Homo sapiens появились примерно 150 000–200 000 лет назад. Итак, объясняет профессор Пагель, сложная речь, вероятно, по крайней мере так же стара.
Также вероятно, что владение разговорным языком помогло нашим предкам выжить и преуспеть перед лицом природных невзгод.
Отчасти благодаря их способности передавать сложные идеи проф.Пагель говорит, что «люди могут адаптироваться на культурном уровне, приобретая знания и производя инструменты, убежища, одежду и другие артефакты, необходимые для выживания в разнообразных средах обитания».
«Обладая языком, люди обладают кодом высокой точности для передачи подробной информации из поколения в поколение. Многие […] вещи, которые мы используем в повседневной жизни, зависят от специализированных знаний или навыков ».
Проф. Марк Пагель
Но где именно в мозгу расположен язык? Исследования выявили два основных «языковых центра», которые расположены в левой части мозга.
Это область Брока, отвечающая за управление процессами, приводящими к произнесению речи, и область Вернике, основная роль которой заключается в «декодировании» речи.
Если человек получил черепно-мозговую травму, повлекшую повреждение одной из этих областей, это ухудшит его способность говорить и понимать сказанное.
Тем не менее, дополнительные исследования показывают, что изучение большего количества языков — и их хорошее изучение — оказывает собственное влияние на мозг, увеличивая размер и активность определенных областей мозга, отдельных от традиционных «языковых центров».
Исследование, проведенное учеными из Лундского университета в Швеции, показало, что у студентов, приверженных языку, наблюдался рост в гиппокампе, области мозга, связанной с обучением и пространственной навигацией, а также в частях коры головного мозга или крайнем слое мозг.
Более того, исследование, ранее освещавшееся Medical News Today, нашло доказательства того, что чем больше языков мы изучаем, особенно в детстве, тем легче нашему мозгу обрабатывать и запоминать новую информацию.
Кажется, что изучение языка увеличивает способность клеток мозга быстро формировать новые связи.
На самом деле, исследователи установили много связей между двуязычием или многоязычием и поддержанием здоровья мозга.
Поделиться на Pinterest Умение говорить на нескольких языках оказывает защитное воздействие на когнитивные функции.Например, многочисленные исследования показали, что двуязычие может защитить мозг от болезни Альцгеймера и других форм деменции.
В одном из таких исследований ученые из Эдинбургского университета в Соединенном Королевстве и Института медицинских наук Низама в Хайдарабаде, Индия, работали с группой людей с болезнью Альцгеймера, сосудистой деменцией или лобно-височной деменцией.
Команда заметила, что у тех, кто говорил на втором языке, начало деменции — относящееся ко всем трем типам, на которые нацелено это исследование — было отложено на целых 4,5 года.
«[Эти данные] свидетельствуют о том, что двуязычие может иметь более сильное влияние на деменцию, чем любые доступные в настоящее время лекарства.
Соавтор исследования Томас Бак
Другое исследование, результаты которого были опубликованы в прошлом году в журнале Neuropsychologia , также пролило свет на то, почему двуязычие может защитить от когнитивного спада.
Авторы объясняют, что это вероятно потому, что владение двумя языками помогает развивать медиальные височные доли мозга, которые играют ключевую роль в формировании новых воспоминаний, и увеличивает как толщину коры, так и плотность серого вещества, которая в значительной степени сделаны из нейронов.
Двуязычие дает и другие преимущества, например, тренирует мозг эффективно обрабатывать информацию, затрачивая только необходимые ресурсы на выполнение текущих задач.
Кроме того, исследователи из Университета Монреаля в Канаде обнаружили, что «двуязычные люди становятся экспертами в выборе важной информации и игнорировании информации, которая может отвлекать от задачи», — отмечает старший автор исследования профессор Ана Инес Ансальдо.
Однако меняет ли переключение между разными языками и наше восприятие мира, который нас окружает?
Журналист Флора Льюис однажды написала в статье для The New York Times , озаглавленной «Языковой разрыв», что:
«Язык — это то, как люди думают, а также то, как они разговаривают. точка зрения.Его использование показывает невольное отношение. Люди, которые используют более одного языка, часто обнаруживают, что у них несколько разные модели мышления и реакции во время смены ».
Исследования теперь показывают, что ее оценка была абсолютно правильной — язык, который мы используем, меняет не только то, как мы думаем и выражаем себя, но и то, как мы воспринимаем мир и взаимодействуем с ним.
В исследовании, опубликованном в журнале Psychological Science , например, описывается, как двуязычные носители английского и немецкого языков склонны воспринимать и описывать контекст по-разному в зависимости от языка, в который они погружены в данный момент.
Говоря по-немецки, участники имели склонность описывать действие по отношению к цели. Например: «Этот человек идет к тому зданию».
Напротив, говоря по-английски, они обычно упоминают только действие: «Этот человек идет».
«Языки — живые существа»
Лера Бродицки, адъюнкт-профессор когнитивных наук Калифорнийского университета в Сан-Диего, специализирующаяся на взаимосвязи между языком, мозгом и восприятием мира человеком, также была сообщая об аналогичных результатах.
В своем выступлении на TED в 2017 году, которое вы можете посмотреть ниже, Бродицки проиллюстрировала свой аргумент о том, насколько сильно язык, который мы используем, влияет на наше понимание мира.
В качестве примера она приводит случай с Куук Тхаайорре, австралийским племенем, которое описывает все по сторонам света.
«И когда я говорю« все », я действительно имею в виду« все », — подчеркнула она в своем выступлении. «Вы бы сказали что-то вроде:« О, у вас на юго-западной ноге муравей »или« Подвиньте чашку немного на северо-северо-восток », — объясняет она.
Это также означает, что, когда их спросили, в каком направлении течет время, они увидели его по отношению к сторонам света. Таким образом, в отличие от американцев или европейцев, которые обычно описывают время как текущее слева направо, направление, в котором мы читаем и пишем, они воспринимали его как текущее с востока на запад.
«Прелесть языкового разнообразия в том, что оно показывает нам, насколько изобретателен и насколько гибок человеческий разум. Человеческий разум изобрел не одну когнитивную вселенную, а семь тысяч.[Есть] 7000 языков, на которых говорят во всем мире. И мы можем создать намного больше. Языки […] — это живые существа, вещи, которые мы можем отточить и изменить в соответствии со своими потребностями ».
Лера Бродицкая
Язык обладает такой властью над нашим разумом, процессами принятия решений и жизнью, поэтому Бродицкий в заключение побуждает нас задуматься о том, как мы можем использовать его для формирования нашего образа мыслей о себе и мире.
Текст A. МОЗГ
Ученые считают наш мозг самым сложным механизмом из когда-либо созданных.Мозг находится в самой большой полости черепа, которая называется полостью черепа. Он разделен на три части: продолговатый мозг, передний мозг, состоящий в основном из большого мозга, и мозжечок. Медулла (или ствол головного мозга) — это часть спинного мозга, соединяющая его с головным мозгом. Передний мозг и мозжечок разделены на два полушария, которые связаны толстой полосой нервных волокон. В этих полушариях есть области, называемые долями, которые выполняют определенные функции.
Вес человеческого мозга от одного до двух кг.и состоит примерно из 12 миллиардов () ячеек. Учеными было установлено, что каждая клетка связана с другой прямо или косвенно нервными волокнами.
Мозг — это центр широкой системы коммуникации. Выяснилось, что через спинной мозг в мозг поступает постоянный поток раздражителей. Стимулы поступают в мозг из наших глаз, ушей и других органов чувств и связаны с болью, температурой, запахом и другими ощущениями. Когда все полученные стимулы обобщены и проанализированы, мозг по нервным волокнам в спинном мозге посылает приказы в различные части человеческого тела.Именно благодаря этим приказам человек ест, двигается, слышит, видит и делает многое другое.
Для оценки функций различных областей мозга исследователями было проведено множество экспериментов. Благодаря таким экспериментам исследователи смогли определить те области мозга, которые контролируют зрение, слух, физические движения и даже эмоции. Например, было обнаружено, что часть мысли, памяти и чувств находится в передней части головного мозга.Часть для слуха находится сбоку от головного мозга, а часть для зрения находится в задней части головного мозга. Мозжечок — это центр, заставляющий мышцы работать как единая команда. Мозговое вещество связано с такими важными действиями, как дыхание и сердцебиение.
В результате экспериментальных исследований было установлено, что моторная кора, контролирующая многие движения тела человека, быстро устает. Но гипоталамус, контролирующий такие функции, как артериальное давление, почти никогда не устает.
ЗАДАЧ
I. Переведите следующие словосочетания:
; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ,; ; ; ,; ; ; ,; ; ;
II. Соедините часть от A с частью от B, чтобы составить предложения:
А 1. Мозг 2. Мозговое вещество 3. Нос 4. Головной мозг 5. Мозжечок 6. Моторная кора головного мозга 7.Гипоталамус 8. Стимулы 9. Язык | B орган вкуса. центр, который заставляет мышцы работать. центр широкой системы общения. связано с дыханием и сердцебиением. приходят в мозг из наших глаз, ушей и прочего органы чувств. орган обоняния. часть, контролирующая движения тела. часть, контролирующая артериальное давление. часть мысли, памяти и чувств. |
III.Найдите нечетное слово:
1. исследовать, изучать, получать, определять
2. продолговатый мозг, головной мозг, гипоталамус, полость
3. боль, вес, длина, ширина
4. зрение, слух, память, обоняние
5. дыхание, сердцебиение, площадь, артериальное давление
IY. Переведите следующие предложения:
1..
2.
.
3.
.
4..
5..
V. Выразите свое согласие или несогласие со следующими утверждениями:
1. Самый сложный механизм, который когда-либо был сконструирован, — это сердце.
2. Полость черепа — самая большая полость в теле человека.
3. Головной мозг делится на три части: продолговатый мозг, передний мозг и мозжечок.
4. Постоянный поток раздражителей поступает в мозг через кожу.
5.Глаза, уши, язык, нос — это органы чувств.
6. Язык — орган обоняния.
7. Головной мозг заставляет мышцы работать как единая команда.
8. Головной мозг — это часть, контролирующая зрение и слух.
9. Гипоталамус, контролирующий артериальное давление, очень быстро утомляется.
VI. Ответьте на следующие вопросы:
1. Что такое мозг?
2. Где находится мозг?
3. На сколько частей делится мозг? Назовите эти части.
4. Каков вес человеческого мозга?
5. Из скольких ячеек он состоит?
6. Как эти ячейки связаны друг с другом?
7. Какие органы чувств можно назвать?
8. Что означают разные части головного мозга (продолговатый мозг, головной мозг, мозжечок)
контроль?
9. Что вы можете сказать о гипоталамусе?
VI. Прочтите текст Б и ответьте на вопросы:
1. На какие две группы делятся рефлексы?
2.В чем разница между ними?
Симметричное биополушарное вскрытие мозга для изучения здоровых и патологических состояний мозга у людей
Невропатологи имеют научную привилегию, интеллектуальную честь и диагностические обязанности для оценки человеческого мозга. В течение многих десятилетий предпринимались подробные клинические описания заболеваний головного мозга и значительные усилия по индивидуализации их возможных нейрогистологических коррелятов в посмертном мозге человека. Исторически эти усилия представляли собой наиболее продуктивный способ развития медицинских наук, в частности неврологии, в современную эпоху.Благодаря предыдущим выдающимся невропатологам и их самоотверженности, решимости, учености и удивительной способности различать нормальные и аномальные ткани мозга (часто с использованием очень элементарных инструментов), теперь мы можем исследовать и лечить такие заболевания, как болезнь Альцгеймера-Перузини (которую несправедливо называют только болезнью Альцгеймера). болезнь; APD / AD) 1 , болезнь Паркинсона (PD) 2 , болезнь Крейтцфельдта-Якоба (CJD) 3 , болезнь Лу-Герига / боковой амиотрофический склероз (ALS) 4 и болезнь Гуама 5 , чтобы упомянуть несколько.
Продвинутые методы нейровизуализации, такие как компьютерная томография высокого разрешения (, т.е. , многосекционная спиральная компьютерная томография; КТ-ангиография), функциональная и морфологическая магнитно-резонансная томография (, т.е. фМРТ, диффузионно-МРТ, трактография-МРТ, и т. Д.) ), позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ), ультразвуковая визуализация и другие, безусловно, изменили наш общий подход к диагностике и лечению неврологических и психиатрических пациентов. Тем не менее, хотя методы нейровизуализации способны визуализировать мозг человека при жизни, они не дают возможности в данный момент непосредственно анализировать весьма сложные клеточные и субклеточные структуры клеток, такие как нейроны; или для визуализации, маркировки и количественной оценки конкретных типов внутриклеточных поражений; или точно указать их нейроанатомическую или субрегиональную локализацию на круговом и субконтурном анатомическом уровнях.Например, методы нейровизуализации не могут идентифицировать или локализовать тельца Леви (LB) в пигментированных нейронах черной субстанции (SN), общей патологической особенности, связанной с PD, или нейрофибриллярных клубков (NFT) в энторинальной коре головного мозга, классической особенности AD и другие патологии головного мозга. Невропатологические исследования в сочетании с современной цифровой микроскопией по-прежнему незаменимы для детальных клинико-патологических корреляций и, таким образом, для окончательного диагноза.
В связи с особыми анатомо-функциональными свойствами человеческого мозга, и особенно с его анатомической локализацией (то есть внутри черепа, естественная защитная система, не позволяющая непосредственно исследовать его содержимое), введение in vivo Методики нейровизуализации необычайно помогли клиницистам и исследователям найти первые ответы на некоторые загадки этой сложной ткани.Однако не существует клинической или нейровизуализационной методологии, которая могла бы заменить уникальную возможность прямого анализа ткани мозга во время вскрытия. Только организованный сбор, сохранение и категоризация человеческого мозга могут позволить прямые и систематические исследования нейрональных и ненейрональных клеток, их субклеточных составляющих, внутриклеточных и внеклеточных патологических поражений и любых типов аномалий внутри мозга для подтверждения, изменения или пересмотреть клинические диагнозы и обнаружить новые клинико-патологические корреляции.Одним из очевидных ограничений, касающихся оценки мозга при вскрытии, был тот факт, что эта процедура представляет собой перекрестную методологию. Всегда будет задержка между продолжающимся невропатологическим процессом (клинически проявляющимся или нет) и возможностью, если таковая имеется, определить его на нейрогистологическом уровне. В основном это связано с неспособностью человеческого мозга к самовосстановлению. В настоящее время невозможно получить ткань мозга in vivo без нанесения необратимого повреждения.Следовательно, невозможно продольно и невропатологически оценить один и тот же мозг / человека.