Содержание

Упражнения для новорожденных

Упражнения для новорожденных: как и когда проводить, пошаговое описание упражнений.

В предыдущей статье «Первый месяц жизни новорожденного» мы говорили об основных задачах развития ребенка и его достижениях за первый месяц жизни. Но эти задачи успешно решаются только в том случае, если мама проводит с малышом специальные  «мини-занятия», включающие развивающие игры и упражнения.

Упражнения для новорожденных детей, о которых я расскажу сейчас, помогут решить перечисленные задачи, достичь нужных показателей, будут способствовать полноценному своевременному развитию младенца.

Когда можно проводить упражнения с ребенком?

Упражнения для новорожденных длятся не  более 1-2 минут и проводятся 1-2 раза в день в то время, когда ребенок сыт, спокоен и его ничего не тревожит. Постепенно длительность таких занятий с новорожденным может быть увеличена до 2-4 минут.

Описание развивающих упражнений для новорожденных детей

Упражнение 1. Погремушка

Задача: 1) научить малыша следить глазами за движущейся погремушкой, фиксировать взгляд на неподвижной погремушке, 2) научить удерживать взгляд на неподвижной игрушке.

Как заниматься с малышом:

  1. Возраст – 10 дней. Возьмите яркую погремушку размером 10см. Лучше чтобы она была однотонная, т.е. одного цвета. Хорошо, если Вы сможете прикрепить ее на палочке для демонстрации ребенку. Покажите малышу игрушку в то время, когда он лежит на спинке в кроватке. Показывать игрушку надо на расстоянии 50см от глаз ребенка. Перемещайте погремушку вправо на 20-30см, затем влево на 20-30см. Повторите 3-4 раза. После чего погремите погремушкой и покажите малышу, как перемещается вправо и влево гремящая погремушка.
  2. Возраст – 20-30 дней. Добавляем новый элемент – остановку в движении игрушки. Покажите игрушку на расстоянии 50 см от глаз ребенка. Переместите ее влево на 30 см и  остановитесь на 5-10 секунд, чтобы малыш смог остановиться и сосредоточить свой взгляд на игрушке. Затем перемещайте погремушку вправо и снова остановитесь на 5-10 секунд. Повторите 3-4 раза. В дальнейшем используйте для упражнения другие игрушки. Можно использовать и яркие контрастные рисунки  человеческого лица, и геометрические формы – оранжевый круг, красный квадрат и т.д.
  • Если не получается привлечь внимание крохи к игрушке, покачайте ее. Если и это не помогло, то просто подставьте игрушку под взгляд малыша.
  • Сначала учите ребенка отслеживать движение игрушки в горизонтальном  направлении. Когда он это освоит, можно начать перемещать игрушку и в вертикальном направлении. Следующий этап усложнения – сложная траектория перемещения игрушки. Такое поэтапное усвоение упражнения очень важно, ведь малыш просто не сможет с первого раза успевать следить за предметом, движущимся в разных направлениях.

Упражнение 2. Колокольчик

Можно вместо колокольчика использовать шаркунок, бубен, маракас или любой другой звучащий предмет.

Задача: вызвать двигательную реакциюна звук.

Как заниматься с малышом:

  1. Возраст – 10-20  дней. Сбоку от лежащего в кроватке малыша на расстоянии 25-30 см позвените колокольчиком. Дождитесь, пока звук колокольчика затихнет, и снова позвоните, снова дождитесь затихания звука и позвените. Звук не должен быть очень громкий и  резкий! После этого покажите малышу колокольчик и позвените им. Пусть малыш попробует зафиксировать свой взгляд на звенящем колокольчике. Затем перемещайте звенящий колокольчик, чтобы малыш стал следить глазами за ним.
  2. Возраст – 20-30 дней. При выполнении этого упражнения меняйте темп движения колокольчика – то убыстряя, то замедляя его. При этом мы учим ребенка убыстрять и замедлять слежение глазами за игрушкой. Меняйте траекторию движения колокольчика. Когда колокольчик надоест малышу, и он перестанет на него реагировать, замените игрушку на шаркунок, бубен, барабан или любую другую игрушку, издающую звук.

Упражнение 3. Разговоры: подготовительный этап речевого развития

Задача:побуждать к эмоциональным проявлениям, учить удерживать взгляд на лице говорящей мамы.

Как заниматься с малышом:

Во время ухода за ребенком (пробуждение, переодевание, купание, укладывание спать и т.д.) в замедленном темпе, напевно разговаривайте с ним.

  1. Задавайте вопросы и за него отвечайте. Например: «Проснулась наша Катенька! Как тебе спалось? Хорошо спалось. Давай я тебя поглажу и т.д.» Речь должна быть интонационно выразительная, а не однообразная, т.к. малыш прежде всего различает интонации речи. Фразы должны быть короткие.
  2. Пойте малышу песенки, читайте стишки, нараспев произносите потешки, пестушки (см. соответствующие статьи рубрики)

Упражнение 4. Выкладывание на животик

Задача: формировать умение удерживать головку.

Как заниматься с ребенком:

Гимнастика для малышей: 8 лучших упражнений

Опыт доказывает, что в результате регулярных  упражнений и гимнастики ребенок становится более совершенным, а отстающий быстро догоняет своих сверстников.

И чем раньше вы начнете развивать своего малыша, тем активнее и  крепче он вырастет. Мы пообщались медсестрой по массажу, специалистом 1-ой категории Марией Вахолкиной. И она нам посоветовала несколько классических упражнений для ребенка до года, которые подходят для занятий в домашних условиях. Любая мама справится!

Мария Вахолкина

Почему полезна гимнастика

  1. Мышцы становятся эластичными,  сильными и выносливыми;
  2. Усиливается рост костей, они становятся толще и крепче;
  3. Усиливается легочная вентиляция;
  4. Во время движений активизируется работа потовых желез;
  5. А также происходит нормализация нервных процессов возбуждения и торможения.

Чем раньше вы начнете проводить гимнастику, тем легче будет воспитывать правильные двигательные навыки. И тем устойчивее будут результаты.

Условия для проведения гимнастики

Место: комната должна быть хорошо освещена, проветрена. 

Для гимнастики лучше подходит стол для пеленания, застеленный чистой пеленкой, под которую подкладывается клеенка и сложенное в два слоя байковое одеяло.

Руки: чистые, сухие и теплые с коротко остриженными ногтями.

Все аксессуары и украшения на время процедуры снять.

Одежда: удобная, легкая, не стесняющая движений, с рукавом 3/4 или коротким.

Гимнастику следует проводить за полчаса/час  до кормления или через 40 минут/час после него.

Противопоказания: поражения кожных покровов, онкология. туберкулез в активной форме,остеомиелит, тяжелые формы рахита, сложные пороки сердца, острые нефрит и гепатит, различные грыжи, заболевания мыщц, костей и суставов.

Итак,приступим!

  1. Скрещивание рук на груди

Исходное положение: ребенок лежит на спине.

Вложите большие пальцы своих рук в ладони ребенка, остальными — слегка придерживайте его кисти. Разведите руки малыша в стороны (можно это делать с легким встряхиванием), затем ведите их навстречу друг другу до перекреста на груди и обратно. При перекрещивании сверху должна ложиться то правая, то левая рука попеременно. Темп движений медленный, избегайте резких толчков. Повторите скрещивание 4-6 раз. Нормализация (снижение) тонуса сгибательных и разгибательных мышц рук.

      2) Упражнение для рук “бокс”

Исходное положение: ребенок лежит на спине.

Уложите большие пальцы своих рук в ладони ребенка, остальными — слегка придерживайте его кисти. Попеременно сгибайте и разгибайте руки малыша. При разгибании следует двигать ручку вперед и к центру, слегка приподнимая плечо. Во время этого упражнения работают все мышцы рук и плечевого пояса.

Повторить 5-6 раз каждой рукой в медленном темпе, избегая резких рывков.

      3) ”Скользящие шаги” с вибрацией

Исходное положение: ребенок лежит на спине.

Обхватите голени ребенка так, чтобы большие пальцы были расположены на передней поверхности голени, а остальные — на задней. Затем с легким встряхиванием выпрямите ногу ребенка и, скользя стопой по поверхности стола, согните ее. Повторите движение с другой ногой. И так 5-6 раз.

Это упражнение хорошо укрепляет мышцы ног и воспитывает опорную реакцию.

Если пассивное разгибание ног дается с трудом (в силу повышенного тонуса мышц-сгибателей), не спешите, отложите выполнение этого упражнения до более старшего возраста. Пока можно просто “потопать” стопами по поверхности стола.

Следующие три упражнения предназначены для нормализации тонуса сгибательных и разгибательных мышц ног, их укрепления, а также с целью профилактики дисплазии тазобедренных суставов.

     4)  Сгибание и разгибание ног.

Исходное положение: ребенок лежит на спине.

Обхватите ноги ребенка в верхней части голеней так, чтобы большие пальцы лежали вдоль внутренней поверхности, а остальные пальцы свободно легли на задне -наружную поверхность голеней. Согните одновременно обе ноги с легким нажимом на живот, разведя колени. Затем медленно разогните их. Повторите упражнение 5 раз под ритмичный счет.

Если ребенок сопротивляется сгибанию, то достаточно помассировать ножки под коленками, чтобы добиться сгибания. Если малыш “не хочет” разгибать ноги, то выполните движения с легким потряхиванием — это облегчает разгибание. 

Можно плавно перенести руки на колени и дополнительно сделать круговое разведение тазобедренных суставов. Упражнение делается как попеременно, так и одновременно.

   5) Упражнение “велосипед”

Исходное положение: ребенок лежит на спине.

Взяв ножки малыша в области голеностопного сустава, имитируйте движение, как при езде не велосипеде. Всего можно сделать 7-10 полных сгибаний и разгибаний для каждой ноги.

    6) Упражнение “лягушка”

Исходное положение: ребенок лежит на животе.

Одной рукой обхватите колено и стопы малыша, вторую руку положите на ягодицы, удерживайте,  чтобы не поднимались. Сгибайте ножки в коленях и области тазобедренного сустава, чтобы получившаяся поза напоминала “лягушку”. Задержав конечности в таком положении 5-7 секунд, можете вернуть в исходное положение. Повторить 5-7 раз. Движения должны быть плавные, без рывков.   

 7) Упражнение поворот на живот.

Исходное положение: Уложите указательный палец левой руки в левую ладонь ребенка, остальными пальцами обхватите его кисть. 

Правой рукой удерживайте обе ноги в области голеней “вилочкой” и, слегка выпрямив их, поверните таз ребенка влево. Непосредственно вслед за этим малыш самостоятельно поворачивает голову и верхнюю часть туловища в ту же сторону. Задержите малыша в положении на боку, пусть он потренирует мышцы шеи, удерживая голову. Затем выведите левую ручку ребенка чуть вперед – и вот малыш уже лежит на животе. Поправьте руки у него под грудью, расправив кисти.

То же самое повторите в другую сторону. Левой рукой удерживайте ноги, а  указательный палец правой руки вложите в ручки малыша. Поворот выполняется по 2-3 раза в каждую сторону.  Это упражнение очень полезно, и дети делают его с удовольствием, поэтому повторяйте повороты  несколько раз в течение дня.

В упражнении используется врожденный вестибулярный рефлекс расположения частей тела. При выполнении этого сложного движения работают мышцы всего туловища ребенка.

   8) Покачивание на мяче.

Возьмите надувной мяч большого размера. Положите ребенка животом на мяч, разведя его колени широко в стороны. Придерживайте малыша в области спины.

Покачивайте мяч в различных направлениях : вперед-назад,  в стороны и по кругу. Размах движений должен быть небольшим, чтобы ребенок не соскользнул. Это упражнение можно делать в любое время дня, спустя полчаса после еды. 

Оно способствует хорошему расслаблению и тренирует вестибулярный аппарат.

Гимнастика длится примерно 15-20 мин. Предложенный комплекс желательно сопровождать легким массажем и не обязательно выполнять полностью за один раз. Если ребенок слишком мал, быстро устает или у него плохое настроение, ограничьтесь массажем и 1-2 упражнениями. Остальное вы можете сделать в любое другое удобное время. Последовательность массажных приемов и упражнений старайтесь сохранить. Упражнения стандартные и подходят для новорожденных от 1 месяца до 1 года.   

Юлия Митина

Фото автора

Заглавная фотография: yamama.ru

Игры и занятия с новорожденным ребенком

Многие родители тратят массу сил и времени на то, чтобы обеспечить ребенку хороший уход, красивую одежду, качественное питание, но роль родителей заключается еще и в том, чтобы воспитать всесторонне развитую личность. Не стоит думать, что за вас эту работу сделают воспитатели детского сада и школьные учителя, начинать развивающие занятия с малышом стоит прямо с пеленок.

Первые занятия с новорожденным малышом очень просты и непродолжительны по времени, но они помогают ему адаптироваться в новых условиях жизни и способствуют созреванию всех систем организма. Мозг ребенка как губка впитывает новую информацию, и в это время происходит важный процесс образования связей между клетками головного мозга. Уровень интеллекта определяется количеством этих связей, и постоянно давая ребенку новую информацию, вы тем самым способствуете развитию его умственных способностей.

Первые игры с ребенком направлены на развитие основных органов чувств, нервной системы и на укрепление мышц. По времени они занимают не более 3-5 минут, и встроить их в каждодневный режим не составит труда.

Самые важные для новорожденного чувства – это обоняние и вкус. В грудном возрасте до начала прикормов основным источником вкусовых ощущений является пища. Грудное молоко меняет свой вкус в зависимости от питания мамы, а смеси всегда имеют один вкус. Но мы можем предложить малышу понюхать самые разные продукты, только избегайте продуктов с резким запахом и тех, что могут вызвать аллергию (например, цитрусовые).

Вторым важным органом чувств малыша является кожа. Он очень восприимчив к прикосновениям, поэтому в ходе игры вы можете касаться его кожи негрубыми тканями разной текстуры, можно пощекотать малыша мягкой толстой кисточкой (естественно, чисто вымытой), шариками ваты. Поглаживайте кожу легкими прикосновениями, касайтесь пальцем разных частей тела, называя их. Малыши любят, когда им дуют на животик, на ручки и ножки. Отличным развивающим и закаливающим фактором для кожи становится ежедневная ванна, а некоторые мамы даже начинают учить грудничков плавать, но это можно делать, только предварительно пообщавшись с опытным инструктором и получив разрешение педиатра.

Легкий массаж не только способствует развитию тактильных ощущений, но и укрепляет мышцы малыша, улучшает кровообращение. Помните, что до достижения возраста в один месяц ребенка можно массировать только легкими поглаживающими движениями. Массаж кисти положительно влияет на дальнейшее развитие речи, поэтому время от времени осторожно поглаживайте ладошки и каждый пальчик.

Зрительная информация важна для новорожденного, несмотря на то, что его зрение еще недостаточно острое. Носите его по комнате, показывайте разные предметы, меняйте положение тела и угол зрения. Малыши в этом возрасте любят смотреть на лица, поэтому, наклоняясь к ребенку, говорите с ним, стройте разные гримасы, отклоняйтесь из стороны в сторону, заставляя его следить глазами за вашим лицом. Ребенок пока что различает лишь основные яркие цвета, поэтому запаситесь яркими игрушками красного, желтого, зеленого и синего цвета. Вешайте на плечо во время кормления яркое полотенце, показывайте малышу цветной шарф, медленно передвигая его из стороны в сторону – это способствует развитию цветового зрения.

Для развития слуха, а в будущем и речи, чаще пойте малышу тихие колыбельные и громкие веселые песни, читайте стихи, просто разговаривайте с ним, объясняя свои действия. Можно взять малыша на руки и покачиваться с ним под простую ритмичную музыку, это развивает чувство ритма и музыкальный слух. Включайте ему аудиозаписи детских песенок, классической музыки или ритмичных эстрадных песен. Играйте с погремушками и пищалками, перемещая их в разные положения и стимулируя ребенка следить за источником звука.

Активизировать двигательную активность малыша помогает гимнастика. В возрасте 0-3 месяца она основана на пассивных и рефлекторных движениях, тем не менее, такие занятия способствуют укреплению всех групп мышц. Выкладывание на живот на твердую ровную поверхность – самое простое упражнение для новорожденного малыша. Он будет стремиться приподнять голову, рефлекторно напрягая мышцы живота и спины. Придерживая малыша, подставьте ладонь к его ступням, и он станет отталкиваться и «ползти». В положении лежа на спине, скрещивайте и разводите ручки ребенка несколько раз, затем можно сделать «велосипед», держа малыша за лодыжки и попеременно поднимая колени к животику. Большой надувной мяч – первый спортивный наряд для ребенка. Положите его животом на мяч и немного покачайте – это упражнение развивает мышцы шеи, спины, живота и тренирует вестибулярный аппарат.

Гимнастика для новорожденных | Mammyclub

В данной статье рассмотрим гимнастику для новорожденных, как делать гимнастику для новорожденных с первых дней жизни, какие упражнения гимнастики выполнять (по возрасту ребенка).

Для чего гимнастика для новорожденных

Рассмотрим кратко, какие положительные моменты дает гимнастика ребенку.

  • Контакт с кожей малыша, упражнения, которые стимулируют ребенка двигаться,- все это улучшает обмен веществ.
  • Гимнастика (правильно выполняемая) нормализует мышечный тонус.

Примечание. Для деток к повышенным мышечным тонусом, педиатр может рекомендовать из всех гимнастических упражнений оставить те, которые в основном направлены на расслабление, распрямление, успокоение. Это «разглаживание» ножек, ручек, поджатых пальчиков. А позже, когда малышу будет 3-4 месяца, это могут быть упражнения, которые будут стимулировать произвольные движения ребенка.

  • Касания стимулируют «ощущения ребенка от собственного тела», стимулируя «пользоваться телом».
  • Мышцы малыша становятся крепче.
  • Правильное выполнение гимнастики для новорожденных приводит к более упорядоченному и спокойному графику сна.
  • Многие гимнастические упражнения направлены на укрепление брюшных мышц, а это приводит к облегчению процесса дефекации, подробнее в статье Запор у новорожденного.
  • Гимнастика, которую делает мама и папа дает малышу важнейшее ощущение тактильного контакта, подробнее читайте в статье Тактильный контакт новорожденного с мамой. 

Из возможных негативных последствий гимнастики, можно отметить только лишь следующее.

  • Не стоит «напрягать» малыша физической нагрузкой, если тонус мышц повышен, иначе это явление может усугубиться.
  • Не стоит делать гимнастику «для галочки», и в периоды, когда ребенок в плохом настроении, или плохо себя чувствует. Этим можно навредить малышу, а при регулярном воздействии (в неподходящей обстановке) можно вызвать автоматическую негативную реакцию на упражнения. Только начинается гимнастика — малыш начинает плакать. 

Как делать гимнастику новорожденному

  • Одно из важных требований — методичность. Гимнастика должна делаться регулярно, желательно примерно в одно и то же время (учитывая, конечно же, меняющиеся графики сна и еды). Не должно быть так: сегодня сделали вечером, завтра вообще не делали, послезавтра — утром, и т. д.
  • Гимнастику для новорожденных нужно выполнять не менее чем через час после еды, и не ближе, чем 30 минут до еды. Как «встроить» гимнастику в график сна и купания, — вопрос индивидуальный для каждого конкретного ребенка. Некоторым удобно делать упражнения перед купанием, потом купать, потом кушать и спать. Для возраста 1-1,5 месяца это, пожалуй, самый частый вариант. Нужно смотреть, как ребенок реагирует на гимнастику, спокойно ли он после этого кушает, спит, купается, и по результатам этого и «встраивать» гимнастику в общий распорядок дня.
  • Помещение, где будет выполняться гимнастика, должно быть предварительно тщательно проветрено.
  • Температура воздуха в помещении рекомендуется в диапазоне 20-22 градуса, нужно ориентироваться на реакцию малыша. Он не должен мерзнуть, но и жарко ему тоже не должно быть.
  • Упражнения нужно повторять 3-5 (потом можно более) раз, и гимнастика должна длиться 15-20 минут, но не более получаса.
  • Абсолютно все свои действия нужно сопровождать ласковым разговором с малышом. 

Примечание. При подготовке данной статьи очень понравился опыт мамы, которая, выполняя гимнастику, читала ласковым голосом ребенку тематические потешки. Если упражнение на ножки, — то про ножки, если на пальчики, — то про пальчики. Все потешки она не помнила наизусть, рядом на столике лежали карточки- подсказки, она читала из них. Получалось замечательно, потешки задавали ритм всей гимнастике.

  • Внимательно выбирайте упражнения, чтобы они соответствовали возрасту ребенка. Попытки «посадить» или «поставить» ребенка, которому еще по возрасту это не положено, могут принести только вред.
  • Внимательно выбирайте упражнения, которые связаны с демонстрацией какого-либо рефлекса. Если рефлексу положено «затухать», то стимулировать его нельзя. Это касается любимого упражнения «ходьба» новорожденного. Этот рефлекс должен затухать, и стимулировать его после примерно 3-х месяцев — нельзя. Подробнее о рефлексах в статье Рефлексы новорожденных.
  • Между упражнениями, в начале и в конце гимнастики обязательно поглаживайте малыша.
  • Все упражнения на поглаживание выполняются «от края — к центру». То есть, ножки поглаживаем от стоп к паху, ручки от кистей — к плечикам, животик, от боков к центру.
  • Самое важное! Не делайте гимнастику, если ребенок приболел, если он просто «не в настроении».

Прежде чем приступить к массажу малыша, определитесь в выборе и купите качественную косметику для ухода за детской кожей (массажные масла, крема, лосьоны и т.д.).

Гимнастика для новорожденных 1 месяц

Ваш малыш еще совсем крошечный, поэтому упражнения, приведенные ниже, являются специфическим «входом» в последующую гимнастику.

1. Основное упражнение в любом возрасте  — нежное поглаживание. Ребенок лежит на спинке, поглаживайте его ножки ручки, головку, все по направлению от края к центру. Поглаживание должно быть нежным, и одновременно уверенным. Сильно не нажимайте, кожа малыша не должна складываться в дополнительные складочки под вашими руками.

2. После ручек, ножек и головки, приступаем к плечикам, груди и животику. Живот тоже поглаживается от боков к пупку, а затем, по часовой стрелке, вокруг пупка, слегка надавливая пальцам. Пальцы совершают массажные, кругообразные движения. После того, как Вы «прогладили» малыша спереди, нужно перевернуть его на животик, и так же точно поллаживать спинку и попу.

3. Ребенок лежит на спине. Берем ладошку ребенка в руку, а второй рукой (большим пальцем) надавливает на середину ладони. Ребенок будет пробовать приподнимать головку, в ответ на нажатие. После нажатий, можно тем же большим пальцем проглаживать ладошку, по направлению к каждому из пальчиков. Пальчики будут снова сжиматься в кулачок, это нормально в этом возрасте.

4. Ребенок лежит на спине. Аккуратно разжимаем его сжатые пальчики, и вставляем туда свой указательный палец. Ребенок схватит его, очень крепко. Придерживаем его пальчики на своем указательном пальце большим пальцем. Когда так взяты обе ручки, нужно пробовать плавно отрывать плечики ребенка от поверхности, буквально на одну секунду, и класть назад. Пальцы ваши он не выпустит на протяжении всего упражнения. Просто для безопасности нужно придерживать пальчики своим большим пальцем, чтобы маленькие ручки не соскользнули. После нескольких денй выполнения этого упражнения, можно попробовать просто вложить свои указательные пальцы в ручки ребенка, но уже не тянуть его. Он станет пытаться приподняться сам.

5. Ребенок лежит на животе. Поставьте свою ладонь так, чтобы в нее упирались ножки ребенка. Он будет отталкиваться от вашей руки и даже немного двигаться вперед, ползти. Ручки ребенка тоже участвуют в процессе, он ими помогает себе двигаться вперед.

6. Ребенок лежит на спине. Нужно крепко взять ножки ребенка в области коленок, чуть ниже, и выполнять сгибание и разгибание ног. Так чтобы ножки прикасались к животику в согнутом состоянии, и распрямлялись в разогнутом. Такие движения нужно выполнять обеими ножками, а потом каждой поочереди, «велосипед». Это нехитрое упражнение часто помогает избавиться от лишних газов, облегчает дефекацию. 

7. Завершаем гимнастику, и выполняем первое упражнение, поглаживание.

Гимнастика для новорожденных в 2 месяца

1. Ребенок лежит на боку, например, на правом. Поднимаем вверх нго левую ручку, и вставляем свой указательный палец в кулачок ребенка. Пусть малыш «держит» Вас за палец, это позволит вам четче зафиксировать его руку. Начинаем методично поглаживать ручку малыша, от ладони к плечу. Нужно выполнить около 10 полных поглаживаний. Затем перекладываем ребенка на другой бок, и берем другую ручку, и повторяем.

2. Ребенок лежит на спине. Берем в руку его стопу, держим ее в руке, распрямляя ножку. А другой рукой «проглаживаем» ногу от стопы к паху. Нужно выполнить не менее 10 поглаживаний, причем и на передней части ножки, и на задней. Меняем ножку, и повторяем все сначала. Во время упражнения ножка ребенка приподнята, находиться под углом примерно 30 градусов к поверхности.

3. Ребенок лежит на спине. Берем его руки, разводим их в стороны, и своди накрест у ребенка на груди. Не давим на грудную клетку. Развести — свести, 6-10 раз.

4. Упражнение «велосипед» только не для ног, а для рук. Ребенкок на спине, берем его руки и поочередно сгибаем в локтях. Ручку лучше держать между кистью и локтем. Повторяем 6-10 раз.

5. Выкладываем ребенка на животик, ручки складываем под грудь, так, чтобы ему было проще поднимать голову. В этом положении желательно проводить (во время зарядки) несколько минут. Начинать, при этом, можно с 20-30 секунд, и постепенно увеличивать время.

6. Ребенок продолжает лежать на животике, выполняем поглаживание спины. Это движение лучше делать снизу, от попы, вверх, к плечам. При этом, если выполнять поглаживание внутренней стороной ладоней, то можно травмировать ребенка пальцами, даже с короткими ногтями. Поэтому, лучше это движение выполнять внешне стороной пальцев и ладони (как бы «прогоняя по спике волну»). Таких поглаживаний нужно выполнить 6-10 раз.

7. Снова кладем ребенка на спинку, и выполняем поглаживание и массаж живота. Выполняется по часовой строелке, четырьмя пальцами руки, мелкими круговыми движениями, с легким нажатием. Нужно сделать 6-10 «кругов».

8. Ребенок на спине, вклалываем ему в ручки свои указательные пальцы, и потихоньку «подтягиваем ребенка». При этом ощущается, что малыш сам немного подтягивается за ваши пальцы, стараясь приподняться.

9. Малыш лежит на спине, берем его ножку и выполняем массаж и упражнение для стоп. Вначале большими пальцами рук массируем стопу по всей площади. Затем нужно обязательно провести пальцем (можно указательным) под пальчиками ребенка. Будет видно, как в ответ на это движение малыш растопыривает пальчики. Можно порисовать на стопе восьмерки, проводя верхний край восьмерки под пальчиками. Всего нужно провести 6-10 раз, на каждой из стоп.

10. Положите ребенка на бок, он будет разгибать спину в этом положении. Это важное упражнение, для последующего освоения переворота. Нужно повторить это «разгибание спины» попеременно на разных боках, по два раза.

11. Снова выкладываем ребенка на живот. Ручки складываем под грудью. Пусть ребенок побудет 1-2 минуты в этом положении (постепенно доходим до 1-2 минут, начиная с 20-30 секунд, как описано в упражнении №3. Затем подставляем свою ладонь под ножки малыша, так, чтобы он упирался в вашу ладонь ногами и мог толкаться. Малыш совершит несколько толчков, и подвинет свое тело вперед. Для первого раза этого достаточно, потом постепенно можно увеличивать время этого упражнения. Можно легонько поддерживать малыша под грудью, чтобы облегчить ему передвижение.

12. Кладем ребенка на спину, и берем яркую игрушку или другой яркий предмет. Желательно не пестрый, а однотонно яркий. Даржим игрушку примерно в 40-50 см от ребенка, так чтобы он зафиксировал на ней взгляд. Затем медленно ведем игрушкой вправо. Затем влево, вверх и вниз. Следим, чтобы ребенок не потерял игрушку из виду. Если потерял, останавливаемся, и снова «ловим» взгляд. 

13. Если ребенок держит голову, лежа на животе, то можно повторять это упражнение и на животе, держа и перемещая игрушку перед ним. Это упражнение полезно для фокусировки взгляда, и для развития мышц и движений шеи.

14. Упражнения для пальчиков рук. Аккуратно вытягиваем каждый пальчик, без усилия, как бы распрямляя его. Затем можно каждым из пальчиков выполнять круговые движения. При этом сама ручка у вас в одной руке, а крутите пальчик вы другой рукой.

15. Те же упражнения можно повторить для пальчиков ног. 

Гимнастика для новорожденных 3-4 месяца

1. Ребенок лежит на боку, например на правом. Поднимаем вверх его левую ручку, и вставляем свой указательный палец в кулачок ребенка. Пусть малыш «держит» Вас за палец, это позволит вам четче зафиксировать его руку. Начинаем методично поглаживать ручку малыша, от ладони к плечу. Нужно выполнить около 10 полных поглаживаний. Затем перекладываем ребенка на другой бок, и берем другую ручку, и повторяем.

2. Ребенок лежит на спине. Берем в руку его стопу, держим ее в руке, распрямляя ножку. А другой рукой «проглаживаем» ногу от стопы к паху. Нужно выполнить не менее 10 поглаживаний, причем и на передней части ножки, и на задней. Меняем ножку, и повторяем все сначала. Во время упражнения ножка ребенка приподнята, находиться под углом примерно 30 градусов к поверхности.

3. Ребенок лежит на спине. Берем его руки, разводим их в стороны, и своди накрест у ребенка на груди. Не давим на грудную клетку. Развести — свести, 6-10 раз.

4. Упражнение «велосипед» только не для ног, а для рук. Ребенкок на спине, берем его руки и поочередно сгибаем в локтях. ручку лучше держать между кистью и локтем. Повторяем 6-10 раз.

5. Рефлекторные перевороты на живот с поддержкой ног и руки. Одной рукой, например правой, берем малыша за ножки, за обе сразу, выше голеностопа. Левой рукой поднимаем вверх левую ручку ребенка. Малыш при этом на правом боку. Из этого положения ему проще «докрутить» поворот на живот до конца. Это как бы, часть переворота. То же самое повторяем в другую сторону. Левой рукой, — за ножки, правой, — правую ручку вверх, ребенок при этом на левом боку. Можно положить что-то яркое в поле зрения ребенка, чтобы дополнительно стимулировать его к перевороту.

6. Ребенок лежит на животике, выполняем поглаживание спины. Это движение правильнее делать снизу, от попы, вверх, к плечам. При этом, если выполнять поглаживание внутренней стороной ладоней, то можно травмировать ребенка пальцами, даже с короткими ногтями. Поэтому, лучше это движение выполнять внешне стороной пальцев и ладони (как бы «прогоняя по спике волну»). Таких поглаживаний нужно выполнить 6-10 раз.

7. Нужно взять ребенка так, чтобы он находился в положении «на весу», на животе. Например, грудью его положите на свою левую руку, придерживая рукой за плечико, а ножки держите правой рукой. В этом положении ребенок будет очень сильно напрягать мышцы спины и шеи, пытаясь как можно выше поднять голову.

 8. Кладем ребенка на спинку, и выполняем поглаживание и массаж живота. Выполняется по часовой строелке, четырьмя пальцами руки, мелкими круговыми движениями, с легким нажатием. Нужно сделать 6-10 «кругов».

9. Упражнения для пальчиков рук. Аккуратно вытягиваем каждый пальчик, без усилия, как бы распрямляя его. Затем можно каждым из пальчиков выполнять круговые движения. При этом сама ручка у вас в одной руке, а крутите пальчик вы другой рукой.

10. Малыш лежит на спине, берем его ножку и выполняем массаж и упражнение для стоп. Вначале большими пальцами рук массируем стопу по всей площади. Затем нужно обязательно провести пальцем (можно указательным) под пальчиками ребенка. Будет видно, как в ответ на это движение малыш растопыривает пальчики. Можно порисовать на стопе восьмерки, проводя верхний край восьмерки под пальчиками. Всего нужно провести 6-10 раз, на каждой из стоп.

11. Аккуратно вытягиваем каждый пальчик на ноге, без усилия, распрямляя его. Затем можно каждым из пальчиков выполнять круговые движения. При этом стопа у вас в одной руке, а крутите пальчик вы другой рукой.

Гимнастика для новорожденных 4-6 месяцев

Расширяем и усложняем упражнения, перечисленные в предыдущем пункте.

  1. Разглаживание и массаж рук и ног (описаны выше).
  2. Сгибание и разгибание рук и ног («велосипед» , описаны выше).
  3. Массаж спины.
  4. Массаж живота.
  5. Ребенок лежит на спине. Держим обеими руками его ножки, чуть выше голеностопа. И совершаем ножками «скользящие шаги» по поверхности. Это дополнительно стимулирует стопы ребенка.
  6. Ребенок лежит на спине. Выполняем круговые движения ногами в области тазобедренных суставов. Вначале ножки выпрямлены, держим руками выше коленного сустава. Затем прижимаем ножки к животу, разводим их в стороны и снова выпрямляем. 
  7.  Прижать ребенка к себе, спинкой к своей груди и животу. Зафиксировать неподвижно его ноги, и вначале живот. Ребенок будет пробовать «держать спинку». Серез некоторое время Вы сможете убрать фиксацию живота, и фиксировать только ножки, и ребенок будет напрягать мышцы спины и держать ее ровно.
  8. Перевороты за ножки. Ребенок лежит на спинке, вы берете его одной рукой, например правой, за ножки, за обе сразу, выше голеностопа. И пробуем из этого положения, за ножки «подтолкнуть» ребенка к перевороту влево. Можно при этом правую руку ребенка вытянуть ему вдоль тела, это облегчит переворот. Затем то же самое, в другую сторону.
  9. Для тренировки ползания уже не подставляем «упор» в виде ладони под ножки. Просто кладем ребенка на животик, перед ним ставим (на некотором расстоянии) яркую игрушку, и он будет понемногу к ней подползать.
  10. Примечание. По окончанию упражнения обязательно дайте ребенку «настичь» игрушку и исследовать ее.
  11. Нужно положить ребенка на руки так, чтобы он был в положении «на весу» на спине. Он будет напрягать мышцы шеи, пытаясь поднять голову как можно выше вперед.

Процесс массажа доставит малышу удовольствие, если вы заранее запасетесь несколькими полезными «помощниками» от Маминого Магазина:

Также обратите внимание на удобные слинги, они способствуют укреплению детской спинки.

Вас ждет быстрое и приятное обслуживание .

Гимнастика для новорожденных 6-10 месяцев

Упражнения, перечисленные выше, усложняются и дополняются. 

  1. Разглаживание и массаж рук и ног (описаны выше).
  2. Сгибание и разгибание рук и ног («велосипед» — описаны выше). Усложняем сгибание и разгибание рук. Дайте ребенку возможность сгибать и разгибать руки, держась за что-то. это могут быть резиновые или пластмассовые кольца, например. То есть, вы толкаете или тянете за кольцо, а ребенок за него держится.
  3. Ребенок лежит на спине. Используя те же кольца, приподнимаем ребенка в положение «почти сидя» за кольца. Можно применять тонкую и прочную палочку для этого. Важно, что малыш держится и приподнимается.
  4. Из положения лежа на спине поднимаем и опускаем две ножки, поднимаем до прямого угла.
  5. Из положения лежа на спине поднимаем обе руки вверх, за голову, и вниз.
  6. Выполняем круговые движения прямыми руками.
  7. Побуждаем ребенка к переворотам, со спины на живот и назад.
  8. Стимулируем ползание (привлекаем предметами и игрушками).
  9. Массаж спины.
  10. Массаж живота.
  11. Из положения лежа на животе, даем ребенку в руки свои пальцы, и стимулируем приподниматься наверх, прогибаясь в спине.
  12. Помогаем ребенку стать на четвереньки, придерживаем.
  13. Из положения на четвереньках, даем ребекну свои пальцы в руки, чтобы он поднимался из этого положения вверх, прогибая и напрягая спину.
  14. Если ребенок уже встает возле опоры, побуждаем его вставать — опускаться. 

Гимнастика для новорожденных 10-12 месяцев

  1. Игровые упражнения, направленные на то, чтобы ребенок вставал и садился.
  2. Упражнения, стимулирующие ребенка становиться «на носочки».
  3. Упражнения, стимулирующие ребенка садиться на корточки.
  4. Упражнения, связанные с бросанием мячика (бросил, принес).
  5. Упражнения, на переступание небольших предметов.
  6. Подьем (наступание) на небольшое возвышение (около 5 см) и соступание с него.
  7. Можно начинать приучать ребенка к вису на маленьком турнике (с поддержкой родителей вначале)
  8. Стимуляция ходьбы с поддержкой за одну ручку, а затем самостоятельной ходьбы.

Гимнастика для новорожденных в воде

Основные правила, которые нужно соблюдать при купании малыша, подробно описаны в статье Купание новорожденного. А в материале Плавание новорожденного в ванне этот процесс расписан поэтапно. Поэтому, в данной статье мы лишь добавим к этому описание тех упражнений, которые можно выполнять с рбенком в ванной (в воде).

  • Упражнение «отталкивание от бортика».

Выполняется вначале на спинке. Руку держим под головкой ребенка, а ноги ребенка подводим к бортику ванной так, чтобы малыш уперся в бортик стопами. Ребенок начнет отталкиваться ногами от бортика, а вы в это время будете своей рукой отводить тело малыша как будто он отттолкнулся и плывет. После освоения отталкиваний на спинке, можно выполнить то же упражнение на животе. Ребенок должен ощутить, что чем сильнее он отталкивается, тем дальше отплывает.

  • Стимуляция движений ручками и ножками. Это пока не плавательные движения в полной мере, скорее просто «суета» ножками и ручками, но это очень полезно для развития мышц ребенка и для нормальзации общего мышечного тонуса. Для стимуляции этих активных движений нужно найти ваш индивидуальный вариант, как это лучше сделать. Можно побрызгать на ребенка водой, некоторые малыши начинают «активничать» если с ними в ванной говорить, другие из-за того, что их просто проводят по ванной, иногда помогает немного поводить ребенка на животе чтобы вызвать активность. Некоторым помогает показывать ребенку разные игрушки. 

Веселое и комфортное плавание малышу обеспечат несколько полезных товаров:

Ни в чем себе не отказывайте, а Мамин Магазин позаботится о замене или возврате товара, если что-то не подойдет .

Чтобы ваши знания были полными, дополнительно прочитайте:

И пусть гимнастика доставит удовольствие и вам и малышу!

Гимнастика для новорожденных. — Мама Лара — профессионально о рождении ребенка | Беременность | Роды

Давайте поговорим сегодня о коррекционной гимнастике – это гимнастика для новорождённых, необходимая в том случае, если развитие ребенка немного отстаёт от нормы. То есть, данная гимнастика нужна не всем малышам, тем более, что и понятие нормы не жёсткое, и даже для совершенно здоровых деток запас времени, когда младенец догоняет сверстников, может составлять до 1,5 месяцев.

Перед тем, как овладевать коррекционными упражнениями для новорожденных, внимательно прочтите материал по нормам развития ребенка и посмотрите видеоролики, а также другие материалы, посвященные психомоторному развитию ребёнка. Возможно, ваш малыш развивается соответственно своему возрасту, и тогда специальные упражнения для новорожденных ему не нужны. С другой стороны, если выполнение гимнастики для новорожденных доставляет массу удовольствия и вам и вашему малышу, занимайтесь на здоровье, никакого вреда в этом нет!

Гимнастика для новорожденных. Видео. Подготовка к упражнениям.

О том, какие условия необходимы для занятий – начиная от температуры помещения и заканчивая настроением младенца, вы узнаете в первом ролике.

Гимнастика для новорожденных. Коррекционные упражнения

Гимнастика для новорождённых на видео хороша тем, что вы можете просмотреть ролик несколько раз, чтобы не только оценить, какие именно упражнения нужны вашему ребенку, но и отметить все важные детали, отличающие обычную зарядку от коррекционной гимнастики. Этому посвящён второй ролик, где мы покажем простые и физиологичные упражнения для новорожденных, которые легко может выполнить с малышом любой родитель.

Популярные материалы по теме:

Гимнастика для новорожденных | Nutrilak

28.02.2021 Время на чтение: 3.5 мин