Содержание

Песочная терапия для школьников и детей дошкольного возраста – статьи о здоровье

Оглавление

Песочная терапия для школьников и детей дошкольного возраста является эффективным методом воздействия на поведение и эмоциональное состояние. Она основана на визуализации внутреннего мира ребенка и представляет собой несложные манипуляции. Проводится терапия с применением мелкого, очищенного песка и небольших предметов (фигурок, ракушек и др.). Методика позволяет ребенку выражать подсознательные обиды, страхи, раздражение и др. Терапия является эффективной, но при этом максимально безопасной и простой в реализации.

Показания и противопоказания

Программы песочной терапии рекомендованы с целью:

  1. Диагностики нарушений состояния личности
  2. Выявления факторов, оказывающих стрессовое и травмирующее воздействие на психику
  3. Определения причин нестандартного поведения ребенка
  4. Снятия стресса и напряжения
  5. Избавления ребенка от повышенной тревожности
  6. Оказания помощи в гармоничном развитии
  7. Установления контакта с ребенком (в том числе при аутизме)
  8. Социализации детей‑инвалидов

Важно! Занятия песочной терапией разрешены в любом возрасте. Как правило, назначают их детям с 2‑3 лет. Особенно актуальной методика является в периоды возрастных кризисов (3 года, 6‑7 и 13‑15 лет).

Обычно метод песочной терапии задействуют в работе с детьми, которые:

  • пережили тяжелые утраты (в том числе смерть близких), агрессию, стихийные бедствия, травмы, насилие и др.
  • имеют сложности с выражением эмоций в силу скрытности, замкнутости и необщительности
  • склонны к чрезмерной активности и впечатлительности
  • имеют нарушения опорно‑двигательного аппарата и заболевания нервной системы, патологии зрения, слуха, речи, некоторые формы шизофрении
  • находятся в состоянии стресса
  • страдают от задержек развития
Терапия не проводится детям с:
  • синдромом дефицита внимания
  • эпилепсией
  • синдромом навязчивых движений
  • аллергией на пыль и песок
  • бронхиальной астмой в тяжелой форме
  • туберкулезом

Также не следует назначать занятия пациентам с глубокой дебильностью, полной идиотией и другими тяжелыми психическими расстройствами.

Эффективность метода песочной терапии

Действие процедуры всегда является комплексным.

  • Ребенок трогает песок руками. Это доставляет положительные эмоции и полезно для общего развития, так как песчинки способны стимулировать нервные окончания в пальцах и ладонях. Благодаря занятиям развивается мелкая моторика. Головной мозг постоянно получает устойчивые сигналы в зонах, которые отвечают за способности к анализу, познаниям и воспоминаниям
  • Песок – сыпучий материал, ребенок создает из него различные фигурки подсознательно.
    Благодаря этому методика дает возможности для диагностики внутреннего состояния пациента

Уже доказано, что систематические занятия позволяют ребенку:

  • избавиться от негативных переживаний
  • получить веру в себя
  • осознать собственную личность
  • стать самостоятельным
  • приобрести уравновешенность и спокойствие

Наиболее ярким эффект от песочной терапии является тогда, когда она сочетается с другими методиками: прослушиванием классической музыки, чтением стихов, рассказыванием сказок и др.

Результативность методики доказана в комплексном развитии детей, логопедии, укреплении памяти, развитии интеллектуальных способностей. Эффект от терапии проявляется при обучении малышей с ограниченными возможностями здоровья. Также метод активно применяется при выявлении психологических проблем.

Как проходят занятия?

В своей работе многие психотерапевты применяют уже готовые наборы, состоящие из ящика (песочницы из экологического пластика), песка мелкой фракции, который прошел предварительную очистку, емкости для воды. Также в комплекты включаются миниатюрные фигурки в виде людей, сооружений и зданий, кораблей, автомобилей, животных и др. В наборах присутствуют предметы, которые в детском понимании представляют определенную ценность. К ним относятся небольшие сундучки и шкатулки, «драгоценные» камни (обычно из стекла), ракушки и др.

Сначала ребенку объясняют, что голубой бортик сбоку означает небо, песок – это земля, синее покрытие дна коробки – вода. Благодаря этому маленький пациент осознает, что у него есть все стихии для создания собственных сказок, отдельных композиций, целых планет и даже вселенных.

Во время песочной терапии ребенок сам выбирает для себя нужные предметы. Специалист не просто следит за действиями пациента, но и просит его обосновать выбор в пользу тех или иных изделий. Это позволяет оценить психологическое состояние ребенка в текущий момент.

Чтобы наладить контакт с ребенком, специалист уточняет поводы для создания определенных композиций и их разрушения. Также это позволяет конкретизировать некоторые стрессовые факторы и переживания пациента.

Игры в программах песочной терапии могут быть:

  • Фонематическими. Они сопровождаются произнесением отдельных звуков. Такие игры подходят для детей с задержкой речевого развития и нарушениями речи
  • Развивающими и обучающими. Игры нередко сопровождаются счетом и чтением
  • Проекционными. При таких играх ребенок может ассоциировать себя с определенной фигуркой и строить собственный мир
  • Коррекционными. Эти игры направлены на создание мира, наполненного пугающими существами и опасными ситуациями. В этом случае ребенок иллюстрирует собственные страхи
  • Семейными. В этих играх участвуют не только малыш или подросток, но и члены его семьи

Детям‑аутистам и ребятам с трудностями в общении подходят семейные и проекционные занятия. Проекция полезна также для малышей и подростков, ставших жертвами насилия, испытавших сильный стресс или переживших утрату. Постепенно от проекционных игр переходят к коррекционным. Это позволяет выявить глубинные проблемы и страхи и избавиться от них.

Детям с задержкой психического развития рекомендуют развивающие и обучающие игры. Такие же занятия советуют и дошкольникам, а также школьникам младших классов.

Любые программы песочной терапии делятся на 2 категории:

  • Индивидуальные. В этом случае в играх участвует только ребенок. Психолог наблюдает за ним, корректирует его действия и решает иные задачи
  • Групповые. В таких занятиях участвует не только сам ребенок. Привлекаться к играм могут родители и другие дети. В этом случае проводится работа в области межличностных взаимоотношений. Ребенок может учиться коммуникации, лучше понимать других и раскрывать себя

Особое внимание во всех программах песочной терапии уделяется расшифровке знаков, используемых малышом или подростком.

  • Дома и замки из песка, валы с прочными стенами, заборы могут сигнализировать о том, что ребенок испытывает неуверенность. Кроме того, у него имеются некоторые страхи, он нуждается в защите
  • Хаотичность созданного мира, беспорядок в используемых знаках и символах может говорить и о хаосе и смятении внутри ребенка
  • Спирали
    нередко свидетельствуют об усталости, нехватке общения. Они могут символизировать даже ночные кошмары, которые беспокоят ребенка достаточно часто
  • Нарисованные на песке круги обычно свидетельствуют о желании перемен, а также о недостаточности заботы и любви. Обычно такие дети хотят больше внимания
  • Отсутствие человеческих фигур может говорить о том, что ребенок хочет отгородиться от окружающих, ощущает страхи, обиду, боль. Обычно дети не используют фигуры людей тогда, когда испытали насилие
  • Рваные линии и острые углы могут говорить о внутренних конфликтах. Их рисуют дети, которые ревнуют, гневаются, злятся на окружающих. Причем эти эмоции они могут испытывать по отношению как к самым близким людям, так и к сверстникам, с которыми посещают детский сад или школу, играют во дворе

Все знаки расшифровываются специалистом. После завершения игр и «рисования» он делает необходимые выводы. В дальнейшем они обсуждаются с родителями. Если необходима корректировка выявленных особенностей поведения, она проводится.

Преимущества обращения в МЕДСИ

  • Опытный специалист. Он располагает навыками и знаниями, необходимыми для внедрения различных программ песочной терапии для детей вне зависимости от возраста и пола
  • Современное оснащение кабинета.
    Наша клиника располагает специально оборудованной комнатой для занятий. В ней есть не только коробка с песком, но и различные игрушки, предметы, которые помогают увлечь как малыша, так и подростка
  • Комфорт проведения занятий. Опытный психотерапевт обеспечивает удобство каждого сеанса не только непосредственно для малыша или подростка, но и для его родителей. Занятия проводятся в спокойной, расслабленной обстановке. Пациент ограждается от возможного дискомфорта. Это позволяет забыть об окружающей реальности и погрузиться в вымышленный мир
  • Возможности для диагностики и лечения широкого перечня патологий. Метод песочной терапии дает возможности для выявления и устранения различных психологических и психических нарушений и отклонений в развитии
  • Возможности для подключения к работе других врачей. При необходимости вы будете направлены и к различным специалистам узкого профиля: логопедам, неврологам и др. Это позволит устранить даже серьезные, запущенные заболевания
  • Отсутствие очередей и возможности для записи на прием на удобное время. Мы готовы спланировать курс терапии в комфортном для вас режиме

Чтобы посещать занятия по песочной терапии, достаточно записаться в клинику по телефону +7 (342) 215-06-30. Наш специалист ответит на все вопросы и подберет оптимальное время для посещения клиники. Также запись возможна с помощью приложения SmartMed.

Песочная терапия для детей

Многие родители слышали о методах рисования песком с детьми, но мало кто применял их на практике. По словам мам и пап, такие занятия требуют большой подготовки, песок рассыпается, потом его трудно убрать. Некоторым кажется, что песочная терапия не даёт результатов и пользы. В этой статье мы попробуем рассеять мифы о сложности упражнений с  песком и их бесполезности.

Песочная терапия расслабляет тревожных детей, успокаивает гиперактивных, застенчивым помогает наладить контакты с окружающими, повышает мотивацию к совместной деятельности

Прежде всего о том, какие материалы нам будут нужны. В классическом варианте рисования песком используют поднос размером 50*70*8 см с голубым дном, сухой песок, мелкие игрушки, изображающие природу, людей, сказочных героев. В новых, переработанных методиках применяют лист ватмана, манку, соль и так же маленькие фигурки. В творческих мастерских можно приобрести специальный цветной песок. Но для маленьких детей лучше брать натуральные, безопасные сыпучие вещества. Их легко найти, просто убирать, они не пачкают руки.

На самом деле песочное рисование — одна из полезнейших развивающих техник. Она расслабляет тревожных детей, успокаивает гиперактивных, застенчивым помогает наладить контакты с окружающими, повышает мотивацию к совместной деятельности. Существуют упражнения на одновременное использование обеих рук, а это, как известно, помогает развитию левого и правого полушария мозга ребёнка. Через рисование песком проявляется творческое самовыражение и фантазия. Во время занятий с песком ребёнок учится концентрировать внимание на предмете.

3 упражнения для знакомства ребёнка с песком

1. Испечь блинчик из песка. Необходимо медленно насыпать на поверхность ровный блинчик толщиной с палец ребёнка. Блин должен быть ровный, аккуратный, равномерный по толщине. Далее на поверхности блинчика можно поучиться рисовать ровные линии, волны, элементарные фигуры. Можно оставить отпечатки рук.

2. Пирамида. Взяв песок в кулачок, насыпать ровную горку. Чем ровнее и больше горка, тем лучше. Руками подравнивать пирамиду нельзя. Затем можно предложить расставить фигурки вокруг пирамиды и пофантазировать, кто в сказочной пирамиде живёт, какие волшебные растения вокруг неё растут.

3. Моя семья. Выбрав фигурки, которые нужны для игры в семью, можно разыграть сцены из жизни. С помощью этой игры можно заранее подготовить ребёнка к сложным ситуациям в ближайшем будущем: долгая поездка, разлука с мамой или папой, развод родителей, подготовка к детскому саду или школе.

2 упражнения для развития обоих полушарий мозга

1. Нарисовать песком два круга (треугольника, квадрата, цветка) двумя руками одновременно.

2. Нарисовать несложный домик. Затем средним пальцем левой руки обвести стены, окна, двери домика, а средним пальцем правой руки – крышу, трубу, дым из трубы. Сделать это одновременно двумя руками.

Упражнение-игра на развитие на развитие мелкой моторики рук

Играющий закрывает глаза. Водящий формирует из песка большой блинчик, расставляет в хаотичном порядке мелкие игрушки. Играющий только маленькими шажками, перебираниями пальцев по песку пытается найти все игрушки. Поверьте, маленькому ребёнку сделать это будет весело, но достаточно сложно.

2 упражнения на развитие коммуникативных способностей

Самая актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке.
С нами уже более 30 000 подписчиков!

1. Работа по образцу. Первый ребёнок рисует несложный рисунок, а второй пытается его повторить. Обязательно похвалите обоих детей за красивые творения. Потом дети могут поменяться местами. Можно усложнить игру, закрыв второму ребёнку глаза — ему придётся повторять рисунок по памяти.

2. Первый ребёнок фантазирует с песком: формирует руками из песка горки, круги, куличи. Второй ребёнок делает всё полностью противоположное. Если первый собирает у себя песок, второй на своём листе песок разбрасывает. Первый делает блин, второй — пирамиду. Первый – квадрат, а второй – круг. Взрослый может подсказывать, что рисовать первому, а второй всегда должен догадываться сам. Чем быстрее проходит игра, тем интереснее.

Это лишь небольшая часть возможных упражнений из песочной терапии. Они доступные, нетрудные и точно понравятся ребёнку в любом возрасте. В других видах деятельности трудно найти столько свободы для творчества, лёгкости создания всевозможных игр и пользы для развития малыша. Используя песок в процессе игры, ребёнок получает массу положительных эмоций и учится распознавать свои ощущения. Попробуйте сами, и вы не заметите, как станете поклонниками этой увлекательной методики.

Смотрите видеозанятие педагога-психолога «Знакомство с песком»:

Видео «Оборудование для игр с песком»:

Появились вопросы? Задайте их автору статьи в комментариях.

Эта статья может быть интересна твоим друзьям? Поделись ссылкой в своих соцсетях: 

Быстрая регистрация
Получите 5% скидку на первый заказ!

Песочная терапия на дому: как проводить коррекционные занятия для детей с особенностями развития

Песочная терапия активно используется в коррекционной педагогике и психологии. Во многом ее успех обусловлен тактильными свойствами и доступностью самого материала, а также простотой использования. Проводить сеансы песочной терапии для детей с особенностями развития родители могут самостоятельно и в домашних условиях. О том, как организовать коррекционное занятие, рассказывает педагог дополнительного образования ЦСПР «Дом детей» Александра Афанасьева.

Подготавливаем комфортное рабочее пространство

«Песочная терапия широко используется на занятиях с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, но, разумеется, в такой работе есть свои особенности. До начала сеансов необходимо понимать уровень психофизического развития ребенка, наличие у него отягощающих состояний — например, эпилепсии. Использование любых провоцирующих стимулов обязательно нужно согласовать с врачами, а методику лучше внедрять постепенно, фиксируя малейшие реакции ребенка», — рассказывает Александра.

Для занятий с песком потребуется стандартное оборудование: песочница (юнгианская, световая, интерактивная) и сам песок (сухой кварцевый, кинетический, мокрый). Можно использовать тематические игровые наборы, фигурки сказочных героев, аксессуары (бусы, пуговицы, пряжки и пр.), природные материалы (камни, ракушки, веточки деревьев, фасоль, орехи, шишки, перья) и другие предметы.

Если у ребенка аллергия на песочную пыль, можно использовать аналоги песка — манку или поваренную соль. Для придания этим материалам цвета достаточно добавить в них перетертые цветные мелки. Песочницу можно заменить на большой лоток, поднос или таз, удобный для манипуляций. «Не забудьте продумать гигиену рабочего места: постелите газету, скатерть или любую защитную пленку, подготовьте салфетки», — советует специалист.

Волшебная сила песка

Варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, ее продолжительностью и целями. «Важно знать, какие задачи ставит педагог или родитель, чего они ждут от терапии. Как правило, песочная терапия направлена на стабилизацию и гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка, формирование у него коммуникативных навыков и развитие когнитивных процессов», — говорит Александра.

Манипуляции с песком специалисты условно разделяют на три типа. Первый — действия на поверхности, подразумевающие скольжение ладонями по поверхности песка, выполнение движений в разных направлениях. Можно руками или различными предметами оставлять на песке следы, вырисовывать дорожки, рисовать струйкой песка по контуру или трафарету и так далее. Для развития тактильно-кинетической чувствительности и воображения можно сначала изобразить предмет на спине или руке ребенка, а затем попросить нарисовать этот предмет на песке.

Второй тип взаимодействия с песком — проникновение вглубь. Это пересыпание песка в емкости с разной величиной отверстия, поиск спрятанной в песке игрушки или картинки. Все это ребенок может делать руками или с помощью других предметов — например, кисточки, которой будет сметать песчинки. К этому же типу манипуляций относятся игры с формочками, выкапывание ямок, тоннелей, создание горок, «выпекание» пирожков.

Третий тип работы с песком связан с более сложными сценариями — организацией сюжетов и созданием композиций. Здесь в ход могут пойти дополнительные природные материалы, тематические игровые наборы и готовые дидактические игры, даже сюжеты сказок.

«Игру с песком лучше начинать с приветствия. Затем можно попробовать выполнить простые игровые приемы: пересыпание песка в руках, дождик, попадание струи песка в колечки разного диаметра, необычные следы», — продолжает педагог.

Игры с песком

Все приемы песочной терапии отражаются в играх: обучающих, познавательных и проективных.

  • «Необыкновенные следы»
    Игра помогает в развитии тактильно-кинетической чувствительности, воображения. Ребенка просят выполнить несложные упражнения: «Прыгают зайчики» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Идут медвежата» — он кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.
  • «Волшебные отпечатки на песке»
    Взрослый и ребенок оставляют отпечатки своих рук на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют другими предметами, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, птички, цветочки.
  • «Волшебные рисунки»
    С помощью спринцовки ребенок пробует делать на сухом песке рисунки, проводя струей воды по контуру, трафарету.
  • «Песочные прятки»
    Ребенок руками или с помощью совочка или кисточки ищет предмет, спрятанный в песке. Варианты могут быть разные: поиски на ощупь, по схеме, по заданию, по словесному описанию. В игре используются фактурные игрушки и фигурки, картинки, фотографии знакомых людей, предметов.
  • «Угадай пальчик»
    Взрослый показывает ребенку, как песок из его руки сыпется в песочницу и на ладонь малыша. Затем просит ребенка закрыть глаза и сыпет ему песок на пальчики. Просит показать пальчик, на который попал песок.
  • «Бусы для мамы»
    С помощью цветных камней, ракушек, фасоли ребенок последовательно выкладывает бусинки на песке по контуру.
  • «Норки для зайчика»
    Ребенок вместе с взрослым копает руками или совочком небольшие ямки-норки. Затем взрослый обыгрывает постройку. Например, берет игрушку-зайчонка, имитируя его движения. Зайчик «пробирается» в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для него замечательные домики.
  • Развитие ориентации в пространстве
    Ребенок «расселяет» игрушки в песочнице с учетом заданий: кто-то хочет жить в правом верхнем углу, кто-то — слева от кого-то, кто-то — в круглом домике, кто-то — в квадратном. Ребенок выбирает и делает отпечатки нужной формы, закрепляя понятия сенсорных эталонов.
  • «Сказка на песке»
    Ребенок учится моделировать ситуацию сказки с использованием подручных материалов. Его задача — расположить предметы по всему песочному ящику и рассказать сказку.

«Самое важное, о чем необходимо помнить, начиная заниматься с ребенком песочной терапией, — это возможность создать ситуацию успеха, вызвать положительные эмоции от самого действия и от общения с взрослым. Ведь только при этом условии происходит развитие когнитивных процессов ребенка», — отмечает специалист.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Impulss — Песочная терапия

Что это такое?

Песочная терапия или Игры с песком (Sandplay) – ‘это метод работы с детьми и взрослыми, созданный Дорой Калфф, ученицей Карла Юнга.

Нужно ли это вашему ребенку?

Занятия необходимы для импульсивных, тревожных, гиперактивных детей. Песочная терапия полезна детям, которые не говорят (алалия, аутизм, ЗПР), детям, испытывающим трудности в общении со взрослыми или с другими детьми, а также тем, у кого есть скрытые психологические проблемы, мешающие гармоничному развитию.

Дети, которые занимаются с логопедом, во время игр с песком получают дополнительный импульс для развития словарного запаса, совершенствования звукопроизношения и связной речи.

Как проходят занятия?

Для Игр с песком используется специальный поднос, вода и миниатюрные фигурки (люди, животные, деревья, сказочные персонажи и т.д.) Это оборудование позволяет ребенку самостоятельно создавать объемные картины, оптимально соответствующие возможностям его пространственного зрения, разыгрывать в песочнице различные сцены и озвучивать их. С песком могут работать все дети, даже те, у которых плохо развиты моторные навыки.

Какие результаты?

Во время занятия ребенок превращает свои неосознанные переживания в зримые картины, которые можно перестраивать и видоизменять. Поэтому песочная терапия помогает снять внутреннее напряжение и открыть новые пути развития.

Кроме этого Игры с песком

  • развивают тактильную чувствительность и моторику
  • совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку и зрительно-моторную координацию
  • способствуют развитию внимания, памяти, мышления
  • развивают навыки общения и сюжетно-ролевой игры
  • «заземляют» негативные эмоции, снимают агрессию

Противопоказанием для этих занятий является только аллергия на песок.

В чем заключается метод песочной терапии

Дети редко задумываются о том, что скрывает игра, когда строят из песка замки и форты, прокладывают дорожки или строят дворцы. Играя в песке и проявляя при этом трудолюбие, дети пытаются решить те проблемы психики, которые накапливаются в них от взаимодействия с внешним миром.

Игра с песком развивает в детях творческое начало, помогает визуализировать свои фантазии. Строительство замков из песка позволяет высвободить скрываемые в подсознании ребенка проблемы.

Зарождение песочной терапии

В начале 20-го века Маргарет Ловенфельд, используя разные варианты игр с песком для детей с особенностями развития, стала основоположником песочной терапии. Она высыпала песок на большой поднос, вокруг усаживались дети, и начиналась игра. Вместе с детьми она строила домики, пещеры, городки, для динамики детям разрешалось использовать воду.

В свою очередь психотерапевт Дора Калфф в 80-е годы подогнала теоретическую базу под этот метод, доказав его целесообразность и положительный эффект для анализа душевного состояния у ребенка.

«Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым». Д. Калфф, публикация «Sandplay» («Игра с песком»), 1980г.

Благодаря Доре Калфф введены основные стандарты в организации песочной терапии:

  • Конкретный размер песочницы и использование определенных цветов.
  • Обязательное расположение песочницы на столе. Это создает удобство и лучшую визуализацию для «песочных построек».
  • Наличие рядом с песочницей небольших игрушечных фигурок.
  • Желательное использование воды для придания песку пластичности.

Изначально терапия применялась для выявления детских подсознательных страхов, желаний и опасений. Положительные результаты позволили опробовать метод и на взрослых пациентах.

Как происходит терапия песком

Очень часто дети стесняются выразить свои мысли словами. Они боятся реакции взрослых. Но для выражения мыслей существуют различные альтернативные варианты: мимика, жесты, рисование. Все методы, связанные с визуализацией, позволяют протянуть мост между внутренним миром эмоций и реальностью.

Чем больше фигурок используется в процессе, тем лучше. Их наличие придает «песочному миру» выразительность и позволяет более тщательно описать психологическое состояние ребенка. Фигуркой ребенок может демонстрировать свое «я», находить для него конкретное место и моделировать различные виды поведения.

Дети не всегда сразу начинают строить городки, часто они лепят простые фигуры и формы. Каждая из них может иметь собственную трактовку психологического состояния. Например, образ рыбы из песка означает, что ребенок мучается неисполнимым желанием, которое гнетет его. Цветы символизируют стремление ребенка к получению знаний, а камень свидетельствует о поиске ребенком надежной опоры и помощи.

Для специалиста вся эта информация позволяет определить душевное состояние пациента, помочь ему обрести стабильность. Терапия крайне эффективна в выявлении факта насилия над ребенком, результатом которого является душевная травма ребенка и боязнь говорить о случившемся. Ему легче будет объяснить свое состояние при помощи игрушечных фигурок и песка.

Положительный эффект песочной терапии

Песочная терапия позволяет выявить и успешно лечить такие отклонения в развитии ребенка, как:

  • Неврозы, в том числе заикание.
  • Склонность к панике и излишним волнениям.
  • Впечатлительность. Особенно, если ребенок находится в состоянии кризиса (развод родителей, смерть родственников и др.).
  • Замкнутость, отсутствие стремления к коммуникации.
  • Склонность к конфликтам.
  • Излишняя скромность и боязнь общества.
  • Конфликт и непринятие собственного «я». 

Терапия способна не только выявлять и лечить психологические отклонения. Она предоставляет ребенку возможность:

  • Самостоятельно проанализировать свой внутренний мир.
  • Приобрести навык принятия самостоятельных решений.
  • Обрести чувство комфорта и защищенности.
  • Развить потенциал к созиданию и творчеству.
  • Сформировать логику действий.
  • Развить моторику и ослабить напряжение.

Особенности проведения песочной терапии для детей

В ходе терапии ребенок должен пройти три обязательные стадии: хаотичное поведение, борьбу с собой и разрешение конфликта.

Хаотичное поведение

Первое, что переживает ребенок в начале терапии – отрицание ее воздействия. Это вызвано чувством выхода из зоны комфорта, взаимодействием с новым и не освоенным. В этом случае ребенок с некоторыми психологическими затруднениями всегда будет демонстрировать агрессию. Она будет демонстрироваться хватанием игрушек, их разбрасыванием, созданием беспорядка. Эта стадия завершается после 2-3 занятий.

Борьба с самим собой

Ребенок постепенно перестает проявлять агрессию и переносит свои внутренние переживания на фигурки. Чаще всего они конфликтуют, но моментом истины в терапии является появление героя, который всех побеждает и приносит мир в «песочный город». Стадия может длиться от недели до трех. Практически всегда ребенок отождествляет себя с этим героем.

Разрешение конфликта

В поведении ребенка наступает спокойствие и осмысленность. Песочная терапия, которая может показаться бесполезной игрой, прекрасно зарекомендовала себя в анализе психологического состояния. Ребенок не подвергается сложным тестам и опросам, а просто усаживается играть с песком. Это возможность дать ребенку быть самим собой.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста в СПб

Игры с песком для малышей – естественное времяпрепровождение, которое увлекает и вызывает интерес. Песочная терапия для детей один из известных методов аналитической психологии. Несмотря на внешнюю простоту, он позволяет раскрыть глубинное «Я» малыша и формирует целостность мироощущения. Песочная терапия способствует развитию самооценки ребенка, снижает уровень внутреннего напряжение. 

С помощью песочной терапии решаются множество психологических проблем, связанных с повышенным чувством тревоги, чрезмерно эмоциональным поведением или излишней скованностью, сложностями адаптации.

Занятия с песком проводятся квалифицированным специалистами, знающими нюансы методики, обеспечивающие устойчивые результаты.

Песочная терапия для детей — цель занятий

Детский центр «Самолет» в Московском районе приглашает на занятия по песочной терапии для детей. Контактируя с песком, ребенок разрешает тревожащие и непонятные ему проблемы, проигрывает волнующие ситуации и конфликты, учится их преодолевать. Игры с песком помогают детям выплеснуть эмоции, которые подавляются в жизни. Подарите своему ребенку возможность исследовать свой внутренний мир.

Занятия по песочной терапии оказывают положительное влияние на:

  • повышение самооценки ребенка – изменение отношения к себе и к миру, формирование ощущения доверия;
  • проработку психологических травм на символическом уровне – своевременное решение проблем, устранение чувства тревожности;
  • снятие негативного эмоционального опыта – проявление скрытых эмоций, разрядка.

Песочная терапия помогает детям научиться выражать свои чувства на словах, обыгрывая ситуации и выплескивая эмоции с помощью песка и миниатюрных фигур.

Терапия особенно рекомендована детям с проявлением:

  • заболеваний психосоматического характера;
  • повышенной агрессивности;
  • заметной замкнутости и тревожности;
  • неврозов;
  • стрессов, вызванных проблемами в семье и социуме.

При необходимости наши специалисты включают в занятия техники сказкотерапи, арт-терапии, нейропсихологии и телесной терапии.

Занятия по песочной терапии для детей в центре «Самолет»

Приглашаем Вас в психологическую мастерскую «Песочные истории» детского развивающего центра «Самолет». Ребятам предлагаются задания на развитие внимания, памяти, логического мышления и воображения. Занятия по песочной терапии для детей – это авторский курс, разработанный квалифицированными специалистами, помогающий научить детей:

  • понимать свои эмоции и концентрироваться;
  • успешно справляться с возникающими эмоциями и чувствами;
  • принимать правила поведения и понимать вводимые ограничения;
  • адаптироваться к детскому саду и начальной школе.

Посещение занятий создаст основу для получения знаний в детском саду и  школе, поможет детям справляться с проблемами адаптации,  конфликтными ситуациями. Регулярное посещение мастерской способствует формированию у ребенка адекватной самооценки, навыков общения со сверстниками, эффективно снижает напряжение и нормализуют психоэмоциональное состояние.

После занятий Вы сможете проконсультироваться с психологом, который даст свои рекомендации и ответит на интересующие вопросы.

Преимущества занятий с песком для дошкольников

Статья:

Сыпучесть песка, его приятная на ощупь текстура и возможность песчинок цепляться друг за друга делают песок таким привлекательным для детей и даже взрослых. Невозможно представить себе поход на пляж без строительства песочного замка, прогулку с малышом во дворе без игр в песочнице. Монтессори-родители прекрасно знают, что контакт с натуральными материалами всегда полезнее любых пластиковых игрушек. Когда же речь идёт о песке, преимущества его использования для игр и обучения детей сложно сосчитать. Давайте же разберемся, почему нас так манит песок и стоит ли поддаваться этому влечению.

Какие бывают способы взаимодействия с песком?

В песок можно играть по-разному, начиная от самостоятельных игр в одиночку, заканчивая групповыми занятиями с педагогом или психологом. Сразу скажем, что все эти способы имеют свои преимущества, в том числе и самостоятельная игра ребенка в одиночку или со сверстниками, но, если игры детей в песочнице или на пляже мы можем себе представить, то, что происходит за дверью специалиста по песочной терапии или арт-терапии, знают далеко не все.

В психологической и педагогической практике можно выделить два способа работы с песком: арт-терапия и песочная терапия. В них есть много общего, некоторые специалисты используют оба метода, но здесь мы раскроем каждый по отдельности.

Арт-терапия с использованием песка

«Искусство смывает пыль повседневности с души» — эта цитата великого мастера Пабло Пикассо может стать лозунгом всей арт-терапии. Суть метода заключается в выражении своих мыслей и переживаний с помощью искусства, в нашем случае рисунка песком на специальном планшете. В ходе арт-терапии психолог помогает ребенку назвать и прожить тревожащие его чувства и события, предлагая темы работ и обсуждая созданные картины.

Арт-терапия считается одним из самых эффективных направлений работы с маленькими детьми, так как им пока ближе невербальные образы. В ходе арт-терапии малышам не нужно использовать сложные слова и фразы, чтобы описать своё состояние, а само творчество является для них понятным и знакомым видом деятельности. Использование песка позволяет создавать картины даже не имея особых навыков (в отличии, например, от рисования красками или аппликаций), а также легко вносить изменения в готовую работу в любой момент времени.

На сегодняшний день групповая и индивидуальная арт-терапия используется как для решения широкого спектра проблем (например, тревожность, травматические переживания, нарушения поведения и задержки развития), так и для организации развивающих занятий для детей (развитие воображение, улучшение коммуникативных навыков, развитие мелкой моторики и расширение кругозора).

Песочная терапия

Песочная терапия уходит своим корнями в аналитическую психологию Карла Густава Юнга, в которой особое внимание уделялось роли символов и бессознательных процессов в нашей жизни. Карл Густав Юнг и его последователи убеждены в том, что использование образного языка позволяет нам глубже понять себя вне зависимости от возраста, а контакт с песком облегчает высвобождение содержания бессознательной части нашей психики.

В песочной терапии кроме песка используются небольшие фигурки предметов, животных и людей, которые позволяют создавать сюжеты и наполнять их личным смыслом. В процессе построения сюжета и рассказа о нём ребенок раскрывает свои переживания терапевту, а тот помогает малышу пережить жизненные трудности и способствует налаживанию контакта в семье. Обычно сам процесс песочной терапии ребенок воспринимает как увлекательную игру с фигурками, поэтому не боится встреч с психологом.

Песочная терапия широко используется детскими психотерапевтами при работе с детьми с нарушениями поведения и эмоциональной сферы (застенчивость, плаксивость, агрессивность, тревожность), пережившими негативный опыт или проходящими период адаптации к новым условиям (например, переезд в другой город или развод родителей), а также для развития когнитивной, эмоциональной и коммуникативной сферы детей.

Песок широко используется психологами и педагогами в работе с дошкольниками. Занятия с песком позволяют избавиться от поведенческих и эмоциональных проблем, помогают пережить сложные периоды. Многие программы используются также для развития детей: групповые и индивидуальные занятия для дошкольников способствуют развитию когнитивной, эмоциональной и коммуникативной сфер.

 

В чем преимущества занятий с песком?

Занятия с песком (как организованные с участием специалистов, так и самостоятельные игры детей без помощи взрослых) оказывают влияние почти на все сферы развития детей, начиная от развития их органов восприятия, заканчивая усовершенствованиями навыков решения проблем. Мы приведем здесь лишь основные причины, по которым вам стоит выделять время на «песочницу».

Игры с песком развивают тактильное восприятие и мелкую моторику

Если внимательно понаблюдать за детьми в песочнице, можно заметить какое количество самых мелких движений они совершают: они лепят куличики, завороженно наблюдают, как песок утекает сквозь пальцы, делают на ладони шарики из песка и разрушают их, трогают влажный и сухой песок, закапывают свои руки и ноги, трогают тёплый и холодный песок. Все эти бесчисленные операции здорово развивают мелкую моторику ребенка, позволяют ему с легкостью различать предметы с различной текстурой, температурой и формой. Все эти навыки в будущем ещё не раз пригодятся малышу: при обучение письму, овладению навыками использования столовых приборов, ножниц и других инструментов.

Способствуют развитию ловкости и координации

Закапывание частей тела, попытки наступить на куличики или наоборот обойти их, пересыпание песка в формочки и грузовички, высыпание песка из ботинка и многие другие действия развивают представления ребенка о границах и возможностях своего тела, учат малыша расшифровывать его сигналы (например, дискомфорт в ботинке можно исправить, высыпав застрявший песок).

Чем лучше ребенок чувствует своё тело, его границы, сигналы и положение в пространстве, тем лучше он контролирует свои движения, а значит у малыша не будет проблем с ловкостью и координацией.

Улучшают концентрацию и развивают усидчивость

Рисунок на песке или песочный замок требуют времени для создания. Увлеченный строительством малыш учится идти к цели, не отвлекаясь на посторонние стимулы, а ведь именно произвольная концентрация внимания является залогом успеха в будущей школьной жизни крохи.

К тому же сам по себе песок действует на детей и взрослых успокаивающе, поэтому особенно полезен при работе с гиперактивными детьми, способствуя их успокоению и сосредоточенности.

Развивают творческие способности

Создание замков, картин и причудливых военных баз из песка требует хорошего воображения. Начиная с простых форм, дети быстро усложняют свои постройки, пытаясь создать что-то уникальное. Эти усердия не проходят даром: именно так развивается креативность малыша, он учится не стесняться выражать себя через творчество.

Учат малыша планировать свою деятельность и решать проблемы

Ни один песочный замок нельзя построить, не имея представления о желаемом результате. Ребенок представляет себе, что он хочет построить, переходит к осуществлению плана, встречается с трудностями (например, слишком высокая башня начинает падать) и вносит изменения в изначальный план. Казалось бы, такое простое занятие, но для дошкольника оно становится настоящей школой жизни, преподавая первые уроки необходимости реалистичных целей и оценки имеющихся ресурсов для осуществления задуманного.

Улучшают пространственное мышление и восприятие

Изучая различные формы, размеры и дистанцию между объектами, дети знакомятся с понятиями глубины и объема. Усилия, направленные на проектирование построек, способствуют развитию пространственного мышления ребенка.

Игры с другими детьми улучшают коммуникативные навыки

Любая мама может подтвердить, что в песочнице кипят нешуточные страсти. Малыши учатся контактировать со сверстниками и старшими в бесконечных конфликтных и игровых ситуациях: можно ли брать чужое и нужно ли отдавать своё, как отреагировать на разрушителя твоих трудов, стоит ли позволять кому-то помогать тебе со строительством, как определить свою территорию и можно ли покушаться на чужую. В песочнице дети начинают усваивать основополагающие правила существования в коллективе: учатся действовать сообща и отстаивать своё, решать проблемы самостоятельно и звать на помощь, обретают первых друзей.

Занятия с песком очень важны для гармоничного развития ребенка. Они развивают его восприятие и мышление, улучшают мелкую моторику, тренируют внимание и учат планировать свою деятельность. Песочница становится одной из первых форм социализации малыша, а мама учится балансировать между «Справится сам» и «Нужна помощь».

О чём нельзя забывать?

Несмотря на все свои преимущества песочница, за которой не ухаживают взрослые, может стать опасной для ребенка. Дело даже не в микробах, для которых песок является естественной средой обитания (в небольшом объеме контакт с ними ребенку даже необходим), песочница в общем дворе может использоваться не по назначению: шумные компании могут оставлять там мусор, собачники могут перепутать её с площадкой для выгула своих четвероногих друзей, а дворники могут скидывать туда снег вперемешку с противогололедным реагентом. Такие искусственные загрязнители уже могут представлять серьезную опасность для ребенка.

Чтобы избежать возможного вреда для здоровья, мы рекомендуем тщательно подходить к выбору песочницы. Желательно, чтобы она находилась на огороженной детской площадке, где нет доступа посторонним и производится регулярная уборка. Если вы посещаете площадку регулярно, следите, чтобы время от времени управляющая компания производила замену песка. Также рекомендуется закрывать песочницу крышкой или плёнкой на ночь, чтобы избежать её загрязнения.

Выводы

Игры с песком занимают особое место в ряду развивающих занятий для дошкольников. Возможно ни один другой материал не сможет сравниться с песком по силе влияния на умственное и физическое развитие ребенка: самостоятельные игры и занятия с педагогами с использованием песка способствуют развитию мелкой моторики, произвольного внимания, координации и мышления ребенка, а игры с другими детьми развивают коммуникативные навыки малыша.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Поощряйте обучение, играя в песок!

Хотя маленькие дети не всегда могут полностью интерпретировать и сформулировать свои эмоции, игра дается почти каждому ребенку естественным образом. Это одна из причин, почему игровая терапия эффективна, помогая детям выразить себя и проработать свои чувства, когда они не могут говорить о том, что их беспокоит. Песочные игры — одна из популярных техник игровой терапии, которая часто может быть терапевтической для детей с интерпретациями терапевта или без них.

Игра в песок — естественное успокаивающее занятие для многих детей во всем мире. Дети играют в песке на берегах океанов, озер и рек — строят замки из песка, роют ямы и тому подобное. С точки зрения терапии песочные игры — это кинетическая деятельность, которая может успокаивать ребенка, когда он расстроен, и это очень мощный метод, помогающий детям (и даже взрослым) выражать свои эмоции и справляться с разочарованиями и трудными проблемами.

Как работает песочная игра?

В песочной терапии используется лоток или ящик, заполненный песком, который может быть сухим, влажным или песком, которому можно придать форму.Обычно есть набор миниатюр, которые ребенок может принести в песочницу, что позволяет ему разыграть свой внутренний мир. Терапевт, обученный терапии с песочницей и песочными играми, наблюдает за игрой ребенка и определяет темы, связанные с тем, что ребенок переживает внутри. Внутренний мир ребенка может состоять из пугающих мыслей и убеждений, вызывающих у него беспокойство. В песочнице, играя в песочницу, дети могут преодолеть эти страхи без необходимости словесного или когнитивного выражения или понимания.

Представьте себе 4-летнего мальчика, у которого загорелся семейный дом. У него могут быть проблемы со сном, но он не будет говорить об этом со своими родителями. В песочнице он может разыграть свой опыт с огнем с миниатюрными людьми, домом, пожарным, пожарной машиной и машиной скорой помощи. Он может настраивать одну и ту же сцену за сеансом, пока однажды он не решит, что закончил, и не начнет играть с чем-то еще в комнате. Его родители, вероятно, заметят, что в результате его страх перед сном исчез.

Использование Sandplay дома

Хотя важно, чтобы игровые терапевты, использующие эту технику, были должным образом обучены, родители, безусловно, могут создать песочницу для заднего двора или песочницу в качестве места, где дети могут играть самостоятельно.

  • Развлечение в помещении / на открытом воздухе: Вы можете создать песочницу, чтобы ребенок мог играть с ней внутри, если погода плохая, или на улице, если на улице приятно! Детям младшего возраста я предлагаю положить песок в пластиковую ванну с высокими стенками поверх виниловой скатерти, которая сможет уловить любой пролившийся песок.
  • Инструменты для черпания: Родители могут использовать пластиковые совки, ложки, чашки и контейнеры для черпания и наливания. Я также рекомендую в каждой песочнице иметь коллекцию воронок, так как дети любят смотреть, как через них сыпется песок!
  • Добавьте воды: Измените текстуру песка, добавив воды, чтобы дать вашему ребенку новые ощущения.
  • Содержите его в чистоте: Обязательно периодически меняйте или стерилизуйте песок. Чтобы стерилизовать песок, наполните стеклянную, керамическую или металлическую сковороду глубиной 2–4 дюйма песком, накройте ее фольгой и запекайте при 180 градусах в течение 30 минут.
Найдите ближайшую школу Primrose

Вдохновите на всю жизнь любовь к обучению. Свяжитесь с вашим местным Primrose, чтобы запланировать тур.

Найти школу

Общение без слов: песочный лоток в терапии

Ребенок с историей пренебрежения приходит в кабинет терапевта и не говорит. Мать, охваченная горем, приходит в кабинет терапевта и не может говорить сквозь слезы. Подросток приходит в кабинет терапевта и не говорит ни слова.Он только на консультации, потому что судья приказал. Что делает терапевт? В ChildSavers терапевт понимает, что люди, особенно дети, часто делятся без слов. Терапевт предлагает несколько способов совместной работы, один из которых может включать поднос с песком.

Что такое лоток для песка?

Терапия с песочницей — одна из многих экспрессивных терапий, используемых в ChildSavers. Он предполагает предоставление клиенту коробки, наполненной гладким мягким песком.Предлагается также коллекция миниатюрных предметов, олицетворяющих что угодно в жизни. Эти миниатюры могут варьироваться от животных до мебели, от фей и драконов до морских ракушек и деревьев, от машин и растений до людей и заборов. Клиенту предлагается построить мир, мысль, мечту или что-то еще, что ему может понравиться. Они могут использовать на песке столько миниатюр, сколько захотят. Когда «мир» завершен, терапевт и клиент могут обрабатывать его вместе, при этом терапевт использует тщательно подобранные вопросы и подсказки.

В качестве альтернативы, клиент может выбрать игру с песком, а не создавать застойный мир. Другой вариант, в зависимости от клиента и проблемы лечения, — это для терапевта хранить молчание и свидетельствовать о процессе и творчестве клиента.

Как это используется?

Терапия с песочницей отлично подходит для детей и семей, обслуживаемых в ChildSavers. Многие клиенты не могут рассказать о своем опыте. Это может быть из-за их возраста, воздействия травмы на их мозг или сочетания этих двух факторов.Работая с песочницей, ребенок может показать терапевту взгляд на свой мир, даже не говоря ни слова.

Кроме того, исследования показывают, что сенсорная привлекательность песка может влиять на деятельность правого полушария, где травматические воспоминания могут сохраняться, а затем высвобождаться (Badenoch, B., 2009). Кроме того, используя миниатюры для рассказа истории, клиент может обрабатывать прошлые события с безопасного расстояния, поскольку он или она работает в рамках созданной метафоры.

Таким образом, песочный поддон создает буфер между болезненными эмоциями, связанными с прошлым опытом.В то же время клиент может попробовать разные концовки своей истории. Они могут добавить ресурсы, которые, как им хотелось бы, были там, или изображения людей, которые могут помочь изменить ситуацию к лучшему.

Пример из дела

Эрин * — восьмилетняя девочка, которая видела драки между своими родителями. Она понимает, что мама и папа не всегда в безопасности, но любит их обоих. Она не понимает, как им помочь, но чувствует, что они ведут себя неправильно.

Во время сеанса она не говорит о своих родителях. Когда ее спрашивают о домашних делах, она делает смелое лицо и отвечает, что «все в порядке». Она тянется к лотку с песком и выстраивает детенышей на одном конце лотка, а «родителей» — на другом. Затем она помещает драконов в центр и начинает разыгрывать сцены, в которых «родителей» «наказывают» за то, как они относятся друг к другу. «Родители» извиняются перед драконами и их младенцами и обещают больше не причинять друг другу вреда.Никогда не разговаривая напрямую с терапевтом, она показала, что происходит в ее мире.

Заявка на участие в миссии

Центральным элементом миссии ChildSavers является использование услуг с информацией о травмах. Поддон для песка дает людям любого происхождения и возраста выход, в котором они могут чувствовать себя как под контролем, так и в безопасности. Эта терапия предлагает как обработку, так и выращивание. Он позволяет физическим объектам представлять то, что нельзя выразить словами, и создает пространство для понимания благодаря отсутствию языка . Признавая влияние травмы на мозг и отдавая дань уважения тому, что люди по-разному рассказывают свои истории, использование песочницы идеально согласуется с миссией агентства. Это дает таким детям, как Эрин, возможность поделиться своей историей на ее условиях и в свое время.

* Детали истории были изменены, чтобы защитить личность клиента.


Баденоч Б. (2009). Интегрирующая сила песочных игр, В Б. Баденох, Быть психотерапевтом: Практическое руководство по межличностной нейробиологии, стр.220-243, NY: Norton


Стефани Хаммерк — лицензированный клинический социальный работник. Она является руководителем программы в амбулаторной клинике и работает в ChildSavers с 2015 года. Стефани имеет опыт лечения в стационаре и кризисных ситуаций. Она работала амбулаторным врачом в течение трех лет, прежде чем приступить к исполнению своих обязанностей супервайзера программы.

Она закончила бакалавриат и аспирантуру Университета Содружества Вирджинии и поддерживает связь с программой социальной работы VCU, руководя программой стажировки MSW в агентстве.

Стефани увлечена социальной работой и влиянием политики на макроуровне на результаты и мероприятия на микроуровне.

Песочница для детей и подростков — Маргарета Энберг-Витал

Песочница с миниатюрами

Игра — это естественный способ для детей и подростков научиться справляться с окружающим миром
и понимать его. Игривость необходима всем, чтобы достичь зрелости и раскрыть свои врожденные ресурсы и таланты.Игривость и фантазия позволяют нам смотреть на ситуации и проблемы под новым углом,
жонглировать ими, а затем находить творческое и неожиданное решение ситуации. Согласно новым исследованиям в области нейробиологии, способность к игре необходима и важна также для обучения.

Песочная терапия часто может помочь, когда ребенок не играет, не может сосредоточиться или учиться.
полезен для детей, которые эмоционально нестабильны и дерутся с братьями и сестрами и одноклассниками, или
, возможно, подвергается издевательствам или издевательствам.
Дети, пострадавшие от травмы, болезни или утраты, могут не захотеть или осмелиться говорить об этом. Его проще создать на песке.

Игра позволяет детям решать свои проблемы с помощью инструментов, которые им нравятся и которые они умеют использовать. Это
, почему песочные игры являются наиболее подходящей формой терапии для детей, а также одной из самых быстрых. Метод
основан на работе Доры Калфф, которая была одной из C.G. Ученики Юнга. Сегодня этот
вид терапии используется во всем мире.Первоначально он был разработан для детей, сегодня он используется в терапии для всех возрастов и для многих различных проблем.

Sandimage, созданный молодой женщиной

Материал для песочных игр состоит из двух песочных лотков, один с мелким сухим песком, другой с влажным песком
и набора миниатюр разных видов: людей, животных, домов, автомобили, натуральные материалы и
многое другое. Песок как таковой важен как материал. Маленькие дети, а также дети постарше любят
переливать песок из одной емкости в другую.Прикосновение к прохладному песку и ощущение, как он струится по коже, успокаивает.
Sandplay не является директивным, это означает, что ребенок будет работать над вопросами, которые являются наиболее важными в данный момент. Искусство и игровая терапия являются естественными частями терапии. Можно рисовать, раскрашивать, лепить
или работать с другими видами искусства в один и тот же час, если ребенку нужно или он хочет это делать. Его можно полностью усвоить, создав изображения на песке за один сеанс, в следующий раз, когда нужно будет разместить на столе продуктовый магазин
, или создать предметы из глины.
Работа на песке способствует развитию ловкости и уверенности в своих силах. Песок в качестве материала
очень хорош. На песке легко создавать удовлетворительные формы, необязательно быть артистичным. С
с помощью песка и миниатюр легко создавать красивые изображения в песочнице.
детей гордятся своими творениями. Кроме того, дети, которые чувствуют себя неуклюже или не умеют рисовать, вскоре обнаруживают, что
действительно хорошо умеют создавать красивые «песчаные пейзажи».Изображения песка и другие творения
тщательно документируются и в конце процесса возвращаются ребенку в форме
«книги».

Деталь изображения, созданного 11-летним мальчиком.

Sandplay работает терапевтически, предлагая безопасное пространство для ребенка, где можно работать с трудными, пугающими или
непонятными переживаниями и чувствами. Здесь ребенок может репетировать
сложные ситуации, новые подходы и решения проблем могут быть опробованы на песке с помощью миниатюр
, это именно на том уровне, на котором ребенок чувствует, что может контролировать ситуацию.
В этой терапии не нужно разговаривать. Ребенку не нужно объяснять словами, почему
что-то пугает, почему у него «плохие» чувства или он расстраивается. Поэтому он подходит также для
детей, которые по каким-то причинам не хотят или не могут говорить. Песчаная терапия позволяет
даже молчаливому ребенку выразить себя.
Работая на песке, ребенок может выразить чувства и воспоминания, для которых нет
слов. Есть переживания, которые дети не могут объяснить, и чувства, для которых у ребенка нет
слов.Часто суть переживаний может быть выражена в изображении или в серии изображений в лотке с песком
. Таким образом песочные игры облегчают процесс заживления.
Для ребенка процесс происходит на бессознательном уровне. Часто в подносе
и на рисунках изображена история, и ребенок иногда говорит о том, что происходит, в то время как история
развивается. С помощью изображений на песке терапевт может понять процессы, которые все еще не входят в сферу сознания или больше не вспоминаются по разным причинам.
Количество необходимых сеансов варьируется. Пока ребенок обнаруживает, что хочет прийти на сеанс
, ему еще предстоит поработать. В какой-то момент он почувствует, что важнее играть на
ярде или играть с лучшим другом. Это признак того, что необходимости в терапии больше нет.
Для взрослых песочные игры могут использоваться в сочетании с вербальной терапией.

Маргарета Энберг-Витал

Дополнительная литература:
Брэдуэй, Кэтрин. 1990. Этапы развития в детских песочных мирах.В: Исследования песочных мест — Истоки, теория и практика. Bradway K.,
Signell, K.A., Spare, G.H., et.al .. 1990 Boston: Sigo Press.
Бойк, Барбара и Э. Анна Гудвин. 2000. Песчаная терапия. Нью-Йорк, Лондон: W. W. Norton & Company.
Гонтард фон, Александр. 2007. Theorie und Praxis der Sandspielstherapie. Штутгарт: В. Кольхаммер.
Паттис Зоя, Ева. 2010. Sandplay. В кн .: Юнгианский психоанализ, под ред. Штейн, Мюррей. Чикаго и Ла-Салле, Иллинойс: Открытый суд.

Как песочные игры — это терапия для детей

Песочные игры часто были забавным времяпрепровождением для детей всех возрастов.Что-то в игре на песке привлекает людей всех возрастов, в том числе взрослых. Многие могут не знать, что существует целая терапевтическая программа, основанная на песочных играх и различных преимуществах, которые они имеют для детей.

Психология сегодня определил этот процесс как «невербальное терапевтическое вмешательство, которое использует песочницу, игрушечные фигурки, а иногда и воду, чтобы создавать сцены миниатюрных миров, которые отражают внутренние мысли человека, борьбу и заботы.«Это метод, позволяющий детям свободно и комфортно выражать свои мысли и проблемы. Он позволяет родителям и терапевтам наблюдать за этим естественным выражением, чтобы лучше понять психику ребенка.

Sandplay дает детям контроль

Через Pexels: CalebOquentdo

. Если ребенок столкнулся с травмой или у него проблемы с преодолением трудных эмоций, песочные игры часто используются как терапевтический ресурс, способствующий исцелению.Этот процесс сильно отличается от более традиционных форм терапии, поскольку он гораздо меньше ориентирован на вербальное общение и прямые вербальные вопросы и гораздо более сосредоточен на невербальных сигналах, которые передает ребенок.

Фактически, терапевт, играющий в песочницу, по большей части просто наблюдает за ребенком, а не общается с ним напрямую во время игры в песочнице. Very Well Mind указал: «Клиенты выбирают, какие игрушки положить в лоток, и расставляют их так, как они хотят.Между тем терапевт в основном служит наблюдателем и редко прерывает клиента ».

Ребенок свободно выражает себя и, по сути, создает свой собственный воображаемый мир, который чаще всего является прямым отражением того, как они лично смотрят на мир, и, следовательно, изображением того, как они себя чувствуют. Дети полностью контролируют опыт, который они выращивают в своей песочнице.

ЧИТАЙТЕ СЛЕДУЮЩИЙ: Государство наполняет скейт-парк песком, а дети превращают его в парк грязных велосипедов

Sandplay имитирует реальную жизнь

Через Pexels: Maddog229

Давая ребенку контроль над сценой, которую он разыгрывает на песке, родители и терапевты могут лучше понимать воспоминания и эмоции, которые они обрабатывают.Этот невербальный способ общения имитирует реальную жизнь, и, когда ребенок невинно играет, он может свободно выражать себя любым способом, каким пожелает.

На воображаемый мир ребенка влияет то, что он видит, слышит, чувствует и переживает в реальном мире, в котором он живет. Этот метод терапии дает представление о том, через какие уровни ребенок мог пройти в моменты жизни. травмы и трудности.

У детей не всегда есть самый выразительный словарный запас, который можно использовать для объяснения своих чувств, поэтому, будучи в состоянии разыграть происходящее, используя песочные игрушки, имитирующие реальную жизнь, взрослые в их жизни получают доступ к миру, который у них есть. заперты в своих воспоминаниях.

Песочная терапия создает комфорт и безопасность для детей

Через Pexels: Kaboompics

Very Well Mind указывает на то, что терапия песочными лотками была разработана Дорой Калфф, и основной целью было создание безопасной и надежной среды, которая побуждает детей ослабить бдительность и выражать свои чувства наиболее естественным и ненавязчивым способом. Возможность создавать свой собственный воображаемый мир с миниатюрными персонажами, которые намного меньше их размера, помогает детям взять верх над своими творениями и свободно и творчески выражать себя, не чувствуя, что их могут прервать или критиковать каким-либо образом. .Эта безопасная зона полностью неструктурирована, что позволяет получать незащищенный опыт, который имеет решающее значение для терапевтического процесса.

Very Well Mind показывает исследование, которое доказывает, что терапия с песочницей «уменьшает симптомы многих проблем с психическим здоровьем и повышает сопротивляемость».

Детская песочная терапия для творческого самовыражения

Через Unsplash: MarkusSpiske

Часто детская игра гораздо более управляема, структурирована и продиктована, чем вы можете себе представить.Это часто приурочено и прерывается, и на него влияют другие источники. Например, если ребенку дают бумагу и краски, учитель может сказать ему, что он должен нарисовать картинку на тему времен года, животных или другую тему. Или им, возможно, придется работать с приятелем над творческим художественным проектом, и в этом случае их свобода выражения снова ограничивается и изменяется из-за участия другого человека. Такие обстоятельства могут показаться выходами для творческого самовыражения, хотя на самом деле они представляют собой сформированные и структурированные действия, которые просто замаскированы.

Вот чем отличается песочная терапия. Good Therapy заявил: «Дизайн лотка с песком определяется их воображением и их подсознанием. Результатом является микрокосм их внутреннего мира. Мир в лотке с песком выражается через символизм и метафору», которые терапевт может перевести в обучение в реальном мире и использовать его для улучшения психического и эмоционального благополучия ребенка.

ЧИТАЙТЕ СЛЕДУЮЩИЙ: Веб-сайт, вдохновленный невербальным подростком, превращает детское искусство в музыку

Источники: Very Well Mind, Psychology Today, Good Therapy.

Директор CDC заявляет, что в этом году лечение безопасным для детей способом

При соблюдении надлежащих мер предосторожности, согласно CDC, в этом году снова вернулась функция «кошелек или жизнь»!

Читать далее

Об авторе Лина (Опубликовано 522 статей) Более От Лины

Sand Tray Therapy

Sand Tray Therapy — это форма экспрессивной терапии, которую иногда называют песочной терапией.Этот тип игровой терапии преимущественно используется с детьми и подростками. Терапия с песочницей позволяет ребенку конструировать свою собственную сферу, используя миниатюрные игрушки в песке. Созданная сцена действует как отражение собственной жизни клиента и дает ему или ей возможность с помощью обученного терапевта разрешать конфликты, устранять препятствия и обретать принятие себя.

Природа песочной терапии

Идея Sand Tray Therapy заключается в том, что это естественная часть человеческого мозга.Подобно нашим физическим ранам, которые заживают при благоприятных условиях, наша психика имеет естественную тенденцию лечить себя при правильном руководстве.

Tweet: «Часто руки раскрывают тайну, с которой разум боролся напрасно». К. Г. Юнг # игровая терапия # песочная терапия # терапия

Для детей и подростков очень естественно играть и выражать себя невербально. Sandplay — это просто игра; «практический» подход, который становится мощным терапевтическим методом для облегчения естественной способности психики к исцелению.

Обученный терапевт, работающий с песочными лотками, всегда следит за тем, чтобы пространство было свободным и защищенным, чтобы клиент чувствовал себя в безопасности. В этой среде ребенок создает форму своего собственного мира с помощью миниатюрных предметов, песка и даже воды. Это помогает уважать и освещать внутренний символический мир клиента, предоставляя место для выражения в безопасном контейнере и, в конечном итоге, безопасную среду.

При наличии достаточного количества времени и понимания опыт в лотке с песком может привести клиента к слоям опыта, которые до вербальны и давно забыты в сознании.Благодаря ощутимому появлению личных и архетипических символов на подносе в безопасной обстановке, клиент движется к чувству баланса и целостности.

Терапия с песочными лотками при травмах, пренебрежении или жестоком обращении

Многие дети не могут выразить словами эмоциональные состояния, особенно перед лицом травмы, пренебрежения или жестокого обращения. Невербальный характер песочной терапии и привычная среда — песок — могут помочь детям обрести чувство комфорта и безопасности. С небольшими инструкциями терапевта ребенок может свободно играть и развивать свое собственное выражение ситуаций.Часто дети испытывают чувство самостоятельной игры и начинают делать предположения и изменять поведение без подсказок терапевта. Этот метод терапии служит ценной и мощной отдушиной для детей и невероятно проницательным методом получения доступа к травматическим переживаниям.

Песочная терапия также очень полезна при лечении детей, подвергшихся сексуальному насилию. Эти дети часто хранят молчание, опасаясь причинения вреда или даже смерти. Когда они приходят на терапию, им часто угрожают и они находятся в очень тревожном состоянии.Расслабленная и интерактивная обстановка песочной терапии обеспечивает им исходную арену безопасности, в которой они нуждаются, чтобы двигаться к исцелению.

Преимущества терапии с песочным лотком

Само собой разумеется, что песочная терапия — это фантастический и очень эффективный способ познания своего мира детьми, которые могут не знать, как выразить себя иначе. Вот несколько замечательных преимуществ терапии песочными лотками:

  • Структурированная среда, в которой можно создавать и исследовать клиентские метафоры.
  • Визуальное представление проблем клиента, которое помогает вам и клиенту продолжать сосредотачиваться на основных проблемах на протяжении всего сеанса. Клиенты обычно повторно смотрят на символы в своих сценах даже после того, как они их изучили, что дает внешнее руководство, чтобы вернуться к проблемам.
  • Более глубокий опыт для клиента. Клиенты часто останавливают себя и избегают полного переживания своих чувств. Песчаная терапия способствует более глубокому исследованию себя.
  • Застрявшие клиенты нуждаются в косвенном методе облегчения терапевтических движений.Когда клиенты смотрят на свои собственные метафоры, они могут обходить защиты и преодолевать сопротивление.

Чтобы получить бесплатную консультацию о том, подходит ли песочная терапия для вашего сына или дочери, позвоните по телефону 801-361-2237.

Sand Tray Therapy облегчает заживление и решает проблемы у детей, подростков и взрослых

Трейси МакКонаги, LCSW, RPT / S

У большинства из нас был опыт игры в песке, будь то детская песочница, пляжный отдых или отдых у озера.Находясь в присутствии песка, мы часто чувствуем тягу, чтобы провести по нему пальцами, придать ему форму или пошевелить в нем пальцами ног. Чего не знает большинство, так это того, что игра в песок также является мощной терапевтической техникой.

Терапия с песочными подносами — это метод, используемый для облегчения заживления, понимания и решения проблем с детьми, подростками и взрослыми. На картинке ниже изображено терапевтическое пространство с песочницей в моем офисе: два специально подобранных песочных ванночки и множество миниатюр, из которых клиенты могут выбирать, создавая свои песочные лотки.Миниатюры подносов с песком представляют собой разнообразие жизни: красоту, боль, воспитание, насилие, духовность, повседневную жизнь, агрессию, смерть, фантазии, веселье, природу, животных и людей.

Иногда работа с песочницей — это свободное творчество. Таким образом, он открывает окно во внутреннюю жизнь и опыт ребенка или подростка, о которых можно вместе поразмышлять или позволить остаться без изменений. В частности, дети часто создают необходимый им опыт исцеления, сооружая таким образом поднос с песком.

Кроме того, я часто предлагаю работать с песочницей, когда клиент пытается решить проблему или получить представление о ситуации, с которой он борется. Примеры этого включают использование песка для:

  • показать как дела в школе с хулиганом
  • покажите, как обстоят дела и какими вы хотите их видеть
  • создать брак, который вы хотите иметь
  • создайте поднос, чтобы ваша семья что-то делала
  • покажи, как это будет выглядеть, когда ты не боишься ______

Затем мы с моими клиентами не торопимся, чтобы исследовать и размышлять над истинами и сообщениями на песке, и это часто приводит к новым возможностям.Поскольку песочница представляет собой бетонное ограниченное пространство, она предлагает нам взглянуть на наш мир и опыт в целом и в трех измерениях, часто предлагая совершенно новые идеи. Я видел, как мальчик воссоздал ситуацию с хулиганом, а затем обнаружил, что он может отпустить некоторые из своих реакций и изменить отношения в целом. Другие дети изобразили свои чувства по поводу развода на песке таким образом, что это принесло им огромное облегчение, а также предоставило своим родителям и мне понимание того, как их поддержать.Дети, парализованные тревогой, могут легко создать песчаную сцену, в которой они справились со своим страхом, и это приводит в движение умственный процесс, который им нужен, чтобы отпустить свои страхи. Иногда я прошу клиентов поместить цифры, представляющие проблему, в центр песка, а затем мы окружаем его цифрами, которые представляют доступные им решения и ресурсы.

Одна из причин, по которой моя карьера приносит мне такую ​​радость, — это возможность наблюдать, как мои клиенты смело смотрят в лицо жизни и формируют новые представления о себе и своем мире, часто с помощью магии работы с песком.

Tracy McConaghie, LCSW, RPT / S, CPDLT, работает с клиентами всех возрастов, специализируясь на детях, подростках и воспитании детей. Ее муж Эндрю — консультант для семейных пар, и вместе они проводят консультационную службу МакКонаги в Альфаретте. С ними можно связаться по телефону 770-645-8933 или [email protected].

Что такое Sandplay? — Sandplay Training Worldwide

Часто задаваемые вопросы о песочной терапии

Многие начинающие терапевты с песочной игрой задают вопросы об основах подготовки и ознакомления клиентов с песочной игрой.Вот некоторые из наиболее часто задаваемых вопросов и ответы на них, основанные на моем многолетнем опыте обучения начинающих терапевтов с песочными играми.

Если у вас есть другие вопросы, напишите мне по адресу [email protected].

Информацию о тренировках по песочнице см. На сайте www.SandplayTrainingWorldwide.com .

1. Как мне познакомить клиентов с песочными играми?

Детям обычно не нужно знакомить с песочной терапией. Они видят, как они подносят и фигурки, и начинают работать на песке.Со взрослыми клиентами я обычно жду, пока они не спросят о коллекции для песочницы или о песочнице. Я должен уточнить свой ответ, сказав, что я долго и глубоко работаю с клиентами и редко использую песочные игры в течение первого года терапии. Мне нравится иметь прочные отношения с клиентами, прежде чем вводить песочные игры. Тем не менее, если клиент спрашивает о песочнице, и ему кажется, что он заинтересован и просит сделать это, я предлагаю им воспользоваться лотком, часто говоря: «Делайте на песке все, что вам нравится».

2. Как я могу интегрировать песочные игры в свою практику?

Sandplay — мощное дополнение к вербальной терапии, обеспечивающее доступ к бессознательному материалу визуальным, но интуитивным способом. Когда клиенту знакомят с песочницей, иногда я предлагаю: «Вы не хотите сегодня сделать песочницу?» или классический вопрос: «Посмотрим, что скажут ваши руки по этому поводу?» Может быть полезно ввести игру в песочницу, когда клиенты не могут подобрать слова, когда они чувствуют себя застрявшими, когда им приснился мощный сон, который они хотели бы лучше понять, или просто когда им хочется поиграть.Играть — это серьезная работа!

3. Существуют ли ситуации, когда мне не следует использовать песочные игры?

Прежде всего, никогда не толкайте с песочницей. Если клиент кажется незаинтересованным, пусть будет так. Некоторые клиенты, пытаясь доставить нам удовольствие, согласятся на наше предложение поиграть в песочнице, но затем никогда не дойдут до этого и, возможно, даже сядут перед подносом и продолжат говорить, никогда не касаясь песка. Опять же, пусть будет. Я считаю, что защита клиентов защищает их от проникновения в места, к которым они еще не готовы.Песчаные игры — это очень глубокая работа, которая обращается к частям психики, которые обычно недоступны. Терапевт должен проявлять большую осторожность и большое терпение. Когда мы только начинаем играть в песочницу, мы, возможно, захотим использовать ее со всеми. Требуются осторожность, проницательность и терпение.

4. Может ли песочница быть полезной для всех моих клиентов?

Нет. Игра в песочнице не для всех. Некоторые клиенты-дети предпочли бы заниматься игровой терапией и, похоже, не интересовались песком.Некоторые взрослые клиенты никогда не будут играть с песочницей и фактически уклонятся от самой идеи «играть с игрушками». Песчаные игры снимают словесные защиты и могут заставить клиентов чувствовать себя уязвимыми. Многие клиенты на словах интуитивно понимают это и избегают песочных игр. Я считаю, что терапевту очень важно уважать это. Вводный курс игры с песком предлагает постепенные способы научить взрослых клиентов чувствовать себя комфортно с песком.

5. Действительно ли работает песочная игра?

Да, по моему опыту, он достигает более глубоких уровней исцеления, и это дополняет и углубляет словесную работу в консультировании.Исцеляет опыт работы в песочнице.

6. В чем разница между «теорией Калффа» и другими, более интерактивными видами песочных игр?

Еще на заре песочных игр Дора Калфф и Маргарет Ловенфельд договорились, что Калфф будет использовать название «песочная игра» для своего метода, а Ловенфельд и все остальные будут использовать термин «песочница». Калффианцы, кажется, наиболее строго подходят к использованию этих терминов. Насколько я знаю, калффианцы, похоже, ценят материнское владение священным пространством терапии, а также присутствие терапевта.Устный перевод не допускается, чтобы не прерывать творческий процесс, в течение года или более после завершения терапии. С другой стороны, терапевты Sand tray , как правило, более интерактивны, используя формы активного воображения или гештальт-типа взаимодействия, или даже немедленную вербальную интерпретацию с помощью лотка. Это особенно эффективно при работе с семьями и парами. (Традиционные калффианцы работают с отдельными людьми, а не с семьями или парами.)

7. Действительно ли эффективно использовать песочные игры без того, чтобы терапевт интерпретировал изображение в лотке для клиента?

Да, я считаю, что он очень эффективен при исцелении довербальных или невербальных травм.Когда клиент разыгрывает травму в подносе, случается волшебный момент, и терапевт интуитивно и эмоционально резонирует с ней, «понимая» ее так, как это невозможно с помощью слов. Этот опыт для терапевта затем информирует ее о вербальной части терапии. Интерпретация, по определению, делает бессознательное сознательным. Любая интерпретация может быть воспринята как критика, мешающая свободному и защищенному пространству. Многим начинающим студентам, изучающим песочную игру, трудно осознать важность отсроченной интерпретации, но, увидев некоторые примеры песочной игры, они обычно начинают понимать силу отсроченной интерпретации в предоставлении клиенту свободы творить на песке все, что может принести бессознательное. без цензуры.

8. Как я узнаю, «работает» ли песочница с клиентом. Как я узнаю, что это эффективно?

Терпение требует глубокой психотерапии, такой как песочница. Нам нужно развивать способность чувствовать себя комфортно с «незнанием» и верить в процесс исцеления, основанный на нашем собственном опыте исцеления в психотерапии, а также на нашей собственной песочной работе в качестве клиентов. Со временем и с обучением вы сможете увидеть, как происходит исцеление, поскольку образы в песочнице развиваются и меняются.