Содержание

Представления о темпераменте Г. Айзенка — Студопедия

Очевидные недостатки популярных на Западе теорий темперамента Э. Кречмера и К. Юнга попытался «исправить» английский психолог Ганс Айзенк (1957, 1990), который предложил рассматривать типологии этих двух ученых как систему из четырех координат (рис. 3.1).

Рис. 3.1.Сочетание типологий К. Юнга и Э. Кречмера (по Г. Айзенку).

Рис. 3.2.Образование типов темперамента (по Г. Айзенку).

Первую координату образует объектно-субъектная ориентация (от максимальной экстраверсии до максимальной интроверсии). Второй выступает шкала нормы – патологии. Средние величины патологии (психических отклонений) образуют неврозы, сильные – психозы. Третья координата – шкала маниакально-депрессивный психоз – шизофрения. Середина этой шкалы представлена нормальными психическими состояниями. Для одного типа темперамента таковые выступают синтонией (минимально выраженной циклотимией) и собственно циклотимией, для другого – дистонией и шизотимией. Средние величины психических отклонений образуют соответственно истерию и психастению, а максимальные – маниакально-депрессивный психоз и шизофрению. Четвертая координата образована тремя типами телосложения: пикническим, атлетическим и лептосомным.

Заслуга Г. Айзенка состоит, во-первых, в подведении физиологической базы под чисто психологические типы К. Юнга, и, во-вторых, в том, что все психологические проявления – нормальные и патологические – рассматриваются как континуумы значений, а не как крайние типы. Но и в этом случае одна из координат, относящаяся к типам телосложения, остается дискретной.


Ганс Юрген Айзенк родился в 1916 г. в Германии. Научной деятельностью занимается в Англии. Профессор Лондонского университета, руководитель психологической лаборатории Института психиатрии в Лондоне. Один из основателей клинико-психологического направления исследований в Великобритании. Известен работами в области исследования расстройств личности. Им внесен значительный вклад в разработку психодиагностических методов (личностные опросники Айзенка), в том числе интеллекта. Автор оригинальной модели личности, двухфакторной теории социальных установок личности, трехфакторной теории памяти.

Описывая поведение экстравертов и интровертов, с одной стороны, и лиц с высоким и низким нейротизмом – с другой, Г. Айзенк построил свою модель типов темперамента. Тип темперамента, согласно этому автору, представляет собой один из четырех квадрантов при пересечении двух ортогональных шкал: 1) экстраверсия – интроверсия и 2) эмоциональная стабильность – лабильность. Первая шкала характеризует индивида со стороны «открытости» внешнему миру, вторая – со стороны его эмоциональной устойчивости. Сочетание таковой с экстраверсией Г. Айзенк отождествляет с типом сангвиника; эмоциональной лабильности и экстраверсии – с холериком; эмоциональной устойчивости и интроверсии – с флегматиком, а эмоциональной лабильности и интроверсии – с меланхоликом (рис. 3.2).


В представленной модели отсутствуют такие характеристики темперамента, как эмоциональная возбудимость и реактивность.

Психологические теории темперамента.

Постепенно изучение темперамента перешло от определения типов к выявлению степени тех или иных его свойств. Задача изучения темперамента – не только описание типов, но и свойств темперамента и нахождение соотношения этих свойств с физиологическими процессами. Люди стали делиться не по типам темперамента, а по его отдельным свойствам. Например, у К. Юнга и Г. Айзенка (1960) это экстраверсия – интроверсия, у В.Д. Небылицына (1976) – общая активность и эмоциональность. Единой концепции темперамента и его типов ученым создать так и не удалось.

    1. К.Г. Юнг

Приверженность определенному стилю поведения, определенному набору «функций» является харак­терным свойством каждого человека и ложится в основу типо­логии. Таким образом, Юнг ввел понятие «функциональный» или «психологический тип». Юнг описал недвусмыс­ленно лишь три пары основных противоположных факторов:

    • экстраверсию — интроверсию (Е — I)

    • здравомыслие — интуицию (S — N.),

    • логичность — чувствование (Т — F), и варианты их сочетания.

Экстраверты в общении с людьми черпают энергию, всегда готовые продолжить общение или поддержать беседу, в то вре­мя как интроверту после определенного периода интенсивного общения с окружающими необходимо уединиться, обработать полученную информацию и, по образному выражению автора методики, «подзарядить батареи». Экстравертов в общей попу­ляции США около 75 из 100, интровертов — 25.

Люди, относящиеся к N-категории, в принятии решений опи­раются на внутренний голос, собственную интуицию, вне зави­симости от того, как поступают в подобных ситуациях окру­жающие. Для S-людей, напротив, опыт окружающих, здравый смысл являются критериями для принятия решений. Им чуждо фантазерство, они предпочитают «синицу в руках журавлю в не­бе». Следует отметить, что подобная краткая характеристика от­нюдь не исчерпывает психологическое содержание данной шка­лы. Однако особое значение шкалы должно быть ясно уже по­тому, что разногласия между представителями S и N-лагерей бывают особенно непримиримыми и могут служить основой серь­езных социальных и личностных проблем. S-людей в США 75%, N — 25%.

Люди, предпочитающие опираться на Т-характеристику в об­работке информации и принятии решений, считают оправдан­ным логичный, объективный подход, имеющий свои четкие за­коны и правила. F-людям присущи субъективизм, гуманность, они руководствуются этическими категориями в большей мере, чем логическими. Шкала Т — F — единственная, в которой от­мечены половые различия. Шесть из десяти мужчин — Т-люди, среди женщин соотношение прямо противоположное: 60% от­носят себя к F-категории.

    1. Г. Айзенк

Х.Ю. Айзенк (1916–1997), английский психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, является создателем техфакторной теории личности.

Айзенк выделил три личностных измерения:

Наиболее увлекательным аспектом теории Айзенка является его попытка установить нейрофизиологическую основу для каждой из трех суперчерт или типов личности. Интроверсия-экстраверсия тесно связана с уровнями

корковой активации, как это показано электроэнцефалографическими исследованиями. Айзенк (Eysenk, 1982) использует термин «активация» для обозначения степени возбуждения, меняющей свою величину от нижнего предела (например, сон) до верхнего (например, состояние паники). Он полагает, что интроверты чрезвычайно возбудимы и, следовательно, в высшей степени чувствительны к поступающей стимуляции – по этой причине они избегают ситуаций, чрезмерно сильно действующих на них. И наоборот, экстраверты недостаточно возбудимы и поэтому нечувствительны к поступающей стимуляции; соответственно, они постоянно выискивают ситуации, которые могут их возбудить.

Айзенк предполагает, что индивидуальные различия по стабильности – нейротизму отражают силу реакции автономной нервной системы на стимулы. В особенности он связывает этот аспект с лимбической системой, которая оказывает влияние на мотивацию и эмоциональное поведение. Люди с высоким уровнем нейротизма обычно реагируют на болезненные, непривычные, вызывающие беспокойство и иные стимулы быстрее, чем более стабильные личности. У таких лиц обнаруживаются также более длительные реакции, продолжающиеся даже после исчезновения стимулов, чем у лиц с высоким уровнем стабильности.

Что касается исследований, посвященных выявлению основы психотизма, то они находятся в стадии поиска. Однако в порядке рабочей гипотезы Айзенк увязывает этот аспект с

системой, продуцирующей андрогены (химические вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции, которые при попадании в кровь регулируют развитие и сохранение мужских половых признаков). Однако проведено слишком мало эмпирических исследований в этой области, чтобы подтвердить гипотезу Айзенка о связи между половыми гормонами и психотизмом.

Айзенк использовал для сбора данных о людях разнообразные методы: самонаблюдение, экспертные оценки, анализ биографических сведений, физические и физиологические параметры, а также объективные психологические тесты. Полученные данные были подвергнуты факторному анализу для определения структуры личности. В своем раннем исследовании Айзенк выявил два основных типа (Eysenk, 1947, 1952), которые он назвал

интроверсия – экстраверсия и нейротизм – стабильность (иногда этот фактор называют нестабильность – стабильность). Эти два измерения личности ортогональны, то есть они статистически не зависят друг от друга. Соответственно, людей можно разделить на четыре группы, каждая из которых представляет собой некую комбинацию высокой или низкой оценки в диапазоне одного типа вместе с высокой или низкой оценкой в диапазоне другого типа. Как показано в табл. 6-4, с каждым типом ассоциируются характеристики, названия которых напоминают описания черт личности. При рассмотрении природы этих четырех групп следует иметь в виду два момента. Во-первых, оба диапазона типов имеют нормальное распределение, являются непрерывными и предусматривают, таким образом, широкий спектр индивидуальных различий. Во-вторых, описания черт, присущих каждому типу, представляют собой крайние случаи. Большинство людей склонны быть ближе к средней точке – в обоих диапазонах типов – и поэтому получают не столь экстремальные характеристики, как в табл. 6-4.

Таблица 6-4

Четыре категории людей, описанные Айзенком на основе выраженности двух независимых параметров Каждая категория, включая составляющие ее черты, является результатом комбинации высокого и низкого уровня интроверсии и экстраверсии с высоким либо низким уровнем стабильности и нейротизма.

 

Стабильный

Невротичный

Интроверт

Спокойный, уравновешенный, надежный, контролируемый, миролюбивый, внимательный, заботливый, пассивный

Легко поддающийся переменам настроения, тревожный, ригидный, рассудительный, пессимистичный, замкнутый, необщительный, тихий

Экстраверт

Лидер, беззаботный, веселый, покладистый, отзывчивый, разговорчивый, дружелюбный, общительный

Ранимый, беспокойный, агрессивный, возбудимый, непостоянный, импульсивный, оптимистичный, активный

Подход Г. Ю. Айзенка к исследованию темперамента — КиберПедия

Г.Ю. Айзенк изучал работы К. Юнга, И.П. Павлова и других известных психологов, психиатров и физиологов. Основываясь на их теориях и на своих экспериментальных данных, используя факторный анализ, Г.Ю. Айзенк создает свою теорию.

 

Круг Г.Ю. Айзенка

 
 

Г.Ю. Айзенк рассматривал структуру личности как состоящую из трех факторов:

Экстраверсия — интроверсия.

· Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

· Типичный интроверт – это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его не легко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

2. Нейротизм. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы.

· Эмоциональная устойчивость – черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности.

· Эмоциональная неустойчивость выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность, неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.



Согласно Г.Айзенку, «чистый» сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости мнения, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.

Холерик отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, эффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.

Флегматик характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный « труженик жизни », он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономить силы, попусту их не тратит, В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными чертами» — выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью и т.д., в других — вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.



Меланхолик. У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик — человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым

внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

 

35 Представления о темпераменте г. Айзенка

Очевидные недостатки популярных на Западе теорий темперамента Э. Кречмера и К. Юнга попытался «исправить» английский психолог Ганс Айзенк (1957, 1990), который предложил рассматривать типологии этих двух ученых как систему из четырех координат (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Сочетание типологий К. Юнга и Э. Кречмера (по Г. Айзенку).

Рис. 3.2. Образование типов темперамента (по Г. Айзенку).

Первую координату образует объектно-субъектная ориентация (от максимальной экстраверсии до максимальной интроверсии). Второй выступает шкала нормы – патологии. Средние величины патологии (психических отклонений) образуют неврозы, сильные – психозы. Третья координата – шкала маниакально-депрессивный психоз – шизофрения. Середина этой шкалы представлена нормальными психическими состояниями. Для одного типа темперамента таковые выступают синтонией (минимально выраженной циклотимией) и собственно циклотимией, для другого – дистонией и шизотимией. Средние величины психических отклонений образуют соответственно истерию и психастению, а максимальные – маниакально-депрессивный психоз и шизофрению. Четвертая координата образована тремя типами телосложения: пикническим, атлетическим и лептосомным.

Заслуга Г. Айзенка состоит, во-первых, в подведении физиологической базы под чисто психологические типы К. Юнга, и, во-вторых, в том, что все психологические проявления – нормальные и патологические – рассматриваются как континуумы значений, а не как крайние типы. Но и в этом случае одна из координат, относящаяся к типам телосложения, остается дискретной.

Ганс Юрген Айзенк родился в 1916 г. в Германии. Научной деятельностью занимается в Англии. Профессор Лондонского университета, руководитель психологической лаборатории Института психиатрии в Лондоне. Один из основателей клинико-психологического направления исследований в Великобритании. Известен работами в области исследования расстройств личности. Им внесен значительный вклад в разработку психодиагностических методов (личностные опросники Айзенка), в том числе интеллекта. Автор оригинальной модели личности, двухфакторной теории социальных установок личности, трехфакторной теории памяти.

Описывая поведение экстравертов и интровертов, с одной стороны, и лиц с высоким и низким нейротизмом – с другой, Г. Айзенк построил свою модель типов темперамента. Тип темперамента, согласно этому автору, представляет собой один из четырех квадрантов при пересечении двух ортогональных шкал: 1) экстраверсия – интроверсия и 2) эмоциональная стабильность – лабильность. Первая шкала характеризует индивида со стороны «открытости» внешнему миру, вторая – со стороны его эмоциональной устойчивости. Сочетание таковой с экстраверсией Г. Айзенк отождествляет с типом сангвиника; эмоциональной лабильности и экстраверсии – с холериком; эмоциональной устойчивости и интроверсии – с флегматиком, а эмоциональной лабильности и интроверсии – с меланхоликом (рис. 3.2).

В представленной модели отсутствуют такие характеристики темперамента, как эмоциональная возбудимость и реактивность.

тест на темперамент, методика, диагностика, самооценка состояний, теория личности, круг Айзенка

Ганс Юрген Айзенк родился 4 марта 1916г. в Берлине в творческой семье. Жизнь его родителей была тесно связана со сценой и немым кино. Гансу, в восемь лет сыгравшему свою первую роль, пророчили карьеру в киноиндустрии. Но, по окончании школы, он увлекся астрологией. Будучи достаточно амбициозным юношей, он решился сотрудничать с нацистами. Для них он писал гороскопы. Когда в Германии начала процветать диктатура нацизма, он почувствовал себя уязвимым. Это стало решающим моментом. Ганс Айзенк принял решение покорять науку за пределами Германии.

Первое время он жил во Франции, но потом перебрался в Англию, где стал увлекаться психологией.

В 1940 году Айзенк получил звание доктора наук. Свои навыки он применил в психиатрии во время Второй мировой войны. Его назначили на должность психолога в полевом госпитале. Туда привозили солдат, которые не могли справиться со стрессом, полученным от увиденного на полях сражений.

После войны Айзенк преподавал психологию в университете в Лондоне. Откуда он ушел в отставку через тридцать семь лет.

За время работы в университете Ганс Айзенк основал научные журналы «Индивидуальность и индивидуальные различия» и «Поведенческие исследования и терапия» и занимал в них должность главного редактора.

Основные понятия теории Айзенка

Айзенк-психолог работал над изучением личности. В его представлении она выступает, как сложная иерархическая структура.

Иерархия личности прослеживается от простых реакций человека на повторяющиеся ситуации до типа его темперамента. Примером тому может быть общение между людьми. Человек может без воодушевления реагировать на предложения других людей активно проводить время. При этом, он всегда выдерживает дистанцию и предпочитает уединение. Это говорит о его необщительности. А в целом оба эти параметра могут свидетельствовать об интроверсии.

Тест на определение темперамента Айзенка. История создания

Айзенк известен, как создатель теста для определения интеллекта, но не меньший вклад в развитие психологии он внес изучением темперамента человека и направленности личности.

Первый тест, разработанный им в 1947 году, назывался Maudsley Medical Questionnaire (MMQ). При помощи его можно было определить предрасположенность личности к стабильности и нестабильности в эмоциональной сфере. Тест состоял из 40 вопросов, предполагающих отрицательный или положительный ответ испытуемого. В ходе испытаний, тест показал не только степень нейротизма человека, но и позволил определить его направленность к внешнему миру. Эти показатели были выражены по шкале экстраверсия и интроверсия.

В 1957 году ученый создал усовершенствованную версию MMQ и назвал ее Maudsley Personality Inventory (MPI). Тест не смог зарекомендовать себя, как точный инструмент для изучения личности. В ходе испытаний стали выявляться очевидные неточности между теоретическим материалом и тем, что получалось на практике.

В 1963 году была создана методика Айзенка по определению темперамента – Eysenck Personality Inventory (EPI). Тест состоит из 57 вопросов, 9 из которых определяют правдивость ответов испытуемых.

В 1969 году тест EPI был усовершенствован. В него были добавлены новые вопросы, определяющие наличие реакций психотического характера. Этот вариант теста получил много негативных отзывов в научном мире. Многие психологи оценили его как методику, не имеющую научных основ для определения психоза. Поэтому первый вариант теста по сей день имеет большую популярность.

Основные понятия в теории личности Г. Айзенка

Теория Айзенка предполагает наличие у каждого человека врожденного и неизменного темперамента, сочетания нейротизма с экстраверсией и интроверсией.

  • Экстраверсия предполагает открытость человека внешнему миру. Экстравертированная личность нуждается в общении, самовыражении и активной деятельности. В обыденной жизни эти черты характерны для неформальных лидеров, способных вести за собой людей.
  • Интроверсия делает человека обособленным от общества. Для него высшей ценностью обладают уединение и комфорт. При этом, такие люди нуждаются в общении, но в небольших дозах. Если это условие не соблюдается, они начинают испытывать дискомфорт. В профессиональной сфере интровертам можно доверить любое однообразное дело, требующее концентрации.
  • Высокие показатели по шкале нейротизма не являются признаками невротических проблем. Они дают понимание, что в ситуации хронического стресса или при сильном стрессогенном воздействии, проблемы могут появиться. При этом, высокий уровень нейротизма свидетельствует о неправильных оценках ситуации. Для такого человека незначительный стимул может стать поводом для бурной эмоциональной реакции.

Круг Айзенка

Шкалы, открытые в рамках теории личности Айзенка, заключены в условный круг. Внутри круга шкалы пересекаются. Вертикальная шкала определяет уровень нейротизма, а горизонтальная — наличие экстраверсии или интроверсии. При этом, в секторах между шкал, располагаются типы темперамента:

  • нейротизм и интроверсия проявляются у меланхоликов. Такие люди наделены рассудительностью, осмотрительностью и спокойствием. По отношению к людям они миролюбивы и доброжелательны. При этом, для них свойственна пассивность.
  • нейротизм и экстраверсия определяют холериков. Этот тип темперамента наделяет людей активностью. Холерики чувствительны, легко возбудимы. В то же время они могут быть непостоянными и изменчивыми. Такие люди оптимистично смотрят на жизнь.
  • стабильность и интроверсия свойственны флегматикам. Они почти всегда сдержанны, спокойны и рассудительны. При этом, их можно легко огорчить.
  • стабильность в сочетании с экстраверсией характерны для сангвиников. Они жизнерадостны и беззаботны. С ними легко наладить отношения, так как им свойственны разговорчивость, общительность и отзывчивость.

Определение типа темперамента по Айзенку стало важным этапом в развитии взглядов на личность. При помощи данной методики стало возможным понимать и предсказывать реакции человека на влияние стимулов.

Ганс Юрген Айзенк книги писал в рамках своих исследований. Это работы о тестах интеллекта и об измерении структуры личности. Самые знаменитые его книги «Зигмунд Фрейд. Упадок и конец психоанализа», «Как измерить личность», «Исследование человеческой психики», «Структура личности», «Парадоксы психологии», «Природа интеллекта – битва за разум: как формировать умственные способности».

Очевидные недостатки популярных на Западе теорий темперамента Э.

Очевидные недостатки популярных на Западе теорий темперамента Э. Кречмера и К. Юнга попытался «исправить» английский психолог Ганс Айзенк (1957, 1990), который предложил рассматривать типологии этих двух ученых как систему из четырех координат (рис. 3.1).

Отклонение от нормы

Образование типов темперамента (по Г. Айзенку)

Нейротизм высокий 24

Меланхолик  Холерик
Интроверсия1213Экстраверсия
Флегматик12Сангвиник

О

Нейротизм низкий

Первую координату образует объектно-субъектная ориентация (от максимальной экстраверсии до

максимальной интроверсии). Второй выступает шкала нормы — патологии. Средние величины

патологии (психических отклонений) образуют неврозы, сильные — психозы. Третья координата — шкала маниакально- депрессивный психоз — шизофрения. Середина этой шкалы представлена нормальными психическими состояниями. Для одного типа темперамента таковые выступают синтонией (минимально выраженной циклотимией) и собственно циклотимией, для другого — дистонией и шизотимией. Средние величины психических отклонений образуют соответственно истерию и психастению, а максимальные — маниакально-депрессивный психоз и шизофрению. Четвертая координата образована тремя типами телосложения: пикническим, атлетическим и лептосомным.

Заслуга Г. Айзенка состоит, во-первых, в подведении физиологической базы под чисто

психологические типы К.

Юнга, и, во-вторых, в том, что все психологические проявления — нормальные и патологические — рассматриваются как континуумы значений, а не как крайние типы. Но и в этом случае одна из координат, относящаяся к типам телосложения, остается дискретной.

Ганс Юрген Айзенк родился в 1916 г. в Германии. Научной деятельностью занимается в Англии. Профессор Лондонского университета, руководитель психологической лаборатории Института психиатрии в Лондоне. Один из основателей клинико-психологического направления исследований в Великобритании. Известен работами в области исследования расстройств личности. Им внесен значительный вклад в разработку психодиагностических методов (личностные опросники Айзенка), в том числе интеллекта. Автор оригинальной модели личности, двухфакторной теории социальных установок личности, трехфакторной теории памяти.Описывая поведение экстравертов и интровертов, с одной стороны, и лиц с высоким и низким нейротизмом — с другой, Г. Айзенк построил свою модель типов темперамента. Тип темперамента, согласно этому автору, представляет собой один из четырех квадрантов при пересечении двух ортогональных шкал: 1) экстраверсия — интроверсия и 2) эмоциональная стабильность — лабильность. Первая шкала характеризует индивида со стороны «открытости» внешнему миру, вторая — со стороны его эмоциональной устойчивости. Сочетание таковой с экстраверсией Г. Айзенк отождествляет с типом сангвиника; эмоциональной лабильности и экстраверсии — с холериком; эмоциональной устойчивости и интровер- сии — с флегматиком, а эмоциональной лабильности и интроверсии — с меланхоликом (рис. 3.2).

В представленной модели отсутствуют такие характеристики темперамента, как эмоциональная возбудимость и реактивность.

Типы темперамента по Г. Айзенку — ♀♂ Гостиная для друзей

 

Существует 4 типа темперамента.

Но, предупреждаю, что тот или иной темперамент в «чистом» виде – это редчайшее явление. Обычно темперамент человека представляет собой смесь двух, а то и трех темпераментов.

 

Чистые типы темперамента

 

Флегматик

Неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Обладает логичностью суждений. Он обладает сильной, уравновешенной, работоспособной нервной системой, упорный, настойчивый труженик, дела доводит до конца. Чаще всего спокоен, сдержан и постоянен в чувствах, настроение ровное, редко выходит из себя. 

Способен на глубокие, стабильные и постоянные чувства. Флегматик миролюбивый, внимательный, заботливый. В меру разговорчив, не любит болтать по пустякам. Экономит энергию, не тратит ее попусту. Мимика, речь, жесты и действия медлительны и спокойны, сдержанны, эмоционально невыразительны. Основателен, надежен, отличается глубиной и постоянством мыслей. 
Но флегматик с трудом переключается с одной работы на другую, долго «раскачивается», плохо адаптируется в новой обстановке, пассивен (низкий уровень активности), сложно вырабатывает новые привычки и модели поведения, но они при этом становятся стойкими. Ему свойственны вялость, лень, равнодушие к окружающим, безволие. Склонен выполнять привычную работу в привычной, знакомой обстановке.

 

Холерик

Быстрый, страстный, порывистый, открытый, с быстрыми сменами настроения. Холерик активен, подвижен, оптимистичен, импульсивен, но при этом легко возбудим и беспокойный. У холерика тоже сильная нервная система, но он неуравновешен, всплыльчив, раздражителен, нетерпелив, обидчив, раним. 

У него возможны эмоциональные срывы. Из-за конфликтности плохо уживается с другими людьми. Холерик легко переключается с одного дела/темы разговора на другое дело/тему, ему свойственны резкие перемены настроения. Он повышенно возбудим, у него ярко выражены эмоциональные переживания, он не способен контролировать свои эмоции. 
Движения и речь у холерика быстрые, прерывистые, резкие, стремительные, импульсивные. Склонен к истощению, так как при увлеченности делом действует из всех сил. В интересах общества инициативен, принципиален, активен, энергичен. 
При отсутствии духовного и личностного роста аффективен, раздражителен, вспыльчив, агрессивен, несдержан, конфликтный.

 

Сангвиник

Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Сангвиник веселый, дружелюбный, разговорчивый, покладистый, отзывчивый. 

У него сильная, уравновешенная нервная система, высокая работоспособность, при этом он активен и подвижен, легко переживает неудачи. Он легко общается с людьми, быстро сходится с людьми, легко переключается, легко и быстро реагирует на то, что происходит вокруг. При этом он стремится к новизне, смене впечатлений, непоседлив, недостаточно регулирует свои импульсы. У него богатая, подвижная мимика, быстрая, выразительная речь. 
Сангвиник не может выполнять дела, требующие сосредоточенности, внимания, усидчивости, терпения. У него происходит быстрая смена чувств, но чувства неглубоки, склонен к непостоянству, поверхностности.

 

Меланхолик

 Человек легкоранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Меланхолик повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним, обидчив, но при этом чувствителен и чуток, легко уживается с разными людьми, неконфликтен. 

У него слабая нервная система, повышенная утомляемость, низкая психическая активность, медлительность. Он высоко эмоционален, но склонен переживать проблемы внутри себя, что приводит к саморазрушению. Его чувства глубоки, постоянны, устойчивы, но при этом слабо выражены. Ему трудно сосредотачиваться на чем-то в течение долгого времени. 
Меланхолик тяжело и остро переживает неудачи (часто опускаются руки), он робок, застенчив, тревожен, нерешителен, неустойчив к стрессам, речь тихая, медлительная. Он замкнутый, необщительный, тихий, пессимистичный, у него легко меняется настроение, но при этом меланхолик рассудительный. 
В здоровой обстановке работоспособен, может выполнять монотонную работу, требующую внимания, усидчивости, терпения, сосредоточенности. Человек глубокий, содержательный. А вот при неблагоприятных обстоятельствах становится тревожным, замкнутым, боязливым, ранимым.

 

А какой у вас тип темперамента?

Если вы ещё не знаете,то по ссылке можно определить .

Заходите,определитесь — тест:-

http://temperaments.org/tests/temperament/temperament-test.h…

Круговая диаграмма: теория типов личности Айзенка

Представьте теорию типов личности Айзенка на круговой диаграмме. Помогите вам лучше понять теорию типов личности Айзенка.

Информация о Гансе Айзенке

Ганс Айзенк родился в Берлине, Германия, 4 марта 1916 года. В 1940 году он получил докторскую степень по психологии в Лондонском университете. Айзенк работал профессором психологии в Институте психиатрии Королевского колледжа в Лондоне с 1955 по 1983 год.Он внес большой вклад в современную научную теорию личности. Два измерения личности, экстраверсия и невротизм, были описаны в его книге «Измерения личности» 1947 года. В психологии личности принято называть измерения первыми буквами E и N.

Определение личности

Согласно Гансу Айзенку, личность — это совокупность актуальных или потенциальных моделей поведения организма, определяемых наследственностью и окружающей средой.Он возникает и развивается в результате функционального взаимодействия четырех основных секторов, в которые организованы эти модели поведения «. Другими словами, личность — это весь характер и природа человека. Проще говоря, это то, что делает вас и то, что делает вас делать.

Теория типов личности Айзенка

Айзенк изначально концептуализировал личность как две биологически обусловленные категории темперамента: Экстраверсия / Интроверсия и Невротизм / Стабильность .Два измерения или оси, экстраверсия-интроверсия и эмоциональная стабильность-нестабильность, определяют четыре квадранта.

  1. Высокий N и высокий E = холерический тип (нестабильные экстраверты): такие качества как — обидчивый, беспокойный, возбудимый, изменчивый, импульсивный, безответственный.
  2. Высокий N и низкий E = меланхолический тип (нестабильные интроверты): такие качества, как — тихий, замкнутый, пессимистичный, трезвый, жесткий, тревожный, капризный.
  3. Низкий N и высокий E = Сангвинический тип (устойчивые экстраверты): такие качества, как — общительный, разговорчивый, отзывчивый, покладистый, живой, беззаботный, лидерство).
  4. Низкий N и низкий E = флегматический тип (стабильные интроверты): такие качества, как — спокойный, уравновешенный, надежный, контролируемый, миролюбивый, вдумчивый, осторожный, пассивный.

Круговая диаграмма типов личности Айзенка

Эта диаграмма характеризуется векторными интеллектуальными фигурами с плавающими быстрыми кнопками. Его можно редактировать и распечатать. Вы можете перенести его во многие другие форматы, включая PowerPoint, PDF и JPG. При применении другой темы ее внешний вид изменяется одним щелчком мыши.

Temperament Categories Diagram

Дальнейшее развитие теории Айзенка

Джеффри Алан Грей, бывший ученик Айзенка, разработал исчерпывающую альтернативную теоретическую интерпретацию (называемую биопсихологической теорией личности Грея) биологических и психологических данных, изученных Айзенком, в большей степени опираясь на модели животных и модели обучения. В настоящее время наиболее широко используемой моделью личности является модель Большой пятерки (Costa & McCrae, 1985). См. Статью: Большая пятерка личностных измерений для получения дополнительной информации.Видеоурок — Как создать круговую диаграмму

Примеры и шаблоны круговых диаграмм

Круговая диаграмма

Условные обозначения на круговой диаграмме

Круговая диаграмма — Большая пятерка личностных измерений

.

Теория психотизма и творчества Айзенка

Ханс Дж. Айзенк разработал свою модель личности, основанную в основном на психофизиологической основе. Будучи бихевиористом, Айзенк считает приобретенные привычки очень важными, но, что более важно, он считал, что личностные различия являются результатом нашей генетической наследственности (Boeree, 1998). Поскольку он основывал свою теорию на генетических факторах, связанных с психологией, Айзенк в основном интересовался тем, что известно как темперамент.

Айзенк разработал свою модель личности и темперамента с тремя размеры: психотизм, экстраверсия и невротизм.Это стало известно как модель личности «ПЕН». Первоначально Айзенк теоретизировал только о невротизме и экстраверсии, но позже он понял, что психотизм также является фактором, способствующим развитию личности. Затем он добавил психотизм в свою теорию как третий фактор своей модели, породивший его модель личности БОЛЬШОЙ-ТРИ.

Определение психотизма

В его описании психотизма говорится, что человек проявляет некоторые качества, обычно присущие психотикам, и что в определенных условиях он может быть более восприимчивым к психотическому состоянию.Примеры таких психотических тенденций включают безрассудство, пренебрежение здравым смыслом и несоответствующее эмоциональное выражение, и это лишь некоторые из них (Boeree, 1998). Как заявили Хит и Мартин (1990), «он концептуализируется как континуум предрасположенности к психозу (в основном шизофрения и биполярное аффективное расстройство), а« психопатия »(т. Е. Антисоциальное поведение) определяется как« полпути к психозу ». «(стр. 111).

Также было обнаружено, что шкала психотизма в значительной степени коррелирует с другими шкалами и чертами враждебности и жесткости, такими как неприятие культурных норм, незрелость и антиавторитарные установки.Сообщалось также о более высоких показателях психотизма среди психопатов и преступников (Howarth, 1986). Это подкрепляет идею, которую Айзенк описал как свою шкалу психотизма.

Психотизм по отношению к творчеству

Было выдвинуто много предложений связать шкалу психотизма Айзенка с уровнем творческих способностей людей. Обычно было обнаружено, что более творческие люди обычно имеют более высокие оценки психотизма, чем люди с более низким уровнем творчества. Айзенк (1993) утверждал: «Я утверждаю, что интеллект, по сути, характеризуется как процесс поиска с целью обнаружения ноэгенетического решения, если использовать термин Спирмена (1923, 1927), объединяющий различные идеи из памяти для получения новых ответов на проблемы» ( п.147). Далее Айзенк спорит с Кэмпбеллом, Фьюно и Саймонтоном, которые утверждают, что этот процесс поиска является слепым или случайным, говоря, что есть веские доказательства того, что процессы поиска такого рода всегда руководствуются явными или неявными идеями релевантности (Айзенк, 1993).

Айзенк (1993) формулирует свой аргумент относительно релевантности отношения, говоря, что есть индивидуальные различия в определении. Под этим он подразумевает, что некоторые люди чрезмерно инклюзивны в своем мышлении, что означает, что у них очень широкая концепция релевантности, в отличие от людей, которые имеют гораздо более узкую концепцию того, что имеет значение.Он продолжает, заявляя, что необычные ответы на тест словесных ассоциаций могут быть использованы в качестве меры этого гипотетического качества. Его предположение состоит в том, чтобы люди с чрезмерно всеобъемлющим стилем мышления имели более широкий выбор идей, на которых можно было бы сделать вывод. Он заключает, что этим людям легче придумывать новаторские, необычные и творческие идеи, чем людям, которые имеют более традиционный взгляд на проблему. В конечном итоге он считает, что это могло быть основой творчества.

Что касается психофизиологии, Айзенк (1993) обнаружил, что чрезмерно инклюзивный мыслитель с большей вероятностью будет иметь личность, которая связана с шизофреническим или общим психотическим расстройством. Разница в том, что хотя оценка психотизма творческой личности так же высока, как и у человека с диагнозом психотическое расстройство, творческий человек не обязательно диагностируется как психотик. Он пытается поддержать свое предположение, используя доказательства того, что существует истинная связь между безумием и гениальностью, что действительно творческие люди имеют высокий балл психотизма в личностных тестах и ​​что необычные ответы на тесте словесных ассоциаций являются хорошим показателем психоза, психотизма. , и творчество.

Айзенк (1993) дал несколько довольно четких определений того, чем он является, и не пытается доказать с помощью этой теории. Он заявил: «… эта теория объясняет (а) наблюдаемые различия между творчеством как чертой личности (оригинальность) и творчеством, продемонстрированным научными или художественными достижениями, и (б) разницу между творчеством и интеллектом» (стр. 148) . Он квалифицирует это, заявляя, что он не предполагает, что теория, которую он пытается разработать, определенным образом решит «загадку творчества», а скорее поможет в создании «проверяемых предсказаний», сведя воедино многие существующие теории. творчества и, в конечном итоге, приведет к улучшениям и новым открытиям, которые помогут сделать теорию более точной и точной в различных частях, входящих в нее.

Для дальнейшего описания взаимосвязи творчества и психотизма Айзенк (1993) продолжил, сказав: «Творчество с древних времен считалось связанным с психозом или« безумием »(Hyslop, 1925, Lange-Eichbaum, 1931; Lombroso, 1895). ; Nisbet, 1900), причем некоторые авторы (Ellis, 1926; Juda, 1949) фактически приводят некоторые доказательства контролируемых исследований, чтобы дополнить эти в основном анекдотические отчеты (Hasenfus & Magaro, 1976) »(стр. 156). Представлены дополнительные доказательства того, что у потомков психотических родителей был обнаружен высокий уровень творческих способностей.Это наблюдал Айзенк (1983), который заявил, что это не психоз, а скорее психотизм, определяемый как предрасположенность или предрасположенность к психотическому поведению, которое связано с творчеством. Айзенк (1993) очень ясно заявляет, что его теория не утверждает, что психоз порождает творческие способности, или что люди, которые очень творческие люди, поэтому психотичны. Вместо этого он говорит, что вполне возможно, что для творчества необходим высокий балл психотизма, и что люди с высоким баллом психотизма могут развить психоз или перенести некоторые психотические эпизоды в течение своей жизни.Этого следовало ожидать, учитывая, что высокий балл психотизма указывает на более высокий риск и предрасположенность к психотическим эпизодам и поведению.

Подтверждение теории психотизма-творчества Айзенка

Айзенк (1993) подробно остановился на различных способах проверки корреляции психотизма и творчества и в конечном итоге нашел пять различных способов поддержки модели психотизма-творчества. Во-первых, он заявил, что люди, генетически связанные с диагностированными психотиками, необычайно креативны.Он процитировал генетические исследования, подтверждающие эту точку зрения, а также ранее выдвинутую гипотезу, которая утверждает, что «существует общая генетическая основа для большого потенциала творчества и психологических отклонений».

Второй поддерживающий критерий — то, что психотизм связан с проверенной креативностью (также называемой оригинальностью). В поддержку этого утверждения Айзенк цитирует исследование, проведенное Вуди и Клариджем (1977). Это исследование проводилось в Оксфордском университете с участием 100 аспирантов и студентов в качестве испытуемых.Студентам были предложены тесты на творчество EPQ и Уоллаха-Когана (которые были несколько модифицированы для эксперимента). Тесты на творчество Уоллаха-Когана измеряли две важные вещи: количество ответов, которые указывали на беглость речи человека, и количество уникальных ответов, произведенных субъектом, которые измеряли оригинальность человека. Было обнаружено, что показатели психотизма имеют очень высокую прямую корреляцию с количеством ответов на тесты на креативность. Еще более высокая прямая корреляция была обнаружена между оценками психотизма и уникальностью испытуемых.Этот тест был очень хорош для этого, потому что он в основном устранял фактор общего интеллекта, основанный на предметах, выбранных для исследования. Айзенк (1993) приходит к выводу, что учащиеся имели IQ выше 120, потому что креативность была существенно связана с IQ до 120 баллов, после чего они стали независимыми. Этот тест был частично воспроизведен позже другой группой, и результаты были аналогичны результатам предыдущего исследования.

Третье вспомогательное исследование связывает психотизм с творческими достижениями.Ссылаясь на исследование, проведенное К. О. Гётцем и К. Гётцем (1979), было обнаружено, что как мужчины, так и женщины-художники имели значительно более высокие оценки психотизма, чем их коллеги-мужчины и женщины, не являющиеся художниками. Это важно в связи с тем, что он использует фактические художественные достижения в качестве критерия для измерения творчества и оригинальности (Айзенк, 1993). Это также служит подтверждением выводов Вуди и Клариджа, о которых говорилось ранее.

Четвертое исследование, которое Айзенк использует для подтверждения своего утверждения, касается идеи о том, что творческие люди часто страдают различными психопатологиями.В подтверждение этого он просто указывает читателям на «гораздо более подробный обзор … сделанный Прентки (1980), который также пришел к выводу, что творческие достижения связаны с психопатологией, но не с настоящим психозом». Пятую линию поддержки этой теории Айзенк (1993) называет «исключительно важной». Это описывает, как идентичные когнитивные стили характерны для психотиков, людей, получивших высокие баллы по шкале психотизма, и творческих достижений. Айзенк отмечает бесчисленное количество примеров исследований, подтверждающих его предположение, и дает много деталей, касающихся важности этих исследований, поэтому они не будут здесь подробно останавливаться.Список проведенных тестов включал тесты словесных ассоциаций, тесты EPQ, тесты Word Halo (которые проверяют выбор слов, которые, по мнению испытуемого, имеют почти то же значение, что и представленные «стимулирующие слова»), тесты сортировки слов (которые требуют субъекты группируют слова схожего значения), а также тест на сортировку объектов (который измеряет «информативное мышление») среди других. Исследования Айзенка показали, что результаты этих тестов и исследований подтверждают его теорию.

Недостатки теории Айзенка: контрапункт

Айзенк (1993) признает, что теории в психологии далеки от совершенства, и понимает, что, основывая эту теорию на некоторых «нечетких» теориях, он делает суть дела несколько хуже.Однако он также заявляет, что его цель не в том, чтобы создать здесь совершенную теорию, а в том, чтобы «пролить свет на фундаментальную проблему в науке, искусстве и, возможно, в других областях».

Амабиле (1993) делает попытку расширить идеи Айзенка и фактически описать то, что необходимо для теории творчества. Во-первых, она отмечает, что Айзенк не дает четкого операционального определения творчества как уникального достижения. Она утверждает, что, поскольку теория разработана для проверки такой творческой продуктивности, ее нельзя адекватно проверить без точного определения того, как следует измерять творческие достижения.Следующее ее утверждение с предложением теории Айзенка исходит из того, что Айзенк использовал тесты словесных ассоциаций и высокие оценки психотизма в EPQ-R (Пересмотренный опросник личности Айзенка). Amabile считает, что эти источники данных «в лучшем случае слабые», и ссылается на то, что могут быть и другие «некреативные люди (например, шизофреники), которые обладают такими же личностными чертами».

Amabile (1993) далее указывает, что в статье Айзенка он никогда не дает четкого описания того, чем на самом деле является его теория.В разделе, озаглавленном «Теория творчества», описывается понятие о том, что существует определенная связь между психотизмом и творчеством. Она заявляет, что этот раздел никогда не приводит к формальной теории с конкретными постулатами, но он действительно оказался центральной теоретической темой теории, которую Айзенк пытался описать. Одно усовершенствование, предложенное Амабиле, состоит в том, что «формальные утверждения о том, как теория П-творчества включает или пересекается с когнитивной моделью исходного мышления и великой моделью развития творческих способностей» (Amabile, 1993).

Многие разделы «теории», сформулированной Айзенком, нуждаются в пояснении или уточнении. Первый пример Amabile (1993) состоит в том, что даже несмотря на то, что как высоко творческие люди, так и люди с сильным психозом показали высокие показатели психотизма, то, что отличает эти две группы, никогда четко не указывается. Хотя Айзенк несколько раз коснулся этого вопроса, предположив, что одно отличие состоит в том, что у творческих людей просто нет психоза. Позже он говорит, что у творческих людей есть другие черты личности, которые отличают их от психотических людей, включая такие черты, как сила эго.Амабиле утверждает, что, поскольку это центральный вопрос теории, он требует гораздо более строгого разъяснения. Другой момент, который, по мнению Амабиле (1993), требует пояснения, — это взаимосвязь между личностными и когнитивными переменными. Такие вопросы, как «Как личность порождает когнитивный стиль?» и «Насколько конкретно, обе они дают ясность?» требуют ответа, прежде чем теория сможет закрепиться.

Одно из самых больших утверждений, которое выдвигает Амабайл, — это отсутствие широты, поскольку теория Айзенка почти полностью сосредоточена на психотизме.Айзенк упоминает в своей статье, что существует несколько других важных факторов, влияющих на творчество, но не может их идентифицировать и описать. Амабиле (1993) предлагает Айзенку интегрировать некоторые более широкие теории творческих достижений в свои рамки, чтобы обеспечить более полное представление о творчестве. Амабайл завершает свои аргументы, говоря, что утверждения Айзенка были бы намного сильнее, если бы он, помимо описания того, как его теория поддается проверке, подробно разъяснил и точно определил, что составило бы эти важные проверки.

Основа теории творчества Айзенка, кажется, имеет несколько многообещающих возможностей. Учитывая разнообразие взглядов людей на отношение к определенным ситуациям или типам средств массовой информации, модель может быть использована для описания силы или слабости творческих способностей в определенных конкретных областях творчества. К сожалению, как указал Амабайл, теории Айзенка еще предстоит проделать путь, если она собирается стать действительно объединяющей теорией творчества в том, что касается личности и других психофизиологических характеристик.Тем не менее, это ступенька к достижению этой цели, которая на неопределенное время приведет к новым дебатам по этой теме.

Я лично считаю, что теория Айзенка заслуживает внимания. Хотя Амабиле указал на некоторые моменты, которые нуждались в разъяснении, Айзенк, похоже, защищал свой аргумент достоверными данными, а также различными другими исследованиями, подтверждающими его выводы. Шкала психотизма личности, по-видимому, имеет определенную корреляцию с наличием у людей творческих способностей. Надеюсь, в будущем это станет основой единой объединяющей теории творчества, которую описал Айзенк.

Список литературы

Амабиле, Т. М. (1993). Что требует теория творчества? Психологический опрос, 4, 179-181.

Бори, К. Г. (1998). Ганс Айзенк (1916 — 1997) (и другие теоретики темперамента). Получено 10 октября 2003 г. из http://www.ship.edu/~cgboeree/eysenck.html

Айзенк, Х. Дж. (1983). Корни творчества: познавательные способности или личные качества? Roeper Review, 5, 10-12.

Айзенк, Х. Дж. (1993). Творчество и личность: предложения по теории. Psychological Inquiry, 4, 147-178.

Гётц К. О. и Гётц К. (1979). Личностные особенности профессиональных художников. Perceptual & Motor Skills, 49, 327-334.

Хит, А.С., и Мартин, Н.Г. (1990). Психотизм как измерение личности: многомерный генетический тест Айзенка и конструкции Айзенка психотизма. Журнал личности и социальной психологии, 58, 111-121.

Ховарт, Э. (1986). Что на самом деле измеряет шкала психотизма Айзенка? Британский журнал психологии, 77, 223-227.

Клайн П. и Купер К. (1986). Психотизм и творчество. Журнал генетической психологии, 147, 183-189.

Штернберг, Р. Дж. (1999). Теория успешного интеллекта. Обзор общей психологии, 3, 292-316.

Вуди, Э., и Кларидж, Г. (1977). Психотизм и мышление. Британский журнал социальной и клинической психологии, 16, 241-248.

.

Четыре темперамента

4 юмора в соответствующем порядке: холерик, меланхолик, сангвиник и флегматик.

Четыре темперамента — это теория протопсихологии, которая восходит к древней медицинской концепции юморизма и предполагает, что четыре телесных жидкости влияют на черты личности и поведение человека.

История и развитие

Теория темперамента уходит корнями в одну из древних теорий четырех юморов. Возможно, он возник в Древнем Египте [1] или Месопотамии [2] , но именно греческий врач Гиппократ (460–370 до н.э.) развил его в медицинскую теорию.Он считал, что определенные человеческие настроения, эмоции и поведение были вызваны жидкостями тела (называемыми «юморами»): кровь , желтая желчь , черная желчь и мокрота . Затем Гален (131-200 г. н.э.) разработал первую типологию темперамента в своей диссертации De temperamentis и исследовал физиологические причины различного поведения у людей. Он сопоставил их с матрицей горячих / холодных и сухих / влажных , взятых из четырех элементов. [3] Между качествами может быть также « баланс », что в сумме дает девяти темпераментов. Само слово «темперамент» происходит от латинского « temperare », « для смешивания ». В идеальной личности взаимодополняющие характеристики тепло-прохладного и сухого-влажного были идеально сбалансированы. У четырех менее идеальных типов одно из четырех качеств преобладало над всеми остальными. В остальных четырех типах одна пара качеств доминировала над дополнительной; например; теплые и влажные преобладают прохладные и сухие.Эти последние четыре категории темперамента Гален назвал « сангвиник », « меланхолик », « холерик » и « флегматик » в честь телесных юморов. Каждый был результатом избытка одного из юморов, что, в свою очередь, привело к дисбалансу парных качеств. [4] [5] [6]
В «Канон медицины» , Авиценна (980–1037 гг. Н.э.) затем расширил теорию темпераментов, включив в нее «эмоциональные аспекты, умственные способности, нравственные установки, самость». -сознание, движения и мечты.» [7]

Николас Калпепер (1616–1654) игнорировал идею жидкостей как определяющую поведение человека [ цитата необходима ] , и Иммануил Кант (1724–1804), Рудольф Штайнер (1861–1925), Альфред Адлер (1879–1937) , Эрих Адикес (1866–1925), Эдуард Шпрангер (1914), Эрнст Кречмер (1920) и Эрих Фромм (1947) теоретизировали четыре темперамента (с разными именами) и во многом сформировали наши современные теории темперамента. Ганс Айзенк (1916–1997) был одним из первых психологов, проанализировавших личностные различия с помощью психостатистического метода (факторного анализа), и его исследования привели его к мысли, что темперамент имеет биологическую основу.Факторами, которые он предложил в своей книге « Измерения личности », были невротизм (N), которая представляла собой склонность к переживанию отрицательных эмоций, и вторым фактором была экстраверсия (E), которая представляла собой тенденцию получать удовольствие от положительных событий, особенно социальных. Объединив эти два измерения, Айзенк отметил, насколько результаты были похожи на четыре древних темперамента.

Другие исследователи разработали аналогичные системы, многие из которых не использовали древних названий темпераментов, а некоторые сочетали экстраверсию с другим фактором, который определял ориентацию на отношения / задачу.Примерами являются оценка DiSC, социальные стили и теория, которая добавляет пятый темперамент. Одним из самых популярных сегодня является сортировщик темпераментов Кейрси, четыре темперамента которого были основаны в основном на греческих богах Аполлоне, Дионисе, Эпиметее и Прометеи и были сопоставлены с 16 типами индикатора типа Майерс-Бриггс (MBTI). Они были переименованы в Artisan (SP), Guardian (SJ), Idealist (NF) и Rational) (NT). Вместо того, чтобы использовать экстраверсию и интроверсию (E / I) и фокус на задачах / людях, как в других теориях, KTS сопоставил темпераменты на «ощущения» и «интуицию» (S / N, переименованные в «конкретный» и «абстрактный») с новым парная категория: «кооперативная» и «прагматичная».Когда учтены «ролевые информативные» и «ролевые-директивные» (соответствующие ориентации на людей или задачу) и, наконец, E / I, вы достигнете 16 типов. Наконец, стили взаимодействия Линды В. Беренс объединяют Направление и Информирование с E / I, чтобы сформировать еще одну группу «стилей», которые очень напоминают древние темпераменты, и они сопоставлены вместе с темпераментами Кейрси на 16 типах.

Четыре типа темперамента

Каждый из четырех типов юмора в древние времена соответствовал разному типу личности.

Сангвиник

Сангвинический темперамент в основе своей импульсивен и стремится к удовольствиям; сангвиники общительны и эмоциональны. Они, как правило, любят проводить время в компании, заводить новых друзей и шумны. Обычно они довольно креативны и часто мечтают. Тем не менее, для людей с таким темпераментом важно побыть в одиночестве. Сангвиник также может означать чувствительный, сострадательный и вдумчивый. Сангвинические личности обычно борются за выполнение задач на протяжении всего процесса, хронически опаздывают, склонны к забывчивости и иногда немного саркастичны.Часто, когда они занимаются новым хобби, они теряют интерес, как только оно перестает быть интересным или веселым. Они очень простые люди. Они разговорчивы и не стеснительны.

Холерик

Холерический темперамент в основе своей амбициозен и склонен к лидерству. У них много агрессии, энергии и / или страсти, и они стараются привить это другим. Они могут доминировать над людьми другого темперамента, особенно флегматиками. Многие великие харизматические военные и политические деятели были холериками.Им нравится все руководить.

Меланхолик

Меланхолический темперамент в основе своей интроверт и вдумчивый. Меланхолики часто воспринимались как очень (или чрезмерно) размышляющие и внимательные, они довольно беспокоились, когда не могли прийти вовремя на мероприятия. Меланхолики могут быть очень творческими в таких занятиях, как поэзия и искусство, и могут быть озабочены трагедией и жестокостью в мире. Часто они перфекционисты. Они самостоятельны и независимы; одна из отрицательных сторон меланхолики — это то, что они могут настолько увлекаться своим делом, что забывают думать о других.

Флегматик

Флегматический темперамент в основе своей расслабленный и тихий, от тепло-внимательного до ленивого вялого. Флегматики довольны собой и добры. Они приветливы и нежны. Они могут быть восприимчивыми и застенчивыми и часто предпочитают стабильность неопределенности и переменам. Они последовательные, расслабленные, спокойные, рациональные, любопытные и наблюдательные — качества, которые делают их хорошими администраторами. Также они могут быть пассивно-агрессивными.

Падение популярности

Когда понятие темперамента пошло на убыль, многие критики отказались от флегматика или определили его чисто отрицательно, как, например, немецкий философ Иммануил Кант, как отсутствие темперамента.В теории пяти темпераментов классический флегматический темперамент фактически считается нейтральным темпераментом, в то время как позиция «интроверта, ориентированного на отношения», традиционно занимаемая флегматиком, объявляется новым «пятым темпераментом».

Современные приспособления

Христианский писатель Тим ЛаХэй в своих книгах попытался популяризировать древние темпераменты. [8] [9] [10] В вальдорфском образовании и антропософии темпераменты используются, чтобы помочь понять личность.Они рассматриваются как пути к обучению с множеством различных типов сочетаний, которые можно использовать как для поддержания дисциплины, так и для определения методов, используемых для отдельных детей и баланса класса.

Психолог и писатель Флоренс Литтауэр также описывает четыре типа личности в своей книге « Личность плюс ».

Одна из самых современных оценок четырех темпераментов, «Измерения личности», была создана в 2003 году в Канаде с использованием работ Линды Беренс, Дэвида Кейрси и др. [11]

Автор Руперт Томсон использовал четыре темперамента в своем романе-антиутопии « Разделенное Королевство » как основу для разделения населения футуристического общества.

Смеси темпераментов

ЛаХэй считает, что существует двенадцать смесей четырех темпераментов, представляющих людей, обладающих чертами двух темпераментов: Мел-Хлор, Хлор-Сан, Сан-Флег, Флег-Мел, Мел-Сан, Хлор-Флег; и их обратная сторона: Хлор-Мел, Сан-Хлор, Флег-Сан, Мел-Флег, Сан-Мел и Флег-Хлор. «Измерения личности». http://www.personalitydimensions.com/.

Миллер Л., Mood Mapping 2009

Внешние ссылки

.