Творчество — Рождественский. Полный текст стихотворения — Творчество

Творчество — Рождественский. Полный текст стихотворения — Творчество

Роберт Рождественский

Как оживает камень?
Он сначала
не хочет верить в правоту резца..
Но постепенно
из сплошного чада
плывет лицо.
Верней — подобие лица.Оно ничье.
Оно еще безгласно.
Оно еще почти не наяву.
Оно еще
безропотно согласно
принадлежать любому существу.
Ребенку, женщине, герою, старцу…
Твк оживает камень.
Он — в пути.
Лишь одного не хочет он:
остаться
таким, как был.
И дальше не идти…
Но вот уже с мгновением великим
решимость Человека
сплетена.
Но вот уже грудным, просящим криком
вся мастерская
до краев полна:
«Скорей! Скорей, художник!
Что ж ты медлишь?
Ты не имеешь права не спешить!
Ты дашь мне жизнь!
Ты должен.
Ты сумеешь.
Я жить хочу!
Я начинаю жить.
Поверь в меня светло и одержимо.
Узнай!
Как почку майскую, раскрой.
Узнай меня!
Чтоб по гранитным жилам
пошла толчками каменная кровь…
Поверь в меня!..
Высокая,
живая,
по скошенной щеке течет слеза..
Смотри!
Скорей смотри!
Я открываю
печальные гранитные глаза.
Смотри:
я жду взаправдашнего ветра.
В меня уже вошла твоя весна!..»А человек,
который создал это,—
стоит и курит
около окна.

1961 г.

Теги:

Роберт Рождественский

Роберт Рождественский

{«storageBasePath»:»https://www.culture.ru/storage»,»services»:{«api»:{«baseUrl»:»https://www.culture.ru/api»,»headers»:{«Accept-Version»:»1.0.0″,»Content-Type»:»application/json»}}}}

Мы ответили на самые популярные вопросы — проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: [email protected]

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с

Творчество ~ стихотворение Роберта Рождественского ~ Beesona.Ru

Эрнсту Неизвестному

Как оживает камень?
Он сначала
не хочет верить
в правоту резца..
Но постепенно
из сплошного чада
плывет лицо.
Верней —
подобие лица.

Оно ничье.
Оно еще безгласно.
Оно еще
почти не наяву.
Оно еще
безропотно согласно
принадлежать
любому существу.
Ребенку,
женщине,
герою,
старцу…
Твк оживает камень.
Он —
в пути.
Лишь одного не хочет он:
остаться
таким, как был.
И дальше
не идти…
Но вот уже
с мгновением великим
решимость Человека
сплетена.
Но вот уже
грудным, просящим криком
вся мастерская
до краев полна:

«Скорей!
Скорей, художник!
Что ж ты медлишь?
Ты не имеешь права
не спешить!
Ты дашь мне жизнь!
Ты должен.
Ты сумеешь.
Я жить хочу!
Я начинаю жить.
Поверь в меня
светло и одержимо.
Узнай!
Как почку майскую,
раскрой.
Узнай меня!
Чтоб по гранитным жилам
пошла
толчками
каменная
кровь…
Поверь в меня!..
Высокая,
живая,
по скошенной щеке
течет слеза..
Смотри!
Скорей смотри!
Я открываю
печальные
гранитные
глаза.
Смотри:
я жду взаправдашнего
ветра.
В меня уже вошла
твоя весна!..»

А человек,
который создал
это,—
стоит и курит
около окна.

Количество просмотров: 585
Количество комментариев: 0
Опубликовано: 17.03.2014

Роберт Рождественский — Творчество: читать стих, текст стихотворения классика на poetov.net

        Эрнсту Неизвестному

Как оживает камень?
Он сначала
не хочет верить
             в правоту резца..

Но постепенно
из сплошного чада
плывет лицо.
Верней —
        подобие лица.

Оно ничье.
Оно еще безгласно.
Оно еще
      почти не наяву.
Оно еще
безропотно согласно
принадлежать
        любому существу.
Ребенку,
        женщине,
               герою,
                   старцу…
Твк оживает камень.
Он —
    в пути.
Лишь одного не хочет он:
остаться
таким, как был.
И дальше
       не идти…
Но вот уже
        с мгновением великим

решимость Человека
сплетена.
Но вот уже
        грудным, просящим криком
вся мастерская
до краев полна:
«Скорей!
      Скорей, художник!
Что ж ты медлишь?
Ты не имеешь права
                 не спешить!
Ты дашь мне жизнь!
Ты должен.
Ты сумеешь.
Я жить хочу!
Я начинаю жить.
Поверь в меня
           светло и одержимо.
Узнай!
Как почку майскую,
                раскрой.
Узнай меня!
Чтоб по гранитным жилам
пошла
    толчками
           каменная
                 кровь…
Поверь в меня!..
Высокая,
живая,
по скошенной щеке
             течет слеза..
Смотри!
Скорей смотри!
Я открываю
печальные
       гранитные
               глаза.
Смотри:
я жду взаправдашнего
                  ветра.
В меня уже вошла
              твоя весна!..»

А человек,
который создал
             это,—
стоит и курит
около окна.

Роберт Рождественский — Творчество

Эрнсту Неизвестному 
  
Как оживает камень? 
Он сначала 
не хочет верить 
             в правоту резца.. 
Но постепенно 
из сплошного чада 
плывет лицо. 
Верней — 
        подобие лица. 
  
Оно ничье. 
Оно еще безгласно. 
Оно еще 
      почти не наяву. 
Оно еще 
безропотно согласно 
принадлежать 
        любому существу. 
Ребенку, 
        женщине, 
               герою, 
                   старцу... 
Твк оживает камень. 
Он — 
    в пути. 
Лишь одного не хочет он: 
остаться 
таким, как был. 
И дальше 
       не идти... 
Но вот уже 
        с мгновением великим 
решимость Человека 
сплетена. 
Но вот уже 
        грудным, просящим криком 
вся мастерская 
до краев полна: 
«Скорей! 
      Скорей, художник! 
Что ж ты медлишь? 
Ты не имеешь права 
                 не спешить! 
Ты дашь мне жизнь! 
Ты должен. 
Ты сумеешь. 
Я жить хочу! 
Я начинаю жить. 
Поверь в меня 
           светло и одержимо. 
Узнай! 
Как почку майскую, 
                раскрой. 
Узнай меня! 
Чтоб по гранитным жилам 
пошла 
    толчками 
           каменная 
                 кровь... 
Поверь в меня!.. 
Высокая, 
живая, 
по скошенной щеке 
             течет слеза.. 
Смотри! 
Скорей смотри! 
Я открываю 
печальные 
       гранитные 
               глаза. 
Смотри: 
я жду взаправдашнего 
                  ветра. 
В меня уже вошла 
              твоя весна!..» 
  
А человек, 
который создал 
             это,— 
стоит и курит 
около окна. 
  
          1961

Все стихи Роберта Рождественского


Баллада о красках

Был он рыжим, как из рыжиков рагу. Рыжим, словно апельсины на снегу. Мать шутила, мать веселою была: «Я от солнышка сыночка родила…» А другой был чёрным-чёрным у неё. Чёрным, будто обгоревшее смолье. Хохотала над расспросами она, говорила: «Слишком ночь была черна!..» В сорок первом, в сорок памятном году прокричали репродукторы беду. Оба сына, оба-двое, соль Земли — поклонились маме в пояс. И ушли. Довелось в бою почуять молодым рыжий бешеный огонь и черный дым, злую зелень застоявшихся полей, серый цвет прифронтовых госпиталей. Оба сына, оба-двое, два крыла, воевали до победы. Мать ждала. Не гневила, не кляла она судьбу. Похоронка обошла её избу. Повезло ей. Привалило счастье вдруг. Повезло одной на три села вокруг. Повезло ей. Повезло ей! Повезло!— Оба сына воротилися в село. Оба сына. Оба-двое. Плоть и стать. Золотистых орденов не сосчитать. Сыновья сидят рядком — к плечу плечо. Ноги целы, руки целы — что еще? Пьют зеленое вино, как повелось… У обоих изменился цвет волос. Стали волосы — смертельной белизны! Видно, много белой краски у войны.

Советская поэзия. В 2-х томах. Библиотека всемирной литературы. Серия третья. Редакторы А.Краковская, Ю.Розенблюм. Москва: Художественная литература, 1977.


Бег

Бежала, как по воздуху. С лицом, как май, заплаканным. И пляшущие волосы казались рыжим пламенем. И только дыма не было, но шла волна горячая… Она бежала — нежная, открытая, парящая! Звенела, будто денежка, сама себя нашедшая… Не сознавая, девочка бежала в званье женщины. Так убегают узники. Летят в метро болельщики. И был бюстгальтер узенький, как финишная ленточка.

Роберт Рождественский. Избранное. Всемирная библиотека поэзии. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997.


Богини

Василию Аксенову

Давай покинем этот дом, давай покинем,- нелепый дом, набитый скукою и чадом. Давай уйдем к своим домашним богиням, к своим уютным богиням, к своим ворчащим… Они, наверно, ждут нас? Ждут. Как ты думаешь? Заварен чай, крепкий чай. Не чай — а деготь! Горят цветные светляки на низких тумбочках, от проносящихся машин дрожат стекла… Давай пойдем, дружище! Из-за стола встанем. Пойдем к богиням, к нашим судьям бессонным, Где нам обоим приговор уже составлен. По меньшей мере мы приговорены к ссоре… Богини сидят, в немую тьму глаза тараща. И в то, что живы мы с тобою, верят слабо… Они ревнивы так, что это даже страшно. Так подозрительны, что это очень странно. Они придумывают разные разности, они нас любят горячо и неудобно. Они всегда считают самой высшей радостью те дни, когда мы дома. Просто дома… Москва ночная спит и дышит глубоко. Москва ночная до зари ни с кем не спорит… Идут к богиням два не очень трезвых бога, Желают боги одного: быть собою.

Роберт Рождественский. Радар сердца. Избранные стихи. Москва, «Художественная литература», 1971.


* * *

Будем горевать в стол. Душу открывать в стол. Будем рисовать в стол. Даже танцевать — в стол. Будем голосить в стол. Злиться и грозить — в стол! Будем сочинять в стол… И слышать из стола стон.

Роберт Рождественский. Избранное. Всемирная библиотека поэзии. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997.


* * *

Будь, пожалуйста, послабее. Будь, пожалуйста. И тогда подарю тебе я чудо запросто. И тогда я вымахну - вырасту, стану особенным. Из горящего дома вынесу тебя, сонную. Я решусь на все неизвестное, на все безрассудное - в море брошусь, густое, зловещее, и спасу тебя!.. Это будет сердцем велено мне, сердцем велено… Но ведь ты же сильнее меня, сильней и уверенней! Ты сама готова спасти других от уныния тяжкого, ты сама не боишься ни свиста пурги, ни огня хрустящего. Не заблудишься, не утонешь, зла не накопишь Не заплачешь и не застонешь, если захочешь. Станешь плавной и станешь ветреной, если захочешь… Мне с тобою - такой уверенной - трудно очень. Хоть нарочно, хоть на мгновенье - я прошу, робея,- помоги мне в себя поверить, стань слабее.

Роберт Рождественский. Радар сердца. Избранные стихи. Москва, «Художественная литература», 1971.


* * *

В поисках счастья, работы, гражданства странный обычай в России возник: детям у нас надоело рождаться,- верят, что мы проживем и без них.

Строфы века. Антология русской поэзии. Сост. Е.Евтушенко. Минск, Москва: Полифакт, 1995.


* * *

А. Пахмутовой Вроде просто: найти и расставить слова. Жаль, что это все реже. И все больней… Вновь бумага лежит — ни жива, ни мертва — будто знает, что ты прикоснешься к ней. Но ведь где-то есть он, в конце концов, тот — единственный, необъяснимый тот — гениальный порядок привычных нот, гениальный порядок обычных слов.

Роберт Рождественский. Избранное. Всемирная библиотека поэзии. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997.


* * *

Гитара ахала, подрагивала, тенькала, звала негромко, переспрашивала, просила. И эрудиты головой кивали: «Техника!..» Неэрудиты выражались проще: «Сила!..» А я надоедал: «Играй, играй, наигрывай! Играй, что хочешь. Что угодно. Что попало». Из тучи вылупился дождь такой наивный, как будто в мире до него дождей не падало… Играй, играй!.. Деревья тонут в странном лепете… Играй, наигрывай!.. Оставь глаза открытыми. На дальней речке стартовали гуси-лебеди — и вот, смотри, летят, летят и машут крыльями… Играй, играй!.. Сейчас в большом нелегком городе есть женщина высокая, надменная. Она, наверное, перебирает горести, как ты перебираешь струны. Медленно… Она все просит написать ей что-то нежное. А если я в ответ смеюсь — не обижается. Сейчас выходит за порог. А рядом — нет меня. Я очень без нее устал. Играй, пожалуйста. Гитара ахала. Брала аккорды трудные, она грозила непонятною истомою. И все, кто рядом с ней сидели, были струнами. А я был — как это ни странно — самой тоненькой.

Роберт Рождественский. Избранное. Всемирная библиотека поэзии. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997.


Голос

Е. Евтушенко Такая жизненная полоса, а, может быть, предначертанье свыше. Других я различаю голоса, а собственного голоса не слышу. И все же он, как близкая родня, единственный, кто согревает в стужу. До смерти будет он внутри меня. Да и потом не вырвется наружу.

Строфы века. Антология русской поэзии. Сост. Е.Евтушенко. Минск, Москва: Полифакт, 1995.


* * *

Горбуша в сентябре идет метать икру… Трепещут плавники, как флаги на ветру. Идет она, забыв о сне и о еде, туда, где родилась. К единственной воде. Угаром, табуном, лавиною с горы! И тяжелеют в ней дробиночки икры… Горбуша прет, шурша, как из мешка — горох. Заторы сокруша. И сети распоров. Шатаясь и бурля, как брага на пиру, горбуша в сентябре идет метать икру… Белесый водопад вскипает, будто пунш, когда в тугой струе — торпедины горбуш. И дальше — по камням. На брюхе — через мель! Зарыть в песок икру. И смерть принять взамен. Пришла ее пора, настал ее черед… Здесь даже не река, здесь малый ручеек. В него трудней попасть, чем ниткою — в иглу… Горбуша в сентябре идет метать икру! Потом она лежит — дождинкой на стекле… Я буду кочевать по голубой земле. Валяться на траве, пить бесноватый квас. Но в свой последний день, в непостижимый час, ноздрями ощутив последнюю грозу, к порогу твоему приду я, приползу, приникну, припаду, колени в кровь сотру… Горбуша в сентябре идет метать икру.

Роберт Рождественский. Избранное. Всемирная библиотека поэзии. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997.


Города

Л. Карпинскому Города, начинающиеся с вокзалов… Есть у каждого города возраст и голос. Есть одежда своя. И особенный запах. И лицо, И не сразу понятная гордость… Города, города! Сколько было вас — разных?! Деревянные, каменные, глинобитные, будто гвозди, в промерзшую землю забитые, города, где любовь. И работа. И праздник… Сколько раз, города, вы бежали навстречу, задирая над нами кулаки семафоров?.. Становился все ближе, различался все резче и домов и заборов запутанный ворох — Города, озорные и полные грусти… Сколько раз к запыленным вагонам несли вы папиросы и яблоки, рыбу и грузди, крутобокие дыни, размякшие сливы! Пиво в кружках тяжелых и пиво навынос… …А вокзал, как пальто для мальчишки,— на вырост! Так и кажется: он из грядущего года, из грядущего года, не от этого города!.. Отправленье. Под самые тучи запущен паровозный гудок. И, рванувшись на запад, остаются в прошлом остаются в будущем города, начинающиеся с вокзалов.

Роберт Рождественский. Радар сердца. Избранные стихи. Москва, «Художественная литература», 1971.


* * *

Гром прогрохотал незрячий. Ливень ринулся с небес… Был я молодым, горячим, без оглядки в драку лез!.. А сейчас прошло геройство,- видимо, не те года… А теперь я долго, просто жду мгновения, когда так: не с ходу и не с маху,— утешеньем за грехи,— тихо лягут на бумагу беззащитные стихи.

Роберт Рождественский. Избранное. Всемирная библиотека поэзии. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997.


Давнее

А. Киреевой Я, как блиндаж партизанский, травою пророс. Но, оглянувшись, очень отчетливо вижу: падают мальчики, запнувшись за мину, как за порог, наткнувшись на очередь, будто на ленточку финиша. Падают мальчики, руки раскинув просторно, на чернозем, от безделья и крови жирный. Падают мальчики, на мягких ладонях которых — такие прекрасные, такие длинные линии жизни.

Роберт Рождественский. Избранное. Всемирная библиотека поэзии. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997.


Долги

Пришла ко мне пора платить долги. А я-то думал, что еще успею… Не скажешь, что подстроили враги. Не спрячешься за юношеской спесью. И вот я мельтешу то здесь, то там. Размахиваю разными словами: «Я расплачусь с долгами! Я отдам!.. Поверьте мне!..» Кивают головами леса и травы, снегопад и зной, село Косиха, Сахалин и Волга. Живет во мне, смеется надо мной Немыслимая необъятность долга! Ждет каждая секунда. Ждут года. Озера, полные целебной влаги. Мелькнувшие, как вспышка, города. Победные и траурные флаги. Медовый цвет клокочущей ухи. Моей Москвы всесильные зарницы. И те стихи, те — главные — стихи, которые лишь начинают сниться. И снова полночь душу холодит. И карандаш с бессонницею спорит. И женщина в глаза мои глядит. (Я столько должен ей, что страшно вспомнить!) — Плати долги!.. Плати долги, чудак!.. Давай начистоту судьбу продолжим… Плачу. Но каждый раз выходит так: чем больше отдаешь, тем больше должен.

Роберт Рождественский. Избранное. Всемирная библиотека поэзии. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997.


Дочке

Катька, Катышок, Катюха - тоненькие пальчики. Слушай, человек-два-уха, излиянья папины. Я хочу, чтобы тебе не казалось тайной, почему отец теперь стал сентиментальным. Чтобы все ты поняла - не сейчас, так позже. У тебя свои дела и свои заботы. Занята ты долгий день сном, едою, санками. Там у вас, в стране детей, происходит всякое. Там у вас, в стране детей - мощной и внушительной,- много всяческих затей, много разных жителей. Есть такие - отойди и постой в сторонке. Есть у вас свои вожди и свои пророки. Есть - совсем как у больших - ябеды и нытики… Парк бесчисленных машин выстроен по нитке. Происходят там и тут обсужденья грозные: «Что на третье дадут: компот или мороженое?» «Что нарисовал сосед?» «Елку где поставят?..» Хорошо, что вам газет - взрослых - не читают!.. Смотрите, остановясь, на крутую радугу… Хорошо, что не для вас нервный голос радио! Ожиданье новостей страшных и громадных… Там у вас, в стране детей, жизнь идет нормально. Там - ни слова про войну. Там о ней - ни слуха… Я хочу в твою страну, человек-два-уха!

Строфы века. Антология русской поэзии. Сост. Е.Евтушенко. Минск, Москва: Полифакт, 1995.


* * *

Дружище, поспеши. Пока округа спит, сними нагар с души, нагар пустых обид. Страшась никчемных фраз, на мотылек свечи, как будто в первый раз, взгляни и промолчи… Придет заря, шепча. Но - что ни говори - бывает, что свеча горит светлей зари.

Роберт Рождественский. Избранное. Всемирная библиотека поэзии. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997.


Жизнь

Г. П. Гроденскому Живу, как хочу,- светло и легко. Живу, как лечу,- высоко-высоко. Пусть небу смешно, но отныне ни дня не будет оно краснеть за меня… Что может быть лучше - собрать облака и выкрутить тучу над жаром песка! Свежо и громадно поспорить с зарей! Ворочать громами над черной землей. Раскидистым молниям душу открыть, над миром, над морем раздольно парить! Я зла не имею. Я сердцу не лгу. Живу, как умею. Живу, как могу. Живу, как лечу. Умру, как споткнусь. Земле прокричу: «Я ливнем вернусь!»

Роберт Рождественский. Избранное. Всемирная библиотека поэзии. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997.


* * *

За тобой через года иду, не колеблясь. Если ты — провода, я — троллейбус. Ухвачусь за провода руками долгими, буду жить всегда-всегда твоими токами. Слышу я: «Откажись! Пойми разумом: неужели это жизнь — быть привязанным?! Неужели в этом есть своя логика?! Ой, гляди — надоест! Будет плохо». Ладно! Пусть свое гнут — врут расцвеченно. С ними я на пять минут, с тобой — вечно! Ты — мой ветер и цепи, сила и слабость. Мне в тебе, будто в церкви, страшно и сладко. Ты — неоткрытые моря, мысли тайные. Ты — дорога моя, давняя, дальняя. Вдруг — ведешь меня в леса! Вдруг — в Сахары! Вот бросаешь, тряся, на ухабы! Как ребенок, смешишь. Злишь, как пытка… Интересно мне жить. Любопытно!

Роберт Рождественский. Избранное. Всемирная библиотека поэзии. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997.


Зал ожидания

Мы в зале ожидания живем. Любой из нас все время ждет чего-то… Начальника у дома ждет шофер, поигрывая ключиком от «Волги»… Вот аккуратный старичок в пенсне. Он ждет. Он едет в Вологду за песнями. Старуха, что-то бормоча о пенсии, блаженно улыбается во сне… Седеющего мужа ждет жена… Девчонка ждет любви. Ей очень боязно. А на девчонку смотрит старшина — и у него есть целый час до поезда… Ждет поворота лоцман — скоро мель. Учитель ждет решения примеров. Ребята ожидают перемены. Колхозы ожидают перемен. Разбуженная, ждущая страна и целый мир, застывший в ожидании… За нами — штормовая тишина! За нами — нашей силы нарастание! Мы ждем открытий. Мы друзей зовем. Друг другу говорим слова несладкие.. Мы в зале ожидания живем! Но руки в ожидании не складываем!

Роберт Рождественский. Радар сердца. Избранные стихи. Москва, «Художественная литература», 1971.

Все стихи Роберта Рождественского

Байкальская баллада

 

Их напрасно весь день искали.

Вдалеке

от привычных дорог

катерок посадило на камни.

Уходил на дно  

катерок.

Экипаж катерочка —

четверо,

да еще пассажирка одна…

Видно, так судьбою начертано,

что вода

чересчур холодна.

Знали все

(зачем утешаться

и надеяться на чудеса?) —

в этом климате можно держаться

на поверхности

полчаса,

а потом…

Да ну его к черту!

Все равно не спасется никто…

Капитан

взглянул на девчонку:

— Парни,

ей-то это

за что?!

Мы

        пожили не так уж мало,

а она

всего ничего…

Но ведь есть на катере

мачта!

Это ж —

лодка на одного!..

И не надо, сестренка, плакать…

Мы немножко

обманем смерть…

А она:

— Не умею плавать…-

Он:

— Тебе и не надо уметь!..

Мы привяжем тебя,

спеленаем —

не утонешь во веки веков…

Только ты постарайся, родная,

доплыви за нас,

мужиков.

Может, холод взять не успеет…

В общем,

кончим этот базар!

Передашь наши письма на берег.

Приготовься.

Я все сказал…

…Первый написал коротко:

«Извини за почерк —

холодно.

Извини за кляксы —

мокро.

Так и потонуть

можно.

Если не придет к нам

спасенье,

выйди замуж.

Твой Сеня…»

А второй

на лоб сдвинул шапку.

Передал письмо.

Ножкой шаркнул.

А в письме:

«Натаха!

Рыдать погоди!

Слезы

неполезны для красавицы…

Мы еще поплаваем!

Все впереди!

Все впереди,

кроме задницы…»

Третий

к рубке вздыбленной

              плечом привалился,

шевелил губами —

широк да невезуч.

То ли — матерился,

то ли — молился,

то ли — что-то важное

учил наизусть.

«Бывшая жена моя,

кончай свою дележку —

простыни-подушки,

чашки-сапоги…

Сбереги Алешку!

Алешку.

           Алешку.

Сбереги мне

сына.

Алешку

сбереги…

Знаю, что меня ты

любила

           понарошку.

Но теперь —

хоть мертвому!-

перечить не моги:

сбереги Алешку.

Алешку.

          Алешку.

Я тебя прощаю.

Алешку сбереги!..»

А четвертый

буркнул нехотя:

— Некому писать!..

Да и — некогда…

…Письма спрятаны в целлофане.

(Лица мокрые,

будто в крови.)

Помолчали.

Поцеловали.

И сказали глухо:

— Живи…-

Подступившие слезы вытерши,

привязали,

сказали:

— Выдержи…-

оттолкнули,

сказали:

— Выплыви…-

И смотрели вслед,

пока видели…

И плыла она по Байкалу.

И кричала,

сходя с ума!

То ль-

           от гибели убегала,

то ли —

           к гибели

     шла сама.

Паутинка ее дыханья

обрывалась у самого

рта.

И накатывалась,

громыхая,

фиолетовая темнота!

И давили

чужие письма.

И волна как ожог была…

Почтальонша,

самоубийца —

все плыла она,

все плыла.

Все качалась

под ветром

           отчаянным,

ослепительным,

низовым…

И была она

Чрезвычайным

Полномочным Послом

к живым!

Долгим эхом,

посмертным жестом,

вдовьим стоном

на много дней…

…А потом

вертолетный прожектор,

чуть качаясь

повис

        над ней.

 

1980

ЖЗЛ: Роберт Рождественский — автор стихов непрошедшего времени

Он не дожил до интернета —
два десятилетья нет поэта,
но кровью сердца слова кричат,
когда Поэзия — душевный ад!..
Э.Кукуй

20 июня 1932 года родился один из любимых многими поэт — Роберт Рождественский. В СССР это имя было известно каждому. Люди зачитывались его стихами, знали их наизусть. Роберт Рождественский до сих пор является одним из самых читаемых и любимых поэтов. И это неудивительно. В произведениях поэта ярко отражается судьба целого поколения с переживаниями и радостями, обретениями и потерями. Написанные им стихи современны и актуальны до сих пор. В них дань уважения истории и патриотизм, восхищение женщиной и лиризм, высокий слог и ирония… Всего поэт издал около 70 стихотворных сборников.

«Роберт Рождественский — это наше здравомыслие,
наше душевное равновесие, наше душевное здоровье, —
это наша природная цельность, наше первое
самоопределение в близком мире» (Лев Аннинский)

Роберт Рождественский вошёл в литературу вместе с группой талантливых сверстников, среди которых выделялись Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский… Молодая поэзия 1950-х начинала с броских манифестов, стремясь как можно скорее утвердиться в сознании читателей. Ей, конечно, помогла эстрада, казалось, сам стих молодых лет не мог существовать без звучания. Но, прежде всего, подкупали гражданский и нравственный пафос этой внутренне разнообразной лирики, поэтический взгляд.

Дети войны. Они выстрадали многое. Их судьбы тесно связаны с судьбой народа, который пережил ужасы двух больших войн. Однако эти потрясения не смогли сломить дух и лишить человечности большинства молодых людей. Многое пережил и Роберт Станиславович Петкевич, которого советский народ запомнил как Роберта Ивановича Рождественского, выдающегося поэта-песенника. Местом его рождения стало село Косиха Алтайского края. Дата рождения  — 20.06. 1932 года.

Родился я
в селе Косиха
дождливым летом
на Алтае.
А за селом синело поле
И пахло ливнем переспелым …

В 1934 году семья Петкевичей переехала в Омск. Первым потрясением мальчика стал развод родителей в 1937 году. И только мальчик привык, пришла война.

С мамой

Мать Роберта ушла на фронт (военный врач), мальчик остался с пожилой бабушкой.

Вспоминая позже о месте и времени своего рождения, поэт воскликнет:

Нет!
Я родился много позже.
Потом.
В июне.
В сорок первом.
И жёсткий голос Левитана
Был колыбельною моею…

Не случайно первое опубликованное в июле 1941 года стихотворение девятилетнего Роберта называлось «С винтовкой мой папа уходит в поход».

Но невзгоды не закончились. Бабушка, Надежда Алексеевна, умерла в 1943 году. Роберт остался на попечении тётки до 1944 года. В 1944 году попал в детский приёмник в Подмосковье, а затем, в Кёнигсберг его забрала мама с отчимом, Иваном Ивановичем Рождественским, который усыновил Роберта и дал своё отчество и фамилию.

В 1948 году Рождественские оказались в Петрозаводске. Здесь и начался творческий путь поэта. С поступлением в Литературный институт им. Горького в 1951 году, Роберт Рождественский переехал в Москву. В 1955 году вышла в свет первая книга поэзии «Флаги весны».

В шестидесятые годы ХХ века в нашей стране поэзия станет важным явлением жизни общества. Поэты собирали на свои вечера огромные залы, стадионы. Как сегодня собирают их рок-певцы. Такую поэзию назовут «эстрадной».

Особенно знаменитыми будут вечера в Политехническом музее в Москве. Именно там зал будет подпевать песням Булата Окуджавы, внимать стихам Андрея Вознесенского и Евгения Евтушенко. Там же на сцене появится молодой человек с крупными чертам лица, в свитере грубой вязки и, чуть заикаясь, прочтёт свои стихи, такие искренние и удивительно созвучные времени.

Вот фотографии, где все перечисленные поэты запечатлены вместе.

Е.Евтушенко, Б.Окуджава, А.Вознесенский, Р.Рождественский

Именно эти четыре поэта и станут голосом той эпохи. Тех, чья творческая биография начнётся в эти годы, назовут шестидесятниками. В 1969 году Роберт Иванович пишет поэму «Посвящение». Она о подвиге Юрия Алексеевича Гагарина.

Он первым издал сборник стихов Владимира Высоцкого под названием «Нерв» в 1981 году, вскоре после смерти певца.

В 1990 году Роберт Иванович перенёс сложную операцию по поводу опухоли мозга. Французские хирурги подарили поэту-песеннику ещё 4 года плодотворной жизни. Возможно, Роберт Иванович, ещё долго бы радовал своих поклонников песнями и стихами. Но 19 августа 1994 года Роберта Ивановича не стало. Причиной смерти стал инфаркт миокарда. Тело поэта покоится в подмосковном поселке Переделкино.

Память замечательного поэта, пережившего множество военных событий, но не сломленного жизнью, увековечено во Вселенной. Его именем названа малая планета № 5360 в 1997 году.

Характерное свойство поэзии Рождественского — постоянно пульсирующая современность, живая актуальность вопросов, которые он ставит перед самим собой и перед нами. Эти вопросы, как правило, касаются столь многих людей, что мгновенно находят отклик в самых различных кругах. Если выстроить стихи и поэмы Рождественского в хронологическом порядке, то легко можно убедиться, что лирическая исповедь поэта отражает некоторые существенные черты, свойственные нашей общественной жизни, её движение, возмужание, духовные обретения и потери.

Постепенно внешнее преодоление трудностей, весь географический антураж молодёжной литературы того времени сменяются другим настроением — поисками внутренней цельности, твёрдой нравственной и гражданской опоры. В стихи Рождественского врывается публицистика, а вместе с ней и не утихающая память о военном детстве: вот где история и личность впервые драматически соединились, определив во многом дальнейшую судьбу и характер лирического героя.

В стихах поэта о детстве — биография целого поколения, его судьба, решительно определившаяся к середине 1950-х годов, времени серьёзных общественных сдвигов в советской жизни.

Большое место в творчестве Роберта Рождественского занимает любовная лирика. Его герой и здесь целен, как и в других проявлениях своего характера. Это вовсе не означает, что, вступая в зону чувства, он не испытывает драматических противоречий, конфликтов. Напротив, все стихи Рождественского о любви наполнены тревожным сердечным движением. Путь к любимой для поэта — всегда непростой путь; это, по существу, поиск смысла жизни, единственного и неповторимого счастья, путь к себе…

Обращаясь к актуальным поэтическим темам (борьба за мир, преодоление социальной несправедливости и национальной вражды, уроки Второй Мировой войны), проблемам освоения космоса, красоты человеческих отношений, морально-этических обязательств, трудностей и радостей повседневной жизни, зарубежным впечатлениям, Рождественский со своим энергичным, пафосным, «боевым» письмом выступил продолжателем традиций Владимира Маяковского.

С годами отходя от свойственной ему декларативности и разнообразив ритм стиха, Рождественский создал много текстов для песен, приобретших необычайную популярность, — «Мир», «Стань таким, как я хочу», «Песня неуловимых мстителей», «Неоткрытые острова», «Огромное небо», «Сладка ягода», «Желаю вам», «Мгновения»… Трудно назвать композитора, с которым бы не сотрудничал в разные годы Роберт Иванович.

Однако Рождественский снискал любовь не только у народа, но был также уважаем и обласкан властями. При этом, справедливо заметить, что поэт всегда в разговоре с чиновниками отстаивал интересы литературы. В истории русской поэзии всегда остро стояли вопросы отношения поэта и власти, поэта и государства. Роберт Иванович принадлежал к числу людей, который мог вести разговор с властью напрямую, и это ему удавалось. Так, во многом благодаря ему, в своё время были восстановлены имена Осипа Мандельштама и Марины Цветаевой.

Много поэтов писали о Великой Отечественной войне. Множество замечательных стихотворений, трогательных, трагичных, тяжёлых по-своему драматизму породила война. Переживания людей выплескивались в строфы, строки, рифмы…

Ярко-красной полосой в творчестве Роберта Рождественского была тема той войны. Но особенно сильно и драматично звучит в его поэзии память о Великой Отечественной войне.

Пожалуй, из всех поэтов послевоенного поколения именно Роберт Рождественский так прочно и воодушевлённо принял эстафету от поэтов-фронтовиков; словно бы беспрестанно пульсируя, звучит в его поэмах, стихах, песнях мотив памяти-верности, памяти-преклонения, памяти-предостережения. «Баллада о красках», «Мамаев курган», «Я сегодня до зари встану», «Война откатилась за годы за гуды», — это всё не стихи «к дате», а нерв его поэзии. Нет у него ни одной книги стихов, куда не вошли бы произведения о войне. Даже известные всем песни из телефильма «Семнадцать мгновений весны», которые формально написаны не о войне, а лишь сопровождают фильм о войне, вероятно, так удались поэту оттого, что в них воплотились многое заветное для него, для его стихов о войне: и поэтизация долга, и верность памяти, и тоска по родной земле, и соседство лирического шепота и призывной меди.

А выплеснувшийся словно на одном дыхании Реквием «Помните» (1962) с его посвящением «Памяти наших отцов и старших братьев…» вот уже более полувека потрясает каждого, кто читает или слушает его.

Реквием  «Помните» вдохновил художника — графика Красаускаса на цикл гравюр. Композитор Кабалевский создал на текст поэмы ораторию.

Разные голоса звучат в реквием «Помните»: то трагическое и мужественное завещание павших за Родину, то разворачивающееся, как два цвета траурной ленты, обращение к чёрному могильному камню и к солнцу красному, то звонкая клятва живущих, — но все они сливаются в один голос сердца, старающегося превозмочь боль всего, что было пережито советским народом в годы тяжелейших испытаний…

И, несмотря на весь драматизм произведения, Роберт Рождественский наполняет его солнечным светом, тем самым раскрывая высокий подвиг павших за социалистическое Отечество перед будущими поколениями советских людей. За нашу советскую Родину, за мирное небо над головой, за выбранный путь развития в 1917 году. За то, чтобы будущие поколения страны Советов жили свободными людьми, отдали многие защитники СССР самое дорогое — свои жизни!

Читая стихи Роберта Рождественского, невольно время от времени вспоминаешь Маяковского. Преемственная связь Рождественского с Маяковским несомненна. Без неё, очевидно, не было бы «Письма в ХХХ век», которое, безусловно, перекликается со «вступлением» к поэме «Во весь голос», где глашатай революции обращался к людям будущего: «Я к вам приду в коммунистическое далёко…». К товарищам — потомкам обращено и «Письмо…» Рождественского, который тоже не сомневается, что это будет «коммунистическое далёко»:

По широким
ступеням
столетий
поднимается Ленин
к вам!
(Поэма «Письмо в ХХХ век», 1963 год)

Звучит у поэта вера в светлое будущее, и обращение к потомкам, чтобы они берегли свою Родину:

Вы,
счастливые,
           живущие в трёхтысячном,
хоть на миг
           себе представить должны,
как в двадцатом веке —
грозное,
притихшее —
Человечество
            глядит в лицо войны.
Переполнена
немирными заботами
до сих пор предгрозовая тишина…
А ещё вы
ощутите и запомните:
на два лагеря
земля
разделена!
До предела напряжённые нервы.
Под прицелами ракет —
любая пядь…
Красный флаг
            над лучшей частью
                              планеты
очень многим в мире
не даёт спать!..
Но прислушайтесь
                к голосу разгневанному:
жаждой жизни
земля напоена!..
Мне
   письмо моё писать
                     было б некому,
если б в мире
победила война.
Человечество
            не хочет лезть в бункеры.
Человечество
            не хочет лечь в бою!..
И когда вы на земле
жить будете,
берегите,
         люди,
землю свою!…

Нет смысла лишний раз доказывать нужность актуальной публицистической поэзии,  — это давно доказала сама история нашей литературы, от «Слова о полку Игореве» до вершин лирики В. Маяковского, — и подчеркнём, что Роберт Рождественский много сделал для продолжения этой исконной традиции отечественной поэзии.

Однако сам Роберт Рождественский утверждал, что его поэзия не сводится к одной лишь публицистичности. Он говорил:

«Жизнь — она ведь сложная штука и она из очень разных вещей состоит, в том числе и из разных интонаций. Нельзя всё время смеяться. Человек, который беспрерывно смеётся или беспрестанно кричит — ненормальный  человек, больной. Так же, как и постоянно говорящий шёпотом или непрерывно захлёбывающийся в рыданиях. В жизни мы используем разные регистры. Поэтому и то, что мы пишем, должно звучать по-разному. Человек — обычный человек, не поэт — бывает публицистичен, когда отстаивает какие-то свои гражданские убеждения. Но тот же человек бывает и лиричен, и мягок, и нежен, когда он произносит сокровенные слова, обращённые к любимой. Нельзя брать только одну часть характера, одну струну и играть все время на ней».

Песни на его стихи поют в нашей стране миллионы. Рождественский обладал завидным даром интонации, — слова ложатся на музыку естественно, словно и не существовали без неё. Для песен поэта характерны два ведущих мотива: героическая патетика («За того парня», «Товарищ Песня», «Огромное небо», «Мгновения») и лирическая задушевность («Стань таким», «Благодарю тебя», «Песня о далекой родине», «Позови меня»).

Роберт Рождественский издал за четверть века поэтической работы свыше 70 книг; многие из них были переведены на языки народов СССР, выходили за рубежом. Поэт немало путешествовал по свету, в его зарубежных стихах надежно живёт «советскость» — чувство интернационального братства к людям Земли, объединённых стремлением к миру, к социальному освобождению и прогрессу. Поэзия Роберта Рождественского по достоинству увенчана премией Ленинского комсомола и Государственной премией.

Рождественский оказался гораздо современнее и актуальнее той эпохи, в которой жил. Своими вдохновенными строками он затронул какие-то особые чуткие струны наших сердец. В его стихи погружаешься, их хочется читать и помнить. Его стиль может быть только стилем Рождественского. В его творчестве каждый любитель поэзии найдёт «своё» стихотворение, запавшее в душу. Много и долго можно говорить и восхищаться талантом замечательного Человека, но стихи Поэта о нём скажут намного больше…

* * *

Вы не верьте в мою немоту, 
Даже если я вдруг упаду, 
Даже если уйду, то не в землю уйду, 
Я не в землю, а в песню уйду.

* * *

Наверно, будут глохнуть историки,
копаясь в тоннах
нашей риторики…
Но —
сквозь любую наносную муть,
которая сверху лежит,
они должны понять
(и поймут!),
как мы любили жить!
Жить!
Ладонями землю трогать.
Жить!
Детей качать на руках.
Жить!
И чувствовать
       друга локоть.
Жить!
И видеть лицо
        врага.

* * *

На Земле 
    безжалостно маленькой 
жил да был человек маленький. 
У него была служба маленькая. 
и маленький очень портфель. 
Получал он зарплату маленькую… 
И однажды — 
— прекрасным утром —
постучалась к нему в окошко 
небольшая, 
казалось, 
война… 
Автомат ему выдали маленький. 
Сапоги ему выдали маленькие. 
Каску выдали маленькую 
и маленькую — 
по размерам — 
шинель. 
…А когда он упал – 
             некрасиво, неправильно, 
в атакующем крике вывернув рот, 
то на всей земле 
           не хватило мрамора, 
чтобы вырубить парня 
           в полный рост!

* * *

В государстве, где честные наперечёт,
всё куда-то уходит,
куда-то течёт:
силы,
деньги,
двадцатый троллейбус,
искорёженных судеб нелепость…
Всё куда-то уходит,
течёт не спеша:
воспалённое лето,
за летом — душа.
Облака в оглушительной сини.
Кран на кухне.
Умы из России (1994 год).

* * *

О стену разбивая лбы,
летя в межзвёздное пространство,
мы всё-таки рабы.
Рабы!
Невытравимо наше рабство.
И ощущение стыда
живёт почти что в каждом споре…
Чем ниже кланялись тогда,
тем громче проклинаем после!

* * *

В поисках счастья, работы, гражданства
странный обычай
в России возник:
детям
у нас надоело рождаться, —
верят, что мы проживём
и без них…

Не правда ли, как актуален и поныне слог поэта. 
Читайте стихи Роберта Рождественского!

Источник

Роберт Рождественский «Маленький человек» |

11 августа 2011 · 19:02

Во время Второй мировой войны даже мальчишки 7-9 лет участвовали в борьбе в Ленинграде и Сталинграде… Поэма «Маленький человек» написана в 1969 году после войны, но настроение читателя, Саши Чернявского , держался так, как будто он столкнулся со всеми этими событиями. В любом случае это не может оставить вас равнодушным, это было удивительное неравенство в признании, с которым столкнулись не только дети, но и солдаты во время Второй мировой войны в СССР…

На Земле
………… безжалостно маленькой
да был человек маленький.
У него была служба маленькая.
И маленький очень портфель.
Получал он зарплату маленькую…
И наконец —
прекрасным утром —
постучалась к нему в окошко
небольшая,
казалось,
война…
Автомат ему выдали маленький.
Сапоги ему выдали маленькие.
Каску выдали маленькую
и маленькую —
по размерам —
шин ……… А когда он упал —
………………… некрасиво, неправильно,
в атакующем крике вывернув рот,
на всей земле
……… … Не хватило мрамора,
чтобы вырубить парня
в полный рост!
На безжалостной
………… маленькой Земле
когда-то был маленький человечек.
У него была небольшая работа
и очень маленький кошелек
с небольшой зарплатой…
И однажды —
в прекрасное утро —
постучали в его маленькое окошко
немного —
казалось —
война…
Маленькая пушка в руки дали, на ноги дали
ботинок, на него
дали каску
с маленькой
— по меркам —
плащ ……… А когда он упал —
…………… .в уродливый, неуклюжий способ —
с застывшим ртом от «ура» штурма —
по всему миру
………… не хватило мрамора
, чтобы вырезать его
в натуральную величину
.

Стихотворения Роберт Рождественский

также известен как: Роберт Рождественский

Роберт Рождественский родился в селе Косиха Алтайского края в семье сотрудника НКВД Станислава Петкевича. Роберт мало что помнил о своем отце, так как его родители развелись в 1937 году. Его отец умер в 1945 году. Роберт прожил в Омске до 13 лет, часть этого времени он провел с бабушкой и другими родственниками, поскольку его родители были в возрасте

лет. также известен как: Роберт Рождественский

Роберт Рождественский родился в селе Косиха Алтайского края в семье сотрудника НКВД Станислава Петкевича.Роберт мало что помнил о своем отце, так как его родители развелись в 1937 году. Его отец умер в 1945 году. Роберт жил в Омске до 13 лет, часть этого времени он провел с бабушкой и другими родственниками, так как его родители были завербованы. на фронт войны.

После войны мать снова вышла замуж, дала Роберту фамилию отчима, и они переехали в Республику Карелия. В конце июня 1941 года Роберт, которому едва исполнилось восемь лет, написал свое первое стихотворение. Его первые публикации для взрослых появились в петрозаводской газете в 1950 году.Хотя Роберт стремился поступить в Московский литературный институт, первая попытка ему не удалась, и ему пришлось провести год на историко-философском факультете Петрозаводского университета. Когда он, наконец, поступил в Московский институт, он переехал в столицу и выпустил свой первый сборник «Весенние флаги в Карелии». Следующие два его сборника назывались «Испытание» и «Моя любовь», оба в 1956 году.

После свержения Хрущева и прихода к власти Брежнева Рождественский стал одним из высокопоставленных членов правления Союза писателей СССР.В 1971 году он был избран членом Секретариата Союза, влиятельной группы, которая решала, кого следует публиковать, а кого нет. В 1972 году ему была присуждена премия Ленинского комсомола для молодых коммунистов, в возрасте 40 лет. В 1977 году он стал членом Коммунистической партии, а в 1979 году получил Ленинскую премию.

Двухтомные «Избранные произведения» Рождественского были опубликованы в 1979 году, а его трехтомное Полное собрание сочинений — в 1985 году. Одно время у него была собственная программа «Документальный экран» на советском телевидении, посвященная официальной пропаганде против Запада.В 1964 году он был в составе группы советских художников, побывавших в США. Во время учебы в Йельском университете он подвергся критике со стороны преподавателя как антиамериканский писатель за стихотворение, в котором говорится, что американцы могли помочь нацистам против России во время Второй мировой войны.

Рождественский останется в памяти как выдающийся поэт либеральных советских 60-х годов. Позже его видели на публике в сопровождении ведущих деятелей культуры, и он имел репутацию выдающегося русского поэта, выступающего за демократию.

Многие из его стихов были положены на музыку и стали популярными песнями, и хотя он никогда не задумывал их как таковые, музыку можно почувствовать в каждой написанной им строчке.

Рождественский умер от сердечного приступа в 1994 году и похоронен в деревне Переделкино, на курорте советских художников.

Всю статью можно найти по следующей ссылке: http: //russiapedia.rt.com/prominent-r …

.

Лучшие стихи и песни Роберта Рождественского

также известный как: Роберт Рождественский

Роберт Рождественский родился в селе Косиха Алтайского края в семье сотрудника НКВД Станислава Петкевича. Роберт мало что помнил о своем отце, так как его родители развелись в 1937 году. Его отец умер в 1945 году. Роберт прожил в Омске до 13 лет, часть этого времени он провел с бабушкой и другими родственниками, поскольку его родители были в возрасте

лет. также известен как: Роберт Рождественский

Роберт Рождественский родился в селе Косиха Алтайского края в семье сотрудника НКВД Станислава Петкевича.Роберт мало что помнил о своем отце, так как его родители развелись в 1937 году. Его отец умер в 1945 году. Роберт жил в Омске до 13 лет, часть этого времени он провел с бабушкой и другими родственниками, так как его родители были завербованы. на фронт войны.

После войны мать снова вышла замуж, дала Роберту фамилию отчима, и они переехали в Республику Карелия. В конце июня 1941 года Роберт, которому едва исполнилось восемь лет, написал свое первое стихотворение. Его первые публикации для взрослых появились в петрозаводской газете в 1950 году.Хотя Роберт стремился поступить в Московский литературный институт, первая попытка ему не удалась, и ему пришлось провести год на историко-философском факультете Петрозаводского университета. Когда он, наконец, поступил в Московский институт, он переехал в столицу и выпустил свой первый сборник «Весенние флаги в Карелии». Следующие два его сборника назывались «Испытание» и «Моя любовь», оба в 1956 году.

После свержения Хрущева и прихода к власти Брежнева Рождественский стал одним из высокопоставленных членов правления Союза писателей СССР.В 1971 году он был избран членом Секретариата Союза, влиятельной группы, которая решала, кого следует публиковать, а кого нет. В 1972 году ему была присуждена премия Ленинского комсомола для молодых коммунистов, в возрасте 40 лет. В 1977 году он стал членом Коммунистической партии, а в 1979 году получил Ленинскую премию.

Двухтомные «Избранные произведения» Рождественского были опубликованы в 1979 году, а его трехтомное Полное собрание сочинений — в 1985 году. Одно время у него была собственная программа «Документальный экран» на советском телевидении, посвященная официальной пропаганде против Запада.В 1964 году он был в составе группы советских художников, побывавших в США. Во время учебы в Йельском университете он подвергся критике со стороны преподавателя как антиамериканский писатель за стихотворение, в котором говорится, что американцы могли помочь нацистам против России во время Второй мировой войны.

Рождественский останется в памяти как выдающийся поэт либеральных советских 60-х годов. Позже его видели на публике в сопровождении ведущих деятелей культуры, и он имел репутацию выдающегося русского поэта, выступающего за демократию.

Многие из его стихов были положены на музыку и стали популярными песнями, и хотя он никогда не задумывал их как таковые, музыку можно почувствовать в каждой написанной им строчке.

Рождественский умер от сердечного приступа в 1994 году и похоронен в деревне Переделкино, на курорте советских художников.

Всю статью можно найти по следующей ссылке: http: //russiapedia.rt.com/prominent-r …

.

Роберт Рождественский — биография, фото, стихи, личная жизнь, жена, дети поэта »Биография, личная жизнь знаменитостей


Имя: Роберт Рождественский (Роберт Рождественский)

Дата рождения: 20 июня 1932 года

Дата смерти: 19 августа 1994 года

Возраст: 62 года

Место рождения: село Косиха, Алтай край

Место смерти: Москва

Деятельность: поэт, переводчик

Семейное положение: был женат на Алле Киреевой



Роберт Рождественский — биография

Советский период в истории России подарита.Его стихами начинались и заканчивались многие торжественные мероприятия. Поэмы звучали со сцены и по поэмы звуки соединяли с музыкой радио известной композиторы. Какой была биография Роберта Рождественского, и кто привил ему страсть к стихотворству — интересно узнать каждому любителю поэзии.

Годы детства, семья и первое знакомство с поэзией

Далёкая деревня на Алтае, жаркое лето 1932 года, рождается мальчик, при рождении получил имя Роберт. Отец его, поляк Петкевич служил в рядах внутренних дел.Мать — директор школы, которая попутно обучалась медицине в институте. Патриотичное революционное имя сына не спасло брак родителей, как только малышу исполнилось пять лет, они развелись. Когда загрохотала война, отца и мать призвали на фронт. Отец не вернулся с поля боя, он захоронен в братской могиле на территории Латвии. В девять лет Роберт посвящает своему героически погибшему отцу свой первый стих.


Его печатают, мальчик получает первый в своей жизни гонорар. Он перечисляет его в Фонд обороны.Школьники устраивали концерты для раненых бойцов, находящихся в госпиталях и больницах города. Роберт был в числе участников концертов. Всё время мальчик жил с бабушкой, после её смерти в 43-м году, Роберта оформили в детский дом. Когда закончилась война, мать с новым мужем Рождественским Иваном забрали сына, затем у Роберта появился брат. Офицер усыновил старшего сына своей любимой женщины, постарался заменить ему родного отца. Семья обосновалась в Кёнигсберге, затем отправилась в Ленинград, позже в Петрозаводск.

Творчество Роберта Рождественского

Можно первым началом поэтической биографии напечатанные стихи в журнале «На рубеже». Роберту на тот момент было восемнадцать лет. Парень пытается поступить в Москву на литфак, но это ему не удалось. Осталось начать учёбу в родном университете. Роберт предпринимает вторую попытку, он студент, а через определенный промежуток времени — выпускник. Будущий поэт в вузе сочиняет стихи, которых хватило на первый поэтический сборник. Через год появилась первая поэма, а потом и первая песня.Многие песни были популярными в Советском Союзе. Литературные критики видели, что появилась новая звезда на поэтическом Олимпе, радовались этим событием, опасались новых веяний.

Всеобщее признание

Рождественского причисляют к поэтам-шестидесятникам, а таких было немного. Это были выдающиеся поэты своего времени: Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский.


Патриотизм, граничащий с пафосом, наполнял всё творчество этой группы поэтов.Постепенно любовная лирика берёт господство над поэтической строкой Роберта Рождественского. Но на этом не заканчивается великий поэт. Его волнует абсолютно всё:
отношения между людьми,
трудовые будни,
человеческие чувства в их волнует,
космос.
труд.

превратились в бессмертные песни, которые знали, как они звучали и продолжают звучать с экранов во многих кинол известных. А задушевная песня «Эхо любви», которую впервые исполнила Анна Герман, эту композицию любят и современные певцы.Вся жизнь советского народа нашла отражение в творчестве поэта.

Песня «Эхо любви» на стихи Роберта Рождественского

[media = www.youtube.com / watch? V = lQlIZNuTKlQ]

Награды и общественная деятельность

Творчество Рождественского не отмечалось награжденными. Он при жизни получил Премии Ленинского комсомола и Государственную. Поэт восстанавливать талантливые имена многих теперь гордится народ России.Он не разветвленной комиссии по литературному наследию поэтов, попавших в опалу. Благодаря общественной деятельности Рождественского, зазвучали имена Осипа Мандельштама, Марины Цветаевой, Владимира Высоцкого. С помощью поэта открывались литературные дома-музеи, издавались книги многих поэтов-песенников.

Роберт Рождественский — биография личной жизни

Поэт всю жизнь был верен только одной женщине. Его единственная жена — известный литературный критик, художница Алла Борисовна Киреева.Семья воспитала двух дочерей, Екатерину и Ксению. Каждая из них нашла свое призвание: Катя — многогранна и талант (она переводчица, прекрасный фотограф и прекрасная журналистка), Ксению устраивает ее работа журналистом.


Смерть поэта

Тяжело переживала семью поэта, когда объявили диагноз — злокачественная опухоль мозга. Лучшие врачи Франции выступают Роберту Ивановичу Рождественскому. Послеоперационный период длился четыре полноценных года. Поэт продолжал сочинять.Итогом стал смерти инфаркт. Вот и завершилась биография известной любимца поэтической музы. Закрылась последняя страница, но творчество его не умереть навсегда великому гению рифмы. Слишком много пройдено и пережито поэтом вместе с его народом. А это забыть невозможно.

Автор биографии: Натш.

.