Содержание

Методы воспитания дошкольников в ДОО и семье

Методы воспитания дошкольников в ДОО и семье

Группа методов

Характеристика группы методов

Метод и его характеристика

Методы формирования сознания личности

Используются для становления взглядов, понятий, убеждений индивида. Методы этой группы носят характер словесно-эмоционального

воздействия на воспитанников и очень важны для формирования у них чувств, отношений,

эмоциональных переживаний требуемого поведения.

1

Метод убеждения — воздействие на знание обучаемого для разъяснения фактов и явлений общественной и личной жизни, формирования взглядов. Метод убеждения служит для формирования взглядов или для актуализации имеющихся знаний.

2

Беседа– метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие воспитателей и воспитанников. Воспитатель выслушивает и учитывает мнение собеседников. Цель беседы – углубление, упрочнение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.

3

Рассказ– эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание, воздействующее на чувство, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.

4

Пример– метод, позволяющий представить воспитанникам конкретные образцы для подражания и способствующий формированию у них сознания, чувств и убеждений. Это воспитательный способ наглядно-практического воздействия. Метод активизирует практическую деятельность воспитанников по достижению примера. Психологической основой примера служит подражательность.

5

Разъяснение– метод воспитания, ориентированный на подробное, более убедительное и эмоционально окрашенное изложение конкретных фактов и событий, нежели при беседе, группе или отдельному воспитаннику.

6

Диспут– метод воспитания, предполагающий спор (дискуссию) на разные темы, волнующие воспитанников. Диспуты проводятся в средних и старших классах на политические, экономические, культурные, эстетические, правовые и другие темы. Диспуты ценны тем, что убеждения вырабатываются здесь при столкновении и сопоставлении различных точек зрения.

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности

Применяются в воспитательной работе.

Особенностью

данных методов является то, что все они основаны на практической деятельности воспитанников.

1

Требование– метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных

отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств.

Различные методы и приемы работы с дошкольниками по реализации ФГОС (методичка для педагогов)

Различные методы и приемы работы с дошкольниками

по реализации ФГОС

(методичка для педагогов)

Воспитание и обучение в большинстве случаев зависит от методов и приемов, используемых воспитателем, чтобы объяснить детям что-либо, формировать у них умения и знания, развивать способности в определенной области деятельности.

Метод обучения – это определенная система действий воспитателя, который организовывает познавательную и практическую деятельности ребят. В свою очередь прием обучения – это детали, части определенного метода. Методы и приемы обучения дошкольников имеют свою специфику.

Обычно методы обучения классифицируют по источнику получения знаний, навыков и умений. Дети-дошкольники обретают знания в непосредственном восприятии предметов, а также из разговоров с воспитателем и в практической деятельности, конечно.

В связи с этим выделяют такие методы обучения дошкольников:

1. наглядные;

2. словесные;

3. практические методы.

Методы и приемы:

Практические: рисование, физкультминутка , импровизация, имитация , игровая беседа с элементами движений, экспериментирование , проектная деятельность, решение проблемной ситуации, игровые задания, моделирование, элементы драматизации творческие задания, игровые упражнения, аппликация, рассматривание, игры-драматизации

Наглядные: показ, рассматривание, просмотр мультфильмов, наблюдение, демонстрация, прослушивание аудиозаписи, презентация

Словесные: беседа, вопросы, пояснения, объяснения, составление рассказов, объяснения, указания ,разговор, ситуативный разговор, напоминание , проблемные ситуации и вопросы, художественное слово, загадки, рассказы детей и воспитателя, чтение

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Методы воспитания

– способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели.

Методы обучения

– совокупность путей, способов достижения целей.

Приём обучения

– часть метода, отдельный шаг в реализации метода.

В дошкольной педагогике принята классификация методов обучения, в основу которой положены основные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное) .

Наглядные методы и приемы обучения

Методы

1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.

Виды наблюдений: кратковременные и длительные; повторные и сравнительные; распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера.

2- Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ) .

Наглядные пособия, используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.

Приемы

• показ способов

действий;

• показ образца.

Словесные методы и приемы обучения

Методы

1- Рассказ педагога.

Рассказ достигает своей цели, если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.

2- Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы) .

3- Беседа.

По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте).

По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.

4- Чтение художественной литературы.

Приемы

• вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности) ;

• указание (целостное и дробное) ;

• пояснение;

• объяснение;

• педагогическая оценка;

• беседа (после экскурсии, прогулки,

просмотра диафильмов и т. п.) .

Игровые методы и приемы обучения

Методы

1. Дидактическая игра

2. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.

Приемы

• внезапное появление объектов;

• выполнение воспитателем игровых

действий;

• загадывание и отгадывание загадок;

• введение элементов соревнования;

• создание игровой ситуации.

Практические методы обучения

1- Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие) .

2- Элементарные опыты, экспериментирование.

Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

3- Моделирование – это процесс создания моделей и их Использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков). В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.

Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от:

— содержанияобразовательной деятельности;

— возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения) ;

— формы организации деятельности (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы) ;

— оснащенности педагогического процесса;

— личности воспитателя

СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Средства воспитания

– система предметов, объектов, явлений, которые используются в воспитательном процессе как вспомогательные.

Классификация средств воспитания

(Л. С. Выготский, И. П. Подласый, П. И. Пидкасистый, В. И. Логинова, П. Г. Саморукова)

1.Средства материальной культуры

– игрушки, посуда, предметы окружения, ТСО, игры, одежда, дидактические материалы и др.

2.Средства духовной культуры

– книги, предметы искусства, речь.

3.Явления и объекты окружающего мира

– явления природы, растительный и животный мир.

Средство обучения

– это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний

Выбор средств обучения зависит от:

— закономерностей и принципов обучения;

— общих целей обучения, воспитания и развития;

— конкретных образовательных задач;

— уровня мотивации обучения;

— содержания материала;

— времени, отведенного на изучение того или иного материала;

— объема и сложности материала;

— уровня подготовленности обучаемых, сформированности у них учебных навыков;

— возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;

— типа и структуры занятия;

— количества детей;

— интереса детей;

— взаимоотношений между педагогом и детьми (сотрудничество или авторитарность) ;

— материально-технического обеспечения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

— особенностей личности педагога, его квалификации.

Виды детской деятельности (с соответствии с ФГОС ДО)

в младенческом возрасте

Возрастная категория (2 месяца — 1 год)

— непосредственное эмоциональное общение с взрослым,

— манипулирование с предметами

— познавательно-исследовательские действия,

— восприятие музыки, детских песен и стихов,

— двигательная активность

— тактильно-двигательные игры

в раннем возрасте

Возрастная категория (1 год — 3 года)

— предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

— экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.,

— общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,

— самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.,

— восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

для детей дошкольного возраста

Возрастная категория (3 года — 8 лет)

— игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,

— коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками,

— познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними,

— восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице,

— конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

— изобразительная (рисование, лепка, аппликация,

— музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

— двигательная (овладение основными движениями) форма активности ребенка.

Использованная литература:

1. Карелина И. О. Дошкольная педагогика: курс лекций: учебно-методическое пособие. – Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012.

2. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. – Балашов: Николаев, 2005.

3. Приказ министерства образования науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Классификация методов воспитания детей дошкольного возраста — Студопедия.Нет

Методы воспитания совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления взаимосвязанной деятельности взрослых и детей для достижения воспитательных целей.

• В состав метода воспитания входят методические приемы.

• По отношению к методу приемы носят частный характер и подчиняются основной задаче, которую реализует данный метод.

Методы воспитания –это способы педагогического воздействия на сознание воспитуемых, направленные на достижение цели воспитания.

Все методы воспитания адресованы к личности воспитанника. Но если воспитательные воздействия не принимаются ребенком и не становятся внутренним стимулом его поведения, то можно говорить об индивидуальной работе, о подборе методов, соответствующих особенностям воспитания, организации специальных педагогических ситуаций.

Существует много подходов к классификации методов воспитания.

В основу методов воспитания положен деятельностный подход к воспитанию и структура самой деятельности. Группы методов воспитания:

1. Методы формирования сознания личности (взглядов, оценок, суждений, идеалов).

2. Методы организации деятельности, общения, опыта поведения.

3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения.

4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения.

1. Методы формирования сознания личности: разъяснение, беседа, рассказ, пример. Эти методы направлены на обогащение и развитие сознания детей знаниями об окружающей действительности, о прекрасном в природе и обществе, о нравственных правилах обучения, о труде взрослых. С помощью этих методов у детей формируются система понятий, взгляды, убеждения. Кроме того, они помогают детям учиться обобщать свой жизненный опыт, оценивать свое поведение.

Главным инструментом здесь является слово.С помощью словесного воздействия на ребенка стимулируется его внутренняя сфера, и он сам постепенно учится высказывать свое мнение о том или ином поступке сверстника, литературного героя и т. д.

В ДОУ особенное место отводится рассказу – это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов. С помощью рассказа воспитанники получают знания о нравственных поступках, о правилах поведения в обществе, учатся отличать хорошее от плохого. Рассказ дает возможность с новых позиций рассматривать свое личное поведение и поведение сверстников.

Метод рассказа требует от воспитателя эмоционального изложения, определенной артистичности.

Разъяснениекак метод воспитания постоянно используется в работе с детьми дошкольного возраста. Дошкольники осваивают опыт нравственного поведения, общения со сверстниками и взрослыми и поэтому естественно нуждаются в разъяснении правил поведения, определенных требований, в частности необходимости выполнения режимных моментов в детском саду.

Самое главное при использовании метода разъяснения – не превращать его в нотацию.

Беседа – это метод, связанный с диалогом. Диалог может вестись с одним воспитанником, с несколькими или фронтально, с большой группой детей.

Беседа предполагает подбор такого материала, который по своему содержанию близок детям конкретной возрастной группы. Беседа – это привлечение самих детей к формированию у них определенных суждений, оценок.

По своему содержанию беседа может быть этической, эстетической, затрагивающей явления общественной жизни, а также о фактах науки.

Дети дошкольного возраста еще не имеют достаточного жизненного опыта для глубокого и самостоятельного анализа фактов и содержания беседы.

И вот тут очень важен примеркак метод воспитания, который широко используется воспитателем и специалистами дошкольных учреждений.

Пример – это своеобразный наглядный образ, яркий показательный образец, достойный подражания. Функции положительного примера как метода воспитания: социальная, управленческая, воспитательная, познавательно-ориентирующая, стимулирующая, корректирующая. Ребенок всегда кому-нибудь подражает старшему брату, более сильному или умному товарищу, матери, отцу. Вначале это бессознательное подражание, а уже к выпуску из ДОУ ребенок переходит к преднамеренному, т. е. к подражанию внутренним качествам и свойствам личности, он подражает внешним проявлениям поступков и дает этому свое детское объяснение. Особую роль играет пример самого воспитателя. Испытывая положительные эмоции к своему воспитателю, дети любят говорить о нем постоянно и причем только самое хорошее. Воспитатель – пример для ребенка во всех случаях жизни.

2. Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций.

Ребенок осваивает окружающую действительность, познает мир в процессе разнообразной деятельности. Деятельность в природной и социальной среде – непременное условие развития и воспитания личности.

У детей дошкольного возраста в  совместных видах деятельности складываются интересы и стремления,  развиваются их способности, закладывается фундамент нравственных качеств.

 Среди методов организации деятельности наиболее часто используется приучение, направленное на выполнение детьми определенных действий в целях превращения их в привычные и необходимые способы поведения.

Приучить ребенка правильно вести себя необходимо с момента его прихода в младшую группу детского сада. Для выполнения необходимых действий с помощью метода приучения требуется определенное время и неоднократное повторение. Сначала воспитатель добивается точности выполнения действий, а затем быстроты и качества.

Метод приучения органически связан с таким методом воспитания как упражнение.При использовании упражнения требуется, чтобы дети прониклись пониманием личностной значимости выполняемого действия.

Система упражнений необходима для формирования привычек правильного поведения. Упражнение в своей основе имеет многократные повторения, закрепление, совершенствование нужных способов действий. Однако нельзя представлять упражнение как дрессировку, как механическое повторение действий. Упражнения связаны с организацией жизни детей, с их разнообразной деятельностью.

При использовании методов приучения и упражнения нельзя обойтись и без такого метода, как создание воспитывающих ситуаций.Воспитательная ситуация – это всегда наличие выбора, это конфликт, борьба внутренних побуждений с нормами поведения, принятыми в обществе. Правильно подобранные педагогические ситуации могут быть одним из необходимых и мощных стимулов развития и воспитания ребенка. Воспитательное действие педагогической ситуации бывает иногда так сильно и результативно, что надолго определяет направленность нравственной жизни ребенка.

3. К методам стимулирования и мотивации деятельности и поведенияотносятся: поощрение, наказание, соревнование.

Среди указанных методов наиболее употребительны в дошкольном образовательном учреждении – поощрение и наказание.

Поощрение– это способ положительной оценки поведения ребенка или группы детей. Оно всегда связано с положительными эмоциями. При поощрении дети испытывают гордость, удовлетворение, уверенность в правильном поведении и поступке. Переживая удовлетворение своим поведением, ребенок внутренне готов к повторению хороших поступков. Поощрение выражается в виде похвалы, одобрения. В поощрении особенно нуждаются замкнутые дети, испытывающие робость, несмелость, являющиеся следствием негативных отношений в семье.

Наказаниепринято считать дополнительным методом воспитания. Само наказание связано с осуждением отрицательного поступка, отрицательного отношения к той или иной деятельности. Оно направлено на корректирование поведения ребенка. Если этот метод используется правильно, то он должен вызывать у ребенка желание не поступать плохо, формировать умение оценивать свое поведение. Главное – наказание не должно вызывать у ребенка страдания, отрицательных эмоций. При наказании ни в коем случае нельзя изолировать ребенка от группы сверстников, а некоторых детей нельзя осуждать в присутствии других.

В практической деятельности педагоги, воспитатели, выбирая методы воспитания, руководствуются целью воспитания, его задачами и содержанием. При этом важное значение имеет возраст детей, и индивидуальные особенности большей части воспитанников.

 

Таблица «Методы обучения дошкольников»

Методы обучения

Выбор и использование методов осуществляется мною в соответствии с целями и задачами, которые ставлю с учетом организации образовательно-воспитательной среды, возрастом, индивидуально-типологических особенностей моих воспитанников

С целью позитивной социализация детей дошкольного возраста, приобщение воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства использую следующие методы:

Вид деятельности

Методы и приемы

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

Игровая деятельность

Игры:

хороводные, сюжетные,

с заводными игрушками, имитационные

Игровые импровизации,

Игры-эксперименты

Игры-драматизации

Развивающие игры

Подвижные игры

Сюжетно-ролевые игры

Режиссерские игры

Игры с правилами

Досуговые игры

Игры-путешествия

Интеллектуальные игры

Мир социальных отношений

Инсценировки с игрушками

Игровые развивающие ситуации

Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций

Образные игры-имитации

Хороводные, подвижные игры

Игровые ситуации

Этические беседы

Чтение художественной литературы Личностное общение

Сотрудничество

Экскурсии

Игры социального содержания

Проблемные ситуации

Проекты

Досуги, праздники

Патриотическое воспитание

Парные игры

Мимические этюды

Малые фольклорные формы

Занимательные игры

Практические ситуации (подскажи решение)

Рассматривание альбомов о семье обществе, природе

Познавательные беседы

Нравственно-патриотические и гражданско-правовые беседы

Развлечения

Чтение

Проекты

Моделирование

Видеофильмы

Тематические встречи

КВН, конкурсы

Интеллектуальный марафон

Тематические досуги

Обрядные игры

Труд

Знакомство с хозяйственно-бытовым трудом взрослых, с профессиями

Рассказ о результатах труда взрослых

Дидактические игры с предметами и картинками

Кукольный театр

Поручения по самообслуживанию

Поручения (эпизодические, длительные, отсроченные по времени)

Дежурства (по столовой и занятиям, в уголке природы и на участке)

Самообслуживание

Коллективный труд

Целевые прогулки

Рассматривание

Обсуждение

Мини-мастерские и студии

Основы безопасности жизнедеятельности

Сюжетно-ролевые игры

Беседы (индивидуальные, подгрупповые)

Рассматривание иллюстраций

Игры-этюды

Ситуации безопасного поведения

Рассказывание

Сказки

Рассуждение

Разгадывание загадок

Чтение

Моделирование

Проекты

Беседы о правилах дорожного движения, безопасного поведения дома, на улице, в транспорте, в природе

Разыгрывание сюжетных ситуаций

Игры-драматизации

Сюжетно-ролевые игры

Праздники, развлечения

Консультация (старшая группа) на тему: Классификация методов воспитания в дошкольной педагогике

Классификация методов воспитания в дошкольной педагогике

          Ученые насчитывают более пятисот различных методов, которые могут быть использованы при воспитании детей, поэтому понадобились способы упорядочивания их в определенную систему, которая указывает где, в какой области  и с какой целью эти методы могут быть использованы педагогом. В процессе передачи знаний дошкольникам используется самая распространенная классификация методов воспитания, состоящая из трех групп:

1. Словесные методы – когда воспитание опирается на словесные формы: беседа, рассказ, пояснение, разъяснение, инструктирование. Данные методы используются при воспитании дошкольников кратко, четко. Слово несет в себе эмоциональную составляющую. Так, запрещение действия должно быть окрашено эмоцией страха за ребенка, иметь категоричность запрета и не должно использоваться часто, чтобы не стать обыденным.

2. Практические методы – это игры, упражнения, тренировки, с помощью которых происходит закрепление изученного материала. Дети старшего дошкольного возраста становятся способными к соревновательной деятельности, что в воспитании имеет большое значение, т.к. цель воспитания достигается ребенком самостоятельно, при минимальной поддержке взрослого.

3. Наглядные методы. Когда образец поведения демонстрируется взрослым или с помощью иллюстрации, фильма, анализа поведения другого ребенка. На занятии используются картины, аудиозаписи, презентации, отрывки мультфильмов, иллюстрации к произведениям. Особенность наглядной работы с дошкольниками – это избегание показа неправильного поведения, т.к. дети склонны все повторять вслед за взрослым, не оценивая сознательно правильность или неправильность поступка.

 Данная классификация методов воспитания в детских садах используется с приоритетом применения наглядных методов, т.к. они являются самыми распространенными в работе с младшими дошкольниками в связи с тем, что их мышление – наглядно-действенное, и они усваивают требования окружающего мира только на основе показа и словесного подтверждения. Чем старше становятся дети, тем чаще воспитатель применяет практические методы, тренируя навык у детей или положительную привычку.

       Еще одна классификация методов воспитания, которая используется, имеет деление по составляющим структуры личности человека, т.к. для формирования социально-значимого поведения группы методов должны воздействовать на все структуры личности:

1. Методы развития сознания – это основа мировоззрения ребенка, его интеллектуальная база, знание норм и правил поведения в социуме. Чем более богата и вариативна эта область, тем больше у ребенка возможностей делать отбор вариантов для социально правильного поведения. В эту группу входят все словесные и наглядные методы из предыдущей классификации.

2. Методы формирования социально-положительного поведения дошкольников – это использование знаний не только в играх и на занятиях, но и применение их на практике, многократное повторение в разных ситуациях. Первоначально это делается под руководством взрослого человека, а затем дети тренируют навык самостоятельно.

3. Методы стимулирования (или формирования чувств) – это побуждение к более быстрому усвоению действия с помощью воздействия на чувства ребенка. Поэтому используется похвала, порицание, одобрение, создаются ситуации успеха. Дети реагируют даже на незначительное неодобрение значимого для них человека: мамы или папы, любимого воспитателя или бабушки.

Формы воспитательной работы используются самые разнообразные, т.к. методы стимулирования применяются в сочетании с методами развития сознания и формирования поведения. Эмоциональная реакция родителей на действия ребенка — действенный метод воспитания. Данная классификация методов воспитания чаще всего применяется в детских садах, лучше всего способствует воспитанию дошкольников. Эмоциональная сфера дошкольников пока неустойчивая, лабильная, характеризуется перепадами в  настроении детей, поэтому чаще рекомендуется задействовать положительные чувства дошкольников, т.к. испытав удовольствие от действия один раз, малыш захочет повторить это снова. 

методы воспитания детей дошкольного возраста

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТа

В центре воспитательного процесса находится ребенок – воспитуемый. По отношению к нему как к объекту воспитания педагоги и воспитатели выступа­ют субъектами воспитательного процесса, воздейству­ющим на личность с помощью специальных методов и технологий воспитания.

Методы воспитания – это способы педагогичес­кого воздействия на сознание воспитуемых, направ­ленные на достижение цели воспитания.

В последнее десятилетие в педагогической теории существует понятие технологий обучения и воспитания.

Применение педагогических технологий в обра­зовании – это четкое определение участниками педагогического процесса целей и задач взаимодей­ствия с воспитанниками и обучающимися и пошаго­вое структурированное определение путей и спосо­бов их реализации. Таким образом, технология реализации педагогического процесса – это совокуп­ность последовательно реализуемых технологий пе­редачи информации, организации различных видов деятельности детей, стимулирование их активности, регулирования хода педагогичес­кого процесса и его текущего контроля.

С помощью методов воспитания и развития детей корректируется их поведение, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений. Методы воспитания направлены на це­лостное развитие и воспитание личности.

Поэтому естественно, что в воспитательном процессе с помощью методов воспитания педагог, воздействуя наличность, предусматривает развитие и воспитание не отдельных качеств, умений и навыков, а целостное формирование личности.

Эффективность методов воспитания повышается, если они используются в процессе организованной разнообразной деятельности ребенка, так как только в деятельности возможно формирование и развитие определенных черт личности, умений.

Методы воспитания используются в единстве, во взаимосвязи. Невозможно, например, использовать метод поощрения, не применяя метод убеждения (разъяснения, беседы, примера).

При этом педагоги отбирают методы, ориентиру­ясь на закономерности, присущие специально органи­зованному воспитательному процессу.

Методы воспитания только в том случае могут быть «инструментом прикосновения» (А.С. Макаренко), если воспитатель правильно находит оптимальный вариант их сочетания, если он учитывает уровень раз­вития и воспитанности детей, их возрастные особен­ности, интересы, стремления. Особенно важно при подборе методов воспитания знать мотивы поведения и деятельности детей. Здесь недостаточно простого наблюдения за детьми, нужны специальные диагнос­тические методики.

Методы воспитания в различных педагогических ситуациях должны постоянно варьироваться, в этом и проявляется профессиональный и творческий подход к процессу воспитания.

До сих пор в образовательных учреждениях раз­ного вида в основном используются только словесные методы воспитания. Однако практика показывает, что нельзя полагаться только на одну группу методов, не­обходим комплекс методов

Все методы воспитания адресованы к личности воспитанника. Но если воспитательные воздействия не принимаются ребенком и не становятся внутренним стимулом его поведения, то можно говорить об инди­видуальной работе, о подборе методов, соответствую­щих особенностям воспитания, организации специаль­ных педагогических ситуаций.

Процесс воспитания и развития личности ребенка будет эффективным только при условии, когда воспи­тательные воздействия переходят во внутренние сти­мулы его поведения и деятельности.

В педагогической науке кроме понятия «метод» используются и такие понятия, как «средство», «при­ем» воспитания.

Прием – это частное проявление того или друго­го метода. 

По отношению к методу воспитания он носит подчиненный характер. Можно сказать, что прием – это отдельное действие внутри конкретного метода.

Средство воспитания – понятие более широкое. Под средствами воспитания следует понимать все, что может использоваться в воспитательном процессе: предметы, технические средства, разнообразные виды деятельности, средства информации, игрушки, нагляд­ные пособия.

Методы, приемы и средства настолько взаимосвя­заны в воспитательном процессе, что практически невозможно провести между ними границу. Всем этим категориям, как и самому воспитательному процессу, свойственна подвижность, изменчивость.

Гуманизация образования, ориентация на личнос­тную модель воспитания – все это требует доверитель­ных, внимательных отношений педагогов и воспитан­ников, разумного, вдумчивого применения методов воспитания.

 

Классификация методов воспитания

Анализ реального педагогического процесса дает возможность увидеть, что методы воспитания не приме­няются изолированно друг от друга. Все они взаимосвя­заны, и в зависимости от ситуации одни методы перехо­дят в другие. При этом всегда выделяется ведущий метод, а остальные дополняют его. В педагогической теории разработана классификация методов воспитания, в ос­нове которой особенности самих методов и специфика их применения в воспитательном процессе.

Существует много подходов к классификации ме­тодов воспитания. В этом учебном пособии мы даем ту классификацию, которая на сегодняшний день является наиболее стабильной и широко используется на практике.

В основу методов воспитания положен деятельностный подход к воспитанию и структура самой деятельности. Отечественный психолог Л.Л. Люблин­ская выделяет следующие основные звенья в структуре деятельности:

• цель – что человек хочет;

• мотив, побуждающий человека к действию, ради чего человек действует;

• средства, используемые для достижения постав­ленной цели;

• результаты деятельности, либо в материальной сфере, либо в духовной;

• отношение человека к результатам и процессу са­мой деятельности.

Уже в структуре деятельности заложены опреде­ленные воспитательные возможности.

Исходя из этой структуры деятельности выделяет­ся четыре группы методов воспитания:

1. Методы формирования сознания личности (взгля­дов, оценок, суждений, идеалов).

2. Методы организации деятельности, общения, опы­та поведения.

3. Методы стимулирования и мотивации деятельнос­ти и поведения.

4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения.

 

1. Методы формирования сознания личности включают в себя разъяснение, беседу, рассказ, дис­пут, лекцию, пример. Естественно, что для работы с детьми дошкольного возраста не все названные ме­тоды этой группы могут использоваться в полной мере, а некоторые и совсем не применяются (лек­ция, диспут).

Эти методы направлены на обогащение и разви­тие сознания детей знаниями об окружающей действи­тельности, о прекрасном в природе и обществе, о нрав­ственных правилах обучения, о труде взрослых. С помощью этих методов у детей формируются систе­ма понятий, взгляды, убеждения. Кроме того, назван­ные методы помогают детям учиться обобщать свой жизненный опыт, оценивать свое поведение.

Главным инструментом здесь является слово. С помощью словесного воздействия на ребенка стиму­лируется его внутренняя сфера, и он сам постепенно учится высказывать свое мнение о том или ином по­ступке сверстника, литературного героя и т. д. Данная группа методов способствует также развитию самосо­знания, а в конечном итоге приводит к самоограничению и самовоспитанию.

В дошкольной образовательном учреждении осо­бенное место отводится рассказу.

Рассказ – это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов. С помощью рассказа воспитанни­ки получают знания о нравственных поступках, о пра­вилах поведения в обществе, учатся отличать хорошее от плохого. В процессе рассказа воспитатель учит детей определенному отношению к героям повествова­ния, раскрывает детям понятие положительного по­ступка, рассказывает, каким героям и их качествам можно подражать. Рассказ дает возможность с новых позиций рассматривать свое личное поведение и по­ведение сверстников.

Для детей младшей группы для рассказа подбирают­ся в основном сказочные герои, и при этом их должно быть не больше 2 – 3, т. к. большое количество героев в рассказе дети воспринимают с трудом. Для детей сред­ней и старшей групп рекомендуются более сложные рассказы. Дети этого возраста уже способны частично анализировать рассказ и делать некоторые выводы.

Метод рассказа требует от воспитателя эмоцио­нального изложения, определенной артистичности.

Разъяснение как метод воспитания постоянно ис­пользуется в работе с детьми дошкольного возраста. Это связано с тем, что дети имеют небольшой жизненный опыт и не всегда знают, как и в какой ситуации надо поступать. Дошкольники осваивают опыт нравственно­го поведения, общения со сверстниками и взрослыми и поэтому естественно нуждаются в разъяснении пра­вил поведения, определенных требований, в частности необходимости выполнения режимных моментов в детском саду.

Самое главное при использовании метода разъяс­нения – не превращать его в нотацию. Разъяснение на новых фактах, примерах из литературы, мультфильмов будет более эффективным в развитии и воспитании ребенка, чем постоянное морализирование.

Беседа – это метод, связанный с диалогом. Диа­лог может вестись с одним воспитанником, с несколь­кими или фронтально, с большой группой детей

Лучше беседу проводить с подгруппами (5 – 8 че­ловек), т. к. в этом случае все дети могут принять уча­стие в диалоге.

Беседа предполагает подбор такого материала, который по своему содержанию близок детям конкрет­ной возрастной группы. Беседа – это привлечение самих детей к формированию у них определенных суждений, оценок.

По своему содержанию беседа может быть эти­ческой, эстетической, затрагивающей явления обще­ственной жизни, а также о фактах науки.

Любая беседа требует хорошего знания своих вос­питанников, их возможностей для участия в диалоге.

Когда проводятся беседы на этическую тематику, особенно необходимо доверие детей к своему воспита­телю. Главной фигурой при проведении беседы дол­жен быть воспитатель или педагог, поэтому он должен быть образцом, примером для подражания. В.А. Сухо-млинский отмечал: «Слово этического поучения имеет силу в устах воспитателя лишь тогда, когда он имеет моральное право поучать».

Беседа как метод воспитания постоянно присут­ствует в дошкольном образовательном учреждении, но полагаться только на этот метод нельзя, так как функ­ция беседы носит ограниченный характер. Тем более, что дети дошкольного возраста еще не имеют доста­точного жизненного опыта для глубокого и самостоя­тельного анализа фактов и содержания беседы.

И вот тут очень важен пример как метод воспита­ния, который широко используется воспитателем и специалистами дошкольных учреждений.

Пример – это прежде всего своеобразный на­глядный образ, яркий показательный образец, достой­ный подражания. Среди функций положительного примера как метода воспитания можно выделить сле­дующие: социальную, управленческую, воспитатель­ную, познавательно-ориентирующую, стимулирующую, корректирующую.

Я.А. Коменский в свое время отмечал: «Длинен и труден путь через правила, легок и успешен через примеры». В воспитательной работе с дошкольника­ми пример является своеобразным наглядным посо­бием.

Используя пример в процессе воспитания и раз­вития ребенка, важно знать, что он связан с подража­нием детей. Ребенок всегда кому-нибудь подражает старшему брату, более сильному или умному товари­щу, матери, отцу.

Подражание особенно свойственно дошкольни­кам. Вначале это бессознательное подражание, а уже к выпуску из дошкольного учреждения ребенок от бес­сознательного подражания переходит к преднамерен­ному, т. е. от подражания внешним действиям к подра­жанию внутренним качествам и свойствам личности, так как не всегда может их определить, выразить в сло­весной форме, но он подражает внешним проявлени­ям поступков своих героев и дает этому свое детское объяснение.

Часто в жизни мы сталкиваемся с фактами подра­жания отрицательным поступкам и отрицательным качествам личности. Вот в этом случае особенно важна роль воспитателя в развенчании таких отрицательных примеров.

Особую роль играет пример самого воспитателя. Испытывая положительные эмоции к своему воспита­телю, дети любят говорить о нем постоянно и причем только самое хорошее. Воспитатель – пример для ре­бенка во всех случаях жизни.

2. Методы организации деятельности, общения, опыта поведения объединяют такие методы, как приуче­ние, упражнение, создание воспитывающих ситуаций.

Ребенок осваивает окружающую действительность, познает мир в процессе разнообразной деятельности. Деятельность в природной и социальной среде – не­пременное условие развития и воспитания личности.

Дети дошкольного возраста постоянно участвуют в разнообразной деятельности. Они могут играть не­большими группами, строить песочные дома и крепо­сти индивидуально и со своими сверстниками, любят спортивные игры, активно участвуют в познаватель­ных речевых и математических конкурсах, играх.

В таких совместных видах деятельности складываются интересы и стремления детей, развиваются их способ­ности, закладывается фундамент нравственных ка­честв. Можно сказать, что воспитание личности есть прежде всего развитие ее деятельности.

Деятельность сама по себе не будет иметь должно­го воспитательного значения, если нет определенного, целенаправленного руководства ею, если не использу­ются педагогически оправданные методы воздействия на детей.

Педагогическое руководство деятельностью воспи­танников опирается на структуру деятельности, ее звенья.

В работе с детьми дошкольного возраста использу­ется комплекс различных видов деятельности, так как один вид деятельности не может обеспечить разносто­роннего развития ребенка, его природных задатков.

А.Н. Леонтьев, известный отечественный психолог, разрабатывая проблему ведущего вида деятельности в развитии детей, отмечал, что деятельность не может положительно повлиять на воспитуемого, если она не имеет для него «личностного смысла».

По отношению к личности дошкольника деятель­ность будет нейтральной, если воспитатели и педагоги не найдут соответствующего способа ее педагогичес­кой инструментовки. В этой инструментовке и должны сочетаться определенные приемы воспитания, направ­ленные на социально нравственное становление лич­ности, формирование опыта поведения.

Среди методов организации деятельности наибо­лее часто используется приучение. Приучение направ­лено на выполнение детьми определенных действий в целях превращения их в привычные и необходимые способы поведения.

Формированию привычки поведения в свое вре­мя особое внимание уделял К.Д. Ушинский. Он ука­зывал, что с помощью воспитания привычек, убежде­ния делаются наклонностью и мысль переходит в дело.

Приучить ребенка правильно вести себя необхо­димо с момента его прихода в младшую группу дет­ского сада. При этом следует соблюдать определенные педагогические условия.

Воспитатель для себя четко определяет, какие при­вычки поведения необходимо формировать на каждом возрастном этапе развития ребенка. Определяется их минимум для каждой возрастной группы детей, опреде­ляются показатели и критерии их формированности.

Затем детям дается образец выполнения опреде­ленных действий (убрать на место игрушки, помыть самостоятельно руки, научиться внимательно слушать взрослых и сверстников и т. п.).

Для выполнения необходимых действий с помощью метода приучения требуется определенное время и неоднократное повторение. Сначала воспитатель доби­вается точности выполнения действий, а затем быст­роты и качества.

Естественно, что приучение связано с контролем со стороны взрослых. Такой контроль требует от педа­гогов и воспитателей внимательного, заботливого от­ношения к детям, тактичного объяснения и оценки деятельности ребенка. Позднее дети сами научатся контролировать свои действия – хорошо ли убрал в игровом уголке, правильно ли разложил строительный материал, все ли собрал карандаши и краски.

Режим жизни в детском саду положительно вли­яет на всю последующую жизнь ребенка в семье, в школе.

Метод приучения органически связан с таким ме­тодом воспитания как упражнение. Если метод приуче­ния связан непосредственно с процессом, действием, то при использовании упражнения требуется, чтобы дети прониклись пониманием личностной значимости выполняемого действия.

Система упражнений необходима для формирова­ния привычек правильного поведения. Упражнение в своей основе имеет многократные повторения, закреп­ление, совершенствование нужных способов действий. Однако нельзя представлять упражнение как дресси­ровку, как механическое повторение действий. Упраж­нения связаны с организацией жизни детей, с их раз­нообразной деятельностью. Именно в деятельности с помощью упражнений дети учатся поступать в соот­ветствии с принятыми в обществе нормами и правила­ми. Например, дети играют в магазин. Здесь они учат­ся быть продавцом и покупателем, учатся быть взаимно внимательными.

С помощью метода упражнений ре­бенок в специально созданных педагогических ситуа­циях овладевает опытом общественного поведения.

При использовании методов приучения и упраж­нения нельзя обойтись и без такого метода, как созда­ние воспитывающих ситуаций.

Воспитывающие ситуации специально создаются педагогами и воспитателями, когда необходимо поста­вить ребенка перед фактом выбора поступка (пригла­сить ли сверстника в игру, поделиться или нет люби­мой игрушкой, сначала выполнить задание, а потом продолжить игру). Воспитательная ситуация – это всегда наличие выбора, это конфликт, борьба внугрен-них побуждений с нормами поведения, принятыми в обществе. Правильно подобранные педагогические ситуации могут быть одним из необходимых и мощных стимулов развития и воспитания ребенка.

Воспитательное действие педагогической ситуации бывает иногда так сильно и результативно, что надолго определяет направленность нравственной жизни ре­бенка.

3. К методам стимулирования и мотивации дея­тельности и поведения относятся: поощрение, наказа­ние, соревнование.

Среди указанных методов наиболее употребитель­ны в дошкольном образовательном учреждении – поощрение и наказание.

Поощрение – это способ положительной оценки поведения ребенка или группы детей. Поощрение все­гда связано с положительными эмоциями. При поощ­рении дети испытывают гордость, удовлетворение, уверенность в правильном поведении и поступке. Переживая удовлетворение своим поведением, ребе­нок внутренне готов к повторению хороших поступков. Поощрение выражается в виде похвалы, одобрения. В поощрении особенно нуждаются замкнутые дети, ис­пытывающие робость, несмелость, являющиеся след­ствием негативных отношений в семье.

В дошкольном учреждении поощрение часто свя­зано с наградой в виде разрешения поиграть с опре­деленной игрушкой или получении дополнительных материалов для игры. Особенно необходимо одобрение, похвала при проведении учебного занятия.

Однако следует постоянно следить за тем, как дети ре­агируют на поощрение, – ждут подарков или начи­нают зазнаваться и т. д. Воспитатель не должен по­стоянно хвалить, поощрять одних и тех же детей. При использовании метода поощрения особенно важно знать индивидуальные особенности детей и в полной мере осуществлять личностно-ориентированный под­ход в воспитании.

Наказание принято считать дополнительным ме­тодом воспитания. Само наказание связано с осужде­нием отрицательного поступка, отрицательного отно­шения к той или иной деятельности. Оно направлено на корректирование поведения ребенка. Если этот метод используется правильно, то он должен вызывать у ребенка желание не поступать плохо, формировать умение оценивать свое поведение. Главное – наказа­ние не должно вызывать у ребенка страдания, отрица­тельных эмоций.

К методу наказания воспитатели должны относить­ся очень осторожно. Следует учитывать, что в совре­менных условиях дети очень импульсивны, они эмоци­онально реагируют на любое наказание. Кроме того, современные дошкольники подвержены самым раз­личным заболеваниям, они физически слабые. В педа­гогической теории всегда отношение к наказанию было отрицательным, а в большинстве случаев противоре­чиво. При наказании ни в коем случае нельзя изолиро­вать ребенка от группы сверстников, а некоторых де­тей нельзя осуждать в присутствии других.

В практической деятельности педагоги, воспитате­ли, выбирая методы воспитания, руководствуются це­лью воспитания, его задачами и содержанием. При этом важное значение имеет возраст детей, и индивиду­альные особенности большей части воспитанников.

В основу воспитательного процесса берутся не отдельные методы, а их система. Эта система методов постоянно изменяется, варьируется в зависимости от возраста детей, уровня их воспитанности. Здесь необ­ходимо педагогическое мастерство, наличие творчес­кого подхода в организации воспитательного процес­са.

Вспомним К.Д. Ушинского, который отмечал: «Мы не говорим педагогам, поступите так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте сообра­жаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которые вы хотите их приложить. Не только обстоя­тельства эти бесконечно разнообразны, но и самые натуры воспитанников не походят одна на другую. Можно ли при таком разнообразии обстоятельств вос­питания и воспитуемых личностей предписывать ка­кие-нибудь общие воспитательные рецепты».

 

Консультация «Методы воспитания дошкольников»

Консультация «Методы воспитания дошкольников»

Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели. С помощью методов воспитания корректируется поведение детей, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения, отношения к себе и окружающему. Эффективность методов повышается при использовании их в разных ситуациях образовательного процесса в ДОУ, в различных видах детской деятельности, а также, если они применяются педагогом в единстве и постоянно варьируются.

Вариативность методам придают приемы воспитания, которые являются органичной частью метода, это отдельное действие воспитателя внутри конкретного метода. Например, приемы методов наказания – наказание, отсроченное во времени, наказание коллективным осуждением, неодобрительный взгляд взрослого, лишение любимого занятия.

Эффективность воспитания также зависит от знания закономерностей воспитания и их учета. В дошкольной педагогике раскрывается целый комплекс методов воспитания дошкольников. Существует несколько классификаций методов воспитания.

Первая из них делит все методы воспитания по источнику воздействия на личность: наглядные, словесные, практические. В основании второй классификации лежит структура деятельности человека (в том числе ребенка). Эта классификация предложена Ю.К. Бабанским. Она отражает смысл деятельностного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Суть его заключается в том, что воспитание и развитие личности может эффективно осуществляться в процессе включения ее в разнообразные виды деятельности и отношения с окружающими. Выделяются 4 группы методов воспитания:

– методы формирования сознания личности;

– методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

– методы стимулирования поведения и деятельности воспитанников;

– методы контроля и анализа эффективности воспитательного процесса.

Методы воспитания дошкольников в ДОУ и семье (с ориентацией на классификацию методов воспитания Ю.К. Бабанского)

Методы формирования сознания личности

Направлены на формирование знаний детей о нормах и правилах поведения, общения, деятельности в обществе, их осознание детьми, включение их в картину мира дошкольника.

1. Словесные методы: этические беседы, рассказ, разъяснение, убеждение, чтение литературы, анализ поступков героев книг, мультфильмов, взрослых и детей в жизненных ситуациях.

2. Наглядные методы: наблюдение за поведением взрослых и детей, демонстрация кино- и видеоматериалов, жизненных ситуаций, примеров поведения и общения взрослых, рассматривание слайдов, картинок, иллюстраций с воспитательным содержанием, театрализация жизненных и сказочных ситуаций, поступков героев.

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения

Направлены на формирование личного опыта дошкольников в области практического поведения и деятельности в обществе.

1. Приучение (формирование привычки действовать определенным образом).

2. Упражнение (многократное повторение действия для его закрепления, формирования навыков).

3. Воспитывающие ситуации, в основе которых лежит конфликт – борьба нормы и внутренних побуждений ребенка.

4. Игровые методы: игры-драматизации, ролевые игры, обыгрывание жизненных ситуаций и вариантов поведения в них.

Методы стимулирования деятельности и поведения Направлены на стимулирование социально принятых проявлений личности ребенка. Дошкольник нуждается в поддержке и одобрении взрослого; это является самым мощным стимулом его воспитания и развития.

1. Поощрение (одобрение, тактильный контакт, похвала, поощряющий взгляд, жест, авансированное доверие, вручение наград, медалек, жетонов).

2. Порицание (неодобрительный взгляд, замечание, лишение обещанной награды, ограничение в деятельности, запрет, метод естественных последствий).

3. Создание для ребенка ситуации успеха, одобрения, поддержки взрослого.

4. Соревновательные методы.

Методы контроля и анализа эффективности воспитательного процесса

Направлены на анализ и оценку результатов воспитательного процесса; диагностику уровня воспитанности дошкольников; сопоставление поставленных целей, достигнутых результатов.

1. Наблюдение за поведением, характером общения и деятельности ребенка.

2. Специальные ситуации, диагностирующие уровень воспитанности ребенка. (Если бы у тебя была волшебная палочка, что бы ты сделал?)

3. Беседы с детьми и родителями.

4. Анкетирование специалистов ДОУ, родителей.

5. Обыгрывание проблемных жизненных ситуаций, в основе которых лежит нравственный выбор.

6. Социометрия с выяснением зависимостей между воспитанностью и успешностью, местом ребенка в группе.

7. Специально разработанные методики оценки развитости личностных качеств, черт характера, направленности личности, ее свойств, способностей, умений.

72 метода воспитания — Родовое соединение

от Family Lab Австралия / Новая Зеландия

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

В Скандинавии мы с большой уверенностью обсуждали методы воспитания детей вплоть до середины 1970-х годов. Мы считали, что дети асоциальны и потенциально похожи на животных; поэтому взрослым приходилось общаться с ними и использовать «методы», которые обеспечивали бы индивидуальное и социальное развитие детей. Методы варьировались в зависимости от идеологии, но идея о необходимости использования «метода» оставалась неизменной до недавнего времени.
Теперь, когда мы знаем, что дети — настоящие люди от рождения, абсурдно говорить о «методах». Подумайте на мгновение, как бы мы звучали, если бы применили эту концепцию к отношениям между взрослыми. Представьте, например, что мужчина говорит другу или терапевту: «Я влюблен в высокую черноволосую женщину из Португалии, но у меня с ней много проблем. Можете ли вы дать мне метод, чтобы с ней было легче жить? » Ясно, что ни один взрослый не подумает о приближении к другому взрослому с этой идеей.Но именно так мы подошли к нашим отношениям с детьми с начала восемнадцатого века.
Когда рождаются дети, они становятся полностью людьми, то есть общительными, отзывчивыми и сочувствующими. Этим качествам не учат, но они врожденные. Однако для развития этих качеств детям необходимо находиться со взрослыми, которые ведут себя уважительно и моделируют социальное, человеческое поведение. Использование метода — любого метода — не только излишне, но и деструктивно, потому что сводит детей к объектам по сравнению с теми, кто им наиболее близок и дорог.По мнению как клиницистов, так и исследователей, пора изменить наши отношения с детьми — перейти от субъектно-объектных отношений к субъект-субъектным.

ВОЗРАСТ ОПЕРАЦИИ

Примерно в возрасте двух лет дети постепенно начинают освобождаться от своей полной зависимости от родителей. Внезапно они обнаруживают свою автономию — открытие, которое они буквально отмечают, говоря «нет» всему, что вы говорите или спрашиваете. С восторженной улыбкой на лицах они говорят «нет», а послание звучит так: «Послушайте, я больше не вы! Я Я — разве это не чудесно? » Они не отказываются выступать против своих родителей.Они хотят иметь возможность думать, чувствовать и действовать самостоятельно. Нет никаких сомнений в том, когда начнется этот независимый век. Однажды утром, когда вы одеваете свою двухлетнюю дочь, она тянет вас за руку и говорит: «Я могу!» или «Я сделаю это!» А как реагирует большинство родителей? Они говорят: «Прекрати! Вы не можете этого сделать. Мне пришлось. У нас нет времени играть в игры! » Другими словами, когда дети становятся независимыми, многие родители становятся непокорными!
Тем не менее, этот краткий анекдот также показывает, насколько умны дети в сотрудничестве! Если родитель встречает растущую независимость своего двухлетнего ребенка с неохотой и неповиновением, ребенок в течение нескольких недель станет либо самоуверенным, встречая вызов с вызовом, либо полностью потеряет инициативу и станет еще более зависимым.
Маленькие дети неизбежно становятся все более независимыми и самостоятельными — это часть их развития. Только тоталитарная система рассматривает естественное и поступательное развитие уникальной личности ребенка как проблему. Описание детей как «непокорных» — типичная уловка власть имущих; он предназначен для того, чтобы держать детей в подчинении.
В этом возрасте ваш ребенок делает свои первые шаги к своей индивидуальности, и если вы, как родитель, вступаете в борьбу за власть со своим ребенком, много ценной энергии тратится впустую, и вы, возможно, внедряете в своего ребенка опыт, который становятся очевидными, когда он достигает половой зрелости.

УСТАНОВКА ОГРАНИЧЕНИЙ

Внутри властной структуры необходим закон и порядок; поэтому в прошлом были установлены ограничения для управления физическими, умственными и эмоциональными занятиями детей. Эти ограничения — что дети могут и не могут, должны и не должны делать — соблюдались, как если бы семья была подразделением полиции.
Эта система привела к тому, что взрослые стали утверждать, что определенные ограничения были полезны и полезны для детей — предложение, которое многие люди приняли, хотя нет никаких доказательств, подтверждающих его.Позвольте мне пояснить: это правда, что дети развиваются гармонично и здоровым образом, когда взрослые в семье устанавливают некоторые ограничения. Но, как я объясню позже, важно, чтобы и дети, и взрослые устанавливали свои собственные границы. Вопрос об установлении ограничений для других — это, прежде всего, выражение силы.
Вопрос о границах неизбежно возникает всякий раз, когда родители обсуждают воспитание детей. Мы склонны думать, что только нашему поколению трудно устанавливать границы, что наши родители справились с этой задачей с большей легкостью.Фактически, установить пределы всегда было сложно. Родители всегда спрашивали у экспертов совета о том, как заставить детей «реагировать» или «подчиняться», как они это называли. Пока семьи стремились поддерживать структуру власти, родителям советовали думать об установлении ограничений с точки зрения четырех элементов: единства, твердости, последствий и справедливости. Давайте рассмотрим каждый из них по очереди.

ЕДИНСТВО

«Единство — сила», как говорится, и именно в этом смысл одного из важнейших кредо семьи: «Важно, чтобы родители договорились о том, как воспитывать детей.«Я встречал бесчисленное количество пар, которые пожертвовали своим браком, чтобы соответствовать этому идеалу, и которые страдали от непреодолимого чувства вины из-за того, что им это не удалось. Они считали, как и многие родители, что дети чувствуют себя в большей безопасности, когда их родители соглашаются, и что они причиняют вред своим детям, когда не соглашаются. Некоторая разобщенность допускалась, но только если она выражалась после того, как дети легли спать. Когда присутствовали дети, требовалось не что иное, как безусловное единство.Однако этот Символ веры верен только в том случае, если мы настаиваем на том, чтобы рассматривать семью как политическую единицу. Когда власть имущие должны обеспечивать соблюдение закона и порядка, им выгодно договориться, чтобы они могли выступить перед своими детьми единым фронтом.
Родители также понимали, что разобщенность позволит детям натравить одного родителя на другого, чтобы вбить клин в лидерство семьи. Однако на практике родители редко соглашаются. Например, во многих семьях папы применяют дисциплинарные меры только для того, чтобы мамы вмешивались с большей снисходительностью.В этой ситуации мама рассматривается не как нелояльный солдат, а скорее как помощник в семье, чья работа заключается в оказании помощи раненым. Тем не менее, даже выполняя эту роль, многие женщины никогда не ставили под сомнение необходимость установления границ и не думали исследовать ограничения, в которых они сами жили.
Для меня неважно, согласны родители о воспитании или нет. В принципе, им нужно согласиться только в одном, а именно в том, что можно не соглашаться. Только когда их родители воспринимают различия друг друга как неправильные и нежелательные, дети становятся незащищенными.

УСТОЙЧИВОСТЬ

Твердость, которая связана с единством, также считается необходимой для сохранения структуры власти. Когда члены семьи высказывают разные мнения, разлад воспринимается как враждебная оппозиция и создает конфликт. Что для взрослых значит быть твердым? Они должны быть в состоянии сказать в унисон: «НЕТ!» когда дети не слушаются.
Здоровая альтернатива этой силовой игре — открытый личный диалог, учитывающий желания, мечты и потребности детей, а также взрослых.Действовать таким образом — значит демонстрировать истинное лидерство.

ПОСЛЕДСТВИЯ

Предположим, что дети все еще не слушаются, даже после того, как оба родителя заговорили единым и твердым голосом. Что дальше? Вне зависимости от конкретного конфликта родители обычно выбирают одно из двух последствий: либо прибегают к физическому насилию, либо ограничивают личную свободу детей. Ни одно из этих последствий нелегко осуществить. Большинство из нас не могут причинить физический вред своим детям или ограничить их личную или социальную свободу с чистой совестью.Вот почему мы прибегаем к этим знакомым оправданиям:
• «Это для вашего же блага!»
• «Ты поймешь, когда вырастешь!»
• «Вы должны научиться приспосабливаться!»
• «Мне больнее, чем тебе!»
• «Если ты не послушаешь, нам придется вбить в тебя!»
• Когда родитель говорит: «Я принимаю решения здесь!» дети учатся подчиняться или бунтовать
Когда родитель говорит: «Детей нужно видеть, а не слышать!». Дети узнают, что у них нет свободы слова и что им нужно подвергать себя цензуре.
Интересно, что после наказания своих детей многие родители начинают беспокоиться, что они испортили свои отношения с ними. Обычно родители затем выражают этот страх как требование: «Обними своего отца сейчас, и давай забудем об этом» — или, более косвенно, как вопрос: «Мы снова друзья?» По иронии судьбы, взрослые часто говорят друг другу, разрывая любовные отношения: «Разве мы не можем оставаться друзьями?»
Эти чувства неловкости и сомнения оправданы. Расправляясь с последствиями и наказанием, родители постепенно разрушают свои отношения со своими детьми.Они снимают с себя всю ответственность за возникший конфликт и превращают ребенка в виноватую. Такой подход подрывает не только доверие ребенка к родителям, но и его самооценку.
Термин «последствия» стал более мягким синонимом наказания, и обычно его объясняют тем, что необходимо или даже полезно, чтобы дети узнали, что их действия и поведение имеют последствия. По моему опыту, наказание не является ни необходимым, ни здоровым, поэтому неплохо было бы проводить различие между наказанием и тем, что мы могли бы назвать естественными последствиями.
«Если вы не можете сидеть спокойно за столом, то не получите десерта!» Это наказание
«Если вы съедите еще мороженого, вы, вероятно, получите туз желудка». Это естественное следствие

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Для многих родителей большая часть воспитания детей была связана с критикой и исправлением детей, когда они действовали неправильно. Таким образом, дети должны были признать, что сделали что-то не так, или продемонстрировать искреннее раскаяние. Согласно этой модели, взрослые обязаны заставить детей признать, что они действительно и серьезно ошибались.Только после того, как они признают свою неправоту, дети могут начать совершенствоваться. Такой образ мышления породил такие известные выражения, как
• «Позор вам!»
• «Тебе должно быть стыдно!»
• «Вам не стыдно за себя?»
В рамках этой системы воспитания детей, в которой любой конфликт между родителями и детьми может быть объяснен отсутствием или неудачей в воспитании ребенка, концепция справедливости была введена в качестве руководства для власть имущих. Практически это позволяло взрослым до исполнения наказания удостовериться в истинной виновности ребенка.Таким образом, родители обращали внимание не столько на насилие, которое они совершат, сколько на несправедливость, которая может возникнуть, если они накажут ребенка, который на самом деле невиновен.
Парадоксально, но поскольку их родители руководствовались этой концепцией справедливости, дети часто вспоминали (и протестовали против) только те эпизоды, за которые они были наказаны за то, чего они на самом деле не делали. Более общее — и глубоко несправедливое — переживание «неправоты» подавлялось, потому что это было нормально, то есть это было нормальным состоянием ума детей, выросших в системе, в которой критика считалась краеугольным камнем их образования и воспитания. .
Концепция справедливости также всплыла в тех семьях, в которых родители очень старались не относиться к своим детям «иначе». Согласно этому образу мышления, дети — независимо от того, насколько они разные — должны получать в праздничные дни одни и те же подарки, одинаковые награды, одинаковое наказание и одинаковое воспитание. В результате некоторые дети получили то, что им действительно было нужно, а некоторые — нет — это была жеребьевка. Но родители могли не сомневаться в том, что они были «справедливы».
Описанный мною набор ценностей, проистекающий из устаревшего понимания природы детей, все еще широко практикуется во многих частях мира. Независимо от того, что можно думать об этой системе воспитания, мы должны признать, что методы сильно коррелируют с успехом, или, по крайней мере, так было раньше. И все же цель — воспитать хороших детей — коварна. Это резюмировано в предупреждении, которое мои друзья, и я слышал бесчисленное количество раз, когда мы росли: «Теперь не забывайте вести себя прилично, чтобы другие люди видели, что вы воспитаны правильно!»
Приоритеты наших родителей основывались на этой внешней ценности: дети учились «ладить», «вести себя хорошо», «соответствовать», «правильно говорить»; и что они говорят: «Спасибо», «Как поживаете?» и «Спасибо, что приняли меня.«Дети не должны были быть самими собой. Ожидалось, что они будут «действовать» точно так же, как в пьесе. И, как и от актеров, от них требовалось выучить свои реплики.
Спустя годы, зная о детях гораздо больше, чем наши родители, нам легко быть мудрыми. Нам нужно напоминать себе, что те родители, которые по-прежнему придерживаются концепции семьи как структуры власти, делают это потому, что искренне верят, что это лучше для их детей. Они не воспринимают эту систему воспитания в первую очередь как выражение власти.

.

Дошкольное воспитание изображений, стоковых фотографий и векторных изображений

В настоящее время вы используете более старую версию браузера, и ваш опыт работы может быть не оптимальным. Пожалуйста, подумайте об обновлении. Учить больше. ImagesImages homeCurated collectionsPhotosVectorsOffset ImagesCategoriesAbstractAnimals / WildlifeThe ArtsBackgrounds / TexturesBeauty / FashionBuildings / LandmarksBusiness / FinanceCelebritiesEditorialEducationFood и DrinkHealthcare / MedicalHolidaysIllustrations / Clip-ArtIndustrialInteriorsMiscellaneousNatureObjectsParks / OutdoorPeopleReligionScienceSigns / SymbolsSports / RecreationTechnologyTransportationVectorsVintageAll categoriesFootageFootage homeCurated collectionsShutterstock SelectShutterstock ElementsCategoriesAnimals / WildlifeBuildings / LandmarksBackgrounds / TexturesBusiness / FinanceEducationFood и DrinkHealth CareHolidaysObjectsIndustrialArtNaturePeopleReligionScienceTechnologySigns / SymbolsSports / RecreationTransportationEditorialAll categoriesEditorialEditorial главнаяРазвлеченияНовостиРоялтиСпортМузыкаМузыка домойПремиумBeatИнструментыShutterstock EditorМобильные приложенияПлагиныИзменение размера изображенияКонвертер файловСоздатель коллажейЦветовые схемыБлогГлавная страница блогаДизайнВидеоКонтроллерНовости
PremiumBeat blogEnterprisePric ing

Войти

Зарегистрироваться

Меню

ФильтрыВсе изображения
  • Все изображения
  • Фото
  • Векторы
  • Иллюстрации
  • Редакционные
  • Видеоряд
  • Музыка

  • Поиск по изображению

дошкольное воспитание

Сортировка

Самое актуальное

Свежее содержание

Тип изображения

Все изображения

Фото

Векторы

Иллюстрации

Ориентация

Все ориентации

По горизонтали

По вертикали

Цвет .

10 подготовительных заданий для дошкольников

Мой старший возраст, которому почти 5 лет, недавно начал посещать чудесный церковный детский сад. В школе его просят назвать свое имя, а также другие буквы, над которыми они работают. Когда я смотрю, как он пишет, я замечаю, что он расстроен, когда не может точно следовать строчке. (я думаю, что он унаследовал от меня эту черту перфекционизма… извините!) Я также замечаю, что ему трудно управлять письменными принадлежностями. Потому что я увидел неуверенность в его писательских способностях и решил помочь ему в этом.Я понял, что лучше всего начать с развития силы рук и отработки мелкой моторики. Детям необходимо развить силу рук с помощью мелкой моторики, прежде чем начать писать. Итак, сегодня я делюсь 10 заданиями, которые мы выполняли дома, чтобы укрепить руки моего дошкольника.

10 Pre-Writing Activities for Preschoolers

Пластилин

Просто поиграйте с пластилином, чтобы укрепить руки. Практикуйтесь в изготовлении мячей, скатывании пластилина в змей или создании забавных рисунков.

Soft Playdough

Покраска ватных наконечников

Попрактикуйтесь в захвате клешнями, рисуя ватной палочкой. Детям нравится это занятие, и вы можете творить прекрасное искусство!

painting with q-tips

Шнуровка

Вы можете купить карты со шнуровкой или сделать свои собственные из листов пенопласта или картона, как мы это делали при шнуровке сердечек или шнуровке корон. Это действительно отличная тренировка для развития мелкой моторики!

Lacing

Средства для чистки бус и труб

Используйте клещи, чтобы надеть валики на очистители труб.

Beads for Fine Motor

Практика резки

Использование ножниц — отличный способ укрепить руки. Если бумагу трудно разрезать, попробуйте вырезать пластилин.

Cut Playdough

Запишите в кукурузной муке

Это так весело! Просто насыпьте на поднос кукурузную муку, сахар или муку. Затем позвольте вашему ребенку писать пальцем, создавая буквы или рисунки.

Writing in Corn Meal

После того, как вы будете писать пальцами, попробуйте использовать письменные принадлежности. Поощряйте использование ручки штатива на посуде.

Prewriting Activity in Corn Meal

Пинцет

Легкая мелкая моторика — перенос предметов с помощью пинцета или щипцов. Даже малыши могут попробовать это! Мне нравится этот пинцет для скунсов, который мы нашли в местном магазине для образовательных учреждений. (Извините, я не могу найти его в Интернете!)

Tweezers for Fine Motor

Прищепки

Чтобы открыть прищепку, нужно много сил. Я люблю использовать карточки со счетом и клипсой, чтобы практиковаться в использовании прищепок. Ребенок просто считает предметы на карточке, а затем кладет прищепку на правильный номер.Вы можете бесплатно скачать наши клип-карты с изображением животных пустыни здесь или клипы для воздушных змеев здесь.

Count & Clip Cards

Грубая бумага

Скручивание бумаги в шарик — отличный способ укрепить руки! Вы можете использовать газету, папиросную бумагу, оберточную бумагу или обычную бумагу. А какой ребенок не любит кидать бумажные шары ?!

Scrunching paper for building hand strength

Капельницы

Просто возьмите стакан воды и попросите ребенка попрактиковаться в использовании капельницы. Я покрасила нашу воду пищевым красителем и попросила его перелить всю воду из одной чашки в другую.Сжимающие движения помогут укрепить руку ребенка.

Water Dropper

Хотя мелкая моторика очень важна, дайте ребенку возможность попрактиковаться в использовании письменных принадлежностей. Позвольте им использовать маркеры, цветные карандаши, цветные карандаши, маркеры для сухого стирания и т. Д. Еще один совет — ломайте мелки пополам, чтобы было легче писать.

Coloring with Markers

Ключ к хорошему почерку — постоянная тренировка мелкой моторики. Если у вашего ребенка плохой почерк, возможно, ему нужно больше попрактиковаться в мелкой моторике.Чтобы узнать больше по этой теме, я рекомендую прочитать эту статью об обучении почерку, написанную моим другом-блоггером ОТ.

После пары недель выполнения этих действий перед написанием я заметил, что его руки стали сильнее и почерк стал лучше! И он чувствует себя намного увереннее в письме. Мы продолжим работать над этим!

Какие действия по предварительной подготовке вы бы добавили в этот список?

Поделиться — это забота!

  • Facebook162
  • Twitter
  • Pinterest2899
.

4 Качество дошкольной программы | Жажда учиться: обучение дошкольников

для всех детей, они больше всего отличались от домашних условий детей с низким доходом и детей из числа меньшинств (Heath, 1983). По крайней мере, иногда учителя использовали дискурсивный паттерн, вовлекающий детей в последовательность «инициирование-ответ-оценка» (Mehan, 1979). Например, учитель может спросить: «Как вы думаете, что из этого будет плавать в воде?» Ребенок отвечает: «Пробка». Учитель говорит: «Посмотрим, правы ли вы.Детей дошкольного возраста также знакомили с такими стратегиями запоминания, как репетиция и категоризация (Cole et al., 1971; Wagner, 1978).

Хотя модели философски различались в отношении методов, содержание программ было одинаковым для всех программ, потому что все они в некоторой степени основывались на традиционной практике детских садов и яслей в Соединенных Штатах (Frede, 1998). Типичные занятия в классе и материалы включают формы, цвета, размеры, числа, животных, транспорт, предлоги, времена года и праздники.Программы разделили сильный упор на язык. Учителя предоставили образец стандартного английского языка и контекст, который предоставил детям возможности и стимулы для того, чтобы научиться говорить так, чтобы их можно было понять, научиться понимать других и выражать символические концепции с помощью речи.

Конечно, эти типовые программы также различались направленностью преподавателей и разработчиков программ. Например, некоторые из них больше всего концентрировались на когнитивном развитии, в то время как другие уделяли больше внимания социальному и эмоциональному развитию (Day and Parker, 1977; Lazar et al., 1977). Несмотря на их различия, описанных выше общих черт достаточно, чтобы гарантировать, что все они привели к значительному прогрессу в когнитивном развитии. Однако различия в программах могли вызвать некоторые различия в когнитивных эффектах и, в большей степени, в социальном и эмоциональном развитии. Исследования, сравнивающие эти программы и другие, разработанные на основе этих моделей, накапливались за многие годы и дают существенное представление о важности различий между моделями.

Были подняты вопросы о том, в какой степени результаты лонгитюдных исследований высококачественных вмешательств для детей дошкольного возраста из малообеспеченных семей можно распространить на широко распространенные, плохо финансируемые программы (Barnett and Camilli, в печати; Chubrich and Kelley, 1994 ; Haskins, 1989; Woodhead, 1988). Критики предполагают, что государственные программы не повторяются —

.