Стратегии разрешения конфликта: Урок 4. Стратегии разрешения и урегулирования конфликтов
7 эффективных стратегий поведения в конфликте
Вы когда-нибудь пробовали найти двух абсолютно идентичных людей? Даже если найдутся те, кто может ответить на этот вопрос утвердительно, вероятность того, что их поиски увенчались успехом, очень мала, ведь двух одинаковых людей, так же как и двух одинаковых отпечатков пальцев или двух одинаковых радужек глаз, быть не может. Это и является, пожалуй, одной из причин, по которым время от времени между людьми возникают конфликты.
И для того чтобы иметь возможность эффективно разрешать конфликтные ситуации, человеку просто необходимо знать о том, как нужно себя вести при их возникновении, т.е. уметь подобрать такую манеру поведения, которая в наибольшей степени подойдёт к особенностям каждой конкретной ситуации. Но многие люди во время конфликтного взаимодействия ведут себя всегда одинаково, совершенно не имея понятия о том, что можно изменить стратегию своего поведения. Именно о стратегиях поведения в конфликте мы и расскажем сегодня.
А о том, как находить подходы к разным людям, налаживать связи, вы можете узнать на нашей онлайн-программе «Лучшие техники коммуникации».
Но сперва стоит сказать о том, что один из наиболее выдающихся конфликтологов Кеннет Томас разделил все типы поведения в конфликтных ситуациях на два основных направления – это стремление субъекта конфликта отстоять свои личные интересы и стремление субъекта конфликта учитывать интересы других людей. Именно на основании данных критериев можно выделить основные стратегии поведения людей в конфликте. Всего их выделяется пять:
- Соперничество
- Приспособление
- Уклонение
- Компромисс
- Сотрудничество
Мы, конечно же, рассмотрим их все. Но в то время как для большинства подобных работ эти пять стратегий являются исчерпывающими, мы с вами разберём ещё две эффективные стратегии. А именно:
- Подавление
- Переговоры
Итак, не будем, как говорится, без надобности использовать «эфирное время», и приступим к главной теме сегодняшней статьи.
Основные стратегии поведения в конфликте
И первая стратегия, которую мы рассмотрим – это соперничество.
1
Соперничество
Соперничество является таким видом поведения, когда субъект стремится к удовлетворению своих собственных интересов, принося ущерб интересам противоположного субъекта. Следуя представленной стратегии, человек уверен, что одержать верх в конфликте возможно только для одного участника, а сама победа для одного всегда будет означать поражение для другого. Человек, предпочитающий соперничество, будет «гнуть свою линию» всеми доступными ему способами. Противоположная же позиция браться во внимание им не будет.
Основные действия человека при стратегии «Соперничество»
- Жёсткий контроль над действиями оппонента
- Постоянное и преднамеренное давление на оппонента любыми способами
- Применение обмана, хитростей для создания перевеса в свою сторону
- Провокация оппонента на совершение ошибок и непродуманных шагов
- Нежелание вступать в конструктивный диалог по причине самоуверенности
Плюсы и минусы стратегии «Соперничество»
Жёсткое отстаивание своей позиции, конечно же, может помочь субъекту одержать верх в случае конфликта. Но такая стратегия не может быть применима, если последующее взаимодействие людей подразумевает длительные отношения, например, совместную работу, дружбу, любовь. Ведь отношения могут развиваться и вообще иметь право на существование только в том случае, когда в расчёт берутся желания и интересы всех людей, а поражение одного будет означать поражение для каждого. Поэтому, если человек, с которым у вас возник конфликт, дорог вам или отношения с ним по какой-либо причине для вас важны, стратегию соперничества для разрешения конфликта лучше не применять.
2
Приспособление
Приспособление как способ поведения в конфликте характеризуется тем, что субъект готов убрать на задний план свои потребности, желания и интересы и пойти на уступки оппоненту, чтобы не допустить конфронтации. Подобную стратегию нередко выбирают люди с заниженной самооценкой, неуверенные в себе и считающие, что их позиция и мнение не должны браться в расчёт.
Основные действия человека при стратегии «Приспособление»
- Постоянное соглашение с требованиями оппонента в угоду ему
- Активная демонстрация пассивной позиции
- Отсутствие претензии на победу и сопротивление
- Лесть, потакание оппоненту
Плюсы и минусы стратегии «Приспособление»
В том случае, если предмет конфликта не представляет особой важности, а главным является сохранение конструктивного взаимодействия, позволить человеку одержать верх, тем самым самоутвердившись, может стать самым эффективным способом разрешения конфликта. Однако если причиной конфликта является нечто существенное, что-то, что затрагивает чувства всех вовлечённых в конфликт людей, то такая стратегия не принесёт должного результата. В этом случае итогом станут только негативные эмоции того, кто пошёл на уступки, а между участниками может вовсе исчезнуть всякое доверие, взаимопонимание и уважение.
3
Избегание
Суть данной стратегии заключается в том, что человек старается сделать всё возможное, чтобы отложить конфликт и принятие важных решений на потом. При такой стратегии человек не только не отстаивает свои интересы, но и не проявляет внимания к интересам оппонента.
Основные действия человека при стратегии «Избегание»
- Отказ от взаимодействия с оппонентом
- Тактика демонстративного ухода
- Отказ от применения силовых методов
- Игнорирование любой информации от оппонента, отказ от сбора фактов
- Отрицание важности и серьёзности конфликта
- Преднамеренное замедление в принятии решений
- Страх сделать ответный ход
Плюсы и минусы стратегии «Избегание»
Стратегия «Избегание» может оказаться полезной в ситуации, когда суть конфликта не особо важна или когда отношения с оппонентом поддерживать не планируется. Но здесь опять же: если отношения с человеком важны для вас, то уклонением от ответственности, перекладыванием проблем на чужие плечи ситуацию не разрешить, иначе это грозит не только усугублением положения дел, но и ухудшением отношений и даже их окончательным разрывом.
4
Компромисс
Компромисс является частичным удовлетворением интересов всех субъектов конфликтного взаимодействия.
Основные действия человека при стратегии «Компромисс»
- Ориентированность на равенство позиций
- Предложение своих вариантов в ответ на предложение вариантов оппонента
- Иногда использование хитрости или лести с целью вызова у оппонента благожелательного отношения
- Стремление к поиску взаимовыгодного решения
Плюсы и минусы стратегии «Компромисс»
Несмотря на то, что компромисс подразумевает удовлетворение интересов всех субъектов конфликтного взаимодействия, что, по сути, является справедливым, важно иметь в виду, что в большинстве ситуаций данная стратегия должна рассматриваться только в качестве промежуточного этапа разрешения ситуации, предшествующего поиску наиболее оптимального решения, полностью устраивающего конфликтующие стороны.
5
Сотрудничество
Выбирая стратегию сотрудничества, субъект конфликта настроен на разрешение конфликта таким образом, чтобы это было выгодно всем участникам. Причём, здесь не просто учитывается позиция оппонента или оппонентов, но и присутствует стремление к тому, чтобы их требования были максимально удовлетворены, как и свои собственные.
Основные действия человека при стратегии «Сотрудничество»
- Сбор информации об оппоненте, предмете конфликта и самом конфликте
- Подсчёт ресурсов всех участников взаимодействия с целью выработать альтернативные предложения
- Открытое обсуждение конфликта, стремление его опредметить
- Рассмотрение предложений оппонента
Плюсы и минусы стратегии «Сотрудничество»
Сотрудничество ориентировано, главным образом, на понимание противоположной позиции, внимание к точке зрения оппонента и поиск устраивающего всех решения. Благодаря такому подходу можно добиться взаимоуважения, взаимопонимания и доверия, что самым лучшим образом способствует развитию долгосрочных, крепких и стабильных отношений. Наиболее эффективно сотрудничество, когда предмет конфликта важен для всех его сторон. Однако важно отметить, что в некоторых ситуациях найти устраивающее всех решение может быть очень трудно, в особенности, если оппонент не настроен сотрудничать. В таком случае стратегия «Сотрудничество» может лишь усложнить конфликт и отсрочить его решение на неопределённый срок.
Таковы пять основных стратегий поведения в конфликте. Как правило, именно их принято использовать при конфронтации с другими людьми. И это вполне оправданно, т.к. их эффективность неоспорима. Но, вместе с этим, для урегулирования конфликтов можно применять и другие не менее эффективные стратегии, такие как подавление и переговоры.
Дополнительные стратегии поведения в конфликте
Рассмотрим каждую из них отдельно.
6
Подавление
Подавление применяется, главным образом, в том случае, если не ясен предмет конфликта или же если он перешёл в деструктивную фазу, т.е. стал представлять непосредственную угрозу для участников; а также тогда, когда в невозможно вступить в открытый конфликт по каким-либо причинам или когда есть риск «упасть лицом в грязь», потерять авторитет и т.п.
Основные действия человека при стратегии «Подавление»
- Целенаправленное и последовательное сокращение количества оппонентов
- Разработка и применение системы норм и правил, способных упорядочить отношения между оппонентами
- Создание и поддержание условий, препятствующих или затрудняющих конфликтное взаимодействие сторон
Плюсы и минусы стратегии «Подавление»
Эффективное подавление конфликта возможно, если суть конфликта недостаточно ясна, т.к. это сведёт на «нет» взаимные нападки оппонентов и убережёт их от бессмысленной траты своей энергии. Также подавление может быть эффективным, когда продолжение конфликта может нанести серьёзный ущерб обеим сторонам. Но, прибегая к подавлению, важно грамотно рассчитывать свои силы, в противном случае ситуация может усугубиться и обернуться против вас (если оппонент окажется сильнее или у него будет больше ресурсов). К вопросу подавления следует подходить, продумывая все детали.
7
Переговоры
Проведение переговоров является одной из наиболее распространённых стратегий разрешения конфликтов. При помощи переговоров разрешаются как микроконфликты (в семьях, организациях), так и конфликты макроуровня, т.е. конфликты мирового и государственного масштаба.
Основные действия человека при стратегии «Переговоры»
- Ориентированность на поиск взаимовыгодного решения
- Прекращение любых агрессивных действий
- Проявление внимания к позиции оппонента
- Тщательное обдумывание последующих действий
- Использование посредника
Плюсы и минусы стратегии «Переговоры»
Стратегия «Переговоры» позволяет противоборствующим сторонам найти общий язык, не неся при этом никаких потерь. Она очень эффективна, т.к. нейтрализует агрессивное противостояние и сглаживает ситуацию, а также предоставляет сторонам время на обдумывание происходящего и поиск новых решений. Однако если вдруг переговоры по какой-то причине затягиваются, это может быть расценено какой-либо из сторон, как уход от конфликта или нежелание решать проблему, что может повлечь за собой ещё более агрессивные наступательные действия.
Выбирать стратегию поведения в конфликте следует максимально обдуманно, осознанно и с учётом особенностей самой ситуации. Правильно подобранная стратегия даст максимальный результат, а неверно подобранная, напротив, может только усугубить положение дел. Поэтому, ещё раз внимательно изучите данный материал и старайтесь применять полученные знания на практике даже в мелочах, ведь, научившись разрешать малые конфликты, вы сможете эффективно воздействовать и на крупные. И запомните, что лучше всего предупредить возникновение конфликтной ситуации, чем устранять уже «бушующее разгоревшееся пламя».
Мир вашему дому!
Стратегии разрешения конфликтов — Студопедия
Стратегия выхода из конфликта представляет собой основную линию поведения оппонента во время решения конфликта.
Выделяют пять основных стратегий (К. Томас): соперничество, компромисс, сотрудничество, уход, приспособление.
Соперничество заключается в навязывании другой стороне выгодного для себя решения. Соперничество оправдано в случаях: явной конструктивности предлагаемого решения; выгодности результата для всей группы или организации, а не для отдельного лица или микрогруппы; важность результата борьбы для того, кто поддерживает эту стратегию; отсутствие времени на договоренность с оппонентом. Соперничество целесообразно в экстремальных и принципиальных ситуациях, в случае дефицита времени и высокой вероятности опасных последствий.
Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части требований, которые ранее выдвигались, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью простить. Компромисс эффективен в случаях: понимания оппонентом, что он и соперник имеют равные возможности; наличия взаимоисключающих интересов; удовлетворения временным решением; угрозы потерять все.
Приспособление или уступка, рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций. Принять такую стратегию оппонента вынуждают различные мотивы: осознание своей неправоты, необходимость сохранения хороших отношений с оппонентом, сильная зависимость от него; несерьезность проблемы. Кроме того, к такому выходу из конфликта приводит значительный ущерб, который нанесен в процессе борьбы, угроза еще более серьезных негативных последствий, отсутствие шансов на иной результат, давление третьей стороны.
Уход от решения проблемы или избегание, является попыткой выйти из конфликта при минимальных потерях. Отличается от аналогичной стратегии поведения во время конфликта тем, что оппонент переходит к ней после неудачных попыток реализовать свои интересы с помощью активных стратегий. Собственно, речь идет не о решении, а о угасании конфликта. Уход может быть вполне конструктивной реакцией на длительный конфликт. Избежание, применяется при отсутствии сил и времени для устранения противоречий, стремление выиграть время, наличия трудностей в определении линии своего поведения, нежелании решать проблему вообще.
Выбор стратегии выхода из конфликта зависит от различных факторов. Обычно они указывают на личные особенности оппонента, уровень нанесенного ему ущерба и собственного ущерба, наличие ресурсов, статус оппонента, возможные последствия, серьезность решаемой проблемы, продолжительность конфликта.
Наиболее вероятным является использование компромисса, потому что шаги навстречу, что делает хотя бы одна из сторон, позволяют достичь ассиметричного (одна сторона уступает больше, другая — меньше) или симметричного (стороны делают примерно равные взаимные уступки) согласия.
В основе компромисса лежит технология уступок к сближению или торг. Компромисс имеет следующие недостатки: споры по поводу позиций сторон приводят к сокращению сделок; создается основа для уловок; возможное ухудшение отношений, потому что могут быть угрозы, давление, прекращение контактов; при наличии нескольких сторон торг усложняется и т. п.
Несмотря на это, в реальной жизни компромисс применяется часто. Для его достижения может быть рекомендована техника открытого разговора, которая заключается в том, чтобы: предложить прекратить конфликт; признать свои ошибки, уже сделанные в конфликте, они, наверное, есть и признать их для вас почти ничего не стоит; сделать уступки оппоненту, где это возможно, в том, что в конфликте не является главным. В любом конфликте можно найти несколько мелочей, в которых нетрудно уступить.
Можно уступить в серьезных, но не принципиальных вещах, высказать пожелания относительно уступок, необходимых со стороны оппонента, они, как правило, касаются основных интересов в конфликте; спокойно, без негативных эмоций обсудить взаимные уступки, при необходимости и возможности скорректировать их; если удалось договориться, то как-то зафиксировать, что конфликт исчерпан.
Стиль сотрудничества целесообразно осуществлять по методу принципиальных переговоров.
Отделение людей от проблемы: разграничение отношения с оппонентом и проблемы; поставьте себя на место оппонента и не потворствуйте своим опасениям; показывайте готовность разобраться с проблемой; будьте твердыми к проблеме и мягкими к людям.
Внимание к интересам, а не к позициям: спрашивайте «почему?» и «почему нет?»; фиксируйте базовые интересы; ищите общие интересы; объясняете жизненность и важность ваших интересов; признайте интересы оппонента частью проблемы.
Предлагайте взаимовыгодные варианты: не ищите единого решения проблемы; отделите поиск вариантов от их оценки; расширяйте круг вариантов решения проблемы; ищите взаимную выгоду; выясняйте, что предпочитает другая сторона.
Используйте объективные критерии: будьте открыты для доводов другой стороны; не поддавайтесь давлению, а только принципам, для каждой части проблемы используйте объективные критерии; используйте несколько критериев; используйте справедливые критерии.
Сочетание стратегий определяет способ устранения противоречий, что лежит в основе конфликта.
Дополнительные стратегии разрешения конфликта — Студопедия
Лекция-дистант на тему
«Стратегии поведения в конфликте»
В конфликте каждый участник оценивает и сравнивает свои собственные интересы и интересы оппонента, анализируя ответы на следующие вопросы: что я могу выиграть, а что потерять, так ли важен предмет спора моему противнику? Базируясь на своих ответах, он отдаст предпочтение той или иной стратегии поведения. Часто отражение этих интересов происходит на подсознательном уровне, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии очень эмоционально и непредсказуемо.
Основных стратегий поведения в конфликте 5.
1. Cотрудничество направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей и интересов без ущемления интересов другого.
2. Соперничество (принуждение) предполагает в процессе взаимодействия ориентацию исключительно на свои цели и интересы без учета целей и интересов партнеров по общению.
3. Компромисс реализуется в частном достижении целей и интересов партнеров ради условного равенства.
4. Уступка (приспособление) предполагает принесение в жертву собственных целей и интересов для достижения целей партнера.
5. Избегание представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей и интересов для исключения выигрыша другого.
Таблица «Плюсы и минусы стратегий поведения в конфликте»
Стратегия | Плюсы | Минусы |
Сотрудничество | · Полный сбор информации о субъектах конфликта, причинах и условиях возникновения конфликта. · Использование достаточных ресурсов для разрешения конфликта между сторонами · Возможность открыто обсудить конфликт, опредметить его | · Неприменима тогда, когда для сторон неважна сущность конфликта, стороны меряются силами. · Неприменима, если один из оппонентов не настроен сотрудничать, в таком случае конфликт не будет разрешен, в лучшем случае, будет отсрочено его решение на неопределенный период. |
Соперничество | · Установление жесткого контроля над развитием конфликта и действиями оппонента. · Жесткое отстаивание своей позиции, учет своих собственных интересов. · Улучшение качества своей личной деятельности за счет применения стратегии соперничества. | · Возможность применения обмана, хитрости с целью создания перевеса в свою сторону, провокация оппонента, что может привести к негативным последствиям. · Применение данной стратегии невозможно в том случае, когда между субъектами подразумеваются длительные отношения, дружба, любовь, необходимо учитывать интересы другого человека. · Соперничество говорит о нежелание стороны вступить в конструктивный диалог по причине своей собственной неуверенности. |
Компромисс | · Стороны занимают равные позиции. · Стороны могу предложить свои варианты для разрешения конфликта. · Оппоненты стремятся найти взаимовыгодное решение, учитывающее интересы обоих сторон. · Решение при этом должно соответствовать принципу справедливости. | · Компромисс – это промежуточный этап разрешения конфликта, не исчерпывающий всех проблем. · Иногда стороны используют хитрость или лесть с целью вызова у другой стороны благих намерений. |
Уступка (приспособление) | · Возможность сохранить личные ресурсы. · За счет содержания победы возможность одержать верх, самоутвердиться, при отсутствии претензий на победу и сопротивления. | · Субъект вынужден постоянно соглашаться с требованиями оппонента, угождать ему, демонстрировать пассивную позицию активными способами. · Субъект вынужден брать и потакать оппоненту. · Ввиду субъективной стороны применение данной стратегии невозможно в тех случаях, когда причиной конфликтов является что-то существенное. Иначе конфликт не удастся исчерпать, возникают негативные эмоции, которые снова идут к конфликту. |
Избегание | · Данная стратегия полезна в том случае, когда дальнейших отношений с оппонентом не планируется или суть конфликта не особо важна для сторон. · Подразумевает отказ от применения силовых методов | · Демонстрирует страх оппонента сделать ответный ход. · Не применима в тех случаях, когда отношения с человеком важны для оппонента, стратегия избегание в данном случае только ухудшит положение дел, ведя к разрыву отношений. |
Важное место в оценке стратегий поведения в конфликте занимает значимость межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного соперника межличностные отношения с другим соперником (дружба, партнерство и т.д.) безразличны, то его поведение в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество). Если субъект ставит превыше всего межличностные отношения, то, как правило, это является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленности на компромисс, сотрудничество, уход или уступку.
Дополнительные стратегии разрешения конфликта
Помимо вышеперечисленных, субъекты могут применять дополнительные стратегии поведения в конфликте, которые также имеют как положительные, так и отрицательные черты воздействия на конфликтную ситуацию.
Подавление – достаточно жесткий, деструктивный метод, иногда представляющий непосредственную угрозу для участников. Применим в тех случаях, когда невозможно вызвать другую сторону на открытый конфликт.
Плюсы стратегии «Подавление»:
· Применение при ситуации, когда суть конфликта недостаточно ясна, и необходимо уберечь стороны от бессмысленной траты энергии на выяснение причин конфликта.
· При данной стратегии разрабатываются и применяются нормы и правила, которые способны упорядочить отношения между оппонентами.
Минусы стратегии «Подавление»:
Препятствует взаимодействию сторон, в том числе с целью конструктивного разрешения конфликта.
Не применима в тех случаях, когда недостаточно личного ресурса или невозможно рассчитать свои силы и силы противника.
В случае если оппонент окажется сильнее, он подавит второго оппонента, что будет иметь негативные последствия.
Переговоры также выступают в качестве одной из моделей разрешения конфликта. На сегодняшний день это одна из самых распространенных моделей, которая применяется как при разрешении микро конфликтов, например, в семье, так и конфликтов макроуровне, том числе и на межгосударственном уровне.
Плюсы стратегии «Переговоры»:
· Поиск решения, выгодного для всех сторон.
· Прекращение агрессивных действий в отношении друг друга.
· Проявление внимания к оппоненту, к его истинным целям.
· Возможность обдумывания своих шагов.
· Использование посредника, в том числе, медиатора.
Минусы стратегии «Переговоры»:
· Не применима при необходимости срочного разрешения конфликта, например, при захвате заложников.
· Не применима при длительном протекании конфликта, когда переговоры по какой-либо причине затягиваются и не ведут к конструктивному разрешению конфликта.
Как вести себя в конфликтных ситуациях и выбрать стратегию
Сколько людей – столько и мнений. Невозможно встретить людей, взгляды которых абсолютно одинаковы. У всех нас разные характеры, ценности, взгляды на жизнь, вкусы, поэтому конфликт – это нормальная и неотъемлемая часть взаимодействия людей друг с другом.
Что подразумевается под конфликтной ситуацией
Конфликтная ситуация – это отсутствие согласия сторон, возникающее из-за противоположных ценностей, интересов, суждений и целей сторон.
Принято считать, что конфликт обязательно сопровождается открытым противодействием его участников, ссорами, негативными эмоциями и т.д. Но это далеко не всегда так. Процесс решения возникшей проблемы и его итог зависят от правильно выбранной стратегии поведения.
Виды стратегий поведения в конфликте
Американский психолог Кеннет Томас выделил 5 стратегий поведения в конфликтной ситуации:
· компромисс;
· сотрудничество;
· приспособление;
· соперничество;
· избегание.
Каждая из них имеет как свои плюсы, так и недостатки. Рассмотрим это на конкретных примерах.
Примеры разрешения конфликтных ситуаций
Чтобы лучше понять, как работает каждая из стратегий, рассмотрим их на конкретных примерах.
Компромисс
Данная стратегия подразумевает решение конфликтных ситуаций путем взаимных уступок обеих сторон. Каждый участник конфликта идет на уступки, жертвуя какими-то своими интересами взамен на уступки другого, чтобы в итоге прийти к общему решению, которое будет устраивать их обоих.
Стратегию компромисса обычно выбирают в ситуациях, когда есть цель договориться в конфликте, но так, чтобы каждая сторона хоть в чем-то выиграла, когда конфликтующие стороны признают интересы и ценности друг друга и хотят, чтобы исход конфликта был как можно более объективным.
Применение компромисса оправданно, если участники конфликта имеют взаимоисключающие интересы и находятся в равноправных условиях. Часто этот способ используют как последнюю возможность урегулировать спорную ситуацию, сохранив при этом отношения.
Пример: муж хочет, чтобы жена каждый день готовила ужин. А жена говорит, что она устает после работы, тем более, еще и посуду потом надо мыть. Тогда супруги находят компромиссное решение: жена готовит, а муж моет посуду.
Сотрудничество
Стратегия сотрудничества предполагает самую длительную по времени и детальную проработку спорного вопроса. Разрешение конфликтной ситуации здесь не является главной целью, самое важное – удовлетворение интересов каждого участника спора и выработка взаимовыгодного долгосрочного решения проблемы.
Сотрудничество будет оправданно и эффективно, если разрешение конфликта одинаково важно для всех его участников, они заинтересованы в сохранении хороших длительных отношений друг с другом и готовы четко сформулировать суть своих претензий и интересов, выслушать (главное – услышать) оппонента.
Стратегия сотрудничества идеальна для решения конфликтных ситуаций с близкими людьми и родственниками, так как предполагает длительные и неоднократные переговоры сторон.
Часто сотрудничество напоминает компромисс. Стратегии похожи, так как их применение возможно, только если обе стороны заинтересованы в том, чтобы разрешить конфликт и сохранить отношения. Ключевое различие стратегий в том, что компромисс достигается на поверхностном уровне и участники конфликта не обязательно находятся в длительных отношениях, а сотрудничество предполагает более глубокую проработку спорного вопроса, конфликтующие стороны, как правило, находятся в близких и длительных отношениях, поэтому заинтересованы в долгосрочном решении вопроса.
Например, семья с детьми приехала отдыхать на море. В один из дней отдыха муж и дети захотели активно провести время, поэтому предложили поехать в аквапарк. А жена наоборот, планировала полежать на пляже и позагорать. Тогда муж с женой обсуждают сложившуюся ситуацию и решают ехать в аквапарк всей семьей, ведь там есть и горки для активного отдыха, и шезлонги, чтобы полежать. В итоге вопрос решен, каждый участник конфликта удовлетворил свои интересы.
Приспособление
Такая модель выхода из конфликтной ситуации чаще всего формируется в раннем детству. Выявить ее можно с помощью онлайн теста «Как вас родители воспитывали в детстве».
Приспособление – это способ сглаживания или разрешения конфликта, когда один из его участников, жертвуя своими интересами и мнением, уступает другому участнику, принимая его вариант решения проблемы.
Данную стратегию используют когда:
· исход конфликта чрезвычайно важен для оппонента, но при этом уступающая сторона почти «ничего не теряет»;
· сохранение хороших отношений наиболее значимо, чем отстаивание своей правоты;
· уступающая сторона выбирает приспособление, чтобы в итоге обходным путем добиться решения конфликта в его пользу;
· во время спора уступающая сторона осознает, что правота действительно на стороне оппонента;
· у оппонента больше власти.
Приспособленческое поведение оправдано в случае, если конфликт не такой уж значительный, но возникшие разногласия могут испортить отношения. То есть, уступки, проигрыш в конфликте помогут сохранить взаимоотношения с оппонентом, что в конкретной ситуации гораздо важнее, чем отстоять свою позицию.
Если же конфликт серьезный и сильно нарушает личностные границы или влияет на ваши жизненные ценности, то приспособление будет неэффективно, ведь оппонент решит, что все в порядке и в следующий раз снова нарушит границы. Такая ситуация может в итоге вылиться в еще более серьезный конфликт, так как накопленное вами недовольство рано или поздно вырвется наружу, либо будет оставаться «при вас» в качестве пассивной агрессии.
Пример стратегии: у вас есть правило, что свою одежду вы никому не даете носить. Подруга заглянула в гости и случайно пролила на футболку кофе. Вы очень любите свою подругу и, конечно, выручите её и в виде исключения дадите ей надеть свою футболку.
Удобная женщина, кто она такая?
Соперничество
Человек, выбирающий стратегию соперничества в конфликтной ситуации, настроен одержать победу над оппонентом несмотря ни на что.
Обычно соперничество подразумевает открытый конфликт, когда его участники пытаются доказать друг другу свою правоту, прибегая к давлению, повышенным тонам, часто оскорблениям или даже применению физической силы.
Причинами такого способа разрешения конфликта могут быть: защита жизни и здоровья, отстаивание личностных границ, когда они нарушаются, постоянное стремление к лидерству во всем, невоспитанность, эгоцентризм.
Соперничество является неоправданным, когда вы пытаетесь доказать свою правоту независимо от ситуации и степени важности сохранения хороших отношений с оппонентом. В конфликтных ситуациях с близкими родственниками или друзьями, с детьми и супругами, которые очень значимы для нас,
Конфликт и стратегии поведения в конфликте
В жизни бывает так, что интересы людей пересекаются и не всегда это приводит к хорошим последствиям. Довольно часто на столкновении интересов двоих и более людей возникает конфликтная ситуация. В связи с этим очень важно знать и понимать весь процесс возникновения конфликта и как можно повлиять на его развитие. Поэтому главной целью данной статьи является изучение теории возникновения конфликта и обучение способам его регулирования. Для реализации нашей цели мы рассмотрим, что такое конфликт и какие существуют стратегии поведения в конфликте. А также в конце статьи Вы сможете посмотреть советский мультфильм, посвященный конфликтному поведению.
Теоретическое обоснование любой проблемы, на мой взгляд, обязательный атрибут ее решения, т.к. без теории нет практики, а без практики нет теории. Поэтому в первую очередь перед нами стоит задача дать научное определение конфликта. Однако решение данной задачи имеет некоторые трудности, т.к. в зарубежной и отечественной психологии отсутствует общепризнанное понятие конфликта.
Если слово «конфликт» перевести с латинского, то в первую очередь оно означает столкновение сторон, сил, мнений и т.д. Но при этом данное определение не позволяет нам решить поставленную перед нами задачу, т.е. в полной мере раскрыть определение конфликта. В связи с этим обратимся к литературе и рассмотрим определения конфликта психологов и социологов.
Так, польский социолог Я. Шепаньский определяет конфликт как столкновение, вызванное противоречиями установок, целей и способов действия по отношению к конкретному предмету или ситуации. Данное определение можно применить к различного рода ситуациям, где существуют противоречия, т.е. любое противоречие между людьми, животными и другими объектами является конфликтом.
По мнению, К.А. Абульхановой-Славской конфликт необходим рассматривать с нескольких позиций. Во-первых, с инструментальной точки зрения данный феномен выступает как средство самоутверждения и преодоления отрицаемых личностью тенденций. Во-вторых, конфликт можно рассматривать как процесс: в этом случае он представляет собой ситуацию ненайденного выхода, развития действий на пути поиска средств стабилизации отношений. То есть, с одной стороны, с помощью конфликтной ситуации человек пытается добиться своей цели, самоутвердиться с помощью данной ситуации, с другой стороны, конфликт как процесс поиска решения проблемы. Существует и такое мнение, что конфликт – это противоречие между людьми, которое характеризуется противоборством (Н.В. Жгутикова).
Однако, мне представляется возможным последовать за А.Г. Ковалевым и определить конфликт, как противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни. При этом, по мнению автора, не каждое противоречие является конфликтом. Конфликты возникают в том случае, когда противоречия затрагивают социальный статус личности или группы, материальные или духовные ценности людей, престиж и моральное достоинство личности.
Таким образом, в данной статье мы будем использовать узкое определение конфликта, которое касается только людей и затрагивает их личные интересы.
Теперь, когда мы определились с понятием конфликта, необходимо перейти к главной части нашей статьи, т.е. рассмотреть стратегии поведения в конфликте. Возможно у читателя возникнет вопрос: зачем знать, как поведет себя человек в той или иной конфликтной ситуации? Объясню, во-первых, эти знания позволят Вам оценить свое поведение в конфликте и в будущем не совершить многих ошибок при возникновении конфликтной ситуации. Во-вторых, Вы сможете оценить поведение Вашего оппонента и воздействовать на конфликтную ситуацию.
В психологии принято различать 5 стратегий поведения в конфликте:
1. Уклонение (избегание) – пассивный стиль поведения в конфликте, который характеризуется отсутствием стремления человека как пойти навстречу оппоненту, так и защищать собственные интересы. При этом данный стиль поведения в конфликте существует как в сознательной, так и бессознательной форме. Например, человек, который не признает наличие конфликтной ситуации, когда данная ситуация реально существует, тоже выбирает, но на подсознательном уровне, стратегию уклонения от конфликта.
Однако уход от конфликта можно считать рациональным, если дальнейшее развитие событий будет благоприятным для человека, либо принесет ему успех без особых усилий, либо представит для него более выгодные возможности и т.д.
Необходимо отметить, что частое использование данного стиля поведения в конфликте может привести к снижению самооценки человека, возникновению у него чувства неуверенности в своих силах. Поэтому при выборе уклонения стоит сначала взвесить все плюсы и минусы такого поведения.
2. Приспособление (уступка) можно обозначить как форму пассивного сотрудничества, которая отличается склонностью смягчить конфликтную ситуацию и сохранить существующие отношения между людьми. При этом у человека, выбирающего данную стратегию поведения, отсутствует стремление достичь поставленной цели, а другая сторона конфликта сохраняет интерес к собственным целям.
Если для решения конфликта у Вас нет времени, то приспособление может стать наиболее выгодной стратегией поведения в данной ситуации. Существуют и другие плюсы приспособления, например, такое поведение позволяет сохранить отношения между людьми, способствует снятию напряжения, требует от личности наименьших затрат ее ресурсов, приводит к мирному существованию конфликтующих сторон. Но есть и минусы, такое поведение может быть воспринять другой стороной как проявление слабости, что способно привести к увеличению давления и требований. При этом необходимо помнить, что прибегая только к такому стилю поведения в конфликте, Вы скорее всего не сможете достичь желаемого и удовлетворить собственные интересы.
3. Конфронтация (конкуренция, соперничество, доминирование, подавление) – это активное поведение человека, которое направленно на удовлетворение собственных интересов, при этом в ущерб интересам другой стороны. Человек, выбирающий соперничество как стратегию поведения в конфликте, стремится добиться удовлетворения только своих целей, для этого он может постараться убедить или принудить оппонента пойти на уступки.
Плюсами данного стиля поведения в конфликте выступает стимулирование развития и прогресса, а также высокая эффективность в достижении необходимых результатов. Однако человек, который постоянно соперничает и конкурирует в окружающими становиться для них конфликтным. При этом существенным минусом соперничества является постоянная необходимость в точности информации и затратах физических и психических сил человека, что может привести к возникновению стресса.
4. Срединное место среди разнообразных стилей поведения занимает такая стратегия как компромисс, которая означает предрасположенность оппонентов к взаимным уступкам при достижении частичного удовлетворения свои стремлений. По другому данное поведение обозначается как стратегия взаимной уступки, которая характеризуется балансом интересов всех сторон. Однако компромисс не может быть постоянным решением проблемы, поскольку ни одна из сторон не удовлетворяет собственные интересы полностью, что является основой для продолжения конфликта.
Способность человека регулировать конфликты с помощью компромисса рассматривается как признак его высокой культуры общения, такое качество очень важно в ведении переговоров и управлении людьми. Да, компромисс не является способом полного разрешения конфликта, но он вполне может служить отличным методом его регулирования.
5. Стратегия сотрудничества (интеграции) характеризуется направленностью на реализацию интересов всех участников конфликта. Такой стиль поведения в конфликте возможен при точной и своевременной диагностике проблемы, выявлении внешних и скрытых причин конфликта, готовности конфликтующих сторон действовать для достижения общей цели.
Основой для такого стиля поведения в конфликте как сотрудничество является признание оппонентами ценности межличностных отношений. Выбирая сотрудничество, Вы выражаете стремление совместными усилиями разрешить конфликтную ситуацию. Однако для реализации данной стратегии необходимо, чтобы все конфликтующие стороны придерживались позиций сотрудничества друг с другом, что в нашем мире встречается не часто.
А Вы знаете какая стратегия поведения в конфликте Вам свойственна? Если Вы намерены научиться выбирать правильный путь разрешения конфликта, я Вам рекомендую, пройти опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте».
Теперь, когда мы уже знаем, что существует такие стратегии поведения в конфликте, как уклонение, приспособление, конфронтация, компромисс, сотрудничество, давайте попробуем оценить, как конфликт влияет на человека. Во многом влияние конфликта зависит от следующих факторов:
— ожидаемый результат или цель, которую необходимо достичь;
— отношение человека к конфликту;
— стратегия поведения, которую выбрал человек.
Каждый из этих факторов последовательно связан друг с другом, т.е. от преследуемой цели зависит отношения человека к конфликту, от отношения и цели зависит стратегия поведения, а вот от стратегии поведения зависит будущий результат. Предположим, возник конфликт между двумя людьми, но при этом для одного из них существует определенная цель, которую он хочет достичь посредством данного конфликта, а другой такой цели не имеет. Будет правильно предположить, что первый участник конфликта будет переживать конфликтную ситуацию более серьезно, чем второй, т.к. для него она имеет большую значимость. Таким образом, в зависимости от цели, отношения и стратегии поведения человека конфликт будет оказывать определенное влияние на человека.
Для того чтобы снять негативное влияние конфликта на человека необходимо воспользоваться определенными приемами и тактиками разрешения конфликта, о которых мы расскажем в следующих статьях. Если Вы не хотите пропустить новые статьи, подписывайтесь на рассылку.
Таким образом, мы рассмотрели научное понятие конфликта, изучили какие бывают стратегии поведения в конфликте, и коснулись проблемы влияния конфликта на человека. А что Вы думаете поэтому поводу? Какая стратегия поведения в конфликте Вам ближе? Оставьте Ваш комментарий!
Литература на тему конфликтов:
- Леонов Н. И. Конфликтология: Учеб. пособие / Н. И. Леонов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006
- Основы конфликтологии : учебное пособие / под редакцией д-ра экон. наук, проф. С.Г. Плещица. – СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2012
- Рубин Дж, Пруйт Д., Ким Хе Сунг. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. – СПб., Прайм Еврознак, 2001
Видео о конфликтном поведении и стратегиях поведения в конфликте.
7 важных навыков по стратегиям разрешения конфликтов на рабочем месте
Стратегии разрешения конфликтов на рабочем месте
Конфликты составляют как нормальную, так и здоровую составляющую отношений. Любым двум людям трудно всегда обо всем договориться. Поскольку конфликты являются неизбежной частью отношений, важно обладать навыками, которые помогут справиться с этими конфликтами здоровым образом. Если конфликты не решаются должным образом, они могут нанести значительный ущерб отношениям.Напротив, если стратегии разрешения конфликтов на рабочем месте реализованы позитивным и уважительным образом, это дает возможность для роста и, в конечном итоге, укрепляет связь, существующую между двумя лицами, вовлеченными в конфликт. Изучая навыки, необходимые для успешного разрешения конфликтов, личные, а также профессиональные отношения можно поддерживать и укреплять.
Конфликты возникают из-за наличия разногласий.Это происходит всякий раз, когда между людьми возникают разногласия в отношении их желаний, идей, восприятий, мотиваций и ценностей. Иногда такие различия могут показаться тривиальными, но когда сильные чувства вызваны конфликтом, глубоко личные, а также потребности в отношениях составляют суть проблемы. Это потребность чувствовать себя в безопасности и в безопасности, а также потребность в том, чтобы чувствовать себя ценным и уважаемым. Конфликты обычно возникают в организациях, когда люди испытывают стресс. Например, когда на горизонте происходят изменения или приближающиеся сроки, все оказываются под давлением.
Способность успешно применять стратегии разрешения конфликтов на рабочем месте и их разрешение зависит от ряда ключевых навыков. Важнейшие навыки, полезные для разрешения конфликтов: —
Стратегии разрешения конфликтов на рабочем месте Навыки
Навык 1 — Быстрое снятие стресса
Способность управлять, а также снимать стресс в ситуациях, когда имеет место конфликт, является важной частью стратегий разрешения конфликтов на рабочем месте.Это помогает поддерживать баланс, концентрацию, держит вас под контролем, независимо от проблем, с которыми вы сталкиваетесь. Если вам не хватает способности сохранять концентрацию и контролировать себя, существует вероятность того, что вы можете эмоционально перегрузиться из-за сложных ситуаций, связанных с конфликтами. Это помешает вам правильно отреагировать на ситуацию. По словам психолога Конни Лиллас, люди, переполненные стрессом, могут реагировать тремя распространенными способами —
- Нога на газу — Это нервная или гневная реакция на стресс.Вы слишком эмоциональны, возбуждены, разгорячены и не можете сидеть на месте.
- Нога на тормозе
Разрешение конфликтов
Разрешение конфликтов концептуально понимается как методы и процессы, участвующие в содействии мирному прекращению некоторых социальных конфликтов. Часто преданные члены группы пытаются разрешить групповые конфликты, активно передавая информацию о своих конфликтующих мотивах или идеологиях остальной части группы (например,г., намерения; причины придерживаться определенных убеждений), а также путем участия в коллективных переговорах. [1] В конечном счете, существует широкий спектр методов и процедур для разрешения конфликта, включая, помимо прочего, переговоры, посредничество, дипломатию и творческое миростроительство.
Может быть важно отметить, что термин «Разрешение конфликта» может также использоваться как синоним «разрешение споров», где критически задействованы процессы арбитража и судебного разбирательства.Более того, концепция разрешения конфликта может рассматриваться как охватывающая использование сторонами конфликта ненасильственных мер сопротивления в попытке содействовать эффективному разрешению. [2]
Теории и модели
Модель разрешения конфликтов двойного назначения
Модель разрешения конфликтов с двумя интересами — это концептуальная перспектива, предполагающая, что предпочтительный для людей метод разрешения конфликта основан на двух основных темах или измерениях: [1]
- Забота о себе (т.э., напористость) и
- Забота о других (например, сочувствие).
Согласно модели, члены группы уравновешивают свою заботу об удовлетворении личных потребностей и интересов с заботой об удовлетворении потребностей и интересов других разными способами. Точка пересечения этих двух измерений в конечном итоге приводит людей к проявлению различных стилей разрешения конфликтов (Goldfien & Robbennolt, 2007). [3] Двойная модель определяет четыре стиля / стратегии разрешения конфликтов, которые люди могут использовать в зависимости от их предрасположенности к личностным или просоциальным целям.
Характеризуемый бездействием и пассивностью, конфликтный стиль избегания обычно используется, когда человек меньше заботится о своих собственных результатах, а также о результатах других. Во время конфликта эти избегающие занимают выжидательную позицию, часто позволяя конфликту постепенно исчезать самостоятельно без какого-либо личного участия (Bayazit & Mannix, 2003). [4] К сожалению, пренебрегая решением конфликтных ситуаций, избегающие рискуют позволить проблемам выйти из-под контроля.
Напротив, уступчивые или «приспосабливающиеся» стили конфликта характеризуются высокой заботой о других, в то же время низкой заботой о себе. Этот пассивный просоциальный подход возникает, когда люди получают личное удовлетворение от удовлетворения потребностей других и в целом озабочены поддержанием стабильных и позитивных социальных отношений. [1] Столкнувшись с конфликтом, люди с уступчивым стилем конфликта склонны уступать требованиям других из уважения к социальным отношениям (например,g., чтобы поддерживать единство группы), потому что они считают, что «согласие может быть важнее победы» (Goldfien & Robbennolt, 2007). [3]
- Конкурентный конфликтный стиль
Соревновательный или «боевой» стиль конфликта максимизирует индивидуальную самоуверенность (то есть заботу о себе) и минимизирует сочувствие (то есть заботу о других). Группы, состоящие из соревнующихся членов, обычно стремятся к господству над другими и обычно рассматривают конфликт как затруднительное положение «выиграть или проиграть». [1] Бойцы склонны заставлять других принять их личные взгляды, используя тактику соперничества, силы (например, спор; оскорбление; обвинение; насилие), которые вызывают чувство запугивания (Morrill, 1995).
- Конфликтный стиль сотрудничества
Характеризуется активной заботой как о просоциальном, так и о личном поведении, конфликтный стиль сотрудничества обычно используется, когда у человека повышенный интерес к своим собственным результатам, а также к результатам других.Во время конфликта сотрудники сотрудничают с другими, стремясь найти мирное решение, удовлетворяющее все стороны, вовлеченные в конфликт. Люди с этим типом конфликтного стиля, как правило, очень напористы и в то же время очень чутки. [3] Рассматривая конфликт как творческую возможность, сотрудники охотно вкладывают время и ресурсы в поиск беспроигрышного решения. [1] Согласно литературе по разрешению конфликтов, стиль совместного разрешения конфликтов рекомендуется прежде всего (Sternberg & Dobson, 1987; Jarboe & Witteman, 1996) [5] [6]
- Примирительный конфликт стиля
Примирительный или «компромиссный» стиль конфликта типичен для людей, которые обладают промежуточным уровнем озабоченности как личными, так и чужими результатами.Соглашатели ценят справедливость и, поступая так, ожидают взаимных уступок. [3] Принимая одни требования, выдвинутые другими, соглашатели полагают, что это согласие побудит других пойти навстречу, тем самым способствуя разрешению конфликта (van de Vliert & Euwema, 1994). [7] Этот стиль конфликта можно рассматривать как продолжение стратегии «уступки» и «сотрудничества». [1]
На основе культуры
Разрешение конфликтов как профессиональная практика, так и академическая область очень чувствительны к культуре.В западных культурных контекстах, таких как Канада и США, успешное разрешение конфликта обычно включает в себя налаживание общения между спорящими сторонами, решение проблем и разработку соглашений, которые отвечают их основным потребностям. В таких ситуациях специалисты по разрешению конфликтов часто говорят о поиске беспроигрышного решения , или взаимно удовлетворительного сценария для всех участников (см. Fisher and Ury (1981), Getting to Yes ). Во многих незападных культурных контекстах, таких как Афганистан, Вьетнам и Китай, также важно найти «беспроигрышные» решения; однако добраться туда можно по-разному.В этих контекстах прямое общение между участниками спора, в котором прямо рассматриваются вопросы, поставленные на карту в конфликте, может быть воспринято как очень грубое, усугубляющее конфликт и задерживающее разрешение. Скорее, имеет смысл привлекать религиозных, племенных или общинных лидеров, сообщать непростые истины косвенно через третьих лиц и вносить предложения через истории (см. Винод Свами (1992), Conflict Mediation Across Cultures ). Межкультурные конфликты часто труднее всего разрешить, потому что ожидания спорящих сторон могут быть самыми разными, и есть много поводов для недопонимания. [ требуется ссылка ]
У животных
Разрешение конфликтов также изучалось на нечеловеческих существах, таких как собаки, кошки, обезьяны, змеи, слоны и приматы (см. Frans de Waal, 2000). Агрессия чаще встречается среди родственников и внутри группы, чем между группами. Однако вместо того, чтобы создавать дистанцию между особями, приматы были более близки в период после агрессивного инцидента. Эта близость состояла из ухода за телом и различных форм телесного контакта.Реакции на стресс, такие как учащенное сердцебиение, обычно уменьшаются после этих согласительных сигналов. Различные типы приматов, а также многие другие виды, живущие в группах, демонстрируют разные типы примирительного поведения. Разрешение конфликтов, которые угрожают взаимодействию между людьми в группе, необходимо для выживания и, следовательно, имеет большое эволюционное значение. Эти результаты противоречили ранее существовавшим теориям об общей функции агрессии, то есть созданию пространства между людьми (впервые предложено Конрадом Лоренцем), что, по-видимому, больше характерно для конфликтов между группами, чем внутри групп.
В дополнение к исследованиям на приматах биологи начинают изучать примирение у других животных. До недавнего времени литература, посвященная примирению у неприматов, состояла из отдельных наблюдений и очень небольшого количества количественных данных. Хотя мирное постконфликтное поведение было задокументировано еще в 1960-х годах, только в 1993 году Роуэлл сделал первое явное упоминание о примирении у одичавших овец. С тех пор примирение было зарегистрировано у пятнистых гиен, [8] львов, дельфинов, [9] карликовых мангустов, домашних коз, [10] и домашних собак. [11]
Разрешение конфликтов — расширяющаяся сфера профессиональной практики как в США, так и во всем мире. Растущие издержки конфликта привели к увеличению использования третьих сторон, которые могут выступать в качестве специалистов по конфликтам для разрешения конфликтов. Фактически организации по оказанию помощи и развитию добавили в свои команды специалистов по миростроительству. Многие крупные международные неправительственные организации столкнулись с растущей потребностью в найме специалистов, обученных анализу и разрешению конфликтов.Более того, это расширение области привело к необходимости для специалистов-практиков по разрешению конфликтов работать в различных условиях, таких как предприятия, судебные системы, некоммерческие организации государственных учреждений, государственные учреждения и образовательные учреждения, работающие по всему миру.
Образование
Университеты по всему миру предлагают программы обучения, касающиеся исследования, анализа и практики конфликтов. В школе ILR Корнельского университета находится Институт Шейнмана по разрешению конфликтов, который предлагает бакалавриат, магистратуру и профессиональную подготовку по разрешению конфликтов. [12] Дополнительные программы для выпускников предлагаются в Джорджтаунском университете, Восточном меннонитском университете и Тринити-колледже в Дублине. [13] Институт анализа и разрешения конфликтов Университета Джорджа Мейсона предлагает программы бакалавриата, сертификации и магистра в области анализа и разрешения конфликтов, а также докторскую степень. программа «Философия конфликтов и разрешения конфликтов». [14] Многие студенты, окончившие докторскую программу, работают в этой области в качестве исследователей, теоретиков, аналитиков, политиков и профессоров высших учебных заведений.
Кроме того, Фонд Pax Ludens, базирующийся в Нидерландах, представляет собой организацию, которая объединяет модели разрешения конфликтов, установленные в сценарии международных отношений, чтобы помочь студентам узнать о тонкостях возникновения конфликтов в мире международной политики.
Разрешение конфликтов — область растущего интереса в педагогике Великобритании, поскольку учителей и студентов поощряют к изучению механизмов, ведущих к агрессивным действиям, и механизмов, ведущих к мирному разрешению.
Управление конфликтами
Управление конфликтами относится к долгосрочному управлению неразрешимыми конфликтами. Это ярлык для разнообразных способов, которыми люди справляются с жалобами — отстаивая то, что они считают правильным, и то, что они считают неправильным. Эти способы включают такие разнообразные явления, как сплетни, насмешки, линчевание, терроризм, войны, междоусобицы, геноцид, закон, посредничество и избегание. Какие формы управления конфликтом будут использоваться в той или иной ситуации, можно отчасти предсказать и объяснить с помощью социальной структуры — или социальной геометрии — случая.
Управление конфликтами часто считается отличным от разрешения конфликтов. Чтобы конфликт действительно произошел, должно быть выражение исключительных паттернов и объяснение, почему конфликт был выражен именно так. Конфликт — это не просто неумение, он часто связан с предыдущей проблемой. Последнее относится к разрешению спора с одобрения одной или обеих сторон, тогда как первое касается текущего процесса, который может никогда не иметь разрешения. Это также не рассматривается как трансформация конфликта, которая направлена на переосмысление позиций сторон конфликта.
Консультации
Когда личный конфликт приводит к разочарованию и потере эффективности, консультирование может оказаться полезным противоядием. Хотя немногие организации могут позволить себе роскошь иметь в своем штате профессиональных консультантов, после некоторой подготовки менеджеры могут выполнять эту функцию. Недирективное консультирование или «слушание с пониманием» — это не более чем умение хорошо слушать — то, чем должен быть каждый менеджер. [15]
Иногда простого процесса способности выразить свои чувства, то есть выразить их заинтересованному и понимающему слушателю, достаточно, чтобы избавиться от разочарования и дать разочарованному человеку возможность перейти к настроению, позволяющему решать проблемы. лучше справляется с личными трудностями, которые отрицательно сказываются на его работе.Недирективный подход — один из эффективных способов для менеджеров иметь дело с разочарованными подчиненными и коллегами. [16]
Существуют и другие, более прямые и более диагностические способы, которые можно использовать в соответствующих обстоятельствах. Однако большая сила недирективного подхода (недирективное консультирование основано на клиентоориентированной терапии Карла Роджерса) заключается в его простоте, эффективности и том факте, что он сознательно избегает диагностики и интерпретации эмоциональных проблем менеджером-консультантом. что потребует специальной психологической подготовки. a b Ричард Арвид Джонсон (1976). Менеджмент, системы и общество: введение . Pacific Palisades, Калифорния: Goodyear Pub. Co .. стр. 148–142. ISBN 0876205406 9780876205402. OCLC 2299496.
Список литературы
- Аугсбургер Д. (1992). Посредничество в конфликтах между культурами. Луисвилл, Кентукки: Вестминстер / John Knox Press.
- Бэннон И. и Пол Кольер (ред.). (2003). Природные ресурсы и насильственный конфликт: варианты и действия. Вашингтон, округ Колумбия: Всемирный банк.
- Ури, Ф. и Роджер Фишер. (1981). Как ответить «да»: переговоры по соглашению без сдачи . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Penguin Group.
- Wilmot, W. И Джуйс Хокер. (2007). Межличностный конфликт. Нью-Йорк, Нью-Йорк: компании McGraw-Hill.
- Беркович, Джейкоб и Джексон, Ричард. 2009. Разрешение конфликтов в XXI веке: принципы, методы и подходы .Пресса Мичиганского университета, Анн-Арбор.
- de Waal, Frans B.M. и Angeline van Roosmalen. 1979. Примирение и утешение среди шимпанзе. Поведенческая экология и социобиология 5: 55–66.
- де Ваал, Франс Б. М. 1989. Миротворчество среди приматов. Издательство Гарвардского университета , Кембридж, Массачусетс.
- Судья, Питер Г. и Франс Б. М. де Вааль. 1993. Предотвращение конфликтов между макаками-резусами: преодоление кратковременного скопления людей. Поведение животных 46: 221–232.
- Veenema, Hans et al. 1994. Методологические усовершенствования для исследования примирения. Поведенческие процессы 31: 29–38.
- де Ваал, Франс Б. М. и Филиппо Аурели. 1996. Утешение, примирение и возможные когнитивные различия между макаками и шимпанзе. Обращение к мысли: умы человекообразных обезьян (редакторы Энн Э. Рассон, Ким А. Бард, Сью Тейлор Паркер), Cambridge University Press, Нью-Йорк, Нью-Йорк: 80–110.
- Аурели, Филиппо.1997. Постконфликтная тревога у нечеловеческих приматов: посредническая роль эмоций в разрешении конфликтов. Агрессивное поведение 23: 315–328.
- Замков, Дункан Л. и Эндрю Уайтен. 1998. Постконфликтное поведение диких оливковых бабуинов, I. Примирение, перенаправление и утешение. Этология 104: 126–147.
- Аурели, Филиппо и Франс Б. М. де Ваал, ред. 2000. Урегулирование природных конфликтов . Калифорнийский университет Press, Беркли, Калифорния.
- de Waal, Frans B.М. 2000. Приматы –– Естественное наследие разрешения конфликтов. Наука 289: 586–590.
- Хикс, Донна. 2011. Достоинство: важная роль, которую оно играет в разрешении конфликтов. Издательство Йельского университета
- Silk, Джоан Б. 2002. Форма и функция примирения у приматов. Ежегодный обзор антропологии 31: 21–44.
- Уивер, Энн и Франс Б. М. де Ваал. 2003. Отношения между матерью и потомством как образец социального развития: примирение в неволе коричневых капуцинов (Cebus apella). Журнал сравнительной психологии 117: 101–110.
- Palagi, Elisabetta et al. 2004. Примирение и утешение в неволе бонобо (Pan paniscus). Американский журнал приматологии 62: 15–30.
- Palagi, Elisabetta et al. 2005. Агрессия и примирение в двух плененных группах Lemur catta. Международный журнал приматологии 26: 279–294.
- Лоренцен, Майкл. 2006. Разрешение конфликтов и обучение академической библиотеке. LOEX Quarterly 33, no. ½ ,: 6–9, 11.
- Винслейд, Джон и Монк, Джеральд. 2000. Нарративная медиация: новый подход к разрешению конфликтов . Издательство Джосси-Басс, Сан-Франциско.
- Бар-Симан-Тов, Яаков (Ред.) (2004). От разрешения конфликта к примирению. Oxford University Press
- Теслер, Полина. 2001, 2008. Закон о сотрудничестве: достижение эффективного урегулирования разводов без судебного разбирательства (Американская ассоциация адвокатов).
- Теслер, Полина и Томпсон, Пегги. 2006. Развод по совместительству: революционно новый способ реструктурировать вашу семью, решить юридические проблемы и продолжить свою жизнь (Харпер Коллинз).
- Келлетт, Питер М. (2007). Конфликтный диалог . Лондон: Sage Publications. ISBN 1412909309.
Внешние ссылки
- TruceWorks.com некоммерческая служба разрешения конфликтов
- Интеллектуальная власть и разрешение конфликтов Лекция на факультете политических наук Университета Пенджаба, кампус Куэйд-и-Азам, Лахор
- Разрешение конфликтов сотрудников в Open Directory Project
- Посредничество под руководством партии: помощь другим в разрешении разногласий Бесплатная загрузка книги в формате PDF в Калифорнийском университете
- В поисках точек соприкосновения
- Фонд воспитания мира
- Интеллектуальная сила, разрешение конфликтов, сложность и международная торговля Лекция в Институте делового администрирования, городской кампус, Карачи
- Статьи об управлении конфликтами — Сборник статей об управлении конфликтами
- Архивная аудиозапись панели, посвященной повествованию, миру и разрешению конфликтов
Стратегии разрешения конфликтов на рабочем месте
Разрешение конфликтов уступает только предотвращению конфликтов как инструмент управления личными и кадровыми конфликтами.Когда конфликт существует, своевременное вмешательство может иметь решающее значение для предотвращения деструктивной эскалации. Несмотря на то, что любой конфликт может иметь уникальные особенности, существуют проверенные стратегии разрешения конфликтов для сдерживания, смягчения и разрешения коллизий мировоззрений, интересов и целей.Хотя методы и стратегии разрешения конфликтов нашли применение в сферах организаций и занятости, они могут применяться и адаптироваться практически к любому конфликту, будь то на работе, в школе, дома или в отношениях.
Когда конфликты не могут быть устранены, можно попытаться минимизировать их, одновременно максимизируя совместное понимание их в атмосфере доверия и доброй воли. Например, менеджер A и менеджер B постоянно ссорятся из-за «торфа» и из-за личных столкновений; Таким образом, переопределив соответствующие территории и переназначив хотя бы одну из них другому отделению компании, можно управлять конфликтом, даже если лежащие в основе личные конфликты никогда не решаются, хотя понимаются и принимаются.
Овладейте искусством заключения сделок и размещения. Воспользуйтесь нашей программой обучения рекрутеров сегодня. Учитесь в своем собственном темпе в течение этой 12-недельной программы. Наш курс разработан для тех, кто хочет заняться рекрутингом, или для рекрутеров, которые хотят продолжить свою карьеру. Мы сертифицированы SHRM. Конфликты на рабочем месте, как и в других сферах, — это факт жизни.Существование конфликта не обязательно деструктивно, если оно разрешено эффективно. Фактически, это может привести как к профессиональному, так и к личностному росту посредством «творческого конфликта», такого как тестирование конкурирующих идей, предложений, продуктов, услуг или компаний посредством свободной, честной и открытой конкуренции (в науке, бизнесе или даже обеденный стол).Конфликт не является синонимом вражды или антагонизма. Иногда конфликты просто отражают необходимость принимать жесткие решения о том, как распределить ограниченные ресурсы для конкурирующих интересов.В других случаях конфликты возникают из-за законных противоположных потребностей, которые не могут быть легко удовлетворены. Конфликты желаний обычно разрешаются легче, чем конфликты потребностей, поскольку желания гораздо более предметны, чем потребности.
В качестве первого тактического шага в реализации стратегии разрешения конфликта было бы разумно определить, является ли конфликт между потребностями, между желаниями или между ними.
Конфликт может возникнуть в ситуациях, когда разные люди с разными целями и требованиями, включая потребности в ресурсах, должны сотрудничать.Это также может привести к сильной личной неприязни. Однако в большинстве случаев проверенные стратегии разрешения конфликтов могут привести к положительному результату. Конфликт может возникнуть внезапно или принять форму давних или неуклонных разногласий. Если конфликт имеет глубокие корни, их выявление, устранение и устранение являются важными аспектами процесса разрешения.
Еще одно ключевое стратегическое требование — не допустить порочной нисходящей спирали взаимных обвинений и негатива. Как только это произойдет, сопутствующая потеря доброй воли может все больше загрязнять восприятие даже лучших предложений и встречных предложений.
Одна из таких превентивных мер — поддерживать вежливость и неконфронтацию в обсуждениях и сосредоточивать внимание на проблемах, а не на отдельных лицах.
4 эффективных стратегии разрешения конфликтов в классе
Этот пост был обновлен в декабре 2017 года.
В своем классе вы обязательно столкнетесь с конфликтом — он практически неизбежен. К счастью, существует и подходов к разрешению конфликтов между учениками (и снижению уровня стресса в процессе!).
Мы выделили четыре эффективных способа разрешения конфликтов в классе. Попробуйте одну (или все) из этих стратегий, чтобы увидеть, что работает лучше всего. Но сначала нужно отметить конфликт.
Большой конфликт может начаться с малого
В статье, написанной в соавторстве с Донной Кроуфорд, директором Национального центра просвещения по вопросам разрешения конфликтов (NCCRE), и Ричардом Бодином, директором по обучению NCCRE, подробно рассказывается о некоторых интересных исследованиях о том, как начинается конфликт, и о том, что наибольшее количество конфликтов, которые возникают в результате в насилии часто начинаются как относительно незначительные инциденты.
Действия, например, использование учеником собственности другого ученика без разрешения или неспровоцированный контакт, на самом деле могут привести к серьезному конфликту. Это указывает на то, что некоторые начальные контакты являются хищническими, но конфликт быстро обостряется.
Их отчет также сопровождался тем фактом, что большинство инцидентов произошло дома или в школе, и большинство произошло между людьми, которые знали друг друга.
Наконец, Кроуфорд и Бодайн развивают предпосылку, что общая цель насильственных действий включает возмездие.Интересно то, что исследования показывают, что насильственные действия не являются результатом отсутствия ценностей, а, по мнению авторов, исходят из системы ценностей, допускающей насилие. Помните об этом, исследуя приведенные ниже стратегии разрешения конфликтов.
Ролевые игры
Ролевая игра может облегчить разрешение конфликтов. Когда учащимся отводятся роли, противоположные тем, что они могут играть в реальной жизненной ситуации, это учит их сочувствию и заставляет смотреть на действия с другой точки зрения.
Ролевая игра также дает представление о том, где начался конфликт. Вместо того, чтобы вызывать конфликты с утверждениями типа «Ну, как бы вам понравилось, если бы я сделал вам , этот ?» ваши ученики могут смотреть на конфликт с более объективной точки зрения, разыгрывая его.
Это очень эффективный метод, помогающий вашим ученикам справляться с конфликтами, и его стоит попробовать в вашем собственном классе. Ваши ученики не только узнают, как разрешать конфликт, в котором они находятся, но и научатся проявлять больше сочувствия по отношению к другим.
Отслеживание
В качестве задания попросите учащихся наблюдать и отслеживать различные конфликты, свидетелями которых они являются, или в которых участвуют в течение определенного периода времени. Их можно отслеживать в журнале и записывать без особой идентификации других студентов. Личности не так важны, как действия, свидетелями которых они являются и реакция участников.
Поощряйте учеников внимательно следить за ситуациями, в которых может помочь разрешение конфликтов. Это также позволит определить, насколько серьезной может быть проблема.
В какой-то момент студенты должны добровольно поделиться своими наблюдениями в своих дневниках и обсудить положительные и отрицательные стороны реакций учащихся. Это позволяет учащимся обсуждать конкретные инциденты, не «выявляя» правонарушителей.
Это задание можно выполнять несколько раз в течение учебного года, чтобы ваши ученики обращали внимание на свое окружение. Это также даст вам лучшее представление о том, что происходит в вашем классе, и как вы можете помочь и лучше реализовать стратегии разрешения конфликтов.
Прослушивание
Многие конфликты начинаются из-за недопонимания и недопонимания. Важным инструментом может быть обучение студентов хорошему умению слушать.
Начните с обсуждения в классе недавних студенческих конфликтов. Скорее всего, вы услышите такие вещи, как «Он не слушал» или «Они не поняли, о чем я говорю».
Это хорошая возможность показать учащимся силу слушания. Он также поддается обучению тому, «как» слушать.
Научите их:
- Смотрите прямо на говорящего и смотрите ему в глаза.
- Позвольте говорящему говорить без перерыва.
- Задавайте вопросы.
- Не давать советов и предложений.
- Подкрепите говорящего кивком или улыбкой.
- Повторите услышанное своими словами.
Пишем про конфликт
Если в классе возникают конфликты, то, когда участвующие студенты садятся и пишут об этом, служит нескольким целям. Во-первых, он используется в качестве тайм-аута или периода обдумывания.Это также заставляет их задуматься об инциденте академически, проактивно.
Когда вы попросите учащихся написать о конфликте, попросите их рассказать о том, что они при этом почувствовали, и какие еще, лучшие решения им следовало бы сделать во время конфликта. Предложите им такие предложения, как «перечислите 3 вещи, которые вы бы сделали по-другому теперь, когда у вас была возможность подумать о лучших вариантах».
Письмо заставляет учеников размышлять — мощный инструмент, который поможет им стать более самосознательными в вашем классе и за его пределами.
Используете ли вы какие-либо разные стратегии, чтобы свести конфликт к минимуму в вашем классе? Мы будем рады услышать — присоединяйтесь к нам на Facebook, когда захотите поделиться идеями с другими преподавателями.
Узнать больше: нажмите, чтобы просмотреть связанные ресурсы.Присоединяйтесь к Resilient EducatorПодпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать контент, доставляемый в ваш почтовый ящик. Щелкните или коснитесь кнопки ниже. |