Содержание

Как рефлексия помогает в обучении

Во время любого обучения необходимо вовремя останавливаться и анализировать происходящее. И речь идет не только о микровыводах, а о понимании себя в самом образовательном процессе. Александра Жирновская, директор Центра корпоративного обучения и развития Т&Р, рассказала о том, почему нам необходимо рефлексировать и как развивать этот навык.

Александра Жирновская

Директор Центра корпоративного обучения и развития T&Р

Мы учимся не на опыте

Рефлексия — это определенный этап в процессе обучения, позволяющий зафиксировать образовательную деятельность. Речь идет не о самих знаниях, которые вы приобретаете, а о том, как вы учитесь, является ли сам процесс эффективным и удобным для вас. В личной траектории развития рефлексия, основанная на анализе прошлого, направляет вас к будущему. Она относится к осознанности, это навык, которому нужно учиться.

Мы не учимся на опыте. Мы учимся на осмыслении опыта посредством рефлексии

Благодаря рефлексии мы понимаем, что наше, а что — нет, какие методы, способы, форматы в обучении нам подходят. Причем рефлексировать нужно не однократно (например, по окончании одного курса), а периодически. Это этап в любом процессе обучения, к которому нужно возвращаться постоянно, так как меняемся мы, наши цели, мотивы, преподаватели, траектории развития, форматы.

Рефлексия может быть ситуативной — что происходит «здесь и сейчас». В определенный момент времени мы делаем краткий анализ: какую информацию я получаю сейчас, для чего она мне необходима, комфортно ли мне ее воспринимать, запоминаю ли я сразу, что мне нужно для повышения эффективности и качества обучения.

Ретроспективная рефлексия — это обращение к прошлому. В процессе обучения это не обязательно делать ежедневно. Мы делаем ретроспективу по логически завершенным блокам обучения, которые могут быть определены нами самими или же обусловлены самой формой обучения, например учебный семестр.

Проспективная рефлексия направлена на будущее — как мы будем обучаться, каких целей хотим добиться. Этот этап необходим в построении индивидуальной траектории развития и обучения.

Рефлексия — это системный процесс, под который выделяется время, есть зафиксированные цели и результаты

Что дает рефлексия в обучении?
  1. Повышение мотивации

  2. Анализ проблем и поиск способов их решения

  3. Оценка субъективной эффективности образовательного процесса

  4. Понимание своих познавательных особенностей

Качественная рефлексия поможет извлечь пользу даже из «неудачного» курса. Допустим, вы ошиблись в выборе образовательной программы — не подходит формат, не нравится преподаватель, атмосфера в группе. В таком случае нужно не просто поругать себя или окружающих в том, что вы пошли не по своему пути. Рефлексия здесь необходима для того, чтобы понять, какие форматы вам не подходят, как избежать этой ошибки в будущем. Можно задать себе следующие вопросы:

  • Где я потерял мотивацию?

  • Что мне помешало достичь цели?

  • Как действовать дальше?

Рефлексия — часть нашего префронтального наследия, и этот интегративный участок также отвечает за поддержание отношений и за адаптивную устойчивость, то есть за пятый и шестой компоненты базового образования.

«Внимательный мозг» Дэниел Сигел

Инструменты рефлексии

Рефлексия может быть на двух уровнях: личностном и командном. В первом случае помогут дневники, электронные доски со стикерами (например, Miro), даже полезно ведение блога в социальных сетях, если вы готовы делиться своими наблюдениями публично. Есть простой диджитал-инструмент, в котором вы должны ответить на три основных вопроса: что мне понравилось, чему я научился, чего мне не хватило. Периодически записывайте результаты и анализируйте их в процессе обучения.

Для командной рефлексии нужно больше инструментов для систематизации мнений, обобщения, структурирования.

Метод «Start, Stop, Continue»

Метод «Start, Stop, Continue» предназначен для быстрой генерации идей и поиска решений проблем. Вместо того чтобы перечислять все темы, группировать их, а затем проводить анализ каждой из них, вы можете сразу перейти к конкретным действиям.

Покажите команде шаблон, разделенный на три области, помеченные как Start, Stop, Continue.

Задайте следующие вопросы:

  • Что команда должна начать делать?

  • Что команда должна прекратить делать?

  • Что команда должна продолжать делать?

Добавьте свои ответы в виде цифровых заметок в соответствующие столбцы. Найдите совпадения, расхождения. Результатами станут конкретные действия, которые необходимо совершить для улучшения работы.

Метод «Mad, Sad, Glad»

Покажите команде шаблон, разделенный на три области, помеченные как Mad, Sad и Glad. Дайте каждому участнику 15 минут, чтобы составить список наблюдений, которые они сделали за определенный вами период обучения. Попросите каждого участника описать свои наблюдения и поместите заметку на доске — это должно быть место, которое соответствует ощущениям участника, делая его счастливым, грустным или безумным (то есть какой-то процесс выводит человека из себя). Наблюдения должны быть сгруппированы по сходству. Определите, какие повторяются чаще: именно они и оказывают сильное влияние.

Метод «Four L: Liked, Learned, Lacked, Longed For»

Покажите команде доску, разделенную на 4 области с метками «Понравилось», «Изучено», «Недостаточно» и «Стремление». Попросите команду записать на заметках все, что им понравилось, чему они научились, чего не хватало и чего они ожидают. Разделите группу на четыре подгруппы, по одной для каждой L. Дайте им время проанализировать заметки на доске и сгруппировать их в соответствии с похожими темами. Каждая группа сообщает о своих выводах, а затем все участники вместе обсуждают, что они могут сделать для решения выявленных проблем.

Метод «Quick Retrospective»

Это быстрый метод рефлексии, который можно проводить несколько раз в неделю — в зависимости от интенсивности обучения. Нужно ответить на четыре главных вопроса:

  • Что было хорошо?

  • Что вызывает дискомфорт?

  • Как мы можем исправить проблему?

  • Какие идеи я могу предложить для будущего развития?

Эти способы можно комбинировать между собой, использовать сразу несколько, главное — это результат, который вы получаете, проводя рефлексию на личностном или командном уровне. Рефлексия — это инструмент, который позволяет вам расти и повышает личную и командную эффективность. Для нее нужно специально выделять время и вводить в привычку.

что это такое, примеры, методика определения

Рефлексивность – это устремлённость на максимальную осознанность собственных поступков, другими словами настроенность на нахождение смысла происходящих событий и взаимосвязей между ними. Она считается системообразующим и многофункциональным личностным качеством, способствующим эффективному усвоению, углублению и переработке социального опыта, переключению с внешнего уровня на внутренний план.

Рефлексивность также является способностью индивидов и социума мыслить критически, видеть негативные стороны, патологические явления, выявлять потенциальные опасности, принимать предохранительные меры способные предотвратить либо замедлить некоторые тенденции.

Что это такое

Дабы разобраться с понятием рефлексивность, необходимо прояснить значение слова рефлексия, которое подразумевает процесс обращения индивидами внимания внутрь себя и на собственно сознание, тогда рефлексивность означает способность субъектов постигать свою личность, понимать истоки собственных поступков.

Таким образом, рефлексия представляет собой качественную характеристику, свидетельствующую о том, что сознание способно направлять внимание внутрь. Рефлексивность представляет количественную характеристику, демонстрирующую выраженность такой способности, критичность анализа, глубину.

Рефлексия дословно подразумевает обращение назад. Понятие рефлексировать применяется для обозначения процесса размышления над собственным психическим состоянием, обращения внимания внутрь себя. В различных науках и философских воззрениях рассматриваемый термин имеет неодинаковое наполнение. Так Локк под рефлексией подразумевал источник специфического знания, когда созерцается действие сознания. Лейбниц считал рефлексию вниманием индивидов к происходящему внутри них. Согласно Юнгу идеи являются рефлексией над представлениями, получаемыми извне.

Обобщая все воззрения, общим в трактовке рефлексии является её устремлённость на внутренний мир индивидов.

Рефлексивность же выступает в качестве личностной черты, характеризующей познание, направленное на себя. Анализируемое явление причисляют к важнейшим характеристикам сознания.

Психологи акцентируют важность разделения двух вышеприведённых схожих явлений. Рефлексивность в психологии представляется в качестве личностного свойства, а рефлексия является процессом познания собственной личности.

При этом под первым подразумевается каче­ство личности, обусловливающее рефлексию в качестве про­цесса. Рефлексивность обладает критерием выраженности и определяется устремлённостью процессов познания внутрь собственной личности.

Эти два вышеприведённых явления реализуются при по­мощи рефлексивных способностей.

Таким образом, рефлексивность является способностью анализировать собственную личность, обнаруживать мотивы своих действий, включая:

– былые поступки и события;

– эмоциональное состояние;

– удачные либо неуспешные результаты деятельности;

– меняющиеся личностные черты, качества характера.

Каждый индивид обладает различным уровнем рефлексии. Обусловлен он интеллектуальным развитием, уровнем знания, воспитанием. Некоторые субъекты непрерывно анализируют собственные действия, размышляют над мотивацией своих поступков, другие – и вовсе не задумываются о собственном поведении. Огромную роль здесь отводится желанию индивида понять собственные заблуждения, осознать ошибки, уровень самокритичности и потребности в сопоставлении собственной персоны с окружением.

Отличием зрелой личности считается способность отвечать за совершенные поступки и брать ответственность за бытие, которое человек имеет. Если индивид неизменно обвиняет в текущих событиях и происходящих ситуациях окружение и стечение обстоятельств, то он является слабой личностью.

Рефлексивность сознания это способность постигать собственную внутреннюю «Вселенную» и выстроить картину личных состояний.

Общее сознание исполняет функцию самоощущения (умение вычленять собственную персону в качестве отдельного создания) с взаимодействием и направленностью во внешнюю среду. Оно присуще всем существам. Тогда как рефлексивное сознание ответственно за самопознание (умение анализировать состояние собственного духовного мира), вырабатывается в ходе развития в качестве специфической особенности, присущей исключительно человеческому сознанию.

Непосредственно возможность зарождения рефлексии у индивидов возникает вследствие познания окружающей среды и в частности социума. Овладение исторически выработавшимися операциями деятельности и приёмами взаимодействия с окружением порождает необходимость рефлексии, а, следовательно, приводит к появлению совершенной формы отображения действительности. Лишь на уровне совершенной формы отображения и возникает рефлексивность сознания.

Принцип рефлексивности

Описываемый термин в качестве продуктивного параметра процесса рефлексии представляет собой либо свойство личности, либо характеристику целой социальной общности, например, лиц, имеющих высшее образование. Термин также актуален и применим и в других науках. Так, например примеры в информатике – в качестве способности программы мониторить и трансформировать свою структуру в ходе выполнения, в экономике – применима теория рефлексивности, автором которой является Дж. Сорос, либо в качестве понятия взаимосвязях в математике. Благодаря трудам В. Лефевра термин рефлексия был вычленен из философии в междисциплинарную сферу и введены такие понятия, как рефлексивная система и управление, пребывающие на рубеже многих наук: социологии, математики, психологии, философии, этики.

Так в психологии трудовой деятельности и инженерной психологии проводится диагностика уровня развития рефлексивности мышления и коммуникаций. Это необходимо для определения уровня готовности к трудовой деятельности.

Профессиональное развитие человека происходит одновременно с созреванием его личности. Именно личностный рост даёт толчок профессиональному росту посредством более глубокого понимания и благодаря приобретаемому опыту.

Принцип рефлексивности заключается в переосмыслении опыта индивидуального бытия. Исходной позицией в становлении убеждений индивидов является опора на индивидуальный опыт в качестве смысловой, эмоционально-экспериментальной основы.

Внутреннее переживание опыта осознаётся не только чувственно, поскольку обязательно присутствует аспект, именуемый «осознанностью». Такое понимание, естественно, не обделено эмоциональностью, страстью, интересом, которые в достижении осознания играют значимую роль. Переживание предоставляет источник для рефлексии.

Основываясь на опыте переживаний, полученного в прошлом существовании, человек вырабатывает собственную пристрастную позицию к моральным устоям и нормам, формирует индивидуальное поле духовных смыслов. Следовательно, рефлексивность нужно рассматривать в контексте внутреннего осмысления индивидуального опыта.

Принцип рефлексивности подразумевает обращение субъекта к анализу собственного опыта, выявлению духовных смыслов деятельности, поведенческих паттернов, общения.

Описываемый принцип в нравственном воспитании требует от средств, организационных форм быть методами самоосознания, а на этом базисе – и самореалезации, и самоопределения. Он подразумевает отношение к осмыслению и взаимопониманию как к необходимому и достаточному условию человечности и эффективности форм, средств и способов воспитания.

Большей частью рефлексия охватывает происходящее с индивидом, урок, который он извлёк из произошедшего, и то, каким он образом в дальнейшем использует приобретённые вследствие пережитого опыта, знания, навыки.

Рефлексия в качестве принципа мышления, устремляющего его на постижение и осознание индивидуальных форм, предпосылок, способствует приобретению нового понимания, оценивания и обоснованию собственных установок. Умение рефлексировать позволяет достичь адекватной самооценки, прогнозировать дальнейшую жизнедеятельность, анализировать её результаты.

Рефлексивность мышления

Умение понимать и создавать мыслительные действия и практические акты именуется рефлексивностью мышления. Данная познавательная деятельность актуализируется, в первый черед, в ходе выявления, понимания и разрешения разногласий в анализируемой и реорганизовываемой ситуации.

Ж. Пиаже интерпретировал рассматриваемое понятие в качестве процесса, осуществляющегося на базисе понимания необходимости связать объект с направленной на него операцией. Осознание представляет процесс восстановления схемы акта и трансформация её в понятие.

Исследование рефлексивности мышления позволяет выявить уровень сформированности рефлексивного интеллекта, который преимущественно обуславливает успешность воплощения исследовательской функции в отношении собственной персоны.

Рефлексивное мышление воплощает личный опыт индивидов, характеризующийся разумением смысла вещей. И направлено оно на сбор фактов, идей либо примеров, а также необходимо для рассмотрения явлений с различных точек зрения и организации персональных действий, способствующих нахождению алгоритма, придающего смысл тому, о чём индивиды размышляют.

В сложных обстоятельствах рефлексивные процессы играют ключевую роль в мыслительной деятельности: они вовлекаются в процессы оценивания проблемных условий, осознания источников неясности, выбора либо выработки способа действий, а также приёмов достижения результата.

Описываемое понятие обнаруживается в суждениях относительно возникших условий и проблемных ситуаций (причин, механизмов, способов). Преобразование личностного смысла обстоятельств способствуют сглаживанию, а порой и полному устранению негативных аффективных треволнений, порождаемых проблемной ситуацией, и достижению изменения поведенческого паттерна оппонента. Найти отыскать некую свежую точку видения обстоятельств возможно посредством рефлексии.

Таким образом, рефлексивное мышление выступает процессом, осуществляющимся на базисе понимания индивидом взаимосвязи объекта с устремлённым на него актом, а также основываясь на понимании надобности такой связи.

При этом каждый субъект характеризуется индивидуальностью когнитивных процессов. Все человеческие индивиды абсолютно по-разному понимают и перерабатывают информацию.

Сегодня недостаточно изучен процесс формирования рефлексивности мышления. С этой целью разработана методика определения рефлексивности мышления, его развитости.

Максимальное количество набранных баллов за ответы свидетельствуют о сравнительно высоком уровне рефлексивности мыслительной деятельности, а именно сформированности коллективной и индивидуальной форм самоанализа интеллектуальной деятельности.

Также существуют методики-тесты для исследования когнитивных стилей по шкале импульсивность рефлексивность (тип реагирования), что необходимо для выявления скорости и обоснованности принятия решений.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Роль рефлексивных умений в принятии организационных решений

В статье рассматриваются способы повышения эффективности организационных решений, суть и влияние сформированности рефлексивных умений на эффективность организационных решений.

Ключевые слова:рефлексия, рефлексивные умения, организационные решения, эффективность организационных решений.

The article considers the ways of increase of efficiency of organizational decisions, the essence and the impact of development of reflective skills on the effectiveness of organizational decisions.

Key words: reflection, reflection skills, organizational solutions, efficient organizational decisions.

В период становления рыночных отношений эффективные организационные решения являются важнейшим условием функционирования организаций. Каждый руководитель в процессе управленческой практики принимает организационные решения, распределяя время, кадры, исполнителей, планируя работу, проверяя правильность выполненной операции, осуществляя выбор условий их реализации, сопротивляясь отвлекающим факторам [1, с. 42]. В связи с этим сегодня особенно остро стоит проблема оптимизации принятия организационных решений. В этих обстоятельствах следует отметить, что каждому руководителю необходимо уметь осуществлять анализ собственной деятельности, а выработанные рефлексивные умения позволяют ему решать эту задачу более продуктивно.

Организационное решение — это осознанный выбор, который должен сделать руководитель на основе целесообразной деятельности, чтобы выполнить должностные обязанности. Цель организационного решения — обеспечение оптимальным образом планомерно организованного движения к поставленным перед организацией задачам. Качество организационного решения оказывает влияние на эффективность деятельности любой организации. Оно определяется совокупностью параметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя. Существенным моментом при этом является уровень сформированности рефлексивных умений [5; 6].

Рефлексивные умения — это умения занимать позицию наблюдателя со стороны, отходить от деятельности и анализировать трудности организации «извне», понимать и оценивать участников, креативно регулировать свою деятельность и моделировать новую [4; 5]. Они позволяют человеку осуществлять поиск причины затруднений. Рефлексируемым осознаётся, степень соответствия используемых средств поставленной психолого-педагогической задаче. Происходит формирование критического отношения к собственным средствам, условиям задачи, расширение круга средств, выдвижение гипотезы, выбор интуитивного решения. В дальнейшем происходит логическое обоснование и реализация решения [6]. По мнению Антонова, рефлексивные умения — это умения осуществлять самоконтроль и самооценку деятельности.

В связи с рефлексивным решением проблем выделяются следующие умения: умение дифференцированно решать проблему; умение моделировать результаты; умение видеть противоречия, возникающие в ходе решения профессиональной проблемы; умение выбирать оптимальный способ и результат; умение своевременно выявлять и ликвидировать возникающие ошибки. Важной является способность и умение анализировать свои действия во время принятия решения, по завершению решения профессиональной проблемы, а также в перспективе.

Рефлексивные умения являются основой рефлексии. Ю. Д. Красовский понимает рефлексию как процесс нового осознания своих организационных возможностей в различных эффектах поведения. По его мнению, рефлексия руководителя не является самокопанием, а подразумевает активные действия, попытку смоделировать организационные действия по другому сценарию на основе конструирования мысленной экспериментальной работы. Периодически, по мере прохождения этапов профессионализма, сталкиваясь с критическими точками в организационном поведении, руководитель совместно с коллегами пересматривают понимание себя в стереотипных управленческих ситуациях. Рефлексивное управление можно корректировать в обучении, включающем решение психологических задач, участие в инновационных технологиях с использованием ролевых и деловых игр [6].

Рефлексия есть продукт интеграции когнитивных, регулятивных и коммуникативных психических процессов. Результатом рефлексии является возникновение феномена сознания. Сознание выступает результативной стороной рефлексии и ее условием [2].

Рефлексируя, человек способен управлять психическими процессами, контролировать и корректировать их ход. Рефлексия актуальна для управленческой деятельности, так как ее предметом выступают «социальные объекты», которые также обладают свойством рефлексивности.

Рефлексия рассматривается в психологической науке как психический процесс, свойство личности и психическое состояние [2, 3, 4, 10].

Процесс рефлексии связан с анализом собственного мышления, а также общения с окружающими, предполагает рассуждение за других и понимание других. Поэтому рассматривают две формы рефлексии: рефлексию собственной деятельности и рефлексию внутреннего мира другого участника процесса [4].

В структуру рефлексии входят четыре аспекта, в зависимости от той функции, которую она реализовывает: 1) кооперативный, предполагающий опору на рефлексивную антиципацию; 2) коммуникативный, проявляющийся путем размышления за другое лицо; 3) личностный, выражающийся в способности человека строить новые образы себя в результате общения и активной совместной деятельности; 4) интеллектуальный, проявляющийся в способности соотносить с предметной ситуацией собственные действия.

Рефлексия рассматривается в ситуативной, ретроспективной и перспективной формах [4].

Исследования, посвященные роли рефлексии в управленческой деятельности, доказали, что эффективный руководитель тот, у кого способность к самоанализу на среднем уровне. Низкий «индекс рефлексивности» характеризуется невысокими способностями к эффективному выполнению основных управленческих функций. Такие руководители воспринимаются в целом как профессионально неэффективные. Однако и руководители с сильно выраженной «склонностью к раздумьям», постоянно тщательно анализирующие ситуацию, часто не справляются с задачей, требующей обработки большого количества информации, необходимости срочного принятия решения. Замечено, что высокая способность к рефлексии порой связана с тревожностью, нерешительностью. Требования профессии управленца стихийно отсеивают обладающих чрезмерно высоким уровнем рефлексивности [6].

Рефлексивное управление имеет два смысла — широкий и узкий. В широком смысле — это управление, построенное с учетом психологических закономерностей рефлексии, а в узком — особая тактика воздействий на других, в основе которой лежит проекция собственных способов поведения в той или иной ситуации на прогнозируемое поведение других людей.

Последовательность задач принятия организационного решения, вытекающих из общей теории систем, можно представить следующим образом:

1.                  Определение качественного и количественного состава элементов.

2.                  Проектирование общей структуры предпринимаемых действий при принятии организационного решения, основанное на рефлексии.

3.                  Разработка регламентирующих процессов.

4.                  Определение вертикальных и горизонтальных информационных связей между элементами системы.

5.                  Проектирование образовательной технологии управленческих процессов.

В качестве организационной основы эффективного управления выступает структура, в которой определяется состав подразделений, входящих в систему управления организационным решением, их взаимосвязи, формы разделения решений по уровням, а также число уровней управления. Спроектировать эффективную систему управления можно принятием эффективного организационного решения, в том числе в образовании — значит установить такое соотношение элементов, при котором наиболее оперативно выполняются требования объекта управления.

Связи и отношения рефлексии с процессом принятия решения специфичны, глубоки, и одновременно противоположные по своей функциональной направленности, но, по мнению Карпова А. В. сходны по психологической природе. Поэтому они органично дополняют друг друга. В ситуациях организации поведения, которые связаны с выбором и принятием эффективных организационных решений особенно значима роль рефлексии. Процессы принятия организационных решений предполагают актуализацию рефлексивных процессов и состоят в них. Фаза «информационной подготовки» решений во многом схожа с процессом рефлексии. Значение рефлексии психическом интегральном процессе принятия решения может быть охарактеризована как «организационная», синтезирующая. Рефлексия — это именно интегратор всех иных когнитивных процессов, которые непосредственно вовлечены в принятие решения и обеспечивают его результаты. Эффективность интегративной роли рефлексии зависит от уровня развития самой рефлексии: она наиболее выражена при высоком, но не предельном значении рефлексивности. Также разделяют два типа влияния рефлексивности в процессе принятия организационных решений на интеграцию когнитивных процессов: продуктивный и непродуктивный. Замечено, что при завышенных значениях рефлексивности резко повышается вероятность ее непродуктивного влияния на механизмы интеграции психических процессов [2, с. 181].

Таким образом, для руководителей сформированные рефлексивные умения выступают в качестве одного из условий эффективности организационных решений, потому что они позволяют решать проблемы организации разными способами, моделировать различные исходы их решения, интуитивно предвидеть ошибки, выбирать адекватные варианты и конечные результаты разрешения проблем организации, вовремя находить противоречия и устранять их, продумывать ход своих действий, осуществлять самоанализ Я-концепции.

Организационные решения можно разделить на две группы: запрограммированные и незапрограммированные. Принятие двух последних невозможно без специальной подготовки по формированию рефлексивных умений.

В данном контексте представляют особый интерес приемы проведения дискуссий, приводящих к оптимальным решениям. В обсуждениях противоположных точек зрения важно развивать точку зрения собеседника с доведением ее до абсурда, или находить совпадения по отдельным пунктам и развивать их, или развивать только свою точку зрения.

Выбору эффективного решения способствуют: расширение ресурсной базы; умение быть внимательным; умение работать в команде. Повысить качество организационного решения можно соблюдением технологии структурирования управленческого решения. С целью повышения эффективности организационных решений можно также использовать способ создания формализованной базы данных с решениями.

Основными факторами, влияющими на эффективность организационного решения, являются применение научных подходов и принципов, методов моделирования, автоматизация управления, мотивация качественного управленческого решения, развитие рефлексивного мышления.

Следует отметить, что формирование рефлексивных умений необходимо начинать в процессе профессиональной подготовки будущих руководителей в вузе. Если в процессе обучения у студентов, в чьи профессиональные функции в дальнейшем входит принятие организационных решений в период подготовки развиваются рефлексивные умения, то это является гарантом более эффективного принятия организационных решений в дальнейшем [12]. В перспективе наших дальнейших исследований разработать модель формирования рефлексивных умений у будущих бакалавров психологов, рассмотреть потенциал инновационных технологий обучения и выбрать наиболее удачные, для решения этой задачи.

Литература:

1.                  Антонов Ю. И. Формирование управленческих умений у будущих офицеров тылового обеспечения./ Ю. И. Антонов. -Саратов: Издательский центр «Наука», 2013.-126 с.

2.                  Артюшина Л. А., Монахов М. Ю. Рефлексивные компетенции в стандартах высшего профессионального образования третьего поколения / Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. № 3, 2011.

3.                  Журко В. Н. Педагогическое обеспечение процесса формирования рефлексивных умений у будущих социальных работников на этапе вузовского обучения: автореферат дис…канд. пед. наук.- Москва, 2012.- 24 с.

4.                  Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. — 424 с.

5.                  Кляхин В. Н. Организационное поведение. Конспект лекций.-СПб: НП «Стратегия будущего», 2010.-115 с.

6.                  Красовский Ю. Д. Организационное поведение: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Менеджмент» и специальности «Социология»/ Ю. Д. Красовский.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.- 487 с.

7.                  Кушеверская Ю. В. Формирование рефлексивной компетентности студентов в образовательном процессе педагогического колледжа: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. Петрозаводск, 2007,. — 24 с.

8.                  Лопарёва М. А. Формирование рефлексивных умений студента в учебно-познавательной деятельности /М. А. Лопарёва. — Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. — Оренбург, 2009. — 24 с.

9.                  Муштавинская, И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя [Текст]: учеб.-метод. пособие. / И. В. Муштавинская. — СПб.: КАРО, 2009. — 144 с.

10.              Сазонова О. С. Формирование рефлексивных умений в процессе профессиональной подготовки педагогов-психологов: диссертация… кандидата педагогических наук: 13.00.08, 216 с.

11.              Синельников С. А. Формирование рефлексивных умений на этапе вузовского обучения в педагогическом взаимодействии «преподаватель-студент»: автореферат дис… канд. Пед. Наук., Тверь., 2012.-25 с.

12.              Ушакова Е. Л. Формирование рефлексивной компетенции будущего учителя как средства преодоления затруднений в педагогических ситуациях// Научно-теоретический журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований» Выпуск 3–2012.

Что такое рефлексия //Психологическая газета

То, что я усердно, по крупицам собирала в течение многих лет непрерывной психотерапии (благодаря своим, когда-то весьма неслучайно, хотя и преимущественно интуитивно выбранным терапевтам, супервизору, учителям и наставникам), и чем теперь постоянно и уверенно пользуюсь в обычной жизни, на мой взгляд, невозможно обрести посредством книг.

Я говорю о способности к рефлексии. Чтобы в термины заумные не углубляться, попробую объяснить это понятие проще.

По сути, рефлексия — это умение человека осознанно направлять внимание вглубь себя, наблюдать своё психическое пространство, сосредотачиваясь на внутреннем содержании.

В Википедии, например, можно прочесть о том, что рефлексия отличает человека от животных, и именно благодаря ей человек может не просто знать или чувствовать нечто, но ещё и знать о своём знании или переживании. Это умение отслеживать то, что происходит на разных уровнях сознания, с возможностью дальнейшего переосмысления.

Возникнув в философии, понятие рефлексии со временем расширялось. Как психологу, мне ближе всего формулировка, принадлежащая  психоаналитику, доктору наук  А. В. Россохину. Он описывает личностную рефлексию как «активный субъектный процесс порождения смыслов, основанный на уникальной способности личности к осознанию бессознательного».

У детей рефлексия практически отсутствует. Детство – это время аффекта, импульса, если можно так выразиться, время непосредственного реагирования  или, если оно остановлено, по каким-то причинам оказавшись недоступным, то бессознательного приспособления к реальности посредством  психических защитных механизмов.

Никакого самонаблюдения в детской психике еще не развилось, поскольку способность  к рефлексии «вызревает» именно в контакте с доступным Другим, а затем может пожизненно развиваться, если человек заинтересован и не купирует эту возможность.

В отличие от животных и маленьких детей, человек психически взрослый и обладающий достаточно развитой рефлексией, способен самостоятельно учиться и организовывать самопознание в контакте со всеми и всем, с  кем и чем встречается.

Благодаря именно этому развитому свойству, он становится способен не реагировать аффективно, а наблюдать, отслеживать появление того или иного своего чувства, состояния,  и исследовать их, задаваясь всевозможными вопросами о себе, индивидуальном «устройстве» и ситуации, порождающей такое реагирование.

Он может обнаруживать причинно–следственные, временные, пространственные и прочие связи (собственно, благодаря связыванию и достигается целостность).

И потому для человека взрослого вообще всё до конца жизни может являться Неограниченным Кладезем, Учителем, а при таком подходе встреча с любым существом будет одаривать этого человека новыми гранями познания «самого-себя-в-мире».

Благодаря рефлексии, человек постепенно интровертируется, его личностная картина обретает глубину, появляются грани и возможности, которых он прежде в себе не обнаруживал.

На фоне сказанного, психотерапия – так называемое переходное пространство, в котором у людей, еще не способных или мало способных к рефлексии, есть возможность обрести и развить её до той степени, что со временем необходимость в терапии отпадет, и человек, получив в распоряжение бесценное умение «психотерапевтироваться» обо всё вокруг, становится способен извлекать таким образом полезное понимание и присваивать жизненный опыт.

Однако конечно, как всегда, написать об этом легче, чем путь развития осознанности проходить.

Например, человеку, идущему из травмы, имеющему структурные личностные нарушения  (любые, относящиеся к пограничному или психотическому уровню) или диагноз, скорее всего до этой способности идти придется труднее, и потому наверняка дольше, чем, например, клиенту-невротику (к тому же наверняка не с одним терапевтом).

Рефлексия получает свое развитие в контакте с присутствующим и отражающим Другим.
Люди же, приходящие в терапию в тяжелом душевном состоянии, не могут опираться ни на этот факт, ни на переживание себя в контакте.

Они не умеют этого, потому что никто не учил. А кроме этой дефицитарности, их прошлый опыт говорит либо об отсутствии заинтересованного близкого, либо об опасности, фактической смертоносности Другого, оказавшегося в непосредственной близости. Потому этим клиентам невыносимо ни отражение, ни даже сама возможность быть воспринятыми, в связи с чем и возникает их импульс дистанцироваться и закрываться от сидящего напротив человека (терапевта), создающего своим присутствием «угрозу» самоузнавания.

Недавно наткнулась в сети на одно ценное высказывание о преобладании восприятия над репрезентацией (воспроизведением воспринятого):

«Люди с психосоматическим функционированием сверхинвестируют перцепцию, что тормозит или обрывает мышление. Иногда это можно обнаружить прямо на сеансе, когда пациент вместо того, чтобы прогуливаться по своему внутреннему миру, начинает прислушиваться к звукам, шумам извне, рассматривать обои в кабинете и т. д. Пациенты прибегают к перцепции для того, чтобы остановить болезненную репрезентацию».

Ясно, что человеку, которому крайне больно, плохо и не нравится обнаруживать в недрах себя те переживания, которые там сокрыты, довольно мучительно, страшно, стыдно и тревожно быть рядом с Другим. Об него потенциально всё это можно испытать снова. Говорю «снова», поскольку это следы прошлых событий, уже когда-то происходивших и сохранивших в глубинах бессознательного заблокированные, не переработанные психикой тяжелые переживания.

Вполне объяснимо, что человека, когда-то давно перенесшего невыносимые для него-маленького страдания,  первостепенно тянет контролировать, следить за терапевтом, управлять, рассматривать его, проверять и анализировать, атаковать вопросами или заваливать переходящими на личность суждениями и оценками — в общем, делать всё что угодно, сбегая таким образом от себя подальше, вовне. Ведь выбирать изучение терапевта, оглядывание стен или своих ладоней в крайнем случае куда безопаснее, чем исследование внутреннего, психического мироустройства, от встречи с которым наверняка может исходить угроза в виде воспроизведенной и прежде невыносимой душевной боли.

Имея нарушения практически всех сфер: личностной структуры, мышления, восприятия, эмоционально-волевой и поведенческой сферы, таким клиентам потребуется время и некая, так скажем привычка к тому, что никакой угрозы в кабинете для них нет (это тема Этики психотерапевта), понадобится «прикрепленность» к терапевту, чтобы до рефлексии все же была возможность добраться, рано или поздно.

Ведь сначала в пространстве терапии приличное  время уходит на адаптацию, всевозможное автоматическое реагирование, а также обильное применение характерных для человека в обычной жизни защитных механизмов и проявлений этого в действиях.

Взять, к примеру, ночные звонки (странное такое явление и для повседневности, не так ли?). Если это человеку свойственно – импульсивно звонить кому-либо в любое время дня и ночи (я не говорю сейчас о форс-мажоре, это другое), рано или поздно, но скорее всего он позвонит в неурочное время и своему терапевту.

При попытке поговорить об этом на сессии, клиент менее нарушенный и более терпимый, более принимающий себя «неидеального», наверняка задумается и, скорее всего, начнет вспоминать не только как это вышло и что с ним происходило, но и, вероятно, будет способен делать предположения  или сможет выдерживать интерпретации терапевта о потребностях, времени и ролях, откуда этот импульс происходит.

То есть это событие, этот факт достаточно спокойно можно будет обсуждать и исследовать вместе с клиентом, внося его в терапию с целью найти понимание бессознательных мотивов и потребностей, автоматически запустивших это поведение. Если проще – откуда что взялось (не про внешние обстоятельства говорить, а исследовать внутренние потребности).

Это был пример осуществляющейся рефлексии, где с помощью терапевта клиент учится обнаруживать и понимать самого себя и тренируется это делать.

Когда же рефлексии нет — именно  в силу нарушений восприятия, мышления, преобладания импульса, аффектов над рациональным видением, и на фоне всего этого – естественно! —  преобладающего и гнетущего ощущения своей небезопасности, — попытки терапевта исследовать, что же эти действия могли бы означать для клиента, то с большой вероятностью расценит их как преследование,  атаку, обвинение, нападение, то есть, будет усматривать опасность и враждебность в самой работе терапевта.

Или может переживать пустоту и наблюдать у себя полное отсутствие связей этого события с возможными внутренними мотивами, что особенно характерно для пациентов с алекситимией. На её фоне любая попытка терапевта искать понимание происходящего ограничивается ответом из серии «не знаю», «ничего нет».

Поэтому  терапия – это пространство, где данная способность может развиться, а уже благодаря рефлексии, на её основе – смогут выстраиваться многие другие свойства и  возможности взрослого человека.

В качестве примера приведу наверняка знакомую многим жизненную ситуацию, чтобы описать, что может проявляться внешне и что  происходить с человеком внутри, в его психической реальности, при наличии или в случае отсутствия рефлексии.

Возьмем очередь. Вязкую, медленно движущуюся. Но обязательно по какому-то важному поводу, без чего обойтись теоретически можно, но не хотелось бы (деньги в банке снять, загранпаспорт оформить, получить консультацию приехавшего на один день важного специалиста, в общем, что угодно).

Итак, наверняка многие попадали в похожие обстоятельства, и видели, как по-разному люди себя в них ведут.

Кто-то, обнаружив очередь, решит отказаться от своего намерения и цели, не захочет стоять или не сможет потратить время, развернется и уйдет. Среди тех, чье намерение получить желаемое все же перевесит, люди тоже проявятся по-разному.

Часто найдется тот, кто крайне раздосадован, и не старается это скрывать. Такие люди обычно склонны реагировать эмоционально, эксплозивно, выплескивая всё свое недовольство и нетерпимость вовне (в лучшем случае, посредством мимики и жестов). Как правило, именно эти люди затевают шумные скандалы с кем-то из очереди, не щадя и размазывая «врага» от души. Или упорно жалуются и сетуют на судьбу, быстро находя себе кого-то, кто «согласится» выслушивать их непрекращающиеся жалобы. Бывает, они находят единомышленников среди других «жертв», тоже недовольных и расстроенных, но не склонных к лидерству или не настолько агрессивных.

В таких внезапно образовавшихся группах могут даже целые бурные дебаты разворачиваться, построенные на жалобах далеко за пределами конкретной ситуации.

Есть очень ответственные граждане, кто будет совладать со своим недовольством посредством активности и бурной деятельности. Они не склонны ничего «разрушать» и не намерены враждовать, но бездействие дается им сложно. Именно они обычно составляют списки и самоизбираются, чтобы установить порядок очередности, а после следить, чтобы тот никем не нарушался.

Большинство уткнутся во всевозможные гаджеты, лишь изредка отрываясь для проверки ситуации. Кто-то будет перекусывать, читать, слушать музыку или болтать по телефону.

Найдутся те, кто начнет двигательно снимать напряжение. Чаще это ходящие из стороны в сторону, меряющие шагами пространство мужчины. Найдутся другие, кто станет разглядывать интерьер или изучать людей, наблюдая за происходящим вокруг.

Есть и очень тихие, в сторонке стоящие и будто бы о чем-то размышляющие люди. Но вот о чем – тоже вопрос интересный, потому что не всегда это будет рефлексией, в большинстве случаев мышление превращается в перманентное перемалывание навязчивых мыслей, умственные хождения по кругу – а это не рефлексия никакая, а скорее обсессия.

Нередко встречаются люди, реагирующие соматически. Не осознавая своих чувств и переживаний, они начинают испытывать телесный дискомфорт, вплоть до страдания. Кто-то покрывается пятнами, начинает кашлять, чесаться, чувствовать тошноту или боли в желудке. У пожилых людей нередко может подскочить давление, вплоть до обмороков, кризов, а то и чего посерьезнее.

То, что я описала, это не рефлексивные, а скорее рефлекторные, сценарные, то есть уже вошедшие в привычку способы реагирования. В частности поведения, бессознательно организованного для совладания со своей агрессией.

Короче говоря, кто-то бурлит и пенится, как кипящая кастрюля. Кто-то избегает неприятных чувств, отвлекая себя любыми доступными способами: заедая, заслушивая, задумывая или забалтывая. Кто сублимирует, сочиняя сатирические стихи. Кто-то занимается отреагированием  посредством движений, телесных состояний или более сложно организованных действий.

А вот суть одна: уйти, избежать собственных «опасных» переживаний, остановить контакт со своим же чувственным содержанием.

Предположу, что человек рефлексирующий мог бы обходиться со своей агрессией несколько иначе. Будучи способным выдерживать свои разные чувства, для начала он бы заметил, что с ним происходит. Обнаружил бы раздражение, или  поярче, прямо-таки злость внутри себя. Вслед за этим он мог бы уже обдумывать, на что именно возникла такая  реакция.

Оценив обстоятельства (есть реальная угроза жизни или нет), и приняв решение (буду стоять или нет) такой человек мог бы заняться исследованием, например, чего именно в этой ситуации ему так трудно выносить?

Это вопрос не вовне, а к самому себе, волевым усилием организованное наблюдение за собой, как бы со стороны. Но именно наблюдение своего содержания, своей реакции на происходящее, а не суждений про внешнее, из серии «какие все уроды», «какое ужасное государство», «какой несправедливый мир», «какой слабый и никчемный я» или «как тягуче время».

Интересным может оказаться ответ на вопрос, чего лично я прямо сейчас не могу выдерживать. Почему мне так трудно это? Как внешне проявляется моё переживание злости? На что в моем опыте похоже это переживание? При каких обстоятельствах я так же себя чувствовал раньше? Из какого самого раннего периода моей жизни это воспоминание? Каким образом и ради чего мне это выдерживать прямо сейчас, и чтобы без ущерба для себя и окружающих?

Задавая себе всевозможные вопросы, можно неплохо скоротать время 🙂 А еще получше изучить себя, благодаря чему появится возможность  выстраивать какой-то более качественный контакт с миром. Найти следы прошлого опыта и простроить связи с текущей ситуацией, так как это имеет вероятность снижать интенсивность гнева, если она была чрезмерной, по силе совершенно не соответствуя ситуации.

Например, так человек может воспроизвести, «вспомнить» какие-то свои очень ранние состояния и осознать, что это его детский опыт. Благодаря символическому мышлению, приходящим образам, может возникнуть переживание, что когда-то в детстве он очень скучал и ждал маму. А она все не шла, и время невыносимо медленно тянулось, и ему было непереносимо все это. А те состояния невыносимости очень похожи на вот это состояние отчаяния, прямо сейчас в этой очереди возникшее (и явно не симметричное по заряду). Тогда может оказаться, что не так уж невыносима эта ситуация. Ведь это тогда он был маленьким и бессильным, а сейчас это взрослый человек, и час подождать, никого не убив «в наказание», взрослый вполне способен. А то и два, ради загранпаспорта.

Я сейчас привела пример использования рефлексии для совладания с гневом через подключение более зрелых, вторичных защитных механизмов вместо примитивного избегания. И это пример, характерный для «опытного пользователя» своего внутреннего мира, например, человека прошедшего психотерапию, или натренировавшегося благодаря иным практикам, развивающим осознавание.

Естественно, эта история может быть про любое «тяжелое переживание» и автоматический импульс избегать его, гнев ли это, или что-то иное, например скука, нетерпение, возмущение, напряжение, апатия, тревога, разочарование. Если человек пришел, оказался в очереди, и ему нормально, можно считать, что никакого внутреннего конфликта нет или он уже решен удачным для человека способом.

Мне важно подчеркнуть, что развитие рефлексии вполне доступно (несмотря на то, что некоторым людям может потребоваться довольно много времени для овладения ею). Зато когда это свойство психики появляется – открываются совершенно новые жизненные горизонты, качество жизни заметно улучшается, а сам человек способен быть самотерапевтичным, и не нуждаться в каких-то специально организованных постоянных формах терапии, разве что в качестве хобби, то есть от интереса, а не от потребности лечиться и вылезать из затянувшегося страдания.

Источник

Что такое возвратное местоимение? Правила и примеры

Возвратные местоимения — это слова, оканчивающиеся на — себя или — себя , которые используются, когда подлежащее и объект предложения совпадают (например, Я верю в себя ). Они могут действовать как объекты или косвенные объекты. Девять английских возвратных местоимений — это я, себя, себя, себя, себя, себя, себя, себя, и сами .

Вот совет: Хотите, чтобы ваш текст всегда выглядел великолепно? Grammarly может уберечь вас от орфографических ошибок, грамматических и пунктуационных ошибок и других проблем с написанием на всех ваших любимых веб-сайтах.

Грамматические термины могут показаться сложными и несколько произвольными, когда вы их впервые слышите, но на самом деле это не так, когда вы их узнаете. Термин рефлексивный является хорошим примером. На латинском языке рефлексивное связано с рефлексивным ; это полезно запомнить, потому что возвратное местоимение отражает на предмет предложения.

Возвратные местоимения — прямые или косвенные объекты

Возвратное местоимение может быть прямым объектом в предложении, когда подлежащее и прямой объект — одно и то же.

В первом предложении Мэри является объектом награды . Подлежащий Джек — объект , награда во втором предложении, поэтому мы используем местоимение сам .

Возвратные местоимения также могут играть роль косвенного объекта в предложении.

Стоит отметить, что дважды упоминание одного и того же существительного в качестве субъекта и объекта (вместо использования возвратного местоимения для объекта) звучит немного жутко.«Джек решил приготовить для Джека особенный ужин», — звучит, например, нервно для носителя английского языка.

Распространенные ошибки с возвратными местоимениями

Неправильное использование возвратных местоимений изобилует определенными секторами. (Мы смотрим на вас, Business Speak.) Самая распространенная ошибка — это неправильное использование возвратных местоимений в составных подлежащих или составных объектов в предложении.

Вот пример правонарушения первого типа.

Откуда мы знаем, что я не входит в состав составного подлежащего (Эндрю и говорящий) в этом предложении? Удалите Andrew из уравнения, чтобы проверить, правильно ли работает то, что осталось.

Ясно, что у меня не работает, а вот подлежащее местоимение I работает.

Неправильное использование возвратных местоимений в качестве объектов столь же распространено в современном деловом мире.

Субъект этого предложения — you , а косвенные объекты — Mr. Martin и говорящий. Удаление Мистер Мартин из предложения покажет, что сам не подойдет.

Предложение требует объектного местоимения me .

Возвратные местоимения как интенсивные местоимения

Интенсивные местоимения — это возвратных местоимений , которые используются для выделения подлежащего или антецедента в предложении, часто в смысле «а не кого-то другого». Вы можете сказать, когда слово, оканчивающееся на — себя или — собственно , используется в качестве интенсивного местоимения, потому что предложение, частью которого оно является, не изменится существенно, если вы его удалите.

Возвратное местоимение единственного числа Они

Ассошиэйтед Пресс дало зеленый свет единственному числу они, как, среди прочего, Чикагское руководство по стилю и Словарь американского наследия.В прошлом писателям предлагалось использовать более традиционные, более сложные, он или она вместо они для неопределенных местоимений единственного числа. Но единственное число они использовалось именно для этой цели в течение сотен лет. Не говоря уже о том, что единственное число они было принято в небинарном сообществе как личное местоимение пола.

Вы можете использовать неудобную конструкцию он — или она — но это ни в коем случае не нужно.

Теперь, когда вы узнали больше о возвратных местоимениях , похлопайте себе по спине.

Возвратных местоимений | LearnEnglish — British Council

Уровень: начальный

Возвратные местоимения:

единственное число: я себя сам сама сам
множественное число: себя сами сами

Мы используем возвратное местоимение как прямой объект , когда объект совпадает с подлежащим глагола:

Я учу сам игре на фортепиано.
Будь осторожен с этим ножом. Вы, , могли бы сократить сами .

Мы можем использовать возвратное местоимение в качестве прямого объекта с большинством переходных глаголов , но это самые распространенные:

развлечь
винить
отрезать
сухой
наслаждайтесь
помогите
больно
представьте
убить
подготовить
удовлетворить
обучить
Возвратные местоимения 1

GapFillDragAndDrop_MTU4NTU =

Осторожно!

Мы не используем возвратных местоимений после глаголов, которые описывают то, что люди обычно делают для себя:

He промыл в холодной воде.
Он всегда брился перед выходом вечером.
Майкл одел и приготовился к вечеринке.

Мы используем только рефлексивы с этими глаголами для выделения:

Он оделся , несмотря на травмы.
Она достаточно взрослая, чтобы мыться .

Уровень: средний

Мы используем возвратные местоимения как косвенный объект , когда косвенный объект совпадает с подлежащим глагола :

Хотели бы вы налить себе выпить?
Мы сами принесли еды.

Мы используем возвратные местоимения в качестве объекта предлога , когда объект совпадает с подлежащим глагола:

Они должны были приготовить на себя .
Он очень жалел сам .

, но мы используем объектных местоимений , не рефлексивы, после предлогов места :

У него был чемодан рядом ему . (НЕ сам )

и после с , когда это означает в сопровождении :

У нее было несколько друзей с ней . (НЕ сама )

Мы используем рефлексивы с предлогом на :

  • , чтобы показать, что кто-то что-то сделал без посторонней помощи:

Дети оделись самостоятельно .
Я приготовил всю еду сам .

  • , чтобы показать, что кто-то был один:

Жил один в огромном доме.
Она пошла домой одна .

Мы используем возвратные местоимения, чтобы выделить человека или предмет, о котором мы говорим:

Сам Кендал — небольшой городок.

  • особенно, если мы говорим о ком-то очень известном:

Сам сэр Пол Маккартни спел последнюю песню.

Мы часто ставим возвратное местоимение в конце предложения, когда используем его для выделения:

Хлеб испек сам .
Машину ремонтировала сама .

Возвратные местоимения 2

MultipleChoice_MTU4NTY =

Возвратные местоимения 3

GapFillTyping_MTU4NjE =

Уровень: продвинутый

Некоторые глаголы слегка меняют свое значение, когда у них есть возвратное местоимение в качестве прямого объекта:

Хотите налить себе еще выпить?
= Хотите еще выпить?
Желаю, чтобы дети вели себя прилично .
= Я хочу, чтобы дети вели себя хорошо.
He обнаружил, что лежал на обочине дороги.
= Он был удивлен, когда понял, что лежит на обочине дороги.
Я видел себя известным актером.
= Я думал, что я известный актер.
Она приложила к работе по ремонту фонарей.
= Она очень много работала, чтобы починить свет.
Он занялся на кухне.
= Он много работал на кухне.
Мне пришлось довольствоваться несколькими евро.
= Мне пришлось довольствоваться несколькими евро.

Возвратные местоимения 4

GapFillDragAndDrop_MTU4NjI =

Возвратные местоимения 5

GapFillTyping_MTU4NjM =

Возвратные местоимения | Грамматика — от среднего до выше среднего

Посмотрите на эти примеры, чтобы увидеть, как используются возвратные местоимения.

Она посмотрела на себя в зеркало.
Я пытаюсь выучить итальянский язык с помощью приложения.
Наши дети ходят в школу сами.

Попробуйте это упражнение, чтобы проверить свою грамматику.

Грамматический тест 1

Возвратные местоимения: Грамматический тест 1

Прочтите объяснение, чтобы узнать больше.

Грамматика объяснение

Возвратные местоимения — это такие слова, как я , сам , сам , сам , сам , сам , сам и сам .Они относятся к человеку или предмету.

Мы часто используем возвратные местоимения, когда подлежащее и объект глагола совпадают.

Я порезал сам когда я готовил ужин вчера вечером.
Надеюсь, вам понравится сами на вечеринке сегодня вечером!
Мой телефон работает неправильно. Это выключает сам без причины.
Нам нужно верить самим еще .

Добавление упора

Мы можем добавить возвратное местоимение для выделения необычного или необычного места.

Он хочет сдать экзамен по вождению, чтобы он мог сам вести на работу.
Она сломала руку, поэтому она не могла очень легко вымыть сама .

Мы можем использовать возвратные местоимения, чтобы подчеркнуть, что кто-то делает это лично, а не кто-то другой.

Дверь определенно была заперта. я запер сам .
Вы косметический ремонт своей квартиры сами ?

Мы также можем использовать возвратное местоимение вместе с существительным, к которому оно относится, чтобы подчеркнуть его.

Мы поговорили с менеджером самой , и она согласилась вернуть нам наши деньги.
Сами родители должны взять на себя больше ответственности за обучение своих детей.

По + возвратное местоимение

Мы можем использовать на + возвратное местоимение, чтобы обозначить только .

Он обычно уходит в отпуск сам .
Вам нравится быть самому себе ?

Взаимные местоимений

Обратите внимание на разницу между возвратными местоимениями множественного числа и взаимными местоимениями ( друг друга , друг друга ).

Они покупают сами новый телевизор.
Они покупают друг другу маленьких подарков.
Мы смотрели сами в зеркало.
Мы посмотрели друг на друга с удивлением.

При использовании взаимных местоимений (например, друг друга, ) каждый человек выполняет действие с другим человеком / людьми, но не с собой.

Сделайте это упражнение, чтобы еще раз проверить свою грамматику.

Грамматический тест 2

Возвратные местоимения: Грамматический тест 2

возвратных местоимений (я, я, сама)

Bir eylemin zne ve nesnesi ayn kii ya da eya ise, o eylem dnltr. Dnl zamirler (возвратные местоимения) tekil ahslar iin «я», oul ahslar iin «self» ekleri kullanlarak yaplr. Aadaki tabloyu inceleyiniz.

I сам Я режу себе ножом (Бакла кендими кестим)
вы себя / себя Вы режете себя ножом (Bakla kendini kestin)
он сам Он порезал себя ножом (Bakla kendisini kesti)
она сама Она порезала себя ножом (Bakla kendisini kesti)
ср себя Режем сами ножом (Bakla kendimizi kestik)
они сами Режут сами ножом (Bakla kendilerini kestiler)

Bu konuda en sk yaplan hatalardan birisi объектные местоимения ve возвратные местоимения kullanmlarn birbirine kartrmaktr.Aadaki Trke cmleye bakn.

— порезал себя ножом. (Бени бакла кестим.)

Bu cmle yanltr, nk bu cmlede «beni» yerine «kendimi» kelimesi kullanlmaldr. Yani burada kullanlmas gereken возвратное местоимение «я» olmaldr.

— порезался ножом. (Кендими бакла кестим.)

Aada возвратное местоимение’larn kullanmlarna ilikin rnekler verilmitir.

— Она упала с велосипеда и поранилась. (Bisikletinden dt ve kendini incitti.)
— Иногда разговариваю сам с собой. (Bazen kendimle konuurum.)
— Он увидел себя в зеркале. (Kendisini aynada grd.)
— Они заплатили за себя. (Kendi hesaplarn dediler.)

Возвратное местоимение temel durumda kullanlr.

— Когда субъект и объект одинаковы (zne ve nesne ayn olduunda)

Я поранился. (Kendimi incittim) (kendi kendimi)
Группа называет себя «Dire Straits».(Grup kendine «Dire Straits» diyor.)
Он застрелился. (Кендини вурду) (Кенди кендини)

— Как объект предлога, относящийся к подлежащему (zneyi gsteren bir edatn nesnesi olarak)

Купил себе подарок. (Kendim iin bir hediye aldm.)
Она сделала это сама (= одна). Kendi kendine yapt. (= тек бана)
Этот человек разговаривает сам с собой. (Адам Кенди Кендин Конууйор.)

— Когда вы хотите выделить предмет (zneyi vurgulamak istediiniz durumlarda)

Сам сделаю.(Кендим япачам.) (Хикимсе бана ярдм этмейчек)
Они съели всю еду сами. (Btn yemei kendileri yediler.) (Baka hikimse yemedi)

ПРИМЕРЫ (RNEK CMLELER)


Вы подготовились к тесту? (Kendini snava hazrladn m?)
Как она поранилась? (Кендини насл яралад?)
Давайте возьмем мороженого. (Хади кендимизэ дондурма алалм.)
Я сам нарисовал эту карту. (Бу харитай бен кендим издим.)
Я порезался ножом. (Кендими (элими) бакла кестим.)
Она упала с велосипеда и поранилась. (Bisikletinden dt ve kendini incitti.)
Иногда я разговариваю сам с собой. (Bazen kendimle konuurum.)
Он увидел себя в зеркале. (Kendini aynada grd.)
Они заплатили за себя. (Kendi hesaplarn dediler.)
Я ранил себя. (Kendimi incittim.) (Kendi kendimi)
Группа называет себя «Клюква». (Grup kendine «Cranberries» diyor.)
Он застрелился. (Кендини вурду.) (Кенди кендини)
Купил себе подарок. (Kendime hediye aldm.)
Она сделала это сама (= одна). (Кенди Кендин Япт.) (Тек Бана)
Этот человек разговаривает сам с собой. (О адам кенди кендин конууйор.)

Что такое возвратное местоимение? Примеры и упражнения

Что такое возвратное местоимение?

Возвратное местоимение — это тип местоимения, которому предшествует наречие , прилагательное , местоимение или существительное , к которому оно относится, если это антецедент находится в одном предложении.

В грамматике английского языка возвратное местоимение указывает на то, что человек, осознающий действие глагола, также является получателем действия. Хотя на первый взгляд это может показаться странным, следующие примеры возвратных местоимений и сопроводительный список возвратных местоимений помогут вам полностью разобраться. Фактически, вы, вероятно, заметите, что сами часто используете возвратные местоимения, когда говорите или пишете.

Примеры возвратных местоимений

В следующих примерах возвратных местоимений возвратное местоимение в каждом предложении выделено курсивом.

  1. Торопился, поэтому машину мыл сам.
  2. Тебе сегодня нужно самому отвезти в школу.
  3. Он хотел произвести на нее впечатление, поэтому сам испек торт .
  4. Дженнифер выполняет работу по дому сама , потому что не доверяет другим делать их правильно.
  5. Этот автомобиль относится к классу .
  6. Нам не нужно выходить; мы можем приготовить ужин сами.
  7. Вы слишком молоды, чтобы сами выйти к году.
  8. Актеры сэкономили местному театру деньги, сделав себе костюмы .

Упражнения на возвратное местоимение

Следующие упражнения помогут вам лучше понять, как работают возвратные местоимения. Выберите лучший ответ, чтобы завершить каждое предложение.

  1. Каждое утро я чищу зубы и смотрю на ______________ в зеркало.
    1. Сам
    2. Сама
    3. Я
    4. Сам

    Ответ: С.Каждое утро я чищу зубы и смотрю на себя в зеркало.

  2. Мы с папой красили трейлер _______________.
    1. Я
    2. Сам
    3. Сам
    4. Сами

    Ответ: Д. Мы с папой прицеп красили сами .

  3. Дети изготовили праздничные украшения ________________.
    1. Сам
    2. Сами
    3. Сами
    4. себя

    Ответ: С.Дети сумасшедшие праздничные украшения сами .

  4. Пол копирует домашнее задание своего друга вместо того, чтобы делать это _______________.
    1. Сам
    2. Сам
    3. Я
    4. себя

    Ответ: Б. Поль копирует домашнее задание своего друга вместо того, чтобы делать его сам .

  5. Пожалуйста, сделайте ________________ дома, пока ждете.
    1. Сами
    2. Сам
    3. сами
    4. Сама

    Ответ: С.Пожалуйста, сделайте себе дома , пока ждете.

Список возвратных местоимений

Читая следующий список возвратных местоимений, подумайте о том, как использовать их в предложениях, подобных приведенным в предыдущем разделе.

Я

Сам

сама

Сам

Сама

сами

Сами

Сами

Подробнее о возвратных местоимениях «English Practice — Learn and Practice English Online

Возвратные местоимения — это такие слова, как я, себя, себя, себя, себя, себя, себя, себя, себя и т. Д.

Использование

Возвратные местоимения обычно используются для описания действий, в которых субъект и объект являются одним и тем же лицом.

Старушка убила сама. (Здесь субъект и объект относятся к одному и тому же человеку.)
Я пошел в магазин, чтобы купить себе одежду.

Специальное использование

Возвратное местоимение может использоваться в качестве подчеркивания подлежащего или объекта.

Об этом сказал сам министр .
Я сам делал работу.
Я увижу самого президента , если понадобится.

Самостоятельно, самостоятельно и т. Д.

Выражения «сам по себе», «сам по себе» и т. Д. Могут означать «один» или «без компании».

Я хочу провести тихий вечер в одиночестве.
Он сказал, что сможет сделать это сам.

Свой, свой и т. Д.

Притяжательных рефлексов нет.Вместо этого мы используем мой собственный, ваш собственный и т. Д.

Он всегда сам готовит себе еды.

Рефлексивы не используются

Некоторые глаголы нельзя использовать с возвратными местоимениями в английском языке. Примеры: открыть, продать, сконцентрировать, почувствовать и т. Д.

Ваша книга хорошо продается. (НЕ Ваша книга хорошо продается.)
Я чувствую себя странно. (НЕ Я чувствую себя странным.)

Себя / себя и друг друга / друг друга

Есть разница между сами / сами и друг от друга / друг от друга.

Они часами разговаривали с сами. (Каждый из них разговаривал сам с собой.)
Они часами разговаривали друг с другом. (Каждый из них разговаривал друг с другом.)

.