Содержание

Педагогическая рефлексия — это… Определение, характеристика, развитие, методы и применение в педагогике

Так как развитие и обучение — внутренние процессы, то управлять ими внешними способами, например, принуждением, не получится. Чтобы направить их в определенную сторону и помочь ребенку понять материал, преподаватель должен сначала представить себе эти внутренние процессы и, по возможности, внести в них коррективы. Рефлексия педагогической деятельности — это интроспективное начало познания и себя, и других.

Эта способность крайне необходима школьному учителю. По сути, это одно из тех качеств личности, которые необходимы студенту, выбравшему педагогический вуз.

Общая характеристика

С развитием философии человек все больше и больше познавал свой внутренний мир. Появилась теория познания, а в ее рамках — понятие рефлексии. Что это такое? Рефлексия дает возможность осознать свою мыслительную активность и ее направление.

Чтобы яснее понять значение слова, нужно взглянуть на корни понятия. Слово «рефлексия» переводится как «возврат». Авторы по-разному определяют рефлексию, но мы остановимся на одном, более четком и конкретном определении. Педагогическая рефлексия — это определенный способ мышления, направленный на осознание компонентов педагогического процесса.

С помощью этого метода самопознания учитель осмысливает не только детские проблемы, но и свои мысли, и свои средства мышления. Выбор средства осмысления жизни — это высочайший уровень владения рефлексией.

Рефлексирование в философии, психологии и педагогике

В философию слово «рефлексия» ввел в XVII веке Джон Локк. Он понимал под рефлексированием мысленный процесс, помогающий находить и накапливать новые идеи. Рене Декарт описывал ее как способность индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей. В психологии рефлексия рассматривается как вживание в себя прежнего и анализирование внутренних ценностей с учетом нового опыта.

Педагогика ввела понятие рефлексии, чтобы научить молодого преподавателя направлять внутренний взор на «прошлого» себя, на все свои ошибки во взаимодействии с детьми.

Рефлексия педагогической деятельности

В отличие от гносеологической философской, рефлексия педагога направлена на 3 важнейшие аспекта:

  • Анализ собственной работы.
  • Оценка деятельности учащихся.
  • Оценка вовлеченности учеников в познавательный процесс.

Самоанализ учителя включает в себя такие сферы:

  • эмоционально-чувственную;
  • сферу ценностных ориентаций;
  • сферу определения уровня потребностей учащихся;
  • гностическую — исследование приемов познания;
  • деятельностную сферу осознаний.

Трудность педагогической деятельности в том, что мышление педагога постоянно должно находиться в двух измерениях. Преподаватель в первую очередь — организатор учебного процесса, но одновременно он должен смотреть на себя и со стороны детей. Ему нужно понимать, как его материал воспринимается.

Рефлексия педагогического опыта развивает молодого специалиста. Именно на основе переосмысления своей практики учитель может планировать свои новые интересные проекты и мотивировать себя на полную самоотдачу процессу обучения.

Только благодаря рефлексивной мыслительной активности преподаватель способен воспринять личность ученика и построить с ним конструктивный диалог.

Рефлексивная дуга

Без осознания своих ошибок и достоинств ни одна творческая профессия не может существовать. Профессия преподавателя также относится к творческим, и развивать свое мастерство выбравший этот путь человек может только благодаря рефлексивной дуге. Что такое рефлексивная дуга? Это системное анализирование и личности ученика, и своей личности в контексте произошедшей ситуации.

Рефлексия педагогической практики нужна постоянно. Каждый новый опыт дает стимул к дальнейшему развитию, даже если это негативный опыт. Именно этому нужно обучать учеников в первую очередь — не бояться негативных результатов, исправлять ошибки, делать выводы и идти вперед.

Функции

Что подразумевает под собой термин «рефлексия»? Мы уже знаем, что это способность педагога в свое мышлении проецировать мышление ребенка и вести урок в соответствии с интеллектуальными и эмоциональными потребностями учащихся.

Но каковы функции педагогической рефлексии?

  1. Исследовательская. Прежде всего, преподаватель должен уметь учится сам.
  2. Организаторская. Преподаватель способен организовать учебный процесс только в том случае, если он владеет умением рефлексировать.
  3. Диагностическая. Рефлексия помогает учителю понять уровень развития своих учеников, понять, насколько эффективна его личная деятельность.
  4. Коммуникативная. Преподаватель, если он хочет, чтобы ученики его слушали и ценили, должен понимать, как найти подход к тому или иному ребенку. Главное, помнить, что каждый ученик — это личность со своими особенностями.
  5. Проектировочная. Постановка новых задач для себя.
  6. Коррекционная. Через внутреннюю рефлексию преподаватель корректирует свою деятельность в соответствии с уровнем развития учеников.

На практике, уже в процессе применения рефлексии как метода, преподаватель научится более эффективно взаимодействовать с детским коллективом. Педагогическая рефлексия — это и путь, и результат. Со временем способности к самоорганизации и рефлексии только возрастут.

Механизм включения рефлексии

Основная задача педагога — научить детей. Разбираться с родителями ребенка и переубеждать их в чем-то — не его обязанности, поэтому рефлексия включается исключительно на уроках.

Этапы в самоанализе можно выделить следующие:

  1. Исследование.
  2. Выделение затруднений.
  3. Установление причин такого положения дел.
  4. Критика старых шаблонов — самый сложный этап. Необходимо вернуться мысленно в прошлый опыт, выделить в нем положительное и отрицательное, понять, что же служило причиной прошлого поведения.
  5. Создание новых шаблонов поведения. На основе старого опыта нужно найти новые способы решения проблемных ситуаций.

Конечно, новые шаблоны не выработаются за неделю. Нужно будет преодолеть массу препятствий и найти подходящую для этого коллектива стратегию поведения, ведь в зависимости от уровня развития детей и их любознательности поведение педагога может быть различным.

Компоненты

Структура педагогической деятельности также заслуживает внимания. Рефлексия педагогической деятельности как сложная система мыслительных операций имеет свою структуру.

Деятельность педагога как субъекта, организующего учебу, включает в себя:

  • Волевой компонент — умение принимать решения и доводить начатое до конца.
  • Когнитивный — умение находить нужную информацию и эффективно самообучаться.
  • Эмоциональный — формирование отношения к своей деятельности и ее результату.
  • Мотивационный — осознание ключевой идеи. Для чего педагог проводит всю свою работу.

С помощью постоянного анализа ситуаций преподаватель осознает настоящую ценность своей работы. Когда трудности пласт за пластом наслаиваются на педагога, сложно не впасть в разочарование. Не всегда воля и знания помогают справиться с падением мотивации.

Развитие

Педагогическая рефлексия — это поддержка и развитие собственной личности. Преподаватель должен знать свои психологические особенности и адекватно оценивать свои возможности, иначе эмоциональное напряжение приведет к упадку сил и профессиональному выгоранию. Мастерство учителя заключается в постоянном самостоятельном развитии и поддержке, руководстве детей в их стремлении к познаниям и творчеству, а это сделать невозможно, если не понимаешь себя.

Одним из популярных подходов к аналитической деятельности выдвинула Г. Г. Ермакова. Она выделяет 3 критерия, на которых строится личное рефлексирование:

  1. Достаточность знаний. Знания о рефлексии могут быть глубокими или не очень, дифференцированными или нет.
  2. Отношение к самоанализу. Ценит ли сам человек свои усилия, направленные на анализ? Любит ли он преобразовывать себя и свои устремления?
  3. Поведение. В этом критерии оценивается целостность системы знаний, действий и устремлений педагога.

Педагогическая рефлексия педагогов, как видим, нужна не только для успешного взаимодействия с коллективом детей, но и для профессионального развития, и сохранения собственной трудоспособности.

Технологии

У каждого преподавателя вырабатываются свои технологии рефлексии. Они все эффективны и по-своему интересны для детей. Рефлексия в педагогическом процессе предусматривает принятие к сведению опыта учеников, который они получили после взаимодействия с учителем.

Рассмотрим несколько популярных технологий:

  1. Ключевое слово — учащиеся выбирают одно слово, которое станет своего рода резюме опыта от урока.
  2. Рефлексивный круг — когда подведены итоги информационной части, участники взаимодействия садятся в круг и свободно рассказывают об открытиях, которые они для себя сделали, о новых знаниях и своих выводах.
  3. Рефлексивная мишень.
  4. Мини-сочинение, которое пишется в конце урока.

Эти техники может проводить даже совсем молодой преподаватель. Ему как раз будет полезно узнать, как дети относятся к его урокам. Такие занятия улучшат его самоанализ и дадут больше пищи для размышлений о развитии своего профессионализма.

Приемы рефлексии содержания

Для детей более младшего возраста подходит такой прием как «Поезд». Смысл прост: на вагонах нарисованного поезда написаны основные идеи изученного за урок материала. Ребенку предлагают выбрать из записанных идей ту, которую он лучше понял.

Можно сделать более сложную модель рефлексивного анализа. На доске рисуют рыбу. В голове рыбы располагается основная идея изученного материала, в хвосте — выводы, которые можно сделать, а на плавниках — факты, которые ребенок смог уяснить и запомнить.

Анализ своего подхода к детям

Итак, есть приемы в педагогической деятельности, касающиеся рефлексии содержания и касающиеся эмоционального восприятия учителя. Второе не менее важно.

Педагог должен быть внимательным и прозорливым собеседником. Педагогическая рефлексия учителя должна идти на каждом уроке. Иногда нужно понять ребенка, стать ему товарищем, в других ситуациях — быть строгим с ребенком, который имеет малый жизненный опыт и плохо осознает последствия своей деятельности. Свое поведение учитель воспитывает и контролирует постоянно, так как несет ответственность за развитие нового поколения.

У каждого свой опыт педагогической рефлексии. Методы подбираются наиболее интересные и для самого учителя, и для учеников. Ведь однообразие их утомляет.

Вот несколько методов:

  • «Острова». Нужно нарисовать карту, где расположены острова, определяющие эмоциональный фон. Каждый ребенок должен по окончании урока повесить свой флажок на том острове-эмоции, который он выбрал как более соответствующий своему состоянию.
  • «Комплимент». По окончании взаимодействия в коллективе каждый ученик должен сказать какой-либо комплимент учителю, чтобы последний почувствовал хоть какую-то обратную связь.

Без обратной связи работать сложно. Учитель должен получить внутреннее психическое удовлетворение от своей работы. На каждом уроке учителю нужно побуждать детей делать собственные выводы и акцентировать их внимание на пробелах в знаниях.

Осознание прошлого опыта

Подвергать сомнению все, что знаешь — путь настоящего мыслителя.

Сомнение доставляет мне не меньшее удовольствие, чем знание.

Данте Алигьери

Педагогическая рефлексия — это также способность признавать свои ошибки. Поскольку человек, уверенный в том, что он всего достиг и все знает, останавливается в развитии и не может уже обучать других. Если студент хочет стать мастером своего дела, ему придется уделять много времени рассмотрению своих ошибок и поиску новых способов взаимодействия с учениками.

рефлексия — Викисловарь

В Википедии есть страница «рефлексия».

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 1.7 Перевод
    • 1.8 Библиография
В Викиданных есть лексема рефлексия (L158193).

Морфологические и синтаксические свойства

падежед. ч.мн. ч.
Им.
рефле́ксия
рефле́ксии
Р.рефле́ксиирефле́ксий
Д.рефле́ксиирефле́ксиям
В.рефле́ксиюрефле́ксии
Тв.рефле́ксией
рефле́ксиею
рефле́ксиями
Пр.рефле́ксиирефле́ксиях

реф-ле́к-си·я

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 7a по классификации А.

 А. Зализняка).

Корень: .

Произношение

  • МФА: [rʲɪˈflʲeksʲɪɪ̯ə]

Семантические свойства

Значение
  1. психол. обращение внимания субъекта на содержание и функции собственного сознания ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. филос. теоретическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и всей культуры в целом ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
  1. самоанализ
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство
  • существительные: рефлексирование
  • глаголы: рефлексировать

Этимология

Происходит от лат. reflexio «загибание», далее из reflectere «загибать; обращать», далее из re- «обратно; опять, снова; против» + flectere «гнуть, сгибать» (дальнейшая этимология неясна) .

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Перевод

Список переводов
  • Английскийen: reflection

Библиография

Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо-ru}}
  • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
  • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

Как избавиться от рефлексии | Блог 4brain

Рефлексия – это обращение внимание на самого себя и на свое сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также на какое-либо их переосмысление.

В традиционном смысле сюда относятся ценности, интересы, мотивы, мышление, механизмы восприятия и принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т.д.

Следовательно, при помощи рефлексии (она же саморефлексия, что более точно) человек может:

  • Повысить свой эмоциональный интеллект. Когда вы выделяете время на рефлексию, то смотрите внутрь себя. Это помогает укрепить два компонента эмоционального интеллекта: самосознание и саморегуляцию, то есть понимать свои сильные стороны, слабости, ценности, научиться перенаправлять разрушительные эмоции и импульсы и адаптироваться к меняющимся обстоятельствам.
  • Стать более целостным человеком. Если мы анализируем свои поступки и выкорчевываем те, которые не являются частью нас, то каждое наше действие с этих пор становится настоящим, подлинным. Теперь мы наконец принимаем решение, исходя из собственных ценностей, а не под влиянием шаблонов, сформировавшихся случайно и, порой, совершенно не так, как бы нам хотелось.
  • Стать более уверенным в себе. Чем больше вы размышляете о своих сильных сторонах и возможностях их применения, тем увереннее становитесь в будущем.

Однако, как и все, что в теории должно приводить к существенным положительным изменениям, в случае злоупотребления вызывает проблемы. Дело в том, что есть люди, чрезмерно склонные к рефлексии или те, которые увлекаются ей до такой степени, что она несет вред.

Давайте посмотрим, как чрезмерное увлечение саморефлексией может сказаться на психике:

  • Если вы слишком часто размышляете о своих недостатках, это может привести к проблемам. Рефлексия сама по себе не изменит ваши слабые стороны, а лишь укажет на них. Поэтому некоторые люди попадают в ловушку бездействия: они видят свои недостатки, но не решают проблему. Они могут вам выдать полный список своих слабых сторон, однако любят только думать о них, а не меняться.
  • Объективность – сложное и неоднозначное понятие. Например, многие известные люди использовали свои недостатки, превращая их в достоинства (часто это получалось случайно). Поэтому сложно оценить объективно, является ли качество человека его слабой стороной и нужно ли от него избавляться. А значит, мы снова и снова прокручиваем пластинку, не представляя, как все это исправить и нужно ли. Ведь все объективно и относительно.
  • Одной рефлексии недостаточно
    , сама по себе она – не решение проблемы, а просто полезный инструмент.
  • На рефлексию уходит очень много времени. Как и любое изменение, оно требует месяцев, лет, десятилетий. А в нашем случае и вовсе происходит всю жизнь.
  • Непонимание законов и процессов, происходящих в психике, может привести к проблемам. Выводы, которые вы делаете во время рефлексии, могут оказаться ошибочными. Нужно читать большое количество литературы, ставить над собой жизненные эксперименты, учиться на чужих ошибках. Все это очень сложно и, опять же, занимает много времени.

Разумеется, мы не говорим о том, чтобы вовсе избавиться от рефлексии. Суть в том, чтобы не заниматься «самокопанием», когда это не нужно или вредно. Есть тонкая грань между человеком, который грамотно рефлексирует, и невротиком, который довел себя до такого состояния, потому что не умеет пользоваться инструментом.

С разницей разобрались, давайте теперь выясним, что нужно сделать, чтобы прекратить вредную рефлексию.

Выделяйте время на рефлексию осознанно

Ключевое слово здесь «осознанно». Дело в том, что если рефлексия становится привычкой, ее также нужно отрефлексировать, что, как вы понимаете, приводит к сумасшествию.

Нам нужно жить в настоящем моменте и научиться радоваться ему. Не задерживаться в прошлом и не думать о будущем. Но до поры до времени.

Выделяйте осознанное время на размышления о прошлых событиях. К примеру, это может быть пункт в вашем списке дел: «14:00-15:00: сажусь за стол и анализирую свои поступки, ошибки и поведение на прошлой неделе». Таким образом вы словно приказываете своему мозгу находиться в настоящем моменте и задержать поток рефлексивных мыслей до 14:00.

Но что, если рефлексивные мысли все же посещают вашу голову в моменты, не предназначенные для этого? Нужно сразу же повернуть их в другую сторону? Если у вас совершенно нет времени, тогда да. Но в случае, когда есть хотя бы минутка, воспользуйтесь советом номер два.

Записывайте рефлексивные мысли

Отличным инструментом для этого будет Evernote или подобная программа, ничуть не хуже – обычный бумажный блокнот. Первый хорош тем, что существует в цифровом виде и не может быть физически уничтожен или потерян, а также системой меток. То есть вы можете относить свои рефлексивные мысли к определенной тематике. Например:

Предположим, вы только что разговаривали с человеком и сделали несколько ошибок, которые теперь не дают вам покоя – от негативного настроя до неадекватной реакции на язык тела собеседника. Словом, диалог получился провальным.

Выделите две минуты, откройте блокнот или Evernote, запишите в него все, что позже проанализируете (вы ведь уже поместили в список дел пункт «Рефлексия»). Так, в течение дня, можно сваливать все рефлексивные мысли в блокнот, предварительно сортируя их по категориям. А уже вечером разбирать их и проводить сеанс саморефлексии.

Как только вы создадите свою систему, мозг разучится вести рефлексивные разговоры в неположенное время. Он будет знать, что важная мысль записана и ждет своего времени, чтобы быть проанализированной. Соответственно, вы чувствуете себя спокойно.

Маркируйте мысли в голове

Проблема еще в том, что рефлексивные мысли появляются в голове едва ли не постоянно и мы попросту забываем о том, что решили от них избавляться. Поэтому нужно их маркировать.

На протяжении дня осознавайте, о чем думаете. Это могут быть мысли о будущем, деньгах, своих поступках и т.д. Не всех из них обязательно плохие, продуктивные мысли характеризуются тем, что вы принимаете какое-либо решение и приступаете к его осуществлению.

От вас требуется в первые несколько дней отличать рефлексивные мысли от других. Когда вы ловите себя на том, что они появляются в голове, представьте в воображении маленькую лампочку, которая излучает красный свет. Это знак «Стоп» и означает он, что нужно перенести эту мысль в блокнот, либо попросту занять голову чем-то более полезным на данный момент.

Как рефлексировать правильно

С помощью трех методов мы можем научиться мудрости: во-первых, при помощи размышлений, что является самым благородным методом; во-вторых, при помощи подражания, что проще всего; и, в-третьих, по опыту, который является самым горьким.

Конфуций

Рефлексия – это метод, помогающий удалить внутренние блоки, что возникают в нашей психике или разуме и которые необходимо сначала выявить.

Рефлексировать лучше всего при помощи дневника или друга, который будет достаточно терпелив, чтобы выслушать, и мудр, чтобы задавать правильные вопросы и направлять к верному решению.

1

Найдите правильное окружение, войдите в правильное состояние

Чтобы рефлексировать правильно, нужно в первую очередь быть в правильном окружении и находиться в соответствующем состоянии.

Если уж рефлексируете, то избавьтесь от внешних раздражителей: отключите телевизор и звук телефона, не выходите в интернет, а также не переедайте.

Для кого-то лучшее время – вечер воскресенья. Кто-то считает, что лучше всего размышлять о своем внутреннем мире утром. В любом случае вам нужно сначала очистить свой разум от задач, которые предстоят позже и сфокусироваться именно на рефлексии.

2

Задавайте правильные вопросы

Начните с того, что задайте себе один вопрос, который выражает внутренний конфликт. Что-то внутри явно не нравится и тревожит вас. Что это?

Задав себе вопрос, вы даете мозгу работу. Он пытается найти на него ответ, какое-либо объяснение. Примеры хороших вопросов:

  • Как мне проживать свой день, чтобы чувствовать больше энергии?
  • Как мне строить свое будущее, чтобы находить больше времени для своей семьи?
  • Почему с каждым днем у меня все меньше времени на то, что я люблю или ценю?
  • Сочетаются ли мои ценности с моим распорядком дня?
  • Какие ошибки я совершил на прошлой недели и в чем их причины? Есть ли какая-либо одна причина, которая сразу бросается в глаза?
  • От каких мыслей мне нужно избавиться?
  • Что мне нравится делать больше всего? Почему?

3

Будьте на 100% честны с собой

Если этого не случится, смысла в рефлексии попросту нет. Вы тут для того, чтобы что-то изменить в себе. Поэтому не пугайтесь неприятных ответов. Если действительно ведете себя плохо с людьми, признайте это. Если часто срываетесь на родных, признайте и это. Рефлексия не должна надевать на вас розовые очки. Она должна давать правильное направление, показывать, что и почему нужно изменить.

Рефлексия также с каждым разом должна приближать вас к правильному ответу. Например, вы каждую неделю уточняете для себя, почему живете не так, как хотели бы. И в какой-то момент находите наиболее глубинный ответ, который проясняет все. Это словно озарение.

Помните, что рефлексия – это та техника, которая может нанести вред, как и любое лекарство, если превысить дозу. И уж точно не позволяйте себе рефлексировать бездумно, иначе теряется заложенный в нее смысл – бороться с бессознательным в виде шаблонов и привычек.

Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: