Содержание

Рефлексы новорожденного. Условные и безусловные.

Понимание того, какие рефлексы присущи новорожденному с первых минут жизни, помогает маме лучше приспособиться к его потребностям и различать всю палитру эмоций ребенка.

Рефлексы новорожденного разделяют на условные и безусловные. Для выражения первых не требуется никакого времени или даже элементарного обучения: малыш с первых секунд после рождения дышит, может хватать маму ладошкой за палец, сосать грудь. Иными словами, делать все необходимое для поддержания собственной жизнедеятельности. Ведь, несмотря на кажущуюся хрупкость новорожденного, рефлексы способны обеспечить ему большую силу для того, чтобы жить.

Рефлексы новорожденного ребенка.

Первый месяц жизни, который в педиатрии называется периодом новорожденности, является сложным и в то же время самым познавательным для малыша. Рефлексы новорожденного ребенка помогают ему без особых усилий осваивать мир и приспосабливаться к нему. На смену некоторым безусловным рефлексам приходят условные, которые базируются на пережитом младенцем опыте.

Безусловные рефлексы новорожденных.

К основным безусловным рефлексам относятся:

Защитный рефлекс. Ребенок рефлекторно поворачивает головку в сторону, если положить его на живот. Этот рефлекс развит у всех детей, центральная нервная система которых не повреждена.

Рефлекс опоры и автоматическая походка. Когда поставить малыша ножками на плоскую поверхность, поддерживая его плечики, он будет опираться на стопы, несмотря на то, что самостоятельно стоять еще не сможет. Если же потянуть плечики вперед, ребенок будет делать шаги, хотя ножки периодически будут перекрещиваться.

Рефлекс ползания. Впервые ярко выражается приблизительно на четвертый день жизни. А именно в позе лежа на животе: на спине и боку рефлекс действовать не будет. Движения малыша, когда он отталкивается нижними конечностями от поверхности, называют спонтанным ползаньем. Особенно оно проявляется, если подложить под ступни новорожденного ладонь. У здоровых детей этот рефлекс исчезает где-то на 4-м месяце. Он нужен малышу лишь как переходной способ передвижения, до тех пор, пока не научится ходить.

Хватательный рефлекс. Проявляется он в том, что новорожденный обхватывает палец мамы (или другого человека), если надавить ему на ладошку. Сила обхвата настолько сильная, что ребенка можно даже приподнять на пальце. Это явление называют также рефлексом Робинзона

.

Корень этого приспособления кроется в необходимости наших предков — обезьян — удерживаться на шерсти матери самостоятельно с помощью собственных кистей.

Так же и с пальчиками ножек: после надавливания на подушечку стопы пальцы сгибаются. Так называемый рефлекс Бабинского, наоборот, говорит о расхождении пальчиков веером вследствие тыльного сгибания стопы.

Этот рефлекс, как и предыдущий, проявляется у деток только до 4-5 месяцев, после чего трансформируется в произвольное захватывание предметов, которое затем переходит в осознанное, чему способствуют развивающие игры.

Часто можно наблюдать проявления рефлекса Моро: когда малыш лежит на спине, и его ножки приподнимают, он разводит ручки в стороны и через пару секунд возвращает их в прежнее положение. То же самое произойдет, если легонько ударить по постели в 15 см от головки малыша.

С 5-6-го. дня жизни развивается рефлекс Галанта. Он означает, что при раздражении кожи вдоль позвоночника спинка малыша выгибается дугой, как бы избегая неприятного ощущения.

А рефлекс Переса, например, означает, что проведение рукой по позвоночнику с легкими нажатиями вызывает у малыша отрицательные эмоции: он может плакать, кричать и извиваться.

Вышеприведенные безусловные рефлексы касались опорно-двигательного аппарата новорожденного. Кроме них есть оральные рефлексы, которые играют не менее важную роль в жизни малыша.

Хоботковый рефлекс. При легком ударе по губкам, они выпячиваются вперед. Поисковый рефлекс. Поглаживание губы ведет к открытию рта, опусканию нижней губы и поворачиванию головы к раздражителю. В зависимости от места нажатия на губку рефлекс будет проявляться в разных вариациях, но цель его одна: найти грудь матери.

Ладонно-ротовой рефлекс. Если нажать на середину обеих ладошек малыша, он откроет ротик и согнет головку.
Очень важен в жизни младенца сосательный рефлекс, о котором отдельно будет расписано ниже.

Безусловные рефлексы новорожденных нужно хорошо знать всем родителям, ведь понимание многих деталей обезопасит малыша от неосторожных действий самых близких людей.

Условные рефлексы новорожденных.

Первые месяцы жизни центральная нервная система ребенка быстро утомляется, поэтому малыш почти все время спит: так его организм отдыхает от внешних раздражителей. В этот период кора головного мозга новорожденного не является достаточно зрелой для того, чтобы обеспечивать выработку условных рефлексов.

Самые простые из них можно наблюдать не ранее, чем на 2-3 неделе жизни. Первым проявляется вестибулярный рефлекс в качестве реакции на покачивания.
Условные рефлексы более сложного типа появляются у новорожденных только к четвертому месяцу.

Родители должны обратить внимание, что развитие условных рефлексов у младенца зависит не только от возраста, но и от состояния органов чувств: глаз, ушей, органов обоняния, осязания, вкуса. Рефлекс—это непосредственная физиологическая реакция на раздражающие факторы внешнего мира, и если ребенок лишен возможности чувствовать одних из его элементов, развитие рефлексов будет соответствующим.

Рефлексы новорожденного. Сосательный рефлекс.

Сосательный рефлекс у новорожденных.

Всем известно, что каждый новорожденный может сосать грудь матери или соску без какого-либо обучения или привыкания и полностью самостоятельно, то есть рефлекторно.

Сосательный рефлекс, пожалуй, самый важный для выживания новорожденного. Поэтому наблюдается он уже с первых часов жизни. Он более ярко выражен, когда малыш голоден, и после кормления на время угасает.

Любопытно, что процесс сосания успокаивает малыша. Объясняется это просто: он знает, что имеет доступ к еде, и к тому же рядом есть мама, которая защитит от всех невзгод и трудностей этого мира.
Сосательный рефлекс у новорожденного ослабевает к годику и полностью исчезает к 3-4 годам.

Проявления безусловных и условных рефлексов новорожденного

Проявления безусловных и  условных  рефлексов новорожденного.

Когда рождается маленький человечек, природа не оставляет его совершенно беззащитным и награждает целым набором жизненно важных способностей, помогающих ему быстро адаптироваться в новом мире, учиться, развиваться. Например, условные и безусловные рефлексы, благодаря которым малыш начинает свои первые дни – по ним педиатр может легко оценить, насколько развит новорожденный, есть ли какие-то патологии, отклонения. Некоторые рефлексы новорожденных угасают к возрасту трех-четырех месяцев. Остальные будут сопровождать дитя всю остальную жизнь.

Условные рефлексы у новорожденного

Условные рефлексы – это те, которые малыш уже приобретает в процессе получения знаний, навыков, жизни. Не природа наделяет ими, а малыш сам в индивидуальном порядке их обретает и развивает все года последующей жизни. Они более сложные, нежели безусловные, и происходят на подсознательном уровне, даже не заставляя малыша об этом задумываться. Абсолютно у каждого человека такие рефлексы свои, потому что жизненный опыт, полученный одним человеком, будет совершенно индивидуальным и отличным от другого. 
Безусловные рефлексы

Только родившись, малыш еще не умеет контролировать свое тело, движения, потому как головной мозг не полностью сформирован и не может выполнять все необходимые функционирования жизнедеятельности. Поэтому и даны новорожденному безусловные рефлексы (их еще называют врожденными), которые обеспечивают малыша на первом этапе всеми жизненными процессами. Безусловные рефлексы новорожденных – это так называемые автоматизмы, которые являются подконтрольными примитивным центрам головного и спинного мозга, возникают в процессе правильной работы нервной системы.
сли все в порядке, малыш здоров и показатели развития находятся в норме, то он должен иметь целый набор таких автоматизмов, которые не могут отсутствовать в его реакции. К трем или четырем месяцам некоторые из них должны исчезнуть, другие – через год, но их отсутствие показывает специалистам, что возможна патология в развитии ребенка. Остальные же врожденные рефлексы остаются на протяжении всей жизни.

Все эти врожденные навыки, наука разделяет на сегментарные двигательные или оральные безусловные (которые происходят в процессе работы ствола), и спинальные или двигательные (происходят вследствие функционирования спинного мозга).

Первые рефлексы оральной классификации, включают в себя: сосательный автоматизм, поисковый, ладонный-ротовой, хоботковый и прочие безусловные навыки. Спинальные включают в себя: хватательный автоматизм, защитный, автоматический, рефлекс Моро, Бауэра, автоматизм Галанта, опоры и прочие. Все эти навыки новорожденных представлены более подробно в таблице.

Таблица основных рефлексов у новорожденных

Название рефлекса

Краткая характеристика

Рефлекс Моро

Определяется тонус мышц ребенка, состояние нервной системы, например, перевозбуждение. Необходим как защитный рефлекс, если у малыша есть угроза падения.

Сосательный

Определяет степень зрелости вашего малыша, оказывает успокаивающее действие. В жизни обеспечивает ему быть всегда готовым к новому питанию.

Хватательный

Определяет степень развития нервной системы и активности малыша. По этому рефлексу определяется, насколько малютка возбудим.

Робинсона

Определяет тонус мышц и цепкость младенца. Впоследствии сменяется развитием тонкой ручной умелости. Достался нашему поколению от первобытных людей, не относится к человеческому развитию.

Хоботковый

Проверяются сосательные или мимические мускулы новорожденного, он должен выпячивать губы, имитируя хоботок в ответ на раздражитель.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

Показывает, насколько хорошо развивается нервная система. Он выступает одним из самых древних механизмов выживания у новорожденных. Работает по аналогии: помочь найти и обеспечить организм пропитанием любыми способами.

Спинальный автоматизм Галанта

Позволяет врачу определить функционирование спинного мозга, все ли в порядке с центральной нервной системой и не получил ли малыш каких-либо травм во время родов.

Шаговый или рефлекс автоматической ходьбы

Таким способом проверяется подозрение и наличие ДЦП у младенцев.

Плавательный

Еще один защитный рефлекс, который дает не утонуть малышу в экстремальных условиях.

Бауэра

Ползательный рефлекс, проверяет мышечный тонус ребеночка, состояние спинного мозга.

Поисковый рефлекс Куссмауля

Необходим малышу, чтобы найти грудь своей матери, также обеспечивает готовность к новому виду питания.

•Составьте карту физического и психического развития в течении первого года жизни ребенка.


Л.С. Выготский рассматривал младенца как максимально социальное существо, поскольку с момента рождения все его отношения с миром опосредованы близкими взрослыми. Младенец не является пассивным существом, реагирующим на внешние сигналы. Он не только принимает воздействия матери, но и сам активно влияет на ее поведение и способен к полноценному диалогу. Младенческий возраст не является однородным периодом.

В возрасте 1,5-2 месяца в психической жизни ребенка происходят существенные изменения, которые можно считать критериями перехода к грудному периоду:

1. Ребенок реагирует на присутствие другого ребенка (криком на крик).

2. Появление мимических движений, похожих на проявление положительных эмоций, ребенок улыбается в ответ на разговор.

Появляются и другие изменения: ребенок не так много спит, появляется время для изучения мира, в меньшей степени поглощен едой. Ребенка начинают интересовать многие раздражители.

Развитие познавательных процессов.

С точки зрения норм зрения новорожденные близоруки, лучше всего они видят на расстоянии 17-20 см. Конвергенция глаз возможна на третьей неделе жизни. К концу второго месяца ребенок уже может следить за движущимися предметами на расстоянии 4-5 м. На данном этапе развития внимание привлекают только яркие и движущиеся предметы.

На 10-12 день появляется реакция на звуки. В возрасте 3-4 месяцев ребенок способен локализовать звуки в пространстве, о чем свидетельствует поворот головы на звук.

Способность к различению запахов появляется к концу первого месяца. К трем месяцам отмечаются эмоциональные реакции на приятные и неприятные запахи, в этом же возрасте возникают реакции на различные вкусовые ощущения (мимические реакции, соответствующие положительным эмоциям, больше выражены на сладкое).

На первом году жизни ребенок очень чувствителен к тактильным раздражителям, температуре окружающей среды.

Зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. Становится возможным прослеживание движущихся предметов. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.

Можно сказать, что в младенческом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих параметрах объектов. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства. К 2-3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше. Но реакция на новизну появляется в относительно узком диапазоне изменений. Не только хорошо знакомые, но и совершенно новые объекты не привлекают надолго внимания ребенка. Более того, новые предметы, значительно отличающиеся от виденных им ранее, могут вызвать тревогу, испуг или плач.

На цвет ребенок может реагировать уже в 3-4 месяца: если его кормить только из красной бутылочки, он безошибочно выберет ее среди бутылочек других цветов. Эта реакция вырабатывается по типу условнорефлекторных связей. Активный же интерес к цвету появляется позже, с 6 месяцев.

Развивается также пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины. Американские психологи провели красивый эксперимент с «обрывом»: младенца помещали на стеклянный стол, под которым находились две большие доски, прикрепленные на разных уровнях. Разница в уровнях этих досок, обтянутых яркой, в крупную клетку материей, и создавала иллюзию обрыва. Маленький ребенок, тактильно ощущая ровную поверхность стекла, ползет к матери, не замечая глубины. После 8 месяцев большинство детей избегают «обрыва» и начинают плакать.

Развитие внимания. Первые проявления сосредоточенности можно наблюдать на 10-12 день, когда ребенок пытается направить взгляд на лампу, если она расположена близко. К концу второго месяца может следить за яркими блестящими предметами. На третьем месяце жизни в большей мере внимание привлекают взрослые. Дальнейшее развитие внимание получает в связи с появлением предметных действий. Можно выделить следующие главные характеристики внимания ребенка первого года:

  • кратковременность;
  • слабая сосредоточенность;
  • отсутствие произвольности;
  • неспособность к распределению.

После восьми месяцев развитие идет по пути формирования предметных действий. Предметные действияявляются следствием развития сенсорной сферы и предпосылкой для дальнейшего ее развития. Эти действия имеют ряд признаков:

  • они выполняются с каким-то предметом;
  • наблюдается согласованная работа рук и глаз, участвуют пальцы рук;
  • предметные действия повторяются ребенком много раз;
  • достижение какого-либо видимого или слышимого результата;
  • приводят к сосредоточенности ребенка и предвосхищению результата.

Особенности памяти. Начальные проявления памяти выражены в условных рефлексах, которые формируются с первых дней жизни. Через одну, две недели формируется рефлекс на кормление: ребенок просыпается в определенное время, ищет источник питания в положении тела, соответствующем кормлению грудью. Можно утверждать, что первый видом памяти является двигательная память. Быстро формируется и развивается эмоциональная и образная память. Например, ребенок начинает плакать при виде испугавшего его однажды предмета.

На протяжении младенческого возраста наблюдается и эмоциональное развитие, которое тоже непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми. Эмоциональные явления, характерные для ребенка первого года жизни можно разделить на три основные группы:

1. Простые органические чувства, которые ребенок испытывает с первых дней жизни. Первые эмоции являются отрицательными, они возникают в ответ на голод, холод, вспученный живот и т.п. Для функционирования нервной системы характерна высокая лабильность, поэтому переключение с одной эмоции на другую происходит очень быстро. Данная группа эмоциональных явлений имеет, безусловно, рефлекторную природу.

2. Эмоции, имеющие условно рефлекторный характер. Например, положительные эмоциональные реакции возникают в ответ на появление матери, при виде знакомой бутылочки и т.д. В возрасте 4-5 месяцев появляется реакция, названная «комплексом оживления», когда ребенок встречает знакомого взрослого, отвечает на общение. Данная реакция выражается улыбкой, локализацией объекта в пространстве, движениями тела. Этот комплекс имеет социальную природу, является откликом на общение, исходящее от взрослых. Такую реакцию следует расценивать как показатель и одновременную предпосылку когнитивного и социального развития. Если данный комплекс не возникает, его необходимо вызывать: наклоняться к ребенку, разговаривать с ним, погладить, потормошить.

3. Эмоциональные состояния, связанные с играми. Хотя в младенческом возрасте игра не является ведущим видом деятельности, социальные игры (игры «ку-ку») вызывают у ребенка сильные положительные эмоции.

Большая часть эмоциональных реакций ребенка первого года жизни связана с общением со взрослыми, но со второй половины данного периода эмоции начинают вызывать и предметы, например, игрушки. Особое значение для ребенка имеют те предметы, которые служат средством взаимодействия со взрослыми

В течение первых 3-4 месяцев у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности.

После того как ребенок научился узнавать и бурно радоваться маме (с этого, собственно, и начинается младенчество как возрастной период), он доброжелательно реагирует на любого человека. После 3-4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. Однако если тот демонстрирует свое доброе отношение, разговаривает с ребенком и улыбается ему, настороженное внимание сменяется радостью. В 7-8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Особенно боятся дети остаться наедине с незнакомым человеком. В таких ситуациях одни отползают подальше, отворачиваются, стараются не обращать внимания на нового человека, другие начинают громко плакать.

Примерно в это же время, между 7 и 9 месяцами, появляется так называемый «страх расставания» — грусть или острый испуг при исчезновении мамы (когда ее долго нет или она просто на какое-то время вышла).

Общаясь с мамой или другим близким человеком, младенец к концу 1 года стремится не только к чисто эмоциональным контактам, но и к совместным действиям. Он пытается с маминой помощью получить какой-нибудь привлекающий его предмет, дотянуться до шкафа или полки, достать вазочку или кастрюлю, рассмотреть картину и т.д. Облегчают общение жесты, которыми активно пользуется ребенок, показывая, что он хочет получить, куда ему необходимо забраться и т.п.

Общение. Первое полугодие является периодом непосредственного эмоционального общения младенца с взрослым. Начиная со второго месяца жизни, младенец овладевает средствами общения с взрослым и бурно реагирует на его обращения. Картина радостного оживления младенца при встрече с взрослым была названа комплексом оживления. Комплекс оживления, возникший в конце кризиса новорожденности, имеет реактивную и активную функцию в общении с взрослым.Непосредственное эмоциональноеобщение с взрослым являетсяведущей деятельностью младенца первого полугодия жизни, в котором происходит психологическое развитие ребенка, и возникают новые формы его деятельности. Ситуативно-личностное общение оказывает огромное влияние на психическое развитие младенца. Во-первых, благодаря субъектному, личностному отношению взрослого младенец начинает выделять самого себя как отдельного субъекта общения. Во-вторых, к концу первого полугодия формируются аффективно- личностные связи с близкими взрослыми. В-третьих, эмоциональное общение с взрослым стимулирует познавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы.

Во втором полугодии первого года жизни возникает новая, манипулятивная деятельностьмладенца, которая выдвигается на положение ведущей. Меняются отношения ребенка с взрослыми:

  1. младенец начинает по-разному реагировать на отрицательные и положительные воздействия взрослого;
  2. дети демонстрируют качественно различное отношение к близким и посторонним взрослым;
  3. отношение к взрослому определяется удовлетворением потребности ребенка в практическом сотрудничестве.

В возрасте 7-9 месяцев появляется новообразование, которое характерно для всех детей –«боязнь семимесячных».Если раньше ребенок улыбался при виде любого взрослого человека, то теперь начинает кричать, когда видит незнакомого. Такое новообразование является показателем нормального когнитивного развития и предпосылкой для дальнейшего развития способности предвосхищения событий. С этого момента мир для ребенка становится разделенным на безопасную и опасную сферы. Наличие безопасной зоны является мощным стимулом к развитию и познанию мира. Отсутствие боязни расценивается как препятствие нормальному социальному развитию, что впоследствии может привести к нерешительности и тревожности в социальных контактах.

Начинается в младенческом возрасте иречевое развитие. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. Второе полугодие является подготовительным периодом к активной речи. Важным условием появления лепета и подготовки к речи являются насыщение слышимой речью в присутствии взрослого и эмоциональный контакт с ним. Развивается представление ребенка о себе. К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка. До года речь ребенка –пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт с взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов.Автономная речь формируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью. Иногда автономную речь называют детским жаргоном. По форме она является общением, а по содержанию – эмоционально-непосредственной связью с взрослыми и ситуацией.

Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Познавательное развитие (в первую очередь, развитие восприятия) младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием тех, кто живет в разнообразной обстановке и получает больше новых впечатлений.

Поскольку речь идет о познавательном развитии, наиболее важным будет развитие движений руки. Движения рук младенца, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни. В 5-6 месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координаций. Значение этого момента для дальнейшего развития велико, так как хватание — первое целенаправленное действие ребенка, и оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.

Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Жан Пиаже назвал круговыми реакциями. После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых. Ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком.

Интересно то, что эти функциональные действия не становятся еще предметными: они связаны с теми отдельными объектами, с которыми действовал взрослый, показывая ребенку, как укачивать куклу, как кормить ее с ложки и т.п. Переноса действий на другие предметы в этот период еще не происходит. Ребенок как бы не видит в конкретной вещи предмет, в котором фиксируются общественно выработанные способы действий с ним. Поэтому он будет первоначально качать именно ту куклу, с которой они играли вместе с мамой, и не сможет так же действовать с другими, похожими игрушками, например с мишкой.

Тем не менее, к концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действий с ними. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и новых свойств окружающих его объектов. Ориентируясь в окружающей действительности, он интересуется не только тем, «что это такое», но и тем, «что с этим можно делать».

Восприятие и действие — та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте. В течение года усложняются познавательные задачи, которые способен решить ребенок, сначала только в плане восприятия, затем используя двигательную активность. Добиваясь успеха, ребенок действует методом проб и ошибок. На этом возрастном этапе ребенок начинает познавать мир в наглядно-действенном плане, внутренний план сформируется у него значительно позже.

Память.Познавательное развитие младенца предполагает включение простейших механизмов памяти. Первым появляется узнавание. Уже в раннем младенчестве дети способны соотносить новые впечатления с имеющимися у них образами. Если ребенок, получив новую куклу, какое-то время рассматривает ее, на следующий день он может ее узнать. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения, 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от лица незнакомого.

Если яркую игрушку спрятать под одним из двух одинаковых платков, лишь немногие 8-месячные дети в состоянии вспомнить через 1 секунду, где она лежит. К 1 году все дети находят игрушку через 1-3 секунды после того, как ее спрятали. Большинство из них вспоминает, под каким платком она находится, даже через 7 секунд. Таким образом, после 8 месяцев появляется воспроизведение — восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.

Внешние проявления психики младенца в сравнении с таковыми у более старшего человека весьма скудные, а исследование психической жизни вызывает большие трудности. Для непосредственного наблюдения и измерения в большей мере доступно физическое развитие ребенка. Использование таких показателей в качестве косвенных проявлений развития психики является достаточно условным. Существует много попыток выделить признаки нормального психического развития детей первого года жизни и стандартизировать эти проявления. Как правило, в качестве таких критериев используют основные достижения ребенка в моторике и общении (таблица 1).

Таблица 1. Развитие младенца

Возраст

Развитие движений

Общение

1 месяц

Поднимает подбородок

2 месяца

Поднимает грудь

Реакция улыбки в ответ на появление лица матери.

3 месяца

Тянется за предметом, но, как правило, промахивается

4 месяца

Сидит с поддержкой

Невербальная коммуникация с помощью жестов, мимики и пантомимики.

5-6 месяцев

Хватает рукой предметы

7 месяцев

Сидит без поддержки

8 месяцев

Садится без посторонней помощи

9 месяцев

Стоит с поддержкой; ползает на животе

Возникновение реакции привязанности – беспокойства среди чужих людей и в новой обстановке.

10 месяцев

Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками

11 месяцев

Стоит без поддержки

Первые признаки пользования речью

12 месяцев

Ходит, держась одной рукой

Следует учитывать, что индивидуальные вариации достижений в психическом развитии могут быть весьма значительными.

какие бывают? Название рефлекса, возраст проявления

Время чтения: 10 минут

Когда рождается маленький человечек, природа не оставляет его совершенно беззащитным и награждает целым набором жизненно важных способностей, помогающих ему быстро адаптироваться в новом мире, учиться, развиваться. Например, условные и безусловные рефлексы, благодаря которым малыш начинает свои первые дни­– по ним педиатр может легко оценить, насколько развит новорожденный, есть ли какие-то патологии, отклонения. Некоторые рефлексы новорожденных угасают к возрасту трех-четырех месяцев. Остальные будут сопровождать дитя всю остальную жизнь.

Условные рефлексы у новорожденного

Условные рефлексы – это те, которые малыш уже приобретает в процессе получения знаний, навыков, жизни. Не природа наделяет ими, а малыш сам в индивидуальном порядке их обретает и развивает все года последующей жизни. Они более сложные, нежели безусловные, и происходят на подсознательном уровне, даже не заставляя малыша об этом задумываться. Абсолютно у каждого человека такие рефлексы свои, потому что жизненный опыт, полученный одним человеком, будет совершенно индивидуальным и отличным от другого. Рассмотрим некоторые из них:

  • Мама кормит малыша грудью по строго определенному времени (каждые три часа), так у грудничка в течение первых пяти-семи дней развивается рефлексивное возбуждение голода, ребенок начинает плакать и просить есть.

  • Если мать постоянно кормит новорожденного в одном положении, то в течение двух недель у малыша сформировывается такой условный рефлекс положения под грудью. Выражается так: если вы возьмете ребенка на руки и положите в привычное для кормления положение, он моментально начнет производить сосательные движения.

Вышеописанные рефлексы – яркий пример первых индивидуальных приобретенных навыков, которые образовались под воздействием определенных условий в жизни конкретного ребенка. Это прямым образом показывает условно-рефлекторную способность деятельности коры головного мозга, которая устанавливает связь между отдельными событиями.

Безусловные рефлексы

Только родившись, новорожденный еще не умеет контролировать свое тело, движения, потому как головной мозг не полностью сформирован и не может выполнять все необходимые функционирования жизнедеятельности. Поэтому и даны младенцу безусловные рефлексы (их еще называют врожденными), которые обеспечивают его на первом этапе всеми жизненными процессами. Это так называемые автоматизмы, которые являются подконтрольными примитивным центрам головного и спинного мозга, возникают в процессе правильной работы нервной системы.

Если все в порядке, малыш здоров и показатели развития находятся в норме, то он должен иметь целый набор таких автоматизмов, которые не могут отсутствовать в его реакции. К трем или четырем месяцам некоторые из них должны исчезнуть, другие – через год, но их отсутствие показывает специалистам, что возможна патология в развитии ребенка. Остальные же врожденные рефлексы остаются на протяжении всей жизни.

Все эти врожденные навыки, наука разделяет на сегментарные двигательные или оральные безусловные (которые происходят в процессе работы ствола), и спинальные или двигательные (происходят вследствие функционирования спинного мозга).

Первые рефлексы оральной классификации, включают в себя: сосательный автоматизм, поисковый, ладонный-ротовой, хоботковый и прочие безусловные навыки. Спинальные включают в себя: хватательный автоматизм, защитный, автоматический, рефлекс Моро, Бауэра, автоматизм Галанта, опоры и прочие. Все эти навыки новорожденных представлены более подробно в таблице.

Таблица основных рефлексов у новорожденных

Название рефлекса

Краткая характеристика

Рефлекс МороОпределяется тонус мышц ребенка, состояние нервной системы, например, перевозбуждение. Необходим как защитный рефлекс, если у малыша есть угроза падения.
СосательныйОпределяет степень зрелости вашего малыша, оказывает ус

классификация и характеристика. Ротовой рефлекс Эшериха

При рождении каждый младенец попадает из комфортной и привычной среды в неизвестный и такой пугающий для него мир. Приспособиться к новым условиям и выжить вне организма мамы малышу помогают врожденные рефлексы, которые должны иметься у всех новорожденных. Отсутствие какого-либо физиологического рефлекса обычно считается патологией и свидетельствует о различных отклонениях в развитии.

Краткая справка

Еще в роддоме врачи-неонатологи проверяют главные рефлексы новорожденного ребенка и оценивают, правильно ли развита нервная система крохи. Здоровый малыш имеет целый набор врожденных (безусловных) рефлексов, которые часто называют автоматизмами. Они нужны младенцу для того, чтобы пережить процесс родов, быстрее адаптироваться в послеродовой период и полноценно развиваться в дальнейшем. Некоторые безусловные, имеющиеся с рождения рефлексы новорожденного со временем исчезают, другие – сопровождают человека до конца жизни.

А вот условных рефлексов у только что появившегося на свет малыша быть не может. Такие реакции ребенок приобретает по мере своего развития, осваивая окружающий мир и накапливая бесценный опыт.

Виды и нормы

Все основные рефлексы здорового новорожденного можно разделить на два вида: оральные (обусловленные работой сегментов мозгового ствола) и спинальные (обусловленные работой спинного мозга). Такая классификация считается общепринятой в мировой педиатрии.

Оральные рефлексы младенцев в свою очередь делятся на следующие разновидности:

  1. Сосательный. Эта реакция появляется у новорождённых в момент рождения и исчезает примерно к году. Малыш должен делать ритмичные сосательные движения, захватывая губами сосок маминой груди, пустышку, палец, бутылочку с едой и пр.
  2. Глотательный. Кроха должен не только сосать молочко, но и проглатывать его. Данное умение остается с человеком на всю оставшуюся жизнь.
  3. Хоботковый. Если легко прикоснуться ко рту ребёнка, он вытянет свои губки в трубочку (хоботок). Такой врожденный автоматизм сохраняется до 2-3 месяцев.
  4. Рефлекс Бабкина. Этот ладонно-ротовой автоматизм особенно ярко проявляет себя в первые два месяца жизни младенца. Если надавить одновременно на обе ладони крохи, он обязательно приоткроет свой рот.
  5. Рефлекс Куссмауля. Данный автоматизм направлен на то, чтобы ребенок смог найти еду. Если дотронуться до уголка рта малыша, он автоматически повернет головку в сторону раздражителя. Такой поисковый автоматизм обычно исчезает к 3-4 месяцам. После этого кроха способен искать пищу глазами.

Спинальные рефлексы у здорового новорожденного бывают следующими:

  1. Защитный. Если родители уложат младенца на животик, он сразу же начнет поворачивать головку в одну или другую сторону и будет пытаться приподняться. Защитный рефлекс новорожденного необходим для того, чтобы малыш мог защитить себя от нарушений дыхания (поворачивая голову, кроха обеспечивает себе доступ кислорода). У грудных детей защитный автоматизм наблюдается до полутора месяцев.
  2. Верхний хватательный (рефлекс Янишевского). Если коснуться пальцем ладошки малыша, он должен сжать пальчики в кулачок. Сильнее всего верхний хватательный рефлекс у новорожденных выражен в моменты кормления или тогда, когда дети голодны. Сохраняется данный автоматизм до 3-4 месяцев.
  3. Нижний хватательный (рефлекс Бабинского). Если провести большим пальцем по стопе ребенка, кроха начнет разгибать пальчики ног и сгибать ножку в суставе. Данный автоматизм обычно исчезает после года.
  4. Рефлекс Моро. Этот автоматизм, который часто называют рефлексом объятий, состоит из двух фаз: если малыш услышит резкий громкий звук (например, хлопок по пеленальному столику, где он лежит), то сначала он раскинет ручки в сторону, распрямит пальчики и вытянет ножки, а уже спустя несколько секунд вернет конечности в прежнее положение. Рефлекс Моро у новорожденных начинает угасать приблизительно к 4-5 месяцам.
  5. Рефлекс опоры. Если кроху взять за подмышки и приподнять, он начнет сгибать ножки в коленях и бедрах. Когда его ножки коснуться

Рефлексы новорожденного ребенка

Дети рождаются с набором безусловных рефлексов, которые являются их своеобразными приспособлениями к жизни. Само слово „рефлекс” в переводе с латинского языка означает „отражённый”, „повернутый назад”. В медицине таким термином обозначают реакции организма, вызываемые центральной нервной системой при раздражении рецепторов.

Рефлексы новорожденных детей и их значение

Наверняка еще со школы мы помним аксиому о том, что все рефлексы делятся на условные и безусловные. Первые — приобретенные, сформированные в процессе жизненного опыта. Безусловные все мы получаем по наследству. Они у людей проявляются как реакция организма на раздражители внешней среды. Рефлекторные реакции служат для лучшей, более легкой адаптации ребенка к обстоятельствам, которые нельзя поменять.

refleksy-novorozhdennogo-rebenka3

Новорожденный ребенок рождается только с безусловными такими реакциями. Условные вырабатываются со временем, в процессе дальнейшего его развития.

Отдельные рефлексы возникают сразу после рождения и остаются на всю жизнь с человеком, не меняясь. К таким принадлежит глотательный, который отвечает за автоматизм глотания. Мы, взрослые люди, делаем это автоматически, не задумываясь, как только пережеванная еда поступила в глотку. Также делает и новорожденный ребенок, употребляя материнское молоко.

Роговичный рефлекс вызывает мигание при касании к роговице глаза. Он появляется при рождении и служит человеку всю его жизнь.

Сухожильный — это то, что часто проверяется невропатологами при осмотрах. От удара молоточком по сухожилиям происходят сокращения мышц и дергание ног.

Итак, рефлексы новорожденных деток — это их первые приспособления к жизни, автоматические способности организма, помогающие жить вне лона матери.

Врожденные рефлексы новорожденных

Родившийся мальчик или девочка напоминает беспомощный комочек. Однако природа позаботилась о том, чтобы этот комочек был защищенным и адаптированным к жизни. Новорожденный имеет большой набор инстинктов, помогающих ему выживать в новой среде.

Сегодня насчитывается больше 70 врожденных рефлексов, помогающих деткам взрослеть. Они нужны для адаптации новорожденных малышей к воздушной среде после водной, в которой они пребывали в лоне матери.

Пищевой, или его еще называют сосательным, — первый такой врожденный рефлекс. Проявляется он в том, что малыша не нужно учить сосать мамину грудь. У него это выходит непроизвольно, рефлекторно.

Защитный — это характерное всем людям мигание глазами. Ориентировочный рефлекс заключается в движении глазами по направлению к источнику света. Дитя реагирует на яркий свет, оно может при этом даже закричать. Также ребенок реагирует на сильный шум.

Хватательный. Проявляется он в том, что дитя хватается за ваш пальчик, который вы прислоняете к внутренней стороне его ручки, ладошки. Уже в раннем возрасте дети могут очень крепко хвататься за пальцы родителей и при этом даже удерживаться в висе. Если же коснуться подошвы малыша, то пальчики его быстро распрямятся, ступни повернутся внутрь.

Шагательный. Когда вы возьмете дитя подмышки и будете держать вертикально, то оно поднимет одну ножку, потом другую. Это будет своеобразное шагание. Этот рефлекс обычно наблюдается у здоровых детей на 4 день жизни.

Рефлекс Моро. Он заключается в вытягивании рук и ног при шумных звуках. Дитя выгибает спинку, запрокидывает головку, прижимает ручки к груди. Со временем такое явление исчезает.

refleksy-novorozhdennogo-rebenka1

Безусловные рефлексы новорожденных

Все вышеуказанные ответные реакции новорожденных являются безусловными. Природа таким образом позаботилась о том, чтобы наши детки ели, видели, защищались, двигались, то есть привыкали к той активности и нагрузкам, которые со временем будут испытывать, развиваясь и адаптируясь во внешнем мире. Безусловные рефлексы — это реакции без условий, «готовые». Здоровые дети рождаются с полным их набором. Одни со временем исчезают, другие (мигание, глотание, например) остаются на всю дальнейшую жизнь.

Физиологические рефлексы новорожденных

При рождении ребенка обязательно осматривает врач-неанатолог. Он всегда проверяет его безусловные, то есть физиологические рефлекторные реакции. Золотая середина с точки зрения неврологии — это рождение ребенка с полным набором физиологических рефлексов. Такой ребенок здоровый. А физиологические реакции исчезают к 3-4 месяцам. Патологией является их отсутствие и задержка их развития.

Итак, перечислим основные физиологические рефлексы:

  1. Поисковый. Проявляется опусканием губы и поворотом головки новорожденного в сторону взрослого (раздражителя) в ответ на поглаживание в области рта. 
  2. Хоботковый. Если постукивать по верхней губе малыша, то у него будет происходить сокращение мимической мускулатуры лица. Это проявляется складыванием губок ребенка хоботком. 
  3. Рефлекс Бабкина еще называют ладонно-ротовым. Когда надавливать на ладошку ребенка, то он непроизвольно открывает ротик. Такая ответная реакция, как правило, исчезает до 3 месяцев. 
  4. Рефлекс Робинзона. Это тот же хватательный, когда новорожденный при хватании удерживает вес своего висящего тела.
  5. Опорный. Когда новорожденного приставить к опоре, то он разгибает свои ножки и всей стопой упирается об ту поверхность, на которую его ставят. До 2-месячного возраста такая реакция исчезает. 
  6. Шаговый. Он тоже исчезает до двух месяцев жизни малыша, а  заключается он в передвижении ножками, если дитя держать в вертикальном положении. 
  7. Рефлекс Бауэра, или ползучий. Когда надавить на подошву ног лежащего на животе ребенка, он начинает рефлекторно ползти. Исчезает к 3-4 месяцам.
  8. Защитный проявляется у уложенного на живот ребенка поворотом головы и попытками ее приподнять.
  9. Нижний хватательный. Возникает при надавливании на подошву ножки новорожденного. При этом происходит сгибание пальчиков ноги, которое напоминает хватание руками. Исчезает такая рефлекторная реакция в год. 
  10. «Утиный». Он проявляется в задержке дыхания малыша при попадании на его личико воды, струи воздуха. 

Атавистические рефлексы новорожденных

Следует знать, что не все рефлекторные реакции новорожденных имеют большое приспособительное значение. Это скорее наследственность, полученная ребенком от предков. На основе таких ответных реакций организма ничего не развивается, а называют такие рефлексы атавистическими.

Пример — рефлекс Робинзона, или цеплятельный. Прикосновение пальцами взрослого к ладошкам ребенка вызывает такое сильное хватание, что дитя может повиснуть, как обезьянка.

Другой атавистический рефлекс — переступательный. К этой группе принадлежит также и реакция Моро. Не так давно обнаружен и плавательный рефлекс. Если новорожденного опустить в воду, то он будет барахтаться и держаться на воде.

Большинство атавистических рефлекторных реакций ребенка исчезает в первом полугодии его жизни. К примеру, реакция Робинзона ослабевает к четвертому месяцу жизни. Переступальный теряется в 3-4 месяца, задолго до самостоятельной ходьбы крохи. Рефлекс ползания тоже не служит основой для формирования передвижения в пространстве. Младенческое ползание начинается с движений рук, а не с отталкивания. Безусловные рефлекторные реакции наших детей не обеспечивают дальнейшее формирование человеческих форм поведения. А вот у детенышей животных они являются природной основой поведения взрослых особей.

refleksy-novorozhdennogo-rebenka2

Тонический шейный рефлекс

У малыша с ДЦП при повороте головки появляется асимметричный тонический шейный рефлекс (АТШР). Он характеризуется повышенным тонусом мышц-разгибателей. То есть в стороне, куда направлен взор малыша, ручка разогнётся. Вторая в это время согнётся в локте — и дитя примет положение «фехтовальщика».

У здоровых малышей неяркое проявление АТШР можно выявить в 2-4 месяца. Затем он быстро угасает. А вот при ДЦП этот рефлекс остаётся, и патология выявляется несколько лет. Такая патологическая реакция не позволяет малышу развиваться так, как это принято считать в норме. Он не может сам схватить погремушку, исследовать её. Не развивается и навык ориентировки ребенка в пространстве, ведь взгляд малыша не фокусируется. По этой же причине ребёнок не может координировать движения, а это, в свою очередь, мешает развитию многих навыков (письменных, изобразительных). Ребенку трудно рисовать и читать, писать и держать столовые приборы.

Когда АТШР малыша слабый, то для его диагностирования обычно производят сгибание-разгибание ручек при повороте головки. Для этого голову ребенка удерживают повернутой, а руки поочередно сгибают и разгибают. О положительном рефлексе говорят в тех случаях, когда при выполнении вышеуказанной пробы хорошо чувствуется сопротивление той руки, в сторону которой повернуто лицо ребенка. Другая рука при этом трудно разгибается. Это проявление называется симптомом «перочинного ножа».

Специально для nashidetki.net- Диана Руденко

безусловные, условные, врожденные (слабые или отсутствие рефлексов)

Двадцать восемь дней – ровно столько длится период новорожденности, в течение которого детский организм переживает адаптацию к совершенно новым для него условиям теперь уже внеутробной жизни, поэтому рефлексы новорожденного ребенка играют здесь основную роль.

Рефлексы новорожденных детейрефлексы новорожденного ребенка

Объясняется это тем, что совсем недавно рожденный малыш пока еще лишен множества полезных навыков – о нем заботится природа.

Основные рефлексы

В этом периоде у малыша развиты только безусловные рефлексы – то есть, те, которые заложены как бы по умолчанию. Постепенно некоторые из них исчезают, уступая место условным.

Условные рефлексы еще можно назвать «личным опытом» ребенка, поскольку они приобретаются в процессе дальнейшего развития и созревания мозга.

Для чего нужны безусловные (врожденные) рефлексы

Клинически значимых безусловных рефлексов у малыша целых пятнадцать – причем «судьба» у них очень разная: одни нужны только для того, чтобы пережить трудный процесс рождения (поэтому они быстро исчезают после появления на свет), другие – чтобы дать толчок к развитию новых, а третьи остаются на всю жизнь.

Педиатры-неонатологи подразделяют врожденные рефлексы новорожденных на несколько групп:

  1. Обеспечивающие общую нормальную жизнедеятельность (дыхательный, сосательный, глотательный, а также спинальные рефлексы)
  2. Направленные на защиту детского организма от внешних воздействий яркого света, холода, жары и других раздражителей
  3. «Временные» рефлексы – например, рефлекс задержки дыхания, необходимый для продвижения по родовым путям матери.
рефлексы новорожденного ребенкаКлик для увеличения (Основные рефлексы)
Оральные рефлексы

Способность сосать материнскую грудь или соску на бутылочке с искусственным питанием называется сосательным рефлексом, а способность проглотить съеденную пищу – глотательным.

Сосательный рефлекс возникает в первые часы жизни и сохраняется до года: малыш обхватывает губами сосок, рожок бутылочки и ритмично их посасывает – примерно так с точки зрения физиологии выглядит обычный процесс кормления. Подробно о сосательном рефлексе

Глотательный рефлекс остается на всю жизнь.

Хоботковый рефлекс – еще одна разновидность оральных рефлексов. Если легко коснуться губ малыша, они смешно выпячиваются в трубочку – совсем как хобот у слоненка, потому что в этот момент непроизвольно сокращается круговая мышца рта. Пропадает хоботковый рефлекс к  двум-трем месяцам.

Рефлекс Бабкина (ладонно-ротовой) – смешанная разновидность реакции ребенка, при которой он приоткрывает рот, если легонько нажать большими пальцами одновременно на обе ладошки. Лучше всего выражен в первые два месяца жизни, на третьем начинает угасать и затем пропадает совсем.

Рефлекс Куссмауля (поисковый) – попытка найти еду: если тронуть уголок рта ребенка, он поворачивает голову к раздражителю. Пропадает достаточно быстро – спустя три-четыре месяца после рождения. В дальнейшем поиск еды происходит зрительно – малыш видит грудь или бутылочку.

Спинальные рефлексы. Осматривая малыша сразу после рождения и в течение всего периода новорожденности, врач-педиатр обращает внимание и на спинальные рефлексы – набор реакций, отвечающих за состояние мышечного аппарата.

Верхний защитный рефлекс. Один из самых важных безусловных рефлексов, запускающихся уже в первые часы жизни, – верхний защитный рефлекс. Он проявляется, если новорожденного малыша положить на живот: сразу же в сторону поворачивается головка, а малыш пытается ее приподнять. Это – защита от возможного нарушения дыхания: ребенок таким образом восстанавливает доступ воздуха в дыхательные пути. Пропадает рефлекс спустя полтора месяца после рождения.

Хватательные рефлексы

Рефлексы Янишевского и Робинсона у новорожденного ребенка проявляются, когда он крепко хватается обеими руками за пальцы матери (врача) и способен удерживать их настолько сильно, что его можно даже таким образом приподнять. Выражены они вплоть до трех-четырех месяцев, затем ослабевают. Сохранение этих рефлексов в более позднем возрасте – свидетельство имеющихся неврологических проблем.

Рефлекс Бабинского – его еще называют подошвенным рефлексом: легкое поглаживание краев подошв снаружи вызывает раскрытие пальцев в виде веера, стопы при этом сгибаются с тыльной стороны. Критериями оценивания являются энергичность и особенно – симметрия движений. Один из самых долгоживущих врожденных рефлексов – он отмечается до двух лет.

Другие двигательные рефлексы

Рефлекс Моро – двухфазная реакция, при которой ребенок отвечает на довольно громкий стук по пеленальному столику или любой другой резкий звук.

  • Первая фаза – малыш раскидывает руки в стороны и разжимает пальчики, выпрямляя при этом ноги.
  • Вторая фаза – возврат в прежнее положение. Иногда ребенок при этом может даже как бы себя обнять – поэтому рефлекс Моро имеет еще одно название – «рефлекс объятий».

Ярко выражен до пятимесячного возраста малыша.

Рефлекс Кернига – реакция тазобедренного и коленного суставов на попытку разжать их силой после сгибания. В норме этого сделать не удается. Исчезает полностью после четырех месяцев.

Рефлекс «автоматической» походки, являющий собой весьма забавное зрелище, состоит в попытках новорожденного самым настоящим образом шагать, если его поднять и немного наклонить корпус вперед. Критерий оценивания – степень полноты опоры при «ходьбе» на всю ступню. Опора на пальчики и цепляние стоп друг за друга – признак нарушений, требующих наблюдения детского невролога.

Рефлекс опоры – попытка малыша встать на стопы, когда его, осторожно придерживая, ставят на ровную поверхность (на стол, например). Это – двухфазный рефлекс: сначала малыш, почувствовав прикосновение опоры, резко сгибает ноги в коленях, а затем – становится обеими стопами и плотно прижимает подошвы к столу. Хорошо выраженные рефлексы опоры и «автоматической» походки сохраняются на протяжении полутора месяцев.

Рефлекс Бауэра (спонтанное ползание) можно наблюдать, положив малыша на живот и приложив ладони к его подошвам: он начинает ползти, отталкиваясь при этом от созданной опоры и помогая себе руками. Появившись на 3-4 сутки, этот рефлекс исчезает спустя 3-4 месяца.

Рефлекс Галанта – реакция позвоночника на внешний раздражитель. Если провести пальцем по всей длине хребта, то ребенок выгибает спину, разгибая при этом ногу со стороны раздражителя.

Существуют также позотонические рефлексы новорожденных – попытки перераспределения тонуса мышц, когда меняется поза тела в отсутствие умения держать головку, сидеть и ходить.

Рефлекс Магнуса-Клейна – реакция разгибающих и сгибающих мышц плеча, предплечья и кисти, при которой ребенок принимает «позу фехтовальщика». Это происходит, если голову малыша повернуть в сторону. Можно наблюдать, как выпрямляются рука и нога с той стороны, где находится лицо ребенка. С противоположной стороны они, напротив, сгибаются. Этот рефлекс сохраняется до двух месяцев.

рефлексы новорожденного ребенка безусловные и условные

Слабые рефлексы или когда нужно бить тревогу

Бывает так, что некоторые рефлексы у малыша включаются с опозданием или проявляются не очень отчетливо. Это может быть связано с травмой, полученной во время родов, при болезнях, а также оказаться индивидуальной реакцией на определенные лекарства.

Также слабость оральных и спинальных реакций обычно отмечается у недоношенных детей и у тех, кто родился с легкой асфиксией.

Интересно, что слабые рефлексы у новорожденного ребенка, связанные с поиском еды и ее поглощением (сосание и глотание), могут объясняться всего лишь тем, что малыш просто не голоден. Наиболее отчетливо они проявляются перед кормлением.

Больше всего пугает ситуация, когда рефлексов нет совсем. Полное отсутствие рефлексов у новорожденного ребенка – повод для немедленной реанимации, которую должны проводить только специалисты.

Причины тому разные – внутриутробные пороки, тяжелые родовые травмы, глубокая асфиксия (удушение пуповиной).

Однако следует помнить: резервы у детского организма огромны, поэтому во многих случаях он вполне успешно восстанавливается, а малыш вырастает здоровым.

Обновлено:

Часто задают вопрос: что такое рудиментарные рефлексы? Это рефлексы, которые со временем пропадают (до одного года жизни), т.е. это: Хватательный рефлекс, Рефлекс Моро, Рефлекс опоры, Рефлекс автоматической походки, Рефлекс ползания, Рефлекс Галанта, Сосательный рефлекс, Поисковый рефлекс, Хоботковый рефлекс, Рефлекс ладонно – ротовой.

Читаем также:

Видео консультация: Рефлексы новорожденных

Целехович Ольга Петровна – врач высшей категории рассказывает какие основные безусловные рефлексы должны быть в норме у грудных детей.

Рефлексы и поведение новорожденных

Это симптом вашего ребенка?

  • Нормальные рефлексы, шумы и вопросы поведения у новорожденных
  • Это нормальные, а не признаки болезни
  • Также рассматриваются перелеты и путешествия в горы с новорожденными

Рефлексы новорожденных — темы охвачены

Эти безобидные формы поведения подразделяются на 11 общих группы. Если ваш ребенок здоров, пропустите раздел «Что делать». Чтобы получить совет, перейдите к номеру темы, относящейся к вашему вопросу.

  1. Нормальные примитивные рефлексы от незрелой нервной системы
  2. Нормальная дрожь во время плача
  3. Нормальные движения во сне
  4. Звуки и шумы нормального дыхания
  5. Нормальные нерегулярные дыхательные модели
  6. Нормальные звуки и шумы ЖКТ
  7. Нормальные звуки и шумы во сне
  8. Нормальные рефлексы кормления
  9. Нормальные защитные рефлексы
  10. Полеты с новорожденными, безопасность
  11. Путешествие в горы с новорожденными, безопасность

Когда следует учитывать рефлексы и поведение новорожденных

Позвоните в службу 911 сейчас

  • Не могу проснуться
  • Не двигается или очень слабый
  • Слабый или отсутствующий плач и новое начало
  • Сильное затруднение дыхания (с трудом при каждом вдохе)
  • Новые стоны или хрюканье при каждом вдохе
  • Голубоватые (или серые) губы, язык или лицо сейчас
  • Вы считаете, что у вашего ребенка опасная для жизни ситуация

Позвоните врачу или обратитесь за медицинской помощью сейчас

  • Возраст менее 1 месяца и выглядит или ведет себя ненормально .Примеры — плохой отстой или плохой цвет.
  • Возраст менее 12 недель с лихорадкой. Внимание: НЕ давайте ребенку никаких лекарств от лихорадки, пока его не осмотрят.
  • Дыхание остановилось более чем на 10 секунд, и теперь оно нормально
  • Проблемы с дыханием, но не тяжелые
  • Подозрение на припадок
  • Ваш ребенок выглядит или ведет себя очень больным
  • Вы думаете, что вашего ребенка нужно осмотреть, и проблема срочная

Связаться с врачом в течение 24 часов

  • Вы думаете, что вашего ребенка нужно осмотреть, но проблема не срочна

Связаться с врачом в рабочее время

  • У вас есть другие вопросы или проблемы

Самостоятельное обслуживание на дому

  • Нормальные рефлексы и поведение новорожденного
  • Полет или путешествие в горы с новорожденным

Пункты неотложной помощи детям Сиэтла

Если болезнь или травма вашего ребенка опасны для жизни, позвоните по номеру 911.

Рекомендации по уходу за рефлексами и поведением новорожденных

  1. Нормальные примитивные рефлексы, вызванные незрелой нервной системой:
    • Startle Reflex (рефлекс Моро или объятия). Кратковременное окоченение тела, выпрямление рук и разведение кистей. Следит за шумом или резкими движениями. Часто при рождении. Медленно проходит к 4-месячному возрасту.
    • Тонико-шейный рефлекс (рефлекс фехтовальщика).Когда голова повернута на одну сторону, рука и нога с этой стороны выпрямляются. Противоположная рука и нога сгибаются. Уходит к 4-х месячному возрасту.
    • Дрожание подбородка
    • Дрожание нижней губы
    • Дрожание или дрожь (см. Тему 2)
  2. Нормальное дрожание или дрожь при плаче:
    • Дрожание рук и ног во время плача у новорожденных нормально. Это должно прекратиться в возрасте 1-2 месяцев.
    • Если ваш ребенок нервничает, когда не плачет, это может быть ненормальным. Дайте ей что-нибудь пососать. (Причина: нормальная дрожь должна прекратиться при сосании.)
    • Судороги случаются редко. Во время судорог новорожденные более чем нервничают. У них подергивание мышц и мигание глаз. Младенцы также могут делать сосательные движения ртом. Они не плачут во время припадков.
    • Позвоните своему врачу, если:
    • Дрожь усиливается
    • Дрожь возникает, когда ваш ребенок спокоен
  3. Нормальные движения во сне:
    • Сон не тихий.Ожидайте некоторые из следующего:
    • Внезапные подергивания или подергивания рук, кистей или ног. Если они возникают только во время сна, скорее всего, это нормально.
    • Как долго: длится несколько секунд, но может повторяться
    • Время: вскоре после засыпания
    • Нормально для всех возрастов, не только у новорожденных
    • Заподозрить припадок, если: подергивание происходит при пробуждении или длится более 10 секунд
  4. Нормальные звуки дыхания и шумы:
    • Звуки горла. Вызывается при прохождении воздуха через нормальную слюну или кипяченое молоко. Эти булькающие звуки могут усиливаться во время сна. Постепенно новорожденный учится чаще глотать.
    • Шумы в носу обычно вызваны засохшей слизью в носу. Ваш ребенок, скорее всего, не простужен. Заложенный или заложенный нос может мешать кормлению. Это потому, что ваш ребенок не может дышать, когда рот закрыт во время кормления. Поэтому младенцам нужна помощь в открытии носовых ходов.
    • Назальный физиологический раствор. Промойте нос солевыми (соленой водой) каплями для носа (таких как магазинные). Если нет, можно использовать воду в бутылках. Используйте по 1 капле за раз и делайте по одной стороне за раз. Повторите это несколько раз. Это ослабит засохшую слизь. Затем его можно чихнуть или проглотить. При необходимости используйте всасывающую грушу. Не используйте ватные палочки, которые могут повредить слизистую носа. Солевые капли для носа или спрей можно купить в любой аптеке. Рецепт не требуется.
    • Табачный дым . Избегайте табачного дыма, который может вызвать заложенность носа или чихание.По той же причине избегайте пыли или каких-либо сильных запахов.
    • Позвоните своему врачу, если:
    • Промывание носа не работает
    • Дыхание затруднено
  5. Нормальные нерегулярные режимы дыхания:
    • Переходные паузы дыхания менее 10 секунд. Также называется периодическим дыханием. Часто пауза сопровождается учащенным дыханием, чтобы «наверстать упущенное». Эти паузы дыхания нормальны, если ребенку во время них комфортно.Нормальная частота вдохов должна быть менее 60 в минуту. Обычно проходит к 1 месяцу жизни. Позвоните своему врачу, если : Ваш ребенок быстро дышит или посинел.
    • Преходящее учащенное дыхание. Иногда новорожденные делают частые, все более глубокие вдохи. Это делается для того, чтобы они могли полностью расширить свои легкие. Это нормально, если дыхание замедляется до нормального в течение минуты или около того.
    • Дыхание на качелях. При дыхании кажется, что грудь сокращается, а живот расширяется.Причина — мягкая грудная клетка у некоторых новорожденных. Он имеет тенденцию втягиваться при нормальном движении диафрагмы вниз.
    • Зевает или вздыхает (время от времени), чтобы открыть легкие
    • Позвоните своему врачу, если:
    • Дыхание затруднено
    • Паузы дыхания длятся более 10 секунд
    • У вас есть другие вопросы или проблемы
  6. Нормальные звуки и шумы желудочно-кишечного тракта:
    • Отрыжка воздухом из желудка
    • Прохождение газа через прямую кишку
    • Примечание: оба они выделяют проглоченный воздух.Они нормальные, безвредные и пожизненные. Они не вызывают боли или плача.
    • Бульканье или рычание при движении пищи по кишечнику
    • Нормальное кряхтение с выталкиванием стула
    • Икота. Икота часто возникает из-за переедания. Они также могут быть из-за небольшого количества кислоты, раздражающей нижний отдел пищевода. Дайте ребенку несколько глотков воды, чтобы промыть нижнюю часть пищевода.
  7. Нормальные звуки и шумы во время сна: Нормальный сон — это не неподвижный или тихий сон.Ожидайте некоторых из следующего:
    • Движение во время переходов ко сну
    • Случайный рефлекс испуга или рывки
    • Шумы при дыхании — особенно бульканье от выделений, скапливающихся в горле.
    • Во время легкого сна младенцы обычно могут хныкать, плакать, стонать или издавать другие странные звуки.
    • Родители, использующие детский монитор, часто беспокоятся об этих нормальных звуках сна.
    • Шумы желудочно-кишечного тракта от нормального движения переваренной пищи
  8. Нормальные рефлексы кормления:
    • Рефлекс укоренения .При прикосновении к краю рта или щеки ребенок поворачивается на эту сторону. Он откроет рот, готовясь к кормлению. Присутствуют до 6-месячного возраста.
    • Сосательный рефлекс . Будет сосать все, что попадает в рот. Этот рефлекс выживания не предполагает голода. Он присутствует даже сразу после кормления. Этот рефлекс угасает в возрасте от 6 до 12 месяцев.
  9. Нормальные защитные рефлексы:
    • Чихание, чтобы очистить нос от любого раздражающего вещества .Чихание помогает открыть нос. Обычно это вызвано пылью, пухом, табачным дымом или другими сильными запахами. Если чихание становится частым, используйте средства для промывания носа. Это не вызвано аллергией.
    • Кашель для очистки нижних дыхательных путей
    • Мигает . После 9 месяцев пребывания в темноте у новорожденных появляются светочувствительные глаза. Сначала они предпочитают держать глаза закрытыми. Они часто мигают при освещении.
  10. Полеты с новорожденными:
    • Никогда не летайте в течение первых 7 дней жизни.Если полет необходим, безопасно летать после 7-дневного возраста.
    • Если ваш новорожденный нездоров, не летайте. Перед полетом врач вашего ребенка должен дать медицинское разрешение.
    • Ваш ребенок может заразиться инфекциями на борту самолета. Поэтому желательно не летать до 2–3-месячного возраста.
  11. Путешествие в горы с новорожденными:
    • Избегайте горных путешествий на высоте более 8000 футов (2438 метров) в течение первого месяца жизни. (Исключение: семья живет здесь круглый год)
    • Путешествовать в места на высоте менее 8000 (2438 метров) футов безопасно.
    • Короткие поездки через более высокие горные перевалы безопасны.
    • Если ваш новорожденный нездоров, не поднимайтесь выше 8000 футов (2438 метров). Сначала врач вашего ребенка должен дать медицинское разрешение.
  12. Позвоните своему врачу, если:
    • Ваш ребенок начинает выглядеть или вести себя ненормально
    • Вы думаете, что ваш ребенок нуждается в осмотре

И помните, свяжитесь со своим врачом, если у вашего ребенка появится какой-либо симптомов «Позвоните своему врачу».

Заявление об ограничении ответственности: эта медицинская информация предназначена только для образовательных целей. Вы, читатель, несете полную ответственность за то, как вы решите его использовать.

Последняя редакция: 03.11.2020

Последняя редакция: 14.08.2020

Авторские права 2000-2020. Schmitt Pediatric Guidelines LLC.

Вехи младенчества и физическое развитие

Рост и развитие | Физическое развитие | Когнитивное развитие | Эмоциональное и социальное развитие | Языковое развитие | Сенсорное и моторное развитие

Ваш новорожденный в первый год жизни вырастет и изменится больше, чем когда-либо, что делает его возраст волнующим, а иногда и нервным для родителей.В это время быстрого роста и физического развития не забывайте регулярно посещать ребенка для осмотров, рекомендованных вашим педиатром, и быть в курсе любых прививок.

Поскольку для родителей и ребенка так много нового, важно знать, когда следует обращаться к врачу. Если ваш ребенок заболел, убедитесь, что вы даете ему или ей лекарство, безопасное для детей, и вводите правильную дозу. Не стесняйтесь обращаться к педиатру вашего ребенка, если у вас есть вопросы или опасения.

В течение первых 12 месяцев вы можете способствовать здоровому росту и развитию ребенка за счет частого кормления, эмоциональной привязанности, стимулирующей среды и решения проблемы соперничества между братьями и сестрами. Вы также должны решить любые вопросы бытовой безопасности, которые могут нанести вред вашему ребенку.

Узнайте больше о вехах вашего новорожденного:

Рост и развитие

В течение первых нескольких месяцев вашему новорожденному будет необходимо только грудное молоко или смесь для правильного питания. Когда ваш ребенок может сидеть прямо в стульчике для кормления и начинает проявлять интерес к еде, вы можете начать переводить его на твердую пищу с пюре и хлопьями (обогащенными железом).

Хотя каждый ребенок индивидуален и будет расти в своем собственном темпе, в течение первого года ваш ребенок кардинально изменится в пяти областях развития: физическом, когнитивном, эмоциональном и социальном, языковом, а также сенсорных и моторных навыках.

Каждый ребенок индивидуален. Всегда спрашивайте своего педиатра, если у вас есть вопросы или опасения.

Физическое развитие

К четырем месяцам дети вырастают примерно на 3 дюйма и прибавляют в среднем 4,5 фунта от длины и веса при рождении.Окружность головы также увеличивается от 0,25 до 0,5 дюйма в месяц в течение первого года жизни. К шести месяцам их вес обычно увеличивается вдвое с рождения, в среднем от 0,5 до 1 унции. день. Примерно в это время у младенцев рост может начать замедляться и стать более постепенным. К своему первому дню рождения дети вырастают примерно на 10 дюймов в длину, а их вес утроился.

У некоторых детей в этом возрасте могут начаться прорезывания зубов, причем первый зуб появляется в возрасте от четырех до 18 месяцев.

Когнитивное развитие

По мере развития когнитивных способностей и чувств ребенка, его способность взаимодействовать с людьми и окружающей средой увеличивается.

Начиная с одного-двух месяцев младенцы будут поворачивать голову в сторону предметов и людей и проявлять к ним интерес. К трем месяцам этот интерес превращается в способность предвосхищать знакомые вещи и реагировать на них.

В течение четвертого месяца жизни зрение вашего ребенка улучшится, и большинство из них сможет связать между собой зрение, вкус, слух и осязание, чтобы сформировать идентичность одного объекта или человека, что называется сенсорной интеграцией. В возрасте от шести до девяти месяцев младенцы начинают узнавать эти знакомые образы, звуки и прикосновения.Они также могут лучше понимать отсутствие и создавать воспоминания — навык, называемый постоянством объекта.

После лучшего понимания того, что знакомо, младенцы в возрасте от девяти до двенадцати месяцев становятся более склонными к наблюдению за другими и изучению предметов и окружающей среды. Личность, любопытство и эмоции становятся более очевидными в этом возрасте.

Эмоциональное и социальное развитие

Когда младенцы в возрасте одного месяца начинают лучше выражать свои чувства (часто настороженными, широко открытыми глазами и округлым ртом), связь между родителями и ребенком укрепляется.К двум месяцам ваш ребенок может начать взаимодействовать с вами, улыбаясь, что называется «социальной улыбкой», а также смотрит в глаза и двигает руками. Уже через два-четыре месяца младенцы будут привязываться к знакомым опекунам.

В возрасте от четырех до шести месяцев младенцы становятся более общительными, и их выражения лица теперь могут легко выражать эмоции, такие как гнев и счастье. В период с шести до девяти месяцев они будут использовать эти выражения, чтобы сообщать как о предпочтении опекунов, так и о тревоге. их отсутствие.Они могут плакать, отворачиваться или расстраиваться, когда их разлучают с опекунами, что называется тревогой разлуки, или вести себя неловко с незнакомцами, что называется тревогой незнакомцев.

К своему первому дню рождения, примерно от девяти до двенадцати месяцев, тревога разлуки и тревога незнакомцев могут уменьшиться, в то время как младенцы все больше демонстрируют предпочтение и привязанность к опекунам. Независимость также увеличивается, поскольку ваш ребенок может начать больше исследовать, ползая или даже ходя.

Развитие языка

Хотя младенцы обычно не начинают говорить в первый год жизни, развитие языковых навыков позволяет им понимать других и общаться с ними.Хотя еще не понимая, о чем идет речь, примерно через месяц младенцы обратятся к мягкому голосу, особенно к голосу родителей.

К трем-шести неделям они начинают использовать определенные крики для выражения различных потребностей, таких как голод или сонливость.

То, что мы называем «детский лепет», начинается в два месяца с воркования или звуков «ах» и «ээ». Младенцы также могут наблюдать за говорящими ртами и отвечать. Примерно через пять месяцев младенцы начинают лепетать или повторять звуки для привлечения внимания и выражение.Они могут даже начать узнавать свое имя.

К шести-девяти месяцам младенцы начинают имитировать звуки и ритмы речи. Они могут по-прежнему лепетать, чтобы общаться, но также могут распознавать слово «нет», отвечать, когда им говорят «прощаться», и начинают понимать простые команды.

К первому дню рождения слова «мама» и «дада» младенцы могут привязать к родителям и даже использовать. Имена других членов семьи или домашних животных также могут быть поняты, когда они их слышат.

Понимая больше слов к этому возрасту, младенцы будут трепаться тонами и интонациями, имитирующими разговор.

Развитие органов чувств и моторики

Поскольку мышцы начинают укрепляться в течение первого месяца, большинство детей могут на короткое время поднимать голову, лежа на животе. Другие движения конечностей в это время могут быть вызваны рефлексами новорожденного, такими как рефлекс испуга, когда ребенок разводит руки и разводит пальцы, когда сталкивается с громким шумом или неожиданностью. Эти рефлексы начинают угасать к шести неделям.

В три месяца младенцы теперь лучше владеют своей головой и начинают казаться очарованными руками.Теперь они также будут сознательно держаться за пальцы других, чтобы привлечь внимание. Примерно через четыре месяца контроль и баланс головы, шеи и туловища позволят им начать переворачиваться.

Все еще неустойчивые в четыре месяца, младенцы могут сидеть, выставив руки вперед, чтобы уравновесить их в положении штатива. Однако к шести-девяти месяцам координация ног и туловища улучшилась, что позволяет младенцам сидеть, ползать и иногда даже подтягиваться, чтобы встать. В семь месяцев глаза вашего ребенка развиваются почти так же, как и ваши собственные.

За несколько месяцев до своего первого дня рождения больший контроль над своими руками и пальцами позволяет младенцам лучше хватать маленькие предметы большими и указательными пальцами, а не ладонями. По мере того, как младенцы начинают учиться и взаимодействовать со всеми своими чувствами, они имеют тенденцию класть предметы в рот, что делает защиту вашего дома от детей чрезвычайно важной.

До тех пор, пока они не смогут самостоятельно ходить, младенцы будут использовать мебель и другие предметы, чтобы подтянуться и «кружить» по комнате.Обязательно закрепите все тяжелые предметы, которые могут опрокинуться, например, книжные шкафы и комоды, и переместите потенциально опасные предметы в недоступное для них место.

Узнайте о следующем возрастном диапазоне: Малыш (2–4 года).

Судороги у новорожденных | Фонд эпилепсии

Перейти к основному содержанию printlogo

epilepsy.com

  • НАЙДИ НАС
  • Пожертвовать сейчас!
Home
  • Узнать
    • COVID-19 и эпилепсия
    • Об эпилепсии: основы
    • Типы изъятий
    • Типы синдромов эпилепсии
    • Эпилепсия, вызванная определенными причинами
    • Триггеры изъятий
    • Диагностика
    • Лечение судорог и эпилепсии
    • Управление эпилепсией
    • Ранняя смерть и СУДЭП
    • Лекарственно-устойчивая эпилепсия
    • Проблемы с эпилепсией
    • Обучающая сеть
  • Жизнь с эпилепсией
    • Наше обучение и образование
    • Здоровый образ жизни
    • Вождение и транспорт
    • Самостоятельное проживание
    • Юридическая помощь
    • EF Мой дневник судорог
    • Ящик для инструментов
    • Эпилепсия и…
    • Школы и готовность к конфискации
    • Первая помощь и безопасность при захвате
  • Сделай мир лучше
    • Присоединяйся к нашей общественной защите
    • Пройдите к КОНЦУ EPILEPSY®
    • Институт помощи и лечения: КОНЕЦ ЭПИЛЕПСИИ у детей
    • Примите участие
    • Сила историй
    • способов дать
    • Товары в Интернет-магазине
    • Интернет-магазин учебных материалов
    • ДАЙТЕ 26 ДО КОНЦА ЭПИЛЕПСИИ
    • Национальное сотрудничество в области образования и повышения осведомленности
    • Общественная осведомленность
    • Поговорим об этом!
    • Ваш подарок имеет значение
  • Connect
    • Социальные сети!
    • 24/7 Телефон доверия
    • Форумы сообщества
    • Новости о припадках и эпилепсии
    • Свяжитесь с нами
    • Найдите специалиста по эпилепсии
    • Найти клиническое испытание
    • Условия использования Фонда эпилепсии
    • Политика конфиденциальности
  • О нас
    • Адвокация
    • Исследования и новые методы лечения
    • Наши программы
    • Обучение системе здравоохранения
    • Фонд по борьбе с эпилепсией по месту жительства
    • О Фонде
    • Карьера

Форма поиска

Искать

Главное меню

  • Узнать
    • COVID-19 и эпилепсия
    • Об эпилепсии: основы
    • Типы изъятий
    • Типы синдромов эпилепсии
    • Эпилепсия, вызванная определенными причинами
    • Триггеры изъятий
    • Диагностика
    • Лечение судорог и эпилепсии
    • Управление эпилепсией
    • Ранняя смерть и СУДЭП
    • Лекарственно-устойчивая эпилепсия
    • Проблемы с эпилепсией
    • Обучающая сеть
  • Жизнь с эпилепсией
    • Наше обучение и образование
    • Здоровый образ жизни
    • Вождение и транспорт
    • Самостоятельное проживание
    • Юридическая помощь
    • EF Мой дневник судорог
    • Ящик для инструментов
    • Эпилепсия и…
    • Школы и готовность к конфискации
    • Первая помощь и безопасность при захвате
  • Сделай мир лучше
    • Присоединяйся к нашей общественной защите
    • Пройдите к КОНЦУ EPILEPSY®
    • Институт помощи и лечения: КОНЕЦ ЭПИЛЕПСИИ у детей
    • Примите участие
    • Сила историй
    • способов дать
    • Товары в Интернет-магазине
    • Интернет-магазин учебных материалов
    • ДАЙТЕ 26 ДО КОНЦА ЭПИЛЕПСИИ
    • Национальное сотрудничество в области образования и повышения осведомленности
    • Общественная осведомленность
    • Поговорим об этом!
    • Ваш подарок имеет значение
  • Connect
    • Социальные сети!
    • 24/7 Телефон доверия
    • Форумы сообщества
    • Новости о припадках и эпилепсии
    • Свяжитесь с нами
.