Содержание

Развиваем рефлексы развитие рефлексов у новорожденного

Нам кажется, что новорожденный ребенок – абсолютно несмышленый и беспомощный. Он беспорядочно сучит ножками, взмахивает ручонками, он еще не может сконцентрировать взгляд, не умеет даже улыбаться. Но так ли он беспомощен на самом деле? Нет, он приходит в этот мир во всеоружии. Мудрая природа снабдила его целым арсеналом средств, которые помогут ему развиваться, познавать мир. Мы называем их рефлексами.

К коже человека вплотную подходят окончания нервных клеток. Особенно много их в конечностях: пальцах рук и ног, ладонях, стопах. У новорожденного они обладают особой чувствительностью.
Кожа – главный канал, который связывает малыша с окружающим миром. В ответ на раздражение кожи возникают двигательные реакции. Именно они помогли малышу выкарабкаться на свет из маминого животика. Двигательное возбуждение передается в кору головного мозга. Чем больше импульсов поступает в мозг, тем активнее идет формирование мозговых клеток, нейронов, и связей между ними.

Чем больше таких связей, тем лучше развивается интеллект. А значит, стимулируя рефлексы новорожденного при помощи несложных упражнений, мы будем способствовать не только физическому, но и интеллектуальному развитию малыша.
Кроме того, даже при самых благополучных родах малыш испытывает колоссальные перегрузки, сопоставимые с теми, которые испытывает космонавт при выходе на орбиту. Особенно интенсивные нагрузки ложатся на крохотный позвоночник и, как следствие, у новорожденного нарушается мышечный тонус.
Рефлекторная гимнастика поможет малышу восстановиться после родов.
Развитие рефлексов влияет и на нервную систему, и на эмоциональную сферу. Если рефлексы развиты нормально, малыш спокоен, он не боится мира в который попал, принимает себя и мир такими, какие они есть.
Итак, роль рефлексов трудно переоценить. Поэтому так важно развивать и стимулировать то, что заложено в маленького человечка природой.
Каждый рефлекс должен:
• вызреть внутриутробно
• пробудиться
• быть хорошо оттернирован, отработан
• интегрироваться, т.е. перейти в сознательное, целенаправленное действие или навык. Например, хватательный рефлекс формирует в дальнейшем движения рук, мелкую моторику. Сосательный рефлекс – умение есть твердую пищу.
Итак, рассмотрим, как развивается каждый из рефлексов.
Рефлексы, стимулирующие развитие заднего мозга.
Сосательный рефлекс
Если новорожденному вложить в рот сосок, он активно совершает сосательные движения. Для выживания малыш этот рефлекс – едва ли не самый важный, он активизируется одним из первых и запускает множество функций. Поэтому и мы уделим ему максимум внимания.
Сосательный рефлекс влияет:
• на развитие и правильное совмещение костей черепа. Если малыш сосет ритмично, правильно, кости черепа, сместившиеся во время родов, постепенно становятся на место и правильно срастаются
• на эмоциональное развитие. При сосании раздражается твердое небо, которое связано с отделом мозга, отвечающим за эмоциональную сферу. Поэтому сосание успокаивает малыша, формирует у него доверие к миру.
• на развитие интеллекта. При сосании стимулируется мягкое небо, связанное с гипофизом, отделом мозга, который вырабатывает гормоны, влияющие на рост и интеллект.
• отвечает за контроль движений головы, развитие мышц шеи, стимулирует развитие зрения и т.д.
Тренировка: кормление по требованию. Чтобы сосательный рефлекс выполнял все свои функции, важно, чтобы ребенок правильно взял грудь. Если он захватывает сосок месте с ареолой, как и задумано природой, при сосании буду стимулироваться все зоны твердого и мягкого неба, а значит, и соответствующие зоны коры головного мозга.
Поисковый рефлекс
Если малышу погладить щечку или дотронуться до нее соском, он повернется в сторону стимула.
Этот рефлекс
• оказывает влияние на познавательное развитие, побуждает интерес к окружающему миру.
• активизирует мышцы, необходимые для переворота со спины на живот и с живота на спину.
Тренировка: перед кормлением дотроньтесь до уголка рта или щечки малыша. Повторяйте не больше трех раз, чтобы кроха не устал.
Защитная реакция
Если положить малыша на животик, он повернет головку набок, освобождая дыхание.
• На психологическом уровне этот рефлекс формирует умение защитить себя в этом мире.
• На мышечном – активизирует мускулатуру шеи и плеч.
Тренировка: с самого рождения как можно чаще кладите малыша на животик, в этой позе он может и бодрствовать, и спать. Не пеленайте ребенка, не кладите его на мягкую поверхность.
Абдоминальный рефлекс
Если вы пощекочете животик малыша слева от пупка, он согнет правую ручку и ножку и наоборот.
Этот рефлекс
• развивает поясничную область.
• укрепляет связь между полушариями мозга
• активизирует кровообращение малого таза, улучшает перистальтику. Это – хорошая профилактика запоров (при поносе малышу, наоборот, полезно побольше ползать на животе)
Тренировка: положите малыша на спинку, по три раза проведите с каждой стороны от пупка штриховым, щекочущим движением
Рефлекс Галанта
Если малышу, лежащему на животике или на боку, пощекотать область поясницы, он поднимает с противоположной стороны таз и сгибает ножку.
• подготавливает мышцы к ползанью
• тренирует и восстанавливает поясничный отдел позвоночника
• влияет на пищеварение и стул
• укрепляет связь между правым и левым полушариями мозга
Рефлекс ползания
Лежа на животе ребенок поднимает голову и совершает несколько ползательных движений. Если взрослый приставит к пяточкам малыша свои ладони, он станет активно отталкиваться от препятствия, в ползанье включатся руки. Впервые этот рефлекс оживляется в процессе родов, когда малыш выбирается на свет из маминого животика.
Этот рефлекс – один из самых важных.
• Он активизирует практически все зоны мозга одновременно. Поскольку при ползании ребенок совершает асимметричные движения (правая рука –левая нога и наоборот), между правое и левое полушарие мозга учатся взаимодействовать, работать синхронно. То есть, ползание способствует интенсивному развития мозга.
• При ползании тренируются мышцы спины, рук, ног, плечевого пояса, словом тоже почти все; укрепляется позвоночник. Чем активнее будет стимулироваться ползательный рефлекс, тем раньше малыш поползет сознательно по-настоящему.
Тренировка: во время занятий ребенок должен быть голеньким. Положите его на большой стол, а еще лучше – на пол. Под его стопки подставьте свои ладони. Сначала малыш может капризничать, потому что ему действительно очень трудно. Поэтому время «тренировок» увеличивайте постепенно. В среднем они должны занимать около 20 минут в день.
Тонический лабиринтный рефлекс
У ребенка, лежащего:
• на спине повышен тонус задней половины тела
• на животе повышен тонус передней половины тела
• на левом боку повышен тонус левой половины тела
• на правом боку повышен тонус правой половины тела.
Этот рефлекс подготавливает мускулатуру малыша к сидению и стоянию
Тренировка: почаще меняйте положение малыша при лежании. Кладите его то на животик, то на спинку, то на правый бочок, то на левый.
Рефлекс паренья
Если ребенка поднять вверх над головой, он выпрямится, «как самолетик».
Рефлекс укрепляет мышцы конечностей, тренирует позвоночник.
Рефлексы, стимулирующие развитие среднего мозга.
Рефлекс Моро
Если положить малыша на спинку и подсунуть ему под головку руку, а потом резко ее выдернуть, он резко выбрасывает в стороны руки и ноги, делает глубокий вдох, выдох, снова сжимается в клубочек и начинает плакать.
Это так называемый сигнальный рефлекс. Он участвует в пробуждении первого вздоха сразу после родов, способствует выработке адекватной реакции на страх и опасность.
Этот рефлекс должен исчезнуть до 4 месяцев, иначе начнет тормозиться развитие двигательных и познавательных навыков.
Хватательный рефлекс
Если положить ребеночку в ладошку палец, он крепко схватится за него. Иногда даже удается так поднять малыша: он может провисеть несколько секунд и даже минут.
Хватательный рефлекс очень важен:
1. он влияет на развитие всех манипуляционных навыков, мелкой моторики
2. стимулирует развитие коры больших полушарий мозга
3. подготавливает к возникновению и развитию речи.
Тренировка: когда малыш сыт и спокоен. вкладывайте свои пальцы ему в ручки. Если вы чувствуете, что одной ручкой он хватает вас слабее, чем другой, побольше тренируйте ту, которая ослаблена.
Рефлекс подтягивания.
Если положить малыша на спинку и, взяв за область запястий, легонько потянуть на себя, он начнет сгибать руки в локтях, как будто подтягиваясь. Этот рефлекс – база для развития самых разнообразных движений. Малыш учится
• дотягиваться до различных предметов
• вставать у опоры
• поднимать ноги.
Тренировка: положите малыша на твердую поверхность, возьмите его за запястья и осторожно потяните на себя. Повторите несколько раз, пока малыш не устанет.
Рефлекс опорности рук
Ребенок лежит на руках у взрослого лицом вниз в горизонтальном положении. Когда взрослый приближает малыша к опоре, он вытягивает по направлению к ней руки.
Этот рефлекс формирует умение действовать двумя руками одновременно:
• дотягиваться до предметов
• вставать, держась за опору
• бросать мячик
• подтягиваться на перекладине
Тренировка: 1-2 раза в день, держа малыша на руках лицом вниз, опускайте его над опорой (столом, кроватью и т.д.)
Туловищная выпрямительная реакция.
Если, держа малыша под мышками, мы поставим его полной стопой на твердую поверхность, он распрямляет туловище.
Этот рефлекс
• выпрямляет позвоночник,
• своевременно формирует его изгибы
• влияет на двигательное развитие
• ускоряет развитие зрительной системы
Тренировка: в первые недели жизни должна занимать всего 3-4 секунды, после этого малыш устанет. Со временем можно понемногу удлинять «тренировки».
Автоматическая походка
Если взяв малыша под мышки, и чуть-чуть наклонив вперед, дотронуться пяточками до твердой поверхности, он начнет перебирать ножками, как при ходьбе
Этот рефлекс
• способствует комплексному развитию мозга
• укрепляет зрение, особенно дальнее
Рефлексы, стимулирующие развитие коры больших полушарий
Ассиметрический тонический рефлекс шеи
Если малыш, лежа на спине, поворачивает голову вправо, левая ручка и ножка сгибается, а правая – разгибается
Этот рефлекс
• регулирует автономную работу левого и правого полушария
• координирует работу глаз и мозга
• способствует развитию навыка ползания и ходьбы
• способствует развитию вестибулярного аппарата
Тренировка: когда малыш лежит на спине, кладите игрушки то слева, то справа от его головки на расстоянии вытянутой руки, размещайте то с одной, то с другой стороны источники звуков: музыкальную игрушку, колокольчик, магнитофон.
Рефлекс перекрестного сгиба ног:
Если вы пощекочете малышу одну из ножек в области свода стопы, она разогнется, а противоположная – согнется.
Этот рефлекс влияет
• на развитие походки
Тренировка: 4-5 раз в день по несколько секунд, пока это доставляет малышу удовольствие.


Анна Батылина, семейный врач

отсутствие или слабый рефлекс сосания

Просмотров 27.5k.

Жизнедеятельность организма каждого человека, в том числе и новорожденного, определяют рефлексы.

Рефлексы новорожденного – это ответная реакция на раздражители из внутренней и внешней среды организма. Врожденные рефлексы заложены в нервной системе еще до рождения ребенка.

Сосательный рефлекс у новорожденного – это способность сосать грудь матери или соску на бутылке с искусственным питанием, вложенную в рот. Никто не обучает ребенка сосанию. Это не привычка, а один из важных рефлексов. Он формируется еще во внутриутробные процесс развития. И в дальнейшем оказывает воздействие на формирование психики в раннем детстве. При помощи сосательного рефлекса новорожденный утоляет свой голод.

Он возникает впервые часы жизни и относится к врожденным рефлексам, который обеспечивает выживание малыша. Это самый первый и самый главный безусловный рефлекс. Во время кормления, когда происходит касание неба, ребенок начинает сосать молоко из груди матери или из бутылочки, всасывает ее. Выраженность сосательного рефлекса у новорожденных определяет голоден или сыт ребенок. После еды сосательный рефлекс ослабевает. Но уже через час вновь дает о себе знать. Очень хорошо успокаивает ребенка ритмичное сосание.

Ответственными за рефлекс сосания являются 5 пар черепных нервов. Для малыша удовольствие посасывать пустышку и очень тяжелая работа сосать молоко из груди мамы.

К 12 месяцам сосательный рефлекс ослабевает, а к 3-4 годам пропадает.

Проверить сосательный рефлекс у ребенка очень легко: необходимо погладить щечку или прикоснуться к губам. Ребенок откроет ротик и задвигает языком будто хочет сосать.

Слабый сосательный рефлекс

Слабость или отсутствие сосательного рефлекса определяют методом кормления. Здоровые дети сразу и энергично берут грудь матери и жадно сосут. В отличие от здоровых малышей, новорожденные со сниженным сосательным рефлексом засыпают во время кормления, вялые, сглатывают очень редко, а зачастую и вовсе отказываются от груди. Ослабленных и недоношенных детей выписывают из больницы, когда малыш может самостоятельно сосать.

Вот причины, по которым чаще всего бывает слабый рефлекс сосания и это очень просто проверить – необходимо положить палец в рот малыша, при отсутствии отклонений он инстинктивно сосет палец.

Основные причины снижения сосательного рефлекса:

  • тяжелые соматические состояния;
  • гипоксия во время беременности или при родах;
  • парезы лицевых нервов;
  • умственная отсталость;
  • иногда стоматит, ОРЗ, ОРВИ.

В тех случаях, когда у младенца слабый сосательный рефлекс и полноценного питания ребенок не получает, необходимо сцедить молоко и докормить малыша с бутылочки или ложечки. Кормить ребенка необходимо каждые два – два с половиной часа, а возможно и чаще. Самостоятельно поставить диагноз и лечить малыша категорически нельзя. Как только заметили какое-либо отклонение, за помощью необходимо обратиться к доктору. Такие состояния необходимо наблюдать в динамике.
Также причиной слабого сосательного рефлекса может быть и неправильная форма сосков, или ребенок не активно и с перерывами сосет простуженный, с заложенным носом, или сонный ребенок.

Отсутствие рефлекса

Если отсутствует сосательный рефлекс, то это первый признак того, что повреждена центральная нервная система, а именно ствол головного мозга, что является нехорошим неврологическим признаком. При полном отсутствии этого рефлекса у новорожденных шансов на выживание нет. Кормление таких малышей происходит через зонд.

Затруднение сосания, и отсутствие сосательного рефлекса является следствием родовой травмы. Сказать, что «ребенок ленится сосать» неуместно. Ведь в данном случае дело не в лени, а в возможном повреждении важных центров нервной системы.

Причиной отсутствия сосательного рефлекса является неврологическая патология:

  • слабость жевательной мускулатуры;
  • круговой мышцы рта;
  • языка.

Травма шеи или шейно-затылочной зоны приводит к повреждениям продолговатого мозга и, как следствие, к снижению сосательного рефлекса. Такие травмы замедляют развитие ребенка.

Наличие рефлексов говорит о здоровье ребенка, о состоянии его нервной системы. При их формировании происходит более гармоничное развитие малыша.

Читаем также: 15 способностей (рефлексов) новорождённого, помогающих ему выживать и развиваться

видео, таблица норм, врожденные, причины отсутствия

li:before,.btn,.comment-respond .form-submit input,.mob-hamburger span,.page-links__item{background-color:#70443a}.spoiler-box,.entry-content ol li:before,.mob-hamburger,.inp:focus,.search-form__text:focus,.entry-content blockquote{border-color:#70443a}.entry-content blockquote:before,.spoiler-box__title:after,.sidebar-navigation .menu-item-has-children:after{color:#70443a}a,.spanlink,.comment-reply-link,.pseudo-link,.root-pseudo-link{color:#428bca}a:hover,a:focus,a:active,.spanlink:hover,.comment-reply-link:hover,.pseudo-link:hover{color:#e66212}body{color:#333}.site-title,.site-title a{color:#5a80b1}.site-description,.site-description a{color:#666}.main-navigation,.footer-navigation,.main-navigation ul li .sub-menu,.footer-navigation ul li .sub-menu{background-color:#e27556}.main-navigation ul li a,.main-navigation ul li .removed-link,.footer-navigation ul li a,.footer-navigation ul li .removed-link{color:#fff}body{font-family:»Arial»,»Helvetica Neue»,Helvetica,Arial,sans-serif}.site-title,.site-title a{font-family:»Arial»,»Helvetica Neue»,Helvetica,Arial,sans-serif}.site-description{font-family:»Arial»,»Helvetica Neue»,Helvetica,Arial,sans-serif}.entry-content h2,.entry-content h3,.entry-content h4,.entry-content h5,.entry-content h5,.entry-content h6,.entry-image__title h2,.entry-title,.entry-title a{font-family:»Arial»,»Helvetica Neue»,Helvetica,Arial,sans-serif}.main-navigation ul li a,.main-navigation ul li .removed-link,.footer-navigation ul li a,.footer-navigation ul li .removed-link{font-family:»Arial»,»Helvetica Neue»,Helvetica,Arial,sans-serif}@media (min-width:576px){body{font-size:17px}}@media (min-width:576px){.site-title,.site-title a{font-size:28px}}@media (min-width:576px){.site-description{font-size:16px}}@media (min-width:576px){.main-navigation ul li a,.main-navigation ul li .removed-link,.footer-navigation ul li a,.footer-navigation ul li .removed-link{font-size:17px}}@media (min-width:576px){body{line-height:1.5}}@media (min-width:576px){.site]]>

рефлексы

Рефлексы новорожденного

Многие родители в первые дни боятся даже дотронуться до малыша, тем более переворачивать его, укладывать на животик: ведь он такой маленький и беспомощный.

Но это не совсем так. Существуют так называемые врожденные рефлексы. Эти рефлексы можно и нужно использовать, создавая ситуации, когда малыш бессознательно совершает активные движения.

Поисковый врожденный рефлекс. Рефлекс сохраняется до 3-х месяцев. Если вы дотронетесь до щеки или уголка рта крохи, малыш повернет голову в сторону раздражителя – таким образом вы можете заставить его повернуть голову в ту сторону, куда вам требуется.

При таком нарушении, как кривошея, поворот головы — очень полезное упражнение.

Сосательный рефлекс. Этот рефлекс имеется у всех новорожденных детей. Ребенок сразу после рождения берет грудь.

При наличии патологии рефлекс может быть снижен или отсутствовать.

Ладонно-ротовой рефлекс. Если надавить на ладонь в области подушечки большого пальца, малыш откроет рот и слегка наклонит голову. К 3-х месячному возрасту рефлекс угасает.

Хватательный рефлекс. Вложите свой палец в ладонь ребенка – в ответ он сильно сожмет его и даже может слегка подтянуться, удерживая на весу свое тело. Во время сосания рефлекс усиливается – малыш крепко держит ручками грудь или бутылочку с едой. Этот рефлекс не угасает; к 4-5 месяцам он сменяется осознанными: ребенок хватает игрушки, пальцы ваших рук, вцепляется в волосы. Затем начинает удерживать предметы или игрушки, перекладывать их из одной ручки в другую.

Если ребенок к 5 месяцам не берет игрушки и не удерживает их,

обратите на это внимание врача.

Может у него снижен тонус мышц или, наоборот, кулачки так сжаты, что пальчики не раскрываются и малыш не может взять игрушку. В таком случае помогут как раз массаж и гимнастика.

Защитный рефлекс. Если малыша положить на живот, он сразу старается повернуть голову в сторону и приподнять ее. Этот рефлекс у новорожденных выражен очень ярко. Класть ребенка на живот полезно для мышц спины, шеи, живота.

Нижний хватательный рефлекс. Правой рукой поднимаете ножки ребенка, лежащего на спинке, придерживая за стопы. Указательным пальцем левой руки надавливаете на впадинку у основания пальцев – у малыша должны инстинктивно сжаться пальчики. После проводим пальцем по наружной поверхности стопы по направлению к пятке – ребенок должен пальчики разжать.

Рефлекс Моро. Если вы включите яркий свет или попробуете потянуть на себя край пеленки, лежащей под головой ребенка, он раскрывает ручки, растопыривает пальчики, затем снова скрещивает ручки на груди. И так может повторить несколько раз. Рефлекс сохраняется до 3-4 месяцев, а после 4 месяцев угасает.

При наличии патологии ребенок может раскрыть ручки, а затем

очень медленно вернуть их в первоначальное положение.

Рефлекс Галанта. Положите новорожденного на животик и пощекочите пальцем спинку вдоль позвоночника – в ответ малыш изогнется дугой в сторону, откуда почувствует раздражение, а ножка с этой стороны распрямится. Рефлекс хорошо выражен у всех здоровых новорожденных.

Рефлекс опоры. Если взять ребенка под мышки, придерживая головку, он рефлекторно согнет ноги в тазобедренных суставах и в коленях. Теперь поставьте ребенка на твердую поверхность лицом к себе. От прикосновения с полом или столом ножки ребенка должны инстинктивно выпрямиться.

Если ребенок реагирует иначе, необходимо проконсультироваться с врачом.

Например, вы ставите ребенка на опору, а он подгибает ноги или одну ставит, а другую подгибает, или скрещивает ножки.

Шаговый рефлекс. Взяв, ребенка под мышки, поставьте его на опору. При легком наклоне тела вперед ребенок начинает делать шаговые движения. Дети очень любят «ходить», поднимая высоко ноги; переставляя их, они перешагивают через предметы. Это очень полезное упражнение: когда ребенок начнет ходить самостоятельно, он не будет «шаркать» ногами, цепляться за препятствия – он их перешагнет. Если этот рефлекс не поддерживать, то он угаснет к 2 месяцам. Но если начать заниматься с ребенком, он возродиться.

У детей с энцефалопатией рефлекс может быть снижен или совсем отсутствовать.

Рефлекс ползания. Новорожденный ребенок, уложенный на животик, стремиться ползти вперед. Если вы подставите руки к его стопам и слегка надавите на них, ребенок начнет отталкиваться и ползти. К 3-4 месяцам этот рефлекс угасает. Но, если его стимулировать, то к 5 месяцам или чуть позже ребенок начнет ползать самостоятельно. Ползание – очень важный этап в развитии малыша. Во время ползания уравновешиваются тонусы мышц-сгибателей и мышц-разгибателей, тренируются мышцы ног, рук и спины.

Ползание по-пластунски очень важный этап. Ребенок самостоятельно совершает движения всем телом, ручками, ножками. Невропатологи утверждают, что ползание оказывает гораздо большее влияние на дальнейшее развитие ребенка, чем первый шаг. Именно в период ползания устанавливается взаимосвязь между правым и левым полушариями мозга. Малыши, начавшие ползать в более раннем, по сравнению со сверстниками, возрасте, отличаются большей развитостью.

Кроха должен сначала научиться передвигаться на животе, после чего его мышцы окрепнут и позволят ему передвигаться на четвереньках. Примерно через пару месяцев он начнет приподниматься, хватаясь за опору (ножки стола, стульев и т.д.). Это станет возможным, т.к. к 8-9 месяцам изгиб позвоночника будет окончательно сформирован, а ползание сделает мышцы крохи еще крепче.

Рефлексы новорожденных | Mammyclub

В данной статье рассмотрим основные группы физиологических рефлексов новорожденного ребенка.

Чтобы вам было проще разобраться в том, какие явления для младенца являются нормой, по каждому рефлексу разберем, в каком возрасте он проявляется, а когда исчезает (или переходит в другие двигательные навыки).

Что такое рефлексы новорожденных

Рефлексы (их еще называют автоматизмы) — это определенные двигательные реакции ребенка на определенные внешние раздражители. Условно говоря, «если вы сделаете такое-то движение, то ребенок должен ответить на него таким-то движением». Все физиологические рефлексы имеют свое время появления (определенный возраст ребенка) и время исчезновения. Некоторые рефлексы могут не исчезать, а развиваться в определенные двигательные навыки и умения.

По тому, как выражены рефлексы ребенка, врач может делать вывод о развитиии нервной системы (в соответствии с возрастом).

Важные признаки выраженности рефлексов новорожденного

  • Рефлексы новорожденного в норме обязательно должны быть симметричными. Это означает, что то, что делается, условно говоря, в правую сторону, должно точно так же делаться и в левую, и наоборот. Нессиметричность проявления рефлексов – это важный признак, о котором обязательно нужно сообщить врачу.
  • Слабая выраженность рефлексов (в соответствии с возрастом ребенка)
  • Не исчезновение рефлексов в положенный срок (в определенном возрасте ребенка).

Эти признаки может обнаружить врач педиатр при осмотре ребенка, а могут обнаружить и родители (в этом случае, обязательно поставить в известность врача).

Основные физиологические безусловные рефлексы новорожденного

Оральные рефлексы (автоматизмы)

Сосательный рефлекс новорожденных. При прикосновении к языку ребенка, или к губам, ребенок начинает выполнять сосательные движения. То же самое происходит, если в рот ребенка поместить палец, например, или соску (при проникновении предмета, похожего на сосок на 1-2 см в рот). Начинает проявляться еще до рождения (иногда даже видно на УЗИ, как малыш сосет пальчик), рефлекс наблюдается в течение первого года жизни.

Хоботковый рефлекс новорожденых. При точечном контакте (пальцем) с верхней губой ребенка, сокращается круговая мышца рта, и ребенок складывает губы «хоботком». Выражен до 2-3 месяцев, затем угасает. Замедленное угасание хоботкового рефлекса характерно для детей с  поражением ЦНС.

Поисковый (искательный) рефлекс новорожденных (Куссмауля). При поглаживании области возле угла рта (не прикасаясь к губам) ребенок поворачивает голову в сторону поглаживания, угол рта при этом опускается. Выражен в возрасте от рождения до 2-3 месяцев. Затем ребенок начинает  больше реагировать уже на зрительный  образ (например, грудь или бутылку с молоком).

Ладонно-рото-головной рефлекс новорожденных (Бабкина). При надавливании пальцами на ладони ребенка, он открывает рот и подводит головку к груди.  Лучше всего проявляется перед кормлением. Этот рефлекс ярко выражен с рождения до 2 месяцев, в 3 месяца начинает ослабевать, и после 3 месяцев может проявляться только частично.

Глотательный рефлекс. Новорожденный ребенок глотает все жидкое, попавшее ему в рот. 

Рефлекс кляпа. Ребенок выталкивает из рта языком любые твердые предметы. Рефлекс угасает к 6 месяцам (это и дает возможность ввода прикорма). 

Спинальные рефлексы новорожденных (автоматизмы)

Защитный рефлекс. Если новорожденного ребенка положить на живот, он рефлекторно повернет голову в сторону, чтобы не задохнуться. На наличии этого рефлекса основаны рекомендации о том, что ребенок может с рождения (после заживления пупочной ранки) спать на животе. У новорожденных с поражениями ЦНС  рефлекс может отсутствовать,  и если головку ребенка не повернуть, он может задохнуться.  В норме,  защитный рефлекс выражен с рождения.

Ниже приведем группу дополнительных защитных рефлексов.

  • «Утиный» рефлекс. Если направить струю воды на область носика и рта, то ребенок задержит дыхание. Именно этот рефлекс лежит в основе раннего ныряния новорожденного.
  • Зрачковый рефлекс. При ярком свете зрачок новорожденного сужается
  • Мигательный рефлекс. Ребенок зажмуривает глазки, если ему подуть в лицо. 

Рефлекс опоры. Если новорожденного взять подмышки и поставить ножками на ровную твердую поверхность, то он (в норме) должен опереться на поверхность всей стопой. Опора «на носочках» — не в норме, может говорить о повышенном тонусе у новорожденного. Рефлекс опоры проявляется с рождения и до 1-1,5 месяцев. Затем он угасает. Только к 10-12 месяцам ребенок постепенно учится сам ходить.

Рефлекс выпрямления. В том же положении, если взять новорожденного подмышки, и поставить на ровную твердую поверхность, то он рефлекторно выпрямляет туловище. Рефлекс выпрямления выражен с рождения до 1-1,5 месяцев, затем угасает.

Рефлекс автоматической ходьбы новорожденных. В том же положении, если новорожденного взять подмышки, и (придерживая головку пальцами) чуть наклонить вперед, он начнет делать шаги. В норме, ребенок должен во время этой «автоматической походки» становиться на всю стопу, не скрещивать ножки. Рефлекс автоматической ходьбы выражен с рождения до 1-1,5 месяцев, затем угасает. У детей с поражениями ЦНС, этот рефлекс может быть выражен долгое время (до 7-8 месяцев).

Внимание! Специально стимулировать рефлекс автоматической ходьбы (чтобы он не угасал, а проявлялся дальше) – нельзя.

Рефлекс ползания (Бауэра). Если новорожденного положить на ровную твердую поверхность, то он начнает делать ползательные движения (и на спине, и на животе). Если подставить ему под ножки опору (руку, например), то движения усиливаются. Рефлекс ползания начинает проявляться в возрасте 3-4 дней. Норма проявления до 4 месяцев, затем рефлекс угасает (ребенок начинает самостоятельно ползать в 6-7 месяцев).

Хватательный (обезьяний) рефлекс. Если контактировать (надавливать) любым предметом на ладони новорожденного, он крепко зажимает предмет в кулачке (даже сложно разжать пальцы). Проявляется в норме с рождения до 3-4 месяцев, затем угасает.

Рефлекс Робинсона (подвешивания). Если надавить на ладони ребенка своими пальцами, ребенок крепко за них схватится (хватательный рефлекс). Затем можно поднять ребенка так, чтобы он удерживался только своими пальчиками за Ваши. Если держит вес своего тела, то это и есть рефлекс Робинсона. Проявляется в норме с рождения до 3-4 месяцев, затем угасает. 

Нижний хватательный рефлекс. Если надавить пальцем на основание 2-го пальца ножки (на подошве ребенка) то новорожденный подожмет пальчики ноги. Проявляется в норме с рождения до 3-4 месяцев, затем угасает.

Рефлекс Бабинского. Если провести пальцем по наружному краю стопы новорожденного в направлении от пяточки к пальцам, то он «расставит пальчики веером». Проявляется в норме с рождения до 3-4 месяцев, затем угасает.

Рефлекс Моро (объятия). При внезапном резком звуке, или при похлопывании на расстоянии 15 см от головки новорожденного по столу, или при похлопывании по груди, — новорожденный резко симметрично разводит и сводит руки. Рефлекс обусловлен нашим происхождением от обезьян J. Когда есть риск падения, нужно схватиться за маму. Проявляется в норме с рождения до 4 месяцев, затем угасает. Проявления после 5 месяцев сигнализируют о проблемах с развитием ЦНС. 

Рефлекс Галанта. Если малыш лежит на боку, то при проведении пальцами по околопозвоночной линии (то шеи к копчику) ребенок выгибается в сторону раздражителя, В норме рефлекс Галанта симметричный. Проявляется в норме с 5-6 дня от рождения до 3-4 месяцев, затем угасает. Рефлекс может быть ослаблен или не проявляться, если есть поражения спинного мозга.

Рефлекс Переса. Ребенок лежит на животе, пальцем проводят по позвоночникам от копчика к шее. Новорожденный реагирует резким криком, поднимает таз, сгибает ручки и ножки. Проявляется в норме с рождения до 3-4 месяцев, затем угасает. В норме, проявления рефлекса (крик, повышенный тонус мышц, подгибание конечностей) должны «мягко сойти на нет».

Надсегментарные позотонические рефлексы

Группа рефлексов, связанная с поддержанием положения тела в пространстве, адекватным перераспределением мышечного тонуса. На этих рефлексах формируются способности держать голову, сидеть, ходить, и тд.

Ассиметричный шейный тонический рефлекс (Магнуса- Клейна). Головку новорожденного нужно повернуть так, чтобы подбородок касался плеча. Должно быть заметно, как рука, в сторону которой направлена голова,- выпрямится, а другая ручка, наоборот, согнется (поза фехтовальщика). Это и есть перераспределение тонуса. В руке, которая разогнута, повышается тонус мышц- разгибателей, а в руке, которая согнута, — повышается тонус мышц –сгибателей.  Рефлекс должен в норме наблюдаться в обе стороны, при повороте головки вправо и влево, ручки должны разгибаться и сгибаться соответственно. Выражен у новорожденного постоянно, у недоношенных детей выражен хуже.

Симметричные тонические шейные рефлексы. Если нагнуть головку ребенка, то ножки разогнутся а руки согнутся. Если наоборот, голову отклонить назад, то ручки разогнутся а ножки согнутся. Выражен у новорожденного постоянно, у недоношенных детей выражен хуже.

Тонический лабиринтный рефлекс.  Когда ребенок лежит на животе, то повышен тонус мышц- сгибателей: ручки прижимаются к телу, ножки к животу, сгибается спина). Затем тонус перераспределяется и движения ребенка переходят в рефлекс ползания (Бауэра).

Развитие этой группы рефлексов переходит в двигательные навыки ребенка.

Мезенцефальные установочные рефлексы 

Группа рефлексов, которые предваряют собой различные «выпрямительные» активности. Ребенок начинает держать голову, выпрямлять туловище.

Лабиринтный установочный рефлекс. Первый рефлекс, который помогает ребенку справиться с силой тяготения . Ребенок начинает держать головку в положении лежа. Сначала приподнимать ее, потом удерживать плечи, затем подниматься на ручках. Начинает проявляться с 1-2 месяцев.

Цепные симметричные рефлексы

Шейная выпрямляющая реакция. Рефлекс, направленный на развитие положения шеи относительно ткуловища. Именно благодаря ему, ребенок может начинать переворачиваться со спины на бок. Проявляется на 3-4 месяце, затем «перерастает» в перевороты на живот и обратно.

Туловищная выпрямляющая реакция (с туловища на голову). При ощущении твердой опоры под ногами (лежа) ребенок выпрямляет шею. Проявляется начиная с 1-го месяца жизни. Затем перерастает в удержание головки в положении лежа на животе.

Выпрямляющий рефлекс туловища. Рефлекс, позволяющий ребенку поворачивать вначале голову, затем плечи, затем все туловище. Именно из этого рефлекса происходят полные перевороты (со спины на живот и обратно). Положение «на четвереньках» и дальнейшее ползание. Проявляется начиная с 6-го месяца жизни и переходит в другие двигательные навыки.

Выпрямляющие реакции. Направлены на приспособление головы и туловища к вертикальному положению. Начальные проявления (пробует «держать голову») видны уже на 1-м месяце жизни, дальше реакции развиваются и соверщенствуются, вплоть до 12-15 месяцев.

Защитная реакция рук. Реакция, помогающая держать тело в вертикальном положении. Проявляется как движения рук в ответ на изменение положений туловища. Руки выпрямляются, выставляются вперед, вбок, назад, чтобы как-бы «стабилизировать» положение в пространстве. Проявления заметны с 5-6 месяца жизни и перерастают дальше в соответствующие двигательные навыки.

Рефлекс Ландау. Первая фаза, 4-6 месяцев: если ребенк уложить на животик на стол, так, чтобы головка и плечи были вне стола, он будет выпрямлять руки и поднимать голову и плечи вверх. Вторая фаза, 6-8 месяцев: если ребенка уложить на стол на спинку, так, чтобы ножки находились вне стола, то он будет поднимать ножки вверх на уровень туловища. 

Рефлексы равновесия

Группа реакций и рефлексов, которые направлены на поддержание равновесного положения тела в момент сидения, стояния, а затем ходьбы. В основном проявляются с 6 месяцев до 2 лет.  Отдельные равновесные навыки могут формироваться до 5-6 лет.

Становится понятно, что когда пишут «ребенок к такому-то возрасту должен то-то и то, и не должен это» — эти «требования» чаще всего базируются на проявлениях, развитии  и угасании определенных рефлексов. Именно рефлексы на конкретном этапе жизни ребенка сигнализируют о том, что ребенок растет и развивается хорошо. Здоровья Вам и Вашему малышу!

Рефлексы новорожденного | Педиатр

При помощи рефлексов новорожденного врачи проверяют, как работает центральная нервная система ребенка. Эта стья поможет понять, что делает доктор и что означает то или иное поведение малыша, ведь отсутствие рефлексов может быть признаком какого-нибудь заболевания, так же как и в случае, если рефлекс слишком долго не угасает.

Оценка рефлексов новорожденного должна проводиться в теплой, хорошо освещенной комнате, на ровной полужесткой поверхности. Малыш должен быть в состоянии бодрствования, сухим и сытым.

Временные рефлексы новорожденного

Сосательный рефлекс

Рефлекс новорожденного, который проявляется у ребенка в ответ на любое значимое раздражение ротовой полости — если в ротик младенца попадает любой предмет, в том числе и сосок или соска, малыш тут же приступает к ритмичным сосательным движениям. Этот важнейший рефлекс присутствует уже у доношенного новорожденного и сохраняется обычно весь первый год жизни.

Хоботковый рефлекс

Хоботковый рефлекс новорожденного — это выпячивание губ малыша в виде своеобразного «хоботка» в ответ на быстрое отрывистое прикосновение (легкое «постукивание») к ним пальцев взрослого. Обычно хоботковый рефлекс сохраняется в течение первых 2-3 месяцев жизни, затем угасает.

Поисковый рефлекс

При осторожном, нежном поглаживании области угла рта малыша, ребенок начинает опускать нижнюю губу, отклонять язык в сторону раздражителя и активно «искать» материнскую грудь. Важный момент: при проверке этого рефлекса не стоит прикасаться к губам ребенка (получите хоботковый рефлекс новорожденного). И еще: раздражение области угла рта действительно должно быть легчайшим — если малыш ощутит дискомфорт, он отвернет голову в противо­положную сторону. Рефлекс обычно сохраняется в первые 3-5 месяцев жизни, но иногда может присутствовать и дольше.

Ладонно-ротовой рефлекс новорожденного

При умеренном надавливании на ладони малыша подушечками пальцев вызывается открывание рта ребенка и движение его головы вперед, по направлению к проверяющему. Как и поисковый рефлекс новорожденного, этот особенно хорошо выражен перед кормлением ребенка. Обычно сохраняется до двухмесячного возраста.

Ослабление или ассимметрия (с одной стороны рефлекс выражен больше, чем с другой) этого рефлекса у новорожденных, равно как и сохранение его у детей старше 2—3 ме­сяцев жизни, может говорить о возможных нарушениях со стороны нервной системы — это значит, что малыша следует непременно показать детскому невропатологу.

Защитный рефлекс новорожденного

Попробуйте выложить ребенка на живот — и он тут же «автоматически» повернет голову в сторону. Биологический смысл этого рефлекса понятен и без долгих объяснений — он позволяет малышу дышать даже в таком неудобном положении, как позиция ничком. Рефлекс новорожденного обычно присутствует уже в первые часы жизни.

Рефлекс ползания

Присутствует у ребенка с первых суток жизни. Если выложить малыша на живот, прикоснуться к его подошвам, малыш постарается оттолкнуться от ладоней взрослого, как от опоры. И продвинется вперед. Некоторые новорожденные стремятся осуществить ползательные движения и без опоры — это так называемое спонтанное рефлекторное ползание. В норме эти движения могут существовать до 4 месяцев жизни, после чего угасают.

 

Рефлексы опоры и автоматической ходьбы

Если придать телу новорожденного вертикальное положение и обеспечить соприкосновение подошв его стоп с горизонтальной твердой поверхностью, то малыш выпрямит ножки и будет «стоять» (с поддержкой, разумеется). Сохраняется у детей вплоть до возраста 8—12 месяцев. Если же «стоящего» таким образом новорожденного несколько наклонить вперед, сместив центр тяжести тела, то малыш тут же начинает «переступать» ножками — это и есть автоматическая ходьба. При ее осуществлении многие дети перекрещивают ножки — пугаться этого не следует: в первые 1,5 месяца жизни это нормально.

Хватательный рефлекс новорожденного

Малыш бессознательно сжимает пальцы ладоней, если в них что-либо вкладывается. Иногда такой захват бывает настолько крепким, что малыша, ухватившегося за пальцы взрослого, вполне можно поднять в воздух. Хватательный рефлекс новорожденного считается естественным вплоть до 4-месячного возраста — дальше он исчезает, а на смену ему приходит произвольное, вполне сознательное захватывание предметов руками.

Рефлекс Моро

Этот рефлекс новорожденного может быть вызван у ребенка первых месяцев жизни разными способами: хлопком ладонями по поверхности, на которой лежит ребенок, произведенным одновременно на расстоянии 15 см справа и слева от его головки; внезапным пассивным разгибанием ножек лежащего ребенка; приподниманием нижней половины его туловища за выпрямленные ноги. Реакция малыша на эти раздражения протекает в две фазы: сначала ребенок резко отводит ручки в стороны, одновременно раскрывая кулачки, затем — как бы охватывает себя руками.

Рефлексы новорожденного, которые появляются и усложняются со временем

Шейная выпрямляющая реакция представляет собой последующий поворот туловища в сторону, куда прежде повернулась голова малыша. Функционирование этого автоматизма помогает ребенку научиться двигательному умению, столь радующему родителей, — повороту со спины на бок. В возрасте 6-8 месяцев на смену этому простому рефлек­су приходит другой — выпрямляющий рефлекс туловища. После поворота головы в сторону малыш поворачивает в ту же сторону плечевой пояс, туловище, а затем и таз. Такая ротация тела вокруг продольной оси является абсолютным условием для овладения поворотами со спины на живот и с живота на спину, навыками самостоятельного усаживания, вставания и т.д. С каждым прожитым месяцем выпрямляющие реакции малыша усложняются, видоизменяясь в сложные произвольные двигательные акты.

Защитная реакция рук — различные движениях ручек (вытягивание вперед, разведении и т.д.) в ответ на изменение положения тела ребенка в пространстве.

Рефлекс Ландау

Придайте ребенку «положение пловца» — поднимите малыша в воздух так, чтобы его лицо смотрело вниз, и он тут же поднимет голову, а затем и выпрямит (или даже выгнет) спину, а также разогнет ноги и руки.

Возможно, вам будут интересны статьи «Детский режим дня» и «Ребенок идет в детский сад» на сайте mamaexpert.ru

Как развивается сканирование? —

Добро пожаловать в ЧАСТЬ 1 моей серии из трех статей о ползании!

Сегодня я с радостью исследую вместе с вами, как у детей развивается способность ползать.

Младенцы, как правило, начинают продвигаться вперед на животе, как маленькая извивающаяся ящерица, примерно в возрасте 8-9 месяцев, а затем, в среднем, делают свои первые официальные «шаги» ползанием на четвереньках с оторванным животом от пола в возрасте 9-11 месяцев. возраста.¹

Как только младенцы начинают передвигаться на четвереньках, они продолжают использовать ползание как основное средство передвижения в течение примерно 4-6 месяцев, пока не перейдут к самостоятельной ходьбе.² Хотя это может показаться довольно простым, подготовка к ползанию начинается задолго до того, как ребенок когда-либо сделает свои первые победные шаги на четвереньках.

Вехи развития моторики, которые часто предшествуют появлению ползания, включают:

⇒ Между 2–3 месяцами: Удобно лежа на животе (животик опущен), поднимая голову и плавно поворачивая ее в обе стороны, не покачиваясь вверх и вниз.Это происходит из-за времени, проведенного за игрой на животике (иначе говоря, животиком!). Воспользуйтесь этими советами, чтобы облегчить отдых на животе для вашего ребенка, а также эту идею о том, как использовать мяч для упражнений, чтобы не только легче, но и веселее для вас и вашего ребенка.

⇒ Между 2-4 месяцами: Возможность удерживать вес на предплечьях, играя на животе. Это можно практиковать, снимая ножки с детского игрового стола, а также играя на спортивном мяче или перед зеркалом.

⇒ Между 4-6 месяцами: Способность выдерживать вес на руках, отталкивая всю грудь от пола.

⇒ Также в возрасте от 4 до 6 месяцев: Интеграция асимметричного тонического шейного рефлекса (ATNR). Не пугайтесь всех этих странных, клинических слов! Рефлекс ATNR — это то, что вы, вероятно, видели у младенцев сотни раз, не осознавая, что это было. ATNR соблюдается всякий раз, когда ребенок лежит на спине и его голова повернута к o

шагов к ползанию • НУЛЬ ДО ТРИ

В возрасте от шести до десяти месяцев большинство младенцев действительно начинают двигаться.Сначала они могут вставать на четвереньки и раскачиваться взад и вперед — как ракета в обратном отсчете, ожидая взлета. Но в отличие от ракетного корабля, малыши могут оставаться в режиме «обратного отсчета» в течение нескольких недель, прежде чем они будут готовы начать движение. Процесс обучения ползанию на самом деле довольно сложен. Младенцам необходимо координировать движения рук и ног и развивать мышечную силу рук, плеч и ног, чтобы выдерживать их вес.

Как дети учатся ползать

Первый прыжок ребенка вперед на самом деле может быть прыжком назад.По мере того как младенцы понимают, как выполнять ползание руки-ноги-руки-ноги, они иногда сначала идут назад, а затем учатся ползать вперед. Итак, какое-то время младенцы могут плакать от разочарования, поскольку они каким-то образом обнаруживают, что ускользают от того самого объекта или человека, которого они так полны решимости достичь.

Процесс обучения ползанию у младенцев различается, так как они вырабатывают уникальный для них способ передвижения. Некоторые способы, которыми младенцы учатся двигаться:

  • «У меня будет обычное»
    Это классическое ползание — чередование рук с одной стороны и колена с другой, чтобы идти, идти, идти.

  • «Краб»
    Так же, как на пляже, «краб» сгибает одно колено и вытягивает противоположную ногу, чтобы быстро продвинуться вперед.

  • «Коммандос»
    Смотри, этот ползун лежит на животе и тащит себя вперед, используя руки.

  • «Катящееся чудо»
    Кому нужно ползать, когда катаясь, я могу добраться туда, куда мне нужно?

  • Малыш «Возьми с ног»
    Некоторые дети перестают ползать и сразу переходят к ходьбе.Не терять время — вот и я!

Нет правильного или неправильного способа сканирования. Пока ребенок развивает свою способность использовать свое тело, это важно.

Как поддержать навыки ползания вашего ребенка

  1. Дайте своему ребенку много времени на животик, sta

Рефлексы новорожденного (младенца) Уход NCLEX Review

Рефлексы новорожденного (младенца) Обзор NCLEX для студентов-медсестер!

Детские рефлексы — это рефлексы, с которыми рождается ребенок, которые говорят нам, насколько хорошо эта нервная система функционирует и развивается.

Рефлексы новорожденного (иногда называемые примитивными рефлексами) исчезнут через некоторое время, что хорошо, потому что снова говорит нам, что нервная система ребенка развивается так, как должна.

Для педиатрических обследований вы хотите знать следующее о рефлексах новорожденных:

  • Основные рефлексы, имеющиеся у младенца (их имя)
    • Укоренение, тонизирующая шея, сосание, шаг, Бабинского, ладонный захват, подошвенный захват, ползание, шаг
  • Что делает рефлекс
  • Примерное время, когда рефлекс должен исчезнуть или уменьшиться

Оценка рефлексов новорожденных


Рефлексы новорожденных (младенцев) для педиатрического ухода

Тонический шейный рефлекс (фехтовальный рефлекс)

  • Когда голова младенца повернута в определенную сторону, нога и рука с этой стороны будут выдвигаться, а нога и рука с противоположной стороны будут сгибаться.
    • Например, если голову ребенка осторожно повернуть вправо, правая нога и правая рука слегка вытянутся, а левая нога и левая рука слегка согнутся.
      • Исчезает примерно в 4-месячном возрасте.

Хватательные рефлексы (два типа)

  • Ладонно-хватательные рефлексы (рука) : когда кладете палец или поглаживаете внутреннюю часть ладони младенца, рука смыкается вокруг нее… следовательно, хватайтесь за нее.
    • Исчезает в возрасте 4-6 месяцев.

  • Подошвенный хватательный рефлекс : когда палец помещается под пальцы стопы, пальцы ног сгибаются.
    • Исчезает примерно от 9 месяцев до 1 года.

Рефлекс Моро (Startle Reflex)

  • Этот рефлекс возникает, когда младенец слышит внезапный громкий шум или испытывает неожиданное движение.
    • Пример: когда человек находится в положении лежа на спине (с опорой на голову), и голова может опускаться ниже тела, возникает этот рефлекс.
      • Ответить? младенец будет вытягивать руки (следовательно, вытягивать их) ладонями вверх, а затем возвращать руки к телу.
    • Исчезает через 6 месяцев.

Рефлекс укоренения

  • Когда поглаживают щеку или часть рта младенца, голова поворачивается к ней, и ребенок открывает рот, пытаясь сосать. Это помогает ребенку найти источник пищи во время кормления.
    • Пропадает через 4 месяца.

Сосательный рефлекс

  • Когда что-то касается верхней части рта младенца (особенно твердого нёба …, например, неба), младенец автоматически начинает сосать. Опять же, это помогает при кормлении, позволяя младенцу брать пищу из источника… груди или бутылочки.
    • Это исчезает через 4 месяца и становится произвольной функцией.

Рефлекс Бабинского

  • При поглаживании нижней части стопы от пятки вверх вдоль наружной части стопы большой палец стопы сгибается (сгибается назад), а другие пальцы разводятся в стороны.
    • Исчезает примерно к 1 году.

Рефлекс ползания (рефлекс Бауэра)

  • Когда младенца кладут на живот и надавливают (например, рукой) на подошву стопы, ребенок будет пытаться оттолкнуться от руки и двигать руками и ногами, как движение ползком.
    • Это исчезает примерно через несколько недель после рождения или через пару месяцев.

Шаговый рефлекс

  • Держа младенца в вертикальном положении, ноги и ступни касаются поверхности, он будет двигать ногами, как при шаге или ходьбе.
    • Это исчезает примерно через 3-4 месяца

А теперь проверьте свои знания с помощью этой «Викторины по рефлексам новорожденного».

Артикулы:

Medlineplus.gov. нет данных Детские рефлексы: Медицинская энциклопедия Medlineplus . [онлайн] Доступно по адресу: [по состоянию на 1 июля 2020 г.].

Модрелл А.К., Тади П. Примитивные рефлексы. [Обновлено 8 февраля 2020 г.]. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2020 Янв.Доступно по ссылке: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK554606/

Детские рефлексы: MedlinePlus Medical Encyclopedia

Наличие и сила рефлекса являются важным признаком развития и функционирования нервной системы.

Многие детские рефлексы исчезают по мере взросления ребенка, хотя некоторые остаются и в зрелом возрасте. Рефлекс, который все еще присутствует после того возраста, когда он обычно исчезал, может быть признаком повреждения мозга или нервной системы.

Детские рефлексы — это нормальные реакции для младенцев, но ненормальные для других возрастных групп.К ним относятся:

  • рефлекс Моро
  • сосательный рефлекс (сосательный при прикосновении к области вокруг рта)
  • испуганный рефлекс (втягивание рук и ног после громкого шума)
  • шаговый рефлекс (шагающие движения, когда подошва ступни касается твердой поверхности) )

Другие младенческие рефлексы включают:

ТОНИЧЕСКИЙ ШЕЙНЫЙ РЕФЛЕКС

Этот рефлекс возникает, когда голова ребенка, который расслаблен и лежит лицом вверх, перемещается в сторону. Рука на той стороне, к которой обращена голова, тянется от тела при частично открытой руке.Рука на стороне от лица согнута, кулак плотно сжат. Если повернуть лицо ребенка в другую сторону, положение меняется на противоположное. Тонизирующее положение шеи часто называют позой фехтовальщика, потому что она похожа на стойку фехтовальщика.

ТРУНКАЛЬНАЯ ИНКУРВАЦИЯ ИЛИ ГАЛАНТНЫЙ РЕФЛЕКС

Этот рефлекс возникает, когда сторона спины младенца поглаживается или постукивается, когда ребенок лежит на животе. Младенец будет подергивать бедрами в сторону прикосновения в танцевальном движении.

GRASP REFLEX

Этот рефлекс возникает, если вы кладете палец на раскрытую ладонь ребенка. Рука сомкнется вокруг пальца. Попытка убрать палец приводит к тому, что захват сжимается. Новорожденные младенцы крепко держатся за пальцы, и их можно почти поднять, если обеими руками схватить ваши пальцы.

УКРЕПЛЯЮЩИЙ РЕФЛЕКС

Этот рефлекс возникает, когда ребенка гладят по щеке. Младенец повернется в сторону, которую поглаживали, и начнет сосать.

PARACHUTE REFLEX

Этот рефлекс возникает у младенцев чуть более старшего возраста, когда ребенка держат в вертикальном положении, а его тело быстро поворачивается лицом вперед (как при падении).Ребенок вытягивает руки вперед, как будто пытаясь остановить падение, даже если этот рефлекс появляется задолго до того, как ребенок пойдет.

Примеры рефлексов, которые сохраняются во взрослом возрасте:

  • Мигающий рефлекс: мигание глазами при прикосновении к ним или при внезапном появлении яркого света
  • Кашлевый рефлекс: кашель при стимуляции дыхательных путей
  • Рвотный рефлекс: рвотный рефлекс при стимулируется горло или задняя часть рта
  • Рефлекс чихания: чихание при раздражении носовых ходов
  • Рефлекс зевания: зевание, когда телу требуется больше кислорода
.