Содержание

Моторная и сенсорная алалия: сложности диагностики | Бобылова

1. Айкарди Ж., Бакс М., Гиллберг К. Заболевания нервной системы у детей. Пер. с англ. Под ред. А.А. Скоромца. М.: Издательство Панфилова, БИНОМ, 2013. 1036 с. [Aicardi J., Bax M., Gillberg C. Diseases of the nervous system in childhood. Transl. from Engl. by A.A. Skoromets. Moscow: Panfilov’s Publishing Center, BINOM, 2013. 1036 p. (In Russ.)].

2. Горбачевская Н.Л., Якупова Л.П. Особенности формирования ЭЭГ у детей с психической патологией. В кн.: Аутизм в детстве. М.: Медицина, 1999. C. 160–189. [Gorbachevskaya N.L., Yakupova L.P. Specific features of EEG in children with mental disorders. In: Autism in childhood. Moscow: Meditsina, 1999. Pp. 160–189. (In Russ.)].

3. Гузева В.И. Руководство по детской неврологии. 3-е изд. М.: Мед. информ. агентство, 2009. 640 с. [Guzeva V.I. Pediatric neurology: guidelines. 3rd edn. Moscow: Medical Information Agency, 2009. 640 p. (In Russ.)].

4. Заваденко Н.Н., Козлова Е.В., Щедеркина И.О. Дисфазия развития: исходы к школьному возрасту по данным ретроспективного исследования. Вопросы практической педиатрии 2013;8(6):56–9. [Zavadenko N.N., Kozlova E.V., Schederkina I.O. Developmental dysphasia: outcomes by the school age according to the results of a retrospective study. Voprosy prakticheskoy pediatrii = Clinical Practice in Pediatrics 2013;8(6):56–9. (In Russ.)].

5. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. СПб.: Речь, 2006. 380 с. [Kornev A.N. Speech disorders in children: clinical and psychological aspects. Saint Petersburg: Rech, 2006. 380 p. (In Russ.)].

6. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений. Под ред. Л.С. Волковой. 5-е изд. М.: Гуманитарный изд. центр «ВЛАДОС», 2009. 703 с. [Speech therapy: a course book for students of defectological faculties of pedagogical institutions. Ed. by L.S. Volkova. 5th edn. Moscow: Humanitarian publishing center “VLADOS”, 2009. 703 p. (In Russ.)].

7. Мастюкова Е.М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии. Дефектология 1981;6:13. [Mastyukova E.M. Ontogenetic approach to the defect structure in motor alalia. Defektologiya = Defectology 1981;6:13. (In Russ.)].

8. МКБ-10. Классификация психических и поведенческих расстройств. Исследовательские диагностические критерии. СПб.: Аддис, 1994. 300 с. [ICD-10. Classification of mental and behavioural disorders. Diagnostic criteria. Saint Petersburg: Addis, 1994. 300 p. (In Russ.)].

9. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: учебное пособие. СПб.: Питер, 2012. С. 115–127. [Mikadze Yu.V. Pediatric neuropsychology: a tutorial. Saint Petersburg: Piter, 2012. Pp. 115–127. (In Russ.)].

10. Немкова С.А., Намазова-Баранова Л.С., Маслова О.И. и др. Детский церебральный паралич: диагностика и коррекция когнитивных нарушений: учебно-методическое пособие. М.: Педиатръ, 2012. 62 с. [Nemkova S.A., Namazova-Baranova L.S., Maslova O.I. et al. Infantile cerebral palsy: diagnosis and correction of cognitive disorders: a tutorial. Moscow: Pediatr, 2012. 62 p. (In Russ.)].

11. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. 173 с. [Pyatnitsa T.V. Speech therapy: tables, charts, figures. Rostov-on-Don: Feniks, 2013. 173 p. (In Russ.)].

12. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста: монография. М., 2000. 314 с. [Filicheva T.B. Speech development in preschoolers: a monograph. Moscow, 2000. 314 p. (In Russ.)].

| Моторная алалия: симптомы, причины, лечение

Клинические симптомы моторной алалии

Клиника моторной алалии разнообразна и проявляется не только нарушением речевой функции. У некоторых детей отмечается психоневрологическая симптоматика. В каждом случае характер патологии зависит от степени поражения мозга, интеллектуальных способностей ребенка и других факторов. Все вышеперечисленное необходимо учитывать при выборе тактики лечения моторной алалии у детей.

При экспрессивной алалии нарушается звукопроизношение, слоговая структура слов, выстраивание предложений. Воспроизведение и повторение слов или полностью отсутствует, или затруднено. Запас слов ограничен, ребенок применяет лишь обиходные термины.

Специфической чертой моторной алалии является преимущественное использование в лексиконе имен существительных в именительном падеже. Ребенок произносит простые фразы с грамматическими ошибками, плохо запоминает новые слова.

Выраженное нарушение характеризуется отсутствием речи, сохранением лепета и звукоподражания. В таком случае невербальное общение ребенка сопровождается яркой мимикой и жестами.

Не стоит забывать о неречевой симптоматике. У пациентов имеются двигательные нарушения: плохо развита пальцевая моторика, нарушена координация движений, из-за чего отмечаются частые падения. Ребенок не может без помощи взрослых одеваться, в особенности, застегивать пуговицы, зашнуровывать обувь.

У детей с алалией страдает память, концентрация внимания, эмоционально-волевая сфера. Наблюдается гиперактивность или, наоборот, заторможенность, ограничение подвижности. Детям свойственны быстрая утомляемость и снижение работоспособности в связи с незрелостью нейронов головного мозга.

Первичные интеллектуальные способности не нарушены. Если не заниматься лечением моторной алалии у детей, нарушение речи приводит к вторичному снижению интеллекта. Поэтому так важно проводить своевременную коррекционную работу при моторной алалии.

Моторная алалия в Испании — Речевой онлайн центр «Русская речь»

Возьмём на заметку!

  • В Испании ЗА раннюю диагностику и лечение моторной алалии. «Не ждите, чтобы сформировалось Trastornos Específicosdel Lenguaje (TEL) языковое расстройство речи. При подозрении нужно вмешиваться с самого начала».

http://www.aelfa.org/faqs.asp?pag=1&idt=10

  • В Испании считают, что моторная алалия не проходит сама по себе.

«Если языковое развитие началось с трудностей и условия, в которых это развитие происходит, не меняются, не представляется разумным ожидать значительных изменений во времени…».

http://www.aelfa.org/faqs.asp?pag=1&idt=10

  • Языковой терапевт(los patólogos del habla) – специалист, к которому стоит незамедлительно обращаться, при подозрении на моторную алалию.

Если возникают трудности в развитии языка, лечение не следует откладывать или ждать подтверждения диагноза.

https://neuropediatra.org/2019/01/11/tel-trastorno-especifico-del-lenguaje-tel/

http://medicinafamiliar.uc.cl/html/articulos/123.html

План действий, если подозреваете данный диагноз.

— Обратиться к языковому терапевту, так называют в Испании лицензированного логопеда. Также необходимо посетить нейропсихолога. Вместе они обследуют ребёнка и проведут серию тестов на языковом и нейропсихологическом уровнях.

— Параллельно вам порекомендуют проверить слух ребёнка. Это необходимо, чтобы исключить проблемы со слухом, что непосредственно влияет на развитие речи.

— Получить рекомендации по организации речевой среды дома, приёмам, которые будут стимулировать речь вашего ребёнка при общении с вами.

Эти приёмы, как задания, нужно выполнять каждый день. Также есть специальные службы по поддержке семьи, их контакты вам дадут.

— Получить индивидуальный план развития от логопеда.

 На заметку!

Испанские педиатры не обучены работать с речевыми нарушениями (не ждите от них направлений к логопеду). С речевыми нарушениями обучены работать неврологи. К ним, и к логопедам, можно обращаться напрямую.

www.topdoctors.es/articulos-medicos/que-es-el-trastorno-especifico-del-lenguaje-o-tel

Прогноз моторной алалии — Речевой онлайн центр «Русская речь»

У ребенка скорость развития высших психических функций ( память, внимание, логика, мышление, интеллект и т.д.) зависит от возраста.Чем младше ребенок, тем быстрее он развивается интеллектуально. Мы, взрослые люди, в абсолютном большинстве можем только получать знания и совершенствовать навыки. Науке не известны случаи, когда обычный необразованный  рабочий или крестьянин смог превратиться в великого врача.

Речь является одним из способов познания мира, которым ребенок начинает пользоваться с года- полутора лет. И отсутствие речи начинает замедлять скорость развития интеллекта у ребенка. Первоначально компенсаторно у моторных алаликов в 2-3 года интеллект выше чем у сверстников — все понимает, но не говорит — это говорят про них. Но в дальнейшем отсутствие речи начинает тормозить развитие и невербального интеллекта. Обычно это наступает в 3-4 года, а к 5 годам их интеллектуальное недоразвитие становится видно всем. И по этому в 4-5 лет психологи на полном основании им ставят ЗПР (задержка психического развития). В учебниках логопедии по моторной алалии везде говорится о том, что у таких детей первично в раннем возрасте сохранный интеллект, и при не лечении (отсутствии занятий с логопедом) интеллект вторично снижен.

То же самое происходит при отсутствии речи даже у здоровых детей. Все известные случаи «маугли», когда человеческий ребенок воспитывался животными, говорят о том, что эти дети не могли освоить речь в полном объеме и имеют сильную, невосполнимую задержку интеллектуального развития.

Из учебника по истории логопедии: — В стародавние времена ( много столетий тому назад), когда человеческая жизнь не стоила ничего, в Индии решили провести эксперимент. Взяли младенцев разных наций, посадили их в одну комнату и не разговаривали  с ними до 6-ти лет, совсем. А потом попробовали научить их говорить. Ни с одним ребенком из разных наций речь сформировать не удалось.  И мне не понятно, почему в наше просвещенное время, некоторые родители ставят такие эксперименты над своими детьми — «не говорит, ну и ничего страшного, потом заговорит».

В интернете очень часто приводятся в пример истории о папе или дедушке, который поздно заговорил, и сейчас прекрасно работает на заводе. Ну, во-первых, большая часть этих историй — это неправда, так как окружающие неспециалисты и неумение рассказать любое стихотворение Пушкина А.С. воспринимается, как неумение говорить. У меня регулярно проходят обследования, на которых перенервничавшие родители узнают, что у них с ребенком все нормально. Так как в этом возрасте у ребенка такая речь и должна быть, и логопед им не нужен. А, во-вторых, когда эти случаи являются правдой, задумайтесь о том, кем бы стал этот человек, если бы ему логопеды своевременно сформировали речь. Возможно общество потеряло в его лице великого ученого, изобретателя, может быть он сейчас изобретал бы лекарство от неизлечимых болезней или создавал космические корабли, которые полетят к другим звездам. А сейчас он просто слесарь. Это не повод гордиться тем, какой урон нанесли родители интеллекту своего ребенка, не обратившись вовремя к специалисту.

Речь и интеллект взаимосвязаны. Отсутствие речи в 2 года должно насторожить родителей. Ждать нельзя. Каждый день отсутствия речи наносит вред интеллекту ребенка. В 5-6 лет детям с моторной алалией практически всем ставят снижение интеллекта.

Моторная Алалия, Сенсорная Алалия

Алалия диагностируется примерно у 1% дошкольников и 0,6-0,2% детей школьного возраста; при этом в 2 раза чаще данное нарушение речи встречается у мальчиков. Алалия является клиническим диагнозом, которому в логопедии соответствует речевое заключение ОНР (общее недоразвитие речи).

Алалия – грубое недоразвитие речи или её полное отсутствие, вызванное органическими поражениями речевых центров в коре головного мозга, которые могли произойти внутриутробно или в течение первых трех лет жизни ребенка. При алалии отмечается низкий словарный запас, позднее проявление речевых реакций, нарушение слоговой структуры, звукопроизношения и фонематических процессов, аграмматизмы.

Ребенок с алалией нуждается в неврологическом и логопедическом обследовании. Психолого-медико-педагогическое воздействие при алалии включает терапии фонетико-фонематических процессов и связной речи, развитие лексико-грамматических и психических функций, а так же медикаментозную терапию.

За годы изучения проблемы было предложено множество классификаций алалии, зависящих от степени недоразвития речи и проявлений недуга.

 

Сегодня в логопедии применяется классификация алалии по В.А. Ковшикову, по которой выделяются три типа алалии:
• моторную алалию

• сенсорную алалию
• смешанную (сенсомоторную или мотосенсорную алалию с преобладанием нарушения развития импрессивной или экспрессивной речи)

Моторная алалия


 

При моторной алалии имеют место характерные речевые и неречевые (неврологические, психологические) проявления. В основе возникновения моторной формы алалии лежит раннее органическое поражение коркового отдела речедвигательного анализатора.

В таком случае у ребенка не развивается собственная речь, однако понимание чужой речи сохраняется.

Неврологическая симптоматика при моторной алалии проявляется, прежде всего, двигательными расстройствами: слабым развитием моторики пальцев рук, недостаточной координированностью движений, неловкостью. Наблюдаются трудности с выполнением мелкомоторных операций (складыванием пазлов, мозаики и т.п.) и с овладением навыками самообслуживания (зашнуровыванием обуви, застегиванием пуговиц и т. п.).

Рассматривая психологическую характеристику детей с моторной алалией, нельзя не

отметить нарушения эмоционально-волевой сферы, памяти (особенно слухоречевой), восприятия и внимания. По мере развития речи такого ребенка, интеллектуальные нарушения постепенно компенсируются.


Словарный запас детей при моторной алалии существенно отстает от возрастной нормы. Новые слова тяжело усваиваются, в активном словаре имеются преимущественно обиходные термины. Маленький словарный запас обусловливает неточное понимание значений слов, замены их по звуковому и семантическому сходству, неуместное  употребление слов.

Характерной чертой моторной алалии является абсолютное преобладание в словаре существительных в именительном падеже, резкое ограничение других частей речи, трудности в образовании и дифференциации грамматических форм.

 

Сенсорная алалия


 

Сенсорная алалия возникает при поражении коркового отдела речеслухового анализатора (центра Вернике, задней трети верхней височной извилины).

При этом нарушается высший корковый анализ и синтез звуков речи и, несмотря на сохранный физический слух, ребенок не понимает речь окружающих.
Недоразвитость фонематического слуха при сенсорной алалии приводит к нарушению соотнесения слышимого или произносимого слова с тем или иным явлением или предметом и неразличению слов-паронимов.
Грубое искажение развития речи при сенсорной алалии приводит к нарушениям  поведения, вторичным нарушениям личности, задержке интеллектуального развития. Психологические особенности детей с сенсорной алалией характеризуются повышенной отвлекаемостью и истощаемостью, проблемами концентрации внимания, неустойчивостью памяти и слухового восприятия. У детей с сенсорной алалией может отмечаться хаотичность поведения — импульсивность или, напротив, инертность, замкнутость.

В чистом виде сенсорная алалия наблюдается редко, обчаще встречается смешанная сенсомоторная алалия, что указывает на функциональную неразрывность речедвигательного и речеслухового анализаторов.

Дети с алалией нуждаются в консультации детского невролога, отоларинголога, логопеда, детского психолога.
Методика коррекционного воздействия при любых формах алалии должна носить комплексный психолого-медико-педагогический характер. Дети с алалией получают необходимую помощь в коррекционных центрах, специализированных ДОУ, санаториях и стационарах.

Работа над речью ведется при помощи физиотерапии (транскраниальной электростимуляции, электрофореза, лазеротерапии, ДМВ, магнитотерапии, ИРТ, водолечения, электропунктуры и др.) и медикаментозной терапии, направленной на стимуляцию созревания мозговых структур. При алалии важно работать над развитием психических функций (внимания, мышления, памяти, представлений), общей и ручной моторики.

 
Одним из эффективных методов в комплексной терапии алалии является инновационная коррекционная программа Fast ForWord. Это неврологическая компьютерная онлайн программа (представляет собой «облачный» продукт и не требует специального ПО, необходимо лишь подключение к интернету), что дает возможность заниматься с ребенком как в специализированном речевом/неврологическом центре, так и дома (самостоятельно — с нашим сопровождением).
Fast ForWord — это специальная компьютерная методика коррекции нарушений развития речи, слухового восприятия, понимания и осознания разговорного языка. С помощью этой программы тренируется языковой центр коры полушарий головного мозга, оптимизируются подкорковые проводящие пути, что способствует улучшению внимания и развитию памяти.
 
Fast ForWord перенастраивает и задействует в процессе восприятия речи новые зоны коры головного мозга, компенсируя недостаточность работы основных зон многократным повторением, при этом дополнительно нагружаются оперативная память и развиваются навыки концентрации внимания. Многолетнее применение данной методики показало ее высокую эффективность в коррекции различных нарушений развития речи, а также в борьбе с СДВГ и расстройствами обучения, связанными с дефицитом внимания и гиперактивностью.

Источник

АФАЗИЯ • Большая российская энциклопедия

  • В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 500-501

  • Скопировать библиографическую ссылку:


Авторы: В. В. Захаров

АФА́ЗИ́Я (греч. ἀφασία, букв. – без­мол­вие; от а… и греч. φάσις – речь, мол­ва), на­ру­ше­ние у боль­но­го спо­соб­но­сти по­ни­мать об­ра­щён­ную к не­му речь и/или вы­ра­жать свои мыс­ли с по­мо­щью фраз. Не­по­ни­ма­ние смыс­ла слы­ши­мых слов или ут­ра­та на­вы­ка по­строе­ния ре­че­во­го вы­ска­зы­ва­ния ни­как не свя­за­ны со сни­же­ни­ем слу­ха или рас­строй­ства­ми дви­же­ний язы­ка или губ. А. раз­ви­ва­ет­ся при по­ра­же­нии ре­че­вых цен­тров ко­ры го­лов­но­го моз­га, ко­то­рые у боль­шин­ст­ва лю­дей рас­по­ла­га­ют­ся в ле­вом по­лу­ша­рии. При­чи­на­ми А. мо­гут быть на­ру­ше­ния моз­го­во­го кро­во­об­ра­ще­ния, че­реп­но-моз­го­вые трав­мы, опу­хо­ли го­лов­но­го моз­га и др. нев­ро­ло­гич. за­бо­ле­ва­ния. Вы­де­ля­ют А. мо­тор­ную, сен­сор­ную, сен­со­мо­тор­ную, ам­не­сти­че­скую и се­ман­ти­че­скую.

Мо­тор­ная А. раз­ви­ва­ет­ся при по­ра­же­нии зад­них от­де­лов ле­вой до­ли го­лов­но­го моз­га. По­ни­ма­ние об­ра­щён­ной ре­чи со­хра­не­но, но воз­ни­ка­ют зна­чит. труд­но­сти при са­мо­стоя­тель­ных вы­ска­зы­ва­ни­ях. Речь боль­но­го мед­лен­ная, с дли­тель­ны­ми пау­за­ми, обыч­но пред­став­ля­ет со­бой от­дель­ные, не­со­гла­со­ван­ные сло­ва (т. н. те­ле­граф­ный стиль), час­то от­ме­ча­ют­ся ос­та­нов­ки ре­че­во­го вы­ска­зы­ва­ния и «за­стре­ва­ния» на отдельных зву­ках. Как пра­ви­ло, труд­но­сти в уст­ной ре­чи со­че­та­ют­ся с ана­ло­гич­ны­ми на­ру­ше­ния­ми при пись­ме (грам­ма­тические и ор­фо­гра­фические ошиб­ки, «те­ле­граф­ный стиль»).

Сен­сор­ная А. воз­ни­ка­ет в ре­зуль­та­те по­ра­же­ния ле­вой верх­ней ви­соч­ной из­ви­ли­ны. Гл. от­ли­чи­тель­ная осо­бен­ность – зна­чит. труд­но­сти по­ни­ма­ния ре­чи, воз­ни­каю­щие как в уст­ной бе­се­де, так и при чте­нии. Спо­соб­ность боль­но­го вы­ска­зы­вать­ся так­же на­ру­ша­ет­ся, но ина­че, чем при мо­тор­ной А. При сен­сор­ной А. речь боль­но­го бег­лая, от­сут­ст­ву­ют ос­та­нов­ки и пау­зы. Од­на­ко из-за на­ру­ше­ния по­ни­ма­ния он не в со­стоя­нии кон­тро­ли­ро­вать соб­ст­вен­ную ре­че­вую про­дук­цию и час­то не­пра­виль­но про­из­но­сит сло­ва или пу­та­ет их. Из-за этих «ого­во­рок» речь боль­но­го не­ред­ко ста­но­вит­ся не­по­нят­ной для ок­ру­жаю­щих (т. н. ре­че­вая ок­рош­ка). При об­шир­ных по­ра­же­ни­ях ле­во­го по­лу­ша­рия сим­пто­мы сен­сор­ной и мо­тор­ной А. мо­гут при­сут­ст­во­вать од­но­вре­мен­но. Дан­ный вид ре­че­вых рас­стройств на­зы­ва­ют сен­со­мо­тор­ной, или то­таль­ной, афа­зи­ей.

Ам­не­сти­че­ская А. воз­ни­ка­ет при по­ра­же­нии верх­них и сред­них от­де­лов ле­вой ви­соч­ной до­ли и ха­рак­те­ри­зу­ет­ся зна­чит. умень­ше­ни­ем сло­вар­но­го за­па­са, пре­ж­де все­го за счёт су­ще­ст­ви­тель­ных. Соз­да­ёт­ся впе­чат­ле­ние, что боль­ной «за­был», как на­зы­ва­ют­ся разл. пред­ме­ты. Из-за не­уз­на­ва­ния су­ще­ст­ви­тель­ных в не­ко­то­рой сте­пе­ни стра­да­ет по­ни­ма­ние ре­чи дру­гих. В собств. вы­ска­зы­ва­ни­ях боль­но­го ма­ло су­ще­ст­ви­тель­ных. Наи­боль­шие труд­но­сти боль­ной с ам­не­стич. А. ис­пы­ты­ва­ет, ко­гда его про­сят на­звать тот или иной пред­мет.

При се­ман­ти­че­ской А. на­ру­ша­ет­ся по­ни­ма­ние отд. грам­ма­тич. кон­ст­рук­ций. Боль­ной по­ни­ма­ет отд. сло­ва, но не улав­ли­ва­ет смы­сло­вых ню­ан­сов, по­ро­ж­дае­мых их син­так­сич. свя­зя­ми. Напр., вы­ра­же­ния «сын от­ца» или «отец сы­на» для па­ци­ен­та с се­ман­тич. А. рав­но­знач­ны, по­сколь­ку со­сто­ят из оди­на­ко­вых слов. В собств. вы­ска­зы­ва­ни­ях час­то при­сут­ст­ву­ют грам­ма­тич. ошиб­ки. Се­ман­тич. А. раз­ви­ва­ет­ся при по­ра­же­нии ле­вой те­мен­ной до­ли го­лов­но­го моз­га.

Осн. ме­тод ле­че­ния А. – сис­те­ма­тич. за­ня­тия по вос­ста­но­вит. обу­че­нию ре­чи, ко­то­рые про­во­дят­ся ней­роп­си­хо­ло­гом или ло­го­пе­дом. Про­гноз во мно­гом оп­ре­де­ля­ет­ся объ­ё­мом по­ра­же­ния го­лов­но­го моз­га.

Нарушения речи после инсульта – что стоит знать родственникам

Пятница,  18  Августа  2017

В статье даны пояснения и рекомендации для близких,

чтобы помочь родственнику с нарушениями речи после инсульта или черепно-мозговой травмы.

 

К сожалению, после инсульта могут возникать самые разные нарушения: двигательные, координационно-пространственные, речевые, мнестические и т.д. Здесь напишу только про речевые.

Сразу уточню: этот текст для «обычных людей» — для родственников пациентов, перенесших инсульт, не для специалистов, поэтому здесь не будет классификации нарушений речи (афазий), локализации нарушений и подробных описаний реабилитационного процесса.

Почему нарушается речь?

Афази́я — это локальное отсутствие или нарушение уже сформировавшейся речи. Возникает после инсульта, черепно-мозговой травмы или других органических повреждений головного мозга.

У большинства людей (правшей) речевые центры находятся в левом полушарии мозга (у левшей, соответственно, в правом) — т.е. повреждение именно этих отделов мозга будет давать разнообразные речевые нарушения (помимо двигательных, координационных и др.).

В зависимости от тяжести повреждения (площади повреждённого участка мозга), нарушения речи можно поделить на лёгкие, средние и тяжёлые. Стоит добавить, что у одного пациента вполне может встречаться сразу несколько афазий — если инсульт был множественным (или повторным), или если повреждение затронуло сразу несколько соседних участков.  

Как это может выглядеть?

Например, так: пациент активно пытается что-то сказать, но его речь абсолютно не понятна — она похожа на какой-то причудливый иностранный язык (в афазиологии такая речь описывается словами «словесная окрошка»). Также выяснится, что и нашу речь он не понимает: такой пациент не сможет выполнить простейшую просьбу закрыть глаза или пошевелить левой рукой.

Здесь мы имеем дело с одной из самых тяжелых афазий (сенсо-моторная афазия), когда нарушается одновременно и понимание обращенной речи, и собственное произнесение слов. Представьте, что вы оказались в Китае — вы вполне слышите речь жителей, но совершенно не понимаете, что именно означают эти странные сочетания звуков. Больной человек находится сейчас в том же положении — у него нарушена функция фонематического слуха, когда мозг анализирует слышимые звуки, складывая их в знакомые слова. Слышать он слышит, но не может анализировать и распознавать.

В менее тяжёлых случаях или при других типах афазий, речь человека может становиться нечёткой, он может заикаться или «застревать» на отдельных звуках, менять их местами, забывать слова или использовать их не по назначению, может испытывать трудности с логико-грамматическими конструкциями (например, будет сложно понять отличия между сочетаниями «брат отца» и «отец брата») и т.д.

Нарушается ли мышление при нарушении речи?

И да, и нет.

Да, в том смысле, что у нас речь и мышление неразрывно связаны: мы думаем словами, и продукция нашего мышления тоже, в большинстве своём, вербальна. Поэтому при нарушении речи нарушается и память (словесно-логическая), и мышление.

Тем не менее (за исключением случаев тяжелой сенсо-моторной афазии), человек с нарушением речи чаще всего понимает всё, что ему говорят, узнаёт близких и запоминает новых людей. Кроме того, он сохраняет весь набор бытовых навыков и знаний о мире, т.е. он не положит кошку в холодильник и не начнёт жевать одеяло.

 У нас есть знакомый детский логопед. Может ли он помочь?

Только если у него есть специальные знания по афазиологии. Если нет, то иногда работа с детским логопедом может не принести пользы, а то и ухудшить ситуацию. Дело в том, что цели и методы работы отличаются у детского логопеда и логопеда-афазиолога (это же относится к нейропсихологу, работающему с детьми и нейропсихологу в отделении нейрореабилитации — это разные специалисты). Вы же не пойдёте к стоматологу, если болит ухо — вот и здесь лучше идти к узкому специалисту именно в этой области.

Как долго нужно будет заниматься?

Это зависит от тяжести афазии. Иногда (в лёгких случаях) улучшение наступает довольно быстро, буквально за пару недель. В тяжелых случаях — это вопрос многих месяцев, а то и лет постоянной работы со специалистами (логопед, нейропсихолог). И даже после этого речь может не восстановиться полностью, т.к. повреждение части мозга, к сожалению, необратимо.

Когда можно начинать работать с пациентом?

Чем раньше, тем лучше. Есть  отделения, где работа с пациентами начиналась уже в реанимации. Поэтому, запомните пожалуйста: если у вашего близкого есть речевые нарушения, а также нарушения глотания (он давится или попёрхивается слюной/едой/водой) — обязательно просите, чтобы с ним работал логопед и/или нейропсихолог. 

Общие рекомендации для родственников пациентов с нарушениями речи:

1) пожалуйста, имейте в виду, что афазия (нарушение речи) не является психическим заболеванием, даже тогда, когда изъяснения пациента лишены всякого смысла. Пациенты всё равно понимают интонации, поэтому при занятиях с такими больными категорически недопустимо повышать голос или допускать любые другие проявления агрессии — ведь сейчас человек не может ответить или как-то защитить себя.

2) всячески вовлекайте пациента в общение. Даже если он молчит или говорит крайне неразборчиво. Если он будет вычеркнут из общения, то шансов на восстановление речи практически нет — просто потому, что речь восстанавливается только в процессе собственно общения. Можно давать пациенту слушать радио, телевизор, любимую музыку, петь песни, предлагая ему подпевать (хотя бы не словами, а просто звуком или мычанием).

3) продолжайте заниматься, даже если пациент упорно молчит, отказывается от занятий и не отвечает на задаваемые вопросы. Можно работать хотя бы над пониманием обращённой речи: «Пожалуйста, возьми карандаш», «Покажи мне, ты хочешь яблоко или грушу?». У человека после перенесённого инсульта часто развивается депрессия, поэтому фон настроения может быть пониженным, так же, как и мотивация к деятельности. Учитывайте это, пожалуйста, не ругайте пациента за лень — просто помогайте ему делать то, что он может делать.

4) не стоит прерывать больных во время их попыток что-то сказать, даже если это тянется долго. Также не стоит договаривать за человека или заканчивать фразы, начатые пациентом, как бы помогая ему. Да, подобная помощь экономит время, но в итоге снижает шансы человека на собственное восстановление.

5) пациенты с нарушениями речи с большим трудом понимают (или не понимают совсем) длинные и быстро произносимые предложения, поэтому желательно говорить короткими, простыми фразами, в медленном темпе, при необходимости повторяя уже сказанное, дополняя слова жестами или картинками.

6) пациенты с афазией очень чувствительны к внешним раздражителям и шуму, поэтому с таким пациентом желательно заниматься индивидуально, в тихой комнате, не привлекая большого количества знакомых или родственников (если все хотят поучаствовать в реабилитационном процессе — пожалуйста и молодцы, но лучше по очереди или каждый в свой день).

7) не старайтесь «выдержать» какое-то определённое время занятия — час, 40 минут и т.д. Мне кажется более правильным ориентироваться на текущее состояние пациента: как он себя чувствует и какова его работоспособность сегодня. Если вы замечаете, что в ходе занятия стали часто возникать ошибки, неудачные ответы, речь стала совсем нечёткой, то это сигналы того, что пациент утомился, и занятие стоит прекратить или дать человеку время для отдыха.

Теперь более конкретные рекомендации (ещё раз подчеркну, что пишу это для родственников пациентов после инсульта или ЧМТ, не для специалистов, поэтому каких-то специальных подробностей или методических рекомендаций под каждый вид афазии здесь не будет).

Начало

Итак, самое важное, с чем нужно определиться на первом этапе — это проверить, понимает ли пациент обращённую речь.

Сделать это довольно просто: дайте человеку несколько простых инструкций — «Закрой глаза», «Высуни язык», «Подними левую руку» (при условии, что движения в этой руке сохранны), «Покажи свой нос», «Покажи дверь в комнате».

Если пациент смотрит на вас, качает головой, делает любые другие движения, кроме требуемых — увы, понимание обращённой речи нарушено. В этом случае обязательно нужна дополнительная специализированная помощь — логопеда, нейропсихолога.

Что можно делать самим

Для начала согласовать всё нижеизложенное с тем логопедом/афазиологом/нейропсихологом, который будет работать с вашим пациентом) хотя принципы восстановления, вроде бы, универсальны, но каждый специалист имеет право на свои предпочтения, методы первого выбора и т.д. — поэтому рекомендации именно вашего специалиста будут иметь наибольший вес.

Мои рекомендации таковы:

В промежутках между занятиями со специалистом можно работать над пониманием обращенной речи. Например, так: поочерёдно назвать и показать на себе — «нос», «ухо», «глаза» (буквально — «Это у меня нос. Нос. НОС»). Можно показать эти же части лица у самого пациента, ставя его руку на его нос, или легонько касаясь своей рукой. (Можно использовать рисунок лица, дополнительно показывая нужные части на рисунке, сделав соответствующие подписи). После нескольких таких повторов попросить пациента: «покажи нос»? «Покажи ухо?». Иногда только на понимание этих вот трёх слов и связывание их с соответствующими частями лица уходит 2 недели и больше. Не спешите, пожалуйста.

Одновременно можно сопровождать короткими пояснениями все свои действия: «сейчас я беру ложку», «я кладу тебе яблоко», «это подушка», «я выключаю свет», «пошёл дождь» и т.д.

Можно читать небольшие тексты для 1-3 класса, из нескольких абзацев, особенно выделяя слова и фразы, помогающие понять, о чём этот текст. А потом показать человеку 2-3 картинки, где 2 — любые, а одна — о том, о чём вы читали (допустим, текст был о жизни птиц — вы показываете карточки, на которых изображены машина, птица, платье), спросить: «Покажи картинку — о чём был этот текст?».

Дело в том, что при таком нарушении речи грубо нарушается понимание и различение отдельных звуков, но понимание более крупных смысловых единиц может быть более сохранным. Механизм простой: если в тексте 50 слов, то есть шанс, что человек сможет распознать 5-7 из них, составив на основании этого примерное представление о содержании текста — но когда он слышит всего 3 слова, то шансов практически нет. Поэтому здесь обучение идёт от более крупных единиц к более мелким: понимание текста в целом > понимание абзаца > понимание предложения > понимание слова > понимание отдельных звуков.

Кроме того, у пациента может сохраняться зрительная память на слова, поэтому можно предлагать задания, когда нужно совместить картинку и подпись к ней: например, с одной стороны стола вы кладете карточки, на которых изображены дом, стол, цветок, яблоко, дерево (здесь может очень помочь детское лото) — а на другой стороне кладете написанные крупными буквами слова ДОМ, СТОЛ, и т.д. Также можно рисовать простые картинки, рядом делать подписи к ним, а ниже рисовать клеточки по числу букв, чтобы пациент мог «списать» правильное написание слова, соединяя зрительный образ слова и его написание.


Полезно, хорошо, можно и нужно слушать, а ещё лучше петь песни — горячо и заслуженно любимые логопедами «Катюшу», «Подмосковные вечера» и другие напевные, плавные песни. Понятно, что пропевать слова пациент не будет, но вполне может узнать знакомый мотив и «подпевать» на уровне отдельных звуков и мычания — и это уже будет хорошо для стимуляции понимания речи.

Чего нельзя делать и почему

Не стоит пытаться «учить» пациента повторять слова: «а теперь скажи «яблоко». На данном этапе это лишено смысла. Да, после многих попыток пациент сможет повторить слово за вами, но он не будет понимать, что оно означает. Всё равно, что учить китайский язык только на слух: я могу запомнить и повторить «тянь фэн» — но пока я не понимаю, что это означает, это просто набор звуков.

Сюда же относится чтение букваря или детских книжек — не нужно. Выше я  писала о том, что восстановление здесь идёт не по тому же пути, что обучение: если детишки учатся читать, начиная с отдельных букв, потом по слогам и т.д., постепенно укрупняя смысловые единицы, то в данном случае всё ровно наоборот.

Рекомендации для тех случаев, когда нарушений понимания речи нет.

Так получается, что эти рекомендации будут максимально общими: у меня нет цели написать подробные и специфические рекомендации для оставшихся 5-6 типов афазий,  у специалистов всё равно есть свои наработки и идеи, а для родственников это едва ли будет сильно полезным — скорее, запутает.

Поэтому ещё раз: пожалуйста, найдите хорошего логопеда/афазиолога/нейропсихолога для работы с пациентом. Обязательно согласуйте с ним те варианты работы, которые предлагаю здесь я. Дело в том, что нарушения речи могут быть разной степени выраженности: лёгкой, средней, тяжелой — поэтому какие-то рекомендации могут не подойти, быть слишком сложными или, наоборот, лёгкими, не помогающими.

В целом, данные упражнения подойдут для пациентов с нарушениями звукопроизнесения, со сложностями «вступления в речь» (сниженная речевая инициатива), с «забываниями» слов (при таком нарушении речи человек помнит функции предметов, но часто не может вспомнить их названия). При этом каждый перечисленный вариант афазии имеет свою специфику работы — в данной статье я, к сожалению, не смогу всё это учесть. Поэтому даю здесь только те рекомендации, которые точно не навредят пациенту с любым вариантом нарушения речи (кроме пациентов с нарушениями понимания — им тоже не навредит, просто будет бесполезно; про них была отдельная статья — см.часть 2 рекомендаций).

 Что можно делать?

1) Проговаривание так называемых автоматизированных речевых рядов: чисел по порядку от 1 до 10, дней недели, месяцев, имён близких людей. Проговаривание должно быть напевным, протяжным – так пациентам легче понимать и отличать звуки между собой. Во всех случаях очень хорошо помогает ритмически организованная речь – пение хорошо известных и любимых песен, чтение стихов. Договаривание хорошо известных пословиц и поговорок: «Тише едешь – дальше…будешь».

2) Очень полезны любые интересные для больного настольные игры, когда становится возможной спонтанная речевая активность («Ух ты!», «Ага», «Вот тебе», обсуждение правил или спорных моментов) – т.е. речь становится не предметом занятия, а его фоном, снижая тем самым уровень напряжения.

3) Также важно уделять внимание глаголам, т.е. продолжения фраз могут выглядеть так: «Солнышко…что делает?…светит», «Мальчик..что делает?…бежит». Здесь можно показывать разные картинки с людьми и животными во время каких-то действий (человек идёт, птица летит, кошка сидит, собака лежит), задавать вопросы по ним (кто здесь идёт? а что делает кошка?).

4) Можно называть одно существительное, а пациент должен назвать к нему несколько глаголов: дождь что делает? Идет, льёт, капает, заканчивается.

5) Желательно сочетать устную, письменную речь (левой рукой, если правая не работает) и чтение. Так слово запоминается сразу в нескольких планах: как оно звучит на слух, как оно произносится и как пишется (можно добавлять рисунок).

6) Разучивание слов желательно сопровождать картинками; при лёгких формах нарушений речи слово важно демонстрировать в разных падежах и контекстах: «Это стол. Мы сидим за столом. Столы бывают обеденные, письменные. На столележит ручка. Под столом сидит кошка» (показывается картинка стола или рисуется стол — круглый, квадратный и т.д.).

7) Можно перечислять предметы в комнате или за окном, называть цвета, которые видны вокруг, называть предметы на заданную букву.

8) Договаривание предложений с жестко заданным и понятным финалом. Т.е. когда высказывание можно закончить только одним-единственным словом, не требующим обдумывания. Например:

Из окна видно голубое…небо.

Ночью на небе светит…луна.

Днем на небе светит яркое…солнце.

По небу бегут легкие белые…облака.

Дует сильный…ветер.

Зимой идёт белый пушистый…снег.

За окном растут зеленые…деревья.

На деревьях поют певчие…птицы.

На клумбах растут красивые…цветы.

Мы пойдем в лес собирать…грибы и ягоды.

Из ягод мы сварим вкусное…варенье.

Под деревом сидит злая…собака.

Занятия обязательно заканчивать на позитивном моменте, ситуации успешности пациента (для этого можно вернуться к более лёгким заданиям, если сложные не получаются) – это создаёт благоприятный психологический настрой, способствует укреплению уверенности в себе и эффективности реабилитации в целом.

Литература, которая может помочь:

1) М. Шохор-Троцкая, «Коррекция сложных речевых расстройств».

2) Амосова Н.Н., Каплина Н.И. «Практические упражнения для восстановления речи у больных после инсульта, черепно-мозговой травмы и других заболеваний головного мозга».

3) М. Шохор-Троцкая, «Коррекция сложных речевых расстройств».

4) Л.Б. Клепацкая, «Внимание, мышление речь. Комплекс упражнений (грубая форма афазии). Часть 2. Часть 1 (работа над пониманием обращенной речи).

 

 

С уважением к пациентам и их родственникам

 медицинский психолог БУ «Советская психоневрологическая больница»

Гончарова Ольга Геннадьевна


Нарушения моторной речи — Здоровье детей Ориндж Каунти

Планирование речевой моторики — это способность придумать идею, спланировать, как сказать или выразить эту идею, а затем, наконец, сказать ее. Мышечный тонус относится к мышцам и силе, необходимым для движения челюсти, языка и других мышц, необходимых для речи.

Что такое двигательные нарушения речи?

Расстройство моторной речи возникает, когда ребенок с трудом произносит речь из-за проблем с двигательным планированием или мышечного тонуса, необходимого для речи.Существует два основных типа нарушений моторной речи: дизартрия и апраксия.

Что такое дизартрия?

Дизартрия, часто называемая невнятной речью, определяется как медленная, неточная и искаженная речь, являющаяся результатом слабости, паралича, спастичности или неспособности контролировать или координировать мышцу, используемую во время речи. Распространенные причины дизартрии у детей включают черепно-мозговые травмы, инсульт, опухоль головного мозга и дегенеративные заболевания головного мозга.

Что такое апраксия?

Апраксия речи — это неспособность совершать произвольные движения, например речь, несмотря на способность продемонстрировать нормальную мышечную функцию.

Каковы симптомы нарушения моторной речи?

Кажется, что ребенок с двигательным расстройством речи хочет складывать слова, но не может этого делать. Они могут демонстрировать невнятную или трудную для понимания речь. Ребенок с двигательным расстройством речи может четко формировать одно слово, но по мере того, как утверждения становятся длиннее, становится трудно понимать речь.

Как диагностируются нарушения моторной речи?

Всесторонняя оценка речи и языка необходима, чтобы диагностировать, способствует ли моторное расстройство речи нарушениям общения у ребенка.У детей со сложными неврологическими заболеваниями может быть нарушение моторной речи с другими коммуникативными нарушениями.

Как лечат нарушения моторной речи?

Специфическое лечение нарушений моторной речи будет назначено логопедом ребенка и другими членами медицинской бригады ребенка на основании:

  • Возраст ребенка, общее состояние здоровья и история болезни.
  • Степень нарушения.
  • Тип расстройства.
  • Ожидания от течения беспорядка.
  • Мнение или предпочтение семьи.

Конкретные техники моторной логопедии могут включать упражнения для улучшения дыхательной поддержки речи ребенка, устные моторные упражнения и повторение звуков и слогов с возрастающим уровнем сложности. Методы игровой терапии и подкрепления используются для того, чтобы сделать терапию интересной и мотивирующей для детей.

Расстройства моторной речи: апраксия и дизартрия

Расстройства моторной речи включают две основные категории: апраксию и дизартрию.Чтобы произносить речь, каждый человек должен координировать ряд мышц и групп мышц, включая те, которые контролируют гортань с помощью голосовых связок, губ, языка, челюсти и дыхательной системы.

Движения должны планироваться и контролироваться мозгом, а затем приводиться в движение за миллисекунды с правильным временем и силой движения, поскольку соответствующие мышцы выполняют запланированные движения, которые создают бегущую речь.

Трудности в этом процессе могут привести к апраксии или дизартрии, возникающие у детей в результате развития и врожденных неврологических различий или у взрослых в результате травм, неврологических изменений или заболеваний.

Апраксия речи , приобретенная или возникшая в процессе развития, связана с трудностями в планировании, последовательности и / или координации соответствующих мышц или групп мышц для производства речи.

Дизартрия , приобретенная или возникшая в результате развития, включает нарушение мышечного контроля, которое приводит к слабости, медлительности и / или нарушению координации в производстве речи.


Центр аудиологии, речи, языка и обучения Северо-Западного университета предоставляет комплексные услуги по оценке и лечению в кампусе Эванстона.Диагностическая оценка определяет курс лечения, включая частоту и целесообразность индивидуальной и / или групповой терапии.

Центр аудиологии, речи, языка и обучения Северо-Западного университета — это уникальный общественный ресурс, объединяющий университетские исследования и инновационное обучение с клиническими услугами. Специалисты в этой области — преподаватели, являющиеся национально сертифицированными и имеющими государственную лицензию патологоанатомами речи, — непосредственно предоставляют клинические услуги, принося исключительные знания и опыт нашим клиентам.

Для получения дополнительной информации свяжитесь с нами по телефону 847-491-3165 или [email protected]

Нарушения моторной речи | Stony Brook Medicine

Двигательные расстройства речи характеризуются затруднением движений мышц, необходимых для производства речи, из-за слабости или нарушения координации. Затруднения при произнесении слов могут коррелировать, а могут и не коррелировать с афазией и когнитивно-лингвистическими нарушениями (затруднениями в понимании или использовании языка).

Обследование проводится патологоанатомом для оценки силы и контроля лицевых мышц, поддержки речи при дыхании, производства звука (артикуляции) и последовательности звуков.Будет определена возможность использования стратегии и необходимость в «резервных» режимах общения (письмо, доска для общения и т. Д.). Цели во время терапии — улучшить диапазон движений и контроль речевых мышц, размещение звуков речи и последовательность звуков для повседневных коммуникационных потребностей.

Советы для людей с нарушениями моторной речи

  • Представьте свою тему одним словом или короткой фразой, прежде чем начинать говорить более полными предложениями
  • Убедитесь, что вас поняли
  • Сосредоточьтесь на пословном шаге
  • Постарайтесь ограничить разговоры, когда чувствуете усталость, когда вашу речь будет труднее понять
  • Если вы расстроены, попробуйте использовать другие методы, такие как указание или жесты, чтобы донести свое сообщение, или отдохните и попробуйте еще раз позже

Советы для слушателя

  • Уменьшение отвлекающих факторов и фонового шума
  • Обратите внимание на динамик
  • Следите за естественными жестами и мимикой во время разговора
  • Сообщите оратору, если вам сложно его понять.
  • Поощряйте человека перефразировать сообщение, если первоначальные попытки оказались безуспешными
  • Поощрять использование письма, рисования или жестов
  • Поощрять использование доски для общения с изображениями, буквами, словами или фразами для помощи в общении

Апраксия

Вербальная апраксия — нарушение планирования моторной речи.У этого человека нет лицевой слабости. Человек с вербальной апраксией знает слова, которые он хочет сказать, но испытывает трудности с планированием и координацией движений мышц для производства речи. Письмо обычно не нарушается, если человек страдает только вербальной апраксией, но может присутствовать, если была выявлена ​​апраксия конечностей. Иногда более четкие модели речи образуются, когда человек произносит спонтанный ответ или знакомую фразу.

Дизартрия

Дизартрия характеризуется слабостью мышц, используемых для производства речи.Речь труднее произнести и занимает больше времени. Из-за множественных искажений может быть трудно понять производство речи. Речь звучит невнятно, и слова переходят друг в друга.

Часто задаваемые вопросы (FAQ)

В: Какие признаки / симптомы апраксии?
А:

  • Борьба при попытке говорить
  • Медленный вывод речи
  • Неконтролируемое повторение ранее произнесенных слов
  • Ошибки в последовательности слогов или звуков в словах
  • Отклонения гласных

В: Что может сделать человек с дизартрией, чтобы улучшить речь?
А:

  • Устные двигательные упражнения : Повторяющиеся мимические движения для улучшения силы и диапазона движений мускулатуры полости рта.
  • Чрезмерная артикуляция : Преувеличенные движения губ, языка и щек для максимально резкого звучания речи.
  • Phrasing: Замедление скорости речи путем воспроизведения ограниченного количества слогов / слов за один вдох.
  • Темп: Сосредоточьтесь на словесном воспроизведении речи, чтобы слова не пересекались друг с другом.
  • Поддержка дыхания : Увеличение объема воздуха для оптимального озвучивания, громкости и фразировки.
  • Просодия / Интонация: Упражнения для улучшения мелодичности речи.
  • Альтернативное общение : В случаях тяжелой дизартрии для помощи в общении можно использовать доску с изображениями, буквами, словами и / или фразами. В случаях прогрессирующего неврологического заболевания (например, БАС, болезни Хантингтона) невербальное общение может стать основным средством общения человека. В таких случаях иногда используются электронные устройства.

Моторная логопедия | Центральный медицинский центр Вермонта

В реабилитационных службах CVMC наши речевые патологи (SLP) работают с пациентами, страдающими апраксией или дизартрией, чтобы оценить природу и тяжесть этих расстройств и определить лучший курс лечения для улучшения речевых способностей и коммуникативных навыков.

Апраксия

Апраксия речи вызывается повреждением частей мозга, связанных с речью. Людям с апраксией речи сложно распределять звуки по слогам и словам. Степень тяжести зависит от характера поражения головного мозга. Люди с апраксией речи знают, какие слова они хотят сказать, но их мозг испытывает трудности с координацией мышечных движений, необходимых для произнесения этих слов. Они могут сказать что-то совершенно другое, даже придуманные слова.

Лечение

Речевой патолог (SLP) может оценить человека.Результаты определят характер и тяжесть апраксии. SLP может работать с людьми с апраксией речи для улучшения речевых способностей и общих коммуникативных навыков. Мускулы речи часто нужно «переучивать», чтобы правильно воспроизводить звуки и преобразовывать звуки в слова. Упражнения предназначены для того, чтобы человек мог повторять звуки снова и снова и практиковать правильные движения рта для звуков. Человеку с апраксией речи может потребоваться замедлить темп своей речи или поработать над «ритмичностью» речи, чтобы он или она могли издавать все необходимые звуки.

Дизартрия

Дизартрия возникает, когда мышцы рта, лица и дыхательной системы становятся слабыми, медленно двигаются или вообще не двигаются после инсульта или другой травмы головного мозга. Тип и тяжесть дизартрии зависят от пораженной области нервной системы.

Лечение

SLP может оценить человека с проблемами речи и определить характер и серьезность проблемы. SLP будет следить за движением губ, языка и лица, а также за поддержкой речи при дыхании, качеством голоса и т. Д.Лечение зависит от причины, типа и тяжести симптомов. SLP работает с человеком над улучшением коммуникативных способностей.

Возможные цели лечения включают:

  • улучшение поддержки дыхания, чтобы человек мог говорить более громко;
  • укрепление мышц; увеличение движения рта, языка и губ;
  • улучшение артикуляции, чтобы речь стала более четкой; и
  • обучение воспитателей и членов семьи стратегиям лучшего общения с человеком с дизартрией.

В тяжелых случаях люди могут научиться использовать альтернативные средства связи (например, простые жесты, доски с алфавитом, электронное или компьютерное оборудование).

Вспомогательные средства и устройства для альтернативного общения (AAC)

Когда дети или взрослые не могут использовать речь для эффективного общения во всех ситуациях, можно использовать вспомогательное и альтернативное общение (AAC), которое включает в себя все формы общения, кроме устной речи. выражать мысли, потребности, желания и идеи.

Мы все используем AAC, когда делаем мимику или жесты, используем символы или изображения или пишем. Люди с серьезными проблемами речи или языка полагаются на AAC, чтобы дополнить существующую речь или заменить речь, которая не работает. Доступны специальные вспомогательные средства, такие как доски для передачи изображений и символов, а также электронные устройства, которые помогают людям выражать свои мысли. Это может улучшить социальное взаимодействие, успеваемость в школе и чувство собственного достоинства. Пользователи AAC не должны прекращать использование речи, если они могут это сделать.

Расстройства моторной речи — обзор

Расстройства моторной речи

Расстройства моторной речи — это нарушения в системах и механизмах, которые контролируют движения, необходимые для производства речи. Это группа расстройств, возникающих в результате нарушения мышечного контроля, слабости, медлительности или нарушения координации речевого механизма из-за повреждения центральной нервной системы. Термин охватывает сосуществующие нейрогенные расстройства нескольких или всех основных процессов речи: дыхания, фонации, резонанса, артикуляции и просодии.

Дизартрия — это группа заболеваний, которые возникают в результате повреждения мозга, в основном инсульта, и ухудшают разборчивость речи. Дизартрия, характеризующаяся слабостью, медлительностью, несогласованностью и неточными движениями речевых мышц, классифицируется как прогрессирующая или непрогрессирующая. Прогрессирующую дизартрию можно наблюдать у пациентов с болезнью Паркинсона, болезнью Хантингтона, рассеянным склерозом, заболеванием двигательных нейронов и т. Д. Хотя в некоторых случаях снижение может быть отложено, у пациентов с прогрессирующей дизартрией со временем наблюдается прогрессивное снижение функции мышц.Напротив, пациенты с непрогрессирующим дизартрием в результате инсульта и ЧМТ могут улучшить мышечную функцию с помощью лечения. Апраксия речи — это расстройство моторной речи, при котором моторная функция не нарушена, но неврологические механизмы планирования и программирования последовательностей моторной речи нарушены. Инсульт является основной причиной нарушений моторной речи у взрослых, и существует высокая частота и распространенность инсульта в неосновных культурных группах. Тем не менее, до недавнего времени литература о влиянии культурной и языковой изменчивости на оценку и лечение приобретенных моторных речевых расстройств была крайне ограничена.Исследователи изучили влияние дизартрии на тон речи и просодию в некоторых неамериканских популяциях, включая бенгальский и китайский кантонский диалект и мандаринский диалект. Например, Чакраборти и его коллеги (2008) изучали дизартрическую речь взрослых бенгальцев и обнаружили, что неточные согласные звуки являются наиболее универсальной особенностью речи при пяти изученных типах дизартрии. Другие присутствующие речевые проблемы включали фонаторную недостаточность, натянутый голос, голосовой тремор, монотонность и просодические трудности, такие как снижение стресса, медленная скорость и нерегулярные артикуляционные разрывы и гипервентиляция.Многие выводы, сделанные для носителей китайского языка с дизартрией, подтверждают более ранние выводы для носителей английского языка, таким образом подтверждая универсальный языковой аспект дизартрии. Однако определенные различия, которые можно отнести к разным фонологиям кантонского и мандаринского диалектов, подчеркивают языковые аспекты состояния у носителей кантонского и китайского языков, страдающих болезнью Паркинсона и церебральным параличом. Поскольку китайские языки очень тональны, дизартрия влияет не только на сегментарные особенности языков, но и на супрасегментарные особенности, подчеркивая взаимодействие между нейрофизиологическими особенностями дизартрии и специфическими для языка фонотаксическими аспектами разных языков.В Соединенных Штатах преобладает вопрос о влиянии диалекта на дизартрическую речь, особенно у афроамериканцев, использующих афроамериканский диалект английского языка (AAVE). Этот вопрос требует эмпирического исследования.

Апраксия речи у детей — симптомы и причины

Обзор

Детская апраксия речи (CAS) — это необычное речевое расстройство, при котором ребенку трудно делать точные движения при разговоре.

В CAS мозг изо всех сил пытается разработать планы речевого движения. При этом заболевании речевые мышцы не слабы, но они не работают нормально, потому что мозгу трудно направлять или координировать движения.

Чтобы говорить правильно, мозг вашего ребенка должен научиться составлять планы, которые сообщают его речевым мышцам, как двигать губами, челюстью и языком таким образом, чтобы в результате произносились точные звуки и слова с нормальной скоростью и ритмом.

CAS часто лечат с помощью логопеда, при котором дети практикуют правильное произнесение слов, слогов и фраз с помощью логопеда.

Симптомы

Дети с детской апраксией речи (CAS) могут иметь множество речевых симптомов или характеристик, которые различаются в зависимости от их возраста и серьезности речевых проблем.

CAS может быть связан с:

  • Отсроченное начало первых слов
  • Ограниченное количество произносимых слов
  • Способность образовывать только несколько согласных или гласных звуков

Эти симптомы обычно наблюдаются в возрасте от 18 месяцев до 2 лет и могут указывать на подозрение на CAS .

По мере того, как дети начинают больше говорить, обычно в возрасте от 2 до 4 лет, характеристики, которые, вероятно, указывают на CAS , включают:

  • Искажения гласных и согласных
  • Разделение слогов в словах или между ними
  • Ошибки озвучивания, например «пирог» звучит как «до свидания»

Многим детям с CAS трудно поставить челюсти, губы и язык в правильное положение, чтобы издать звук, и они могут испытывать трудности с плавным переходом к следующему звуку.

Многие дети с CAS также имеют языковые проблемы, такие как ограниченный словарный запас или трудности с порядком слов.

Некоторые симптомы могут быть уникальными для детей с CAS и могут быть полезны для диагностики проблемы. Однако некоторые симптомы CAS также являются симптомами других типов речи или языковых расстройств. Трудно диагностировать CAS , если у ребенка есть только симптомы, которые обнаруживаются как в CAS , так и при других типах речи или языковых расстройств.

Некоторые характеристики, иногда называемые маркерами, помогают отличить CAS от других типов речевых расстройств. Те, которые особенно связаны с CAS , включают:

  • Проблемы с плавным переходом от одного звука, слога или слова к другому
  • Нащупывание челюстью, губами или языком для правильного произнесения звуков речи
  • Искажения гласных, например, попытка использовать правильную гласную, но произносит ее неправильно
  • Использование неправильного ударения в слове, например, произнесение слова «банан» как «BUH-nan-uh» вместо «buh-NAN-uh»
  • Использование одинакового ударения для всех слогов, например, «BUH-NAN-UH»
  • Разделение слогов, например, пауза или разрыв между слогами
  • Несогласованность, например, разные ошибки при попытке повторить одно и то же слово во второй раз
  • Сложность подражания простым словам
  • Непоследовательные ошибки при озвучивании, например слово «вниз» вместо «город».

Другие характеристики наблюдаются у большинства детей с проблемами речи или языка и не помогают отличить CAS .Характеристики, наблюдаемые как у детей с CAS , так и у детей с другими типами речи или языковых расстройств, включают:

  • Меньше лепет или меньше голосовых звуков, чем обычно в возрасте от 7 до 12 месяцев
  • Позднее произнесение первых слов (в возрасте от 12 до 18 месяцев)
  • Использование ограниченного количества согласных и гласных
  • Часто пропускаются (пропускаются) звуки
  • Использование трудной для понимания речи

Другие речевые расстройства иногда путают с CAS

Некоторые речевые звуковые расстройства часто путают с CAS , потому что некоторые характеристики могут совпадать.Эти нарушения звука речи включают нарушения артикуляции, фонологические нарушения и дизартрию.

Ребенок, которому трудно научиться издавать определенные звуки, но который не имеет проблем с планированием или координацией движений, чтобы говорить, может иметь артикуляционное или фонологическое расстройство. Артикуляционные и фонологические нарушения встречаются чаще, чем CAS .

Артикуляционные или фонологические речевые ошибки могут включать:

  • Замена звуков, таких как «фум» вместо «большой палец», «ваббит» вместо «кролик» или «туп» вместо «чашка»
  • Пропуск (опускание) заключительных согласных, таких как «да» вместо «утка» или «э-э» вместо «вверх».
  • Остановка воздушного потока, например, произнесение «тун» вместо «солнце» или «ду» вместо «зоопарк»
  • Упрощение звуковых комбинаций, например, произнесение «тинг» вместо «струна» или «туман» вместо «лягушка».

Дизартрия — это расстройство моторной речи, которое возникает из-за слабости, спастичности или неспособности контролировать речевые мышцы.Сложно произносить звуки речи, потому что речевые мышцы не могут двигаться так далеко, так быстро или так сильно, как обычно. У людей с дизартрией также может быть хриплый, мягкий или даже напряженный голос, невнятная или медленная речь.

Дизартрию часто легче идентифицировать, чем CAS . Однако, когда дизартрия вызвана повреждением определенных областей мозга, влияющих на координацию, может быть трудно определить различия между CAS и дизартрией.

Причины

Детская апраксия речи (CAS) имеет ряд возможных причин, но во многих случаях причину определить невозможно.Врачи часто не замечают проблемы в мозгу ребенка с CAS .

CAS может быть результатом мозговых (неврологических) состояний или травм, таких как инсульт, инфекции или черепно-мозговые травмы.

CAS может также возникать как симптом генетического нарушения, синдрома или метаболического состояния. Например, CAS чаще встречается у детей с галактоземией.

CAS иногда называют апраксией развития.Однако дети с CAS не обязательно вырастают из CAS по мере своего развития. У многих детей с задержкой речи или нарушениями развития дети следуют обычным схемам в развитии речи и звуков, но они развиваются медленнее, чем обычно.

Дети с CAS не делают типичных звуковых ошибок развития. Им нужна логопедия, чтобы добиться максимального прогресса.

Факторы риска

Нарушения в гене FOXP2, по-видимому, увеличивают риск апраксии речи у детей (CAS) и других расстройств речи и языка.Ген FOXP2 может участвовать в развитии определенных нервов и проводящих путей в головном мозге. Исследователи продолжают изучать, как отклонения в гене FOXP2 могут влиять на координацию движений и обработку речи и языка в головном мозге.

Осложнения

Многие дети с детской апраксией речи (CAS) имеют другие проблемы, которые влияют на их способность к общению. Эти проблемы не связаны с CAS , но их можно увидеть вместе с CAS .

Симптомы или проблемы, которые часто присутствуют вместе с CAS , включают:

  • Задержка языка, например трудности с пониманием речи, ограниченный словарный запас или трудности с использованием правильной грамматики при объединении слов во фразу или предложение
  • Задержка умственного и моторного развития и проблемы с чтением, правописанием и письмом
  • Трудности с крупной и мелкой моторикой или координацией
  • Гиперчувствительность, при которой ребенку могут не нравиться некоторые текстуры одежды или текстура определенных продуктов, или ребенку может не нравиться чистка зубов.

Профилактика

Диагностика и лечение детской апраксии речи на ранней стадии может снизить риск долгосрочного сохранения проблемы.Если у вашего ребенка проблемы с речью, рекомендуется попросить речевого патолога оценить вашего ребенка, как только вы заметите какие-либо проблемы с речью.

Дизартрия

[en Español]

Дизартрия — это нарушение речи, вызванное мышечной слабостью. Вам может быть трудно разговаривать. Людям может быть сложно понять, что вы говорите. Патологи речи, или SLP, могут помочь.

На этой странице

О дизартрии

Чтобы говорить, мы используем множество мускулов. К ним относятся мышцы лица, губ, языка и горла, а также мышцы для дыхания. Когда эти мышцы слабы, говорить сложнее. Дизартрия возникает, когда у вас слабые мышцы из-за повреждения мозга. Это расстройство моторной речи, которое может быть легким или тяжелым.

Дизартрия может возникать при других проблемах с речью и языком. У вас могут возникнуть проблемы с передачей сообщений от мозга к мышцам, чтобы заставить их двигаться, это называется апраксия.У вас также могут быть проблемы с пониманием того, что говорят другие, или с рассказыванием других о своих мыслях, это называется афазией.

Признаки дизартрии

Если у вас дизартрия, вы можете:

  • Имеете «невнятную» или «невнятную» речь, которую может быть трудно понять.
  • Говори медленно.
  • Говорите слишком быстро.
  • Говори тихо.
  • Не можете хорошо двигать языком, губами и челюстью.
  • Звук роботизированный или прерывистый.
  • У вас изменился голос.Вы можете хрипеть или хрипеть. Или вы можете звучать так, как будто у вас заложен нос или вы говорите неуместно.

Причины дизартрии

Повреждение мозга вызывает дизартрию. Это может произойти при рождении, после болезни или травмы. Все, что вызывает повреждение головного мозга, может вызвать дизартрию, например:

  • Ход
  • Травма головного мозга
  • Опухоли
  • Болезнь Паркинсона
  • Боковой амиотрофический склероз, или БАС
  • Болезнь Хантингтона
  • Рассеянный склероз
  • Детский церебральный паралич
  • Мышечная дистрофия

Тест на дизартрию

Если у вас проблемы с речью, вам следует немедленно обратиться к врачу.Важно выяснить, почему, и убедиться, что не стало хуже. SLP может проверить вашу речь и язык. Это поможет SLP решить, есть ли у вас дизартрия или другая проблема. SLP будет следить за тем, насколько хорошо вы двигаете ртом, губами и языком и насколько хорошо вы дышите. Она выслушает вашу речь в отдельных словах, предложениях и разговоре. SLP проверит, насколько хорошо вы понимаете и говорите.

Лечение дизартрии

Ваша работа с SLP будет зависеть от типа дизартрии и степени ее тяжести.Вы можете работать на:

  • Замедление речи.
  • Требуется больше дыхания, чтобы говорить громче.
  • Укрепляет мышцы рта.
  • Еще больше шевелит губами и языком.
  • Четкое произнесение слов и предложений.
  • Использование других способов общения, таких как жесты, письмо или использование компьютера. Это дополнительное и альтернативное общение, или AAC.

SLP также может работать с вашей семьей и друзьями, чтобы помочь им научиться разговаривать с вами и понимать вас.

Советы по разговору с больным дизартрией

Хорошее общение зависит как от говорящего, так и от слушающего. Вот несколько советов для вас обоих.

Советы для вас

Если у вас дизартрия, вот несколько советов:

  • Скажите одно слово или фразу, прежде чем начинать говорить предложениями. Это расскажет слушателю, о чем идет речь, и поможет ему понять, что вы говорите. Например, вы можете сказать «ужин», прежде чем начать говорить о том, что вы хотите съесть.
  • Посоветуйтесь со слушателями, чтобы убедиться, что они вас понимают.
  • Говорите медленно и громко. Сделайте паузу, чтобы позволить собеседнику подумать о том, что вы сказали.
  • Постарайтесь не разговаривать много, когда вы устали. Вашу речь может быть труднее понять.
  • Попробуйте показывать пальцем, рисовать или писать, когда вам трудно говорить.

Детям может понадобиться помощь, чтобы не забыть пользоваться этими советами.

Советы для слушателя

Поделитесь этими советами с семьей и друзьями:

  • Поговорите со мной в тихом месте с хорошим освещением.
  • Обратите внимание на меня, когда я говорю.
  • Смотри, как я говорю. Это может помочь вам понять, что я говорю.
  • Сообщите мне, если у вас возникнут проблемы с пониманием меня. Не делай вид, что понимаешь меня.
  • Повторите часть того, что я сказал, что вы поняли. Тогда мне не придется начинать все заново.
  • Если вы все еще меня не понимаете, задавайте вопросы «да» или «нет».