Содержание

Психолого-педагогическая характеристика среднего дошкольного возраста. | Методическая разработка (средняя группа) по теме:

Психолого-педагогическая характеристика среднего дошкольного возраста.

Средний возраст — важнейший период в развитии дошкольника.

Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. В средней группе особенно важно наладить разумный двигательный режим.

Средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными.

Дети легко объединяются в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий.

Основным видом деятельности детей среднего возраста является игра, а также появляются продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование.

В сюжетных играх дети легко используют различные предметы-заместители (например, кубик в качестве мыла). Это развивает фантазию и воображение ребенка.

В игре ребенку впервые открываются отношения, существующие между людьми, ребенок сам может выполнить ту или иную роль. В игре развивается умственная активность ребенка.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Дошкольник начинает учиться, играя — он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами.

В средней группе отдается предпочтение игровому построению всего образа жизни детей. В течение дня дети участвуют в разнообразных играх.

Все виды занятий либо проходят в форме игры, либо содержат игровые ситуации и действия.

Новые черты появляются в общении средних дошкольников с воспитателем. Дети стремятся к познавательному, интеллектуальному общению с взрослыми. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?».

Способность детей устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру.

Доброжелательное, заинтересованное отношение воспитателя к детским вопросам и проблемам, готовность «на равных» обсуждать их с детьми помогает с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой — укрепляет доверие дошкольников к взрослому. Это способствует появлению чувства уважения к старшим.

Дошкольник пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создаёт новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни.

Наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения.        

Главное предвидеть поступки детей и заблаговременно ориентировать их на правильное поведение.

Дети среднего возраста отличаются высокой эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства.

Воспитатель пробуждает эмоциональную отзывчивость детей, направляет ее на сочувствие сверстникам, элементарную взаимопомощь.

Развиваются эстетические чувства детей.

Они замечают красоту природы, звучание музыки. Ребенку в этом помогает взрослый. Внимательное, заботливое отношение к детям, умение поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность, организация разнообразной деятельности составляет основу правильного воспитания и полноценного развития детей в средней группе детского сада.

Воспитатель постепенно развивает игровой опыт каждого ребенка, помогает открывать новые возможности игрового отражения мира, пробуждает интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.

Психолого — педагогическая характеристика среднего дошкольного возраста | Консультация (средняя группа):

           Среднему возрасту дошкольников необходимо уделять особое внимание в связи с исключительным положением в дошкольном детстве, когда ребёнок ещё и не большой, но уже и не маленький. Средний возраст является переходным возрастом дошкольного детства.  В этот период у нормально развивающегося ребёнка происходят большие изменения во всём психическом развитии. Чрезвычайно возрастает познавательная активность – развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического  мышления.

           У трёхлетних детей восприятие достигает сравнительно высокого уровня. Например, им доступно выделение свойств и отношений объектов, что может происходить не только практически, но и зрительно с помощью перцептивных действий. Дети умеют работать по образцу, выделяя при этом цвет, форму, величину, материал и другие свойства предметов, а также  некоторые пространственные отношения между ними. Восприятие активно включается в деятельность ребёнка, оно помогает выполнять ему посильные, знакомые по характеру задачи, предъявляемые взрослым (или встречающиеся в быту), находить решение значительно быстрее и эффективнее, чем раньше. Сами перцептивные действия еще недостаточно совершенны. Произошёл только первый шаг – переход от практической ориентировки к ориентировке перцептивной.

          Игра представляет собой продолжение и развитие предметной деятельности, ребёнок использует реальные предметы и изображающие их игрушки строго по назначению, овладевая множеством предметных действий. Все эти действия постепенно перестают быть самоцелью – их начинают выполнять не сами по себе, а для чего-то, для определённой цели. В дальнейшем они заменяются цепочкой логически последовательных действий, которые отражают часто повторяющиеся в жизни ребёнка привычные ситуации, но в них не прослеживается сюжет и не отражаются взаимоотношения людей.

         В этом возрасте слово у ребёнка часто оказывается недостаточно обобщенным, ситуативным или, наоборот, генерализованным, а в ряде случаев понимание его ребёнком может быть вовсе неверным. В речи детей встречаются замены, подстановки знакомых слов на место незнакомых. Растущие потребности общения приводят к тому, что развиваются все формы и функции речи.  До сих пор, направляющую и организующую роль выполняет речь взрослого. Она привлекает внимание ребёнка, направляет его на деятельность, в более простых случаях определяет цель деятельности, но включение словесной инструкции не всегда помогает ребёнку в её усвоении и осуществлении. Ребёнку необходимы и другие средства передачи знаний и организации деятельности: показ действий, образец, совместные действия со взрослым.

        Появление элементов трудовой деятельности выражается в основном в овладении навыками самообслуживания, которые обеспечивают им известную бытовую самостоятельность: ребёнок может без помощи взрослого одеться, раздеться, умыться, пользоваться туалетом, есть. Самообслуживание включает в себя ряд весьма сложных по своей структуре навыков, которыми должен овладеть ребёнок. Здесь могут возникнуть 2 типа затруднений: в определении и усвоении  последовательности операций, с одной стороны, и в овладении каждой из них – с другой. Особое значение приобретает при этом организация ориентировочно –исследовательской фазы овладения навыками, непосредственно связанной с восприятием.

        У детей четвертого и пятого года жизни продолжает развиваться произвольная память. Ребёнок уже принимает разнообразные задания на запоминание и начинает прилагать специальные усилия для того, чтобы запомнить. У детей постепенно увеличивается объём запоминаемого материала. В этот период ребёнок удерживает в памяти 5-6 предметов или картинок. Именно в этот период начинают закладываться элементы опосредованного запоминания.

          В этом возрасте возникает сюжетно – ролевая игра. К пяти годам становится преобладающей и требует участия группы дошкольников, поэтому является первым и основным видом совместной их деятельности. В процессе этой игры дети учатся взаимодействовать, усваиваю нравственные нормы, что оказывает влияние на развитие их личности в целом. Особенно большое значение имеют при этом те отношения, которые возникают у детей в игре при распределении ролей, в ходе согласования дальнейших действий, их оценки, обсуждения правил поведения и т.п.

          В среднем возрасте начинают формироваться продуктивные виды деятельности, которые требуют достаточно высокого уровня сенсорного развития, в частности восприятии и представлений. Для продуктивной деятельности необходимо развитие моторики, зрительно-двигательной координации, воображения и мышления: анализ объекта, выделение главного, оперирование образами-представлениями.

           В среднем возрасте слово  уже может более адекватно направлять деятельность ребёнка и передавать ему информацию, но словесное инструктирование, передача опыта в словесной форме ещё нуждаются в чувственной опоре. Лишь к пяти годам слово начинает само по себе, в пределах определённого содержания, служить источником информации и способом передачи общественного опыта. Изменяется и роль собственной речи ребёнка, это проявляется в регуляции его деятельности. Из сопровождающей она превращается сначала в фиксирующую, а затем в планирующую. Речь активно включается в усвоение знаний, в развитие мышления, в сенсорное развитие, в нравственное, эстетическое воспитание ребёнка, в формирование его деятельности и личности

          В среднем возрасте под влиянием взрослых ребёнок усваивает моральные нормы, учится подчинять свои поступки этическим эталонам. Таким образом, у него формируется правильное поведение в коллективе, появляется самосознание, самооценка,  самоконтроль, развивается эмоциональная и волевая сферы и мотивация деятельности.

Источники:  

  • Е. А. Стребелева, Г. А. Машина «Психолого – педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста»
  • Е. Е. Алексеева «Психологические проблемы детей дошкольного возраста»

Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста | Статья (средняя группа) на тему:

 Возрастные особенности детей средней группы(4-5лет)

Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. Существуют специфические возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным. А это значит, что малыш по мере взросления всегда найдет общий язык со своими сверстниками.

Физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими. Нужно отметить, что возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребенок быстро устает. Следовательно, малышам необходимо давать время для отдыха. Что касается темпов физического развития, то с 4 до 6 лет они существенно не меняются. В среднем ребенок подрастает за год на 5–7 см и набирает 1,5–2 кг веса. Происходят рост и развитие всех органов и систем детского организма.

Психическое развитие ребенка в возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся. 5 вещей, из-за которых вы не должны испытывать чувства стыда. Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое. Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности. Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4–5 лет, воспитатели дошкольных учреждений создают условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка.

Роль игры: Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры. Возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин). Мальчики предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей. На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха.

Творческие способности: Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность. Возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС предполагают, что на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения. Средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы, и пользуется ими. Яркая фантазия и богатое воображение позволяют создавать целые вселенные в голове или на чистом листе бумаги, где ребенок может выбрать для себя любую роль.

 Развитие речи: В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками. Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь. Общение со сверстниками и взрослыми В среднем дошкольном возрасте первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками. Если раньше ребенку было достаточно игрушек и общения с родителями, то теперь ему необходимо взаимодействие с другими детьми. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Общение, как правило, тесно связано с другими видами деятельности (игрой, совместным трудом). Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего.  В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный характер. Взаимодействие со взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвлеченным. Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов. Именно в этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными. Порой взрослые члены семьи не замечают эти возрастные особенности детей 4–5 лет.

Эмоциональные особенности :В этом возрасте происходит значительное развитие сферы эмоций. Это пора первых симпатий и привязанностей, более глубоких и осмысленных чувств. Ребенок может понять душевное состояние близкого ему взрослого, учится сопереживать. Дети очень эмоционально относятся как к похвале, так и к замечаниям, становятся очень чувствительными и ранимыми. К 5 годам ребенка начинают интересовать вопросы пола и своей гендерной принадлежности. Как уже упоминалось, одной из отличительных особенностей данного возраста является яркая фантазия, воображение. Нужно учитывать, что это может породить самые разные страхи. Ребенок может бояться сказочного персонажа или воображаемых чудовищ. Родителям не нужно слишком волноваться: это не проблема, а лишь возрастные особенности детей 4–5 лет. Психология знает много способов борьбы с такими страхами, но важно помнить, что это всего лишь временные трудности, которые сами уйдут со временем, если родители не будут акцентировать на них внимание или использовать против ребенка в воспитательных целях. Обучение детей 4–5 лет Сотрудники дошкольных учреждений при обучении учитывают психологические и возрастные особенности детей 4–5 лет. По программе «От рождения до школы», используемой в настоящее время, акцент делается на становлении и всестороннем развитии личности. При этом с детьми проводятся тематические занятия, на которых объясняются правила поведения в коллективе, дома и в общественных местах, основы безопасности, развивается речь, совершенствуются гигиенические навыки и так далее. При этом учебный процесс строится на игре. Педагоги знакомят ребенка с новыми понятиями и правилами через доступный и привлекательный для него вид деятельности, принимая во внимание возрастные особенности детей 4–5 лет. В этом возрасте необходимо расширять кругозор ребенка и его знания об окружающем мире.

Воспитание:  Говоря о воспитании детей этого возраста, нужно помнить, что на данном этапе существенно меняется характер. Кризис трех лет благополучно проходит, и ребенок становится гораздо более послушным и покладистым, чем раньше. Именно в это время детям необходимо полноценное общение с родителями. Главная функция взрослых сейчас – объяснить как можно подробнее и показать на личном примере. Ребенок впитывает все как губка, с любознательностью первооткрывателя тянется к новым знаниям. Родители должны внимательно выслушивать многочисленные вопросы и отвечать на них, ведь в семье дети черпают первые знания об окружающем мире и своем месте в нем. Именно теперь необходимо закладывать нравственные качества, развивать в ребенке доброту, вежливость, отзывчивость, ответственность, любовь к труду. На этом этапе у ребенка появляются первые друзья, поэтому очень важно научить общаться со сверстниками: уступать, отстаивать свои интересы, делиться.

Роль дошкольных учреждений: Стоит отметить, что лучших успехов в воспитании можно добиться в случае тесного и доверительного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения, так как сотрудники садиков учитывают возрастные особенности детей 4–5 лет. Консультация для родителей является одним из путей такого взаимодействия. Взрослые члены семьи должны обладать хотя бы минимальной подготовкой в области психологии, чтобы лучше понимать своего ребенка. Еще один способ охарактеризовать возрастные особенности детей 4–5 лет – родительское собрание. На нем воспитатели и детский психолог совместно со взрослыми членами семьи могут наметить основные принципы воспитания и обсудить все интересующие и спорные вопросы.

 Семья – это главное. По мнению практикующих детских психологов, семья играет важнейшую роль в становлении личности ребенка. Отношения между родителями – первое, что видит подрастающий малыш, это тот эталон, который он считает единственно верным. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка был достойный пример в лице взрослых. Родители должны помнить, что именно в дошкольном возрасте развиваются такие черты характера, как доброта, справедливость, правдивость, закладываются жизненные ценности и идеалы. Поэтому так важно учитывать возрастные особенности детей 4–5 лет. Помощь в воспитании отдельных черт характера должна также осуществляться в соответствии с полом дошкольника и ролями взрослых в семье. Так, мать учит ребенка находить общий язык, искать компромисс, от нее исходит ласка, забота и любовь. Отец является олицетворением порядка, защиты, это первый учитель жизни, который помогает быть сильным и целеустремленным. Отношения внутри семьи – важнейший фактор, оказывающий влияние на воспитание ребенка и на всю его последующую жизнь. 

Особенности детей среднего дошкольного возраста

Определение 1

Средний дошкольный возраст – это период развития ребенка, охватывающий временной промежуток от четырех до пяти лет, характеризующийся проявлением любознательности и активности в различных направлениях деятельности.

В этом возрасте дети стремятся все больше взаимодействовать со сверстниками, строить социальные контакты. При этом, их эмоциональный настрой остается таким же неустойчивым, как и у младших дошкольников. Ребенок имеет неустойчивое внимание, сложности с его концентрацией, нестабильность мыслительной деятельности.

Поведение ребенка становится более осознанным и произвольным. Значение речи в построении коммуникативных контактах и иных направлениях деятельности все больше возрастает.

К четырехлетнему возрасту дети начинают активно заниматься изобразительной деятельностью. Рисунки характеризуются детализированностью и художественным замыслом.

Кроме того, у малышей развиваются технические способности. Дети не просто конструируют что-либо, но и задумывают вид конструкции и ищут варианты ее практического воплощения.

Готовые работы на аналогичную тему

Средний дошкольный возраст имеет свои уникальные особенности во всех направлениях развития ребенка.

Специфика физического развития

Четырехлетние дети активно развиваются физически и их возможности быстро возрастают. Наблюдается:

  • Развитие координации движений, ее развитость и устойчивость. Если ранее движения ребенка были хаотичными и пространственно-неустойчивыми, то в настоящее время они становятся более стабильными и уверенными;
  • Потребность в постоянной двигательной активности. Энергия ребенка в фазе роста, поэтому ему требуется ее расходовать;
  • Активное развитие моторных функций. Все движения ребенка среднего возраста характеризуются быстротой и ловкостью;
  • Неравномерный рост мышц. Ребенок развивается достаточно быстрыми темпами, в том числе и его мышцы. Однако они растут неравномерно, что требует с умом подходить к физической нагрузке ребенка. Ее нужно равномерно распределять и избегать перегрузок. Это устранит проблемы с усталостью ребенка и перенапряжением;
  • Темпы физического развития ребенка: рост на 5-8 см в год и набор 1,5-2 кг веса;
  • Целенаправленность двигательных функций. Движения ребенка носят уже не простой, а целенаправленный характер. Они мотивированные, осознанны и регулируются ребенком;
  • Двигательная активность находится в прямой зависимости от эмоционального настроя. Ребенок не способен к выполнению какого-то физического действия без желания и заинтересованности в нем. Точно также, остановить выполнение какой-то деятельности ребенок не может просто так;
  • Заинтересованность познания собственного физического устройства и развития, способностей;
  • Наблюдается рост степени функциональных возможностей; Более развитие навыки гигиены, способности к элементарному самообслуживанию.

Особенности психического развития

Отличительной чертой психического развития ребенка четырех лет является произвольность и осознанность функционирования процессов памяти, внимания и восприятия.

В целом психическое развитие характеризуется следующими чертами:

  1. Первоначальное развитие волевых качеств;
  2. Преобладание наглядно-образного мышления;
  3. Выполнение действий, носящих практическую ориентацию, основанных на опыте;
  4. Начальные задатки развития словесно-логического мышления;
  5. Расширение объема и возможностей памяти;
  6. Внимание становится более стабильным и сосредоточенным. Дети способны заниматься какой-то одной деятельностью в течение двадцати минут;
  7. Преобладание эгоцентрической позиции в мыслительной деятельности и поведенческих процессах;
  8. Развитие интеллектуального общения.

Особенности развития эмоциональной сферы личности

Данный период характеризуется активным развитием эмоциональной личностной структуры.

Дети начинают испытывать первые осознанные привязанности и симпатии. Они являются более глубокими и осознанными. При этом, наблюдается активная эмоциональная связь между ребенком и близкими ему людьми. Он чувствует состояние взрослых, стремится помочь им, снять эмоциональное напряжении, сочувствует и сопереживает.

Замечание 1

Характерной чертой этого возрастного периода является острая чувствительность ребенка. Он очень раним, его легко обидеть, и огорчить. Похвала воспринимается им очень эмоционально, а замечания или требования остро переживаются.

Дети среднего дошкольного возраста ориентируются в своей деятельности на активно развитое воображение. Это опасно тем, что может развить разнообразные страхи. Поэтому нужно обращать внимание на фантазии ребенка, воображаемых друзей и прочих выдуманных персонажей. Но переживать не стоить. В основном эти страхи являются лишь временными, ребенок их перерастет.

Поскольку эмоциональная сфера преобладает в жизни ребенка, то процесс воспитания в этом возрасте актуально стро

«Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста». Новости 12 «старшая». ГУО «Ясли-сад №106 г. Гродно» «Жемчужинка»

С 4-5 лет начинается новый этап развития вашего малыша – этап становления личности. В этом возрасте ребенок уже стремится сам решать вопросы и задачи. Совсем недавно он прибегал к вашей помощи при решении любых своих трудностей. Вы постоянно слышали его просьбы помочь одеться, обуться, найти карандаши, сложить игрушки и т. д. А теперь вы чаще всего слышите: «Я сам! » Не стоит этого пугаться. Малыш не игнорирует вас, у него просто появилось свое мнение (по поводу одежды, игрушек, выбора фильма или книги). Родители должны научиться прислушиваться к мнению малыша, считаться с ним. Ведь ребенок хочет быть услышанным. Малыш готов с удовольствием помочь родителям в уборке дома или в мытье посуды и может выполнить одновременно 2-3 поручения сразу. Он многое может и умеет. К концу среднего дошкольного возраста уже заложен фундамент интеллекта.

Поэтому отметим одну из особенностей малыша среднего возраста — стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Появляется возможность и потребность помочь другим. Малыш почувствует себя важным и нужным своей семье.

Вторая особенность малыша среднего возраста — ребенок начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают. Поэтому, уважаемые родители, с возрастными потребностями ребенка растут и обязанности родителей. Ничто так не может научить ребенка, как собственный пример родителей. Грубость, жестокость, безразличие, неуважение к окружающим со стороны родителей абсолютно недопустимы. Никогда не выясняйте отношения в присутствии детей, не спешите с выводами в отношении наказания. Прежде чем наказывать или ругать, разберитесь в сути поступка. Ни в коем случае не срывайте на ребенке свое зло и не выплескивайте на него свой негатив! Дети всегда это чувствуют.

Ни при каких обстоятельствах не допускайте лжи. Если вы что-либо пообещали малышу, то обязательно это сделайте. Но если вы не уверены, то лучше об этом промолчать. Вашему ребенку очень важно честность и доверие. Не ограждайте своего ребенка от всех проблем и душевных потрясений. Ведь малыш должен постепенно сам учиться разделять добро и зло, а взрослые должны лишь помочь ему правильно ориентироваться в жизни. Отсюда вытекает еще одна особенность — для детей среднего дошкольного возраста характерно наличие у ребёнка потребности в совместной деятельности с взрослым.

Параллельно развивается и другая особенность. Назовем ее — отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и вы все больше и больше будете замечать, как от внутрисемейных отношений ваш малыш переходит к более широким отношениям с миром. Уже в 4 года он не может обходиться без сверстников. Вся жизнь малыша теперь в игре. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Играя, ребёнок учится сотрудничать и разрешать конфликты, пытаясь уладить недоразумения и ссоры. В игре формируется самооценка малыша. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка. Более того, мы все больше замечаем, как наши малыши тянутся к ребятам постарше. Не бойтесь этого, ваш ребенок просто хочет больше узнать и большему научиться.

Идем далее. Не можем мы обойти стороной еще одну особенность малышей среднего возраста — активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Возраст 4 — 5 лет – возраст «почемучек». И, конечно же, познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре. Берегитесь, уважаемые родители! Ведь чтобы отвечать на вопросы ребенка, нужно много знать. А вопросы у детей порой возникают очень неожиданные.

На 4-5 году жизни развиваются творческие способности. И это еще одна особенность. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий. Он делает успехи в рисовании и лепке. К пяти годам словарный запас превышает 2000 слов. В нём появляются абстрактные понятия (счастье, добро, любовь). Ребёнок уже может чётко назвать своё имя, фамилию, свой возраст и даже адрес проживания. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Возрастает объем памяти, начинает развиваться образное мышление, увеличивается устойчивость внимания.

В среднем дошкольном возрасте ребёнок начинает напоминать «вечный двигатель». Сидит только тогда, когда что-то делает. Он может двигаться 24 часа в сутки, «исследуя» всё, что попадается на пути. Поэтому, дорогие мамочки и папочки, вам необходимо задуматься о безопасности своего растущего малыша (а точнее, о ней никогда не стоит забывать).

Выделим еще одну особенность среднего дошкольного возраста, появляющуюся как следствие развитого воображения — страхи. Средний дошкольный возраст – период расцвета страхов. Ребёнок боится сказочных персонажей, темноты, неприятных снов, собак, глубины. Их очень много, этих детских страхов. И к ним нельзя относиться пренебрежительно. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. И здесь, как и всегда, мы, взрослые, должны быть рядом, чтобы поддержать своего малыша.

Воспитание ребенка – процесс многогранный. В мире существует огромное количество пособий по вопросам воспитания. Но, к сожалению, ни одно из них не дает исчерпывающего ответа на все интересующие родителей вопросы. К тому же, каждый ребенок очень индивидуален. Педагоги могут ответить на вопросы воспитания лишь теоретически, а как правильно воспитать своего ребенка, знают только любящие родители. Любите своих малышей! Обеспечивая малыша материальными благами, не забудьте, что ничто не заменит ему в жизни любовь, внимание и душевное тепло его любимых мамы и папы.

Психологические особенности детей 4-5 лет.. Ясли-сад № 66 г. Гродно

             Вашему ребёнку уже 4 года. Много это или мало? Маленький он у вас или уже большой? Как к нему относиться, чему учить, что требовать? Конечно, у родителей, которые беспокоятся за своего ребенка, возникает много вопросов. Попробуем ответить на некоторые из них.

        С 4-5 лет начинается новый этап развития вашего малыша – этап становления личности. В этом возрасте ребенок уже стремится сам решать вопросы и задачи. Совсем недавно он прибегал к вашей помощи при решении любых своих трудностей. Вы постоянно слышали его просьбы помочь одеться, обуться, найти карандаши, сложить игрушки и т. д. А теперь вы чаще всего слышите: «Я сам! » Не стоит этого пугаться. Ребёнок не игнорирует вас, у него просто появилось свое мнение (по поводу одежды, игрушек, выбора фильма или книги). Родители должны научиться прислушиваться к мнению малыша, считаться с ним. Ведь ребенок хочет быть услышанным. 

    Поэтому отметим одну из особенностей малыша среднего возраста — стремление к самостоятельности. 

     Вторая особенность малыша среднего возраста — ребенок начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают. Поэтому, уважаемые родители, с возрастными потребностями ребенка растут и обязанности родителей. Ничто так не может научить ребенка, как собственный пример родителей. Грубость, жестокость, безразличие, неуважение к окружающим со стороны родителей абсолютно недопустимы. Никогда не выясняйте отношения в присутствии детей, не спешите с выводами в отношении наказания. Прежде чем наказывать или ругать, разберитесь в сути поступка. Ни в коем случае не срывайте на ребенке свое зло и не выплескивайте на него свой негатив! Дети всегда это чувствуют. Ни при каких обстоятельствах не допускайте лжи. Если вы что-либо пообещали ребёнку, то обязательно это сделайте. Но если вы не уверены, то лучше об этом промолчать. Вашему ребенку очень важны честность и доверие. Не ограждайте своего ребенка от всех проблем и душевных потрясений. Ведь малыш должен постепенно сам учиться разделять добро и зло, а взрослые должны лишь помочь ему правильно ориентироваться в жизни. Отсюда вытекает еще одна особенность — для детей среднего дошкольного возраста характерно наличие у ребёнка потребности в совместной деятельности со взрослым.

    Параллельно с этой особенностью развивается и другая. Назовем ее- отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и вы все больше и больше будете замечать, как от внутрисемейных отношений ваш малыш переходит к более широким отношениям с миром. Уже в 4 года он не может обходиться без сверстников. Вся жизнь малыша теперь в игре. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Играя, ребёнок учится сотрудничать и разрешать конфликты, пытаясь уладить недоразумения и ссоры. В игре формируется самооценка малыша. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка. Более того, мы все больше замечаем, как наши малыши тянутся к ребятам постарше. Не бойтесь этого, ваш ребенок просто хочет побольше узнать и большему научиться.

      Идем далее. Не можем мы обойти стороной еще одну особенность малышей среднего возраста — активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Возраст 4 — 5 лет – возраст «почемучек».

     На 4-5 году жизни развиваются творческие способности. И это еще одна особенность. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий. Он делает успехи в рисовании и лепке.В нём появляются абстрактные понятия (счастье, добро, любовь). Ребёнок уже может чётко назвать своё имя, фамилию, свой возраст и даже адрес проживания. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Возрастает объем памяти, начинает развиваться образное мышление, увеличивается устойчивость внимания.

В среднем дошкольном возрасте ребёнок начинает напоминать «вечный двигатель». Сидит только тогда, когда что-то делает. Он может двигаться 24 часа в сутки, «исследуя» всё, что попадается на пути.

    Выделим еще одну особенность среднего дошкольного возраста, появляющуюся как следствие развитого воображения — страхи. Средний дошкольный возраст – период расцвета страхов. Ребёнок боится сказочных персонажей, темноты, неприятных снов, собак, глубины. Их очень много, этих детских страхов. И к ним нельзя относиться пренебрежительно. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. И здесь, как и всегда, мы, взрослые, должны быть рядом, чтобы поддержать своего ребёнка.

     Учитывая все выше перечисленные особенности развития ребёнка 4-5 лет, родители смогут извлечь из них максимальную пользу, чтобы воспитать полноценную личность.

Как правильно вести себя с ребёноком 4-5 лет

1.Запретов, правил и законов не должно быть очень много: в силу своих психических возрастных особенностей ребёнок не сможет выполнять их все. Напротив, если их будет запредельное количество, приготовьтесь к войне: малыш устроит протест.

2.Сдержанно реагируйте на справедливую обиду и гнев ребёнка.

Рассказывайте ему о своих чувствах, переживаниях. Так он будет лучше понимать вас и окружающих людей.

3.Разбирайте с ним особенности и детали любых сложных этических ситуаций, в которые он попадает во дворе и в детском саду.

4.Не перегружайте его совесть. Не нужно постоянно говорить ему об его ошибках: появится уничтожающее чувство вины, страх, мстительность, пассивность.

5.Ребёнку 4-5 лет не нужно рассказывать страшные истории, показывать ужастики, рассуждать о смерти и болезнях.

6.Интересуйтесь творческими особенностями и успехами своего малыша. Но не критикуйте.

7.Разрешайте ему как можно больше играть со своими сверстниками.

8.Отвечайте на любые вопросы, интересуйтесь его мнением. Подскажите способы самостоятельного поиска информации.

Возрастные особенности детей 4-5 лет: психология

Возраст от четырех до пяти лет — средний период дошкольного образования. Это очень важный этап в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На этом этапе существенно меняется характер ребенка, активно улучшаются познавательные и коммуникативные способности. По ГЭФ есть специфические возрастные характеристики детей 4-5 лет, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным.А это значит, что ребенок всегда найдет общий язык со сверстниками по мере взросления.

Физические особенности развития

В среднем дошкольном возрасте физические возможности ребенка значительно повышаются: улучшается координация, движения становятся более уверенными. В то же время есть постоянная потребность в движении. Активно развивая моторику, средний дошкольник в целом становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими.Следует отметить, что возрастные особенности детей 4-5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в этот период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребенок быстро устает. Поэтому малышам нужно дать время для отдыха.

Что касается темпов физического развития, то с 4 до 6 лет они существенно не меняются. В среднем за год ребенок вырастает на 5-7 см и собирает 1.5-2 кг веса. Происходит рост и развитие всех органов и систем детского организма.

Психическое развитие ребенка

В возрасте 4-5 лет различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важная особенность — они становятся более осознанными, произвольными: развивают волевые качества, которые пригодятся в будущем.

Характерный для ребенка сейчас тип мышления зрительно-образный. Это означает, что в основном действия детей носят практический, экспериментальный характер.Для них очень важна видимость. Однако по мере взросления мышление обобщается и к старшему дошкольному возрасту постепенно превращается в словесно-логическое. Объем памяти сильно увеличен: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение для взрослого. Повышенная случайность и устойчивость внимания: дошкольники могут на короткое время (15-20 минут) сосредоточиться на любом виде деятельности.

С учетом вышеперечисленных возрастных особенностей детей 4-5 лет воспитатели дошкольных учреждений могут создать условия для продуктивного труда и гармоничного развития ребенка.

Роль игры

Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша, но она значительно сложнее по сравнению с ранним возрастом. Увеличивается количество детей, вовлеченных в общение. Есть тематические ролевые игры. Возрастные особенности детей 4-5 лет таковы, что они более склонны к общению со сверстниками своего пола. Девочки больше любят семейную и бытовую тематику (дочь-мама, магазин). Мальчики предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей.На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стараются добиться успеха.

Творческие способности

Младшие дошкольники с удовольствием осваивают разные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься лепкой, аппликацией. Одно из основных — это зрительная деятельность. Возрастные особенности детей 4-5 лет по ГЭФ говорят о том, что на данном этапе дошкольник уже осваивает мелкую моторику, что позволяет детально рисовать и уделять больше внимания деталям.Рисование становится одним из средств творческого самовыражения.

Средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песню, понимает, что такое рифмы, и использует их. Яркая фантазия и богатая фантазия позволяют создавать в голове или на чистом листе бумаги целые вселенные, где ребенок может выбрать для себя любую роль.

Развитие речи

В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается качество звука, словарный запас активно растет, достигая около двух тысяч слов и более.Речевые возрастные особенности детей 4-5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться со сверстниками.

Ребенок уже способен охарактеризовать этот или другой предмет, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На этом этапе развития дети осваивают грамматический строй языка: понимают и правильно употребляют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь.

Общение со сверстниками и взрослыми

В среднем дошкольном возрасте первостепенное значение приобретает налаживание контактов со сверстниками.Если раньше у ребенка было достаточно игрушек и общения с родителями, то теперь ему необходимо взаимодействие с другими детьми. Возрастает потребность в признании и уважении со стороны сверстников. Общение, как правило, тесно связано с другой деятельностью (игра, совместная работа). Есть первые друзья, с которыми ребенок общается наиболее охотно.

В группе детей начинается соревнование и первые лидеры. Общение со сверстниками, как правило, ситуативно. Взаимодействие со взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более абстрактным.Ребенок рассматривает родителей как неиссякаемый и авторитетный источник новой информации, поэтому задает им множество различных вопросов. Именно в этот период дошкольники испытывают особую потребность в поощрении и возмущении замечаниями, если их усилия остаются незамеченными. Иногда взрослые члены семьи не замечают этих возрастных особенностей детей 4-5 лет. Памятка для родителей, составленная воспитателями и психологами дошкольных учреждений, поможет правильно и плодотворно выстроить общение с ребенком.

Эмоциональные особенности

В этом возрасте происходит значительное развитие сферы эмоций. Это время первых симпатий и привязанностей, более глубоких и значимых переживаний. Ребенок понимает духовное состояние близкого ему взрослого, учится сопереживать.

Дети очень эмоционально относятся как к похвале, так и к комментариям, становятся очень чувствительными и уязвимыми. К 5 годам ребенок начинает интересоваться гендером и гендерными вопросами.

Как уже было сказано, одна из отличительных черт этой эпохи — яркое воображение, воображение.Следует учитывать, что это может вызвать самые разные опасения. Ребенок может бояться сказочного персонажа или воображаемых монстров. Родители

детей младшего школьного возраста. Общая характеристика младшего школьного возраста краткая (психология)

Некоторые считают, что развитие ребенка начинается в подростковом возрасте. Здесь речь идет о его полном созревании. Это действительно так, но некоторые особенности развития представителей этой возрастной группы достаточно хорошо проявляют себя в младшем школьном возрасте.Ребенок уже подрос. Да, это просто то, чем он себя не считает. Это стандартная модель мышления для развивающихся людей. Зачем? Да, потому что он помнит себя, каким был раньше. Но он не знает, что такое настоящая взрослость, он еще не испытал ее.

Поэтому все-таки младший школьный возраст называют вершиной детства. И дело не только в этом, ведь основные моменты, которые присутствуют в детстве, младшим школьникам тоже доступны. Например, склонность к фантазии.Хотя это несколько меньше, чем у детей, ходящих в детский сад, но в то же время намного больше, чем даже у подростков. Это связано с еще неразвитыми лобными долями головного мозга, формирование которых прекращается только через 12 лет. Иногда в более позднем возрасте.

Трудности в составлении характеристики

Общая характеристика младшего школьного возраста — занятие мало неблагодарное. Каждый человек проявляет себя по-своему на данном возрастном этапе. Некоторые могут помочь родителям и даже заработать немного денег, а другие продолжают играть в песочнице.Что касается заработка, то часто это происходит с помощью родителей. Например, ребенку могут дать деньги за хорошие оценки в школе.

Есть одна точка. Младший школьный возраст может быть разным. Чаще всего деньги ребенку дают уже на поздних стадиях этого периода, так как маленькие дети в деньгах не нуждаются. Однако дети разные. Кто-то начинает требовать карманные деньги от родителей в семилетнем возрасте, а у кого-то такая идея и умение приходит только в подростковом возрасте.Правда, юность должна быть этапом, когда человек должен хоть как-то работать. Да пусть родители. Но механизм его существования должен быть взрослым. Ладно, мы уже уходим от темы.

Сложность составления подробной психологической характеристики этого возрастного этапа усложняет и то обстоятельство, что ребенок может принадлежать к разным национальностям, культурам, что усложняет процесс систематизации. Следовательно, общая характеристика младшего школьного возраста должна касаться только определенной культуры.В постсоветских странах очень похоже, так что это большой плюс. Давайте посмотрим на основные моменты.

Обучение

Общие характеристики младшего школьного возраста обязательно должны включать этот важный элемент. В конце концов, тренировка — одна из основных характеристик человека. Итак, только обучаясь, ребенок может полноценно социализироваться. Школа становится агентом образования в младшем школьном возрасте. Благодаря ей он может не только усваивать информацию, предусмотренную школьной программой, но и общаться со сверстниками и учителем, получая все новые и новые знания.

Для младшего школьного возраста обычно характерна хорошая обучаемость. Итак, дети стремятся запомнить, что они говорят. Также развитие конкурентоспособности. Этот возрастной период отличается высокой конкуренцией. Затем он перейдет к «нет», так как для детей этой и более поздних стадий преобладание желаний над необходимостью все еще характерно. Поэтому родителям следует развивать силу воли.

Да, в младшем школьном возрасте тренировка силовой воли — довольно сложный процесс. Ведь лобные доли еще недостаточно развиты для произвольной регуляции действий.Тем не менее представители младшего школьного возраста уже более сознательны.

Вопрос о силе воли

Уже нельзя сказать, что младший школьный возраст — это период полноценного детства. Итак, ребенок уже знает, что сказать, а что не следует в этой ситуации. Конечно, это происходит не в каждой ситуации и не с каждым ребенком. Тем не менее то, что делает ребенок, уже становится более значимым. Ему уже легче заставить себя делать то, что доставляет ему психологический дискомфорт, и он это лечит c

Младший школьный возраст и его психологические особенности

Младший школьный возраст — это достаточно значительный период жизни, так как в то время основы характера и поведения закладываются, проявляется темперамент, а также стремление занимать определенный социальный статус в обществе.Приобретая новые качества и навыки, ученик учится действовать самостоятельно в различных жизненных обстоятельствах, поэтому он несет личную ответственность за свои действия и поступки. Все это приводит к тому, что у ребенка меняется мировоззрение и повышается уровень интеллектуального развития.

Как и в любой жизненный период, существуют некоторые психологические характеристики, зная которые, младший школьный возраст можно использовать как закладку основных жизненных ценностей ребенка, а также приобретения положительных качеств.При этом следует учитывать, что иногда в это время может наблюдаться частая утомляемость, что связано с интенсивным физическим ростом ребенка, опережающим его психоэмоциональное развитие.

Основной задачей детей в этот период является учебная деятельность, направленная на развитие новых знаний и умение воспринимать новую информацию. Поэтому в настоящее время происходит следующее:

— образно-образное мышление заменяется словесно-логическим мышлением;

— доминирующая мотивация — получение знаний и получение хороших оценок в качестве награды;

— изменение распорядка дня и референтной группы, а также новые требования приводят к изменению восприятия ребенком своего места в коллективе, в котором он начинает осознавать себя как личность с независимым мнением.

Младший школьный возраст характеризуется самоутверждением ребенка, которое может проявляться по-разному. Если одни дети развиваются вместе с хорошим обучением и поведением, то у других может произойти совсем другое. Именно поэтому необходимо учитывать психологические особенности младших школьников, которые заключаются в стремлении к постоянному движению, необходимости делиться со взрослыми своими достижениями и результатами, а также потребности в похвале.Последнее, кстати, крайне важный момент в жизни ребенка, ведь похвала вселяет в него уверенность в правильной позиции по тому или иному вопросу.

Следует также учитывать, что в этом возрасте все школьники стараются копировать друг друга, а психологи отмечают так называемое коллективное поведение. В этом нет ничего плохого, ведь это очень важный период в жизни каждого человека, в котором ребенок начинает чувствовать ответственность не только за себя, но и за своих товарищей.У него есть чувство сочувствия к своим друзьям, а также понимание долга, верности и дружбы. Младший школьный возраст — важнейший период, в котором ребенку нужно уделять максимум внимания, так как именно в это время закладывается взаимопонимание со взрослыми. Те родители, которые в этот период мало внимания уделяют своим детям, впоследствии сталкиваются с большими трудностями в подростковом возрасте.

Психологические особенности детей младшего школьного возраста также включают появление некоторой агрессии, к которой не следует относиться очень серьезно.Дело в том, что ребенок только учится управлять своими чувствами, и если одни уже способны справиться с нахлынувшими эмоциями, другие по-прежнему полностью им подчиняются. Эту особенность следует учитывать при воспитании детей в это время.

Помимо прочего, младший школьный возраст характеризуется стремлением детей к разным видам творческой деятельности, поэтому именно в это время необходимо отдавать своего ребенка в различные кружки интересов, которые принесут неоценимую пользу ему.Воспитывая ребенка, каждый взрослый человек, будь то родитель или учитель, должен прислушиваться к его мнению и приложить все усилия, чтобы стать другом. В этом случае будет обеспечена уверенность маленького человека, а также возможность провести его правильное воспитание.

p >>

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ В ПОДГОТОВКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ТЕХНИКИ

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ

Э.E.P-86 ПРАВИТЕЛЬСТВО ФЕДЕРАЛЬНОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ЭФИОПИЯ ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ Аддис-Абеба, апрель 1994 г. Первое издание 1994 г. ST. GEORGE PRINTING PRESS СОДЕРЖАНИЕ Стр. 1. ВВЕДЕНИЕ 1 2.

Дополнительная информация

Изучение теорий Джуди МакКимм

Теории обучения Джуди МакКимм Было проведено множество исследований того, как люди учатся, и определенные теории оказали влияние на развитие во всех областях образования, но особенно среди взрослых

Дополнительная информация

Учебный план Педагогического колледжа ASU ED 4972, ED 4973, ED 4974, ED 4975 или EDG 5660 Клиническое обучение

Программа обучения колледжа ASU ED 4972, ED 4973, ED 4974, ED 4975 или EDG 5660 Курс клинического обучения: ED 4972, ED 4973, ED 4974, ED 4975 или EDG 5660 Кредит: 9 семестровых кредитных часов (бакалавриат),

Дополнительная информация

Пять навыков мышления высокого порядка

Пять высших порядков Введение Высокие технологии, такие как компьютеры и калькуляторы, глубоко изменили мир математического образования.Дело не только в том, какие аспекты математики важны для обучения,

Дополнительная информация

СТРАТЕГИЯ ОБУЧЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

СТРАТЕГИЯ ОБУЧЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ в Seevic College Ключевые ценности Уважение Ответственность Результаты Февраль 2013 г. Версия 1.2 — февраль 2013 г. Page 1 1.0 ВВЕДЕНИЕ В Seevic College важен каждый студент. Для достижения

Дополнительная информация

Планирование занятия в классе

Планирование занятия в классе Руководство для новых учителей Дайан М.Энерсон Кэтрин М. Планк Р. Нил Джонсон Университет штата Пенсильвания, 301 Райдер Билдинг II, Университетский парк, Пенсильвания 16802 www.schreyerinstitute.psu.edu

Дополнительная информация

Путь к административным службам

Карьерный кластер: Кластер управления и администрирования Большая идея: Кластер организации административных услуг Устойчивое понимание: Организация обеспечивает основу для управления.Менеджмент

Дополнительная информация

. P S Y C H O L O G Y.

. ПРОГРАММЫ МАСТЕРА ИСКУССТВА ПО ПСИХОЛОГИИ Будучи специализированным высшим учебным заведением по городскому программированию, Техасский Южный университет придерживается концепции либерального курса

. Дополнительная информация

РОСТ И РАЗВИТИЕ

РОСТ И РАЗВИТИЕ Январь 2008 г. Page 1 РОСТ И РАЗВИТИЕ Положительные и эффективные отношения с вашими игроками необходимы для того, чтобы они получали максимальную отдачу от своего хоккейного участия.

Дополнительная информация

Дошкольная педагогика | Статья о дошкольной педагогике по The Free Dictionary

— раздел педагогики, изучающий закономерности воспитания детей дошкольного возраста. Он тесно связан с детской психологией, анатомией и физиологией развития, педиатрией, гигиеной и рядом других научных областей, включая лингвистику, эстетику и этику. Дошкольная педагогика развивалась как отдельная область от общей педагогики во второй половине XIX века в результате развития детской психологии как самостоятельной отрасли знаний, а также появления и распространения дошкольных образовательных учреждений, когда женщины работали на фабриках.Английский социалист-утопист Р. Оуэн первым обосновал идею народного образования детей с первых лет их жизни и создал дошкольное учреждение для детей пролетариата. Педагогическая система и практическая деятельность немецкого педагога Ф. Фрёбеля способствовали развитию дошкольной педагогики как особого направления обучения. В России К. Д. Ушинский оказал огромное влияние на развитие дошкольной педагогики 1860-х гг. С начала ХХ в. В буржуазной дошкольной педагогике и практике получили распространение идея саморазвития личности ребенка через бесплатное образование, а также биологические и прагматические теории.

Основная задача советской дошкольной педагогики — развитие содержания, форм и методов коммунистического воспитания дошкольников. Н. К. Крупская сыграла большую роль в разработке теоретических основ марксистской дошкольной педагогики. Некоторые важные проблемы, касающиеся группы и личности, а также семейного воспитания, осветил А.С. Макаренко. Всероссийские съезды и конференции по дошкольному образованию под руководством Крупской и А.В. Луначарского, сыграли важную роль в определении задач и средств воспитания дошкольников. (Первый съезд состоялся в 1919 году.)

Советская дошкольная педагогика и психология разработали новый метод сенсорного воспитания, основанный на систематическом развитии сенсорных способностей ребенка посредством различных видов деятельности. Важным достижением является систематическое обучение в детском саду, разработанное членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР А.П. Усова. Проводятся плодотворные исследования по поиску путей более полного использования возможностей дошкольника к интеллектуальному развитию и повышения роли дошкольного воспитания в решении общих проблем совершенствования системы народного образования в сочетании с требованиями науки и техники. прогресс. Первая Всесоюзная конференция «Актуальные проблемы общественного дошкольного воспитания и подготовки детей к школе» состоялась в 1970 году.

Проблемы нравственного воспитания получают теоретическую интерпретацию в дошкольной педагогике.Акцентируется внимание на вопросах формирования личности у детей, позитивного взаимодействия детей в совместной деятельности, развития коллективизма и нравственных идей, воспитания на основах патриотических чувств. Важное место отводится вопросам трудового воспитания дошкольников в детских садах и семье, формирующих первые трудовые привычки и любовь к работе. Активно исследуются проблемы эстетического воспитания, изучается художественная, музыкальная, творческая устная деятельность детей.С конца 1950-х годов ведется работа по развитию системы эстетического воспитания в детских садах. По вопросу о формировании детского творчества проводится комплексное исследование, выясняется взаимосвязь художественного творчества и обучения дошкольника. Теория физического воспитания дошкольников научно обоснована в советской дошкольной педагогике. Началась проработка проблемы трудоспособности и выносливости детей, испытывающих физические и умственные нагрузки.

Проблемам игр уделялось значительное внимание в советской дошкольной педагогике, в том числе влиянию учителя на содержание игры, выбору образовательно-значимых игр, обучению детей через игры, формированию принципов коллективизма и характеристикам дидактического воспитания. игры. В 60-е годы появились исследования роли игр как формы организации в жизни детей и влияния игр на развитие «детского общества». Исследователи вопросов раннего детства создали систему народного образования, которая усилила дидактическую составляющую игр и уроков для маленьких детей.

Комплексно проблемами дошкольной педагогики занимается Институт дошкольного образования АПН СССР, основанный в 1960 году. Большая научно-исследовательская работа ведется институтами школы и педагогики СССР. союзных республик и кафедрами дошкольной педагогики педагогических институтов.

Результаты научных исследований и передовой опыт дошкольного образования нашли отражение в Программе воспитания в детских садах (1962 г.).В пересмотренной программе (1969 г.) особое внимание уделялось общеобразовательной и развивающей функциям детского сада и его роли в подготовке детей к школе. Ряд научно-методических журналов, в том числе Советская педагогика (Советская педагогика) и Дошкольное воспитание (Дошкольное образование), вносят свой вклад в развитие дошкольной педагогики. Советская дошкольная педагогика широко использует передовой опыт других социалистических стран и оказывает влияние на развитие детской педагогики в них.С 1959 г. в странах социалистического сотрудничества раз в два года проводятся семинары специалистов по теории и практике дошкольной педагогики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Крупская Н.К. Педагогические сочинения , т. 6. Москва, 1959. Макаренко
А.С. Соч ., Т. 4. Москва, 1957.
Аркин, Э.А. Ребенок в дошкольные годы . Под редакцией А. В. Запорожца и В. В. Давыдова. [Москва, 1968.]
Усова А.П. Обучение в детском саду , 2-е изд.Москва, 1970.
Сорокина А.И. Дошкольная педагогика . М., 1961.
Запорожец А.В., Маркова Т.А.. «Дошкольное воспитание». В № Народное образование в СССР . Москва, 1967.
Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду . Под редакцией А. П. Усова и Н. П. Сакулина. Москва, 1965.
Умственное воспитание детей раннего возраста . Под редакцией Е. И. Радиной. Москва, 1968.
Нечаева В.Г., Маркова Т.А., Р.И.Жуковская, Л.А. Пеньевская. Формирование коллективных взаимоотношений детского дошкольного возраста . Москва, 1968.
Трудовое воспитание в детском саду . Под редакцией В. Г. Нечаева. Москва, 1964.
Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре . Москва, 1963.
Психология и педагогика игры дошкольника . Под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой, М., 1966.
Система эстетического воспитания в детском саду .Под редакцией Н. А. Ветлугиной. Москва, 1962.
Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка . Москва, 1968.
Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве . [Москва] 1965.
Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Гимнастика в детском саду . Москва, 1969.
Родители и дети . Под редакцией Е. И. Волковой. Москва, 1961.

Большая Советская Энциклопедия, 3-е издание (1970-1979). © 2010 The Gale Group, Inc. Все права защищены.

Границы | Понимание эмоций, социальная компетентность и школьная успеваемость у детей начальной школы в Португалии

Введение

Значение эмоций для понимания процесса обучения и того, как люди успешно завершают свое обучение, является темой, с которой началось множество исследований.Обучение — это сложный индивидуальный процесс, но также и социальный. Социальное взаимодействие — один из его ключевых компонентов, который обеспечивает когнитивный рост благодаря управляемому обучению, которое происходит в области ближайшего развития, в которой перемещаются субъекты (Брунер, 1970/1998, Выготский, 1934/2008). При социальном взаимодействии в классе социальные компетенции обеспечивают позитивные отношения между индивидуумом и другими вовлеченными социальными агентами (Del Prette и Del Prette, 2005; Elijah and Madeira, 2013).

В рамках этого социально-конструктивистского подхода Саарни (1990) отстаивает, что эмоции играют центральную роль в социальном взаимодействии.Понимая свои эмоции и чувства, субъект может на их основе выбрать наиболее адекватное поведение для каждого контекста, способствуя конструктивному социальному и личному взаимодействию, адаптируя поведение к контексту и ситуациям. Эта способность выражать, идентифицировать, понимать и регулировать эмоции, а также способность понимать эмоции и чувства других — это то, что автор определяет как эмоциональную компетентность (Саарни, 2000).

Концепция эмоциональной компетентности возникает в связи с различными процессами и способностями, представляя множество концепций, которые изучаются как аналоги этой концепции, таких как эмоциональное знание, эмоциональное понимание, эмоциональный интеллект и эмоциональная регуляция (Bridges et al., 2004; Гарнер, 2010; Франко и Сантос, 2015; McCormick et al., 2015; Roazzi et al., 2015; Djambazova-Popordanoska, 2016), а также с учетом количества средств измерения, используемых при ее оценке, таких как наблюдение, самооценка или гетерооценка (Djambazova-Popordanoska, 2016). С другой стороны, наиболее изученные способности можно сгруппировать в три компонента: эмоциональное выражение, эмоциональная регуляция и понимание эмоций (Denham et al., 2003; Denham, 2006). Как утверждает Саарни (1990), когда мы говорим об эмоциональной компетентности, «мы говорим о том, как [дети] могут реагировать эмоционально, но одновременно и стратегически применять свои знания об эмоциях и их выражении во взаимоотношениях с другими людьми, чтобы они могли договариваться о межличностных отношениях. обмениваются и регулируют свои эмоциональные переживания »(стр.116).

Являясь одним из компонентов эмоциональной компетентности, понимание эмоций изучается в этом контексте, но также и за его пределами, что приводит к значительному концептуальному несоответствию (Franco and Santos, 2015). Несмотря на большое разнообразие определений, понимание эмоций можно определить как набор способностей, которые включают понимание взаимосвязи между эмоциями и другими психическими состояниями, знание стратегий регулирования эмоций и понимание амбивалентных эмоциональных реакций (Pons et al., 2004). В частности, девять способностей составляют понимание эмоций в детстве: (I) распознавание эмоций на основе выражения лица; (II) Понимание внешних причин эмоций; (III) понимание эмоций, основанных на желании; (IV) эмоций, основанных на убеждениях; (V) Понимание влияния напоминания на настоящее эмоциональное состояние; (VI) понимание регуляции переживаемой эмоции; (VII) Понимание возможности сокрытия основного или истинного эмоционального состояния; (VIII) Понимание смешанных эмоций; и (IX) понимание моральных эмоций (Pons et al., 2004). Не все эти способности проявляются в одном возрасте, они развиваются с возрастом, начиная с самых элементарных способностей и заканчивая более сложными. Они сосуществуют на протяжении всего развития и дополняют друг друга по мере приобретения новых способностей. Исследования показывают, что с возрастом эффективность каждой из способностей выше (Pons and Harris, 2005; Santos, 2012; Silva, 2012). Когнитивное развитие также влияет на развитие эмоционального понимания, способствуя проявлению новых способностей (Albanese et al., 2010; De Stasio et al., 2014).

Развитие понимания эмоций проходит через три фазы: внешнюю фазу, ментальную фазу и рефлексивную фазу (Pons et al., 2004; Tenenbaum et al., 2004; Pons and Harris, 2005). Во время внешней фазы в возрасте от трех до шести лет дети способны определять различные эмоциональные выражения, понимать внешние ситуационные факторы, которые могут вызывать эмоции, и понимать, что воспоминание о прошлом событии может вызвать эмоциональную реакцию, другими словами, распознавать эмоции. , понять внешние причины, желания и воспоминания.Психическая фаза в возрасте от пяти до девяти лет включает в себя тот факт, что дети понимают, что эмоции зависят от убеждений и пробужденных желаний, и что не всегда переживаемые эмоции являются выраженными, поскольку существует разница между кажущимися эмоциями и реальными эмоциями (например, , ребенок может казаться на вид спокойным, потому что он в компании своего лучшего друга, но внутри он может быть очень грустным, потому что он потерял любимую игрушку). Наконец, рефлексивная фаза в возрасте от восьми до двенадцати включает способность понимать сложные эмоции, это эмоции, которые могут возникать одновременно, а иногда и противоречивые.Способность понимать, что определенные эмоции связаны с моральными ценностями в их жизненном контексте, и способность регулировать эмоции, чтобы адаптировать их к тому же самому контексту, также являются характеристикой этой фазы.

Многочисленные исследования связывают эмоциональную компетентность с успеваемостью в школе, от дошкольного до высшего образования, не забывая при этом начальную школу. Эти исследования очень разнородны не только из-за разнообразия рассматриваемых эмоциональных компетенций (эмоциональные знания, эмоциональная регуляция, эмоциональное понимание, эмоциональный интеллект), а также из-за того, как проверяются академические достижения.Иногда через результаты обучения (выпускные классы учебного года или по конкретным предметам, чаще всего по математике и родному языку), а иногда через навыки адаптации или адаптации к школьному контексту. Несмотря на разброс исследований, который нарушает истинное понимание связи между этими двумя переменными, как мы увидим позже, их вклад указывает на существование связи между этими двумя переменными, либо напрямую, либо опосредованную разными переменными.

Исследования влияния эмоциональной компетентности на успеваемость в начальной школе немногочисленны, но обзор существующих исследований, касающихся дошкольного образования, является относительным вкладом в двух аспектах, понимая важность развития этих компетенций для успешного посещения начальной школы. : (а) в подготовке определенных когнитивных навыков для школьного обучения; (б) разработка необходимых требований для переходного школьного уровня.Обратите внимание на исследования понимания эмоций, которые демонстрируют, что оно связано с важными когнитивными процессами, влияющими на обучение, такими как языковая компетенция (Cutting and Dunn, 1999; Colwell and Hart, 2006), процессы внимания среди них, фокусирование и поддержание внимания в классе. (Нельсон и др., 1999).

Исследование эмоциональной регуляции доказывает его связь с «готовностью учиться», «обучаемостью» (Denham, 2006), «готовностью к школе» (Raver, 2002, 2003; Raver and Knitzer, 2002), продуктивностью в классе (Graziano et al. al., 2007), успехи в математике и чтении (Blair and Razza, 2007; Graziano et al., 2007), которые также опосредуются такими факторами, как внимание (Izard et al., 2001; Trentacosta and Izard, 2007) и поведенческие саморегуляция (Howse et al., 2003). Что касается адаптации к школе, как в исследованиях понимания эмоций (Shields et al., 2001), так и в исследованиях эмоциональной регуляции (Denham et al., 2012b, 2014; Herndon et al., 2013) существует положительная связь с первым. В исследовании описывается реализация программ развития социально-эмоциональной компетентности в дошкольных учреждениях (т.е.g., SEL Programs, Curriculum PATH), а также показывает, что участие в этих программах с последующим улучшением этих навыков приводит человека к улучшению его способности адаптироваться к школе и позволяет прогнозировать более высокие академические результаты (Bierman et al., 2008; Denham, Brown, 2010; Denham et al., 2012b, 2014; Low et al., 2015).

Rhoades et al. (2011) исследование развития перехода в начальную школу демонстрирует влияние, которое продвижение эмоциональных компетенций оказывает в начальной школе.Эти авторы проследили за 341 неблагополучным ребенком из государственных школ в районе северо-востока США в течение 3 лет, от дошкольного до первого класса, которые были отправлены на программу эмоциональной компетентности в дошкольном учреждении в рамках программы Head Start, и пытались понять через анализ структурных уравнений, как знание эмоций связано с навыками внимания и академической компетентностью. Результаты можно резюмировать следующим образом: (а) дошкольные знания эмоций являются важным показателем более поздних академических достижений; (б) навыки внимания являются одним из посредников этих отношений; (c) эмоциональные знания и навыки внимания детей являются двумя ключевыми компонентами для повышения академической компетентности в раннем школьном возрасте.

На уровне начальной школы в этой области проводится очень мало исследований. Trentacosta et al. (2006) показали, что: (а) знание эмоций предсказывает способность к вниманию с учетом возраста, пола, вербальных способностей и начальных уровней компетентности внимания; (б) Эмоциональное знание также опосредовало связь между вербальными способностями и вниманием; (c) Эмоциональные знания могут обеспечить детям удовлетворительные отношения со сверстниками и учителями, которые способствуют мотивации достижений и вниманию к академическим задачам до уровня, соизмеримого с их общими когнитивными способностями.В исследовании McKown et al. (2016), в которых использовались модели структурных уравнений, подтверждается связь между социально-эмоциональными навыками и академическими результатами. Это также показывает, что связь между социально-эмоциональными навыками и чтением измеряется социальным поведением (социально квалифицированным поведением). Но измерение социального поведения в соотношении между социально-эмоциональными компетенциями и оценками по математике не демонстрируется, поскольку они появляются только в одной из изученных выборок.

В Португалии мы нашли два исследования, которые связывают понимание эмоций с академической успеваемостью в начальной школе (Silva, 2012; Rocha, 2016).В обоих исследованиях в качестве инструмента используется тест на понимание эмоций — TEC (Pons and Harris, 2000; Pons et al., 2004; Rocha et al., 2015) и измеряется академическая успеваемость с помощью оценок, полученных по португальскому языку и математике. В обоих исследованиях (Silva, 2012; Rocha, 2016) результаты свидетельствуют о некоторой связи между пониманием эмоций и оценками, полученными по португальскому языку и математике. Однако, согласно исследованиям, проведенным Rocha (2016), понимание эмоций напрямую не предсказывает академические достижения, но это влияние измеряется социальной компетентностью.Напротив, социальная компетентность является прямым показателем успеваемости в школе.

Различные модели были разработаны для объяснения связи между эмоциональными компетенциями, социальными компетенциями и академическими достижениями. Айзенберг и др. (2005) предполагают, что эмоциональная регуляция детей (на которую влияют языковые навыки, а также знание эмоций и эмоциональное понимание) влияет на их академическую успеваемость не только напрямую, но и через измерение социальных компетенций. Эти авторы также считают, что понимание эмоций и языковые навыки могут иметь прямое влияние на академические достижения и социальную компетентность.Эта модель опирается на исследования, которые подходят к социальной компетентности, демонстрируя, что дети, которые применяют свое понимание эмоций в эмоционально заряженных ситуациях, имеют лучшие отношения со сверстниками: эти ученики более просоциальны, учителя считаются более социально квалифицированными и считаются более приятными коллегами. Эти данные были подтверждены в лонгитюдных исследованиях (Izard et al., 2001; Denham et al., 2003, 2013; Ensor et al., 2011).

Различные исследователи продемонстрировали валидность этой модели, включая влияние других переменных, таких как возраст, пол, академический уровень родителей и социально-экономический уровень.Montroy et al. (2014) путем анализа структурных уравнений подтвердили, что связь между саморегуляцией детей в дошкольных учреждениях и их способностями к чтению измерялась социальным функционированием, социальными компетенциями и поведенческими проблемами, и что эта связь была аналогичной как у мальчиков, так и у девочек. . Valiente et al. (2011) подтвердили в ходе лонгитюдного исследования, что существует влияние эмоциональных регулирующих компетенций на академическую успеваемость детей в возрасте от 4 до 8 лет, которое позже опосредовано социальными компетенциями при измерении у тех же детей 2 года. позже (6 и 8 лет).Социально-экономический уровень, возраст и пол влияют на успеваемость, но только социально-экономический уровень детей влияет на их регулирующие способности. Ни эти компетенции, ни социальные компетенции детей не зависят от пола или возраста.

Тем не менее, исследования (Denham et al., 2012a, b, 2013) подтверждают связь между пониманием эмоций и академической успеваемостью, опосредованную социальными компетенциями у детей дошкольного возраста. Эти авторы также определили, что понимание эмоций дошкольниками было предиктором восприятия учителями их социальных компетенций и академической адаптации.В этих исследованиях возраст ребенка, академический уровень матери и способность ребенка к саморегулированию оказали влияние на понимание эмоций: понимание эмоций было лучше у детей старшего возраста, с более высоким уровнем саморегуляции и у матерей с более высоким академическим уровнем.

В исследовании, проведенном Rocha (2016), была подтверждена связь между пониманием эмоций и академической успеваемостью, чему способствует социальная компетентность, у детей 3-го и 4-го классов школы.Академический уровень матерей был предиктором их социальной компетентности и академической успеваемости, но не их понимания эмоций, возраста и пола, которые не имели существенного влияния на модель.

Настоящее исследование направлено на дальнейшее изучение модели, представленной Роча (2016), с использованием более комплексной модели, включающей подвижный интеллект, в соответствии с теорией когнитивных способностей де Спирмана ( g фактор, Simões, 1995; McCallum et al., 2001) , поскольку когнитивные навыки считаются лучшими предикторами академической успеваемости (Colom and Flores-Mendoza, 2007; Di Fabio and Palazzeschi, 2009, 2015; Downey et al., 2014).

Таким образом, наша цель — определить взаимосвязь между подвижным интеллектом, уровнем образования матери, возрастом, полом, пониманием эмоций и социальной компетентностью как предикторами успеваемости детей в первые 4 года начальной школы. Были определены следующие гипотезы:

h2: Понимание эмоций детей определяет успеваемость в школе

h3: Социальная компетентность является опосредующим фактором во взаимосвязи между пониманием эмоций и успеваемостью в школе

h4: Детский подвижный интеллект определяет понимание эмоций, социальную компетентность и успеваемость детей в школе

h5: Детский возраст определяет понимание эмоций и социальную компетентность

H5: Уровень образования матери определяет понимание детьми эмоций, социальную компетентность и успеваемость в школе

H6: Пол детей по-разному определяет структурную модель

В качестве отправной точки для проверки нашей гипотезы, основанной на различных исследованиях, различные зависимости, которые необходимо установить, были синтезированы на Рисунке 1.Отношения были проверены посредством анализа структурных уравнений.

РИСУНОК 1. Предлагаемая модель предикторов успеваемости в школе.

Материалы и методы

Участников

Сбор данных проводился в четырех начальных школах автономного региона Мадейра, в результате чего была выбрана выборка из 406 учащихся, 196 женщин и 210 мужчин в возрасте от 6 до 11 лет ( M = 7,93, SD = l. 43) с 1 по 4 класс.

Несколько родителей и шесть учителей из шести разных классов (один 1-й класс, два 2-го класса, два 3-го класса и один 4-й класс) одной из школ участвовали в исследовании. Учителя оценили социальное поведение 108 учеников (26,61% выборки) в возрасте от 6 до 11 лет ( M = 7,63, SD = 1,12). Родители 86 детей (20,44% выборки) оценили социальное поведение своих детей в возрасте от 6 до 10 лет ( M = 7.58, SD = 1,09). В таблице 1 характеристики различных образцов представлены более подробно.