Содержание

Психогигиена эмоциональной жизни

Психогигиена– отрасль медицины, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению психического здоровья населения, а также изучающая условия оптимального психического функционирования.

Психогигиена занимается исследованием влияния внешней среды на психическое здоровье человека, выделяет вредоносные факторы в природе и обществе, на производстве и в быту, определяет и организует пути и способы преодоления неблагоприятных воздействий на психическую сферу.

В настоящее время существует множество отраслей и направлений в медицине, при которых обязательно применяются психогигиенические мероприятия. В условиях постоянного информационного и эмоционального стресса наше общество нуждается в психологическом внимании особенно со стороны медиков. Врач любой специальности каждый день своей работы сталкивается с проявлениями психологической дезадаптации со стороны пациентов любого профиля. Не зависимо от возраста и заболевания пациента, врач выступает в роли внимательного слушателя, которому пациент доверяет не только телесные, но и душевные страдания.

Врач любой специализации должен уметь применять на практике психогигиенические мероприятия.

Психогигиена воспитания и обучения;

Психогигиена семьи и половой жизни;

Психогигиена отдыха и быта;

Психогигиена больного человека;

Борьба с вредными привычками, алкоголизмом и наркоманией;

Психогигиена спорта, инженерная, космическая и др.

Для каждого вида психогигиены существуют свои необходимые мероприятия. Можно выделить следующие пункты, которые обеспечивают различные разделы психогигиены.

Психогигиена труда. Включает в себя необходимость обеспечения профессионального отбора для правильной профессиональной ориентации человека с учетом его индивидуальных особенностей и способностей. Обязательно нужно учитывать влияние неблагоприятных производственных факторов (шум, вибрация, температура, длительное пребывание в замкнутом пространстве, на глубине и др.), т.к. данные неблагоприятные факторы могут приводить к профессиональным заболеваниям. Важным фактором, который необходимо устранить является дефицит времени для решения производственных задач. Для нормальной работы коллектива и каждого из его членов необходимо установление положительного эмоционального отношения к выполняемой работе. Также необходимо избегать эмоционального утомления (частая причина – сенсорная депривация при однообразии трудовых операций на конвейерном производстве, вождении транспорта и т.д.)

Возрастная психогигиена. Для каждой возрастной группы характерны свои особенности психогигиенических мероприятий. Так, враннем детском возрасте важным является своевременное овладение новыми навыками, нахождение в благоприятной семейной обстановке, усложнение игровой деятельности, общение с детьми и т.д. Вшкольном возрасте необходимо положительное отношение ребенка к обучению, интерес к материалу, регулярный характер обучения, соответствие учебной нагрузки возможностям ребенка, наличие психологического комфорта в семье и школе, твердый распорядок дня, необходимые физические нагрузки, достаточный сон, исключение курения, употребления наркотиков и алкоголя, дозированные занятия на компьютере и просмотра телевизора.

Вюношеском возрастепсихогигиеническими мероприятиями являются — дозированные физические и психические нагрузки, борьба с курением, приемом алкоголя, благоприятная обстановка в семье, на работе или в учебном учреждении.Зрелый возраст имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при проведении психогигиенических мероприятий. В зрелом возрасте необходимо соблюдение трудовой, семейной, сексуальной психогигиены, умеренное употребление спиртных напитков, отказ от вредных привычек.
В старости
важным является соблюдение психопрофилактических мероприятий, продолжение активной психической и физической деятельности, профилактика и своевременное лечение заболеваний и т.п. Продолжение профессиональной деятельности является очень важным психопрофилактическим и психогигиеническим фактором. Оставаясь на работе человек продолжает активную умственную и физическую деятельность, должен поддерживать себя в форме, чувствует себя полезным, нужным в обществе. Своевременная профилактика и лечение заболеваний ведет к продолжению полноценной, здоровой жизни пожилого человека.

Психогигиена семьи и половой жизни. Является очень важной для общества, т.к. полноценная и здоровая семья — это здоровое, трудоспособное общество, которое может воспитать социально адаптированное молодое поколение. Для обеспечения психогигиены семи и половой жизни необходимы следующие условия:

наличие взаимопонимания между супругами и всеми членами семьи;

умение вести домашнее хозяйство и распределение этих обязанностей, т.к. в настоящее время, когда женщина работает на равне с мужчиной, ей трудно одной справляться с домашними делами, воспитанием детей;

отсутствие вредных привычек и чрезмерного употребления алкоголя;

удовлетворенность сексуальными отношениями, которые имеют основополагающее значение в браке и влияют не только на физиологическую сторону отношений супругов, но и влияют на психологический климат в семье;

умение правильного понимания приоритета собственной семьи по отношению к родительской семье, к работе, увлечениям;

уважение и доверие супругов друг к другу, интересам партнера.

Психогигиена отдыха и быта направлена на обеспечение нормальных условий быта и отдыха, на предупреждение неблагоприятных последствий вследствие неправильного отдыха и условий жизни.

Психогигиенические мероприятия во время отдыха направлены на правильное планирование отдыха в зависимости от увлечений, физического и психического состояния. Обеспечение «здорового» отдыха определяется адекватнми физическими нагрузками, предупреждением избыточного употребления спиртных напитков и т.д. При отдыхе в экзотических странах нужна предварительная вакцинация от тропических заболеваний, которые могут проявиться уже после приезда.

Психогигиена быта обеспечивается соблюдением следующих правил: создание благоприятных бытовых условий жизни в соответствии с гигиеническими нормами и индивидуальными особенностями; при проведении ремонтов использовать нетоксичные материалы; учет психологической совместимости проживающих в одном доме или квартире членов семьи и т.д. При проведении психогигиенических мероприятий в отношении быта необходимо учитывать тот факт, что место и условия проживания влияют на психологическое состояние человека и при неудовлетворительных социально-бытовых условиях человек переносит свои проблемы на свою профессиональную деятельность.

Психогигиена больного человека. Больному должно быть оказано необходимое внимание со стороны медицинского персонала и родственников. Своевременная постановка диагноза способствует своевременному адекватному и полному лечению, что предотвращает затяжное течение заболевания, переход его в хроническую форму, а также инвалидизацию.

При проведении психогигиенических мероприятий обязательно разъяснение пациенту причин и механизмов его заболевания. Понимание пациентом его собственного состояния ведет к максимальному сотрудничеству больного с врачом, согласию на необходимые процедуры и методы исследования. В случае хирургических вмешательств, тяжелых заболеваний при необходимости должна быть в полной мере оказана психологическая поддержка специалистов (психологов, психотерапевтов).

Психогигиена вредных привычек, употребления алкоголя и наркотиков в настоящее время является очень актуальной и необходимой в связи с широким их распространением среди населения. Курение, употребление спиртных напитков и наркотиков затрагивает все более молодые слои населения.

Алкоголизм и наркомания сильно «помолодели» и имеют опасную тенденцию к широкому распространению среди молодежи. Употребление алкоголя и «легких» наркотиков теперь не является для них чем-то осуждаемым и запретным. Вследствие этого растет число больных алкоголизмом и наркоманией в молодом возрасте.

Психогигиенические мероприятия по предупреждению вредных привычек, алкоголизма и наркомании базируются на следующем:

доступность информации о вреде курения, алкоголя и наркотиков;

распространение информации о последствиях воздействия алкоголя, табака и наркотиков на здоровье человека и на здоровье родившихся у него детей;

воспитание правильных приоритетов здорового образа жизни, занятий спортом;

уменьшение или отсутствие рекламы сигарет и спиртных напитков;

строгое соблюдение возрастного ценза на продажу сигарет и спиртных напитков и т.д.;

организация досуга лиц молодого возраста в спортивных секциях, кружках;

создание государственных программ для детей из неблагополучных семей.

Психогигиена труда медицинского работника. Общеизвестно, что врач должен соблюдать принципы здорового образа жизни не только для укрепления собственного здоровья, но и в качестве примера для своих пациентов. Здоровый врач может принести больше пользы для общества имея хорошее психологическое и физическое состояние. Для работы врача любого профиля важным является достаточный уровень функционирования всех видов психической сферы, т.к. в его работе необходимо быстро принимать ответственные решения, от которых зависит жизнь и здоровье пациента. Таким образом, в психогигиенические мероприятия труда медицинского работника входит:

правильная организация рабочего времени;

учет психологических особенностей человека в выборе медицинской профессии;

умение правильно общаться с пациентами;

при общении с пациентами уметь видеть их психологические особенности и использовать эти навыки при лечении;

применять психотерапевтический подход в общении и лечении пациентов;

использовать психотерапевтический подход в общении с родственниками пациентов, т. к. они тоже переживают за своего родственника и иногда не в состоянии понять необходимых действий врача;

соблюдать правила врачебной этики и деонтологии – врач всегда должен поступать коллегиально, не отказывать в консультативной помощи другим врачам, не стесняться советоваться с коллегами, указывать на грубые ошибки со стороны других членов коллектива.

Психопрофилактика– отрасль медицинской психологии, занимающаяся разработкой мероприятий по предупреждению психических заболеваний и их последствий.

Первичная психопрофилактика– мероприятия, направленные на предупреждение психических заболеваний у психически здорового населения. Лицами с повышенным риском заболевания психическими заболеваниями можно считать людей, страдающих тяжелыми соматическими заболеваниями, занятых на тяжелом производстве, занимающихся напряженным умственным трудом, перенесших родовые травмы, лиц позднего возраста, алкоголизированных, имеющих кровных родственников с психическими заболеваниями, а также находящихся в длительных психотравмирующих ситуациях.

Мероприятия первичной психопрофилактики на производстве включают в

Психопрофилактика и психогигиена — Менеджмент

13.08.2019Общая психиатрия (психопатология). Лекции.

Психопрофилактика является областью психиатрии, а в более широком контексте – разделом общей профилактики. Она разрабатывает и внедряет в практику меры по предупреждению психических заболеваний и их хронизации, а также способствует реабилитации психически больных.

Отмечается тесная связь понятий психопрофилактики и психогигиены. Их разграничение, особенно первичной психопрофилактики и психогигиены,  достаточно условно. Основным отличием является разная направленность этих дисциплин.   Психогигиена направлена    на сохранение психического здоровья, а психопрофилактика  занимается и клиническими нарушениями.

Выделяют первичную, вторичную и третичную психопрофилактику.

Первичная психопрофилактика включает мероприятия, препятствующие возникновению нервно-психических расстройств.

Вторичная психопрофилактика объединяет мероприятия, направленные на предупреждение неблагоприятной динамики  уже возникших заболеваний, их хронизации, на уменьшение  патологических проявлений, облегчение течения болезни  и ее  исхода, а также на раннюю диагностику.

Третичная психопрофилактика способствует предупреждению неблагоприятных социальных последствий заболевания, рецидивов и дефектов,  препятствующих трудовой деятельности больного.

Особенности профилактики психических заболеваний

 у детей и подростков

Виды профилактики психических заболеваний

 

 Специалисты

 

Содержание

Первичная

Акушер

Генетик

Неонаталог

Педиатр

Психоневролог

 Педагог

Пренатальная диагностика тяжелых врожденных заболеваний центральной нервной системы, сопровождающихся психическим недоразвитием.

Первичная профилактика неврозов и психогенных расстройств личности в значительной мере совпадает с   психогигиеническими мероприятиями, которые обеспечивают правильное воспитание ребенка в семье и в организованных детских коллективах, а также предупреждают возникновение у него состояния эмоционального перенапряжения – стресса. Раннее выявление психических заболеваний.

Вторичная

Психиатр

Педиатр

Психолог

Педагог

Школьный врач

    Предупреждение  неблагоприятного течения и исхода психических заболеваний,    в том числе последствий     нейроинфекций  и ЧМТ.

Наблюдение  за подростками   с целью выявления пограничных форм патологии личности – психопатии, психогенных патологических формирований личности, а также с  целью выявления    обострений  психических заболеваний (шизофрении, эндогенной депрессии и эпилепсии).

Комплексное медико-педагогическое изучение причин неуспеваемости, что  позволяет выявить детей с начальными проявлениями нервно-психических заболеваний, детей со скрытыми дефектами речи, пространственного восприятия, детей с невыраженными астеническими состояниями разного происхождения и др.

Третичная

Психиатр

 Педиатр Психолог

  Помогают детям восстановить или компенсировать те потери в социальном положении, которые неизбежно возникают в школе, детском коллективе, семье, особенно при  таких заболеваниях, как шизофрения, эпилепсия, олигофрения и др.

Включает также мероприятия по отбору детей умственно отсталых, с тяжелыми формами шизофрении, эпилепсии и тяжелыми формами других психических заболеваний в специализированные школы-интернаты, учреждения социального обеспечения и различные реабилитационные учреждения

Психогигиена главной своей целью имеет охранение, укрепление и улучшение психического здоровья путем организации надлежащей природной и общественной среды, соответствующего режима и образа жизни.

 

Психодиагностика и психотерапия. Психогигиена, психопрофилактика и реабилитация

Основой теоретической психодиагностики как науки являются:

1. Предметная область психологии, изучающая данное явление. Общая психодиагностика связана с общей, социальной и дифференциальной психологиями; частная психодиагностика — с медицинской, возрастной, консультативной, клинической, труда и другими областями психологии.

2. Дифференциальная психометрика как наука обосновывающая и разрабатывающая измерительные диагностические методы.

3. Практика применения психологического знания, в которой выдвигаются психодиагностические задачи и обосновываются выделение переменных, выступающих как объекты психодиагностики.

4. Профессиональный и жизненный опыт.

 

Психодиагностика как практика относится к теоретической так же, как инженерная эксплуатация техники к ее разработке и конструированию. Как и эксплуатация сложных устройств в полевых условиях, практическая психодиагностика предполагает необходимые навыки и интуицию, богатый клинический и житейский опыт. Также практическая психодиагностика предполагает свод правил применения психодиагностических инструментов, основанных на знании свойств измеряемых переменных и измеряющих инструментов, на знании этических и профессиональных норм психодиагностической работы.

 

Диагностическое обследование отличается от научного исследования. Психолог-исследователь ориентирован (в том числе и в области психодиагностики) на поиск неизвестных закономерностей, связывающих абстрактные переменные, и использует «известных» (то есть определенных по какому-либо признаку) испытуемых и пренебрегает их индивидуальными отличиями и эмпирической целостностью. Для психолога-психодиагноста на практике именно эти индивидуальные отличия и эмпирическая целостность являются объектом изучения; он ориентирован на поиск известных закономерностей в «неизвестных» обследуемых.

Психотерапия – это планомерное психическое воздействие на сознание больного с лечебной целью или для коррекции его поведения. Основное средство в психотерапии – это слово, т.е. информация, цель которой в разъяснении причин и механизмов болезни, убеждении пересмотра своих взглядов на травмирующую ситуацию и свое состояние, внушение новых установок на будущее. Различные виды психотерапии – это различные виды ввода, переработки или действия информации. Ведущими видами психотерапии являются личностно-ориентированная психотерапия, поведенческая, внушение, самовнушение и казуальная психотерапия.

Психогигиена – отрасль медицины, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению психического здоровья населения, а также изучающая условия оптимального психического функционирования.

 

Психогигиена занимается исследованием влияния внешней среды на психическое здоровье человека, выделяет вредоносные факторы в природе и обществе, на производстве и в быту, определяет и организует пути и способы преодоления неблагоприятных воздействий на психическую сферу.

Психопрофилактика – отрасль медицинской психологии, занимающаяся разработкой мероприятий по предупреждению психических заболеваний и их последствий.

 

Первичная психопрофилактика – мероприятия, направленные на предупреждение психических заболеваний у психически здорового населения. Лицами с повышенным риском заболевания психическими заболеваниями можно считать людей, страдающих тяжелыми соматическими заболеваниями, занятых на тяжелом производстве, занимающихся напряженным умственным трудом, перенесших родовые травмы, лиц позднего возраста, алкоголизированных, имеющих кровных родственников с психическими заболеваниями, а также находящихся в длительных психотравмирующих ситуациях.

 

Мероприятия первичной психопрофилактики на производстве включают в себя:

 

· изучение условий работы и характер работы на предприятии;

· изучение нервно-психической заболеваемости на предприятии;

· консультативный прием психоневролога;

· выявление, учет и динамическое обследование контингента повышенного риска в отношении нервно-психических заболеваний;

· составление плана психопрофилактической работы на предприятии;

· предварительное собеседование и обследование поступающих на работу;

· строгий контроль за соблюдением законодательных нормативов и правил техники безопасности и индивидуальной защиты;

· проведение профилактического лечения, направленного на определенную профессиональную вредность и т.д.;

· борьба с вредными привычками и алкоголизацией;

· осуществление широкой психогигиенической пропаганды и просвещения.

 

Вторичная психопрофилактикапредусматривает возможно более раннее выявление уже начавшегося психического заболевания, его своевременное и адекватное лечение в целях обрыва патологического процесса на начальных стадиях, не допустить развития острых форм болезни, тяжелых ее проявлений, перехода течения в хроническое, рецидивов заболевания. Основой вторичной психопрофилактики является ранняя этиологическая диагностика и терапия, установление связи заболевания с наследственными, производственными и другими факторами.

 

Третичная психопрофилактика – это специальная работа с больным, препятствующая его инвалидизации в случае психического заболевания. Роль соматических заболеваний в возникновении психической декомпенсации не сводится лишь к соматогенным влияниям. Большое значение имеют отрицательные эмоции, страх, тревога за свое здоровье, реакции на неприятные и травматические обследования, изменение образа жизни. На фоне всего вышеперечисленного легко возникают невротические реакции и состояния, реактивные состояния. Также источником невротизации могут бытьятрогении– болезненные состояния, вызванные неправильным поведением или высказываниями самого врача.

 

Психопрофилактика детского и подросткового возраставажна не только для самого ребенка, но и для окружающей его семьи. Усиление внимания к психическому состоянию ребенка необходимо еще и потому, что возрастной период до 16 лет имеет повышенный риск в отношении психических расстройств.

Цель психологической (психической) реабилитации — преодоление отрицательных реакций со стороны психики у больных и инвалидов, возникающих в связи с болезнью или инвалидностью. Конечной целью любых реабилитационных программ является восстановление личностного и социального статуса больного (инвалида). Для достижения этой цели необходим комплексный интегральный подход к больному человеку (инвалиду) с учетом не только клинико-биологических закономерностей болезни, но и психосоциальных факторов, особенностей окружающей его среды.

Психологические мероприятия (психологическая реабилитация) неразрывно связаны с медицинскими, так как содействуют еще в период лечения психологической подготовке больного (пострадавшего) к необходимой адаптации, реадаптации или переквалификации при неполном восстановлении его профессиональных навыков. Психологическая реабилитация имеет большое значение при подготовке больного к хирургическому вмешательству для вселения в него веры в способность после операции продолжить трудовую деятельность и восстановить свою социальную полноценность. Психопрофилактика и психотерапия облегчают реабилитацию на последующих этапах. Психологическая подготовка пострадавшего более эффективна, если ею занимается специалист — врач-психотерапевт.

Психопрофилактика и психогигиена – защитят от стрессов и тяжелых нервно-психических нагрузок

Влияние социальных, биологических и экологических факторов на психическое состояние человека трудно переоценить. В наше время разрабатываются различные методики предупреждения перехода начинающихся (пограничных) состояний в выраженную патологию, помощи людям, оказавшихся в экстремальных условиях, работающих с высокими нервно-психическими нагрузками и так далее.

Что такое психопрофилактика и психогигиена

Психопрофилактика – это раздел общей профилактики, включающая комплекс мероприятий, обеспечивающих психическое здоровье, предупреждение возникновения и распространение психических заболеваний, переход их в хроническую форму, а также реабилитацию психических больных. Главной целью психопрофилактики является предупреждение психических расстройств.

Психогигиена – это раздел общей гигиены, в задачи которого входит изучение влияния окружающей (природной и социальной) среды на психическое состояние человека, разработка и осуществление мероприятий, связанных с сохранением и укреплением нормального психического состояния человека. Главной целью психогигиены является организация надлежащей природной и социальной среды для поддержания психического здоровья.

Психопрофилактика и психогигиена представляют собой два вида одной и той же деятельности, но для удобства с практической точки зрения их задачи разделяют на две самостоятельные части. Эти понятия можно разграничить только относительно, так как сохранение и укрепление нормального психического состояния человека невозможно без профилактики психических заболеваний.

Основные проблемы психопрофилактики

Нервно-психические заболевания в подавляющем большинстве случаев тесно связаны с влияниями социальной среды. Даже психические заболевания, имеющие наследственный характер, по-разному появляются в различных социальных условиях, а иногда и вообще никак не проявляются.

К особенно тяжелым социальным условиям относятся войны, экономические кризисы, банкротство, низкая культура, чрезмерные требования, которые предъявляют к человеку на работе или к ребенку в школе. Имеют значение и различные злоупотребления (алкоголем, наркотиками, психотропными средствами), а также такие заболевания, как сифилис, туберкулез, различные половые извращения и так далее.

Современное общество предъявляет повышенные требования к состоянию нервно-психического здоровья человека. Состояние нервной устойчивости по отношению к различным воздействиям сегодня является одним из основных требований при приеме на работу, особенно связанную с нервно-психическими нагрузками.

Все это создает предпосылки для развития неврозов и психических заболеваний. Но человек – это существо социальное и он имеет неограниченные возможности для адаптации в обществе. Одной из задач психопрофилактики является оказание помощи человеку в социальной адаптации.

Основные проблемы психогигиены

Основными проблемами психогигиены являются отрицательные влияния природной и социальной среды на человека. Задачей психогигиены является максимальное устранение таких влияний. Так, психогигиенические мероприятия, внедряемы в различные сферы человеческой деятельности, позволяют значительно улучшить и показатели его деятельности, в том числе производительность труда.

Большое значение имеет психологический климат в коллективе, создание комфортных условий для работников, различные виды нервно-психических разгрузок, снижение травматизма на работе.

Психогении как результат воздействия внешней среды на человека

Психические нагрузки и стрессы – это основная причина нарушений психического здоровья человека. Под воздействием психических травм и тяжелых нервно-психических нагрузок могут развиваться психогении, которые делятся на неврозы и реактивные психозы.

Невроз – это функциональное нарушение центральной нервной системы, которое при изменении внешних условий и после лечения может быть полностью излечено. При неврозе человек прекрасно понимает, что с ним происходит, но преодолеть это состояние не может. В то же время длительное протекание невроза значительно снижает работоспособность и качество жизни человека. Неврозы требуют изменения внешней обстановки и иногда длительного лечения с применением психотерапевтических методик в амбулаторных условиях.

Реактивные психозы – это временные обратимые расстройства психики, возникшие в результате сильного стресса. При психозе человек не понимает, что с ним происходит, так как это состояние часто сопровождается различными изменениями сознания, бредом и галлюцинациями. Эти состояния полностью «выбивают» человека из социальной среды и подлежат лечению в стационаре с применением психотропных лекарственных препаратов.

Психогигиена и психопрофилактика – это отрасли медицины, основные задачи которых – создание условий, предупреждающих психические заболевания, и реабилитация психически больных.

Галина Романенко

 

Статьи по теме

Куликов Л. В. К90 Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. Спб.: Питер, 2004. 464 с.: ил. (Серия «Учебное пособие»)


ББК УДК К90

88.372я7 159.923(075)

Оглавление


Федеральная целевая программа «Культура России» (подпрограмма «Поддержка полиграфии и книгоиздания России»)


Рецензенты:

кафедра общей и клинической психологии факультета клинической психологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии;

В. Л. Ситников, доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии и педагогики Ленинградского областного уни­верситета им. А. С. Пушкина, зав. кафедрой практической психологии.

Куликов Л. В.

К90 Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. — СПб. : Питер, 2004. — 464 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).

ISBN 5-94723-363-0

В учебном пособии рассмотрены основные понятия и проблемы современной пси­хогигиены, особое внимание уделено психогигиене личности. Обсуждается широкий круг вопросов психологической устойчивости, субъективного благополучия личности, психоло­гии стресса, снижения психического напряжения, преодоления жизненных трудностей, причин возникновения состояний риска, формирования психологических зависимостей (наркотическая, алкогольная, лекарственная зависимость, табакокурение, сектантская, игровая и другие виды зависимости). Раскрыты взаимосвязи психогигиены и психологиче­ской культуры. Книга предназначена для студентов психологических факультетов, аспи­рантов, слушателей факультетов переподготовки, специалистов по социальной работе, социальных педагогов, валеологов, организаторов и преподавателей образовательных уч­реждений, врачей и организаторов здравоохранения. В книге дано большое количество практических рекомендаций, поэтому она может быть полезной широкому кругу лиц, ис­пытывающих потребность в освоении умений и навыков психологической помощи и само­помощи.

Культовое поведение риска 405

Черты культовой общины 408

Методы вербовки 414

Удержание в культовой общине 420

Личностные факторы культового зависимого поведения … 425

Деформация культового сознания 429

Как обезопасить себя от порабощения 431

Контрольные вопросы 433

Заключение 434

Словарь терминов 436

Библиография 439

Рекомендуемая литература 446

Приложение 1. Краткое описание методики определения

доминирующего состояния (ДС) 450

Приложение 2. Краткое описание методики «Профиль чувств

настроения» (ПЧН) 455

Приложение 3. Краткое описание методики «Профиль чувств

в отношениях» (ПЧО) 458

Приложение 4. Краткое описание методики «Репертуар

ролей (РР)» 461

ПРЕДИСЛОВИЕ

Если не обращаться к отдельным именам и событиям XX века, а искать явления мирового масштаба, то, вероятно, центральным можно при­знать значительное ускорение технического прогресса. Мы намерен­но не употребляем выражение «научно-технический прогресс», по­скольку не видим оснований для высокой оценки успехов мировой науки в целом — во всех ее отраслях. Теснее связанные с промышлен­ностью, транспортом, военной сферой науки заметно продвинулись в своем развитии. Но вряд ли так же можно оценить достижения наук о человеке. В первую очередь это относится к изучению проблем лич­ности, ее становления, зрелости, здоровья и благополучия.

Ушедший век отмечен значительным увеличением числа пациен­тов психиатрических клиник, психоневрологических диспансеров, страдающих психосоматическими заболеваниями, учащением суици­дов и суицидных попыток, увеличением потребления психоактивных веществ, распространением наркомании и алкоголизма, возрастанием влияния различных сект, разрушающих личность и общество. Все это свидетельствует о неспособности человечества на современном этапе расставлять приоритеты, помнить о том, кто в мире предстает «мерой всех вещей».

Эти явления показывают также, сколь скромны достижения тех наук, которые призваны разрабатывать научно обоснованные методы решения перечисленных проблем личности и общества. Видное место в ряду этих наук принадлежит психогигиене и психопрофилактике. Стал привычным взгляд на эти дисциплины как на дисциплины ис­ключительно медицинские. Без медицинских знаний и исследований психогигиена и психопрофилактика развиваться не могут, но еще большее значение для этих дисциплин имеет разработка психологи­ческой проблематики. К большому сожалению, число психологов, работающих над вопросами этих дисциплин, очень мало и не соот­ветствует значению проблемы. Владение основами психогигиены и психопрофилактики следует рассматривать как важнейший показа­тель профессиональной компетентности психолога, особенно психо­лога практикующего.

Черты культовой общины 408

Методы вербовки 414

Удержание в культовой общине 420

Личностные факторы культового зависимого поведения … 425

Деформация культового сознания 429

Как обезопасить себя от порабощения 431

Контрольные вопросы 433

Заключение 434

Словарь терминов 436

Библиография 439

Рекомендуемая литература 446

Приложение 1. Краткое описание методики определения

доминирующего состояния (ДС) 450

Приложение 2. Краткое описание методики «Профиль чувств

настроения» (ПЧН) 455

Приложение 3. Краткое описание методики «Профиль чувств

в отношениях» (ПЧО) 458

Приложение 4. Краткое описание методики «Репертуар

ролей (РР)» 461

ПРЕДИСЛОВИЕ

Если не обращаться к отдельным именам и событиям XX века, а искать явления мирового масштаба, то, вероятно, центральным можно при­знать значительное ускорение технического прогресса. Мы намерен­но не употребляем выражение «научно-технический прогресс», по­скольку не видим оснований для высокой оценки успехов мировой науки в целом — во всех ее отраслях. Теснее связанные с промышлен­ностью, транспортом, военной сферой науки заметно продвинулись в своем развитии. Но вряд ли так же можно оценить достижения наук о человеке. В первую очередь это относится к изучению проблем лич­ности, ее становления, зрелости, здоровья и благополучия.

Ушедший век отмечен значительным увеличением числа пациен­тов психиатрических клиник, психоневрологических диспансеров, страдающих психосоматическими заболеваниями, учащением суици­дов и суицидных попыток, увеличением потребления психоактивных веществ, распространением наркомании и алкоголизма, возрастанием влияния различных сект, разрушающих личность и общество. Все это свидетельствует о неспособности человечества на современном этапе расставлять приоритеты, помнить о том, кто в мире предстает «мерой всех вещей».

Эти явления показывают также, сколь скромны достижения тех наук, которые призваны разрабатывать научно обоснованные методы решения перечисленных проблем личности и общества. Видное место в ряду этих наук принадлежит психогигиене и психопрофилактике. Стал привычным взгляд на эти дисциплины как на дисциплины ис­ключительно медицинские. Без медицинских знаний и исследований психогигиена и психопрофилактика развиваться не могут, но еще большее значение для этих дисциплин имеет разработка психологи­ческой проблематики.

Для психогигиены, как и гигиены в целом, центральной является за­дача распространения знаний о здоровье, здоровом образе жизни, формирование навыков оздоровительного поведения, т. е. поведения, нацеленного на здоровье (в англоязычной литературе health know­ledge). Под оздоровительным поведением понимается любая мера, предпринятая индивидуумом, независимо от фактического или субъ­ективно воспринимаемого состояния здоровья с целью укрепления, защиты или поддержания здоровья. При этом объективная эффек­тивность такого поведения с точки зрения достижения цели в расчет не берется.

Психогигиенические мероприятия должны разрабатываться и реа­лизовываться не только психологами и психотерапевтами, но и педаго­гами, врачами, социальными работниками. Более того, в них должны принимать активное участие как специалисты, так и представители

власти разных уровней, посильный вклад должен вносить каждый член общества. Психогигиена представляет собой довольно обшир­ную область.

Проблема сохранения здоровья имеет огромное социальное, эконо­мическое, гуманистическое значение. Решаться она может только со­вместными усилиями теоретиков и практиков в различных отраслях знания, а также представителей исполнительной власти. В настоящее время в решении этой междисциплинарной проблемы доминируют медицинский и социологический подходы. Во множестве исследова­ний выявлены факторы риска заболеваний, проведен сопоставительный анализ здорового и неправильного образа жизни, доказана пагубность последнего. Полученные в этих исследованиях данные необходимы для выработки организационных принципов здравоохранения на об­щегосударственном уровне, они расширяют эмпирическую базу ме­дицинской науки, дают знания для санитарного просвещения. Прово­димая просветительская работа — — пропаганда здорового образа жизни, призывы, предостережения — ведет к накоплению информа­ции у некоторой части населения, но знания лишь опосредованно мо-

гут изменять поведение индивида, в том числе и в области сохране­ния собственного здоровья.

Движущей и направляющей силой поведения являются мотивы и установки. Они определяются потребностями и ценностными ори-ентациями. Последние служат базой для формирования установок. Высший уровень диспозиционной регуляции поведения личности об­разуют система ценностных ориентации, цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей (Ядов, 1975). Исследованию этих важнейших психологических феноменов поведения личности, на­правленного на сохранение здоровья, уделяется очень мало внима­ния.

Психическое здоровье, внутренняя гармония и гармония с окру­жающим миром редко изначально присущи человеку, чаще всего для их достижения требуется прилагать определенные усилия. К этому невозможно прийти без активного творческого отношения к собст­венной жизни.

Отсутствие соответствующей психогигиенической и психологиче­ской компетентности может быть причиной того, что человек не осо­знает связи между эмоциональным дискомфортом и соматическим расстройством. Это выступает стержневой проблемой.

Наш опыт чтения лекций и проведения тренинговых занятий на разных ступенях образования (в школе, вузе, учреждениях последипломного об­разования, на курсах повышения квалификации специалистов) показал, что повышение психогигиенической компетентности личности вполне возможно. Занятия по этой тематике вызывают живой отклик у многих категорий людей самого разного возраста. Наиболее восприимчивыми яв­ляются школьники и студенты. Люди более старшего возраста обычно имеют повышенную мотивацию к освоению психогигиенических знаний, но одновременно сталкиваются с большим числом трудностей в обучении. Основными трудностями являются стереотипы восприятия и понимания, инерция сложившегося образа жизни и мышления, отсутствие необходи­мой поддержки со стороны близких людей. Отношение к психогигиене как обязательной составной части психологического образования помо­жет формированию у населения необходимой позитивной установки на обязательное для каждого современного человека приобретение психоги­гиенических знаний, умений и навыков.

что такое в Большом психологическом словаре

Смотреть что такое ПСИХОГИГИЕНА в других словарях:

ПСИХОГИГИЕНА

        семьи и половой жизни (псих + греч hygieinos — приносящий здоровье целебный), раздел гигиены и психиатрии, разрабатывающий правила и принципы в… смотреть

ПСИХОГИГИЕНА

ПСИХОГИГИЕНА. Область гигиены, разрабатывающая и осуществляющая мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья. Некоторые а… смотреть

ПСИХОГИГИЕНА

Область гигиены, разрабатывающая и осуществляющая мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья. Некоторые авторы, давая о… смотреть

ПСИХОГИГИЕНА

(от греч. psyche — душа и hygieinos — целебный), наука о сохранении и укреплении нервно-психич. здоровья человека; занимает пограничное положение между… смотреть

ПСИХОГИГИЕНА

IПсихогигие́на (греч. psychē душа, сознание + Гигиенаотрасль гигиены, изучающая факторы и условия окружающей среды, влияющие на психическое развитие и . .. смотреть

ПСИХОГИГИЕНА

прикладное направление психологии здоровья, в котором разрабатываются и применяются мероприятия, направленные на сохранение, поддержание и укрепление п… смотреть

ПСИХОГИГИЕНА

        раздел гигиены (См. Гигиена), изучающий меры и средства формирования, сохранения и укрепления психического здоровья людей и предупреждения псих… смотреть

ПСИХОГИГИЕНА

ПСИХОГИГИЕНА, раздел гигиены, изучающий меры и средства формирования, сохранения и укрепления психического здоровья людей и предупреждения психич. з… смотреть

ПСИХОГИГИЕНА

   — наука о сохранении и укреплении нервно-психического здоровья человека; занимает пограничное положение между общей гигиеной и психологией. Изучает … смотреть

ПСИХОГИГИЕНА

(…от греч. hygieinos — целебный) — часть общей гигиены, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья людей. П…. смотреть

ПСИХОГИГИЕНА

1) Орфографическая запись слова: психогигиена2) Ударение в слове: психогиги`ена3) Деление слова на слоги (перенос слова): психогигиена4) Фонетическая т. .. смотреть

ПСИХОГИГИЕНА

психогигиена (психо- + гигиена) — отрасль гигиены и психиатрии, изучающая факторы и условия окружающей среды, влияющие на психическое развитие и психич… смотреть

ПСИХОГИГИЕНА

отрасль гигиены и психиатрии, изучающая факторы и условия окружающей среды, влияющие на психическое развитие и психическое состояние человека, и разраб… смотреть

ПСИХОГИГИЕНА

(психо греч. hygienos – целебный, приносящий здоровье) – 1. первоначальное значение – искусство развития и подержания психического здоровья; 2. систе… смотреть

ПСИХОГИГИЕНА

— область гигиены, разрабатывающая и осуществляющая мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья. П. является комплексной… смотреть

ПСИХОГИГИЕНА

психогигие́на (см. психо…) раздел гигиены, изучающий влияние окружающих условий на психическое здоровье человека и разрабатывающий меры для его сохр… смотреть

ПСИХОГИГИЕНА

Сонг Сон Сноха Сноп Снип Снегопах Снег Снг Сип Сион Синап Син Сиена Сиг Сено Сени Сена Сгон Сапог Сап Сани Сан Саго Психогигиена Псих Пос Пони Понг Пис. .. смотреть

ПСИХОГИГИЕНА

корень — ПСИХ; соединительная гласная — О; корень — ГИГИЕН; окончание — А; Основа слова: ПСИХОГИГИЕНВычисленный способ образования слова: Сложение осно… смотреть

ПСИХОГИГИЕНА

(психо + гигиена). Наука об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья, система мероприятий, направленных на эти цели. Непосредственно… смотреть

ПСИХОГИГИЕНА

(психо + гигиена). Наука об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья, система мероприятий, направленных на эти цели. Непосредственно… смотреть

ПСИХОГИГИЕНА

(гр. и лат. – душа и здоровье) – часть общей гигиены, разрабатывающая научные основы, принципы и мероприятия по сохранению и укреплению психического зд… смотреть

ПСИХОГИГИЕНА

(от греч. psyche — душа и hygieinos — целебный) — англ. psychohygiene; нем. Psychohygiene. Область медицинской психологии, изучающая влияние окружающих… смотреть

ПСИХОГИГИЕНА

Ударение в слове: психогиги`енаУдарение падает на букву: еБезударные гласные в слове: психогиги`ена

ПСИХОГИГИЕНА

Словообразование. Происходит от греч. psychе — душа + hygieinos — целебный. Категория. Раздел гигиены. Специфика. Занимается проблемами обеспечения н… смотреть

ПСИХОГИГИЕНА

1. Раздел гигиены, изучающий влияние окружающих условий, обстановки на психическое здоровье людей. Также разрабатывает меры для сохранения и укрепления… смотреть

ПСИХОГИГИЕНА

1. Раздел гигиены, изучающий влияние окружающих условий, обстановки на психическое здоровье людей. Также разрабатывает меры для сохранения и укрепления здоровья, для предупреждения расстройств психических. 2. Набор или комплекс мер, направленный на сохранение здоровья и предупреждение расстройств психических…. смотреть

ПСИХОГИГИЕНА

— (от греч. psyche -душа и hygieinos — целебный) — англ. psychohygiene; нем. Psychohygiene. Область медицинской психологии, изучающая влияние окружа… смотреть

ПСИХОГИГИЕНА

(от психо… к гигиена), раздел медицины, изучающий влияние внеш. среды на психику человека, разрабатывающий меры по сохранению и укреплению психич. зд… смотреть

ПСИХОГИГИЕНА

-ы, ж. Раздел гигиены, изучающий влияние окружающих условий на психическое здоровье человека и разрабатывающий меры для его сохранения.Синонимы: гиги… смотреть

ПСИХОГИГИЕНА

(психо- + гигиена) отрасль гигиены и психиатрии, изучающая факторы и условия окружающей среды, влияющие на психическое развитие и психическое состояние… смотреть

ПСИХОГИГИЕНА

психогигиена [см. психо…] — раздел гигиены, изучающий влияние окружающих уело* вий на психическое здоровье человека и разрабатывающий меры для его сохранения, укрепления и предупреждения возникновения психозов; сами эти меры. <br><br><br>… смотреть

ПСИХОГИГИЕНА

ПСИХОГИГИЕНА (от психо … и гигиена), раздел медицины, изучающий влияние внешней среды на психику человека, разрабатывающий меры по сохранению и укреплению психического здоровья, предупреждению психических заболеваний.<br><br><br>… смотреть

ПСИХОГИГИЕНА

(от греч. hygienos – целебный) – отрасль знаний на границе гигиены, психотерапии и психологии, изучающая и предлагающая меры и средства сохранения и ук… смотреть

ПСИХОГИГИЕНА

Психогигиена — раздел гигиены, касающийся обеспечения нервно — психического здоровья человека. Занимается изучением влияния среды на психику человека, разработкой норм труда, отдыха и быта, психогигиенической пропагандой…. смотреть

ПСИХОГИГИЕНА

ПСИХОГИГИЕНА (от психо… и гигиена) — раздел медицины, изучающий влияние внешней среды на психику человека, разрабатывающий меры по сохранению и укреп… смотреть

ПСИХОГИГИЕНА

[см. психо гигиена] раздел гигиены и психи атрии, изучающий влияние окружающей среды на психическое здоровье человека и разрабатывающая меры по укрепл… смотреть

ПСИХОГИГИЕНА

1. Первоначальное значение – искусство развития и Юддержания психического здоровья. 2. Свободная «броская фраза» для обо-1начения курсов, обычно читаем… смотреть

ПСИХОГИГИЕНА

— (от психо. .. и гигиена) — раздел медицины, изучающий влияниевнешней среды на психику человека, разрабатывающий меры по сохранению иукреплению психиче… смотреть

ПСИХОГИГИЕНА

(от психо… и гигиена), раздел медицины, изучающий влияние внешней среды на психику человека, разрабатывающий меры по сохранению и укреплению психичес… смотреть

ПСИХОГИГИЕНА

психогигиена сущ., кол-во синонимов: 2 • гигиена (6) • медицина (189) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: гигиена, медицина

ПСИХОГИГИЕНА

Начальная форма — Психогигиена, единственное число, женский род, именительный падеж, неодушевленное

ПСИХОГИГИЕНА

f Psychohygiene f психогигиена трудапромышленная психогигиенашкольная психогигиена

Психогигиена — Википедия

Психогигиена (ψυχή psycho ‚Hauch ‘,‚ Seele’, ‚Gemüt ‘sowie ὑγιεινή [τέχνη] hygieinet« hygieinet », hygieinet« hygieinet », hygieinet« hygieinet », hygieinet. «Gesundheit»), auch mentalische Hygiene genannt, ist die Lehre vom Schutz und dem Erlangen der mentalischen Gesundheit.

Erstmals in den USA verwandte 1843 der US-amerikanische Mediziner William Sweetzer den Ausdruck психическая гигиена . [1] Die deutsche Bezeichnung Psychohygiene wurde im Jahre 1900 von dem deutschen Психиатр Роберт Зоммер (1864–1937) verwendet, der 1896 die Psychiatrische Klinik Gießen beginründet hatte. [2] Allerdings erlangte die Bezeichnung erst durch die Bemühungen von Clifford Whittingham Beers, die Situation von Psychisch Kranken zu verbessern, eine größere Bekanntheit: «Der Beginn der modernen Psychohygiene wird des mit der Literatur.Пиво (США) Ум, который нашел себя [3] (дата 1941) festgemacht. « [4]

Пиво Buch beruhte auf seinen eigenen Erfahrungen als Patient. Beers gründete 1909 das Национальный комитет по психической гигиене (heute Mental Health America ), um seine Reform der Behandlung von als geisteskrank geltenden Personen fortzusetzen. 1913 год. Начало работы в клинике Клиффорда В. Бирса в Нью-Хейвене (Коннектикут). [5]

Die Bezeichnung Psychohygiene (bzw. mentalische Hygiene [6] ) ist seit geraumer Zeit aus der Mode gekommen; in den letzten Jahrzehnten finden sich Veröffentlichungen zu diesem Themenbereich zumeist unter den Begriffen Salutogenese oder Resilienz.

Гетто Терезиенштадт [Bearbeiten | Quelltext Bearbeiten]

Das Konzept der Psychohygiene spielte eine Rolle im Ghetto Theresienstadt / Konzentrationslager Theresienstadt, wo der Wiener Arzt und Begründer der Logotherapie und Existenzanalyse Viktor Frankl ein «Referat für mentalische Hygiene.Die meisten Ankommenden waren unvorbereitet und deshalb schockiert von dem, находился в Терезиенштадт-Ворфанден. Франкл Гинг Давон аус, dass bei entsprechender Hilfestellung die Überlebenschancen größer seien, und bat Regina Jonas um ihre Mitarbeit. Ihre Aufgabe bestand im Empfang der Neuankommenden. Außerdem setzte sie auch unter diesen Bedingungen ihre Lehr- und Predigttätigkeit fort. [7]

Der in Theresienstadt Inftierte Philosoph Emil Utitz gebrauchte ebenfalls diesen Begriff; утра 24.Ноябрь 1942 г. hielt er dort einen Vortrag mit dem Titel The Hygiene of Soul in Theresienstadt . [8]

Akademische Institutionalisierung [Bearbeiten | Quelltext Bearbeiten]

Heinrich Meng, der 1929 zu den Mitbegründern des Frankfurter Psychoanalytischen Instituts / Sigmund-Freud-Institut gehörte, folgte nach der Auflösung des Instituts im Jahre 1933 dem Angebot einer Schweizer Психоаналитические институты, основанные на изучении психоаналитических исследований zu entwickeln.Schon nach vier Jahren erhielt er einen Lehrauftrag der Universität Basel und 1945 den Ruf auf den eigens für ihn errichteten, ersten europäischen Lehrstuhl für Psychohygiene. [9] Hier hat Meng in den Nachkriegsjahren ein Forschungszentrum errichtet, zu dem ausaller Welt Gelehrte pilgerten. Mit großzügiger Unterstützung Schweizer Verlage baute er eine wissenschaftliche Bibliothek der Psychohygiene auf. Gleichzeitig wurden in der Schweiz und in anderen Ländern Gesellschaften für Psychohygiene gegründet, die sich den vielfältigen, vorwiegend praktischen Aufgaben des mentalischen Gesundheitsschutzes widmeten. [10]

Deutscher Verband für Psyische Hygiene [Bearbeiten | Quelltext Bearbeiten]

Der deutsche Verband der Psychohygiene war 1924 von dem deutschen Psychiater R. Sommer gegründet worden. [11] Die Allgemeine Ärztliche Zeitschrift für Psychotherapie und Psycheische Hygiene [12] war das ab 1928 monatlich publizierte und von Anfang an europaweit verbreitete Organ der am 1. Dezember 1927, Берлин, Германия. ), die zahlreiche Mitglieder auch in nicht-deutschsprachigen Ländern Hatte.1930 wurde es umbenannt zum Zentralblatt für Psychotherapie und ihre Grenzgebiete einschließlich der Medizinischen Psychologie und Psychischen Hygiene und seitdem herausgegeben von Ernst Schretschmer, Марбург, ул. Шульц, Берлин. [13]

Am 20. Сентябрь 1928 г. Фанд в Гамбурге die erste Tagung des Deutschen Verbandes für Psychische Hygiene statt. [14]

Der erste internationale Kongress (Первый международный конгресс по психической гигиене) fand im Mai 1930 в Вашингтоне, округ Колумбия, стат. [15]

Die Zweite Deutsche Tagung für mentalische Hygiene fand в Бонне 21 мая 1932 г. statt und hatte das Hauptthema: Die eugenischen Aufgaben der mentalischen Hygiene. [16] [17]

Am 16. Juli 1933 übernahm Ernst Rüdin den Vorsitz des Verbands für Psyische Hygiene, der bisherige Vorsitzende Sommer wurde zum Rücktritt genötigt, den Psychiate ernst Rüdin zühmer, den Psychiater ernst Rüdin den Vorsitz Verband um в Deutscher Verband für mentalische Hygiene und Rassenhygiene. [18]

Die von C. W. Beers und Adolf Meyer [19] 1908 postulierten Hauptaufgaben der Psychohygiene sind:

  1. Sorge für die Erhaltung der geistigen Gesundheit, Verhütung von Geistes- und Nervenkrankheiten und Defektzuständen;
  2. Vervollkommnung der Behandlung und Pflege der mentalisch Kranken;
  3. Aufklärung über die Bedeutung der mentalischen Anomalien für die Probleme der Erziehung, des Wirtschaftslebens, der Kriminalität und überhaupt der menschlichen Verhaltensweisen.

Diese Aufgaben sollen erfüllt werden durch Förderung der sozialen Fürsorge und Zusammenwirken mit öffentlichen und privaten Wohlfahrtseinrichtungen.

Karl Mierke (1967, S. 8) sieht drei Ebenen der Psychohygiene:

  1. Die präventive Psychohygiene hat die Gesunderhaltung des Individualuums und der Gesellschaft zum Ziel.
  2. Die restitutive Psychohygiene ist bemüht, in Lebenskrisen oder Konfliktsituationen frühzeitig regenerative und korrigierende Maßnahmen einzuleiten.
  3. Die kurative Psychohygiene nimmt sich bereits bestehender Einschränkungen an, um diese mit klinischen oder psychotherapeutischen Verfahrensweisen zu heilen.

1975 hat Eberhard Schomburg das Erhalten oder Erreichen der von ihm formulierten 6 Lebensgrundbedürfnisse als Ziel der Psychohygiene genannt:

  1. Liebe
  2. Sicherheit
  3. Anerkennung / Bestätigung / Erfolgserlebnisse
  4. Raum zu freiem, schöpferischem Tun
  5. Erlebnisse mit Erinnerungswert
  6. Selbstachtung
  • H.Kretz (Hrsg.): Lebendige Psychohygiene 2000 plus . Эберхард, Мюнхен 2002.
  • K. Mierke: Psychohygiene im Alltag . Берн, Штутгарт, 1967.
  • Tomas Plänkers: Idee und Wirklichkeit einer Psychohygiene. Биография и работа Генрих Менгс (1887-1972) . В: Helmut Kreuz (Hrsg.): Lebendige Psychohygiene . Эберхард Верлаг, München 1996, S. 17–41.
  • E. Schomburg: Psychohygiene und Sonderschule . В: H.E. Эрхардт (Hrsg.): Aggressivität, Dissozialität, Psychohygiene . Берн / Штутгарт / Вена 1975, Беллинген-им-Вестервальд.
  • Томас Сас: Производство безумия: сравнительное исследование инквизиции и движения за психическое здоровье . Перепечатка, Syracuse University Press, 1997, ISBN 0-8156-0461-0, dt. Die Fabrikation des Wahnsinns , Olten / Freiburg i.Br. 1974.
  1. ↑ Уоллес Манделл: Истоки психического здоровья. Школа общественного здравоохранения Bloomberg Джонса Хопкинса, 1995, abgerufen am 19.Апрель 2016 г.
  2. ↑ Universitätsklinikum Giessen und Marburg GmbH: Die Geschichte der Neurologie. (Memento vom 27. September 2007 im Internet Archive )
  3. ↑ Текст от Разум, который обнаружил себя онлайн (англ.) Erstveröffentlichung 1907
  4. ↑ Psychohygiene während der Alten- und Krankenpflegeausbildung (Memento vom 23. Juli 2014 im Internet Archive ) (PDF; 258 kB)
  5. ↑ Клиффорд У. Бирс Гайд Клиник, Инк., Укрепление детей и семей с 1913 г. (Memento vom 11. Februar 2009 im Internet Archive ) (англ.)
  6. ↑ Эрих Штерн: Psychische Hygiene im allgemeinen Krankenhaus und in der Heilstätte. In: Wege zum Menschen. Band 9, 1957, S. 177–187.
  7. ↑ haGalil.com
  8. ↑ Елена Макарова, Сергей Макаров, Виктор Куперман: Университет над бездной, история 520 лекторов и 2430 лекций в KZ Theresienstadt 1942–1944. Второе издание, Verba Publishers Ltd., Иерусалим 2004 г., ISBN 965-424-049-1
  9. ↑ вергл. Элизабет Циммерманн: Psychohygiene und Pädagogik. Генрих Менг (1887-1972). Диссертация, Universität Zürich, Pädagogisches Institut, Zürich 1994. In der Zusammenfassung heißt es: «1938 wurde an der Medizinischen Fakultät der Universität Basel erstmals in Europa ein Lektorat für Psychotezhygien e. Diese hielt er bis zu seiner Emeritierung im Jahr 1957 inne.«(Также nur eine Professur von 1938–1957.)
  10. ↑ weitere Informationen über Heinrich Meng (1887–1972) в: Marion Grimm: Alfred Storch (1888–1962): Daseinsanalyse und anthropologische Psychiatrie. Диссертация, Gießen 2004, S. 97, 98.
  11. ↑ Генрих Менг цум Гедехтнис
  12. ↑ [1]
  13. ↑ Geschichte der Psychotherapie in Deutschland im 20. Jahrhundert
  14. ↑ Astrid Ley: Zwangssterilisation und Ärzteschaft, Hintergründe und Ziele ärztlichen Handelns 1934-1945. с. 215
  15. ↑ Mental Hygiene Time Magazine, понедельник, май. 19, 1930 (англ.)
  16. ↑ [dto.]
  17. ↑ = V. Werkverzeichnis Ilse Szagunn bis 1945 und ausgewählte Artikel bis 1971 / 1932d Zweite Deutsche Tagung für Psychische Hygiene. Fortschritte der Gesundheitsfürsorge 6 (1932), S. 281
  18. ↑ Uwe Gerrens: Medizinisches Ethos Und Theologische Ethik: Karl und Dietrich Bonhoeffer in der Auseinandersetzung um Zwangssterilisation und «Euthanasie» im Nationalsozialismus. Oldenbourg Wissenschaftsverlag, 1996, S. 68, ISBN 978-3-486-64573-6; [2]
  19. ↑ Адольф Мейер: профессор швейцарско-немецкого происхождения, работающий в Америке, ввел термин «психическая гигиена».

Психогигиена — Википедия

Erstmals in den USA verwandte 1843 der US-amerikanische Mediziner William Sweetzer den Ausdruck mental hygiene . [1] Die deutsche Bezeichnung Psychohygiene wurde im Jahre 1900 von dem deutschen Психиатр Роберт Зоммер (1864–1937) verwendet, der 1896 die Psychiatrische Klinik Gießen beginründet hatte. [2] Allerdings erlangte die Bezeichnung erst durch die Bemühungen von Clifford Whittingham Beers, die Situation von Psychisch Kranken zu verbessern, eine größere Bekanntheit: «Der Beginn der modernen Psychohygiene wird in der Literatur USA) Разум, который нашел себя [3] (dt. 1941) festgemacht. « [4]

Beers Buch beruhte auf seinen eigenen Erfahrungen als Patient. Beers gründete 1909 das Национальный комитет по психической гигиене (heute Mental Health America ), um seine Reform der Behandlung von als geisteskrank geltenden Personen fortzusetzen.1913 год. Начало работы в клинике Клиффорда В. Бирса в Нью-Хейвене (Коннектикут). [5]

Die Bezeichnung Psychohygiene (bzw. mentalische Hygiene [6] ) ist seit geraumer Zeit aus der Mode gekommen; in den letzten Jahrzehnten finden sich Veröffentlichungen zu diesem Themenbereich zumeist unter den Begriffen Salutogenese oder Resilienz.

Гетто ТерезиенштадтBearbeiten

Das Konzept der Psychohygiene spielte eine Rolle im Ghetto Theresienstadt / Konzentrationslager Theresienstadt, wo der Wiener Arzt und Begründer der Logotherapie und Existenzanalyse Viktor Frankl ein «Referat für mentalische Hygiene.Die meisten Ankommenden waren unvorbereitet und deshalb schockiert von dem, находился в Терезиенштадт-Ворфанден. Франкл Гинг Давон аус, dass bei entsprechender Hilfestellung die Überlebenschancen größer seien, und bat Regina Jonas um ihre Mitarbeit. Ihre Aufgabe bestand im Empfang der Neuankommenden. Außerdem setzte sie auch unter diesen Bedingungen ihre Lehr- und Predigttätigkeit fort. [7]

Der in Theresienstadt Inftierte Philosoph Emil Utitz gebrauchte ebenfalls diesen Begriff; утра 24.Ноябрь 1942 г. hielt er dort einen Vortrag mit dem Titel The Hygiene of Soul in Theresienstadt . [8]

Akademische InstitutionalisierungBearbeiten

Heinrich Meng, der 1929 zu den Mitbegründern des Frankfurter Psychoanalytischen Instituts / Sigmund-Freud-Institut gehörte, folgte nach der Auflösung des Instituts im Jahre 1933 dem Angebot einer Schweizer Психоаналитические институты, основанные на изучении психоаналитических исследований zu entwickeln.Schon nach vier Jahren erhielt er einen Lehrauftrag der Universität Basel und 1945 den Ruf auf den eigens für ihn errichteten, ersten europäischen Lehrstuhl für Psychohygiene. [9] Hier hat Meng in den Nachkriegsjahren ein Forschungszentrum errichtet, zu dem ausaller Welt Gelehrte pilgerten. Mit großzügiger Unterstützung Schweizer Verlage baute er eine wissenschaftliche Bibliothek der Psychohygiene auf. Gleichzeitig wurden in der Schweiz und in anderen Ländern Gesellschaften für Psychohygiene gegründet, die sich den vielfältigen, vorwiegend praktischen Aufgaben des mentalischen Gesundheitsschutzes widmeten. [10]

Deutscher Verband für Psyische HygieneBearbeiten

Der deutsche Verband der Psychohygiene war 1924 von dem deutschen Psychiater R. Sommer gegründet worden. [11] Die Allgemeine Ärztliche Zeitschrift für Psychotherapie und Psycheische Hygiene [12] war das ab 1928 monatlich publizierte und von Anfang an europaweit verbreitete Organ der am 1. Dezember 1927, Берлин, Германия. ), die zahlreiche Mitglieder auch in nicht-deutschsprachigen Ländern Hatte.1930 wurde es umbenannt zum Zentralblatt für Psychotherapie und ihre Grenzgebiete einschließlich der Medizinischen Psychologie und Psychischen Hygiene und seitdem herausgegeben von Ernst Schretschmer, Марбург, ул. Шульц, Берлин. [13]

Am 20. Сентябрь 1928 г. Фанд в Гамбурге die erste Tagung des Deutschen Verbandes für Psychische Hygiene statt. [14]

Der erste internationale Kongress (Первый международный конгресс по психической гигиене) fand im Mai 1930 в Вашингтоне, округ Колумбия, стат. [15]

Die Zweite Deutsche Tagung für mentalische Hygiene fand в Бонне 21 мая 1932 г. statt und hatte das Hauptthema: Die eugenischen Aufgaben der mentalischen Hygiene. [16] [17]

Am 16. Juli 1933 übernahm Ernst Rüdin den Vorsitz des Verbands für Psyische Hygiene, der bisherige Vorsitzende Sommer wurde zum Rücktritt genötigt, den Psychiate ernst Rüdin zühmer, den Psychiater ernst Rüdin den Vorsitz Verband um в Deutscher Verband für mentalische Hygiene und Rassenhygiene. [18]

Психопатология общества и мифология — Международный журнал психосоциальной реабилитации

Том 24 — Выпуск 3

Психопатология общества и мифология