Психогигиена и психопрофилактика: «Психическое здоровье. Психогигиена, психопрофилактика и психореабилитация.». Скачать бесплатно и без регистрации.
Психогигиена эмоциональной жизни
Психогигиена– отрасль медицины, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению психического здоровья населения, а также изучающая условия оптимального психического функционирования.
Психогигиена занимается исследованием влияния внешней среды на психическое здоровье человека, выделяет вредоносные факторы в природе и обществе, на производстве и в быту, определяет и организует пути и способы преодоления неблагоприятных воздействий на психическую сферу.
В настоящее время существует множество отраслей и направлений в медицине, при которых обязательно применяются психогигиенические мероприятия. В условиях постоянного информационного и эмоционального стресса наше общество нуждается в психологическом внимании особенно со стороны медиков. Врач любой специальности каждый день своей работы сталкивается с проявлениями психологической дезадаптации со стороны пациентов любого профиля. Не зависимо от возраста и заболевания пациента, врач выступает в роли внимательного слушателя, которому пациент доверяет не только телесные, но и душевные страдания.
Психогигиена воспитания и обучения;
Психогигиена семьи и половой жизни;
Психогигиена отдыха и быта;
Психогигиена больного человека;
Борьба с вредными привычками, алкоголизмом и наркоманией;
Психогигиена спорта, инженерная, космическая и др.
Для каждого вида психогигиены существуют свои необходимые мероприятия. Можно выделить следующие пункты, которые обеспечивают различные разделы психогигиены.
Психогигиена труда. Включает в себя необходимость обеспечения профессионального отбора для правильной профессиональной ориентации человека с учетом его индивидуальных особенностей и способностей. Обязательно нужно учитывать влияние неблагоприятных производственных факторов (шум, вибрация, температура, длительное пребывание в замкнутом пространстве, на глубине и др.), т.к. данные неблагоприятные факторы могут приводить к профессиональным заболеваниям. Важным фактором, который необходимо устранить является дефицит времени для решения производственных задач. Для нормальной работы коллектива и каждого из его членов необходимо установление положительного эмоционального отношения к выполняемой работе. Также необходимо избегать эмоционального утомления (частая причина – сенсорная депривация при однообразии трудовых операций на конвейерном производстве, вождении транспорта и т.д.)
Возрастная психогигиена. Для каждой возрастной группы характерны свои особенности психогигиенических мероприятий. Так, враннем детском возрасте важным является своевременное овладение новыми навыками, нахождение в благоприятной семейной обстановке, усложнение игровой деятельности, общение с детьми и т.д. Вшкольном возрасте необходимо положительное отношение ребенка к обучению, интерес к материалу, регулярный характер обучения, соответствие учебной нагрузки возможностям ребенка, наличие психологического комфорта в семье и школе, твердый распорядок дня, необходимые физические нагрузки, достаточный сон, исключение курения, употребления наркотиков и алкоголя, дозированные занятия на компьютере и просмотра телевизора.
Психогигиена семьи и половой жизни. Является очень важной для общества, т.к. полноценная и здоровая семья — это здоровое, трудоспособное общество, которое может воспитать социально адаптированное молодое поколение. Для обеспечения психогигиены семи и половой жизни необходимы следующие условия:
наличие взаимопонимания между супругами и всеми членами семьи;
умение вести домашнее хозяйство и распределение этих обязанностей, т.к. в настоящее время, когда женщина работает на равне с мужчиной, ей трудно одной справляться с домашними делами, воспитанием детей;
отсутствие вредных привычек и чрезмерного употребления алкоголя;
удовлетворенность сексуальными отношениями, которые имеют основополагающее значение в браке и влияют не только на физиологическую сторону отношений супругов, но и влияют на психологический климат в семье;
умение правильного понимания приоритета собственной семьи по отношению к родительской семье, к работе, увлечениям;
уважение и доверие супругов друг к другу, интересам партнера.
Психогигиена отдыха и быта направлена на обеспечение нормальных условий быта и отдыха, на предупреждение неблагоприятных последствий вследствие неправильного отдыха и условий жизни.
Психогигиенические мероприятия во время отдыха направлены на правильное планирование отдыха в зависимости от увлечений, физического и психического состояния. Обеспечение «здорового» отдыха определяется адекватнми физическими нагрузками, предупреждением избыточного употребления спиртных напитков и т.д. При отдыхе в экзотических странах нужна предварительная вакцинация от тропических заболеваний, которые могут проявиться уже после приезда.
Психогигиена быта обеспечивается соблюдением следующих правил: создание благоприятных бытовых условий жизни в соответствии с гигиеническими нормами и индивидуальными особенностями; при проведении ремонтов использовать нетоксичные материалы; учет психологической совместимости проживающих в одном доме или квартире членов семьи и т.д. При проведении психогигиенических мероприятий в отношении быта необходимо учитывать тот факт, что место и условия проживания влияют на психологическое состояние человека и при неудовлетворительных социально-бытовых условиях человек переносит свои проблемы на свою профессиональную деятельность.
Психогигиена больного человека. Больному должно быть оказано необходимое внимание со стороны медицинского персонала и родственников. Своевременная постановка диагноза способствует своевременному адекватному и полному лечению, что предотвращает затяжное течение заболевания, переход его в хроническую форму, а также инвалидизацию.
При проведении психогигиенических мероприятий обязательно разъяснение пациенту причин и механизмов его заболевания. Понимание пациентом его собственного состояния ведет к максимальному сотрудничеству больного с врачом, согласию на необходимые процедуры и методы исследования. В случае хирургических вмешательств, тяжелых заболеваний при необходимости должна быть в полной мере оказана психологическая поддержка специалистов (психологов, психотерапевтов).
Психогигиена вредных привычек, употребления алкоголя и наркотиков в настоящее время является очень актуальной и необходимой в связи с широким их распространением среди населения. Курение, употребление спиртных напитков и наркотиков затрагивает все более молодые слои населения.
Психогигиенические мероприятия по предупреждению вредных привычек, алкоголизма и наркомании базируются на следующем:
доступность информации о вреде курения, алкоголя и наркотиков;
распространение информации о последствиях воздействия алкоголя, табака и наркотиков на здоровье человека и на здоровье родившихся у него детей;
воспитание правильных приоритетов здорового образа жизни, занятий спортом;
уменьшение или отсутствие рекламы сигарет и спиртных напитков;
строгое соблюдение возрастного ценза на продажу сигарет и спиртных напитков и т.д.;
организация досуга лиц молодого возраста в спортивных секциях, кружках;
создание государственных программ для детей из неблагополучных семей.
Психогигиена труда медицинского работника. Общеизвестно, что врач должен соблюдать принципы здорового образа жизни не только для укрепления собственного здоровья, но и в качестве примера для своих пациентов. Здоровый врач может принести больше пользы для общества имея хорошее психологическое и физическое состояние. Для работы врача любого профиля важным является достаточный уровень функционирования всех видов психической сферы, т.к. в его работе необходимо быстро принимать ответственные решения, от которых зависит жизнь и здоровье пациента. Таким образом, в психогигиенические мероприятия труда медицинского работника входит:
правильная организация рабочего времени;
учет психологических особенностей человека в выборе медицинской профессии;
умение правильно общаться с пациентами;
при общении с пациентами уметь видеть их психологические особенности и использовать эти навыки при лечении;
применять психотерапевтический подход в общении и лечении пациентов;
использовать психотерапевтический подход в общении с родственниками пациентов, т. к. они тоже переживают за своего родственника и иногда не в состоянии понять необходимых действий врача;
соблюдать правила врачебной этики и деонтологии – врач всегда должен поступать коллегиально, не отказывать в консультативной помощи другим врачам, не стесняться советоваться с коллегами, указывать на грубые ошибки со стороны других членов коллектива.
Психопрофилактика– отрасль медицинской психологии, занимающаяся разработкой мероприятий по предупреждению психических заболеваний и их последствий.
Первичная психопрофилактика– мероприятия, направленные на предупреждение психических заболеваний у психически здорового населения. Лицами с повышенным риском заболевания психическими заболеваниями можно считать людей, страдающих тяжелыми соматическими заболеваниями, занятых на тяжелом производстве, занимающихся напряженным умственным трудом, перенесших родовые травмы, лиц позднего возраста, алкоголизированных, имеющих кровных родственников с психическими заболеваниями, а также находящихся в длительных психотравмирующих ситуациях.
Мероприятия первичной психопрофилактики на производстве включают в
Психопрофилактика и психогигиена — Менеджмент
13.08.2019Общая психиатрия (психопатология). Лекции.Психопрофилактика является областью психиатрии, а в более широком контексте – разделом общей профилактики. Она разрабатывает и внедряет в практику меры по предупреждению психических заболеваний и их хронизации, а также способствует реабилитации психически больных.
Отмечается тесная связь понятий психопрофилактики и психогигиены. Их разграничение, особенно первичной психопрофилактики и психогигиены, достаточно условно. Основным отличием является разная направленность этих дисциплин. Психогигиена направлена на сохранение психического здоровья, а психопрофилактика занимается и клиническими нарушениями.
Выделяют первичную, вторичную и третичную психопрофилактику.
Первичная психопрофилактика включает мероприятия, препятствующие возникновению нервно-психических расстройств.
Вторичная психопрофилактика объединяет мероприятия, направленные на предупреждение неблагоприятной динамики уже возникших заболеваний, их хронизации, на уменьшение патологических проявлений, облегчение течения болезни и ее исхода, а также на раннюю диагностику.
Третичная психопрофилактика способствует предупреждению неблагоприятных социальных последствий заболевания, рецидивов и дефектов, препятствующих трудовой деятельности больного.
Особенности профилактики психических заболеваний
у детей и подростков
Виды профилактики психических заболеваний
Специалисты
Содержание
Первичная
Акушер
Генетик
Неонаталог
Педиатр
Психоневролог
Педагог
Пренатальная диагностика тяжелых врожденных заболеваний центральной нервной системы, сопровождающихся психическим недоразвитием.
Первичная профилактика неврозов и психогенных расстройств личности в значительной мере совпадает с психогигиеническими мероприятиями, которые обеспечивают правильное воспитание ребенка в семье и в организованных детских коллективах, а также предупреждают возникновение у него состояния эмоционального перенапряжения – стресса. Раннее выявление психических заболеваний.
Вторичная
Психиатр
Педиатр
Психолог
Педагог
Школьный врач
Предупреждение неблагоприятного течения и исхода психических заболеваний, в том числе последствий нейроинфекций и ЧМТ.
Наблюдение за подростками с целью выявления пограничных форм патологии личности – психопатии, психогенных патологических формирований личности, а также с целью выявления обострений психических заболеваний (шизофрении, эндогенной депрессии и эпилепсии).
Комплексное медико-педагогическое изучение причин неуспеваемости, что позволяет выявить детей с начальными проявлениями нервно-психических заболеваний, детей со скрытыми дефектами речи, пространственного восприятия, детей с невыраженными астеническими состояниями разного происхождения и др.
Третичная
Психиатр
Педиатр Психолог
Помогают детям восстановить или компенсировать те потери в социальном положении, которые неизбежно возникают в школе, детском коллективе, семье, особенно при таких заболеваниях, как шизофрения, эпилепсия, олигофрения и др.
Включает также мероприятия по отбору детей умственно отсталых, с тяжелыми формами шизофрении, эпилепсии и тяжелыми формами других психических заболеваний в специализированные школы-интернаты, учреждения социального обеспечения и различные реабилитационные учреждения
Психогигиена главной своей целью имеет охранение, укрепление и улучшение психического здоровья путем организации надлежащей природной и общественной среды, соответствующего режима и образа жизни.
Психодиагностика и психотерапия. Психогигиена, психопрофилактика и реабилитация
Основой теоретической психодиагностики как науки являются:
1. Предметная область психологии, изучающая данное явление. Общая психодиагностика связана с общей, социальной и дифференциальной психологиями; частная психодиагностика — с медицинской, возрастной, консультативной, клинической, труда и другими областями психологии.
2. Дифференциальная психометрика как наука обосновывающая и разрабатывающая измерительные диагностические методы.
3. Практика применения психологического знания, в которой выдвигаются психодиагностические задачи и обосновываются выделение переменных, выступающих как объекты психодиагностики.
4. Профессиональный и жизненный опыт.
Психодиагностика как практика относится к теоретической так же, как инженерная эксплуатация техники к ее разработке и конструированию. Как и эксплуатация сложных устройств в полевых условиях, практическая психодиагностика предполагает необходимые навыки и интуицию, богатый клинический и житейский опыт. Также практическая психодиагностика предполагает свод правил применения психодиагностических инструментов, основанных на знании свойств измеряемых переменных и измеряющих инструментов, на знании этических и профессиональных норм психодиагностической работы.
Диагностическое обследование отличается от научного исследования. Психолог-исследователь ориентирован (в том числе и в области психодиагностики) на поиск неизвестных закономерностей, связывающих абстрактные переменные, и использует «известных» (то есть определенных по какому-либо признаку) испытуемых и пренебрегает их индивидуальными отличиями и эмпирической целостностью. Для психолога-психодиагноста на практике именно эти индивидуальные отличия и эмпирическая целостность являются объектом изучения; он ориентирован на поиск известных закономерностей в «неизвестных» обследуемых.
Психотерапия – это планомерное психическое воздействие на сознание больного с лечебной целью или для коррекции его поведения. Основное средство в психотерапии – это слово, т.е. информация, цель которой в разъяснении причин и механизмов болезни, убеждении пересмотра своих взглядов на травмирующую ситуацию и свое состояние, внушение новых установок на будущее. Различные виды психотерапии – это различные виды ввода, переработки или действия информации. Ведущими видами психотерапии являются личностно-ориентированная психотерапия, поведенческая, внушение, самовнушение и казуальная психотерапия.
Психогигиена – отрасль медицины, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению психического здоровья населения, а также изучающая условия оптимального психического функционирования.
Психогигиена занимается исследованием влияния внешней среды на психическое здоровье человека, выделяет вредоносные факторы в природе и обществе, на производстве и в быту, определяет и организует пути и способы преодоления неблагоприятных воздействий на психическую сферу.
Психопрофилактика – отрасль медицинской психологии, занимающаяся разработкой мероприятий по предупреждению психических заболеваний и их последствий.
Первичная психопрофилактика – мероприятия, направленные на предупреждение психических заболеваний у психически здорового населения. Лицами с повышенным риском заболевания психическими заболеваниями можно считать людей, страдающих тяжелыми соматическими заболеваниями, занятых на тяжелом производстве, занимающихся напряженным умственным трудом, перенесших родовые травмы, лиц позднего возраста, алкоголизированных, имеющих кровных родственников с психическими заболеваниями, а также находящихся в длительных психотравмирующих ситуациях.
Мероприятия первичной психопрофилактики на производстве включают в себя:
· изучение условий работы и характер работы на предприятии;
· изучение нервно-психической заболеваемости на предприятии;
· консультативный прием психоневролога;
· выявление, учет и динамическое обследование контингента повышенного риска в отношении нервно-психических заболеваний;
· составление плана психопрофилактической работы на предприятии;
· предварительное собеседование и обследование поступающих на работу;
· строгий контроль за соблюдением законодательных нормативов и правил техники безопасности и индивидуальной защиты;
· проведение профилактического лечения, направленного на определенную профессиональную вредность и т.д.;
· борьба с вредными привычками и алкоголизацией;
· осуществление широкой психогигиенической пропаганды и просвещения.
Вторичная психопрофилактикапредусматривает возможно более раннее выявление уже начавшегося психического заболевания, его своевременное и адекватное лечение в целях обрыва патологического процесса на начальных стадиях, не допустить развития острых форм болезни, тяжелых ее проявлений, перехода течения в хроническое, рецидивов заболевания. Основой вторичной психопрофилактики является ранняя этиологическая диагностика и терапия, установление связи заболевания с наследственными, производственными и другими факторами.
Третичная психопрофилактика – это специальная работа с больным, препятствующая его инвалидизации в случае психического заболевания. Роль соматических заболеваний в возникновении психической декомпенсации не сводится лишь к соматогенным влияниям. Большое значение имеют отрицательные эмоции, страх, тревога за свое здоровье, реакции на неприятные и травматические обследования, изменение образа жизни. На фоне всего вышеперечисленного легко возникают невротические реакции и состояния, реактивные состояния. Также источником невротизации могут бытьятрогении– болезненные состояния, вызванные неправильным поведением или высказываниями самого врача.
Психопрофилактика детского и подросткового возраставажна не только для самого ребенка, но и для окружающей его семьи. Усиление внимания к психическому состоянию ребенка необходимо еще и потому, что возрастной период до 16 лет имеет повышенный риск в отношении психических расстройств.
Цель психологической (психической) реабилитации — преодоление отрицательных реакций со стороны психики у больных и инвалидов, возникающих в связи с болезнью или инвалидностью. Конечной целью любых реабилитационных программ является восстановление личностного и социального статуса больного (инвалида). Для достижения этой цели необходим комплексный интегральный подход к больному человеку (инвалиду) с учетом не только клинико-биологических закономерностей болезни, но и психосоциальных факторов, особенностей окружающей его среды.
Психологические мероприятия (психологическая реабилитация) неразрывно связаны с медицинскими, так как содействуют еще в период лечения психологической подготовке больного (пострадавшего) к необходимой адаптации, реадаптации или переквалификации при неполном восстановлении его профессиональных навыков. Психологическая реабилитация имеет большое значение при подготовке больного к хирургическому вмешательству для вселения в него веры в способность после операции продолжить трудовую деятельность и восстановить свою социальную полноценность. Психопрофилактика и психотерапия облегчают реабилитацию на последующих этапах. Психологическая подготовка пострадавшего более эффективна, если ею занимается специалист — врач-психотерапевт.
Психопрофилактика и психогигиена – защитят от стрессов и тяжелых нервно-психических нагрузок
Влияние социальных, биологических и экологических факторов на психическое состояние человека трудно переоценить. В наше время разрабатываются различные методики предупреждения перехода начинающихся (пограничных) состояний в выраженную патологию, помощи людям, оказавшихся в экстремальных условиях, работающих с высокими нервно-психическими нагрузками и так далее.
Что такое психопрофилактика и психогигиена
Психопрофилактика – это раздел общей профилактики, включающая комплекс мероприятий, обеспечивающих психическое здоровье, предупреждение возникновения и распространение психических заболеваний, переход их в хроническую форму, а также реабилитацию психических больных. Главной целью психопрофилактики является предупреждение психических расстройств.
Психогигиена – это раздел общей гигиены, в задачи которого входит изучение влияния окружающей (природной и социальной) среды на психическое состояние человека, разработка и осуществление мероприятий, связанных с сохранением и укреплением нормального психического состояния человека. Главной целью психогигиены является организация надлежащей природной и социальной среды для поддержания психического здоровья.
Психопрофилактика и психогигиена представляют собой два вида одной и той же деятельности, но для удобства с практической точки зрения их задачи разделяют на две самостоятельные части. Эти понятия можно разграничить только относительно, так как сохранение и укрепление нормального психического состояния человека невозможно без профилактики психических заболеваний.
Основные проблемы психопрофилактики
Нервно-психические заболевания в подавляющем большинстве случаев тесно связаны с влияниями социальной среды. Даже психические заболевания, имеющие наследственный характер, по-разному появляются в различных социальных условиях, а иногда и вообще никак не проявляются.
К особенно тяжелым социальным условиям относятся войны, экономические кризисы, банкротство, низкая культура, чрезмерные требования, которые предъявляют к человеку на работе или к ребенку в школе. Имеют значение и различные злоупотребления (алкоголем, наркотиками, психотропными средствами), а также такие заболевания, как сифилис, туберкулез, различные половые извращения и так далее.
Современное общество предъявляет повышенные требования к состоянию нервно-психического здоровья человека. Состояние нервной устойчивости по отношению к различным воздействиям сегодня является одним из основных требований при приеме на работу, особенно связанную с нервно-психическими нагрузками.
Все это создает предпосылки для развития неврозов и психических заболеваний. Но человек – это существо социальное и он имеет неограниченные возможности для адаптации в обществе. Одной из задач психопрофилактики является оказание помощи человеку в социальной адаптации.
Основные проблемы психогигиены
Основными проблемами психогигиены являются отрицательные влияния природной и социальной среды на человека. Задачей психогигиены является максимальное устранение таких влияний. Так, психогигиенические мероприятия, внедряемы в различные сферы человеческой деятельности, позволяют значительно улучшить и показатели его деятельности, в том числе производительность труда.
Большое значение имеет психологический климат в коллективе, создание комфортных условий для работников, различные виды нервно-психических разгрузок, снижение травматизма на работе.
Психогении как результат воздействия внешней среды на человека
Психические нагрузки и стрессы – это основная причина нарушений психического здоровья человека. Под воздействием психических травм и тяжелых нервно-психических нагрузок могут развиваться психогении, которые делятся на неврозы и реактивные психозы.
Невроз – это функциональное нарушение центральной нервной системы, которое при изменении внешних условий и после лечения может быть полностью излечено. При неврозе человек прекрасно понимает, что с ним происходит, но преодолеть это состояние не может. В то же время длительное протекание невроза значительно снижает работоспособность и качество жизни человека. Неврозы требуют изменения внешней обстановки и иногда длительного лечения с применением психотерапевтических методик в амбулаторных условиях.
Реактивные психозы – это временные обратимые расстройства психики, возникшие в результате сильного стресса. При психозе человек не понимает, что с ним происходит, так как это состояние часто сопровождается различными изменениями сознания, бредом и галлюцинациями. Эти состояния полностью «выбивают» человека из социальной среды и подлежат лечению в стационаре с применением психотропных лекарственных препаратов.
Психогигиена и психопрофилактика – это отрасли медицины, основные задачи которых – создание условий, предупреждающих психические заболевания, и реабилитация психически больных.
Галина Романенко
Статьи по теме
Куликов Л. В. К90 Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. Спб.: Питер, 2004. 464 с.: ил. (Серия «Учебное пособие»)
ББК УДК К90
88.372я7 159.923(075)
Оглавление
Федеральная целевая программа «Культура России» (подпрограмма «Поддержка полиграфии и книгоиздания России»)
Рецензенты:
кафедра общей и клинической психологии факультета клинической психологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии;
В. Л. Ситников, доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии и педагогики Ленинградского областного университета им. А. С. Пушкина, зав. кафедрой практической психологии.
Куликов Л. В.
К90 Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. — СПб. : Питер, 2004. — 464 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
ISBN 5-94723-363-0
В учебном пособии рассмотрены основные понятия и проблемы современной психогигиены, особое внимание уделено психогигиене личности. Обсуждается широкий круг вопросов психологической устойчивости, субъективного благополучия личности, психологии стресса, снижения психического напряжения, преодоления жизненных трудностей, причин возникновения состояний риска, формирования психологических зависимостей (наркотическая, алкогольная, лекарственная зависимость, табакокурение, сектантская, игровая и другие виды зависимости). Раскрыты взаимосвязи психогигиены и психологической культуры. Книга предназначена для студентов психологических факультетов, аспирантов, слушателей факультетов переподготовки, специалистов по социальной работе, социальных педагогов, валеологов, организаторов и преподавателей образовательных учреждений, врачей и организаторов здравоохранения. В книге дано большое количество практических рекомендаций, поэтому она может быть полезной широкому кругу лиц, испытывающих потребность в освоении умений и навыков психологической помощи и самопомощи.
Культовое поведение риска 405
Черты культовой общины 408
Методы вербовки 414
Удержание в культовой общине 420
Личностные факторы культового зависимого поведения … 425
Деформация культового сознания 429
Как обезопасить себя от порабощения 431
Контрольные вопросы 433
Заключение 434
Словарь терминов 436
Библиография 439
Рекомендуемая литература 446
Приложение 1. Краткое описание методики определения
доминирующего состояния (ДС) 450
Приложение 2. Краткое описание методики «Профиль чувств
настроения» (ПЧН) 455
Приложение 3. Краткое описание методики «Профиль чувств
в отношениях» (ПЧО) 458
Приложение 4. Краткое описание методики «Репертуар
ролей (РР)» 461
ПРЕДИСЛОВИЕ
Если не обращаться к отдельным именам и событиям XX века, а искать явления мирового масштаба, то, вероятно, центральным можно признать значительное ускорение технического прогресса. Мы намеренно не употребляем выражение «научно-технический прогресс», поскольку не видим оснований для высокой оценки успехов мировой науки в целом — во всех ее отраслях. Теснее связанные с промышленностью, транспортом, военной сферой науки заметно продвинулись в своем развитии. Но вряд ли так же можно оценить достижения наук о человеке. В первую очередь это относится к изучению проблем личности, ее становления, зрелости, здоровья и благополучия.
Ушедший век отмечен значительным увеличением числа пациентов психиатрических клиник, психоневрологических диспансеров, страдающих психосоматическими заболеваниями, учащением суицидов и суицидных попыток, увеличением потребления психоактивных веществ, распространением наркомании и алкоголизма, возрастанием влияния различных сект, разрушающих личность и общество. Все это свидетельствует о неспособности человечества на современном этапе расставлять приоритеты, помнить о том, кто в мире предстает «мерой всех вещей».
Эти явления показывают также, сколь скромны достижения тех наук, которые призваны разрабатывать научно обоснованные методы решения перечисленных проблем личности и общества. Видное место в ряду этих наук принадлежит психогигиене и психопрофилактике. Стал привычным взгляд на эти дисциплины как на дисциплины исключительно медицинские. Без медицинских знаний и исследований психогигиена и психопрофилактика развиваться не могут, но еще большее значение для этих дисциплин имеет разработка психологической проблематики. К большому сожалению, число психологов, работающих над вопросами этих дисциплин, очень мало и не соответствует значению проблемы. Владение основами психогигиены и психопрофилактики следует рассматривать как важнейший показатель профессиональной компетентности психолога, особенно психолога практикующего.
Черты культовой общины 408
Методы вербовки 414
Удержание в культовой общине 420
Личностные факторы культового зависимого поведения … 425
Деформация культового сознания 429
Как обезопасить себя от порабощения 431
Контрольные вопросы 433
Заключение 434
Словарь терминов 436
Библиография 439
Рекомендуемая литература 446
Приложение 1. Краткое описание методики определения
доминирующего состояния (ДС) 450
Приложение 2. Краткое описание методики «Профиль чувств
настроения» (ПЧН) 455
Приложение 3. Краткое описание методики «Профиль чувств
в отношениях» (ПЧО) 458
Приложение 4. Краткое описание методики «Репертуар
ролей (РР)» 461
ПРЕДИСЛОВИЕ
Если не обращаться к отдельным именам и событиям XX века, а искать явления мирового масштаба, то, вероятно, центральным можно признать значительное ускорение технического прогресса. Мы намеренно не употребляем выражение «научно-технический прогресс», поскольку не видим оснований для высокой оценки успехов мировой науки в целом — во всех ее отраслях. Теснее связанные с промышленностью, транспортом, военной сферой науки заметно продвинулись в своем развитии. Но вряд ли так же можно оценить достижения наук о человеке. В первую очередь это относится к изучению проблем личности, ее становления, зрелости, здоровья и благополучия.
Ушедший век отмечен значительным увеличением числа пациентов психиатрических клиник, психоневрологических диспансеров, страдающих психосоматическими заболеваниями, учащением суицидов и суицидных попыток, увеличением потребления психоактивных веществ, распространением наркомании и алкоголизма, возрастанием влияния различных сект, разрушающих личность и общество. Все это свидетельствует о неспособности человечества на современном этапе расставлять приоритеты, помнить о том, кто в мире предстает «мерой всех вещей».
Эти явления показывают также, сколь скромны достижения тех наук, которые призваны разрабатывать научно обоснованные методы решения перечисленных проблем личности и общества. Видное место в ряду этих наук принадлежит психогигиене и психопрофилактике. Стал привычным взгляд на эти дисциплины как на дисциплины исключительно медицинские. Без медицинских знаний и исследований психогигиена и психопрофилактика развиваться не могут, но еще большее значение для этих дисциплин имеет разработка психологической проблематики.
Для психогигиены, как и гигиены в целом, центральной является задача распространения знаний о здоровье, здоровом образе жизни, формирование навыков оздоровительного поведения, т. е. поведения, нацеленного на здоровье (в англоязычной литературе health knowledge). Под оздоровительным поведением понимается любая мера, предпринятая индивидуумом, независимо от фактического или субъективно воспринимаемого состояния здоровья с целью укрепления, защиты или поддержания здоровья. При этом объективная эффективность такого поведения с точки зрения достижения цели в расчет не берется.
Психогигиенические мероприятия должны разрабатываться и реализовываться не только психологами и психотерапевтами, но и педагогами, врачами, социальными работниками. Более того, в них должны принимать активное участие как специалисты, так и представители
власти разных уровней, посильный вклад должен вносить каждый член общества. Психогигиена представляет собой довольно обширную область.
Проблема сохранения здоровья имеет огромное социальное, экономическое, гуманистическое значение. Решаться она может только совместными усилиями теоретиков и практиков в различных отраслях знания, а также представителей исполнительной власти. В настоящее время в решении этой междисциплинарной проблемы доминируют медицинский и социологический подходы. Во множестве исследований выявлены факторы риска заболеваний, проведен сопоставительный анализ здорового и неправильного образа жизни, доказана пагубность последнего. Полученные в этих исследованиях данные необходимы для выработки организационных принципов здравоохранения на общегосударственном уровне, они расширяют эмпирическую базу медицинской науки, дают знания для санитарного просвещения. Проводимая просветительская работа — — пропаганда здорового образа жизни, призывы, предостережения — ведет к накоплению информации у некоторой части населения, но знания лишь опосредованно мо-
гут изменять поведение индивида, в том числе и в области сохранения собственного здоровья.
Движущей и направляющей силой поведения являются мотивы и установки. Они определяются потребностями и ценностными ори-ентациями. Последние служат базой для формирования установок. Высший уровень диспозиционной регуляции поведения личности образуют система ценностных ориентации, цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей (Ядов, 1975). Исследованию этих важнейших психологических феноменов поведения личности, направленного на сохранение здоровья, уделяется очень мало внимания.
Психическое здоровье, внутренняя гармония и гармония с окружающим миром редко изначально присущи человеку, чаще всего для их достижения требуется прилагать определенные усилия. К этому невозможно прийти без активного творческого отношения к собственной жизни.
Отсутствие соответствующей психогигиенической и психологической компетентности может быть причиной того, что человек не осознает связи между эмоциональным дискомфортом и соматическим расстройством. Это выступает стержневой проблемой.
Наш опыт чтения лекций и проведения тренинговых занятий на разных ступенях образования (в школе, вузе, учреждениях последипломного образования, на курсах повышения квалификации специалистов) показал, что повышение психогигиенической компетентности личности вполне возможно. Занятия по этой тематике вызывают живой отклик у многих категорий людей самого разного возраста. Наиболее восприимчивыми являются школьники и студенты. Люди более старшего возраста обычно имеют повышенную мотивацию к освоению психогигиенических знаний, но одновременно сталкиваются с большим числом трудностей в обучении. Основными трудностями являются стереотипы восприятия и понимания, инерция сложившегося образа жизни и мышления, отсутствие необходимой поддержки со стороны близких людей. Отношение к психогигиене как обязательной составной части психологического образования поможет формированию у населения необходимой позитивной установки на обязательное для каждого современного человека приобретение психогигиенических знаний, умений и навыков.
что такое в Большом психологическом словаре
Смотреть что такое ПСИХОГИГИЕНА в других словарях:
ПСИХОГИГИЕНА
семьи и половой жизни (псих + греч hygieinos — приносящий здоровье целебный), раздел гигиены и психиатрии, разрабатывающий правила и принципы в… смотреть
ПСИХОГИГИЕНА
ПСИХОГИГИЕНА. Область гигиены, разрабатывающая и осуществляющая мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья. Некоторые а… смотреть
ПСИХОГИГИЕНА
Область гигиены, разрабатывающая и осуществляющая мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья. Некоторые авторы, давая о… смотреть
ПСИХОГИГИЕНА
(от греч. psyche — душа и hygieinos — целебный), наука о сохранении и укреплении нервно-психич. здоровья человека; занимает пограничное положение между… смотреть
ПСИХОГИГИЕНА
IПсихогигие́на (греч. psychē душа, сознание + Гигиенаотрасль гигиены, изучающая факторы и условия окружающей среды, влияющие на психическое развитие и . .. смотреть
ПСИХОГИГИЕНА
прикладное направление психологии здоровья, в котором разрабатываются и применяются мероприятия, направленные на сохранение, поддержание и укрепление п… смотреть
ПСИХОГИГИЕНА
раздел гигиены (См. Гигиена), изучающий меры и средства формирования, сохранения и укрепления психического здоровья людей и предупреждения псих… смотреть
ПСИХОГИГИЕНА
ПСИХОГИГИЕНА, раздел гигиены, изучающий меры и средства формирования, сохранения и укрепления психического здоровья людей и предупреждения психич. з… смотреть
ПСИХОГИГИЕНА
— наука о сохранении и укреплении нервно-психического здоровья человека; занимает пограничное положение между общей гигиеной и психологией. Изучает … смотреть
ПСИХОГИГИЕНА
(…от греч. hygieinos — целебный) — часть общей гигиены, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья людей. П…. смотреть
ПСИХОГИГИЕНА
1) Орфографическая запись слова: психогигиена2) Ударение в слове: психогиги`ена3) Деление слова на слоги (перенос слова): психогигиена4) Фонетическая т. .. смотреть
ПСИХОГИГИЕНА
психогигиена (психо- + гигиена) — отрасль гигиены и психиатрии, изучающая факторы и условия окружающей среды, влияющие на психическое развитие и психич… смотреть
ПСИХОГИГИЕНА
отрасль гигиены и психиатрии, изучающая факторы и условия окружающей среды, влияющие на психическое развитие и психическое состояние человека, и разраб… смотреть
ПСИХОГИГИЕНА
(психо греч. hygienos – целебный, приносящий здоровье) – 1. первоначальное значение – искусство развития и подержания психического здоровья; 2. систе… смотреть
ПСИХОГИГИЕНА
— область гигиены, разрабатывающая и осуществляющая мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья. П. является комплексной… смотреть
ПСИХОГИГИЕНА
психогигие́на (см. психо…) раздел гигиены, изучающий влияние окружающих условий на психическое здоровье человека и разрабатывающий меры для его сохр… смотреть
ПСИХОГИГИЕНА
Сонг Сон Сноха Сноп Снип Снегопах Снег Снг Сип Сион Синап Син Сиена Сиг Сено Сени Сена Сгон Сапог Сап Сани Сан Саго Психогигиена Псих Пос Пони Понг Пис. .. смотреть
ПСИХОГИГИЕНА
корень — ПСИХ; соединительная гласная — О; корень — ГИГИЕН; окончание — А; Основа слова: ПСИХОГИГИЕНВычисленный способ образования слова: Сложение осно… смотреть
ПСИХОГИГИЕНА
(психо + гигиена). Наука об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья, система мероприятий, направленных на эти цели. Непосредственно… смотреть
ПСИХОГИГИЕНА
(психо + гигиена). Наука об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья, система мероприятий, направленных на эти цели. Непосредственно… смотреть
ПСИХОГИГИЕНА
(гр. и лат. – душа и здоровье) – часть общей гигиены, разрабатывающая научные основы, принципы и мероприятия по сохранению и укреплению психического зд… смотреть
ПСИХОГИГИЕНА
(от греч. psyche — душа и hygieinos — целебный) — англ. psychohygiene; нем. Psychohygiene. Область медицинской психологии, изучающая влияние окружающих… смотреть
ПСИХОГИГИЕНА
Ударение в слове: психогиги`енаУдарение падает на букву: еБезударные гласные в слове: психогиги`ена
ПСИХОГИГИЕНА
Словообразование. Происходит от греч. psychе — душа + hygieinos — целебный. Категория. Раздел гигиены. Специфика. Занимается проблемами обеспечения н… смотреть
ПСИХОГИГИЕНА
1. Раздел гигиены, изучающий влияние окружающих условий, обстановки на психическое здоровье людей. Также разрабатывает меры для сохранения и укрепления… смотреть
ПСИХОГИГИЕНА
1. Раздел гигиены, изучающий влияние окружающих условий, обстановки на психическое здоровье людей. Также разрабатывает меры для сохранения и укрепления здоровья, для предупреждения расстройств психических. 2. Набор или комплекс мер, направленный на сохранение здоровья и предупреждение расстройств психических…. смотреть
ПСИХОГИГИЕНА
— (от греч. psyche -душа и hygieinos — целебный) — англ. psychohygiene; нем. Psychohygiene. Область медицинской психологии, изучающая влияние окружа… смотреть
ПСИХОГИГИЕНА
(от психо… к гигиена), раздел медицины, изучающий влияние внеш. среды на психику человека, разрабатывающий меры по сохранению и укреплению психич. зд… смотреть
ПСИХОГИГИЕНА
-ы, ж. Раздел гигиены, изучающий влияние окружающих условий на психическое здоровье человека и разрабатывающий меры для его сохранения.Синонимы: гиги… смотреть
ПСИХОГИГИЕНА
(психо- + гигиена) отрасль гигиены и психиатрии, изучающая факторы и условия окружающей среды, влияющие на психическое развитие и психическое состояние… смотреть
ПСИХОГИГИЕНА
психогигиена [см. психо…] — раздел гигиены, изучающий влияние окружающих уело* вий на психическое здоровье человека и разрабатывающий меры для его сохранения, укрепления и предупреждения возникновения психозов; сами эти меры. <br><br><br>… смотреть
ПСИХОГИГИЕНА
ПСИХОГИГИЕНА (от психо … и гигиена), раздел медицины, изучающий влияние внешней среды на психику человека, разрабатывающий меры по сохранению и укреплению психического здоровья, предупреждению психических заболеваний.<br><br><br>… смотреть
ПСИХОГИГИЕНА
(от греч. hygienos – целебный) – отрасль знаний на границе гигиены, психотерапии и психологии, изучающая и предлагающая меры и средства сохранения и ук… смотреть
ПСИХОГИГИЕНА
Психогигиена — раздел гигиены, касающийся обеспечения нервно — психического здоровья человека. Занимается изучением влияния среды на психику человека, разработкой норм труда, отдыха и быта, психогигиенической пропагандой…. смотреть
ПСИХОГИГИЕНА
ПСИХОГИГИЕНА (от психо… и гигиена) — раздел медицины, изучающий влияние внешней среды на психику человека, разрабатывающий меры по сохранению и укреп… смотреть
ПСИХОГИГИЕНА
[см. психо гигиена] раздел гигиены и психи атрии, изучающий влияние окружающей среды на психическое здоровье человека и разрабатывающая меры по укрепл… смотреть
ПСИХОГИГИЕНА
1. Первоначальное значение – искусство развития и Юддержания психического здоровья. 2. Свободная «броская фраза» для обо-1начения курсов, обычно читаем… смотреть
ПСИХОГИГИЕНА
— (от психо. .. и гигиена) — раздел медицины, изучающий влияниевнешней среды на психику человека, разрабатывающий меры по сохранению иукреплению психиче… смотреть
ПСИХОГИГИЕНА
(от психо… и гигиена), раздел медицины, изучающий влияние внешней среды на психику человека, разрабатывающий меры по сохранению и укреплению психичес… смотреть
ПСИХОГИГИЕНА
психогигиена сущ., кол-во синонимов: 2 • гигиена (6) • медицина (189) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: гигиена, медицина
ПСИХОГИГИЕНА
Начальная форма — Психогигиена, единственное число, женский род, именительный падеж, неодушевленное
ПСИХОГИГИЕНА
f Psychohygiene f психогигиена трудапромышленная психогигиенашкольная психогигиена
Психогигиена — Википедия
Психогигиена (ψυχή psycho ‚Hauch ‘,‚ Seele’, ‚Gemüt ‘sowie ὑγιεινή [τέχνη] hygieinet« hygieinet », hygieinet« hygieinet », hygieinet« hygieinet », hygieinet. «Gesundheit»), auch mentalische Hygiene genannt, ist die Lehre vom Schutz und dem Erlangen der mentalischen Gesundheit.
Erstmals in den USA verwandte 1843 der US-amerikanische Mediziner William Sweetzer den Ausdruck психическая гигиена . [1] Die deutsche Bezeichnung Psychohygiene wurde im Jahre 1900 von dem deutschen Психиатр Роберт Зоммер (1864–1937) verwendet, der 1896 die Psychiatrische Klinik Gießen beginründet hatte. [2] Allerdings erlangte die Bezeichnung erst durch die Bemühungen von Clifford Whittingham Beers, die Situation von Psychisch Kranken zu verbessern, eine größere Bekanntheit: «Der Beginn der modernen Psychohygiene wird des mit der Literatur.Пиво (США) Ум, который нашел себя [3] (дата 1941) festgemacht. « [4]
Пиво Buch beruhte auf seinen eigenen Erfahrungen als Patient. Beers gründete 1909 das Национальный комитет по психической гигиене (heute Mental Health America ), um seine Reform der Behandlung von als geisteskrank geltenden Personen fortzusetzen. 1913 год. Начало работы в клинике Клиффорда В. Бирса в Нью-Хейвене (Коннектикут). [5]
Die Bezeichnung Psychohygiene (bzw. mentalische Hygiene [6] ) ist seit geraumer Zeit aus der Mode gekommen; in den letzten Jahrzehnten finden sich Veröffentlichungen zu diesem Themenbereich zumeist unter den Begriffen Salutogenese oder Resilienz.
Гетто Терезиенштадт [Bearbeiten | Quelltext Bearbeiten]
Das Konzept der Psychohygiene spielte eine Rolle im Ghetto Theresienstadt / Konzentrationslager Theresienstadt, wo der Wiener Arzt und Begründer der Logotherapie und Existenzanalyse Viktor Frankl ein «Referat für mentalische Hygiene.Die meisten Ankommenden waren unvorbereitet und deshalb schockiert von dem, находился в Терезиенштадт-Ворфанден. Франкл Гинг Давон аус, dass bei entsprechender Hilfestellung die Überlebenschancen größer seien, und bat Regina Jonas um ihre Mitarbeit. Ihre Aufgabe bestand im Empfang der Neuankommenden. Außerdem setzte sie auch unter diesen Bedingungen ihre Lehr- und Predigttätigkeit fort. [7]
Der in Theresienstadt Inftierte Philosoph Emil Utitz gebrauchte ebenfalls diesen Begriff; утра 24.Ноябрь 1942 г. hielt er dort einen Vortrag mit dem Titel The Hygiene of Soul in Theresienstadt . [8]
Akademische Institutionalisierung [Bearbeiten | Quelltext Bearbeiten]
Heinrich Meng, der 1929 zu den Mitbegründern des Frankfurter Psychoanalytischen Instituts / Sigmund-Freud-Institut gehörte, folgte nach der Auflösung des Instituts im Jahre 1933 dem Angebot einer Schweizer Психоаналитические институты, основанные на изучении психоаналитических исследований zu entwickeln.Schon nach vier Jahren erhielt er einen Lehrauftrag der Universität Basel und 1945 den Ruf auf den eigens für ihn errichteten, ersten europäischen Lehrstuhl für Psychohygiene. [9] Hier hat Meng in den Nachkriegsjahren ein Forschungszentrum errichtet, zu dem ausaller Welt Gelehrte pilgerten. Mit großzügiger Unterstützung Schweizer Verlage baute er eine wissenschaftliche Bibliothek der Psychohygiene auf. Gleichzeitig wurden in der Schweiz und in anderen Ländern Gesellschaften für Psychohygiene gegründet, die sich den vielfältigen, vorwiegend praktischen Aufgaben des mentalischen Gesundheitsschutzes widmeten. [10]
Deutscher Verband für Psyische Hygiene [Bearbeiten | Quelltext Bearbeiten]
Der deutsche Verband der Psychohygiene war 1924 von dem deutschen Psychiater R. Sommer gegründet worden. [11] Die Allgemeine Ärztliche Zeitschrift für Psychotherapie und Psycheische Hygiene [12] war das ab 1928 monatlich publizierte und von Anfang an europaweit verbreitete Organ der am 1. Dezember 1927, Берлин, Германия. ), die zahlreiche Mitglieder auch in nicht-deutschsprachigen Ländern Hatte.1930 wurde es umbenannt zum Zentralblatt für Psychotherapie und ihre Grenzgebiete einschließlich der Medizinischen Psychologie und Psychischen Hygiene und seitdem herausgegeben von Ernst Schretschmer, Марбург, ул. Шульц, Берлин. [13]
Am 20. Сентябрь 1928 г. Фанд в Гамбурге die erste Tagung des Deutschen Verbandes für Psychische Hygiene statt. [14]
Der erste internationale Kongress (Первый международный конгресс по психической гигиене) fand im Mai 1930 в Вашингтоне, округ Колумбия, стат. [15]
Die Zweite Deutsche Tagung für mentalische Hygiene fand в Бонне 21 мая 1932 г. statt und hatte das Hauptthema: Die eugenischen Aufgaben der mentalischen Hygiene. [16] [17]
Am 16. Juli 1933 übernahm Ernst Rüdin den Vorsitz des Verbands für Psyische Hygiene, der bisherige Vorsitzende Sommer wurde zum Rücktritt genötigt, den Psychiate ernst Rüdin zühmer, den Psychiater ernst Rüdin den Vorsitz Verband um в Deutscher Verband für mentalische Hygiene und Rassenhygiene. [18]
Die von C. W. Beers und Adolf Meyer [19] 1908 postulierten Hauptaufgaben der Psychohygiene sind:
- Sorge für die Erhaltung der geistigen Gesundheit, Verhütung von Geistes- und Nervenkrankheiten und Defektzuständen;
- Vervollkommnung der Behandlung und Pflege der mentalisch Kranken;
- Aufklärung über die Bedeutung der mentalischen Anomalien für die Probleme der Erziehung, des Wirtschaftslebens, der Kriminalität und überhaupt der menschlichen Verhaltensweisen.
Diese Aufgaben sollen erfüllt werden durch Förderung der sozialen Fürsorge und Zusammenwirken mit öffentlichen und privaten Wohlfahrtseinrichtungen.
Karl Mierke (1967, S. 8) sieht drei Ebenen der Psychohygiene:
- Die präventive Psychohygiene hat die Gesunderhaltung des Individualuums und der Gesellschaft zum Ziel.
- Die restitutive Psychohygiene ist bemüht, in Lebenskrisen oder Konfliktsituationen frühzeitig regenerative und korrigierende Maßnahmen einzuleiten.
- Die kurative Psychohygiene nimmt sich bereits bestehender Einschränkungen an, um diese mit klinischen oder psychotherapeutischen Verfahrensweisen zu heilen.
1975 hat Eberhard Schomburg das Erhalten oder Erreichen der von ihm formulierten 6 Lebensgrundbedürfnisse als Ziel der Psychohygiene genannt:
- Liebe
- Sicherheit
- Anerkennung / Bestätigung / Erfolgserlebnisse
- Raum zu freiem, schöpferischem Tun
- Erlebnisse mit Erinnerungswert
- Selbstachtung
- H.Kretz (Hrsg.): Lebendige Psychohygiene 2000 plus . Эберхард, Мюнхен 2002.
- K. Mierke: Psychohygiene im Alltag . Берн, Штутгарт, 1967.
- Tomas Plänkers: Idee und Wirklichkeit einer Psychohygiene. Биография и работа Генрих Менгс (1887-1972) . В: Helmut Kreuz (Hrsg.): Lebendige Psychohygiene . Эберхард Верлаг, München 1996, S. 17–41.
- E. Schomburg: Psychohygiene und Sonderschule . В: H.E. Эрхардт (Hrsg.): Aggressivität, Dissozialität, Psychohygiene . Берн / Штутгарт / Вена 1975, Беллинген-им-Вестервальд.
- Томас Сас: Производство безумия: сравнительное исследование инквизиции и движения за психическое здоровье . Перепечатка, Syracuse University Press, 1997, ISBN 0-8156-0461-0, dt. Die Fabrikation des Wahnsinns , Olten / Freiburg i.Br. 1974.
- ↑ Уоллес Манделл: Истоки психического здоровья. Школа общественного здравоохранения Bloomberg Джонса Хопкинса, 1995, abgerufen am 19.Апрель 2016 г.
- ↑ Universitätsklinikum Giessen und Marburg GmbH: Die Geschichte der Neurologie. (Memento vom 27. September 2007 im Internet Archive )
- ↑ Текст от Разум, который обнаружил себя онлайн (англ.) Erstveröffentlichung 1907
- ↑ Psychohygiene während der Alten- und Krankenpflegeausbildung (Memento vom 23. Juli 2014 im Internet Archive ) (PDF; 258 kB)
- ↑ Клиффорд У. Бирс Гайд Клиник, Инк., Укрепление детей и семей с 1913 г. (Memento vom 11. Februar 2009 im Internet Archive ) (англ.)
- ↑ Эрих Штерн: Psychische Hygiene im allgemeinen Krankenhaus und in der Heilstätte. In: Wege zum Menschen. Band 9, 1957, S. 177–187.
- ↑ haGalil.com
- ↑ Елена Макарова, Сергей Макаров, Виктор Куперман: Университет над бездной, история 520 лекторов и 2430 лекций в KZ Theresienstadt 1942–1944. Второе издание, Verba Publishers Ltd., Иерусалим 2004 г., ISBN 965-424-049-1
- ↑ вергл. Элизабет Циммерманн: Psychohygiene und Pädagogik. Генрих Менг (1887-1972). Диссертация, Universität Zürich, Pädagogisches Institut, Zürich 1994. In der Zusammenfassung heißt es: «1938 wurde an der Medizinischen Fakultät der Universität Basel erstmals in Europa ein Lektorat für Psychotezhygien e. Diese hielt er bis zu seiner Emeritierung im Jahr 1957 inne.«(Также nur eine Professur von 1938–1957.)
- ↑ weitere Informationen über Heinrich Meng (1887–1972) в: Marion Grimm: Alfred Storch (1888–1962): Daseinsanalyse und anthropologische Psychiatrie. Диссертация, Gießen 2004, S. 97, 98.
- ↑ Генрих Менг цум Гедехтнис
- ↑ [1]
- ↑ Geschichte der Psychotherapie in Deutschland im 20. Jahrhundert
- ↑ Astrid Ley: Zwangssterilisation und Ärzteschaft, Hintergründe und Ziele ärztlichen Handelns 1934-1945. с. 215
- ↑ Mental Hygiene Time Magazine, понедельник, май. 19, 1930 (англ.)
- ↑ [dto.]
- ↑ = V. Werkverzeichnis Ilse Szagunn bis 1945 und ausgewählte Artikel bis 1971 / 1932d Zweite Deutsche Tagung für Psychische Hygiene. Fortschritte der Gesundheitsfürsorge 6 (1932), S. 281
- ↑ Uwe Gerrens: Medizinisches Ethos Und Theologische Ethik: Karl und Dietrich Bonhoeffer in der Auseinandersetzung um Zwangssterilisation und «Euthanasie» im Nationalsozialismus. Oldenbourg Wissenschaftsverlag, 1996, S. 68, ISBN 978-3-486-64573-6; [2]
- ↑ Адольф Мейер: профессор швейцарско-немецкого происхождения, работающий в Америке, ввел термин «психическая гигиена».
Психогигиена — Википедия
Erstmals in den USA verwandte 1843 der US-amerikanische Mediziner William Sweetzer den Ausdruck mental hygiene . [1] Die deutsche Bezeichnung Psychohygiene wurde im Jahre 1900 von dem deutschen Психиатр Роберт Зоммер (1864–1937) verwendet, der 1896 die Psychiatrische Klinik Gießen beginründet hatte. [2] Allerdings erlangte die Bezeichnung erst durch die Bemühungen von Clifford Whittingham Beers, die Situation von Psychisch Kranken zu verbessern, eine größere Bekanntheit: «Der Beginn der modernen Psychohygiene wird in der Literatur USA) Разум, который нашел себя [3] (dt. 1941) festgemacht. « [4]
Beers Buch beruhte auf seinen eigenen Erfahrungen als Patient. Beers gründete 1909 das Национальный комитет по психической гигиене (heute Mental Health America ), um seine Reform der Behandlung von als geisteskrank geltenden Personen fortzusetzen.1913 год. Начало работы в клинике Клиффорда В. Бирса в Нью-Хейвене (Коннектикут). [5]
Die Bezeichnung Psychohygiene (bzw. mentalische Hygiene [6] ) ist seit geraumer Zeit aus der Mode gekommen; in den letzten Jahrzehnten finden sich Veröffentlichungen zu diesem Themenbereich zumeist unter den Begriffen Salutogenese oder Resilienz.
Гетто ТерезиенштадтBearbeiten
Das Konzept der Psychohygiene spielte eine Rolle im Ghetto Theresienstadt / Konzentrationslager Theresienstadt, wo der Wiener Arzt und Begründer der Logotherapie und Existenzanalyse Viktor Frankl ein «Referat für mentalische Hygiene.Die meisten Ankommenden waren unvorbereitet und deshalb schockiert von dem, находился в Терезиенштадт-Ворфанден. Франкл Гинг Давон аус, dass bei entsprechender Hilfestellung die Überlebenschancen größer seien, und bat Regina Jonas um ihre Mitarbeit. Ihre Aufgabe bestand im Empfang der Neuankommenden. Außerdem setzte sie auch unter diesen Bedingungen ihre Lehr- und Predigttätigkeit fort. [7]
Der in Theresienstadt Inftierte Philosoph Emil Utitz gebrauchte ebenfalls diesen Begriff; утра 24.Ноябрь 1942 г. hielt er dort einen Vortrag mit dem Titel The Hygiene of Soul in Theresienstadt . [8]
Akademische InstitutionalisierungBearbeiten
Heinrich Meng, der 1929 zu den Mitbegründern des Frankfurter Psychoanalytischen Instituts / Sigmund-Freud-Institut gehörte, folgte nach der Auflösung des Instituts im Jahre 1933 dem Angebot einer Schweizer Психоаналитические институты, основанные на изучении психоаналитических исследований zu entwickeln.Schon nach vier Jahren erhielt er einen Lehrauftrag der Universität Basel und 1945 den Ruf auf den eigens für ihn errichteten, ersten europäischen Lehrstuhl für Psychohygiene. [9] Hier hat Meng in den Nachkriegsjahren ein Forschungszentrum errichtet, zu dem ausaller Welt Gelehrte pilgerten. Mit großzügiger Unterstützung Schweizer Verlage baute er eine wissenschaftliche Bibliothek der Psychohygiene auf. Gleichzeitig wurden in der Schweiz und in anderen Ländern Gesellschaften für Psychohygiene gegründet, die sich den vielfältigen, vorwiegend praktischen Aufgaben des mentalischen Gesundheitsschutzes widmeten. [10]
Deutscher Verband für Psyische HygieneBearbeiten
Der deutsche Verband der Psychohygiene war 1924 von dem deutschen Psychiater R. Sommer gegründet worden. [11] Die Allgemeine Ärztliche Zeitschrift für Psychotherapie und Psycheische Hygiene [12] war das ab 1928 monatlich publizierte und von Anfang an europaweit verbreitete Organ der am 1. Dezember 1927, Берлин, Германия. ), die zahlreiche Mitglieder auch in nicht-deutschsprachigen Ländern Hatte.1930 wurde es umbenannt zum Zentralblatt für Psychotherapie und ihre Grenzgebiete einschließlich der Medizinischen Psychologie und Psychischen Hygiene und seitdem herausgegeben von Ernst Schretschmer, Марбург, ул. Шульц, Берлин. [13]
Am 20. Сентябрь 1928 г. Фанд в Гамбурге die erste Tagung des Deutschen Verbandes für Psychische Hygiene statt. [14]
Der erste internationale Kongress (Первый международный конгресс по психической гигиене) fand im Mai 1930 в Вашингтоне, округ Колумбия, стат. [15]
Die Zweite Deutsche Tagung für mentalische Hygiene fand в Бонне 21 мая 1932 г. statt und hatte das Hauptthema: Die eugenischen Aufgaben der mentalischen Hygiene. [16] [17]
Am 16. Juli 1933 übernahm Ernst Rüdin den Vorsitz des Verbands für Psyische Hygiene, der bisherige Vorsitzende Sommer wurde zum Rücktritt genötigt, den Psychiate ernst Rüdin zühmer, den Psychiater ernst Rüdin den Vorsitz Verband um в Deutscher Verband für mentalische Hygiene und Rassenhygiene. [18]
Психопатология общества и мифология — Международный журнал психосоциальной реабилитации
Том 24 — Выпуск 3
Психопатология общества и мифология
А.П. Коцюбинский, Д.А. Коцюбинский
Абстрактные
В статье рассматриваются нормальные и патологические (социопсихопатологические) формы массового (коллективного) сознания с точки зрения психического здоровья общества.Отмечается, что постинформационное (перенасыщенное информацией, значительная часть которого — «симулякры») общество играет роль общественного бедствия и деформирует социальные нормы и ценности. Это обстоятельство способствует возникновению «аномии» (отсутствия норм) как разновидности социальной патологии и в целом представляет собой комплекс вызовов, направленных на способность современного человека к успешной психологической адаптации. Сложность процесса рационального усвоения устоявшихся идейно-поведенческих норм и паттернов дает толчок развитию в обществе иррациональных явлений — мифологических механизмов восприятия действительности и «социальной паранойи».Последнее чревато двумя опасными социально-психологическими патологиями, имеющими психиатрический аспект: 1) общим усилением тревожности, способствующим распространению тревожных и депрессивных расстройств; 2) усиление религиозно-обскурантских тенденций в общественном сознании, препятствующих эффективному лечению психически больных. В статье рассматриваются два социально-психологических феномена, препятствующих своевременному и эффективному лечению психически больных: 1) усиление религиозного обскурантизма; 2) мифологический страх перед психиатрией.Указывается, что одержимость демонами, являющаяся источником психических расстройств, и экзорцизм, являющийся методом освобождения от этих недугов, являются широко распространенными идеями в обществе. Предлагается авторская классификация основных психиатрических мифов, существующих в российском обществе. Отмечается, что ближайшей целью реформирования взглядов общества на психиатрию (их демифологизации) должно стать формирование твердого и устойчивого стремления к взаимному сотрудничеству общества, с одной стороны, и психиатров, а с другой.
Детали бумаги
Объем: Объем 24
Выпуски: Выпуск 3
Ключевые слова: Постинформационное общество, аномия, социальная мифология, тревога, религиозный обскурантизм, психопрофилактика и психогигиена.
Симптомы, причины и факторы риска
Что такое психоз?
Психоз характеризуется нарушением отношения к реальности.Это симптом серьезных психических расстройств. У людей, страдающих психозом, могут быть галлюцинации или бред.
Галлюцинации — это сенсорные переживания, возникающие при отсутствии действительного раздражителя. Например, человек, страдающий слуховыми галлюцинациями, может слышать, как мать кричит на него, когда матери нет рядом. Или кто-то, страдающий зрительной галлюцинацией, может увидеть что-то, например человека перед собой, которого на самом деле нет.
Человек, страдающий психозом, также может иметь мысли, противоречащие фактическим данным.Эти мысли известны как заблуждения. Некоторые люди с психозом также могут испытывать потерю мотивации и социальную изоляцию.
Эти переживания могут пугать. Они также могут стать причиной того, что люди, страдающие психозом, причинят вред себе или другим. Важно сразу же обратиться к врачу, если вы или кто-то из ваших знакомых испытываете симптомы психоза.
Симптомы психоза включают:
Профилактика суицида
- Если вы считаете, что кто-то подвергается непосредственному риску членовредительства или причинения вреда другому человеку:
- • Позвоните 911 или по номеру местной службы экстренной помощи.
- • Оставайтесь с человеком, пока не прибудет помощь.
- • Уберите все пистолеты, ножи, лекарства и другие предметы, которые могут причинить вред.
- • Слушайте, но не осуждайте, не спорите, не угрожайте и не кричите.
- Если вы или кто-то из ваших знакомых подумываете о самоубийстве, обратитесь за помощью по горячей линии по предотвращению суицида или кризисным ситуациям. Воспользуйтесь услугами Национальной линии по предотвращению самоубийств по телефону 800-273-8255.
Бред и галлюцинации — это два очень разных симптома, которые часто испытывают люди с психозами.Бред и галлюцинации кажутся реальными человеку, который их переживает.
Заблуждения
Заблуждение — это ложное убеждение или впечатление, которое твердо придерживается, даже если оно противоречит реальности и тому, что обычно считается истиной. Есть бред паранойи, грандиозный бред и соматический бред.
Люди, которые испытывают иллюзию паранойи, могут думать, что за ними следят, когда они этого не делают, или что им отправляются секретные сообщения.Кто-то с грандиозным заблуждением будет иметь преувеличенное чувство своей важности. Соматическое заблуждение — это когда человек считает, что у него неизлечимая болезнь, но на самом деле он здоров.
Галлюцинации
Галлюцинации — это сенсорное восприятие в отсутствие внешних раздражителей. Это означает видеть, слышать, чувствовать или обонять то, чего нет. Человек, страдающий галлюцинациями, может видеть вещи, которых не существует, или слышать разговоры людей, когда они одни.
Каждый случай психоза индивидуален, и точная причина не всегда ясна.Однако есть определенные заболевания, которые вызывают психоз. Также существуют триггеры, такие как употребление наркотиков, недостаток сна и другие факторы окружающей среды. Кроме того, определенные ситуации могут привести к развитию определенных типов психозов.
Болезни
Болезни, которые могут вызывать психоз, включают:
Некоторые типы деменции могут привести к психозу, например, вызванной:
В настоящее время невозможно точно определить, у кого может развиться психоз. Однако исследования показали, что генетика может сыграть свою роль.
Люди с большей вероятностью разовьются психотическим расстройством, если у них есть близкий член семьи, например, родитель или брат или сестра, который страдает психотическим расстройством.
Дети, рожденные с генетической мутацией, известной как синдром делеции 22q11.2, подвержены риску развития психотического расстройства, особенно шизофрении.
Некоторые виды психозов вызываются определенными условиями или обстоятельствами, которые включают следующее:
Кратковременное психотическое расстройство
Краткое психотическое расстройство, иногда называемое кратковременным реактивным психозом, может возникать в периоды сильного личного стресса, например, смерть семьи член.Человек, переживший кратковременный реактивный психоз, обычно выздоравливает от нескольких дней до нескольких недель, в зависимости от источника стресса.
Психозы, связанные с наркотиками или алкоголем
Психоз может быть вызван употреблением алкоголя или наркотиков, включая стимуляторы, такие как метамфетамин и кокаин. Галлюциногенные препараты, такие как ЛСД, часто заставляют потребителей видеть вещи, которых на самом деле нет, но этот эффект временный. Некоторые отпускаемые по рецепту лекарства, такие как стероиды и стимуляторы, также могут вызывать симптомы психоза.
Люди, употребляющие алкоголь или определенные наркотики, могут испытывать психотические симптомы, если они внезапно бросают пить или принимать эти наркотики.
Органический психоз
Травма головы, заболевание или инфекция, поражающая мозг, могут вызывать симптомы психоза.
Психотические расстройства могут быть вызваны стрессом, употреблением наркотиков или алкоголя, травмой или болезнью. Они также могут появляться сами по себе. Следующие типы расстройств могут иметь психотические симптомы:
Биполярное расстройство
Когда кто-то страдает биполярным расстройством, его настроение колеблется от очень высокого до очень низкого.Когда их настроение хорошее и позитивное, у них могут быть симптомы психоза. Они могут чувствовать себя очень хорошо и полагать, что обладают особыми способностями.
Когда у него депрессивное настроение, у человека могут быть психотические симптомы, которые заставляют его чувствовать себя злым, грустным или напуганным. Эти симптомы включают мысль о том, что кто-то пытается им навредить.
Бредовое расстройство
Человек, страдающий бредовым расстройством, твердо верит в вещи, которые не являются реальностью.
Психотическая депрессия
Это большая депрессия с психотическими симптомами.
Шизофрения
Шизофрения — это пожизненное заболевание, которое обычно сопровождается психотическими симптомами.
Психоз диагностируется при психиатрическом обследовании. Это означает, что врач будет наблюдать за поведением человека и задавать вопросы о том, что он испытывает. Медицинские тесты и рентгеновские лучи могут использоваться для определения наличия основного заболевания, вызывающего симптомы.
Диагностика психоза у детей и подростков
Многие симптомы психоза у взрослых не являются симптомами психоза у молодых людей.Например, у маленьких детей часто есть воображаемые друзья, с которыми они разговаривают. Это просто игра с воображением, что совершенно нормально для детей.
Но если вас беспокоит психоз у ребенка или подростка, опишите их поведение врачу.
Лечение психоза может включать сочетание лекарств и терапии. Большинство людей почувствуют улучшение своих симптомов после лечения.
Быстрая транквилизация
Иногда люди, страдающие психозом, могут нервничать и рисковать причинить вред себе или другим.В этих случаях может потребоваться быстро их успокоить. Этот метод называется быстрой транквилизацией . Врач или персонал службы экстренной помощи введут быстродействующие инъекции или жидкие лекарства, чтобы быстро расслабить пациента.
Лекарства
Симптомы психоза можно контролировать с помощью лекарств, называемых антипсихотиками. Они уменьшают галлюцинации и заблуждения и помогают людям более ясно мыслить. Тип назначаемого нейролептика будет зависеть от симптомов.
Во многих случаях людям нужно принимать антипсихотические препараты только на короткое время, чтобы контролировать свои симптомы. Больным шизофренией, возможно, придется пожизненно принимать лекарства.
Когнитивно-поведенческая терапия
Когнитивно-поведенческая терапия означает регулярные встречи с консультантом по психическому здоровью с целью изменения мышления и поведения. Доказано, что этот подход эффективен, помогая людям вносить постоянные изменения и лучше управлять своей болезнью.Часто это наиболее полезно при психотических симптомах, которые не исчезают полностью с помощью лекарств.
Психоз не имеет серьезных медицинских осложнений. Однако, если их не лечить, людям, страдающим психозом, может быть сложно позаботиться о себе. Это может привести к тому, что другие болезни останутся без лечения.
Большинство людей, переживших психоз, выздоравливают при правильном лечении. Даже в тяжелых случаях могут помочь лекарства и терапия.
PPT — эмоциональное расстройство поведенческое расстройство презентация PowerPoint | бесплатно для просмотра
PowerShow.com — ведущий веб-сайт для обмена презентациями / слайд-шоу. Независимо от того, является ли ваше приложение бизнесом, практическими рекомендациями, образованием, медициной, школой, церковью, продажами, маркетингом, онлайн-обучением или просто для развлечения, PowerShow.com — отличный ресурс. И, что лучше всего, большинство его интересных функций бесплатны и просты в использовании.Вы можете использовать PowerShow.com, чтобы найти и загрузить примеры онлайн-презентаций PowerPoint ppt практически на любую тему, которую вы можете вообразить, чтобы вы могли узнать, как улучшить свои собственные слайды и презентации бесплатно.Или используйте его, чтобы найти и загрузить высококачественные презентации PowerPoint ppt с практическими рекомендациями и иллюстрированными или анимированными слайдами, которые научат вас делать что-то новое, также бесплатно. Или используйте его для загрузки собственных слайдов PowerPoint, чтобы вы могли поделиться ими со своими учителями, классом, студентами, руководителями, сотрудниками, клиентами, потенциальными инвесторами или всем миром. Или используйте его для создания действительно крутых слайд-шоу из фотографий — с 2D- и 3D-переходами, анимацией и музыкой на ваш выбор — которыми вы можете поделиться со своими друзьями в Facebook или в кругах Google+.Это тоже бесплатно!
За небольшую плату вы можете получить лучшую в отрасли конфиденциальность в Интернете или публично продвигать свои презентации и слайд-шоу с высокими рейтингами. Но в остальном это бесплатно. Мы даже преобразуем ваши презентации и слайд-шоу в универсальный формат Flash со всей их оригинальной мультимедийной красотой, включая анимацию, эффекты перехода 2D и 3D, встроенную музыку или другой звук или даже видео, встроенное в слайды. Все бесплатно. Большинство презентаций и слайд-шоу на PowerShow.com можно бесплатно просматривать, многие даже можно бесплатно загрузить. (Вы можете выбрать, разрешить ли людям загружать ваши оригинальные презентации PowerPoint и слайд-шоу из фотографий за плату или бесплатно или вовсе.) Посетите PowerShow.com сегодня — БЕСПЛАТНО. Здесь действительно каждый найдет что-то для себя!
За небольшую плату вы можете получить лучшую в отрасли конфиденциальность в Интернете или публично продвигать свои презентации и слайд-шоу с высокими рейтингами. Но в остальном это бесплатно. Мы даже преобразуем ваши презентации и слайд-шоу в универсальный формат Flash со всей их оригинальной мультимедийной красотой, включая анимацию, эффекты перехода 2D и 3D, встроенную музыку или другой звук или даже видео, встроенное в слайды.Все бесплатно. Большинство презентаций и слайд-шоу на PowerShow.com можно бесплатно просматривать, многие даже можно бесплатно загрузить. (Вы можете выбрать, разрешить ли людям загружать ваши оригинальные презентации PowerPoint и слайд-шоу из фотографий за плату или бесплатно или вовсе.) Посетите PowerShow.com сегодня — БЕСПЛАТНО. Здесь действительно каждый найдет что-то для себя!
психопрофилактика — Викисловарь
Английский [править]
Этимология [править]
психо- + профилактика
Существительное [править]
психопрофилактика ( бесчисленное количество )
- Метод подготовки женщины к естественным родам с помощью специального дыхания, техники релаксации и психологической подготовки, выполняемый без анестетиков.
- 1957 , Трусы — Ассоциация родильных домов , том 21-25, стр. 6:
Растущий акцент на эмоциональных аспектах физического вынашивания детей сильно изменил практику акушерства во всем мире — от Психопрофилактика в России до естественных родов в Америке.
- 2001 , Санджай Датта, Роды и обезболивание: анестезиолог объясняет ваши варианты :
Психопрофилактика , подготовка ума к естественному избавлению от боли, использовалась и до сих пор используется для обезболивания во время родов и доставка.
- 2012 , Эстер Коэн, Знание и боль [1] , стр. 235:
Психопрофилактика пережила стремительный рост в СССР и за его пределами, Вельвовский разработал метод в 1948-1948 гг. и это стало национальной политикой в СССР в начале 1951 года, когда Министерство здравоохранения начало кампанию по его продвижению. Психопрофилактика получила восторженную поддержку со стороны государства, поскольку требовала относительно небольших финансовых вложений, имела дополнительную привлекательность в виде легитимации на основе работы известного российского ученого и поддерживала пронаталистскую программу режима.
- 1957 , Трусы — Ассоциация родильных домов , том 21-25, стр. 6:
- (устаревший, редкий) Профилактика болезней психологическими средствами.
- 1909 29 мая, Международный отчет медицины и клиник общей практики [2] , том 89, стр. 1100:
Суть психопрофилактики , как психотерапии и образования, заключалась в объединении полезные действия с приятным чувственным тоном, а также для отделения от бесполезных или вредных действий приятные чувственные тона, которые они могли бы приобрести.
- 1910 , Pacific Medical Journal , том 53, страница 84:
Точно так же, как психотерапия означает не лечение ума, а лечение психическими средствами, я буду использовать слово психопрофилактика не для обозначения предупреждения. психических расстройств, но означать сохранение здоровья психическими средствами.
- 1911 , Дж. Торнтон Сибли, «Психопрофилактика», в Eclectic Review [3] , page 324:
Область психопрофилактики несколько шире.В профилактике заболеваний, явно выходящих за рамки только что упомянутой области, он иногда оказывается наиболее эффективным! Его влияние наиболее благоприятно при некоторых так называемых микробных заболеваниях.
- 1909 29 мая, Международный отчет медицины и клиник общей практики [2] , том 89, стр. 1100:
Синонимы [править]
Производные термины [править]
Переводы [править]
способ родов
|