Содержание

Тема 7. Психофизиология памяти и научения — Студопедия

Память — свойство всего живого, выражающееся в способности живых существ запоминать, сохранять и воспроизводить информацию о ранее воздействующих на них событиях. Память тесно связана с обучением.

Процесс памяти включает четыре стадии: 1. восприятие, запечатление и запоминание информации; 2. хранение информации; 3. воспроизведение информации; 4. забывание.

Восприятие, запечатление и запоминание поступа­ющей в мозг информации определяются механиз­мами кратковременной и промежуточной памяти, В этих процессах принимает участие и эмоциональ­ная память. Начальную стадию этого процесса составляет так называемая сенсорная память — сенсорный образ, мгновенный отпечаток картины внешнего мира, удерживающийся в памяти в пределах 50-500 мс. Так, зрительный образ сохра­няется во время мигания. На этом же виде памяти основано слитное восприятие мелькающих изобра­жений в кино и телевидении.

Удержание в памяти образа внешнего мира ин­дивидуально. Оно зависит от функционального состояния субъекта, особенно его мотивации и эмо­циональных переживаний, от характера воспита­ния и профессии, возраста и т. д. Особенно ярка сенсорная память у детей.

Непосредственный отпечаток внешнего мира практически не воспроизводим. Он является на­чальным этапом переработки информации от воз­действий внешнего мира. Как правило, количество информации, содержащейся в образе внешнего ми­ра, избыточно. Она многоканальна, т. е. связана со зрительными, слуховыми, обонятельными и так­тильными воздействиями, из которых наиболее длительный след оставляют у человека обонятель­ные и зрительные воздействия. Организм в соответ­ствии со своими потребностями выбирает из этой общей информации наиболее значимую.


Запечатление действующей на организм информации происходит также избирательно в соответст­вии с доминирующими потребностями организма. В процессах запечатления сенсорной информации ведущую роль играет взаимодействие сенсорных возбуждений с механизмами исходной доминирую­щей мотивации.

На структурах мозга, вовлеченных в доминирую­щую мотивацию, внешние воздействия в каждом случае формируют специфический «узор» — энграмму, объединяющую синаптические и глиальные образования коры и подкорковых структур. В системной организации поведенческих актов про­цессы запечатления информации пре­имущественно осуществляются на сформированной доминирующей мотивацией архитектонике акцеп­тора результата действия. Процесс запечатления информации наиболее активен на ранних стадиях онтогенетического развития. Эти процессы у ново­рожденных животных получили в науч­ной литературе название «импринтинг».


Механизмы импринтинга связаны с экспрессией в нейронах мозга специфических ранних генов — c-fos и c-jun, функцией которых является перестрой­ка работы генетического аппарата нервных клеток под влиянием запечатлеваемого воздействия. По ме­ханизму импринтинга запечатляется у взрослых животных действие жизненно значимых подкреп­ляющих факторов. По мере индивидуального разви­тия животных механизм импринтинга все больше уступает место другим механизмам памяти.

Кратковременная память формируется на основе непосредственного сенсорного отпечатка внешнего мира. При этом в памяти уже удерживается огра­ниченная, выделенная доминирующей мотивацией информация о внешней среде, способствующая удовлетворению ведущей потребности организма. Кратковременная память позволяет в течение не­скольких секунд или минут удерживать и воспро­изводить отобранную часть информации.

Процессы промежуточной памяти, последующей за кратковременной, обычно разыгрываются в тече­ние нескольких часов после обучения. В этот пери­од времени экстремальные механические и хими­ческие воздействия способны стереть память. Но после 4 ч следы кратковременной памяти становят­ся устойчивыми. Происходит консолидация памяти.

Тестом на отсроченную кратковременную память является критический интервал времени, который требуется обученному экспериментальному живот­ному для того, чтобы в ответ на условный сигнал, при его отставлении от подкрепления, осуществить правильные инструментальные действия. Кратко­временная память нарушается при таких воздейст­виях на организм, как электрошок, сильные мозго­вые травмы, судороги, наркоз, гипоксия. При этом наблюдается ретроградная амнезия — потеря па­мяти на события, предшествовавшие воздействию. Однако в памяти при этом сохраняются все ранее полученные впечатления и сведения. Явления ре­троградной амнезии наблюдаются и в эксперимен­тах на животных, которым электрошоковое воздей­ствие наносится сразу после обучения. Электрошок не оказывает действия на память, если он осущест­вляется через несколько часов после обучения.

Установлено, что объем кратковременной памяти человека измеряется 7 ± 2 единицами, т. е. бессмыс­ленные слова после однократного их применения вос­производятся испытуемыми лишь в количестве 7 ± 2.

Несколько гипотез лежит в основе современных представлений о механизмах кратковременной па­мяти.

Реверберация корково-подкорковых возбуждений. Согласно этой теории, нервным субстратом кратко­временной памяти являются «нейронные ловушки», описанные Лоренте де Но. Согласно этим представ­лениям, в кольцевой цепи взаимосвязанных своими аксонами нейронов возбуждение одного из нейронов приводит к возбуждению других нейронов цепи. По­сле этого возбуждение по коллатералям одного из ак­сонов нейронов цепи снова передается на первую клетку, что определяет длительную циркуляцию возбуждения по такого рода замкнутым цикличе­ским нейрональным образованиям. Только тормозной процесс, возникающий на каком-либо одном нейроне цепи, может прервать реверберацию в этой замкнутой цепи возбуждений. Свойством разорвать реверберирующую в мозге цепь возбуждений обладают электрошок и другие воздействия, нарушающие кратковре­менную память.

Механизм реверберации возбуждений может за­трагивать значительные области мозга. Показано, например, что большие пирамидные нейроны коры головного мозга дают коллатерали своих аксонов к ассоциативным нейронам других слоев сенсомоторной и префронтальной коры. Эти нейроны, в свою очередь, по своим аксонам снова адресуют возбуж­дения к дендритам пирамидных клеток. Кроме того, возвратные коллатерали нейронов коры го­ловного мозга распространяются к другим проекци­онным иассоциативным отделам коры мозга. Зна­чительная часть коллатералей пирамидного тракта распространяется также к нейронам таламуса и ретикулярной формации ствола мозга, аксоны ко­торых, в свою очередь, оканчиваются на нейронах 4-го слоя коры и которые через свои аксоны снова воздействуют на пирамидные клетки. Другим примером корково-подкорковой ревербера­ции возбуждений, лежащих в основе эмоциональ­ной памяти, является замкнутый, морфофункциональный, так называемый большой лимбический круг, описанный американским нейроморфологом Пейпсом. Круг Пейпса начинается в гиппокампе, аксоны нейронов которого оканчиваются на нейро­нах мамиллярных тел гипоталамуса. Нейроны мамиллярных тел своими аксонами проецируются в передние отделы таламуса. Аксоны нейронов пе­реднего таламуса, в свою очередь, контактируют с нейронами поясной извилины, аксоны кото­рых снова адресуются к нейронам гиппокампа. Кроме того, аксоны нейронов поясной извилины проецируются в префронтальную кору и отсюда в базальную часть переднего мозга. Из этих отделов мозга, особенно из базальных ядер передне­го мозга (ядра Мейнерта), распространяются диф­фузные холинергические проекции ко всей коре больших полушарий и гиппокампу. При старче­ском слабоумии (болезнь Альцгеймера) наблюдает­ся выраженное поражение этих холинергических волокон и нарушение функций памяти.

С.С.Корсаков описал синдром нарушения памятиу алкоголиков при поражении, вызванном дефици­том витамина B1 нейронов мамиллярных тел гипоталамуса (синдром Корсакова). Больные с такими поражениями мозга теряют ориентацию в про­странстве. Они не могут запомнить ни одного, даже простого, задания, не помнят своего врача и даже родственников.

Показано, что экспериментальные повреждения передних отделов таламуса у обезьян также приво­дят к нарушению кратковременной памяти.

Разрушение вентрального гиппокампа, затрагивающее нейроны поля CA1, вызывает нарушение кратковременной и промежуточной памяти. Больные с поражением вентрального гиппокампа очень от­влекаемы, не могут длительно удерживать цель по­ведения. Они сохраняют ранее выработанную, но не способны формировать новую, долговременную память.

В процесс памяти вовлекается амигдала. Разру­шение амигдалы у обезьян само по себе не нарушает процессов запоминания. Однако, если разрушение амигдалы добавляется к повреждению гиппокампа, то наблюдаются нарушения кратковременной памя­ти более выраженные, чем при разрушении только гиппокампа. Поскольку амигдала тесно связана с эмоциогенными центрами гипоталамуса, полага­ют, что эта структура определяет эмоциональный компонент памяти.

Операции по поводу височной эпилепсии также приводили у больных к утрате способности запоми­нать новую информацию при сохранении предопе­рационной памяти.

В процессах запоминания и хранения памяти зна­чительная роль принадлежит ассоциативным областям новой коры. «Рабочую память» связывают с функциями медиальной префронтальной коры.

Синаптическаятеория объясняет кратковременную память специфическими конформационными перестройка­ми макромолекул, изменением скорости перемеще­ния ионов через синаптическую мембрану, а также метаболическими сдвигами, развивающимися в си­напсах при прохождении через них повторных нервных импульсов. Это, прежде всего — явления облегчения и повторения прохождения возбужде­ний через синапсы.

Показано, что введение животным в боковые желудочки мозга ингибиторов натрий/калиевой АТФазы блокирует ранние этапы формирования памяти в процессах обучения. Это указывает на участие натриевого насоса в механизмах кратковре­менной памяти.

В процессах кратковременной памяти существен­ная роль принадлежит освобождению ионов каль­ция в пресинаптических окончаниях. Показано, что привыкание связано со снижением содержания ионов кальция в сенсорных синаптических окон­чаниях. Сенситизация, наоборот, определяется уве­личением внутриклеточного кальция, который, в свою очередь, облегчает освобождение в синапсах нейромедиаторов путем экзоцитоза.

Показано, что воздействие на механизмы выделе­ния и связывания ацетилхолина в синапсах при введении, например, атропина или скополамина, нарушающих его рецепцию на постсинаптической мембране, или ядов ацетилхолинестеразы сущест­венно влияет на кратковременную память.

При повторной электрической стимуляции структур мозга, особенно гиппокампа, в них после пре­кращения раздражения остается измененная реак­тивность по отношению к ранее действующему электрическому раздражителю. Это явление возра­стания возбудимости нейронов под влиянием рит­мических раздражений получило название посттетанической потенциации. Многие исследователи рассматривают этот феномен как прототип памяти. Показано, что посттетаническая потенциация определяется аккумуляцией ионов кальция в пре­синаптических терминалах и в постсинаптических нейронах. В механизмах посттетанической потенциации принимают также участие циклические нуклеотиды, разные виды протеинкиназ и некоторые рлигопептиды.

Хранение информации связано с переходом кратковременной и промежуточной памяти в долговременную память. Процесс перехода информации из кратковременной в долговременную память называется консолидацией памяти. При этом память приобрет ает устойчивую форму. Она не изменяется во времени, а также при добавлении новой информации.

Механизм долговременной памяти окончательно не установлен. Несколько теорий с разных позиций объясняют механизмы долговременной памяти.

1.Виды памяти.

2. Механизмы кратковременной памяти.

3. Механизмы долговременной памяти.

4. Формирование энграммы памяти.

5. Воспроизведение следов памяти.

6.Нейроанатомические структуры, связанные с хранением и воспроизведением информации.

7. Нейронные, ионные и молекулярные феномены пластичности.

Темы рефератов:

1. Структуры, ответственные за долговременное хранение информации.

2. Психофизиологические механизмы имплицитной памяти.

3. Нейрохимия памяти.

4. Концепции памяти. Сравнительный анализ.

5. Мозжечок и процедурная память.

6. Молекулярные механизмы пластичности.

7. Временная организация памяти

Литература:

1. Анохин К.В. Молекулярные сценарии консолидации долговременной памяти //Журн. высш. нервн. деят. – 1997. – Т. 47. – Вып. 2. – Сс. 261-279.

2. Вартанян Г.А., Лохов М.И. проблемы транспорта памяти //Механизм памяти /Под ред. Г.А.Вартаняна. – Л., 1987. – 87-122.

3. Виноградова О.С. Гиппокамп и память. – М., 1975. — 333 с.

4. Голдман-Ракич П.С. Оперативная память и разум //В мире науки. – 1992. — № 11-12. – Сс. 63-70.

5.Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека: психофизиологическое исследование. – М., 1980. – 150 с.

6. Греченко Т.Н. Нейрофизиологические механизмы памяти. – М., 1979.

7. Греченко Т.Н., Соколов Е.Н. нейрофизиология памяти и обучения //Механизмы памяти. – Л., 1987. – Сс. 132-171.

8. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. – М., 1998. – 378 с.

9. Роуз С. Устройство памяти, от молекулы к сознанию. – М., 1995.

10. Салганик Р.И., Iумская Н.А. Вероятная роль обратной транскрипции в нейронной памяти //Докл. АН СССР. – 1981. – Т. 256., № 5. – Сс. 1269-1272.

11. Соколов Е.Н. Нейронные механизмы памяти и обучения. – М., 1981.

12.Соколов Е.Н. Психофизиология научения: Курс лекций. – М., 1997.

13. Психофизиология. Учебник для вузов /Под ред. Ю.И.Александрова. – СПб., 2001. – 496 с.

14.Тушмалова Н.А. Обучение и геном //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 16. Биология. – 1993., № 3. – Сс.15-20.

15. Хорн Г. Память, импритинг и мозг. – М., 1988.

Психофизиологические механизмы памяти — Студопедия

В целом память представляет собой совокупность процессов, обеспечивающих восприятие, запечатление, хранение и воспроизведение (извлечение) информации. Поскольку последний компонент нередко выступает как критерий памяти то к рассмотренным компонентам некоторые авторы относят и забывание, под которым понимается либо безвозвратная утрата информации, либо невозможность её извлечения при обычных условиях.

Различные временные формы памяти имеют весьма различные физиологические механизмы. Так, например, основой долговременной памяти является формирование энграмм – структурно-функциональных комплексов запечатления информации. Для образования таких энграмм непременным условием является достаточно длительная реверберация сигналов, связанных с информацией, находящейся в регистре первичной (кратковременной) памяти. Пролонгацииреверберации способствуют следующие факторы:

— неоднократное повторение воспринимаемой информации;

— осмысление этой информации;

— установление её логической структуры или связи с уже хранящейся в долговременной памяти информацией, что резко сокращает количество необходимых повторений;

— установка на длительное запоминание;

— высокий интерес к запоминаемому материалу.

На развитие механизмов памяти существенное значение оказывает функциональное состояние организма, степень утомления. Всем известно, что «на свежую голову» запоминать легче, однако для образования энграмм необходим сон, особенно быстрый сон. На процессы закрепления информации в долговременной памяти существенное влияние оказывает эмоциональный фон, связанный с этой информацией. Гораздо лучше запоминаются факты, имеющие положительную эмоциональную окраску, хуже — отрицательную и еще хуже – не имеющие никакой эмоциональной окраски.


Механизм самих энграмм понят не до конца. В наши дни говорят о перестройках на уровне контактов между нервными клетками (синапсами), включая все звенья химической передачи. Безусловно подтверждена значимость нуклеиновых кислот (ДНК и РНК), которые обладают огромными возможностями химического кодирования как генетически закрепленной, так и приобретаемой в процессе индивидуальной жизнедеятельности информации. Не исключена возможность некоторых структурных изменений на уровне межклеточных контактов.

Формирование энграммы в головном мозге является сложным динамическим процессом, в котором участвует обширный круг мозговых образований, каждое из которых играет особую роль в реализации тех или иных видов деятельности. К регуляторным механизмам памяти относятся те структуры, вмешательства в работу которых приводят к изменению функции памяти.


Система регуляции памяти включает два уровня:

неспецифический («общемозговой») и

модально-специфический («региональный»).

Модально-специфический уровень регуляции памяти осуществляется за счет деятельности различных отделов коры больших полушарий, в зависимости от вида (модальности) поступающего стимула. Так, например, затылочный отдел отвечает за регуляцию зрительной памяти, а височный – слуховой памяти, исключение составляют лобные области коры больших полушарий.

Неспецифическийуровень регуляции процессов памяти осуществляется с помощью таких структур, которые расположены в глубине ткани головного мозга и осуществляют регуляцию памяти на более глубоком подкорковом уровне. Эти структуры имеют более древнее происхождение, чем кора больших полушарий и регулируют процессы памяти в соответствии с другими видами деятельности организма, его функциональным состоянием и т.д. Основными среди этих образований являются: ретикулярная формация, гипоталамус, таламус и лобная кора.

Нет полной определенности относительно конкретного местонахождения энграмм. В настоящее время наиболее распространенной является точка зрения, что «хранилища» долговременной памяти представляют собой в морфофункциональном отношении свойство всей ассоциативной коры.

Медицинская практика показывает, что нет таких ограниченных участков высших отделов мозга, поражение которых приводило бы к катастрофическим расстройствам памяти, тогда как распространенные (диффузные) поражения значительной массы мозга в определенной степени приводят к ослаблению сначала кратковременной, затем оперативной, долговременной и даже вечной памяти.

Механизм забывания необходимо рассматривать в двух аспектах. Во-первых, забывание может быть по своей природе представлено как «стирание» следов ранее хранимой информации. Для первичной памяти – это в основном получение новой информации. Для вторичной и третичной памяти, которые характеризуются наличием энграмм такого рода забывание вызвано их разрушением в результате тех или иных воздействий. Забывание также может быть связано с затруднением, а иногда и полной неспособностью к воспроизведению при сохраненных энграммах.

В процессе реализации любой профессиональной деятельности участвуют разные механизмы: как природные, так и культурные. Разная мера представленности в процессах познания тех или иных механизмов определяет участие различных видов памятив процессе реализации деятельности.

С памятью неразрывно связан процесс обучения, который обеспечивает постоянное пополнение и изменение знаний, приобретение новых навыков. С физиологической точки зрения – обучение это результат совпадения двух сознательных или бессознательных процессов в головном мозге. В отличие от обучения процессы памяти ответственны не только за усвоение (фиксацию) информации, её хранение, но и включают механизмы воспроизведения (извлечения) информации. Благодаря механизму воспроизведения обеспечивается доступ и использование хранящейся информации. Память и обучение составляют основу адаптивного (индивидуального) поведения.

В основе мнемических способностей заложены природные механизмы запечатления информации. В процессе созревания мозга и социализации личности природные способности надстраиваются культурными механизмами, сущность которых заключается в обработке запоминаемой информации, например, с помощью группировки материала, сравнения, расположения его в ряд и т.д. Эти механизмы называются операционными. Операционные механизмы в процессе освоения деятельности достраиваются регулирующими механизмами, которые проявляются в умении человека управлять процессами запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Глава 6 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПАМЯТИ. Основы психофизиологии

Глава 6 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПАМЯТИ

Научение может быть рассмотрено как последовательность сложных процессов, вовлекаемых в приобретение, хранение и воспроизведение информации (см. гл. 15). В результате научения происходит модификация поведения, а память проявляется как сохранение этой модификации.

Энграмма – след памяти, сформированный в результате обучения. Описание энграммы может быть выполнено как минимум по трём параметрам: динамике развития процессов, приводящих к становлению следа; параметру состояния энграммы, характеризующему её готовность к воспроизведению; по устройству энграммы, характеризующему механизмы, которые лежат в основе её создания. Эти три разных аспекта описания энграммы составляют основу трёх направлений в изучении памяти. Первое исходит из принципа временной организации памяти и описывает динамику формирования энграммы в терминах кратковременного и долговременного хранения; второе, исключая временной компонент создания энграммы, оценивает степень её готовности к воспроизведению; третье, анализируя нейронные и молекулярные механизмы памяти, может опираться как на принцип временной организации, так и на концепцию состояния энграммы.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Психофизиология памяти 2 —

метки: Научение, Предмет, Узнавание, Глава, Понятие, Явление, Физиологический, Процесс

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тюменский государственный университет»

Институт психологии и педагогики

Кафедра общей и социальной педагогики

Контрольная работа

На тему «Психофизиология памяти»

Выполнила:

Муратова Ж.К

Гр. 29118

Проверила:

Глухих Т.А.

г. Тюмень, 2012

Содержани

Введение 3

Глава 1. Понятие памяти 5

Глава 2. Биологические основы и физиологические механизмы памяти. 9

Глава 3. Эмоциональная память и научение 13

Заключение 17

Литература: 18

Введение 3

Глава 1. Понятие памяти 5

Глава 2. Биологические основы и физиологические механизмы памяти. 9

Глава 3. Эмоциональная память и научение 13

Заключение 17

Литература: 18

Введение

Давно замечено, что психические явления тесно связаны с работой мозга человека. Эта мысль была сформулирована еще в первом тысячелетии до новой эры Алкмеоном Кротонским (VI в. до н. э.) и поддерживалась Гиппократом (ок. 460 – ок. 377 г. до н.э.).

В течение более чем двухтысячелетней истории развития психологических знаний она оставалась неоспоримой, развиваясь и углубляясь по мере получения новых данных о работе мозга и новых результатов психологических исследований.

В начале XX века из двух разных областей знаний – физиологии и психологии – оформились две специальные науки, которые занялись изучением связей между психическими явлениями и органическими процессами, происходящими в мозге человека. Это физиология высшей нервной деятельности и психофизиология. Представители первой науки обратились к изучению тех органических процессов, происходящих в мозге, которые непосредственно касаются управления телесными реакциями и приобретения организмом нового опыта. Представители второй науки сосредоточили свое внимание в основном на исследовании анатомо – физиологических основ психики. Общим для ученых, называющих себя специалистами по высшей нервной деятельности и по психофизиологии, стало понятие научения, включающее в себя явления, связанные с памятью. В результате приобретения организмом нового опыта одновременно обнаруживающиеся на анатомо – физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.

4 стр., 1535 слов

1)Соотношение понятий «научение», «учение» и «обучение»

1)Соотношение понятий «научение», «учение» и «обучение» Учение определяется как научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого (транслируемого) его социокультурного (общественно-исторического) опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта. Следовательно, учение рассматривается как разновидность научения. Обучение в наиболее употребительном …

Большой вклад в понимание того, как связана работа мозга и организма человека с психологическими явлениями и поведением, внес И. М. Сеченов. Позднее его идеи развил в своей теории физиологических коррелятов психических явлений И. П. Павлов, открывший явление условнорефлекторного научения. В наши дни его идеи послужили основанием для создания новых, более современных психофизиологических теорий, объясняющих научение и поведение в целом (Н. А. Бернштейн, К. Халл, П. К. Анохин), а также механизмы условнорефлекторного приобретения опыта (Е. Н. Соколов).

В настоящем реферате нами были рассмотрены такие вопросы как понятие памяти, узнавания, запоминание. забывания, воспроизведения, трехкомпонентная модель памяти, виды научения и т.д.

Глава 1. Понятие памяти

Память – когнитивный процесс, который представляет собой систему узнавания, запоминания, сохранения, восстановления и забывания приобретенного опыта.

В наиболее простой форме память реализуется как узнавание ранее воспринимавшихся предметов. Узнавание – опознание, как уже известного, объекта, который находится в центре актуального восприятия. Этот процесс основан на сличении воспринимаемых признаков с соответствующими следами памяти, которые выступают в качестве эталонов опознавательных признаков воспринимаемого предмета. Выделяют: – индивидуальное узнавание предмета, как повторное восприятие именно данного предмета, – родовое узнавание предмета, когда вновь воспринимаемый предмет может быть отнесен к какому–то классу предметов. В более сложной форма предстает как воспроизведение в представлении предметов, которые не даны в настоящее время в актуальном восприятии. Узнавание и воспроизведение могут быть произвольными и непроизвольными.

21 стр., 10368 слов

Память как интегративный психический процесс

… и последующем воспроизведении (узнавании) или забывании чего-либо. Вся память представляет собой многосложный, но единый и непрерывный процесс. Протекание процессов памяти детерминируется … была длина заучиваемого ряда. Извлечение материала из памяти осуществляется с помощью двух процессов — воспроизведения и узнавания. Воспроизведение — это процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами …

На основе этого факта строилась теория памяти А. Бергсона (1959–1941), французского философа – интуитивиста, который выделял два вида памяти: память – привычка, или память тела, основой которой служат физиологические мозговые процессы, и память–воспоминание, или память духа, не связанная с деятельностью мозга. Запоминание – мнемический процесс, посредством которого происходит селективный отбор поступающей информации для последующего воспроизведения и включение ее в уже существующую систему ассоциативных связей. Для человека характерно то, что развитие его памяти идет, прежде всего, за счет осмысленной переработки запоминаемой информации. Если в раннем детстве реализуется, прежде всего, непосредственное запоминание, то в дальнейшем за счет употребления опосредствующих элементов происходит формирование опосредствованной памяти, которая является решающей в жизни взрослого человека. Положительную роль в запоминании играет систематическое повторение, когда исходные элементы включаются в новую систему ассоциативных связей.

Воспроизведение – мнемический процесс, в котором происходит актуализация ранее сформированного психологического содержания (мысли, образы, чувства, движения).

Воспроизведение имеет избирательный характер, обусловленный потребностями, направлением деятельности, актуальными переживаниями. При воспроизведении обычно происходит существенная перестройка воспринятого, так что исходное содержание теряет ряд второстепенных деталей и приобретает обобщенных характер, соответствующий решаемым задачам. В силу действия эффектов реминисценции и интерференции воспроизведение сразу после восприятия запоминаемого материала (непосредственное воспроизведение) не всегда дает лучший результат по сравнению с отсроченным.

Забывание – мнемический процесс, который заключается в потере возможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Заключается в прерывании доступа к запомненному ранее материалу. Забыванию подвергается, прежде всего, то, что не актуализируется в контексте решаемых задач. Наиболее интенсивно оно осуществляется сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и важный материала, приобретающий в процессе хранения более обобщенный и схематический характер, второстепенные детали забываются скорее. При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при которых происходило запоминание, использование особых стратегий воспроизведения может приводить к восстановлению забытого материала. В соответствии с теорией Б. Андервуда, забывание обусловлено стиранием следа памяти под влиянием проактивной и ретроактивной интерференции. В рамках теории Р. Аткинсона, забывание определяется неадекватными стратегиями обращения к долговременной памяти, в которой информация может храниться неограниченно долго.

2 стр., 820 слов

ВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПАМЯТИ.Классификация памяти по длительности хранения информации

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ПАМЯТЬ 1.1 Понятие памяти 4 1.2 Исторические аспекты изучения памяти 4 ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПАМЯТИ 2.1 Классификация памяти по длительности хранения информации 7 2.2 Временная организация памяти 9 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 13 ВВЕДЕНИЕ Человек — наиболее сложный организм на нашей планете, он обладает рядом когнитивных, высших функций. …

Виды памяти различаются, прежде всего:

  • по временным показателям удержания в памяти и характеристикам материала.
  • по характеру запоминаемого материала наиболее развитыми у человека являются зрительная, слуховая, осязательная память.
  • по параметрам длительности хранения информации в памяти выделяют сенсорную, где хранение осуществляется не более 1,5 с., кратковременную, с временем хранения не более 30 с. и долговременную память, позволяющую хранить материал постоянно. Трехкомпонентная модель памяти.

Трехкомпонентная модель памяти разработана Р. Аткинсоном. Здесь структура памяти представлена тремя совместно работающими блоками:

  1. Блоком сенсорных регистров, где информация хранится не более 1 с. почти в полном объеме в форме модально закодированных физических признаков стимуляции. Сенсорный регистр (лат. sensus – чувство, ощущение и лат. registrum – список, книга для записей) – блок, в который с самого начала попадает воспринимаемая информация. В нем эта информация может храниться около трети секунды, практически в полном объеме. При этом она еще не подвергается упорядочиванию и перекодированию и имеет тот вид, в котором она существовала на уровне органов чувств.
  2. Блоком кратковременной памяти, где объем хранимой в вербально–акустическом коде информации небольшой, а длительность хранения (около 30 с) обусловлена проговариванием, перекодированием, выбором способа запоминания. Кратковременная память характеризуется относительно коротким временем хранения информации (до 30 с.), которая теряется в силу действия временного фактора или из–за поступления новой информации, и небольшим количеством воспроизводимых элементов. Информация попадает в кратковременную память из сенсорной или долговременной памяти при условии, что индивид обращает на нее свое внимание и использует стратегию повторения. Индивид имеет непосредственный доступ к этой информации. За счет укрупнения единиц информации, попадающих в кратковременную память, суммарное количество ее элементов может быть увеличено. Хранение информации в ней осуществляется в модально–специфической форме.
  3. Блоком долговременной памяти, объем и время хранения которого неограниченны, а информация представлена в форме семантических кодов. Информация сначала попадает в сенсорные регистры, затем – при соответствии задаче сохранения – попадает, подвергаясь перекодированию в перцептивные знаки, в кратковременное хранилище, где постоянно восстанавливается за счет повторения в течение десятков секунд, после чего может быть переведена в долговременное хранилище. Долговременная память – блок обработки информации, характеризующийся практически неограниченными временем хранения и объемом хранимой информации. К этой памяти нет прямого доступа, поэтому индивид должен специально считывать требующуюся информацию. Ее эффективность определяется за счет систематического повторения семантически закодированной информации, приводящего к установлению ассоциативных связей между элементами, по которым отдельная информация может быть восстановлена из всего информационного поля. Фактором, препятствующим воспроизведению из долговременной памяти, является интерференция. В дальнейшем данная теория была уточнена за счет введения дополнительных уровней.

Глава 2. Биологическиеосновы и физиологические механизмы памяти

В последние несколько десятилетий в связи с развитием генетики и молекулярной физиологии, а также кибернетики привлекли к себе внимание исследования биологических основ и физиологических механизмов памяти. Часть этих исследований была проведена на нейронном уровне, т. е. на уровне изучения работы отдельных нервных клеток и их ансамблей в процессе запоминания (научения).

24 стр., 11941 слов

Тема 7. Психофизиология памяти

… ее логической структуры или связи с уже хранящейся в долговременной памяти информацией, что резко сокращает количество необходимых повторений; в третьих, установка на … — химическим посредникам в синаптической передаче информации — придается большое значение в обеспечении механизмов долговременной памяти. Основные медиаторные системы головного мозга — холинэргическая и&nbsp …

8 стр., 3634 слов

Научение краткое содержание по шизе

… -таки «преимущественные» функции структур мозга в организации памяти существуют, как это видно было для гиппокампа и височной коры мозга. Некоторая избира­тельность в отношении … извлечении законов связей между её отдельными компонентами. К когнитивному научению относится:научение путём наблюдения, рассудочная деятельность,психонервная деятельность. Некоторые исследователи к …

Было показано, что следы памяти обнаруживаются в изменениях, которые в процессе научения происходят в нервных клетках отдельных внутренних структур головного мозга. Это выражается, в частности, в повышении пластичности (откликаемости на стимулы) нейронов гиппокампа, ретикулярной формации и двигательной коры в процессе научения.

Сложились гипотезы о роли глиальных элементов, молекул РНК и ДНК в процессах памяти. Некоторые ученые полагают, что глия – клетки в головном и спинном мозге, заполняющие пространства между нейронами и кровеносными сосудами,–связана с работой долговременной памяти. Предполагается также, что память соотносится с изменениями в структуре молекул рибонуклеиновой кислоты–РНК, а также с содержанием РНК в тех или иных образованиях мозга.

В коре головного мозга следы памяти или научения обнаруживаются в виде изменений в клетках ц. н. с., наиболее типичными из которых являются увеличение диаметра афферентных окончании, увеличение числа и длины терминалей аксона, изменение формы клеток к. г. м., увеличение толщины волокон в клетках к. г. м. I и II слоев.

Потери памяти чаше всего можно наблюдать при поражениях лобных и височных долей мозга, поясной извилины, а также ряда подкорковых структур: мамиллярных тел, передних отделов таламуса н гипоталамуса, амигдолярного комплекса и особенно гиппокампа. Его поражение ведет к нарушению процесса выявления следов прошлого опыта, но не к утрате самих следов. Немаловажна в процессах памяти, вероятно, и роль ретикулярной формации, связанных с ней активизирующих структур мозга.

Д.О. Хебб предложил гипотезы о физиологических механизмах кратковременной и долговременной памяти. Таким механизмом для кратковременной памяти, по его мнению, является реверберация (вращение) электрической активности в замкнутых цепях нейронов, а долговременная память связана с морфофункциональными изменениями устойчивого характера, происходящими в синапсах, увеличивающими или уменьшающими их проводимость. Из кратковременной в долговременную память информация переходит в результате процесса «консолидации», который развивается при многократном прохождении нервных импульсов через одни и те же синапсы. Этот процесс длителен и требует не менее нескольких десятков секунд реверберации. Консолидация представляет собой облегчение и упрочение синаптической проводимости. В итоге описанных процессов образуются нервные модели стимулов или клеточные ансамбли, причем любое возбуждение, затрагивающее соответствующие нейронные структуры, может привести в состояние активности весь ансамбль. Предполагается, что психологически такая активизация может происходить под влиянием различных стимулов, ощущений, образов, эмоций и т.п. По предположению Хебба, нейронные цепи и структуры, о которых идет речь, могут образовываться с включением во взаимодействие коры, таламуса и гипоталамуса. Нейроны, которые в процессе научения обнаруживают пластические изменения, кроме названных мозговых структур, имеются в гиппокампе, миндалине, хвостатом ядре, ретикулярной формации и двигательной коре.

8 стр., 3690 слов

Нарушение памяти 2

рЕФЕРАТ на тему: «Нарушение памяти» Введение Самая удивительная способность человека, которую мы порой не замечаем. Эта способность развивается у нас с детства. В редких случаях, когда люди лишаются этой способности, их жизнь меняется радикально. Когда мы взрослеем, эта способность становится такой важной, что любая ее ошибка может вызвать в нас желание вообще избавиться от нее. А в пожилом …

Г. Хиденом была предложена гипотеза о роли РНК в процессах долговременной памяти, допускающая изменение в результате научения последовательности оснований в молекуле РНК. Однако носителем самой прочной, самой глубокой памяти человека является, по – видимому, ДНК, которую к тому же считают входящей в механизм наследственности.

С двигательной памятью человека, и особенно со сложными формами автоматизированных движений, осуществляемых на подсознательном уровне, связана работа мозжечка. Установлено, что при нарушениях работы мозжечка человек вынужден сознательно контролировать каждый элемент сравнительно простых движений, которые раньше осуществлял автоматически, не задумываясь. Например, для того чтобы взять в руки и откусить яблоко, ему приходится сначала отдельно осуществить и полностью завершить акт хватания, сделав после этого остановку, затем поднять таким же образом руку на уровень рта и только после этого поднести яблоко ко рту. С мозжечком, вероятно, связана и память на множество условных рефлексов.

Функция гиппокампа в процессах памяти до сих пор точно не известна, хотя есть данные, свидетельствующие о том, что он как – то связан с кратковременной памятью, а также, вероятно, с оперативной памятью. Люди с мозговыми нарушениями, локализованными в области гиппокампа, не могут хранить в памяти то, о чем узнали совсем недавно, или забывают о том, что уже начали или намеревались сделать после того, как дело уже начато. Например, им нелегко вспомнить лицо и имя недавно виденного человека, с которым их познакомили, однако память на давние прошлые события у них обычно бывает сохранной.

Можно также предположить, что работа гиппокампа как – то связана с другим процессом памяти–узнаванием. Есть также сведения о том, что активность гиппокампа соотносится с переводом информации на кратковременной в долговременную намять. В одном описанном в литературе случае, когда в результате неизбежного хирургического вмешательства у человека был удален гиппокамп, выяснилось, что этот человек сохраняет в памяти лишь то, что с ним происходит сейчас. Воспоминания о недавнем прошлом стерлись, а события настоящего надолго также не запоминались.

Кроме гиппокампа в формировании и организации следов памяти участвует, по – видимому, медиальная височная область мозга.

Л. Сквайр высказал предположение о том, что височная область мозга не является хранилищем информации, находящейся в долговременной памяти, но участвует в реорганизации нервных структур и в установлении связи с местами хранения такой информации, прежде всего с корой головного мозга. Такая реорганизация может быть связана с физической перестройкой нервных процессов.

Таламическая область, как предполагают, нужна для первоначального кодирования некоторых видов информации, получаемой через органы чувств. Что касается коры головного мозга, то есть данные о ее связи с долговременной памятью.

Глава 3. Эмоциональная память и научение

Миндалина и эмоциональная память. В 1937 г. чикагские исследователи Г. Клювер и П. Бьюси опубликовали результаты опытов с удалением у обезьян обеих височных долей вместе с миндалиной и гиппокампом. После операции у обезьян наблюдалось странное поведение. У них пропала всякая агрессивность, в том числе та, которая необходима для самозащиты и поддержания своего статуса во взаимоотношениях с другими особями. Дикие и агрессивные обезьяны после такой операции становились спокойными и доверчивыми. При этом они стали менее осторожными, их сексуальная активность повысилась и стала неупорядоченной. Оперированные животные без разбору исследовали все объекты, даже опасные, забирая их в рот (психическая слепота).

Кроме того, обезьяны утратили страх, перестали бояться людей, хотя перед операцией при виде их приходили в ужас. Они как будто перестали отличать хорошую пищу от плохой, пригодного полового партнера от непригодного, опасные предметы от безопасных. Подобный комплекс нарушений наблюдался и у больных с повреждением височных долей мозга. Он получил название «синдром Клювера – Бьюси».

Позже было доказано, что исчезновение эмоций страха прежде всего связано с нарушением функций миндалины и ее связей с нижневисочной корой, где локализованы гностические единицы, реагирующие на эмоциональную экспрессию.

Миндалина у человека – сложное комплексное образование, включающеее несколько групп ядер, расположенных в глубине височной доли и имеющих многочисленные связи со многими структурами мозга. Миндалина ответственна не только за безусловные, но и за условнорефлекторные реакции страха. Отмечено возрастание активности ее нейронов под влиянием сочетания условного сигнала с безусловным раздражением, вызывающим страх. При этом ее нейроны не реагировали на изолированное предъявление условного или безусловного стимула, а также на их случайное чередование. Удаление или разрушение миндалины устраняет ранее выработанные условные рефлексы страха и делает невозможным выработку новых.

Миндалина причастна к формированию не только процедурной эмоциональной памяти, но и декларативной. Она играет критическую роль в эмоциональном и социальном поведении высших млекопитающих, так как принимает участие в декодировании эмоциональных сигналов, посылаемых другими особями, что позволяет строить поведение в соответствии с их смыслом. После двустороннего удаления миндалины у приматов нарушается социальное внутригрупповое поведение, так как животные не могут дать социальную оценку сигналам, главным образом поступающим через зрительный, слуховой и обонятельные каналы и свидетельствующим об эмоциях и намерениях партнеров, которая так необходима для группового поведения. Оперированные животные также не могут связать эту информацию с их собственными эмоциональными состояниями, определяющими их внутригрупповые симпатии и антипатии. Поведенческие расстройства, вызванные удалением миндалин, связаны с нарушением двусторонней передачи информации между височными долями и гипоталамусом, которая у интактного животного опосредована миндалиной.

Как формируется декларативная эмоциональная память? Предполагают, что сенсорный сигнал от внешнего мира, поступающий из височных областей коры, и сигналы о состоянии внутренней среды, определяемые гипоталамусом, конвергируют на нейронах миндалины, изменяя их синаптические связи. Это обеспечивает формирование стабильных и длительно сохраняющихся следов эмоциональной памяти. Миндалина обеспечивает быстрое и прочное запечатление в памяти эмоциональных событий часто после одноразового обучения.

Функции гиппокампа в процессах памяти. Гиппокамп – древний отдел мозга. Он тесно связан с височными долями. У приматов гиппокамп прижат к миндалине в височной доле. Гиппокамп имеет мощные входные и выходные связи с перегородкой в виде толстого пучка волокон (свода).

Мощный вход в гиппокамп представлен волокнами из энториальной коры, куда поступают сенсорные сигналы от нейронов – детекторов и гностических единиц. Волокна энториальной коры достигают гиппокампа либо прямо, либо через зубчатую фасцию, оказывающую тормозное влияние на его нейроны. Другой вход в гиппокамп берет начало в поясной извилине – одной из структур лимбической системы.

По мере изучения гиппокампа менялось представление о его функциях. Сначала он рассматривался как кора обонятельного мозга. Затем широко распространилась точка зрения, что гиппокамп ответствен за формирование долговременной памяти. Первые свидетельства о связи гиппокампа с памятью были получены при нейрохирургических операциях на мозге.

По – видимому, гиппокамп непричастен к формированию ни декларативной, ни процедурной памяти, а только к манипуляции следами памяти. Гиппокамп, скорее, менеджер долговременной памяти.

Научение. Понятия «память» и «научение» психологи и нейробиологи традиционно относят к поведенческим категориям. Они применимы для характеристики целостного организма. Память и научение – неотделимые процессы. Научение обеспечивает постоянное пополнение и изменение наших знаний, а также приобретение новых навыков, умений. В отличие от научения процесы памяти ответственны не только за усвоение (фиксацию), но и за сохранение и воспроизведение (извлечение) информации. В самом широком смысле слова научение можно определить как приспособительное изменение поведения, обусловленное прошлым опытом. Память необходима для научения, так как она представляет собой механизм, с помощью которого накапливайся прошлый опыт, который может стать источником адаптивных изменений поведения.

Научение – совокупность процессов, обеспечивающих приобретение индивидуальной (фенотипической) памяти, вызывающей приспособительную модификацию поведения.

Научение требует определенного времени, условий и реализуется с помощью нейрофизиологических механизмов разного уровня (межклеточного, внутриклеточного, молекулярного).

Виды научения. Существует много разновидностей научения. Они могут быт разделены на несколько групп. Наиболее часто выделяют просто научение, к которому относят привыкание, сенситизацию, ассоццативное научение, включающее выработку классического условного рефлекса, инструментального (или оперантного) рефлекса одномоментное обучение (на аверсивном подкреплении), и сложномоментное научение (импринтинг, латентное обучение, обучение на основе подражания, когнитивное обучение: формирование декларативной памяти).

Привыкание как простейшая форма научения выражается в ослаблении поведенческой реакции при повторных предъявлениях стимула. От утомления и истощения привыкание отличается тем, что реакцию вновь можно вызвать простым изменением стимула.

Ярким примером поведенческого привыкания является угасание безусловного ориентировочного рефлекса (или его отдельных компонентов).

С повторением стимула теряется новизна, что и приводит к привыканию. Привыкание в системе ориентировочного рефлекса получило название негативного научения, состоящего в том, что стимул по мере его повторения теряет способность вызывать ту реакцию, которую он ранее вызывал. Привыкание или угасание ориентировочного рефлекса связывают с формированием «нервной модели стимула» – его многомерной энграммы, которая и тормозит систему активации ориентировочного рефлекса.

Сенситизация – другая форма простейшего научения, выражавщаяся в усилении рефлекторной реакции под влиянием сильного или повреждающего постороннего стимула. Сенситизация – это не просто противоположность привыкания. Она является результатом активации модулирующей системы мозга, возникшей на сильный побочный раздражитель. Усиление рефлекса вызвано изменением функционального состояния организма.

Заключение

В результате теоретической работы было установлено, что память – когнитивный процесс, который представляет собой систему узнавания, запоминания, сохранения, восстановления и забывания приобретенного опыта.

Также мы выяснили, что такое эмоциональная память и научение; виды научение., функции гиппокампа в процессах памяти, а именно гиппокамп непричастен к формированию ни декларативной, ни процедурной памяти, а только к манипуляции следами памяти. гиппокамп, скорее, «менеджер» долговременной памяти.

Наряду с этим была рассмотрена проблема биологических основ и физиологических механизмов памяти.

Тему реферата мы считаем раскрытой, хотя работа в данном направлении не завершена. Следует продолжить изучение современных тенденций развитие феномена памяти, относительно психофизиологии.

Литература:

  1. Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека. 1980;
  2. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961; Квавилашвили Л.Дж. Вспоминание намерения как особая форма памяти / Вопросы психологии. 1986, N 4, с. 142–147;
  3. Клацки Р. Память человека. Структуры и процессы. М.: Мир, 1978;
  4. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966;
  5. Лебедев А.Н. Нейрофизиологические параметры памяти человека. – Журнал Высшей Нервной Деятельности, 1993, т. 43, N2. С. 277 – 285.
  6. Лебедев А.Н. Психофизиология памяти. В кн.: Основы психофизиологии. /под ред. Ю.И. Александрова. М., изд – во «Инфра – М» , 1997, с. 129 – 142.
  7. Ливанов М.Н. Избранные труды. Пространственно временная организация потенциалов и системная деятельность головного мозга. М.,1989, 400 с.

Психофизиология» Память». Для студентов

Описание слайда:

Математическое моделирование памяти Математическое моделирование на уровне суммарной биоэлектрической активности мозга применяется и к изучению памяти. Исходя из представлений об импульсном кодировании сигналов в памяти и цикличности нейронных процессов А.Н. Лебедев предлагает математическую модель, которая используя некоторые характеристики основного ритма электроэнцефалограммы — альфа-ритма — позволяет количественно оценить объем долговременной памяти и некоторые другие ее характеристики.           Физиологическими основами памяти, согласно А.Н. Лебедеву, служат пачки нейронных импульсов, способные циклически повторяться. Каждая пачка импульсов — своеобразная «буква» универсального нейронного кода. Сколько разных пачек по числу импульсов в каждой, столько разных букв в нейронном коде. Пачки импульсов возникают друг за другом и образуют ограниченные цепочки. Это кодовые слова. Каждой цепочке, т.е. каждому кодовому слову, соответствует свой, порождающий его ансамбль нейронов.           В результате каждому приобретенному образу памяти (слову, предмету, явлению и т.п.) соответствует свой нейронный ансамбль. Нейроны ансамбля, хранящие один образ, активизируются согласованно, циклически. Колебания клеточных потенциалов, связанные с импульсацией нейронов, создают повторяющийся узор биопотенциалов. Причем каждому образу соответствует свой собственный узор. Часть нейронов ансамбля могут «замолкать» или включаться в работу другого ансамбля, другого образа. При этом ансамбль может не только приобретать нейроны (повторение), но и терять их (забывание). Предполагается, что работу одного ансамбля может обеспечить число нейронов от 100 до 1000. Нейроны одного ансамбля не обязательно размещаются рядом, однако часть нейронов любого образа с необходимостью располагается в ретикулярной формации ствола и промежуточного мозга, другие нейроны размещаются в старой и новой коре, в ее первичных, вторичных и третичных зонах.

Психофизиология. Тема 7. Психофизиология памяти

частью височной доли играет особую роль в процессе закрепления (консолидации) следов памяти. Речь идет о тех изменениях, которые происходят в нервной ткани при образовании энграмм. Гиппокамп, по-видимому, выполняет роль селективного входного фильтра. Он классифицирует все сигналы и отбрасывает случайные, способствуя оптимальной организации сенсорных следов в долговременной памяти. Он также участвует в извлечении следов из долговременной памяти под влиянием мотивационного возбуждения. Роль височной области предположительно состоит в том, что она устанавливает связь с местами хранения следов памяти в других отделах мозга, в первую очередь, в коре больших полушарий. Другими словами, она отвечает за реорганизацию нервных сетей в процессе усвоения новых знаний; когда реорганизация закончена, височная область в дальнейшем процессе хранения участия не принимает.

На третьем этапе следовые процессы переходят в устойчивые структуры долговременной памяти. Перевод информации из кратковременной памяти в долговременную по некоторым предположениям может происходить как во время бодрствования, так и во сне.

Системы регуляции памяти. Важным параметром классификации памяти является уровень управления, или регуляции, мнестических процессов. По этому признаку выделяют непроизвольную и произвольную память. В первом случае запоминание и воспроизведение происходит без усилий, во втором — в результате осознанной мнестической деятельности. Очевидно, что эти процессы имеют разное мозговое обеспечение.

В целом система управления и регуляции памяти в головном мозге включает неспецифические и специфические компоненты. При этом выделяются два уровня регуляции: 1) неспецифический (общемозговой)

— сюда относят ретикулярную формацию, гипоталамус, неспецифический таламус, гиппокамп и лобную кору; 2) модально-специфический (локальный), связанный с деятельностью анализаторных систем.

По современным представлениям, неспецифический уровень регуляции участвует в обеспечении практически всех видов памяти. Из клиники очаговых поражений мозга известно, что существуют так называемые модально-неспецифические расстройства памяти, когда ослабление или утрата функций памяти не зависит от характера стимула. Они возникают при поражении глубоких структур мозга: ретикулярной формации ствола, диэнцефальной области, лимбической системы, гиппокампа. В случае поражения гиппокампа возникает известное заболевание — корсаковский синдром, при котором больной при сравнительной сохранности следов долговременной памяти утрачивает память на текущие события.

Установлено также, что при активации ретикулярной формации формирование энграмм происходит эффективнее, а при снижении уровня активации, напротив, ухудшается как непроизвольное, так и произвольное запоминание любого нового материала, независимо от его сложности и эмоциональной значимости. Наряду с этим улучшение кратковременной памяти (увеличение объема при предъявлении информации в быстром темпе) может наблюдаться при электрической стимуляции таламокортикальной системы. В то же время при разрушении ряда областей таламуса возникают затруднения в усвоении новой информации или сохранении заученной ранее.

В обеспечении произвольного запоминания, или мнестической деятельности, ведущую роль играют лобные доли коры, особенно левой лобной доли.

Модально-специфический, или локальный уровень, регуляции памяти обеспечивается деятельностью анализаторных систем, главным образом на уровне первичных и ассоциативных зон коры. При их нарушении возникают специфические формы нарушения мнестических процессов, имеющие избирательный характер.

Из сказанного следует, что система регуляции памяти имеет иерархическое строение, и полное обеспечение функций и процессов памяти возможно лишь при условии функционировании всех ее звеньев. Память следует понимать как системное (эмерджентное) свойство всего мозга и даже целого организма. Поэтому уровень, на котором возможно понимание памяти, — это уровень живой системы в целом (см. Хрестомат. 7.2).

7.2.Физиологические теории памяти

Всовременной нейробиологии и психофизиологии существует целый ряд теорий и моделей, объясняющих разные стороны функционирования памяти.

Теория Д. Хебба. Первые исследования физиологических основ памяти связаны с именем Д. Хебба. В 40- е гг. он ввел понятия кратковременной и долговременной памяти и предложил теорию, объясняющую их нейрофизиологическую природу. По Хеббу, кратковременная память — это процесс, обусловленный повторным возбуждением импульсной активности в замкнутых цепях нейронов, не сопровождающийся морфологическими изменениями. Долговременная память, напротив, базируется на структурных изменениях, возникающих в результате модификации межклеточных контактов — синапсов. Хебб полагал, что эти структурные изменения связаны с повторной активацией (по его определению — «повторяющейся реверберацией возбуждения») замкнутых нейронных цепей, например, путей от коры к таламусу или гиппокампу и обратно к коре.

Повторное возбуждение нейронов, образующих такую цепь, приводит к тому, что в них возникают долговременные изменения, связанные с ростом синаптических соединений и увеличением площади их контакта между пресинаптическим аксоном и постсинаптической клеточной мембраной. После установления таких связей эти нейроны образуют клеточный ансамбль, и любое возбуждение хотя бы одного относящегося к нему нейрона, приводит в возбуждение весь ансамбль. Это и есть нейрональный механизм хранения и извлечения информации из памяти. Непосредственно же основные структурные изменения, согласно Хеббу, происходят в синапсах в результате процессов их роста или метаболических изменений, усиливающих воздействие каждого нейрона на следующий нейрон.

Глава 7. Психофизиология памяти

Одним из основных свойств нервной системы является способность к длительному хранению информации о внешних событиях.

По определению память – это особая форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении информации в живой системе. По современным представлениям, в памяти закрепляются не отдельные информационные элементы, а целостные системы знаний, позволяющие всему живому приобретать, хранить и использовать обширный запас сведений в целях эффективного приспособления к окружающему миру.

Память как результат обучения связана с такими изменениями в нервной системе, которые сохраняются в течение некоторого времени и существенным образом влияют на дальнейшее поведение живого организма. Комплекс таких структурно-функциональных изменений связан с процессом образования энграмм – т.е. следов памяти (термин, предложенный зоологом Дж. Янгом в 50-х годах).

Память выступает также как своеобразный информационный фильтр, поскольку в ней обрабатывается и сохраняется лишь ничтожная доля от общего числа раздражителей, воздействующих на организм. Без отбора и вытеснения информации из памяти живое существо было бы, образно говоря, «затоплено» бесконечным потоком поступающих извне раздражителей. Результаты этого были бы так же катастрофичны, как и отсутствие способности к обучению и памяти.

7.1. Классификация видов памяти

Пронизывая все стороны существования человека, память имеет разные формы и уровни проявления и функционирования.

7.1.1. Элементарные виды памяти и научения

В нейрофизиологии выделяют следующие элементарные механизмы научения: привыкание, сенситизацию, временную связь (условный рефлекс). Согласно И.П.Павлову, физиологической основой запоминания служит условный рефлекс как акт образования временной связи между стимулом и реакцией. Эти формы памяти и научения называют простыми, чтобы отличать от научения, имеющего произвольный, осознанный характер. Элементарные формы научения есть даже у беспозвоночных.

Привыкание проявляется в постепенном уменьшении реакции по мере повторного предъявления раздражителя. Привыкание всегда сопровождает угашение ориентировочной реакции. Сенсити-зация – это процесс, противоположный привыканию. Он выражается в снижении порога при предъявлении раздражителей. Благодаря сенситизации организм начинает реагировать на ранее нейтральный раздражитель.

Существует также разделение памяти на генотипическую и фенотипическую. Первая – генотипическая, или филогенетическая, связана с безусловными рефлексами и инстинктами. Вторая – фенотипическая или онтогенетическая, обеспечивает обработку и хранение информации, приобретаемой в ходе онтогенеза на основе различных механизмов научения.

7.1.2. Специфические виды памяти

В ходе совершенствования механизмов адаптации развились и упрочились более сложные формы памяти, связанные с запечатле-нием разных сторон индивидуального опыта.

Модально-специфические виды. Мнестические процессы могут быть связаны с деятельностью разных анализаторов, поэтому существуют специфические виды памяти соответственно органам чувств: зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, двигательная. Следует упомянуть, что уровень развития этих видов памяти у разных людей различен. Не исключено, что последнее связано с индивидуальными особенностями анализаторных систем. Например, встречаются индивиды с необыкновенно развитой зрительной памятью. Это явление – эйдетизм – выражается в том, что человек в нужный момент способен воспроизвести во всех деталях ранее виденный предмет, картину, страницу книги и т.д. (Лурия, 1996). Эйдетический образ отличается от обычных тем, что человек как бы продолжает воспринимать образ в его отсутствие. Предполагается, что физиологическую основу эйдетических образов составляет остаточное возбуждение зрительного анализатора. Хорошо развитая модально-специфическая память нередко является профессионально важным качеством: например, слуховая память музыкантов, вкусовая и обонятельная дегустаторов, двигательная гимнастов и т.д.

Образная память. Запечатление и воспроизведение картин окружающего мира связаны с синтезом модально-специфических впечатлений. В этом случае фиксируются сложные образы, объединяющие зрительные, слуховые и другие модально-специфические сигналы. Такую память называют образной. Образная память гибка, спонтанна и обеспечивает длительное хранение следа.

По некоторым представлениям ее морфологической основой служат сложные нейронные сети, включающие взаимосвязанные нейронные звенья, расположенные в разных отделах мозга. Поэтому выпадение какого-либо одного звена или нескольких звеньев образной памяти не способно разрушить всю ее структуру. Это дает образной памяти большие преимущества как в эффективности процессов усвоения и хранения, так и в объеме и прочности фиксации информации. Вероятно, что с подобными особенностями образной памяти связаны внезапные, нередко безо всяких усилий, припоминания забытого материала.

Помимо этого, иногда выделяют также эмоциональную и словесно-логическую память.

Эмоциональная память. Эмоциональная память связана с запоминанием и воспроизведением эмоциональных переживаний. Эмоционально окрашенные воспоминания могут возникать как при повторном воздействии раздражителей, обусловивших это состояние, так и в отсутствие последних. Эмоционально окрашенное впечатление фиксируется практически мгновенно и непроизвольно, обеспечивая пополнение подсознательной сферы человеческой психики. Также непроизвольно информация воспроизводится из эмоциональной памяти. Этот вид памяти во многом сходен с образной, но иногда эмоциональная память оказывается даже более устойчивой, чем образная. Ее морфологической основой предположительно служат распределенные нервные сети, включающие нейронные группы из разных отделов коры и ближайшей подкорки.

Словесно-логическая память. Словесно-логическая (или семантическая)– это память на словесные сигналы и символы, обозначающие как внешние объекты, так и внутренние действия и переживания. Ее морфологическую основу можно схематически представить как упорядоченную последовательность линейных звеньев, каждое из которых соединено, как правило, с предшествующим и последующим. Сами же цепи соединяются между собой только в отдельных звеньях. В результате выпадение даже одного звена (например, вследствие органического поражения нервной ткани) ведет к разрыву всей цепи, нарушению последовательности хранимых событий и к выпадению из памяти большего или меньшего объема информации.

Теории памяти — Библиография

  1. добавлено 2020-09-30

    Расширенный разум и артефактная автобиографическая память Ричард Хеерсминк — готовится к печати — Разум и язык . Подробности
  2. добавлено 2020-09-14

    Претерицепция: воспоминание как прошлое восприятие. Иштван Араньоси — готовится к печати — Synthese : 1-28. Подробности
  3. добавлено 2020-08-13

    Что за воображаемое может быть воспоминание? Питер Ленгланд-Хассан — готовится к печати — Журнал Американской философской ассоциации .подробнее
  4. добавлено 2020-07-29

    Воспоминания наблюдателя и перспективный разум. О воспоминаниях извне Кристофера МакКэрролла. [ОБЗОР] Марина Тракас — 2020 — Análisis Filosófico 40 (1): 123-138.details
  5. добавлено 2020-07-24

    Filosofia da Memória: Problemas e Debates Acerca da Memória Episódica.Glaupy Fontana Ribas — 2020 — Kínesis — Revista de Estudos Dos Pós-Graduandos Em Filosofia 12 (31): 77-106 подробностей.
  6. добавлено 2020-06-09

    Феноменология запоминания — это эпистемическое чувство.Денис Перрен, Куркен Микаэлиан, Сант и Андре Анна — готовится к печати — Frontiers in Psychology .details
  7. добавлено 2020-06-03

    Экстернализм и память: Джейн Хил. Джейн Хил — 1998 — Дополнение к Трудам Аристотелевского общества 72 (1): 95-110.details
  8. добавлено 2020-05-07

    Эпизодическая память не защищена от ошибок из-за неправильной идентификации: против Фернандеса. Куркена Микаэлиана — готовится к печати — Synthese : 1-19.подробнее
  9. добавлено 2020-05-07

    Нечистая феноменология эпизодической памяти. Александрия Бойл — готовится к печати — Разум и язык . Подробности
  10. добавлено 2020-05-07

    Мысленное путешествие во времени: эпизодическая память и наши знания личного прошлого Бен Спрингетт — готовится к печати — Философская психология : 1-4.details
  11. добавлено 2020-05-07

    Симуляционизм и функция (и) эпизодической памяти.Арие Шварц — 2020 — Обзор философии и психологии 11 (2): 487-505.подробнее
  12. добавлен 2020-05-07

    СИНГУЛЯРИЗМ об эпизодической памяти. Николай Андоновский — 2020 — Обзор философии и психологии 11 (2): 335-365. подробности
  13. добавлено 2020-05-07

    Предсказание прошлого по минимальным следам: эпизодическая память и ее отличие от воображения и сохранения. Маркус Вернинг — 2020 — Обзор философии и психологии 11 (2): 301-333. Подробности
  14. добавлено 2020-05-07

    Афантазия, SDAM и эпизодическая память.Лайош Бронс — 2019 — Анналы Японской ассоциации философии науки 28: 9-32. Подробности
  15. добавлено 2020-05-07

    Уроки прошлого: эпистемическая генеративность и функция эпизодической памяти А. Бойл — 2019 — Журнал исследований сознания 26 (5-6): 242-251. Подробности
  16. добавлено 2020-05-07

    Почему мы помним? Коммуникативная функция эпизодической памяти. Йоханнес Б. Мар и Гергей Чибра — 2018 — Поведенческие исследования и науки о мозге 41.подробнее
  17. добавлено 2020-05-07

    Визуальные перспективы в эпизодической памяти и самоощущение. Ин-Дун Линь — 2018 — Границы психологии 9. подробности
  18. добавлено 2020-05-07

    Мысленное путешествие во времени: эпизодическая память и наше знание личного прошлого, Куркен Михаэлиан: MIT Press, 2016, стр. Xx + 291, 43 доллара США. [ОБЗОР] Доротея Дебус — 2018 — Австралазийский философский журнал 96 (2): 404-407.details
  19. добавлено 2020-05-07

    Чандракирти о сниженной эпизодической памяти: ответ на вызов Энделя Тулвинга.Сонам ​​Такхоэ — 2017 — Австралазийский философский обзор 1 (4): 432-438.details
  20. добавлено 2020-05-07

    Элементы эпизодической памяти у животных. С. Клейтон, Д. П. Гриффитс, Н. Дж. Эмери и А. Дикенсон — 2001 — У Алан Баддели, Джон Агглетон и Мартин Конвей (ред.), Эпизодическая память: новые направления в исследованиях . Oxford University Press. Подробности
.

Специальные выпуски Международного журнала психофизиологии

Специальные выпуски опубликованы в Международном журнале психофизиологии.


Бенджамин М. Хэмпстед | Алекс Бахар-Фукс
Анна Вайнберг | Таня Эндрасс | Аня Ризель
Брэндон Л.Олдермен | Мэтью Понтифекс
Жиль Пуртуа | Вим Нотебаерт | Сенне Брем | Хенк ван Стинберген
Джузеппе Кьяренца | Сирел Каракас | Кристоф Германн
Дерек Фишер | Дин Солсбери
Джулианна Холт-Лунстад | Кэтлин Лайт | Беате Дитцен
Роберт Дэвис Мур | Дэйв Эллемберг
Даниэль Фоти | Анна Вайнберг
Патрик Р.Штеффен | Брайан М. Хьюз | Джулиан Ф. Тайер
Мириам Райнер | Джон Грузелье | Панайотис Бамидис
Майкл Дж. Ларсон | Джейсон С. Мозер
Педро Вальдес Соса | Мария Луиза Брингас | Элиза Мартинес
Э.БАСАР | Б. ГУНТЕКИН | Г.Г. ЙЕНЕР | С. БАСАР-ЭРОГЛУ
Грег Хаджак | Кристофер Дж. Патрик
Юрген Кайсер | Крейг Тенке
Элиз С.Сассман | Митчелл Штайншнайдер
Хироши Ниттоно | Кейчи Онода | Хидеки Охира | Хисаки Одзаки
Джон Грузелье | Панайотис Бамидис | Линда Пагани | Мириам Райнер | Томаш Рос
Маартен де Вос | Стефан Дебенер
Анна С.Филлипс | Энни Т. Гинти | Брайан М. Хьюз
Роберт Дж. Барри | Саманта Дж. Бройд | Джейсон М. Брюггеман | Тимоти В. Бадд | Стюарт Дж. Джонстон | Жаклин А. Рашби | Джанетт Л. Смит
Раффаэле Ферри | Оливьеро Бруни
Джеймс А.Коан | Дэвид А. Сбарра
Джанет Л. Шукард | Дэвид В. Шукард
Пьетро Пьетрини | Джузеппе А. Кьяренца | Анджело Джеминьяни | Эмилиано Риккарди
Михал Куниецкий | Марек Биндер | Ян Кайзер
Хуанита Тодд | Эрих Шрогер | Иштван Винклер
Уильям М.Перлштейн | Майкл Дж. Ларсон
Марк Мольнар | София Анна Гаал | Конни С. Дункан
Кристоф С. Херрманн | Йохен Кайзер
Алисия Э.Meuret | Джудит М. Форд | Томас Ритц
Марк Мольнар | София Анна Гаал | Конни С. Дункан
Стюарт Р. Штайнхауэр | Рут Кондрей
Хелен Бойзерон-Мангина | Святослав Медведев
Мюррей | Виуд-Дельмон | Мишель
Басар | Басар-Эроглу | Каракас | Шурманн .