Проведение дидактической игры в средней группе: Картотека (средняя группа) по теме: Картотека дидактических игр в средней группе.
« ОРГАНИЗАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДОУ»
Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Дидактическая игра –явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Игровые действия составляют основу дидактической игры —без них невозможна сама игра. Обучение игровым действиям чаще всего не является прямым, а дается через показ действия при раскрытии той или иной роли. В игровых действиях проявляется мотив игровой деятельности, активное желание решить поставленную игровую задачу. По своей сложности они различны и обусловлены сложностью содержания и воспитательной задачи. Игровые действия —это не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и др. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, —умственные действия, выраженные в процессах мышления. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. В играх, в которых участвуют все дети и выполняют одинаковые роли, игровые действия одинаковы для всех. При разделении детей в игре на группы игровые действия различны. Например, в игре в магазин игровые действия покупателя иные, чем продавца; в играх с загадыванием и отгадыванием загадок игровые действия у детей, которые загадывают загадку и у детей, которые отгадывают, разные. Игровые действия не обязательно следуют одни за другими в какой-то системе, последовательности: они по-разному взаимодействуют, сочетаются, подкрепляются одни другими в процессе развития игры и усвоения познавательного содержания. Их объем также бывает различен: в младших группах это чаще всего повторяющиеся одно-два действия; в старших группах –уже 5—6.Воспитатель не всегда сам раскрывает игровые действия. После постановки игровой задачи он иногда предлагает детям подумать, как играть, что после чего делать и т. д. Педагог как бы привлекает детей к сотрудничеству, проектированию хода игры через игровые действия, при этом развивает и поощряет инициативу детей, поощряет умную догадку. Но… не допускает «докучливого» выспрашивания, разрушающего игру .Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. Правила содержат нравственные и эстетические требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, воспитатель управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила игры имеют обучающий, организационный, дисциплинирующий и эстетический характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, раскрывают способ действий. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи. Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей. В игре формируются игровые отношения и реальные отношения между детьми. Отношения в игре определяются ролевыми позициями. Правила игры и должны быть направлены на воспитание положительных отношений. В этом их воспитательное воздействие. Нужно помнить, что усвоение и выполнение детьми правил в игре не происходит быстро и легко. Воспитатель должен учить детей выполнению правил, не перегружая ими игру, не слишком регламентируя действия детей, не ожидая скорых результатов. Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения в игре и вне игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоции и усвоения традиций. Нужно ставить детей в такие условия, при которых они получат радость от выполнения правил. Дети сами осознают свой рост, выраженный в оценке воспитателя, поощрении их усилий и достижений. Через правила, их усвоение воспитатель формирует у детей способность ориентировки в изменяющихся обстоятельствах, быстроту и точность реакций, способность сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально-волевое усилие. Для воспитателя результат игры всегда является показателем успехов детей в усвоении знаний, в умственной деятельности, в характере взаимоотношений. Результат дидактической игры выражается в решении задачи и в том удовольствии, которое доставляет игра участникам. Содержание игры, игровой замысел, игровые действия и правила взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одного из них делает игру невозможной. Своеобразие дидактической игры как игровой деятельности заключается в том, что взаимоотношения воспитателя с детьми и детей между собой носят именно игровой характер. Воспитатель является участником игры или ее организатором. Игра выступает важным способом развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.
Конспект дидактической игры для детей средней группы. «Волшебное дерево»
Конспект дидактической игры для детей средней группы.
«Волшебное дерево»
Цель: Создание хорошего настроения и закрепление пройденного материала.
Воспитательная задача: Воспитывать умение правильно выполнять задания воспитателя.
Образовательная задача: Закреплять счет в пределах трех.
Развивающая задача: Упражнять в правильном представлении, развивать логическое мышление и наблюдательность.
Материал: Сезонное дерево, дополнительно раздаточный материал: цветы, бабочки, снежинки, грибочки, яблочки.
Организационный момент: Дети сидят полукругом.
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, скажите какое у нас сейчас время года.
Дети: Осень.
Воспитатель: Правильно, молодцы. А почему вы так решили?
Дети: Потому что, листики желтые.
Воспитатель: Давайте с вами закроем глазки и отправимся в путешествие к волшебному дереву.
Дети закрывают глаза и отправляются в путешествие.
Воспитатель: Ребята посмотрите на волшебное дерево! Какое оно красивое. А как вы думаете, что это? ( поворачиваю дерево показывая разные сезоны).
Дети: Это времена года.
Воспитатель: А сколько их? И назовите какие?
Дети: Четыре, осень, зима, весна, лето.
Воспитатель: Совершенно верно. Молодцы, все знаете.
Воспитатель: Посмотрите внимательно и скажите, какого цвета яблочки на нашем дереве.
Дети: Зеленые и красные.
Воспитатель: Хорошо, а как вы думаете, почему летом яблоки зеленые, а осенью красные.
Дети: Потому что, осенью яблочки созревают.
Воспитатель: Правильно, молодцы!!! А теперь посмотрите, кто же это у нас спрятался под деревом?
Дети: Ежики!
Воспитатель: Сколько ежиков?
Дети: Два.
Воспитатель: Правильно, а как вы решили, что два ежика?
Дети: Посчитали.
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, что же тут еще на полянке?
Дети: Грибочки.
Воспитатель: А сколько грибочков на полянке?
Дети: Три грибочка.
Воспитатель: Молодцы! Мы с вами посчитали, сколько грибочков, и сколько ежиков. Скажите, как вы думаете, чего больше грибочков или ежиков?
Дети: Грибочков больше чем ежиков.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы все верно решили. А что нам нужно сделать, чтобы ежиков и грибочков, получилось поровну.
Дети: Убрать один грибочек, или добавить еще одного ежика.
Воспитатель: Совершенно верно. Ребята, ну какие вы молодцы, все правильно сделали. Ребята, посмотрите, что у нас тут есть (достаю снежинки, грибочки, бабочки и т.д.) Что это?
Дети: Грибочки, бабочки и т.д.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами попробуем к каждому сезону подобрать нужное ( дети берут по одному предмету и раскладывают по сезонам). Ну что ребята, давайте с вами посмотрим все ли правильно мы сделали( проверяем правильность выполнения задания, если что то выполнили не верно, корректируем и объясняем почему)
Итог игры: Дети закрывают глазки и отправляются домой. Говорим о том, что мы сегодня интересного узнали, что понравилось больше всего в нашем путешествии. Обещаем себе по чаще путешествовать к волшебному дереву!
Методическая разработка (средняя группа) на тему: « ОРГАНИЗАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДОУ»
« ОРГАНИЗАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДОУ»
Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Дидактическая игра –явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Игровые действия составляют основу дидактической игры —без них невозможна сама игра. Обучение игровым действиям чаще всего не является прямым, а дается через показ действия при раскрытии той или иной роли. В игровых действиях проявляется мотив игровой деятельности, активное желание решить поставленную игровую задачу. По своей сложности они различны и обусловлены сложностью содержания и воспитательной задачи. Игровые действия —это не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и др. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, —умственные действия, выраженные в процессах мышления. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. В играх, в которых участвуют все дети и выполняют одинаковые роли, игровые действия одинаковы для всех. При разделении детей в игре на группы игровые действия различны. Например, в игре в магазин игровые действия покупателя иные, чем продавца; в играх с загадыванием и отгадыванием загадок игровые действия у детей, которые загадывают загадку и у детей, которые отгадывают, разные. Игровые действия не обязательно следуют одни за другими в какой-то системе, последовательности: они по-разному взаимодействуют, сочетаются, подкрепляются одни другими в процессе развития игры и усвоения познавательного содержания. Их объем также бывает различен: в младших группах это чаще всего повторяющиеся одно-два действия; в старших группах –уже 5—6.Воспитатель не всегда сам раскрывает игровые действия. После постановки игровой задачи он иногда предлагает детям подумать, как играть, что после чего делать и т. д. Педагог как бы привлекает детей к сотрудничеству, проектированию хода игры через игровые действия, при этом развивает и поощряет инициативу детей, поощряет умную догадку. Но… не допускает «докучливого» выспрашивания, разрушающего игру .Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. Правила содержат нравственные и эстетические требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, воспитатель управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила игры имеют обучающий, организационный, дисциплинирующий и эстетический характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, раскрывают способ действий. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи. Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей. В игре формируются игровые отношения и реальные отношения между детьми. Отношения в игре определяются ролевыми позициями. Правила игры и должны быть направлены на воспитание положительных отношений. В этом их воспитательное воздействие. Нужно помнить, что усвоение и выполнение детьми правил в игре не происходит быстро и легко. Воспитатель должен учить детей выполнению правил, не перегружая ими игру, не слишком регламентируя действия детей, не ожидая скорых результатов. Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения в игре и вне игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоции и усвоения традиций. Нужно ставить детей в такие условия, при которых они получат радость от выполнения правил. Дети сами осознают свой рост, выраженный в оценке воспитателя, поощрении их усилий и достижений. Через правила, их усвоение воспитатель формирует у детей способность ориентировки в изменяющихся обстоятельствах, быстроту и точность реакций, способность сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально-волевое усилие. Для воспитателя результат игры всегда является показателем успехов детей в усвоении знаний, в умственной деятельности, в характере взаимоотношений. Результат дидактической игры выражается в решении задачи и в том удовольствии, которое доставляет игра участникам. Содержание игры, игровой замысел, игровые действия и правила взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одного из них делает игру невозможной. Своеобразие дидактической игры как игровой деятельности заключается в том, что взаимоотношения воспитателя с детьми и детей между собой носят именно игровой характер. Воспитатель является участником игры или ее организатором. Игра выступает важным способом развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.
План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа): Дидактические игры (средняя группа)
Занятие 1
Дидактическая игра «Число и цифра»
— закрепить умение различать цифры от 1 до 5 , соотносить их с количеством, упражнять в счете предметов расположенных линейно, хаотично, по кругу и обозначать число предметов цифрами, развивать внимательность;
Физминутка «Зимняя прогулка»
Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),
Там снеговика лепили (махи руками),
А потом с горы катились (волнообразные движения руками),
Веселились и резвились (прыжки).
В Таню кинули снежком (произвольные движения),
В Вову кинули снежком,
В Мишу кинули снежком —
Получился снежный ком!
Холодно гулять зимой (киваем головой)-
Побежим скорей домой (возвращаемся на места)!
Дидактическая игра «Сложи букву»
— развить мелкую моторику пальцев рук; закрепить восприятие формы, цвета.
Пальчиковая гимнастика «Снежок»
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий.
Раз подбросим.
Два поймаем.
Три уроним
И сломаем.
Загибают пальчики, начиная с большого.
«Лепят» меняя положение ладоней.
Показывают круг, сжимают ладони.
Грозят пальчиком.
Смотрят вверх, подбрасывая
воображаемый снежок.
Роняют воображаемый снежок.
Топают ногой.
Дидактическая игра «Продолжи ряд»
— формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.
Оборудование. На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т. д.
Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами.
Ход игры. Воспитатель предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки.
Затем воспитатель говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.
Дидактическая игра «Что лишнее»
(геометрические фигуры и цифры)
— выделять признаки предметов; выделять один предмет из множества, отличающийся от других либо цветом, либо формой, либо величиной. Уметь доказывать, почему он лишний.
Занятие 2
Дидактическая игра «Запомни и повтори»
— Развивать слуховую память, учить детей запоминать воспринятое, осуществлять выбор по представлению.
Дидактическая игра «Что лишнее»
(Домашние, дикие, перелетные и зимующие птицы)
— выделять признаки предметов; выделять один предмет из множества, отличающийся от других либо цветом, либо формой, либо величиной. Уметь доказывать, почему он лишний.
Физминутка
Руки вверх поднимем – раз
Выше носа, выше глаз.
Прямо руки вверх держать
Не качаться. не дрожать.
Три – опустили руки вниз,
Стой на месте не вертись.
Вверх раз, два, три, четыре, вниз!
Повторяем, не ленись!
Будем делать повороты
Выполняйте все с охотой.
Раз – налево поворот,
Два – теперь наоборот.
Так, ничуть, не торопясь,
Повторяем 8 раз.
Руки на поясе, ноги шире!
Дидактическая игра «Сложи круг (квадрат)»
(из частей целое)
— Учить детей различать и называть круг и квадрат, различать и называть основные цвета, складывать из частей целое, называть отличие круга от квадрата (у круга нет углов, у квадрата есть углы. Развивать тактильные ощущения (гладкий – шершавый, мелкой моторики)
Пальчиковая гимнастика «Зима»
Снег ложится на дома, (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)
Улицы и крыши. (Руки «домиком».)
Тихо к нам идёт зима, (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)
Мы её не слышим… (Рука за ухом.)
Дидактическая игра «Определи первый звук»
— Учить определять первый звук в слове и соотносить с картинкой. Различать твердые и мягкие согласные звуки.
Занятие 3
Дидактическая игра «Какой, какая, какое?»
— учить согласовывать имена существительные с прилагательными в мужском, женском и среднем роде
Пример: компот из клубники –какой? (Клубничный компот). Варенье из малины – какое?
Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы»
Что зимой мы любим делать? (Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)
В снежки играть,
На лыжах бегать,
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
Дидактическая игра «Сложи квадрат»
— развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части; формирование логического мышления и умения разбивать сложную задачу на несколько простых.
Для игры нужно приготовить 36 разноцветных квадратов размером 80×80мм. Оттенки цветов должны заметно отличаться друг от друга. Затем квадраты разрезать. Разрезав квадрат, нужно на каждой части написать его номер (на тыльной стороне).
Задания к игре:
Разложить кусочки квадратов по цвету.
По номерам.
Сложить из кусочков целый квадрат.
Придумать новые квадратики.
Физминутка
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик сесть опять.
Дидактическая игра «Продолжи ряд»
— формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.
Оборудование. На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т. д.
Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами.
Ход игры. Воспитатель предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки.
Затем воспитатель говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.
Занятие 4
Дидактическая игра «Подбери по цвету» (Инд)
— запоминание, закрепление основных цветов, развитие внимания, памяти, усидчивости, мелкой моторики рук; обучение коллективной игре; развитие связной речи, обучение навыкам чтения. Дидактическая задача : Закрепить представления о четырёх цветах. Научить выделять цвет, как признак предметов (форма, величина, функциональное назначение).
Материал: Кукла. Раздаточный: карточки – коврики 20х20, разделенная на четыре клетки10х10 разных цветов; по две три геометрические фигуры разного цвета (красный, синий, желтый, зеленый ).
Ход игры :
а). Дети сидят за столом. Слышен стук в дверь. Я открываю дверь и виду куклу с корзинкой в руках. В корзинке лежит игра. « Смотрите ребята, к нам в гости пришла кукла Таня и принесла интересную игру. Здравствуй Таня, поздоровайтесь с Таней ребята. Кукла Таня хочет с нами поиграть. Давайте посмотрим, что лежит в корзине».
б).« Дети мы будем играть в игру «Подбери по цвету». У вас есть коврики из разноцветных клеток. Посмотрите, какие геометрические фигуры лежат на
ваших тарелочках . Разложите их по клеточкам коврика, так чтоб их не было видно. А теперь начинайте раскладывать, а мы с куклой Катей посмотрим, что у вас получится. Если фигура будет другого цвета, то она будет видна. Цвет фигуры должен совпадать с цветом коврика.
в) После того как, дети разложили геометрические фигуры кукла Катя ходит с воспитателем по рядам и проверяет правильность исполнения задания. Если ребенок ошибается, то объясняю, почему и куда правильно надо положить фигуру.
Пальчиковая гимнастика « Белая краска зимы»
Ветви белой краской разукрашу, (Руки в замок, вращательные движения руками.)
Брошу серебро на крышу вашу. (Встряхивание руками перед собой.)
Теплые весной придут ветра (Махи руками влево-вправо.)
И меня прогонят со двора. (Кружение на месте.)
Дидактическая игра «Чем?»
-Закрепить правильное употреблении существительных в творительном падеже.
Физминутка
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик сесть опять.
Дидактическая игра «На что похоже?»
— закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру в окружающих предметах.
Занятие 5
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
— закреплять знания о частях суток; упражнять в сопоставлении картинки с частями суток: утро, день, вечер, ночь.
Игровые правила: по слову, которое произносит педагог, показывать карточку и объяснять, почему он ее поднял.
Игровое действие: поиск нужной картинки.
На столе у играющих разные картинки, отражающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия, игры на участке, сон, уборка групповой комнаты, приход родителей и др. К каждой части суток должно быть несколько сюжетных картинок. Дети выбирают себе картинку, внимательно рассматривают ее. На слово «утро» все дети, в руках у которых соответствующие картинки, поднимают их и каждый объясняет, почему он думает, что у него изображено утро: дети приходят в детский сад, их ждет воспитатель, они делают утреннюю гимнастику, умываются, завтракают, занимаются и др. Затем педагог говорит слово «день». Поднимают картинки те, у кого есть изображение какого-либо события или деятельности детей в это время суток: на прогулке, трудятся на участке, обедают, спят.
Педагог. Вечер.
Дети поднимают соответствующие карточки.
Почему ты показал эту карточку?
Ребенок. Потому что за детьми пришли мамы, на улице темно.
Педагог. Ночь.
Дети поднимают карточки с изображением спящих ребят.
Так закрепляются знания детей о частях суток. За каждый правильный ответ дети получают фишки: розовая фишка — утро, голубая — день, серая — вечер, черная — ночь.
Затем все карточки перемешиваются, и игра продолжается, но слова называются в другой последовательности: педагог сначала называет «вечер», а потом «утро», тем самым усиливая внимание к словесному сигналу.
Физминутка « Пирог»
Падал снег на порог. | Дети два раза медленно опускают ладони на стол. |
Кот слепил себе пирог. | Прижимая ладонь к ладони, показывают как лепят пирог. |
А пока лепил и пек, | Бегут пальчиками обеих рук по столу. |
Ручейком пирог утек. |
|
Пирожки себе пеки | Показывают как пекут пирог. |
Не из снега, из муки. |
|
Дидактическая игра «Что для чего»
— закреплять знания детей о профессиях, развивать мелкую моторику рук, мышление, внимание.
Дидактическая игра «Число и цифра»
— закрепить умение различать цифры от 1 до 5 , соотносить их с количеством, упражнять в счете предметов расположенных линейно, хаотично, по кругу и обозначать число предметов цифрами, развивать внимательность;
Пальчиковая гимнастика «Белка»
Белка (В самом начале кулачек сжат)
Сидит белка на тележке, Продаёт она орешки:
(Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого)
Лисичке-сестричке, Воробью, синичке,
Мишке толстопятому, Заиньке усатому…
Дидактическая игра «Найди свой домик»
-Формировать представления об основных цветах и геометрических фигурах, развивать зрительное восприятие, мыслительные операции.
Ход игры:
Каждая фигура живет в своем домике, и с наступлением вечера возвращается в тот дом на двери которого изображена соответствующая фигура. Вы тоже должны найти свой домик, а фигура, которая у вас в руке, подскажет вам кто, где живет.
(На полу в обручах лежат геометрические фигуры, дети в руках держат такие же из цветного картона. По команде воспитателя «день», они прыгают, ходят, изображают разные виды деятельности. По команде «ночь», занимают места в круге, в соответствии с фигурой в руке. После игры сели на стулья за столы) .
Консультация (средняя группа) по теме: Рекомендации по проведению дидактических игр в средней группе
Консультация для педагогов
Тема: «Методические рекомендации по проведению дидактических игр в средней группе»
У детей 4-5 лет (средняя группа) расширяется словарный запас, уточняются знания об окружающем мире, развивается воображение, совершенствуется восприятие; они продолжают знакомиться с сенсорными эталонами и способами обследования предметов. В знакомые дид. игры вводятся значительные усложнения. Так, в игре «Чудесный мешочек» дети определяют геометрическую форму предмета на ощупь. В игре «Найди такой же предмет» они должны не только рассмотреть и обвести по контуру предметы разных геометрических форм, но и также на ощупь, не глядя, суметь различить их найти подобные в другой коробке. Перед началом игры я объясняю детям, в чем состоит их новизна.
В средней группе дети не просто определяют те или иные предметы, а учатся сравнивать и группировать их, выделяя общие признаки, различать предметы по назначению. Например, в играх «Подбери пару», «Для чего нужен», «Узорный коврик» они группируют предметы по величине и цвету, определяют назначение предметов кухонной посуды, мебели, одежды. Таким играм предшествуют дид. упражнения, в которых совершенствуется умение детей различать разные по величине и цвету предметы: из предложенных больших и маленьких шаров, камешков, пуговиц они отбирают подходящие, парные предметы, описывают их и раскладывают в соответствующие места (ячейки, коробки, полки, корзины). Перед основной игрой я объясняю правила так, чтобы дети, опираясь на опыт, полученный в упражнениях, смогли играть достаточно, получая удовольствие от игры.
Дети этого возраста не только различают и называют предметы и их основные формы, но и определяют положение предметов в пространстве (игра «Где солнышко?»). Перед началом игры дети учатся определять и называть положения солнышка: внизу – выше – еще выше – наверху – ниже – еще ниже – внизу – скрылось (спит). Детям ставлю игровую задачу: солнышко живет за тучкой и двигается по небу не торопясь. Нужно следить за положением солнышка, чтобы, определив это положение, показывать, что это время делают на земле дети. Солнышко внизу – дети спят; солнышко поднялось выше – дети потягиваются (просыпаются) и делают зарядку; солнышко еще выше – дети кушают и играют; солнышко наверху – дети гуляют; солнышко ниже – дети ужинают и отдыхают в группе; солнышко еще ниже – дети идут домой; солнышко скрылось – дети ложатся спать. Поначалу в этой игре ребята лишь внимательно следят за солнышком, их движения еще скованны и формальны. По мере усвоения игровой задачи содержание игры обогащается, уточняются игровые действия, они берут в игру атрибуты. Можно добавить музыкальное сопровождение: каждый этап восхода и захода солнышка будет иметь свою музыкальную характеристику.
Изучая пространственное положение предмета, дети узнают понятия: «справа», «слева», «спереди», «сзади», «сбоку» и т.д. Для усложнения игры я использую описания произвольных действий «Кукла Маша ехала на бал в карете, впереди ехал кучер, а сзади — паж»; поиск пропавших игрушек и описание их местонахождения («Мишка спал на стульчике, а котик – под стульчиком»). Игровая форма обучения позволяет детям легко усвоить основные пространственные положения вещей. Они могут самостоятельно производить действия с предметами и определять, где те находятся. Усложнением в таких играх могут быть дополнительные условия и предметы (к кукле приехали гости; надо указать, в какой комнате они будут жить, где расположена их комната), применение схем и планов (требуется расставить в заданиях мебель по нарисованному плану).
Также с детьми среднего возраста продолжаю серию игр на составление из частей целого (кубики, разрезные картинки, пазлы, разноцветная мозаика). Дети складывают различные узоры, собирают предметы по выделенным общим признакам (мебель, посуда, игрушки), дорисовывают фигуры на полученных картинках, составляют и описывают сюжетные картинки.
В этом возрасте ребенок уже имеет опыт словесной дид. игры. Ему все интересно, он многое хочет знать и многому может научиться; понимает, что правильно, а что нет; может оценивать речевые высказывания сверстников. Поэтому я в словесной игре побуждаю ребенка к рассуждениям, высказываниям; манипулированию словом, звуками; сочинению, фантазированию. В игре «Волшебные звуки», развивая слуховое внимание детей, я говорю детям, чтобы они представили себя на дворе и «услышать» звуки, которые могут раздаваться вокруг. Усвоив правила, ребята достаточно свободно проявляют себя в движениях и интонациях, а на следующих этапах проведения игры могут передать настроение того или иного персонажа.
Игры со звуками традиционно используются в музыкальном воспитании детей. Поэтому целесообразно на музыкальных занятиях (НОД) и других режимных моментах использовать интонационный опыт дошкольников и вовлекать их, с одной стороны, в игровую ситуацию, а значит, фантазии и занимательности, а с другой стороны – в ситуацию сосредоточенности и внимания. Необходимо упражнять детей в воспроизведении отдельных музыкальных звуков, чтобы добиться хорошего качества звучания. Так, если в младшей группе они освоили раздельное чередование редких и частых ударов молоточком по пластинкам металлофона в игре «Дождик», то задачей следующего этапа будет воспроизведение небольших мелодических отрезков (мотивов, фраз, мелодий). Прямой показ на инструменте в данном случае будет наиболее верным приемом работы. Дети учатся правильно держать молоточек, соотносить по звучности удары, слушать воспроизводимые звуки. Во время игры я даю каждому воспроизведенному звуку определенную оценку качества его звучания, которое вполне могут различать дети средней группы. «Сочный звук» — это звук хорошей плотности, яркой окраски, он не двоится (то есть молоточек попадает на одну пластинку, не задевая другие), потому что извлечен верным приемом (достаточно силен удар молоточка, и есть хороший, пружинящий отскок руки). «Плоский звук» — это звук, взятый неверным приемом (слабый, неуверенный удар, плохой отскок молоточка), он тусклый, безжизненный, длится недолго, гаснет, едва начав звучать. Отрабатывая с ребенком движения руки с зажатым в ней молоточком, я добиваюсь при каждом ударе сосредоточенности внимания на качестве воспроизводимого звука.
В своей работе я стремлюсь к чередованию подвижных и малоподвижных игр. Это способствует повышению жизненного тонуса и психической активности детей, дает возможность более свободно и ярко проявлять эмоции и благотворно складывается на умственной работоспособности дошкольников. В руководстве дидактической игрой считаю важным предоставлять детям среднего возраста бОльшую самостоятельность, которая проявляется на всех этапах проведения игры. Таким образом, игра становится более развернутой, детализированной; в действиях детей чувствуется уверенность, которая исходит не только от проработанности и четкости действий, но и от созданной в группе атмосферы свободы и раскованности, ведущей к самостоятельности в игре.
Картотека (средняя группа) на тему: Картотека дидактических игр с предметами для детей 4-5 лет
Картотека дидактических игр с предметами
для детей 4-5 лет
«Составь фотографию»
Дидактическая задача: Формировать у детей понятие государственные праздники. Развивать наблюдательность, логическое мышление, согласованность действий. Упражнять детей в ориентировке на плоскости.
Игровые правила: Соблюдать очередность. Подбирать магнитные фигурки только те, которые указывают на празднование Нового года.
Игровое действие: Диалог воспитателя с детьми. Поиск необходимых магнитных фигурок.
Дидактический материал: магнитная доска, кукла Незнайка. Магнитные фигурки: дед-мороз, елка, елочные игрушки, празднично одетые дети, снегурочка и т.д.
Ход игры
Дети поочередно со стола выбирают необходимые магнитные фигурки и выставляют на магнитной доске (елку, деда-мороза, снегурочку, детей, празднично одетых в карнавальные костюмы и т.д.)
Воспитатель сообщает детям, что скоро праздник Новый год, но Незнайка не знает, что это такое. И предлагает детям составить фотографию празднования детьми этого праздника.
«Мы фотографы»
Дидактическая задача: Формировать понятие профессии фотограф. Развивать зрительную память, мелкую моторику. Воспитывать наблюдательность, трудолюбие.
Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Не отвлекать во время работы сверстников.
Игровое действие: Рисование собственного изображения в зеркале.
Дидактический материал: большое настенное зеркало в музыкальном зале (можно использовать зеркала среднего размера на каждого ребенка). Маркеры или фломастеры. Фишки.
Ход игры
Дети должны обвести маркером или фломастером свое изображение в зеркале. Кто первый справиться с заданием, получает фишку.
Воспитатель предлагает детям подойти к большому зеркалу и ответить на вопрос: «Кого мы видим в зеркале?»
Затем педагог предлагает стать фотографами.
«Как наши деды этот мир отстояли?»
Дидактическая задача: Закрепить знания детей о профессиях пограничник, военный летчик, танкист и т.д. Закрепить обобщающие понятия: водный, воздушный, наземный военный транспорт.
Игровые правила: Выбрать профессию и соответствующий вид транспорта.
Игровое действие: Выбрать карточку с изображением военной профессии или фотографию. Затем подобрать соответствующий военный транспорт и встать на границе в установленном месте.
Дидактический материал: виды транспорта: воздушный, сухопутный или водный (самолет, вертолет, танк, бронетранспортер, пушка, корабль и т.д. — игрушки) по количеству детей.
Ход игры
Дети поочередно выбирают на столе карточку с изображением военной профессии: военный летчик, танкист, артиллерист, моряк. Подбирают себе соответствующий вид транспорта: воздушный, сухопутный или водный, самолет, вертолет, танк, бронетранспортер, пушка, корабль и т.д. Далее занимают место на границе нашей Родины.
«Узнай и назови!»
Дидактическая задача: Узнавать на фотографиях своих родных. Закреплять знание детьми имени и отчества своих родителей.
Игровые правила: Начинать говорить только по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность, уметь терпеливо ждать.
Игровое действие: Диалог воспитателя с детьми. Поиск фотографий своих родных.
Дидактический материал: фотографии членов семьи каждого ребенка.
Ход игры
Дети рассматривают фотографии и называют имя и отчество своих родных. Воспитатель, если ребенок затрудняется, задает на- ‘ водящие вопросы:
— Кто изображен на этой фотографии?
— Это моя мама. Ее зовут…. (если ребенок называет только имя, воспитатель подсказывает и предлагает назвать полностью имя и отчество.)
— А рядом с мамой кто? И т.д.
«Кем я буду?»
Дидактическая задача: Формировать понятие профессий фотограф, повар, швея, летчик, шофер и т.д. Развивать зрительную память, мелкую моторику. Воспитывать наблюдательность, трудолюбие.
Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Не отвлекать во время работы сверстников. Выбирать только те атрибуты, которые соответствуют данной профессии. Начинать свой рассказ со слов: «Когда я вырасту, я буду …»
Игровое действие: Выбор атрибутов, название профессии и пояснение.
Дидактический материал: атрибуты к теме профессия: ножницы и расческа; руль и кепка; ножницы, ткань; кастрюля и колпак; халат и медицинский чемоданчик и т.д.
Ход игры
Дети должны подобрать необходимые атрибуты к выбранной профессии. Назвать профессию и рассказать, чем занимается человек этой профессии.
— Когда я вырасту, я буду шофером. Шофер возит грузы на машине, перевозит людей.
— Когда я вырасту, я буду парикмахером. Парикмахер делает 1 прически взрослым и детям.
— Когда я вырасту, я буду поваром. Повар готовит вкусные обеды и печет пирожки. И т.д.
«Помоги лесным друзьям подготовиться к зиме»
Дидактическая задача: Закреплять знания детей о временах года — зиме. Устанавливать простейшие взаимосвязи времен года и поведения диких животных.
Игровые правила: Действовать только по сигналу воспитателя. Подбирать только те предметы, которые необходимы по сюжету. Соблюдать очередность.
Игровое действие: Поиск нужных предметов.
Дидактический материал: макет деревьев, елочек, шишки, орешки. Игрушки мягкие: медведь, заяц, белочка, ежик. Белое покрывало, белая шубка для зайчика и т.д.
Ход игры
Дети по ходу рассказа воспитателя выполняют действия с предметами.
Воспитатель сообщает детям, что наступила зима и надо лесным друзьям помочь подготовиться к этому времени года.
Дети укладывают игрушечного медведя в берлогу и накрывают белым покрывалом. Зайчику надевают белую шубку. Белочке помогают собрать под деревом шишки и уложить их в дупло дерева. И т.д.
«Вода — наша помощница!»
Дидактическая задача: Закреплять знания детей о явлениях неживой природы — воде и ее свойствах.
Игровые правила: Действовать только по сигналу воспитателя. Подбирать только те предметы, которые необходимы для рассказа и описания. Соблюдать очередность.
Игровое действие: Поиск нужных предметов.
Дидактический материал: тазик с грязным бельем; мыло и зубyая щетка; аптечка с лекарствами; домашние животные; сюжетная карточка с изображением реки и т.д.
Ход игры
Дети выбирают на столе понравившиеся предметы и дают свои пояснения.
— Вода нужна жителям Цветочного города, чтобы стирать свои вещи.
— Вода нужна малышам и малышкам, чтобы купаться и плавать в реке.
— Вода нужна жителям Цветочного города, чтобы выращивать овощи и фрукты.
— Вода нужна малышам и малышкам, чтобы поить домашних животных.
— Вода нужна художнику Тюбику, чтобы рисовать красками.
— Вода нужна доктору Пилюлькину, чтобы делать лекарства и лечить больных.
— Вода нужна повару Пончику, чтобы готовить обеды, завтраки и ужины.
— Вода нужна Шпунтику и Винтику, чтобы умываться после работы.
— Вода нужна всем малышам и малышкам, чтобы ее пить, когда жарко. И т.д.
«Помоги Незнайке!»
Дидактическая задача: Закрепить у детей знание времен года, примет осени, весны, зимы. Воспитывать внимание, любознательность, терпение. Проводить элементарный сравнительный анализ, выявлять сходство и отличие.
Игровые правила: Действовать только по сигналу воспитателя. Отвечать только после того, как воспитатель задаст вопрос. Соблюдать очередность.
Игровое действие: Дети, рассматривая сюжет выставленной картины времени года, подбирают соответствующую одежду. Диалог воспитателя с детьми.
Дидактический материал: магнитная доска. Магнитные фигурки Для сюжетных картин времени года. Модель часы «Времена года». Предметы одежды по сезонам. Кукла Незнайка.
Ход игры
Воспитатель устанавливает на часах «Времена года» — осень. На магнитной доске выставляет картинку: идет дождь, дует сильный ветер. Дети должны найти те предметы одежды, которые будут соответствовать погоде и объяснить:
— Наступила осень. Подул сильный ветер, пошел дождь. Все люди надели резиновые сапоги, плащи и куртки. Взяли в руки зонтик, и пошли в детский сад или на работу.
— Можно гулять в такую погоду? (ответы детей обсуждаются)
— Что может случиться, если кто-то будет гулять? (ответы детей обсуждаются).
Воспитатель устанавливает на часах «Времена года» — зиму. На магнитной доске выставляет картинку: падает снег, на земле лежат большие сугробы снега. Дети должны найти те предметы одежды, которые будут соответствовать погоде и объяснить:
— Наступила зима, падает снег. На улице большие сугробы. Люди надевают шубы, теплые сапоги, шапки, шарфы и варежки.
— В какую погоду зимой можно гулять? (ответы детей обсуждаются)
— В какие игры играют дети зимой? (ответы детей обсуждаются: дети берут санки, лыжи, коньки и идут кататься.)
Незнайка просит детей помочь ему подобрать правильно одежду, в которой он мог бы гулять зимой.
Воспитатель вместе с детьми обсуждает, как помочь Незнайке.
«Детки, с какой ветки?»
Дидактическая задача: Дифференцировать отличительные свойства семян деревьев: дуба, ели, рябины, березы и т.д.
Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность ответов.
Игровое действие: Найти карточку с изображением дерева, соответствующего определенным семенам.
Дидактический материал: карточки с изображением деревьев: ель, рябина, дуб, березы. Сундучок с семенами деревьев: дуба, ели, рябины, березы.
Ход игры
Дети поочередно из сундучка достают семена и выбирают карточку с изображением соответствующего дерева.
«Как зовут птенца?»
Дидактическая задача: Упражнять дошкольников в узнавании и назывании птенцов птиц: вороненок, воробушек, скворчонок, синичка.
Игровые правила: Поочередно отвечать на вопрос воспитателя. Не перебивать товарища.
Игровое действие: Рассматривают фигурку птицы и его птенца и отвечают на вопрос воспитателя.
Дидактический материал: фигурки птиц и их птенцов: ворона — вороненок; скворец — скворчонок; синица — синичка; воробей — воробушек.
Ход игры
Воспитатель показывает фигурку птицы и его птенца. Ребенок должен назвать взрослую птицу и его птенца.
— Это воробей, а у воробья птенец — воробышек.
— Это Борона, а у вороны птенец — вороненок.
— Это скворец, а у скворца птенец — скворчонок.
— Это синица, а у синицы птенец — синичка.
«Отгадай, назови и положи правильно»
Дидактическая задача: Классификация овощей и фруктов по их основным признакам и свойствам.
Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность ответов.
Игровое действие: Выбрать предмет, назвать его и положить на соответствующую тарелку.
Дидактический материал: корзина с овощами: помидор, огурец, капуста, свекла, картофель. Корзина с фруктами: виноград, яблоко, лимон, груша, банан, апельсин.
Ход игры
Дети поочередно достают, называют и кладут предмет на соответствующую тарелку:
— Это яблоко. Мы его положим на тарелку для фруктов.
— Это морковь. Мы положим ее на тарелку для овощей.
— Это капуста. Мы положим ее на тарелку для овощей. И т.д.
«Отгадай и назови»
Дидактическая задача: Классификация овощей и фруктов по их основным признакам и свойствам. Упражнять дошкольников в четком произношении фруктов: яблоко, груша, банан, слива, вишня и т.д.
Игровые правила: Поочередно брать из корзинки предмет, узнавать его и называть.
Игровое действие: Выбирают предметы для отгадывания.
Дидактический материал: корзина с настоящими фруктами и несколько овощей для сравнения обобщающих слов: овощи, фрукты.
Ход игры
Дети сидят на стульчиках. Кукла Осень поочередно подносит к ним корзинку. Дети достают из корзинки предметы и называют их. После того, как все фрукты будут в руках у детей, воспитатель предлагает положить их на большое блюдо и задает вопрос:
— Как можно назвать все эти предметы одним словом? (фрукты)
— Какие вы еще фрукты знаете, назовите. (ответы детей)
«Отгадай и нарисуй»
Дидактическая задача: Развивать мелкую моторику и произвольное мышление.
Игровые правила: Ответ на вопрос воспитателя изобразить рисунком на песке.
Игровое действие: Воспитатель читает стихотворный текст, а дети рисуют ответы палочками на песке.
Дидактический материал: палочки по количеству детей.
Ход игры
Воспитатель загадывает детям загадки. Ответ дети должны нарисовать с помощью палочек на песке.
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка:
Был цветок — и нет цветка… (одуванчик)
Ствол белеет,
Шапочка зеленеет,
Стоит в белой одежке,
На веточках сережки… (береза)
«Где чей домик?»
Дидактическая задача: Закреплять знания детей о том, где живут животные и люди.
Игровые правила: Брать одну фигурку со стола и помещать в соответствующий домик, пояснять свои действия словами. Соблюдать очередность.
Игровое действие: Поиск нужного домика для фигурки.
Дидактический материал: магнитная доска. Магнитные фигурки животных, кукол, домики, деревья, кустики и т.д.
Ход игры
Дети поочередно берут со стола фигурки одного из гостей и помещают в соответствующий домик на магнитной доске.
— Манечка и Ванечка живут в домике.
— Утка живет у бабушки в сарайчике.
— Цыплята живут у бабушки в сарайчике.
— Зайка живет в лесу под кустиком.
— Ежик живет в лесу в норке.
— Где живет сорока? (в лесу на дереве)
«Кто где живет?»
Дидактическая задача: Закреплять знания детей о том, где живут домашние животные.
Игровые правила: Отвечать по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность и партнерские отношения.
Игровое действие: Поиск нужного домика для домашнего животного.
Дидактический материал: мягкие игрушки — домашние животные: лошадь, корова, коза, собака, куры, поросята и т.д. Строения: курятник, сарай, конюшня, коровник.
Ход игры
Воспитатель показывает на строения и задает детям вопрос:
— Кто из вас догадался, что такое коровник? (место, где живут коровы)
— Где могут жить кони? (в конюшне)
— Где будут жить куры и петухи? (в курятнике)
— Чем отличаются постройки для коровы, лошади, кур? (величиной)
— Кто построил коровник, конюшню, сарай? (человек, люди и т.д.)
— Почему люди строят коровники, конюшни и сараи рядом со своим домом? (ответы детей обсуждаются).
«Чьи семена?»
Дидактическая задача: Упражнять детей в дифференциации овощей, фруктов и их семян. Развивать произвольную память, сосредоточенность, наблюдательность.
Игровые правила: Выкладывать семена на соответствующие карточки с изображением фруктов и овощей.
Игровое действие: Дети берут понравившиеся семена, называют их и кладут на карточку соответствующего фрукта или овоща.
Дидактический материал: тарелочки с семенами: тыквы, гороха, семечек, помидора, сливы, вишни, арбуза и т.д.
Ход игры
Детям раздают тарелочки с семенами. Они должны разложить семена на карточки с соответствующим овощем: кабачок, арбуз, горох, помидор, огурец и т.д.
«Угадай по вкусу»
Дидактическая задача: Упражнять детей в дифференциации овощей и фруктов по вкусовым качествам. Активизировать словарь: сладкий, соленый, горький и т.д. Развивать память, сосредоточенность.
Игровые правила: Узнавать фрукты и овощи с закрытыми глазами. Не подглядывать.
Игровое действие: Отгадывание с закрытыми глазами. Тому, кто ошибется, дают другой фрукт или овощ.
Дидактический материал: кусочки фруктов: яблоко, груша, апельсин. Кусочки овощей: огурец, капуста.
Ход игры
Дети сидят на стульчиках. Воспитатель поочередно подходит к ребенку и предлагает закрыть глаза и дает кусочек фрукта: яблоко, грушу, апельсин. Просит на вкус определить фрукт и назвать его.
Воспитатель может неожиданно дать кусочек овоща: огурец, капусту или др., чтобы дети были достаточно внимательны.
«Выложи фигуры лесных зверей»
Дидактическая задача: Закрепить знание частей тела животных: голова, туловище, лапы, уши, хвост. Систематизировать знания детей о геометрических фигурах. Классификация геометрических фигур по цвету, форме, величине.
Игровые правила: Подбирать только те геометрические фигуры, которые передадут характерные признаки соответствующего животного.
Игровое действие: Поиск нужных геометрических фигур.
Дидактический материал: наборы геометрических фигур блоков Дьенеша по количеству детей. Картина, на которой изображены дикие животные: лиса, волк, заяц, медведь.
Ход игры
Дети сидят за столами. Перед ними лежат геометрические фигуры блоков Дьенеша. Воспитатель предлагает выложить по желанию силуэты лесных животных, которые изображены на картине. При помощи геометрических фигур дети выкладывают силуэт медведя, лисы, зайца и волка.
«Как надо заботиться о своем младшем друге?»
Дидактическая задача: Формировать у детей нравственные понятия заботы о братьях наших меньших: ухаживать, кормить, гулять, играть и т.д.
Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Не мешать товарищу.
Игровое действие: Дети выбирают соответствующие карточки, выкладывают перед собой. По сигналу воспитателя отвечают на вопрос, давая пояснения.
Дидактический материал: сюжетные карточки: дети кормят животных, дети гуляют с животными, дети чистят клетку, дети играют с животными, ребенок замахивается палкой на собачку, валяется пустая грязная тарелка, под дождем на улице котенок и т.д.
Ход игры
Дети должны отобрать нужные карточки и выложить их перед собой. Поочередно они берут определенную карточку и называют действие. Воспитатель дает комментарии:
1. Хомячка надо накормить.
— Действительно, люди должны кушать, и все животные. Если дать хомячку еду, он поймет, что мы … какие? (добрые, заботливые.)
— Кто знает, что любит хомячок? (ответы детей обсуждаются)
— Как вы думаете, где может хомячок спрятать свои запасы? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что хомячок сначала оставшиеся зерна держит в щечках. А затем складывает свои запасы в кладовочке, домике)
— Вот мы нашего друга накормили, что мы будем дальше делать?
2. Надо убрать в клетке
~ Зачем надо убирать в клетке у хомячка? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что хомячок должен жить в чистоте. Иначе он может заболеть, стать невеселым, грустным и т.д.)
— Как вы думаете, где должен быть хомячок, когда мы будем убирать в клетке? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что надо хомячка сначала вывести из клетки)
— Как можно вывести хомячка из клетки? (ответы детей обсуждаются)
Воспитатель показывает детям, как надо осторожно и правильно взять хомячка, чтобы он не обиделся. Чтобы ему было свободно и хорошо. Свои действия воспитатель сопровождает словами:
Хамка, Хамка, хомячок!
Ты для нас всегда дружок!
— Не бойся, мы тебя не обидим! Мы тебя возьмем ласково, вот так! Двумя руками, очень осторожно, за грудку. За головку и лапы мы тебя тащить не будем. Мы знаем, что тебе так будет больно.
— Посмотрите, ребята, да он даже улыбается. Смотрит на нас своими красивыми глазками и как будто говорит: «Да я и не боюсь вас вовсе!»
— Кто хочет подержать нашего Хомку? (воспитатель осторожно передает Хомку ребенку и сопровождает все словами заботы о животном)
— Теперь Хомка чистый, красивый. Как еще нам можно проявить заботу о Хомке, нашем друге?
3. Надо с Хомкой погулять.
— Как можно организовать прогулку с Хомкой? (можно пойти на прогулку и взять осторожно Хомку на руки. Можно пойти на прогулку с Хомкой в клетке. И т.д.)
Все варианты обсуждаются, и выбирается наиболее приемлемый.
— Что мы должны сделать, прежде чем пойти с Хомкой гулять? (ответы обсуждаются и подводятся к тому, что надо знать погоду на улице)
— На столе вы отложили еще одну карточку, где дети играют с животными?
4. Можно ли играть с Хомкой?
Воспитатель объясняет детям, что играть с Хомкой нежелательно.
— Хомка веселый и радостный, когда он в клетке. Если его вывести из клетки, то он будет дрожать, бояться, может даже убежать. Лучше всего наблюдать за Хомкой издали. Тогда можно будет увидеть очень интересные истории. И мы с вами их обязательно увидим.
«Опиши картину»
Дидактическая задача: Закрепить знание детей о приспособлении животных к зимним условиям.
Игровые правила: Отвечать только по сигналу воспитателя. Уметь выслушивать суждения своих сверстников.
Игровое действие: Диалог воспитателя и детей при рассматривании картины.
Дидактический материал: картина на магнитной доске, где изображено приспособление животных к зимним условиям.
Ход игры
Воспитатель задает детям вопросы, а дети находят ответ, рассматривая картину на магнитной доске.
— Почему птицы так шумят? (птицы собираются в стаи и улетают в жаркие страны).
— Почему птицы решили улететь в жаркие страны? (наступает зима. Деревья стоят без листьев. Насекомые спрятались далеко под кору. Птицам нечего кушать)
— Где наш любимый зайчишка, почему его не видно? (он поменял серую шубку на белую и спрятался за березой. Поэтому его не видно)
— Почему зайка спрятался за березой? (потому что у березы ствол белый, как шубка у зайца зимой)
— Зачем надо было зайке поменять свою шубку? (когда выпадет снег, ему будет легче спрятаться от врагов)
— Посмотрите, куда так спешит вот этот ежик, и что он несет на своей спинке? (у ежика на спинке грибочек и яблочко. Несет все это ежик в свою норку)
— Зачем ежик несет эти продукты в свою норку? (ежик на зиму делает запасы)
— Найдите на картине того, кто еще на зиму делает запасы? (белочка)
— Что белочка запасает на зиму? (грибы, ягоды и шишки).
«Сравни и расскажи, чем отличаются?»
Дидактическая задача: Закрепить знание детей об отличительных особенностях птиц и животных.
Игровые правила: Отвечать только по сигналу воспитателя.
Уметь выслушивать суждения своих сверстников.
Игровое действие: Диалог воспитателя и детей при рассматривании птиц и животных.
Дидактический материал: животные: лиса, волк, медведь и заяц. Птицы: ворона, воробей, сорока.
Ход игры
На столе у воспитателя стоят животные: лиса, волк, медведь и заяц. И птицы: ворона, воробей, сорока. Дети должны найти отличия и назвать их.
— Чем птицы и животные похожи? (у птиц и животных есть туловище, глаза и хвост)
— Что есть у птиц и нет у животных? (у птиц есть крылья, а у животных нет. У птиц клюв, а у животных пасть. У птиц две лапы, а у животных четыре. У птиц тело покрыто перышками, а у животных — шерстью).
«Найди и опиши»
Дидактическая задача: Классификация предметов природного и рукотворного мира: светлячки, настольная лампа, фонарик, лампочка и т.д.
Игровые правила: Отвечать только по сигналу воспитателя. Уметь выслушивать суждения своих сверстников.
Игровое действие: Диалог воспитателя и детей при рассматривании предметов природного и рукотворного мира.
Дидактический материал: карточки с изображением различных электрических, осветительных приборов, солнце, светлячки.
Ход игры
На столе лежат карточки с изображением различных электрических, осветительных приборов, солнце, светлячки. Дети по сигналу воспитателя находят определенные предметы.
— Найдите предметы, которые светят, но сделаны не руками человека? (светлячки, солнце)
— Кто такие светлячки? (букашки)
— Что такое солнце? (самая большая звезда)
— Найдите приборы, которые придумал человек, чтобы освещать свое жилище, (настольная лампа, фонарик, свеча, люстра и т.д.)
— Найдите приборы, которые работают от электричества, (электрочайник, стиральная машина, холодильник, компьютер и т.д.)
— На какие две группы мы можем разделить все наши предмета? (на предметы природы и предметы, которые сделал человек своими руками).
Конспект организации и руководства дидактической игрой с детьми средней группы
Автор: Выродова Александра Николаевна
Дидактическая игра (настольно- печатная)
«Корзиночки с овощами и фруктами»
Дидактическая задача:
— формировать умение различать овощи, фрукты, ягоды
— найти и назвать овощи, фрукты, ягоды
— подобрать корзиночки в соответствии с тем, что в них лежит (овощи – крупные, в самую большую корзину, фрукты- поменьше, в среднюю ягоды в самую маленькую корзину)
Игровая задача:
-правильно выбрать овощи, фрукты, ягоды, разложить их по корзинам нужного размера
Игровые правила:
Порядок действий:
— выбрать все овощи, фрукты, ягоды,
— выбрать для них нужную корзину
Материалы и пособия:
3 корзиночки разных размеров, по 7-9 овощей, фруктов, ягод в соответствии с размерами корзинок, 2 конверта.
Ход игры:
Сюрпризный момент:
— Ребята, я вчера получила письмо от Незнайки ( показать конверт, в котором лежат материалы для игры), он попросил передать этот конверт ребятам средней группы детского сада «Родничок».
— Вы не знаете, кто это?…
— Хорошо, если это вы, тоя правильно доставила письмо.
— В своём письме Незнайка пишет, что его похители и что освободить его можете только вы, если вы правильно выполните правила этой игры.
— Давайте же скорее посмотрим, что же за игру прислал нам Незнайка.
(Открываю конверт и достаю из него материалы для игры)
— Ребята, посмотрите, какая интересная игра! А вот и правила игры ( даю возможность детям рассмотреть игровой материал)
(говорю правила в начале игры)
— Чтобы спасти Незнайку, вам нужно правильно выбрать все овощи, фрукты и ягоды. Потом вам нужно выбрать правильную корзиночку для них и разложить их по корзинкам. Но вы должны помнить, что овощи самые крупные, поэтому для них нужна самая большая корзинка, а ягоды самые маленькие, поэтому для них нужна самая маленькая корзинка.
— Итак, давайте начнём собирать овощи, фрукты и ягоды, раскладывать их по корзинкам, чтобы скорее освободить Незнайку.
(Дети собирают овощи, фрукты, ягоды в 3 корзинки, воспитатель подсказывает в случае необходимости).
— Всё ребята, все корзинки собраны, теперь мы положим их обратно в конверт и отправим Незнайке, чтобы его освободили. ( Кладу корзинки в конверт, уношу конверт, сразу же возвращаюсь уже с другим конвертом).
— Ребята, я получила второе письмо от Незнайки, в котором он благодарит вас за то , что вы помогли ему освободиться. Он хвалит вас за сообразительность, за умение различать овощи, фрукты, ягоды и обещает в скором времени прийти к вам гости и с вами поиграть.
comments powered by HyperCommentsРазвивайте редуктивную аргументацию с помощью дидактических игр
Оценка проекта
Оценка проекта Международное маркетинговое наступление для смартфонов в Китае 1. Оценка самого проекта В ноябре 2014 года мы начали подготовку нашего проекта, который был международным маркетингом
Дополнительная информацияСью Файн Линн Маскелл
ВЕСЕЛЫЕ + ИГРЫ = МАТЕМАТИКА Сью Файн Линн Маскелл Учителя часто обеспокоены тем, что на уроках математики не хватает времени на игры.Но на самом деле есть время поиграть в игры, и нам нужно убедиться, что
Игра по закону больших чисел
Игра по закону больших чисел Томас Хоффман и Барт Снапп 3 июля 2012 г. Многие из нас считают математику богатой и прекрасно продуманной игрой. В свою очередь, игры можно использовать для иллюстрации математических идей.
Дополнительная информацияПоселенцы Катана Анализ
Математика 401 Поселенцы Катана Анализ Питер Кип.12/9/2010 Settlers of Catan Analysis Settlers of Catan — настольная игра, разработанная немецким дизайнером настольных игр Клаусом Тебером. Поселенцы описаны Mayfair
TeachingEnglish Планы уроков
Тема: «Разговор о будущем» — часовой повторный урок. Цели Помочь учащимся говорить о будущем Обзор 4 способа говорить о будущем Помочь учащимся выбрать наиболее подходящее будущее время
Дополнительная информацияШкола.План урока. Тема. Цели. Возрастная группа. Уровень. Время. Материалы. Школа, школьные предметы, правила, предметы, комнаты и форма
Школа План урока Тема Школа, школьные предметы, правила, предметы, комнаты и форма Цели Практика (в зависимости от выбранных этапов): словарный запас: слова, связанные со школой, школьные предметы, правила, предметы,
Проблема месяца: честные игры
Задача месяца: Задачи месяца (POM) используются по-разному, чтобы способствовать решению проблем и способствовать внедрению первого стандарта математической практики из Common Core State Standards:
Дополнительная информацияВЕРОЯТНОСТНОЕ ВЕСЕЛЬЕ НА ПИЕРЕ
ВЕРОЯТНОСТНАЯ ВЕСЕЛЬЯ НА УРОВНЕ (-И) УРОВНЯ (-ОВ) ПИЕРА 4-9 ЦЕЛЬ УРОКА Учащиеся будут понимать выборку и теоретическую вероятность.ПРЕДПОСЫЛКИ / НЕОБХОДИМЫЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ Пропорциональное рассуждение и базовая вероятность
Как играть в математическую игру
Информация об игре 1 Введение Математика — это упражнение, которое идеально подходит для повторения ключевого словарного запаса математики в рамках учебной единицы. Его также можно использовать для рассмотрения любых математических задач. Математика дает
Дополнительная информацияMBA350 ИНТЕГРАЦИОННЫЙ КУРС КАПТОНА
MBA350 ИНТЕГРАТИВНЫЙ КУРС КАПТОНА Индивидуальное задание Весна 2008 Рафаэлло Куртатоне Команда № 6 Указатель Введение и общие принципы работы… 3 Отчет о S&A … 4 Маркетинговые исследования … 4 Себестоимость проданных товаров …
Дополнительная информацияСоздайте свою собственную игру Temple Run
Создайте свою собственную игру Temple Run Эти инструкции расскажут вам, как создать свою собственную игру Temple Run вместе со своими учениками. Игра сделана на Scratch, которую можно скачать здесь: http://scratch.mit.edu
Дополнительная информацияГонка, чтобы очистить коврик
УБИРАЙТЕСЬ, ЧТОБЫ ОЧИСТИТЬ НОМЕР МАТЕРИАЛА Разместите значение Подсчет Вычитание сложения Подготовка Что вам понадобится Базовые десять блоков, по 1 комплекту на группу Базовые десять блоков Матрица с разметочными значениями, по одному на каждого ребенка Числовые кубы с пометкой 1
Дополнительная информацияВведение Назначение
Коммуникации 12 Введение Задание Это задание дает вам возможность продемонстрировать свою способность внимательно читать информационный текст и эффективно отвечать на него.
Дополнительная информация! Страхование и азартные игры
2009-8-18 0 Страхование и азартные игры Эрик Хенер Азартные игры работают следующим образом. Вы платите немного денег на дом. Затем наблюдается случайное событие; это может быть бросок каких-то кубиков, вытягивание некоторых карт или
Дополнительная информацияМогут ли исследования использоваться на практике?
Представьте это! Вовлечение молодежи из групп риска в образовательные программы часто бывает сложной задачей.У студентов должна быть мотивация оставаться на программе, и у них должен быть подходящий учитель или руководитель для создания инновационных
Дополнительная информацияКалдикотт. Подготовительная школа
Подготовительная школа Caldicott от директора Caldicott — это подготовительная школа для мальчиков от 7 до 13 лет. Мальчики остаются мальчишками до тех пор, пока не перейдут в последние два года жизни. Мы считаем, что эти два
Дополнительная информацияУчителя как партнеры
Март 2006 г. Том 63, номер 6 «Совершенствование профессиональной практики», стр. 58-61 Учителя как партнеры, участвующие в процессе обучения. Благодаря разработке модели коллегиального контроля эта школа сделала оценку учителей ценным
Дополнительная информацияПо заказу Microsoft Corp.
Восприятие STEM: учащиеся и родители, изучающие исследования Родители и учащиеся думают о том, как вдохновить следующее поколение докторов, ученых, разработчиков программного обеспечения и инженеров по заказу Microsoft Corp. Введение
Дополнительная информацияСЛУЧАЙ ДОСТУПНОСТИ ВОДЫ
Урок 1, Подробный план Перед обучением См. Документ «Обзор учителя», стр. 1 Введение; Весь класс 20 минут 1.Ссылаясь на приветственное письмо, объясните контекст: учащиеся разыгрывают номер
. Дополнительная информацияЛотерея Нью-Мексико
Лотерея Нью-Мексико 26 февраля 2014 г. Лотереи 26 февраля 2014 г. 1/27 Сегодня мы обсудим различные игры лотереи Нью-Мексико и посмотрим на шансы на выигрыш и ожидаемую ценность игры в различные
Дополнительная информацияКак выиграть в крестики-нолики
XOXOXOXOXOXOXOXOXOXOXOXOXOXOXOXOXOXOXOXOXOXOX Как выиграть в крестики-нолики, Райан Эйкок Авторские права 2002 XOXOXOXOXOXOXOXOXOXOXOXOXOXOXOXOXOXOXOXOXOXOX Сьюзан и Келли, которые по праву считали
Дополнительная информацияСтатистика и вероятность
Статистика и вероятность СОДЕРЖАНИЕ 1 Задание вопросов и сбор данных.2 2 Представление данных. 7 3 Интерпретация и оценка данных 13 4 Исследование вероятностей … 17 5 Азартные игры 20 6 Идеи
Дополнительная информацияКаталог курсов средней школы
Каталог курсов средней школы 2015-2016 1 P a g e Mater Academy of Nevada Заявление о миссии школы Миссия Mater Academy of Nevada — обеспечить инновационное, сложное и многокультурное образование,
Дополнительная информацияТеория игр и покер
Теория игр и покер Джейсон Свенсон Апрель 2005 г. Аннотация Чрезвычайно упрощенная версия покера полностью решена с теоретической точки зрения игры.Фактические свойства оптимального решения —
. Дополнительная информацияМатематика на футбольном поле
Математика на футбольном поле Кэти Парди Аннотация: В этой статье рассматриваются повседневные занятия футболом и раскрываются математические аспекты, которые можно использовать для оптимизации подсчета голов. Четыре ситуации, в которых
Дополнительная информацияЗадача месяца подобрать карман
Задачи месяца (POM) используются по-разному для содействия решению проблем и для продвижения первого стандарта математической практики из Общих основных государственных стандартов: понимание проблем
Дополнительная информацияПроект принципов CS 1
Проект принципов CS 1 Оуэн Астрахан, Университет Дьюка Эми Бриггс, колледж Миддлбери Аннотация Проект принципов компьютерных наук является частью национальных усилий по охвату широкой и разнообразной аудитории
Дополнительная информацияГлава 6.Профессия по расчету заработной платы
Глава 6 Профессия по начислению заработной платы Уловка заключается в том, на что нужно обратить внимание. Мы либо делаем себя несчастными, либо делаем себя сильными. Объем работы такой же, как Карлос Кастанеда, я непреклонен в своем
. Дополнительная информацияПенсионная жизнь в Таиланде
Мысли об уходе в страну улыбок Автор Хью Леонг Авторские права, 2010 год, Хью Леонг Автор отказывается от любой ответственности, потерь или рисков, личных или иных, которые непосредственно понесены вследствие этого
Дополнительная информацияЦветные шляпы и логические головоломки
Цветные шляпы и логические головоломки Alex Zorn 21 января 2013 г. 1 Введение В этом выступлении мы обсудим набор логических головоломок / игр, в которых некоторым людям выдаются цветные шляпы, и они пробуют
Дополнительная информация .Дидактический разум | Стратегическая защита мантии ответственности
by Didact | 2 окт.2020 г. | Без категории
Это была довольно загруженная неделя для меня, и не похоже, что в ближайшее время дела станут менее загруженными, поэтому я сделаю эту неделю относительно короткой. Я начну с вопроса ко всем вам: Мальчики, вы когда-нибудь чувствовали, что кто-то …by Didact | 01 окт.2020 г. | Office Space
Reader furor kek tonicus — он потрясающий и постоянно меняющийся человек — разместил видео в комментариях к вчерашней статье об эпических атаках енотов Бога-Императора и о Joint Strike Flying Piano.Судя по всему, один из дяди …от Didact | 30 сен.2020 г. | Uncategorized
Еще раз, Его Самый Прославленный, Благородный, Август, Благородный и Легендарный Небесное Величество, Бог-Император Человечества, Дональд Триумфус Магнус Астра, Первый в Его имени, Лев Полночи, да благословит его Господь и сохранит его, показывает нам, что все …by Didact | 29 сен.2020 г. | Без категории
Читатель и слушатель подкаста предупредил меня сегодня утром по-настоящему веселой историей о всем любимом корпоративном мальчике для битья.Судя по всему, огромное количество основных облачных сервисов Microsoft было отключено, и, насколько можно догадаться, это было …by Didact | 28 сен.2020 г. | Понедельник
Мальчики, не собирайтесь соврать — это были довольно тяжелые выходные, и в этот понедельник, похоже, не будет лучше. Но мы продолжаем жить, несмотря ни на что, потому что мы мужчины и этим занимаемся. И что может быть лучше, чем принуждение вашего …by Didact | 27 сен.2020 г. | Подкасты
В этом последнем выпуске подкаста Didactic Mind я говорю о надежде и победе над двумя величайшими угрозами, с которыми мы сталкиваемся в современном мире: в подкасте этой недели есть что раскрыть, в котором я обсуждаю, как потенциально 3 МИЛЛИАРДЫ душ могут быть…по Didact | 27 сен.2020 г. | Христианство
25 В то время Иисус заявил: «Благодарю Тебя, Отец, Господь неба и земли, что Ты утаил это от мудрых и разумных и открыл это маленьким детям; 26 да, Отец, ибо такова была Ваша милостивая воля. [G] 27 Все передано …Didact | 25 сен.2020 г. | fat girl jihad
Я знаю, что все время говорю это, но это правда — дерьмо безумие и становится все безумнее с каждым днем. Теперь у нашего любимого и страшного Верховного Темного Лорда (мир ему), Воксеморта Безжалостного, есть вполне правдоподобная теория, объясняющая, почему все пошло так наперекосяк…по Didact | 24 сен.2020 г. | Политика
Доктор Дэвид Вуд — очень интересный персонаж. Его жизнь — невероятно убедительный пример силы и славы Божьей благодати. Он — или был — психопатом с диагнозом, склонным к самовозвеличиванию. Он чуть не избил собственного отца, чтобы …by Didact | 23 сен.2020 г. | Мужественность
В наши дни я не часто встречаюсь с толпой MGTOW, да и то уже довольно давно. Нам, христианам, велено жениться, приносить плоды, любить своих жен, много заниматься с ними сексом и получать удовольствие от общения с этой единственной хорошей женщиной.В этом много смысла из …