Содержание

Социализация личности и отклоняющееся поведение. Обществознание, 8 класс: уроки, тесты, задания.

1. Виды девиации

Сложность: лёгкое

1
2. Выбор верного ответа

Сложность: лёгкое

1
3. Верные суждения

Сложность: лёгкое

1
4. Работа с понятиями

Сложность: среднее

2
5. Уровни девиации

Сложность: среднее

2
6. Методы социального контроля

Сложность: среднее

2
7. Теория «разбитых окон»

Сложность: сложное

3
8. Работа с текстом

Сложность: сложное

3
9. Заполни пропуски

Сложность: сложное

3

В Самаре обсудили проблему девиантного поведения несовершеннолетних

В условиях современной жизни разработка новых средств, технологий и методов профилактики различных девиаций в детской и подростковой среде является актуальной задачей для  обеспечения безопасности и  нормального  развития  общества в целом.

Губернатором Самарской области Дмитрием Азаровым

была поставлена задача — усовершенствовать всю систему работы по профилактике девиантного поведения детей и подростков. Одним из мероприятий, проведенных в рамках исполнения данного поручения, стала Межведомственная научно-практическая конференция  на тему: «Научно-методические подходы к решению проблем девиантного поведения несовершеннолетних. Теория и практика», которая прошла 13 февраля 2019 г. в министерстве социально-демографической и семейной политики Самарской области.

В работе Конференции приняли участие заместитель председателя Правительства Самарской области Александр Фетисов, министр социально-демографической и семейной политики Самарской области

Марина Антимонова, председатель комитета по здравоохранению, демографии и социальной политике Самарской Губернской Думы Марина Сидухина и Уполномоченный по правам ребенка в Самарской области Татьяна Козлова.

С докладами выступили ведущие эксперты Московских ВУЗов:  доктор психологических наук, профессор, эксперт  Комитета по делам семьи, женщин и детей Государственной Думы РФ «ГОУ ВО «Московский государственный  областной университет» Татьяна Шульга и доцент кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии  ГБОУ «Московский государственный психолого-педагогический университет», кандидат психологических наук, юрист

Елена Шпагина.

Заместитель Председателя Правительства Самарской области Александр Фетисов отметил, что данная конференция максимально задействует всех ответственных специалистов, связанных в своей деятельности с важнейшим направлением социальной работы на территории Самарской области. Обмен передовым опытом и лучшими практиками позволит выработать единый подход в работе с детьми и подростками, которые проявляют девиантное поведение.

Главными вопросами, обсуждаемыми в рамках конференции, стали современные социально-правовые, социально-медицинские, психолого-педагогические проблемы в области профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, поиск способов межведомственного решения этих проблем, обмен опытом практической деятельности.

В рамках конференции работали 3 секции:

  1. «Биопсихосоциальный подход к анализу причин и проявлений девиантного поведения детей и подростков. Современные практические технологии»;
  2. «Дети с девиантным поведением: территория семьи»;
  3. «Использование эффективных технологий коррекции девиантного поведения в работе с несовершеннолетними в условиях стационарных учреждений».

В работе секций приняли участие научные сотрудники московских и самарских вузов, эксперты в области причин возникновения девиаций и работы с подростками девиантного поведения, представители минобрнауки и минздрава Самарской области, органы опеки и попечительства, представители прокуратуры, Главного управления МВД России по Самарской области, межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Самарской области и иные заинтересованные лица.

Девиантное поведение несовершеннолетних является индикатором нарушения процессов их социализации, а устойчивый рост и разнообразие их проявлений (суициды, алкоголизм и наркомания, участие в деструктивных молодежных объединениях, общественно-опасное поведение, бродяжничество и др.)  приводят к возрастанию деструктивных социальных последствий. Таким образом, рассматриваемая проблематика носит комплексный междисциплинарный, межведомственный характер и представляет интерес для широкого круга специалистов.

Разновидности отклоняющегося поведения. Негативное и позитивное девиантное поведение

Девиантное поведение — это любое поведение, противоречащее доминирующим нормам общества. Существует много разных теорий, объясняющих отклонение от общепринятых правил с биологической, психологической и социологической точки зрения. Признанное нарушение культурных норм не носит исключительно негативный характер. Что такое позитивное отклоняющее поведение?

Отклонение от нормы

Когда большинство из нас думает о девиантном поведении, то сразу могут возникнуть ассоциации, связанные с нарушением закона, противоправными и асоциальными действиями. Существует как негативное, так и позитивное отклоняющееся поведение. Девиация, как и нормы, формируется обществом. В общем, существуют три социальные основы отклонения: структурный функционализм, символическое взаимодействие и социальные конфликты.

Структурный функционализм

Что может служить иллюстрацией позитивного отклоняющегося поведения? Эмиль Дюркгейм считается «отцом» структурно-функциональной перспективы, в которой общество рассматривается как сложная система, в которой стабильность поддерживается совместной работой сложных частей. Дюркгейм сделал удивительное заявление о том, что отклонение имеет много положительных функций для общества. Например, он считал, что оно может фактически объединить людей в обществе и прояснить культурные нормы и ценности.

Второй структурный функционалист Роберт К. Мертон разработал теорию деформаций. Он считал, что теория ориентации на богатство и ограниченной возможности разбогатеть приводит к росту краж, продажам наркотиков и другим уличным преступлениям. Позитивное отклоняющееся поведение, однако, может привести к появлению новаторских идей для решения различных проблем нетипичными способами.

Символическое взаимодействие

Данный подход объясняет, как люди определяют девиации в повседневных ситуациях. Теория маркировки утверждает, что отклонение и норма не являются результатом того, что мы делаем, это скорее реакция других людей. В рамках этой теории существует первичное и вторичное отклонение. Первичное отклонение относится к прохождению эпизодов девиантного поведения, в котором участвует большинство людей. Второе — это когда кто-то делает что-то неподобающее и получает отрицательный социальный ярлык, который изменяет самооценку и социальную идентичность человека.

Чтобы продемонстрировать теорию маркировки, представьте себе двух 16-летних девочек. Обе — хорошие ученицы, спортсменки и никогда не сталкивались с нарушением закона. Допустим, обе девочки решили немного выпить спиртных напитков со своими друзьями в выходные или во время школьных перерывов. Это будет первичное отклонение.

Давайте предположим, что одну из девушек поймают. Ее ставят на учет в учебном заведении, выгоняют из спорта, направляют на консультацию по алкоголю, вызывают с родителями в школу и так далее. Девиантное действие совершили обе девочки, разница в том, что одну из них поймали, а второй повезло. Вторичное отклонение — это то же самое, что и первичное, только во втором случае плохое поведение не было замечено.

Социальный конфликт

Подход социальных конфликтов связывает девиации с социальным неравенством. Какое поведение считается отклоняющимся от нормы, а какое нет, зависит того, какие категории людей удерживают власть в обществе. Почему некоторые вещи незаконны, а другие нет? Теоретик социального конфликта будет утверждать, что многие действия считаются девиантными, потому что у власти есть ресурсы, чтобы сделать эти действия девиантными. Кроме того, нормы любого общества в целом отражают интересы богатых и могущественных, а у могущественных людей есть ресурсы, чтобы противостоять девиантной маркировке.

Отклоняющееся поведение: позитивное и негативное

В обществе существует разнообразный стиль поведения, который идет вразрез с ожиданиями и культурными нормами. Рассмотрим такие ситуации:

  • Вчера Максим вошел в 24-часовой магазин и ограбил кассира.
  • Анне выписали штраф за превышение скорости, на 15 км превышающей допустимое значение.
  • Мария, которая только что вышла замуж, решила сохранить девичью фамилию вместо того, чтобы взять фамилию своего мужа.

У кого из этих трех человек поведение будет считаться «девиантным»? Правильным ответом будет — все трое. Как негативное, так и позитивное отклоняющееся поведение — это любое действие, которое воспринимается как нарушение культурной нормы общества или группы. Именно нормы диктуют то, что считается приемлемым и неприемлемым в разных культурах.

Одной из категорий отклонения является преступление, которое происходит, когда кто-то нарушает формальные законы общества. Уголовное отклонение охватывает широкий диапазон поведения, от незначительных нарушений правил дорожного движения до поджога или убийства.

Максим, ограбивший супермаркет, и Анна, которая проигнорировала ограничение скорости, вписываются в эту категорию. Однако законы составляют всего лишь один комплекс сложной системы бесчисленных правил — формальных, неформальных, письменных, подразумеваемых и т. д., которым мы, как ожидается, должны соответствовать. Любой акт несоответствия этим правилам считается девиантным.

Маленькие нарушения совершают абсолютно все: кто-то забыл вернуть библиотечную книгу вовремя, кто-то перебежал дорогу на красный свет, кто-то прогулял несколько уроков в школе, кто-то не уступил место бабушке в автобусе. Несоответствие не всегда является отрицательным примером нарушения правил.

Какими бы ни были девиантные действия, отрицательными или положительными, они имеют общую черту — отличие от нормы. Как выглядит позитивное отклоняющееся поведение? Пример Марии показывает, что даже если девушка и не совершает преступления, решив сохранить свою девичью фамилию, она все же выполняет девиантное действие, так как взятие фамилии мужа является нормой в нашем обществе.

Позитивное отклоняющееся поведение: теория Дюркгейма

Отклонение является естественной и даже необходимой частью общества, фактически не может быть такого, чтобы не было нарушений вовсе. Что может служить иллюстрацией позитивного отклоняющегося поведения? Дюркгейм использовал монастырь в качестве примера: для посторонних монахи чрезвычайно мирны и поэтому живут в почти утопическом обществе. Тем не менее, даже там наблюдаются случаи отклоняющегося поведения. Для обычных людей пропущенная утренняя молитва не считается девиантным поведением, но в монастыре это противоречит правилам, которые были созданы, чтобы навести порядок в этом обществе. Их нарушение приводит к негативным социальным реакциям.

4 основные функции отклоняющегося поведения

Поскольку отклонение может серьезно нарушить социальный порядок, может показаться парадоксальным, что на самом деле это может иметь положительные последствия. Согласно Дюркгейму, отклонение выполняет четыре основные функции:

  1. Оно подтверждает культурные нормы и ценности.
  2. Оно разъясняет моральные границы и учит нас отличать правильное от неправильного.
  3. Это объединяет людей. Люди становятся едиными в своем совместном ответе на девиантные действия, например, когда начинает зашкаливать патриотизм во время появления внешней угрозы, например, терроризма.
  4. Некоторые примеры позитивного отклоняющегося поведения способствуют социальным изменениям. В истории полно людей, которые своим нестандартным мышлением и поведением толкали общество вперед.

Теория деформации Мертона

Отклоняющееся поведение предполагает как позитивные, так и негативные последствия. Хотя Мертон согласился с тем, что для функционирования общества необходимо определенное отклонение, он утверждал, что культура и структура самого общества оказывают давление на отдельных лиц.

Другими словами, из-за определенных культурных ценностей и целей те, кто не имеет возможности законно справляться с этими целями, чувствуют определенное напряжение. Так появляются преступники, люди с негативным отклоняющимся поведением, которые используют нетрадиционные средства, такие как преступления, для достижения этих целей.

Положительная девиация

Нормы — это правила и ожидания, которыми руководствуются члены общества. Отклонение — это отсутствие соответствия этим нормам. Например, девиантный акт может совершаться в одном обществе, которое нарушает там социальную норму, но может быть нормальным для другого общества. Социальные нормы отличаются от культуры к культуре. Про негативную девиацию понятно — это когда отклоняющееся поведение приносит вред целому социуму или отдельным личностям. А вот с положительной девиацией стоит разобраться.

Позитивное отклонение относится к поведенческому и социальному изменению. В любом контексте некоторые люди, сталкивающиеся с подобными проблемами, ограничениями и лишениями ресурсов своих сверстников, тем не менее будут использовать необычные, но успешные виды поведения или стратегии, которые позволят найти лучшие решения. Благодаря изучению этих индивидуумов-субъектов, называемых «позитивными девиантами», инновационные решения таких проблем могут быть идентифицированы и усовершенствованы из-за их поведенческой реакции.

Особенности восприятия

Причинами позитивного отклоняющегося поведения могут быть определенные события, происходящие в обществе или в жизни людей. Также это могут быть особенности восприятия отдельных индивидуумов, которые всегда стремились создать нечто невероятное, и которых все поначалу считали немного сумасшедшими и «не такими как все».

Быть не таким, как все — это плохо

Приведем примеры позитивного отклоняющегося поведения. Григорий Перельман, являясь российским гением в области математики, был первым, кто доказал теорему Пуанкаре, за что был номинирован сразу на несколько премий. Весь научный мир был в шоке, когда неординарный ученый отказался от трех крайне престижных премий, и это действительно яркая ситуация, иллюстрирующая позитивное отклоняющееся поведение.

Он это объяснил тем, что награды его не интересуют, а вклад других математиков ничуть не превышает его заслуг. Примером позитивного отклоняющегося поведения является то большое количество гениальных личностей, которые благодаря своим нетрадиционным подходам сумели оставить свой след в мире и изменить его к лучшему.

Гениальные люди, которые мыслят нестандартно и являются не такими как все, двигают вперед общественный и технический прогресс. Первые компьютеры появились в 1969 году и были размером с целую комнату. Такие знаменитые личности, как Стив Джобс и Бил Гейтс, во многом поспособствовали тому, чтобы сделать эти цифровые устройства не просто персональными, а даже мобильными.

Альберт Эйнштейн разрушил прошлые стереотипы о физической реальности и стал первым, кто открыл закон относительности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что все научные умы и изобретатели — это девианты. Постепенно общество усваивает новые социальные нормы, и некоторые действия, не допускаемые ранее, принимаются за сами собой разумеющиеся. Границы между позитивным и негативным отклоняющимся поведением являются весьма размытыми и подвижными, как во времени, так и в пространстве.

Платформа для репетиторов от создателей «Незнайки»

Девиантным поведением называют отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся норм. В подростковом возрасте среди субъективных причин отклоняющегося поведения подростка — девиантности, учёные называют отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения, зависимость подростка от требований, норм и ценностей группы, к которой он принадлежит. Кроме того, отклоняющееся от нормы поведение у подростков зачастую является средством самоутверждения, протестом против действительности или требований взрослых. В возрасте 13-17 лет подростки и молодёжь очень подвержены влиянию «своих» групп. Так, среди причин, побудивших ребенка попробовать наркотики, чаще всего называется желание не отстать от компании, быть как все.

Одной из основных причин психологического характера многие исследователи называют низкую самооценку детей, особенно подростков. Основным признаком заниженной самооценки является отношение к человеку окружающих: интуитивно окружающие относятся к человеку так, как он относится к себе. Чаще всего «виновниками» заниженной самооценки становятся родители, которые предъявляют ребёнку завышенные требования, а после того как ребёнок не справляется с заданием резко его критикуют, мало хвалят и поощряют. Во-вторых, это мнение окружающих людей, друзей, одноклассников, к словам которых ребёнок относится со слишком большим вниманием, принимая их оценку как что-то совершенно правильное, не подлежащее сомнению.

Среди причин социального характера одной из самых распространённых является влияние социального окружения, в котором живёт и развивается ребенок. Развиваясь асоциально в неблагополучной среде, подросток усваивает ее нормы и ценности, даже если они противоречат принятым в обществе, для ребенка они — наиболее правильные, поскольку он не имеет опыта жизни в иной социальной среде.

Причиной может стать и социально благополучная, но низкая по уровню материального обеспечения среда. В этом случае ребёнок может перейти через принятые в обществе нормы поведения сначала в виде протеста против своих условий жизни, а затем нарушать закон с целью повышения своего уровня жизни (кражи, махинации и т. д.). Причиной может быть и социально, и материально благополучная среда. Ребёнок, воспитывающийся в благополучной атмосфере, может пуститься на «поиски приключений» или найти поддержку в неблагополучной среде и начать следовать её законам и нормам.

Девиантное поведение почти всегда бывает негативным. Например, человек с таким поведением может ставить под угрозу свою жизнь и жизнь окружающих. Однако в некоторых случаях возможны и позитивные девиантные отклонения, например, человек творчески мыслит, изобретает новые машины и приборы, то есть он полезен обществу. Или девиантное нейтральное поведение: коллекционирование монет или марок.

(В. Кондратенко)

Показать ответ

Комментарий:

Могут быть указаны следующие причины:

1) благополучная семья имеет низкий материальный достаток;

2) подросток из благополучной семьи попадает под влияние сильной личности из неблагополучной среды;

3) поиски приключений.

Причины могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Ответ:

Нашли ошибку в задании? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Предложи свой вариант решения в комментариях 👇🏻

Блог о повседневной социологии: Девиантность 101


Тодд Шопфлин

Когда я знакомлю своих студентов с социологическим исследованием девиантности, я стараюсь сосредоточиться на реакциях, с которыми люди сталкиваются, когда нарушают нормы или действуют нетрадиционным образом. Задумайтесь: если вы нарушаете норму, а реакции на это нарушение нет, действительно ли это девиантное поведение? Я собираюсь обсудить несколько примеров нарушения норм; некоторые включают реакции, другие нет.

Мой первый пример — реальная история.Несколько лет назад ко мне на занятия по социальной психологии пришла очень общительная ученица с отличным чувством юмора в огромном оранжевом парике. Забавно то, что он вел себя так, как будто это не имело большого значения, как будто было нормальным посещать занятия в большом ярком парике. Я от души рассмеялся и объяснил классу, что его парик — отличный пример девиантного поведения; в конце концов, никто еще не приходил ко мне в класс в сумасшедшем парике (и с тех пор никто не приходил).

Однако, оглядываясь назад, я не думаю, что это отличный пример девиантного поведения, потому что по какой-то причине другие ученики никак не отреагировали на его поведение.Они были равнодушны. На самом деле я предложил единственную реакцию, и то, как я смеялся, выражало положительную реакцию. И хотя моя реакция и мой комментарий по поводу его парика указывали на то, что I думал, что он ведет себя девиантным образом, никто другой так не думал. В принципе, им было все равно. Учитывая это, действительно ли имел место акт отклонения?

Мой следующий пример гипотетический. Предположим, я каждый день надеваю спортивные штаны на занятия (кстати, это моя мечта. Некоторые люди мечтают стать миллионерами и владеть особняками.Я мечтаю носить спортивные штаны 24-7-365). Однако я не ношу спортивные штаны, опасаясь, что коллеги сочтут меня непрофессионалом.

Но будет ли это интересно моим ученикам? Может быть, сначала. Я полагаю, студент мог бы сказать: «Ты не похож на настоящего профессора колледжа из !» Но держу пари, что всего через несколько занятий студенты потеряют интерес и сочтут все предприятие ничем не примечательным. Даже мои коллеги, вероятно, привыкли бы к этому. Конечно, некоторые из них могут прошептать «он странный», а мой декан может предложить мне одеться более профессионально, но в классе я искренне сомневаюсь, что получу какую-то существенную негативную реакцию.

Не поймите меня неправильно: для профессора нетрадиционно носить спортивные штаны, так же как для студента нетрадиционно носить оранжевый парик на занятиях. Но если реакции на нетрадиционное поведение мягкие, незначительные или вообще отсутствуют, на карту поставлено немногое. Другими словами, без существенной негативной реакции нестандартные действия не имеют большого значения.

Когда я познакомил студентов с социологической точки зрения на девиантность во время введения в курс социологии в этом семестре, один из моих студентов привел прекрасную иллюстрацию важности реакций, когда речь идет о поведении, которое рассматривается как девиантное.Она рассказала о негативных реакциях, с которыми столкнулась во время беременности. Например, один человек сказал ей: «Ты выбрасываешь свою жизнь на ветер». Как грубо говорить кому-то! И это именно моя точка зрения: враждебная реакция — это сильный сигнал о том, что чье-то поведение воспринимается как девиантное.

Рассказывая о своей ситуации, Ирена заметила, что отчасти неодобрение, с которым она столкнулась, было вызвано тем, что она не была замужем. Затем в сообщении по электронной почте она привела мне еще два примера негативных реакций. Одна из них заключалась в том, что некоторые из ее друзей отреагировали предположением, что ей придется бросить школу. Другой заключался в том, что некоторые из ее «друзей» сначала были взволнованы известием о ее беременности, но с тех пор перестали с ней разговаривать и практически исчезли из ее жизни.

Опыт Ирены показывает, насколько важно сосредоточиться на реакции, а не на действии. Никто не скажет, что беременность — это нарушение нормы для всех женщин во все времена. Мы должны принимать во внимание контекст, когда пытаемся определить, является ли поведение девиантным, и мы должны помнить, что то, что является девиантным для некоторых людей (и для некоторых групп и культур), не является девиантным для других людей (и для других). группы и культуры).Будет ли замужняя женщина 25 лет рассматриваться как девиантная личность из-за того, что она беременна? Я сомневаюсь. Наоборот, держу пари, что это будет отпраздновано и воспринято как отличная новость.

Во время того же занятия я использовал межрасовые отношения как пример чего-то, что со временем стало более приемлемым (и, следовательно, менее девиантным), но все еще рассматривается некоторыми в обществе как неприемлемое (и, следовательно, все еще является девиантным для градус). Мне кажется, что межрасовые отношения более приемлемы в американском обществе, чем когда-либо прежде, но люди в межрасовых отношениях до сих пор иногда подвергаются негативной реакции (например, см. блог Дженис Принц Иннисс о мировом судье, который отказался жениться на межрасовой пара).

Подумайте об этом с точки зрения вашей семьи. Если бы вы привели своего нового парня или девушку домой, чтобы познакомиться с семьей, и они принадлежали к другой расе, как отреагировали бы ваши родители? А что сказали бы ваши бабушка и дедушка? Я предполагаю, что многие из вас столкнутся с неодобрением. Между прочим, моя ученица Ирена рассказала классу, что некоторые люди в ее жизни больше принимали ее, когда она была в межрасовых отношениях, чем когда она была беременной незамужней студенткой колледжа.

Хорошо, еще один пример. Когда в тот день я пришел в класс, чтобы представить тему девиантности, я был взволнован, потому что мне нравится эта тема. Но мои ученики выглядели уставшими и не готовыми заниматься каким-либо материалом. Итак, чтобы растопить лед, я намеренно рассказал глупую шутку, чтобы поднять настроение («Почему банан пошел к врачу? Потому что он плохо чистил ».) Глупая шутка послужила моей цели, потому что это была простая ледокол.

В тот день, когда я ехал домой из школы, мне пришла в голову интересная мысль: а что, если бы я рассказал моему классу грязный анекдот? Я не говорю, что хотел рассказать грязную шутку или что я рассказываю грязные шутки в свободное время.Я хочу сказать, что грязная шутка была бы крайне неуместной в классе. И я думаю, что это был бы пример девиантного поведения. Я говорю это, потому что полагаю, что получил бы много неодобрительных реакций. Кто знает, в зависимости от фактического содержания шутки некоторые студенты могли бы рассмеяться. Но я подозреваю, что некоторые бы обиделись, а некоторые покинули бы класс, считая меня «извращенцем» или «грязным стариком».

Мои примеры демонстрируют решающую роль, которую играют реакции, когда дело доходит до девиантного поведения. Вы заметите, что мои примеры девиантного поведения сосредоточены на негативных реакциях. Это потому, что негативные реакции (такие как злобный взгляд, оскорбление или акт дискриминации) являются явными сигналами того, что имело место девиантное поведение. А как же положительные реакции? В моем примере со студентом, который ходил на занятия в парике, я подразумевал, что положительная реакция (мой смех) была частью причины, по которой его поведение на самом деле не было девиантным. Но можете ли вы привести какие-либо примеры положительной реакции на действие, которое считается девиантным? Другими словами, есть ли девиантное поведение, вызывающее положительную реакцию? Хммм, может быть, это другая тема блога в другой раз…

Девиантность в нашей повседневной жизни

В мире всегда будут плохие люди, и плохие вещи случаются в нем по этой причине- Девиантность.

Девиантность в обществе проявляется во многих формах. Девиантность даже помогает формировать и формировать нормы и цели общества. Без девиантности у нас не было бы правил. Девиантность — это любое поведение, нарушающее социальные нормы и обычно достаточно серьезное, чтобы вызвать неодобрение со стороны большинства общества. Девиантность может быть криминальной и некриминальной. По сути, нашему обществу не на чем было бы основывать правила без отклонений.

Девиантность описывает действия или поведение, нарушающие социальные нормы; девиантность также входит в компетенцию социологов, психологов, психиатров и криминалистов, чтобы изучить, как эти нормы создаются и применяются.Нормы – это правила, которыми руководствуются члены общества. Также девиантность – это несоответствие этим нормам. Социальные нормы различаются от культуры к культуре. Например, в одном обществе может быть совершен девиантный поступок, который нарушает тамошнюю социальную норму, а может быть нормальным для другого общества. Нам нужно отклонение, чтобы сформировать наше общество; это критический фактор, который играет большую роль на карте обществ.

Девиантность во многом формирует общество. Без отклонения, как мы должны знать, что правильно, а что неправильно.Из-за формирования нашего общества это позволяет девиантности выполнять множество функций в обществе. Эмиль Дюркгейм цитирует, что девиантность и девиантное поведение «являются неотъемлемой частью всех здоровых обществ». Девиантность — это как обезьяна видит, обезьяна делает. Когда что-то девиантно, общество становится единым в ответ на это. Другими словами, девиация иллюстрирует людей, которые нарушают законы и т. д., и дает нам ориентир правого и неправильного. Девиантность обеспечивает работу пятью способами:

  • Члены группы сближаются.
  • Ограничивает будущие действия, которые будут определены как девиантные.
  • Помогает прояснить, во что группа верит и во что не верит.
  • Приводит примеры, иллюстрирующие нарушение норм.
  • Предотвращает более серьезные отклонения.

Но всегда есть крах того, что кажется идеальным планом. Существует также дисфункция девиантности. Все общество пытается максимально ограничить девиантное поведение из-за следующих дисфункций:

  • Это угроза социальной жизни, потому что оно настолько непредсказуемо.
  • Вызывает путаницу в отношении норм. Люди не знают, чего от них ждут, что правильно, а что нет.
  • Это подрывает доверие.
  • Отвлекает ценные ресурсы.

Общество контролирует девиантное поведение с помощью санкций, также известных как поощрения или наказания, которые член группы налагает на человека в зависимости от его поведения. Например, нормальные люди в нашем обществе не грабят банки, потому что вы попали бы в тюрьму. Ограбление банка является актом отклонения, а заключение в тюрьму является отрицательной формальной санкцией.Неофициальные санкции подобны тому, что кто-то пытается избежать вас за то, что вы не носите правильную одежду.

Девиантность очень необходима для сохранения контроля над обществом, потому что без девиантности люди не знали бы, что приемлемо, а что нет. Люди не попадут в беду из-за совершения убийства или ограбления банков. Общество было бы непредсказуемым и небезопасным. Мало того, что отклонение вызовет небезопасную среду, оно также заставит людей запутаться в целях. Не было бы культурной цели, к которой все стремятся.

Девиантность — важный контролирующий фактор, который позволяет некоторым людям совершать девиантные действия, но только для того, чтобы понести за это наказание; давая людям понять, что этот акт недопустим. Например, употребление алкоголя в возрасте до 21 года является девиантным актом в Соединенных Штатах, но в Германии дети пьют в возрасте 14 лет в сопровождении родителя. Некоторые вещи могут казаться девиантными для одной культуры, но приемлемыми для другой. Девиантность можно воспринимать и манипулировать ею по-разному, все зависит от норм и ценностей общества, но без девиантности неизбежно хаос и преступность.Некоторые люди становятся девиантными из-за теории навешивания ярлыков, а некоторых даже считают рожденными девиантными. Важность законов против девиантного поведения и девиантности сама по себе в целом является фактором, который создает основу для нашей повседневной жизни.

Понимание и изменение социального мира

Цель обучения

  1. Укажите основные аргументы и предположения различных социологических объяснений девиантности.

Если мы хотим снизить уровень насильственных преступлений и других серьезных отклонений, мы должны сначала понять, почему они происходят.Существует множество социологических теорий девиантности, и вместе они предлагают более полное понимание девиантности, чем любая теория по отдельности. Вместе они помогают ответить на вопросы, поставленные ранее: почему уровень девиантности различается в разных социальных категориях и в разных местах, почему некоторые виды поведения с большей вероятностью, чем другие, будут считаться девиантными, и почему некоторые типы людей с большей вероятностью, чем другие, будут считаться девиантными и быть наказанным за девиантное поведение. В целом социологические объяснения подчеркивают важность социальной среды и социального взаимодействия для девиантности и совершения преступления.Как таковые, они имеют важные последствия для того, как уменьшить это поведение. В соответствии с темой публичной социологии этой книги, эта глава завершается обсуждением нескольких таких стратегий снижения уровня преступности.

Теперь обратимся к основным социологическим объяснениям преступности и девиантности. Краткое изложение этих объяснений представлено в Таблице 7.1 «Снимок теории: резюме социологических объяснений девиантности и преступности».

Таблица 7.1 Теоретический обзор: сводка социологических объяснений девиантности и преступности

 

Основная теория Связанное пояснение Резюме объяснения
Функционалист Взгляды Дюркгейма Девиантность выполняет несколько функций: (а) она проясняет нормы и повышает соответствие, (б) укрепляет социальные связи между людьми, реагирующими на девиантность, и (в) может способствовать положительным социальным изменениям.
Социальная экология Определенные социальные и физические характеристики городских кварталов способствуют высокому уровню преступности. Эти характеристики включают бедность, ветхость, плотность населения и текучесть населения.
Теория деформации Согласно Роберту Мертону, девиантность среди бедных возникает из-за разрыва между культурным акцентом на экономическом успехе и неспособностью достичь такого успеха с помощью законных средств работы.По словам Ричарда Клоуарда и Ллойда Олина, дифференцированный доступ к незаконным средствам влияет на тип отклонения, в котором участвуют люди, испытывающие напряжение.
Девиантные субкультуры Бедность и другие общественные условия порождают определенные субкультуры, через которые подростки усваивают ценности, способствующие девиантному поведению. Альберт Коэн писал, что неуспеваемость в школе приводит к тому, что мальчики из низших слоев общества присоединяются к бандам, система ценностей которых поощряет правонарушения и вознаграждает их. Уолтер Миллер писал, что преступность проистекает из сосредоточенных забот, склонности к неприятностям, жесткости, сообразительности и волнения. Марвин Вольфганг и Франко Ферракути утверждали, что субкультура насилия в городских районах способствует насильственной реакции на оскорбления и другие проблемы.
Теория социального контроля Трэвис Хирши писал, что преступность является результатом слабой связи с традиционными социальными институтами, такими как семья и школа. Эти связи включают в себя привязанность, приверженность, участие и веру.
Конфликт Теория конфликта Люди, обладающие властью, принимают законы и иным образом используют правовую систему, чтобы закрепить свое положение на вершине общества и удержать бессильных на дне. Бедняки и меньшинства с большей вероятностью из-за своей бедности и расы будут арестованы, осуждены и заключены в тюрьму.
Феминистские взгляды Неравенство в отношении женщин и устаревшие взгляды на отношения между полами лежат в основе изнасилований, сексуальных посягательств, насилия со стороны интимного партнера и других преступлений против женщин. Сексуальное насилие побуждает многих девушек и женщин прибегать к употреблению наркотиков и алкоголя и к другому антиобщественному поведению. Гендерная социализация является ключевой причиной больших гендерных различий в уровне преступности.
Символический интеракционизм Дифференциальная теория ассоциаций Эдвин Х. Сазерленд утверждал, что преступному поведению учатся, общаясь с близкими друзьями и членами семьи, которые учат нас, как совершать различные преступления, а также о ценностях, мотивах и рационализациях, которые нам необходимо принять, чтобы оправдать нарушение закона.
Теория маркировки Девиантность возникает из-за того, что ее называют девиантной; неюридические факторы, такие как внешний вид, раса и социальный класс, влияют на то, как часто происходит навешивание ярлыков.