Содержание

Позитивные функции конфликтов

Современное понимание конфликтов в социальных науках исходит из представления о позитивных функциях конфликта.

Это легко принимается, когда речь идет о теоретических рассуждениях социологов о процессах, происходящих в социальных системах. Но психолог имеет дело с живыми людьми и видит перед собой страдающего человека, тяжело переживающего жизненные сложности, что эмоционально бывает трудно совместить с рассуждениями о пользе конфликтов.

Однако и для современной психологии характерно признание двойственной природы конфликта, в том числе и его позитивной роли.

Конфликт — источник развития. Самая главная позитивная функция конфликта состоит в том, что, будучи формой противоречия, конфликт является источником развития. Чем значимее конфликт для участников ситуации, тем потенциально сильнее его влияние на их интеллектуальное развитие. Также общепризнанным можно считать тезис о противоречиях как источнике развития группы, включая и возможные конкурентные процессы. Так, Б. Ф. Ломов считает, что в совместной деятельности «соперничество (сотрудничество) играет роль своеобразного «катализатора» развития способностей». Аналогичную функцию стимулирования активности и развития конкуренция играет в группе.

Конфликт — сигнал к изменению. Из других позитивных функций конфликта наиболее очевидной является сигнальная функция. Обсуждая типы критических ситуаций, Ф. Е. Василюк подчеркивает позитивную роль, «нужность» внутренних конфликтов для жизни: «Они сигнализируют об объективных противоречиях жизненных отношений и дают шанс разрешить их до реального столкновения этих отношений, чреватого пагубными последствиями».

Аналогичную сигнальную функцию конфликты выполняют и в межличностных отношениях. Возьмем для примера взаимоотношения родителей с ребенком. Если родители воспринимают несогласие ребенка, его новые притязания и попытки их обсуждения с родителями исключительно как неповиновение, то они будут бороться с его непослушанием, настаивать на своем и тем самым скорее всего ухудшат, а может быть, и разрушат свои отношения с ребенком. Постепенно накапливающееся напряжение подобно пару, давление которого разрывает плотно закрытый котел.

Конструктивной реакцией будет восприятие происходящего не как неповиновения, но как сигнала о необходимости изменений. Возможно, здесь будет уместна аналогия с болью. Боль неприятна, но любой врач скажет, что она выполняет важную и полезную функцию. Боль есть сигнал о том, что в организме что-то не так. Игнорируя или заглушая боль успокоительными таблетками, мы остаемся с болезнью. Конфликт, подобно боли, выполняет сигнальную функцию, сообщая нам о том, что что-то не в порядке в наших отношениях или в нас самих. И если мы в ответ на этот сигнал пытаемся внести изменения в наше взаимодействие, мы приходим к новому состоянию адаптации в отношениях. Если мы на каждом этапе своих отношений достигаем нового уровня адаптации, это обеспечивает сохранение, «выживание» наших отношений.

Конфликт — возможность сближения. На психологическом материале могут быть найдены примеры, иллюстрирующие и другие позитивные функции конфликта, например «коммуникативно-информационную» и «связующую» (в терминологии Козера).

В качестве примера приведем рассказ одной молодой женщины. Она вышла замуж очень рано, ей не было еще и девятнадцати лет. Ее избранник был старше ее на несколько лет, и, хотя был тоже молод, ей казалось, что он мудрее и опытнее. Возможно, именно это привело к тому, что, несмотря на хорошие отношения с ним, она чувствовала в душе какую-то стесненность, ощущала разделявшую их дистанцию. После рождения ребенка их отношения стали ухудшаться и наконец подошли к той опасной черте, после которой, возможно, их ждало расставание. Однако произошел тот, часто неожиданный прорыв, на который всегда остается надежда. Они стали выяснять свои отношения и в ходе этого откровенного разговора поняли друг друга. Рассказав эту довольно банальную историю, женщина добавила в конце: «Я так рада тому, что этот конфликт тогда был между нами. Потому что с тех пор мы с мужем стали абсолютно близкими друг другу людьми. Я могу ему все-все сказать, что у меня на душе».

Этот новый уровень отношений между ними она связывает именно с происшедшим конфликтом. Момент прорыва, когда людям нечего терять, когда они пытаются прорваться друг к другу, может стать для них последней возможностью взаимопонимания. Недаром социологи чикагской школы говорили: «Конфликт — это возможность разговора начистоту».

Позитивные функции внутригрупповых конфликтов.

Традиционная точка зрения не только социологов, но и психологов, работавших с группами, состояла в том, что конфликты являются негативным явлением для группы и задача состоит в их устранении. Тенденция к поиску социальной гармонии в группах берет свое начало еще от школы «человеческих отношений»: избегание конфликта, рассматриваемого как «социальная болезнь», и способствование «равновесию» или «состоянию сотрудничества». Однако благодаря конфликту оказывается возможным первичное установление единства или его восстановление, если оно было ранее нарушено. Конечно, не каждый тип конфликта будет способствовать укреплению группы, равно как и не во всех группах конфликт может реализовывать подобные функции. Наличие этих позитивных потенций конфликта определяется его типом, равно как и особенностями группы.

Каждая группа содержит потенциальные возможности конфликта в силу периодически возникающего соперничества между требованиями индивидов. Характер группы будет существенно влиять на особенности этих конфликтов, в частности на их функции. Так, Козер полагает, что чем группа теснее, тем конфликт интенсивнее. Если все же в такой сплоченной группе возникает конфликт, то протекать он будет с особенной интенсивностью в силу «накопленного» недовольства и полного личностного вовлечения, характерного для группы с тесными связями. Конфликт в группах этого типа будет угрожать самим их основам, а следовательно, носить разрушительный характер.

Существенное значение для внутригруппового конфликта будет иметь и характер отношений группы с внешней средой. Так, группы, находящиеся в состоянии более или менее постоянного противоборства с другими группами, будут иметь тенденцию к более полному личностному вовлечению своих членов в общую деятельность и к подавлению отклонений от группового единства и разногласий. Большая терпимость к внутригрупповым конфликтам будет характерна для групп, отношения которых с внешней средой более уравновешены.

Внутренний конфликт также служит средством выявления у членов группы противоречивых интересов и тем самым способствует возможности нового согласования, обеспечивая восстановление необходимого равновесия.

Конфликты часто обусловливают создание ассоциаций и коалиций внутри групп, благодаря чему обеспечивается взаимодействие между членами всего объединения, уменьшается изоляция, создается почва для реализации индивидуальной активности членов группы.

В целом, указав на позитивные возможности конфликта в гибких социальных структурах, Л. Козер называет его важнейшим стабилизирующим механизмом, механизмом приспособления норм к новым условиям.

Конфликт — это возможность разрядки напряжения, «оздоровления» отношений. Функция разрядки напряжения, «оздоровления» отношений, которую потенциально содержит в себе конфликт, может целенаправленно использоваться в педагогической практике. Например, А. С. Макаренко рассматривал конфликт как педагогическое средство влияния на отношения людей.

Интересно, что тот же прием усиления переживаний для инициирования благотворного кризиса Р. Мэй считает возможным использовать в психотерапевтической практике. Он пишет о том, как однажды получил чрезвычайно эмоциональное письмо от молодого человека, который просил его о помощи: «В ответном письме я поставил целью предельно обострить его переживания и вызвать кризис. Я написал, что он привык к своему положению избалованного ребенка, с которым всегда носились, а сейчас в его страданиях нет ничего, кроме жалости к самому себе и полного отсутствия мужества справиться с создавшимся положением. Я специально не оставил никакой лазейки для спасения престижа его «Я». Мэй считает, судя по ответной реакции, что его цель была достигнута и привела к конструктивным шагам.

Подчеркивание потенциальных позитивных возможностей конфликта не должно заставить нас забыть о его вероятной деструктивной роли в жизни личности. Можно считать общепризнанным представление не только о позитивном значении эффективного разрешения и преодоления личностью возникающих внутриличностных кризисов, конфликтов, противоречий, но и о негативном, а то и разрушительном влиянии, которое может иметь для развития здоровой личности их непреодоление. Мы можем оценивать выход человека из конфликта или кризиса как продуктивный, если в результате он действительно «освобождается» от породившей его проблемы таким образом, что переживание делает его более зрелым, психологически адекватным и интегрированным.

Эмоциональное переживание кризисной ситуации, каким бы сильным оно ни было, само по себе не ведет к ее преодолению. Точно так же анализ ситуации, ее обдумывание приводит лишь к ее лучшему осознанию. Подлинная же проблема состоит в созидании нового смысла, в «смыслопорождении», «смыслостроительстве», когда результатом внутренней работы личности по преодолению, проживанию критических жизненных ситуаций становятся изменения в ее внутреннем субъективном мире — обретение нового смысла, новое ценностное отношение, восстановление душевного равновесия и т. д.

Напротив, те стратегии, которые, в сущности, являются психологически неэффективными, как бы их ни оценивал сам индивид, реально оказываются направленными на ослабление, смягчение остроты переживаемого кризиса и сопровождающих его эмоциональных состояний. Если вспомнить ранее использованную медицинскую аналогию, то можно сказать, что в первом случае человек, почувствовав боль, пытается выяснить ее причину и справиться с ней, вылечив болезнь, а во втором случае он просто принимает таблетки, пытаясь заглушить неприятные ощущения.

Общая практическая позиция может быть выражена уже приводившимися словами Р. Мэя: «…Нашей задачей является превращение деструктивных конфликтов в конструктивные».

Наталия Гpишинa
По материалам «Elitarium»

Позитивные социальные конфликты

Понятие и общая характеристика позитивных социальных конфликтов

Определение 1

Позитивные социальные конфликты – это форма социального противостояния, складывающегося между отдельными индивидами или социальными группами ввиду несовместимости их интересов, потребностей и ценностей, способствующая при этом разрешению явных или неявных проблем, снятию социальной напряженности и укреплению общественных связей и отношений.

Позитивный конфликт в теории социального конфликта закономерно признается противоположностью негативных (деструктивных) социальных конфликтов. Однако необходимо отметить, что взятое в отдельности, конкретное противостояние между социальными субъектами достаточно тяжело поддается однозначной оценке в качестве позитивной или негативной, ввиду того, что объективно не могут быть выделены четкие критерии по которым было бы возможно проведение отграничения позитивных и негативных конфликтов, особенно на стадиях вплоть до разрешения соответствующей ситуации.

Кроме того, большинство социальных конфликтов в силу их специфики и сложной функциональной составляющей характеризуются как позитивными, так и негативными составляющими и последствиями одновременно, а также соответствующие характеристики могут изменяться и в зависимости от того, на какой стадии находится социальный конфликт в каждом конкретном случае.

Готовые работы на аналогичную тему

Помимо этого, оценку конфликта всегда следует проводить с учетом субъективной составляющей – один и тот же конфликт с точки зрения разных его участников может оцениваться и позитивно, и негативно. Также на соответствующую характеристику способно влиять внешнее воздействие третьих сторон, выступающих в социальном конфликте в качестве зачинщиков или провокаторов.

Признаки позитивного социального конфликта

В специальной литературе, посвященной теории социального конфликта выделяются общие признаки, наличие которых позволяет оценивать соответствующую спорную ситуацию как позитивный конфликт. В их числе, в общем виде принято называть:

  • Складывающийся социальный конфликт позволил в нужный момент выявить существующие на соответствующем уровне противоречия и проблемы, что в результате привело к компромиссному разрешению того или иного социального противоречия и снятию напряженности между его сторонами;
  • Позитивный социальный конфликт сам по себе способен выступать механизмом обозначенного выше снижения напряженности в отдельных сферах общественной жизни, а также снятию эмоционального напряжения у отдельных индивидов;
  • Развитие позитивного социального конфликта от стадии к стадии способствует интеграции индивидов и социальных групп с целью поиска путей выхода из сложившейся ситуации, а также росту доверия, взаимопомощи и взаимопонимания на уровне соответствующей социальной организации;
  • Разрешение позитивного социального конфликта путем компромисса, а не насильственной победы одной из сторон, выступающей наиболее распространенной формой разрешения негативных конфликтов, способствует принципиальному устранению конкретных источников конфликта, а также обеспечению большей стабильности общества и его институтов;
  • Одним из признаков позитивного социального конфликта выступает оперативность его разрешения, что способствует предупреждению более серьезных столкновений и противоречий, а, соответственно, и сопутствующих им деструктивных последствий в будущем;
  • Самоцелью позитивного социального конфликта никогда не является стремление к открытому столкновению или обострению сложившихся противоречий. Необходимым условием позитивной оценки социального конфликта выступает его направленность на реальное разрешение проблем и причин их породивших.

Помимо прочего, для позитивного социального конфликта характерно и особое субъективное значение, оказываемое по отношению к его участникам.

Так, например, субъективными характеристиками позитивных социальных конфликтов выступает то, что они способствуют выявлению подлинные черт характера сторон соответствующего противоборства, укреплению характера и становления личности, а также благоприятно сказываются на общей способности личности к адаптации в обществе, ее самоутверждению и саморазвитию.

Разрешение позитивных социальных конфликтов

Одной из сущностных характеристик позитивного социального конфликта выступает особый характер поведения его сторон, именуемая в литературе конструктивной моделью поведения в конфликте. Специфика данной модели заключается в том, что участники возникшего противоборства взаимно стремятся к скорейшему разрешению сложившейся ситуации с применением дипломатических, компромиссных приемов и способов.

С субъективной стороны данной модели присуща нацеленность субъектов конфликта на примирение, проявление выдержки и самообладания, а также максимально возможной по отношению друг к другу открытости и доброжелательности.

Помимо прочего, условиями позитивного разрешения социальных конфликтов следует признавать:

  • Признание сторонами конфликта самого факта наличия разногласий между ними, стремление к пониманию их природы, а также признание права оппонента на существование собственной позиции, интересов и ценностей, при соблюдении прав другой стороны;
  • До начала непосредственного устранения причин возникшего социального противоречия стороны стремятся к созданию максимально располагающей к диалогу обстановки, минимизируя внешние проявления конфликта;
  • При осознании невозможности самостоятельного разрешения конфликта и достижения компромисса, стороны предпринимают попытки привлечения к такому разрешению третьей независимой стороны – арбитра, способного провести объективную оценку конфликта и предложить оптимальные пути выхода из него;
  • Предварительное определение правил поведения, принимаемых всеми сторонами конфликта, как условие эффективной коммуникации и диалога.

Позитивные функции конфликтов

Современное понимание конфликтов в социальных науках исходит из представления о позитивных функциях конфликта.

Это легко принимается, когда речь идет о теоретических рассуждениях социологов о процессах, происходящих в социальных системах. Но психолог имеет дело с живыми людьми и видит перед собой страдающего человека, тяжело переживающего жизненные сложности, что эмоционально бывает трудно совместить с рассуждениями о пользе конфликтов.

Однако и для современной психологии характерно признание двойственной природы конфликта, в том числе и его позитивной роли.

Конфликт — источник развития. Самая главная позитивная функция конфликта состоит в том, что, будучи формой противоречия, конфликт является источником развития. Чем значимее конфликт для участников ситуации, тем потенциально сильнее его влияние на их интеллектуальное развитие. Также общепризнанным можно считать тезис о противоречиях как источнике развития группы, включая и возможные конкурентные процессы. Так, Б. Ф. Ломов считает, что в совместной деятельности «соперничество (сотрудничество) играет роль своеобразного «катализатора» развития способностей». Аналогичную функцию стимулирования активности и развития конкуренция играет в группе.

Конфликт — сигнал к изменению. Из других позитивных функций конфликта наиболее очевидной является сигнальная функция. Обсуждая типы критических ситуаций, Ф. Е. Василюк подчеркивает позитивную роль, «нужность» внутренних конфликтов для жизни: «Они сигнализируют об объективных противоречиях жизненных отношений и дают шанс разрешить их до реального столкновения этих отношений, чреватого пагубными последствиями».

Аналогичную сигнальную функцию конфликты выполняют и в межличностных отношениях. Возьмем для примера взаимоотношения родителей с ребенком. Если родители воспринимают несогласие ребенка, его новые притязания и попытки их обсуждения с родителями исключительно как неповиновение, то они будут бороться с его непослушанием, настаивать на своем и тем самым скорее всего ухудшат, а может быть, и разрушат свои отношения с ребенком. Постепенно накапливающееся напряжение подобно пару, давление которого разрывает плотно закрытый котел.

Конструктивной реакцией будет восприятие происходящего не как неповиновения, но как сигнала о необходимости изменений. Возможно, здесь будет уместна аналогия с болью. Боль неприятна, но любой врач скажет, что она выполняет важную и полезную функцию. Боль есть сигнал о том, что в организме что-то не так. Игнорируя или заглушая боль успокоительными таблетками, мы остаемся с болезнью. Конфликт, подобно боли, выполняет сигнальную функцию, сообщая нам о том, что что-то не в порядке в наших отношениях или в нас самих. И если мы в ответ на этот сигнал пытаемся внести изменения в наше взаимодействие, мы приходим к новому состоянию адаптации в отношениях. Если мы на каждом этапе своих отношений достигаем нового уровня адаптации, это обеспечивает сохранение, «выживание» наших отношений.

Конфликт — возможность сближения. На психологическом материале могут быть найдены примеры, иллюстрирующие и другие позитивные функции конфликта, например «коммуникативно-информационную» и «связующую» (в терминологии Козера).

В качестве примера приведем рассказ одной молодой женщины. Она вышла замуж очень рано, ей не было еще и девятнадцати лет. Ее избранник был старше ее на несколько лет, и, хотя был тоже молод, ей казалось, что он мудрее и опытнее. Возможно, именно это привело к тому, что, несмотря на хорошие отношения с ним, она чувствовала в душе какую-то стесненность, ощущала разделявшую их дистанцию. После рождения ребенка их отношения стали ухудшаться и наконец подошли к той опасной черте, после которой, возможно, их ждало расставание. Однако произошел тот, часто неожиданный прорыв, на который всегда остается надежда. Они стали выяснять свои отношения и в ходе этого откровенного разговора поняли друг друга. Рассказав эту довольно банальную историю, женщина добавила в конце: «Я так рада тому, что этот конфликт тогда был между нами. Потому что с тех пор мы с мужем стали абсолютно близкими друг другу людьми. Я могу ему все-все сказать, что у меня на душе».

Этот новый уровень отношений между ними она связывает именно с происшедшим конфликтом. Момент прорыва, когда людям нечего терять, когда они пытаются прорваться друг к другу, может стать для них последней возможностью взаимопонимания. Недаром социологи чикагской школы говорили: «Конфликт — это возможность разговора начистоту».

Позитивные функции внутригрупповых конфликтов. Традиционная точка зрения не только социологов, но и психологов, работавших с группами, состояла в том, что конфликты являются негативным явлением для группы и задача состоит в их устранении. Тенденция к поиску социальной гармонии в группах берет свое начало еще от школы «человеческих отношений»: избегание конфликта, рассматриваемого как «социальная болезнь», и способствование «равновесию» или «состоянию сотрудничества». Однако благодаря конфликту оказывается возможным первичное установление единства или его восстановление, если оно было ранее нарушено. Конечно, не каждый тип конфликта будет способствовать укреплению группы, равно как и не во всех группах конфликт может реализовывать подобные функции. Наличие этих позитивных потенций конфликта определяется его типом, равно как и особенностями группы.

Каждая группа содержит потенциальные возможности конфликта в силу периодически возникающего соперничества между требованиями индивидов. Характер группы будет существенно влиять на особенности этих конфликтов, в частности на их функции. Так, Козер полагает, что чем группа теснее, тем конфликт интенсивнее. Если все же в такой сплоченной группе возникает конфликт, то протекать он будет с особенной интенсивностью в силу «накопленного» недовольства и полного личностного вовлечения, характерного для группы с тесными связями. Конфликт в группах этого типа будет угрожать самим их основам, а следовательно, носить разрушительный характер.

Существенное значение для внутригруппового конфликта будет иметь и характер отношений группы с внешней средой. Так, группы, находящиеся в состоянии более или менее постоянного противоборства с другими группами, будут иметь тенденцию к более полному личностному вовлечению своих членов в общую деятельность и к подавлению отклонений от группового единства и разногласий. Большая терпимость к внутригрупповым конфликтам будет характерна для групп, отношения которых с внешней средой более уравновешены.

Внутренний конфликт также служит средством выявления у членов группы противоречивых интересов и тем самым способствует возможности нового согласования, обеспечивая восстановление необходимого равновесия.

Конфликты часто обусловливают создание ассоциаций и коалиций внутри групп, благодаря чему обеспечивается взаимодействие между членами всего объединения, уменьшается изоляция, создается почва для реализации индивидуальной активности членов группы.

В целом, указав на позитивные возможности конфликта в гибких социальных структурах, Л. Козер называет его важнейшим стабилизирующим механизмом, механизмом приспособления норм к новым условиям.

Конфликт — это возможность разрядки напряжения, «оздоровления» отношений. Функция разрядки напряжения, «оздоровления» отношений, которую потенциально содержит в себе конфликт, может целенаправленно использоваться в педагогической практике. Например, А. С. Макаренко рассматривал конфликт как педагогическое средство влияния на отношения людей.

Интересно, что тот же прием усиления переживаний для инициирования благотворного кризиса Р. Мэй считает возможным использовать в психотерапевтической практике. Он пишет о том, как однажды получил чрезвычайно эмоциональное письмо от молодого человека, который просил его о помощи: «В ответном письме я поставил целью предельно обострить его переживания и вызвать кризис. Я написал, что он привык к своему положению избалованного ребенка, с которым всегда носились, а сейчас в его страданиях нет ничего, кроме жалости к самому себе и полного отсутствия мужества справиться с создавшимся положением. Я специально не оставил никакой лазейки для спасения престижа его «Я»». Мэй считает, судя по ответной реакции, что его цель была достигнута и привела к конструктивным шагам.

Подчеркивание потенциальных позитивных возможностей конфликта не должно заставить нас забыть о его вероятной деструктивной роли в жизни личности. Можно считать общепризнанным представление не только о позитивном значении эффективного разрешения и преодоления личностью возникающих внутриличностных кризисов, конфликтов, противоречий, но и о негативном, а то и разрушительном влиянии, которое может иметь для развития здоровой личности их непреодоление. Мы можем оценивать выход человека из конфликта или кризиса как продуктивный, если в результате он действительно «освобождается» от породившей его проблемы таким образом, что переживание делает его более зрелым, психологически адекватным и интегрированным.

Эмоциональное переживание кризисной ситуации, каким бы сильным оно ни было, само по себе не ведет к ее преодолению. Точно так же анализ ситуации, ее обдумывание приводит лишь к ее лучшему осознанию. Подлинная же проблема состоит в созидании нового смысла, в «смыслопорождении», «смыслостроительстве», когда результатом внутренней работы личности по преодолению, проживанию критических жизненных ситуаций становятся изменения в ее внутреннем субъективном мире — обретение нового смысла, новое ценностное отношение, восстановление душевного равновесия и т. д.

Напротив, те стратегии, которые, в сущности, являются психологически неэффективными, как бы их ни оценивал сам индивид, реально оказываются направленными на ослабление, смягчение остроты переживаемого кризиса и сопровождающих его эмоциональных состояний. Если вспомнить ранее использованную медицинскую аналогию, то можно сказать, что в первом случае человек, почувствовав боль, пытается выяснить ее причину и справиться с ней, вылечив болезнь, а во втором случае он просто принимает таблетки, пытаясь заглушить неприятные ощущения.

Общая практическая позиция может быть выражена уже приводившимися словами Р. Мэя: «…Нашей задачей является превращение деструктивных конфликтов в конструктивные».

как извлечь пользу конфликта с партнером

Все, что с нами происходит в жизни – необходимая составная часть нашего развития. Но не все готовы принять аксиому «Все, что ни делается – к лучшему». Только человек, настроенный на позитив, способен увидеть большое в малое, радугу в черном и плюсы даже в проблемах и неприятностях. К таким проблемам относятся и конфликты между двумя людьми, связавшими себя совместной жизнью.

Читайте также: Как ругаться правильно, чтобы не навредить отношениям?

Как извлечь пользу из этих конфликтов и обернуть их на благо отношениям? Каковы плюсы конфликтов?

Как использовать позитивные функции конфликта на пользу отношениям?Как использовать позитивные функции конфликта на пользу отношениям?

  • Любой конфликт молодой пары – это возможность более близкого «знакомства». О хороших сторонах друг друга вы уже знаете, а вот о «темной стороне луны» — почти ничего. Все, что пряталось за молчанием, тщательно скрывалось «чтобы не обидеть» и просто игнорировалось, но копилось, наконец, выплывает наружу. А проблемы есть всегда. Нет такой семьи, где отношения были бы стопроцентно гармоничными. Совместная жизнь (особенно, в самом ее начале) – это «схватка» двух характеров. И до момента, пока супруги не изучат друг друга подобно сообщающимся сосудам, пройдет немало времени. Конфликт позволяет вытащить на поверхность все имеющиеся проблемы и сразу, «не отходя от кассы», их решить.
  • Накопленные внутри проблемы напоминают грандиозную свалку, однажды накрывающую обоих мусорной лавиной. Конфликт позволяет навести порядок у себя в голове и сердце.
  • Выброс эмоций, слезы, битые тарелки может и не очень красиво выглядят, но зато уберегут от неврастении (верной спутницы любителей «держать все в себе»). А заодно покажут партнеру, что вы бываете не только белым и пушистым существом, но и фурией. А также имеете командный голос и знаете пару нехороших слов.
  • Вы не знаете, что он думает об оставленной на ночь немытой посуде, куче нестиранного белья и вашем замусоленном стареньком халате? Конфликт откроет вам глаза на многое, включая все те ваши «изъяны», о которых вы даже не знали.
  • Безусловно, конфликты – явление неприятное и стрессовое. Но как же насыщенно проходит примирение после громкой ссоры!
  • Там, где есть место настоящему чувству (а не холодному расчету), всегда будут эмоции: переживание друг за друга, обиды за невнимательность, желание оградить и защитить, и пр. Поэтому впадать в панику – «Наша семья рушится! Мы снова поссорились!» — не нужно. Нужно услышать друг друга, сделать выводы, найти компромисс и мужество для признания своих ошибок.

Конфликты – это двигатель ячейки общества. Они встряхивают периодически зарастающее тиной семейное болото и обновляют «мутную» воду недопониманий. Но, кроме того, конфликт – это еще и знак того, что наступило время перемен, и пора искать конструктивное решение проблемы.

Читайте: Как вернуть страсть в отношения с партнером?

Позитивные функции конфликтов — Студопедия

При обсуждении понимания конфликтов в социальных науках отмечалось, что современная точка зрения исходит из представления о позитивных функциях конф­ликта.

Это легко принимается, когда речь идет о теоретических рассуждениях социоло­гов о процессах, происходящих в социальных системах. Но психолог имеет дело с живыми людьми и видит перед собой страдающего человека, тяжело переживаю­щего жизненные сложности, что эмоционально бывает трудно совместить с рас­суждениями о пользе конфликтов.

Однако и для современной психологии характерно признание двойственной природы конфликта, в том числе и его позитивной роли.

Конфликт — источник развития.Самая главная позитивная функция конф­ликта состоит в том, что, будучи формой противоречия, конфликт является источ­ником развития. Наиболее явное выражение эта функция конфликта, принимаю­щего форму кризиса, нашла в концепции Эриксона. Наряду с ней существует и мно­жество других, более частных приложений общего тезиса о позитивной роли про-

тиворечий в развитии индивида. Например, в ряде исследований, основанных на идеях Жана Пиаже и его школы, показано, что социо-когнитивные конфликты мо­гут быть источником интеллектуального развития детей. Под социо-когнитивным конфликтом понимается ситуация, когда индивиды имеют разные ответы на одну и ту же проблему и мотивированы на достижение совместного решения. Чем значи­мее этот конфликт для участников ситуации, тем потенциально сильнее его влия­ние на их интеллектуальное развитие (Levine, Resnick, Higgins, 1993). Также обще­признанным можно считать тезис о противоречиях как источнике развития группы, включая и возможные конкурентные процессы. Так, Б. Ф. Ломов считает, что в со­вместной деятельности «соперничество (сотрудничество) играет роль своеобраз­ного «катализатора» развития способностей» (Ломов, 1984, с. 325). Аналогичную функцию стимулирования активности и развития конкуренция играет в группе. Принятие этой точки зрения проявилось в том, что в психологический словарь 1990 года впервые был введен термин «конфликт продуктивный» (Психология. Словарь, 1990).


Конфликт — сигнал к изменению.Из других позитивных функций конфлик­та наиболее очевидной является сигнальная функция. Обсуждая типы критических ситуаций, Ф. Е. Василюк подчеркивает позитивную роль, «нужность» внутренних конфликтов для жизни: «Они сигнализируют об объективных противоречиях жиз­ненных отношений и дают шанс разрешить их до реального столкновения этихот­ношений, чреватого пагубными последствиями» (Василюк, 1995, с, 94).


Аналогичную сигнальную функцию конфликты выполняют и в межличностных отношениях. Вернемся к примеру с родителями и ребенком. Если родители воспри­нимают несогласие ребенка, его новые притязания и попытки их обсуждения с ро­дителями исключительно как неповиновение, то они будут бороться с его непослу­шанием, настаивать на своем и тем самым, скорее всего, ухудшат, а может быть, и разрушат свои отношения с ребенком. Самые острые и болезненные конфликты с подростками возникают в тех семьях, где они с детства находились в атмосфере по­давления. Постепенно накапливающееся напряжение подобно пару, давление ко­торого разрывает плотно закрытый котел.

Конструктивной реакцией будет восприятие происходящего не как неповинове­ния, но как сигнала о необходимости изменений. Возможно, здесь будет уместна аналогия с болью, Боль неприятна, но любой врач скажет, что она выполняет важ­ную и полезную функцию. Боль есть сигнал о том, что в организме что-то не так. Игнорируя или заглушая боль успокоительными таблетками, мы остаемся с болез­нью. Конфликт, подобно боли, выполняет сигнальную функцию, сообщая нам о том, что что-то не в порядке в наших отношениях или в нас самих. И если мы в ответ на этот сигнал пытаемся внести изменения в наше взаимодействие, мы приходим к новому состоянию адаптации в отношениях. Точно так же адекватной реакцией ро­дителей будет приспособление своего поведения, своих требований и ожиданий к новому уровню развития ребенка, его самостоятельности и автономии. Если мы на каждом этапе своих отношений достигаем нового уровня адаптации, это обеспечи­вает сохранение, «выживание» наших отношений.

С. Минухин и Ч. Фишман описывают ситуацию, связанную с уходом взрослых детей из семьи, которую они называют «периодом опустевшего гнезда» и которая

часто ассоциируется с депрессией у женщин: «Однако на самом деле супружеская подсистема вновь становится для обоих ее членов важнейшим семейным холопом, хотя при появлении внуков приходится и здесь вырабатывать новые взаимоотноше­ния. Данный период, часто описываемый как период растерянности, может вместо этого стать периодом бурного развития, если супруги и как индивиды, и как пара прибегнут к накопленному опыту, своим мечтам и ожиданиям, чтобы реализовать возможности, ранее недоступные из-за необходимости выполнять свой родительский долг» (Минухин, Фишман, 1998, с. 32-33).

Конфликт — возможность сближения.На психологическом материале мо­гут быть найдены примеры, иллюстрирующие и другие позитивные функции конф­ликта, например «коммуникативно-информационную» и «связующую» (в термино­логии Козера).

В качестве примера я приведу рассказ одной молодой женщины. Она вышла за­муж рано, ей не было еще и девятнадцати лет. Ее избранник был старше ее на не­сколько лет, и, хотя был тоже молод, ей казалось, что он мудрее и опытнее. Возмож­но, именно это привело к тому, что, несмотря на хорошие отношения с ним, она чувствовала в душе какую-то стесненность, ощущала разделявшую их дистанцию. После рождения ребенка их отношения стали ухудшаться и наконец подошли к той опасной черте, после которой, возможно, их ждало расставание. Однако произо­шел тот, часто неожиданный прорыв, на который всегда остается надежда. Они ста­ли выяснять свои отношения и в ходе этого откровенного разговора поняли друг друга. Рассказав эту довольно банальную историю, женщина добавила в конце: «Я так рада тому, что этот конфликт тогда был между нами. Потому что с тех пор мы с мужем стали абсолютно близкими друг другу людьми. У меня нет человека ближе него, ни мама, ни мой ребенок, нет, он мой самый близкий человек. Я могу ему все-все сказать, что у меня на душе».

Этот новый уровень отношений между ними она связывает именно с происшедшим конфликтом. Момент прорыва, когда людям нечего терять, когда они пытают­ся прорваться друг к другу, может стать для них последней возможностью взаимо­понимания. Недаром социологи чикагской школы говорили: «Конфликт — это воз­можность разговора начистоту».

Конфликт — это возможность разрядки напряжения, «оздоровления» отношений.Функция разрядки напряжения, «оздоровления» отношений, которую потенциально содержит в себе конфликт, может целенаправленно использоваться в педагогической практике. Например, А. С. Макаренко рассматривал конфликт как педагогическое средство влияния на отношения людей. У него есть незакончен­ная работа «О «взрыве» (1949), в которой он указывает, что в коллективе всегда существует целый комплекс различных противоречий «разных степеней конфликт­ности». Выбирая «из общей цепи конфликтных отношений самое яркое, выпираю­щее и убедительное, для всех понятное», Макаренко рекомендует разрешать его методом «взрыва». «Взрывом я называю доведение конфликта до последнего преде­ла, до такого состояния, когда уже нет возможности ни для какой эволюции, ни для какой тяжбы между личностью и обществом, когда ребром поставлен вопрос — или быть членом общества, или уйти из него» (Макаренко, 1958, с. 508). Этот после-

дний предел может выражаться в различных формах, но во всех случаях его глав­ной задачей является ломка неверно сложившихся отношений, на месте которых строятся новые отношения и новые понятия. Макаренко проявлял большой инте­рес к явлению «взрыва», хотя и оговаривал при этом, что «взрывной маневр — вещь очень болезненная и педагогически трудная» (там же, с. 510).

Интересно, что тот же прием усиления переживаний для инициирования благо­творного кризиса Р. Мэй считает возможным использовать в психотерапевтичес­кой практике. Он пишет о том, как однажды получил чрезвычайно эмоциональное письмо от молодого человека, который просил его о помощи: «В ответном письме я поставил целью предельно обострить его переживания и вызвать кризис. Я напи­сал, что он привык к своему положению избалованного ребенка, с которым всегда носились, а сейчас в его страданиях нет ничего, кроме жалости к самому себе и полного отсутствия мужества справиться с создавшимся положением. Я специаль­но не оставил никакой лазейки для спасения престижа его «Я»» (Мэй, 1994, с. 99). Мэй считает, судя по ответной реакции, что его цель была достигнута и привела к конструктивным шагам.

Подчеркивание потенциальных позитивных возможностей конфликта не долж­но заставить нас забыть о его вероятной деструктивной роли в жизни личности. Можно считать общепризнанным представление не только о позитивном значении эффективного разрешения и преодоления личностью возникающих внутриличностных кризисов, конфликтов, противоречий, но и о негативном, а то и разрушитель­ном влиянии, которое может иметь для развития здоровой личности их непреодоле­ние. Мы можем оценивать выход человека из конфликта или кризиса как продук­тивный, если в результате он действительно «освобождается» от породившей его проблемы таким образом, что переживание делает его более зрелым, психологичес­ки адекватным и интегрированным.

Ф. Василюк отмечает, что эмоциональное переживание кризисной ситуации, ка­ким бы сильным оно ни было, само по себе не ведет к ее преодолению. Точно так же анализ ситуации, ее обдумывание приводит лишь к ее лучшему осознанию. Подлин­ная же проблема состоит в созидании нового смысла, в «смыслопорождении», «смыслостроительстве», когда результатом внутренней работы личности по преодолению, проживанию критических жизненных ситуаций становятся изменения в ее внут­реннем субъективном мире — обретение нового смысла, новое ценностное отноше­ние, восстановление душевного равновесия и т. д. (Василюк, 1984).

Напротив, те стратегии, которые, в сущности, являются психологически неэф­фективными, как бы их ни оценивал сам индивид, реально оказываются направлен­ными на ослабление, смягчение остроты переживаемого кризиса и сопровождаю­щих его эмоциональных состояний. Если вспомнить ранее использованную меди­цинскую аналогию, то можно сказать, что в первом случае человек, почувствовав боль, пытается выяснить ее причину и справиться с ней, вылечив болезнь, а во вто­ром случае он просто принимает таблетки, пытаясь заглушить неприятные ощу­щения.

Общая практическая позиция может быть выражена уже приводившимися сло­вами Мэя: «…Нашей задачей является превращение деструктивных конфлик­тов в конструктивные» (Мэй, 1994, с. 30).

Позитивные и негативные последствия конфликтов

В самой общей форме субъективные, связанные с людьми, их сознанием и поведением причины любых организационных конфликтов, как правило, вызываются тремя факторами:

  1. взаимозависимостью и несовместимостью целей сторон;
  2. осознанием этого;
  3. стремлением каждой из сторон реализовать свои цели за счет оппонента.
Иную, более развернутую классификацию общих причин конфликтов дают М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури, которые выделяют следующие основные причины конфликта.

1.       Распределение ресурсов. Практически в любых организациях ресурсы всегда ограничены, поэтому задачей руководства является рациональное распределение материалов, людей и денег между различными подразделениями и группами. Поскольку людям свойственно стремиться к максимальному получению ресурсов и завышать значимость своего труда, постольку распределение ресурсов почти неизбежно ведет к разного рода конфликтам.

2.       Взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует всюду, где при выполнении своих функций один человек (группа) зависит от другого человека (группы). Ввиду того, что любая организация есть система, состоящая из ряда взаимозависимых элементов — подразделений или людей, при неадекватной работе одного из них, а также при недостаточной согласованности их деятельности взаимозависимость задач может стать причиной конфликта.

3.       Различия в целях. Возможность конфликта увеличивается по мере усложнения организаций, их дальнейшего структурного деления и связанной с ним автономии. Вследствие этого отдельные специализированные подразделения (группы) начинают во многом самостоятельно формулировать свои цели, которые могут значительно расходиться с целями всей организации. При практической реализации автономных (групповых) целей это приводит к конфликтам.

4.       Различия в представлениях и ценностях. Неодинаковые представления, интересы и желания людей влияют на оценку ими ситуации, приводят к тенденциозному восприятию ее и соответствующей реакции на нее. Это порождает противоречия и конфликты.

5.       Различия в манере поведения и жизненном опыте. Различия в жизненном опыте, образовании, стаже, возрасте, ценностных ориентациях, в социальных характеристиках и даже просто в привычках препятствуют взаимопониманию и сотрудничеству людей и повышают возможность возникновения конфликта.

6.       Неудовлетворительные коммуникации. Недостаток, искажение, а иногда и избыток информации могут послужить причиной, следствием и катализатором конфликта. В последнем случае плохие коммуникации усиливают конфликт, мешая его участникам понять друг друга и ситуацию в целом.

Данная классификация причин конфликта может использоваться при его практическом диагнозе, однако в целом она достаточно абстрактна. Более конкретную классификацию причин конфликта предлагает Р. Дарендорф. Используя и дополняя ее, можно выделить следующие типы причин социальных конфликтов:

1. Персональные причины («личностные трения»). В их число включают индивидуальные черты, симпатии и антипатии, психологическую и мировоззренческую несовместимость, различия в образовании и жизненном опыте и т.п.

2. Структурные причины. Они проявляются в несовершенстве:

  • коммуникационной структуры: отсутствие, искаженность или противоречивость информации, слабость контактов руководства и рядовых сотрудников, недоверие и несогласованность действий между ними из-за несовершенства или расстройства коммуникаций и т.п.;
  • ролевой структуры: противоречивость должностных инструкций, различных формальных требований к работнику, официальных требований и личных целей и т.п.;
  • технической структуры: неодинаковая оснащенность разных подразделений техникой, изматывающий темп работы и т.п.;
  • организационной структуры: нарушающая общий ритм работы несоразмерность различных подразделений, дублирование вих деятельности, отсутствие эффективного контроля и ответственности, противоречивые устремления формальных и неформальных групп в организации и т.п.;
  • структуры власти: несоразмерность прав и обязанностей, компетенций и ответственности, а также распределение власти в целом, включающее формальное и неформальное лидерство и борьбу за него.
3. Изменение организации, и прежде всего техническое развитие.Организационные перемены приводят к изменению ролевых структур, руководящего состава и других работников, что нередко вызывает недовольство и конфликты. Весьма часто их порождает технический прогресс, ведущий к сокращению рабочих мест, интенсификации труда, повышению квалификационных и иных требований.

4. Условия и характер труда. Вредные для здоровья или опасные условия работы, нездоровая экологическая среда, плохие отношения в коллективе и с руководством, неудовлетворенность содержанием труда и т.п. — все это тоже создает благоприятную почву для возникновения конфликтов.

5. Распределительные отношения. Оплата труда в форме заработной платы, премий, вознаграждений, социальных привилегий и т.п. не только служит средством удовлетворения разнообразных потребностей людей, но и воспринимается как показатель социального престижа и признания со стороны руководства. Причиной конфликта может оказаться не столько абсолютная величина оплаты, сколько распределительные отношения в коллективе, оцениваемые работниками с точки зрения их справедливости.

6. Различия в идентификации. Они проявляются в склонности работников идентифицировать себя главным образом со своей группой (подразделением) и преувеличивать свою значимость и заслуги, недооценивая при этом значимость других и забывая об общих целях организации. В основе такого рода склонности лежат интенсивность и эмоциональная окрашенность коммуникаций в первичных группах, относительно большая личностная значимость таких групп и решаемых в них вопросов, групповые интересы и групповой эгоизм. Причины этого типа часто детерминируют конфликты между различными подразделениями, а также между отдельными коллективами и центром, руководством организации.

7. Стремление организации к расширению и повышению своей значимости. Эту тенденцию отражает известный закон Паркинсона, согласно которому каждая организация стремится к расширению своего штата, ресурсов и влияния, независимо от объема выполняемой работы. В основе тенденции к расширению лежит заинтересованность каждого подразделения, и прежде всего реальных и потенциальных руководителей, в получении новых, в том числе более высоких и престижных должностей, ресурсов, власти, авторитета. На пути реализации тенденции к расширению обычно стоят подобные или сдерживающие позиции других подразделений и руководства (центра), которое пытается ограничить устремления и сохранить власть, функции контроля и ресурсы организации преимущественно у себя. В результате такого рода взаимоотношений и возникают конфликты.

8. Различие исходных позиций. Это может быть и различный уровень образования, квалификации и ценностей персонала, и неодинаковые условия труда и материально-технического оснащения и т.п. различных подразделений. Подобные причины ведут к непониманию, неоднозначному восприятию задач и обязанностей, неслаженности деятельности взаимозависимых подразделений и, в конечном счете, к конфликтам.

Три последние причины характеризуют главным образом межорганизационные конфликты. В реальной жизни конфликты часто порождаются не одной, а несколькими причинами, каждая из которых в свою очередь видоизменяется в зависимости от конкретной ситуации. Однако это не снимает необходимости знать причины и источники конфликтов для конструктивного использования и управления ими.

Причины конфликтов во многом определяют характер их последствий.

Негативные последствия конфликта

Существуют два направления оценки последствий конфликтов: функционалистское (интеграционное) и социологическое (диалектическое). Первое из них, которое представляет, например, известный американский ученый-экспериментатор Э. Мейо. Он рассматривает конфликт как дисфункциональное явление, нарушающее нормальное существование организации, снижающее эффективность ее деятельности. Функционалистское направление акцентирует внимание на негативных последствиях конфликта. Обобщая работы различных представителей данного направления, можно выделить следующие негативные последствия конфликтов:

  • дестабилизация организации, порождение хаотических и анархических процессов, снижение управляемости;
  • отвлечение персонала от реальных проблем и целей организации, смещение этих целей в сторону групповых эгоистических интересов и обеспечения победы над противником;
  • неудовлетворенность участников конфликта пребыванием в организации, рост фрустраций, депрессий, стрессов и т.п. и, как следствие, снижение производительности труда, увеличение текучести кадров;
  • нарастание эмоциональности и иррациональности, враждебности и агрессивности поведения, недоверия к руководству и окружающим;
  • ослабление возможностей общения и сотрудничества с оппонентами в будущем;
  • отвлечение участников конфликта от решения задач организации и бесплодная растрата их сил, энергии, ресурсов и времени на борьбу друг с другом.
Позитивные последствия конфликта

В противоположность функционалистам, сторонники социологического подхода к конфликтам (их представляет, например, крупнейший современный немецкий конфликтолог Р. Дарендорф) рассматривают их как неотъемлемый источник общественных изменений и развития. При определенных условиях конфликты имеют функциональные, позитивные для организации результаты:

  • инициирование изменений, обновления, прогресса. Новое всегда есть отрицание старого, а поскольку как за новыми, так и за старыми идеями и формами организации всегда стоят определенные люди, постольку любое обновление невозможно без конфликтов;
  • артикуляция, четкая формулировка и выражение интересов, предание гласности реальных позиций сторон по тому или иному вопросу. Это позволяет яснее увидеть назревшую проблему и создает благоприятную почву для ее решения;
  • мобилизация внимания, интереса и ресурсов для решения проблем и, как следствие, экономия рабочего времени и средств организации. Очень часто назревшие вопросы, особенно те, которые касаются всей организации, не решаются до тех пор, пока не возникает конфликт, поскольку при бесконфликтном, «нормальном» функционировании из уважения к организационным нормам и традициям, а также из чувства вежливости руководители и сотрудники нередко обходят острые вопросы;
  • формирование у участников конфликта чувства сопричастности к принятому в его результате решению, что облегчает его реализацию;
  • стимулирование более продуманных и обоснованных действий для того, чтобы доказать свою правоту;
  • побуждение участников к взаимодействию и выработке новых, более эффективных решений, устраняющих саму проблему или ее значимость. Обычно это происходит тогда, когда стороны проявляют понимание интересов друг друга и осознают невыгодность углубления конфликта;
  • развитие у участников конфликта способности к сотрудничеству в будущем, когда конфликт будет урегулирован в результате взаимодействия обеих сторон. Приводящее к согласию честное соперничество повышает взаимное уважение и доверие, необходимые для дальнейшего сотрудничества;
  • разрядка психологической напряженности в отношениях между людьми, более четкое выяснение их интересов и позиций;
  • преодоление традиций группового мышления, конформизма, «синдрома покорности» и развитие свободомыслия, индивидуальности работника. В результате этого возрастает способность персонала к разработке оригинальных идей, нахождению оптимальных путей решения проблем организации;
  • вовлечение обычно пассивной части сотрудников в решение организационных проблем. Это способствует личностному развитию сотрудников и служит решению целей организации;
  • выявление неформальных групп, их лидеров и более мелких группировок, что может быть использовано руководителем для повышения эффективности управления;
  • выработка у участников конфликта умений и навыков относительно безболезненного решения возникающих в будущем проблем;
  • усиление групповой сплоченности в случае возникновения межгрупповых конфликтов. Как известно из социальной психологии, наиболее легкий способ сплочения группы и приглушения или даже преодоления внутреннего раздора — это нахождение общего врага, конкурента. Внешний конфликт способен погасить внутренние распри, причины которых со временем часто отпадают, утрачивают актуальность, остроту и забываются.
Конечно, как негативные, так и позитивные последствия конфликтов нельзя абсолютизировать, рассматривать вне конкретной ситуации. Реальное соотношение функциональных и дисфункциональных последствий конфликта непосредственно зависит от их природы, порождающих их причин, а также от умелого управления конфликтами.

На основе оценки последствий конфликтов строится стратегия обращения с ними в организации.

Позитивная роль конфликта Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

вых социально-психологических отношении, восстановление смысложизненных ориентации личности средствами культуры и искусств.

Литература

1. Конаржевский Ю.А. Системный подход к анализу воспитательного мероприятия. М., 1980.

2.Курило Л.В. Краеведение и туризм: Учеб. пособие. М.: РИБ «Турист», 1999.

3. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. М.: Междунар. пед. академия, 1994.

4. Мангер Т.Э. Диверсификация системы непрерывного образования в социально-культурной сфере: теория, методология, практика. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2007.

5. Мудрик А.В. Активные методы подготовки школьников

к общению // Активные методы обучения общению и его оптимизации. М.: НИИ ОПП АПН СССР, 1983.

6. Новаторов, В. Культурно-досуговая деятельность: Словарь-справочник. Омск, 1992.

7. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.

8. Селевко Г.К Альтернативные педагогические технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

9. Советский энциклопедический словарь. М., 1984.

10. Социально-культурная деятельность: Краткий курс лекций для подготовки к государственному экзамену / Науч. ред. Е.И. Григорьева. Тамбов, 2007.

11. Эльконин Д.Б. Психологические игры. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

12. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация : Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М., 2004.

ПОЗИТИВНАЯ РОЛЬ КОНФЛИКТА

С.А. МОРОЗ,

аспирант кафедры педагогики и психологии Российской

международной академии туризма 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

frо[email protected]

Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор В.Ю. ПИТЮКОВ, Рецензент доктор педагогических наук, профессор В.Ю. ПИТЮКОВ

Аннотация. Рассматриваются сущность и позитивная роль конфликта, выявляются его функции в развитии межличностных отношений, а также индивидуальном становлении личности. Ключевые слова: конфликт, позитивная роль и функции конфликта.

POSITIVE ROLE OF THE CONFLICT

S.A. MOROZ,

post-graduate of psychological and pedagogical department of the Russian International Academy of Tourism

Annotation. In article the essence and a positive role of the conflict are considered, its functions in development of interpersonal relations, and also individual formation of the person come to light. Keywords: the conflict, positive role and conflict functions.

Возникновению конфликтологии как относительно самостоятельной теории и практики в конце 50-х годов ХХ в. предшествовал длительный период формирования, накопления и развития конфликтологических идей и взглядов, сначала в рамках философии, а позднее — социологии, психологии и других наук.

В современных научных исследованиях конфликт представлен как неизбежная и неотвратимая единица общественного развития, а потому его рассматривают как естественный фрагмент жизни (С.М. Емельянов, Н.Ф. Вишнякова и др.), как одну из форм человеческого взаимодействия (Н.В. Гришина, О.Н. Громова и др.), как позитивное явление, открывающее дорогу инновациям (О.Н. Лукашонок и др.).

Сущность и позитивная роль конфликта заключается в развитии противоречия до его наивысшей фазы, когда всеми субъектами конфликта осознается суть возникшего противоречия, на основе чего избираются конструктивные способы разрешения конфликта, что обеспечивает развитие личности и межличностных отношений [3].

Анализируя различные взгляды на проблему конфликта, важно обратить внимание на то, что многие мыслители соотносят их с контекстом социальных явлений, не только выявляя причины различных столкновений (конфликтов), но и давая им оценку с точки зрения социальных последствий. Так, у Гераклита: «Война — отец всего и царь всего. Одним она определила быть богатым, другим — простыми людьми,

одних сделала рабами, других — свободными» [2, С. 7]. Это одна из первых попыток рационально обосновать позитивную роль борьбы в процессе общественного развития, т.е. позитивную роль конфликта.

Л. Козер [10] также в немалой степени изменил взгляд науки на конфликты. По его мнению, признание конфликта в качестве неотъемлемой характеристики социальных отношений никак не противоречитзадачеобеспечениястабильностииустойчи-вости существующей социальной системы. Интересы Л. Козера фокусируются не столько на анализе источников конфликта и его возникновения в социальных системах, сколько на его функциях. Одна из позитивных функций конфликта, по мнению этого ученого, заключается в способности разрядить и снять напряженность между антагонистами.

Кроме того, конфликт может выполнять «ком-му-никативно-информационную» и «связующую» функции; устанавливать более четкие границы между группами; влиять на социальное целое, в рамках которого развивается; способствовать интеграции, позитивным изменениям, нововведениям, уменьшению враждебности и ослаблению напряженности; служит сигнальной функцией, привлекая внимание к необходимости изменений.

Козер при этом подчеркивает, что все эти позитивные функции реализуются только при определенных условиях, касающихся остроты конфликта, характера отношений внутри группы, жесткости социальной структуры, в которой возникает конфликт, частоты возникновения конфликтов.

Теория структурного функционализма была подвергнута критике. Принципы структурного функционализма — стабильность, устойчивость, согласие и др. — слишком контрастировали с социальной реальностью, изобилующей противоречиями, конфликтами и другими потрясениями. Именно этот факт побудил ученых социологов к дальнейшему исследованию конфликтов. Особое внимание уделялось практике конфликта, а именно способом урегулирования конфликтов, позволяющим минимизировать негативные последствия и извлекать позитивный эффект из конфликтного процесса.

Конфликты, занимая важное место в теории Э. Эриксона, означают «не угрозу катастрофы, а поворотный пункт и тем самым онтогенетический источник как силы, так и недостаточной адаптации» [9, С. 219]. Жизненные кризисы у Эриксона сопровождаются не только негативными моментами, но и позитивными, и вопрос заключается не в избегании конфликтов, а в адекватном их восприятии и конструктивном разрешении. Таким образом, конфликты начинают нести позитивный заряд и становятся компонентом развития.

К. Левин создал теорию поля, где конфликт «психологически характеризуется как ситуация, в которой на индивида действуют противоположно направлен-

ные и одновременно воздействующие силы примерно равной величины» [12, С. 122]. Случаи, когда индивид находится между двумя позитивными или негативными валентностями или же один и тот же объект наделен как позитивной, так и негативной валентностью, описывают основные виды внутриличностного конфликта. Межличностные конфликты определяются как «конфликты между собственными и вынуждающими силами», т.е. как противоречие между собственными потребностями человека и внешней вынуждающей силой. По мнению Левина, законы развития конфликта едины для всех его видов, за исключением случая, когда конфликт между собственными и внешними вынуждающими силами имеет специфическую возможность разрушения этих внешних сил.

Идеи Левина о природе конфликтов стали непосредственным источником теории когнитивного соответствия, в том числе и теории структурного баланса Ф. Хайдера [11], которого многие считают основателем когнитивной психологии в целом. Теория Хай-дера посвящена анализу согласованности между системой установок индивида и его знаниями об установках и поведении окружающих. В соответствии с данной теорией конфликт возникает тогда, когда установление баланса невозможно в силу того, что «определенное отношение единства, предписываемое условиями баланса, для одного человека исключается вследствие существования отношения единства со стороны другого человека» [11, С. 212], т.е. сущность социально-психологического конфликта, в его трактовке, — это определенное рассогласование между системой представлений индивида и его знаниями о представлениях и поведении других, между системой представлений разных людей, понимание которой отражает позитивную сторону конфликта.

Для отечественной психологии было характерно принятие субъективной оценки человеком сложившейся ситуации, его субъективного переживания в качестве обязательного компонента наличия конфликта. В.Н. Мясищев писал о месте переживаний в системе отношений личности: «Переживание оказывается при более глубоком анализе производным от личности переживающего и само должно быть объяснено в связи с ее особенностями» [7].

В.С. Мерлин, один из ведущих отечественных исследователей конфликта, в качестве обязательного условия его возникновения рассматривает субъективную неразрешимость ситуации, которая не может быть нечем иным, как результатом соответствующей оценки, интерпретации ее человеком [5].

Таким образом, восприятие и интерпретация внешней ситуации, собственных чувств и переживаний как конфликта общепризнано рассматриваются как обязательное условие существования конфликта, а сама по себе внешняя ситуация, какие бы объективные противоречия она ни содержала, не может автоматически вести к развитию конфликта.

Современные тенденции в подходе к конфликтам направлены в большей степени на практическое их исследование, чем на теоретическое. Но важно отметить то, что изменилось отношение к конфликту: он воспринимается как явление закономерное и естественное, выполняющее важные функции в психической жизни человека. Наиболее ярко данная тенденция выражена в гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др.), которая, в противовес психоанализу (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг и др.), предполагающему, что на протяжении всей своей жизни человек постоянно стремится к ослаблению, уменьшению конфликта, рассматривают его как неизбежность. В то же время, как пишет Р. Мэй, «предельная целостность человеческой личности не только невозможна, но и нежелательна… Личность динамична, а не статична, ее стихия — творчество, а не прозябание. Наша цель — новое, конструктивное перераспределение напряжений, а не абсолютная гармония. Полное устранение конфликтов приведет к застою; нашей задачей является превращение деструктивных конфликтов в конструктивные» [6, С. 30].

Таким образом, позитивная роль конфликта вытекает из его природы, понимания сущности и описывается через совокупность характеристик, функций и последствий его конструктивного разрешения для личности и социума.

Литература

1. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2004.

2. Громова О.Н. Конфликтология : Курс лекций. М., 2000.

3. Кодякова М.Ю. Подготовка менеджеров туризма к разрешению профессионального конфликта : Дис… канд. пед. наук. М., 2005.

4. Лукашонок О.Н., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя. М.: Российское педагогическое агенство, 1998.

5. Мерлин В.С. Психология конфликта // Проблемы экспериментальной психологии личности: Учен. зап. Перм. пед. ин-та. Пермь, 1970.

6. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.: Класс, 1994.

7. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: ЛГПИ, 1960.

8. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии : Учеб.-практ. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М., Гном-Пресс: Московское городское педагогическое общество, 1999.

9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.

10. Coser L. Conflict. Social Aspects. — «International Encyclopedia Social Scitnces», Vol. 4. 1968. P. 78-90.

11. Heider F. The Psychology of Interpersonal Relations. N.Y. 1958.

12. Lewin K Resolving Social Conflicts. N.Y., McGraw Hill, 1948.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ВУЗОВ МВД РОССИИ

Е.А. НИКОНОРОВ, кандидат юридических наук, докторант ФПН и НПК Московского университета МВД России

[email protected] 13.00.08 — теория и методика профессионального образования Научный консультант доктор педагогических наук,

профессор Ю.Ф. ПОДЛИПНЯК

Аннотация. Обосновывается необходимость совершенствования боевой подготовки курсантов и слушателей в вузах МВД России.

Ключевые слова: боевая подготовка; подготовленность; экстремальные условия; служебно-боевые задачи.

PERFECTION OF COMBAT TRAINING OF CADETS AND HIGH SCHOOLS OF THE MINISTRY OF INTERNANAL AFFAIRS OF RUSSIA

E.N.NIKONOROV,

Candidate of jurisprudance, doctoral candidate FPN and NPK Moscow university of the Miistry of Internal Affairs of Russia

Annotation. In article necessity perfection combat training of cadets and listeners in high schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia is proved. Key words: combat training; readiness; extreme conditions; sluzhebno-fighting problems.

позитив-позитивный конфликт — с английского на русский

См. также в других словарях:

  • Управление конфликтом — включает в себя реализацию стратегий по ограничению негативных аспектов конфликта и усилению позитивных аспектов конфликта на уровне, равном или более высоком, чем тот, на котором происходит конфликт. Кроме того, цель управления конфликтами -…… Wikipedia

  • Позитивная психотерапия — это психодинамический метод психотерапии, основанный докторомНосрат Песешкян в 1968 году в Германии. Он основан на позитивном понимании человечества и имеет целостный и целостный подход. Сегодня он распространен во многих странах. Главный центр…… Википедия

  • Исследование разрешения конфликтов — Разрешение конфликтов — это любое снижение серьезности конфликта. Это может включать управление конфликтом, при котором стороны продолжают конфликт, но применяют менее радикальную тактику; урегулирование, в котором они достигают согласия по достаточному количеству вопросов, чтобы… Wikipedia

  • Трансформация конфликта — это процесс, посредством которого конфликты, такие как этнические конфликты, трансформируются в мирные исходы.Он отличается от подходов к разрешению конфликтов и управлению конфликтами тем, что признает, что современные конфликты требуют большего, чем…… Wikipedia

  • Позитивные педали — это группа людей, живущих с ВИЧ / СПИДом, приверженных созданию благоприятного и инклюзивного сообщества для других и самих себя посредством участия в мероприятиях, связанных с велосипедами. «Позитивные педилеры» — это почти 600 мужчин и женщин с ВИЧ / СПИДом… Википедия

  • Эскалация конфликта — описывает эскалацию конфликта до более деструктивного, конфронтационного, болезненного или иного менее комфортного уровня; в частности, это касается того, как можно контролировать или подавлять людей или силы в конфликте.В теории систем…… Википедия

  • Позитивный психологический капитал — определяется как позитивное и развивающее состояние человека, характеризующееся высокой самоэффективностью, оптимизмом, надеждой и стойкостью. [• Luthans F., Youssef, C.M. (2004). Управление человеческим, социальным, а теперь и положительным психологическим капиталом:…… Wikipedia

  • Conflict (альбом) — Студийный альбом Conflict Sy Smith Выпущен 1 апреля 2008 г.… Wikipedia

  • Позитивный хардкор — термин, используемый на американской хардкорной сцене для обозначения музыки хардкорных групп, которые социально осведомлены или сосредоточены на таких ценностях, как инклюзивность, ориентированность на сообщество и борьба с насилием.Многие из этих групп (и их фанаты) описывают свои…… Wikipedia

  • Позитивная деконструкция — Позитивная деконструкция применительно к христианской апологетике — это термин, впервые использованный Ником Поллардом в книгах «Евангелизация, сделанная чуть менее трудной», Ник Поллард, «Евангелизация стала немного легче» (Leicester: IVP, 1997), стр. 48– 56.] (на основе…… Википедии

  • КОНФЛИКТ МНЕНИЙ — (ив. מַחֲלֹקֶת, maḥaloket; Aram. Pelugta; палестин. Aram.тафлугта). Генерал Редко какая точка зрения в Талмуде оставалась неизменной, поскольку каждый талмудист имел право на свое собственное мнение, даже если оно противоречило мнению его величайшего…… Энциклопедия иудаизма

Книги

  • Криминология сохранения, Мередит Гор Л. Этот важный новый текст вводит криминологию сохранения как междисциплинарное исследование эксплуатации окружающей среды и рисков на стыке человеческих и природных систем.Принимая… Подробнее Купить за 6563.41 руб электронная книга
  • Развитие вашей компетенции в конфликтах. Практическое руководство для лидеров, менеджеров, фасилитаторов и команд, Фланаган Тим А. Практический ресурс, эта книга сочетает в себе советы, контрольные списки, упражнения и истории, чтобы описать конкретные процессы, которые улучшают методы работы лидеров, менеджеров и всех в организация… Подробнее Купить за 3551.16 руб электронная книга
  • Заложник за столом. Как лидеры могут преодолевать конфликты, влиять на других и повышать эффективность, Джордж Колризер.Джордж Колризер — профессор международного лидерства, консультант и ветеран переговоров о заложниках — объясняет, что только открыто столкнувшись с конфликтом, мы можем действительно пройти через… Подробнее Купить за 2181.42 руб электронная книга
Другие книги по запросу «позитив-позитивный конфликт» >>
.

позитивно-позитивный конфликт — это … Что такое позитивно-позитивный конфликт?

положительно-положительный конфликт

конфликт типа «приближение-приближение»

Англо-русский словарь по психоаналитике. 2013.

  • конфликт положительно-отрицательный
  • позитивизм

Смотреть что такое «позитивно-позитивный конфликт» в других словарях:

  • Управление конфликтом — включает в себя реализацию стратегий по ограничению негативных аспектов конфликта и усилению позитивных аспектов конфликта на уровне, равном или более высоком, чем то, на котором происходит конфликт.Кроме того, цель управления конфликтами -…… Wikipedia

  • Позитивная психотерапия — это психодинамический метод психотерапии, основанный доктором Носратом Песешкяном в 1968 году в Германии. Он основан на позитивном понимании человечества и имеет целостный и целостный подход. Сегодня он распространен во многих странах. Главный центр…… Википедия

  • Исследование разрешения конфликтов — Разрешение конфликтов — это любое снижение серьезности конфликта.Это может включать управление конфликтом, при котором стороны продолжают конфликт, но применяют менее радикальную тактику; урегулирование, в котором они достигают согласия по достаточному количеству вопросов, чтобы… Wikipedia

  • Трансформация конфликта — это процесс, посредством которого конфликты, такие как этнические конфликты, трансформируются в мирные исходы. Он отличается от подходов к разрешению конфликтов и управлению конфликтами тем, что признает, что современные конфликты требуют большего, чем…… Wikipedia

  • Положительные педали — это группа людей, живущих с ВИЧ / СПИДом, приверженных созданию благоприятного и инклюзивного сообщества для других и самих себя посредством участия в мероприятиях, связанных с велосипедами.«Позитивные педилеры» — это почти 600 мужчин и женщин с ВИЧ / СПИДом… Википедия

  • Эскалация конфликта — описывает эскалацию конфликта до более разрушительного, конфронтационного, болезненного или иного менее комфортного уровня; в частности, это касается того, как можно контролировать или подавлять людей или силы в конфликте. В теории систем…… Википедия

  • Позитивный психологический капитал — определяется как положительное состояние и состояние развития человека, характеризующееся высокой самоэффективностью, оптимизмом, надеждой и стойкостью.[• Luthans F., Youssef, C.M. (2004). Управление человеческим, социальным, а теперь и положительным психологическим капиталом:…… Wikipedia

  • Conflict (альбом) — Студийный альбом Conflict Sy Smith Выпущен 1 апреля 2008 г.… Wikipedia

  • Позитивный хардкор — термин, используемый на американской хардкор-сцене для обозначения музыки хардкор-групп, которые социально осведомлены или сосредоточены на таких ценностях, как инклюзивность, ориентированность на сообщество и борьба с насилием.Многие из этих групп (и их фанаты) описывают свои…… Wikipedia

  • Позитивная деконструкция — Позитивная деконструкция применительно к христианской апологетике — это термин, впервые использованный Ником Поллардом в книгах «Евангелизация, сделанная немного менее сложной», Ник Поллард, «Евангелизация стала немного менее сложной» (Leicester: IVP, 1997), стр. 48– 56.] (на основе…… Wikipedia

  • КОНФЛИКТ МНЕНИЙ — (ив. מַחֲלֹקֶת, maḥaloket; Aram. Pelugta; палестин. Aram.тафлугта). Генерал Редко мнение в Талмуде оставалось без ответа, поскольку каждый ученый-талмуд имел право на собственное мнение, даже если оно противоречило мнению его величайшего…… Энциклопедия иудаизма

Книги

  • Природоохранная криминология, Мередит Гор Л. Этот важный новый текст представляет природоохранную криминологию как междисциплинарное исследование экологической эксплуатации и рисков на пересечении человеческих и природных систем.Принимая… Подробнее Купить за 6563.41 руб электронная книга
  • Развитие вашей компетенции в конфликтах. Практическое руководство для лидеров, менеджеров, фасилитаторов и команд, Фланаган Тим А. Практический ресурс, эта книга сочетает в себе советы, контрольные списки, упражнения и истории, чтобы описать конкретные процессы, которые улучшают методы работы лидеров, менеджеров и всех в организация… Подробнее Купить за 3551.16 руб электронная книга
  • Заложник за столом. Как лидеры могут преодолевать конфликты, влиять на других и повышать эффективность, Джордж Колризер.Джордж Колризер — профессор международного лидерства, консультант и ветеран переговоров о заложниках — объясняет, что только открыто столкнувшись с конфликтом, мы можем действительно продвинуться через… Подробнее Купить за 2181.42 руб электронная книга
Другие книги по запросу «положительно-положительный конфликт» >>
.

позитивно-позитивный конфликт — это … Что такое позитивно-позитивный конфликт?

положительно-положительный конфликт

Психология: конфликт типа «приближение-приближение»

Универсальный англо-русский словарь. Академик.ру. 2011.

  • группа положительных полюсов
  • Инструмент положительно-положительный

Смотреть что такое «позитивно-позитивный конфликт» в других словарях:

  • Управление конфликтом — включает в себя реализацию стратегий по ограничению негативных аспектов конфликта и усилению позитивных аспектов конфликта на уровне, равном или более высоком, чем тот, на котором происходит конфликт.Кроме того, цель управления конфликтами -…… Wikipedia

  • Позитивная психотерапия — это психодинамический метод психотерапии, основанный доктором Носратом Песешкяном в 1968 году в Германии. Он основан на позитивном понимании человечества и имеет целостный и целостный подход. Сегодня он распространен во многих странах. Главный центр…… Википедия

  • Исследование разрешения конфликтов — Разрешение конфликтов — это любое снижение серьезности конфликта.Это может включать управление конфликтом, при котором стороны продолжают конфликт, но применяют менее радикальную тактику; урегулирование, в котором они достигают соглашения по достаточному количеству вопросов, чтобы… Wikipedia

  • Трансформация конфликта — это процесс, посредством которого конфликты, такие как этнические конфликты, трансформируются в мирные исходы. Он отличается от подходов к разрешению конфликтов и управлению конфликтами тем, что признает, что современные конфликты требуют большего, чем…… Wikipedia

  • Положительные педали — это группа людей, живущих с ВИЧ / СПИДом, приверженных созданию благоприятного и инклюзивного сообщества для других и самих себя посредством участия в мероприятиях, связанных с велосипедами.«Позитивные педилеры» — это почти 600 мужчин и женщин с ВИЧ / СПИДом… Википедия

  • Эскалация конфликта — описывает эскалацию конфликта до более деструктивного, конфронтационного, болезненного или иного менее комфортного уровня; в частности, это касается того, как можно контролировать или подавлять людей или силы в конфликте. В теории систем…… Википедия

  • Позитивный психологический капитал — определяется как положительное и развивающее состояние человека, характеризующееся высокой самоэффективностью, оптимизмом, надеждой и стойкостью.[• Luthans F., Youssef, C.M. (2004). Управление человеческим, социальным, а теперь и положительным психологическим капиталом:…… Википедия

  • Conflict (альбом) — Студийный альбом Conflict Sy Smith Выпущен 1 апреля 2008 г.… Wikipedia

  • Позитивный хардкор — термин, используемый на американской хардкор-сцене для обозначения музыки хардкор-групп, которые социально осведомлены или сосредоточены на таких ценностях, как инклюзивность, ориентированность на сообщество и борьба с насилием.Многие из этих групп (и их фанаты) описывают свои…… Wikipedia

  • Позитивная деконструкция — Позитивная деконструкция применительно к христианской апологетике — это термин, впервые использованный Ником Поллардом в книгах «Евангелизация, сделанная немного менее сложной», Ник Поллард, «Евангелизация стала немного менее сложной» (Leicester: IVP, 1997), стр. 48– 56.] (на основе…… Википедии

  • КОНФЛИКТ МНЕНИЙ — (ив. מַחֲלֹקֶת, maḥaloket; Aram. Pelugta; палестин. Aram.тафлугта). Генерал Редко мнение в Талмуде оставалось без ответа, поскольку каждый ученый-талмуд имел право на свое собственное мнение, даже если оно противоречило мнению его величайшего…… Энциклопедия иудаизма

Книги

  • Природоохранная криминология, Мередит Гор Л. Этот важный новый текст представляет природоохранную криминологию как междисциплинарное исследование экологической эксплуатации и рисков на пересечении человеческих и природных систем.Принимая… Подробнее Купить за 6563.41 руб электронная книга
  • Развитие вашей компетенции в конфликтах. Практическое руководство для лидеров, менеджеров, фасилитаторов и команд, Фланаган Тим А. Практический ресурс, эта книга сочетает в себе советы, контрольные списки, упражнения и истории для описания конкретных процессов, которые улучшают методы работы лидеров, менеджеров и всех в организация… Подробнее Купить за 3551.16 руб электронная книга
  • Заложник за столом. Как лидеры могут преодолевать конфликты, влиять на других и повышать эффективность, Джордж Колризер.Джордж Колризер — профессор международного лидерства, консультант и ветеран переговоров о заложниках — объясняет, что только открыто столкнувшись с конфликтом, мы можем действительно пройти через… Подробнее Купить за 2181.42 руб электронная книга
Другие книги по запросу «позитивно-позитивный конфликт» >>
.

перевод на русский, синонимы, антонимы, произношение, примеры, транскрипция, значение, словосочетания

Другие результаты
Потепление в американо-российских отношениях уже привело к более позитивному диалогу в Совете Россия-НАТО и укрепляет взаимное доверие, которое только может предотвратить будущий конфликт. Оттепель в американо-российских отношениях уже привела к началу более позитивного диалога в Совете Россия-НАТО, и она помогает укреплению взаимного доверия, которое само по себе способно предотвратить будущие конфликты.
Успех в сдерживании или действительно разрешении конфликта будет иметь исключительно положительные последствия для безопасности Европы. Успех в сдерживании или даже в разрешении конфликта в данном регионе будет иметь положительные положения для безопасности Европы.
Возможно, это выбор для экономической модернизации, для прекращения политики конфликта и для позитивных политических изменений в будущем. Вероятно, это выбор в пользу экономической модернизации, прекращения политики и положительных перемен в будущем будущем.
Доктор, в любом конфликте положительной и отрицательной энергии всегда преобладает отрицательная. Доктор, в любом конфликте между положительной и отрицательной энергиями, отрицательная всегда превалирует.
Я пытаюсь разрешить этот конфликт с помощью юмора и ответственности. И пытаюсь уладить этот конфликт положительно, используя юмор и возлагая на себя ответственность.
Эта модель объясняет, что люди сталкиваются с конфликтом между желанием выразить предрассудки и желанием сохранить позитивную самооценку. Эта модель объясняет, что люди сталкиваются с столкновением между желанием выразить предубеждение и желанием сохранить позитивную я-концепцию.
Они дают советы, дают гарантии и управляют конфликтами, пытаясь поддерживать позитивные отношения между членами группы. Они дают советы, дают гарантии и управляют попытками поддерживать позитивные отношения между членами группы.
.