Содержание

Тусау кесер (разрезание пут).

С давних времен и до наших дней казахский народ, много времени уделял ребенку, воспитанию ребенка. Например когда малыш рождался проводился Шілдехана (праздник посвященный рождению), после сорока дней проводили еще одно мероприятие Кыркынан шыгару, затем давали ребенку имя, далее шел процесс укладывания в колыбель Бесик той и т.д. До взросления малыша, в честь него организуют свыше 20 мероприятий, исходя из этого можно сделать вывод, что наш народ уделяет особое значение воспитанию ребенка. Причина заключается в том, что наш народ ценит ребенка как никто другой. Это сохранилось у нас в генах. Поэтому эту статью посвящаем обычаю связанный с малышом – Тусау кесер.

   Тусау кесер (разрезание пут) – обряд посвященный малышу. Делают для того, чтобы он быстро встал на ноги. Этот обычай организуют, когда он постепенно начинает ходить.

Это время, в большинстве случаев наступает, когда ему исполняется год. Наши предки верили, что если этот обычай не будут проводить, то будущее ребенка будет плохим, он будет часто спотыкаться. А если этот обряд будет проведен, то его ждет светлое будущее и он будет счастливым, удачливым. Для проведения этого обряда, родители ребенка организуют той. Для этого они за день до праздника отправляют пригласительные своим родственникам, друзьям, близким. На следующий день приглашенные люди приходят с подарками, гостинцами для шашу (торжественное разбрасывание гостинцев). Для гостей накрывается праздничный дастархан. Начинается застолье. После начинается обряд
тусау кесер
. Ноги малыша завязывают черно-белой веревкой. Эти цвета выбирают, чтобы он в будущем отличал черное от белого, был добропорядочным гражданином, никому не переходил дорогу. Некоторые вместо полосатой веревки, завязывают ноги жирной кишкой какого-нибудь животного, для того чтобы ребенок в будущем был богатым, авторитетным. Такая примета существует и по сей день. Иногда для завязывания использовали веревку сплетенной из травы, чтобы ребенок быстро вырос, быстрее возмужал, был многодетным и т.д. Раньше была такая своеобразная примета. Если перейти к вопросу «кто будет резать пут ребенку?», то тут есть два варианта. Первый вариант — этого человека выбирают родители. Это право в основном предоставляется многодетной, энергичной женщине или бабушке. Человек, который режет путы ребенку должен быть шустрым, энергичным, уважаемым среди своего окружения. Наши предки верили, если такой человек будет резать пут ребенку, то его энергия будет передаваться малышу. Человек, которому поручен этот процесс, должен принести с собой нож и веревку.  После застолья все выходят на улицу. Расстилается специальный ковер. На ковер ставят малыша, и  выбранный  человек режет ему пут. Далее два человека берут его за руки и водят его по ковру. Когда его водят то люди, в торжественной обстановке разбрасывают гостинцы и монеты. В некоторых регионах на ковер ставят специальные предметы (книги, зеркало, плеть).
Далее ребенок выбирает один из предметов. К примеру, если он выбирает книгу станет ученым, просветленным и т.д. А если он выберет плеть, то станет воинственным. Второй вариант – устраивается соревнование по быстрой ходьбе среди мальчиков. Мальчик, который занял первое место, будет резать пут ребенку. Это делают для того, чтобы энергия этого мальчика передалась малышу. Затем мальчику дарят подарок. Если обряд тусау кесер делают богатые люди, то после этого обряд продолжается более масштабно. Проводят байге, курес, кокпар и др. национальные игры.

 

Копирование и использование материала приветствуется при указании активной гиперссылки toibiznes.kz

ТҰСАУ КЕСЕР (ТУСАУ КЕСУ) в Акмолинская область — Toibiznes.

Когда ребенок только-только начинает делать первые шаги или просто удерживает равновесие в вертикальном положении, принято проводить ритуал “Тұсау кесер” – разрезание пут на ногах, символизирующее начало нового этапа в жизни ребенка – умение ходить, познавать мир.
Наши предки были уверены, если не провести этот ритуал, то ребенок будет часто спотыкаться, будет неуверенным, неуклюжим.
Для проведения “тусау кесу” готовят пестрый жгутик – “ала жiп”, переплетенный из нескольких шерстяных ниток разных ярких цветов, имеющий размер приблизительно 50-60 см. Этот жгутик называт “тусау” – путы. Цвет ниток состоит из трех цветов: белый – символ чистоты, зеленый – здоровье и долголетие и красный – символ достатка. В старину путы делали из зеленой травы или из очищенной тонкой кишки домашнего скота. Сами путы “ала жiп” имеют важное значение у казахов – есть притча ” ала жiптi аттама” – “не переступай черту”, остерегающий человека от неправильных поступков. В старину “ала жiп” делали из нитей белого и черного цветов, символизирующих философию и реальности мира – добро и зло, свет и тьму, тепло и холод. Перевязывание такими путами символично означало запрет на неверный шаг в жизни – не кради, не обмани, не переступай за черту дозволенного.
Ритуал торжественно начинают обычно бабушки-тетушки – малыша отвлекают, придерживая его в положении стоя и слегка перевязывают ноги в форме “восьмерки” так, чтобы малыш мог сделать несколько шагов. Иногда перевязывают просто концы жгута к каждой ноге и если еще ходит неуверенно, путы ненадолго оставляют на лодыжке малыша в виде смешных “браслетиков”.
Старейшины рода дают “бата” – благословение на начало хорошей, достойной жизни у ребенка с первых шагов и начинается самое интересное.
Среди приглашенных гостей выбирается самый почетный – молодой, здоровый, красивый, энергичный и уважаемый человек, или молодая и быстрая мама семейства, которым доверяется перерезать путы острым ножом. Важно, чтобы поступь у этого человека была легкая, быстрая, поэтому обычно путы перерезают не старики, а молодые люди. Малыш делает первые шаги и бабушки – эже или тетушки – апа осыпают его и гостей праздничным “шашу” из сладостей и монет.
Считается, что темперамент перерезавшего путы человека передается малышу, поэтому родители выбирают быстрого на подъем, живого и жизнерадостного человека. При проведении ритуала около ножек ребенка ложат какие-нибудь предметы – книгу, монету и др. Это своеобразный “тест” для малыша – что он возьмет в руки, с тем предметом будет связана его профессия. Этот процесс бывает особенно веселым, особенно веселые комментарии присутствующих и недоумение малыша, наблюдающего неожиданный смех взрослых.
Веселое празднование новой вехи в жизни ребенка завершается вручением подарка перерезавшему путы гостю!

какой обряд помогает ребенку быть счастливым?

Рождение ребенка – большая радость в семье любого народа. Это событие сопровождается многочисленными традициями и обычаями. Поворотным считается год когда малыш встает на ноги и делает первые шаги. Чтобы его дальнейшая дорога по жизни была легкой, казахи проводят обряд, который называется «Тұсау кесу».

У казахов есть очень точная и хорошая пословица: «Балалы үй базар, балассыз үй мазар». Ее смысл заключается в том,  что дом, где живет ребенок, наполнен весельем и радостью, а в доме, где детей нет – пустотой и безмолвством. Традиционно казахские семьи всегда были многодетными и дружными.

С момента появления малыша его родные соблюдали ряд ритуалов.  К примеру, после рождения его укладывали в бесік (колыбель), над которой перед этим изгоняли плохую энергию огнем. К самому бесіку прикрепляли тұмар (талисман).   Спустя 40 дней от рождения ребенка проводят обряд «қырқынан шығару», во время которого малыша купают в соленой воде, а после поливают 40-ка ложками воды. В чашу помещают серебряные монеты. После «қырқынан шығару» стригут волосы и ногти. После молитвы аксакалы и мулла произносят имя новорожденного. А собравшиеся женщины, родственницы, соседки и подруги роженицы, отмечают событие за щедро накрытым дастарханом.

В следующий раз родители приглашают гостей на первый день рождения ребенка. К году малыш обычно пробует делать свои первые шаги. И здесь обязательно проводили обряд тұсау кесу (разрезание пут).

Почему он так важен? Скорее всего, одна из причин – это бытовавшая ранее высокая младенческая смертность. Ребенок благополучно пережил свой первый год и вся родня, конечно же, радовалась этому. А первые шаги были символом того, что он пришел в наш мир всерьез и надолго. Символическое  перерезание пут на ногах поможет ему идти по жизни уверенно, верили предки.

К слову, похожий обряд перерезания пут издревле бытовал и у славян: до года ребенок также считался жителем потустороннего мира, покойником, поэтому его ножки был как будто связаны между собой. Обряд разрезания пут проводился тогда, когда малыш делал первый самостоятельный шаг. Доверяли это бабушке. Она брала нож (если мальчик) или ножницы (если девочка) и рисовала ими на земле перед ребенком крест. Потом трижды имитировала разрезание пут между ножками ребенка и трижды бросала на землю нож (ножницы) со словами: «Разрезаю я путы твои, и пусть земля, по которой ты ступаешь, будет тверда, словно железо».

Считается, что у казахов этот ритуал существовал еще со времен тенгрианства. Наши предки были уверены, что, если его не провести, то ребенок будет часто спотыкаться, будет неуверенным и неуклюжим.

Для проведения тұсау кесу берется белое тканевое полотно, оно будет символизировать светлую дорогу (ақ жол), и пестрая веревка-жгутик (ала жіп), которая плетется из шерстяных нитей длиной 50-60 сантиметров. В разных регионах нити бывают разными: в некоторых местностях считают, что они должны быть красного, белого и зеленого цвета. Красный означает достаток, белый — чистоту, а зеленый – здоровье и процветание. Другие резали путы белых и черных цветов, которые символизировали философию и реальность мира – добро и зло, свет и тьму, тепло и холод. А, к примеру, на юге часто брали путы «тоқішекпен», они сделаны из кишок барана и символизируют сытную, безбедную жизнь. Еще один вариант пут – из переплетенной зеленой травы, она олицетворяет постоянный рост и развитие.

Для проведения ритуала малышу завязывают ножки с помощью этих нитей восьмеркой, символом бесконечности. После разрезания нитей малыш идет по белой дорожке, а за обе ручки его поддерживает и ведет кесушi – заранее избранный семьей человек с положительными качествами, которому доверяют перерезать путы. Считается, что дальнейший жизненный путь малыша будет не менее успешным, чем у этого уважаемого людьми человека.

Путы перерезаются с добрыми пожеланиями «жүйрік бол», «шауып кет» (будь резвым, скачи быстрее). После, кесуши снимает калта (украшенный мешок с подарками) и разбрасывает на пути карапуза традиционное шашу – конфеты и монеты, чтобы его жизнь была сладкой, в достатке. Родителей поздравляют специальной фразой «қадамы құтты болсын», что переводится как «пусть будут благословенны его первые шаги». 

После проводят жол тандау — выбор своего пути в жизни. Перед ребенком традиционно раскладывают 7 предметов на выбор. К примеру, клубок шерсти – для долгой жизни, шоколадку – для сладкой жизни, деньги – к процветанию, ключи – к благосостоянию, колечко – к удачному браку, книгу – к знаниям, кисть – к творчеству.  Это своеобразный тест для именинника, считается, что он выберет свою судьбу, потянувшись к тому или иному предмету.

После проведения обряда белое полотно дарится молодой паре, у которых еще нет своих детей. А приглашенные гости маленького именинника садятся праздновать светлое и замечательное событие за дастархан.

как казахи готовят ребенка к жизни

Несмотря на пандемию, в Казахстане проводят обряд тусау кесер, в переводе – «разрезание пут».

Для казахов это особенный праздник и отмечают его широко. Что это за ритуал и в чем его особенность, узнала корреспондент телеканала «МИР 24» Гульмира Жанзакова.

Айсару ведут за руки папа и мама. Под ногами ак жол – белая ткань, символизирующая жизненный путь. Обряд тусау кесер, или перерезание пут, родители мечтали провести роскошно: пригласить родственников из других регионов и стран. На семейных праздниках у казахов обычно по 200-300 гостей.

«В этом году это невозможно, чтобы не подвергать опасности своих родных людей, провели его в узком кругу дома. Этот обряд очень важно провести для того, чтобы ребенок не спотыкался по жизни», – уверена мама Айсары Самал Кенжегарина.

Обряд проводят со времен тенгрианства. Тысячелетия назад младенческая смертность была очень высокой. Поэтому, когда ребенок благополучно переживал свой первый год, родные радовались и устраивали грандиозный праздник. Уважаемого гостя просили сделать тусау кесер.

«Для разрезания пут выбирают человека энергичного, успешного, который достиг чего-то в жизни. Чтобы у ребенка была такая же счастливая судьба. Завязывают путы восьмеркой, что символизирует бесконечность. Веревку берут, как правило, двух цветов: черного и белого – это добро и зло, светлые и темные полосы жизни», – указала мама Айгерим Молдракова.

На конце дорожки перед ребенком раскладывают разные предметы. По поверью, что он выберет, то и получит в жизни. Баурсаки или выпечка – достаток. Клубок шерсти – долголетие.

«Если ребенок выберет домбру, он будет музыкантом. А если книгу – значит, будет или писателем или кем-то великим», – считает бабушка Рахиля Молдракова.

«Все хотят, чтобы более богато выглядело. Вот такой дизайн у нас жемчуг. Полностью каждая бусинка выкладывается вручную», – говорит дизайнер.

Раньше атрибуты для тусау кесер шили мамы и бабушки. Теперь их заказывают в магазинах. Дизайнеры выполняют заказы на любой вкус и цену. Одежда для мальчиков и девочек, ак жол, расшитый бисером и камнями, и готовые боксы с предметами для ребенка. Алина Иманжанова в этот бизнес пришла несколько лет назад.

«Мой муж казахской национальности, я сама украинка. Я, получается, приняла ислам ради своих детей, ради себя. То есть у меня три мальчика, нужно было все это знать, вливаться в среду. Мы решили изготовить сначала для себя», – рассказала предприниматель Алина Иманжанова.

Клиенты есть всегда, но самые щедрые – отцы. Для детей они покупают полные комплекты аксессуаров. Не упал спрос и в карантин, хотя национальные обряды казахи сейчас проводят несколько скромнее.

К слову, тем, кто проводит обряды в кафе и зовет много гостей, грозит штраф. Физическим лицам 200 долларов, а вот юридическим или владельцам общепита – до 1400.

В большой семье. Зачем астраханские казахи делают тусау кесу, а ногайцы изгоняют из младенцев глупость

Рождение ребенка – важнейшее событие в любой семье. Появление на свет нового человека, первые дни его жизни с глубочайшей древности были обставлены различными обрядами, ритуалами и таинствами. Предки верили, что их соблюдение принесет младенцу здоровье, благополучие, оградит от несчастий в будущем. Некоторые обычаи сохранились и по сей день.

Чтоб никто не догнал

Один из них – разрезание пут. Говорят, подобный обряд существовал у многих народов. Но если для кого-то это фольклор, то в казахских семьях он практикуется и сейчас.

Описание обряда тусау кесу хранится в архиве нематериального культурного наследия Астраханской области. О нем рассказали сотрудникам областного методического центра народной культуры старожилы астраханских сел Марпуга Маженовнысовна Бикмухамбетова (село Затон Камызякского района), Турдубике Уразовна Калиева (село Лебяжье Камызякского района) и Калимат Кайсалиевна Кабышева (село Рассвет Наримановского района).

Период, когда ребенок делает первые шаги, один из самых важных в его жизни. Казахи верят, что от него зависит не только умение ходить как таковое, но и будущая судьба человека.

Обряд разрезания пут проводил житель аула или родственник, качества которого родители хотели видеть в своем ребенке, с пожеланиями: «Жvрдек болсын, талтак боп оспесiн», то есть чтобы был быстрый на подъем, вырос хорошим человеком.

Ножки ребенка перевязывали веревкой, свитой из пестрой ленты, зеленой травы и высушенной толстой бараньей кишки. Лента — чтоб вырос хорошим, честным человеком, не переходил дорогу другим. Трава — чтоб было много растительности, а следовательно молока, чтоб был удачлив в дороге. Баранья кишка — чтоб был всегда сыт, рос и жил без печали.

Веревку завязывали на ножках ребенка восьмеркой. Между ножек ставили хлеб с дырочкой, защищающий от нечистой силы, конфеты, курт. Перерезающий ленту приговаривал: «Кашсан кvтыл, кусан жет», т. е. «Будет убегать — пусть его не догонят, будет преследовать — пусть догонит».


Разрезание пут – праздник, на который приглашались родственники, гости.

Торжество сопровождалось общим угощением. После чего взрослые и дети участвовали в играх и шуточных развлечениях. Перед только что начавшим ходить ребенком клали различные предметы: ножницы, молоток, камчу, домбру, украшение и т.д. По предмету, который взял ребенок, угадывали его будущую профессию.

Прогнать глупость со двора
У ногайцев, как и у многих народов, число сорок имеет сакральное значение. И большинство «детских» обрядов связаны с этим периодом.

«Первые 40 дней после рождения младенца очень значимы, в этот период происходит этап его «очеловечивания». До 40-го дня ребенку дают имя, укладывают впервые в колыбель, сбривают первые волосы, снимают старую одежду, одевают в специальную рубашку (ийткоьйлек), — рассказывает активистка АРОО «Центр ногайской культуры «Эдиге» Эльвира Хасанова.По наблюдениям наших предков считалось, что после 40 дней ребёнок воспринимает окружающий его мир более осознанно, начинает узнавать родные лица, произносит первые звуки». 


Младенец, которому больше 40 дней, называется у ногайцев «кыркынаншыккан бала».

Тело младенца считается слабым, а чтобы оно поскорее стало здоровым, не подвергалось болезням, 40 дней ребенка купают в подсоленной воде.

Обряд сбривания волос проводит дедушка ребенка со стороны матери — нагашатасы. Новорожденного ему приносят домой. Родители дарят мужчине рубашку, он же преподносит ребенку в виде дара бычка или барана. Первые волосы называются «карыншаш», что переводится как «утробные волосы». Ногайцы верят: если их не сбрить, ребенок будет постоянно болеть, у него будет дурной глаз, его проклятия будут сбываться. Волосы мальчика заворачивают в платочек или кусок ткани и привязывают к хвосту лошади — это сделает ребенка сильным, быстрым, выносливым как лошадь. Волосы девочки хранят дома в сундуке, чтобы она была хранительницей домашнего очага, трудолюбивой, хозяйственной. В народе про мальчиков, которые не оправдывают ожиданий, говорят: «Его утробные волосы дома оставили, наверно». 

Первая рубашка ребенка называется «собачья». Она шьется из подола нательной рубахи свекра матери новорожденного или почтенного старца, чтобы младенец принял их мудрость, был долгожителем. Так было раньше, говорит Эльвира Хасанова. Сейчас ее заменяет первая распашонка ребёнка, которую на него надели сразу после рождения.

Когда ребенку исполняется 40 дней, считается, что от него уходит «глупость» – то есть он начинает осознавать окружающий мир. В этот день пекут три хлеба с отверстиями посередине. Два из них отдают детям, которых приглашают в гости. 

Первую «собачью» рубашку снимают с ребенка и продевают через отверстие в хлебе, который привязывается на шею собаке. А затем дети начинают гонять ее, чтобы собака унесла глупость младенца, «йитакыл», и все плохое в нем. После обряда детей угощают сладостями, чаем.


Практикуется у ногайцев и разрезание пут. Но обряд отличается от того, как проводят его в казахских семьях. Когда ребенок делает первые шаги, принято ставить его на середину комнаты и звать к себе со словами: «Атин, атинджуьр, балам» («Атин, атин ходи, дитя мое»). Во время обряда тысавкесуьв присутствуют бабушки, тети и соседки. Ребенка ставят на платок или ткань и завязывают ноги тесьмой (тысав), сплетенной из разноцветных ниток – треножат. Под ноги малышу кладут деньги, которые потом отдают женщине, перерезавшей путы. Для перерезания пут выбирают женщину здоровую, шуструю (алгыр), деловую и хозяйственную. Можно пригласить родственницу, соседку или подругу, главное — чтобы у нее было много хороших качеств, так как верят, что они переходят к ребенку. При перерезании произносят благопожелание: «юрсин, шапсын бала-йыгылмасын» («чтобы ребенок ходил, бегал и не падал»). Женщина обычно говорит: «Сендейболсын!» («Пусть будет таким (ой) как ты!»). Помимо денег, лежащих у ног младенца, ей дарят также отрез ткани кийит.

 

Обряды разные, но объединяет их одно: желание, чтобы ребенок рос здоровый и счастливый, стремление дать ему все лучшее, защитить от бед и несчастий. Как бы мы ни отличались друг от друга, а любовь к детям у всех одна и не зависит от национальности.

   Читайте также Как астраханские ногайцы стали татарами

Откуда у астраханских казахов столько родственников

Как эпидемия в станице под Астраханью взвинтила цены на карболку в Петербурге

Читать весь архив

Что нужно знать об обряде Тұсау кесу? | Новости Казахстана: последние новости на Kazakh TV

В казахской культуре сохранилось много важных обрядов. Сегодня обряды родильного и свадебного циклов (бесікке салу, қырқынан шығару, тұсау кесер, беташар, и др.) воспринимаются как действия развлекательного характера, ценность которых в сплочении родни, совместном проживании радостных событий, следовании традициям, украшении быта.

Почему для наших предков был так важен обряд тусау кесу? Одна из причин — высокая младенческая смертность. Ну как тут не радоваться тому, что ребенок благополучно прожил первый год (или как говорили казахи — первый мүшелі жас). Потому и первые шаги были важными и радостными знаками того, что человек пришёл в этот мир надолго. И теперь — свободный от пут потустороннего мира – он уверенно пойдёт по своей новой дороге, по Жизни.

 

В силу сугубой традиционности кочевников тенгрианский обряд тұсау кесу у казахов до сих пор сохранился, но понимание смысла обряда в сознании народа трансформировалось. Между тем, у наших предков такие обряды, как тұсау кесу (разрезание пут) или ашамайға мінгізу (посадка на коня) были обрядами Начала пути, путешествия по жизни, освоения пространства. Если ребенок встал на ноги, значит пора ему седлать коня.

 

Что нужно знать об обряде тұсау кесу?

1. Он помогает ускорению физического развития ребёнка (чтобы тот уверенно ходил и бывают случаи, когда обряд могут повторить, если ребёнок ходит слабо).

2. Идея обряда в передаче ребёнку духовных и физических качеств избранного родителями уважаемого человека.

3. Ритуал символизирует открытие жизненного пути.

4. Избранный родителями достойный, уважаемый человек торжественно перерезает путы и берёт ребёнка за обе ручки и проходит с ним несколько шагов.

5. В это время присутствующие произносят бата — пожелания герою праздника и осыпают его сладостями (шашу).

6. Веревка на ногах ребенка должна быть черно-белой. По одной версии, это означает, в жизни каждому человеку встречается и добро, и зло, бывают и черные, и белые полосы, но все их надо пережить-перешагнуть. У казахов есть также притча «ала жiптi аттама» – «не переступай черту», остерегающий человека от неправильных поступков.

Даже специалисты затрудняются ответить на вопрос, каким все-таки был изначальный смысл обряда «тусау кесу»? Среди них распространена версия о том, что он как-то связан с представлением кочевников о трехмерности мира.

Исследователь А. Калыш однажды участвовал в обряде, который включал в себя не один, а целых три варианта действий.

 

АМАНЖОЛ КАЛЫШ, доктор исторических наук:

«У нас в Жетысу, в Алматинской области, я присутствовал на разрезании пут, мы трое — две женщины и я (это моя ученица была и ее ребенок). Я разрезал шерстяную веревку, бело-черную или серо-коричневую веревку. Это предложили как традиционный кочевому социуму обряд. А второе — я даже такое раньше не видел — путы из бараньих кишков. Кишки намотали и тоже разрезали, это тоже кочевой обряд. А третий способ — путы сделали из травы и разрезали. Это из земледельческой традиции. И вот мы три человека разрезали по-разному».

 

Обряд разрезания пут олицетворяет собой благопожелание взрослых — юному наезднику не знать препятствий на своем пути под названием Жизнь. Поэт Бахыт Каирбеков в книге «Мир кочевья» пишет о том, что есть три вида пожеланий:  «Шөптей көп болсын, тұқымы болсын!», что означает «Быть его роду многочисленным, как густая трава»! В этом случае путы плели из стеблей травы. В другом случае казахи говорили — «Бай болсын» («Быть ему богатым!». При этом использовались путы из бараньих кишок «тоқ шегi». Она с изнанки жирная, а жир всегда олицетворял сытость, достаток, богатство. И, наконец, «Адал бол!» — «Быть ему честным, благородным человеком!».

 

Сейчас обряд несколько видоизменен. Ребенку разрезают путы и кладут перед ним, деньги, еще что-то. Ребенок делает первые шаги по коврику или белой материи. И если книгу возьмет или ручку, то говорят, что будет ученым. А если деньги берет, то бизнесменом. Раньше разрезание пут доверяли только женщине старшего возраста, у которой было много детей, даже внуки есть, все хорошо воспитаны, сама в жизни устойчивая. А в последние годы разрезают и мужчины. Даже дед разрезает путы своему внуку. Деду можно, а отцу не положено.

 

Подробнее в выпуске проекта «Этнографический атлас»

 

Читайте также:

Обряд «сундет в старину и сейчас»

Этикет принятия гостей у казахов 

Почему нужно знать Жеті ата?

Следите за нашими новостями в телеграм канале @Kazakh_tv

казахстанских тенговых облигаций с рейтингом AAA привлекают внимание осторожных инвесторов

* Казахстан позволяет МФИ продавать офшорные облигации внутри страны

* МФК, АБР, ЕБРР используют рынок национальной валюты, на котором доминирует государство

* Брокер Tengri Capital предлагает иностранным инвесторы

* Некоторые считают Казахстан доверенным лицом России минус риск санкций

АЛМАТЫ, 13 марта (Рейтер) — Как инвесторы в облигации реагируют, когда российский рынок страдает от санкций Запада? Некоторые также готовятся отправиться на юг — буквально — в Казахстан, где новый вид облигаций в местной валюте вызывает интерес.

Банкиры в финансовой столице страны Алматы говорят, что международные финансовые учреждения планируют предлагать больше казахстанских облигаций, деноминированных в тенге, после того, как первоначальные выпуски Всемирного банка и Азиатского банка развития пользовались большим спросом.

Эти облигации, как и эмитенты, обычно имеют рейтинг AAA и регулируются английским законодательством, что позволяет иностранцам занять позицию в отношении, казалось бы, стабилизирующейся валюты богатой нефтью центральноазиатской страны, но более легко и с меньшим риском, чем векселя местного выпуска. .

В условиях, когда российские активы подвергаются давлению из-за очередного раунда санкций США и перспективы их увеличения, некоторые фонды теперь рассматривают высокодоходные казахстанские облигации как потенциально более выгодную альтернативу.

Илиас Цакалидис, глава отдела рынков капитала Tengri Capital, инвестиционного банка, помогающего размещать эти облигации, считает, что в этом году финансовые институты могут выпустить международные облигации в тенге на сумму не менее полумиллиарда долларов. Эти выпуски значительно увеличили бы небольшие в настоящее время объемы торгов.

С августа около 300 миллионов долларов было выпущено Международной финансовой корпорацией, частным подразделением Всемирного банка, АБР и Европейского банка реконструкции и развития.

По данным Tengri Capital, первоначальными покупателями на рынке, где доминирует государство, до сих пор были исключительно казахи. «Исторически … все это было слишком сложно для большинства международных игроков», — сказал Цакалидис.

Но, по крайней мере, три иностранных фонда уже проявили интерес, добавил он.

ЗАПОЛНЕНИЕ ПРОБЕЛ

Существует также большой разрыв в сроках погашения, поскольку центральный банк Казахстана выпускает краткосрочные векселя, а долг казначейства обычно составляет десять лет и более.

По словам Цакалидиса, идея выпуска тенговых облигаций международными организациями стала популярной после того, как Казахстан позволил валюте потерять половину своей стоимости по отношению к доллару в 2015 году.

Многие МФИ выпускают долговые обязательства в валютах стран с формирующимся рынком, часто для финансирования местных операций и помочь в развитии рынков капитала.Но только ЕБРР регулярно выпускал тенговые облигации до 2018 года.

Адаптация к законам каждого рынка требует времени и затрат, поэтому Tengri работал с казахстанскими властями над тем, чтобы офшорные тенговые облигации, выпущенные международными финансовыми организациями, торговались и репо на местном уровне.

В результате такие облигации теперь могут использоваться в качестве обеспечения на денежном рынке Казахстана на тех же условиях, что и ценные бумаги правительства и центрального банка.

Эта договоренность — первая в своем роде для всех участвующих МФИ — позволила заемщикам испытать воду, прежде чем переходить к выпускам облигаций, зарегистрированных на местном уровне, а также сделало облигации напрямую доступными для иностранных инвесторов.

Первая облигация в серии, 8-летняя облигация IFC на сумму 25 миллионов долларов с доходностью 8,3 процента, была выпущена в августе прошлого года. Другие с тех пор включают две облигации АБР, выпущенные в январе, с купонами, привязанными к индексу потребительских цен Казахстана.

Для сравнения, доходность по 10,6-летним облигациям правительства Казахстана, проданным в январе, составила 8,6%. Суверенный банк имеет рейтинг «BBB» от Fitch, «BBB-» от S&P и «Baa3» от Moody’s.

Казначей АБР Пьер Ван Петегхем сказал, что облигации ознаменовали собой первый выпуск облигаций в развивающейся стране-члене в рамках своей глобальной программы выпуска облигаций и в соответствии с английским законодательством.

«ЛУЧШАЯ РОССИЯ»?

До сих пор Тенгри продавал облигации местным инвесторам, но Цакалидис говорит, что появился «значительный» иностранный интерес.

«В настоящее время мы работаем над аналогичной сделкой, которая будет ориентирована как на местных, так и на международных покупателей», — сказал он.

Для Азиза Джураева, менеджера по финансированию в ЕБРР, внешний спрос будет во многом зависеть от мнения инвесторов о перспективах тенге.

Доходность недавно выпущенных тенговых облигаций ЕБРР со сроком погашения в апреле 2020 года упала на 1.5 процентных пунктов с начала февраля до 9,57 процента, согласно данным Reuters.

После падения на 14 процентов по отношению к доллару в прошлом году, тенге вырос на 1,2 процента в 2019 году благодаря более высоким ценам на нефть. Казахстан также сообщил о своем первом профиците текущего счета в прошлом году с 2014 года.

Соответственно, иностранные инвесторы увеличили свои вложения краткосрочных банкнот центрального банка примерно на 75 миллионов долларов в этом году до примерно 329 миллионов долларов, как показывают данные центрального банка.

Лутц Ремейер, управляющий фондом Capitulum Asset Management в Берлине, владеет тенговыми облигациями с рейтингом AAA от IFC и ЕБРР и сказал, что всегда проявлял интерес к предстоящим выпускам в международных финансовых организациях.

«Но это не только мы, но и тем более американские инвесторы — главная проблема в том, что фундаментальные показатели в России или Казахстане хорошие, но инвесторы боятся вкладывать свои деньги в Россию из-за санкций», — сказал он. добавлен.

«Они считают Казахстан лучшей Россией. У вас нет всех этих политических проблем, и вы получаете еще большую отдачу ». (Дополнительный отчет Карин Строхекер и Тома Арнольда в Лондоне; редактирование Джона Стонестрита)

Модуль 1.Глобальное сообщество

Тема: ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ РАСПОЛОЖЕНИЯ КАЗАХСТАНА И АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СТРАН.

Задача 1.1. Прочтите текст и попробуйте перевести его, используя новые слова и фразы из лексического введения

Казахстан

Часть I

Республика Казахстан расположена между Европой и Азией. Он простирается от востока Каспийского моря и равнин Волги до горного Алтая и от предгорий Тянь-Шаня на юге и юго-востоке до Западно-Сибирской низменности на севере.По размерам территории Казахстан занимает девятое место в мире после России, Канады, Китая, США, Бразилии, Австралии, Индии и Аргентины. Столица Казахстана — Астана.

Более четверти суши состоит из пологих степей, простирающихся от Центральной Европы до Сибири. Остальная часть республики отражает красоту лесов, гор, рек, озер и водохранилищ.

В Казахстане резко континентальный климат. В отдельные годы весна тянется с юга на север в течение 1,5-2 месяцев.Когда на юге весна, север покрывается снегом и сильным штормом. Июль — самый жаркий сезон, а февраль — самый холодный месяц.

Часть II

Земля Казахстана богата разными почвами и природными ресурсами.
Население Казахстана состоит из многих этнических групп, чей язык и культура объединены своей историей. Самые крупные этнические группы — казахи и русские. Основные религии — ислам и христианство.
Государственный язык Казахстана — казахский, тюркский язык. Государственные организации и органы местного самоуправления также используют русский язык. Правительство поощряет граждан учиться и говорить на нескольких языках. Каждый имеет право использовать свой родной язык и право выбирать язык для общения, учебы и работы.

Казахи — чрезвычайно гостеприимный народ. Если вы неожиданно приедете в казахский дом, вас примут, как будто вас пригласили. С раннего детства каждому казаху прививаются принципы уважения к гостям и пожилым людям, миролюбие и толерантность, что является национальными чертами казахской культуры и традиций.

С давних времен казахи бережно хранят и передают из поколения в поколение свои традиции гостеприимства, уважения к старшим, мира и терпимости.
Казахская национальная кухня отражает характер этого народа, его историю, обычаи и традиции. Гостеприимство издавна было отличительной чертой казахского народа.

Казахстан — государство с рыночной экономикой. Национальная экономическая политика направлена ​​на создание условий для социально-экономического развития страны.Денежная единица — тенге, равная 100 тынам. Введен 15 -го ноября 1993 года.

Задача 1.2. Установите несколько тем, чтобы составить план в соответствии с важностью информации, содержащейся в каждом разумном абзаце (примерно 5-6 абзацев)

Задача 1.3. Добавьте дополнительную информацию о себе. Работайте в группах по 3-4 человека и расскажите всему классу.


Дата: 22.04.2016; смотреть: 1074


Культура и традиции Казахстана — Добро пожаловать.

тенге

Казахстан — многонациональная и многокультурная страна. На его огромной территории не только смешались народы, но и происходило взаимопроникновение различных культур. Особо сложилась казахстанская культура.

Однако, несмотря на такое смешение культур, каждый казахстанский народ бережно хранит свои культурные традиции и обычаи. У казахов множество традиций, которые передаются из поколения в поколение и с удовольствием перенимаются молодежью.Если перечислить их все, то даже простой перечень традиций и обычаев составит весомый том. Поэтому мы расскажем вам о самых важных и широко соблюдаемых традициях.

Традиции приема гостей

Каждый, кто хоть раз побывал в Казахстане, навсегда запомнил традиционное казахское гостеприимство. Причем не только казахи, но и, наверное, все другие народы, населяющие Казахстан, приняли это традиционное гостеприимство и уважение к гостю.

Такое отношение к гостям сформировалось еще в древности. Случайных путешественников, а также гостей всегда встречали гостеприимно и угощали самой вкусной едой. Предки казахов были кочевниками, поэтому пребывание в незнакомом доме было обычным делом. Этот обычай называется « Konaqasy ».

Гость приглашается в юрту, чтобы занять почетное место (тор) напротив входа. Тут сразу подают легкие угощения казахской кухни и напитки: кымыз, шубат, айран или чай с молоком.На стол кладут свежие баурсаки, свежие лепешки, курт, иримшик. Сразу подаются закуски из конины или баранины: жая, казы, шужук и другие.

Часто в честь приезда гостя хозяева нарезают баранину и готовят из нее сразу несколько блюд: куырдак из легких, печени и почек, который подается как предварительное блюдо, и основное блюдо казахского стола — еще , или казахское мясо (иначе называемое «бешпармак»). Вареное мясо обычно кладут на поднос крупными кусками.Хозяин сам нарезает мясо, угощая каждого гостя лакомыми кусочками. Такая разделка тоже традиционна: кости таза и голень предназначены для пожилых людей, грудинка — для зятя или невестки, шейные позвонки — для девочек и т. Д. Хозяин преподносит самому высокому гостю голову барана. подготовлен специально. Мясо обязательно подается с наваристым бульоном в тарелках.

Другой ритуал, или традиция, Konaqkade , связан с приемом гостей. В конце трапезы хозяин может попросить гостя исполнить песню или сыграть на музыкальном инструменте.В ответ гость обычно исполняет импровизацию, в которой благодарит хозяев за теплый прием.

Уважаемые, в казахский дом специально приводят важных гостей, для этого проводится ритуал под названием В Мингизип Шапан Жабу . Милому человеку, побывавшему в доме, подарили лошадь и дорогой чапан (вышитый халат из верблюжьей шерсти с подкладкой из ситца).

Иногда важному гостю дарили лошадь, соболью шубу, верблюда, персидский ковер или меч.В знак уважения к дорогому гостю все самое ценное в доме было подарено. Эта традиция называется Бес Жаксы , или пять ценных вещей. В наши дни этот обычай соблюдается нечасто, но в некоторых селах Казахстана он все еще силен.

С тех давних времен сохранилась, например, одна интересная традиция — Йерулик , или знакомство с пришельцами. Новых жителей села приглашают на обед или обед с ближайшими соседями.Таким образом, за накрытым столом люди знакомятся и новички легче присоединяются к обществу. Во многих казахских семьях эта традиция жива и сегодня, независимо от того, живет ли семья в ауле или в современном многоквартирном доме.

Есть еще несколько интересных традиций, связанных с гостеприимством:

Токымкагар или церемония прощания. Обычно бывает перед уходом кого-то из семьи надолго. Обязательно выпилить барана и устроить той-дастархан.Провидцы произносят разные пожелания отправляющимся в дальний путь.
Tize Bugu . Древняя традиция, согласно которой гость, входящий в дом, становится на колени, проявляя уважение к хозяину и его дому. Раньше вход в дом без соблюдения этого обряда воспринимался как оскорбление.
Той-дастархан — праздник праздничный. Кроме богатого застолья, Той-дастархан включает в себя спорт, музыку, песенные конкурсы (айтысы), скачки и другие игры.
Шашу — ритуал во время праздника: приход дорогих гостей, свадьбы, сватовства и т. Д. Виновников торжества осыпают сладостями и монетами. Дети обычно собирают разбросанные конфеты и деньги. Казахи считают, что собранные во время шашу сладости приносят удачу.
Suyunshi — это обычай дарить ценные подарки тем, кто приносит хорошие новости.
Байгазы — традиция делать небольшой подарок тем, кто купил обновку.
Саркыт — традиция выносить еду после дастархана. Хозяева раздают гостям остатки еды, чтобы они забрали их с собой.
Туган жерге аунату . Обычай встречаться с путником. Человека, долгое время прожившего вдали от своей родины, по возвращении обязательно перекатывают в землю.

Свадебные традиции

Казахская свадьба — это грандиозное знаменательное событие, как и в любой другой семье.Однако казахская свадьба — это не просто праздник для молодоженов, родителей, близких и друзей, как это принято во всем мире. Казахская свадьба — это союз двух родственных уз. Поэтому казахская свадьба подразумевает множество различных ритуалов и традиций, которые следует строго соблюдать.

В старину молодой человек сделал девушке предложение через жену своего брата. Невеста не могла видеться с мужем до свадьбы, и если он ей не нравился, она все равно не имела права ослушаться родителей: они решали свою судьбу за своих детей.

Сегодня, конечно, все иначе. Казахстанские парни и девушки, как и во всем мире, знакомятся на улице, в кафе, в социальных сетях, но свадебные обряды все же имеют значение и обязательно проводятся во время свадьбы и во время свадебной церемонии.

Как и раньше, сваты ( qudalar ) приходят в дом с подарками. Кольцо невесты дарит жена его брата, а не сам жених. Раньше день свадьбы назначали старшие в семье, но сегодня дату свадьбы оговаривают молодожены.На свадьбах сваты обычно обмениваются дорогими подарками.

Традиция уплаты калым или выкупа за невесту сейчас не всегда актуальна, но во многих сельских семьях, где традиции сильнее, они стараются соблюдать обычаи и отдавать семье невесты скот, дорогие ткани и украшения. По традиции жених имеет право увидеть невесту и посетить ее родительский дом только после оплаты калыма.

После выполнения всех процедур и сватовства отец невесты назначает день прощания с любимой дочкой ( кыз узату ) и раздает всю одежду родственникам жениха.

Сама свадьба — отличный праздник, на который обычно приглашаются все родственники жениха и невесты. Во время свадьбы специально приглашенный акын исполняет традиционные казахские свадебные песни, проводятся конкурсы, танцы, веселые конкурсы. После свадьбы молодожены отправляются в свадебный шатер.

Список основных традиционных свадебных обрядов:

Кудалык — сватовство родителей жениха вместе с близкими родственниками невесты.
Аран Керу — обряд перехода сватов в дом родителей невесты.
Bethashar — обряд раскрытия лица невесты. Шоу невесты на свадьбе.
Сырга салу — символический обряд надевания серег невесте матерью жениха, означающий заключительный договор между женихами.
Калым мал (калым) — оплата калымом (подарком) со стороны жениха невесте в знак признательности за их труд и воспитание девушки.
Кыз узату — традиционный обряд проводов невесты из родительского дома в родительский дом жениха.
Курсак той — казахский народный обычай семьи жениха устраивать праздник после известия о беременности невесты.
Кража невесты — это традиция, когда джигит просто похитил понравившуюся девушку и увез ее в свою деревню. После похищения были проведены все остальные ритуалы. Сегодня это делается только с согласия самой девушки. В противном случае похищение считается уголовным преступлением.

Обычаи, связанные с детьми

Тусау кесу (перерезание галстуков)

Многие казахские обычаи связаны с детьми.Для казахской семьи дети — самое главное сокровище, поэтому их рост и воспитание связаны с огромным количеством обрядов и традиций. Это либо лежание в колыбели, наречение и, конечно же, один из важнейших обычаев ребенка — Тусау Кесу, либо перерезание галстуков. Этот обряд проводится, когда ребенок начинает делать первые шаги.

Ножки ребенка перевязаны тонкой разноцветной веревкой, которую перерезал многодетный энергичный мужчина, уважаемый аксакал, дорогой важный гость.Шнур, которым связывают ножки малышки, традиционно состоит из черных и белых ниток. Значит, в жизни есть не только белые, но и черные полосы — будущий джигит должен уметь преодолевать трудности.

Обряд сопровождается песнями и желаниями (бата), чтобы ребенок твердо стоял на ногах, уверенно шел по жизни. После перерезания галстуков обычно следовали игрушки: праздник с застольем, конкурсами, песнями и музыкальными конкурсами. После Тусау кесер ребенок получал лошадь и седло, сегодня ограничиваются дорогими подарками или деньгами.

Сундет-игрушка (обрезание)

Еще один обычай, который сохранился и часто соблюдается в казахских семьях, — это сундет, или обряд обрезания. Этот обычай появился у казахов с приходом ислама в Великую степь и до сих пор считается одной из важнейших семейных традиций.

Сундет проводится, когда ребенку исполняется 3, 5 или 7 лет. В день праздника мальчика одевают в красивую национальную одежду и садят на коня.Родственники вплетают в гриву лошади яркие ленты и привязывают к седлу мешок с угощениями. Мальчику следует по очереди подъехать к родственникам и угостить их едой из сумки. Когда все подарки и угощения раздаются, мальчик отправляется в отдельную юрту (или комнату) вместе с муллой (а ныне — с хирургом), где ему делают обрезание без наркоза. После этого родители устраивают великолепный праздник — игрушку «Сундет», где все присутствующие дарят ребенку деньги или ценные подарки.

Другие традиции и обычаи, связанные с рождением и воспитанием ребенка

Шильдехана — игрушечный дастархан, именинник для малыша.
Besikke salu, besik toy — игрушка-дастархан в честь помещения новорожденного в люльку. Как правило, он проводится на 3-5 день после отпадения пуповины у малыша. Перед этим ребенок спит с мамой.
Есим кою или ат кою. Церемония, во время которой ребенку дают имя. Его часто сочетают с Schildehana или Besikke salu. Уважаемый человек обычно называет имя ребенка.
Qyrqynan shygaru. Церемония, проводимая на сороковой день после рождения ребенка. Ребенка купают в 40 ложках воды, впервые стригут волосы и ногти
Auzyna tukirtu . Название этого ритуала переводится как «плюнуть в рот». У казахов существует поверье, что с каплей слюны, данной ребенку уважаемым человеком, ребенок получит от этого человека частичку таланта.
Ashamayga mingizu. Это традиция — дарить мальчику 6-7 лет лошадь и камчу (хлыст). Во время этого ритуала ребенок был провозглашен джигитом. В этот день старики благословили ребенка, а родители устроили маленькую игрушку в честь сына.

Айтыс

Айтыс — одна из обязательных частей праздничной программы любого казахского праздника. Это поэтически-музыкальный конкурс казахских певцов-импровизаторов.

Во время айтыса исполнители садятся или встают друг напротив друга и начинают своего рода песенный диалог, постоянно передавая слово друг другу, продолжая тему, начатую противником.Айтыс можно провести на любую произвольную тему. По результатам конкурса определяется победитель. Жюри, состоящее из именитых людей или гостей фестиваля, оценивает не только музыкальность и исполнительский талант, но и умение парировать аргументы оппонента, юмор и смекалку.

«Айтыс» чем-то напоминает современные рэп-баттлы: по такому же принципу используется порядок выступления и оценки участников.

В айтысе могут принимать участие несколько акынов, хотя парные выступления более традиционны.Часто айтыс проводится между мужчиной и женщиной. Например, в 1946 году казахский композитор Мукан Тулебаев написал оперу «Биржан и Сара» по айтысу между известными акынами XIX века Биржан-сал и Сарой Тастанбеккызы.

Праздник Наурыз

Еще одна замечательная традиция, восходящая к древним доисламским временам истории казахского народа — праздник Наурыз. Это праздник весны, обновления природы, начала нового года, новой жизни. Согласно тенгрианским поверьям, Наурыз считается началом Нового года и отмечается 22 марта в день весеннего равноденствия.

Как и остальные великие праздники, Наурыз состоит из множества небольших ритуалов и обычаев. Праздник начинается на рассвете, когда все жители села или аула собираются вместе сажать деревья под руководством аксакалов.

После посадки деревьев все собираются на праздник. Люди веселятся, поздравляют друг друга с Новым годом, желают друг другу мира, благополучия, богатства и счастья. Исполняются песни, сочиненные специально к этому празднику — Наурыз жыр.Проводятся спортивные соревнования: борьба курес, скачки — байга. Часто посреди села ставят большие качели для детей и молодежи. Также проводятся интеллектуальные конкурсы на решение поэтических загадок и конкурсы на короткие высказывания.

После праздника каждая семья в каждом доме накрывает праздничный стол — дастархан. Трапеза обычно проводилась в полдень. До и после трапезы приглашенный мулла читает молитвы в честь предков. В конце трапезы старший из присутствующих благословлял (бата) год за годом сохранять семью в неприкосновенности.В этом ритуале мы видим слияние языческих и мусульманских традиций.

Во время праздника Наурыз присутствие числа семь, обозначающего семь дней недели, единицу времени всемирной вечности, было обязательным: перед аксакалами ставились семь чаш со специальным праздничным напитком Наурыз-коже, который готовился. из семи видов злаков на дастархан было семь разных угощений.

Праздничный день обычно заканчивался айтысом — грандиозным представлением, где все окружающие акыны соревновались в импровизационном мастерстве.Завершился Айтыс закатом: считалось, что это момент, когда добро побеждает зло. Затем был зажжен огонь, и люди с факелами зажгли от него, с песнями и танцами обошли все окрестности села, завершив праздник весеннего обновления и равноденствия.

Традиционные казахские игры и развлечения:

Казахская традиционная охота с беркутом. Беркут издревле использовался кочевниками для охоты на мелкую дичь: зайцев, корсаков, лисиц и др.Специально подготовленные охотники-беркутчи занимаются разведением и подготовкой охотничьих птиц.
Казахская традиционная охота с тазы. Казахская гончая Тазы — уникальное животное, древняя порода охотничьих гончих, относящаяся к нематериальному наследию ЮНЕСКО. На тазы казахи охотятся на мелкую дичь и степных антилоп.
Курес — казахская борьба на поясах. Соревнования обычно проводятся во время Toy. Аналогии этой борьбы есть и у других народов Средней Азии.
Toguz Qumalaq . Настольная игра на основе числа 9. Вроде бы простая, но довольно сложная логическая игра, которую часто называют «алгеброй пастухов», так как она часто скрашивает досуг кочевников.
Asyq — детская уличная игра-ядро, которая теперь стала национальным видом спорта в Казахстане. В стране даже проводятся турниры «Асык».
Bastangy — это своеобразный формат молодежных вечеринок, который обычно проводится после отъезда родителей.Молодежь собралась на небольшой праздник. Во время бастанги они часто выражали пожелание, чтобы путешествие прошло гладко и без происшествий.
Asar — традиция помогать кому-то всей семьей или целым поколением, всей деревней. Это может быть строительство дома или сарая для скота. По окончании работы для помощников был проведен дастархан.
Жылу — традиция, очень похожая на Асар. В этом случае помогают тем, кто пострадал в результате стихийных бедствий: пожаров, наводнений и т. Д.Любой человек, в любом виде, и даже джуз может помочь жертвам в меру своих возможностей. Пожертвования могут включать скот, строительные материалы, одежду, деньги, рабочую силу в качестве помощи.
Belkoterer — это традиция готовить специальные блюда для пожилых людей. Специально для них готовят вкусные, мягкие блюда — казы, женты, кумыс, творог и др. Обязанность лечить пожилых людей ложится на детей или близких родственников, реже на соседей.

Заключение

Конечно, можно долго рассказывать обо всех традициях и ритуалах, показывать фотографии и картинки.Но лучше всего приехать в Казахстан и увидеть себя, принять участие в этих красивых и ярких церемониях, ощутить теплое гостеприимство казахского народа.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев ушел в отставку после трех десятилетий

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев неожиданно ушел в отставку во вторник после трех десятилетий пребывания у власти, заявив, что его богатая нефтью центральноазиатская страна теперь нуждается в «новом поколении лидеров».«

78-летний Назарбаев, последний лидер советской эпохи, все еще отвечающий за свою страну, сказал, что он сохранит ключевые должности в Совете безопасности и партийном лидере, передав президентство своему верному союзнику на оставшийся срок своего срока, который истекает в апреле 2020 года.

«Я принял непростое для меня решение об отставке с поста президента», — сказал Назарбаев в телеобращении перед подписанием указа о прекращении его полномочий с 20 марта.

«Как основатель независимого казахстанского государства я вижу свою задачу сейчас в том, чтобы способствовать подъему нового поколения лидеров, которые продолжат реформы, проводимые в стране.«

Его решение ударило по цене казахстанских облигаций и, казалось, даже оказало давление на российский рубль. Москва является основным торговым партнером Казахстана, и Назарбаев поддерживает тесные отношения с президентом России Владимиром Путиным.

Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков сообщил ТАСС, что Путин и Назарбаев разговаривали по телефону во вторник днем, но добавил, что пресс-служба не располагает информацией о содержании разговора.

«Пресс-служба Кремля сейчас это комментировать не будет», — сказал Песков.

Валентина Матвиенко, спикер верхней палаты российского парламента и близкий союзник Путина, сказала, что отставка Назарбаева была неожиданной и очень серьезной, сообщает РИА Новости.

Касым-Жомарт Токаев, спикер верхней палаты парламента, вступит в должность исполняющего обязанности президента Казахстана на оставшийся срок в соответствии с конституцией, сказал Назарбаев.

Токаев, 65 лет, получивший образование в Москве кадровый дипломат, свободно говорит на казахском, русском, английском и китайском языках, ранее занимал посты министра иностранных дел и премьер-министра Казахстана.

Назарбаев, бывший сталелитейщик, который на посту президента помог привлечь десятки миллиардов долларов от иностранных энергетических компаний и более чем в три раза увеличить объем добычи нефти в Казахстане, сказал, что продолжит председательствовать в Совете безопасности и останется лидером партии «Нур Отан», которая доминирует в парламенте.

Бывший босс Коммунистической партии привел свою страну с населением 18 миллионов человек к независимости от Москвы в 1991 году. Он получил 97,7 процента голосов на последних президентских выборах в 2015 году и не имеет очевидного долгосрочного преемника.

В следующем году в Казахстане пройдут как президентские, так и парламентские выборы.

В последние месяцы правительство Назарбаева протолкнуло ряд популярных политик, в том числе повышение зарплат в государственном секторе и принуждение коммунальных предприятий к снижению и замораживанию тарифов, что вызвало слухи о том, что он готовился к переизбранию.

Что поесть в Казахстане? Казахстанская кухня и национальные блюда

1. Бешбармак ( Бесбармак)

Бешбармак

Бешбармак — национальное блюдо казахстанцев и кочевых тюркских народов Средней Азии.Термин «бешбармак» означает «пять пальцев», потому что кочевники ели это блюдо руками. Вареное мясо мелко нарезают ножами, смешивают с вареной лапшой и приправляют луковым соусом. Обычно его подают в большом круглом блюде. Бешбармак обычно подают с шорпо — бараниной в мисках, называемых кесе. Обычно шорпо подается в качестве первого блюда, за которым следуют курсы бешбармака и напитка под названием ак-серке (шорпо, приправленное кумызом или айраном).

2. Шашлык

Шашлык

Шашлык — распространенное блюдо в Средней Азии (Казахстан, Киргизия, Грузия).Он состоит из мясных кубиков, нарезанных овощами, приготовленных на открытом огне или на углях. Не путайте шашлык с шашлыками. Шашлык также готовят на шпажках, но представляют собой небольшие котлеты из фарша, смешанного с зеленью.

3. Казы

Казы

Казы или казы — это традиционная колбасная еда казахов, татар, киргизов и других этнических групп, в основном из Центральной Азии, особенно тюркского происхождения. Казы — распространенный элемент на дастархане, накрытии праздничного стола.

4. Пельмени с мантами

Манты

В казахской кухне начинкой для мантов обычно является фарш из баранины (иногда из говядины или конины), приправленный черным перцем, иногда с добавлением рубленой тыквы или кабачков.