Научная и житейская психология

В основе любой науки присутствует некоторый житейский, эмпирический опыт людей, потому что каждый человек имеет свой запас жизненных психологических знаний. Есть и свои выдающиеся житейские психологи – великие писатели, священнослужители, к ним также можно отнести врачей, педагогов, т.е. представителей тех профессий, которые постоянно общаются с людьми. Определенными психологическими знаниями располагают и обычные люди, судя по тому, что каждый человек в какой-то мере в состоянии понять другого, оказать влияние на его поведение, учесть индивидуальные особенности и оказать помощь.

Житейская или донаучная психология

Если говорить о психологии как форме обыденного знания, то она появилась вместе с человеческим обществом. Мировосприятие в житейской или донаучной психологии вырастало из повседневной практики и жизненного опыта первобытного человека. Взаимодействуя друг с другом, люди учились различать психические качества, скрытые в поведении. За совершаемыми поступками угадывались мотивы и характеры людей.

Готовые работы на аналогичную тему

Психологические знания возникали в процессе осмысления конкретных ситуаций. Содержание этих знаний ограничивалось выводами, которые можно было сделать, анализируя простые события, а причины, лежащие в их основе, легко прослеживались. Все сделанные выводы люди фиксировали в пословицах и поговорках, например, «повторенье – мать ученья», «семь раз отмерь – один раз отрежь», «не зная броду – не лезь в воду» и др.

Безусловно то, что донаучная психология не могла подняться до целостной оценки бытия и ограничивалась только символическим объяснением отдельных его фрагментов. Психологические знания первобытных людей соответствовали несистемному, фрагментарному мировоззрению, которое возникло и существовало в условиях неразвитости рациональных способов освоения действительности. Его называют топоцентрическим, т.к. содержание было ограничено знаниями только того места, где обитал род или племя. И тем не менее, охватывая все сферы жизни первобытного человека, это знание могло быть достаточно обширным.

Современные психологи считают, что зарождение этих знаний вызывалось такими очевидными проявлениями психики человека, как:

  • Сновидения;
  • Такие психические состояния, как радость, страх, грусть и др.;
  • Психические качества – доброжелательность, враждебность, хитрость, все они проявляются в общении людей.

Явления, которые наблюдали древние люди и, делая попытки их объяснить, приводили к выводу, что душа может выходить из тела человека. В момент смерти она покидает тело навсегда. Так в Индии появилось самое древнее и широко распространенное учение о переселении души из одного тела в другое.

Совсем не значит, что обыденные формы психологического знания, несмотря на свою простоту, оказывались ложными. Часть этих представлений сохранила свое значение до настоящего времени и вошла в сокровищницу современной психологической науки:

  • Все психологическое существует внутри человека;
  • Душа остается жить вечно и не умирает вместе с человеком.

Бессмертие души сегодня представляется иначе по сравнению с древними египтянами, которые считали, что душа умершего человека превращается в птицу и живет на его могиле.

Вечность, бессмертие души, по представлениям современного человека, связана с добрыми делами, совершаемыми им в течение жизни. Еще Серафим Саровский (1754-1833) утверждал, что если спасешься сам, то вокруг тебя смогут спастись тысячи.

Идея, появившаяся у первобытного человека о вечности души, таким образом, продолжает жить в общественном сознании и сегодня, пусть несколько в иной форме.

Психология должна была начаться с идеи души, считал отечественный психолог Л.С. Выготский. Эта идея стала первой научной гипотезой древнего человека и огромным завоеванием мысли.

Отличия житейской и научной психологии

Наличие житейской психологии вызывает вопрос о её взаимоотношениях с научной психологией. Кроме академического интереса этот вопрос имеет еще и практический смысл. Жизнь человека пронизана психологическими связями и отношениями, поэтому если существует житейская психология в каких-то специфических формах, то люди являются её носителями. А если это так, то вполне возможно допустить, что, усваивая психологические уроки обыденной жизни, люди становятся или не становятся психологами.

Можно назвать целый ряд отличий житейских психологических знаний от психологии научной:

  • Знания житейской психологии конкретны, приурочены к конкретной ситуации, конкретным людям. Например, ребенок в семье, решая конкретные прагматические задачи, точно знает, как надо себя вести с тем или иным родителем, чтобы добиться желаемой цели.
  • Научная психология стремится к обобщениям, как и всякая наука. Для достижения результата используются научные понятия, и их отработка как важнейшая функция науки. У научных психологических понятий есть одна особенность, которая заключается в частом совпадении с житейскими понятиями, т.е. выражается теми же словами, но внутреннее содержание все-таки различно;
  • Житейские психологические знания носят интуитивный характер, что зависит от способа их получения. Результат достигается в основном путем практических проб. У детей хорошо развита психологическая интуиция, приобретаемая испытаниями, которым они подвергают взрослых людей ежедневно и ежечасно. В результате получается, что дети прекрасно знают из кого можно «вить веревки». Подобным путем могут идти педагоги и тренеры, находя эффективные способы воспитания и обучения;
  • Научные психологические знания отличаются своей рациональностью и осознанностью. Научный путь заключается в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке вытекающих из них следствий;
  • Способы и возможности передачи знаний. Такая возможность ограничена в сфере практической психологии, что вытекает их конкретного и интуитивного характера житейского психологического опыта. Житейский опыт старшего поколения передается младшему поколению в незначительной степени и с большим трудом, поэтому проблема «отцы и дети», будет вечной. Каждое новое поколение для приобретения этого опыта вынуждено самостоятельно «набивать шишки»;
  • Научные психологические знания аккумулируются и передаются с большим коэффициентом полезного действия, потому что они кристаллизуются в понятиях и законах, фиксируются в научной литературе. Их передача происходит с помощью вербальных средств – речи и языка;
  • Метод получения знаний в житейской психологии основан на наблюдении и размышлении;
  • К научным методам в психологии добавляется эксперимент, и исследователь уже не ждет стечения обстоятельств, а вызывает это явление сам, создавая для него соответствующие условия. Введение метода эксперимента позволило психологии оформиться в самостоятельную науку;
  • Преимущество научной психологии в том, что она располагает разнообразным, обширным, а порой уникальным фактическим материалом, что нельзя сказать о носителе житейской психологии.

Вывод

Таким образом, разработка специальных отраслей психологии является методом общей психологии, такого метода житейская психология не имеет, но тем не менее научная и житейская психология не являются антагонистами, сотрудничая, они дополняют друг друга.

Сравнительный анализ житейской и научной психологии в сжатом варианте показан в прилагаемой ниже таблице.

Раскройте особенности психологии как науки. Аргументируйте отличие научных психологических знаний от житейских

Психология – psyche – душа и logos – слово, учение. Оно имеет два значения: психология как наука и психология как совокупность особенностей характера, внутренний мир человека.

Второе понимание значения этого слова легло в основу житейской, бытовой психологии. Житейские представления о психологии находят отражение в житейской мудрости, взглядах, убеждениях – в тихом омуте черти водятся, доброе слово и кошке приятно, на сердитых воду возят, скупой платит дважды и д.т.

Психология – наука о психике и закономерностях ее проявления и развития.

Говоря о научной психологии, всегда отмечают, что она имеет короткую историю и длительное и богатое прошлое. Официальную историю научной психологии принять отсчитывать с 70х годов 18 века. Однако вопросы о природе человека, о том, что его отличает от других живых существ, волновали людей с самого начала истории человечества.

Становление и развитие психологии, как науки принято делить на ряд этапов:

1 этап: (более 2400 лет назад). Психология как наука о душе. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека (сон, смерть, различия в поведении…)

2 этап: (возникла в 17 веке). Психология, как наука о сознании. Возникла в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать называли сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

3 этап: (начало 20 века). Психология, как наука о поведении. Задачи психологии – наблюдение за поведением, поступками, реакциями человека(за всем, что можно увидеть). Мотивы поступков не учитывались.


4 этап: (современный этап). Психология, как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую, прикладную область знаний, учитывающей интересы практики.

Человек живет, познает окружающий мир – видит, воспринимает, воображает то, что не существует, он размышляет над задачами, ощущает аромат цветов, различает цвета, проявляет настойчивость в преодолении трудностей, выражает эмоции, радуется грустить, имеет свое отношение к предметам, к людям, к самому себе. Все это – восприятие, память, мышление, воля, чувства – явления человеческой психики. А изучает психику психология.

Отличие научной психологии от житейской в том, как и на основе чего делаются такие выводы. В житейской психологии они часто делаются на наблюдениях, шаблонных взглядах и из-за этого часто неточны, отрывочны, часто противоречат друг другу. Научная психология основывается на строгих, полученных в результате исследований и проверенных фактах.


Таким образом, основные отличия житейской психологии от научной психологии заключаются в следующем:

1. Они привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам, а научные психологические знания стремится к обобщению, используя соответствующие понятия.

2. Житейские психологические знания носят интуитивный характер, так как они получены на основе случайного опыта и его субъективного анализа на бессознательном уровне, а научные — базируются на эксперименте, и носят рациональный и осознаваемый характер.

3. Знания житейской психологии передаются с большим трудом, часто эта переда просто невозможна, научные же знания аккумулируются и передаются намного легче.

4. Научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ни одному носителю житейской психологии.

С одной стороны, по сравнению с житейской психологией, научная представляет собой специальную дисциплину, обладающую понятийным и методическим аппаратом для изучения психической жизни человека, законов ее организации и развития. Точность и регулярность фиксации получаемого опыта, возможность строгой проверки и направленного воспроизводства сближают ее с естественными науками.

Научная и житейская психология, сохраняя принципиальные различия, вступают в необходимые взаимные связи. Научная психология в целом — это попытка осознать, регулярно осмыслить, воспроизвести и усовершенствовать существующий и постоянно развивающий опыт психической жизни современного человека.

Билет №2Определите отрасли современной психологии. Аргументируйте взаимосвязь психологии с другими науками.

Отрасли психологии:

Общая психология – изучает и описывает наиболее общие психологические закономерности, основные понятия психологии.

Дифференциальная психология – изучает индивидуально-психологические различия между людьми.

Медицинская психология – изучает психологические закономерности, связанные с возникновением и течением болезни, исследует влияние болезни на психику.

Социальная псих

Сравнительная характеристика житейской и научной психологии. ~ Блоги ~ Beesona.Ru

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИТЕЙСКОЙ И НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ. Лекция 2.

ЖИТЕЙСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – психологическое знание, накопленное и используемое человеком в повседневной жизни.

Психологические знания такого рода накапливались и использовались человеком в повседневной жизни в ходе исторического развития. Знания о людях обычно конкретны и формируются у каждого человека индивидуально. Их достоверность проверяется на личном опыте, и применяются они при взаимодействии с другими людьми. Эти знания обычно называют житейской психологией. Они начинаются с попытки объяснить тот или иной поступок человека особенностями его внутреннего мира. Для этого сравниваются разные его поступки и делаются выводы о типичных свойствах его души. Это познание дает возможность охарактеризовать его. Таким образом, житейская психология переходит от наблюдения и попытки объяснения конкретного поступка к обобщенному пониманию человека. Желание лучше понять внутренний мир людей побуждает сравнивать их поступки и приходить к общим выводам. Формируются обобщенные знания житейской психологии. Они выражаются в пословицах и поговорках, в традициях, в знаниях, которые передаются из уст в уста. Эту житейскую мудрость отражают писатели.

Главный критерий истинности знаний житейской психологии — признание других людей. Если люди видят подтверждение тех или иных житейских психологических принципов в повседневной жизни и ощущают их практическую пользу, то эти принципы считаются истинными и передаются от человека к человеку, от поколения к поколению. В сущности, житейская психология — это обобщение повседневных психологических знаний. Особенностями этих знаний считаются конкретность, практичность, доступность изложения, фрагментарность и неточность употребляемых понятий, опора на жизненный опыт и здравый смысл.

Особенности Ж.П.:

опора на жизненный опыт и здравый смысл
правдоподобность и полезность этих знаний в жизненных ситуациях
фрагментарность житейских психологических знании — интуитивный характер
доступность изложения и наглядность
неточность употребляемых понятий

В нашей обыденной жизни мы нередко используем слова «психология», «психолог», «психологический», не всегда задумываясь над их содержанием. «Этот человек -хороший психолог», — говорим мы о ком-то, умеющем наладить контакт с людьми. «Такая уж у него психология», — говорим мы иногда, пытаясь объяснить интересы, склонности и поступки человека, характеризуя особенности его личности. Иногда можно услышать и фразу типа «Ну, он просто псих», означающую эмоциональную характеристику другого человека как неполноценного или больного.

НАУЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

В течение многих столетий научно-психологические знания развивались в рамках философии, медицины, педагогики и других наук. Во второй половине XIX века психология стала самостоятельной наукой и в течение XX века накопила огромное количество знаний. Научная психология направлена на поиск закономерностей психических явлений, пользуется методами науки, которые характеризуются объективностью и дают большую достоверность получаемых знаний. Для описания психического мира человека ученые используют абстрактные научные категории, такие как, например, деятельность, индивид, личность, общение, способности… Для научно-психологических знаний характерен рационализм и интеллектуализм; дефицит конкретности и отсутствие целостности в описании психических явлений — две главные трудности на пути их практического применения. Особенности научно-психологических знаний — их обобщенность, систематичность, доказательность, опора на научные факты и понятия. В то же время эти знания излагаются на специфическом языке научной психологии, понятном только профессиональным психологам, но не всегда практичны и доступны в изложении для неподготовленного пользователя. Поэтому наука часто не может удовлетворить потребность людей в психологических знаниях для повседневных практических нужд. Научную психологию еще нередко называют академической. Существует и особое направление научной психологии — прикладная психология, которая занимается изучением путей применения (приложения) научно-психологических знаний для решения практических задач.

Процессы

Обыденная, ЖП

Научная П

1. Получение знаний

Индивидуальный опыт в конкретной ситуации. Приобретается случайным образом, знания извлекаются интуитивно, несистематически, стихийно.

Базируется на абстрагированном опыте, понятийно оформленном. Метод – целенаправленный, систематизированный, инструментально оснащенный, сознательный.

2. Сохранение знаний

Ситуативно-контекстное утверждение (пословицы, афоризмы, традиции, обряды). Но – безразличны к логике, эмпиричны, связаны с личным опытом, часто противоречивы. Сохраняется в личном опыте, художественной литературе.

Систематизированы в виде логически непротиворечивых положений, аксиом, гипотез. Знания направленно аккумулируются, расширяются и углубляются. Сохраняется в научной литературе.

3. Воспроизведение

Легко доступны, но не фиксируют реальные условия, в которых были получены. Проблема отцов и детей (повторяют те же ошибки, накапливают собственный опыт). Передается в личностном общении.

Полная фиксация условий получения знаний, необходимая для их воспроизведения. Знания упорядочены в научных теориях, служат основанием для выдвижения новых гипотез. Передается в ходе специально организованного обучения.

ЦЕЛЬ НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ:

поиск новых психологических знаний о внутреннем мире человека
объяснение закономерности психологической жизни

Хар-ка Н.П.:

бъективность, опора и эмпиричность (опыт), научные факты
рациональность и осознанность
эмпирическое и логическое доказательность
обобщенность и выявление общих закономерностей
систематичность в описании фактов психологической жизни
опора на научные понятия

СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Специфика психологического знания связана с ее объектом. Метод — косвенное познание и через другие свойства с психического явления — объекты через кот. отражается психика, общение, поведение (детектор лжи — косвенное познание). Другие особенности психологического знания:

1. Сливается субъект и объект познания. Мысль совершила поворот на себя. Научное сознание человека становится его научным самосознанием.

2. Психологический факт зависит от теоретического представления о нем (зависит от того как его представляет исследователь).

3. Психологический факт зависит от субъективного представления о нем (как представляет сам испытуемый).

4. Уникальные практические средства. Новое знание о человеке делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Т.е. психология – это наука, не только познающая, но и созидающая, конструирующая человека.

ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ

Психология находится. в центре наук — опирается на разные науки, и можно сказать, что она может быть больше гуманитарная, а может быть больше научная (психофизиология). Если формально разделить, то можно выделить: 1. общая психология (Занимается анализом психических процессов абстрактного человека. Она дает основания для отделения других ветвей), дифференциальная (индивидуальные различия, конкретные особенности; возможности и ограничения психических процессов), отраслевые (развитие, социальная, и др.) и 2. прикладные (военная, общения, управления)

Мне нравится:

0

Количество просмотров: 7781
Количество комментариев: 0
Метки: Житейская и научная психология, цель научной психологии, специфика психологического знания, отрасли психологии.
Рубрика: Блоги ~ Личные блоги
Опубликовано: 09.10.2013

Житейская и научная психология — Психологос

Фильм «Лекции в МГУ»

Профессор В.В. Петухов о научной и житейской психологии.
скачать видео

Фильм «Формула любви»

Житейская психология всегда конкретна и приземлена, в этом ее сила и слабость.
скачать видео

Житейский опыт, житейская психология — база для психологии научной. Научная психология опирается на житейский психологический опыт, извлекает из него свои задачи и на последнем этапе житейским опытом проверяется.

Основное различие житейской и научной психологии — в качестве и характере знания. Житейские знания и опыт обычно более конкретны, носят интуитивный характер и чаще невысокого культурного уровня: основаны на стихийных наблюдениях, случайных размышлениях, часто негативны и безответственны, сильно подвержены моде, настроениям, страхам и слухам, во многом иррациональны. Научные психологические знания — продуманы, обобщены, рациональны, обоснованы профессиональным наблюдением и организованным экспериментом.

Конкретность — обобщенность

Житейские психологические знания конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам.

Официанты и водители такси, как правило, хорошие житейские психологи, но, как правило, только в рамках своей профессии.

Дети — профессора психологии, с мамой он один, с отцом — другой, с бабушкой — совсем третий: в каждом конкретном случае ребенок хорошо знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но за рамками своей семьи дети, как правило, наивны и беспомощны. Их знания так далеко не распространяются.

Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Она ставит себе такие задачи и к этим задачам, пусть постепенно, но движется.

Интуитивность — продуманность

​​​​​​​​​​​​​​Житейские психологические знания носят интуитивный характер. Как правило, они приобретаются путем практических проб и прилаживаний, а такой путь не требует рационального осмысления.

Например, дети приобретают свой опыт в ходе ежедневных и даже ежечасных испытаний, которым они подвергают взрослых. Опыт богатейший, он есть у каждого, но словесно его изложить может мало кто.

Научные психологические знания — продуманы, рациональны, вполне осознанны.

Культурный уровень

Культурный уровень научного знания и научных понятий, как правило, более высок. Житейские психологические знания основаны на стихийных наблюдениях, случайных размышлениях, часто негативны и безответственны, сильно подвержены моде, настроениям, страхам и слухам, во многом иррациональны и нередко ничем не отличаются от суеверий.

Основания, откуда взяли?

Любители желтой прессы редко задаются вопросом, на чем основаны те или иные суждения. Например,

  • В рекламе используется «эффект 25 кадра»↑
  • Контролировать свои эмоции вредно↑
  • «All you need is love!» и так далее -

Подобные суждения подаются уверенно и якобы убедительно. Яркость и новизна суждения, близость к привычным точкам зрения чаще оказываются более важными обстоятельствами, нежели подтверждающие или опровергающие суждения факты.

Подвержены ли моде, слухам, страхам и настроениям научные знания? В области точных наук — в малой степени, в области психологии — к сожалению, да. Неофициальный запрет на слово «формирование», сложившийся в психологии в последние десятилетия, едва ли имеет под собой какие-либо объективные, научные основания. Тем не менее и в области психологии научные суждения более обоснованы, чем житейские понятия, и с развитием психологической культуры постепенно все более приближаются к высоким стандартам науки.

Распространенные в психологическом сообществе убеждения, не имеющие серьезной доказательной базы:

  • Родовое проклятие можно снять, искренне попросив прощение у умершего.
  • Без материнской любви не может сформироваться полноценная личность.
  • Потеря близкого человека — это тяжелая психотравма.
  • Последствия детских психотравм дают о себе знать в течение всей последующей жизни↑
  • Поведенческая терапия менее эффективна, чем терапия глубинная↑.
Негатив и безответственность — определенность, ответственность

Учитывая, что культурный уровень населения невысок и находится скорее на уровне человека-ребенка, основные черты верований житейской психологии — негативизм и безответственность. Типовые образцы негативных и безответственных верований житейской психологии:

  • Как Новый год проведешь, так год и сложится!
  • Понедельник — день тяжелый.
  • Утро добрым не бывает↑.
  • Каждый думает только о себе↑.
  • Тренинги никому не помогают↑.
  • Все болезни — от нервов.

Психологи, работающие в научно-ориентированной традиции, стремятся быть более определенными и ответственными в своих формулировках.

Методы проверки

Житейские знания проверяются личным опытом, научно обоснованы профессиональным наблюдением и организованным экспериментом.

Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется.

Научные знания осознанно систематизируются и аккумулируются.

Научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др. В этих областях, имея дело с различными стадиями и уровнями психического развития животных и человека, с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда — условиями стресса, информационных перегрузок или, наоборот, монотонии и информационного голода и т. п., — психолог не только расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями. Общая психология развивается через разработку специальных отраслей психологии, и именно это является основным Методом (методом с большой буквы) общей психологии. Житейская психология такого метода лишена.

Позиция научного психолога в отношении житейской психологии

Какова же должна быть позиция научного психолога по отношению к носителям житейской психологии? Развитие науки напоминает движение по сложному лабиринту со многими тупиковыми ходами. Чтобы выбрать правильный путь, нужно иметь, как часто говорят, хорошую интуицию, а она возникает только при тесном контакте с жизнью. Нужно чутко откликаться на запросы, идущие от жизни, и стремиться к тому, чтобы научные разработки входили в жизнь, повышали психологическую культуру людей, формировали более здоровую и позитивную житейскую психологию. Научный психолог должен быть одновременно хорошим житейским психологом, а если быть точнее — психологом практическим.

Глава 1. Виды психологических знаний


ТОП 10:

Стр 1 из 21Следующая ⇒

Накопление психологических знаний происходило в разных науках и сферах человеческой деятельности, — везде, где нужны были знания о душевном мире и поведении людей. По мнению одних авторов, слово «психология» появилось в литературе в XVI веке, по мнению других — в XVIII. Мнения историков по поводу того, как возникло слово «психология», расходятся. В буквальном переводе с греческого оно означает «учение о душе» или «наука о душе» — соответствующие греческие корни psyche (душа) и logos (наука, учение). И в житейской психологии, и в искусстве чаще используется слово «душа», слово «психология» употребляется реже. И, наоборот, в науке понятие «душа» теперь используется сравнительно редко; более научным считается понятие «психика».

Психологические знания как знания о душевном мире человека могут иметь разные источники. Не случайно слова «психология» и «психологический» можно встретить не только в научной психологии, но и в обыденной жизни, и в искусстве.

Можно выделить, по крайней мере, пять основных видов психологических знаний:

1) житейская психология,

2) искусство,

3) научная психология,

4) практическая психология,

5) парапсихология.

 

Житейская психология

В нашей обыденной жизни мы нередко используем слова «психология», «психолог», «психологический», не всегда задумываясь над их содержанием. «Этот человек — хороший психолог», — говорим мы о ком-то, умеющем наладить контакт с людьми. «Такая уж у него психология «, — говорим мы иногда, пытаясь объяснить интересы, склонности и поступки человека, характеризуя особенности его личности. Иногда можно услышать и фразу типа «Ну, он просто псих», означающую эмоциональную характеристику другого человека как неполноценного или больного.

Психологические знания такого рода накапливались и использовались человеком в повседневной жизни в ходе исторического развития. Знания о людях обычно конкретны и формируются у каждого человека индивидуально. Их достоверность проверяется на личном опыте, и применяются они при взаимодействии с другими людьми. Эти знания обычно называют житейской психологией. Они начинаются с попытки объяснить тот или иной поступок человека особенностями его внутреннего мира. Для этого сравниваются разные его поступки и делаются выводы о типичных свойствах его души. Это познание дает возможность охарактеризовать его. Таким образом, житейская психология переходит от наблюдения и попытки объяснения конкретного поступка к обобщенному пониманию человека. Желание лучше понять внутренний мир людей побуждает сравнивать их поступки и приходить к общим выводам. Формируются обобщенные знания житейской психологии. Они выражаются в пословицах и поговорках, в традициях, в знаниях, которые передаются из уст в уста. Эту житейскую мудрость отражают писатели.

Главный критерий истинности знаний житейской психологии — признание других людей. Если люди видят подтверждение тех или иных житейских психологических принципов в повседневной жизни и ощущают их практическую пользу, то эти принципы считаются истинными и передаются от человека к человеку, от поколения к поколению. В сущности, житейская психология — это обобщение повседневных психологических знаний. Особенностями этих знаний считаются конкретность, практичность, доступность изложения, фрагментарность и неточность употребляемых понятий, опора на жизненный опыт и здравый смысл.

 

Психологические знания в искусстве

Важнейший источник психологических знаний — произведения искусства. Эти знания носят образный характер. Хорошими психологами, по мнению немецкого философа Вильгельма Дильтея (1833-1911), являются писатели, историки, актеры. Он желал появления психологии, способной уловить в сети своих описаний то, чего в произведениях поэтов и писателей заключается больше, нежели в существовавших тогда учениях о душе. Писатели и поэты в сюжетах, образах, действиях героев пытаются отразить типичные особенности внутреннего мира (психологии) людей. «Какой художник, и какой психолог!»— говорила Жорж Санд о Льве Толстом, имея в виду его способности передавать в художественных произведениях тончайшие движения человеческой души. При этом творческие личности пользуются своими наблюдениями, размышлениями, а также мудростью житейской психологии.

Художники в живописных, графических работах также отражают внутренний мир человека. Причем здесь важно не только то, «что» изображают, но и то, «как» это делают. В музыке внутренний мир человека отражается в звуках. Образы разного рода и вида, создаваемые в произведениях искусства, позволяют человеку лучше понять свой внутренний мир и души других людей. Главный критерий истинности психологических знаний в искусстве — узнаваемость образов, признание читателя, зрителя, слушателя. Если они находят в произведении искусства, в том или ином образе, отражение типичных особенностей внутреннего мира человека, то это психологическое знание считается верным. Особенности таких знаний — конкретность, образность, эмоциональность, фрагментарность. Но через них человек видит типичность. Использование понятий нехарактерно. Однако психологические знания, отраженные в литературе, представляют большую ценность. Поэтому профессиональные психологи всегда обращались к этому источнику (Сироткина, 1998).

Когда речь идет о житейской психологии или об отражении психологии людей в искусстве, слово «психолог» используется метафорически (например, применительно к Л.Н. Толстому, Ф.М. Достоевскому и др.).

В строгом смысле слова психолог — это человек, который профессионально занимается этой наукой в теоретическом и практическом плане, осуществляет практическую помощь людям в различных жизненных ситуациях.

 

Научная психология

Третьим источником психологических знаний является наука. В течение многих столетий научно-психологические знания развивались в рамках философии, медицины, педагогики и других наук. Во второй половине XIX века психология стала самостоятельной наукой и в течение XX века накопила огромное количество знаний. Научная психология направлена на поиск закономерностей психических явлений, пользуется методами науки, которые характеризуются объективностью и дают большую достоверность получаемых знаний. Для описания психического мира человека ученые используют абстрактные научные категории, такие как, например, деятельность, индивид, личность, общение, способности… Для научно-психологических знаний характерен рационализм и интеллектуализм; дефицит конкретности и отсутствие целостности в описании психических явлений — две главные трудности на пути их практического применения. Особенности научно-психологических знаний — их обобщенность, систематичность, доказательность, опора на научные факты и понятия. В то же время эти знания излагаются на специфическом языке научной психологии, понятном только профессиональным психологам, но не всегда практичны и доступны в изложении для неподготовленного пользователя. Поэтому наука часто не может удовлетворить потребность людей в психологических знаниях для повседневных практических нужд. Научную психологию еще нередко называют академической. Существует и особое направление научной психологии — прикладная психология, которая занимается изучением путей применения (приложения) научно-психологических знаний для решения практических задач.

 

Практическая психология

Четвертый источник психологических знаний — практическая психология. В ее задачи входят поиск путей и разработка методов психологической помощи людям. Практическая психология изучает не общие закономерности психических явлений, а индивидуальность, конкретные обстоятельства жизни человека и способы взаимодействия с ним. Критерием достоверности знаний при этом считается практический опыт и эффективность работы специалиста. Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизируются, на их основе формируется концепция. В такой обобщенной концепции описываются особенности и проблемы людей определенного типа и способы психологической помощи им. Практический психолог в своей работе всегда опирается на какую-либо концепцию и применяет ее с учетом конкретной ситуации. Особенностями знаний в практической психологии можно считать целостность, сочетание обобщенности и конкретности, практичность, опору на опыт работы специалистов. В то же время практический опыт далеко не всегда обеспечивает достаточную доказательность тех или иных идей. В отличие от ученых-теоретиков, практические психологи проявляют большее стремление к популяризации психологических знаний, умеют ясно и доступно их описать. Поэтому большая часть популярных книг по психологии написана психотерапевтами. Обилие рекомендаций делает их особенно привлекательными.

 

Парапсихология

Пятым источником психологических знаний назовем парапсихологию, которая относится к типу эзотерических знаний. «Эзотерическое знание» буквально обозначает знание, доступное только для посвященных, для особого круга избранных. К эзотерическому относятся экстрасенсорное познание, ясновидение, телепатия, хиромантия, методы йоги, астрологии. Совокупность эзотерических знаний, касающихся мира психических явлений, часто называют парапсихологией. Таинство методов их получения, отсутствие возможности объяснения на основе традиционных научных принципов характерны для такого познания. Способы доказательства истинности таких знаний специфичны и недостаточно систематичны. Правдоподобность — главный критерий истины. Особенностями этих знаний служат: целостность мировоззрения, сочетание конкретности и неопределенности, практичность выводов, опора на тайное знание. Научная проверка достоверности эзотерического психологического знания может существенно дополнить сведения о психическом мире человека. В частности, как показал профессор В.Н. Дружинин, в гороскопах может содержаться важная психологическая информация (Дружинин, 1995).

На протяжении многих десятилетий парапсихология не признавалась академическими психологами заслуживающей внимания и даже упоминания; ей просто отказывали в праве называться наукой. Сообщество парапсихологов было изолировано от сообщества психологов. В последние два-три десятилетия эта ситуация стала заметно меняться (Годфруа, 1996; Гиттельсон, 1997; Рицль, 1999). Сегодня число ученых, принципиально отрицающих реальность парапсихологических явлений, не так велико, а материалы парапсихологических исследований стали даже попадать в академические курсы психологии (цит. по: Леонтьев, 1995,с.170-172).

Порой эзотерическая психология, включающая в себя мистические, философские подходы к человеку, реализуемые в работах А. Бейли, Е. Блаватской, Р. Штайнера, рассматривается в качестве важнейшего направления психологии и психотерапии (Спиркина, 1994, с.127). Трансперсональная психология С. Грофа, с нашей точки зрения, также может быть причислена к этой области.

Итак, виды психологических знаний достаточно многообразны. Многообразно и употребление слова «психолог».

Но только люди, получившие специальное образование в области научной и практической психологии, могут быть названы профессиональными психологами.

Кроме того, знание житейской психологии, использование психологических знаний, отраженных в произведениях искусства, а также в парапсихологии может обогатить профессиональный опыт психолога.

 

Литература

1. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. 2-е изд. М.: Мир, 1996. Т. 1,гл. 2иЗ.

2. Гиттельсон Б. Парапсихология — это просто. М.: Агентство «ФАИР», 1997.

3. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М.: Международная педагогическая академия, 1994.

4. Дружинин В.Н. Личность и гороскоп // Психологический журнал. 1995. Т.16, № 3. С. 44-52.

5. Климов Е.А. Гипотеза «метелок» и развитие профессии психолога // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. 1992. № 3. С. 3-12.

6. Климов Е.А. Об исторически конкретных формах фиксации психологического знания (1995) // Психология профессионала: Сб. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. С. 246-250.

7. Леонтьев Д.А. Самая обыкновенная парапсихология // Психологический журнал. 1995. Т.16, №1. С. 170-172.

8. Рицль М. Парапсихология: Факты и мнения. Львов: Инициатива; Киев: Ника-центр, Вист-С, 1999.

 

9. Сироткина И.Е. Литература и психология: из истории гуманитарного подхода // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 75-85.

10. Спиркина Е.А. Подготовка психотерапевтов и психологов-консультантов (проблемы адаптации западного опыта) // Психологический журнал. 1994. Т. 15, № 6. С. 121-127.

11. Эткинд A.M. Психология практическая и академическая: расхождение когнитивных структур внутри профессионального сознания // Вопросы психологии. 1987. № 6. С. 20-30.

 




Жизнь и научная психология — Психологос

Повседневный опыт, повседневная психология — основа психологии научного. Научная психология опирается на повседневный психологический опыт, извлекает из него свои задачи и на последнем этапе проверяется повседневным опытом.

Главное отличие повседневной психологии от научной — в качестве и природе знаний.Жизненные знания и опыт обычно более конкретны, интуитивны и часто имеют низкий культурный уровень: они основаны на спонтанных наблюдениях, случайных размышлениях, часто негативных и безответственных, сильно подверженных моде, настроениям, страхам и слухам, в значительной степени иррациональным. Научно-психологическое знание — продуманное, обобщенное, рациональное, обоснованное профессиональным наблюдением и организованным экспериментом.

Подробнее.

Конкретность — общность

Повседневное психологическое знание конкретно; они привязаны к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам.

Официанты и таксисты, как правило, хорошие повседневные психологи, но, как правило, только в рамках своей профессии.

Дети — профессора психологии, он один с мамой, с отцом — с другой, с бабушкой — третье: в каждом случае ребенок знает, как себя вести, чтобы достичь желаемой цели. Но вне рамок семьи дети обычно наивны и беспомощны. Их знания пока не распространяются.

Научная психология, как и любая наука, склонна к обобщениям. Она ставит себе такие задачи под эти задачи, пусть постепенно, но движется.

Интуитивно — продуманность.

Повседневные психологические знания интуитивно понятны. Как правило, они приобретаются путем практических испытаний и приспособлений, и такой путь не требует рационального осмысления.

Например, дети приобретают опыт в ходе ежедневных и даже ежечасных тестов, которые они сдают взрослым.Опыт богатейший, для всех, но словесно описать его мало кто.

Научно-психологическое знание — продуманное, рациональное, в полной мере осознающее.

Культурный уровень

Культурный уровень научных знаний и научных концепций, как правило, выше. Повседневные психологические знания основаны на спонтанных наблюдениях, случайных размышлениях, часто негативных и безответственных, сильно подверженных моде, настроениям, страхам и слухам, во многом иррациональны и часто не отличаются от суеверий.

Земли, откуда взяли?

Любители желтой прессы редко задаются вопросом, на чем основаны суждения. Например,

• В рекламе используется эффект «5 кадров». ↑

• Сдерживать эмоции вредно. ↑

• «Все, что тебе нужно, это любовь!» и так далее —

Такие суждения выносятся уверенно и якобы убедительно. Яркость и новизна суждений, близость к привычным точкам зрения — чаще более важные обстоятельства, чем подтверждение или опровержение фактов.

Подвластны ли научные знания моде, слухам, страхам и настроениям? В области точных наук — в небольшой степени, в области психологии — к сожалению, да. Неофициальный запрет слова «формация», сложившийся в психологии в последние десятилетия, вряд ли имеет какое-либо объективное научное обоснование. Тем не менее в области психологии научные суждения более обоснованы, чем повседневные представления, и с развитием психологической культуры они постепенно приближаются к более высоким стандартам науки.

Распространенные убеждения в психологическом сообществе, не имеющие серьезной доказательной базы:

• Обычное проклятие можно снять, искренне попросив прощения у умершего.

• Без материнской любви полноценную личность не сформировать.

• Потеря любимого человека — тяжелая травма.

• Последствия детских психиатров ощущаются на протяжении всей последующей жизни. ↑

• Поведенческая терапия менее эффективна, чем глубокая терапия ↑.

Негативность и безответственность — уверенность, ответственность

Учитывая, что культурный уровень населения невысок и больше соответствует уровню человеческого ребенка, основными чертами убеждений повседневной психологии являются негативизм и безответственность. Типичные примеры негативных и безответственных убеждений повседневной психологии:

• Как встретить Новый год, чтобы год развивался!

• Понедельник — тяжелый день.

• Доброго утра не бывает ↑.

• Каждый думает только о себе ↑.

• Тренинги никому не помогают ↑.

• Все болезни — от нервов.

Психологи, работающие в научно-ориентированной традиции, обычно более конкретны и ответственны в своих формулировках.

Методы проверки

Ежедневные знания проверяются личным опытом, научно обоснованы профессиональным контролем и организованным экспериментом.

Суть экспериментального метода в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а сам вызывает это явление, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно изменяет эти условия, чтобы выявить закономерности, которым подчиняется это явление.

Научные знания сознательно систематизируются и накапливаются.

Научная психология обладает обширным, разнообразным, а иногда и уникальным фактическим материалом, полностью недоступным для любого носителя повседневной психологии.Этот материал накапливается и осмысляется, в том числе по специальным разделам психологической науки, таким как возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др. В этих областях рассматриваются различные этапы и уровни умственного развития животных и человека, с дефектами и заболеваниями психики, с необычными условиями труда — стрессовыми условиями, информационными перегрузками или, наоборот, однообразием и информационным голодом и т. д., — Психолог не только расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями. Общая психология развивается через развитие специальных разделов психологии, и это основной метод (метод с большой буквы) общей психологии. В повседневной психологии такого метода нет.

Позиция научного психолога по повседневной психологии

Какой должна быть позиция научного психолога по отношению к носителям повседневной психологии? Развитие науки похоже на движение по сложному лабиринту с множеством тупиков.Чтобы выбрать правильный путь, нужно иметь, как часто говорят, хорошую интуицию, а она возникает только при тесном контакте с жизнью. Необходимо чутко реагировать на вопросы, поступающие из жизни, и стремиться к тому, чтобы научные разработки вошли в жизнь, повысили психологическую культуру людей, сформировали более здоровую и позитивную мирскую психологию. Научный психолог должен быть одновременно и хорошим психологом-повседневным, а точнее практическим психологом.

.

АНГЛИЙСКИЙ ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ # 1 — каталог статей — Каталог статей

Текст 2. ЧТО ЭТО ПСИХОЛОГИЯ?

Психология изучает людей: как они думают, как они действовать, реагировать и взаимодействовать.

Психология занимается всеми аспектами поведения а также мысли, чувства и мотивации такого поведения.

В каком-то смысле вы уже психолог: мы все являются. Нас всех интересует, что заставляет людей нервничать и как это понимание может помочь нам решить основные проблемы общества.

Исследования по психологии дают вам знания, как идти от «психолога-любителя» до профессионального.

Как узнать науку о поведении? Как может вы используете это для улучшения качества жизни людей? Как ты можешь вложить свои знания с пользой в карьере?

Если вы расскажете друзьям, что вас интересует психологии, общие реакции могут быть такими: «ну, вы можете сказать, что я думаешь тогда? »или« Психология? Это все просто логика, не так ли это? »Поскольку мы знаем свое поведение, у всех есть теории на этот счет.

Чтобы изучать психологию, нужно научиться методы: наблюдение, измерение, тестирование, использование статистики, чтобы показать, что вы находка является надежным доказательством. Но психологи не просто собирают доказательства, чтобы объяснить поведение людей; они используют свое понимание, чтобы помочь людям с трудности.

Например, психологов интересуют практические задачи такие как:

• Как мы можем ослабить влияние родительского развод на детей?

• Как минимизировать количество аварий на дорогах, рельсах, в воздух?

• Как может судов гарантировать, что свидетелей показания достоверны?

• Как люди должны вести себя на свидании — что делать другие находят привлекательным?

• Как помочь людям преодолеть депрессию, стресс? или фобий?

СЛОВАРЬ

действовать вести себя, действовать

реагировать реагировать

взаимодействовать взаимодействовать

заниматься чем либо

мысли мысли

чувства чувства

мотивации мотивы, побуждения

в некотором смысле в некотором смысле

для решения основных проблем решить основные проблемы

общество общество

знания знания

любитель любитель, непрофессионал

наука наука

качество жизни качество, уровень жизни

найти хорошее применение находить хорошее применение

общий обычный, распространённый

научных методов научные методы

наблюдение наблюдение

измерительное измерение

тестирование тестирование

использовать статистику использовать статистику

достоверных свидетельств достоверные данные

для сбора доказательств собирать доказательства

для облегчения смягчать, смягчить

развод родителей развод родителей

для минимизации аварий свести к минимуму

рельсы рельсы, железные дороги

судов суды

свидетельства очевидцев свидетельства очевидцев

достоверный достоверный

доказательств доказательства, данные

на свидание на свидании

привлекательный привлекательный

фобий фобии, страхи

ЗАДАНИЕ

Прочитайте текст вслух.Ответьте на следующие вопросы.

1. Что изучает психология?

2. Чем занимается психология?

3. Как стать профессиональным психологом?

4. Какова обычная реакция, когда вы говорите, что вы психолог?

5. Почему у всех есть теория поведения?

6. Какие научные методы используются в психология?

7. Зачем нужны научные методы в психологии?

8.Как психологи могут помочь людям на свидании? пример?

ЗАДАНИЕ

Переведите следующие предложения.

1. Психология изучает поведение людей: действия, реакции, взаимодействия.

2. Я очень обеспокоен моим английским. Я читаю английские книги каждый день.

3. Писатели и психологов интересуют чувства и мотивации людей.

4. Политики озабочены серьезными проблемами в обществе.

5. Есть хорошие знания математики и биологии.

6. Моя мама психолог-любитель. Она любит рассказывать о действиях людей и мотивации.

7. Психология может улучшить качество жизни людей.

8. Сделать свои выводы надежные ученые используют наблюдения, измерения и наблюдения.

9. Психологи собирают достоверные данные о поведении людей.

ЗАДАНИЕ

Составьте предложения со следующими словами и выражениями.

а. играть

г. быть озабоченным

с. мысли и чувства

г.в некотором смысле

e. для решения проблем

ф. знания

г. использовать знания с пользой

ч. общие реакции

и. измерение

Дж. собрать доказательства

к. объяснять поведение людей

1. использовать понимание

г. развод родителей

п. свидетельские показания

о. иметь дату

с.депрессия

ЗАДАНИЕ

Переведите на английский язык.

Мы все — психологи-любители. Мы наблюдаем, как ведут себя люди. Но этого недостаточно, чтобы помогать людям. Психологическое образование дает знания, помогает стать профессионалами. Психологи изучают поведение людей. Для этого они используют разные методы: наблюдение, тестирование, эксперименты. Ученые достоверные доказательства и пишут новые теории.теории помочь ответить на практические вопросы.

@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@.com

БИОГРАФИЯ SIGMUND FREUD

Зигмунд Фрейд родился в Австро-Венгерской империи. в 1856 г. Его отец был мелким торговцем , и мать Фрейда была его Вторая жена. У Фрейда было два сводных брата примерно на 20 лет старше его. был. Его семья переехала в Вену, когда ему было четыре года. лет, и хотя он часто говорил, что ненавидел город, он жил там, пока он не был оккупирован Германией в 1938 г.

Фрейд был хорошим учеником и очень амбициозным. В В 1873 году он поступил в медицинскую школу Венского университета. Он надеялся заняться нейрофизиологическими исследованиями, но чистых исследований были в те дни трудно было управлять, если только вы не были богатыми независимо друг от друга. Фрейд был помолвлен, и ему нужно было иметь поддержки семьи, прежде чем он сможет женился, и поэтому он решил заняться частной практикой по специальности в неврологии.

Во время обучения он подружился с Йозефом Брейером, другой врач и физиолог. Часто они вместе обсуждали медицинские дела . Фрейд отправился в Париж для дальнейшего обучения в Жан-Мартен Шарко, невролог, известный во всей Европе за его исследования истерики и использования гипноза. В 1886 году Фрейд вернулся в Вену, открыл частную практика, специализирующаяся на нервных и мозговых расстройствах, и замужем.

В 1900 году Фрейд опубликовал The Interpretation of Dreams, и представил public к понятию бессознательный разум.В 1901 году он опубликовал Психопатология повседневности. Life, , в которой он теоретизировал , что забывчивость или опечатки язык (теперь называемый «оговорками по Фрейду») не был случайным при все, но это было «динамическое бессознательное», говорящее нам что-то значимое.

В 1902 году Фрейд был назначен профессором Венского университета и начал собирать посвященных учеников , которые к 1906 году сформировали Психоаналитическое общество.Возникли другие такие группы в других городах. Но такие ученики, как Альфред Адлер и Карл Юнг разделились. из группы.

Фрейд продолжал работать, развивая свои теории и написание больших томов работ.

В 1923 году ему поставили диагноз рака челюсть, результат многолетнего курения сигар. Ему было 67 лет. Ему предстояло сделать 30 операций. в течение следующих 16 лет лечить прогрессирующее заболевание. Когда нацисты захватили Австрию в 1938 год. Паспорт Фрейда был конфискован, а его книги сожжены.Фрейд покинул Австрию и вместе с семьей уехал в Англию. Он умер в Лондоне в сентябре 1939 года.

купец

сводный брат

хотя

ненавидеть

амбициозный

чистый

богатые

в обязательном порядке

для поддержки

частная практика

по специальности

неврология

по специальности

корпус

понятие

теоретизировать

забывчивость

случайное

значимое

посвящено

для выхода

ученика

разделить

рак

губка

Торговец, коммерсант

Сводный брат

Несмотря на то что

Ненавидеть

Амбициозный

Чистый

Состоятельный

Быть помолвленным

Поддерживать, содержать

Частная практика

Специализация

Неврология

специализироваться

Случай из практики

Понятие

Описал теорию

Забывчивость

Случайность

Имеющий значение

Преданный

Появляться

Последователи

Откалывать, отходить

Рак

Челюсть

Вопросы к тексту.

1. Где и когда родился Зигмунд Фрейд?

2. Что было профессия отца Фрейда?

3. Сколько были ли дети в семье Фрейда?

4. Откуда взяли Фрейд прожил большую часть своей жизни?

5. Откуда взяли Исследование Фрейда?

6. Почему не он выбрал карьеру нейрофизиологического исследователя?

7. Почему Фрейд решил заняться частной практикой?

8. Кто был Мартин Шарко?

9.Что сделал Фрейд делать, когда он вернулся в Вену?

10. Когда появились Фрейд опубликовал свою первую книгу? • —

11. Что знаменитого феномен был проанализирован в Психопатология

Ежедневно Жизнь ?

12. Откуда взялось Фрейд учил?

13. Откуда взялось Первая международная презентация Фрейда состоится?

14. Почему Фрейду нужно переехать в Англию?

15.Где сделал ‘ он провел последние годы своей жизни?

@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@


.

Общее понятие психологии как науки.

Университет Российской Академии Образования

Реферат по английскому языку

Москва

2006

Психологии отводится особое место в системе наук.

Во-первых, предполагается, что психология изучает наиболее сложную область науки, известную человеческому роду, поскольку психика — это порождение весьма целостной материи.

Аристотелиан также считал, что следует отдавать приоритет изучению человеческой души среди исследований «в других областях знания».Поскольку это знание о возвышенности и изумлении человеческих душ.

«О душе» — так называется его трактат.

Во-вторых, психология занимает особое место, поскольку она объединяет субъект и объект.

Пример. Человек родился. Сначала он маленький и себя не помнит. Но его развитие идет быстро. Формируются его физические и умственные способности. Он учится ходить, видеть, понимать и говорить. С помощью этих способностей он познаёт мир.Это начинает действовать в нем. Но у человека возникают вопросы: «Кто я? «, » что я? ». А потом «зачем я»? Умственные способности и функции являются для ребенка средством изучения внешнего мира. Потом учится сам.

Тот же процесс можно увидеть в масштабах всего человечества. В древнем обществе люди боролись за существование. Добывали огонь, охотились, воевали, изучали природу.

Возможности человечества росли постепенно. Люди создали материальную и духовную культуру.Было письмо, искусство, науки. И человек задался вопросом: что позволяет ему творить и исследовать? Как устроен его интеллект?

Этот момент был рождением самосознания человечества. Этот момент был рождением психологического знания.

Раньше человеческое отражение было сосредоточено на познании Вселенной, но теперь оно обращено к внутреннему миру человека. Человек с помощью познания начинает изучать отражения душ.

В-третьих, кроме того, в психологии есть особенность, которая представляет собой уникальные практические средства применения.

Научиться управлять своими собственными психоэффектами, функциями и способностями — задача более грандиозная, чем грандиозность пространства. Отмечается, что пока человек изучает свою душу, человек будет преобразовывать свое собственное существо.

Наука психология — это не только наука, изучающая человека, но она также участвует в построении и создании психики людей.

Психология — наука достаточно молодая.

Психология как наука утвердилась более чем за 100 лет эго.

В 1879 году немецкий психолог господин Вундт открыл первую лабораторию экспериментальной психологии в Лейпциге. Психология возникла на пересечении двух областей знания: естествознания и философии.

В основе любой науки лежит повседневный опыт. Например, физика опирается на знание движения и падения тел, света и звука, тепла и многих других вещей.Мы сталкиваемся с этим каждый день.

Математика тоже исходит из представлений о числах, формах. Они начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.

Но с психологией все иначе. Повседневные психологические знания конкретны. Они привязаны к конкретным ситуациям, конкретным людям и конкретным целям.

Научная психология стремится к обобщениям. Для этого он использует научные концепции.

Научная психология ищет и находит обобщающие понятия.Эти концепции позволяют понять тенденции и закономерности развития человека и его особенности.

Повседневное психологическое познание носит интуитивный характер. Это наработанная практика.

Особенно четко такой способ виден среди детей. У них хорошая психологическая интуиция. Это достигается ежедневными и почасовыми тестами. Этим тестам подвергают взрослых детей. И взрослые не всегда об этом догадываются.

Повседневная психология отличается от научной тем, что научное психологическое знание рационально и осознано.

Следующее отличие повседневной психологии от научной заключается в способах передачи знаний. Как правило, повседневная психология практически не передается от старшего поколения к младшему. Дети не могут и совершенно не хотят перенимать опыт отцов. Каждое новое поколение, каждый молодой человек должен сам получать новый опыт.

В научной психологии знания передаются с большой эффективностью. Накопление и передача научных знаний происходит в научных концепциях и законах.Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью речи и языка.

Следующее отличие повседневной психологии от научной заключается в способах познания. Наблюдение и размышление служат в повседневной психологии методом. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

Главное в экспериментальном методе — это то, что исследователь не ждет интересующего его явления. Исследователь создает особые условия для восприятия данного явления.После этого исследователь определяет закон. Когда экспериментальный метод был введен в психологию, он получил признание в самостоятельной науке.

Преимущество научной психологии состоит в обширном, разнообразном и уникальном материале. Такой материал во всем объеме недоступен любому носителю повседневной психологии. Этот материал накапливается и осмысляется в специальных разделах психологической науки. Например: возрастная психология, педагогическая психология, патологическая психология, нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология, сравнительная психология, клиническая психология, патологическая психология детского возраста, психопатология и другие.В этих областях исследуются различные стадии и уровни психического развития животных и людей. Также знакомимся с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда, стрессовыми ситуациями, информационными перегрузками или информационным голодом. Психолог расширяет круг исследовательских проблем, но и сталкивается с новыми явлениями.

Развитие специальных разделов психологии — это метод общей психологии. Такого метода нет в повседневной психологии.

Развитие науки напоминает движение по сложному лабиринту. В лабиринте есть множество тупиковых ходов. Чтобы выбрать правильный путь, нужна хорошая интуиция. А хорошая интуиция возникает только при близком контакте с жизнью. Научный психолог должен быть одновременно и хорошим психологом-повседневным. Слово «психология» в переводе означает «наука о душе». В наше время вместо понятия «душа» проявляется понятие «психика», обнаруживает свои свойства и поэтому может изучаться через них.

Форм проявления психики очень много. Это факты поведения, неосознанные психические процессы, психосоматические явления. Это результат материальной и духовной культуры. В этих фактах проявляется психика, обнаруживаются свои свойства и, следовательно, можно изучать через них.

Во втором десятилетии нашего века в психологии произошло важное событие. Это было названо «революцией в психологии». В научной прессе появилась статья американского психолога Ватсона.Он заявил, что необходимо сменить предмет психологии. По его мнению, психология должна заниматься не явлениями сознания, а поведением. Это направление получило название «бихевиоризм».

От истории возникновения психологии перейдем к разделам и отраслям психологии.

Детская психология — это раздел психологии. Детская психология изучает закономерности психического развития ребенка. В развитии ребенка можно выделить ряд возрастных периодов.Такие как: младенческий возраст, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, ранний юношеский возраст. В умственном развитии детей имеет значение усвоение исторического опыта человечества. Этот исторический опыт приобретается постепенно по мере взросления нервной системы ребенка. Каждый возрастной период имеет определенные задачи развития.

Возрастная психология — это раздел психологии. В этом разделе изучается развитие психики на разных возрастных этапах. Также изучаются принципы перехода от одной возрастной ступени к другой.Каждая возрастная ступень имеет свое восприятие окружающего мира и культуры. Все эти проблемы решаются путем формирования новых видов поведения и деятельности.

Педагогическая психология — это раздел психологии. Он изучает присвоение индивидом социального опыта. И присвоение социального опыта должно происходить в обучении.

Психология труда — это область психологии. Изучены закономерности формирования различных психологических механизмов в работе. Можно выделить следующие направления: рационализация труда и отдыха, динамика работоспособности, формирование профессиональной мотивации, взаимоотношений в разных сообществах.

Социальная психология — это раздел психологии. Он изучает законы поведения и активности людей, принадлежащих к различным социальным группам. А также изучает психологические характеристики этих социальных групп.

Нейропсихология — это раздел психологии. Изучает церебральные механизмы на примере локальных поражений головного мозга. Базы заложены А.Р. Лурией. Он разработал теорию системной динамической локализации психических процессов.

Патопсихология — это раздел психологии.Изучает особенности психической деятельности при психических или соматических заболеваниях.

Инженерная психология — это раздел психологии. Он изучает взаимодействие человека и технических устройств. Направления инженерной психологии:

  1. Изучение структуры деятельности и деятельности человека-оператора,
  2. Инженерно-психологическое проектирование,
  3. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности

Зоопсихология — это раздел психологии.Он посвящен проявлениям и законам эволюции психики животных. Он также изучает предпосылки возникновения человеческого сознания.

Сравнительная психология — это раздел психологии. Анализируется эволюция психики. Здесь происходит интеграция данных, полученных в зоопсихологии, исторической и этнической психологии. В результате анализа делаются выводы о схожести свойств психических процессов животных и человека. Выделены качественные отличия, которые привели к развитию трудовой деятельности, общественной жизни, речи и сознания человека.

Историческая психология — изучает происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений и особенностей социализации в разных культурах и экономических условиях. Суть этого направления в том, что психолог имеет дело не с абстрактным человеком, а с человеком определенной страны и эпохи. И этот человек сотрудничает с людьми. Социогенетические закономерности являются предметом исторической психологии и этнопсихологии.

Выбираю детскую психологию из всех этих разделов.Изучением ребенка занимаются многие науки, такие как: педагогика, психология, анатомия, физиология, гигиена, педиатрия. Наблюдение занимает очень важное место в науке. А основной метод изучения умственного развития ребенка — это эксперимент.

Взрослые должны решать учебные задачи каждый день. В этой ситуации родители находятся в более выгодном положении. Они могут постоянно наблюдать за ребенком. А у специалистов такой возможности нет. Тесное общение семьи со специалистами помогает правильно решить многие проблемы.Особый интерес к учебному процессу проявляет детская психология.

Для родителей необходимо иметь знания о методах, приемах воспитания, психологии ребенка. От родителей требуются знания, как вести себя в сложных ситуациях. Как себя вести, если ошиблись, торопились или не правы? Как известно, счастливые родители растут счастливых детей. Дарить ребенку можно только то, что есть у вас самих. Психология науки поможет родителям жить с детьми в гармонии.

Психологическая наука много знает о закономерностях обучения ребенка, об особенностях его развития. За последние годы значительно обогатились научные представления о взаимоотношениях в семье, о закономерностях общения детей и родителей. Но процесс воспитания человека остается сложным, непоследовательным, но всегда творческим. До сих пор нет и не может быть единой формулы, единого подхода к нашим человечкам. Все они индивидуальны, и к каждому нужен особый подход.

Психология и педагогика не могут заниматься только человеком, который живет сейчас.

Психологи и учителя должны думать о человеке, который будет и кем должен быть.

Психологи и учителя его не планируют, не программируют. Психолог и педагог с особым профессиональным взглядом видят в каждом маленьком человеке его лучшие качества и его будущее. Если учитель или психологи не видят в ребенке лучших черт, они просто обязаны ничего не делать.

Если человека постоянно обвиняют, жизнь кажется очень тяжелой. Если человек чувствует поддержку, преобладает творческая активность и взаимное доверие.

.