Содержание

Обсессивно-компульсивное расстройство у детей — причины, симптомы, диагностика и лечение

Обсессивно-компульсивное расстройство у детей – психическое расстройство невротического уровня, характеризующееся непроизвольными повторяющимися мыслями и действиями. Проявлениями невроза являются ритуалы – частое мытье рук, завязывание шнурков, расчесывание волос; отдельные действия – постукивания, раскачивание ногой; тики – подергивание мышц лица, шеи, рук. Присутствует «застревание» на мысли или идее, вызывающее тревогу. Диагностика выполняется клиническими и психологическими методами. Лечение включает когнитивно-поведенческую психотерапию, применение медикаментов.

Общие сведения

Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) также называют неврозом навязчивых состояний. Название болезни происходит из латинского языка, означает «охватывание», «одержимость идеей», «принуждение». Подростковый возраст – пиковый период появления первых признаков невроза, заболеваемость колеблется от 0,5 до 2%. С 3 до 12 лет распространенность болезни составляет 1%, в раннем возрасте оно встречается редко. Данные статистики искажаются тенденцией пациентов скрывать навязчивости. Зачастую симптомы определяются родителями и врачами спустя несколько лет после дебюта болезни. До полового созревания заболеваемость среди детей обоих полов одинакова, в последующем отмечается преобладание пациентов мужского пола.

Обсессивно-компульсивное расстройство у детей

Причины ОКР у детей

Точные причины невроза неизвестны. Выделены группы этиологических факторов развития болезни. Биологические причины объясняют возникновение симптоматики особенностями функционирования организма:

  • Особенности ЦНС. Невроз развивается при инертности вегетативной нервной системы, заболеваниях, поражающих головной мозг.
  • Изменения метаболизма нейромедиаторов. Расстройства обмена серотонина, дофамина, норадреналина, ГАМК сопровождаются нарушением передачи синаптических импульсов. Снижается активность коммуникации между отделами ЦНС.
  • Генетические мутации. Развитие невроза происходит при изменениях гена-переносчика серотонина.
  • Инфекционный фактор. Появление либо усиление симптомов невроза провоцируется поражением структур головного мозга антителами, взаимодействующими с возбудителями стрептококковой инфекции.

Психологические причины рассматриваются как результат нарушенных межличностных отношений, внутренних конфликтов, особенностей эмоциональных реакций. Существуют различные психологические теории возникновения заболевания:

  1. Психоаналитическая теория. Развитие ОКР – результат конфликта сексуально-агрессивных влечений и родительской запрещающей инстанции Сверх-Я.
  2. Теория И. П. Павлова. Невроз свойственен людям мыслительного типа высшей нервной деятельности. Инертность процессов торможения-возбуждения способствует возникновению навязчивостей.
  3. Связь с конституционно-типологическими характеристиками.
    Заостренные ананкастные (застревающие) черты характера провоцируют развитие невротического расстройства.
  4. Обусловленность психотравмирующими событиями. Причиной невроза может стать потеря родителя, неблагополучная семейная обстановка (скандалы, насилие).

В числе социальных причин исследователи указывают негативное воздействие микро-, макросоциума. Невроз провоцируется строгим стилем воспитания, завышенными требованиями, принудительной приверженностью религии, строгим режимом учебно-воспитательного учреждения.

Патогенез

Основой ОКР является предрасположенность к развитию тревоги. Предикаты заболевания – повышенная тревожность, агрессивность детей, тревожно-мнительная, ананкастная акцентуация характера подростков. Пусковым механизмом служит семейная дисфункция, строгие правила, завышенные, невыполнимые требования к ребенку. Воспитанием культивируется моральная ответственность, главными ценностями признаются следование долгу, игнорирование телесных и эмоциональных потребностей. В результате подавленного конфликта между потребностями и внутренними установками возникают навязчивые мысли, нарастает тревога. Эмоциональная напряженность снижается выполнением навязчивых действий, которые приносят кратковременное облегчение.

Классификация

В дошкольном возрасте обсессивно-компульсивное расстройство не имеет четкой классификации, определяется преобладание фобий, движений или действий. Невроз навязчивостей школьников имеет следующие формы:

  • Фобический невроз. Центральное место занимают фобии – оформленные страхи. Характерен для возраста 5-7 лет.
  • Компульсивный невроз. Проявляется навязчивыми действиями. Пик заболеваемости – 6-8 лет.
  • Обсессивный невроз. Преобладают навязчивые повторяющиеся мысли – концепции, идеи. Данная форма характерна для подростков.

Существует классификация ОКР у детей по особенностям течения. Выделяют однократное появление симптоматики, которое в последующем сохраняется недели, месяцы или годы; рецидивирующую форму с периодами полного выздоровления; непрерывное течение с периодическим усилением симптомов.

Симптомы ОКР у детей

Основу невроза составляют обсессии, компульсии. Обсессии – повторяющиеся навязчивые мысли, побуждения, мысленные образы. Ощущаются как неприятные, доставляющие беспокойство, тревогу. Ребенок не может изменить их, старается игнорировать, подавить, заместить концентрацией внимания на действиях. Распространенными являются обсессии о загрязнении, бедствиях, несчастных случаях, симметрии, религиозных идеях. Беспокоящие мысли способствуют нарастанию тревоги, для ее устранения пациент выполняет определенные действия – компульсии. Они могут быть внешними (пересчитывание предметов, закрывание-открывание двери), внутренними (счет, повторение молитвы). Иногда компульсии возникают из-за спонтанного неопределенного чувства тревоги, дискомфорта (без обсессии).

Среди наиболее распространенных вариантов обсессий-компульсий выделяют излишнюю тревогу о расположении вещей. Она компенсируется раскладыванием учебных принадлежностей, книг, одежды по определенной системе. Ребенок привержен принципу симметрии, увеличения размера, нарастания интенсивности цвета. Часто тревога связана с возможными несчастными случаями. Для ее уменьшения больные обсессивно-компульсивным расстройством несколько раз подряд выполняют ритуалы, призванные обеспечить безопасность (перепроверка выключенной плиты, утюга, закрытого окна), действия, «работающие» как приметы («три раза посмотрю в зеркало – все будет хорошо»). Боязнь получить плохую оценку заставляет ребенка много раз перепроверять выполненное задание. Беспокойство о заражении, загрязнении проявляется частым мытьем рук, полосканием рта, использованием дезинфицирующих салфеток.

Тревожные мысли не озвучиваются пациентом, являются пугающими, признаются неправильными. Молчание сохраняется, присутствует боязнь быть осужденным, признанным больным. Комплексные устойчивые идеи трансформируются в фобии. Повторяющиеся действия дети тоже стараются скрыть от взрослых, причиной обращения к врачу нередко становится вторичная симптоматика ОКР – тревожность, подавленность, замкнутость, снижение школьной успеваемости.

Осложнения

При отсутствии терапии обсессивно-компульсивное расстройство осложняется тревожно-депрессивными проявлениями. Ребенок угрюм, подавлен, не интересуется учебой, общением со сверстниками, много времени проводит дома один. Нарастание фобий, усиление компульсий приводит к изоляции, социальной дезадаптации. В тяжелых случаях пациент не может выйти на улицу (боязнь загрязнений, общения, открытого пространства), заниматься ежедневными делами, появляются мысли о самоубийстве, причинении себе вреда. Такие состояния требуют длительной реабилитации, активной работы психотерапевта, регулярного применения лекарственных средств.

Диагностика

ОКР у детей диагностируется врачом-психиатром. Основной метод исследования – клиническая беседа с родителем и ребенком. Врач уточняет начало проявления навязчивостей, характер, частоту. Использует опрос и наблюдение для оценки эмоционального состояния. По необходимости клиническим психологом проводится тестирование, целью которого является выявление напряженности, тревоги, депрессии, ананкастных, тревожно-мнительных черт личности. Специалист использует проективные методики – рисуночные тесты, методы интерпретации образного материала. Личностная сфера подростков исследуется с помощью патохарактерологического диагностического опросника (ПДО).

Требуется проведение дифференциальной диагностики обсессивно-компульсивного расстройства со схожими по проявлениям заболеваниями, состояниями. К ним относятся:

  • Обычные детские ритуалы. За навязчивости принимают ритуалы отхождения ко сну, выполнение правил игры или договоренности между детьми, коллекционирование, подражание кумирам. Нормальные ритуалы меняются по мере взросления, способствуют развитию, адаптации, социализации.
  • Первичная депрессия. ОКР и депрессия могут развиваться параллельно. Первичным является заболевание, симптомы которого появились раньше. При одновременном дебюте первичным считается депрессивное расстройство.
  • Эмоциональные расстройства. Обсессивно-компульсивное расстройство часто протекает с фобиями, паническими атаками. По выраженности симптомов диагностируется основное и сопутствующие заболевания.
  • Расстройства аутистического спектра (РАС) проявляются ритуалами, повторяющимися действиями. Также выявляются нарушения социального взаимодействия, общения, интеллекта.
  • Шизофрения. Среди симптомов патологии выделяются повторяющиеся ритуалы, действия, доминирующие идеи. Они являются навязанными (а не навязчивыми). Выражаются бредом, голосовыми галлюцинациями, приказывающими выполнять что-либо.
  • Нервная анорексия. Присутствуют мысли, идеи о питании, действия направлены на избегание пищи, грязи. При ОКР сохраняется реалистичный образ тела. Возможно одновременная постановка двух диагнозов.
  • Синдром Туретта. Заболевание проявляется тиками, но основа их происхождения иная, чем при развитии ОКР.

Лечение ОКР у детей

Лечение обсессивно-компульсивного расстройства включает прием медикаментов, психотерапию. Обычно сначала осуществляется коррекция лекарственными препаратами, после снятия острых симптомов назначаются сеансы психотерапии. Каждый из лечебных подходов является комплексным:

  • Медикаментозная терапия. В лечении обсессивно-компульсивного расстройства используются антидепрессанты, ингибирующие обратный захват серотонина (СИОЗС). Выбор препарата, определение дозы выполняется врачом индивидуально с учетом возраста, общего соматического состояния, выраженности проявлений невроза. Иногда фармакотерапия дополняется антипсихотическими средствами.
  • Когнитивно-бихевиоральная психотерапия. Основным инструментом психотерапевта является когнитивно-поведенческая терапия. С помощью специалиста ребенок работает над осознанием ошибочных, нелогичных мыслей, учится определять их, заменять конструктивными. Вторая часть работы предусматривает формирование поведенческих паттернов, постепенную замену ими компульсий.
  • Индивидуальные методы психотерапии. С учетом конкретного клинического случая подбираются дополнительные методики. Травматическая ситуация прорабатывается техниками гештальт-терапии, эмоциональные нарушения – проективными методиками, ситуации утраты близкого человека – логотерапией, психосоматические симптомы – телесно-ориентированной терапией.
  • Семейная психотерапия. Встречи членов семьи и психотерапевта проводятся с целью коррекции отношений, освоения способов взаимодействия, уменьшающих напряженность, тревожность пациента. Подчеркивается необходимость доброжелательного отношения, снижения требований, смещения фокуса с понятий морали на эмоциональные контакты.

Важным условием успешного лечения обсессивно-компульсивного расстройства является сотрудничество, системность приема лекарств, выполнения заданий психотерапевта. Распространенной техникой является ведение дневника, самоотчета. Она позволяет детям заметить возникновение навязчивостей, определить их причину, является инструментом контроля эффективности психотерапевтической работы.

Прогноз и профилактика

Обсессивно-компульсивное расстройство характеризуется устойчивостью. Без помощи специалистов у детей формируется социальная дезадаптация. Медикаментозная и психотерапевтическая помощь сдерживают прогресс заболевания, в некоторых случаях приводят к полному выздоровлению. Улучшение самочувствия не является поводом для самостоятельного отказа от лечения, поскольку существует высокий риск рецидива. В профилактике ОКР основную роль играет гармоничность семейных отношений. Родителям необходимо создать условия, предупреждающие развитие тревоги: избегать ссор, скандалов, использовать как инструмент воспитания сотрудничество и договоренности, поддерживать ребенка, отказаться от критики, завышенных требований.

симптомы и лечение у детей и взрослых

Поведение человека при неврозе навязчивых состояний в большинстве своём расцениваются социумом как что-то само собой разумеющееся, если конечно, действия больного не что-то из ряда вон выходящее.

По этой и многим другим необоснованным причинам редко кто обращается за профессиональной помощью, даже если невроз начинает вносить значительный дискомфорт в бытовой и социальной жизни. Одним из таких изнуряющих расстройств является невроз навязчивых состояний.

Невроз навязчивых состояний в психиатрии и неврологии определяется как обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР). Это патологическое состояние психики, которое проявляется или в навязчивых мыслях пугающего характера (обсессиях), или в череде абсурдных навязчивых действий, к которым привели эти мысли. В тяжёлых формах расстройства пациент страдает одновременно и от обсессий, и от компульсий.

Причины возникновения

В отношении достоверных причин развития патологии до сих пор существует множество разногласий.

Но совершенно чётко в этиологии обсессивно-компульсивного расстройства прослеживается совокупность сразу трёх факторов: биологического, социального и психологического.

Под биологическим фактором подразумеваются:

  • Сбой в работе нейротрансмиттеров: серотонина и норадреналина. В результате — скачки патологической тревожности и перемены в мыслительной деятельности;
  • Тяжёлые черепно-мозговые травмы;
  • Функциональные расстройства вегетативной нервной деятельности;
  • Хроническая бессонница;
  • Наследственная предрасположенность;
  • Нарушения метаболизма;
  • Инфекционный мононуклеоз, вирусный гепатит;
  • Эпилепсия.

В качестве социального триггера выступает ближнее окружение больного:
  • воспитание в авторитарном стиле или религиозной семье;
  • буллинг (психологический террор) со стороны одного или нескольких человек.

Психологическим провоцирующим фактором выступают:

  • гиперопека чересчур тревожной матерью;
  • ипохондрический невроз;
  • глубокие психотравмы, полученные в возрасте от 10 до 30 лет.

Симптомы

Общий психологический портрет пациента с неврозом навязчивых состояний выглядит следующим образом:

  • Интеллект выше среднего;
  • Чрезмерно требователен к себе и окружающим, перфекционист;
  • Регулярно подавляет агрессию, из-за чего она трансформируется в постоянную напряжённую тревогу;
  • Способен замечать мелкие незначительные детали, упуская основное;
  • Постоянно оценивает себя и свои действия;
  • Богатая фантазия;
  • Любыми способами избегает конфликты;
  • Всегда старается всем угодить, соответствовать чужим ожиданиям в ущерб собственным интересам;
  • Не умеет отказывать;
  • Предельно мнительный;
  • Патологически боится перемен;
  • Подавляет собственную инициативу;
  • Находится в постоянном напряжённом ожидании чего-то неблагоприятного и негативного.

Обсессии

В качестве социального триггера выступает ближнее окружение больного:
  • воспитание в авторитарном стиле или религиозной семье;
  • буллинг (психологический террор) со стороны одного или нескольких человек.

Психологическим провоцирующим фактором выступают:

  • гиперопека чересчур тревожной матерью;
  • ипохондрический невроз;
  • глубокие психотравмы, полученные в возрасте от 10 до 30 лет.

Симптомы

Общий психологический портрет пациента с неврозом навязчивых состояний выглядит следующим образом:

  • Интеллект выше среднего;
  • Чрезмерно требователен к себе и окружающим, перфекционист;
  • Регулярно подавляет агрессию, из-за чего она трансформируется в постоянную напряжённую тревогу;
  • Способен замечать мелкие незначительные детали, упуская основное;
  • Постоянно оценивает себя и свои действия;
  • Богатая фантазия;
  • Любыми способами избегает конфликты;
  • Всегда старается всем угодить, соответствовать чужим ожиданиям в ущерб собственным интересам;
  • Не умеет отказывать;
  • Предельно мнительный;
  • Патологически боится перемен;
  • Подавляет собственную инициативу;
  • Находится в постоянном напряжённом ожидании чего-то неблагоприятного и негативного.

Обсессии

На фоне стабильного тревожного состояния и страха у пациента регулярно возникают разнообразные навязчивые мысли, стойкие беспочвенные сомнения, совершенно иррациональные идеи, представления и желания. Вся суть обсессий сокрыта в двух вариантах: в страхе причинить вред окружающим, и страхе причинить вред себе.

Сложно объяснимая или даже не осознанная самим пациентом тревога переходит в чёткие опасения: например, патологическая боязнь микробов.

Немаловажно, что подобные чувства и мысли чрезвычайно истощают больного, который всегда признаёт их алогизм и абсурдность. Но в то же время сила этих обсессий настолько велика, что захватывает человека всецело, и он при всём желании не в состоянии переключиться на любые другие конструктивные мысли.

Компульсии

В то время как корень обсессий находится в патологическом безосновательном страхе, корень компульсий — в обсессиях.

Как яркий пример: навязчивое сомнение (закрыта ли входная дверь, выключен ли в квартире свет и пр. ) у здорового человека возникает относительно редко и исключительно из-за кратковременной проблемы с концентрацией внимания.

Сомнение проходит сразу после того, как его причина была устранена фактической перепроверкой. Человек вернулся, убедился, что свет выключен, входная дверь закрыта, и успокоился.

В это же время пациент с ОКР снова и снова будет возвращаться, чтобы проверить, закрыта ли дверь и так множество раз. Само собой подобные действия никакой логикой не подтверждаются.

Второй пример: больному с ОКР внезапно приходит идея, что он рискует умереть, заразившись смертельно опасными бактериями, которые находятся на ладонях. Пациент ухватывается за эту мысль и начинает развивать её до полного абсурда: например, настолько неистово мыть руки жёсткими щётками, что кожа начинает кровоточить.

6 ярких признаков невроза навязчивых состояний:

  1. Стремление к соблюдению во всём симметрии.
  2. Многократные однотипные действия в качестве повторения чего-либо.
  3. Изнуряющие проверки (закрыты ли окна, выключена ли плита, закрыты ли двери и т.д.).
  4. Патологически частое мытьё рук и уборка.
  5. Страх чем-то заразиться.
  6. Педантичная сортировка всего подряд по характерным признакам.

Справка. Компульсии при ОКР легко отличить по ритуальному характеру бессмысленных действий. Что-то проделанное однажды в определённой ситуации пациент повторяет впоследствии снова и снова, даже если новая ситуация большей частью отличается от предыдущей. В ритуал может превратиться совершенно любое действие.

Физические симптомы

Симптомы ОКР достаточно специфичны и лишь в редких случаях могут трансформироваться в отчётливые физические признаки. Такими исключениями являются, например, трихотилломания и компульсивное мытьё рук.

В первом случае на коже головы пациента формируются многочисленные корочки, а во втором — кожа рук или слишком пересыхает, или травмируется до крови в тяжёлых течениях ОКР.

Но этот невроз очень часто сопровождается другими заболеваниями, проявления которых отмечены в виде:

  • отёчности нижних конечностей;
  • сдавливающих болей в грудной клетке;
  • бессоннице;
  • синдроме хронической усталости;
  • проблемах с памятью;
  • вялом аппетите или его полном отсутствии;
  • одышке.

У детей

Невроз навязчивых состояний у детей чаще всего начинает прогрессировать в раннем подростковом возрасте. Течение расстройства и его симптомы ничем не отличаются от течения ОКР у взрослых.

Несколько признаков того, что ребёнок страдает неврозом навязчивых состояний:

  • обсессии, касающиеся домашней безопасности: выключена ли плита, закрыта ли дверь и т.д.;
  • тревожность в отношении потенциального загрязнения;
  • обсессии по поводу страха, что с родителями случится что-то ужасное;
  • аномальная тревожность по поводу оценок в обучении;
  • выдуманные защитные ритуалы;
  • массовое накопление ненужных вещей.

Однозначную причину развития ОКР у детей, как и в случае со взрослыми, выявить не удаётся. В качестве допущения широко используется версия стрептококковой инфекции и нарушений на генном уровне.

Для диагностики используется детская обсессивно-компульсивная шкала Йеля-Брауна. Достаточно часто расстройство дополнительно сопровождается синдромом гиперактивности с дефицитом внимания или синдромом Туретта.

Лечение, как правило, комплексное и состоит из медикаментозной терапии и психотерапевтических сеансов. Коррекция препаратами актуальна для устранения острых симптомов, после чего ребёнок переходит к когнитивно-поведенческой терапии. Его обучают осознанию нелепых мыслей и замене их на другие — позитивные и конструктивные, а также формированию поведенческих шаблонов в качестве ответной реакции на очередную обсессию.

В ряде случаев дополнительно может понадобиться гештальт-терапия, семейная и телесно-ориентированная терапии.

Диагностика

В своих проявлениях невроз навязчивых состояний схож с другими психическими расстройствами — например, шизофренией, и диагностировать его зачастую непросто. Особенно в ситуациях, когда пациент патологию тщательно скрывает.

В этом случае на приёме он будет вести себя совершенно естественным образом, даже если вдруг возникнет острая необходимость выполнить тот или иной ритуал. Пациент сделает это позже, когда останется наедине.

Самые распространённые сложности в диагностике:

  • При желании ОКР можно скрыть;
  • Вместо ОКР нередко ставят панические атаки, бред воздействия, депрессию или ВСД;
  • Из-за большого количества симулянтов бывает сложно выявить истинного больного.

Основные критерии для выявления ОКР:

  • Больной не воспринимает компульсии и обсессии как нечто навязанное со стороны. Расценивает эти мысли и поступки как свои собственные;
  • Обсессии и компульсии длятся уже продолжительный период времени, что выматывает больного и не доставляет никакого удовольствия;
  • Реализация навязчивой идеи или мысли всегда неприятна для больного;
  • Больной отчаянно сопротивляется обсессиям, но безуспешно, что вызывает страдания;
  • Результаты тестирования по шкале Йеля-Брауна;
  • Обсессии и компульсии делают невозможным адекватный распорядок дня из-за необходимости выполнять многочисленные ритуалы;
  • Больной склонен к социальной изоляции;
  • В учёбе, на работе и семье — многочисленные трудности вследствие частого неадекватного поведения;
  • Подведение итогов осмысленного разговора с пациентом.

Дополнительно полезными будут компьютерная и ПЭТ (позитронная эмиссия) томографии головного мозга.

Лечение

Лечить невроз навязчивых состояний необходимо комплексом мероприятий из медикаментозной терапии, психотерапевтического воздействия, иногда — техник гипноза и самостоятельными профилактическими действиями со стороны пациента.

Медикаментозное

При соответствующих врачебных показаниях лечение начинается с двухнедельного курса бензодиазепинов. Попутно на ближайшие полгода настоятельно рекомендуют антидепрессанты класса СИОЗС.

Дополнительно при необходимости могут быть актуальны нормотимики или атипичные антипсихотики.

Прочитайте ещё статьи по теме: про синдром навязчивых движений, про посттравматическое стрессовое расстройство, про острую реакцию на стресс.

Основная цель препаратов — максимально убрать беспричинную тревогу и страх, укрепить нервную систему в целом, убрать признаки депрессии и отчаяния, помочь овладеть контролем над собственным мыслительным процессом.

В особо тяжёлых и сложных случаях бывает уместна электрошоковая терапия (ЕСТ).

Немедикаментозное

Лучшие результаты показывает лечение пациента с группой специалистов: психиатра, невропатолога и клинического психолога.

Ключевым фактором в немедикаментозном лечении является когнитивно-поведенческая психотерапия. Все её методики сводятся к трём важнейшим задачам:

  1. Научить пациента трезво оценивать каждую обсессию, понимать, что это нездоровая абсурдная мысль.
  2. Научить усугублять пугающие мысли до предела: может произойти? Пусть происходит, ничего не поделаешь.
  3. Максимально развить осознанность пациента, чтобы он прекратил отождествлять себя с потоком своих нездоровых обсессий.

Как справиться с неврозом навязчивых состояний самостоятельно

ОКР может продолжаться долгие годы. Медикаментозная терапия показана не всегда или не приносит результата. Поэтому научиться максимально справляться самостоятельно для пациента в этой ситуации — одно из лучших решений.

В чём суть основной проблемы страдающих от ОКР?

  1. В безусловной вере, что за нелепой мыслью последует реальное действие.
  2. В неустанном сопротивлении этим нелепым мыслям.
  3. В постоянном страхе (осознанном или подсознательном) потерять над собой контроль и осуществить задуманное.
  4. В постоянном страхе оказаться плохим для окружающих.

Важно. Пациенту необходимо понять, что все его абсурдные и пугающие мысли — всего лишь разноплановые иллюзии утомлённого повышенной тревожностью мозга. Как только придёт чёткое осознание того, что каждая обсессия — это очередная «обёртка» подсознательных страхов и подавленной агрессии, в которую мозг «прячет» глубинные нерешённые проблемы, это послужит началом успешного избавления от этого вида расстройства.

Два действия, без выполнения которых разорвать замкнутый круг обсессий с компульсиями пациенту будет невозможно:

1. Прекратить любую борьбу с возникающими алогичными мыслями.

Например, пришла обсессия, что пациент, выйдя из дому, не выключил утюг. Обсессия стремительно прогрессирует, рисуя страшный пожар в квартире.

Что надо сделать? Прекратить любое сопротивление обсессии. Отпустить её и позволить рисовать до конца, как сгорела квартира, какие лишения придётся пережить ближайшие несколько лет и за что ему (пациенту) всё это?!

Что немаловажно, утюг действительно может оказаться невыключенным. В этом случае использовать технику нужно после первой удостоверяющей проверки квартиры.

2. Навсегда прекратить потакать нелогичным бессмысленным желаниям, которые провоцируют обсессии.

К примеру, обсессия, которая убеждает пациента, что он может убить собственного отца любым режущим предметом, вынуждает прятать от себя же все острые и колющие предметы в квартире.

Развить обсессию до конца: пациент убивает отца, оказывается пожизненно заключённым в тюрьме, отца, конечно, жаль, но что поделать? Самое важное — прекратить убирать все ножи из зоны видимости. Принять их существование как бытовую необходимость и не более того.

Таким образом, совершенно осознанное отношение к качеству своих иррациональных мыслей и действий ведёт к стойкому облегчению симптомов и полному излечению.

Классификация по МКБ-10

Согласно международному классификатору невроз навязчивых состояний обозначен как обсессивно-компульсивное расстройство и расположено под кодом F42.

Заболевание характеризуется как наличие навязчивых мыслей и действий, которые стереотипно возникают у пациента. По характеру эти образы, идеи или побуждения для больного всегда огорчительны, а борьба с ними полностью безуспешна.

Подобные мысли и дальнейшие вынужденные действия больной расценивает, как свои собственные идеи, даже если они всецело аморальны и отвратительны.

Навязчивые действия выглядят, как ритуалы и в виде стереотипных манер повторяются больным снова и снова. При этом речь не идёт ни о каком получении удовольствия или благоприятных для кого-то действиях.

Суть каждого действия в предотвращении некоего ужасного события, если больной это действие своевременно не осуществит.

Как правило, действия признаются больным как бесполезные и абсурдные и он им всячески безрезультатно сопротивляется. Эмоциональный фон стабильно тревожный. При сопротивлении компульсивным действиям уровень тревожности резко возрастает и становится ярко выраженным во внешних проявлениях.

Включены: ананкастический невроз и обсессивно-компульсивный невроз.
Исключены: обсессивно-компульсивная личность (F60.5).

Видео по теме

Обязательно посмотрите видео психолога на тему обсессивно-компульсивного расстройства

Невроз навязчивых состояний — заболевание, справиться с которым полностью самостоятельно крайне сложно. На первом этапе стоит обратиться как минимум к психологу, который оценит состояние и определит дальнейшие действия.

Обсессивно фобический синдром: невроз, сранительная характеристика

В классификации неврозов отдельно рассматривают обсессивно-фобические нарушения, т.е. расстройства импульсивные. Проблема объединяет обсессии и фобии, возникающие в виде панической атаки с последующим переходом к умеренным переживаниям.

Формы проявлений

Обсессивно-фобический невроз может проявляться в нескольких формах.

  • Образной.
  • Отвлеченной.

Для образной формы характерным признаком являются навязчивые картины прошедших событий, сопровождающиеся яркими воспоминаниями, сомнениями, опаской. К отвлеченной относят постоянные попытки вспомнить факты, имена, фамилии, лица, счета, а также прокручивание в голове несовершенных действий.

Навязчивое состояние проявляется компульсией в моторно-физическом аспекте, фобией в эмоциональном и навязчивостью в интеллектуальном. Все эти составляющие тесно связаны и поочередно запускают друг друга.

Яркий пример: пациенты с тяжелыми формами невроза вырабатывают ритуальные действия, позволяющие обрести на некоторое время спокойствие.

Переживания появляются обычно при умственной деятельности и провоцируют возврат к одной и той же мысли, выполнение повторных действий с целью перепроверить работу. Бесконечное повторение приводит к переутомлению. Сомнения вызывают стойкую потребность совершать одни и те же действия, в тот момент, как реальность вызывает меньший интерес.

Особенности фобий

Фобии развиваются в детском возрасте. Основные причины: неправильное воспитание, отрицательная психогенная обстановка, негативно влияющая на становление психики. Под действием определенных факторов, ребенок формирует в мозгу защитные установки в попытках адаптироваться к раздражителю.

Страх — это эволюционное чувство. Без него человечество не смогло бы выжить. Под действием стресса высшая нервная система формирует особую модель поведения для адаптации организма к жизни в определенных условиях.

Испытывая страх, человек старается укрыться от опасности или принимает удар, выступая агрессором. При неадекватной оценке ситуации, возникает сильный страх, сопровождающийся навязчивыми мыслями, действиями, паническими атаками.

Формирование модели поведения зависит во многом от родительского воспитания и влияния общественных ценностей, предрассудков, религиозных установок. Пугаемый «бабайками» ребенок будет бояться темноты, предполагая, что существо выходит ночью, чтобы его убить. Все, что находится в зоне недосягаемости для человеческого понимания, вызывает страх. Ребенок в силу своей неопытности не знает, как реагировать на раздражители. Самая распространенная фобия — страх смерти.

Человека, который ничего не боится, не существует.

Люди, спокойно реагирующие на факторы, вызывающие у других ужас и панику, умеют жить со страхом, использовать это ощущение в своих целях. Их нервная система и организм обладают высокими адаптационными способностями.

Пациенты, страдающие от фобических расстройств, отличаются высоким уровнем эмоциональности и внушаемости. Например, когда в некоторых религиозных традициях запрещено употребление определенных видов мяса.

Человеку доказывают изначально, что подобное его убивает, и божество, которому он поклоняется, не простит его, сослав в самый далекий уголок ада (игра на неизвестности, т. к. человек не может точно знать, будет ли он жить после смерти).

Особенности обсессий

Обсессия представляет собой череду навязчивых мыслей, ассоциаций, возникающих непроизвольно с определенным временным интервалом. Человек теряет возможность концентрироваться на основной работе, потому как не способен избавиться от них силой воли.

Обсессии относят к симптомам интрапсихической деятельности, т. е. нарушениям центральной части психики. Их причисляют к подгруппе расстройств мышления. Из 9 продуктивных кругов поражения обсессия относится к 3-му, т. е. легко купируется при своевременном обращении.

Относительно патогенеза выделяют 2 группы обсессий.

  1. Элементарные — наблюдаются непосредственно после появления сверхсильного психогенного раздражителя. Причины навязчивых мыслей пациенту ясны.
  2. Криптогенные — возникает самопроизвольно, причины непонятны. Непонимание процесса формирования навязчивости обусловлено защитной реакцией организма, когда он скрывает в закоулках сознания некоторые травмирующие факты из жизни личности.

Особенности компульсии

Компульсия — навязчивые ритуалы — поведенческие реакции, возникающие через определенный временной промежуток. Пациент ощущает, что обязан выполнить какое-то действие. Если он отказывается или не может этого сделать, повышается тревожность, возникают навязчивые идеи.

Компульсии по типу проявлений разнообразны, но обладают схожими чертами. Основная проблема состоит в том, что от них невозможно отказаться. Если изначально достаточно совершить действие единожды, то через время необходимо проводить ритуал по нескольку раз. Требования подсознания каждый раз ужесточаются. Так, расстройство, сопровождающееся ощущением грязи на руках, требует более тщательного мытья.

Причины обсессивно-фобического невроза

С точки зрения биологии, расстройства подобного типа появляются вследствие генетически обусловленных или полученных в процессе жизнедеятельности нарушений баланса веществ в мозгу. У людей, страдающих от обсессивно-фобического синдрома, наблюдается повышение выработки адреналина, катехоламинов.

Копирование поведения взрослых — самый распространенный фактор, влияющий на формирование восприятия окружающего мира. Психика ребенка — чистый лист. Он не знает, как правильно себя вести, поэтому берет пример с родителей и следует их установкам, считая, что их реакции — истинно правильный вариант поведения.

Обсессивно-фобический невроз может быть симптомом шизофрении. Здесь причины в основном заключаются в генетических факторах и условиях жизни.

Симптомы заболевания

Обсессивно-фобическое нарушение характеризуется рядом психологических симптомов, которые вызывают физиологические отклонения. Под действием страха, тревоги пациенты ощущают головокружение, онемение конечностей. Может наблюдаться тремор, судорожные сокращения лицевых мышц. Тяжелые состояния в остром периоде сопровождаются истерическими припадками, паническими атаками.

Со стороны сердечно-сосудистой системы наблюдается тахикардия, сдавливание в груди, одышка, скачки артериального давления, усиленное потоотделение. Нередко под действием переживаний пациенты страдают от диареи. У женщин невроз может спровоцировать изменение цикла. Для мужчин обсессивно-фобическое расстройство может стать причиной импотенции.

В анамнезе более чем у 40% больных отмечаются нарушения сна, его долгое отсутствие провоцирует появление галлюцинаций.

Обсессивный и фобический невроз

Сравнительная характеристика обсессивного и фобического неврозов:

  • фобии и обсессии возникают из-за высокой внушаемости;
  • поведенческие реакции при обоих типах невроза в большей мере зависят от уровня адаптационных возможностей организма;
  • обсессии могут возникать на фоне фобий, а фобии могут появляться на фоне обсессий;
  • обе патологии могут сопровождаться компульсиями;
  • фобии бывают обусловлены наследственностью, т. к. страх — естественная реакция организма на опасность, это защитный механизм;
  • обсессии чаще встречаются у подростков, у детей подобные проявления фиксируются редко;
  • фобии отмечаются у людей любого возраста, ярче выражены у детей.

Из этого следует вывод, что все патологические отклонения неразрывно связаны между собой. Могут проявляться в разной степени, под действием определенных психогенных факторов. Главную роль в формировании невроза играет не сила фактора влияния, а личное восприятие его человеком.

Заключение

Обсессивно-фобические расстройства характеризуются рядом психических и физиологических отклонений. Это обусловлено нарушением работы ЦНС. Патология относится к неврозам. В легкой форме обратима с помощью психокоррекции. Тяжелые формы заболевания требуют длительного лечения в стационаре. Заболевание может быть спровоцировано биологическими, генетическими и психогенными факторами. Основная роль в формировании невротических отклонений отводится адаптационным способностям личности.

обсессивный — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им.обсесси́вныйобсесси́вноеобсесси́внаяобсесси́вные
Рд.обсесси́вногообсесси́вногообсесси́внойобсесси́вных
Дт.обсесси́вномуобсесси́вномуобсесси́внойобсесси́вным
Вн.   одуш.обсесси́вногообсесси́вноеобсесси́внуюобсесси́вных
неод.обсесси́вныйобсесси́вные
Тв.обсесси́внымобсесси́внымобсесси́вной обсесси́вноюобсесси́вными
Пр.обсесси́вномобсесси́вномобсесси́внойобсесси́вных

обсесси́вный

Прилагательное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1a.

Корень: .

Произношение[править]

  • МФА: [ɐpsɛˈsʲivnɨɪ̯]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. связанный, соотносящийся по значению с существительным обсессия ◆ Клинические типы характера соотносятся с тем или иным психопатологическим состоянием, с которым они аналогичны или имеют максимальное сходство; отсюда истерический, обсессивный, фобический, шизоидный, депрессивный, маниакальный характеры. Карвасарский Б.Д., «Психотерапия», 2012 г.
Синонимы[править]
  1. обсессионный
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство

Этимология[править]

От англ. obsessive + -н(ый).

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Список переводов

Библиография[править]

обсессия — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падежед. ч.мн. ч.
Им.обсе́ссияобсе́ссии
Р.обсе́ссииобсе́ссий
Д.обсе́ссииобсе́ссиям
В.обсе́ссиюобсе́ссии
Тв.обсе́ссией
обсе́ссиею
обсе́ссиями
Пр.обсе́ссииобсе́ссиях

об-се́с-си·я

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: .

Произношение[править]

  • МФА: [ɐˈpsɛsʲ(ː)ɪɪ̯ə]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. психол., психиатр. разновидность навязчивых состояний, характеризующихся вторжением в сознание непреодолимых стереотипных навязчивых мыслей, ощущений, образов, чувств или иррациональных страхов, которые могут быть (но не обязательно) связаны с компульсиями — навязчивым поведением с образованием постоянно повторяющихся ритуалов ◆ Наряду с логофобией возможно появление вторичного генерализованного страха, не связанного непосредственно с речью: общего постоянного беспокойства, боязливости, тревожности, реже обсессий, в отдельных случаях даже с ритуальными действиями. «Клиническая психология. Словарь» ◆ Идея физического недостатка чаще бывает сверхценной или бредовой (паранойяльный бред), реже проявляется в рамках монотематических обсессий«Клиническая психология. Словарь»
Синонимы[править]
  1. ананказм, част.: компульсивность
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
  1. навязчивость, невроз, психическое расстройство
Гипонимы[править]
  1. страх, паника

Родственные слова[править]

Этимология[править]

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Библиография[править]

Обсессивно-компульсивный невроз: симптомы и лечение

  1. Научитесь переключаться. Если у вас в голове крутится какая-то мысль или образ, начинайте целенаправленно думать о чем-то другом. Можно выучить несколько стихотворений и мысленно проговаривать то из них, которое максимально отличается от тематики того, что одолевает вас в этот конкретный момент.

  2. Найдите замену предмету, к которому вы привязаны. Вернемся к примеру с зонтом – для того, чтобы спокойно обходиться без него, нужно чем-то занять ту руку, в которой вы обычно его держите, когда идете по улице. Для этого подойдет эспандер или маленький мячик – сжимая его, вы избавитесь от чувства тревоги. Пользуйтесь заменителем в течение нескольких дней, а потом все чаще и чаще убирайте его в карман или в сумку.

Если же вы не можете заснуть без мягкой игрушки, посадите ее на стул рядом с кроватью, обнимите одеяло и представьте, что оно – это ваш плюшевый друг. Через 2-3 дня отодвиньте стул подальше, а еще через неделю поставьте так, чтобы вам его не было видно. Ощущение того, что игрушка по-прежнему где-то поблизости, успокоит, а отсутствие тесного контакта постепенно сведет на нет эмоциональную привязанность и компульсивный синдром.

  1. Придумайте для себя кодовое слово (или фразу), которое будет являться для вас неким магическим символом того, что ваши страхи беспочвенны, а неприятности, грозящие вам из-за невыполнения какого-то ритуала, не произойдут. Например: «Хватит», «Нет», «Довольно», «Не существенно», «Не играет» и т.п.

***

В завершении статьи скажем: не только стресс является причиной возникновения обсессивно-компульсивного невроза. Его появление провоцируют травмы головы, употребление алкоголя и наркотиков, плохая наследственность, конфликты с родителями и начальством, детские страхи, психосоматика и многое другое. Поэтому если вам в течение месяца не удалось самостоятельно справиться с заболеванием, все-таки обратитесь за помощью к специалисту, так как это не та болезнь, которую можно оставить без внимания.

Проверьте, есть ли у вас проблемы с психикой

отрицательных прилагательных | Словарь

Список из 100 общих личностных прилагательных, которые негативно описывают людей

Большинство людей сочло бы черты характера, описанные нижеприведенными прилагательными, «плохими» или отрицательными. В целом это так, но помните, что могут быть исключения. Например, для полицейского «агрессивный» может быть отрицательной чертой, тогда как для боксера это действительно может относиться к прилагательным положительной личности.

агрессивный
отчужденный
высокомерный

воинственный
высокомерный
стервозный
хвастливый
бездельник
скучный
властный

бессердечный
сварливый
беспечный
изменчивый
цепляющийся
компульсивный
трусливый
жестокий
хитрый
циничный

лживый
отстраненный
нечестный
догматичный
властный

привередливый
кокетливый
глупый
безрассудный
суетливый

жадный
сварливый
доверчивый

суровый

нетерпеливый
невежливый
импульсивный
невнимательный
непоследовательный
нерешительный
нескромный
негибкий
вмешивающийся
нетерпимый
безответственный

ревнивый

ленивый

макиавеллианский
материалистический
средний
скупой
капризный

недалекий
противный
непослушный
нервный

навязчивый
упорный
сверхкритический
сверхэмоциональный

скупой
покровительственный
извращенный
пессимистичный
напыщенный
притяжательный
малодушный

сварливый
вспыльчивый

обиженный
грубый
безжалостный

саркастический
скрытный
эгоистичный
эгоцентричный
снисходительный
глупый
подлый
скупой
упрямый
глупый
поверхностный

бестактный
робкий
обидчивый
легкомысленный
свирепый

недобрый
непредсказуемый
ненадежный
неопрятный
ненадежный

расплывчатый
тщеславный
мстительный
пошлый

безвольный

Тест на прилагательные с отрицательной личностьюПрилагательные с положительной личностьюEnglishClub: Учить английский : Словарь : Классы слов: Прилагательные: Личность: Отрицательный

IELTS Home Vocabulary — Слова, фразы и вопросы — IELTS Jacky

Обучение словарный запас просто необходим, потому что «ваш дом» — одна из пяти тем в Части 1 из теста IELTS Speaking, о котором вас могут спросить.Вам также может понадобиться чтобы поговорить о домах или различных типах жилья в Speaking Parts 2 и 3, и эта тема может возникнуть в разделе «Написание, чтение или аудирование» разделы экзамена.

Итак, давайте убедимся, что вы хорошо подготовились.

Вот несколько вопросов, о которых вас могут спросить:

  • Ваша любимая комната или вид вашего дома
  • Что бы вы хотели изменить
  • Чужой дом, в котором вы были
  • Преимущества / недостатки аренды / покупки
  • Экологически чистые дома

На этой странице более 100 общие слова и фразы, относящиеся к жилью и домам.Я добавил объяснение каждого из них и образец предложения, чтобы показать его в контексте. Это будет поможет вам научиться правильно его использовать.

Не пытайтесь выучить их все. Посмотрите на мои предложения ниже, как лучше всего использовать этот исчерпывающий список домашней лексики.

Также посетите мою страницу словаря по зданиям и архитектуре, чтобы найти похожие слова.

Отдыхаете дома.

Чтобы вы были готовы ответить на любые вопросы, связанные с проживанием или домашним хозяйством, я включил сюда четыре вещи:

  • вопросов в стиле IELTS на тему дома
  • Список общего дома словарь с определениями и примерами предложений
  • Ссылки на онлайн-чтение и аудирование ресурсы

Вы найдете PDF-файлы для загрузки как вопросы, так и примеры ответов, а также лексика по вопросам проживания и домашнего общения список внизу соответствующих разделов.

Вопросы касаются Устный тест, потому что эта часть экзамена предлагает самый широкий диапазон возможные вопросы по этой теме. Они дают мне лучшую возможность продемонстрировать словарный запас и попрактиковаться в его использовании.

Я включил IELTS-style вопросы и ответы по всем трем частям разговорного теста. Я выделены ключевые слова и фразы жирным шрифтом .

Вы найдете эти слова и фразы и многие другие в приведенном ниже списке словаря.Список также включает объяснения и примеры предложений, а также аудио для прослушивания произношение.

Список домашнего словаря содержит слова и фразы, относящиеся ко всем частям экзамена IELTS.

Наконец, внизу на странице я добавил ссылки на актуальные статьи, короткие видео и подкасты, поможет вам улучшить ваш жилищный и домашний словарный запас, а также ваш навыки чтения и аудирования.



IELTS-Style Вопросы и ответы для устного теста

Общий жилищный и домашний словарь выделено полужирным шрифтом .

Часть 1

1) В какой собственности вы живете?

Мой дом — двухквартирное бунгало .

2) Как долго вы там живете?

Я, , переехал в на свой 21 день рождения, и сейчас мне почти 25, так что я там уже почти четыре года.

3) Планируете ли вы там жить надолго?

Покупка и продажа дома очень стрессовая, и я сказал, что никогда больше не буду делать это после прошлого раза.Кроме того, мне нравится мой дом , так что думаю, я останусь там навсегда.

4) Есть ли в вашем доме что-нибудь, что вы хотели бы изменение?

Не совсем. Я думал о преобразовании чердака в дайте мне еще одну спальню на случай, если друзья переедут, но это все.

5) В чем разница между тем местом, где вы живете сейчас, и вашим последним домом?

Раньше я жил в квартире у моря.У него был прекрасный вид , но не сад . Теперь у меня большой лужайка , окруженная высокой живой изгородью , и дворик где люблю посидеть на солнышке. Я очень рада снова получить сад .

Парные дома.



Часть 2

Опишите свой дом посетили то, что вам очень понравилось.

Вы должны сказать:

  • где это было
  • чей дом или квартира это было
  • что это было например,

и объясните, почему вам понравилось Это.

А несколько лет назад я увидел фотографию в окне агента по недвижимости сказочного дома в деревне недалеко от того места, где я живу. Это была моя идея дома мечты , поэтому мне просто нужно было посмотреть вокруг него. Мне было немного не по себе, потому что я знал, что не могу позволить себе дом . Я никогда не делал ничего подобного до или после.

дом сам по себе был современный . В нем было три спален , отдельные кухни и столовые и салон просторный .Это было в основном ковровое покрытие и большие окна позволяют в большом количестве естественного света . Там также подсобное помещение и двойное гараж . На самом деле это было довольно обычный дом , но сделал бы прекрасный дом и он конечно чувствовал себя уютным .

Все из окон открывался прекрасный вид на окрестности, то, что я сделал бы приоритетом, если бы я был поиск дома серьезно.Хозяева рассказали, что часто видели оленей на склонах холмов.

Все это было очень мило, но я еще не рассказал вам о лучшей части собственности , саду . Вот что меня привлекло на фото. Это было потрясающе и именно то, что я хотел бы иметь. Для начала, это было огромно. Был большая площадь газон , несколько симпатичных клумбы и терраса крытая у забора . Даже лучше, чем это было ручей, бегущий по саду в большой пруд с утками.Я бы хотел, чтобы это было в моем саду . Вы перешли ручей по маленькому деревянному мостику, который вел на небольшое поле, которое также входило в состав собственности . Это было идеально.

Расположение дома тоже было идеальным. Это было по небольшому переулку на окраине села. Я знаю деревню ну а это сплоченное сообщество , что-то еще, что было бы важно для меня, если бы я думал о переезде , дом . Хотя местность — красивая сельская местность, пляж находится всего в 15 минутах ходьбы, так что здесь есть лучшее из обоих миров.

Я рад, что посетил собственности . Когда-нибудь Я куплю дом нравится, но пока Я буду продолжать мечтать.

Многие люди считают дом своей мечты современным домом на берегу океана.


Часть 3

1) Какие Преимущества проживания в доме по сравнению с квартирой?

Я бы сказал что самое большое преимущество в том, что у вас нет людей, живущих выше и ниже вы, как в квартире .Шумные соседи могут стать настоящей проблемой, если вы живу в многоквартирном доме .

Во-вторых, большинство квартир без сада , хотя в некоторых есть открытый, который разделяют все жители. Это было то, чего мне больше всего не хватало, когда я жил в жилом доме . Это была основная причина, по которой я решил переехать в дом .

Наконец, дом больше похож на собственный дом , даже если вы снимаете его , как вы не делятся какой-либо частью здания с другими людьми.

2) Считаете ли вы, что все хотели бы жить в большей дом?

Конечно, нет. На мой взгляд, это в основном люди с молодыми семьями, которые хотят более просторных домов . По мере того, как их семья растет, им нравится иметь отдельную спальню для каждого ребенка и более одна ванная . Потому что это так дорого покупать и продавать недвижимость , многие люди добавляют расширение скорее чем покупка дома побольше .

После того, как дети покинули дом , многие родители сокращают , поскольку они не больше нужно столько комнат. Они часто используют деньги, полученные от покупки поменьше собственности , чтобы помочь их дети получают закладных и покупают собственный дом .

Кроме того, многие пенсионеры переезжают из двухэтажный дом в бунгало , поэтому у них нет лестницы лазить по мере взросления. Современные бунгало уютны и дешевы в отоплении, поэтому есть экономия на коммунальных услугах также счетов.Это важно, когда вы живете на пенсию.

Словарь терминов человеческого тела и анатомии с картинками и списком

  • Дом
  • Продукты
    • Английский уровень 1
    • Английский Уровень 2
    • Английский Уровень 3
  • Все уроки
    • Базовый английский
    • Изучение английского уровня 1
    • Изучение английского уровня 2
    • Изучение английского уровня 3
    • Изучение английского уровня 4
    • Изучение грамматики английского языка
    • Базовый английский разговорный
    • Английский книги для скачивания PDF бесплатно
    • Изучение английского спорта
    • Знакомство с Англией
    • Изучение уроков делового английского
    • Все виды
    • Категории уроков
    • Поиск на сайте урока английского языка
  • Упражнения
    • Упражнения по основам английского языка
    • Упражнения по английскому языку 1 уровень
    • Упражнения по английскому языку 2 уровень
  • Наука
    • Части растения
    • Растения
  • Музыка
    • Видео
    • Палач
  • Фотографии
    • Фотографии из Facebook
  • Свяжитесь с нами
    • Свяжитесь с нами через Facebook
    • Форма для связи с нами
    • Свяжитесь с нами через Google plus
  • английских книг
    • Английский книги для скачивания pdf
    • Список фразовых глаголов
    • Книги по английскому языку для ПРОДАЖИ учащихся и учителей
    • Рассказы
    • Список идиом A — Z Английских фраз
    • Список глаголов от А до Я изучение английского языка
    • Большой список слов от А до Я
    • Большой словарный список от A до Z
    • Сленговые слова от A до Z
    • От А до Я Список британских слов, не используемых в США
    • Английская книга
    • Книги в продаже
    • Идиомы животных от А до Я
    • Идиомы частей тела
    • Идиомы одежды от А до Я
  • Компьютеры
    • Электронная почта и электронная почта
    • Что такое компьютеры и их части
    • Преимущества и недостатки компьютеров
    • Базовый HTML

Грамматика


  • Существительные
  • Местоимения
  • Прилагательные
  • Глаголы
  • Наречия
  • Определители
  • Союзы
  • Времена
  • Речь
  • Пунктуация
  • Предлоги
  • составных слов
  • Mix Practice Sheets

Основы


  • Практика написания предложений
  • Пол
  • Тихие буквы и магия E
  • Разное
  • Синонимы и антонимы

Уроки и упражнения


  • Базовые уроки
  • Уровень владения английским языком 1
  • Базовый уровень английского 2
  • Уровень английского 3
  • Уровень английского 4
  • Грамматика английского языка
  • Бизнес-уроки

Упражнения


  • Основы упражнений
  • Упражнение 1-й уровень
  • Упражнение 2-й уровень

Блок 8.НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ

Блок 8. НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ

Блок 8. НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ

АКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ

8.1. Прослушивание развития

Задание 1. Прослушайте запись на Блок 8.


  1. В начале рассказа дается описание человека. Как его зовут? В чем заключалась его работа? Как он выглядел? Каким был его типичный образ поведения?
  2. Затем дается описание места.Что это за место? Как это выглядело?
  3. Как главный герой справлялся с трудными покупателями? Что за инцидент заставил автора думать, что он ему не нравится? Что изменило его мнение позже?
  4. Какая была неожиданная новость, когда автор вернулся через пару лет? Почему он был удивлен?
  5. Что он узнал потом? Почему произошло недоразумение?

Задание 2. Прослушайте запись Блока 8 еще раз. Кратко опишите, какие стереотипы упоминаются и как они ломаются.Были ли какие-то стереотипы, которые вы сломали, послушав рассказ?

8.2. Пополнение словарного запаса

Назначение 1. Заполните следующую таблицу. Используйте словарь для любых слов, которых вы не знаете. Некоторые из этих прилагательных национальности, а также существительные, имеют изменение ударения и / или произношения от названия страны. Убедитесь, что вы можете их произнести.

а. Страна: Я живу в Англии.

г. Прилагательное: Читает английскую литературу.

г. Существительное: Она — англичанка .

Взаимодействие с другими людьми Взаимодействие с другими людьми Взаимодействие с другими людьми Взаимодействие с другими людьми Взаимодействие с другими людьми

Задание 2. Посмотрите на список прилагательных ниже и отметьте их как + (прилагательные, обозначающие силу) и — (прилагательные, обозначающие слабость). Затем попробуйте противопоставить их.

Взаимодействие с другими людьми Взаимодействие с другими людьми Взаимодействие с другими людьми

Задание 3. Посмотрите на список прилагательных, приведенный в Задании 2, и выпишите прилагательные, которые могут характеризовать белорусский иероглиф.

Обычно белорусы …







Задание 4. Сопоставьте следующие термины с их определениями.

Взаимодействие с другими людьми
  • отчуждение (n)
    к отчуждению (v)
  • позиция превосходства (n)
    Чувствовать превосходство (v)
  • дискриминация (n)
    дискриминация (v)
  • этноцентризм (сущ.)
    этноцентризм (прил.)
  • обобщение (n)
    Обобщение (v)
  • вред (п)
    вред (прил.)
    причинить вред (v)
  • враждебность (сущ.)
    враждебность (прил.)
  • нетерпимость (n)
    быть нетерпимой (v)
  • prejudice (n)
    быть предубежденным против
  • расизм (сущ.)
  • козел отпущения
  • стереотип (n)
  • черт. (N)
  • ксенофобия (сущ.)
    ксенофобия (прил.)
  • физическая или эмоциональная боль
    причинение физической или эмоциональной боли
  • гнев, ненависть, сильное сопротивление
  • вера в то, что собственная группа (культура, раса, страна) лучше других
  • очень простое, часто ошибочное обобщение о группе людей
  • особый режим (хорошее или плохое) в зависимости от расы, религии, внешнего вида, возраста, социального статуса
  • Лицо или группа лиц, на которых возлагается вину за ошибки или неудачи других, продвигаемых с помощью пропаганды
  • вера в то, что один лучше других
  • Характеристики
  • , характеристики
  • чувство обособленности, чувство непричастности
  • Страх или неприязнь к иностранцам и незнакомцам
  • заявление, не содержащее деталей или важных отличий
  • Отсутствие доброты или понимания к другим людям
  • отрицательное, несправедливое мнение о человеке или группе людей, обычно основанное на ограниченной информации или ограниченном опыте
  • убеждение, что этническая группа выше или ниже других групп

Назначение 5.Прочтите следующий отрывок о стереотипах и заполните пробелы словами, приведенными в таблице ниже. В некоторых случаях вам может потребоваться использовать одно и то же слово несколько раз.

Взаимодействие с другими людьми

атрибуты черты дискриминация точный устранение
обобщений предположения предубеждение верования ценить
стереотипов вредный враждебность обобщение идентифицировать

… могут быть как положительными, так и отрицательными, но все они несправедливы и вводят в заблуждение. В целом стереотипы сводят людей к жесткому, негибкому образу; они не учитывают тот факт, что люди сложны, многомерны и уникальны … Стереотипы предполагают, что люди или группы людей одинаковы, хотя на самом деле они совершенно разные. Стереотипы о людях, как правило, дегуманизируют людей, помещая всех членов группы в одну простую категорию.

Хотя …, основа для стереотипов, представляют собой естественную часть процесса обучения, когда они направлены на людей, они могут быть опасными и …. Когда мы стереотипируем людей, мы предвзято относимся к ним; мы предполагаем, что у всех людей в группе одно и то же …. Эта форма слепой категоризации ведет к ложным … о людях и вызывает недопонимание, … оскорбительное поведение, конфликты, … и …. Например, если мы идем по парку поздно ночью и встречаем трех пожилых людей в шубах и идущих с тростью, мы можем не чувствовать такой угрозы, как если бы нас встретили три мальчика старшего школьного возраста в кожаных куртках.Почему это так? Мы сделали … в каждом случае. Эти обобщения уходят корнями в переживания, которые мы пережили сами, о которых читали в книгах и журналах, видели в фильмах или на телевидении, или которые были связаны с нами друзьями и семьей. Во многих случаях эти стереотипные обобщения разумны … Тем не менее, практически в каждом случае мы прибегаем к предубеждениям, приписывая характеристики человеку на основе стереотипа, не зная всех фактов.

Гражданское общество может процветать только тогда, когда разрушаются разрушительные стереотипы.Сложность состоит в том, что стереотипы иногда трудно распознать, потому что они закреплены … Обучение … стереотипам — один из первых шагов, которые мы должны сделать для построения гражданского общества. Определив стереотипы, мы можем работать над … ими со стороны общества. Когда стереотипы будут устранены, будет легче признать и … индивидуальные различия. Когда мы живем в обществе, которое открыто для культурного разнообразия и ценит вклад всех членов общества — независимо от культурного и этнического происхождения, расы, стиля жизни и убеждений, — мы будем на один шаг ближе к жизни в гражданском обществе.

8.3. Улучшение чтения

Переуступка. Прочтите следующий отрывок из книги Р. Д. Льюиса Культурный императив. Затем напишите аналогичный отрывок о том, как вы видите белорусов (белорусов глазами белорусов), выделив основные моменты: ценности и основные убеждения, общение, социальное и деловое поведение, другое (на ваше усмотрение).

Английский и французский

Английский глазами английских

Ценности и основные убеждения. Англичане — спокойные, разумные люди, верящие в честную игру, хорошие манеры, старые традиции, монархию, крикет, футбол, регби, теннис и Англиканскую церковь. Мы любим собак, кошек, лошадей, овчарок, очереди и вечеринки в саду, мы непринужденны и непринужденны, можем смеяться над собой и иногда эксцентричны. Мы поддерживаем неудачников, и у нас добрые сердца, которые скрыты нежеланием показаться эмоциональным. Мы надежны в кризис, сохраняя «скованность верхней губы». Мы восхищаемся сдержанностью и консерватизмом, а иногда и расплывчатыми.Мы часто мыслим нестандартно и часто изобретательны.

Связь. При общении с другими, золотое правило: «Не раскачивайте лодку». Хвастовство — табу; сдержанность и сдержанность показывают хороший тон. Быть слишком откровенным или грубо честным не всегда уместно. Юмор, медлительность и даже небольшое количество белой лжи подчеркивают дипломатичность в ущерб правде. Закодированная речь — хороший способ выразить чувства, не выражая чрезмерной критики, гнева, разочарования или даже одобрения.Мы хорошие слушатели и любим давать полезные отзывы и дискутировать.

Социальное и деловое поведение. «Хорошие манеры» изобрели англичане, расцвет которых пришелся на правление королевы Виктории. Мы избегаем высказывать твердые мнения и предпочитаем влиять на события через закулисные связи.

Первоначальная формальность на деловых встречах вскоре уступает место неформальности и именам. Юмор и рассказывание историй — необходимые составляющие бизнеса. Как менеджеры мы дипломатичны, тактичны, непринужденны, непринужденны, разумны, готовы помочь, готовы к компромиссу и изобретательны.Мы ведем бизнес с изяществом, стилем, остроумием, красноречием и самообладанием. Мы рассматриваем встречи как повод для достижения согласия, а не для выдачи инструкций.

Другое. Пунктуальностью восхищаются, но не нужно приходить вовремя. Комфортная дистанция 1,2 метра. Продолжающаяся поляризация общества представляет собой английскую «культурную черную дыру» (см. Главу 6).

Английский глазами французского

Ценности и основные убеждения. Англичане — довольно замкнутый, сдержанный народ, считающий, что у них есть монополия на беспристрастность и хорошие манеры.Они несколько старомодны и придерживаются старых традиций, таких как монархия, крикет, крокет, деревенские танцы и «пятичасовой чай». Они медленно модернизируются и за последние двадцать лет отстают от французов в области технологий. Они неохотно входят в Европейский Союз и однажды могут быть изгнаны. Их знаменитая скрытность часто приводит к тому, что они тупы при международных обменах. Они упрямы и часто очень холодны с латинянами в целом, с французами в частности. У них много общего с Францией, но, похоже, они не многому из нее научились.Им не хватает размаха.

Связь. В отличие от французов, которые являются прямыми и точными коммуникаторами, англичане расплывчаты, неясны и часто хитры. Они думают медленно и отвечают на наши вопросы такими фразами, как «Мне придется подумать об этом», «Это спорный вопрос» или «Я не совсем согласен с вами по этому вопросу». Они редко говорят то, что имеют в виду (и часто говорят противоположное тому, что имеют в виду). Они снисходительно относятся к французам и рассказывают забавные истории, чтобы отвлечь нас.Они избегают точности или обязательств.

Социальное и деловое поведение. Англичане гораздо менее формальны, чем мы, французы, часто желая использовать имена намного раньше, чем мы. Они слишком быстро становятся знакомыми и не уважают нашу позицию. Они думают, что хорошо одеваются, но нам виднее. Они гордятся своими манерами за столом, но держат вилку не так, как надо, и думают, что мы нецивилизованы, когда (разумно) стираем подливку с тарелки куском хлеба.

Они хотят строго следовать повестке дня и не любят обсуждать важные моменты, к которым мы хотим вернуться.Они говорят что-то вроде «Это было решено ранее». Во время деловых встреч они любят расслабляться, но часто не уделяют должного внимания важным вопросам. Они делают вид, что бизнес — это своего рода игра, в которой можно выиграть, преуспев в юморе. Они всегда пытаются нас прижать («Не могли бы мы записать, о чем мы договорились?»), Когда мы явно желаем обсудить жизненно важные вопросы дальше.

Другое. Британцы держатся подальше от собеседников и чувствуют себя неуютно, когда латиняне приближаются к ним.Они обмениваются рукопожатием меньше, чем мы. Они любят частые «перерывы на чай».

Американцы и японцы

Американцы глазами американцев

Ценности и основные убеждения. У нас, американцев, — самых смелых и динамичных людей двадцатого века, — много интересного. Нам повезло, что мы родились в Стране Бога, с ее защищенным географическим положением и почти неограниченными ресурсами, и мы, безусловно, сделали все возможное из нашего счастья.Завоевав огромный континент и укротив пустыню, мы создали крупнейшую экономику в мире, лидируем в области передовых технологий и являемся бесспорными поборниками демократии и свободной торговли. Пропитанные духом границ, мы, американцы, много работаем, много играем, быстро движемся и прагматичны, оптимистичны и ориентированы на будущее. Мы стремимся к равенству и индивидуальной свободе в стране, где честный труд делает все возможным и где каждый может стать президентом. Видимые достижения и процветание, которые вызывают зависть у Соединенных Штатов в других странах, подтверждают реальность американской мечты.

Связь. Американцы общаются откровенно, прямо: мы «разъясняем это», «говорим как есть» и «кладем свои карты на стол». Другими словами, мы делаем вещи простыми и переходим к сути. Нам не нравится коварное обсуждение, хотя мы можем добавить в свое сообщение юмора. Коммуникативный стиль изначально дружелюбный, сопровождается улыбками и использованием имен. Разногласия выражаются открыто, без особого шума. Мы внимательно слушаем, особенно технические детали.

Социальное и деловое поведение. Из-за особенностей социальной истории страны у американцев есть много простых способов встречи с незнакомцами. Мы быстро заводим друзей, стремимся к доверию с самого начала и не боимся манер и одежды. Мы гордимся тем, что являемся лучшими в мире болтунами. В Соединенных Штатах разные слои общества легко смешиваются; Снобизм в европейском стиле — редкость.

американцев — лучшие бизнесмены в мире — экономика США была доминирующей на протяжении большей части двадцатого века и почти не имеет признаков ослабления.Среди причин этого успеха — готовность американцев мыслить масштабно и рисковать. Мы умеем придумывать возможности для бизнеса, быстро предлагаем сделки и вкладываем деньги туда, куда нам нужно. Трудолюбивые и настойчивые, мы делаем упор на компетентность, и специалисты могут сказать свое слово без иерархических ограничений, характерных для других культур. Контракты и обязательства имеют обязательную силу, и американские бизнесмены обычно придерживаются того, что было согласовано. По сравнению с представителями многих национальностей мы, американцы, работаем с головокружительной скоростью и берем немного отпусков, когда нужно выполнить какую-то задачу.

Другое. Мы, американцы, твердо уверены в своей миссии мирового полицейского и гаранта основных свобод. Наши вооруженные силы могут быть быстро призваны к вооружению для защиты демократии или торговых путей, и на рубеже XXI века мы остаемся единственной настоящей сверхдержавой.

Американцы глазами японцев

Ценности и основные убеждения. Американцы большие не только физически, но и мысленно. У них большие дома, большие машины, у их ранчо тысячи акров.Самый большой обычно считается лучшим. Они возглавляют мир в экономическом, политическом и военном отношении с 1945 года, и мы, японцы, с этим не спорим. Мы счастливы быть вторыми. Американцы — люди из лучших побуждений, которые продвигают свою политику вперед и часто тянут нас за собой. Хорошо иметь их в качестве союзников, но мы были бы еще счастливее, если бы они попытались понять нас лучше и научились стирать важность.

Связь. Американцы всегда с самого начала излагают свои намерения на довольно громком английском.Когда мы не понимаем в первый раз, они снова объясняют это на еще более громком английском. Они не могут понять, почему мы такие тихие, а когда мы замолкаем, это, кажется, заставляет их нервничать. Затем они снова говорят, хотя сейчас наша очередь. Они думают, что мы коварны, потому что мы менее прямолинейны, чем они. Они часто называют нас «непостижимыми», но на самом деле им следовало бы больше «тщательно продумывать».

Социальное и деловое поведение. Они сразу же становятся очень дружелюбными и открытыми с совершенно незнакомыми людьми, горячо (даже яростно) качают руками и говорят, что доверяют нам.Они умеют вести светскую беседу на коктейльных вечеринках, не уступая в этом британцам и канадцам. Мы предпочитаем спокойную тишину, поэтому просто пьем и улыбаемся, но они пьют больше, чем мы. Мы водим их в элегантные рестораны, но они часто быстро съедают свою еду, не проявляя должной оценки нашего фарфора, сервировки стола и еды, а также цветов. Мы замечаем, что им трудно сидеть на полу. Должно быть, их длинные ноги.

Во время переговоров американцы сразу переходят к делу и спрашивают нас: «У нас есть сделка?» когда на самом деле нам может потребоваться несколько месяцев до принятия решения.Они вполне счастливы публично высказывать разногласия, что совсем не в нашей традиции. Они даже расходятся во мнениях между собой и спорят при нас. Они никогда не проводят в Японии достаточно времени, чтобы правильно оформить сделку, всегда говорят, что им нужно успеть на самолет. Когда мы знаем время их отъезда, мы можем использовать это знание, чтобы заставить их внести изменения в последнюю минуту. Похоже, у них нет терпения (по сравнению с азиатами) и они не понимают, сколько времени нужно нам, чтобы достичь надлежащего консенсуса.Они соблюдают свои обязательства, но не видят преимущества пересмотра контракта при определенных обстоятельствах. Если мы нарушаем контракт, они обращаются в суд, даже если мы хорошие клиенты. У них адвокатов больше, чем у нас солдат!

Другое. Несмотря на частые недоразумения и взаимные замечания по поводу протекционизма, мы видим, что торговля между США и Японией является крупнейшей двусторонней торговлей, которую когда-либо видел мир.

Из Культурный императив Р.Д. Льюис

8.4. Улучшение письма

Задание 1. Составьте анкету «Насколько вы культурно осведомлены?» О нации, которую вы хорошо знаете.

Задание 2. Выберите одну из следующих тем, чтобы написать эссе. Используйте активный список словаря.

  1. «Скотчмен с кулаками!» — воскликнул Джонсон (из стихов Амброуза Бирса). Вы бы плакали так же? В чем могут быть преимущества и недостатки иметь друга из Шотландии?

  2. Ваши друзья планируют эмигрировать в Великобританию.Вы не совсем уверены, что это хорошая идея. Обозначьте преимущества и недостатки этого шага.

  3. «Англичане просто снобистские перфекционисты». Вы согласны или не согласны с этим утверждением? Аргументируйте и иллюстрируйте примерами.

  4. «Ирландец — единственный мужчина в мире, который перешагнет через тела дюжины обнаженных женщин, чтобы добраться до бутылки портера». Считаете ли вы это утверждение правдивым изображением или воображаемым стереотипом? Обсуди.

  5. Большинство людей не соответствуют своим национальным стереотипам. Можете ли вы доказать или опровергнуть это утверждение, аргументировав и проиллюстрировав свою точку зрения примерами?

  6. Путешествие — единственный способ развить открытость и устранить ксенофобию. Напишите эссе, в котором укажите, согласны вы или не согласны с этим утверждением.

  7. Если бы вы выбрали место для жизни, в какой бы стране это было и почему?

  8. Мир мог бы быть более безопасным местом для жизни, если бы не было так много различий между национальностями и культурами.

  9. Глобализация объединяет культуры. Между тем сомнительно, что они смогли достичь полного понимания и, следовательно, консенсуса. Какие препятствия могут быть в межкультурном общении и как их преодолевать?

  10. Представителям разных культур очень часто сложно прийти к единому мнению. Почему это так и что с этим делать?

  11. В школе и университете должен быть специальный курс, посвященный межкультурным вопросам каждого студента.Вы за и против? Подтвердите свое мнение аргументами.

  12. Учитывая имена О’Доннел и Маккензи, как вы думаете, из какой части мира эти люди пришли? Какие у них могут быть проблемы с белорусской культурой? Чего им может не хватать в своей культуре, живя в нашей стране?

  13. Учитывая имена Асфара и Мухаммада, из какой части мира, по вашему мнению, пришли эти люди? Какие проблемы могут быть у них с британской культурой? Чего им может не хватать в своей культуре, живя в Великобритании / Штатах?

  14. Учитывая имена Тарасевича и Хведченя, как вы думаете, из какой части света эти люди происходят? Какие проблемы могут быть у них с чужой культурой, с которой вы знакомы? Чего им может не хватать в своей культуре, живя в этой стране?

  15. Стереотипы приносят больше вреда, чем пользы.Согласитесь или не согласитесь с этим утверждением, приведя свои аргументы и примеры.

  16. Есть стереотипы стереотипы. На самом деле стереотипы намного надежнее, чем утверждают исследователи социальной антропологии. Обсудите и выскажите свою точку зрения.

  17. Анекдоты дают яркое и точное описание национальностей и их черт, им можно доверять как точные и объективные зеркальные отражения национальных склонностей. Согласны ли вы с этим утверждением? Дайте развернутый ответ.

  18. Знакомство с новой культурой — это как увидеть только верхушку айсберга. Как может новичок в чужой стране узнать о культурных аспектах, которые находятся ниже ватерлинии, и таким образом избежать «бестактности».

8.5. Говорящее подкрепление

Задание 1. Приготовьтесь обсудить следующие вопросы в малых группах.

  1. Что такое стереотипы и как они влияют на жизнь людей?
  2. Можете ли вы вспомнить какие-нибудь исторические события, на которые повлияли стереотипы и предубеждения?
  3. Как люди учатся создавать стереотипы? Как они могут от них отучиться?
  4. Как СМИ (газеты, телевидение, кино) могут помочь уменьшить стереотипы?
  5. Считаете ли вы, что одни группы более подвержены стереотипам, чем другие? Если да, то почему?
  6. Что, по вашему мнению, может сделать человек, чтобы уменьшить предвзятость и стереотипы?

Задание 2. Составьте анкету «Национальная идентичность белорусов: что нас объединяет и делает нас уникальной нацией?» Вам нужно будет попросить не менее 15 человек пройти опрос. Будьте готовы сообщить о своих выводах в классе. Ваша анкета может включать следующие или другие вопросы — сделайте ее настолько полной, насколько считаете нужной.

Мы проводим опрос, чтобы выяснить, чем люди, которые там живут, отличаются от людей, живущих на других территориях? Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы:

  1. Что такого особенного в белорусском менталитете? (Назовите хотя бы три различных аспекта национального характера, проиллюстрируйте примерами).
  2. «Новый беларус» — значит быть молодым или белорус 21 века?
  3. Как можно описать нового белоруса?
  4. Обязательно ли говорить по-белорусски, чтобы быть белорусом?
  5. Мы меняемся? Чем сегодняшний белорус отличается от белоруса десять лет назад?

.