Нравственность термин: Значение слова НРАВСТВЕННОСТЬ. Что такое НРАВСТВЕННОСТЬ?
Нравственность — это… Что такое Нравственность?
Нравственность — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики[1]. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида[2]. Этика же — название науки о морали.
Кто двигается вперёд в науках, но отстает в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд. |
Нравственность — это разум воли. |
Нравственность и мораль
Не существует единства мнений по поводу соотношения нравственности и морали. Нередко нравственность трактуется как синоним морали, но со времени Гегеля принято различать мораль (нем. Moralität, англ. moral, morality) и нравственность (нем. Sittlichkeit, англ. morals, virtues
Именно с нравственностью связано различение добра и зла при условии, что индивидуумом признаются эти категории. В отличие от пользы и вреда, добро и зло связаны с намеренностью некоторой свободной воли.
Нравственность и мораль изучается специальной философской дисциплиной — этикой.
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Эта отметка установлена 19 октября 2012. |
Цитатой из работы «Карл Маркс о французском материализме XVIII века» в собственном переводе Плеханов показывал научную основу марксистского учения о нравственности: «Если человек черпает все свои ощущения, знания и т. д. из внешнего мира и из опыта, приобретаемого от этого мира, то надо, стало быть, так устроить окружающий его мир, чтобы человек получал из этого мира достойные его впечатления, чтобы он привыкал к истинно человеческим отношениям, чтобы он чувствовал себя человеком. Если правильно понятый личный интерес есть основа всякой нравственности, то надо, стало быть, позаботиться о том, чтобы интересы отдельного человека совпадали с интересами человечества. Если человек не свободен в материалистическом смысле этого слова, то есть если его свобода заключается не в отрицательной способности избегать тех или иных поступков, а в положительной возможности проявления своих личных свойств, то надо, стало быть, не карать отдельных лиц за их преступления, а уничтожить противообщественные источники преступлений и отвести в обществе свободное место для деятельности каждого отдельного человека. Если человеческий характер создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать эти обстоятельства достойными человека»
Эволюционное появление нравственности
Проверить на соответствие критериям взвешенности изложения. Возможно, содержание данной статьи нарушает принцип взвешенного изложения, представляя малозначимые мнения и факты так же, как и более важные, либо уделяет слишком много места описанию какого-то одного аспекта темы в ущерб другим, не менее существенным. Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей. На странице обсуждения должны быть подробности. |
Научные исследования позволяют сделать вывод, что нравственность является продуктом эволюции человека как биологического вида. Она помогала человеческим сообществам выживать. Марк Хаузер, профессор антропологии и эволюционной психологии Гарвардского университета, в 2006 году опубликовал работу, в которой он обосновал врожденность человеческой морали. Он использовал следующий тест, который выявляет существование у людей универсальных принципов.
По путям едет потерявший управляемость трамвай, на узкой дорожке перед ним пять человек. Трамвай непременно их собьёт, если не свернет на боковой путь, на котором находится только один человек. Пассажирка трамвая по имени Дениз может повернуть рукоятку и направить трамвай на этот боковой путь. Следует ли ей это сделать?
Другой пример. Те же пути и пять человек на рельсах, над которыми расположен путепровод. Стоящий на нём Фрэнк думает, что остановить трамвай можно, бросив на пути что-то очень крупное. Но единственное, что есть под рукой — это очень толстый человек, который стоит рядом с Фрэнком. Должен ли Фрэнк столкнуть его на рельсы?
Третий пример. Нед находится на улице рядом с устройством, переводящим стрелку трамвая. Должен ли он направить трамвай на одного человека, чтобы спасти пятерых?
Независимо от вероисповедания, национальности, профессии и возраста подавляющее большинство людей (90 %) отвечают, что Дениз следует повернуть рычаг, и половина испытуемых считает, что Нед должен перевести стрелку. Однако то же большинство полагает, что Фрэнку сталкивать толстяка на рельсы непозволительно. Тем, кто давал нестандартные ответы, на ответ требовалось в два раза больше, чем большинству, что означает, что эмоциональные и логические центры затратили у таких людей в два раза больше времени на переговоры и взаимные убеждения. Люди с нарушениями вентромедиальной префронтальной коры головного мозга, которая отвечает за эмоциональные реакции, связанные с сопереживанием, чувством вины, не понимали, чем различаются ситуации Дениз и Фрэнка: Фрэнк, по их мнению, должен был столкнуть толстяка на рельсы.
Однако существует и критика теории Марка Хаузера о врожденности нравственности.[6]
Европейские психологи установили, что забота о ближнем у детей обусловлена не столько альтруизмом, сколько эгалитаризмом — стремлением к равенству. При этом проявляется преимущественная забота о членах «своей» социальной группы (парохиализм) и у мальчиков эта черта выражена сильнее, чем у девочек. Это объясняется следующим образом. Главными участниками межгрупповых конфликтов всегда были мужчины, в условиях первобытной жизни мужчины-воины были лично заинтересованы в том, чтобы не только они сами, но и другие мужчины племени находились в хорошей физической форме. Что же касается женщин, то в случае поражения группы в межгрупповом конфликте их шансы на успешное размножение снижались, скорее всего, не так сильно, как у мужчин. Для женщин последствия поражения могли ограничиться лишь сменой полового партнера, тогда как мужчины могли погибнуть, получить тяжелые увечья или остаться без жен. В случае победы женщины тоже выигрывали меньше, чем мужчины, которые могли, к примеру, захватить наложниц.
Предполагается, что многие морально-нравственные установки человечества выросли из чувства отвращения, которое у человека, по сравнению с животными, очень развилось и усложнилось.[8]
См. также
Примечания
Литература
- Адорно Теодор В. Проблемы философии морали / Пер. с нем. М. Л. Хорькова. — М.: Республика, 2000. — 239 с. — (Б-ка этической мысли). ISBN 5-250-02744-X
- Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики. — М.: Мысль, 1987
Ссылки
НРАВСТВЕННОСТЬ — это… Что такое НРАВСТВЕННОСТЬ?
- НРАВСТВЕННОСТЬ
- НРАВСТВЕННОСТЬ
- — термин, употребляемый, как правило, синонимично термину «мораль», реже — «этика». Так же как «этика» в греч., «мораль» в лат., «Sittlichkeit» в нем. яз., рус. слово «Н.» этимологически восходит к слову «нрав» (характер). В языках, где употребляются одновременно оба слова (как в рус. — «мораль» и «Н.» или в нем. — «Moralitat» и «Sittlichkeit»), они чаще выступают синонимами либо же каким-то образом концептуализируются для обозначения отдельных сторон (уровней) морали, однако концептуализации такого рода носят по преимуществу авторский характер. Так, концептуальное различие между понятиями «мораль» и «Н.» проводил Г.В.Ф. Гегель в «Философии права» (1821), где Н. представлена как завершающий этап развития объективного духа от абстрактного права и морали. Абстрактное право — это сфера формальной свободы единичной для себя сущей воли и абстрактного добра; мораль — это сфера реальной свободы, в которой субъективная воля полагает себя также и как объективная воля, свободная не только в себе, но и для себя; Н. — это сфера практической свободы, субстанциональной конкретности воли, возвышающейся над субъективным мнением и желанием, это — «в себе и для себя сущие законы и учреждения». Непосредственными проявлениями Н. являются, по Гегелю, семья, гражданское общество и гос-во. В советской этической литературе также предпринимались попытки смыслового разделения понятий «мораль» и «Н.», во многом близкие гегелевскому. Напр., под Н. могут пониматься: а) нравы как практикуемые формы поведения, б) мораль, закрепленная традицией и вековой привычкой, в) мораль на уровне ее общественных проявлений, выражающая общественную т.зр. — в отличие от морали как феномена культуры, формы мотивации индивидуального поведения, личностной установки, совокупности объективных и безусловных норм и т.д. Анализ общеупотребительной лексики не подтверждает наличия различий между этими понятиями в живом языке.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
- НРАВСТВЕННОСТЬ
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- НРАВСТВЕННОСТЬ
- один из самых важных и существенных факторов общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса; мораль. Заключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством, с интересом и достоинством всего общества в целом. Добровольность и самодеятельность согласования отличают всякое явление нравственности. Нравственное чувство является, по Канту, «некоторой ощущаемой зависимостью частной воли от общей». Сущность нравственности является предметом этики.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- НРА́ВСТВЕННОСТЬ
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- НРАВСТВЕННОСТЬ
- НРАВСТВЕННОСТЬ — термин, употребляющийся в живом языке и в специальной литературе чаще всего как синоним морали, реже — этики. Так же как греческое слово ήβος (этос), латинское moralis (от mos, мн. ч. mores), немецкое “Sittlichkeit”, русское слово “нравственность” этимологически восходит к слову “нрав” (характер) и лексически закреплено в “Словаре Академии Российской” (1793). Концептуальное различие между моралью и нравственностью проводил Гегель в “Философии права” (1821), где нравственность представлена как завершающий этап развития объективного духа, следующий за абстрактным правом и моралью. Абстрактное право — это сфера частной собственности, формальной свободы единичной для себя сущей воли и абстрактного добра; мораль — это сфера реальной свободы, в которой субъективная воля полагает себя так же, как и объективная воля, свободная не только в себе, но и для себя, как рефлексия самосознания к добру, как совесть; нравственность — это сфера практической свободы, субстанциональной конкретности воли, возвышающейся над субъективным мнением и желанием, это — “в себе и для себя сущие законы и учреждения” (“Философия права”, § 144). Непосредственными проявлениями нравственности являются, по Гегелю, семья, гражданское общество и государство.
Р. Г. Апресян
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.
Антонимы:
- НРАВСТВЕННОЕ БОГОСЛОВИЕ
- НУС
Смотреть что такое «НРАВСТВЕННОСТЬ» в других словарях:
Нравственность — Нравственность термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда этики[1]. В более узком значении нравственность это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной… … Википедия
нравственность — упадок нравственности.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. нравственность мораль, этика; моральный кодекс, этические нормы, честность, целомудрие, педагогичность,… … Словарь синонимов
НРАВСТВЕННОСТЬ — НРАВСТВЕННОСТЬ, нравственности, мн. нет, жен. (книжн.). 1. Совокупность норм, определяющих поведение человека. «В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укреплепие и завершение коммунизма.» Ленин. 2. Самое поведение человека.… … Толковый словарь Ушакова
Нравственность — ценностная структура сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде. В широком смысле слова нравственность особая форма общественного сознания и вид… … Официальная терминология
НРАВСТВЕННОСТЬ — см. Мораль … Большой Энциклопедический словарь
НРАВСТВЕННОСТЬ — НРАВСТВЕННОСТЬ, и, жен. Внутренние, духовные качества, к рыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности. | прил. нравственный, ая, ое. Н. кодекс человека.… … Толковый словарь Ожегова
Нравственность — см. Этика (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) … Сводная энциклопедия афоризмов
НРАВСТВЕННОСТЬ — см. МОРАЛЬ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
нравственность — регулирующая функция человеческого поведения. Согласно З. Фрейду, ее сущность сводится к ограничению влечений. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия
Нравственность — система ценностей и предписаний, предназначенная для регулирования действий человека; вырабатывается обществом и отражает интересы общества, то есть других людей; попытки государства внедрить в общество нравственность, оптимизированную под… … Мир Лема — словарь и путеводитель
Значение слова «нравственность» в 12 словарях
(Мусар)
Взгляды, определяющие достойный образ поведения и действий человека. Добрые качества, заложенные в каждом человеке, и добрые поступки, совершаемые им не из страха перед наказанием и не из стремления к награде. Учение о нравственности основано, главным образом, на законе Торы: «Возлюби ближнего своего, как самого себя» и толковании Гилеля*: «То, что ненавистно тебе, не делай ближнему своему».
Изучение Талмуда может давать удовлетворение уму, но не чувству. А в тяжелые дни еврейского галута требовалась большая моральная сила, которая пробудила бы дух народа и веру в его будущее; необходимо было пробудить религиозно-нравственное чувство народа. Для этого нужна была личная Н. сила и глубокая вера. Этим путем шли мудрецы Израиля. Возникла «нравственная» литература, доступная простым людям. Особенно популярной стала книга р. Иегуды Гехасида «Сефер hа-хасидим» (XIII в.). Эта книга содержит этические изречения и напутствия и учит моральному отношению к каждому человеку, в том числе и к иноверцу. Наряду с требованием полного обособления евреев от иноверцев во всем, что касается религии и внутренней жизни, книга требует от еврея честности в отношениях с иноверцем: «Да не совершит человек несправедливости даже по отношению к иноверцу, так как несправедливость принижает человека и лишает его успеха в делах». Книга призывает к богобоязненности, скромности, но отрицает умерщвление плоти. Молитва должна исходить от сердца, «и если приходит к тебе человек, который не знает еврейского языка, но верует, и просит наставления, или если придет к тебе женщина, скажи им, чтобы научились молиться на доступном им языке, так как молитва понимается сердцем, а если в сердце нет того, что на устах, какой в ней толк?» В более позднее время, наряду с Галахой* и Агадой* развилась проповедь («друш»), в основе которой заложены Н. указания народу для повседневной жизни. Особенно прославился Магарал из Праги, автор книг «Пути мира», «Вечность Израиля» и др. Магарал основывал свои проповеди на Агаде, в которой видел неиссякаемый источник нравственного учения. Рабби Шломо Эфраим, преемник Магарала, также взывал к Н. народа и бичевал пороки людей своего времени. Он осуждал также бесплодные схоластические споры вокруг Торы, корыстолюбие, распри между раввинами, эгоизм богачей и сильных мира сего.
В XIX в. в России группа ученых раввинов, видя, что новые поколения отдаляются от живого религиозного чувства, решила превозмочь застой религиозной жизни посредством призыва к нравственному самоусовершенствованию. Группу эту возглавлял р. Иосиф Зундель из Саланта, но основателем ее был р. Исраэль Салантер, организовавший общество для изучения Н. вначале в Вильно, а затем и в Ковно. Основой воспитания считалось углубленное изучение книг о Н. Все науки познаются путем логических умозаключений, а для успешного усвоения законов Н. нужно длительное воспитание и соответствующее эмоциональное состояние. Члены общества Н. выбирали соответствующие изречения хазал* и с большим воодушевлением твердили их, заучивая наизусть. Они повторяли их громко и нараспев. Метод изучения Н. сложился, главным образом, в ешивах Литвы. Ученики р. Салантера широко распространили этот метод в Польше, России и в некоторых странах Западной Европы. В старом Иерусалиме они также основали школу изучения Н., и среди ее членов было немало выдающихся знатоков Торы.
Нравственность — это… Что такое Нравственность?
- Нравственность
«…Нравственность — ценностная структура сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде. В широком смысле слова нравственность — особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; в узком смысле — совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу…»
Источник:
РАСПОРЯЖЕНИЕ префекта ЮВАО г. Москвы от 27.12.2007 N 2764
«ОБ ОКРУЖНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В ЮГО-ВОСТОЧНОМ АДМИНИСТРАТИВНОМ ОКРУГЕ ГОРОДА МОСКВЫ» НА 2008-2010 ГГ.»
Официальная терминология. Академик.ру. 2012.
Антонимы:
- Ночное время в городе Москве
- Нуга
Смотреть что такое «Нравственность» в других словарях:
Нравственность — Нравственность термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда этики[1]. В более узком значении нравственность это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной… … Википедия
НРАВСТВЕННОСТЬ — термин, употребляемый, как правило, синонимично термину «мораль», реже «этика». Так же как «этика» в греч., «мораль» в лат., «Sittlichkeit» в нем. яз., рус. слово «Н.» этимологически восходит к слову «нрав» (характер). В языках, где употребля … Философская энциклопедия
нравственность — упадок нравственности.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. нравственность мораль, этика; моральный кодекс, этические нормы, честность, целомудрие, педагогичность,… … Словарь синонимов
НРАВСТВЕННОСТЬ — НРАВСТВЕННОСТЬ, нравственности, мн. нет, жен. (книжн.). 1. Совокупность норм, определяющих поведение человека. «В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укреплепие и завершение коммунизма.» Ленин. 2. Самое поведение человека.… … Толковый словарь Ушакова
НРАВСТВЕННОСТЬ — см. Мораль … Большой Энциклопедический словарь
НРАВСТВЕННОСТЬ — НРАВСТВЕННОСТЬ, и, жен. Внутренние, духовные качества, к рыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности. | прил. нравственный, ая, ое. Н. кодекс человека.… … Толковый словарь Ожегова
Нравственность — см. Этика (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) … Сводная энциклопедия афоризмов
НРАВСТВЕННОСТЬ — см. МОРАЛЬ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
нравственность — регулирующая функция человеческого поведения. Согласно З. Фрейду, ее сущность сводится к ограничению влечений. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия
Нравственность — система ценностей и предписаний, предназначенная для регулирования действий человека; вырабатывается обществом и отражает интересы общества, то есть других людей; попытки государства внедрить в общество нравственность, оптимизированную под… … Мир Лема — словарь и путеводитель
НРАВСТВЕННОСТЬ — это… Что такое НРАВСТВЕННОСТЬ?
- НРАВСТВЕННОСТЬ
- НРАВСТВЕННОСТЬ
- НРА́ВСТВЕННОСТЬ, нравственности, мн. нет, жен. (книжн.).
1. Совокупность норм, определяющих поведение человека. «В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укреплепие и завершение коммунизма.» Ленин.
2. Самое поведение человека. Человек высокой нравственности.
3. Моральные свойства. Нравственность его побуждений внушает сомнения (т.е. сомнительно, нравственны ли его побуждения).
Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.
.
Антонимы:
- НРАВОУЧИТЕЛЬНЫЙ
- НРАВСТВЕННЫЙ
Смотреть что такое «НРАВСТВЕННОСТЬ» в других словарях:
Нравственность — Нравственность термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда этики[1]. В более узком значении нравственность это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной… … Википедия
НРАВСТВЕННОСТЬ — термин, употребляемый, как правило, синонимично термину «мораль», реже «этика». Так же как «этика» в греч., «мораль» в лат., «Sittlichkeit» в нем. яз., рус. слово «Н.» этимологически восходит к слову «нрав» (характер). В языках, где употребля … Философская энциклопедия
нравственность — упадок нравственности.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. нравственность мораль, этика; моральный кодекс, этические нормы, честность, целомудрие, педагогичность,… … Словарь синонимов
Нравственность — ценностная структура сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде. В широком смысле слова нравственность особая форма общественного сознания и вид… … Официальная терминология
НРАВСТВЕННОСТЬ — см. Мораль … Большой Энциклопедический словарь
НРАВСТВЕННОСТЬ — НРАВСТВЕННОСТЬ, и, жен. Внутренние, духовные качества, к рыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности. | прил. нравственный, ая, ое. Н. кодекс человека.… … Толковый словарь Ожегова
Нравственность — см. Этика (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) … Сводная энциклопедия афоризмов
НРАВСТВЕННОСТЬ — см. МОРАЛЬ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
нравственность — регулирующая функция человеческого поведения. Согласно З. Фрейду, ее сущность сводится к ограничению влечений. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия
Нравственность — система ценностей и предписаний, предназначенная для регулирования действий человека; вырабатывается обществом и отражает интересы общества, то есть других людей; попытки государства внедрить в общество нравственность, оптимизированную под… … Мир Лема — словарь и путеводитель
Нравственность — это… Что такое Нравственность?
- Нравственность
- нра́вственность
- I ж.
1.Внутренние — духовные и душевные — качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и к природе.
2.Нормы и правила поведения человека, основывающиеся на таких качествах.
II устар.
Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.
.
Антонимы:
- Нравственно
- Нравственный
Смотреть что такое «Нравственность» в других словарях:
Нравственность — Нравственность термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда этики[1]. В более узком значении нравственность это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной… … Википедия
НРАВСТВЕННОСТЬ — термин, употребляемый, как правило, синонимично термину «мораль», реже «этика». Так же как «этика» в греч., «мораль» в лат., «Sittlichkeit» в нем. яз., рус. слово «Н.» этимологически восходит к слову «нрав» (характер). В языках, где употребля … Философская энциклопедия
нравственность — упадок нравственности.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. нравственность мораль, этика; моральный кодекс, этические нормы, честность, целомудрие, педагогичность,… … Словарь синонимов
НРАВСТВЕННОСТЬ — НРАВСТВЕННОСТЬ, нравственности, мн. нет, жен. (книжн.). 1. Совокупность норм, определяющих поведение человека. «В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укреплепие и завершение коммунизма.» Ленин. 2. Самое поведение человека.… … Толковый словарь Ушакова
Нравственность — ценностная структура сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде. В широком смысле слова нравственность особая форма общественного сознания и вид… … Официальная терминология
НРАВСТВЕННОСТЬ — см. Мораль … Большой Энциклопедический словарь
НРАВСТВЕННОСТЬ — НРАВСТВЕННОСТЬ, и, жен. Внутренние, духовные качества, к рыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности. | прил. нравственный, ая, ое. Н. кодекс человека.… … Толковый словарь Ожегова
Нравственность — см. Этика (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) … Сводная энциклопедия афоризмов
НРАВСТВЕННОСТЬ — см. МОРАЛЬ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
нравственность — регулирующая функция человеческого поведения. Согласно З. Фрейду, ее сущность сводится к ограничению влечений. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия
Нравственность — система ценностей и предписаний, предназначенная для регулирования действий человека; вырабатывается обществом и отражает интересы общества, то есть других людей; попытки государства внедрить в общество нравственность, оптимизированную под… … Мир Лема — словарь и путеводитель
НРАВСТВЕННОСТЬ — это… Что такое НРАВСТВЕННОСТЬ?
- НРАВСТВЕННОСТЬ
- НРАВСТВЕННОСТЬ
- НРА́ВСТВЕННОСТЬ, -и, жен. Внутренние, духовные качества, к-рыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности. | прил. нравственный, -ая, -ое. Н. кодекс человека.
Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.
.
Антонимы:
- НРАВОУЧИТЕЛЬНЫЙ
- НРАВСТВЕННЫЙ
Смотреть что такое «НРАВСТВЕННОСТЬ» в других словарях:
Нравственность — Нравственность термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда этики[1]. В более узком значении нравственность это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной… … Википедия
НРАВСТВЕННОСТЬ — термин, употребляемый, как правило, синонимично термину «мораль», реже «этика». Так же как «этика» в греч., «мораль» в лат., «Sittlichkeit» в нем. яз., рус. слово «Н.» этимологически восходит к слову «нрав» (характер). В языках, где употребля … Философская энциклопедия
нравственность — упадок нравственности.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. нравственность мораль, этика; моральный кодекс, этические нормы, честность, целомудрие, педагогичность,… … Словарь синонимов
НРАВСТВЕННОСТЬ — НРАВСТВЕННОСТЬ, нравственности, мн. нет, жен. (книжн.). 1. Совокупность норм, определяющих поведение человека. «В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укреплепие и завершение коммунизма.» Ленин. 2. Самое поведение человека.… … Толковый словарь Ушакова
Нравственность — ценностная структура сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде. В широком смысле слова нравственность особая форма общественного сознания и вид… … Официальная терминология
НРАВСТВЕННОСТЬ — см. Мораль … Большой Энциклопедический словарь
Нравственность — см. Этика (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) … Сводная энциклопедия афоризмов
НРАВСТВЕННОСТЬ — см. МОРАЛЬ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
нравственность — регулирующая функция человеческого поведения. Согласно З. Фрейду, ее сущность сводится к ограничению влечений. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия
Нравственность — система ценностей и предписаний, предназначенная для регулирования действий человека; вырабатывается обществом и отражает интересы общества, то есть других людей; попытки государства внедрить в общество нравственность, оптимизированную под… … Мир Лема — словарь и путеводитель
Определение морали (Стэнфордская энциклопедия философии)
Тема этой статьи не является — по крайней мере, напрямую — моральной. теория ; скорее, это определение морали. Мораль теории — большие и сложные вещи; определения нет. В вопрос определения морали — это вопрос определения цель морального теоретизирования. Определение этой цели позволяет нам рассматривать различные моральные теории как попытки уловить то же самое.И это дает возможность психологам, антропологам, биологи-эволюционисты и другие теоретики, ориентированные на эмпирическую науку планировать свои эксперименты или формулировать свои гипотезы без предвзятое отношение имеет слишком большое значение с точки зрения конкретного содержания кода, суждение или норма должны иметь для того, чтобы считаться отчетливо моральный.
Кажется, нет особых причин думать, что один определение морали применимо ко всем моральным дискуссиям. Одна из причин этого заключается в том, что «мораль», кажется, используется в два различных широких смысла: описательный смысл и нормативный смысл.В частности, можно использовать термин «мораль». либо
- описательно для обозначения определенных кодексов поведения, выдвинутых общество или группа (например, религия), или принятые человека за собственное поведение, или
- нормативно для ссылки на кодекс поведения, который, учитывая указанные условия, будут выдвигаться всеми разумными людьми.
Какое из этих двух смыслов «морали» является нравственным? философ использует пьесы решающим образом, хотя иногда непризнанная роль в развитии этической теории.Если один использует слово «мораль» в описательном смысле, и поэтому использует его для обозначения кодексов поведения, фактически выдвинутых отдельными группы или общества, почти наверняка будет отрицаться, что существует универсальная мораль, применимая ко всем людям. Описательный термин «мораль» используется антропологами, когда они сообщают о морали общества, которое они изучают. В последнее время некоторые сравнительные и эволюционные психологи (Haidt 2006; Hauser 2006; De Waal 1996) взяли на вооружение мораль, или его ожидание, присутствие среди групп нечеловеческих животных: в первую очередь, но не исключительно, другие приматы.
Признавая, что есть два значения или смысла «Мораль» — описательный смысл и нормативный смысл — не обязывает человека считать, что «различие между описаниями и нормами — между тем, что есть, и тем, что должно быть — очевидным и непреодолимым », поскольку некоторые считают, что это делает (Churchland 2011: 185). Чтобы увидеть это, заметьте, что очевидно, что есть описательное чувство морали. То есть очевидно, что можно разумно описать мораль различных групп без предъявлять какие-либо нормативные требования.И не менее очевидно, что что можно было бы считать, что определенный кодекс поведения будет помещен вперед всеми разумными людьми при определенных условиях, не имея какие-либо конкретные взгляды на природу разрыва «есть / должно» или возможность его пересечения.
Любое определение «морали» в описательном смысле будет необходимо указать , какие из кодов, выдвинутых обществом или группа считается моральной. Даже в небольших однородных обществах, в которых нет письменности, иногда делаются различия между моралью, этикет, закон и религия.А в более крупных и сложных обществах эти различия часто резко выражены. Итак, «мораль» нельзя рассматривать как ссылку на каждый кодекс поведения, выдвинутый общество.
В нормативном смысле «мораль» относится к кодексу поведение, которое будет принято любым, кто встречает определенные интеллектуальные и волевые условия, почти всегда включая состояние рациональности. То, что человек соответствует этим условиям, — это обычно выражается, говоря, что человек считается моральным агент .Однако, просто показывая, что определенный код будет принятого моральным деятелем недостаточно, чтобы показать, что код моральный кодекс. Вполне возможно, что все моральные агенты также примут кодекс благоразумия или рациональности, но это само по себе не показывает это благоразумие было частью морали. Так что нужно добавить еще кое-что; например, можно понять, что код включает в себя определенный вид беспристрастности, или что он может быть понят как имеющий функцию дать возможность людям жить вместе в группах.
Как мы только что видели, не все коды , которые предлагает общества или группы являются моральными кодексами в описательном смысле морали, а не всех кодексов , которые были бы приняты всеми моральными Агенты являются моральными кодексами в нормативном смысле морали. Так что любой определение морали — в любом смысле — потребует дальнейшие критерии. Тем не менее, каждое из этих двух очень кратких описаний кодексы можно рассматривать как предлагающие некоторые черты морали, которые будет включено в любое адекватное определение.Таким образом они могли бы предполагается, что он предлагает определений функций мораль во всех двух смыслах. Когда достаточно указать особенности определения, позволяющие классифицировать все соответствующие моральные теории как теории общего предмета, тогда можно было бы отнести дали определение морали. Это смысл «Определение» работает в этой записи.
Явные попытки философов дать определение морали трудно найти, по крайней мере, с начала ХХ века.Один возможное объяснение этому — совокупный эффект раннего позитивистские опасения по поводу метафизического статуса нормативных свойств, сопровождаемых (или расширенных) витгенштейновскими заботами о определения любых значимых терминов. Каким бы ни был объяснение, когда предлагались определения, они, как правило, быть направленным на понятие морального суждения (Заяц, 1952, 1981). чем сама мораль. Однако в той мере, в какой эти определения морального суждения адекватны, их можно без особых усилий преобразованы в определения морали в описательном смысле.За Например, мораль конкретного человека может рассматриваться как содержание основных моральных суждений, к которым человек готов принять.
Можно использовать подробное определение морального суждения, чтобы определить мораль в описательном смысле другим способом — кроме простого как содержание моральных суждений человека или содержание моральные суждения, преобладающие в определенном обществе или группе. В в частности, те самые особенности судебного решения, которые позволяют квалифицировать его как моральное суждение может быть перенесено с психологического ключа на что-то более абстрактное.Вот один упрощенный пример. Предположим, что отрицательная оценка действия считается только отрицательной моралью решение, если оно связано с идеей наличия достаточных оснований для наказание за это действие. В этом случае определение морали в описательный смысл будет включать соответствующую идею: что запреты морали, взятые в описательном смысле, — это те которые подкреплены угрозой наказания. Конечно, если пойдет этот маршрут, другие условия должны быть включены, чтобы отличать мораль от уголовного права.
Что считается дефиницией морали в любом смысле «Мораль» спорна. Причем грань между что является частью определения в рассматриваемом смысле, а что — частью моральной теории, не совсем остро. Например, некоторые могут рассматривать как определение морали в нормативном смысле, что это регулирует только межличностные взаимодействия. Другие, однако, могут это существенное теоретическое утверждение. Некоторые могут принять это как определение морали в ее описательном смысле, что это кодекс поведения, который человек или группа считает наиболее важный.Но другие могут сказать, что внимание к религии вызывает сомнения. по этой идее.
«Нравственность», когда она используется в описательном смысле, имеет важная особенность того, что «мораль» в нормативном смысле не имеет: особенность, проистекающая из его реляционной природы. Эта особенность заключается в следующем: если человек не является членом соответствующего общества или группы, или не является релевантным лицом, тогда принятие определенное описание содержания морали в описательном Смысл, не имеет значения, как один тонкий
.определение морали от The Free Dictionary
Что касается морали, Ницше начинает с позиции релятивиста. Игра нравственности, вероятно, возникла частично из-за желания религиозных авторов преподавать принципы христианской жизни более прямым и компактным образом, чем это было возможно в библейских историях о христианах. Тайны. «Не говори со мной о морали и гражданском долге, — ответил он настойчивому интервьюеру. — О морали в этот самый момент!» повторила толпа; «В этот самый миг! Обучение этого народа очень несовершенно, оно состоит только из морали, истории, поэзии и математики, в которых им нужно позволить преуспеть.Он исповедует мораль. Хорошо; всевозможные мошенники исповедуют мораль. Современное образование включает мораль; поэтому современный ребенок ищет только развлечения в его чудесных сказках и с радостью обходится без всяких неприятных происшествий. В прежние дни, — сказал Голенищев, не замечая и не желая замечать, что и Анна, и Вронский хотели говорить, — в прежние дни свободомыслящий был человеком, воспитанным на идеях религии, закона и морали, и только в результате конфликта и борьбы пришел к свободному мышлению; но теперь возник новый тип прирожденных вольнодумцев, которые растут, даже не слыша о принципах морали или религии, о существовании авторитетов, которые вырастают непосредственно в идеях отрицания во всем, т. е. , дикари.«Не из соображений абстрактной морали, а только из страха перед полицией». Аргументом Республики является поиск Справедливости, на природу которого впервые намекает Цефал, справедливый и безупречный старик, а затем обсуждается далее основа пресловутой морали Сократа и Полемарха — затем карикатурно изображенная Фрасимахом и частично объясненная Сократом — сведенная к абстракции Главконом и Адеймантом, и ставшая невидимой в индивидууме, вновь появляется в конечном итоге в идеальном Государстве, построенном Сократом. .Под губительным правлением Девочки — или, скорее, под властью тех ложных Министров Порицания, которые поставили себя на попечение ее благосостояния — любовь скрывает свой священный огонь, И, не осознавая, Мораль истекает, Таким образом, в его развитии Мартин оказался лицом к лицу с экономической моралью или моралью класса; и вскоре он стал для него ужасным монстром. .PPT — НРАВСТВЕННОСТЬ Условия Презентация PowerPoint, бесплатная загрузка
HRE 4M1 НРАВСТВЕННОСТЬ Условия
НРАВСТВЕННОСТЬ • Заботится о человеческом поведении • Заботится о том, «что следует делать» • Судьи правильного и неправильного в свете что такое человечество • Чувство добра и зла
ХРИСТИАНСКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ • Способность отвечать Богу • Способность любить • Способность сказать Богу «да»
НРАВСТВЕННОСТЬ — это не только религия, это СВОБОДНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА и выбор, делающий добро.
НРАВСТВЕННОЕ ЛИЦО • Может различать добро и зло • Способен вести себя так, как должны вести себя люди • Соблюдает законы по правильным причинам (а не только для того, чтобы их не поймали) • Является «хорошим» в соответствии со стандартами общества
БЕСПЛАТНОЕ ЧЕЛОВЕК • Противостоит моральным принципам общества • Действует не так, как люди должны были действовать • Осознанно и свободно относится к другим нелюбимым образом
AN АММОРАЛЬНОЕ ЛИЦО • Совершенно не озабочен моральными стандартами • Не принимает никаких концепций правильного и неправильного • Действует, не обращая внимания на то, что правильно или неправильно; выбор случаен
МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ • Это основные истины, которые мы используем для определения правил поведения • Эти принципы позволяют нам измерить наши моральные обязательства или выяснить, как мы должны действовать в различных ситуациях, с которыми мы сталкиваемся (К.C.C.B., 2004)
Что такое СТОИМОСТЬ? • Качества, характеристики или представления о том, что мы сильно чувствуем • Наши ценности влияют на наше решение, цели и поведение • Вера или чувство, что кто-то или что-то стоит • Ценности определяют, что стоит, что полезно, а что есть вредны • Ценности — это стандарты, которыми руководствуются в ваших действиях, суждениях и отношениях
ЦЕННОСТИ = НАПРАВЛЕНИЕ Ценность Цели Поведение Самооценка • Ценности определяют направление и последовательность в поведении.• Ценности помогают понять, на что нужно и на что не стоит уделять времени. • Ценности помогают установить отношения между вами и миром. • Ценности определяют направление жизни.
ОТКУДА ВЫБИРАЮТ ВЛА? • Дом, школа, общество, друзья, церковь, телевидение, музыка, книги, семья, культура, период времени, работодатели и т. Д.
СЧАСТЬЕ приходит из , позволяя вашим ценностям определять цели вашего поведения. ЦЕННОСТИ могут меняться в течение вашей жизни, поскольку ваш жизненный опыт меняет ваши взгляды
Этический релятивизм Любое мнение, отрицающее существование единого универсально применимого морального стандарта.Другими словами, мораль «относительна» от человека к человеку.
Этический абсолютизм • Точка зрения, подтверждающая существование единого правильного и универсально применимого морального стандарта • Моральный Абсолют / Универсальный • Верить в то, что мораль заложена в законах • Вселенной, природе человечества и • воля или характер Бога, или какой-либо другой • фундаментальный источник • Считать действия по существу моральными или • аморальными • Например, рабство, диктатура, жестокое обращение с детьми • абсолютно аморально независимо от • убеждений и целей культуры, которая участвует в • эти практики • Они считают, что моральные вопросы могут быть • решены независимо от контекста закона
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЗАКОН • Католики используют «естественный закон», чтобы определить, является ли действие правильным или неправильным • По мнению Папы Льва XIII естественный закон «написан и выгравирован в душе» • В Катехизисе сказано: «Естественный закон выражает изначальное нравственное чувство, которое позволяет человеку различать благо и разум. Зло, правда и ложь (CCC, # 1954) (C.CCB, 2004)
THOMAS AQUINAS & ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЗАКОН • Фома Аквинский считал, что люди от природы склонны делать добро и избегать зла • Дезинформированная совесть может совершить ошибку, которая ведет к злым действиям без злого умысла
ЧЕТЫРЕ ПРИНЦИПА ЕСТЕСТВЕННОГО ЗАКОНА • Делайте добро и избегайте зла. • Сохранение жизни. • Размножение и воспитание потомства. • Стремление к истине и мирное общество.
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ Прочтите страницу 155 и выполните следующие действия: • Ответьте на наводящие вопросы 1-2.• Обобщите точку зрения Жака Маритена на естественное право. • Кратко изложите точку зрения Фомы Аквинского на естественный закон и разум. • Кратко изложите точку зрения Фомы Аквинского на естественный и человеческий закон.