Содержание

Оценка нервно-психического развития ребенка по месяцам

  • Причины такого отставания могут быть различными:
  • — если ребенок родился недоношенным, то он имеет право отставать в разви­тии. Величина задержки будет примерно равна тому, на сколько времени раньше срока он родился;
  • — малыш может отставать в развитии по той причине, что взрослые мало с ним общаются. Если Вы думаете, что дело в этом, попытайтесь исправить положение;
  • — если ребенок физически болен или недавно перенес тяжелую болезнь, он также может отставать в развитии. Ему будет приятно, если Вы станете больше с ним общаться в этот период, но перегружать ребенка, безусловно, не следует;
  • — задержка в развитии обычно сопутствует поражениям нервной системы или органов чувств. На всякий случай убедитесь, что с этим у вашего малыша все в по­рядке, вероятно, что обнаруженное отставание просто случайно.

 

Важно помнить, что «скорость» развития ребенка не является строго постоянной, она то замедляется, то, наоборот, возрастает. При этом разница в появлении того или иного действия у разных детей может достигать нескольких месяцев. Это касается всех действий, в том числе и относящихся к области двигательного разви­тия, которое, казалось бы, должно быть более стандартным. Например, 25% де­тей самостоятельно садятся уже в б месяцев, но 25% еще не умеют этого делать и в 9 месяцев.

В отношении ребенка лучше сделать больше того, что необходимо, чем меньше. Поэтому, если у Вас появятся сомнения, лучше обратитесь к врачу. 

 

Можно выделить некие нормы развития ребенка до года

 

10 дней жизни

Зрительные ориентировочные реакции:

удерживает в поле зрения движущийся предмет.

 

Слуховые ориентировочные реакции:

вздрагивает и моргает при резком звуке.

 

20 дней жизни

Зрительные ориентировочные реакции:

удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого).

 

Слуховые ориентировочные реакции:

плачущий или кричащий ребенок успокаивается при сильном звуке (слуховое сосредоточение).

1 месяц жизни

Зрительные ориентировочные реакции:

отмечается кратковременное зрительное сосредоточение на неподвижной яркой игрушке или лице взрослого.

 

Слуховые ориентировочные реакции:

появляется кратковременное слуховое сосредото­чение (малыш прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки).

 

Эмоции и социальное поведение:

вызывается первая улыбка в ответ на разговор взрослого.

 

Движения общие:

лежа на животе, ребенок пытается поднимать и удерживать голову до 5 секунд.

 

Активная речь:

издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.

 

2 месяца

Зрительные ориентировочные реакции:

появляется фиксация взгляда на неповижном предмете и лице взрослого.

Кратковременное прослеживание движений предмета по горизонтальной линии.

 

Слуховые ориентировочные реакции:

Отмечается слуховое сосредоточение в ответ на звук, поворачивает голову в сторону источника звука.

 

Эмоции и социальное поведение:

быстро отвечает на разговор взрослого улыбкой, длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке.

 

Движения общие:

лежа на животе, поднимает и удерживает голову (не менее 5 секунд).

удерживает всей кистью вложенную погремушку.

 

Активная речь:

повторно произносит отдельные звуки.

3 месяца

Зри тельные ориентировочные реакции:

зрительное сосредоточение в вертикальном положении на руках у взрослого (на лице говорящего с ним взрослого, игрушке).

 

Эмоции и социальное поведение:

отвечает комплексом оживления на эмоциональное общение с ним, ищет глазами ребенка, издающего звуки.

 

Движения руки и действия с предметами:

случайно наталкивается руками на игрушки, висящие над грудью.

 

Движения общие:

лежит на животе, опираясь на предплечья и высо­ко подняв голову (в течение одной минуты).

 

4 месяца

Зрительные ориентировочные реакции:

узнает маму или близкого человека (радуется).

 

Слуховые ориентировочные реакции:

поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами, адекватно реагирует на спокойную и плясовую мелодию.

 

Эмоции и социальное поведение:

во время бодрствования часто и легко возникает комплекс оживления, громко смеется в ответ на эмоциональное речевое обращение, ищет взгля­дом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему.

 

Движения руки и действия с предметами:

рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки.

 

Движения общие:

удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого). При поддержке под мыш­ки крепко упирается о твердую опору но­гами, согнутыми в тазобедренных суставах.

 

Речь активная:

гулит.

 

Навыки и умения:

во время кормления придерживает руками грудь

матери или бутылочку.

 

5 месяцев

Зрительные ориентировочные реакции:

отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека).

 

Слуховые ориентировочные реакции:

узнает голос матери или близкого человека, различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует.

 

Эмоции и социальное поведение:

радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит.

 

Движения руки и действия с предметами:

берет из рук взрослого игрушку, удерживает в руке.

 

Движения общие:

долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот, ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.

 

Речь активная:

подолгу певуче гулит.

 

Навыки и умения:

ест с ложки полугустую и густую пищу.

 

6 месяцев

Эмоции и социальное поведение:

по разному реагирует на свое и чужое.

 

Движения руки и действия с предметами:

уверенно берет игрушки, подолгу занимается ими, перекладывая из одной руки в другую.

 

Движения общие:

переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя руки или немного подползая.

 

Речь активная:

произносит отдельные слоги (начало лепета).

 

Навыки и умения:

хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.

небольшое количество жидкой пищи пьет из чашки, которую держит взрослый.

 

7 месяцев

Движения руки и действия с предметами:

игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее и др.

 

Движения общие:

хорошо ползает (много, быстро, в разных направ­лениях).

 

Понимание речи:

на вопрос «где?» находит взглядом предмет, пос­тоянно находящийся в определенном месте (на­пример, куклу).

 

Речь активная:

подолгу лепечет, повторно произносит одни и те слоги (2-3 слога).

 

Навыки и умения:

пьет из чашки, которую держит взрослый.

 

8 месяцев

Эмоции и социальное поведение:

смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет.

 

Движения руки и действия с предметами:

игрушками занимается долго и разнообразно, действует ими в зависимости от их свойств, подражает действиям взрослого с игрушками (толкает мяч, вынимает).

 

Движения общие:

сам садится, сидит и ложится, держась за барьер, : сам встает, стоит и опускается, переступает, держась за барьер.

 

Понимание речи:

на вопрос «где?» находит несколько предметов, находящихся на постоянных местах (например, куклу), по просьбе взрослого выполняет разученные ранее простые действия.

 

Речь активная:

громко, четко и повторно произносит различные : слоги.

 

Навыки и умения:

ест корочку хлеба, которую сам держит в руке, пьет из чашки, которую держит взрослый.

 

9 месяцев

Слуховые ориентировочные реакции:

совершает плясовые движения под музыку.

 

Эмоции и социальное поведение:

догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает действиям другого ребенка.

 

Движения руки и действия с предметами:

с предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, нажимает, вынимает и пр.).

 

Движения общие:

переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них.

 

Понимание речи:

на вопрос «где?» находит несколько предметов в разных местах, независимо от их постоянного местоположения, знает свое имя, оборачивается на зов.

 

Речь активная:

подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в лепете.

 

Навыки и умения:

хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, формируется навык оп­рятности: спокойно относится к процессу высаживания на горшок.

 

10 месяцев

Эмоции и социальное поведение:

действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним.

 

Движения руки и действия с предметами:

самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия: вынимает, вкладывает, открывает, закрывает, катает и др.

 

Движения общие:

идет вперед с поддержкой за обе руки.

 

Понимание речи:

по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы, по просьбе взрослого вы­полняет более сложные разученные действия и движения («догоню-догоню», «сорока-ворона»).

 

Речь активная:

подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в лепете.

 

11 месяцев

Эмоции и социальное поведение:

избирательное отношение к детям, радуется приходу детей.

 

Движения руки и действия с предметами:

овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень.

 

Движения общие:

стоит самостоятельно, делает первые самостоятельные шаги.

 

Понимание речи:

по словесной инструкции выполняет разученные действия (водит куклу, кормит собачку и пр.), появляются первые обобщения в понимаемой речи.

 

12 месяцев

Зрительные ориентировочные реакции:

различает две контрастные формы предметов (подбор по образцу), узнает на фотографии знакомого взрослого.

 

Эмоции и социальное поведение:

ищет игрушку, спрятанную другим ребенком, протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом.

 

Движения руки и действия с предметами:

выполняет самостоятельно разученные действия (водит куклу, кормит собач­ку, катает и пр.), переносит разученные действия с одним предметом на другой (кормит, баюкает куклу, кошку, зайца).

 

Движения общие:

ходит самостоятельно (без опоры).

 

Понимание речи:

понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена детей, взрослых («отдай тете Лене мячик»), понимает слово «нельзя» (прекращает действие).

 

Речь активная:

подражая взрослому, легко произносит новые слоги, произносит 5-10 облегченных слов.

 

Навыки и умения:

самостоятельно пьет из чашки (берет ее руками и пьет)

 

По материалам книги Гончаровой О.В.

«Пособие по уходу за малышом»

 

таблица развития, формирование эмоциональных реакций

При развитии ребенка важно регулярно оценивать его нервно-психическое состояние.

Подобную оценку проводят по нескольким показателям. Его осуществляет врач-педиатр.

НПР детей до года проводится с учетом следующих показателей:

  • как малыш реагирует зрительно, может ли ориентироваться и прислушиваться к внешним изменениям;
  • эмоциональное состояние ребенка;
  • как дети двигаются и реагируют на внешние изменения;
  • как проходит движение каждой отдельной руки и ее взаимодействие с предметами;
  • дополнительно оценивается скорость развития и понимания речи;
  • какие навыки умения уже успел приобрести ребенок.

Таблица НПР детей до года была специально создана для того, чтобы оценить основные показатели развития ребенка.

Нервно-психическое развитие ребенка в возрасте до года

Основные показатели, которые оцениваются в первые шесть месяцев жизни ребенка:

  • 1 месяц. Грудничок может не на долгое время зацикливать свое внимание и следить за яркими, блестящими предметами. Видна четкая реакция на громкие звуки: он слегка вздрагивает. Родители могут увидеть первую улыбку малыша. Можно также зафиксировать попытку держать голову, если малыш лежит на животе.
  • 2 месяц. Малыш уже может неотрывно следить за игрушкой, которая двигается перед его лицом, прислушивается к резким звукам. Малыш уже может реагировать улыбкой на рассказы взрослого и отвечать им. Среди дополнительных приобретений можно обнаружить, что он уже хорошо держит голову на протяжении нескольких минут.
  • 3 месяц. Грудничок уже может зафиксировать свой взгляд на любом предмете и хорошо его рассмотреть. Дополнительно наблюдается также возможность фиксировать слух. Родители разговаривают с чадом, а он отвечает им улыбкой либо движениями ножек и ручек. Ребенок может зафиксировать голову на несколько минут, если находится в положении на животе.
  • 4 месяца. В этот период малыш уже может узнавать своих родителей, поворачивать голову во все стороны и реагировать на звуки. Периодически можно услышать громкий и заливистый смех. Грудничок может самостоятельно переворачиваться с живота на спину. При необходимости он может взять в руки игрушку или погремушку. Для данного периода также характерно так называемое гуление.
  • 5 месяцев. Малыш уже хорошо узнает своих близких, поэтому не идет в руки к чужим людям. Он может стоять на ногах, периодически их поджимая, с помощью взрослых. У него все ярче проявляется хватательный рефлекс и периодические попытки речи.
  • 6 месяцев. Ребенок может не только перевернуться с бока на бок, но и взять игрушку. В речи появляются слоги, которые родители смогут четко распознать. Во время прикорма он уверенно ест с ложки.
Малыш с игрушкой
Реакция малыша на звук

Ребенок в период от шести месяцев до полугода продолжает активно развиваться. Родители могут зафиксировать явное психическое развитие и изменение эмоционального состояния:

  • 7 месяц. Малыш уже достаточно хорошо ползает. Он начинает постепенно играть с различными предметами, периодически перекладывая их с места на место. Родители уже могут расслышать четкое произнесение отдельных слогов. Его можно приучать пить со специальной чашки и показывать определенные предметы, которые находятся в его поле зрения.
  • 8 месяцев. Грудничок начинает самостоятельно вставать, садиться и передвигаться. Его можно надолго занять интересными игрушками. Можно наблюдать, как он самостоятельно пытается произносить отдельные слова или слоги. Его можно приучить держать небольшие предметы и выполнять определенные действия, например, жест «до свидания».
  • 9 месяцев. Ребенок способен самостоятельно передвигаться на двух ногах с помощью дополнительной поддержки. Может произвольно выполнять различные действия с интересными предметами. В лепете уже можно четко расслышать отдельные слоги и даже слова. Малыш реагирует на свое имя и может показать местоположение, направление на конкретно поставленный вопрос. Ему доступно также питье из обычной чашки. Родителям достаточно только слегка ее придерживать.
  • 10 месяцев. Дети в данном возрасте уже должны уметь сами залазить на невысокую поверхность. Они также разобрались, как открывать те или иные коробки, дверцы. Своей речью она стараются быть похожими на взрослых, поэтому даже пародируют их тембр. К этому времени малыш уже должен произнести свои первые слова, пьет из обычной чашки и понимает все требования взрослого человека.
  • 1 год. Чаще всего в этот период ребята уже ходят сами, четко произносят примерно десять слов. Малыш самостоятельно берет чашку, пьет из нее и выполняет некоторые требования взрослого человека.

Для малыша важно установить нервно-психически

Нервно-психическое развитие детей до 1 года

        Каждый ребенок индивидуален, и темпы развития у всех детей тоже разные. Какие-то навыки могут опережать приведенные ниже нормы, а другие, наоборот, отставать. Родители, помните, что отставание развития ребенка на большой срок или сразу по многим параметрам должно служить сигналом к тому, что его развитию следует уделить повышенное внимание.

10 дней 

  • удерживает в поле зрения движущийся предмет,
  • вздрагивает и моргает при резком звуке.

1 месяц

  • сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете,
  • начинает плавно прослеживать  движущийся предмет,
  • прислушивается к звуку, голосу взрослого, 
  • первая улыбка в ответ на разговор взрослого, 
  • лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову,
  • издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.

 

2 месяца

  • длительно сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете или на лице взрослого,
  • длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым, 
  • поворачивает голову при длительном звуке, 
  • лежа на животе, приподнимается и удерживает голову,
  • произносит отдельные звуки.

3 месяца  

  • сосредотачивает взгляд в вертикальном положении на лице говорящего с ним  (взрослого или игрушке), 
  • комплекс оживления при общении с ним, 
  • несколько минут лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову, 
  • удерживает голову в вертикальном положении на руках взрослого.

4 месяца

  •  узнает мать, радуется ей,
  • находит глазами невидимый источник звука,  
  • громко смеется в ответ на обращение,
  • захватывает висящую игрушку,
  • придерживает руками грудь матери или бутылочку во время кормления, 
  • активно гулит.

5 месяцев

  • отличает близких людей от чужих (по-разному реагирует),
  • узнает голос матери,различает строгую и ласковую интонацию, обращенной к нему,
  • четко берет игрушку из рук взрослого, удерживает игрушку в руке, 
  • переворачивается со спины на живот, передвигается, переставляя руки и немного ползая,
  • ровно и устойчиво стоит при поддержке под мышки,
  • подолгу певуче гулит,
  • ест с ложки полугустую пищу.

6 месяцев

  • по-разному реагирует на свое и чужое имя,
  • свободно берет игрушку из разных положений и подолгу занимается ею, 
  • перекладывая из одной руки в другую,
  • ползает, сидит, 
  • произносит отдельные слоги (начало лепета), 
  • хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.

7 месяцев

  • игрушкой стучит, размахивает, бросает,
  • на вопрос «Где?» находит глазами предмет, находящийся постоянно в определенном месте,
  • сам садится, хорошо ползает,
  • подолгу лепечет,
  • пьет из чашки, которую держит взрослый.

8 месяцев

  • игрушками занимается долго и разнообразно, подражает действиям взрослого, 
  • сам садится и ложится, встает, переступает, держась за барьер, стоит и опускается,
  • на вопрос «Где?» находит несколько предметов, находящихся на постоянных местах,
  • по просьбе взрослого выполняет разученные раннее действия («Ладушки»),
  • громко, четко и повторно произносит отдельные слоги,
  • ест корочку хлеба, держа ее в руке, пьет из чашки, которую держит взрослый.

9 месяцев

  • повторяет плясовые движения на мелодию (если дома поют и пляшут с ним),
  • выполняет различные действия с предметами в зависимости от их свойств (катает, открывает, гремит и.т.д.),
  • переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за ними руками, 
  • на вопрос «Где?» находит несколько знакомых предметов независимо от их местоположения,
  • знает свое имя,
  • подражает взрослому, повторяет за ним слоги, манеру его речи, интонации,
  • пьет из чашки, слегка придерживая ее руками,
  • спокойно относится к высаживанию на горшок.

10 месяцев

  • самостоятельно или по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия: (вкладывает, открывает, закрывает и  др.,)
  • идет вперед с поддержкой за обе руки,
  • по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы,
  • подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги.

11 мес яцев

  • овладевает новыми движениями и начинает выполнять их по команде взрослого: накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень,
  • стоит самостоятельно, делает первые самостоятельные шаги, 
  • первые обобщения в понимаемой речи (дает все машины, все часы, куклы),
  • появляются первые слова, обозначения («дай», «мама», «би-би», «ав» и др.).

12 месяцев

  •  узнает на фотографии знакомого взрослого,
  • выполняет самостоятельно разученные действия с игрушками (катает, кормит, возит и пр.),
  • переносит действия, разученные с одним предметом на другой (всех кормит, всех водит, всех баюкает и пр.),
  • ходит самостоятельно без опоры,
  • знает имена взрослых,
  • выполняет поручения: «принеси», «найди», «отдай»,
  • понимает слово «нельзя»,
  • произносит 10 облегченных слов,
  • самостоятельно пьет из чашки.

Врач — детский невролог ДМЦ «ПЛЮС» Лигунова Диана Михайловна.

Как психически развивается новорожденный до года: помесячный календарь

Гармоничное развитие психомоторных навыков ребенка – тема, которая волнует каждого родителя. Не все новоиспеченные мамы и папы знают, какими умениями должен обладать малыш к 1 году. Пролить «свет» на сложившуюся ситуацию поможет известный в педиатрии календарь, на который ориентируются детские врачи.

Развитие моторики

Развитие моторики

Что такое психомоторное развитие

Психомоторное развитие ребенка представляет собой совокупность умений и навыков, которые включают в себя сенсорные реакции, статику, моторику, становление речевого аппарата и социальную активность. Моторные и нервно-психические функции малыша тесно взаимосвязаны друг с другом.

Важно! Из-за задержки становления двигательного аппарата может возникнуть психическая патология.

Чтобы не тормозить формирование психомоторных навыков, необходимо тщательно следить за развитием чада.

Отличия в развитии мальчиков и девочек

Формирование психомоторных навыков у девочек и мальчиков происходит неравномерно.

Важно! Разница в развитии составляет около 4-х недель.

Девочка и мальчик

Девочка и мальчик

Среди основных отличий можно выделить:

  1. Физическое развитие девочек проходит быстрее. Мальчики позже начинают ходить, разговаривать, высаживаться на горшок.
  2. Познание мира у девочек происходит намного спокойнее. Мальчики к году начинают громко шуметь, разбрасывать игрушки. Девочки предпочитают спокойное времяпрепровождение в детской комнате вместе с любимыми куклами.
  3. Мальчики появляются на свет наименее зрелыми. Поэтому им труднее дается послушание. Девочки с удовольствием отзываются на просьбы родителей, мальчики чаще выражают протест на требования близких.

Показатели психомоторного развития детей первого года жизни

Оценка психомоторики малыша до года осуществляется в 2 этапа. Сначала анализируется психическое состояние ребенка:

  • учитывается социальная адаптация малыша и психо реакции;
  • дается оценка речевому аппарату.

На втором этапе исследуются моторные навыки ребенка:

  • умение использования рук;
  • общие движения тела.

Календарь психомоторного развития до года

Оценить психомоторное развитие ребенка от рождения до 1 года по месяцам поможет календарь, составленный экспертами ВОЗ, согласно главным критериям.

Развитие до года

Развитие до года

Календарь психомоторного развития ребенка возрастом до одного года

Возраст малыша
(в месяцах)
Показатели нервно-психического развития
1Спустя один месяц жизни, ребенок начинает:

• кратковременно фиксировать взгляд на ярких и блестящих игрушках;
• вздрагивать при громких звуках;
• пытаться держать головку, находясь в положении, лежа на животе;
• издавать звуки в ответ на беседу с ним;
• улыбаться взрослым.

2В 2 месяца малыш уже может:

• произносить отдельные звуки;
• поднимать головку и удерживать ее не менее 5 секунд;
• длительное время сосредотачивать взгляд на неподвижном предмете или лице взрослого;
• поворачивать голову в поиске источника звука.

3Для 3-х месячного чада характерны следующие проявления:

• ребенок может лежать длительное время на животе, опираться на предплечье и высоко держать голову;
• малыш дает обратную связь взрослым во время общения: улыбается, оживленно двигает руками и ногами, издает звуки на подобии «агу»;
• трехмесячный ребенок тянется к предметам, которые находятся на расстоянии 10-15 см;
• малыш способен долго фиксировать взгляд на игрушках и лицах.

4В четырехмесячном возрасте ребенок может:

• узнавать маму;
• находить глазами источник шума;
• громко смеяться в ответ на обращение к нему;
• рассматривать и брать в руки игрушки;
• поддерживать руками материнскую грудь во время кормления;
• слегка переворачиваться набок или спину.

5В 5 месяцев малыш способен:

• отличить близких людей от чужих;
• узнавать материнский голос, в том числе различать ласковую и строгую интонацию;
• радоваться встречи с взрослыми;
• брать игрушки из рук родителей;
• произносить отдельные слова;
• без труда принимать пищу из ложечки;
• стоять на носочках при поддержке за подмышечные впадины.

6Шестимесячный ребенок умеет:

• брать предметы, находясь в любом положении;
• переворачиваться на спину из лежачего положения лицом вниз;
• произносить слоги;
• отличать собственное имя от других;
• «проситься» на руки.

7В 7 месяцев малыш без труда:

• вертит в руках игрушки, стучит ими;
• ползает;
• находит взглядом нужные предметы, особенно, если взрослый человек спрашивает об этом в беседе;
• пьет из кружки;
• стоит на ножках и «пританцовывает» при поддержке за подмышку.

8Восьмимесячный ребенок способен:

• самостоятельно садиться и ложиться;
• громко говорить различные слоги, такие как «Ма», «Па», «Ба»;
• держать хлеб в руке во время еды;
• смеяться и реагировать на речь, в том числе кивать головой в знак протеста или согласия;
• наблюдать за действиями других людей.

9В 9-месячном возрасте малыш может:

• спокойно высаживаться на горшок;
• подражать взрослым, повторяя за ними слоги, которые присутствуют в его «арсенале»;
• находить предметы, которые располагаются в разных местах;
• оборачиваться, услышав собственное имя;
• ходить, держась за мебель;
• взаимодействовать с предметами: открывать, закрывать, стучать ими;
• подражать действиям других детей;
• «танцевать» под музыку вместе с взрослыми;
• выполнять простые просьбы: «дай мячик», «положи игрушку».

10В 10 месяцев ребенок способен:

• повторять за взрослым ранее незнакомые слоги;
• произносить первые слова;
• находить по просьбе взрослых нужные игрушки;
• ходить по ступенькам;
• повторять действия взрослых, например, разговаривать по телефону;
• выполнять по просьбе разученные действия: открывать, закрывать, складывать;
• играть вместе с другими малышами.

11В 11-месячном возрасте ребенок умеет:

• компоновать слова для удовлетворения собственных потребностей, например: «дай мячик», «мама, пить»;
• самостоятельно стоять и ходить без опоры;
• выполнять действия, о которых просит взрослый: одевать куклу, нанизывать кольца на стержень, формируя пирамиду;
• махать руками в знак прощания или приветствия.

12Для годовалого малыша характерны следующие психомоторные навыки:

• ребенок без труда пьет из детской кружки, затем ставит ее на стол;
• легко выговаривает новые слоги, четко произносит около 10-и слов;
• малыш в этом возрасте уже знает взрослых по именам;
• в 12 месяцев ребенок уверенно ходит без опоры;
• в 1 годик чадо способно по фотографии узнать знакомые лица;
• ребенок понимает значение слов «не трогай», «нельзя»;
• умеет играть с куклами и машинками без посторонней помощи.

Как определить нормальное развитие младенца

Наиболее интенсивное развитие психомоторных функций происходит в первые 12 месяцев жизни малыша. Чтобы следить за формированием интеллектуальных и сенсорных навыков, педиатры советуют ежемесячно сравнивать показатели ребенка с установленными нормами. Прописаны они в календаре психомоторного развития.

Нет ли отклонений

Не все дети развиваются в одинаковом темпе, так как каждый малыш индивидуален. Поэтому не следует переживать, если некоторые психомоторные реакции чада немного опережают или, наоборот, отстают от тех, что прописаны в календаре.

Игра – хороший стимул для формирования умений

Игра – хороший стимул для формирования умений

Результаты оценки могут зависеть от:

  • комфорта;
  • настроения;
  • самочувствия;
  • окружения.

Отставание малыша на 1 месяц и меньше не считается симптомом болезни. Однако родителям нужно начать использовать дополнительные стимулы, чтобы «довести» показатели до условной нормы. В том случае, если положительной динамики наблюдаться не будет, следует показать ребенка врачу-неврологу.

Частота сверки показателей

Для каждого возраста существует свой интервал сверки показателей по календарю:

  • до года оценивать развитие психомоторных функций необходимо с интервалом в 30 дней;
  • с 12 месяцев до 3-х лет достаточно проверять навыки 1 раз в 3 месяца;
  • с 3-летнего возраста до 6 лет – 1 раз в полгода.

Постоянное наблюдение за малышом позволит на ранней стадии выявить задержку развития. Своевременно назначенное лечение позволит минимизировать неприятные последствия.

Видео

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ДО 1 ГОДА

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ДО 1 ГОДА

Основные показатели и величины

Каждый малыш индивидуален, и темпы развития у всех детей тоже очень разные. Какие-то навыки могут опережать приведенные ниже нормы развития, а другие, наоборот, отставать. Тем не менее, отставание развития ребенка на большой срок или сразу по многим параметрам должно служить сигналом к тому, что его развитию следует уделить повышенное внимание.

1 месяц

Движения глаз становятся координированными, ребенок фиксирует взгляд на ярких предметах и лице взрослого.

Резкий звук вызывает вздрагивание и мигание; намечается слуховое сосредоточение.

Малыш начинает издавать какие-то неопределенные звуки; появляется улыбка в ответ на разговор взрослого; крик приобретает некоторый эмоциональный оттенок.

Попытки удержать голову прямо при вертикальном положении тела удаются ребенку на несколько секунд.
Лежа на животе, он пытается приподнимать и удерживать голову.
Потягивается.
Упирается ножками, поддерживаемый под мышки

Феномен ползания и тонический рефлекс рук держатся.
Спит около 20 часов в сутки.

2 месяц

Отчетливо выявляется способность зрительного и слухового сосредоточения; ребенок гораздо лучше следит глазами за двигающимся предметом, поворачивает голову на человеческий голос, прекращает сосание при показывании ему яркого предмета.

Рассматривает висящие над ним игрушки (над грудью примерно на расстоянии 50-70 см).

Малыш хорошо поднимает голову и при лежании на животе приподнимает грудь; удерживает 1-1,5 минуты голову в вертикальном положении; поддерживаемый под мышки, долго стоит, не подгибая ножек.
Исчезают симптом ползания и тонический рефлекс рук.

Эмоциональные реакции становятся более разнообразными: малыш улыбается в ответ на улыбку, разговор, тормошение и т.д.; гулит более определенно.

Начинает удерживать предметы всей рукой. Таким образом, двигательные реакции приобретают некоторую целесообразность.

3 месяц

Ребенок зрительно сосредоточивается и следит за предметом, находясь в вертикальном положении более длительное время — 5-6 минут.

Четко улавливает направление звука, поворачивая голову в сторону последнего.

Наблюдавшееся ранее «беспорядочное искание» ртом материнской груди сменяется открыванием рта при приближении к груди, при виде бутылочки или ложечки (условный рефлекс).

В ответ на разговор взрослого с ним проявляет радость: улыбкой, оживленными движениями рук и ног, звуками (комплекс оживления).

Случайно наталкивается руками на игрушку, низко висящую над его грудью.

Поддерживаемый под мышки, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренном суставе, в твердую поверхность.

Лежа на животе, малыш приподнимает туловище, опираясь на локти и предплечья; сидит при поддержке за таз; переворачивается со спины на бок; свободно держит голову.

Движения рук становятся свободными и целесообразными: он тянет предметы в рот, ощупывает пеленку, тянется к игрушкам и т.д.

Ребенок иногда узнает мать.

Смеется в хорошем настроении и криком выражает неудовольствие, если его оставляют одного или укладывают в кроватку, когда он не хочет спать.

Гуление становится разнообразным.

Музыкальные звуки вызывают у малыша положительные эмоции.

4 месяц

Лежа на животе, ребенок хорошо следит за движущимся предметом, ощупывает материнскую грудь, реагирует своим поведением на незнакомое лицо.

Во время кормления придерживает руками бутылочку или грудь матери.

Во время бодрствования часто улыбается, издает громкие звуки, много двигается (комплекс оживления).
Громко смеется, когда с ним играют.

Исчезает физиологическая гипертония мышц ног.

Движения становятся более дифференцированными и более свободными: приподнимаясь на руках, малыш опирается только на ладони; поворачивается со спины на живот; делает «мост»; хватает, гладит и удерживает предметы.

Рассматривает, ощупывает и захватывает висящие над его грудью игрушки.

Гуление становится более длительным, появляются певучие и гортанные звуки.

Неудовольствие выражается хныканьем.

5 месяц

Ребенок отлично знает мать, по-разному реагирует на знакомые и чужие лица, не берет чужую грудь, уверенно хватает предметы и тянет их в рот.

Различает тон, с которым к нему обращаются.

Во время бодрствования подолгу певуче гулит.

Малыш хорошо сидит, придерживаясь за что-нибудь руками, но при сидении его спина может быть сильно согнута (симптом «складного ножа»).

Взятый под мышки, ребенок стоит прямо, не подгибая ножек; делает попытки стянуть накинутую на лицо пеленку.

В каждой руке удерживает по одному предмету не менее 20-30 секунд.

6 месяц

Ребенок переворачивается с живота на спину, сидит без поддержки, пытается ползать на четвереньках, поднимается на ножки при подтягивании его за руки; поддерживаемый за грудь, делает первые попытки переступать.

Хватает предметы одной рукой, размахивает погремушкой, поднимает выпавшую из рук игрушку, сбрасывает пеленку с лица.

Эмоциональные проявления более разнообразны.

Первые попытки произносить слоги — «ба»,»ма» и т.д.

Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.

7 месяц

Ребенок тянется к своему отражению в зеркале.

Сам поднимает и тянет в рот бутылочку, выпавшую при кормлении.

Поднимается на четвереньки; ползает; самостоятельно сидит; встает на колени, цепляясь руками за сетку манежа; поддерживаемый под мышки, хорошо переступает.

Движения становятся более целеустремленными.

Малыш перекладывает предмет из руки в руку, постукивает игрушкой об игрушку и т.д.

Многие движения имеют вполне определенный эмоциональный оттенок: ребенок тянется с рук на руки, протягивает руки матери и знакомым.

Появляются повторения слогов — «ба-ба-ба», «ма-ма-ма» и т.д.

На вопрос «где?» ищет и находит взглядом предмет (неоднократно называемый и постоянно находящийся в определенном месте).

8 месяц

Ребенок интересуется своим отражением в зеркале, улыбается ему, ищет взглядом нужный предмет, выражает мимикой удивление и интерес при виде новых предметов.

Он уже самостоятельно садится и из сидячего положения ложится; встает, цепляясь за барьер.

Стоит, придерживаемый за одну ручку; поддерживаемый за обе руки и цепляясь за спинку кроватки, делает попытки ходить.

По просьбе взрослого выполняет разученные с ним движения («ладушки», «до свидания», «дай ручки» и т.д.).
Во время бодрствования долго занимается с игрушками.

Ест сухарик, который сам держит в руке; пьет из чашки, которую держит взрослый.

9 месяц

Малыш ищет спрятанный под пеленку или упавший предмет; делает попытки стоять без опоры и переходить от одного предмета мебели к другому, слегка придерживаясь за них руками.

Хорошо ходит, поддерживаемый за обе руки; садится из вертикального положения; встает на колени.

Для ребенка в этом возрасте оказываются доступными некоторые элементарные движения: собирает мелкие предметы, достает кубики из коробки; следит за падением бросаемых предметов; щелкает языком, стараясь привлечь внимание взрослого, и т.д.

Подражает взрослому — повторяет за ним слоги.

На вопрос «где?» отыскивает несколько знакомых предметов, независимо от их местоположения.

Знает свое имя — оборачивается на зов.

С предметами обращается по-разному в зависимости от их свойств: катает шар, вынимает один предмет из другого, сжимает и разжимает резиновую игрушку.

Хорошо пьет из чашки, которую держит взрослый, и сам слегка придерживает ее руками.

10 месяц

Ребенок стоит и поднимается без опоры; хорошо ходит вдоль опоры и делает попытки ходить за одну ручку; подражает движениям взрослых; открывает и закрывает дверцы; берет мелкие предметы двумя пальцами; не отдает отбираемую у него игрушку и т.д.

Малыш называет отдельными, но всегда одними и теми же слогами различные предметы, например, собаку -»ав», корову -»му» и т.д.; произносит наиболее легкие слова — «мама»,»баба»; выполняет простые требования; понимает запрещение.

Входит на лесенку (3-4 ступеньки) держась за перила.

11 месяц

Употребляет первые слова-обозначения («ав-ав», «кис-кис», «дай»).

Некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать обобщенный характер (на вопрос «где киса?» приносит и дает плюшевую, меховую, резиновую игрушку-кошку).

По предложению взрослого выполняет разученные действия с сюжетными игрушками (покачай лялю, покажи у кисы глазки).

Овладевает новыми действиями с предметами: накладывает один кубик на другой, разбирает и собирает пирамидку.

Стоит самостоятельно.

Пытается снять носок; приседает без опоры; нагибается при поднимании предмета без приседания; хорошо ходит за руку.

12 месяц

Легко подражает новым слогам, употребляет около 10 слов.

Увеличивает запас понимаемых слов, понимает по слову (без жеста) названия нескольких предметов, разученных действий и знает имена нескольких взрослых и детей (где мама? где Таня? как ляля пляшет? покорми кису и т.д.).

Указывает части тела, выполняет большое количество требований.

Самостоятельно ходит (встает, идет, садится — все самостоятельно и не от предмета к предмету).
Пьет из чашки, сам держит ее.

Растите здоровыми!

календарь, таблицы и этапы по ВОЗ

Все родители без исключения беспокоятся о здоровье своего ребенка. Вопрос полноценного физического, умственного, нервно-психического развития особенно беспокоит родителей в первый год жизни крохи. Как развивается ребенок по месяцам? Предлагаем к рассмотрению примерный план становления карапуза: оценим психофизическое развитие ребенка до года, сроки и нормы по ВОЗ.

До года все малыши развиваются примерно одинаково, однако нужно делать скидку на индивидуальные особенности и параметры ребенка при рождении

Таблица физических параметров до года

Для оценки темпов роста, прибавки веса и физического развития малыша, стоит ознакомиться с усредненными общепринятыми показателями этапов развития ребенка до года. Однако нельзя забывать, что все детки обладают индивидуальными графиками развития, точное соответствие приведенным таблицам не является обязательным, допускаются незначительные отклонения от норм. Не забывайте также, что мальчики и девочки немного различаются в своем нервно-психическом развитии, но если малыш долго не приобретает нормальные для своего возраста умения и показатели развития, необходимо обратиться к врачу.

Таблица физиологических параметров ребенка до года: (рекомендуем прочитать: как должно проходить развитие ребенка по неделям до 1 года?)

Возраст, месРост, смВес, кгОкружность головки, смОкружность груди, см
Новорожденный49,0 — 54,02,6 — 4,033,0 — 37,031,0 — 35,9
152,0 — 55,03,0 — 4,335,8 — 37,234,0 — 36,0
255,0 — 57,04,5 — 5,037,5 — 38,536,0 — 38,0
358,0 — 60,04,0 — 6,038,0 — 40,036,0 — 39,0
460,0 — 63,04,5 — 6,538,0 — 40,036,0 — 40,0
563,0 — 67,06,5 — 7,537,5 — 42,237,0 — 42,0
665,0 — 69,07,5 — 7,842,0 — 43,842,0 — 45,0
767,0 — 71,08,0 — 8,843,8 — 44,245,0 — 46,0
871,0 — 72,08,4 — 9,444,2 — 45,246,0 — 47,0
972,0 — 73,09,4 — 10,045,2 — 46,346,5 — 47,5
1073,0 — 74,09,6 — 10,546,0 — 47,047,0 — 48,0
1174,0 — 75,010,0 — 11,046,2 — 47,247,5 — 48,5
1275,0 — 76,010,5 — 11,547,0 — 47,548,0 — 49,0

Итак, как же растет новорожденный кроха в течение первого года? Рассмотрим развитие ребенка до года с помощью календаря, поделенного на каждые 3 месяца от рождения грудничка.

От рождения до 3 месяцев

НОВОРОЖДЕННЫЙ

Новорожденный рождается с развитым слухом и зрением. Наблюдается яркое проявление врожденных рефлексов: сосать, глотать, моргать и хватать ребенок умеет с первых минут жизни. Однако пока малыш не способен к переворачиванию. Новорожденный из положения на животике головку приподнять не может, но срабатывает инстинкт самосохранения – головку поворачивает на щечку.

1 МЕСЯЦ

Младенец в состоянии держать головку в течение нескольких секунд, пытается ее поднять, когда лежит на животике. В месяц возникает ответная реакция на звуки и резкие движения, выражающаяся в непроизвольном разведении ручек и последующем их прижимании к тельцу. Также можно наблюдать самопроизвольную имитацию ходьбы.

2 МЕСЯЦА

Грудничок поднимает и удерживает головку «стоя» 1 – 1,5 мин, а из положения на животике, приподнимать может не только головку, но и грудь. Обращает внимание на звуки и яркий свет поворотом головы и внимательным взглядом. Происходит интенсивное развитие вестибулярного аппарата. Ребенок хватает и удерживает движущиеся предметы.

3 МЕСЯЦА

На 3 месяце малыш должен хорошо держать головку в течение 1 – 3 мин. Из лежачего положения на животе может приподняться, опираясь на локотки. Начинает переворачиваться, крутиться, изменять положение, но в движениях еще нет четкой координации. С интересом наблюдает за игрушками, тянет к ним ручки. Начинает засовывать пальчики в рот, хватать и тянуть простынку.

calendarcalendar

Нравится общество взрослых. Общение с родителями очень увлекает кроху, малыш «оживает», проявляет радость, улыбается, смеется. Может долго гулить, поворачивает головку на незнакомые звуки. Сейчас кроха особенно умилительный, не забывайте почаще делать фото на память!

С трех месяцев начинается активная социализация малыша – он становится более эмоциональным, живо реагирует на других людей

Физические особенности

МесяцДвижения и навыкиЗрениеСлух
1Ручки и ножки согнуты, движения плохо координируются. Все построено на безусловных рефлексах. Особенно выражены сосательный и хватательный рефлексы. К концу месяца может поворачивать голову.Может несколько минут удерживать лицо или игрушку в поле зрения. Может следить глазами за движущейся по дуге игрушкой (так называемое «автоматическое слежение»).Слизистая жидкость в барабанной перепонке постепенно рассасывается, вследствие чего улучшается и слух. Малыш прислушивается к голосу и погремушке.
2Развиваются активные движения: отводит ручки в стороны, поворачивает головку. В положении на животе может на 5 сек. приподнять голову. Совершенствуются движения рук: 2-3 сек. удерживает погремушку, ударяет по ней.Плавно следит за движущимися объектами в течение 10-15 сек. Фиксирует взгляд на игрушке/лице на 20-25 сек. Способен воспринимать предметы трехмерно.Сосредотачивается на звуках 5-10 сек. и поворачивает голову в сторону звуков погремушки и голоса.
3В течение 30 сек. удерживает головку а руках у взрослого, и в теч. 1 минуты – лежа на животе. В этом положении приподнимается на ручках, опираясь на локотки. Когда малыша держат под мышки, он упирается ступнями о поверхность, ножки при этом выпрямлены. Наблюдается общее двигательное «оживление»: может выгибаться, становясь «мостиком» и падать на кроватку. Хватательный рефлекс трансформируется в сознательный захват.Заинтересованно (а не автоматически) следит за движущейся по дуге игрушкой. Рассматривается около 5 мин. свои ручки. Ему интересны все близлежащие объекты (до 60 см. от глаз).Формируется «локализация» звука: сначала ребенок отводит глаза в строну звука, а потом поворачивает головку. Начинает плохо реагировать на громкие резкие звуки: замирает, морщится и затем плачет.

Нервно-психическое развитие

МесяцЭмоцииРечьИнтеллект
1К концу месяца улыбается в ответ маме, успокаивается от ласковых интонаций. Прислушивается к голосам и сучит радостно ножками-ручками в ответ на громкую речь. Постепенно формируется «комплекс оживления» — реакция на близкого человека.Произносит гортанные звуки: э, к-х, гы.Вторая стадия сенсомоторного интеллекта. Малыш приспосабливается к окружающему миру, появляется интерес к предметам, развивается скоординированное движение ручек и глаз.
2Ребенок отвечает улыбкой на обращение к нему, сучит ручками-ножками.В общении появляются звуки начального этапа гуления: аг-к-х, к-хх. Крик приобретает различные интонации.Интерес к внешним объектам увеличивается, улучшаются зрительно-ориентировочные реакции.
3Комплекс оживления проявляется на все 100% -это первый сознательный акт поведения, попытка взаимодействия со взрослым «глаза в глаза». Комплекс оживления знаменует начало этапа младенчества.Появляются гласные звуки и их разные сочетания: ааа, аэ, ау, а-гу.Интерес к окружающему становится избирательным и сознательным.

От 4 месяцев до полугода

4 МЕСЯЦА

Находясь в лежачем положении на спинке, грудной ребенок приподнимает головку. Если поставить на ножки, он крепко ими упирается. Начинает сидеть, легко может перевернуться со спинки на животик. Свободно поднимает тело и упирается на ладошки, когда лежит на животике. Внимательно наблюдает за предметами, может их схватить. Играется с погремушками (рекомендуем прочитать: во сколько месяцев ребенок начинает самостоятельно держать погремушку?).

5 МЕСЯЦЕВ

Малыш может сидеть, однако спину

Физическое и нервно-психическое развитие детей грудного возраста

В первые 12 месяцев жизни у ребенка происходит стремительное формирование основных навыков, предпочтений. Его психоэмоциональное и физическое развитие в значительной степени зависит от родителей. Важно иметь представление об этапах взросления грудничка.

Особенности физического и нервно-психического развития детей грудного возраста от момента рождения до года. Нормы и отклонения: когда стоит волноваться родителям?

Особенности развития по месяцам

С медицинской точки зрения грудными называют малышей в возрасте от 28 дней до 1 года независимо от типа вскармливания. Скорость формирования важных навыков и умений индивидуальна, зависит от течения родов, доношенности, фактора наследственности и усилий родителей.

Развитие детей грудного возраста складывается в примерную схему по месяцам. Для удобства данные представлены в таблице.

ВозрастНавыки
1 месяцВ это время малыша считают новорожденным, происходит его адаптация к новым условиям. Все реакции построены на рефлексах, направлены на сохранение и обеспечение жизни. На четвертой неделе можно увидеть первую улыбку ребенка.
2 месяцНачинается активное психическое развитие, возникает интерес к происходящему и окружающим, особенно к маме. Появляется осознанная потребность в телесном контакте.
3 месяцМалышей, чаще на ИВ, сильно беспокоят боли в животе, колики, связанные с формированием кишечной флоры и ферментной системы пищеварения. Развивается мимика, реакция на собеседника, ребенок может хмуриться, активно улыбается, поворачивает головой.
4 месяцАктивная двигательная активность: попытки перевернуться, развитие умения держать предметы. Ребенок выражает радость, недовольство мимикой, улыбкой, плачем. Постепенно начинает воспринимать речь.
5 месяцПервые попытки произносить звуки, садиться, пробовать окружающие предметы на вкус. Грудничок узнает родных, реагирует на них смехом, улыбкой.
6 месяцПовышается двигательная активность, мышечное развитие. Ребенок делает попытки вставать, тянется за предметами и хватает их. Появляются первые молочные зубы, начинается прикорм.
7 месяцМалыш самостоятельно сидит, начинает ползать. Много лепечет, произнося сочетания звуков. Пытается подражать поведению взрослых.
8 месяцАктивно ползает, встает, может ходить с помощью мамы. Расширяется эмоциональный диапазон, появляются первые слова.
9 месяцЧаще пытается проявить самостоятельность в еде, при одевании. Понимает значение многих слов и реагирует на них («дай», «иди», «сиди»), формирует свой язык, понятный близким.
10 месяцРазвлекает себя сам, играет, стоит без опоры, пытается ходить. Проявляет больший интерес к мелким предметам, называет вещи или животных, части тела.
11 месяцМожет сам пройти небольшое расстояние, пытается выражать свои желания пальчиком, взглядом, словом. Ярко реагирует на все новое, незнакомых людей.
12 месяцМногие активно ходят, даже бегают, общаются со сверстниками. Различают назначение некоторых предметов, обладают словарным запасом в 10-15 слов.

Разделение по месяцам условно, возможно небольшое опережение или отставание.

Физическое развитие

грудничок ползает

Новорожденные малыши не способны контролировать свои движения, держать голову. Первые недели они спят, прижимая ручки, ножки к животику, как во время внутриутробного развития. При бодрствовании движения конечностей непроизвольные. К 4-й неделе ребенок держит головку, к 2-3 месяцам осознанно двигает конечностями. Рефлексы опоры, ползания и хождения являются врожденными. Можно развивать их для раннего формирования этих навыков:

  • При постановке малыша на опору он выпрямляет туловище, начинает стоять на согнутых ножках;
  • При наклоне туловища вперед во время стояния ребёнок делает шаговое движение;
  • Переложенный на животик, он пытается ползти. Если к ступням поставить ладони, грудничок отталкивается для ускорения движения.

В водной среде малыши чувствуют себя свободнее, можно учить их плавать. Многие боятся и ограничиваются активным купанием ребенка для укрепления мышечной системы, важной для правильного формирования двигательных навыков.

Чувствительность кожи

Защитный роговой слой и кислотная оболочка формируются постепенно, воздействие патогенных микроорганизмов на детски организм опаснее, чем на взрослый. Высокое содержание воды в коже обеспечивает ей упругость, но из-за низкой развитости сальных желез она склонна к сухости.

Зарастание родничка

Постепенное сращивание черепных костей, повышение их прочности. Закрытие маленьких родничков происходит примерно в 4-8 недель, большого – к годовалому возрасту. Сроки индивидуальны, в редких случаях наблюдается очень раннее зарастание из-за патологических процессов в организме.

Зубы

Прорезывание молочных зубов происходит в 5-8 месяцев. Первыми появляются 2 нижних, затем пара сверху. По бокам от них прорезается еще по одному зубику. К годовалому возрасту у большинства детей есть 8 зубов. Процесс сопровождается ухудшением самочувствия, нарушением сна, повышением температуры до 38°. Симптомы заметны почти у всех детей и являются нормальной реакцией организма.

Дыхание

Увеличение глубины дыхания по мере развития дыхательной системы. Частота вдохов-выдохов постепенно снижается от 45 в 3 месяца до 30 к годовалому возрасту. Узкие носовые ходы, неразвитость органов дыхания могут приводить к простудным заболеваниям.

Развитие сердечно-сосудистой системы

Увеличение сердечной массы. Сопровождается постепенным снижением пульса и повышением артериального давления.

Органы пищеварения

Незрелость пищеварительного тракта – часто становится причиной расстройства желудка, запоров, вздутия. Введение прикорма после 5-6 месяцев меняет ферментный состав, может вызывать аллергические реакции.

Стремительное развитие – большая нагрузка на организм, способная влиять на обмен веществ, приводить к анемии, рахиту при недостатке необходимых минеральных веществ.

Таблица физического развития

развитие ребенка

К характеристике формирования различных навыков подходят комплексно, учитывая двигательные способности малыша в зависимости от возраста. Оценка физического развития грудника включает несколько параметров:

  • Длина тела – у мальчиков увеличивается быстрее. Рост замедляется после рождения, его интенсивность может быть сильнее у нижних конечностей. Первые три месяца он увеличивается на 3 см за 4 недели, потом до полугода показатель составляет 2,5 см, следующие три месяца – 1,5 см. С 9 месяцев до года прирост – 1 см в месяц.
  • Масса тела – первые полгода увеличивается на 800 г, потом до года – на 400 г. Для каждого лишнего см роста прибавляется 300 г веса.
  • Окружность головы – до 6 месяцев увеличивается на 1,5 см, далее до года – на 0,5 см.
  • Окружность грудной клетки – до полугода увеличивается на 2 см, потом до 12 месяцев – на 0,5 см.
  • Изменение пропорций тела можно вычислить по Индексу упитанности. К трем окружностям плеча прибавляют окружности бедра и голени. Из полученного числа вычитают рост. У грудничков норма варьируется в пределах 20-25.

Примерное изменение параметров происходит в соответствии с таблицей:

Возраст (мес)Длина тела (см)Вес (кг)Окружность головы (см)Окружность груди (см)
При рождении49-542,6-433-3731-35,9
152-553-4,335,8-37,234-36
255-574,5-537,5-38,536-38
358-604-638-4036-39
460-634,5-6,538-4036-40
563-676,5-7,537,5-42,237-42
665-697,5-7,842-43,842-45
767-718-8,843,8-44,245-46
871-728,4-9,444,2-45,246-47
972-739,4-1045,2-46,346,5-47,5
1073-749,6-10,546-4747-48
1174-7510-1146,2-47,247,5-48,5
1275-7610,5-11,547-47,548-49

При оценке роста грудничка нужно учитывать время года: весной и летом изменения выше по сравнению с осенью и зимой.

Развитие нервной системы и психики

мама и грудничок Читатели Ogrudnichke.ru рекомендуют:- Обзор самых популярных витаминных добавок для детей от компании Garden of Life Читать статью >>>
— Как продукция компании Earth Mama может помочь молодым родителям в уходе за грудничком? Читать статью
— Донг квай (Dong Quai) – удивительное растение, помогающее сохранять молодость женскому организму Читать подробнее…
— Витаминные комплексы, пробиотики, омега-3 от компании Garden of Life, разработанные специально для беременных женщин Узнать подробности >>>

Новорожденный большую часть времени спит, пробуждение наблюдается только при чувстве голода или необходимости сменить подгузник. Есть реакция на яркий свет в виде зажмуривания, направления взгляда в сторону источника. При громких звуках малыш начинает моргать или вздрагивает.

Особенности нпр грудничка, по месяцам.

ВозрастНавыки
1 месяцПри обращении речью или жестами малыш приоткрывает рот, проявляя внимание. Пытается уследить за движущейся игрушкой, фиксировать взгляд на лицах родных, расположенных близко, иногда появляется временное косоглазие. Может сосредоточиться на пару секунд при появлении нового звука, из-за сильного шума чаще моргает. Пробует произнести звуки, напоминающие «г», «к».
2 месяцЧаще улыбается во время общения с родными, пытается рассмотреть мамино лицо, следит за игрушками, двигающимися по горизонтали. Поворачивается в сторону звука, активно гулит.
3 месяцРеагирует улыбкой на яркие предметы, появление родителей, отвечает голосом или движениями на их действия. Исследует свои ручки, фокусирует внимание на конкретном предмете, лежа на животике, следит за ним, совмещая движение глаз с поворотом головки. Реагирует на шум, пробует повторять интонацию, появляется мелодичное гуление.
4 месяцНачинает громко смеяться, проявляет испуг, различает голоса близких. Рассматривает предметы, в т. ч. отдаленные, тянется при виде игрушки. Если кричит, пытается прислушаться к себе.
5 месяцРазличает родных и чужих, настороженно реагирует на новые предметы и людей, проявляет испуг и радость. Переключает внимание при виде разных движущихся предметов, способен найти вещь, если видит ее часть. Интересуется мелодией, произносит слоги, общается с родными и игрушками, меняя интонацию.
6 месяцНаблюдается адекватная реакция при изменении выражения лица у взрослых. Младенец внимательно изучает все окружающее, распознает отдельные жесты, голоса родных. Появляется разная реакция на отличные по происхождению звуки – движение глазками, головой, приподнимание. Ребенок активно использует предметы в своей деятельности, может вести длительные монологи.
7 месяцНовые события вызывают заинтересованность вместо испуга, появляется способность различать интонации похвалы от неодобрения. Ребенок узнает больше разных людей, даже друзей семьи. Следит за падающими и летающими вещами, пытается оценить их размер для определения требуемых на захват усилий. Появляется лепет, похожий на неизвестный язык.
8 месяцКонтактирует с родителями во время игры, может сам себя занять изучением предметов, ползанием, разговором. Пока с интересом кидает игрушки, умеет складывать пирамидку. Проявляет удивление, интерес при виде нового предмета, способен фиксировать снимание сразу на двух вещах. Понимает значение «дай», «на», обладает слоговой речью, активно лепечет.
9 месяцПроявляет разные эмоциональные реакции, пробует использовать жесты в общении. Пытается выявлять взаимодействие вещей во время игры. Постоянно следит за близкими, проявляет реакцию на их выражение лица, жестикулирование, пробует выполнять словесные задания («где игрушка»). Говорит слова, многие неточно, но они близки по звучанию.
10 месяцВыражает негативную реакцию, подражает разговору взрослых и повторяет слова. Может занимать себя играми до 30 минут, различать несложные мелодии, показывает названные предметы.
11 месяцОстанавливается, если слышит «нельзя», проявляет индивидуальные предпочтения в игрушках, еде. В незнакомом помещении, рассматривает все вокруг. Старается рассказывать что-нибудь взрослым, мешая нормальные слова со «своими».
12 месяцУчится сопереживанию, охотно общается с детьми. Подражает звукам, узнает изображения предметов. Постоянно запоминает новые слова и улучшает произношение.

Допускается незначительное отклонение от предложенных характеристик. Нервно-психическое развитие у детей грудного возраста проходит индивидуально, возможно небольшое опережение или отставание.

Оценка нервно-психического развития

дети едят фрукты

При плановых осмотрах специалист выясняет у родителей сформированность умений ребенка и сам проверяет некоторые реакции. Если в 5-месячном возрасте ребенок обладает навыками только на уровне 3 месяцев, это воспринимается как задержка в развитии на 2 эпикризных срока.

Показатель не критичен, зависит от многих факторов. При регулярных занятиях с ребенком он способен догнать сверстников по владению определенными навыками. Отклонение на 2-3 эпикризных срока считается отставанием в развитии, а более 3 – отставанием в глубокой степени.

Задержка в развитии может быть в одном направлении (речи) или общая. Следует обратиться к врачу при появлении у малыша следующих характеристик:

  1. В 3 месяца. Малыш страдает косоглазием, не способен провожать взглядом двигающийся предмет, не проявляет реакцию на голос собеседника, при сильном шуме. Он не проявляет интерес и не интересуется своими руками, не держит голову;
  2. В полгода. Отсутствует реакция гуления при общении со взрослым, нет попыток схватить предметы, тянуть их в рот. Не пропал рефлекс Моро, в виде отведения рук в ответ на сильный испуг. Сохранение шейного тонического рефлекса, помогающего грудничку перераспределить мышечную нагрузку при изменении положения тела. Он заключается в сгибании рук, разгибании ног при наклоне подбородка к груди. Другой вид рефлекса проявляется при повороте головы вправо или влево. Он вызывает разгибание руки, ноги со стороны того плеча, куда направлен взгляд, и их сгибание с противоположной;
  3. В год – не произносит звуков, не делает попыток повторять движения, не стоит без помощи взрослого.

Данные признаки говорят об осложнениях, отклонении в развитии малыша. Врач поможет найти причины и назначит мероприятия для улучшения состояния.

Рост и всестороннее развитие ребенка грудного возраста зависит от многих факторов, большую роль играет участие родителей, полноценное питание и здоровый образ жизни.

Родные должны больше заниматься с малышом, помогать ему активно познавать мир. При недостатке внимания, напряженной обстановке в семье психика грудничка может страдать, приводя к отставанию в развитии.

Читайте также:

33-летних отрицателей коронавируса и 1,1 миллиона последователей умерли от COVID-19 — BGR

  • 33-летний отрицатель коронавируса умер от осложнений COVID-19 после того, как боролся с болезнью чуть больше недели.
  • Дмитрий Стужук был фитнес-инфлюенсером, на которого в Instagram подписано 1,1 миллиона человек. В своем последнем обнадеживающем посте в социальной сети он признал, что ошибался в отношении серьезности COVID-19.
  • Его бывшая жена сообщила фанатам, что он скончался, указывая на то, что его ранее существовавшие проблемы с сердцем могли осложнить его выздоровление.

Ему было 33 года, и его контент в Instagram показал, что он был в лучшей форме в своей жизни. Он также отрицал появление нового коронавируса. Дмитрий Стужук умер от осложнений COVID-19 чуть больше недели после того, как получил положительный диагноз и поделился своим опытом пребывания в больнице.

Мы наблюдаем эту ситуацию снова и снова с самого начала пандемии. Люди, которые не думали, что болезнь реальна или которые думали, что у них не будет проблем с ней, внезапно обнаружили, что борются за свою жизнь с COVID-19.Некоторые из них выжили. Некоторые из них умерли от осложнений, вызванных болезнью, которую они игнорировали и отрицали, или наблюдали, как страдает любимый человек. Случай Стужука тем более важен, что он также был влиятельным лицом в фитнесе с огромным количеством поклонников. Более 1,1 миллиона фанатов могли прислушаться к его мнению, в том числе к его мыслям о COVID-19. Но они также стали свидетелями его предупреждения о том, что COVID-19 очень реален, в том, что оказалось его последним сообщением в Instagram.

«Я хочу рассказать, как я заболел, и всех настоятельно предупредить», — написал Стужук по-русски в Instagram через The Sun .«Я был тем, кто думал, что Covid не существует … Пока я не заболел».

Он сказал фанатам, что «COVID-19 — недолгая болезнь! И это тяжело ».

Он начал испытывать симптомы во время поездки в Турцию несколько дней назад, когда проснулся с опухшей шеей и затрудненным дыханием. Он объяснил свои симптомы другими факторами, такими как сон с включенным кондиционером. По возвращении в Украину он дал положительный результат и был госпитализирован. Страна столкнулась с возрождением COVID-19, как и большая часть Европы.

«Больница полностью заполнена людьми, некоторые из них проходят лечение в коридорах», — сказал он. Он прошел кислородную терапию, как видно из его последних фотографий в Instagram. Он сказал, что его показатели пульсоксиметрии находятся в диапазоне 94-96, что является нормальным значением. Но он все равно получал дополнительный кислород.

Через восемь дней ему разрешили покинуть больницу, чтобы возобновить выздоровление дома. Но его бывшая жена София, у которой на Украине больше 5,2 миллиона подписчиков в Instagram, объявила об осложнениях, которые в конечном итоге привели к смерти Дмитрия.Она сказала, что ее бывший муж был в «тяжелом состоянии» и «без сознания», поскольку мужчину срочно доставили в больницу. Она рассказала миру, что у Дмитрия «проблемы с сердечно-сосудистой системой» и что его сердце «не справляется».

«Его состояние крайне тяжелое. Никто ничего не может с этим поделать », — написала она. «Я сделал все, что мог, чтобы отец моих троих детей остался жив. Но теперь от меня ничего не зависит… »

София тогда поделилась новостью о его смерти. «Боже, мне так грустно, что ты не послушал меня о своем здоровье», — сказала она в номере 7news .«Но мы всегда уважали выбор друг друга. Мы больше не были вместе, но мне не меньше больно ».

Как и Стужук, есть множество отрицателей, которые не верили, что болезнь реальна, прежде чем заразиться. Не все эти случаи широко освещаются, и большинство из них не имеют такого же охвата в социальных сетях. Один такой мужчина был спасен с помощью трансплантации легкого через 100 дней на машинах. Женщине из Испании пришлось заново учиться ходить после 69 дней в отделении интенсивной терапии для борьбы с COVID-19.

Инфлюенсер также доказывает, что возраст не гарантирует выживания после заражения коронавирусом.Болезнь в основном убивает пожилых людей, которые с большей вероятностью страдают от уже существующих состояний. Но есть масса исключений для всех возрастных категорий, в том числе и для Стужука.

Последний пост Стужука в Instagram, в котором он признает свои ошибки в отношении COVID-19, приводится ниже:

Посмотреть этот пост в Instagram

КОРОНАВИРУС «COVID», ДЕНЬ 8 ⠀ Как вы все знаете из историй, я болею корлнавирусом. Сегодня, вернувшись домой, первый раз появился энтузиазм хотя бы что-то написать.Хочу поделиться, как я заболел и убедительно предостеречь всех: я тоже думал, что нет ковида, и это все относительно. Пока сам не заболел. COVID-19 БОЛЕЗНЬ НЕ ЭФЕМЕРНАЯ! И тяжелая. Но обо всем по порядку. ⠀ Как это было? Плохо мне стало на второй день в Турции. Я проснулся среди ночи от того, что у меня отекла шея и было тяжело дышать. При этом немного побаливал живот. ⠀ На следующий день начал появляться кашель, но температуры никакой не было. Особых симптомов болезни тоже не было, поэтому я подумал, что это могут быть последствия после занятия спортом, смены климата и питания ну и плюс сон под кондиционером.⠀ После возвращения из Турции я сразу же пошел сдавать разные анализы, делать УЗИ и на всякий случай решил пройти тест на COVID. Он оказался положительным😔 ⠀ На следующий день я поехал делать КТ. Мне назначили лечение и стали настаивать на госпитализации. Нет, бумаги нет, столовых приборов тоже нет! Меня никто об этом не предупреждал. Медицине в нашей стране будет посвящён отдельный пост — что уж там, она это заслужила.⠀ ПРО ЛЕЧЕНИЕ. Мне назначили курс лечения и сказали, что нужно его продолжать. Дали кислородный аппарат для дыхания, так как у меня низкий уровень кислорода (хотя я считаю, критическим он считается после 90, у меня же 94-96 это вполне возможно для лечения дома, врач в приемной мне сказал тоже самое😄). ⠀ ☝🏻Учитывая все эти факторы, я принимаю решение, что мне будет удобней и комфортней находиться на дистанционной опеке у себя дома, где у меня есть все условия для нормального лечения. В конце концов я всегда могу обратиться в нужные службы.Та и дома, как говорится, и стены лечат🙌🏻 ⠀ Мое состояние стабильное.

Сообщение, опубликованное Димой Стужуком (@stuzhuk_dmitriy) на

Крис Смит начал писать о гаджетах как хобби, и, прежде чем он это осознал, он поделился своими взглядами на технические вопросы с читателями по всему миру. Когда он не пишет о гаджетах, ему с треском не удается держаться от них подальше, хотя он отчаянно пытается.Но это не обязательно плохо.

.

детей до 12 лет — Перевод на русский — примеры английский

На основании вашего запроса эти примеры могут содержать грубую лексику.

На основании вашего запроса эти примеры могут содержать разговорную лексику.

В Общине 120 детей до 12 лет лет.

Правительство сделало базовое образование бесплатным и обязательным для детей в возрасте до 12 лет и детей, но этот закон еще не реализован в полной мере.

Правительство сделало базовое образование обязательным для всех детей в возрасте до 12 лет , однако пока этот закон реализуется не в полном объеме.

Это также одно из основных мест деятельности Детского фонда Организации Объединенных Наций, который оказал помощь внутренне перемещенным лицам численностью примерно 1,8 миллиона человек, из которых 250 000 — 9 0009 детей в возрасте до 12 лет и лет.

Это одно из факторов, потребовавших помощи в использовании средств переселенцам, численность которых оценивается в 1,8 миллиона человек, причем 250000 из — в возрасте до 12 лет .

7/ Детей младше 12 лет и ростом ниже 150 см можно перевозить в автомобилях на сиденьях, для которых по закону требуются ремни безопасности, только в том случае, если используемые детские удерживающие системы официально разрешены и подходят для детей.Таблица 9

7 Дети в возрасте до 12 лет и ростом менее 150 см могут перевозиться в автотранспортных средствах на сиденьях, на которых по закону требуется использовать ремни безопасности, только в случае, если установленные детские удерживающие системы официально утверждены и подходят ребенку.

Для детей до 12 лет детей трехразовое питание — 2500 драм.

Плата за вход на концерт составляет 400 крон, детей до 12 лет — лет бесплатно, билеты продаются в Bohemiaticket.

Билет на концерт стоит 400 крон, для детей до 12 лет вход бесплатный. Билеты можно купить заранее в Богемиатикет.

Аванс на содержание выплачивается на максимальный период 72 месяца, но только для детей в возрасте до 12 лет лет.

Пособие на содержание ребенка выплачивается в течение не более 72 месяцев и только на детей до 12 лет .

По уровню занятости женщин с детьми в возрасте до 12 лет Литва в 2006 году заняла второе место в ЕС.

Приоритетные целевые группы включают девочек, детей из этнических меньшинств и племенного населения, а также детей в возрасте до 12 лет и лет.

Приоритетные группы, в которых осуществляется программа, включает девочек, детей, относящихся к этническим

.