Национальный менталитет: Национальный менталитет — это… Понятие и примеры национального менталитета
Национальный менталитет — это… Понятие и примеры национального менталитета
Каждая нация уникальна и неповторима. И не одна ли эта из причин, почему мы так любим путешествовать? Нам нравится самим получать новый опыт, видеть все своими глазами, а не просто читать в интернете или журнале. И в каждой стране есть свой менталитет и национальный характер. Достаточно часто мы слышим эти два словосочетания, но мало людей знают, чем же они отличаются по существу. Давайте разберемся вместе.
Общее понятие менталитета
В общем понимании менталитет — это совокупность различных особенностей (умственные, эмоциональные, культурные, а также ценностные ориентации и установки), которые характеризуют определенную группу, нацию, народ или народность. Этот термин возникает в истории, но на данный момент и другие науки тоже его используют, например, такие как психология и социология.
Совокупность взглядов, оценок, ценностей, норм поведения и морали, умонастроений, религиозной принадлежности и др. — все это выступает характеристиками той или иной группы людей. Менталитет является коллективной чертой, а не индивидуальной.
Понятие
Национальный менталитет — это определенный, присущий конкретной этнической группе людей стиль жизни и культуры, а также национальная система ценностей, взгляды и мировоззрение нации, общие черты характера.
Устойчивость, неизменность, постоянство, консерватизм — это характерные свойства менталитета нации. На него сложно повлиять с помощью идеологических, административных, правовых или управленческих мер.
Уровни
Национальный менталитет — это двухуровневое явление. Первый уровень — генетический. Например, в ходе многочисленных исследований было выяснено, что генетическая особенность русского человека — это приоритет в мышлении правого полушария. Для такого мышления характерны творчество, чувственность. Не зря русский язык считается одним из самых богатых и красивых языков.
Вторым уровнем национального менталитета является менталитет приобретенный (или индивидуальный). Процесс обучения, воспитание, самореализация личности, выбор собственной роли, усвоение культуры, самоидентификация и др., — это все формирование второго уровня. Здесь важно учитывать индивидуальные психологические особенности человека. Он может принять национальные особенности своего этноса, а может, наоборот, выработать критическое к ним отношение.
Менталитет и национальный характер — тождественные понятия?
Достаточно часто эти два явления приравнивают друг к другу. Но это неправильно, так как существует определенные отличия между ними. Прежде всего, менталитет связан с умственными способностями, силами и потенциалом, а также мировоззрением. Здесь нет места эмоциям.
Национальный характер, в свою очередь, включает определенный колорит чувств и эмоций, уклад жизни конкретного этноса, особенности восприятия мира, мотивы поступков и моральные нормы. Разница между национальным менталитетом и национальным характером сначала может показаться неочевидной, но она есть.
Посмотрим на практике
Нет такого человека, у которого бы не было стереотипного мнения о какой-либо нации. Немцы — веселый и добрые, англичане — скромные и чопорные, американцы — открытые и патриотичные.
Русский национальный менталитет также имеет свои определенные черты:
- Спасибо периоду СССР за общественность и коллективность русского человека. Общее чаще всего у нас превалирует над личным. Каждый сталкивался с тем, что бабушка около подъезда считает важным сказать, как вы одеты и что она о вас думает, хотя никто ее об этом не спрашивал. Но, с другой стороны, забота о других выражается в приятных мелочах, например, вас всегда предупредят о том, что дальше по дороге стоит патруль ДПС.
- Чувства преобладают над разумом. Русские люди часто помогают другом, не задумываясь о собственной выгоде, а действуют просто от сердца. Корысть и эгоизм в общем смысле не присущи русской нации.
- Личный негативизм. Большое количество русских людей замечают в себе больше недостатков, чем достоинств. Не всегда наши люди спокойно реагируют, если кто-то случайно наступит на ноги (речь идет о случаях, когда виновный извинился). На улице редко люди друг другу улыбаются и просто так не разговаривают.
- Улыбка не считается знаком вежливости. Если западный человек вам улыбается, это не всегда значит, что вы ему нравитесь. Вы можете быть ему максимально противны, но он будет улыбаться, так как это вежливо. Русские люди улыбаются искренне и только тем, кто им по-настоящему приятен. Вежливая улыбка, наоборот, вызывает неприятие.
- Споры — наше всего. Русские люди очень любят спорить по самым разным вопросам, начиная от автомобилей и консервированных заготовок и заканчивая политикой и философией. При этом такая форма общения находит свое место не потому, что «в споре рождается истина», а как следствие живого и очень эмоционального общения.
- Русские люди слишком сильно верят в добро. Также распространена среди людей идея, что государство — главное. Оно может и дать, а может забрать. И отсюда вытекает следующие национальные особенности.
- Принцип «жить и не высовываться». Демократия является молодым явлением для России, поэтому многие люди еще не привыкли, что могут реально что-то изменить в государстве, в котором живут.
- Терпимость к воровству и обману. Часто вследствие доброты русского человека прощаются мелкие локальные нарушения, но именно из-за таких прощений появляются большие правонарушения, которые уже гремят скандально на всю страну.
- Халява и любовь к ней. Здесь и говорить много не надо. Любит наш русский человек то, что достается просто и бесплатно.
- Двоякое отношение к здоровью. О себе русский человек часто не заботится, не идет в больницу пока совсем не приспичит, но вот инвалидам может помогать и ухаживать за больными. Выйти на работу нездоровым — легко. Жалость также занимает большое место в черте русского менталитета — нам жалко собак, кошек, детей, стариков. Но при этом нам не жалко людей среднего возраста, которые тоже могут оказываться в сложных жизненных ситуациях.
Как обстоят дела за границей?
Национальный менталитет — это безумно интересно. Узнавая про другие нации и их особые черты, невольно задумываешься, как вообще так можно жить, потому что некоторые моменты могут идти полностью вразрез с твоими собственными убеждениями.
У британцев, например, свой национальный менталитет. Примеры: они очень тяжелы на подъем и очень уважают частную жизнь. Это возводится даже в некий культ. Британцы умеют держать себя в руках, холодно вежливы и горды. Радость случается или горе, невозмутимость будет отражаться на лице. Британцы не любят показное, предпочитают комфорт и порядок. При всем этом они очень дружелюбны и всегда готовы прийти на помощь. Еще одна британская черта — умение распределять собственный ресурс на работу, семью, друзей и себя самого. В чем проявляется национальный менталитет британцев кроме перечисленного? Тщеславность — то, чего у них не отнять. Так исторически сложилось, и ничего с этим не сделать. Они считают, что самое лучшее — в Великобритании.
На формирование национального менталитета влияют несколько групп факторов. Рассмотрим каждую из них подробнее.
Природно-географические факторы влияния
Зависимость национальных особенностей от природно-географических условий получила название географический детерминизм. Природная среда воздействует на менталитет народа через влияние на образ жизни (степь или леса, холодный или жаркий климат), а также через образы родной природы, запечатленные в менталитете (например, свободолюбие монгольских народов сложилось под влиянием отсутствия физических границ их территории).
Также отдельно выделяют и объясняют на примере русского человека три таких фактора, как географическое положение, обширность территории, климат. Первый фактор русского — широта души, второй — гостеприимство и некоторая меланхоличность, третий (а именно длинные зимы) — созерцательность и мечтательность.
Религиозные факторы влияния
Национальный менталитет — это во многом влияние религии. В социологии считается, что ислам, западное и восточное христианство и иудаизм повлияли на формирование четырех крупных менталитетов. Например, для евреев и в наше время важен иудейский менталитет с особенными, догматически детерминированными и закрепленными тысячелетиями национальной традиции установками веры, мышления и воли. Социальные и политические представления, ценности, идентичность, система отношений и характерный тип поведения во многом определяют мировоззрение еврейской нации. Существует мнение, что религию адаптировали под менталитет. А не он складывался на ее основе. Так как в нашем обществе ввиду его большого разнообразия нет четкого ответа на этот вопрос, то он останется предметом долгих будущих споров.
Социально-исторические факторы влияния
Социально-исторические факторы формирования менталитета многочисленные и разнообразные. Поэтому рассмотрим самые часто упоминаемые среди них. Например, смешение различных народов, вследствие чего появляются гибридные менталитеты. Говоря откровенно, все существующие на данный момент менталитеты в обществе являются гибридными, поэтому найти генетически чистый народ просто невозможно. Например, исследователи говорят о влиянии татаро-монголов на формирование некоторых русских черт. Например, после татарского нашествия у русских людей развились склонности к разбоям и мятежу, неуважение к частной собственности. Но, с другой стороны, развились такие положительные качества, как стойкость, способность выносить сложные тяготы жизни. В целом можно выделить три основных механизма влияния взаимодействия между народами на их менталитеты:
- объединение генофондов;
- заимствование культурных практик;
- формирование черт национального характера, необходимых для противодействия иноземным нашествиям и адаптации к их результатам.
Язык как проявление нации
Язык и национальный менталитет не зря связывают между собой. Содержание окружающего мира находит выражение через количественное значение слов в языке, а мышление народа выражается через грамматическую структуру. Эмоциональность речи, преобладание существительных или глаголов, частое использование усилителей экспрессии — все это складывалось исторически. Разным языкам присущ разный состав грамматических категорий, который проходил исторический длительный отбор. Грамматическая система языка — статичная и мало подвержена изменениям ее структуры. Она создавалась веками и тысячелетиями, и просто не может не отражать в себе национального менталитета.
Заключение
Национальный менталитет присущ каждому этносу. Отличительные черты, характеры людей, традиции и обычаи, язык — все это создает уникальность и самовыражение каждого народа. В ходе всемирных процессов глобализации и интеграции все чаще происходит культурный обмен. И очень важно не потерять в его ходе этническую ценность и самоидентификацию. Потому что главное богатство нашего мира — это многочисленные его народы. А богатство народа — это опыт предков, накопленные традиции, обычаи и история.
Национальный менталитет — Студопедия
Национальный менталитет
Для характеристики национальных особенностей народа, его культуры употребляется понятие национальный менталитет. Часто это понятие заменяют понятием национальный характер. Познакомимся с этими понятиями более подробно. Прочитайте в учебнике текст на с. 79-81 и ответьте на следующие вопросы:
— Что такое национальный менталитет?
— В чем проявляется национальный менталитет?
— С чем связаны черты характера определенного народа?
— Согласны ли вы с выводом учебника: «Национальный менталитет — память о прошлом, обусловливающая поведение людей и помогающая им оставаться верными своим исторически сложившимся ценностям, традициям»?
— Приведите примеры, подтверждающие тезис относительно того, что национальный менталитет — явление хотя и устойчивое, но не застывшее.
— Каким образом на характер ментальности оказывают воздействие национальные традиции и ценности?
— Почему нельзя абсолютизировать традиции?
— Почему нельзя их игнорировать?
— Согласны ли вы с высказыванием академика Д.С. Лихачева: «Национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными»? Мнение аргументируйте.
— Что служит опорой в укреплении и сохранении традиций?
— Каковы, по мнению философа Ильина, главные ценности русского народа? Почему философ называет их сверхнациональными?
Национальный менталитет — образ мышления, духовная настроенность, свойственная данной конкретной этнической общности
Изучите материал о ментальности русского народа, проанализируйте его и выскажите свое мнение.
1 . Н а к а к и е с л а г а е м ы е понятия «Россия» о б р а щ а е т в н и м а н и е б о г о с л о в и ф и л о с о ф Г. Ф е д о т о в , пытаясь ответить на вопрос: где л и ц о Р о с с и и ?
«О н о в золотых колосьях ее нив, в п е ч а л ь н о й г л у б и н е ее лесов. О н о в к р о т к о й м у д р о с т и д у ш и н а р о д н о й . О но в з в у к а х Г л и н к и и Р и м с к о г о -К о р с а к о в а , в п о э м а х П у ш к и н а , в э п о п е я х Т о л с т о г о . В с и я ю щ е й н о в г о р о д с к о й и к о н е , в синих глазах у г л и ч с к и х ц е р к в е й . Оно в природной я з ы ч е с к о й мудрости с л а в я н с к о й песни, с к а з к и и обряда. В т р у д е и п о т е в е л и к о р о с с а , п о д н и м а в ш е г о л е с н у ю целину и в ы н е с ш е г о на своих плечах «тягло государево».
В о д и н о к о м т р у д о в о м п о с л у ш а н и и и в «умной» молитве о т ш е л ь н и к а -пахаря, п р о л а г а в ш е г о в г у с т о й ч а щ е пути для х р и с т и а н с к о й цивилизации. В д и к о й в о л е к а з а ч е с т в а , р а з д в и н у в ш е г о м е ж и для к р е с т ь я н с к о й с о х и
до Т и х о г о о к е а н а . О н о в б е с ч и с л е н н ы х мучениях п а в ш и х з а с в о б о д у» .
2 . Н а к а к у ю о с о б е н н о с т ь р о с с и й с к о й ц и в и л и з а ц и и у к а з ы в а е т П.Я. Ч а а д а е в ?
«Россия — целый особый мир, п о к о р н ы й воле о д н о г о ч е л о в е к а , именуется он П е т р о м или И в а н о м , не в э т о м дело: во всех случаях о д и н а к о в о э т о о л и ц е т в о р е н и е произвола».
3. На к а к о е в а ж н е й ш е е отличительное к а ч е с т в о России, р у с с к о й д у ш и у к а з ы в а е т ф и л о с о ф В.В. Розанов?
«Русский дух, к а к вы е г о н и х о р о н и т е или к а к н и высмеивайте, все-таки существует. Э т о н е н е п р е м е н н о г е н и й , стихи, п р о з а , у м о п о м р а ч и т е л ь н а я ф и л о с о ф и я . Нет, э т о м а н е р а ж и т ь , т . е. н е ч т о г о р а з д о п р о с т е й ш е е и , пожалуй , м у д р е й ш е е» .
4. Н.Г. Ч е р н ы ш е в с к и й («Апология с у м а с ш е д ш е г о» ) : «Мы во все вносим и д е ю п р о и з в о л а . Ю р и д и ч е с к и е формы и личные усилия для нас к а ж у т с я б е с с и л ь н ы м и и д а ж е смешными, мы ж д е м всего, мы х о т и м все с д е л а т ь с и л о ю прихоти, б е с к о н т р о л ь н о г о р е ш е н и я . К а ж д ы й и з н а с — м а л е н ь к и й Н а п о л е о н или, л у ч ш е сказать, Батый».
К а к а я ч е р т а р у с с к о г о х а р а к т е р а п о д ч е р к и в а е т с я в этих словах?
5. А.С. П у ш к и н считал, что любимая поза р у с с к о г о ч е л о в е к а — с к р е с т и в р у к и на г р у д и , без у ч а с т н о наблюдать за п р о и с х о д я щ и м . Вы с о г л а с н ы ?
6. П.Я. Ч а а д а е в у п р и н а д л е ж и т и з р е ч е н и е : «Во Ф р а н ц и и н а что н у ж н а мысль? Ч т о б ы ее высказывать. В Англии? Чтобы п р и в е с т и ее в и с п о л н е ние. В Г е р м а н и и ? Ч т о б ы ее обдумать. У н а с ? Ни на что! И з н а е т е почему?» Ч а а д а е в оставил в о п р о с б е з ответа. А к а к бы ответили вы?
7. П и с а т е л ь и ф и л о с о ф Д. . М е р е ж к о в с к и й в с т а т ь е «Земля во рту» пишет: «Кнут н е мука, а в п р е д ь н а у к а . П а л к а нема, а д а с т у м а . Н е т т о г о спорее, ч е м к у л а к п о ш е е . Это в н а р о д н о й мудрости, и э т о же в сознании просвещенных
л ю д е й . Э т о е д и н с т в е н н о е р у с с к о е . Не с т о л ь к о «идея», с к о л ь к о ф и з и о л о г и я — о щ у щ е н и е свободы к а к чего-то
б о г о п р о т и в н о г о , р а б с т в а к а к б о г о у г о д н о г о . » П р и р о д а их т а к о в а , — г о в о р и т А р и с т о т е л ь о варварах, — что
они не могут и не д о л ж н ы ж и т ь иначе к а к в рабстве». В с в о б о д е — г р е ш н ы е , в р а б с т в е — святые. Святые рабы. Святая Русь — з е м л я святых рабов».
С о г л а с и л и с ь бы вы с р а с с у ж д е н и я м и Д. М е р е ж к о в с к о г о ?
8. К а к и е ч е р ты Р о с с и и , р у с с к о г о х а р а к т е р а и м е е т в виду М. Волошин?
Есть ли связь м е ж д у «к р у т о й властью» и отсутствием чувства меры?
. . . Ни в ч е м не з н а е м меры да с р е д и н ы ,
В с е п о к р а я м д а п р о п а с т я м б л у ж д а е м ,
И нет н и г д е т а к о г о б е з н а р о д ь я ,
И власти нету б о л е е к р у т о й . . .
Роль географического фактора в формировании русского характера
Г . Федотов о б р а т и л в н и м а н и е на с м е н у г е о г р а ф и ч е с к о й родины, н а о с в е ж е н и е к р о в и н а н о в о м месте.
1. Русь складывалась в условиях умеренного климата, разнообразия пейзажа. Равнины, леса, реки | Гармоническое равновесие сил, способностей. Человек Киевской Руси близок к западному человеку |
2. Центр обитания смещается на север, северо-восток. Леса | Пейзаж способствует уединению, религиозности, внутренней сосредоточенности, дисциплине |
3. Русские передвигаются на юг и северо-восток. Степь | Бескрайность, безграничность пейзажа формирует такие качества, как широта души, легкость передвижения, любовь к воле, отсутствие внутренней дисциплины |
Н. Б е р д я е в писал: «В д у ш е р у с с к о г о н а р о д а о с т а л с я сильный п р и р о д ный элемент, связанный с необъятностью Русской з е м л и , с безграничностью р у с с к о й равнины… Необъятность Р у с с к о й з е м л и , отсутствие г р а н и ц и п р е д е л о в выразились в с т р о е н и и р у с с к о й д у ш и . П е й з а ж р у с с к о й д у ш и соответствует п е й з а ж у Р у с с к о й земли: т а ж е
б е з г р а н и ч н о с т ь , бесформенность, у с т р е м л е н н о с т ь в б е с к о н е ч н о с т ь , широта».
Российские просторы: благо или проклятье?
1. Разнообразие климата, природы | «Россия поставила нас лицом к лицу с природой, суровой и захватывающей, с глубокой зимой и раскаленным летом, с безнадежною осенью и бурною страстною весною. Она погрузила нас в эти колебания. Она дала нам почувствовать разлив вод, бездонность омутов, зной засухи, бурелом ветра. И души наши глубоки и буреломны, разливны и бездонны, и научились во всем идти до конца и не бояться смерти» (И. |
2. Огромность, широта земли | «Эх, не выпить до дна нашей воли, Не связать нас в единую цепь! Широко наше Дикое поле, Глубока наша скифская степь» (М. Волошин. «Дикое поле»).
Огромность земли влияла на о б щ е е психологическое самочувствие (простор и дали, размах и свобода).
«Россия одарила бескрайними просторами, ширью равнин, вольно пронизываемых взором да ветром, зовущих в легкий, далекий путь. И просторы эти раскрыли наши души и дали им ширину, вольность и легкость, каких нет у других народов. Русскому духу присуща духовная свобода, внутренняя ширь» |
3. Богатство природных ресурсов | Привычка к тому, что страна «богата и обильна», неуклонно ширится и растет, укрепила у русских убежденность в неистощимости ресурсов. Согласились бы вы с таким мнением: российская экономика самодостаточна (автономна): лесные богатства, черноземные земли, полезные ископаемые, все виды хозяйства — от полярного до субтропического; поэтому России нет необходимости завоевывать, воевать; она «мирна в сущности»? |
4. Сущность природы, климата | Вынуждение к жесткой борьбе, требование формирования крупных, сильных, здоровых, энергичных, работоспособных и упорных |
5. Миграционные процессы | Вечное движение русских отмечал В.О. Ключевский: русским было куда податься в случае неудачи. Отсюда «надежда на авось» как черта национального характера. «Охота к перемене мест» — слаба «любовь к родному пепелищу». Люди выкорчевываются с насиженных мест. Новые места — у ж е родные, но нет особой привязанности. Готовность унестись дальше. У русских легко прерываются традиции. Традиции уходят не вглубь, а вширь, радиусами, дорогами по окружности, расходятся в мировое пространство («море зовет», «Сибирь зовет», «космос зовет») |
Влияние особенностей социально-экономического строя на формирование русского характера
Вот какие связи выстроил Г. Федотов:
1. Власть восточно-деспотического характера | 2. Военно-государственная необходимость |
государство и право существовали лишь в силу царской власти | Рост царства, потом империи; в жертву приносились свобода и самоуправление |
Анархизм, терпение и покорность | Самоотверженность, жертвенность |
На с а м о о т в е р ж е н н о с т ь , ж е р т в е н н о с т ь к а к р у с с к и е ч е р т ы у к а з ы в а л и поэт Ф. Т ю т ч е в в т р а к т а т е «Россия и революция». С о г л а с и л и с ь бы вы с мнением, что с т о л к н о в е н и е двух ч е р т — а н а р х и з м а д у ш и и п о к о р н о с т и ,
д о л г о т е р п е н и я — приводит к «бунту б е с с м ы с л е н н о м у и б е с п о щ а д н о м у» ?
Д в о й с т в е н н о с т ь р у с с к о й д у ш и отмечали поэты и мыслители:
Мы — з а р а ж е н н ы е совестью:
В к а ж д о м С т е н ь к е —
Святой С е р а ф и м .
(М. Волошин)
«Р у с с к и е б у н т у ю т против г о с у д а р с т в а или п о к о р н о н е с у т е г о гнет» (Н. Бердяев).
«…Не р а з р е ш е н а е щ е п р о б л е м а р у с с к о г о н а ц и о н а л ь н о г о х а р а к т е р а ; ибо доселе он к о л е б л е т с я между с л а б о х а р а к т е р н о с т ь ю и высшим г е р о и з мом. Столетиями его строили монастырь и армия, г о с у д а р с т в е н н а я служба и семья… С в я щ е н н а я т р а д и ц и я Р о с с и и — вступать в ч а с о п а с н о с т и и б е д ы д о б р о в о л ь ц е м , о т д а ю щ и м с в о е
д о с т о я н и е и ж и з н ь з а д е л о Б о ж и е , всенародное и отечественное» (И. Ильин).
Особенности русского менталитета
Первое мнение
Западные философы, ученые проникали в тайны мира, расчленяя его рассудком на составляющие части для анализа под «философским микроскопом» | Русским больше свойственно познание мира интуитивное |
Интерес к устройству мира | Интерес к смыслу мира |
Второе мнение
«Р у с с к и е — н а р о д с в е л и ч а й ш е й к о л л е к т и в и с т с к о й нравственностью, к о т о р о м у о д н о в р е м е н н о с в о й с т в е н д е ф и ц и т п р а в о с о з н а н и я и д е ф и ц и т того, что н у ж н о назвать г р а ж д а н с к о й ответственностью». И так , к оллективизм. Но при этом п о л и т и ч е с к а я и н д и ф ф е р е н т н о с т ь и п р а в о в о й н и г и л и з м , г р а ж д а н с к о е б е з у ч а с т и е . Вот известные с л о в а Л . Н . Т о л с т о г о : «Р у с с к и й н а р о д в с е г д а относился к власти иначе, ч е м европейские народы. Он н и к о г д а н е
б о р о л с я с властью и, главное, н и к о г д а не у ч а с т в о в а л в ней, не р а з в р а щ а л с я у ч а с т и е м в ней. Р у с с к и й ч е л о в е к
в с е г д а с м о т р е л на власть к а к н а зло, от к о т о р о г о ч е л о в е к д о л ж е н устраняться. Л е г е н д а о призвании варягов вполне в ы р а ж а е т о т н о ш е н и е р у с с к и х л ю д е й к власти».
А о ч е м свидетельствуют известные п о г о в о р к и : «З а к о н что д ы ш л о — к у д а п о в е р н е ш ь , т у д а и вышло»; «Где суд, т ам и н е п р а в д а» ?
Третье мнение
Главное — р у с с к и й максимализм, о т р и ц а ю щ и й третье, с р е д н е е состояние. Ч е л о в е к — п о л е б о р ь б ы сил света и тьмы. Д у ш а или от дьявола, или от а н г е л а . То же о т н о ш е н и е к государству. Власть — или ц а р с т в о истины, или власть тьмы.
К а к о в ы истоки т а к о й полярности, двоичности мышления? Вот несколько т о ч е к з р е н и я .
1. И с т о ч н и к д в о и ч н о с т и с о з н а н и я — в о с о б е н н о с т я х п р и р о д ы и хозяйственного развития России. Н е к р а с о в подметил эту полярность Р о с с и и : могучая и б е с с и л ь н а я , у б о г а я и обильная.
2. И с т о ч н и к д у а л и з м а р у с с к о й д у ш и в р а с к о л е , который, по м н е н и ю Б е р д я е в а , п р о х о д и л через русскую историю: раскол общества и г о с у д а рства, ц е р к о в н ы й р а с к о л XVII в., р а с к о л культуры о б р а з о в а н н ы х к л а с с о в и народных низов…
И т а к , о с о б е н н о с т ь р у с с к о г о м е н т а л и т е т а — д в о и ч н о с т ь с о з н а н и я .
Н. Бердяев выстраивал т а к и е пары, х а р а к т е р и з у ю щ и е п р и р о д у р у с с к о г о ч е л о в е к а :
• смирение, о т р е ч е н и е — бунт во имя с п р а в е д л и в о с т и ;
• с о с т р а д а н и е , ж а л о с т ь — ж е с т о к о с т ь ;
• доброта, мягкость — с к л о н н о с т ь к насилию;
• д е с п о т и з м — а н а р х и з м , вольность;
• национализм, самохвальство — всечеловечность, у н и в е р с а л и з м ;
• индивидуализм, о б о с т р е н н о е с о з н а н и е л и ч н о с т и — б е з л и к и й колле к т и в и з м ;
• и с к а н и е Бога, р е л и г и о з н о с т ь — в н е ш н е е б л а г о ч е с т и е или воинствую щее б е з б о ж и е .
Г о в о р я о п о л я р н о с т и мышления, Н. Б е р д я е в о т м е ч а л с п о с о б н о с т ь р у с с к и х д о в о д и т ь в с я к ую и д е ю д о
п р е д е л а , до к р а й н о с т и и приводил примеры из т в о р ч е с т в а Ф. Д о с т о е в с к о г о и Л. Т о л с т о г о .
« Б о ж е ! Б о ж е ! — в д у ш е м о е й вечно стоял монастырь. Н е у ж е л и же м н е н у ж н а была площадь? Брррр…» — писал \
ф и л о с о ф В.В. Розанов.
Итак, к о л е б а н и я между «монастырем» и «площадью». Это человек. А о б щ е с т в о , г о с у д а р с т в о ? Д а в а й т е задумаемся: выбирает л и р о с с и й с к о е о б щ е с т в о ровный путь или к о л е б л е т с я между:
• т о т а л и т а р и з м о м и д е м о к р а т и е й ;
• коллективизмом и индивидуализмом;
• идеализмом и п р а г м а т и з м о м ;
• «волей к смерти» и «волей к ж и з н и» и т. д.?
К а к о й о т в е т вам п о д с к а з ы в а ю т ф а к т ы и с т о р и и и л и т е р а т у р н ы е п р и м е р ы ?
Ф и л о с о ф Е.Н. Т р у б е ц к о й писал: «Человек н е м о ж е т оставаться только человеком: он должен или подняться над собой, или упасть в бездну, вырасти в Б о г а или в зверя». О т с ю д а п р е з р е н и е к ж и з н и з е м н о й , с и ю м и н у т н о й .
Вот свидетельства р у с с к и х мыслящих людей.
А. Чехов: «Для н а с т о я щ е г о ч е л о в е ч е с т в о б у д е т ж и т ь т о л ь к о р а з в е в раю, о н о в с е г д а ж и л о в будущем».
H. Бердяев: «Лучшие, н а и б о л е е культурные и мыслящие р у с с к и е л ю д и X I X в е к а не ж и л и в н а с т о я щ е м , к о т о р о е было д л я них отвратительно, о н и ж и л и в б у д у щ е м и прошлом».
Итак, н а с т о я щ е е , т . е . ж и з н ь к о н к р е т н о г о ч е л о в е к а , ц е н н о с т и н е имеет, э т о «у д о б р е н и е для б у д у щ е г о
ц а р с т в а с п р а в е д л и в о с т и» . О т к у д а т а к о й н р а в с т в е н н ы й максимализм?
Четвертое мнение
О с о б е н н о с т я м и р у с с к о г о восприятия мира являются:
I . С а к р а л ь н о е о т н о ш е н и е к власти: власть о с в я щ е н а , ее носитель — п о м а з а н н и к Б о ж и й .
2. А с к е т и ч е с к и й идеал. Единственное о п р а в д а н и е богатства – высокий социальный статус.
3. Н е т восприятия себя к а к личности. К а ж д ы й с у б ъ е к т о с о з н а е т с е б я лишь к а к частицу с о ц и а л ь н о й о б щ н о с т и.
4. Превосходство д о л ж н о г о н а д сущим. С у щ е е — случайное, уходящее, п о э т о м у неистинное.
Менталитет, национальный характер и национальное поведение — Студопедия
Влияние национальной специфики менталитета той или иной лингвокультурной общности на процессы и результаты межэтнического общения нельзя ни преувеличивать, ни приуменьшать. Необходима теоретическая и практическая разработка этой проблемы с целью выявления тех компонентов коммуникации, в которых влияние национального менталитета наиболее заметно и результативно.
Понятие менталитет в настоящее время стало широко употребительным, но оно до сих пор не может считаться достаточно четко определенным(Стернин 1998, с.24-26). Существуют самые различные, весьма противоречивые определения этого понятия, причем в словарях и справочниках они стали появляться фактически только в середине 90-х г.г. Под менталитетом понимают образ мыслей, психологический склад ума, особенности мышления и мн. др. Слово стало модным, и употребляют его подчас именно для моды, вне строгого определения. Ср. фразу из книги П.С. Таранова ”Методы стопроцентной победы»: “Бумага” заменяет, замещает и подменяет человека… На этом менталитете можно сыграть” (с.17).
Необходимо признать, что сфера когнитивно-национального в настоящее время является предметом пристального внимания многих исследователей. Понятие менталитета, используемое при описании этой сферы, перекрещивается и смешивается прежде всего с такими понятиями, как национальная психология, национальный характер. Представляется, что именно с этими понятиями менталитет в первую очередь необходимо развести.
В связи с этим мы хотим предложить некоторые возможные теоретические разграничения, основываясь на опыте контрастивного анализа языков и коммуникативного поведения разных народов.
Прежде всего, представляется важным отметить, что менталитет — понятие, характеризующее не только нацию в целом — специфическим менталитетом обладают и различные социальные группы людей. В связи с этим менталитет мы предлагаем определить как специфический способ восприятия и понимания действительности, определяемый совокупностью когнитивных стереотипов сознания, характерных для определенной группы людей.
Групповой менталитет — это особенности восприятия действительности определенными социальными, возрастными, профессиональными, гендерными группами людей. Хорошо известно, что одни и те же факты действительности, одни и те же события могут быть по-разному восприняты в разных группах людей. Мужчины и женщины, дети и взрослые, гуманитарии и «технари», богатые и бедные и т.д. весьма по-разному могут воспринимать и интерпретировать одни и те же факты. Это связано с когнитивными стереотипами, диктующими приписывание причин тому или иному следствию, событию. Менталитет связан с установками личности, механизмами апперцепции.
Так, известно, что игроки проигравшей команды имеют тенденцию приписывать поражение влиянию объективных факторов (плохое поле, необъективное судейство и др.), в то время как наблюдатели склонны объяснять поражение субъективными факторами (не проявили воли, не старались, не хватало скорости и др.). Победители обычно успех приписывают собственным усилиям, а поражение — влиянию обстоятельств. Ср.: “у победы масса отцов, поражение всегда сирота”. Есть детская, мужская, женская “логика” и т.д. Есть менталитет определенных психологических типов людей — ср., к примеру, менталитет оптимиста и пессимиста: первый говорит “еще полбутылки осталось”, а пессимист говорит “уже полбутылки нет”. Можно сказать, что менталитет имеет “автоматизированный” характер, он действует практически без контроля сознания, и поэтому во многих случаях “необъективен” — если человек хочет быть объективным, он должен сознательно преодолевать “указания” своего менталитета, свои установки, свою апперцепцию.
Существует национальный менталитет — национальный способ восприятия и понимания действительности, определяемый совокупностью когнитивных стереотипов нации. Ср.: американец при виде разбогатевшего человека думает: “богатый — значит умный”, русский же в этом случае обычно думает “богатый — значит вор”. Понятие “новый” у американца воспринимается как “улучшенный, лучший”, у русского — как “непроверенный”.
Таким образом, национальный менталитет представляет собой национальный способ восприятия и понимания действительности на базе присутствующих в национальном сознании стереотипов, готовых мыслей, схем объяснений явлений и событий, механизмов каузальной атрибуции. Это стереотипы сознания.
Национальный характер – это психологические стереотипы поведения народа.
Социальное, физическое и коммуникативное поведение определяются как менталитетом, так и национальным характером, но менталитет, несомненно, играет в этом ведущую роль.
Менталитет – что это такое, факторы формирования
Человек является частью общества, в котором рождается, растет, воспитывается и просто живет. Невозможно не быть частью общества, если вы живете среди людей. Даже если быть отшельником, у которого нет друзей, все равно вы перенимаете мораль, этикет, правила, устои, мировоззрение и ценности целого общества, в государстве которого живете. Это называется менталитетом. О том, что это такое и какие факторы влияют на его формирование, расскажет интернет-журнал psytheater.com.
Менталитетом называется комплекс этнических, культурных, интеллектуальных и моральных убеждений, которые должны быть в голове у каждого члена общества. Человек растет в том государстве, в котором рожден. Он перенимает идеологию, традиции, принципы жизни, ценности, мораль, мировоззрение, догмы, ценностные установки, поведенческие шаблоны и даже стереотипы того общества, в котором растет. Поначалу это происходит через родителей, которые сами уже усвоили те шаблоны, которые приветствуются в обществе, а затем ребенок сам корректирует и познает общественную мораль в более сознательном возрасте.
Что такое менталитет?
Менталитет – это склад ума, определенная направленность мышления. Человек перенимает от общества то, как он должен думать, смотреть на мир, оценивать те или иные явления и предметы, реакции на них и даже особенности поведения. Следует отметить, что менталитет является культурной характеристикой. Она присуща одной социальной среде (этносу). Вот почему менталитеты различных народов отличаются.
Каждый народ имеет свои культурные традиции и способы жизни. Есть народы, где приветствуется многоженство или многомужество. Есть народы, где принято улыбаться всем и все время. Есть народы, где с рождения над телом проводятся различные модификации с целью дальнейшего его изменения (например, удлинение шеи или мочек ушей). У каждого народа (нации, народа) есть свои традиции, правила жизни, алгоритм эмоциональных реакций в различных ситуациях, поведенческие шаблоны и пр. Все их нужно усвоить каждому новому гражданину, который рождается в той или иной культурной среде, чтобы принадлежать ей.
Конечно, у человека могут иметься свои мысли, воззрения и убеждения. Однако они тоже нередко подчиняются общественной организации. По большому счету человек должен жить, действовать и реагировать, мыслить так, чтобы все плоды его деятельности не противоречили устоям государства. В противном случае его поведение будет караться законом, который тоже является частью менталитета. Все, что будет нарушать права и свободы других граждан, будет корректироваться законом.
Идеология – это наука определенных идей, взглядов и принципов жизни человека. Она формируется в детском возрасте и постепенно обретает определенно очерченные формы уже к моменту совершеннолетия. Переступив рубеж своего 18-летия, человек редко меняет собственное мировоззрение, к которому он привык, который ему понятен и удобен. Вы спросите, о какой идеологии идет речь, если зачастую ее связывают с группой людей? Ответ прост: группа людей формируется из отдельных личностей, которые по каким-то взглядам и идеям похожи друг друга. Если бы не было этих людей по отдельности, то не было бы идеологии – того, что формируется лишь благодаря человеческим умам. А под идеологией отдельного человека подразумевается так называемые убеждения – что он считает правильным, неправильным, истинным, ложным и т. д.
Идеология отдельного человека позволяет ему объединиться с другими людьми, которые имеют подобную идеологию. Объединенная группа людей с четкими неопровержимыми убеждениями, которые зачастую внедряются и в других людей, называется сектой. Здесь человек не просто находит себе соратников и помощь в решении некоторых вопросов, зачастую секта направлена на зомбирование человеческого ума. От каждого отдельного участника требуется полное послушание и следование некоторым правилам. Чаще всего лидеры требуют от послушников выполнение определенных действий, денежного подношения, а также распространение идей их сообщества. Сами же лидеры могут и не следовать всем этим правилам, что зачастую и делают.
Но как сюда можно отнести праздники, которые отмечаются всем народом? А чем они отличаются от обычных сект? Что такое праздник? Это событие, которое отмечается в один и тот же день всеми людьми, которые ему следуют, выполняя при этом определенные ритуалы (готовка еды, дарение подарков и т. д.) и не подвергая разлому традиций в самом праздновании. То есть на Новый год все люди наряжают елку, поздравляют друг друга с праздником и играют в Дедушек Морозов и Снегурочек. А на День Святого Валентина влюбленные дарят друг другу подарки, признаются в любви и проводят романтические вечера. Про свадебные церемонии уже можно не писать, так как каждый человек наблюдает в своем городе подобные празднества, происходящие по одному и тому же сценарию.
Человек, как и в секте, выполняет определенные обязательства, подчиняется некоторым традициям, не подвергая сомнению идеи, которым он следует. Заметьте, люди даже радуются по расписанию, то есть по праздникам, так как иначе их спросят: «Почему ты не веселишься? Сегодня же праздник!». И человек начинает улыбаться не потому, что ему действительно весело, а потому что праздник требует улыбок. Таким же образом люди относятся и к дарению подарков, поздравлениям и доброжелательному отношению: получить сюрприз, услышать приятные слова, а также почувствовать любовь ближних можно только по праздникам. А что тогда люди делают в остальные непраздничные дни? Ругаются, критикуют и проявляют недовольство. Получается, что любимыми люди могут быть только по праздникам – и то благодаря праздничной дате, а не потому, что люди действительно хотят побыть друг с другом и проявить свою любовь.
Очевиден тот факт, что праздник – это дата, когда люди обманывают друг друга в том, чего они не проявляют в обыденные дни. Они улыбаются, веселятся, встречаются, проводят вместе время, общаются, дарят подарки и говорят приятные слова лишь потому, что их обязал праздник (день рождение, день мамы, 8 марта и т. д.). А вам приятен обман в прямой форме?
Праздник сравнивается с сектами лишь в том, что они обязывают людей выполнять какие-то действия и подчиняться каким-то идеям, не подвергая их вопросу: «Ведь можно этого и не делать! Может, придумать что-то другое? Иначе провести этот день – празднично и искренне!». Слепое следование праздникам как элемент некоего веселья не позволяет людям принять тот факт, что они действуют по тем же принципам, что и секты. Различны лишь внешние атрибуты этих двух понятий, но схема, по которой они действуют, одна и та же.
перейти наверхФакторы формирования менталитета
Менталитет народа формируется множество веков, лишь частично меняясь и подчиняясь государственному устою. Так, общественный менталитет формируется по 4 факторам:
- География расположения.
- История народа.
- Вероисповедание (религия).
- Образование.
Каждый отдельный человек волен обладать тем менталитетом, который ему удобен, однако он все равно должен подчиняться и не противоречить основному менталитету народа, в котором живет. Так, индивидуальный менталитет отдельного человека формируется посредством следующих факторов:
- Индивидуальная эволюция.
- Биологические причины.
- Воззрения родителей.
- Социальные учреждения, которые человек посещает длительное время.
- Влияние лиц, с которыми индивид постоянно общается.
- Литературные произведения, киноленты, творчество и пр., чем занимается и увлекается человек.
На индивидуальное формирование менталитета влияют также стрессовые факторы, когда человек сталкивается с противоречиями в своих желаниях, вынужден выбирать.
Национальный менталитет нисколько не зависит от внешних особенностей. У каждого народа есть черты во внешности, по которым можно приписать их к определенному национальному происхождению. Однако внешность нисколько не влияет на то, каким менталитетом будет обладать человек.
Национальный менталитет формируется длительное время. Он обладает как положительными, так и отрицательными характеристиками. Главной его задачей остается привитие каждому члену общества того шаблонного восприятия окружающего мира и поведения, которое приветствуется в данном обществе, что будет способствовать сохранению государственного устоя.
Национальный менталитет не является статичным. Со временем он подвергается изменениям, поскольку меняются технологии, сами люди и их воззрения, убеждения и традиции.
Отдельное внимание следует акцентировать на том, что человек единолично может выбирать, каким менталитетом ему обладать. В детском возрасте он обучается тому, что ему предоставляют родители и другие воспитатели/учителя. Во взрослом возрасте он может выбирать сам, каким правилам и нормам ему следовать. Нередко человек замечает, что его менталитет в некоторых аспектах противоречит устоям общества, в котором он живет. Если есть народ, который наиболее подходит по менталитету и образу жизни человеку, нежели его родное общество, человек может покинуть свою страну и стать гражданином другого государства, в котором ему более комфортно существовать.
перейти наверхМенталитет общества
Менталитет общества – это уже придуманные, зафиксированные, отработанные и вживленные в общество традиции, догмы, правила, убеждения и верования, которые позволяют государству в целом сохранять свои позиции и границы. Каждый человек должен их усвоить, чтобы своими действиями и эмоциональными реакциями не противоречить им. В противном случае его будут считать странным, необычным, возможно, неприятным, даже изгоем.
Если человек не принимает устои общества и не живет по ним, его называют маргиналом – изгоем. Сам же менталитет не является логическим умозаключением, правилами, которые истинны в любых обстоятельствах, законами природы и пр. Менталитет – это культурные традиции, шаблоны, стереотипные мировоззрения и уже обозначенные эмоциональные реакции на те или иные явления. Другими словами, общество вам уже говорит о том, как вы должны реагировать, поступать и что думать в тех или иных ситуациях при столкновении с теми или иными явлениями, предметами.
Менталитет – это границы дозволенного, фон, на котором может жить человек. Что он будет думать, как реагировать и как действовать, уже выбирать ему. Однако он не должен выходить за границы дозволенного. Менталитет – это рамки, в пределах которых человеку позволено выбирать, жить и развиваться. Общество дает направление, а человек уже выбирает из того, что ему позволено.
Формирование и усвоение менталитета занимает 12 лет. Начинается усвоение с 3-летнего возраста и заканчивается в 16 лет.
перейти наверхТипы менталитета
Выделяют такие типы менталитета:
- По образу мировосприятия:
- Религиозный.
- Городской.
- Сельский.
- Национальный.
- Гражданский.
- Военный.
- По историческим этапам формирования:
- Варварский – главными является сила, отсутствие страха смерти, половая принадлежность, стойкость. Главной является семья: если кто-то на нее посягнет, он будет покаран. К политике человек относится прохладно.
- Аристократический – провозглашаются смелость ради устранения слабости. Человек становится верным долгу, придерживается половой избирательности, изысканных манер.
- Интельский – главными становятся коллективные интересы, возрастает страх смерти, опасение боли, повышается работоспособность, происходит отречение от богатых излишеств.
- Буржуазный – главными являются расчетливость, экономичность, устремленность к власти, трудоголизм. Человек желает получить все и сразу. Семья теряет свою ценность, а моральные принципы и религия применяются в зависимости от обстоятельств.
Итог
Менталитет – это народное творение, которое является устойчивым в пределах короткого периода времени и меняющимся в течение веков. Менталитет указывает, какого образа жизни человек должен придерживаться. А отдельный человек уже сам выбирает, как именно ему действовать и реагировать в пределах дозволенного.
что это простыми словами, особенности стран (русских, немцев, американцев, китайцев, японцев), влияние, формирование, факторы
Менталитет (от лат. mentis — ум, образ мыслей; alis — другой, иной) это набор стереотипов мышления, поведения, свойственные людям одной социально-исторической или этнической общности. Это неповторимый образ мировосприятия, отличающий одни группы людей от других.
Исторически выделяют несколько видов:
Древний, типичен для примитивных народов (выживание, стойкое перенесение боли, отсутствие угрызений совести).
Возник с развитием феодального строя, развивался в Европе (Служение богу, лорду, королю, семейным ценностям)
Появился в конце семнадцатого века во Франции. (Характерные качества — высокая работоспособность, бережливость, холодность к посторонним, семье)
- Современный или постиндустриальный.
Менталитет непостоянен, то, что было правилом сто лет назад, сейчас имеет только отдаленные отголоски. Современный менталитет можно разделить на индивидуальный и общественный.
Индивидуальный менталитет
Понимание мира, восприятие реальности затрагивает систему жизненных ценностей отдельной личности в рамках убеждений, которые ей свойственны. Индивидуальный менталитет развивается с раннего детства, формируется в течение всей жизни. Он не статичен, тяжело поддается модификациям, а перемены порождают психологический дискомфорт у личности. Основное формирование заканчивается в подростковом возрасте.
На образование менталитета влияют:
- Пример родителей
- Психологические особенности
- Школьное воспитание
- Физические характеристики
- Государственная политика
- Искусство
- СМИ
Общественный менталитет
Для народов и социальных групп свойственны общие ценности. За счёт этого люди чувствуют себя частью целого, разделяют мнения о культуре поведения, моральных нормах. В каждом социуме есть разделение по социальному статусу, в пределах одной страны можно выделить менталитет правящих кругов, интеллектуальной, духовной элиты, среднего класса. Каждая из этих групп играет свою роль в развитии менталитета нации.
Географическое положение, вероисповедание, способ и уровень производства, политическое устройство, социальная структура, система образования , воспитания– вот факторы, определившие корни общей ментальности. Фактор географического положения определяет такие особенности менталитета как духовная свобода, подавленность, лень. Обширность территории, климат влияет на такие качества, как медлительность, гостеприимство, терпение, послушание, коллективизм. Ландшафт влияет на мечтательность, вдумчивость и другие. Религия воздействует на убеждения, намерения, поступки людей. Вера определяет также характер политической власти страны, её экономическую систему, систему права, духовность, нравственность, судьбу народа, страны, отдельной личности. Национальный менталитет присущ каждому этносу. Характеры людей, их традиции, язык — формирует самобытность каждого народа.
Менталитет народов разных стран
Рассмотреть менталитеты всех народов мира невозможно, рассмотрим только некоторые из них.
Великобритания
Британцы отличаются неповторимым менталитетом. Они закрыты, тяжелы на подъем, очень уважают частную жизнь. Невозмутимы, холодно вежливы, горды, тщеславны, отзывчивы.
Испания
Менталитет испанцев характеризуется индивидуализмом, эмоциональностью, духовностью. Понятие о чести для них не пустой звук, они гордые, патриотичные, открытые, совсем не заботятся о времени.
США
Американцы оптимистичны, улыбчивы, энергичны,авантюрны. Менталитет американцев определяется стремлением соблюдения равенства, сохранением порядка, большим вниманием к работе, стремлением к комфорту и успеху.
Италия
Итальянский менталитет характеризуется высокой театральностью, стремлением произвести хорошее впечатление, решительностью, умением получать удовольствие от жизни.
Германия
Менталитет немцев отличается, педантичностью, упорядоченностью, серьезностью, логичностью. Большинство ведет здоровый образ жизни.
Япония
Менталитет японцев пронизан загадочностью, сдержанностью, неспешностью, высокой ответственностью, традиционализмом, жертвенностью, терпением. Интересы группы для них на первом месте.
Китай
Менталитет китайцев также основан на идее неотрывности личности от общества. Особенностями менталитета китайцев является проявление уважения к старшим, коллективизм, приверженность традициям, настойчивость при этом скромность и повышенная внушаемость.
Россия
Русский менталитет характеризуется широтой души, духовностью, искренностью, душевностью, стремлением к общности, нелюбовью к дисциплине и методичности, любовью к спорам, ленью, сменой настроения.
Индия
Менталитет индийцев отличается артистичностью, общительностью, любопытством. Для народов Индии характерна любовь к красоте и искусству, религиозность, беззаботность, легкое отношение к жизни.
Менталитеты многочисленны и разнообразны. Их знание помогает лучше понимать друг друга. В ходе всемирных процессов глобализации и интеграции все чаще совершается культурный обмен. Важно не потерять этническую ценность и самоидентификацию.
Функции национального менталитета — Студопедия
Образцы поведения, ценностные ориентации обычно задаются в рамках менталитета образованной части общества, а затем, отчасти упрощаясь, постепенно проникают в ментальность народа, закрепляясь в ней на долгие годы, десятилетия и даже века. Менталитет не способен быстро перестраиваться под воздействием внешних обстоятельств, поэтому для адекватной реакции на резкие изменения внешней среды необходим определенный ментальный потенциал.
Во-первых, национальный менталитет способствует инициированию определенных действий, следованию определенным ценностям, предпочтению определенной культуры, образа мыслей и чувств.
Во-вторых, он выступает барьером, отталкивающим все то, что человеку чуждо (стандарты поведения, идеи), что вызывает его неприятие.
Менталитет выполняет роль стабилизатора этнической целостности, системообразующего фактора в системе общества, исчезновение которого грозит гибелью этноса. Менталитет стабилизирует этническую целостность, сохраняя её культурное своеобразие, преграждая дорогу чуждым культуре элементам благодаря своему системному характеру, требующему соответствия нового элемента системе в целом. В результате, менталитет либо «легитимирует», либо «отвергает» возможные новации в культуре, политической, религиозной, экономической и других сферах жизни общества, тем самым сохраняет общество как таковое.
Таким образом, специфическая и главная функция менталитета заключается в обеспечении механизмов стабильности, а не механизмов изменения. Благодаря этой основной ментальной функции национального менталитета организуется целостность и единство коллектива через самоидентификацию индивида с социальной общностью, с государством, с природой, с тотемом, с историческими событиями ради осознания себя частью единого живого целого организма.
Помимо основной ментальной функции, национальный менталитет выполняет также еще целый ряд важных функций. В связи с развитием социальных отношений, с возникновением теоретического мышления ослабляется строгая ориентация мифотрадиционалистского сознания на привязку к ритуалу, обряду, обычаю. В настоящее время национальный менталитет выполняет функцию сохранения культурных и гносеологических стереотипов.
Национальный менталитет выполняет также целевую функцию. Выстроенная ментальная картина мира является целеориентирующей, т. е. на основе понятных образов национальный менталитет задает набор определенных смыслов жизни, целей и задач для деятельности социальной общности, одним словом, менталитет указывает «куда идти?», «как идти?» и «каким быть?», а так как менталитет включает в себя пласт коллективного бессознательного, он является невидимым конструктором ответов на вопросы «кто виноват?» и «что делать?». В этом и заключаются специфические функции национального менталитета.
В зависимости от различных факторов выделяют следующие виды менталитета.
В социально-классовом и сословном смысле выделяют менталитет рабский, крепостнический, крестьянский, феодальный, дворянский, помещичий, бюрократический, массовый, элитарный, пролетарский, маргинальный, купеческий, мещанский, аристократический.
Неповторимость, оригинальность национального характера, национально-этнического менталитета находит свои определения: славянский, германский, англо-саксонский, романский, китайский, русский, американский.
Срез социальной жизни, связанный с профессией, образом и смыслом жизни дает такое подразделение группового менталитета, как коллективистский, альтруистический, эгоистический, торгашеский, паразитический, криминальный, сельский, деревенский, городской, таежный, кочевой и т.д.
В сочетаниях с определениями идейно-политического характера менталитет может быть демократическим, либеральным, рыночным, тоталитарным, революционным, экстремистским, радикальным, нигилистическим, реакционным, консервативным, имперским, монархическим, республиканским, олигархическим и т.д.
Отражая приверженность к политической стабильности или динамике менталитет характеризуется как консервативный, традиционалистский, охранительный, инерционный, прогрессивный, инновационный, реформаторский, деструктивный и т.д.
Региональные и субрегиональные особенности менталитета, в том числе геополитического свойства, находят такие определения как, континентальный, островной, европейский, американский, латиноамериканский, африканский, колониальный, пограничный.
Понятие менталитета употребляется и для того, чтобы подчеркнуть цивилизационно-культурологическую специфику – менталитет восточный (индо-буддийский, конфуцианский, исламский), христианский западный (католический, протестантский), христианский восточный (византийский, православный ортодоксально-христианский).
Встречаются и определенно широкие определения менталитета, имеющего или не имеющего отношения к общечеловеческим ценностям – космополитический, интернациональный, цивилизованный, националистический, расистский.
Национальный менталитет
Автор: Пётр Осипов Источник: журнал Управление сбытом № 12 2009г О РУССКОЙ СКРОМНОСТИ, ЖАР_ПТИЦАХ И ПЕЛЕНАНИИ ДЕТЕЙ
_Национальный менталитет — это тот культурный контекст, в котором мы росли, воспитывались и живем сегодня. Это то, что значительно повлияло на формирование мышления каждого из нас. А значит, и на те решения, которые мы принимаем каждый день. В данной статье я бы хотел проанализировать наш национальный менталитет с точки зрения его эффективности.
Пётр Осипов_
Лучше понять свое поведение, найти в нем места, которые можно улучшить, более осознанно принимать решения относительно себя и других людей в нашем культурном контексте — в этом я вижу цель данной статьи.
Для начала давайте разберемся, что же такое национальный менталитет и из чего он состоит? Национальная психология, национальный характер, национальный менталитет — понятия схожие, и в своей статье я буду рассматривать их как синонимы. Из определений, которые дают ученые, мне нравится следующее: «Национальный менталитет — исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной нации, определяющих привычную манеру их поведения и их образ».
Национальный менталитет состоит из двух уровней. Первый — генетический. Это то, с чем мы родились и изменить не можем. Множество исследователей сходятся во мнении, что генетической особенностью русского национального менталитета является правополушарное мышление. А значит, мышление творческое, чувственное, иррациональное.
Около шестидесяти тысяч слов и выражений только литературного языка свидетельствует о богатстве, необходимом нам для выражения чрезвычайно сложного, объемного, художественного мировидения. Доминирование невербальных средств передачи информации в живом общении русских — жестов, мимики, пауз, сильное интонирование речи — выдают тот же правополушарный тип. Изменить генетику мы не можем, но можем к ней приспособиться. Чтобы быть эффективным, этот хаос творчества необходимо загонять в рамки рациональной дисциплины.
Второй уровень национального менталитета — приобретенный. То, с чем мы не родились и изменить можем. Это то, как на нас влияло наше воспитание, окружающая среда. Чем раньше в нас был заложен определенный тип поведения, тем сложнее его изменить. О том, как это сделать, мы поговорим в завершение статьи.
Как же мы можем определить особенности нашего национального менталитета? По мнению многих исследователей, русское этническое самосознание основывается на таких концептах, как духовность, смирение, страдание, особый путь. Русский человек склонен к апатии, поискам виноватого в его личных неудачах и ожиданию внезапного будущего благоденствия. Определений много. И действительно, тема национального менталитета большая, объемная и многоплановая.
Лао Цзы говорит: «Для того чтобы понять большое, надо разделить его на малое. Тогда мы сможем этот предмет изучить, понять и, в случае необходимости, изменить». Я бы разделил наш национальный менталитет на три главные составляющие, которые мне кажутся ключевыми с точки зрения эффективности, и проанализировал бы именно их:
Русский менталитет: неопределенность и фатализм
19 марта 2002 года в информационном агентстве «Росбалт» Зинаида Сикевич, известный социолог из Санкт-Петербурга, представила свой аналитический доклад «Десять лет реформ в России глазами граждан». Представленные госпожой Сикевич материалы касались специфики российского и петербургского общества. Ниже приводится сокращенная версия этого отчета. Говоря о менталитете России, необходимо учитывать, что за прошедшее столетие он дважды был насильственно сломан.Впервые это произошло в период большевистской «модернизации» и «становления советского человека». Затем, в конце 1980-х, сознание советского человека быстро трансформировалось, чтобы соответствовать либеральной модели ценностей.
Образно говоря, русский менталитет похож на двухслойный торт. Большевики сломали прежние политические институты России и умело приспособили повседневные представления людей к новой реальности. Они внушили приоритет «трудового коллектива» над индивидуальными интересами и идею равенства как эквивалента выровненного распределения доходов.Православная самоидентификация России трансформировалась в классовую самоидентификацию, а вера в Царство Божье сменилась верой в неизбежное наступление коммунизма. Поэтому сейчас системе либеральных ценностей противостоит не только советская, но и традиционная российская психология.
Суть традиционного и по большей части бессознательного российского мировоззрения — вера в благоприятную судьбу и надежда на то, что все «как-то получится».Вот почему 83,6% всех респондентов опроса, проведенного в Санкт-Петербурге в 2000 году, согласились со старой поговоркой «все, что делается, — к лучшему», выделив ее из 42 предложенных пословиц. Эти слова являются квинтэссенцией типичного русского оптимистического фатализма, сосуществующего с пассивностью и невмешательством в жизнь, которая протекает как бы «сама по себе», в то время как люди думают: «Все, что я могу сделать, это надеяться» или «Будем надеяться на удачу». ‘. Эта позиция — полная противоположность основной опоре на индивидуальную инициативу, типичную для протестантской этики, согласно которой нужно творить себя и свою жизнь.
Другой базовый элемент русского менталитета — своеобразное толкование ценности свободы воли, понимаемой как неограниченное самоутверждение без оглядки на других. В российском менталитете фатализм и будут непрестанно конкурировать и все же, как это ни парадоксально звучит, скорее дополняют, чем противопоставляют друг другу. Я считаю, что это древние мифы, составляющие социальные формы коллективного бессознательного, в которых коренятся сознательные ценности, идея нормы и социальные ожидания.
Согласно результатам исследования, проведенного в период с 1996 по 2000 год лабораторией этносоциологии и психологии Санкт-Петербургского государственного университета, к основным ценностям россиян относятся следующие: эгалитаризм, коллективизм как предпочтение группы. в отличие от индивидуальной самоидентификации, патернализма и российской версии этатизма, то есть приверженности сильному консолидирующему государству.
Эгалитаризм трактуется как отказ от социальной стратификации современного общества.Массовое сознание придерживается традиционного подхода к богатству. Из общего числа респондентов, опрошенных в 1997 году в Санкт-Петербурге, 66,3% согласны с высказыванием «Честная работа не приведет к росту ваших акций». Контент-анализ ответов с использованием слов «социализм» и «капитализм», означающих российские формы этих двух экономических и политических систем, показал, что 28,8% всех респондентов считают, что самой большой заслугой ушедшего режима было равенство между людьми. что некоторые из них называли социальной справедливостью, а 29.6% заявили, что неравенство является самым большим недостатком нынешней системы.
Для своих сторонников социализм олицетворяет не только справедливость, но и «настоящую свободу» и «счастливую жизнь», в то время как капитализм для них — фантомное общество, где все не соответствует действительности, где вместо свободы есть только ее видимость, гражданские права существуют на бумаге. только и сама жизнь иллюзорна. Если в прежней системе «были социальные гарантии для всех», как считают 12,3% респондентов, то в нынешней — 6.9% — это «синекура воров», где «процветают только бандиты и воры». Кроме того, многие думают, что социализм означает «власть народа», существующую для людей и в интересах людей, а капитализм — это «власть денег», то есть богатых.
Продолжая опрос, сторонниками нынешней системы являются все молодые люди, в основном высокообразованные, проживающие в Санкт-Петербурге. В провинциальной России очень много ностальгии по социализму. В городе Мичуринск Тамбовской области, где была опрошена контрольная группа, 74.4% респондентов поддерживали социализм и только 25,6% поддерживали капитализм.
Равенство представляет собой «потерянный Эдем», где «все были вместе, к лучшему или к худшему». Люди были «братьями», каждый «чувствовал локоть другого человека». Неравенство плохо тем, что освящает «эксплуатацию», «справедливость для избранных» и «презрение к бедным». То есть неравенство — это «рай для одних и ад для остальных». Использование библейских представлений показывает, что при всем своем внешнем атеизме советский человек всегда оставался глубоко верующим, за исключением того, что Эдем для него был заменен коммунизмом с «всем изобилием для всех».
Учитывая, что 10 лет — слишком короткий срок для изменения базовых ценностей, легко понять, что мобильность социальных статусов и разделение людей по доходам, противоположное основной ценности коллективизма, у многих людей вызывает чувство неуверенности и нестабильности в личной жизни. Интересно, что согласно результатам вышеупомянутого опроса, в котором народные пословицы использовались в качестве ассоциаций, 71% согласились с тем, что «мой карман скуден, но моя душа чиста», и только 29% идентифицируют себя с его противоположностью: «Деньги в моем кармане». кошелек делает меня желанным гостем где угодно на Земле ».Другой такой парой противоположностей был «По пенни с каждого — нищий сытый и богатый» (68,5%) и «Друзья идут вместе, но считают свои деньги по отдельности» (31,5%). Для петербуржцев богатство несовместимо с моралью, и «равенство в бедности» для них моральнее, чем «неравенство в богатстве».
Патернализм понимается как ожидание отцовской заботы со стороны государства по отношению к своим рядовым гражданам, которые играют роль детей и чья оценка отцовского государства зависит, прежде всего, от того, насколько эффективно оно функционирует как таковое.Во всероссийском опросе 1999 г. 84,7% респондентов считали, что государство должно оказывать неослабную отцовскую заботу не только детям, старикам и инвалидам, но и в равной мере всем гражданам. Это мнение оказалось универсальным, независимо от возраста, пола, уровня образования и места жительства респондентов. Почти две трети жителей Санкт-Петербурга (60,7%) считали, что финансовое положение семьи зависит в основном от государства, а не от усилий членов семьи.Лишь 30,4% респондентов имели дополнительный доход, несмотря на то, что в Санкт-Петербурге много возможностей для инициативы.
Контент-анализ ассоциаций респондентов в опросе, проведенном в Санкт-Петербурге в 2000 г., показал, что 48,3% из них недовольны властью как плохим отцом, потому что она «не дает людям работу» или «унижает людей». с безработицей ». Большинство респондентов, за исключением молодых мужчин-бизнесменов, придерживались основного стереотипа «хорошее» как «справедливое распределение доходов».
Согласно опросам, действующего президента России воспринимают как доброго, но строгого отца, которого обманывают «плохие» коррумпированные чиновники. Что бы ни делал популярный лидер, для людей это оправдывается тем, что он, как их собственный отец, имеет право наказывать или прощать по своему усмотрению. Традиция так воспринимать вождя восходит к Петру Великому. Если в дореволюционной России для того, чтобы дворянин сделал карьеру, а крестьянин выжил, они должны были «прислушиваться к своему начальству» и «быть лояльными», то в СССР то же самое называлось «трудовой дисциплиной».
Социологи говорят, что советская система позволяла гражданину оставаться социально инфантильным. С другой стороны, сейчас социальная карьера и финансовое благополучие человека напрямую зависят от его индивидуальной инициативы. И поэтому многие горожане чувствуют себя несчастными, как дети, брошенные родителями. Чтобы это изменилось, может потребоваться гораздо больше времени, чем просто привыкание к социальному неравенству.
Этатизм тесно связан с патернализмом и является особым восприятием государства как великой державы, обеспечивающей, прежде всего, национальную консолидацию.Для русского человека великая консолидирующая сила государства — это рационализация своего рода этнических чувств. В исследовании «Национальное самосознание русского народа», проведенном методом свободных характеристик с последующим контент-анализом, концепция ценностей, связанных с историческим прошлым, использовалась как «указатель» на «историческую память». и косвенное указание на модальность ориентации на консолидирующееся государство.
Выяснилось, что для респондентов Великая Отечественная война была центральным событием отечественной истории, составляя их (59.8%) безмерно гордятся государством и народом. Всего для 2,1% петербуржцев война была связана с трагедией блокадного Ленинграда и горечью потерь. Характерно, что войну вспоминают не только жившие тогда, но и молодежь (37,1%). В дореволюционной истории России величайшим событием, названным так 10,6% респондентов, была Отечественная война 1812 года. Две войны были связаны не только с героизмом тех, кто в них воевал, но и с чувством собственного достоинства. национальное единство.
Таким образом, история служит своего рода компенсацией того, чего людям не хватает в повседневной жизни. Каждый пятый-шестой человек воспринимал Россию не как колыбель нации и родину многих великих поэтов и ученых, а только как великую сверхдержаву. Около 5% петербуржцев ответили, что гордятся всеми без исключения военными победами России, от Ледовой битвы до падения Берлина. Память о великих победах как бы смягчает национальное недовольство, вызванное распадом СССР, что, по мнению некоторых св.Жители Петербурга (11,3%) оказались самой горькой потерей среди всех других последствий перестройки.
Ностальгия по прошлому России как великой сверхдержавы у 14,7% респондентов также является бессознательной компенсацией за истинное или мнимое унижение перед Западом. Людям стыдно за гроши, которые бросает им Международный валютный фонд. Их раздражают вывески магазинов на иностранных языках и лакейская позиция России перед Западом, которая в российском сознании является антитезой сверхдержавы.Вообще для россиянина Запад — это не географический термин, а эквивалент какого-то духа, образа жизни, стиля поведения и способа самореализации, который «не наш». Этот подход также восходит к временам Петра Великого. В наше время позиция по отношению к мифологизированному Западу раскалывает наше общество надвое.
В ходе ассоциативного эксперимента 2000 года с участием 783 респондентов была выявлена заметная символическая дистанция между Западом и Россией, мифологизированный Запад воспринимался скорее как «зло», чем как «добро».Чтобы получить символические ассоциативные линии, были предложены два незавершенных предложения: «Для Запада Россия есть:» и «Для России Запад есть:» В результате были даны следующие модальные ответы: Для Запада Россия есть: сырье. база (9,5%), корова на дойке (6,8%), загадка (6,5%) и кормушка (5%). Соотношение отрицательных и положительных ответов составило 93,2% к 6,8%. Для России Запад — это враг (14%), экономическая помощь (11,5%), плохой пример (10,9%) и школа жизни (8,5%). Соотношение отрицательных и положительных ответов составило 69.От 7% до 30,3%.
Сравнивая эти ответы, мы видим, что «мы» считаем, что «их» отношение к «нам» такое же плохое, как и «наше» к «им», если не хуже. С другой стороны, проявляя негативное отношение к Западу и дистанцируясь от него, как мы, мы по-прежнему не против воспользоваться финансовыми ресурсами Запада (на вопрос: «Запад есть») были ответы типа «спасатели, когда нам нужно». их ‘или’ бездонный мешок с деньгами ‘). Примечательно, что комбинации диаметрально противоположных ответов, таких как «враг» и «надежда на развитие» или «опасная приманка» и «спасательный пояс» в ответах одних и тех же респондентов встречались у 30% от общего числа.
С другой стороны, «мы» бессознательно гордимся своей загадочностью. Для Запада Россия — это «необъяснимая загадка природы», «взломщик мозгов», «сфинкс» и т. Д., В то время как для России Запад — это «нормальная хорошая жизнь», «хорошие дороги», «красивый». картинка »и т. д. То есть таким загадочным« нам »Запад просто банален и скучен. Кроме того, положительные отзывы о Западе, такие как «цель, которую мы должны достичь» или «пример для подражания», исходили исключительно от молодых (от 25 до 35) мужчин-бизнесменов и финансистов.Люди одного возраста, но разных профессий и социального статуса, такие как студенты или государственные служащие, были гораздо более критичными, не говоря уже о других социальных, возрастных и половых группах.
Интересно, что 72,3% всех респондентов были уверены, что Запад предательски недружелюбно настроен по отношению к России, только 25,1% считают иначе и 2,6% не придерживаются мнения. Примечательно, что в России можно быть либо за, либо против Запада, так сказать, без третьей альтернативы. Среди молодежи также преобладали недоверчивые к Западу (56%), что позволяет говорить, что это базовый показатель в нашем национальном менталитете.
Осенью 1998 года две трети (67,8%) опрошенных жителей Санкт-Петербурга считали, что Россия должна попытаться сохранить свой статус сверхдержавы, даже если это может ухудшить ее отношения с Западом. Несколько меньше (65,2%) считали, что для этого потребуется установление правопорядка и, следовательно, ужесточение режима в стране. В 2000 г. опрос не содержал вопроса об этом, но косвенно ориентация на сильное консолидирующееся государство показала. Например, 58.9% респондентов приветствовали возвращение к музыке гимна СССР (ответы от «полностью одобряю» до «скорее одобряю, чем нет»). Против этого выступили всего 20,6%, а 30,5% наплевать.
Мы ожидали, что мотив войны в Чечне может появиться в ответ на незавершенные предложения вроде «Что в России плохо?» И так оно и было: в 3 ответах из 783. Я полагаю, что жесткая политика в отношении сепаратизма согласуется с этатизм российской общественности и поэтому их поддерживают.Возможно, в этом и кроется секрет стабильной популярности президента Путина. Кризисный менталитет внутренне противоречив. Однако ясно, что психологически люди довольно тяжело переносят трансформацию своей жизни. Это причина постоянно растущего психологического беспокойства и неуверенности в том, что может последовать за этим. Сегодня это преобладающее состояние большинства граждан России, которых, к сожалению, мы берем с собой в 21 век.
.Менталитет англичан
Классовый статус в основном управляет менталитетом англичан. Рабочий класс, средний и высший классы оказывают значительное влияние на формирование их мышления. Социальный класс, примите во внимание экономический, социальный и политический смысл этой фразы. Когда люди говорят, что они принадлежат к рабочему классу, они говорят это с гордостью. Англичане, которые происходят из семей рабочего класса, происходят из семей, которые веками работали за заработную плату.Большинство из этих людей получают еженедельную заработную плату, работая в сельскохозяйственных или промышленных областях.
Семья, окружающая рабочий класс, редко имеет ученую степень, и большинство из них живет в арендованных домах. Они поддерживают лейбористскую партию и имеют связи с профсоюзами. С другой стороны, британцы, называющие себя средним классом, получили хорошее образование и работают белыми воротничками в частном или государственном секторе. Как правило, они получают ежемесячную зарплату и получают высшее образование, даже если имеют хорошую работу.
Большинство представителей среднего класса поддерживают Консервативную партию и живут в городских домах, которые они владеют или арендуют. Они всегда стараются хорошо обучить своих детей и прилагают к этому сознательные усилия. С другой стороны, представители высшего сословия происходят из аристократических семей. Они пользуются активами, унаследованными от прошлых поколений. Некоторые состоятельные люди владеют компаниями, имениями и аналогичными инвестициями, которые избавляют их от экономических трудностей. Они также являются сторонниками Консервативной партии и живут на виллах или в собственных резиденциях.
Однако определение класса в отношениях не имеет большого значения в сегодняшнем британском обществе. Но по-прежнему преобладает менталитет, ориентированный на людей их классовой принадлежности. Ненавистное отношение к разным национальностям теперь не играет роли в британском обществе. Они одинаково уважают все этнические группы. Однако древняя ненависть к черным людям все еще преобладает в некоторых частях Англии. В связи с ростом числа смешанных отношений дискриминация черных не так сильна, как в прошлом.
Английские мужчины обладают рыцарством независимо от возраста и уважают женский пол. Они занимают первое место среди женщин на вечеринках, семейных и общественных мероприятиях. Они проявляют свое уважение, открывая двери женщинам, снимая шляпы и кланяясь женщинам, которые чаще встречаются в высшем британском обществе. Еще они очень любят остроту. Большой популярностью пользуются те, кто демонстрирует идеальную остроту на посиделках. Такие фразы они произносят мгновенно, но шутками не собираются никому вредить.Поскольку большинство острот возвышенны, иностранцы не очень быстро их поймут. Но когда они понимают смысл, они могут очень над ними смеяться.
Англичане не терпят, чтобы кто-нибудь говорил с полным ртом еды, кашлял при таком сборище и т. Д. Они очень полезны и всегда готовы протянуть руку помощи даже в дороге. Они чтят людей, соблюдающих этикет, на общественных собраниях, завтраках, обедах и ужинах. «Извините, спасибо, извините и так далее — это норма, которая чаще всего используется в лексиконе британцев.
.