Содержание

Что такое мораль: нравственность и этика

 

Мораль представляет собой инструмент, благодаря которому происходит регуляция деяний человека в общественных отношениях. Также моралью принято называть одну из форм общественных отношений и общественного сознания.

Понятие морали  

В широком понимании мораль охватывает нравственные чувства и взгляды, жизненные принципы и ориентации, мотивы, а также цели человеческих поступков. Мораль устанавливает границы между добром и злом, бесчестием и честью, жестокостью и милосердием.

Уровень морали зачастую говорит о степени духовного развития общества в целом. Мораль является сдерживающим фактором, который не допускает острые конфликты и противоречия, которые могут возникать в общественных отношениях.

Нравственность, мораль и этика

Очень часто понятия «нравственность», «мораль» и «этика» отождествляют друг с другом. Все эти понятия служат инструментами недопущения конфликтов в обществе.

Нравственность – это внутренние установки человека, которые делают допустимыми или недопустимым определенные поступки, совершаемые человеком. В то время как

мораль – является не индивидуальным, а исключительно общественным требованием. Так у некоторых людей понятия нравственности и морали могут совпадать.

У других – кардинально не согласовываться друг с другом. Особенности сосуществования нравственности и морали выделяются в другое понятие – этику.

Этика регламентирует нравственное и моральное поведение человека, которое возникает в рамках определенной общественной группы. Главной функцией этики является достижение баланса между общественной моралью и индивидуальной нравственностью.

Моральная ответственность

Неотъемлемой составляющей этики является моральная ответственность. Моральная ответственность — это процесс анализа и осмысления выбора действий человеком, которые могут носить альтернативный характер.

Моральная ответственность возникает только в тех случаях, когда действия человека могут затрагивать интересы других людей. Основа моральной ответственности – это учет не только личных, но и чужих интересов, во время совершаемого поступка.

Отсутствие фактора моральной ответственности ведет к развязке социальных конфликтов, что разрушает стабильность общественной жизни. В индивидуальном плане, это понятие означает мотивацию человека совершить определенный поступок и предвиденье им возможного его результата.

Наличие у человека моральной ответственности является главным показателем сформировавшейся личности. 

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Личность и моральная ответственность: что такое личность
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspРоль морали в жизни человека: моральная оценка как регулятор деятельности

МОРАЛЬ И ЭТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ ПОРЕВОЛЮЦИОННОГО ПЕРИОДА (20-Е ГГ. XX ВЕКА)

МОРАЛЬ И ЭТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ ПОРЕВОЛЮЦИОННОГО ПЕРИОДА (20-Е ГГ. XX ВЕКА)

By Е. А. Овчинникова

Abstract

The article examines the historical material on the 20th years of the XX century. the process of «crowding out» ethics of educational and scientific space, caused by political and ideological factors of influence on the one hand, and the formation of a new morality, which is included in the state ideology as its integral component, on the other hand. The article shows the influence of socio-political, ideological, formed the normative system of values and morals of the period. In the revolutionary years of theoretical ethics, it takes place ethical doctrine, whose mission — clearly regulate, to codify behavior, set a tough regulatory system, to form moral ideals, to bring a new person. В статье анализируется на историческом материале 20-х гг. XX в. процесс «вытеснения» этики из образовательного и научного пространства, вызванный  политическими факторами и идеологическим влиянием, с одной стороны, и формирование новой морали, которая включается в государственную идеологию как ее неотъемлемый компонент, с другой стороны. Прослеживается влияние социально-политических, идеологических установок, сформировавших ценностный и нормативный строй морали данного периода. В пореволюционные годы место теоретической этики занимает этическая доктрина, задача которой – четко регламентировать, кодифицировать поведение, задавать жесткую нормативную систему, формировать нравственные идеалы, воспитывать нового человека.

Topics: Russian culture; proletarian morals; partetika; ethics and ideology; ethics in Russia, русская культура; пролетарская мораль; партэтика; этика и идеология; этика в России

Publisher: РОО «Санкт-Петербургское философское общество»

Year: 2017

OAI identifier: oai:ojs.iculture.spb.ru:article/774


44. Мораль, нравственность, этика.

Термины «этика», «мораль», «нравственность» близки по смыслу. Но возникли они в трех разных языках.

Древнегреческое слово (от ethos) служит аналогом латинскому понятию «moralis» и русскому самобытному термину «нравственность». Все они подразумевают некоторую устойчивость, внутреннюю упорядоченность нравов, обычаев людей.

Со времен Аристотеля понятием «этика» стали обозначать ту область философских знании, которая    изучает      человеческие добродетели. Все этические учения    прошлого    и    настоящего      имеют своей     целью       рациональное      обоснование    морали, выявление   ее   общего, сущностного значения, выраженного в системе законов, ценностей, принципов, категорий. Аристотель посвятил новой науки такие труды, как «Никомахова,» «Эвдемова этика», «Большая этика» – извлечение из двух предыдущих. Слово «этика» происходит от греческого – обозначающее нрав, логово, дом, характер, темперамент, обычай.

У Гомера слово «этика» обозначает местопребывание, совместное проживание. У Гераклита этим словом обозначено «образ жизни», образец. Он употребляет этот термин говоря об этносе человека, отталкиваясь от понимания этики как характера (темперамента).

Этика – теория нравственности, обозначающая совокупность добродетелей, а т.ж. область знаний о них.

Слово «мораль» –образованно от латинского языка, что означало примерно то же, что и этика в греческом –– нрав, обычай. Цицерон со ссылкой на Аристотеля, образовал от него слова – моральный и – мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов э

тический и этика. Русское слово «нравственность» происходит от корня «нрав». И впервые оно употреблялось наряду со словами «этика» и мораль» как их синонимы. Со временем они приобрели некоторые смысловые оттенки, отличающие их друг от друга.

Под нравственностью и моралью понимают принципы, ценности, нормы, определяющие человеческое поведение.

Этикой же называют как сами эти принципы (например, «педагогическая этика»), так и науку о них, т.е. науку о морали (нравственности). Слово «нравственность» обычно не употребляется там, где речь идет о негативной оценке поведения, а слово «мораль» более нейтрально по отношению к такой оценке: можно сказать «человеконенавистническая мораль фашизма», но не «человеконенавистническая нравственность».

Некоторые авторы предлагают понимать под моралью нормы, а под нравственностью –– степень их соблюдения. Однако такое различие не стало общепринятым.

В практике словоупотребления этих слов практически взаимозаменяемы (а их смысловые оттенки почти всегда можно уловить по контексту): Этика имеет нормативный характер. Этика не только учение о морали, но и часть самой морали.

Мораль предмет изучения этики. Мораль проявляет себя в тонких человеческих взаимоотношениях. Мораль –– это реальность. Мораль – форма общественного сознания, вид человеческой деятельности и человеческих отношений, важный способ регуляции поведения человека в обществе, складывается из принципов, норм, правил, оценок, которыми человек руководствуется в своем поведении. Мораль – это индивидуальные и общественные формы человеческих отношений, основанные на различении добра и зла. Мораль формируется главным образом в результате воспитания, в меньшей степени — в результате действия механизма сопереживания или адаптационного процесса. Мораль индивидуума, как императивный подсознательный механизм, плохо поддается сознательному критическому анализу и коррекции. Мораль служит предметом изучения этики.

Нравственность – система ценностей, существующих в форме всеобщих безусловных принципов чел. бытия; система неписанных законов, в кот. находит отражение общепринятые нормы и оценки человеческих поступков. Нравственность проявляется в отношении чела к др., к семье, коллективу, родине, народу в целом, к самому себе. Категории нравственности: добро, зло, честь, совесть, достоинство, ответственность, свобода, добросовестность. Основным критерием нравственности является чувство ответственности перед коллективом, обществом, самим собой, родиной и т.д. Нравственность в широком смысле — особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

Мораль – должное, а нравственность – сущее. Мораль, как правило, подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта (других людей, общество, церковь и т. д.). Нравственность ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения.

Рано или поздно наше общество научится говорить на сложные темы — Российская газета

К сожалению или к счастью, «прогресс нравственности» не столь очевиден в отличие от прогресса технического. К лучшему может меняться человек, но не человечество. Более того, если бы люди менялись, и менялись к лучшему, вся классическая литература, все мировое искусство, объектом которого является человек, уже потеряли бы актуальность. Но меняются времена, а вместе с ними — массовые представления о добре и зле, допустимом и недопустимом. Вот сейчас, например, вошли в обиход разговоры на темы, ранее либо табуированные, либо недостойные широкого обсуждения по причине своей мелкотравчатости. То, о чем прежде стыдились говорить на людях, выплеснулось на телеэкраны, затопило собой социальные сети. Мы переживаем революцию морали?

Обсудим тему с кандидатом философских наук, заведующим кафедрой этики философского факультета СПбГУ Вадимом Перовым.

Нравы в упадке всегда

Уже просто деваться некуда от телевизионных ток-шоу, участники которых с утра до вечера, не стесняя себя в выражениях, полощут свое и чужое грязное белье. В публичном пространстве стало возможным то, что раньше даже в тесном семейном кругу нередко считалось лежащим за гранью приличий. Наше общество становится более открытым, и надо радоваться этому?

Вадим Перов: Я мало слежу за подобного рода ток-шоу, они мне не интересны. В свое время я пытался их смотреть в профессиональных целях, чтобы потом провести некоторый анализ, но мне стало скучно. К сожалению, эти ток-шоу и то, как они проводятся, — результат другого обстоятельства: у нас в стране минимизированы публичные дискуссии по общественно значимым темам. Я говорю не только о настоящих (а не имитируемых) дискуссиях по вопросам политики, но и о самом насущном, что волнует огромную аудиторию: образование, здравоохранение, общественная безопасность, социальное страхование, ЖКХ… Даже если в телеэфире все это не обсуждается, но существует в качестве досужих разговоров, никак не влияющих на решение этих вопросов, люди втягиваются в единственно доступную им публичную дискуссию о том, кто от кого забеременел и подтверждается ли чье-то отцовство анализом ДНК. Так что уход от обсуждения действительно важных вещей в коммунальные свары — это едва ли признак того, что наше общество становится более открытым.

Массовые представления о приличиях, — они посредством таких зрелищ не меняются?

Вадим Перов: Я думаю, они меняются и сами по себе. Потому что меняется жизнь, меняется общество, меняются наши семейные отношения, которые встроены в социальные. Наблюдая, как дочь в прямом эфире кроет последними словами родную мать, можно, конечно, говорить об упадке нравов, но нравы в упадке находятся всегда, в этом нет ничего нового. Раньше сплетничали на завалинке или на лавочке у подъезда, теперь — в телестудии и с трансляцией на широкую публику. В известной степени это стало возможным еще и благодаря Интернету. Если в социальной сети я могу оскорблять оппонентов, то что мне мешает это делать по телевизору?

А что собой представляют старые нормы? Они сегодня не выглядят ханжескими?

Вадим Перов: Понятие «ханжество» многозначно. В 60-годы носить короткую юбку или брюки-дудочки считалось «аморальным». Считалось также, что человек, часто меняющий работу, не то чтобы аморален, но как бы не очень внушает доверие, про таких говорили — «летун». Потому что существовали определенные ценностные представления. Было индустриальное общество, которое предполагало определенную систему занятости, и в этой системе частая смена работы не поощрялась. Сегодня мы имеем постиндустриальное общество с более свободным отношением к труду, и частая смена работы уже не оценивается негативно. Потому что изменилось общество, и вследствие этого поменялись некоторые представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

А что есть «традиционные ценности», внедряемые сегодня в российское общество как некий моральный императив?

Вадим Перов: Когда речь заходит о традиционных ценностях, чаще всего это ассоциируется с традиционными семейными отношениями. Это семья, в которой есть статусно-ролевые отношения между мужем и женой. Например, существуют знаменитые три «К» — дети, кухня, церковь, которые прежде была обязана чтить каждая замужняя немецкая женщина. Менталитет немецкого общества изменился, и если немке теперь сказать, что она должна жить в полном соответствии с этими три «К», то женщина обидится. В России сегодня тоже большинство женщин скажут, что три «К» — это не та семья, в которой они хотели бы жить. Но если их спросить: вы за традиционные семейные ценности? Они ответят: да! В этом смысле даже советская страна была более передовой, чем большинство стран Запада. Высшее образование в европейских странах женщины стали массово получать наравне с мужчинами только в конце 60-х — начале 70-х годов. Нельзя сказать, что мужчины и женщины были у нас абсолютно равны, но идея их равенства оказалась более укорененной в российском мировоззрении, чем в зарубежном.

Вдруг появилась мода на публичные разговоры о частной жизни, причем о самых потаенных, доселе скрываемых ее сторонах. Недавно, например, в социальных сетях прошел флешмоб «Я не боюсь сказать»: женщины лавинообразно заговорили о количестве бытового и сексуального насилия, которому они подвергались в своей жизни.

Вадим Перов: Я считаю, что это очень хорошо — такая откровенность. Это показатель развития общества — насколько сложные моральные проблемы в нем публично обсуждаются. Теперь можно надеяться, что в будущем количество подобного рода эксцессов станет меньше. Но не потому, что их будут скрывать, а, наоборот, потому, что они могут быть преданы огласке, и всякий, кто собирается домогаться женщины, сто раз подумает, прежде чем это сделать. Да, об этом нужно говорить, но не надо делать из этого шоу, не надо превращать серьезный разговор в подглядывание через замочную скважину. Я уверен, что рано или поздно наше общество научится говорить и на такие сложные темы.

Начинает формироваться сетевая этика

Можно ли сказать, что социальные сети, где стало возможно все — потоки брани, издевательский троллинг, выплески злобы, агрессии, — готовят революцию морали? Или эта революция уже произошла и поздно сетовать на «Фейсбук» с «Инстаграмом»?

Вадим Перов: Количество анонимных аккаунтов (а именно анонимность многим «развязывает языки») в сети резко сокращается, раньше их было гораздо больше. Но есть немало людей, которые ведут себя отвязно и под своими личными аккаунтами. Это происходит от того, что они не воспринимают пространство социальной сети как место своего реального проживания, для них это некая другая реальность. Возможно, здесь имеются и элементы карнавальной культуры. Если в былые времена карнавал проходил один раз в год, и в течение недели-двух можно было устраивать «вакханалии», «сатурналии», то социальная сеть дает возможность делать это чуть ли не каждый день. Действительно, люди выпускают пар. Хотя отсутствие здесь каких бы то ни было этических границ приводит к печальным последствиям. Но тот же «Фейсбук» и «Гугл» сейчас пытаются при помощи современных технологий отслеживать и пресекать проявления агрессии. Начинает формироваться сетевая этика.

Вы уверены, что в сети исподволь, постепенно утвердится свод неписаных моральных ограничений?

Вадим Перов: Он уже появляется. Когда начинался Интернет, его создатели декларировали, что это будет зона абсолютной моральной свободы — делай что хочешь. Нынешние анонимусы, они, по сути, выражают идеологию создателей Интернета. Но те, кто сегодня в Интернете деньги зарабатывают, прекрасно понимают, что если они сами не наведут порядок в сети, то государство их прихлопнет или сильно ограничит. Я здесь не ставлю нам в пример Северную Корею или Китай, Индию, где имеются очень жесткие ограничения Интернета. Но какие-то моральные регуляторы в сети, несомненно, нужны, и она сама способна их выработать.

Двойная мораль свойственна любому обществу

Есть ли критерии, по которым определяется уровень общественной морали?

Вадим Перов: Они очень спорные. Тем не менее существуют методики социологического анализа ценностей. Есть два очень солидных регулярных исследования — европейское и всемирное. Всемирное проводится раз в четыре года, европейское — раз в два года. Там есть очень своеобразные параметры, по которым оценивается состояние нравственности в обществе. И, кстати, по этим параметрам в России все не так уж плохо. По многим позициям мы находимся не так низко, как нам кажется. Что Россия европейская страна по целому ряду разделяемых ею ценностей — это уж совершенно точно.

Это показатель развития общества — насколько сложные моральные проблемы в нем публично обсуждаются

А двойная мораль нашему обществу разве не свойственна?

Вадим Перов: В той или иной степени она свойственна любому обществу. Двойная мораль — это, по сути, лицемерие. Кроме того, существует корпоративная мораль, тоже далеко не всегда безупречная. Это когда руководители корпорации ставят перед работниками такие задачи, которые не могут быть решены без обмана, подлога, отклонения от закона. И тогда работники, что называется, уходят в «серую зону». То есть создают некий специфический моральный суррогат и начинают жить по его нормам.

В 90-е годы наше общество оказалось в ситуации нравственного безвременья

Вы разделяете мнение, что «прогресса нравственности» не существует?

Вадим Перов: Нет, какой-то прогресс в этом смысле все-таки есть. Человечество признало, что каннибализм неприемлем. Что рабский труд — это плохо. Что равенство мужчин и женщин — это хорошо. Можно привести очень много таких примеров. Если же брать профессиональные этики, то, скажем, в медицине появилось «добровольное информированное согласие» пациента. Раньше не было такой нормы. Почитайте «Записки врача» Вересаева. Он там откровенно пишет, как проводил эксперименты над своими пациентами.

А «регресс нравственности», на ваш взгляд, возможен?

Вадим Перов: В результате каких-то общественных катаклизмов возможен и регресс. Мы, я считаю, пережили его в 90-е годы, когда рухнула прежняя система ценностей, а новая еще не народилась. В результате наше общество оказалось в ситуации нравственного безвременья. Что привело к некоторому падению нравов.

Верующий человек тоже бывает аморален

Презрение к морали более свойственно людям, лишенным религиозного сознания? Если Бога нет, то все позволено?

Вадим Перов: Здесь нет абсолютной взаимосвязи. Верующий человек тоже бывает аморален. На эту тему хорошо высказался Умберто Эко в своей книге «Пять эссе на темы этики». В ней писатель и философ беседует с одним из римских кардиналов. Умберто Эко атеист, а кардинал, естественно, является человеком верующим. И вот Умберто Эко говорит, что на самом деле верующий человек может быть даже менее нравственным, чем неверующий. Потому что верующему грозит Страшный суд, и только это удерживает его от дурных поступков. А представьте, как трудно быть нравственным атеисту, которому никакой Страшный суд не угрожает и который сам накладывает на себя моральные ограничения.

По данным «Левада-центра», большинство россиян положительно относятся к запретительным законам, принятым Госдумой в последнее время. Почти все эти законы регулируют сферу морали и нравственности. Должно ли государство вмешиваться в эту сферу и выдавать обществу моральные предписания?

Вадим Перов: Я отношусь к этому крайне отрицательно. Во-первых, это моя гражданская позиция, а, во-вторых, позиция профессиональная. Причем, профессиональная позиция очень проста. Откройте любой учебник по этике. Там на первых же страницах написано, что нравственность носит неинституциональный характер. Это значит, нет ни одного отдельного социального института, который бы «отвечал» за нравственность. Но одновременно это означает, что все социальные институты — государство, семья, церковь, корпоративные, профессиональные структуры — принимают участие в формировании общественной морали. И ни один их этих институтов не вправе претендовать на то, что его слово в моральных вопросах будет последним.

Вы считаете, нравственность не может быть нормативной?

Вадим Перов: Может. В том числе и ею ограничивается наша свобода. Хотя непонятно, что здесь главенствует. То ли свобода является условием нравственности, то ли нравственность — условием свободы.

Увеличение свободы в вопросах морали свидетельствует о гуманизации общества?

Вадим Перов: На мой взгляд, да. Это кардинально расширяет возможности человека, его способности к самореализации. Кроме того, я считаю, что нравственность обязательно имеет социальное, экономическое измерение. Возможно, вы слышали, что сейчас в некоторых странах планируется провести ряд экспериментов, цель которых — выяснить, что произойдет с обществом, если ввести минимальный гарантированный доход для всех граждан. Многие полагают, что эта революционная идея способна полностью изменить наше отношение к работе. Есть гарантированный доход, а дальше уже человек получает свободу. То есть в этом смысле у него отсутствует экономическое принуждение к труду. Пока что это воспринимается как фантастика. Швейцарцы, например, провели референдум и по его результатам отказались от этой идеи. А финны решили попробовать, и у них такой эксперимент уже идет.

Все-таки мы переживаем революцию морали?

Вадим Перов: Да, мы переживаем здесь некоторую трансформацию. В чем-то она, наверное, может считаться революционной, и связано это с динамизмом общественной жизни. Так было во все времена, и наше — не исключение, но сейчас эти изменения ощущаются сильнее.

Визитная карточка

Вадим Перов. Фото: Валерий Выжутович

Вадим Перов — кандидат философских наук, заведующий кафедрой этики Института философии СПбГУ. Родился в 1967 году в Ленинграде. Окончил философский факультет Ленинградского госуниверситета в 1991 году. С 1992 года работает преподавателем философии и этики в СПбГУ. Является одним из инициаторов и создателей бакалавриата и магистратуры по образовательной программе высшего образования Прикладная этика в России. Занимался исследованиями в области морального доверия и этической справедливости, прикладных и профессиональных этик, разрабатывал нормативную концепцию моральной ответственности. В настоящее время изучает проблемы нравственных конфликтов, в том числе конфликты традиционной и современной морали. Считает, что в основе современной нравственности должны быть светские, то есть внерелигиозные моральные нормы и ценности.

Этические основы управления транспортным средством категории «D» и безопасность движения / КонсультантПлюс

Этические основы управления транспортным средством категории «D» и безопасность движения

Основные категории этики и морали в обеспечении безопасности дорожного движения. Профессиональная этика водителя

Итого по разделу

 

3.2.1. Психологические особенности водителя при управлении транспортным средством категории «D».

3.2.1.1. Профессиональная надежность водителя. Управление транспортным средством категории «D» в экстремальных условиях деятельности.

Профессиональные качества водителя транспортного средства категорий «D», оборудованного специальными световыми и звуковыми сигналами. Профессиональная надежность водителя и особенности принятия решений в различных условиях дорожного движения.

Экстремальные условия профессиональной деятельности водителя транспортного средства категории «D», оборудованного специальными световыми и звуковыми сигналами. Профессиональный стресс, способы его преодоления и профилактика.

3.2.2. Этические основы управления транспортным средством категории «D» и безопасность движения.

3.2.2.1. Основные категории этики и морали в обеспечении безопасности дорожного движения. Профессиональная этика водителя.

Этика, мораль и нравственность, основные функции морали. Нормы и принципы как элементы морали и нравственности, их проявления в деятельности водителя транспортного средства. Нравственные коллизии водителя транспортного средства, оборудованного устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов, движущегося в транспортном потоке. Нравственная регуляция и профессиональная этика водителя, управляющего транспортным средством категории «D», оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов.

3.3. Учебный предмет «Технические характеристики и конструктивные особенности транспортных средств категории «D», оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов».

Открыть полный текст документа

Этика, мораль, нравственность в профессиональной деятельности адвоката

16 ноября 2020 г. 14:14

13 ноября в АП Брянской области в очно-заочной форме с использованием платформы Zoom прошли курсы повышения квалификации адвокатов


Курсы повышения квалификации организованы Федеральной палатой адвокатов РФ и Адвокатской палатой Брянской области (далее – АПБО). Приглашенным лектором выступил вице-президент ФПА РФ, член Совета ФПА РФ Михаил Толчеев. Тема его выступления – «Конфликт интересов сторон».

С приветственным словом выступил президент АПБО Михаил Михайлов. Он отметил необходимость соблюдения количественных ограничений при проведении образовательных мероприятий в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой.

Лекцию на тему «Конфликт интересов сторон» прочитал вице-президент ФПА РФ, член Совета ФПА РФ, первый вице-президент АП Московской области Михаил Толчеев.

В рамках выступления Михаил Николаевич рассказал об этических основах взаимоотношений адвоката и доверителя, об имеющем место злоупотреблении со стороны адвоката. Он пояснил, какой ущерб авторитету адвокатуры наносит нарушение морально-этической и нравственной составляющей в профессиональной деятельности адвоката, а также соотношения этического и нормативного регулирования.

Кроме того, в ходе лекции были раскрыты принципы адвокатской деятельности, перечислены последствия их несоблюдения, а также освещены проблемы формирования стереотипов в обществе в отношении того, кто такой адвокат, понятие конфликта интересов и его роль в адвокатской деятельности.

Адвокаты АПБО приняли активное участие в процессе обучения, задавали лектору вопросы, высказывали свои мнения и предложения по обсуждаемым в ходе дискуссии темам. В завершение образовательного занятия им выдали сертификаты о повышении квалификации в объеме четырех академических часов.

Адвокатская палата Брянской области и слушатели курса выражают глубокую благодарность Михаилу Николаевичу Толчееву за насыщенную и интересную лекцию, доступность и увлекательность подачи материала, а также Федеральной палате адвокатов РФ в лице вице-президента Светланы Игоревны Володиной – за организацию обучения.

Урок 5. мораль — Обществознание — 10 класс

Обществознание, 10 класс

Урок 5. Мораль

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Мораль.
  2. Отличие морали от других социальных норм?
  3. Как и почему возникла мораль?
  4. Устойчивость и изменчивость моральных норм.
  5. Что заставляет нас делать выбор в пользу добра? Золотое правило нравственности.

Глоссарий по теме

Мораль – это совокупность норм и принципов поведения, особая форма общественного сознания способное регулировать действия и поступки человека.

Моральный поступок — это высоконравственное сознательное действие, соответствующее правилам морали.

«Золотое правило нравственности» — общее этическое правило, которое можно сформулировать как «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

Этика — одна из форм идеологии — учение о морали (нравственности), её развитии, принципах, нормах и роли в обществе.

Гуманизм — этическая жизненная позиция, утверждающая, что люди имеют право в свободной форме определять смысл и форму своей жизни.

Нравственность – это внутренние духовные качества человека, основанные на идеалах добра, чести, долга, справедливости, проявляющиеся в отношении к людям и природе.

Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями».

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебникова, М.В. Телюкина. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.

Стр. 120-131.

Клименко А. В., Румынина В. В. Обществознание в вопросах и ответах: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. — М., 199

Стр. 38-40

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Особую роль в регулировании жизни общества и поведения его членов играет мораль. Мораль (от лат. moralitas — относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; и лат. mores — нравы, обычаи, мода, поведение) — форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.

Существуют следующие виды моральных норм:не лги, не завидуй, не обижай слабого, уважай старших, не предавай, помогай нуждающимся.

Стоит заметить, что мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои, строй жизни, общение людей. Однако содействие регуляции социального поведения людей не является единственной функцией морали.

Люди в обществе связаны многообразными отношениями. Взрослый человек, как правило, имеет профессиональные обязанности, требующие навыков, добросовестного выполнения поставленных задач, внимательного отношения к возможным негативным последствиям своей работы. Так, лётчик стремится благополучно доставить до пункта назначения пассажиров, врач — помочь и при этом не навредить пациенту, учитель — привить любовь к знаниям и не оттолкнуть учеников от своего предмета безжизненной сухостью изложения учебного материала.

Подобная деятельность регулируется специальными инструкциями, правилами, уставами.

Как известно, жизнь человека не сводится только к профессиональной деятельности. Большое место в ней занимают рождение и воспитание детей, отношения в быту между мужем и женой, отношения детей к родителям и другим родственникам.

Наконец, существуют духовные регуляторы повседневных отношений между людьми в дружбе, в любви, в привязанностях, в повседневных контактах.

Образцы правильного (точнее, должного, нужного) поведения, считающегося в данном обществе нравственным (например, проявление альтруизма, т.е. самопожертвования ради выживания семьи, рода; упорядочение половых связей), обычно через систему воспитания, подражания внушаются всем членам сообщества.

Эти образцы в дальнейшем закрепляются в качестве моральных норм, нравственных принципов, правил, законов и становятся обязательными для всех. Как отмечают учёные, мораль даже в условиях усложнения общественной жизни сохраняет в своей основе основополагающие ценности (равенство, миролюбие, забота), которые на ранних этапах проявили свою значимость на основе родовых связей.

Отличие морали от других социальных норм:

исполняются в силу личных внутренних побуждений человека;

не требует организованной принудительной силы для исполнения;

обеспечиваются совестью и общественным мнением;

не ограничиваются этническими, групповыми и другими рамками рамками;

формируются только в сознании людей и формально не закреплены;

являются жизненным ориентиром в стремлении человека к самосовершенствованию.

Разбор типового тренировочного задания

1.Выберите верные суждения о морали и запишите цифры, под которыми они указаны

1) Моральные нормы отражают потребности общества.

2) Мораль всегда формализована в нормативных правовых актах.

3) Мораль помогает человеку оценивать события общественной жизни.

4) Основой морали является внутренняя мотивация человека и его самоконтроль.

5) Мораль всегда обеспечивает взаимопонимание людей в социуме.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

1,3,4

2.Вставьте пропущенное слово (словосочетание

_________ ________ — создаётся привилегированной частью общества, либо по её заказу профессиональными творцами

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

элитарная культура.

В чем разница между моралью и этикой?

© Anatoli Styf / Shutterstock.com

Как правило, термины этика и мораль используются взаимозаменяемо, хотя несколько разных сообществ (например, академических, юридических или религиозных) иногда проводят различие. Фактически, в статье Британики об этике эти термины рассматриваются как те же, что и в моральной философии. Понимая, что большинство специалистов по этике (то есть философов, изучающих этику) считают эти термины взаимозаменяемыми, давайте продолжим и углубимся в эти различия.

И мораль, и этика в общих чертах связаны с различением между «хорошим и плохим» или «правильным и неправильным». Многие люди думают о морали как о чем-то личном и нормативном, тогда как этика — это стандарты «хорошего и плохого», которые различаются в определенном сообществе или социальной среде. Например, местное сообщество может считать прелюбодеяние аморальным, и вы лично можете согласиться с этим. Однако это различие может быть полезно, если в вашем местном сообществе нет сильных чувств по поводу супружеской неверности, но вы считаете прелюбодеяние аморальным на личном уровне.Согласно этим определениям терминов, ваша мораль противоречила бы этике вашего сообщества. Однако в популярном дискурсе мы часто используем термины моральный и аморальный , когда говорим о таких проблемах, как прелюбодеяние, независимо от того, обсуждается ли это в личной или общественной ситуации. Как видите, различение может оказаться немного сложным.

Важно рассмотреть, как эти два термина использовались в дискурсе в разных областях, чтобы мы могли рассмотреть коннотации обоих терминов.Например, мораль имеет христианский оттенок для многих жителей Запада, поскольку моральное богословие занимает видное место в церкви. Аналогичным образом, этика — это термин, используемый в связи с бизнесом, медициной или законом. В этих случаях этика служит личным кодексом поведения для людей, работающих в этих областях, а сама этика часто вызывает большие споры и споры. Эти коннотации помогли провести различия между моралью и этикой.

Сегодня специалисты по этике используют эти термины как синонимы.Если они действительно хотят отличить мораль от этика , ответственность за определение определения обоих терминов лежит на специалисте по этике. В конце концов, разница между ними столь же существенна, как и линия, проведенная на песке.

Этика и мораль — разница и сравнение

Источник принципов

Этика — это внешние стандарты, которые устанавливаются учреждениями, группами или культурой, к которым принадлежит человек. Например, юристы, полицейские и врачи должны соблюдать этический кодекс, установленный их профессией, независимо от их собственных чувств или предпочтений.Этику также можно рассматривать как социальную систему или основу приемлемого поведения.

Мораль также находится под влиянием культуры или общества, но это личные принципы, созданные и поддерживаемые самими людьми.

Последовательность и гибкость

Этика очень последовательна в определенном контексте, но может сильно различаться в зависимости от контекста. Например, этика медицинской профессии в 21 веке в целом последовательна и не меняется от больницы к больнице, но они отличаются от этики юристов 21 века.

Моральный кодекс человека обычно неизменен и непротиворечив во всех контекстах, но некоторые события также могут радикально изменить личные убеждения и ценности человека.

Конфликты между этикой и моралью

Одним из профессиональных примеров противоречия этики с моралью является работа адвоката. Нравственность адвоката может говорить ей, что убийство предосудительно и что убийцы должны быть наказаны, но ее этика как профессионального юриста требует, чтобы она защищала своего клиента в меру своих возможностей , даже если она знает, что клиент виновен .

Другой пример можно найти в области медицины. В большинстве стран мира врач не может усыпить пациента даже по его просьбе в соответствии с этическими стандартами для медицинских работников. Однако тот же врач может лично поверить в право пациента на смерть в соответствии с собственной моралью врача.

Истоки

Большая часть путаницы между этими двумя словами восходит к их происхождению. Например, слово «этика» происходит от старофранцузского ( etique ), позднего латыни ( ethica ) и греческого ( ethos ) и относится к обычаям или моральной философии.«Мораль» происходит от позднелатинского слова «», «моралис », в котором говорится о надлежащем поведении и манерах в обществе. Итак, изначально эти два слова имеют очень схожие, если не синонимы.

Мораль и этика человека философски изучаются уже более тысячи лет. Идея об этике как о принципах, которые устанавливаются и применяются к группе (не обязательно ориентированные на отдельного человека), является относительно новой, однако, в первую очередь, восходит к 1600-м годам. Различие между этикой и моралью особенно важно для философов-этиков.

Видео, объясняющие различия

Следующее видео объясняет, насколько этика объективна, а мораль — субъективна.

Список литературы

В чем разница между «моралью» и «этикой»?

СМОТРЕТЬ: В чем разница между моралью и этикой

Может быть, вы слышали эти термины и задались вопросом, в чем разница.Многие думают, что это одно и то же.

Хотя они и являются тесно связанными понятиями, морали, в основном относятся к руководящим принципам, а этики, относятся к конкретным правилам и действиям или поведению.

A Моральное правило — это идея или мнение, движимое желанием быть хорошим. Этический кодекс — это набор правил, определяющих допустимые действия или правильное поведение.

Концепции схожи, но есть небольшие различия…

Что означает

мораль ?

Представления человека о морали обычно формируются окружающей средой (а иногда и системой убеждений).Моральные ценности формируют представления человека о правильных и неправильных .

Они часто предлагают руководящие идеи, лежащие в основе этических систем. Вот тут-то и получается сложно… мораль — основа этики.

Моральный человек хочет поступать правильно, а моральный импульс обычно означает лучшие намерения .

Что означает

этика ?

Этика отличается от морали тем, что они гораздо более практичны.

Этический кодекс не обязательно должен быть моральным. Это просто набор правил, которым люди должны следовать. Несколько профессиональных организаций (например, Американская ассоциация адвокатов и Американская медицинская ассоциация) создали особые этические кодексы для своих областей.

Другими словами, этический кодекс не имеет ничего общего с космической праведностью или набором убеждений. Это свод правил, которые разрабатываются торговыми группами, чтобы гарантировать, что участники не попадут в неприятности и будут действовать так, чтобы приносить пользу профессии.

Этика не всегда моральна… и наоборот

Важно знать, что этичное не всегда является моральным, и наоборот. Omerta , например, кодекс молчания, разработанный среди членов мафии. Его использовали для защиты преступников от полиции. Это соответствует правилам этически корректного поведения для организации, но также может рассматриваться как неправильное с моральной точки зрения.

Моральное действие также может быть неэтичным. Адвокат, который сообщает суду, что его клиент виновен, может действовать из морального желания добиться справедливости, но это глубоко неэтично, поскольку нарушает тайну адвокатской тайны.

Что такое этика? — Центр прикладной этики Марккула


Этика основана на хорошо обоснованных стандартах правильного и неправильного, которые предписывают, что люди должны делать, обычно с точки зрения прав, обязательств, пользы для общества, справедливости или определенных добродетелей.

Несколько лет назад социолог Раймонд Баумхарт спросил деловых людей: «Что для вас этика значит?» Среди их ответов были следующие:

«Этика связана с тем, что мои чувства говорят мне, правильно или неправильно.«
« Этика связана с моими религиозными убеждениями ».
« Быть этичным — значит делать то, что требует закон ».
« Этика состоит из стандартов поведения, которые принимает наше общество ».
« Я не знаю, что означает это слово. . «

Эти ответы могут быть типичными для нас. Значение слова «этика» трудно определить, и взгляды многих людей на этику шатки.

Как и первый респондент Баумхарта, многие люди склонны отождествлять этику со своими чувствами. Но быть этичным, очевидно, не значит следовать своим чувствам.Человек, который следует своим чувствам, может отказаться от того, что поступает правильно. На самом деле чувства часто отклоняются от этических норм.

Также нельзя отождествлять этику с религией. Большинство религий, конечно, отстаивают высокие этические стандарты. Но если бы этика ограничивалась религией, то этика применялась бы только к религиозным людям. Но этика применима как к поведению атеиста, так и к поведению набожного религиозного человека. Религия может устанавливать высокие этические стандарты и обеспечивать сильную мотивацию этического поведения.Однако этика не может быть ограничена религией и не тождественна религии.

Быть этичным — это не то же самое, что следовать закону. Закон часто включает этические стандарты, которых придерживается большинство граждан. Но законы, как и чувства, могут отклоняться от этического. Наши собственные законы о рабстве, существовавшие до Гражданской войны, и старые законы апартеида в современной Южной Африке — гротескно очевидные примеры законов, отклоняющихся от этических норм.

Наконец, быть этичным — это не то же самое, что делать «все, что принимает общество».«В любом обществе большинство людей принимают стандарты, которые, по сути, являются этическими. Но стандарты поведения в обществе могут отличаться от этических. Все общество может стать этически коррумпированным. Нацистская Германия — хороший пример морально коррумпированного общества.

Более того, если бы этичность заключалась в том, чтобы делать «все, что принимает общество», то, чтобы выяснить, что этично, нужно было бы выяснить, что принимает общество. Например, чтобы решить, что я должен думать об абортах, мне нужно было бы провести опрос американского общества, а затем согласовать свои убеждения с тем, что общество принимает.Но никто никогда не пытается решить этический вопрос с помощью опроса. Кроме того, отсутствие общественного согласия по многим вопросам делает невозможным отождествление этики с тем, что принимает общество. Некоторые люди принимают аборт, а многие — нет. Если бы этичность означала то, что принимает общество, нужно было бы прийти к соглашению по вопросам, которых на самом деле не существует.

Что же такое этика? Этика — это две вещи. Во-первых, этика относится к хорошо обоснованным стандартам правильного и неправильного, которые предписывают, что люди должны делать, обычно с точки зрения прав, обязательств, пользы для общества, справедливости или определенных добродетелей.Этика, например, относится к тем стандартам, которые налагают разумные обязательства воздерживаться от изнасилования, воровства, убийства, нападения, клеветы и мошенничества. Этические стандарты также включают те, которые предписывают добродетели честности, сострадания и лояльности. И этические стандарты включают стандарты, касающиеся прав, таких как право на жизнь, право на свободу от травм и право на неприкосновенность частной жизни. Такие стандарты являются адекватными стандартами этики, потому что они поддерживаются последовательными и хорошо обоснованными причинами.

Во-вторых, этика относится к изучению и развитию своих этических стандартов. Как упоминалось выше, чувства, законы и социальные нормы могут отличаться от этических норм. Поэтому необходимо постоянно проверять свои стандарты, чтобы убедиться, что они разумны и обоснованы. Таким образом, этика также означает постоянные усилия по изучению наших собственных моральных убеждений и нашего морального поведения, а также стремление обеспечить, чтобы мы и институты, которые мы помогаем формировать, соответствовали стандартам, которые являются разумными и прочно обоснованными.

Эта статья впервые появилась в Issues in Ethics IIE V1 N1 (осень 1987 г.). Пересмотрена в 2010 г.

BBC — Этика — Введение в этику: Этика: общее введение

Какая польза от этики?

Этика должна давать ответы. Фото: Джеффри Холман ©

Чтобы этические теории были полезными на практике, они должны влиять на поведение людей.

Некоторые философы думают, что этика делает это.Они утверждают, что если человек осознает, что делать что-то было бы морально хорошо, то для него было бы иррационально не делать этого.

Но люди часто ведут себя иррационально — они следуют своему «внутреннему инстинкту», даже когда их голова подсказывает другой образ действий.

Однако этика дает хорошие инструменты для размышлений о моральных проблемах.

Этика может составить карту морали

Большинство моральных проблем заставляют нас сильно волноваться — подумайте об аборте и эвтаназии для начала.Поскольку это такие эмоциональные проблемы, мы часто позволяем сердцу спорить, а мозг просто плывет по течению.

Но есть другой способ решения этих проблем, и здесь могут помочь философы — они предлагают нам этические правила и принципы, которые позволяют нам более холодно относиться к моральным проблемам.

Итак, этика дает нам моральную карту, основу, которую мы можем использовать, чтобы найти свой путь в трудных вопросах.

Этика может выявить разногласия

Используя этические принципы, два человека, которые спорят по моральным вопросам, часто могут обнаружить, что то, в чем они не согласны, — это всего лишь одна конкретная часть проблемы, и что они в целом согласны во всем остальном.

Это может снять остроту спора, а иногда даже намекнуть на способ решения своей проблемы.

Но иногда этика не оказывает людям той помощи, в которой они действительно нуждаются.

Этика не дает правильных ответов

Этика не всегда дает правильный ответ на моральные проблемы.

В самом деле, все больше и больше людей думают, что для многих этических вопросов нет единственного правильного ответа — только набор принципов, которые можно применить к конкретным случаям, чтобы дать заинтересованным сторонам четкий выбор.

Некоторые философы идут дальше и говорят, что все, что может сделать этика, — это устранить путаницу и прояснить проблемы. После этого каждый должен сделать собственные выводы.

Этика может дать несколько ответов

Многие люди хотят получить единственный правильный ответ на этические вопросы. Им трудно жить с моральной двусмысленностью, потому что они искренне хотят поступать «правильно», и даже если они не могут понять, что это за правильный поступок, им нравится идея, что «где-то» есть один правильный ответ.

Но часто нет одного правильного ответа — может быть несколько правильных ответов или просто несколько худших ответов — и человек должен выбирать между ними.

Для других моральная двусмысленность трудна, потому что она заставляет их брать на себя ответственность за свой собственный выбор и действия, вместо того, чтобы прибегать к удобным правилам и обычаям.

Этика и люди

Этика о «другом»

Этика касается других людей ©

В основе этики лежит забота о чем-то или о ком-то, кроме нас самих, а также о наших собственных желаниях и личных интересах.

Этика занимается интересами других людей, интересами общества, интересами Бога, «конечными благами» и так далее.

Значит, когда человек «думает этично», он хотя бы немного думает о чем-то помимо себя.

Этика как источник силы группы

Одна из проблем этики — это то, как ее часто используют в качестве оружия.

Если группа считает, что определенная деятельность «неправильна», она может использовать мораль как оправдание для нападок на тех, кто практикует эту деятельность.

Когда люди поступают так, они часто видят тех, кого они считают аморальными, в чем-то менее человечными или заслуживающими уважения, чем они сами; иногда с трагическими последствиями.

Хорошие люди и добрые дела

Этика — это не только мораль определенного образа действий, но также вопрос о добродетели людей и о том, что значит жить хорошей жизнью.

Этика добродетели уделяет особое внимание моральным качествам людей.

В поисках истока правильного и неправильного

В прошлом некоторые люди думали, что этические проблемы можно решить одним из двух способов:

  • через открытие того, что Бог хотел, чтобы люди делали
  • строго размышляя о моральных принципах и проблемах

Если бы человек сделал это правильно, он бы пришел к правильному выводу.

Но теперь даже философы менее уверены в том, что можно разработать удовлетворительную и полную теорию этики — по крайней мере, такую, которая не приводит к выводам.

Современные мыслители часто учат, что этика ведет людей не к выводам, а к «решениям».

С этой точки зрения роль этики ограничивается разъяснением того, «что поставлено на карту» в конкретных этических проблемах.

Философия может помочь определить диапазон этических методов, бесед и систем ценностей, которые могут быть применены к конкретной проблеме. Но после того, как все это прояснилось, каждый человек должен принять собственное индивидуальное решение о том, что делать, а затем соответствующим образом отреагировать на последствия.

Четыре этических «изма»

Когда человек говорит, что «убийство — это плохо», что он делает?

Это вопрос, который задает только философ, но на самом деле это очень полезный способ получить четкое представление о том, что происходит, когда люди говорят о моральных проблемах.

Различные «измы» считают, что человек, произносящий утверждение, делает разные вещи.

Мы можем показать, что я делаю, когда говорю «убийство — это плохо», переписав это утверждение, чтобы показать, что я имею в виду на самом деле:

  • Я могу сделать заявление об этическом факте
    • «Убивать нельзя»
    • Это моральный реализм
  • Я могу сделать заявление о своих чувствах
    • «Не одобряю убийство»
    • Это субъективизм
  • Я могу выражать свои чувства
    • «Долой убийство»
    • Это эмотивизм
  • Я могу дать указание или запретить
    • «Не убивайте людей»
    • Это прескриптивизм

Моральный реализм

Моральный реализм основан на идее, что во вселенной существуют реальные объективные моральные факты или истины.Моральные утверждения предоставляют фактическую информацию об этих истинах.

Субъективизм

Субъективизм учит, что моральные суждения — это не что иное, как утверждения о чувствах или отношениях человека, и что этические утверждения не содержат фактических истин о добре или зле.

Более подробно: субъективисты говорят, что моральные утверждения — это утверждений о чувствах, отношениях и эмоциях , которые этот конкретный человек или группа имеет по поводу определенной проблемы.

Если человек говорит что-то хорошее или плохое, он говорит нам о своих положительных или отрицательных чувствах по этому поводу.

Итак, если кто-то говорит, что «убийство — это неправильно», они говорят нам, что не одобряют убийство.

Эти утверждения верны, если человек действительно придерживается соответствующего отношения или испытывает соответствующие чувства. Они ложны, если человек этого не делает.

Эмотивизм

Эмотивизм — это точка зрения, согласно которой моральные претензии являются не более чем выражением одобрения или неодобрения.

Это звучит как субъективизм, но в эмотивизме моральное утверждение не предоставляет информацию о чувствах говорящего по теме, а выражает эти чувства .

Когда эмотивист говорит «убийство — это неправильно», это все равно, что сказать «долой убийство» или «убийство, да!» или просто сказать «убийство», скривив испуганное лицо, или показать большой палец вниз одновременно со словами «убийство — это неправильно».

Итак, когда кто-то выносит моральное суждение, он показывает свои чувства к чему-либо.Некоторые теоретики также предполагают, что, выражая чувство, человек дает указание другим о том, как действовать в отношении предмета.

Прескриптивизм

Прескриптивисты считают этические утверждения инструкциями или рекомендациями.

Итак, если я говорю, что что-то хорошее, я рекомендую вам это сделать, а если я говорю что-то плохое, я говорю вам не делать этого.

В любом этическом утверждении реального мира почти всегда есть предписывающий элемент: любое этическое утверждение можно переработать (с небольшими усилиями) в утверждение, содержащее «следует».Например: «ложь — это неправильно» можно переписать как «люди не должны лгать».

Откуда взялась этика?

У философов есть несколько ответов на этот вопрос:

  • Бог и религия
  • Человеческая совесть и интуиция
  • рациональный моральный анализ затрат и выгод действий и их последствий
  • пример хороших людей
  • стремление к лучшему для людей в каждой уникальной ситуации
  • политическая власть

Этика, основанная на Боге — сверхъестественное

Сверхъестественное делает этику неотделимой от религии.Он учит, что единственный источник моральных правил — это Бог.

Итак, что-то хорошо, потому что Бог говорит, что это так, и способ вести хорошую жизнь — это делать то, что Бог хочет.

Интуиционизм

Интуиционисты думают, что хорошее и плохое — это реальные объективные свойства, которые нельзя разделить на составные части. Что-то хорошо, потому что это хорошо; его добродетель не нуждается ни в оправдании, ни в доказательствах.

Интуиционисты думают, что добро или зло могут быть обнаружены взрослыми — они говорят, что люди обладают интуитивным нравственным чутьем, которое позволяет им обнаруживать настоящие моральные истины.

Они думают, что основные моральные истины о том, что хорошо и что плохо, очевидны для человека, который направляет свой ум на моральные проблемы.

Итак, хорошие вещи — это вещи, которые здравомыслящий человек осознает хорошими, если он потратит некоторое время на обдумывание предмета.

Не запутайтесь. Для интуициониста:

  • моральные истины не открываются с помощью рациональных аргументов
  • моральные истины не открываются интуитивно
  • моральные истины не открываются с помощью чувства

Это скорее моральный момент «ага» — осознание истины.

Консеквенциализм

Это этическая теория, которую, по мнению большинства нерелигиозных людей, они используют каждый день. Он основывает мораль на последствиях человеческих действий, а не на самих действиях.

Консеквенциализм учит, что люди должны делать то, что дает наибольшие положительные последствия.

Одна из известных формулировок — «величайшее благо для наибольшего числа людей».

Наиболее распространенными формами консеквенциализма являются различные версии утилитаризма, которые отдают предпочтение действиям, приносящим наибольшее счастье.

Несмотря на очевидную привлекательность для здравого смысла, консеквенциализм оказывается сложной теорией и не дает полного решения всех этических проблем.

Две проблемы с консеквенциализмом:

  • это может привести к заключению, что некоторые довольно ужасные поступки хороши
  • Предсказать и оценить последствия действий часто очень сложно

Неконсвенциализм или деонтологическая этика

Неконсвенциализм касается самих действий, а не последствий.Это теория, которую люди используют, когда ссылаются на «принцип вещи».

Он учит, что некоторые действия правильны или неправильны сами по себе, независимо от последствий, и люди должны действовать соответственно.

Этика добродетели

Этика добродетели смотрит на добродетель или моральный характер, а не на этические обязанности и правила или последствия действий — действительно, некоторые философы этой школы отрицают, что могут быть такие вещи, как универсальные этические правила.

Этика добродетели уделяет особое внимание образу жизни людей и в меньшей степени оценивает конкретные действия.

Он развивает идею хороших поступков, глядя на то, как добродетельные люди выражают свою внутреннюю доброту в том, что они делают.

Проще говоря, этика добродетели учит, что действие является правильным тогда и только тогда, когда это действие, которое добродетельный человек совершил бы в тех же обстоятельствах, и что добродетельный человек — это тот, кто обладает особенно хорошим характером.

Ситуационная этика

Ситуационная этика отвергает предписывающие правила и утверждает, что индивидуальные этические решения должны приниматься в соответствии с уникальной ситуацией.

Вместо того, чтобы следовать правилам, лицо, принимающее решения, должно руководствоваться желанием найти лучшее для вовлеченных людей. Нет никаких моральных правил или прав — каждый случай уникален и заслуживает уникального решения.

Этика и идеология

Некоторые философы учат, что этика является кодификацией политической идеологии и что функция этики состоит в том, чтобы утверждать, поддерживать и сохранять определенные политические убеждения.

Они обычно продолжают говорить, что этика используется доминирующей политической элитой как инструмент для контроля над всеми остальными.

Более циничные авторы предполагают, что правящие элиты навязывают другим людям этический кодекс, который помогает им контролировать этих людей, но не применяют этот кодекс к своему собственному поведению.

Разница между этикой и моралью


Разобраться в разнице между этикой и моралью может быть непросто. Этика и мораль, которые часто рассматриваются как взаимозаменяемые синонимы, на самом деле являются двумя сторонами одной медали.

На древнегреческом языке слово «этос» (этика) означает характер, а «мос» (мораль) означает обычай.К сожалению, эти переводы в значительной степени бесполезны, когда дело доходит до современной интерпретации руководящих принципов, которые относятся к разнице между этикой и моралью, правильным и неправильным, и тем, чтобы быть хорошим человеком.

Если вы читали мою статью о чертах характера, то знаете, что понимание того, что лежит в основе нашего характера, то есть наших основных ценностей, убеждений и идентичности, — это область, близкая и дорогая моему сердцу.

В этой статье я собираюсь углубиться в различия (и сходства) между этикой и моралью, этикой и законом, этикой и ценностями и, наконец, этикой и социальной ответственностью.Давайте углубимся.

В чем разница между этикой и моралью?

В то время как этика и мораль имеют дело с различением правильного и неправильного, этика обычно связана с практическим набором правил, которые должны соблюдаться в профессиональной среде, например, этический кодекс в медицине, праве и бизнесе, тогда как мораль относятся к личным принципам человека.

Этика — это правила, которых вы придерживаетесь, чтобы оставаться в рамках сообщества или профессии. Мораль — это ваши личные ценности, лежащие в основе самого вашего существа.В зависимости от вашей профессии, ваша мораль по определенному вопросу может быть строже, чем этический кодекс по тому же вопросу.


Скачать бесплатно

Спасибо за прочтение. Я хотел бы оставаться на связи и отправлять вам новую статью каждую пятницу, а также PDF-файл с некоторыми из моих любимых интервью из моей книги о утренних занятиях, в том числе:

  • Четырехзвездочный генерал армии США в отставке Стэнли МакКристал
  • Трехкратная золотая медалистка Олимпийских игр США по плаванию, Ребекка Сони
  • Бывший президент Pixar и Walt Disney Animation Studios, Эд Кэтмелл
  • Основатель Huffington Post и Thrive Global, Арианна Хаффингтон
  • Директор по разнообразию в Lenovo , Иоланда Коньерс

Введите свой адрес электронной почты, чтобы подписаться на мою информационную рассылку бесплатно, и загрузите PDF сейчас:


Мораль — это служебные дороги, идущие параллельно шоссе этики.В то время как ваше личное поведение, по большей части, будет руководствоваться профессиональными правилами и положениями шоссе, время от времени (к лучшему или худшему) ваша мораль будет возвращать вас на служебную дорогу, поскольку вы не можете или не хотите продолжайте движение по этической магистрали, не задавая сначала вопросов, в каком направлении вы идете.

Хотя нравственность обычно рассматривается как средство быть добрым и творить добро (а иногда и удерживать «высокие моральные позиции»), если ваша мораль падает ниже общепризнанной этики, ваше поведение может рассматриваться как падающее. не соответствует тому, что считается уместным в вашем сообществе или профессии, и в результате вы можете пострадать от последствий.

В чем разница между этикой и законом?

Этика может использоваться для того, чтобы диктовать закон, но индивидуальная этика, наиболее часто встречающаяся в этическом кодексе организации, не является законом. Верховенство закона диктует четкое различие между этическими и правовыми вопросами, а также их значение с точки зрения судебной власти страны.

Разница между этикой и законом весьма очевидна, хотя, как и все правила и нормы, они могут (и действительно) пересекаться. Профессиональные организации, такие как Американская ассоциация адвокатов, лишат права адвоката — лишат юридической лицензии и, следовательно, возможности заниматься юридической практикой — любого юриста, который, по их мнению, нарушил их этический кодекс.Иногда, хотя и не всегда, нарушение будет настолько серьезным, что данное лицо также нарушит закон.

Разница между этикой и справедливостью еще более разительна. Иногда, если юрист работает в рамках этических норм, которых он поклялся придерживаться, он может не вершить правосудие. Это может произойти, когда адвокат считает, что его клиент виновен в преступлении, в котором он обязан их защищать. В этом примере разница между этикой и моралью очевидна, но для того, чтобы выполнять свои обязанности адвоката, вы должны защищать своего клиента, несмотря на ваши оговорки.

Тем не менее, этика, как правило, не является законом, и в большинстве профессий, если вы чувствуете, что у вас есть моральное обязательство говорить об этических или юридических нарушениях на рабочем месте, вам следует это сделать. В таких ситуациях вам нужно поговорить со своим начальником или другим начальником в вашей организации, чтобы они знали о ситуации.

В чем разница между этикой и ценностями?

Разница между этикой и ценностями во многом такая же, как разница между этикой и моральными ценностями.Этика — это кодекс, в соответствии с которым организация или сообщество ожидают, что вы будете жить. Ваши ценности — это то, что вы считаете истинным прежде всего; они представляют ваши основные убеждения.

Хотя ваши ценности, которые иногда называют вашими основными ценностями, могут со временем меняться по мере того, как вы узнаете больше о предметах, которые они представляют, они не могут измениться в одночасье.

Если посмотреть на разницу между этикой и ценностями, хорошим примером является проблема рабства.На протяжении девятнадцатого века рабство было этической проблемой, но для многих сторонников сецессии, включая Авраама Линкольна, это было прежде всего моральной проблемой.

В течение своей жизни Линкольн написал множество речей, в которых он обращался непосредственно к морали рабства, основывая свои моральные чувства на своих глубоко укоренившихся ценностях. В своем обращении к Cooper Union Линкольн назвал позитивное моральное поведение ряда людей, в том числе Бенджамина Франклина и Александра Гамильтона, как выражающих моральную склонность к тому, чтобы не позволять штатам самостоятельно решать, должны ли они стать рабовладельческими штатами или не:

«Если мы рассмотрим их действия и декларации на других этапах, таких как иностранная работорговля, мораль и политика рабства в целом, нам может показаться, что по прямому вопросу о федеральном контроле над рабством на федеральных территориях шестнадцать, если бы они вообще действовали, вероятно, действовали бы так же, как двадцать три.Среди этих шестнадцати было несколько самых известных противников рабства того времени, [включая] доктора Франклина, Александра Гамильтона и губернатора Морриса ».

Наш шестнадцатый президент знал разницу между этикой и моралью, а также то, как его собственные основные ценности и принципы вписываются в эту систему. Мораль Линкольна была путеводной звездой, стоящей за его ценностями; как и должно быть для всех нас.

В чем разница между этикой и социальной ответственностью?

Основное различие между этикой и социальной ответственностью заключается в том, что, хотя этический кодекс представляет собой набор правил, которые диктуют, что вы можете, а что не можете делать или говорить в профессиональной организации, ваша социальная ответственность имеет тенденцию быть более гибкой и открытой для интерпретация.

Вы слышали фразу воин социальной справедливости? Хотя иногда его используют как уничижительный термин, воин за социальную справедливость — это тот, кто решительно продвигает социально прогрессивные взгляды таким образом, что часто заставляет их находить поклонников и последователей на одной стороне политического прохода, а презрение и угрозы — на другой.

Хотя продвижение вопросов социальной справедливости — не единственное различие между этикой и социальной ответственностью, между ними есть много общего.Если вы живете в обществе, в котором, по вашему мнению, этика общества не совпадает с вашей собственной, например, в стране, которая осуждает улучшение положения женщин или криминализирует гомосексуальность, вы можете рассматривать свою социальную ответственность высказаться. . В этом примере разница между этикой и моралью очевидна; ваша мораль не соответствует этическому кодексу, по которому вас просят жить, поэтому ваше чувство социальной ответственности берет верх.


Теперь, когда вы знаете разницу между этикой и моралью, подумайте о своей собственной морали, ценностях и этических кодексах, в соответствии с которыми вы живете и работаете каждый день.Должна ли цель всегда оправдывать средства или нам следует быть более внимательными в том, как мы себя ведем?

Если вы хотите услышать от меня больше, обязательно подпишитесь на мою бесплатную рассылку новостей по электронной почте, и если вам понравилась эта статья, поделитесь ею в социальных сетях, сделайте ссылку на нее со своего веб-сайта или добавьте ее в закладки, чтобы вы могли возвращайтесь к нему почаще. ∎

Бенджамин Сполл — соавтор книги «Моя утренняя рутина» (Портфолио / Пингвин). Он писал для таких изданий, как New York Times, New York Observer, Quartz, Entrepreneur, Business Insider, CNBC и другие.

Сполл, Б. (9 сентября 2019 г.). Разница между этикой и моралью. Получено с https://benjaminspall.com/ethics-morals/

В чем разница между моралью и этикой?

Нравственность против этики в обществе

Многие люди недовольны словом «мораль», но вполне спокойно используют термин «этический» и настаивают на том, что между ними есть какое-то существенное различие. Например, некоторые люди говорят, что этика связана с внешними, социально навязанными нормами, а мораль — с индивидуальной совестью.Другие говорят, что этика конкретна и практична, в то время как мораль более абстрактна или как-то связана с религией. Между философами нет четкого согласованного различия, и большинство философов используют эти два термина более или менее как взаимозаменяемые.

Мне нравится думать об этом так: мораль — это то, как мы обращаемся с людьми, которых мы знаем, а этика — это то, как мы обращаемся с людьми, которых мы не знаем. Золотое правило поучительно и применимо к обоим: Мы должны относиться к другим так, как мы хотим, чтобы относились к нам. Мы ожидаем от тех, кого мы знаем, относиться с уважением и сочувствием. Для тех, кого мы не знаем, мы ожидаем справедливого обращения, более субъективного стандарта поведения.

Итак, нет никаких сомнений в том, что мораль и этика пересекаются и пересекаются в целостности. То есть, если мы нравственные и этичные люди, мы будем действовать на основе принципиального поведения, следуя таким добродетелям, как честность, уважение, ответственность и верность истине, какой мы ее видим; не столько для человека, который может попросить нас сделать что-то, что мы считаем неправильным, а для объективного ощущения того, что правильно и что неправильно в конкретных обстоятельствах.

Моральные вопросы, как правило, связаны с такими проблемами, как аборт, смертная казнь и т. Д., Которые относятся к тому, как мы оцениваем поведение других. Наша мораль сформирована основными ценностями, такими как то, как мы видим право на жизнь или право женщины выбирать, что ей делать со своим телом.

Этические вопросы, как правило, связаны с определением правильного поведения. Например, предположим, что ваш сосед выращивает экологически чистые овощи и у него больше земли, чем может видеть глаз. Вы думаете о том, чтобы «собрать» некоторые из этих овощей для себя.Итак, если вы решили держаться подальше от земли своего соседа, вы поступили этично. Вы учитывали интересы своего соседа и действовали на основе универсального этического принципа, известного как категорический императив . Он считает, что мы должны действовать так, как мы хотели бы, чтобы действовали другие, если бы столкнулись с подобными условиями. Другими словами, я бы не хотел, чтобы моя соседка использовала мою собственность и то, что я выращиваю, для ее собственных эгоистических нужд, поэтому я не должен делать этого со своим соседом. Таким образом, этическое действие приобретает универсальный характер; однако мы можем представить себе всевозможные «моральные» точки зрения на право на жизнь в сравнении с правом женщины на выбор.

Мне нравится думать об этике как о правилах принятия решения о правильном поведении. Мы можем обратиться к философам за советом, как обсуждалось выше, или правила могут быть воплощены в этических кодексах, например, в кодексах многих профессий. Следующие пункты являются характеристиками этики:

  • Этика предполагает изучение того, что правильно, а что неправильно, и затем поступление правильных вещей.
  • Большинство этических решений имеют далеко идущие последствия, а этика требует взвешивания последствий альтернативного образа действий.
  • Большинство этических решений не являются черными или белыми, а основываются на аргументации через конфликтные ситуации с использованием некоторых стандартов руководства.
  • Большинство этических решений имеют личные последствия.
  • Этические решения должны уважать права тех, на кого влияют наши действия.

Некоторые люди считают, что большинство из нас знает, что делать правильно в большинстве жизненных ситуаций. Это может быть правдой — для большинства из нас, но не для всех.Однако самое сложное — это сделать. Как нам избежать давления, которое может быть оказано начальником или другом, пытаясь сделать этический выбор? Здесь в игру вступает сильная моральная сила.

Сильная моральная сила — это способность поступать правильно, независимо от обстоятельств. Все возвращается к честности — мужеству наших убеждений. Проблема в том, что об этике легче сказать, чем сделать.

В современном обществе кажется, что люди не понимают, что есть разница между тем, что мы имеем право делать, и тем, что делать правильно.У нас есть право публиковать оскорбительные комментарии о другом человеке или нашем работодателе в социальных сетях. Но правильно ли это? Как мы узнаем? Ответ: у каждого из нас есть моральный компас.