Содержание

Мировоззрение что это? Значение слова Мировоззрение

Значение слова Мировоззрение по Ефремовой:

Мировоззрение — Совокупность взглядов, убеждений, определяющих отношение к действительности.

Значение слова Мировоззрение по Ожегову:

Мировоззрение — Система взглядов, воззрений на природу и общество

Мировоззрение в Энциклопедическом словаре:

Мировоззрение — (миросозерцание) — система обобщенных взглядов на мир иместо человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительностии самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы,принципы познания и деятельности. Выделяют три основных типамировоззрения: житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаютсяпредставления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке.религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественногомирового начала. философское мировоззрение, в котором обобщается опытдуховного и практического освоения мира. На основе рациональногоосмысления культуры философии вырабатывает новые мировоззренческиеориентации. Носитель мировоззрения — личность и социальная группа,воспринимающие действительность сквозь призму определенной системывзглядов. Имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения,жизненные стремления, интересы, труд и быт людей.

Значение слова Мировоззрение по словарю синонимов:

Мировоззрение — миропонимание
миросозерцание

Значение слова Мировоззрение по словарю Ушакова:

МИРОВОЗЗРЕНИЕ
мировоззрения, ср. (книжн.). Совокупность взглядов, воззрений на окружающее, на жизнь, на мир, на ту или иную область бытия. Люди разных мировоззрений. Мировоззрение древних греков. Буржуазное мировоззрение. Марксистское мировоззрение.

Определение слова «Мировоззрение» по БСЭ:

Мировоззрение — система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. М. — это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание М. группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии. В качестве субъекта М. реально выступают социальная группа и личность. М. является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка М. — существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, общественного класса и его партии. По своей сущности М. — общественно-исторический феномен, возникший вместе с появлением человеческого общества. Источник происхождения того или иного М. — условия материальной жизни общества, общественное бытие.

М. есть общее понимание мира, человека, общества, определяющее социально-политическую, философскую, религиозную, нравственную, эстетическую, научно-теоретическую ориентацию человека. Существуют три основных типа М. — житейское (обыденное), философское и религиозное — во всём многообразии противоречивого содержания каждого из них. Все эти типы М. выявляют некоторое единство, охватывая определенный круг вопросов, например как дух соотносится с материей, что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, как человек познаёт действительность, что такое добро и зло, по каким законам развивается человеческое общество. Гносеологическая структура М. образуется в результате обобщения естественнонаучных, социально-исторических, технических и философских знаний.
Различают понятия «М.», «общая картина мира», «мироощущение», «мировосприятие», «миросозерцание», «миропонимание». Между всеми этими понятиями существует тесная связь и единство. Нередко они употребляются в качестве синонимов. Вместе с тем между этими понятиями имеются и различия. Общая картина мира — это синтез знаний людей о природе и социальной реальности. Совокупность естественных наук образует естественнонаучную картину мира, а общественных — социально-историческую картину действительности. Создание общей картины мира — задача всех областей знания.
Человек утверждает себя в предметном мире не только с помощью мышления, но и посредством всех своих познавательных способностей. Целостное осознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций образуют мироощущение, мировосприятие и миросозерцание. Миропонимание представляет собой лишь понятийный, интеллектуальный аспект М. Для М. же характерна ещё более высокая интеграция знаний, чем в общей картине мира и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного отношения человека к миру.
Будучи отражением мира и ценностным отношением к нему, М. играет и определенную регулятивно-творческую роль, выступая в качестве методологии построения общей картины мира. Ни одна конкретная наука сама по себе не есть М., хотя каждая из них с необходимостью развивается с помощью М., а также содержит в себе мировоззренческое начало, которое выступает в виде её общих положений и методологических принципов.
Понятие «М.» соотносится с понятием «идеология», но они не совпадают. По своему содержанию М. шире идеологии. Идеология охватывает лишь ту часть М., которая ориентирована на социальные явления и классовые отношения. М. же в целом относится ко всей объективной действительности и к человеку.
М. может находиться на житейском (обыденном) уровне, порождаемом непосредственными условиями жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. Этот уровень М. существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире. Религиозное М. даёт фантастическую картину мира и характеризуется признанием сверхъестественного мирового начала, его основа выражается в иррациональной и эмоционально-образной форме (см. Религия). Философское М. выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.
М. — это не только содержание, но и способ осознания действительности, а также принципы жизни, определяющие характер деятельности. Важнейший компонент М. составляют идеалы как заветные и решающие жизненные цели. Характер представлений о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых образуется общий жизненный план, формируются идеалы, придающие М. действенную силу. Содержание сознания превращается в М. тогда, когда оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей,
«…которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть, — это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 118). М. имеет огромный практический жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается всё окружающее. Идейная убеждённость помогает человеку в минуту смертельной опасности преодолеть инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и совершать подвиги во имя определенных идеалов.
В классово антагонистическом обществе нет и не может быть единого М., ибо каждый класс имеет своё специфическое М.. в нём происходит борьба М. Носителями передового М. являются те классы, которые оказываются носителями наиболее прогрессивного способа производства. В зависимости от того, совпадают ли интересы данного класса с объективной тенденцией исторического развития, с данными науки и общественной практики или нет, его М. по своему содержанию, общественной значимости может быть последовательно научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным, революционным зли реакционным. Феодально-религиозное М. открыто защищало классовое неравенство. М. буржуазии, когда она как восходящий класс противостояла феодализму, было прогрессивным. Вместе с тем её М. и тогда носило классово и исторически ограниченный характер. После утверждения буржуазии у власти её М. становится консервативным и реакционным. Буржуазное М., будучи крайне противоречивым, в целом даёт искажённое отражение действительности, тормозит развитие общества. В нём господствуют Иррационализм, апология капитализма, культ наживы, насилия, которые сосуществуют с либеральными и неолиберальными концепциями и мелкобуржуазными анархически-бунтарскими идеями.
В противоположность буржуазному М., коммунистическое М., обобщая достижения науки и общественной практики, является последовательно научным, интернационалистическим, гуманистическим. Оно возникло с появлением рабочего революционного движения. Ядро коммунистического М. составляет марксистско-ленинская философия, диалектический и исторический материализм. Марксистско-ленинское М. — мощное орудие революционного преобразования мира, одна из решающих сил, организующих людей в борьбе за социализм и коммунизм. В современном мире идёт острая борьба двух противоположных М. — коммунистического и буржуазного, в ходе которой растет влияние марксизма-ленинизма, побеждающего силой правды, достоверностью своих последовательно научных положений.
В социалистическом обществе марксистско-ленинское М. стало господствующим. Формирование у широчайших масс трудящихся коммунистического М. составляет сердцевину всей идейно-воспитательной работы партии. Коммунистическая партия стремится к тому, чтобы каждый человек видел смысл своей жизни в борьбе за практическое воплощение идеалов коммунизма, ясно понимал ход и перспективы развития мировых событий, правильно разбирался в социально-политических явлениях, сознательно строил новое общество. Важ

что такое в Новейшем философском словаре

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система взглядов на мир и место человека в этом мире, во многом определяющая отношение человека к этому миру, другим людям, себе самому и формирующая его личностные структуры. М. возникает как сложный результат практического взаимодействия психически нормального человека с окружающей действительностью — природой и обществом. М. определяет социальное самочувствие, самосознание личности, ее ценностные ориентации, оценки и поведение. М. — относительно автономная и устойчивая система внутренних детерминант жизнедеятельности человека. Социально-философский подход к проблеме М. обнаруживает его несводимость к теоретической, осознанной форме. М. предстает в виде целостной, многоуровневой, сложно организованной системы социальных установок, обладающей фундаментальными для жизнедеятельности личности функциями. В системе М. слиты воедино мысли и чувства, побуждение (воление) и действие, сознательное и бессознательное, слово и дело, объективное и субъективное. Идеи и идеалы лишь завершают, рационализируют, интегрируют М., придают ему осознанный характер. Индивидуальная жизнедеятельность, социальная практика и окружение человека выступают предпосылками возникновения устойчивых и целесообразных форм его социального поведения задолго до того, как исторически и индивидуально осознаются и приобретают теоретическую форму (а иногда так и не осознаются при жизни данного поколения) объективные закономерности его общественного существования. Истории известны различные виды М.: магическое, мифологическое, религиозное, философское, научное, а также различные смешанные их типы. Генезис системы М. обусловлен возрастными особенностями личности. М. возникает в раннем возрасте в сфере субъективно неосознанных, наивных, стихийных практических социальных отношений индивида. В нем в нераздельном сплаве слиты ощущения, чувства, желания, потребности, интересы, воля, побуждения, неосознанные стремления. На основе обобщения первичного социального опыта под влиянием воспитания и практического обучения формируется специфическая внутренняя схема, структура поведения, особая его программная матрица.Устойчивые и сохраняющиеся в системе М. планы, схемы, программы социального поведения личности по отношению к ее сознанию оказываются первичным, практически объективно обусловленным мировоззренческим уровнем. Элементами его выступают способности, навыки, сноровка, умения, практические способы организации деятельности во времени и т.д. В подростковом и юношеском возрасте система М. дополняется уровнем рационального мышления, т.е. системой идеалов, целей и ценностей. Формируется сфера рефлексии, интроспекции, самосознания личности, где систематизируется, оценивается и корректируется уже сложившаяся ранее мировоззренческая ориентация. Элементами этого уровня выступают потребности, мотивы, интересы, идеалы, принципы, цели и убеждения личности. Завершающим уровнем системы М. выступает совокупность субъективно осмысленных «результатов» собственной деятельности, что воплощается в личностной оценке наличного и желаемого статуса взрослой личности. Таким образом, субъективно усвоенные программы социальной деятельности, рационально, вербально выраженные ее принципы и, наконец, субъективно представленные и оцененные результаты социальной деятельности индивида (или группы) образуют макроструктуру системы М. М. — фундаментальное социальное качество индивида, его формирование каждый раз, с каждым новым поколением воссоздается снова и снова как задача исторически непреходящая. Для взрослого психически нормального человека система М. выступает внутренним законом его жизни, утвердившимся в результате сложного процесса познания окружающей действительности, самопознания и самооценки. По отношении к самой личности М. выступает первичным субъективным феноменом, внутренне обусловливающим ее поведение. М. превращает это поведение в относительно автономный, ответственный акт. Формируясь первоначально как некое следствие предшествовавших социальных связей и практического опыта индивида, М. затем превращается во внутреннюю причину, детерминирующую всю совокупность последующего его социального поведения в виде соответствующие идеалов и норм. Генезис М., а затем и его сознательное формирование представляет собой прежде всего сложную практическую и когнитивную самодеятельность субъекта. На разных этапах преобладающее значение могут получать либо внешние воздействия и влияния, либо внутренняя активная позиция субъекта. Поэтому весь процесс может подвергаться значительным внешним целенаправленным общественным воздействиям. Так, существенными средствами манипулирования формированием принципов социального поведения личности оказываются специфические материальные и духовные условия жизни; ограниченные возможности культурного развития; препарированная, неполная и неадекватная социальная информация и т.д. Тем самым индивид намеренно лишается возможности свободного и осознанного выбора собственной социальной ориентации. Система М. личности всегда специфична и отражает индивидуальные особенности ее жизнедеятельности. Но в исторических условиях тоталитарного общества активно и агрессивно насаждаемые идеи способны формировать внешне однородную мировоззренческую ориентацию значительных масс людей, насильно подчиняя их индивидуальность той или иной излюбленной социальной идее (как результат — фанатизм: религиозный, националистический, коммунистический). Социальной основой и целью прогрессивного демократического развития общества выступает свободный самодеятельный человек, самостоятельно формирующий свой внутренний субъективный мир и принципы жизнедеятельности, сознательно выбирающий условия своего социального существования. Система М. как социальное «ядро» личности обусловливает ее целостность, ответственность, рациональную и адекватную ориентацию в обществе.


Синонимы:

акосмизм, антропоцентризм, взгляды, взгляды на вещи, взгляды на жизнь, видение, воззрения, гуманизм, дух, жизнепонимание, идеология, исповедание, коммунитарность, кредо, мировидение, миропонимание, миросозерцание, образ мыслей, правила, принципы, символ веры, субъективизм, теизм, убеждения, фидеизм, философия


Значение слова «Мировоззрение» в 10 онлайн словарях Даль, Ожегов, Ефремова и др.

Поделиться значением слова:

МИРОВОЗЗРЕНИЕ, -я, ср. Система взглядов, воззрений на природу и общество. || прил. мировоззренческий, -ая, -ое.


Ударение: мировоззре́ние ср.

  1. Совокупность взглядов, убеждений, определяющих отношение к действительности.

мировоззре́ние
калька из нем. Weltanschauung – то же; см. Унбегаун, RЕS 12, 39.

МИРОВОЗЗРЕ́НИЕ, мировоззрения, ср. (·книж. ). Совокупность взглядов, воззрений на окружающее, на жизнь, на мир, на ту или иную область бытия. Люди разных мировоззрений. Мировоззрение древних греков. Буржуазное мировоззрение. Марксистское мировоззрение.

воззрение, мнение, миропонимание, миросозерцание; взгляды, принципы, воззрения, взгляды на вещи, взгляды на жизнь, видение, убеждения, образ мыслей, символ веры, кредо, идеология, правила, теизм, гуманизм, субъективизм, философия, мировидение, фидеизм

(миросозерцание) , система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Выделяют три основных типа мировоззрения: житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке; религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественного мирового начала; философское мировоззрение, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира. На основе рационального осмысления культуры философии вырабатывает новые мировоззренческие ориентации. Носитель мировоззрения — личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь призму определенной системы взглядов. Имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей.

сущмиропонимание, идеология, убеждения

См. воззрение» title=’воззрение, воззрение синонимы, синонимы к воззрение, словарь русских синонимов’>воззрение, мнение…

взгляд, воззрение, гуманизм, идеология, кредо, мировидение, миропонимание, миросозерцание, принцип, субъективизм, теизм, убеждение, фидеизм, философия

мировоззре́ние,
мировоззре́ния,
мировоззре́ния,
мировоззре́ний,
мировоззре́нию,
мировоззре́ниям,
мировоззре́ние,
мировоззре́ния,
мировоззре́нием,
мировоззре́ниями,
мировоззре́нии,
мировоззре́ниях

Поделиться значением слова: logo

Значение слова «мировоззрение»

Мировоззрение

   целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

   В основе М. лежит миропонимание, т.е. совокупность определённых знаний о мире. На основе таких знаний и представлений возникли, формировались и развивались традиции во всех сферах человеческой деятельности.

   В М. входит также и мировосприятие, которое выражено в определённых идеалах, моделях и образах реальности, формирующихся в практической жизни, искусстве, литературе, науке, религии.

   М. всегда насыщено чувственными отношениями. Это может быть ощущение гармонии с миром или разлада с ним, удовлетворённость или неудовлетворённость реальностью. Важнейшей оценкой М. является степень его истинности. Но М. можно оценивать и с точки зрения его систематичности, широты охвата социальной практики, глубины и всесторонности осмысления жизни, а также с точки зрения эффективности решения проблем конкретного человека. При этом могут возникнуть противоречия между различными ценностными характеристиками М. Пессимистическое М. может на конкретном этапе развития общества наиболее глубоко отражать состояние современной культуры и т.о. стать стимулом к более глубокому отображению недостатков реальности, сконцентрировать усилия на их преодолении. Такого рода М. способствовало выходу общества из кризиса и тем самым стимулировало его развитие. С другой стороны, оптимистическое М. может быть слабо обоснованным, не раскрывающим реальных проблем, а потому дезориентирующим. М. всегда связано с переживаемыми обществом стадиями его развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живёт общество.

   В М. могут проявляться как догматизм, так и скептицизм. И, как всегда в жизни, существует наиболее адекватно отображающая суть дела позиция разумного критицизма. Догматик абсолютно уверен в правильности всех положений, лежащих в основе его М., и не способен учесть к.-л. критику извне. Скептик, в отличие от догматика, напротив, во всем сомневается, и эти сомнения блокируют возможности реально опереться на к.-л. прочные мировоззренческие установки. М. скептика постоянно меняется, он не в состоянии иметь достаточно целостное М. Наиболее правильная позиция — выработать целостное М., ориентируясь на исторически сложившиеся традиции, и ассимилировать в нём всё разумное, что имеется в других мировоззренческих ориентациях. Ни одна мировоззренческая позиция не могла оставаться неизменной под давлением реальной истории. И наиболее глубокие из них потому и выжили, что смогли ассимилировать в себе всё ценное, всё мировоззренчески значимое, что давала история мировой культуры.

   М. не всегда связано с убеждением. У каждого человека его мировоззренческие взгляды складываются в результате длительной, сложной, часто мучительной интеллектуальной работы. Такие взгляды становятся фундаментом его духовной культуры, сущностью его «Я», определяют жизненные позиции, его совесть.

   М. отдельной личности, социальной группы, определённого общества или эпохи хотя и оказываются взаимосвязанными, существенно отличаются друг от друга как по особенностям процесса их формирования, так и по своему содержанию.

   М. может формироваться стихийно, на основе обыденного опыта или в результате взаимодействия различных мировоззренческих установок, либо осознанно, посредством теоретической разработки фундаментальных идей, иде- алов, принципов.

   М. человека нередко базируется на его непосредственном жизненном опыте. На разных этапах развития культуры возможности получения информации, конечно, различны, но существует обыденная жизнь, обыденное сознание, в рамках которого может формироваться М. Такое М. всегда характеризуется недостаточной систематичностью, эклектичностью. Оно содержит в себе фрагменты разрозненных, недостаточно обоснованных знаний, элементы философии и мифологии. М. такого рода существует в обществе как многовариантное, оно сильно зависит от изменений, происходящих в общественном сознании, от слухов, расхожих мнений, от уровня культуры субъекта, его социального положения. Оно может быть как религиозным, так и безрелигиозным. Его содержание существенно меняется в зависимости от условий жизни человека.

   В обществе издавна существовало и сознательное стремление выработать целостное и обоснованное М., в рамках которого была бы осмыслена вся история человечества, его познавательная и преобразовательная деятельность, его культура и нравственные ориентиры. Сознательное стремление выработать такого рода М. проявляют различные социальные группы людей, политические партии, которые видят в нём основу не только духовного единения, но и программ конкретных действий по преобразованию общества.

   В любом обществе есть много разнообразных доктрин, которые по-разному осмысливают современную культуру, всю историю человечества и его будущее. Каждый человек свободен в выборе своего М., однако он не может быть свободным от общественных отношений. В демократическом обществе вопрос о М. каждого человека является его личным делом без к.-л. ограничений.

   В М. человека всегда проявляются черты соответствующего времени, которые определяют общие жизненные ориентации людей, их стиль мышления, представления о реальности.

   На протяжении мн. тысячелетий в духовной жизни первобытного общества господствовало мифологическое М. Неразвитость языка, отсутствие возможностей выразить абстрактные понятия, неумение древними людьми различать связи части и целого, а также причинно-следственные и пространственно-временные связи и другие — всё это приводило к тому, что М. того времени было слабо систематизировано, включало в себя значительную долю образных и эмоциональных компонентов. В мифе закреплялись все нормы поведения и т.д. Индивидуальный опыт был не в состоянии повлиять на миф. Традиционность мифологического М. имела жизненно важное значение для первобытного общества.

   По мере распада мифологической культуры мировоззренческие аспекты духовной жизни общества стали концентрироваться в возникающей в это время особой форме общественного сознания — философии.

   В истории европейской культуры стремление к рационально обоснованному М. выявилось наиболее чётко в Древней Греции. Здесь родилась философия как вид теоретического, доказательного и систематизированного размышления над мировоззренческими проблемами. Философия античного мира сразу стала плюралистической.

   М. средневековой Европы сложилось в результате синтеза христианства и античной культуры. Его формирование сопровождалось интенсивным взаимодействием многочисленных религиозных верований. М. этой эпохи обладало определённой целостностью. Важнейшие противоречия средневековой культуры, выраженные в противостоянии вечного и временного, священного и греховного, небесного и земного, жизни и смерти, души и тела и т.д. получали своё разрешение в обращении к Богу. Магическое единство человека и природы, символическое значение всего происходившего в мире, вера в чудеса и знамения определяли не только миропонимание, но и мироощущение людей.

   Идеологи Просвещения считали средние века временем, потерянным для развития человечества. Они видели в этом времени только проявление невежества, фанатизма и тирании. Человек сам творит свою судьбу. Человечество закономерно совершенствуется, развивая промышленность, культуру, науку, технику. Знания — та сила, которая даёт возможность использовать природные богатства, увеличивая не только физическую силу человека, но и его интеллектуальные способности. Эти общие черты эпохи Просвещения определили новый стиль мышления.

   Современные представления о мире сложились, по сути дела, целиком на основании достижений науки 20 в.: теории относительности, квантовой механики, космологии, биологии, синергетики и др. Однако на фоне колоссальных изменений 20-е столетие оказалось веком эскалации насилия, ознаменовалось огромным количеством социальных конфликтов, противостоянием народов. Широкое применение науки и техники показало, что они способны обернуться против человека.

   20 в. демонстрирует нам беспрецедентную динамику. С начала века население мира увеличилось более чем в 3 раза, объём промышленного производства — почти в 20 раз. Во многие десятки раз возросли информационные потоки. Видение реальности и её проблем было существенно различным в начале и конце века.

   Сегодня существует огромное многообразие философских построений. Однако не многие из них претендуют на создание целостного М. Всё более популярной становится точка зрения, что в силу огромных масштабов и разнообразия современных научных знаний и их быстрого приращения целостное М. вообще невозможно сегодня построить. Но именно для нашего времени характерно всеобщее признание ценностей демократии и прав человека, его экономической и политической свободы, свободы совести и выбора М. Все осознают огромное значение науки не только для практической деятельности общества, но и для его духовной жизни. Религия сегодня в полной мере признаёт высокое предназначение научного знания и с Вместе с тем высокая оценка науки причудливо сочетается с широким распространением суеверий и современных мифов, нередко облаченных в научные одежды. Наших современников беспокоит возрастание духовной апатии и нравственного нигилизма. Большинство людей на планете охватывает тревога за будущее, Это чувство вызывается прежде всего гл. проблемами современности: как выжить человечеству и как уменьшить социальную несправедливость в отношениях между людьми и народами? Дать человеку ориентиры для самостоятельных действий в сложном и противоречивом мире — гл. задача выработки М.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 143-144)

   система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений, которые отражают в сознании человека общую картину мира и определяют напрвленность его деятельности.

   (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. — М., 2005. С. 417)

   Ч313.50

мировоззрение — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падежед. ч.мн. ч.
Им.мировоззре́ниемировоззре́ния
Р.мировоззре́ниямировоззре́ний
Д.мировоззре́ниюмировоззре́ниям
В.мировоззре́ниемировоззре́ния
Тв.мировоззре́ниеммировоззре́ниями
Пр.мировоззре́ниимировоззре́ниях

ми-ро-воз-зре́-ни·е

Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -мир-; интерфикс: -о-; приставка: воз-; корень: -зр-; суффикс: -ениj; окончание: [Тихонов, 1996].

Произношение[править]

  • МФА: [mʲɪrəvɐzːˈrʲenʲɪɪ̯ə] 

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. книжн. совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих отношение к действительности, к миру ◆ Героизм — вот то слово, которое выражает, по моему мнению, основную сущность интеллигентского мировоззрения и идеала, притом героизм самообожения. С. Н. Булгаков, «Героизм и подвижничество», 1909 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ В основе социализма как мировоззрения лежит старая хилиастическая вера в наступление земного рая (как это нередко и прямо выражается в социалистической литературе) и в земное преодоление исторической трагедии. С. Н. Булгаков, «Апокалиптика и социализм», 1910 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Поколение, к которому я принадлежу, легко и быстро усвоило основы положительного мировоззрения, развившегося главным образом вокруг учения о единстве физических сил и об изменяемости видов. И. И. Мечников, «Этюды о природе человека», 1903—1915 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы[править]
  1. частичн.: идеология, миропонимание
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
  1. воззрение
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Этимология[править]

Из мир + воззрение, калька из нем. Weltanschauung — то же. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Библиография[править]

Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)

Предложения со словом МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Первый, третий и девятый называются интеллектуальными домами, поскольку первый представляет собой умы людей, третий связан с газетами и тому подобным, а девятый представляет собой религиозное мировоззрение людей. Парадоксы учёта оказали существенное влияние на формирование научного мировоззрения представителей различных национальных учётных школ. Вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил, в их главенствующую роль в мироздании и в жизни людей составляет основу религиозного мировоззрения. Следствием нового мировоззрения явилась гуманизация прежде недоступных для понимания богов. Поэтому в области формирования мировоззрения результатом научного познания, дающего лишь частные решения по частным вопросам, может быть только хаотическое состояние ума из-за отсутствия общих идей.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: дребезжание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Положительное

Отрицательное

Писатели, подвергавшиеся судебному преследованию, оставались в рамках христианского мировоззрения. Священные книги были основой мировоззрения человека средневековья, замыкали его на собственный внутренний мир, свою страну, религию, культуру. Собственно философское мировоззрение формируется лишь на уровне рационального мышления, обращающегося с понятиями. Для англо-американцев такой образ жизни был отрицанием самого смысла эпохи, посягательством на основы собственного мировоззрения. Особенность материалистического мировоззрения – отрицание организующей силы. Аналогичной системой мировоззрения является, как мы уже говорили, зороастризм, мощное ответвление некогда единого ведического древа. Определённый тип мировоззрения обусловливается исторической эпохой, общественным классом, которые подразумевают наличие определённых норм и принципов сознания, стилей мышления. Выражением мифологического мировоззрения являются поступки, действия человека, язык, фольклор, вкусы, изобразительное творчество и т. д. Всех выпускаем, особенно носителей цивилизационного и культурного кода, трансляторов русского мировоззрения – деятелей культуры, учёных, политиков, общественных деятелей. Она, являясь основной формой мировоззрения человека на ранней стадии развития, показывает, как он осознаёт себя, мир вокруг и своё место в этом мире. Существовало чётко определённое мировоззрение, система незыблемых, как казалось, ценностей, позволявших сохранять душевное равновесие, жить в мире с самим собой, верить, что поступаешь правильно… Доверие к политике – лишь одна из граней общего мировоззрения. Однако в действительности они обладают реальной силой, формируя мировоззрение религиозных сионистов и побуждая их к действию. Я и социалисты – мы люди разных мировоззрений и, естественно, всякое явление, даже незначительного характера, рассматривали с обратных точек зрения. Все разумные люди понимают, что необходимо менять мировоззрение людей в современном мире. Под влиянием окружающей среды формировалось мировоззрение будущего знаменитого поэта, под этим влиянием формировались его творческие взгляды, а творческие взгляды в свою очередь формировали характер. Информационная война ставит перед собой цель изменить мировоззрение большой социальной группы или целого общества. Атеизм – отдельное целостное мировоззрение, принимать которое надлежит лишь после всестороннего анализа и придирчивого изучения, убедившись, что полученная парадигма действительно рациональна. После того, как я прочитал эту книгу, у меня начало меняться мировоззрение. Согласно древнему мифологическому мировоззрению карелы считали, что камень, лежащий в воде или на берегу, является эманацией самого духа-хозяина воды. Целостность подобного мировоззрения может быть понята только с учётом удивительного времени, в которое формировались эти герои. Постепенно, однако, безнадёжность открытой борьбы церкви против нового мировоззрения становилась ясной даже самим церковникам. Практически-деятельностные функцииполитологии определяются по характеру политической деятельности субъектов, так как результат познания и изменения мировоззрения выражается в их практической политической деятельности. Он шёл тропой отчаянной надежды, всерьёз полагая, что за шлюзами и гермозатворами можно спастись от конфликта двух мировоззрений, который и есть – война. Данная книга даёт хорошую возможность познакомиться с целостным системным мировоззрением автора через автобиографичные примеры и опыт решения конкретных ситуаций. Актуальной для современной действительности и интересной для научных исследований остаётся тема традиционного мировоззрения коми-пермяков, и в частности демонических представлений. По сути мировоззрение – это привычный для человека способ смотреть на мир. Именно это чувство формировало основу мировоззрения древних, и оно достигало самых сокровенных глубин души. Русскому обществу предстояло самому дойти до признания их ценности и важности, но исходя из позиций православного мировоззрения. Человек без цельного мировоззрения руководствуется шаблонами, не задаваясь вопросом об их источнике. Благодаря такому подходу в центре внимания оказался не анализ объективных законов истории, а человек, субъективная мотивация, связанная с различными мировоззрениями разных культур. Если вопрос мировоззрения стал и психологической проблемой, то необходимо им заниматься. Надо отметить, что и в современном обществе японцы довольно часто придерживаются подобного мировоззрения.

РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЯЗЫКОВОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Арт. №: 3883

DOI: https://doi.org/10.18454/RULB.13.05