Содержание

1. Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы

Мировоззрение – это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью.

Мировоззрение функционирует как форма осознания человеком своего положения в мире, включает убеждения и ценности, регулирующие важнейшие типы его жизнедеятельности и поведения.

В структуре мировоззрения можно выделить след. основные компоненты: знания; ценности; убеждения, чувства, эмоции.

Знания задают обобщенную модель мира и места в нем человека. В них представлены важнейшие категории культуры, формирующие целостный образ.

Ценности выполняют нормативно-регулирующие функции. Они определяют правила и принципы социальной жизни человека. Свои основные функции ценности реализуют в форме политических, религиозных, правовых, моральных, эстетических взглядов и убеждений.

Эмоционально-чувственные компоненты определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей действительности и своего места в социальном и природном мире. Они придают ему характер мироощущения, наполняют его личностным смыслом и значением.

Существуют различные классификации форм и типов мировоззрения. В зависимости от субъекта-носителя выделяют личностную форму его объективации, мировоззрение класса, социальной группы, общества в целом или определенной исторической эпохи. По параметру полноты и системности представлений о реальности, их достоверности и обоснованности можно говорить:

а) о нетеоретическом мировоззрении, формами которого выступают обыденные или стихийные воззрения на мир, мифологическое и религиозное мировоззрение;

б) о философско-теоретическом мировоззрении;

в) о научном мировоззрении.

Историческая типология мировоззрений: мифологическое, религиозное, философское мировоззрения.

Мифология – характерны образно-ассоциативная форма отражения действительности, эмоциональное восприятие и фантастические интерпретации природы, человека и социальной жизни. Мифологическое сознание не фиксировало различий между естественным и сверхъестественным, между реальностью и воображением, что позволяло мыслить окружающие предметы как двойственные по своей природе: человеческие и божественные, утилитарные и символические, профанные и сакральные одновременно. Мифологическое сознание основано на вере в истинность мифов, незыблемость ритуала и базирующихся на них нравственных запретах и социальных нормах поведения и деятельности человека.

Религиозное мировоззрение исторически зарождается в недрах мифологического сознания. В развитых формах религиозного сознания, в отличие от мифологии, Бог трактуется как Абсолют, который бесконечно выше естественного космоса и человека в иерархии форм бытия. При этом вера в Бога не сводится к простому и непосредственному принятию индивидом религиозного ритуала и культовых действий, имеющих божественное происхождение, а предполагает наличие внутреннего иррационального состояния сознания, позволяющего ощущать факт безосновного, личного и глубоко интимного соединения с Богом.

Переход к более сложным формам цивилизационных отношений, изменения в структуре материального и духовного производства обусловили необходимость формирования философско-теоретического мировоззрения.

Становление философии — утверждение качественно нового типа мировоззрения. В нем представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий, логических и гносеологических критериев. Своей устремленностью к фундаментальным вопросам бытия, загадкам человеческого сознания и деятельности философия сближается с религией, мифологией, искусством. Однако в отличие от искусства и мифологии она стремится прежде всего не к чувствам, а к разуму; в отличие от религии – опирается не на догматы и иррациональную веру, а системно и доказательно обосновывает свои положения с использованием рациональных аргументов и логических доказательств.

Установление истины становилось возможным без непосредственного обращения к опыту, в форме логических рассуждений, т. е. чисто мыслительным путем, используя силу разума и логики. Познавательное искусство такого рода древние греки стали называть

теоретическим. Философия явилась той формой культуры, в рамках которой впервые стало оформляться и развиваться теоретическое мышление.

Философия возникает как рационально-теоретический тип мировоззрения и особая форма духовного освоения реальности, в процессе которой вырабатывается целостная и предельно обобщенная система знаний о мире, человеке и формах взаимосвязи между ними.

Спор, что представляет собой философия, какова ее ценность в культуре и в чем состоит ее предмет, ведется фактически с момента ее возникновения. Этот спор или критический диалог является сутью самой философии и характеризует ее как уникальную форму духовно-теоретической рефлексии над важнейшими основоположениями культуры. Философия многолика, и невозможно совместить разные ее образы и понимания. Трактовка целей и задач философии во многом определяется личностью философа, его духовными ориентациями, социальными и культурными традициями, обусловившими то или иное понимание философского мышления.

Мировоззрение, его структура и основные типы — Студопедия

 

Мировоззрение это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации.

Взгляды — это определенная совокупность (система) знаний, выраженных в представлениях и понятиях; они составляют ос­нову мировоззрения. Это не все знания, а лишь наиболее общие положения и принципы. Ком­понентами мировоззрения они становятся тогда, когда превраща­ются в

убеждения, в твердую уверенность в истинности этих знаний, в готовность действовать в соответствии с ними. Убеж­дения — не особый вид знаний, а их состояние, качественная характеристика.

Мировоззрение включает настроения, чувства, пережива­ния, составляющие его эмоционально-психологическую сторону и оказывающие существенное влияние на мировоззренческую по­зицию человека. Две стороны мировоззрения: эмоционально-пси­хологическая и рациональная (познавательно-интеллектуальная) в той или иной степени присущи любому мировоззрению, однако в разных его типах и у разных людей преобладает, как правило, одна из них.

Важным компонентом мировоззрения являются идеалы. В них содержится высшая цель стремлений человека к истине, добру, красоте, справедливости.

Итак, мировоззрение включает знания, ставшие убеждениями. Это — основа мировоззрения, на нее опирается деятельность че­ловека. А так как эта деятельность является осмысленной и це­лесообразной, она направлена на достижение идеала как органи­зующего и направляющего начала человеческой активности.


Следует различать мировоззрение человека и мировоззрение социальной группы, общественного класса и общества в целом.

Мировоззрение разных людей неодинаково; это зависит не только от многих объективных факторов (условий жизни, национальной принад­лежности), но и от ее субъективных особенностей. По отношению к жизни человек может быть оптимистом или пессимистом, по от­ношению к людям — эгоистом или альтруистом, по своим поли­тическим взглядам — консерватором или революционером. Существенную роль в формировании личности играет ее при­надлежность к определенной социальной группе или обществен­ному классу.

Вместе с тем в обществе формируются общечеловеческие цен­ности — единые для всех людей идеи гуманизма, нравственные принципы, эстетические и другие критерии.


В качестве основных выделя­ются следующие типы мировоззрения: мифологическое, религи­озное, обыденное и философское.

Мифологическое мировоззре­ние — формируется на ранних стадиях развития общества и представляет собой первую попытку человека объяснить проис­хождение и устройство мира, появление на земле людей и жи­вотных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире. Сотворение мира изображалось обыч­но как превращение хаоса в космос, который формируется путем отделения неба от земли и выделения суши из океана. В резуль­тате появляются три мира: небесный, земной и подземный.

Мифология — фантастическое отражение действительности в виде чувственно-наглядных представлений. Порожденные фантазией первобытно­го человека мифические существа — боги, духи, герои — наде­лены человеческими чертами, они совершают человеческие поступки, а их судьбы сходны с судьбами смертных людей. В мифах выражались слитность, нераздельность человека и приро­ды; на явления природы проецировались человеческие свойства.

Мифы были тесно связаны с обрядами, с обычаями народа, они содержали нравственные нормы и эстетические представле­ния, включали зачатки знаний и религиозных верований, соче­тали реальность и фантазии, естественное и сверхъестественное, мысли и чувства.

Мифология оказала значительное влияние на духовную жизнь человечества. Элементы мифологического мировоззрения сохранились в общественном сознании современного общества. Ре­акционные политические режимы создают мифы, внедряя их с помощью пропаганды в массовое сознание. Таковы, например, мифы немецких фашистов о превосходстве арийской расы и «не­полноценных» народах, о мировом господстве, сочетающиеся с культом «фюрера» и ритуальными факельными шествиями.

Религиозное мировоззрение сформировалось на сравни­тельно высокой стадии развития древнего общества. Религиозное мировоззрение отличается от мифологии верой в су­ществование сверхъестественных сил и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей. Вера в сверхъестественное — ос­нова религиозного мировоззрения. Рели­гиозное сознание раздваивает мир на «земной», естественный, постигаемый органами чувств, и «небесный», сверхъестествен­ный, сверхчувственный. Религиозная вера как особое пережива­ние проявляется в поклонении неким высшим сверхъестествен­ным силам, которым приписывались свойства материальных предметов, связям между предметами, богам и духам. Позднее формируется образ единого Бога — творца всего существующего, блюстителя обычая, тра­диций, нравственности, духовных ценностей. Возникают моноте­истические религии — иудаизм, христианство, ислам, буддизм.

Религиозное мировоззрение включа­ет общечеловеческие нормы общежития и нравственные принципы, идеи добра и справедливости, сохранившие свое влияние на мораль современного общества.

Философское мировоз­зрение от мифологии и религии отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представле­ния о природе, обществе, человеке становятся предметом теоре­тического рассмотрения и логического анализа. Философское ми­ровоззрение унаследовало от мифологии и религии их мировоз­зренческий характер, всю совокупность вопросов о происхожде­нии мира, его строении, месте человека в мире и т.д., но в отличие от мифологии и религии, которые характеризуются чув­ственно-образным отношением к действительности и содержат художественные и культовые элементы, этот тип мировоззрения, представляет собой логически упорядоченную систему знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновать свои по­ложения и принципы.

Характеризуя философское мировоззрение, необходимо отме­тить, что в его содержание входят не только собственно фило­софские проблемы, но также обобщенные экономические, поли­тические, правовые и естественнонаучные представления, нрав­ственные, эстетические, религиозные (или атеистические) принципы, воззрения, идеалы. Поэтому философское мировоззрение не следует полностью отождествлять с философией. Однако тео­ретической основой этого типа мировоззрения является философия. Все это обусловлено мировоззренческим характером философии, именно она ставит и предлагает решение коренных мировоззренческих вопросов, и прежде всего цент­рального вопроса всякого мировоззрения — отношение человека к миру. Поэтому, употребляя понятие «философское мировоз­зрение», следует иметь в виду мировоззрение, теоретической ос­новой которого является философия.

В особый тип следует выделить обыденное, или эмпиричес­кое мировоззрение, являющееся первоисточником всех других его типов. Основываясь на жизненном опыте и эмпирических знаниях, обыденное мировоззрение служит ориентиром в повсе­дневной деятельности, однако нередко испытывает затруднения, сталкиваясь со сложными проблемами, решение которых требует основательных знаний, культуры мышления и чувств.

В современном мире сосуществуют обыденное, религиозное и философское мировоззрения, нередко представляя собой их сложное сочетание. Сохраняются также элементы мифологичес­кого мировоззрения.

 

Мировоззрение, его структура и значение для общества и человека

Понятие мировоззрения

Определение 1

Мировоззрение – это совокупность взглядов на мир и место, которое в нем занимает человек, на отношение человека к самому себе и окружающей его действительности, и сформированные на базе этих взглядов: жизненная позиция человека, его убеждения, идеалы, принципы познания мира и деятельности, а также ценностные ориентиры.

Иными словами, это способ человека осваивать окружающий мир и самого себя посредством осознания собственного места в окружающем мире.

Г.В.Ф. Гегель– известный немецкий философ, отметил однажды, что человек рождается дважды. Первое рождение – это факт начала биологического существования человека, а второе – это его духовное становление, когда у человека полностью формируется собственное видение мира в попытке дать ответ на вопросы происхождения мира, его становления, границах и существовании Бога, а также смысле человеческой жизни. Такого рода вопросы считают мировоззренческими. Их особенность заключается в том, что любой человек, даже если он не склонен к общим размышлениям, все равно ими задается. Другой вопрос состоит в том, какие ответы он на них дает. Характером ответов на мировоззренческие вопросы формируется определенная матрица понимания окружающей действительности.

Готовые работы на аналогичную тему

Считается, что термин «мировоззрение» ввели в научный оборот во второй половине XVIII в. Безусловно, представления о мировоззрении начали формироваться и развиваться задолго до употребления обозначенного термина. Понятия «мудрость» и «высшее знание» — древнейшие эквиваленты мировоззрения.

Природа мировоззренческих вопросов уходит корнями в целостность и единство окружающего человека мира, его взаимосвязанность, с которой человек должен каким-то образом соотнести свою жизнь и представления в условиях конечности собственного существования.

Структура мировоззрения

Сложности при анализе мировоззрения связывают с тем, что мировоззрение имеет общие черты у всех людей, но у каждого все же есть собственный оттенок.

В структуре мировоззрения профессор Радугин А.А. выделил четыре основных компонента:

  • Познавательный компонент – состоит, в первую очередь, из знаний, полученных самым разнообразным способом – повседневных, профессиональных или научных. Это конкурентно-научная и универсальная картина мира, в которую включены индивидуальные и общественные знания в систематизированной и обобщенной форме.
  • Ценностно-нормативный компонент базируется на различных ценностях, идеалах и убеждениях. Он состоит из верований и норм, которыми должны регулироваться межличностные и общественные отношения. Ценностями обычно считают свойства какого-либо предмета и явления, направленные на удовлетворение желаний людей. В систему ценностей включены представления о смысле жизни, счастье и несчастье, добре и зле. Разработана определенная иерархия ценностей. Социальные нормы, подразделяющиеся на моральные, религиозные и правовые, которые являются следствием устойчивой и повторяющейся оценки человеком собственных отношений с окружающими людьми.
  • Эмоционально-волевой компонент – это эмоциональная окраска ценностей, убеждений, верований, а также психологическая установка на готовность действовать в соответствии с ними.
  • Практический компонент – это реальная готовность человека действовать, поступая определенным образом в конкретных обстоятельствах.

Несмотря на то, что перечисленные компоненты есть у каждого человека, они по-разному соотносятся у конкретного человека, что и порождает особые, характерные только для него индивидуальные черты.

Уровни мировоззрения

Основа мировоззрения любого человека – это его жизненно-практический уровень, который состоит из повседневных знаний, ценностей, норм и установок. На этом уровне идет формирование ведущих основ личности человека. Вместе с этим, данный уровень даже не предполагает наличие осознанных целей и задач человеческой деятельности. Определенная замена рациональности – это обычаи и традиции, жизненный мир человека, то есть мнение его родственников и друзей, а также социальные стереотипы.

Теоретический уровень мировоззрения обычно базируется на жизненно-практическом и как бы надстраивается над ним, хотя и продолжает испытывать его воздействие всю жизнь. Он формируется при получении образования или изучения рациональной культурной традиции. Теоретическому уровню мировоззрения характерна систематичность и наличие иерархии. Принципиально важно, что целостность мировоззрения возможна также в рамках жизненно-практического уровня, но по сравнению с теоретическим мировоззрением ее объем будет существенно меньше.

Формы мировоззрения

Так как человек является отдельно существующим индивидом, зависящим от социального окружения, его мировоззрение может иметь разные формы. Наиболее распространено выделение в мировоззрении человека индивидуальных, групповых и общественных черт.

Индивидуальное мировоззрение – это перечень норм, ценностей, идеалов, знаний и представлений, характерных каждому человеку отдельно, они следуют из особенностей его характера, способностей и жизненного опыта.

Групповая форма мировоззрения – это те же самые знания, интересы, нормы и ценности, которые сформировались у человека в ходе взаимодействия с членами родственной для него социальной группы – семьи, трудового коллектива, социальной страты.

Общественное в мировоззрении – это более обширная форма мировоззрения, которая сформировалась под воздействием на индивида макросоциальных групп – нации, народа, этноса и пр. Общественной формой мировоззрения можно считать и гражданское сознание. Необходимо заметить, что групповые и общественные формы мировоззрения не могут существовать сами по себе, то есть в качестве самостоятельных сущностей. Они формируются в процессе деятельности каждого человека и коммуникации между людьми.

миф, религия, философия — Студопедия

По мере становления и развития человека и общества росла потребность разобраться в окружающем мире, раскрыть его «тайны». Индивида всегда интересовали вопросы о том, как устроен мир, каково место в нем человека, является ли человек творцом своей судьбы, можно ли достичь счастья, в чем смысл человеческого существования. Ответы на эти и другие вопросы дает мировоззрение, формирующееся в культуре. Мировоззрение – способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, определенный взгляд на мир; система общих представлений и знаний о мире и месте человека в нем, ценностях и убеждениях личности. Комплекс таких представлений необходим индивиду для организации его деятельности, поведения, общения, для самоутверждения, определения линии жизни и стратегии поведения. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

Ступени мировоззренческого освоения мира: «мироощущение», «мировосприятие», «миропонимание». Мироощущениепервая ступень мировоззренческого становления человека, представляющая собой чувственное осознание мира, когда мир дается человеку в форме образов, организующих индивидуальный опыт. Мировосприятие вторая ступень, позволяющая видеть мир в единстве сторон, давать ему определенную интерпретацию. Мировосприятие может базироваться на различных основаниях, не обязательно теоретически обоснованных. Мировосприятие может быть как положительно, так и негативно окрашенным (например, мировосприятие абсурдности, трагичности, потрясенности существования). Миропонимание высшая ступень мировоззренческого освоения мира; развитое мировоззрение со сложными переплетениями многогранных отношений к действительности, с наиболее обобщенными синтезированными взглядами и представлениями о мире и человеке. Эти ступени неразрывно связаны друг с другом, взаимно дополняют друг друга, образуя целостный образ мира и своего места в нем.


Стороны мировоззрения—Эмоционально-психологическая (сторона состоит из чувств, настроений, переживаний и оказывает существенное влияние на жизненную позицию человека, определяя её как пессимистическую или оптимистическую) и Интеллектуально-рациональная (состоит из взглядов, убеждений, оценок и идеалов).

Стороны мировоззрения: познавательная, аксиологическая, праксеологическая.


Познавательная сторона мировоззрения обязательно включает в себя так называемые натуралистический и гуманитарный аспекты.Натуралистический аспект познавательной стороны мировоззрения – это знания и представления о природе, космосе, универсуме, природной сущности человека. Здесь рассматриваются вопросы о том, как возник мир, что такое жизнь, и в каком отношении она относится к неживому, в каких формах жизнь существует во Вселенной. Гуманитарный аспект познавательной стороны мировоззрения — это осознание своей социальной природы, своего места в «мире людей». Он объединяет социологические, общественно-политические, этические и эстетические взгляды и представления индивида. Как устроено и функционирует общество, какова направленность исторического процесса, в чем смысл истории, предсказуемо ли социальное развитие – такого рода вопросы и ответы на них составляют суть гуманитарной проблематики.

Аксиологическая (ценностная) сторона. Понятие «ценность» используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение явлений действительности; наиболее актуальное значение ценностная сторона мировоззрения всегда приобретала в эпохи крушения культурной традиции и дискредитации мировоззренческих устоев общества. Двумя типами ценностного отношения человека к миру являются так называемые предметные и субъектные ценности. Предметные ценности включают многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включённых в их круг природных явлений, которые рассматриваются с точки зрения этической проблематики. Субъектные ценности – это способы и критерии, на основании которых производятся процедуры оценивания соответствующих явлений. Это установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, которые закрепляются в общественном сознании в форме нормативных представлений и выступают ориентирами деятельности человека. Они формируются в процессе социализации личности.

Праксеологическая сторона — обеспечивает тесную связь познавательного и ценностного компонентов мировоззрения с деятельностью человека. Это духовно-практическая сторона мировоззрения, поскольку здесь мировоззрение осуществляет своеобразное «вписывание» различных программ деятельности, поведения и общения в практическую ситуацию. Таким образом, мировоззрение включает в себя определённые регулятивы духовной и практической деятельности индивида. Такие регулятивы могут задаваться через мифологические, религиозные, научные, философские и пр. воззрения. Кроме регулятивов и принципов, праксеологическая сторона мировоззрения включает и такой компонент как убеждение. Убеждение — это форма углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения, это вера в правоту усвоенных идей. Знания могут и не переходить в убеждения, но убеждения основываются на рациональных знаниях. Убеждения — это звено перехода от знания к практике. Лишь тогда, когда знания становятся убеждениями, они становятся элементом мировоззрения (поэтому зачастую мировоззрение определяют как совокупность убеждений личности). Убежденность помогает человеку в жизни, дает возможность осуществлять выбор и разрешать сложные ситуации, которые порой кажутся не разрешимыми.

Итак, праксеологическая сторона мировоззрения включает в себя регулятивные принципы деятельности, поведения, общения и убеждения. В убеждениях синтезируются знания и взгляды мировоззренческого характера, вера в их истинность, социальные ценности и идеалы, готовность человека к действию. Таким образом, цепочка мировоззренческого становления человека включает: знания, ценности, убеждения и волю к действию.

Мифологическое мировоззрение. Ощущение человеком бытия, эмоциональное восприятие и доступное ему понимание природы выражались в древних сказаниях о всесилии богов, подвигах героев, осуществляемое в метафорической, художественно-образной форме. При всем многообразии древних мифов в них проявились сходные представления человека о мире, его устройстве и человеке. Мир здесь, как правило, представлялся в виде хаоса, столкновения случайностей и действий демонических сил. Мифологическое сознание не фиксировало различий между естественным и сверхъестественным, между реальностью и воображением. Существенным является и то, что сознание людей первобытного общества было полностью равнодушно к обнаруживающимся в сказаниях противоречиям. В мифе слиты воедино мышление и действие, нравы и поэзия, знания и верования. Подобная целостность, синкретичность (нерасчлененность) мифологического сознания была исторически необходимым способом духовного освоения реальности. Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что мифологическое мировоззрение есть совокупность представлений о мире, основанных на фантазии и вере в сверхъестественные силы, их сходстве с проявлениями человеческой активности и человеческими отношениями. Такое уподобление природного мира миру человеческому получило название «антропоморфизма».

Религиозное мировоззрение.Цивилизация вызвала к жизни новые типы мировоззрения — религию и философию. Главные признаки религиозного мировоззрения – вера в сверхъестественные силы и существование двух миров (высшего — совершенного, горнего и низшего — несовершенного, земного). В отличие от мифологического, религиозное мировоззрение только частично опирается на антропоморфные представления, ориентируя человека на осмысление своих отличий от природного мира и осознание своего единства с человеческим родом.

На всех вышеназванных уровнях в различной степени присутствует обыденное (житейское) мировоззрение, которое представляет собой совокупность воззрений на природную и социальную реальность, нормы и эталоны поведения человека, основанные на здравом смысле и повседневном опыте многих поколений в различных сферах своей жизнедеятельности. Оно ограниченно, несистемно и неоднородно. Содержание обыденного мировоззрения варьируется в довольно широком диапазоне, отражая специфику образа жизни, опыта и интересов определенных социальных групп. Параллельно с обыденным формируется и научное мировоззрение, которое представляет собой систему представлений о мире, его структурной организации, месте и роли в нем человека; эта система строится на основе научных данных и развивается вместе с развитием науки. Научное мировоззрение создает наиболее надежную общую основу для правильной ориентации человека в мире, в выборе направлений и средств его познания и преобразования.

Все типы мировоззрений имеют свои плюсы и минусы. Научное мировоззрение опирается на рациональное осмысление мира, не допуская интуитвного, иррационального понимания мира, и оно также не в полной мере может отразить и описать существующую реальность и рассмотреть все проблемы, связанные с пониманием человеком мира.

Философское мировоззрение возникло из потребности рационального и иррационального объяснения мира. Оно является исторически первой формой теоретического мышления. Объединяет и дополняет все недостающие моменты предшествующих типов мировоззрений. Философское мировоззрение является наиболее общим: оно касается отношения человека к миру, а все явления рассматривает с точки зрения не столько содержательных характеристик, сколько с позиции ценности их непосредственно для человека. Для данного типа мировоззрения характерно стремление выработать универсальные теоретические понятия (категории) и принципы и на их основе дать сущностный анализ действительности, выявить предельные, всеобщие основания, закономерности существования и развития человеческой культуры.

Философия появилась 2,5 тыс. лет назад в Индии, Китае, Греции.

2. Понятие, структура и функции мировоззрения

Мировоззрение – это система обобщенных представлений о мире как целом, о месте человека в нем, о смысле человеческой жизни, смысле истории, об основаниях и границах человеческого познания. Носителями мировоззрения являются индивидуальные и коллективные субъекты. В центре мировоззрения как картины мира – его носитель, т.е. субъект.

Структура мировоззрения: Теоретический уровень мировоззрения – это научно обоснованное знание.

Сакральный уровень мировоззрения – это ценности, идеалы – как светские, так и религиозные. Обыденный уровень мировоззрения – это стандарты повседневных практик, обычаи, суеверия.

Все уровни мировоззрения взаимодействуют друг с другом.

1) гносеологическая (познавательная) функция состоит в том, что мировоззрение дает знание о конечных причинах сущего; 2) аксиологическая (ценностно-ориентационная) функция, позволяющая выработать оценку – отношение к окружающему и происходящему; 3) праксиологическая (практическая) функция, позволяющая стать руководством к действию (человек ведет себя в соответствии со своими мировоззрением) . Эти функции характеризуют мировоззрение в самом общем виде, фиксируя только основное из того, что дает мировоззрение для человеческого существования.

3. Предмет и задачи философии

Термин «философия» состоит из двух греческих слов phileo — любовь и sophia — мудрость и означает любовь к мудрости. Философия – область человеческих знаний, предмет её изменялся в интеллектуальной истории человечества в зависимости от характера эпохи.

Предметом философии являются наиболее общие природные и общественные закономерности – во взаимосвязи с теми предельными основаниями в человеческом мышлении, на основе которых они получены и могут быть преумножены. Философии – это понятия, обладающие высоким уровнем общности, т.е. категории. В философии существуют разные направления, школы, учения. В каждом из них свой язык, понятийный аппарат (например, язык позитивизма отличается от языка психоаналитической философии). Соответственно: в каждом философском учении есть своя методология.

Предмет ф. н. ― общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте.

Одной из важнейших задач является исследование того, как исторически меняются способы формирования нового научного знания и каковы механизмы воздействия социокультурных факторов на этот процесс.

Ф. н. развивается вместе с самой наукой. Она выступает своего рода самосознанием науки.

Ф. н. как дисциплина возникла в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях НТР.

Как дисциплина, ф. н. испытывает на себе огромное вли­яние философско-мировоззренческих концепций и теоретических разра­боток. Однако цель ее — в интегративном анализе и синтетическом подходе к широкому спектру обсуждаемых проблем.

Философа науки интересует науч­ный поиск, «алгоритм открытия», динамика развития научного знания, методы исследовательской деятельности.

4. Функции философии

Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Выделяют:

мировоззренческую; способствует формированию целостной картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

методологическую; заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности

мыслительно-теоретическую; выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

гносеологическую; имеет целью достигнуть правильного и достоверного познания окружающей действительности (то есть изучить механизм познания).

критическую; подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия.— расширение границ познания, разрушение догм, его модернизация.

аксиологическую; в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей: морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции — быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее.

социальную; объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

воспитательно-гуманитарную; культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

прогностическую функции. на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

1 Вопрос. Мировоззрение, его сущность и структура. Основные типы мировоззрений.

Мировоззрение – система наиболее общих представлений на мир и место человека в мире. Отношение человека к окружающей действительности.

Мировоззрение включает в себя наиболее общие представления о мире, значит М. рассматривает не мир сам по себе, а как относится к миру человек к таким общим вопросам относится: Что я могу знать? На что надеятся? Ответы на эти вопросы всегда носят гипотетический характер.

М. определяет позиции человека их только 2:

  1. Я в мире

  2. Мир во мне

Характер М. определяется уровнем человеческих знаний, поэтому существуют различные уровни М. Форма М. или тип это относительно целое представление, которое определяется развитием материального и духовного производных и носит исторический характер.

Это позволяет выделить типы:

1)Мифологическое М. характеризуется чувственно-наглядным знанием о мире. И формируется в рабовладельческом обществе. Главная особенность Мм, является одушевление природных процессов, а это есть продукт воображения. Значит человек часть природы и природа наделяется свойствами человека и мифологические боги находятся среди нас.

2)Естественно-научный сформировались в 17-18 веке под влиянием наук. Особенности типа абсолютизация законов природы и рассматривание этих законов исходя из своей науки. Фрейд считал, что поведение человека определяется бессознательно.

3)Религиозный. Вытекает из мифологии, но формируется у человека, когда появляются зачатки теоретического мышления, т.е. способно отделить общее от конкретного предмета. И эти понятия рассматриваются как самостоятельные сущности, и возникает вера как основной принцип религии. Это происходит 40-50 тыс. лет назад.

4)Философское мировоззрение.

Четвертым типом М. является философское М. оно тесно связано с уровнем естественно научных знаний. фМ. Это логико-теоритический взгляд на мир в нем отражается общие представления которое складывается в следствии изучения естественных и гуманитарных наук.

2 Вопрос. Предмет, структура и функции философии. Философия и медицина.

Ф в настоящее время определяет тенденции развития современных наук и общества.

Функции философии.

1.Онтологическая. Рассматривает учение о бытии мира, что такое мир.

2.Познавательная

3.Антропологическая

4.Критическая. Осмысливает вопросы философии с позиции современных знаний.

5.Оценочная. В этой функции в настоящее время отводится роль т.к. философские суждения тесно переплетаются с практикой врача. Формирует нравственные принципы современной врачебной деятельности, которая сегодня определяется концепцией качества жизни.

6.Методологическая. Имеет проявление во всех науках.

Философия в обществе.

Дает ключ ответа на вопрос, чего такое убеждения человека его идеалы взгляды на мир значит у человека вырабатывается определенный тип мировоззрения отсутствие М. приводит к самоубийству, алкоголизму, наркомании.

фМ. Позволяет социально овладеть общенаучными методами познавания, т.е. выводы получает в рамках философии связан не только средством познания научных знаний, но и сам входит содержание науки, поэтому многие ученые в области конкретных наук является видным философами (Пифагор, Декарт).

Ф помогает научиться теоретически мыслить т. к. творческое мышление не является врожденным свойством оно существует в виде задатков которые должны быть развиты и изучены Ф. является средством для развития способностями. Какая польза от врача знающего мед науку, но не понимающего ее.

1.Мировоззрение, его структура и исторические типы.

Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру.

Эмоционально-психологическая сторона состоит из чувств, настроений, переживаний и оказывает существенное влияние на жизненную позицию человека, определяя ее как пессимистическую или оптимистическую.

Интеллектуально-рациональная сторона мировоззрения состоит из взглядов, убеждений, оценок и идеалов. Это основа мировоззрения, на нее опирается деятельность человека. А так как эта деятельность является осмысленной и целесообразной, то она направлена на достижение идеала как организующего и направляющего начала человеческой активности.

типы мировоззрения:

1) мифологическое – формируется на ранних стадиях общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на Земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире;

2) религиозное – сформировалось на сравнительно высокой стадии развития общества. Являясь фантастическим отражением действительности, оно отличается верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Таким образом, вера в сверхъестественное – основа религиозного мировоззрения;

3) философское – от мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся в философии предметом теоретического рассмотрения и логического анализа.

2.Специфика философского освоения реальности.

  1. Философия — это теоретически сформулированное мировоззрение. Она пытается решить основные мировоззренческие проблемы посредством мышления, опирающегося на понятие и суждение, связывающиеся друг с другом по определенным логическим законам. Понятие — это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними. В философии, в отличие от религиозно-мифологического мировоззрения, широко применяется абстракция, т.е. формирование понятий для обозначения образов реальности. Философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания. Первоначально она выступала на исторической арене как поиск мирской мудрости. Характерным признаком философского освоения действительности является универсализм. Философия — это форма познания всеобщих оснований бытия. На протяжении всей истории культуры она претендовала на выработку универсального знания или универсальных принципов духовно-нравственной жизни. Другой важной особенностью философского способа освоения действительности является субстанционализм. Субстанция, т.е. сущность, лежащая в основе, — это предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие вещей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. Субстанционализм проявляется в стремлении философов объяснить происходящее, внутреннее устройство и развитие мира через единое устойчивое начало. Одной из характерных черт философского размышления является сомнение. Философия с самого начала выступает как критика обычаев, обыденного сознания, традиционных ценностей и норм нравственности. Выдержавшие проверку на прочность человеческие установления ставятся на более прочный фундамент знания, все прочие отбрасываются как отжившие свой век. 3.Модели мира в различных философских направлениях.

Миф был не просто рассказом о мире, а некой идеальной моделью, в которой события интерпретировались через систему героев и персонажей. Поэтому реальностью обладали именно последние.

Прежде всего это полная тождественность природы и человека, что позволяет связать воедино внешне далеко отстоящие друг от друга вещи, явления и предметы, части человеческого тела и т.п. Для данной модели характерно понимание единства пространственно-временных отношений, которые выступают в качестве особого упорядочивающего начала космоса.

Космос понимается одновременно как качественная и количественная определенность. Количественная определенность описывается посредством особых числовых характеристик, через систему сакральных чисел, «космологизирующих наиболее важные части вселенной и наиболее ответственные моменты жизни и неблагоприятных чисел, как образовхаоса,безблагодатности,зла. Качественная определенность проявляется в виде системы персонажей мифической картины мира, которые противопоставляются друг другу.

Данная модель мира основана на собственной логике — на достижении поставленной цели окольными путями, через преодоление некоторых жизненно важных противоположностей, «имеющих соответственно положительное и отрицательное значение» (небо-земля, день-ночь)

Субстанциальная модель предполагает единство мира через допущение, что в основе бытия лежит некая единая субстанция, идеальная или материальная, из которой выводится все многообразие мира. У Платона единство мира обусловлено демиургом (творцом), который создал этот мир, у Гегеля — субстанциальностью абсолютной идеи, что выражается в наличии всеобщих законов развития. В функциональной модели единство мира объясняется наличием и функционированием единых законов. Предполагается, что в мире реализуется некая универсальная связь. При этом в качестве универсальной связи может выступать либо некая мыслительная конструкция, либо связь, реально осуществимая. Все перечисленные модели можно назвать локальными, так как они в основном фиксируют какую-то одну сторону бытия, т.е. интерпретируют, огрубляют его с целью выявления законов данной области. «Психологически подобный подход можно легко понять, поскольку все неизвестные и непознанные области мы обычно представляем себе в понятиях и образах того, что уже известно. Это известное содержание и распространяется на все возможные масштабы» .

Роль идеологии в жизни человека. Понятие мировоззрения и его структура

Самое главное в жизни человека — это то, как он воспринимает этот мир. В зависимости от того, как мы относимся к этому, очень многое формируется в нашем поведении как в отношении, так и в индивидуальном осознании жизни. Темой данной статьи будет проблема определения мировоззрения. Что означает это понятие и каковы его виды?

Характеристики мировоззрения

Это важнейшая проблема философии.Эта наука исследует, анализирует, изучает отношение человека к тому, что его окружает. Не просто сборище «покоя», не просто человека в отрыве от него, от культуры, от цивилизации. Философия исследует взаимоотношения, взаимоотношения, взаимопроникновение окружающей среды и человека.

Альбер Камю заметил, что мир сам по себе совершенно неразумный и бессмысленный; абсурдным он считал также стремление человека наделить все вокруг себя антропоморфными чертами, назвать его человеком.Без развитого комплексного подхода к жизни невозможно представить полноценную личность, поэтому трудно переоценить роль мировоззрения в жизни человека. Понимание этого факта благоприятно скажется на развитии личности.

Роль мировоззрения в жизни человека

В сборнике известного некогда советского философа Щедровицкого Георгия Петровича сказано, что сегодня, к сожалению, людям не нужно мышление как таковое, мы не используем его в современном мире.На первый взгляд эта фраза может показаться парадоксальной и непонятной, не укоренившейся, как обычно, в наши представления о себе и мышлении. Но если вдуматься в высказывание Щедровицкого, то в нем можно найти здравую зернистость. Современный человек живет в очень стабильном мире, не говоря уже о тех пограничных пунктах, где мы сталкиваемся со смертью близких, болезнями, стихийными бедствиями, катаклизмами. Солнце с завидным постоянством светит над головой, ядерной войны нет, а каждый день как день сурка, и это очень обычная ситуация.Более того, многие известные ключевые аналитики современности уже много думали за нас, когда решили, что нам есть что купить из одежды, а именно идеального человека, взаимоотношений между людьми, любви, дружбы. Именно они заложили в наши головы идею «американской мечты». Так люди учатся погружаться в состояние постоянства.

Современные интерпретации

Какова роль мировоззрения в жизни человека? Современные философы и психологи определяют мышление как способность человека решать одни логические задачи, создавать другие, ставить вопросы, которые перед ними не поднимались, способность находить выход из сложных, сложных противоречивых ситуаций, основываясь на «рациональном», то есть рациональная составляющая его жизни.

Если анализировать нашу повседневную жизнь, то мы, к сожалению, подавляющим большинством говорим, что участвовать в таких процессах сложно, то есть нам нелегко решать логические задачи. Многим из нас гораздо удобнее закрыть глаза на возникшую проблему, чтобы убедиться, что все пройдет само, нам просто нужно подождать или переложить ответственность на других. И все это связано с человеческим восприятием. Какую роль мировоззрение играет в жизни человека?

Мысли материальны?

Мы помним, что мысли можно воплотить в жизнь, вложив в это какой-то мистический подтекст.Да, у них действительно есть свойства для материализации, но все работает не по щелчку пальца.

В зависимости от того, как мы думаем, а именно от того, что мы представляем, проектируем, в конце концов, строится наша реальная жизнь. Так какую роль мировоззрение играет в жизни человека? На этот вопрос существует бесчисленное множество ответов. Однако одно из самых популярных и известных сегодня определений выглядит следующим образом: «Мировоззрение — это совокупность самых общих представлений человека о мире, о своем месте в нем, о возможностях и способах развития». .

Роль идеологии в жизни человека. Понятие мировоззрения и его структура

Самое главное в жизни человека — это то, как он воспринимает этот мир. В зависимости от того, как мы относимся к этому, очень многое формируется в нашем поведении как в отношении, так и в индивидуальном осознании жизни. Темой данной статьи будет проблема определения мировоззрения. Что означает это понятие и каковы его виды?

Характеристики мировоззрения

Это важнейшая проблема философии.Эта наука исследует, анализирует, изучает отношение человека к тому, что его окружает. Не просто сборище «покоя», не просто человека в отрыве от него, от культуры, от цивилизации. Философия исследует взаимоотношения, взаимоотношения, взаимопроникновение окружающей среды и человека.

Альбер Камю заметил, что мир сам по себе совершенно неразумный и бессмысленный; абсурдным он считал также стремление человека наделить все вокруг себя антропоморфными чертами, назвать его человеком.Без развитого комплексного подхода к жизни невозможно представить полноценную личность, поэтому трудно переоценить роль мировоззрения в жизни человека. Понимание этого факта благоприятно скажется на развитии личности.

Роль мировоззрения в жизни человека

В сборнике известного некогда советского философа Щедровицкого Георгия Петровича сказано, что сегодня, к сожалению, людям не нужно мышление как таковое, мы не используем его в современном мире.На первый взгляд эта фраза может показаться парадоксальной и непонятной, не укоренившейся, как обычно, в наши представления о себе и мышлении. Но если вдуматься в высказывание Щедровицкого, то в нем можно найти здравую зернистость. Современный человек живет в очень стабильном мире, не говоря уже о тех пограничных пунктах, где мы сталкиваемся со смертью близких, болезнями, стихийными бедствиями, катаклизмами. Солнце с завидным постоянством светит над головой, ядерной войны нет, а каждый день как день сурка, и это очень обычная ситуация.Более того, многие известные ключевые аналитики современности уже много думали за нас, когда решили, что нам есть что купить из одежды, а именно идеального человека, взаимоотношений между людьми, любви, дружбы. Именно они заложили в наши головы идею «американской мечты». Так люди учатся погружаться в состояние постоянства.

Современные интерпретации

Какова роль мировоззрения в жизни человека? Современные философы и психологи определяют мышление как способность человека решать одни логические задачи, создавать другие, ставить вопросы, которые перед ними не поднимались, способность находить выход из сложных, сложных противоречивых ситуаций, основываясь на «рациональном», то есть рациональная составляющая его жизни.

Если анализировать нашу повседневную жизнь, то мы, к сожалению, подавляющим большинством говорим, что участвовать в таких процессах сложно, то есть нам нелегко решать логические задачи. Многим из нас гораздо удобнее закрыть глаза на возникшую проблему, чтобы убедиться, что все пройдет само, нам просто нужно подождать или переложить ответственность на других. И все это связано с человеческим восприятием. Какую роль мировоззрение играет в жизни человека?

Мысли материальны?

Мы помним, что мысли можно воплотить в жизнь, вложив в это какой-то мистический подтекст.Да, у них действительно есть свойства для материализации, но все работает не по щелчку пальца.

В зависимости от того, как мы думаем, а именно от того, что мы представляем, проектируем, в конце концов, строится наша реальная жизнь. Так какую роль мировоззрение играет в жизни человека? На этот вопрос существует бесчисленное множество ответов. Однако одно из самых популярных и известных сегодня определений звучит так: «Мировоззрение — это совокупность самых общих представлений человека о мире, о своем месте в нем, о возможностях и способах трансформации возможностей. в реальность.»

Эта интерпретация подразумевает подход к каждой конкретной ситуации индивидуально, в зависимости от конкретной ситуации, которая создает тот или иной фон для действий. Все люди по-разному относятся к своим возможностям и воплощают их в жизнь, имеют разные совокупные представления о том, что хорошо и что такое плохое. В философии эти концепции назывались «О существующем и о должном»: что есть и чем должно быть на самом деле.

Право на мнение

Согласно философии, играет и должен играть огромно .

Мифологическое мировоззрение, его особенности, структура и специфика

Миф — древнейший вид и форма сознания и проявления в нем окружающего мира. Особенности мифологического мировоззрения заключаются в том, что сам миф является самой ранней исторической формой осознания индивидом окружающей действительности. В мифе переплетаются и причудливо переплетаются исходные знания о человеке, нормы регуляции индивидуального и социального мышления и поведения, а также художественные и эстетические критерии, эмоциональные формулировки и критерии оценки человеческой деятельности.

Мифология, по мнению ряда ученых, предстает перед современным человеком не просто как разновидность устного творчества, источником которого является человеческое воображение. Мифология также имеет мотив не только для простого удовлетворения человеческого любопытства и поиска ответов на животрепещущие вопросы жизни. Мифологическое мировоззрение выступает как целостный механизм социальной регуляции общества, и как объективный механизм, поскольку на каком-то этапе своего развития общество начинает ощущать острую потребность в таком регуляторе.В этом качестве мифологическое мировоззрение проявляет себя как способ сохранения естественной и человеческой гармонии и психологического единства людей.

Специфика мифологического мировоззрения в этом смысле состоит в том, что оно генерируется и воссоздается в новых поколениях не рациональной логикой и историческим опытом предыдущих поколений, а фрагментарными картинами мира, которые имеют исключительно индивидуальный и индивидуальный характер. образный персонаж. В рамках такой картины природа и социальные явления отражаются и мотивируются к такому размышлению лишь постольку, поскольку в этом отражении есть потребность самих людей.

Мифологическое мировоззрение на этом этапе становления общества характеризуется прежде всего игнорированием причинно-следственных методов описания действительности, в результате чего картина мира проявляется только в ее пространственно-временном оформлении (например, в нереалистичной жизни людей, их вырождение и воскресение в ином качестве и т. д.).

Главное в мифологическом сознании — это образ, который, по сути, отличает мифологию от философии, где уже преобладает рациональное мышление.Тем не менее, миф представляет мир человеку не просто в виде сказки, а в месте, где несомненно присутствует некий высший авторитет. Этот фактор впоследствии становится основой для формирования «чистых» религий, отличающихся от мифологии.

Мифологическое мировоззрение имеет еще одну особенность — в мифе всегда присутствует безраздельное представление между природной субстанцией и самим человеком. Социальная значимость этого единства находит свое воплощение в принципах коллективизма, утверждающих, что все в этом мире подлежит решению, если проблема решается коллективно.

Исходя из их специфики, можно утверждать, что основная функция мифологического сознания и мировоззрения лежит не в плоскости познавательной деятельности, а сугубо практическая, и ее основная цель — укрепление монолитности общества или его части. Миф, в отличие от философии, не порождает вопросов и проблем и не требует от человека сознательного отношения к окружающей среде.

Но по мере накопления практических знаний возникает объективная необходимость их систематизации уже на уровне рациональной деятельности, а, следовательно, и теоретической.Следовательно, мифологическое сознание сначала «растворяется» в религиозном, а затем уступает место философскому приоритету, тем не менее, оставаясь в сознании каждого человека в виде ментальных представлений обыденного уровня.

p> .

Сущность и структура мировоззрения

Термин «мировоззрение» появился и вошел в научный оборот в конце 18 века в связи с научным творчеством представителей немецкой классической философии. Но это не значит, что именно тогда сформировались все концептуальные положения этого явления. Прежде всего, следует сказать, что многие представления, без которых сегодня невозможно представить себе какое-либо мировоззрение (неважно, о каком типе мы говорим, массовом или индивидуальном), пришли в мировоззренческий конгломерат из совершенно разных форм общественного сознания. .Более того, само мировоззрение выражалось в основном через содержание таких духовных явлений, как философия, мифология, метафизика, религия.

Мировоззрение, его сущность и структура, как правило, выражаются через те представления индивидов, которые они сформулировали в процессе обобщения знаний, полученных в результате социальной практики. В результате таких обобщений возникло понимание мировоззрения как специфической формы индивидуального сознания, в которой отражены его взгляды на окружающую действительность и его место в этой реальности.

В многочисленных источниках можно найти самые разные определения мировоззрения, но при всей их несходственности можно утверждать, что все они практически одинаково интерпретируют структуру мировоззрения как многосложное явление.

В состав философии в философии входят такие важные компоненты, как знания, установки, убеждения и идеалы, с помощью которых человек выражает свое отношение к окружающей действительности и формирует собственное положение в этом мире.

В состав мировоззрения как важнейших его элементов входят:

  • система информации и знаний;
  • взглядов, взглядов и критериев оценки окружающей среды;
  • отношения и убеждения, предопределяющие поведенческие мотивы человека;
  • Идеалы человека — образы, предопределяющие развитие человека и его движения, как активного, преобразующего мир, субъекта.

Но на этом структура мировоззрения не исчерпывается, поскольку все вышеперечисленные элементы можно разделить на объективные (они включают знания) и субъективные (это в основном взгляды, убеждения и идеалы).

Все компоненты мировоззренческой структуры имеют полностью определенное функциональное назначение.

Знание, представляющее собой некую переработанную систему научной информации, помогаю человеку постигать окружающий мир и явления, происходящие в нем.В рамках этого компонента наблюдаются вполне определенные несоответствия, которые объективны и достаточно объяснимы. Например, люди могут иметь примерно сопоставимые интеллектуальные потенциалы, но в то же время полностью различаться в своих взглядах на мир.

Структура мировоззрения, включающая в себя взгляды людей, предполагает их рассмотрение как суждения, которые, в отличие от знания, выражают субъективное заключение индивида о реальности. Например, представители научного и религиозного мировоззрения совершенно по-разному рассматривают вопрос о происхождении человека.

Знания, как и взгляды, не всегда выступают в качестве мотивирующего фактора. С точки зрения этого вопроса более важны убеждения. Формируясь на основе какой-либо идеи, убеждения отражают синтез объективных знаний и стремлений, что фиксирует социальные позиции человека в обществе и его деятельность.

Структура мировоззрения как его органический элемент предполагает наличие идеалов. В простейшем смысле идеал — это образ, в котором запечатлено ожидаемое, идеальное, то есть, к которому у человека есть сильное стремление и высокое (с точки зрения критериев) отношение.Как правило, они воплощают в себе лучшие образцы человеческого мышления и поведения.

Таким образом, мировоззрение — это системное единство составляющих его компонентов. Взаимосвязь между этими компонентами может со временем меняться, и тогда один из них может стать доминирующим не только на уровне индивидуального сознания, но и социального.

p> .