Содержание

Мировосприятие — это… Что такое Мировосприятие?


Мировосприятие

Менталитет (фр. Mentalite) — образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущие индивиду или группе. В русской философии, культурологии и публицистике обычно употребляется для характеристики национальных особенностей народов, особенностей культуры. Менталитет — весьма сложное, многогранное проявление психической деятельности социальных индивидов изоморфизского толка, включающей как сознательное, так и бессознательное, специфическое соотношение между рациональным и эмоциональным в совершении их действий, а также между особенностью мышления национально-этнической группы по отношению к общности в целом, между стремлениями к инновациям и сохранению культурного потенциала прошлого. Менталитет — мировоззренческая матрица, картина мира в сознании человека и его вписанность в эту картину. Это норма представления мира вокруг себя и себя в нём. Черты менталитета, к примеру, — интуитивизм, рационализм, цветовая гамма, семейные образы, лиризм и т. д.

Менталитет культуры — глубинные структуры культуры, исторически и социально укорененные в сознании и поведении многих поколений людей, объединяющие в себе различные исторические эпохи в развитии национальной культуры. Менталитет определяет умонастроение и жизненную позицию.

Литература

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

Синонимы:
  • Мировой финансовый центр Шанхая
  • Мировой эфир

Смотреть что такое «Мировосприятие» в других словарях:

  • мировосприятие — мировосприятие …   Орфографический словарь-справочник

  • мировосприятие — мироощущение, миропонимание, менталитет, восприятие Словарь русских синонимов. мировосприятие сущ., кол во синонимов: 5 • восприятие (20) • …   Словарь синонимов

  • МИРОВОСПРИЯТИЕ — МИРОВОСПРИЯТИЕ, я, ср. (книжн.). То или иное восприятие мира 1, действительности. Детское м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Мировосприятие — опыт формирования познания, образов мира, наглядных представлений человека о мире в его единстве с Космосом, Вселенной, Землей, и определения своего места в нем. Это ощущения единства мира, понимание связей и зависимостей в нем и выработка общих… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Мировосприятие — ср. Восприятие человеком окружающего мира, действительности; мироощущение. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • мировосприятие — мировоспри ятие, я …   Русский орфографический словарь

  • мировосприятие — я; ср. Восприятие человеком окружающего мира, действительности; мироощущение …   Энциклопедический словарь

  • Мировосприятие — опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений человека …   Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

  • мировосприятие — я; ср. Восприятие человеком окружающего мира, действительности; мироощущение …   Словарь многих выражений

  • мировосприятие — МИРОВОСПРИЯТИЕ, я, ср То же, что мировоззрение. В этой точке начинается расхождение двух мировосприятий: чувственного и идейного, индивидуалистического с его «сегодня» и социалистического с его «завтра»… (А. Н. Т.) …   Толковый словарь русских существительных

Книги

  • Мифопоэтическое мировосприятие, Д. П. Козолупенко. Существует несколько разновидностей мировосприятия, характерных для человека, определенным образом структурирующих мир и предписывающих соответствующие правила поведения в этом мире, иными… Подробнее  Купить за 1220 грн (только Украина)
  • Мифопоэтическое мировосприятие, Д. П. Козолупенко. Существует несколько разновидностей мировосприятия, характерных для человека, определенным образом структурирующих мир и предписывающих соответствующие правила поведения в этом мире, иными… Подробнее  Купить за 380 руб
  • Мифопоэтическое мировосприятие, Д. П. Козолупенко. Существует несколько разновидностей мировосприятия, характерных для человека, определенным образом структурирующих мир и предписывающих соответствующие правила поведения в этом мире, иными… Подробнее  Купить за 264 руб
Другие книги по запросу «Мировосприятие» >>

Мировоззрение и философия. Философия и наука.

Стр 1 из 10Следующая ⇒

Мировоззрение и философия. Философия и наука.

Мировоззрение -это система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы.

Мировоззрение имеет два аспекта:

· Эмоционально – психологический

· Интеллектуальный

Компоненты мировоззрения:

· Познавательный компонент

· Ценностно-нормативный компонент

· Морально волевой, установки и ориентации

· Практический, деятельность человека по реализации морально-волевого компонента.

Виды мировоззрения:

· Обыденное основано на жизненном опыте человека на эмпирическом знании, которое получает в виде здравого смысла

· Научное (основано на научном знании) – теоретические взгляды на окружающий мир

· Религиозное связано с признанием сверхъестественного начала. Опирается на веру в сверхъестественные силы господствуют в мире. Мир делится на земной и внеземной.

· Мифологическое (Происхождение устройства мира, превращения хаоса в космос) Мифология — система сакрального знания о различных народах мира. Основано на традиционных преданиях, в основе вера в чудесное. Три мира: небесный, земной и подземный. Единое универсальное не расчлененное мировоззрение.

· Философское рассматривает мир с позиции рационального знания и разума. Происходит преодоление ограниченности обыденного мировоззрения. Основано на мифологическом мировоззрении. Стремиться понять целостность и единство мира. Преодоление обыденного мировоззрения. Размышляет о человеке о смысле его существования, места человека в мире.

Определение философии:

· Знание о всеобщем

· Форма интеллектуальной дея-ти

· Способ познания

· Форма мировоззрения

· Нахождение ответов на главные вопросы бытия

Философия и наука:

· Философия — это наука. Считал Гегель. Называл ее основой наук. Она решает основополагающие проблемы. Философия стоит над науками

· Философия не является наукой. Хайдинг и Ницше считали, что философия это искусство. Считали, что искусство отражает жизнь. Позитивисты считали, что наука не нуждается в философии, от нее нужно отказаться или заменить ее анализом языка. Наука единственный источник знания. Философия утратила свой предмет надо отказаться и нужно ее заменить анализом языка.

Существуют общие моменты, которые роднят философию и науку:

· Философия, как и наука использует систему понятий и категорий.

· Система понятий и категорий подчиняется законам логики.

· Роднит их теоретическое прошлое. Общая родословная философии и науки.

Различия:

· Проблемы науки носят конкретный характер, проблемы философии носят общие или всеобщий характер

· Наука подтверждает теории с помощью опытных данных, экспериментов, философские утверждения сложно доказать с помощью фактов.

· Утверждения науки эмпирически проверяемы в эксперименте, философские нет.

· Наука вырабатывает конкретные методы исследования, философия общие (универсальные)

 

Объект, предмет, структура и функции философии.

Объект философии – мир, место человека в мире, отношение человека к миру

Предмет философии – всеобщие проблемы бытия

Структура философии:

· Онтология

· Гносеология

· Социальная философия

· Философская антропология

· Аксиология

Философские науки:

· Философия

· Этика

· Эстетика

· Логика

· История философии

Функции философии:

· Мировоззренческая

· Гносеологическая

· Методологическая

· Аксиологическая

· Критическая

· Прогностическая

Основной вопрос философии – вопрос об отношении мышления к бытию

ОВФ:

· Первичность

— Монизм

§ Материализм (стихийный, метафизический, вульгарный, диалектический)

§ Идеализм (объективный, субъективный)

— Дуализм

— Плюрализм

· Познаваемость

— Гносеологизм

— Агностицизм

 

Материализм и идеализм. Формы материализма и идеализма.

Материализм – объективное существование мира вне и независимо от сознания человека:

· Вульгарный материализм — материализм, отрицающий специфику сознания, его социальную природу и рассматривающий сознание как физиологическую функцию организма. (Кабанис, Фохт, Бюхнер, Молешотт)

· Диалектический материализм — учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления, соединяющее в себе материалистическое понимание действительности с диалектикой. (Маркс, Энгельс, Ленин)

· Метафизический материализм — материализм:

— противоположный диалектическому материализму;

— отрицающий качественное саморазвитие через противоречия;

— сводящий разнообразие форм движения к механическому движению.

· Стихийный материализм — в древнегреческой философии — материализм, отождествляющий материю с конкретными формами ее проявления и движения.

Идеализм — сознание, мышление, духовное первично, основоположно, а материя, физическое вторично, производно:

· Объективный идеализм — одна из основных разновидностей идеализма. Признавая первичность духа и вторичность, производность материи, объективный идеализм в отличие от субъективного идеализма первоосновой существующего считает не личное, человеческое сознание, а некое объективное, потустороннее сознание — «абсолютный дух», «мировой разум» и т. д. (Платон, Шопенгауэр, Гегель)

· Субъективный идеализм — философское направление, представители которого отвергают правомерность тезиса о существовании объективной реальности, независимой от воли и сознания субъекта. Миром, в котором живёт и действует субъект, субъективный идеализм считает совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий субъекта или, как минимум, полагает, что последние являются неотъемлемой существенной частью мира (Беркли, Фихте, Юм)

 

Диалектика и метафизика как концепции развития и связи. Диалектический и метафизический методы философского познания.

Диалектика — научно-философский метод мышления, познания, основанный на признании всеобщей взаимосвязи материальных объектов и духовных сущностей и их непрерывного развития. В качестве источника развития диалектика утверждает «единство и борьбу противоположных начал». Как метод мышления и научная концепция противостоит метафизике.

Метафизика — учение о духовных первоначалах бытия, о сверхчувственных, умозрительно постигаемых принципах и началах всего сущего. Метафизика — все то, что человек не в состоянии постигнуть с помощью органов чувств, что лежит за пределами его практики, наблюдений, эмпирики, но может постигаться с помощью больших обобщений и веры; все то, что составляет принципиальную и неизменную основу бытия

Различия диалектики и метафизики:

· Диалектика признает всеобщий характер связей. Метафизика – только в определенной области природы.

· Диалектика – всеобщая связь, закономерный характер, объективный и многообразие характер связи. Метафизика сводит связи к механике.

· Диалектика признает связь в единстве с развитием

Детерминизм:

· Всеобщая обусловленность явлений.

· Причинность

· Многообразие видов детерминации

· Закономерность детерминации

Альтернатива ему, индетерминизм, отрицает объективную причинную связь, и познавательной ценности причинного объяснения. Объявляют детерминизм в фатализме.

Классическая метафизика:

· Не признавала развитие

· Природа неизменна.

· Сведение у всех изменений к механическому движению.

Диалектика признает всеобщий характер развития.

Диалектика не только теория, но и метод мышления, познания. Признает всеобщий характер в познании мира.

Диалектика рассматривает внутренние противоречия как источник развития. Метафизика не придает значения источнику развития.

· Софистика берет случайные признаки, и по нему определяет назначение вещи.

· Эклектика произвольно сочетает разные свойства вещи, не выявляет их взаимоотношения и не выделяет главного признака.

 

Философия Древнего Востока.

Древнеиндийская философия (10-9 века до н.э.) содержится в ведийской литературе, проблемы мироздания, космологические проблемы (высшая сущность «Высшая сущность» (брахма), этико-антропологическая (связана с душой человека, душа после смерти путь предков и путь богов зависит от жизни и деянии человека.) источник всего сущего – божество, оно анонимно, проявление в брахмане (выступает первоначалом материального и духовного облика (смысл бытия))

Философские школы Древней Индии:

· Санкхья (эта школа учит признанию материального и духовного начал. Материальные ценности находятся в постоянном развитии, духовное начало — вечно. Материальное уходит вместе со смертью человека, духовное же начало продолжает жизнь.)

· Веданта (нет ничего, кроме бога, все остальное лишь иллюзия)

· Вайшешика (все окружающие человека, как и он сам, состоит из неделимых частиц, которые имеют вечное существование и управляются мировой душой, т.е. богом)

· Ньяя (это вывод из ощущения, аналогии и свидетельства окружающих)

· Бхагавадгита содержит важные представления древнеиндийской философии: о тайне рождения и смерти; о соотношении пракрити и природы человека)

· Йога (не только философская школа, практика духовная, психическая)

· Чарвака (все сущее состоит из воздуха, воды, огня и земли, т.е. четырех стихий, в различном сочетании)

· Джайнизм (душа вечна, и у нее нет создателя, она существовала всегда, и она всемогуща. Цель учения — образ жизни человека, отказавшегося от низменных страстей — полный аскетизм и послушание учителю, победившему собственные страсти и способному научить этому других.)

· Философия буддизма (как религии, как философии)

Древнекитайская философия:

· Даосизм (натурализм, зачатки примитивной диалектики и элементы религиозной мистики. Основатель — Лао-Цзы)

· Конфуцианство (Уважение старших, приоритет знаний)

· Моизм (усовершенствование общества через знание. Основатель – Мо-Цзы)

· Легизм (теоретическое обоснование тоталитарно-деспотического управления государством и обществом)

 

Марксистская философия

В теории познания марксисты исходили из диалектической и одновременно материалистической предпосылки мира, о единстве законов природы и законов мышления. Теория познания марксизма – это взаимодействие познающего субъекта и познаваемого объекта. Познание осуществляется путем правильного (истинного) отражения субъектом диалектики объективного мира. Критерием истины, согласно философии марксизма, является общественно-историческая практика, которая представляет собой материальную, чувственно-предметную, целеполагающую деятельность человека. Практика общественна, предметна, в нее включены все виды деятель­ности и сознания людей, в ней решаются все теоретические проблемы. В структуре практики выделяются: потребности, цель и мотив деятельности, сама деятельность, применяемые средства и достигаемый результат. Таким образом, практика выступает не только критерием истины, но и движущей силой и целью познания.

Из всех видов практики наиболее значимым марксисты считали материальное производство, в результате которого формируются производственные отношения. Центральной категорией постижения сущности базисных, первичных отношений была категория отчуждения.

Согласно К. Марксу, отчуждение при капитализме носит массовый характер: чело­век отчужден от результатов своего труда, от самого себя как человека, от природы и культуры. Социальный порядок тем более отчужден и подавляет человека, чем интен­сивнее он трудится. Из этого следует вывод, что преодолеть отчуждение можно только посредст­вом уничтожения частной собственности. Анализ отчужденного труда предопределил обоснование материалистического понимания истории, раскрытие сущности капитали­стического производства и частной собственности, товара и денег, капитала, рассмот­рение коммунизма как средства возвращения человеку его подлинной сущности. Как современник бурных социальных потрясений и революций К. Маркс делает вывод, что революции и есть средство уничтожения эксплуатации человека. Марксистская философия видит в человеке активное существо, способное творчески преобразовать действительность. Вместе с тем существуют общеисторические закономерности, обеспечивающие единство всемирной истории – общественно-эконо­мические формации. Категория общественно-экономических формаций характеризует сущность определенной ступени социально-экономического развития человечества, дает возможность обосновать периодизацию истории и выделить критерии общественного прогресса.

Итак, принципиальная новизна философии марксизма заключается в следующем: чело­век не просто существует в природе, а преобразовывает ее в процесс практической деятельности, изменяясь в этом процессе и сам. К. Маркс обосновывал естественно-исторические законы развития истории, которые воплощаются в жизнь только через деятельность людей.

 

Н.Я. Данилевский

Типы культур:

· Египетская

· Индийская

· Еврейская

· Китайская

· Иранская

· Ассирийско-вавилонская

· Древнегреческая

· Древнеримская

· Новоаравийская

· Романо-германская

Циклы развития:

· Бессознательный – народы находятся на уровне этнографического материала

· Государственного становления

· Период цивилизации

Стадии:

· Зарождение

· Младенчество

· Юность

· Зрелость

· Старость

· Смерть

 

В.С. Соловьев

· В теории познания: синтез эмпиризма, рационализма, мистицизма: науки, философии и религии

· В онтологии: единство идеального и материального, божественного и природного в человеке

· В нравственной философии: от распри и вражды

· В философии истории: от разрозненного человечества к всечеловечеству

Этапы и ступени мира:

· Минеральное царство

· Растительное царство

· Животное царство

· Человеческое царство

· Царство Божие

Человек:

· Божественный

· Материальный, природный

· Духовный

Пути познания:

· Эмпирический (научный) – постигается мир явлений

· Рационально-философский – познание мышления и идеальной сферы

· Мистический (созерцательно-религиозный)

 

Н.А. Бердяев

Предмет философии – духовный мир человека.

Время по Бердяеву:

· Космическое

· Историческое

· Экзистенциальное

Свобода первичнее бытия – это воля.

Созданный богом мир не завершен, будучи свободным, человек творит мир.

 

Философия русского космизма (Н.Ф. Федоров)

· Человек – вершина эволюции, но он ущербен, т.е. смертен.

· Будет существовать Божие Царство. Произойдет воскрешение людей естественным путем.

· Развитие идеи единства человека и природы.

· Беды человечества – дисгармония.

· Счастье человека невозможно пока существует стихия и разрушение.

· Если человек устранит смерть, он победит зло.

 

Бытие.

Бытие изучает онтология.

Бытие – интегральная характеристика целостности, реальности мира, его существования. Отвлечение от вещей и явлений. Сущее — -совокупность вещей. Общее для вещей – существование бытия. Бытие самодостаточно, оно не из чего не выводится. Первооснова – субстрат – единство многообразия. Небытие – пустота. Мир существует, это и есть бытие. Исчезновение вещей или явлений – есть небытие.

В понимании бытия подходы:

1. Монистический – признание некоей единой субстанции, она не нуждается ни в чем другом (У Спинозы – природа есть субстанция, но много модусов – конечных вещей). В рамках монизма есть различие между идеалистами и материалистами

2. Дуалистический – признание равноправного существования двух субстанций: материальной (протяженность) и духовной (мышление) (Рене Декарт)

3. Плюралистический – бытие рассматривается как бесконечное множество субстанций

Вопрос о бытие решается в философии по-разному. Одну утверждают бесконечность мира, другие – конечность.

Формы бытия:

1. Бытие природы (она существует до и независимо от сознания человека, она объективна, первична по отношению к сознанию, бесконечна, в небытие попадают только отдельные вещи, без природы не могут создаваться вещи – вторая природа): первая природа, вторая природа. Между ними существует общее: из

материала первой создается вторая, она объективна, в ней воплощаются знания и труд человека и первоприродный материал. Вторая природа искусственно создается человеком. Первая природа – непреходящее бытие, это бесконечный мир, осваиваемый человеком в малой части. Вторая – опредмечивает цели и задачи человека.

2. Бытие человека. Оно представляет единство тела и сознания, т.е. телесного и духовного. Специфика в том, что человек имеет тело – часть природы и то, что человек является социальным существом. Бытие человека – объективная реальность.

3. Бытие идеального или духовного. Формы: индивидуальный духовный субъективный мир – сознание одного человека, оно скрыто, сознание возникает и исчезает с рождением и смертью человека, бытие сознания не существует отдельно от бытия человека, внеиндивидуальный духовный мир – объективированный мир, воплощенный в материальных формах, идеи, идеалы, нормы, ценности способны сохраняться, совершенствоваться, развиваться. Сюда относятся науки.

4. Бытие общества. Общество рассматривается как форма совместной деятельности людей, это социальная форма материи. Общество – надприродная реальность, оно существует в процессе деятельности людей. Общество охватывает и прошлые, и будущие поколения, это все человечество в прошлом, настоящем и будущем.

 

 

Материя.

Материалисты признают материю как объективную реальность, это онтологический аспект. В гносеологическом плане признается независимость материи от сознания в том, что материя первична. Человек первичен по отношению к сознанию.

Независимость материи:

1. Существование человека до сознания

2. Первичность человека по отношению к сознанию

3. Независимость вещей от образа в сознании человека.

Абсолютная противоположность существует в онтологическом аспекте. Относительная противоположность материи и сознания – сознание – одно из свойств материи. Материя – субстанция, а атрибуты – всеобщие свойства материи. Атрибуты: движение, пространство и время, они материальны, но они не являются

материей.

Вид материи – класс материальных объектов, которые объединены на определенном уровне организации материи.

Виды материи в неживой природе:

1. Элементарный, субатомный – элементарные частицы, вакуум

2. Атомный – атомы, возникающие из элементарных частиц, плазма – состояние вещества на подобие газа

3. Молекулярный — молекулы

4. Макротелесный — тела

5. Планетарный – планеты

6. Планетно-системный – системы, состоящие из звезд и планет

7. Галактический – скопления систем, газа, пыли

8. Галактико-системный

9. Метагалактический – система взаимодействующих скоплений галактик

Виды материи в живой природе:

1. Доклеточный

2. Клеточный

3. Многоклеточные организмы

4. Популяция – сообщество особей одного вида, связанных общим генофондом и скрещивающиеся между собой

5. Биоценоз – сообщество популяций

6. Биосфера – взаимодействие биоценозов между собой.

Соотношение высших и низших уровней материи:

1. Высший уровень возникает на основе низшего

2. Низший уровень включается и сохраняется в высшем

3. Высший зависит от низшего

4. Низший подчинен высшему

5. Интегральная природа высшего — высшее интегрирует высшее

6. Относительная самостоятельность высшего

 

Атрибуты.

Атрибуты (свойства: первичные и вторичные)

 

 

14. Движение – способ существования материи, её всеобщий атрибут, который означает любое изменение.

Материалисты считают, что материя не существует без движения. Движение объективно и вечно. Движение не привносится из вне. Е=мс2 это формула показывает взаимосвязь энергии – характеристики движения, и массы – характеристика материи.

Движение абсолютно, покой относителен. Движение – единство изменчивости и устойчивости, абсолютного покоя не существует, но нельзя абсолютизировать изменчивость, это приводит к релятивизму.

Формы движения материи соответствуют уровню организации материи:

1. Форма движения соответствует виду материи

2. Генетическая связь между формами движения

3. Высшие формы не сводимы к низшим

Механицизм, редукционизм – попытка свести высшие формы движения к низшим. Абсолютизация одной из форм движения – другая крайность.

 

 

Пространство – форма существования материи, которая характеризует протяженность, взаимное расположение, структурность и сосуществование вещей.

Время – форма существования материи, которая характеризует длительность и

последовательность смены существования вещей.

1 т.з. Демокрит, Эпикур, Ньютон. Пространство – протяженность, некая пустота, пространство не зависит от вещей.

2 т.з. Ломоносов, Декарт, Спиноза, Аристотель. Пространство — 3 т.з. Гольбах. Пространство – форма бытия материи.

4. Пространство – порядок существования и взаимоотношения вещей (Лейбниц )

5. Комплекс ощущений

6. Априорная форма чувственного созерцания

 

 

Время:

1. Длительное существование и мера изменений материи

2. Длительность и последовательность изменений материи

3. Проявление абсолютной вечности как преходящая длительность

4. Абсолютная длительность, однородная во вселенной

5. (Лейбниц) Порядок последовательности событий

6. Беркли, Юм, Мах Форма упорядочивания комплексов суждений

7. Кант Априорная форма чувственного созерцания

Концепции:

1. Субстанциональная

2. Реляционная

Субстанциональная концепция рассматривает пространство и время независимыми от материи, это вместилище, в котором находятся все материальные объекты (Ньютон). Реляционная концепция признает взаимосвязь пространства и времени и их связь с материей и движением (Лейбниц). Эйнштейн специальная и общая теория относительности. Специальная – при увеличении скорости движения пространственные интервалы сокращаются, а временные – расширяются. С т.з. философии теория раскрывает связь пространства и времени. Общая теория – пространство и время зависят от тяготения, а оно зависит от взаимного расположения объектов, философский смысл – взаимосвязь пространства и времени с материей. Материализм признает объективность пространства и времени, идеалисты отвергают эту объективность, пространство и время существуют в сознании человека.

 

Свойства пространства и времени:

1. Трехмерность пространства и одномерность времени

2. Однородность и изотропность пространства и однородность времени.

Однородность – отсутствие выделенных точек, однородность времени – равноправие всех его моментов, изотропность пространства – равноправие всех его частей.

3. Необратимость времени, обратное течение времени невозможно

Архит понимал бесконечность пространства как бесконечное прибавление единиц длительности.

На разных уровнях есть разная бесконечность пространства и времени.

Материальное бытие – бытие свойств вещей, отношений. Вещь – то, что обладает свойствами и находится в отношениях с другими вещами. Свойства – стороны вещи, которые характеризуют сходство или различие с другими вещами. Свойства обнаруживаются в отношении – устойчивых взаимосвязях с другими вещами.

 

 

15. Бытие — структурное детерминированное бытие. Целое – то, что образовано частями, выражает делимость целого на части, часть – то, что образует целое, она образует целое.

В современной науке выделяют суммативные системы и интегративные системы.

Значение формы:

1. Способ внешнего выражения содержания

2. Внутренняя организация, способ связи элементов

Содержание совокупность элементов, отношений, связей, процессов в определенной

системе.

Соотношение формы и содержания:

1. Единство

2. Неоднородность связи – одно и тоже содержание может иметь разные формы и

наоборот

3. Противоречие – противоречие существует в результате возникновения

разнонаправленных тенденций

4. Соответствие формы и содержания

Этапы взаимодействия формы и содержания:

1. Соответствие

2. Несоответствие — форма мешает развитию содержания

3. Восстановление соответствия формы содержанию

Форма может способствовать развитию содержания, если соответствует ему.

Сущность – внутреннее устойчивое единство многообразных форм бытия вещи.

Явление – внешняя форма выражения вещи, проявление сущности и её внешнее

обнаружение.

Сущность и явление соотносительны. Вещи разнонаправлены и разноступенчаты.

Единство сущности и явления:

1. Сущность обнаруживается в явлении

2. Явление богаче сущности

3. Сущность – основа явлений

Меризм Холизм

Целое есть сумма частей. Целое больше суммы частей.

Части предшествуют целому. Целое предшествует частям.

Часть – все, целое — ничто. Целое – все, часть — ничто.

Сущность и явление едины, их различают только в процессе познания. Сущность устойчивее, явление изменчивее. Изменения в явлении приводят к изменениям в сущности.

Сущность в явлениях может внешне изменяться, казаться.

Единичное – неповторимые индивидуальные признаки вещи. Общее – сходные, родственные признаки, присущие другим вещам. Особенное – связующее звено между единичным и общим, выражает наличие признаков, сходных с признаками одних вещей и отличных от признаков других вещей. Самостоятельное существование этих элементов возможно только в сознании. (пример с реализмом и номинализмом, и столами). Реалисты утверждают, что общее существует самостоятельно, а единичное порождается общим.

Номиналисты — реально только единичное, общее – есть продукт сознания.

16. Детерминизм – учение о всеобщей обусловленности явлений. Причинность – генетическая связь между явлениями, вещами, при которой одно явление, называемое причиной, при определенных условиях с необходимостью порождает другое явление, называемое следствием.

Признаки причинной связи:

1. Генетический – обязательное порождение причиной следствия

2. Необходимость – неизбежность порождения

3. Однонаправленность – причина всегда предшествует следствию

4. Пространственно-временная непрерывность. Если причина и следствие разделены пространством, то это пространство заполнено другими причинно-следственными связи, явления и события. У времени практически то же самое.

Цепи причинения:

1. Однолинейные – одни и те же явления выступают причинами и следствиями, но в других связях.

2. Двухлинейное – следствие влияет на причину

3. Разветвленные

Причина порождает следствие только при определенных условиях. Условие только способствует возникновению следствия, но оно не может стать причиной.

Полная причина – совокупность всех условий, при которых с необходимостью появляется следствие.

Полная причина:

1. Специфицирующая причина – то, что вызывает следствие.

2. Кондициональные причины – условия, факторы, способствующие приведению специфицирующей причины в активное состояние.

3. Реализаторская причина – повод, то, что обусловливает время появления следствия.

Виды причин:

1. Внутренние – в рамках одной системы, внешняя – вне системы.

2. Непосредственные – прямо вызывает следствие, опосредованная – косвенно, через другие цепи.

Причины и следствия не всегда связаны однозначными связями. Непричинная детерминация – есть взаимообусловленность явлений, но нет генетической связи (энергия не является причиной массы. Е=мС2). Необходимость – то, что произошло, должно произойти, и происходит именно так, а не иначе. То, что появляется неизбежно и не может не быть. Случайность – парная категория к необходимости, то, что может быть, может и не быть, может произойти так, но может произойти и по-другому. Подходы в понимании соотношения необходимости и случайности:

1. Абсолютное разграничение, отрицание объективности – явление либо необходимое, либо случайное.

2. Признание объективности и всеобщности – явления и события являются необходимыми и случайными, но в разных соотношениях.

Соотношение необходимости и случайности:

1. Единство

2. Случайность – форма проявления и дополнения необходимости, т.е. необходимость проявляется через случайность. Необходимость дополняется случайностью. (По Энгельсу)

3. Превращение – они могут превращаться друг в друга

Закон определяется через связи. Закон – это связь.

Признаки закона

1. Существенная – это отношения между сущностями

2. Всеобщая

3. Повторяющаяся – связь в определенном классе вещей повторяется

4. Необходимая

5. Устойчивая

Закон – это существенная, всеобщая, необходимая и повторяющаяся связь в объективном мире.

Виды:

1. Формы движения материи: механические, физические, химические, биологические, социальные

2. Структура детерминации: динамические – наличие однозначной связи, вероятностно-статистические – вероятные связи больших совокупностей вещей

3. Сферы действия: всеобщие – законы диалектики, общие – действуют в природе, познании, частные – действуют в ограниченной сфере.

Возможность – то, что может быть, потенциальное бытие, будущее, которое содержится в настоящем, в ней содержатся предпосылки возникновения нового бытия. Невозможность – то, что не может быть из-за несовместимости с объективными законами бытия. Действительность – то, что реально существует, это актуальное бытие. Возможность и действительность взаимосвязаны. Действительность – результат реализации возможности.

Виды возможности:

1. Обратимая – возможность, с превращением которой в действительность, действительность становится возможностью, необратимая – при превращении возможности в действительность, первоначальная действительность невозможно.

2. Абстрактная – возможность, для осуществления которой в данное время не возникли необходимые условия, конкретная – возможность для которой в данное время есть условия и она может быть реализована.

3. Формальная – обусловлена случайностью, реальная – обусловлена необходимостью.

Детерминизм противоположен и фатализму и волюнтаризму. Волюнтаризм – возможность обусловлена только волей человека. Фатализм – возможность обусловлена судьбой.

 

17. Развитие – качественные, необратимые и направленные изменения.

Черты развития:

1. Неотрывность от движения – и то и другое есть изменение

2. Качественное изменение

3. Необратимое изменение, а движение обратимо

4. Направленное изменение.

Направления развития:

1.Прогресс – развитие от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному.

2.Регресс – развитие от высшего к низшему, от более совершенному к менее совершенному.

Критерии прогресса:

1. Структурный – в неживой природе – степень усложнения структуры системы.

2. Функциональный – в живой природе – степень системной организации, которая позволяет организму выполнять ранее невыполнимые функции.

Критерии прогресса в обществе:

1. Темпы роста производства и производительности труда, 2. Степень свободы, 3. Уровень демократизации, 4. Уровень возможностей для развития человека

Универсальный критерий прогресса:

1. Увеличение степени разнообразия системы, 2. Усиление мобильности, эффективности, надежности, 3. Воспроизведение системы, 4. Рост автономности, 5. Увеличение организации и целостности

Прогресс и регресс относительны.

 

 

Основные законы диалектики.

Закон единства и борьбы противоположности.

Категории:

1. Различие – прерывность, изменчивость, индивидуальность и неповторяемость.

2. Противоположности – взаимоисключающие стороны, элементы, тенденции, которые находятся в единстве и принадлежат одному явлению, одной вещи.

Отношения противоположностей:

1. Взаимоисключение

2. Взаимополагание – противоположности не могут существовать друг без друга.

3. Взаимопроникновение – противоположности переходят друг в друга.

Единство противоположностей характеризует взаимополагание и взаимопроникновение. Противоречие – источник развития. Противоречие – взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон, которое

находится в единстве и является источником развития.

Виды противоречий:

1. Общие – характеризуют бытие в целом, специфические – существуют в определенных сферах бытия

2. Внешние и внутренние

3. По уровням материи и формам её движения

4. Антагонистические – в основе диаметрально противоположные коренные противоречия, неантагонистические – некоренные противоречия.

Формы разрешения противоречий:

1. Переход противоположностей друг в друга

2. Победа одной из противоположностей

3. Исчезновение обеих противоположностей

Закон перехода количественных изменений в качественные.

Качество – определенность вещи, которая отличает вещь от других и делает это отличие четко оформленным и устойчивым.

Количество – такое изменение вещи, которое не тождественно изменению его бытия. Это внешняя категория по отношению к бытию вещи. Оно характеризует делимость вещи. Мера – взаимосвязь количественных и качественных изменений, это граница, в пределах которой происходят количественные изменения в рамках данного качества, сохраняется качественная определенность вещи. Скачок – стадия, период превращения одного качества в другое качество в результате количественных изменений. Это перерыв постепенности в развитии.

Формы скачков:

1. Формы движения материи

2. Время протекания – разовые и постепенные

3. Количество систем, которые входят в скачок – одинарные и комплексные – охватывают много элементов

4. Отношение к сущности – коренные – скачок в развитии всей системы, некоренной – скачок в отдельных элементах

5. Локальные и глобальные

Закон отрицания отрицания.

Преемственность – связь старого и нового качества в развитии. Отрицание характеризует возникновение нового и относительная повторяемость старого. Развитие – единство поступательности и отрицания.

Типы отрицания:

1. Деструктивное – разрушение, распад, ликвидация системы

2. Конструктивное – необходимые элемент развития, обеспечивает связь старого и нового

Триада Гегеля:

1. Тезис

2. Антитезис – отрицает тезис

3. Синтез

Условия действия закона отрицания отрицания:

1. Наличие как минимум двух отрицаний

2. Повторение черт, свойств, которые были на первой стадии

Закон не действует при деструктивном отрицании и регрессе.

 

Сознание

Сознание – состояние внутренней жизни человека. Нередко отождествляется с душой, затем с психикой, психической жизнью. Дух – способность человека создавать ценнос



Читайте также:

 

Мироощущение мировосприятие и миропонимание — Студопедия

Мировоззренческая функция

Мировоззренческая функция философии считается одной из важнейших.

В ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека. Мировоззрение личности выступает в виде совокупности чувств, знаний и убеждений. Особую роль в мировоззрении человека играют представления о принципах, которые определяют его отношения к миру, обществу и самому себе.

Мировоззрение по своей форме может быть:

— мифологическим

— религиозным

— философским.

Это зависит от того, на каком основании оно базируется — на мифологических, религиозных или философских представлениях. Основу мифологического мировоззрения составляют мифы, т. е. фантастические повествования о мироустройстве и о месте человека в системе мироздания. Такое мировоззрение исходит из художественно-эмоционального переживания мира или из общественных иллюзий. Религиозное мировоззрение является следующим этапом развития взглядов людей на мир, в отличие от мифа, религия не смешивает земное и сакральное.


Обладатели такого мировоззрения полагают, что творческая всемогущая сила — Бог находится над природой и вне природы. В центре любого религиозного мировоззрения находятся представления о высших ценностях и путях их обретения. Оно базируется на не терпящей сомнения вере и ставит воззрения человека в зависимость от религиозных догматов. В отличие от него, философское мировоззрение в состоянии основываться на результатах познавательной и практической деятельности людей. Важную роль в системе современного философского мировоззрения играют данные науки, синтезируемые в представлениях о научной картине мира.

Нередко в современных условиях в мировоззрении отдельных людей одновременно сочетаются мифологические, религиозные и научные представления. Эти представления придают мировоззрениям конкретных людей специфику.

Мироощущение мировосприятие и миропонимание

В различающихся по форме и по характеру мировоззрениях интеллектуальный и эмоционально-психологический опыт людей сочетается особым образом, по-разному в них отражается мироощущение, мировосприятие и миропонимание людей.


Мироощущение составляет эмоционально-психологическую сторону мировоззрения. В нем находят выражение ощущения, восприятия, переживания людей.

В мировосприятии, основывающемся на наглядных представлениях, мир предстает в его реальности, образы которой опосредованы сочетанием эмоционально-психологического и познавательного опыта людей.

Миропониманиескладывается на основе мироощущения и мировосприятия. На характер миропонимания по мере развития науки все большее влияние оказывают добытые ею знания. Значение миропонимания заключается в том, что оно является основой формирования потребностей и интересов человека, его представлений о нормах и ценностях, а значит и мотивов деятельности. Развитие и совершенствование мироощущения, мировосприятия и миропонимания приводит к повышению качества содержания мировоззрения и росту силы воздействия его на живую жизнь.

Как система взглядов мировоззрение людей формируется на основе самых разных знаний, но завершающий вид ему придает философия, которая, как отмечалось ранее, обобщает содержащиеся в нем установки и вырабатывает предельно общие принципы как познания, понимания, так и преобразования мира. В качестве фундамента мировоззрения выступают сведения о нормативных образованиях, опосредующих его направленность и придающих ему действенность.

Философия является средством формирования и обоснования содержания наиболее общих, основополагающих и потому существенных нормативных образований мировоззрения, опосредующих всю систему жизнеобеспечения людей. В этом смысле ее оправданно рассматривать как основу мировоззрения, которую использует человек в своих взаимодействиях с миром и наделять ее мировоззренческой функцией.

ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ — Студопедия

Всякая философия — это мировоззрение, т. е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека.

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения:

— философия — это высший уровень и вид мировоззрения, это системно-рациональное и теоретически оформленное мировоззрение;

— философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение;

— философия — это система основополагающих идей в составе общественного мировоззрения. Мировоззрение — это обобщенная система взглядов человека и общества на мир и собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни, судеб человечества, а также совокупность обобщенных философских, научных, правовых, социальных, нравственных, религиозных, эстетических ценностей, верований, убеждений и идеалов людей.

Мировоззрение может быть:

— идеалистическим;

— материалистическим.

Материализм — философское воззрение, признающее основой бытия материю. Согласно материализму мир — движущаяся материя, а духовное начало — это свойство мозга (высокоорганизованной материи).


Идеализм — философское воззрение, которое считает, что истинное бытие принадлежит духовному началу (разуму, воле), а не материи.

Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, верований и убеждений, идеалов, а также образа жизни человека и общества.

Ценностные ориентации — система духовных и материальных благ, которые общество признает как главенствующую силу над собой, определяющую поступки, помыслы и взаимоотношения людей.

Все имеет значимость, смысл, положительную или отрицательную ценность. Ценности неравнозначны, они оцениваются с разных точек зрения: эмоциональной; религиозной; нравственной; эстетической; научной; философской; прагматической.

Наша душа обладает уникальной способностью определять именно свои ценностные ориентации. Это проявляется и на уровне мировоззренческих позиций, где речь идет об отношении к религии, искусству, к выбору нравственных ориентаций и философских пристрастий.

Вера — один из основных устоев духовного мира человека и человечества. Каждый человек вне зависимости от своих утверждений имеет веру. Вера являет собой феномен сознания, обладающий огромной силой жизненной значимости: жить без веры невозможно. Акт веры — это бессознательное чувство, внутреннее ощущение, в той или иной мере свойственное каждому человеку.


Идеалы являются важной составляющей мировоззрения. Человек всегда стремится к идеалу.

Идеал — это мечта:

— о совершенном обществе, в котором все честно;

— гармонически развитой личности;

— разумных межличностных отношениях;

— нравственном;

— прекрасном;

— реализации своих возможностей на благо человечества.

Убеждения — это четко составленная система взглядов, которые поселились в нашей душе, но не только в сфере сознания, но и в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами.

Убеждения составляют:

— духовное ядро личности;

— основу мировоззрения.

Таковы составляющие мировоззрения, а его теоретическим стержнем является система философских знаний.

Истоками философии являются мифология и религия.
«Миф» в переводе с греческого языка означает «предание», «логос» – «учение, наука», таким образом, мифология – это наука о преданиях. Мифы существовали у всех народов мира, многие мифы посвящены космическим темам, т. к. люди пытались ответить на вопрос о происхождении и устройстве мира, о мировой гармонии, о превращении хаоса в космос, а также любая мифология описывает гибель мира в будущем и его последующее возрождение.
Мифология – это форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. В древности мифология являлась формой духовной культуры, которая объединяла в себе зачатки знаний, религиозные верования, политические взгляды и искусство. Чертами мифа являются: очеловечивание природы, наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком, отсутствие абстрактных размышлений, практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач, однообразие и поверхность мифологических сюжетов.
Древнеиндийская философия представлена ведами, в которых глубже просматривается вопрос о происхождении человека. В это время в ведах рассказывается, что Вселенная заполняется человечеством, которому предопределена карма, на весь период существования.
В Древнем Китае была образована философская школа – Даосская. Даосизм – это учение о пути, которое отстаивали в этой школе. Философы считали, что всё находится в пути, в движении, в изменении. Всё непостоянно и конечно. Человек должен следовать установленному порядку, тогда он будет бессмертен.
Особенности мифологии:
1. Мысль выражается в конкретных эмоциональных, поэтических образах и метафорах, одушевлялись и очеловечивались: космос и все природные силы.
2. Отсутствует разграничение мира и человека, мысли и эмоции, это было целостное миропонимание.
Философия и религия выходят из мифа, они походят тем, что решают мировоззренческие вопросы, но религия в основу ставит веру, а философия – это поиск истины.
Религия – это форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
Для религиозного мировоззрения характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.
В VI веке до нашей эры философия представляла собой новый тип миропонимания, в основе которого лежал разум. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщение, выводы и доказательства стали вытеснять образы и вымыслы, т.е. мифологию. С развитием культуры менялось:
• специфика философии;
• статус (значение) философии;
• связи с наукой, но мировоззренческие проблемы оставались.
Смысл философии включает не только мировоззрение и познание, но и у всех философов всегда была система, которая завершалась этикой.

1. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения: мироощущение, мировосприятие и миропонимание.

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро. В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей. В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Итоговое определение соотношения философии и мировоззрения можно было бы сформулировать так: философия- это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества. В самом общем виде и с известной долей условности все типы мировоззрений можно разделить на социально-исторические и экзистенциально-личностные.

Социально-исторические типы формируются на различных этапах развития человечества и отличаются прежде всего способом, каким мировоззрение становится доступным людям в различные исторические эпохи. Важнейшими социально-историческими типами мировоззрения являются: архаический, мифологический, религиозный и философский. Они отличаются не просто разной постановкой мировоззренческих проблем, но и принципиально различными способами их решения. Экзистенциально-личностные типы мировоззрения формируются на различных стадиях духовного становления человека и различаются, главным образом, тем способом, каким индивид усваивает себе мировоззренческие достижения человечества и сам продуцирует их.

Мироощущение – это то, как человек ощущает себя в событиях своей жизни; как он среди разных обстоятельств и людей чувствует себя, мыслит, действует. Мироощущение человека четко прослеживается в его настроениях и поступках. Мировосприятие – общее видение мира и отношение к нему. Как правило, имеется в виду восприятие внешнего мира через призму внутреннего мира, с помощью своей внутренней картины жизни. Миропонимание это описание языковыми средствами тех образов (совокупность образов – мировоззрение ), которые существуют в психике индивида. Образ и описание этого образа вместе составляют понятие. Совокупность понятий и составляет миропонимание субъекта.

2. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия, наука.

Мировоззрение — система взглядов, принципов , ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира так и жизненной позиции программы деятельности людей. Существуют 3 мировозрения: мифологическое(вымышленное и реальное взаимосвязано, не понятно что есть что),религиозное(вера в высшую справедливость в творца, мир реальный и мир вымышленный, появилась при письменности), философское(наука о наиболее общих законов развития природы, общества и мышления. ВСЁ должно быть доказано, не принимает на веру ничего,3 раздела: онтология (уч о бытие) гносеология (учение по познание) и логика. Элементы ( структура) мир-я : потребности, интересы, знания, ценности, идеалы.

Мифологическое мировоззрение основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным- явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.

Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы. Религии, в отличие от более гибкого мифа, свойственны жёсткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы с её точки зрения правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия- прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно.

Научное мировоззрение основано на стремлении к построению наиболее объективной картины мира. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.

1. Мировоззрение. Введение в философию

1. Мировоззрение

В преддверии философии

Приступая к изучению философии, многие уже имеют об этом предмете некоторое представление: могут с большим или меньшим успехом припомнить имена прославленных философов, а может быть, даже объяснить в первом приближении и что такое философия. В перечне вопросов — житейских, производственных, политических, научных и других — обычно удается и без специальной подготовки выделить вопросы философского характера, скажем, такие: конечен или бесконечен мир, существует ли абсолютное, окончательное знание, в чем человеческое счастье и какова природа зла. Откуда же это предпони-мание? С детства, осваивая мир, накапливая знания, все мы время от времени с волнением думаем о тайнах мироздания, судьбах человечества, о жизни и смерти, горе и счастье людей. Так складывается еще не четкое, не вполне последовательное понимание тех вопросов, над которыми размышляло не одно поколение философов.

Как устроен мир? Как соотнесены в нем материальное и духовное? Хаотичен он или упорядочен? Какое место в мире занимают закономерность и случай, устойчивость и изменение? Что такое покой и движение, развитие, прогресс и можно ли установить критерии прогресса? Что есть истина и как отличить ее от заблуждений или преднамеренных искажений, лжи? Что понимают под совестью, честью, долгом, ответственностью, справедливостью, добром и злом, красотой? Что такое личность и каковы ее место и роль в обществе? В чем смысл человеческой жизни, существует ли цель истории? Что означают слова: Бог, вера, надежда, любовь?

К давним, «вечным» вопросам такого рода сегодня добавляются новые, серьезные и напряженные. Какова общая картина и тенденции развития современного общества, нашей страны в нынешней исторической ситуации? Как оценить в целом современную эпоху, социальное, духовное, экологическое состояние планеты Земля? Как предотвратить нависшие над человечеством смертельные угрозы? Как защитить, отстоять великие гуманистические идеалы человечества? И так далее. Раздумья на такие темы рождены потребностью в общей ориентации, самоопределении человека в мире. Отсюда и чувство давнего знакомства с философией: с древних времен и до сегодняшнего дня философская мысль стремится разобраться в тех вопросах миропонимания, что волнуют людей и вне занятий философией.

Входя в «теоретический мир» философии, осваивая его, человек отталкивается от ранее сложившихся у него представлений, от продуманного, пережитого. Изучение философии помогает выверить стихийно сложившиеся взгляды, придать им более зрелый характер. Но надо приготовиться и к тому, что философский анализ выявит наивность, ошибочность тех или иных казавшихся верными позиций, подтолкнет к их переосмыслению. А это важно. От ясного понимания мира, жизни, самих себя зависит многое — и в личной судьбе человека, и в общей судьбе людей.

Представителей разных профессий философия может интересовать, как минимум, с двух точек зрения. Она нужна для лучшей ориентации в своей специальности, но главное — необходима для понимания жизни во всей ее полноте и сложности. В первом случае в поле внимания попадают философские вопросы физики, математики, биологии, истории, врачебной, инженерной, педагогической и иной деятельности, художественного творчества и многие другие. Но есть философская проблематика, волнующая нас уже не только как специалистов, а как вообще граждан и людей. А это ничуть не менее важно, чем первое. Кроме эрудиции, помогающей решать профессиональные задачи, каждому из нас нужно и нечто большее — широкий кругозор, умение понимать суть происходящего в мире, видеть тенденции его развития. Важно также осознавать смысл и цели собственной жизни: зачем мы делаем то или это, к чему стремимся, что это даст людям, не приведет ли нас самих к краху и горькому разочарованию. Общие представления о мире и человеке, на основе которых люди живут и действуют, называют мировоззрением.

Явление это многомерно, оно формируется в различных областях человеческой жизни, практики, культуры. К духовным образованиям, причисляемым к мировоззрению, относят и философию. Ее роль в осмыслении проблем мировоззрения велика. Вот почему для ответа на вопрос, что такое философия, нужно, хотя бы в общем виде, прояснить, что такое мировоззрение.

Понятие мировоззрения

Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение — необходимая составляющая человеческого сознания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, образуют более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. В мировоззрении обобщенно представлены познавательная, ценностная, поведенческая сферы в их взаимосвязи.

Жизнь людей в обществе носит исторический характер. То медленно, то ускоренно, интенсивно изменяются со временем все ее составляющие: технические средства и характер труда, отношения людей и сами люди, их чувства, мысли, интересы. Меняются и взгляды людей на мир, улавливая и преломляя перемены их общественного бытия. В мировоззрении того или иного времени находит выражение его общий интеллектуальный, психологический настрой, «дух» эпохи, страны, тех или иных социальных сил. Это позволяет (в масштабе истории) иногда условно говорить о мировоззрении в суммарной, безличной форме. Однако реально убеждения, нормы жизни, идеалы формируются в опыте, сознании конкретных людей. А это значит, что кроме типовых взглядов, определяющих жизнь всего общества, мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов. И все же в многообразии мировоззрений прослеживается довольно устойчивый набор их основных «составляющих». Понятно, речь идет не об их механическом соединении. Мировоззрение интегрально: в нем принципиально важна связь компонентов, их «сплав». И, как в сплаве, различные сочетания элементов, их пропорции дают разные результаты, так нечто подобное происходит и с мировоззрением. Каковы же компоненты, «слагаемые» мировоззрения?

В мировоззрение входят и играют в нем важную роль обобщенные знания — жизненно-практические, профессиональные, научные. Степень познавательной насыщенности, обоснованности, продуманности, внутренней согласованности мировоззрений бывает разной. Чем солиднее запас знаний у того или иного народа или человека в ту или иную эпоху, тем более серьезную опору — в этом отношении — может получить мировоззрение. Наивное, непросвещенное сознание не располагает достаточными интеллектуальными средствами для четкого обоснования своих взглядов, нередко обращаясь к фантастическим вымыслам, поверьям, обычаям.

Потребность в мироориентации предъявляет к знаниям свои требования. Здесь важен не просто набор всевозможных сведений из разных областей или «многоученость», которая, как пояснял еще древнегреческий философ Гераклит, «уму не научает». Английский философ Ф. Бэкон высказал убеждение, что кропотливое добывание все новых фактов (напоминающее работу муравья) без их суммирования, осмысления не сулит успеха в науке. Еще менее эффективен сырой, разрозненный материал для формирования или обоснования мировоззрения. Здесь требуются обобщенные представления о мире, попытки воссоздания его целостной картины, понимания взаимосвязи различных областей, выявления общих тенденций и закономерностей.

Знания — при всей их важности — не заполняют собой всего поля мировоззрения. Кроме особого рода знаний о мире (включая и мир человека) в мировоззрении уясняется также смысловая основа человеческой жизни. Иначе говоря, здесь формируются системы ценностей (представления о добре, зле, красоте и другие), наконец, складываются «образы» прошлого и «проекты» будущего, получают одобрение (осуждение) те или иные способы жизни, поведения, выстраиваются программы действия. Все три компонента мировоззрения-знания, ценности, программы действия — взаимосвязаны.

При этом знания и ценности во многом «полярны»: противоположны по своей сути. Познанием движет стремление к истине — объективному постижению реального мира. Ценности же характеризуют то особое отношение людей ко всему происходящему, в котором соединены их цели, потребности, интересы, представления о смысле жизни. Ценностное сознание ответственно за нравственные, эстетические и другие нормы, идеалы. Важнейшими понятиями, с которыми издавна связывалось ценностное сознание, выступали понятия добра и зла, прекрасного и безобразного. Через соотнесение с нормами, идеалами осуществляется оценивание происходящего. Система ценностей играет очень важную роль как в индивидуальном, так и в групповом, общественном мировоззрении. При всей их разнородности познавательный и ценностный способы освоения мира в человеческом сознании, действии так или иначе уравновешиваются, приводятся в согласие. Сочетаются в мировоззрении и такие противоположности, как интеллект и эмоции.

Мироощущение и миропонимание

В различных формах мировоззрения по-разному представлены эмоциональный и интеллектуальный опыт людей — чувства и разум. Эмоционально-психологическую основу мировоззрения называют мироощущением (или мировосприятием, если используются наглядные представления), познавательно-интеллектуальную же его сторону характеризуют как миропонимание.

Уровень интеллектуальности, да и степень эмоциональной насыщенности мировоззрений неодинаковы. Но так или иначе, им присущи оба эти «полюса». Даже самые зрелые по мысли формы мировоззрения не сводятся без остатка лишь к интеллектуальным составляющим. Мировоззрение — не просто набор нейтральных знаний, бесстрастных оценок, рассудительных действий. В его формировании участвует не одна лишь хладнокровная работа ума, но и человеческие эмоции. Отсюда мировоззрение — взаимодействие того и другого, сочетание мироощущения с миропониманием.

Жизнь в мире природы и общества рождает в людях сложную гамму чувств, переживаний. С мировоззрением сопряжены любознательность, удивление, чувства единства с природой, сопричастности человеческой истории, благоговения, восхищения, трепета и многие другие. Среди эмоций такого рода есть и окрашенные в «мрачные» тона: тревоги, напряжения, страха, отчаяния. К ним относятся чувство неуверенности, беспомощности, потерянности, бессилия, одиночества, печали, горя, душевного надрыва. Можно опасаться за своих близких, переживать за свою страну, народ, за жизнь на Земле, судьбы культуры, будущее человечества. Вместе с тем людям присущ и спектр «светлых» эмоций: радости, счастья, гармонии, полноты телесных, душевных, интеллектуальных сил, удовлетворенности жизнью, своими свершениями.

Сочетания таких чувств дают вариации типов человеческих мироощущений. Общий эмоциональный настрой может быть радостным, оптимистичным, или же мрачным, пессимистичным; полным душевной щедрости, заботы о других или эгоистичным и т. д. В настроениях сказываются обстоятельства жизни людей, различия их социального положения, национальные особенности, тип культуры, индивидуальные судьбы, темпераменты, возраст, состояние здоровья. Мироощущение человека молодого, полного сил, иное, чем старого или больного. Критические, тяжелые ситуации жизни требуют от людей большого мужества и душевных сил. Одной из ситуаций, вызывающих напряженные переживания, является встреча со смертью. Мощные импульсы мировоззрению дают нравственные чувства: стыд, раскаяние, укоры совести, чувство долга, морального удовлетворения, сострадания, милосердия, а также их антиподы.

Эмоциональный мир человека как бы суммируется в его мироощущении, но находит выражение и в миропонимании, в том числе и в философском мировоззрении. Ярким выражением возвышенных эмоций такого типа могут служить, например, знаменитые слова немецкого философа И. Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» [1].

В ткани мировоззрения разум и чувства не обособлены, переплетены и к тому же соединены с волей. Это придает всему составу мировоззрения особый характер. Мировоззрение, по крайней мере его узловые моменты, его основа, тяготеют к тому, чтобы стать более или менее целостным комплексом убеждений. Убеждения — взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие всему складу их сознания, жизненным устремлениям. Во имя убеждений — так велика их сила — люди порой рискуют жизнью и даже идут на смерть.

Таким образом, включаясь в мировоззрение, различные его составляющие приобретают новый статус: они вбирают в себя отношение людей, окрашиваются эмоциями, сочетаются с волей к действию. Даже знания в контексте мировоззрения обретают особую тональность. Срастаясь со всей совокупностью взглядов, позиций, чувств, они уверенно и активно принимаются людьми. И тогда — в тенденции — становятся больше чем просто знанием, превращаясь в познавательные убеждения — в целостный способ видения, понимания мира, ориентации в нем. Силу убеждения приобретают также нравственные, правовые, политические и другие взгляды — ценности, нормы, идеалы. В сочетании с волевыми факторами они составляют основу жизни, поведения, действия личностей, общественных групп, наций, народов, а в пределе — всего мирового сообщества.

С «переплавкой» взглядов в убеждения возрастает степень доверия к их содержанию, смыслу. Диапазон человеческой веры, уверенности широк. Он простирается от практической, жизненной познавательной несомненности (или очевидности), то есть вполне рациональной веры, до религиозных верований или даже легковерного принятия нелепых вымыслов, что тоже свойственно человеческому сознанию определенного типа и уровня.

Важная роль убеждений в составе мировоззрения не исключает положений, принимаемых с меньшей уверенностью или даже недоверием. Сомнение — обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в области мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие той или иной системы ориентаций, срастание с ней — без внутренней критичности, собственного анализа — называют догматизмом. Жизнь показывает, что такая позиция слепа и ущербна, не соответствует сложной, развивающейся действительности. Более того, идеологические, политические и другие догмы нередко оказывались в истории, включая и нашу отечественную историю, причиной тяжких бед. Вот почему так важно ясное, непредвзятое, смелое, творческое, гибкое понимание реальной жизни во всей ее сложности. От догм спасают здоровое сомнение, вдумчивость, критичность. Но при нарушении меры они могут породить другую крайность — неверие ни во что, утрату идеалов, отказ от служения высоким целям. Такое настроение называют цинизмом (по сходству с мироориентацией одной из античных школ, носившей такое название).

Итак, мировоззрение — единство знаний и ценностей, разума и чувств, миропонимания и мироощущения, разумного обоснования и веры, убеждений и сомнений. В нем переплетены общественно значимый и личный опыт, традиционные представления и творческая мысль. Соединены вместе понимание и действие, теории и практика людей, осмысление прошлого и видение будущего. Сочетание всех этих «полярностей» — напряженная духовно-практическая работа, призванная придать целостный характер всей системе ориентаций.

Объемля разные «пласты» опыта, мировоззрение помогает человеку раздвигать рамки повседневности, конкретного места и времени, соотносить себя с другими людьми, включая и тех, что жили раньше, будут жить потом. В мировоззрении накапливается мудрость человеческой жизни, происходит приобщение к духовному миру прадедов, дедов, отцов, современников, что-то решительно осуждается, что-то бережно хранится и продолжается. В зависимости от глубины знаний, интеллектуальной силы и логической последовательности аргументов в мировоззрении различаются также жизненно-практический и интеллектуально-умозрительный (теоретический) уровни осмысления.

Жизненно-повседневное и теоретическое миропонимание

Во все исторические эпохи обнаруживало себя и сохраняется в наши дни мировоззрение, основанное на здравом смысле и многообразном повседневном опыте. Эта стихийно складывающаяся форма мировоззрения включает в себя мироощущение, умонастроение, навыки поведения широких слоев общества. Ее нередко называют «жизненной или житейской философией». Она играет важную роль, поскольку является массовым и реально «работающим», не «книжным» сознанием. И вовсе не случайно в эпохи перемен новое политическое, экономическое, религиозное, нравственное мышление утверждается лишь тогда, когда осваивается тысячами, миллионами людей и начинает определять их жизнь и поступки.

Жизненно-практическое мировоззрение неоднородно, поскольку велик разброс в уровне образования и интеллекта его носителей, в характере их духовной культуры, национальных, религиозных и иных традиций. Отсюда и широкий диапазон его возможных вариантов от примитивных, обывательских форм сознания до просвещенного «здравого смысла». Жизненная философия людей образованных нередко складывается под влиянием их знаний и опыта в различных сферах деятельности. Так, по праву говорят о мировоззрении ученых, инженеров, политиков, чиновников. Анализируя, обобщая многообразный жизненный опыт, педагоги, публицисты, мастера художественного творчества формируют сознание многих людей. Как история, так и современная ситуация свидетельствуют о том, что личности, составляющие разум и совесть народа, цвет культуры, глубоко и масштабно размышляющие о больших, жизненно важных проблемах, оказывают воздействие и на взгляды отдельных людей, на общественное мировоззрение в целом и на мышление философов.

Мировоззрению в его массовых проявлениях присущи и сильные и слабые стороны. Оно заключает в себе не только богатую «память веков», убедительный жизненный опыт, навыки, традиции, веру и сомнения, но и множество предрассудков. Такое миропонимание и сегодня не защищено от ошибок, подвержено влиянию нездоровых (националистических и других) настроений, современных мифов (например, о панацее рынка и обогащения или же о вульгарно толкуемом равенстве) и иных не вполне зрелых проявлений массового сознания, не говоря уже о целенаправленном воздействии на него со стороны кланов и социальных групп, преследующих свои узкоэгоистические цели. Не застрахованы от таких влияний и профессионалы, занятые научным, литературным, инженерным и другим трудом.

Житейское, повседневное миропонимание, как правило, складывается стихийно, не отличается глубокой продуманностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не всегда выдерживается логика, порой не «сходятся концы с концами», эмоции в критических ситуациях могут захлестнуть разум, обнаруживая дефицит здравого смысла. Наконец, повседневное мышление пасует перед проблемами, требующими серьезных знаний, культуры мыслей и чувств, ориентации на высокие человеческие ценности. С такого рода проблемами жизненно-практическое миропонимание справляется лишь в зрелых его проявлениях. Но и тут сложившийся образ мысли и поведения становится «второй натурой» и нечасто подвергается тщательному анализу, осмыслению.

Иное дело — критическая работа ума на основе сравнения разных форм опыта. Такая работа, как правило, осуществляется уже на другом — просвещенном, размышляющем уровне сознания. К зрелым интеллектуально-теоретическим (или критико-рефлексивным) формам миропонимания принадлежит и философия. Однако эту миссию выполняют не только люди «умствующие», «логические», наделенные ясным умом. В ней успешно участвуют и те, кого природа одарила глубокой интуицией, — гении религии, музыки, литературы, политики, наконец, журналисты, глубоко и масштабно схватывающие суть происходящего, судьбы людей, их нравственное величие и уродство, падение.

Понятие мировоззрения охватывает более широкий круг явлений, чем понятие философии. Их соотношение схематично можно представить в виде двух концентрических кругов, где больший круг — мировоззрение, а входящий в него меньший — философия.

В отличие от иных форм мировоззрения, к системам философских взглядов предъявляется требование обоснования. Ранее сложившиеся позиции вновь и вновь выносятся на суд философского разума (характерно в этом отношении название трех важнейших философских сочинений И. Канта: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»). Философ — специалист по мировоззрениям. Они для него — предмет специального анализа, прояснения, оценки. С помощью такого анализа тщательно выверяется смысловая и логическая добротность принципов, выводов, обобщений. Продумываются также нормы, идеалы, определяющие образ жизни, устремления людей. Но этим дело не ограничивается. Философ в высоком смысле этого слова — не только строгий судья, но и творец (или реформатор) определенного мировоззрения. Главную свою задачу он видит в том, чтобы выстроить систему миропонимания, которая бы соответствовала мироощущению его современников (и его самого) и вместе с тем, по возможности, отвечала взыскательным требованиям интеллекта.

Для понимания своеобразия философии необходимо также определить ее место среди других исторических типов мировоззрения, уяснить смысл слов «переход от мифа к логосу» — краткой формулы рождения философии.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

CSB Библия для изучения мировоззрения

содержит более 100 статей, в том числе:

  • «Христианское мировоззрение, Великая заповедь и христианская жизнь»
  • «Библейская основа науки»
  • «Христианское мировоззрение и преодоление зла»
  • «Библия и забота о творении»
  • «Уход за пожилыми людьми»
  • «Капитализм и христианское мировоззрение»
  • «Евангелисты Северной Америки и глобальный Юг»
  • Мы, безусловно, хотим любить Бога всем сердцем и душой.Однако мы, как последователи Христа, желающие быть христианами по Великой Заповеди, живущими в соответствии с учением Иисуса (Мф 22: 37-39), также должны любить Бога своим разумом … Держать истинно христианское мировоззрение означает, старайтесь по-другому думать о том, как мы живем и любим, как мы поклоняемся и служим, как мы работаем, чтобы заработать себе на жизнь, и как мы учимся и учим.

    Дэвид С. Докери, доктор философии, президент Международного университета Тринити
  • Христиане, которые восхищаются мудростью, силой и творчеством, проявленными в работе Бога, как это делали библейские писатели и первые ученые, имеют сильный мотив заниматься наукой, даже если их коллеги придерживаются более узкой точки зрения.

    Джон А. Блум, доктор философии, заведующий кафедрой химии, физики и инженерии Университета Биола
  • Иисус, с другой стороны, понимает, что зло — это реальная проблема, которую нельзя игнорировать или отрицать. Смерть — это не просто танец нашей ДНК. Смерть — враг (1 Кор. 15:26).Иисус учит, что зло поражает всех нас через смерть (Лк 13: 1–5). И именно противостояние Иисуса реальному злу дает реальное решение, дающее надежду человечеству.

    Мэри Джо Шарп, писатель, директор организации «Уверенное христианство» и профессор Хьюстонского баптистского университета.
  • В воплощении, в Иисусе из Назарета, Вечный Сын Божий вошел в творение.Творец принял плоть и поселился в мире, который он создал (Иоанна 1:14). Поступая так, он открыл миру Бога и стал его Спасителем (Иоанна 1: 14-18,29). Искупительный труд Христа — это не просто хорошие новости для людей. Божий план спасения имеет космические масштабы.

    Гленн Р. Крайдер, доктор философии, профессор богословских исследований Далласской духовной семинарии
  • Отношение христианина к пожилым людям является хорошим показателем того, насколько он или она верит в Евангелие.Мы заботимся о наших немощных родителях не потому, что они хорошо нас воспитали, а потому, что они носители имиджа, достойные уважения. Мы скорее уважаем, чем отвергаем своих старших, потому что признаем добрый плод освящающей работы Бога в том, что он дает им мудрость не по годам. Мы сопротивляемся культурному поклонению молодежи и сексуальной привлекательности, потому что мы, последователи Христа, ценим не нашу внешность, а статус сыновей и дочерей Царя.

    Дэниел Дарлинг, вице-президент по коммуникациям Комиссии по этике и религиозной свободе Южной баптистской конвенции
  • Как же тогда нам, которые верят, что Бог владеет скотом на тысяче холмов, что жизнь не состоит в изобилии имения, что мы не свои, что мы не строгие хозяева, а всего лишь распорядители талантов, богатства , и благодать, которая даст Богу отчет о нашем управлении — как мы должны думать о капитализме?

    Уолтер Дж.Шульц, доктор философии, профессор философии и научный сотрудник Северо-Западного университета
  • Ясное послание Священного Писания состоит в том, что все верующие, где бы они ни находились, составляют единое целое. Верующие, присутствующие в одном местном выражении христианской веры, связаны со всеми остальными в своих местных условиях, потому что все присоединены к Христу.

    Марк А. Нолл, доктор философии, профессор-исследователь в Риджент-колледже, бывший профессор истории Университета Нотр-Дам, Фрэнсис А. Макэнани

Философских основ христианского мировоззрения Дж. П. Морленда

  • Домой
  • Мои книги
  • Обзор ▾
    • Рекомендации
    • Choice Awards
    • Жанры
    • Подарки
    • Новые выпуски
    • Списки
    • Изучить
    • Новости и интервью

    900 Биография

  • 900
  • Бизнес
  • Детский
  • Кристиан
  • Классика
  • Комиксы
  • Поваренные книги
  • Электронные книги
  • Фэнтези
  • Художественная литература
  • Графические романы
  • Историческая фантастика
  • Ужасы

  • Музыка История
  • Тайна
  • Документальная литература
  • Поэзия
  • Психология
  • Романтика
  • Наука
  • Научная фантастика
  • Самопомощь
  • Спорт
  • Триллер
    • Молодежь
    • 021
    • Сообщество ▾
      • Группы
      • Обсуждения
      • Цитаты
      • Задать вопрос автору
    • Войти
    • Присоединиться
    Зарегистрироваться
    • Профиль
    • Посмотреть профиль
    • Профиль
    • Друзья
    • Группы
    • Обсуждения
    • Комментарии
    • Задание по чтению
    • Kindle Заметки и основные моменты
    • Цитаты
    • Любимые жанры
    • Рекомендации друзей
    • Настройки учетной записи
    • Помощь
    • Выйти
    • Мои книги
    • Обзор ▾
      • Рекомендации
      • Награды Choice Awards
      • Жанры
      • Розыгрыши
      • Новые выпуски
      • Списки
      • Изучить
      • Новости и интервью

    • Новости и интервью
    Биография

    9302 9302 9302 Бизнес-жанры 08

  • Детская
  • Христиан
  • Классика
  • Комиксы
  • Поваренные книги
  • Электронные книги
  • Фэнтези
  • Художественная литература
  • Графические романы
  • Историческая литература
  • История
  • Историческая литература
  • жизнь, мир и вселенная.

    Презентация на тему: «Мировоззрение Комплексное видение или философия жизни, мира и вселенной» — стенограмма презентации:

    1 Мировоззрение Комплексное видение или философия жизни, мира и вселенной.

    2 Мировоззрение Философия или взгляд на жизнь, который определяет то, как мы взаимодействуем и реагируем на окружающий мир. Наше собственное мировоззрение влияет, формирует и интерпретирует то, что мы переживаем, и дает нам представление о будущем.

    3 Ценности и убеждения Установить идентичность (личную, культурную, духовную, интеллектуальную, социальную и физическую) Обеспечить чувство или связь с родословной Привить чувство принадлежности к группе (нации), месту (сообществу) и эпохе (прошлое, настоящее , и будущее)

    4 «Мировоззрение первых наций» описывает его реальность
    Вера в то, что все взаимосвязано Все является частью единого целого Понять что-то можно только в том случае, если мы понимаем, как это связано со всем остальным.