Содержание

Что такое менталитет? Особенности русского менталитета и его формирование

Менталитет и ментальность: определения

Менталитет — это совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей и ценностных ориентиров, которые присущи той или иной общественной или этнической (национальной) группе. В словаре Ожегова менталитет трактуется как мировосприятие, умонастроение.

Менталитет предполагает наличие установок сознания, которые включают представления человека о себе самом, своем месте в природе и обществе, понимание окружающего мира. При этом все они не подвергаются логическому осмыслению. Природа менталитета в большей степени связана с подсознанием, определяющим поведение человека.

Сам термин изначально существовал в исторической науке, но сейчас он чаще используется в психологии и социологии.

Менталитет — это часть индивидуальной психики человека, которая формируется в процессе его приобщения к культуре. То есть люди усваивают менталитет своего народа еще в детском возрасте, когда овладевают национальным языком, слушают сказки и колыбельные, адаптируются к бытовым условиям жизни.

Поэтому менталитет можно определить как стереотипы и привычки сознания, заложенные воспитанием и культурными традициями, присущие социально-культурной общности или сословию.

«Менталитет» следует отличать от «ментальности», которая представляет собой совокупность осознанных и неосознанных психологических установок действовать, мыслить и воспринимать мир. Культуролог Андрей Флиер определяет ментальность как «душевный склад, духовный облик, типичный для людей данной культуры, психологические особенности, лежащие в основе обычаев и нравов».

Формирование менталитета

Обычно выделяют четыре фактора, которые влияют на само возникновение менталитета:

  • природно-географические причины

  • социально-исторические аспекты

  • вероисповедание

  • образование

Особое мировоззрение нации формируется на протяжении всей ее истории. Менталитет нельзя относить к внешнему признаку народности.

Что касается формирования определенного типа менталитета у конкретной личности, принято обозначать такие факторы:

  • индивидуальная эволюция

  • мировоззрение родителей

  • биологические причины

  • влияние отдельных личностей: учителей, тренеров, друзей

  • социальные учреждения

  • литературные произведения, кинокартины, иные разновидности искусства

  • СМИ

  • политика государства

Национальный менталитет

Окончательно и вопрос о соотношении менталитета и национального характера до сих пор не решен. Истори Леонид Милов фактически отождествлял поведенческие стереотипы и менталитет, ментальность и национальный характер.

Менталитет народа – это глубинные структуры его сознания, постоянные, стабильные, объединяющие разные исторические эпохи. Общие для всех народов основные общечеловеческие ценности в культуре разных народов приобретают разный смысл, разные акценты, связанные с ментальностью этих народов. Менталитет нации проявляется в ее культуре, языке, придавая ей национальное своеобразие.

Русский менталитет

Русский национальный характер сформировался под влиянием ряда причин:

  • принятия православного христианства от Византии

  • татаро-монгольского ига, следы которого глубоко врезались в память русского народа

  • расположение России между цивилизациями Запада и Востока — это стало глубинной основой ее двойственности

Историк Василий Ключевский отмечал противоречие между трудолюбием и ленью русского нарорда. Он заметил, что русские привыкли к чрезмерному кратковременному напряжению сил, они могут какое-то время работать на пределе возможностей, но после этого наступает довольно продолжительный отдых. К слову, русский менталитет предполагает и описанную писателем Иваном Гончаровым «обломовщину» – лень, инертность, стремление к максимальному спокойствию.

Татьяна Шишмарева. Обломов на диване. 1954

Особое место в жизни и истории русского народа занимает православие, которое оказало влияние на жизненную философию счастья русских — важнейшее значение в ней имеет компонент страдания. Как раз внимание к страданию нашло отражение почти во всей классической литературе XIX века.

В большей степени это проявилось в произведениях Федора Достоевского, который считал страдания ценными, потому что они очищают и возвышают человека. Страдать просто необходимо, чтобы стать личностью. После страдания человек становится душевно более тонким, способным сочувствовать и сострадать другим.

Эту же мысль мы находим в трудах выдающегося русского философа Владимира Соловьева. Он пишет о сострадании как жалости. Жалость состоит в том, что человек «…соответственным образом ощущает чужое страдание или потребность, т.е. отзывается на них более или менее болезненно, проявляя таким образом в большей или меньшей степени свою солидарность с другими».

Среди важнейших характеристик русской ментальности принято выделять также преобладание морального сознания над правовым и политическим. С таких позиций русский человек обычно оценивает и любые действия власти.

Русский философ Николай Лосский обратил внимание, что менталитет русских людей обычно строится на борьбе противоположностей. Прежде всего он отмечал религиозность, которая сочетается с воинствующим атеизмом. По его мысли, русские хотят действовать во имя чего-то абсолютного, но при этом если они начинают сомневаться в идеале, то способны перейти от сильной богобоязненности и послушания к необузданному бунту.

Среди других противоречивых особенностей русских людей он, как и Ключевский, отмечает страстную силу воли и максимализм, сочетающиеся с леностью и пассивностью. Кроме того, русскому народу присуща свобода духа, искание высших ценностей и склонность к анархии, нигилизму и хулиганству. Также происходит столкновение исконной доброты с необузданной жестокостью. Помимо этого, в русском менталитете есть место даровитости, сатирическому складу ума, склонности к самоуязвлению, отсутствию самодисциплины и чувства меры.

Лосский также выделял «слабости» русского характера, которые обычно бросаются в глаза иностранцам. Это небрежность в работе, беспечность, критиканство и отсутствие действия, пьянство, своеволие и попустительство, склонность к абсурдным поступкам и увлечение самобичеванием.

Менталитет других национальностей

Американцы

Среди особенностей американского менталитета обычно выделяют их особенность ведения беседы: идеальный разговор для американца — это обмен мыслями, а не монолог. Они ценят в собеседнике искренность, заинтересованность в теме и умение просто и ясно излагать свои мысли и эмоции.

Американскому менталитету свойственно стремление к личному успеху, который является результатом целенаправленных усилий человека. Уверенность в необходимости действовать основана на идее, что человек должен рассчитывать только на себя.

Еще одна нацио­нальная особенность — готовность действовать. Когда перед американцем появляются различные трудности, он старается безотлагательно предпринять усилия для их разрешения. Зачастую это наносит ущерб анализу самой проблемы, потому что, в отличие от решительности, созерцательность не свойственна американскому менталитету.

Говоря об американцах, чаще всего вспоминают об их стремлении к победе. Американская журналистка Стефани Фол пи­сала об этом: «Победа — основа американской психологии… Любое событие в жизни американца, от выпускного вечера до женитьбы или покупки автомобиля, ор­ганизовано таким образом, чтобы кто-нибудь мог победить или, по крайней мере, обскакать всех остальных».

Кроме того, американской культуре, как и европейской, свойственно линейное восприятие времени: американцы больше сконцентрированы на будущем, а не на прошлом. Один из представителей американского романтизма писатель Герман Мелвилл отмечал, что «прошлое мертво, и ему не суждено вос­креснуть; но будущее наделено такой жизнью, что оно живо для нас далее в его предвкушении».

Испанцы

Иностранцы в первую очередь отмечают, что испанцы превыше всего ценят собственное удовольствие, поэтому для них любое действие, которое не приносит радости, становится почти бессмысленным. Свою энергию и силы они предпочитают тратить на отдых и веселье, а на работе они, наоборот, никто никуда не торопятся. К тому же в испанской культуре есть такое явление как сиеста — послеобеденный двухчасовой перерыв на сон. Для испанцев этот закон незыблемый.

Определяющей чертой испанского менталитета называют особенность ставить свои интересы выше других. Вместе с тем среди испанцев редко встречается зависть, а люди не склонны к рефлексии и «самокопанию».

Немцы

Немецкому менталитету свойственно четкое разграничение частного и общественного. Немцы ощущают себя в первую очередь индивидуумами и только после этого — членами какой-либо группы.

Им также свойственно стремление все упорядочить. Поэтому не вызывают сомнений такие черты немецкого менталитета, как дисциплинированность и работоспособность.

К тому же немецкой нации свойственна законопослушность. Философ Иммануил Кант в числе прочих достоинств его народа отмечал способность легче других подчиняться правительству, под властью которого он живет. По его словам, немец не размышляет над уже установленным порядком и не пытается придумать новый.

Немцы легко переселяются, им не свойственна страстная привязанность к родине. В то же время за пределами страны они объединяются в группы, которые отличаются чистоплотностью и бережливостью.

что это такое, факторы его формирования

Менталитет – это комплекс интеллектуальных, эмоциональных и культурных черт, ценностных ориентиров и предписаний, характерных социальной либо этнической группе, народу. Данное понятие объединяет человеческое мировоззрение, точки зрения, оценки, ценностные установки, поведенческие нормы, моральные ориентиры, умонастроения, религиозные взгляды и иные аспекты, присущие определенной социальной группе. Менталитетом считается идеология, восприятие среды и собственной персоны в ней, духовный настрой, ценностные ориентиры, мировоззрение, свойственные индивидууму либо группе лиц. Явный контраст между личным менталитетом и сторонним легко заметить, пребывая в незнакомой культурной среде либо среди представителей иных народов.

Что такое менталитет

Рассматриваемое понятие подразумевает мировоззрение, склад ума. Оно обнаруживается в виде культурных особенностей, эмоциональных, интеллектуальных характеристик человеческого миропонимания, присущего определенной этнической категории. Мировосприятие способствует пониманию, почему в аналогичных обстоятельствах различные этнические группы ведут себя неодинаково. Природа описываемого понятия консервативна. Модифицировать ее быстро невозможно, равно как чувства, образ мыслей, поведенческие паттерны многих индивидов. Мировоззрение воздействует на образовательный процесс, который, в свой черед, способствует воссозданию, переустройству и коррекции менталитета.

Менталитет значение имеет огромное. Он, прежде всего, применяется для обозначения своеобразного способа мыслительной деятельности, склада ума. Чаще под данным термином подразумевают совокупность и индивидуальную форму организации человеческой психики, а также ее проявлений.

Мировосприятие содействует изучению общественного сознания. Оно имеет нижеприведенные эвристические возможности: способствует пониманию уникального духовного мира субъекта, помогает осознать специфичность восприятие среды и истолковывает поведенческое реагирование и деятельность индивида.

В основе индивидуального мировосприятия лежит генотип, формирование которого обусловлено социальным окружением и природной средой, а также личным духовным творчеством индивида. Миропонимание предрешает то, какими чертами характера будет одарен субъект, какие будут у него поведенческие паттерны, деятельность, речь.

Выделяют три составляющие менталитета: уникальность (чувства, идеи, шаблоны, присущие одному индивиду, отсутствуют у других), индивидуальность (сочетание отдельных признаков, характерных лишь для этого коллективного субъекта), количественное соотношение признаков (например, посредством показателя IQ можно распределить людей по профессиональным категориям: людям, имеющим уровень интеллекта 120 единиц, показана профессия банкира, юриста, 109 – авиамеханика, электрика, 98 – маляра, водителя).

Факторы формирования менталитета

Традиционно принято выделять четыре фактора, сказывающихся на выработке данного понятия, а именно: природно-географические причины, социально-исторические аспекты, вероисповедание и образование. При этом перечисленные факторы детерминации мировоззрения неизменно перекрещиваются между собой. Помимо того, эти причины одновременно являются и сторонами, влияющими на их исторические трансформации.

Миропонимание охватывает систему ценностных ориентиров и целей конкретной личности в границах свойственных ей наборов убеждений.

Итак, среди основных детерминантов, определяющих формирование определенного типа менталитета, выделяют:

– индивидуальную эволюцию;

– мировоззрение родителей;

– биологические причины;

– влияние отдельных личностей: учителей, тренеров, друзей;

– социальные учреждения;

– литературные произведения, кинокартины, иные разновидности искусства, с которыми индивид знакомиться с детства.

Особенности менталитета человеческих особей наиболее выражены при воздействии стрессоров, когда возникает «противостояние целей».

Специфическое мировоззрение нации формируется на протяжении истории его становления. Менталитет нельзя относить к внешнему признаку народности. Так, например, крупный нос кавказцев, славянские русые волосы, узкие глаза якутов не являются особенностями национального менталитета, поскольку он взаимосвязи с внешними характеристиками не имеет, а определяется существом и совершенным содержанием нации.

Менталитет нации не приобретается единовременно и навсегда. Национальное мировоззрение формируется столетиями и характеризуется сравнительно константным и непрогрессивным содержанием. При этом мировосприятие способности упрочиваться, обогащаться и изменяться, не лишено.

Национальный менталитет не может обладать либо положительным содержанием, либо отрицательным. Иначе говоря, по характеру он не однотипный, поскольку включает позитивные аспекты и негативные стороны. Сам народ, замечая консервативность и нелепость некоторых элементов собственного мировосприятия, может освобождаться от них. Однако данный процесс является продолжительным, охватывающий большой период времени.

Менталитет общества

Мировосприятие общества представляется в качестве глубинного уровня сознания социума, устойчивой системы жизненных ориентиров. При этом такие ориентиры являются определенным «фоном» восприятия реалий, они обуславливают отношение к событиям, вещам и характер деятельности. Поскольку значение менталитета подразумевает комплекс наиболее общих характеристик, то существуют некоторые частные случаи выработки признаков, которые, естественно, будут лишь подмножеством бесчисленных составляющих менталитета.

Мировосприятие во взаимоотношении с сознанием выступает в качестве неотрефлексированных представлений, образов, на базисе которых индивид воспринимает и трактует мир.

Менталитет нельзя считать идентичным сознанию, поскольку он не сходится с образами поступков и высказываемыми индивидом мыслями. Мировоззрение находится за ними, определяя грань между мыслимым, допустимым и ощущаемым как «неимоверное», «невозможное».

Менталитет не основывается на логических категориях и понятиях. Он базируется на двойственных, «вживленных» образах, либо на шаблонах мнений, поступков, предрасполагающих индивида к определенным разновидностям реакций.

Менталитетом можно назвать неординарный механизм, обуславливающий характер продолжительных форм поведения и взглядов человека в границах определенной общности.

Особенности менталитета заключаются в отсутствии противостояния культурного и природного аспекта, эмоционального фактора и рассудочного, рационального компонента и иррационального, коллективной и индивидуальной составляющей в человеческой природе.

Посредством рассматриваемого понятия можно охарактеризовать широкий круг культурных явлений, начиная от традиций, стадий духовного становления культуры до взглядов, типа мыслительной деятельности различных общностей.

Менталитет общества выступает в качестве показателя состояния направленности и уровня сознания (коллективного и индивидуального), его умения усваивать нормы и жизненные ценности, уровня адаптации к социальной среде, способности к воспроизведению опыта прошлых поколений.

В социально-сословном смысле можно выделить рабское мировоззрение, крепостническое, крестьянское, помещичье, феодальное, дворянское, массовое, бюрократическое, пролетарское, маргинальное, аристократическое.

Дабы определить мировосприятие какого-нибудь общества можно использовать универсальную формулу, заключающуюся в следующем. Менталитет общества равняется общественному сознанию за вычетом общечеловеческих ценностей.

Любовь к родне, собственным детям, боль их утраты, ненависть к субъектам, причинившим им вред – все это присуще человеческим существам. Однако морально-этическая приемлемость кровного мщения является особенностью национального мировоззрения восточных народов, поощряемая вероисповеданием и традицией народа.

Таким образом, менталитет социума представляет собой принятые в социуме формы поведения, шаблоны жизненных решений, стандарты взглядов, отличающие данное сообщество от иного социума.

Общественный менталитет, бесспорно, сильно воздействует на мировосприятие личности. При этом степень его воздействия обусловлена активностью либо пассивностью данного индивидуума в социальном бытие.

Вырабатывание менталитета захватывает приблизительно 12 лет. Начинается оно в трехлетнем возрастном этапе и оканчивается к шестнадцатилетию.

Типы менталитета

Людское мировосприятие является редким сплавом психических характеристик, особенностей и вариантов их проявлений. Менталитет можно классифицировать, беря за основу сферы жизнедеятельности социума, на политическое мировоззрение, культурное, экономическое, социальное, духовно-нравственное. Исходя из типов деятельности, миропонимание бывает техническим, производственным, научным, административным и литературным.

В соответствии с образом мыслительной деятельности мировосприятие бывает религиозным, городским, национальным, гражданским, сельским, военным.
Согласно историческим этапам формирования социума существует 4 варианта менталитета общества: варварский, аристократический, интельский и буржуазный.

Первый – основывается на силе, стойкости, отсутствии боязни смерти и половой активности. Представитель описываемой разновидности ментальности абстрактные понятия не воспринимает, потому свободно меняет религиозные взгляды. В шкале значимости для варвара семья располагается на первой позиции, потому он покарает любого, посягнувшего на нее. При этом он в отношении к государству занимает гораздо более прохладную позицию.

Аристократический вариант менталитета появился одновременно с появлением феодализма. Отличительными особенностями его считаются верность долгу, половая избирательность, наличие изысканных манер. Опасение проявления слабости вынуждает представителей описываемого вида ментальности идти на смелые поступки ради удовлетворения собственных принципов, взглядов и убеждений.

Интельский вариант менталитета возник в пору Возрождения. Тогда уровень безопасности и жизни существенно возрос, поэтому необходимость выживать и умение противостоять трудностям потеряло актуальность. Главными характеристиками этого типа являются коллективные интересы, высокая работоспособность, отречение от богатых излишеств, опасение боли, боязнь смерти.

Буржуазный вариант руководствуется экономностью, расчетливостью, трудоголизмом. Устремленность на власть и желание сиюминутной наживы считаются определяющими в действиях представителей рассматриваемого типа менталитета. Здесь семья утратила свою важность, религиозные установки и моральные ценности модифицируются согласно обстоятельствам.

Описанные разновидности менталитетов в «чистом» виде встретить можно редко. Чаще всего, при развитии личности перекрещиваются самые разнообразные влияния и формируются «композитные менталитеты».

При этом большинство смешанных вариаций менталитета являются менее стабильными, нежели чистые варианты. Это обусловлено невозможностью совмещения в границах одной личности целевых установок различных менталитетов. Соответственно, совмещенные менталитеты обладают меньшей жизнестойкостью, но большей динамичностью. Психическое развитие смешанных типов происходит быстрее, нежели у «чистых» вариантов. Наиболее шатким сочетанием считает сочетание буржуазного типа мировоззрения и аристократического, поскольку их ценности противоположны.

Взаимодействие различных вариаций менталитета всегда являются попыткой разрешить антагонистические противоречия. Так как мировоззрение непосредственно формируется путем индукции, оно неминуемо стремится индуцировать собственную структуру (ориентиры, приоритеты, ценности) в среду. Противостояние будет тем серьезнее, чем отчетливее будут отличаться ценностные ориентиры.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Менталитет — это… Что такое Менталитет?

  • менталитет — а, м. mentalité f., нем. Mentalität, англ. mentality < лат. <лат. mens (mentis) ум, мышление. Образ, способ мышления, мировосприятия личности или социальной группы. Крысин 1998. Двухвековая работа индивидуалистической мысли глубоко… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • менталитет — склад ума, ментальность, мировосприятие, умонастроение Словарь русских синонимов. менталитет см. склад ума Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова …   Словарь синонимов

  • МЕНТАЛИТЕТ — (ментальность) (от позднелат. mentalis умственный) образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе …   Большой Энциклопедический словарь

  • МЕНТАЛИТЕТ — МЕНТАЛИТЕТ, а, муж. (книжн.). Мировосприятие, умонастроение. М. русского народа. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • МЕНТАЛИТЕТ — англ. mentality; нем. Mentalitat. Совокупность и специфическая форма организации, своеобразный склад различных человеческих психических свойств и качеств, особенностей их проявлений. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • Менталитет — совокупность и специфическую форму организации, своеобразный склад различных психических свойств и качеств, особенностей и проявлений. Используется для обозначения оригинального способа мышления, склада ума и даже умонастроений. Политическая… …   Политология. Словарь.

  • МЕНТАЛИТЕТ — (от нем. Mentalität – склад ума). То же, что ментальность. Совокупность умственных навыков, духовных установок и культурных традиций, присущих отдельному человеку или человеческой общности. Термин «М.» ввел в научный обиход американский философ Р …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Менталитет — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Менталитет (фр. Mentalité направление мыслей ) образ мышления, мировосприя …   Википедия

  • Менталитет — (фр. mentalite) 1. склад ума; 2. мироощущение, мировосприятие; 3. психология, качество сознания, характеризующее конкретного индивида; 4. умственная активность; 4 личностные качества какой либо нации. * * * [от лат. mens, mentis ум и alis другие] …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Менталитет — (лат. – образ мыслей) – это те духовно нравственные и культурные ценности, которые составляют основу мировидения и миропонимания отдельного человека или сообщества, в свою очередь, определяющих их поведение. Менталитет определяют как образ чувств …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Менталитет — это… Что такое Менталитет?

  • менталитет — а, м. mentalité f., нем. Mentalität, англ. mentality < лат. <лат. mens (mentis) ум, мышление. Образ, способ мышления, мировосприятия личности или социальной группы. Крысин 1998. Двухвековая работа индивидуалистической мысли глубоко… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • менталитет — склад ума, ментальность, мировосприятие, умонастроение Словарь русских синонимов. менталитет см. склад ума Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова …   Словарь синонимов

  • Менталитет — Ментальность (лат. mens – ум, образ мыслей, склад ума) мироощущение, мировосприятие, формирующееся на глубоком психическом уровне индивидуального или коллективного сознания, возникает в недрах культуры, традиций, социальных институтов, среды… …   Энциклопедия культурологии

  • МЕНТАЛИТЕТ — (ментальность) (от позднелат. mentalis умственный) образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе …   Большой Энциклопедический словарь

  • МЕНТАЛИТЕТ — МЕНТАЛИТЕТ, а, муж. (книжн.). Мировосприятие, умонастроение. М. русского народа. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • МЕНТАЛИТЕТ — англ. mentality; нем. Mentalitat. Совокупность и специфическая форма организации, своеобразный склад различных человеческих психических свойств и качеств, особенностей их проявлений. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • Менталитет — совокупность и специфическую форму организации, своеобразный склад различных психических свойств и качеств, особенностей и проявлений. Используется для обозначения оригинального способа мышления, склада ума и даже умонастроений. Политическая… …   Политология. Словарь.

  • МЕНТАЛИТЕТ — (от нем. Mentalität – склад ума). То же, что ментальность. Совокупность умственных навыков, духовных установок и культурных традиций, присущих отдельному человеку или человеческой общности. Термин «М.» ввел в научный обиход американский философ Р …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Менталитет — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Менталитет (фр. Mentalité направление мыслей ) образ мышления, мировосприя …   Википедия

  • Менталитет — (фр. mentalite) 1. склад ума; 2. мироощущение, мировосприятие; 3. психология, качество сознания, характеризующее конкретного индивида; 4. умственная активность; 4 личностные качества какой либо нации. * * * [от лат. mens, mentis ум и alis другие] …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • менталитет — это… Что такое менталитет?

  • менталитет — а, м. mentalité f., нем. Mentalität, англ. mentality < лат. <лат. mens (mentis) ум, мышление. Образ, способ мышления, мировосприятия личности или социальной группы. Крысин 1998. Двухвековая работа индивидуалистической мысли глубоко… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • менталитет — склад ума, ментальность, мировосприятие, умонастроение Словарь русских синонимов. менталитет см. склад ума Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова …   Словарь синонимов

  • Менталитет — Ментальность (лат. mens – ум, образ мыслей, склад ума) мироощущение, мировосприятие, формирующееся на глубоком психическом уровне индивидуального или коллективного сознания, возникает в недрах культуры, традиций, социальных институтов, среды… …   Энциклопедия культурологии

  • МЕНТАЛИТЕТ — (ментальность) (от позднелат. mentalis умственный) образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе …   Большой Энциклопедический словарь

  • МЕНТАЛИТЕТ — МЕНТАЛИТЕТ, а, муж. (книжн.). Мировосприятие, умонастроение. М. русского народа. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • МЕНТАЛИТЕТ — англ. mentality; нем. Mentalitat. Совокупность и специфическая форма организации, своеобразный склад различных человеческих психических свойств и качеств, особенностей их проявлений. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • Менталитет — совокупность и специфическую форму организации, своеобразный склад различных психических свойств и качеств, особенностей и проявлений. Используется для обозначения оригинального способа мышления, склада ума и даже умонастроений. Политическая… …   Политология. Словарь.

  • МЕНТАЛИТЕТ — (от нем. Mentalität – склад ума). То же, что ментальность. Совокупность умственных навыков, духовных установок и культурных традиций, присущих отдельному человеку или человеческой общности. Термин «М.» ввел в научный обиход американский философ Р …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Менталитет — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Менталитет (фр. Mentalité направление мыслей ) образ мышления, мировосприя …   Википедия

  • Менталитет — (фр. mentalite) 1. склад ума; 2. мироощущение, мировосприятие; 3. психология, качество сознания, характеризующее конкретного индивида; 4. умственная активность; 4 личностные качества какой либо нации. * * * [от лат. mens, mentis ум и alis другие] …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Менталитет — (лат. – образ мыслей) – это те духовно нравственные и культурные ценности, которые составляют основу мировидения и миропонимания отдельного человека или сообщества, в свою очередь, определяющих их поведение. Менталитет определяют как образ чувств …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Менталитет — это… Что такое Менталитет?

    Менталитет (фр. Mentalité «направление мыслей») — образ мышления, мировосприятие, духовная настроенность, присущие группе. В русской философии, культурологии и публицистике обычно употребляется для характеристики особенностей народов и культур. Менталитет — весьма сложное, многогранное проявление психической деятельности социальных индивидов, включающее как сознательное, так и бессознательное, специфическое соотношение между рациональным и эмоциональным в совершении их действий, между стремлениями к инновациям и сохранению культурного потенциала прошлого. Менталитет — мировоззренческая матрица, картина мира в сознании человека и его вписанность в эту картину. Это норма представления мира вокруг себя и себя в нём. Черты менталитета, к примеру, — интуитивизм, рационализм, цветовая гамма, семейные образы, лиризм и т. д.

    Наиболее распространённое представление менталитета связаны с его жизненными предпочтениями, стилем жизни, профессиональной направленностью, культурным конформизмом, что лежит в основе всего социально-психологического портрета ментальности личности. Например, есть народы земледельцы, скотоводы, рыбаки, воители, мореплаватели, торговцы, ткачи, ювелиры и др… Более локальными является менталитет городского жителя, деревенский и хуторской менталитет. Но даже в городах, особенно в мегаполисах есть районы с отличным от общегородского менталитета На практике даже деревни и хутора различают по специфике психотипа и доминирующих особенностей характера связанными с тем или иным видом деятельности, что накладывает на этнических представителей особую ментальность, а в свою очередь, этносы при расселении несли свою ментальность и культуру, ремёсла, землепашество и скотоводство…

    Менталитет культуры — глубинные структуры культуры, исторически и социально укоренённые в сознании и поведении многих поколений людей, объединяющие в себе различные исторические эпохи в развитии национальной культуры. Менталитет определяет умонастроение и жизненную позицию.

    Генезис понятия менталитет. Считается, что первым использовал этот термин этнолог Леви-Брюль. Он применял его в отношении первобытных племён, жизнь которых наблюдал и изучал. Леви-Брюль противопоставлял мышление первобытного человека и современного, поэтому он обозначил особое мышление племён термином менталитет. Однако в массы этот термин вошёл благодаря деятельности французской исторической «Школы Анналов». Анналисты понимали под менталитетом то, что объединяло короля Франции и рядового солдата, то есть здесь менталитет предстаёт именно, как коллективная черта, а не индивидуальная. Постепенно термин перекочевал из научной среды в публицистику, в которой окончательно размылись его рамки и теперь говорят как о менталитете народов, так и о менталитете конкретного человека.

    См. также

    Литература

    Ссылки

    МЕНТАЛИТЕТ — это… Что такое МЕНТАЛИТЕТ?

    (от позднелат. mentalis — умственный) — устойчивый способ специфического мировосприятия, характерный для больших групп людей (этносов, наций или социальных слоев), обуславливающий специфику способов их реагирования на феномены окружающей действительности.

    Термин был введен в научный оборот в начале XX в. Л. Леви-Брюлем, впоследствии распространен на область психологии французами Ш. Блонделем (1926) и А. Баллоном (1928), но быстро вышел из употребления. В дальнейшем это понятие употреблялось последователями школы «Анналов» (М. Блоком, Л. Февром, Ф. Броделем и др.), наряду с категорией «ментальности» (во мн. числе), обозначающей общие характеристики индивидов, живущих в одной культуре, но имеющих различные М. ввиду принадлежности к различным социальным слоям.

    Этимологически М. восходит также к английскому понятию «mentality», но не совпадает с ним по содержанию, т. к. в англоязычных психологических словарях оно определяется как «качество ума, характеризующее отдельного индивида или класс индивидов», «обобщение всех характеристик, отличающих ум», «способность или сила разума», «установки, настроение, содержание ума», «образ мыслей, направление и характер размышлений» и, наконец, «сумма мыслительных способностей, отличающихся от физических». В российской научной литературе содержание предметной области этого понятия включает в себя не только когнитивную сферу сознания (т. е. знания, воззрения, верования, «чувствования», которыми обладает данная общность людей), но и иерархию ценностей, доминирующие потребности, архетипы коллективного бессознательного, а также стереотипы мышления и поведения людей, детерминирующие специфику реагирования индивидов и обшностей определенной эпохи, географической области и социальной среды на окружающий мир. 

    М. представляет собой не только самоидентификацию, т. е. отнесение себя к той или иной национальности или общности, но и определенные знания о своем народе (группе), его характерных чертах, культуре, языке, территории проживания, истории. Он соединяет рациональную и эмоциональную сферы деятельности в процессе освоения, потребления и воспроизводства культуры.

    М. характеризуется определенным (часто — эмоционально окрашенным и оценочным) отношением к труду, частной собственности, семье, политике, праву, религии и т. д.

    Генезис и специфика М. опосредованы влиянием целого комплекса факторов: геоклиматических (рельеф, климат, географическое положение и др.), этноисторических (общность исторических коллизий и изменений), социально-экономических (доминирование в социуме длительное время определенных социальных институтов, например, общины в России), религиозных (формирование иерархии ценностей на базе религиозных догматов и под контролем религиозных институтов), политических (влияние политического режима) и др .

    Для М. характерны: 1) нерефлектируемость, стереотипичность проявления (подсознательный характер реагирования), 2) высокая устойчивость, неподатливость воздействию со стороны государства или др. социальных институтов, при попытках коренного изменения.

    В. M. Андрианов

    Современный философский словарь. — М.: Панпринт. В.Е. Кемеров. 1998.

    Что такое менталитет бедности? (с иллюстрациями)

    Менталитет бедности — это отношение. Считается, что это способ мышления увековечивает бедность, потому что основное внимание уделяется тому, чего у человека нет, а не тому, что у него есть. Мысли и комментарии, такие как «Я не могу себе этого позволить …» и «У меня никогда не будет достаточно денег для этого …», могут оказаться самоисполняющимся пророчеством. Неясно, откуда взялась эта концепция, но одним из первых мотивационных спикеров, обсуждавших ее, был Зиг Зиглар.

    Постоянная сосредоточенность на том, чего не хватает в жизни, может привести к еще большей бедности.

    Зиг Зиглар отметил, что сосредоточение внимания на том, чего не хватает в жизни, а не на том, что есть, может привести к дальнейшей бедности.Зиглар и другие полагают, что те, кто вырвутся из бедности и действительно преуспеют, — это те, кто использует то, что у них есть, благодарны за то, что у них есть, и больше всего не завидуют тому, что есть у других. По сути, считается, что это отношение веры в себя и расширения возможностей, а не жалости к себе и ревности, которое борется с деструктивным менталитетом бедности.

    Кто-то с менталитетом бедности может привыкнуть к своему питанию, сну и работе.

    Положительный настрой и развитие того, что у вас есть, может привести к разработке позитивного, работоспособного плана, который может привести ко всем типам успехов, даже если вы не верите в существование так называемого менталитета бедности. Идеи позитивного мышления и веры в себя и свои способности часто кажутся настолько банальными, что многие из нас склонны игнорировать эти концепции.Тем не менее, если мы подумаем об этом, их игнорирование может быть весьма разрушительным.

    Человек с менталитетом бедности может подумать, что он никогда не сможет выехать из трущоб.

    Если мы не хотим жить в бедности, как бы сильно мы ни хотели быть богатыми или богаче, этого недостаточно.У нас должен быть работоспособный план и отношение, которое приносит нам деньги, а не отталкивает их и удерживает других от желания помочь нам. Первый шаг в преодолении менталитета бедности — осознание того, что она у нас есть. Мы можем переосмыслить наши заявления о деньгах и перестать думать о бедности. Вместо того, чтобы концентрироваться на том, чего у нас нет по сравнению с другими, нам нужно сосредоточиться на том, что у нас есть, какова наша цель и как мы можем положительно получить то, что хотим.

    Менталитет бедности может отрицательно сказаться на успеваемости в школе.Менталитет бедности может способствовать безработице и, в конечном итоге, стать бездомным. .

    Что такое менталитет толпы? (с иллюстрациями)

    Термин «менталитет толпы» используется для обозначения уникальных поведенческих характеристик, которые проявляются, когда люди находятся в больших группах. Его часто используют в отрицательном смысле, потому что термин «мафия» обычно вызывает в воображении образ агрессивной, хаотичной группы людей. Социальные психологи, изучающие групповое поведение, также используют такие термины, как «стадное поведение», «стадное мышление» или «истерия толпы», чтобы описать подобное поведение. Изучение менталитета толпы используется для анализа ситуаций, которые варьируются от проблем во время эвакуации до массовых собраний, которые перерастают в насилие.

    Ученые выводят модели поведения человека из исследований стад животных.
    Поведение стада

    При исследовании стадного поведения рассматриваются группы всех животных, а не только людей.Люди наблюдали групповое поведение стад, стад, стад и других видов животных на протяжении веков, но только в начале 20 века наблюдатели начали применять научные теории о поведении толпы к людям. В нескольких книгах, опубликованных в 1910-х годах, обсуждался менталитет толпы, а также различные способы его минимизации или контроля.

    Считается, что во время беспорядков люди ведут себя агрессивно, потому что снижается индивидуальная ответственность.

    Одна из причин стадного поведения заключается в том, что люди и животные склонны делать то, что делают другие вокруг них. Обычно это происходит потому, что те, кто присоединяется к группе по поведению, считают, что если несколько других что-то делают, это должно быть целесообразно, иначе они бы этого не делали. Например, люди считают, что переполненный ресторан должен предлагать хорошую еду, иначе он был бы не так загружен. В большинстве случаев этот мыслительный процесс происходит естественно или подсознательно, что является одной из причин, по которой животные принимают участие в стадном поведении.

    Давление со стороны сверстников может побудить человека начать курить.
    Стадное мышление

    Термин «стадный менталитет» часто используется для обозначения того, что подразумевает более сознательное мышление, чем стадное поведение.На этот тип менталитета могут влиять такие вещи, как давление со стороны сверстников, соответствие, потребность в принятии и желание чувства принадлежности. Эти вещи часто заставляют людей, находящихся в группе, вести себя так же, как и другие в группе. Например, человек может захотеть слушать другую музыку в компании друзей, чем в одиночестве, потому что другие могут сделать пренебрежительные замечания, если будет выбран другой тип музыки. Другим примером может быть подросток, который употребляет алкоголь или курит сигареты из-за давления со стороны сверстников со стороны своих друзей.

    Люди могут использовать стадный менталитет и поведение, чтобы бороться со страхом остаться позади.
    Менталитет толпы

    Другие факторы вступают в игру, когда термин «менталитет толпы» используется для обозначения чего-то негативного.Двумя основными факторами являются большая анонимность внутри группы и распределение ответственности за действия группы. Эти факторы иногда заставляют человека поверить в то, что он может действовать определенным образом в группе и не иметь тех же последствий, которые имели бы те же действия, если бы он или она действовали в одиночку. Например, если человек находится в группе, которая совершает вандализм в здании, он или она может полагать, что вероятность быть пойманным меньше, чем если бы он или она действовал в одиночку, потому что может быть трудно идентифицировать каждого человека, который был вовлечен.Он или она также могут чувствовать меньше вины, потому что другие люди также разрушили собственность.

    Еще одним фактором менталитета толпы является чувство замешательства или даже паники, которое может существовать в большой группе. Пример этого можно увидеть, когда люди в толпе внезапно бросаются в одном направлении. Хотя многие люди в группе могут не знать, почему это происходит, они видят необходимость в группе и тоже начинают спешить в этом направлении.В крайних случаях срочность и паника возрастают, создавая своего рода истерию толпы, и некоторых людей могут даже затоптать, поскольку большое количество людей пытается двигаться в том же направлении как можно быстрее. Даже для такой, казалось бы, невинной вещи, как распродажа в универмаге, менталитет толпы может быть очевиден, когда десятки покупателей устремляются к распродажам, отталкивают друг друга и дерутся за товары.

    Менталитет толпы может возникнуть на музыкальном фестивале, у участников которого уже есть общие интересы..

    Что такое разрозненный менталитет? Понимание менталитета силоса на рабочем месте

    Как вы уже догадались, название происходит от тех больших металлических конструкций, хранящих зерно, которые вы заметите разбросанными по сельскохозяйственным угодьям. Но как насчет разрозненного менталитета на рабочем месте?

    Разрозненный менталитет — это отношение, которое снижает вероятность того, что отделы или группы внутри организации обмениваются знаниями или сотрудничают друг с другом.

    Звучит страшно? Должно. Если его не остановить, это отрицательно скажется даже на самой прибыльной компании.Это ловушка, которая может случиться где угодно, независимо от размера или структуры вашей компании.

    Мы создали Gliffy, чтобы помочь командам обмениваться идеями и бороться с бессистемным мышлением. Наша цель — вывести команды из разрозненной среды на одну страницу. Хотя мы хотели бы, чтобы все, что вам было нужно, было отличным инструментом для построения диаграмм, чтобы разбить эту разрозненность, есть несколько дополнительных стратегий, которые также имеют большое значение.

    Как разрозненный менталитет на рабочем месте замедляет работу команд?

    Для того, чтобы организация была успешной, команды или отделы должны работать в рамках своих собственных областей знаний, но они также должны взаимодействовать друг с другом, чтобы продвигать компанию вперед в целом.Уравновешивание потребности в обмене информацией с предотвращением информационной перегрузки — сложная, но необходимая задача.

    Внутренние эффекты разрозненного мышления

    Когда сотрудники хранят информацию при себе, обычно происходит несколько вещей:

    • Растет неэффективность и избыточность между отделами
    • Команды или отделы могут начать борьбу из-за ответственности и владения
    • Неопределенность в отношении ответственности и собственности создает отсутствие четкой подотчетности
    • В рамках корпоративной культуры существует общее чувство беспокойства

    Все заканчивается одним и тем же результатом, отсутствием доверия: департаменты больше не доверяют друг другу в выполнении своих задач или выполнять обязанности.Моральный дух сотрудников падает, и люди чувствуют себя изолированными и незащищенными. Отдельные люди чувствуют, что их начальство не заботится о них, в то время как команды могут чувствовать, что их недооценивают в рамках организации в целом.

    Когда команды перестают общаться, обратная связь перестает циркулировать, и проекты останавливаются. Группы в организации не могут учиться друг у друга, что подвергает их риску потерять время и ресурсы, совершая одни и те же ошибки. Хуже того, когда возникают проблемы, неясно, кто должен заниматься их решением или проявлять инициативу, чтобы помочь.

    Внешнее влияние разрозненного мышления

    Разрозненное мышление влияет не только на вашу компанию изнутри — страдают и ваши клиенты. Избыточности начинают появляться в самых неожиданных местах, а в других остаются зияющие дыры. Представьте себе: вы — видеосайт, и клиент проходит процесс адаптации, создавая учетную запись. Им представлены три различные функции, которые вы предлагаете.

    • Сначала они узнают, как загрузить видео — как присвоить видео заголовок, добавить его в папку и т. Д.
    • Во-вторых, они учатся создавать и редактировать видео с помощью вашего видеоредактора. Им снова показывают, как загрузить видео.
    • Наконец, они узнают, как поделиться своим видео, загрузив его и выбрав своих товарищей по команде. Они узнают, как член их команды также может пользоваться сервисом.

    На каждом этапе они учатся чему-то новому, но они также учатся загружать видео трижды.

    Такое случается, когда команды, которые не разговаривают, отвечают за разные, но частично совпадающие функции.Обладая разрозненным взаимодействием с пользователем, они зря потратили время своего пользователя, а также свое собственное при создании избыточных руководств.

    Это снижение качества обслуживания клиентов плохо отражается как на компании, так и на продукте. Возникающая в результате обратная связь негатива может стоить компании как морального духа ее сотрудников, так и бизнеса ее клиентов.

    Как формируется разрозненное мышление?

    Силосы часто происходят незаметно, потому что их формирование происходит медленно и «естественно».Следует помнить, что проблема не в самих хранилищах, а в сопровождающем их менталитете.

    Силосы чаще встречаются в крупных компаниях, потому что чем крупнее компания, тем сложнее общаться. Разрозненность часто начинается, когда сотрудники развивают большее чувство лояльности к своей отдельной команде или отделу, чем к организации в целом. Эта культура, ориентированная на клики, затрудняет сотрудничество за пределами основных команд.

    Тем не менее, разрозненность начинается не с команд или отдельных лиц — она ​​начинается сверху.Если руководство не будет активно поощрять кросс-функциональное и общеорганизационное обучение, оно закладывает фундамент для этих разрозненных структур. Когда руководство поощряет культуру коммуникации и прозрачности, она будет и дальше распространяться на остальную часть организации.

    Как остановить формирование разрозненного менталитета

    Разрозненный менталитет — результат недостатка общения. Чтобы этого избежать, команды должны сосредоточиться на постоянном улучшении взаимодействия друг с другом. Это легче сказать, чем сделать! Культура общения должна начинаться с самого верха, если есть хоть какая-то надежда на то, что она станет частью основы компании.

    Устранение разрозненности в крупных компаниях

    Есть еще несколько проблем, которые необходимо решить, задействовано больше членов команды и крупномасштабные цели. Креативные решения, такие как форумы, межфункциональные команды и мероприятия или программы ротации внутри компании, могут помочь объединить людей в более крупных организациях.

    Устранение разрозненного менталитета в малых компаниях

    Хотя это чаще встречается в крупных компаниях (чисто из-за числа), изолированное мышление может случиться с каждым. Однако то, где размер имеет значение, зависит от того, насколько вы далеко ушли в ментальность.

    Как упоминалось ранее, чем глубже вы находитесь и чем дольше вы позволяете менталитету расти, тем труднее будет выйти наружу. Вот почему поиск предупреждающих знаков и предотвращение этого — лучшее решение, но это не значит, что из него невозможно выйти.

    Джек Уэлч, бывший генеральный директор GE, выступал за процесс «тренировки», который, как известно, помогает разрушить разрозненность внутри компании. Цель этого процесса — помочь улучшить совместную работу, вовлекая всех в решение: устранение разрозненности.

    Коммуникация — ключ к остановке образования разобщенности

    По своей сути разобщенность в бизнесе вызвана отсутствием связи и коммуникации. Предоставление вашей команде инструментов, необходимых для обмена идеями, объяснения процессов и учета того факта, что не все обладают одинаковыми знаниями, поможет предотвратить формирование разрозненности в вашей компании.

    Оцените приложения Gliffy’s Confluence, Jira и Online как бесценные способы помочь вашим сотрудникам достичь такого высокого уровня постоянного общения.Ознакомьтесь с нашими визуальными решениями на странице Диаграммы для предприятий или начните с бесплатной пробной версии Gliffy сегодня.

    Попробуйте Gliffy Online Atlassian Apps

    .

    Что такое стадное мышление? (с иллюстрациями)

    Стадный менталитет — это феномен, при котором отдельные члены толпы подчиняют свою волю воспринимаемой единой воле массы. В биологии менталитет стада наиболее ярко проявляется в стаях животных, которые вместе путешествуют, кормятся и охотятся. Выбросы часто либо остаются позади, либо становятся жертвами хищников. Это явление более разнообразно у людей, но тот же самый инстинкт — а именно, держаться за толпу, исключая личные желания или интересы, — остается основой.

    «Стадный» инстинкт относится к склонности людей перенимать идеи и поведение друг друга.

    В большинстве случаев это мышление обсуждается в терминах непроизвольных действий. Исследователи обычно считают, что люди и животные в одинаковой мере следуют за толпой, не задумываясь и даже не осознавая, что они делают.В науках о жизни зоологи и зоотехники отслеживают менталитет стада в дикой природе. Психологи, изучающие этот феномен в природе человека, обычно являются специалистами в области поведенческих наук, группового интеллекта и психологии толпы.

    Люди могут использовать стадный менталитет, чтобы бороться со страхом остаться позади.

    Основной принцип любого пастушеского менталитета, будь то среди людей или животных, — это инстинкт двигаться и мыслить как группа. В группах безопасность, а также анонимность. Чувство общей ответственности также обычно присутствует. В дикой природе инстинкт держаться за стадо в основном связан с физическим выживанием.То же самое обычно не относится к людям, хотя некоторые психологи и социологи считают, что человеческий инстинкт следовать за толпой является аналогичной реакцией выжившего на подсознательном уровне.

    Психологи, изучающие стадный менталитет, обычно являются специалистами по групповому интеллекту.

    Человеческие стада обычно больше связаны с эмоциями и социальными кругами, чем с реальной жизнью. Группы сверстников, сотрудники и лидеры сообществ обычно составляют принципы большинства человеческих стада. Более крупные и аморфные группы, такие как так называемые «средние люди», также могут быть квалифицированы, как и категоризация людей, которые действуют или действуют определенным образом с помощью средств массовой информации. Также учитываются временные стада, такие как толпы в торговых центрах или стаи инвесторов в акции.

    По мнению многих исследователей-социологов, наука о том, почему люди идентифицируют себя с этими группами, и в частности, почему они следуют тенденциям и убеждениям, которых они придерживаются, может не сильно отличаться от того, почему животные держатся вместе. Во-первых, есть желание, даже если оно подавляется, вписаться.Быть одним из толпы часто намного проще, чем выделяться индивидуально.

    Элементы децентрализованного принятия решений также подходят. Если большинство членов группы считают, что что-то правильно, или ведут себя определенным образом, следование рекомендациям освобождает участника от необходимости самостоятельно производить расчеты или суждения.Страх быть оставленным или исключенным также является важной силой. Решение не следовать общепринятой мудрости толпы обычно сопряжено с риском того, что что-то действительно хорошее может быть упущено. Такое мышление часто приводит к так называемому «эффекту победителя», когда люди присоединяются к делу или совершают покупку не потому, что они изначально хотят этого, а, скорее, потому, что они не хотят остаться в стороне.

    В академическом сообществе ведутся споры по поводу отнесения поведения к категории «стадный менталитет».То, что люди действительно испытывают аспекты стадного менталитета, столь часто наблюдаемые в дикой природе, обычно не оспаривается, но то, как на самом деле проявляется менталитет, не всегда согласовано. Люди в целом более разумные существа, чем большинство вьючных животных. Индивидуальный выбор обычно способен преодолеть менталитет и его влияние на то, как и почему человеческое «стадо» не известно в рамках каких-либо определенных параметров.

    Следование тому, что делают другие члены группы, — это форма когнитивной предвзятости, известная как эффект подножки..