Индивидуальность человека, как личности — что это в психологии?

Понятие индивидуальности человека, личности. Чем определеяется индивидуальность и чем отличается индивид от всех остальных людей по мнению психологов?

Шаблонность, серость, толпа — все это глубоко противоположно проявлениям качеств личности и индивидуализма. Понятие «индивидуальность человека» в психологии заключает в себе огромный спектр составляющих.

В их числе необычность, разумеется, в рамках дозволенного, приличного и принятого в обществе. Кроме того, тут и особенность, непохожесть на других не только внешне, но и поступками. И еще ряд важных характеристик.

Индивидуальность в человеке привлекает внимание, дает возможность отличить его от толпы. А если это еще высокообразованная, нравственная личность, индивидуальность придает ей изюминку.

Индивидуальность человека, как личности — что это?

Индивидом — рождаются, личностью — становятся, индивидуальность — отстаивают.

Александр Григорьевич Асмолов
ИЗ СТАТЬИ ВЫ УЗНАЕТЕ:  [скрыть]  ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Индивидуальность — это особенности конкретно взятого человека, которые кардинально отличают его от других людей. Чем ярче эти проявления, тем сильнее человек выделяется из общей массы.

Индивидуальность невозможно представить без еще одного важного понятия, имеющего место в психологии и во многих ее учениях ставшим основополагающим. Это личность. Сюда входят присущие человеку нравственные черты.

Состоявшаяся личность всегда воспринимается в положительном смысле. Личностные качества:

  1. Артистичность, умение себя подать в обществе.
  2. Умение одеваться со вкусом.
  3. Грамотная жестикуляция.
  4. Четкая, грамотная речь.
  5. Воспитанность.
  6. Находчивость, умение достойно держаться в любой ситуации.
  7. Умение заботиться о ближнем, сострадание к окружающим.
  8. Свобода мышления, умение мыслить.
  9. Позитивное мировоззрение.
  10. Мудрость.
  11. Постоянное стремление к самосовершенствованию.

И это даже не полный перечень, а лишь наиболее важные качества личности. Едва ли самым главным из всех психологи отмечают самосовершенствование. Также в этом ряду целеустремлённость, готовность сотрудничать, ответственность.

Понятие личности, идущее в ногу с индивидуальностью – это наиболее соверше

Понятия человек, индивид, личность, субъект, индивидуальность. — Студопедия

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных приобретенных качеств. К числу личностных особенностей не относятся генотипически или физиологически обусловленные, никак не зависящие от жизни в обществе особенности человека.

Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия «личность», «индивид», «человек», «субъект».

«Человек» – биосоциаль­ное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать ору­дия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти спе­цифические человеческие способности и свойства не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижиз­ненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшеству­ющими поколениями.

«Индивид» – биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биоло­гического вида (индивидами мы рождаемся).

«Лич­ность» – социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, опыта человечества (личностями мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

«Субъект» – человек как носитель психической активности, познания и деятельности, источник активности, направленной на объект. Личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения сознания, самосознания.


«Индивидуальность» выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента. Индивидуальность воспринимается как неповторимая личность.

Организм и личность составляют единство: компоненты личности, такие как темперамент, способности, характер, мотивация объединены системообразующими признаками: направленностью, активностью, саморегуляцией, эмоциональностью.

Структура личности.

Современная наука при описании психологии личности представляет ее в виде структуры, включающей в себя следующие компоненты: направленность, мотивации, темперамент, характер, волевые качества, способности, эмоции.

Все эти компоненты, интегрируясь в психическую структуру личности, выражают ее индивидуальность и определяют свойственный данному человеку ход мыслей и поведения в различных ситуациях.


Направленность — важнейшее свойство личности, в котором выражаются динамика развития человека как общественного су­щества, главные тенденции его поведения. Направленность личности — это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека.

Формы направленности: влечение, интерес, склонность, идеал, мировоззрение (пассивное мировоззрение – миросозерцание), убеждения, мораль, совесть.

Моральные свойства личности, убеждения, моральные отражают нравственные нормы и регулируют нравственные поступки данной личности

Мотивация – относительно устойчивая и индивидуально не­повторимая система мотивов. Мотивы – связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос «Ради чего она совершается?». Активность – мера взаимодействия субъекта с окружающей действительностью; интенсивность, продолжительность и часто­та выполняемых действий или деятельности любого рода.

Темперамент (от лат.–«смесь, соразмер­ность». Древнейшее описание темпераментов принадлежит Гиппократу. Он считал, что темперамент че­ловека определяется тем, какая из четырех жидкостей организ­ма преобладает: если преобладает кровь («сангвис» по-латыни), то темперамент будет сангвинистический, если желчь («холе»), то человек будет холериком, если слизь («флегма»), то темперамент флегматичный, если черная желчь («мелана холе») – меланхолик. Эту теорию называют гуморальной (от лат. «гумор» – жидкость).

В структуре темперамента выделяют три главных компонента:

1) Общая активность индивида, которая может колебаться от инертности, на одном полюсе до мощной стремительности действий – на другом.

2) Двигательный, или моторный, компонент характеризует качества, связанные с функцией двигательного, в том числе речедвигательного, аппарата.

3) Эмоциональность. Этот компонент характеризует особенности возникновения, протекания и прекращения чувств, аффектов и настроений.

Свойства темперамента – это врожденные и устойчивые индивидуальные особенности психики. Принято выделять следующие свойства темперамента:

Сенситивность – наименьшая сила внешнего воздействия, необходимая для возникновения психической реакции человека, скорость развития реакции.

Реактивность – степень непроизвольности реакций человека на внешние или внутренние воздействия (угроза, неожиданный резкий звук).

Активность – степень энергичности, которой человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия на пути к своим целям.

Темп реакций – скорость протекания различных психических реакций и процессов (скорость движения, темп речи, скорость запоминания).

Пластичность – легкость, гибкость и быстрота приспособления человека к меняющимся внешним условиям (новая компания, другая школа и т.д.).

Ригидность – выражается в инертности, косности поведения, суждений.

Экстраверсия – поведение и реакции человека, преимущественно определяемые внешними впечатлениями, возникающими в данный момент. Экстравертированный человек направлен вовне.

Интроверсия – преимущественная обусловленность поведения и реакций человека образами и представлениями, связанными с прошлым и будущим. Интровертированный человек обращен внутрь себя.

Эмоциональная возбудимость – уровень воздействия, необходимого для возникновения эмоциональной реакции, скорость возникновения этой реакции.

Существует традиционное деление на четыре типа темперамента.

1. Холерический темперамент. Чувства у холерика ярко выражены в мимике, пантомимике. Люди этого типа отличаются быстрыми, энергичными движениями, общей подвижностью, общительностью, стремлением постоянно действовать, активностью. Для них характерна цикличность в работе. Любят общество сверстников. Им свойственны обидчивость и гнев.

2. Сангвинический темперамент. Сангвиники очень продуктивны, но только тогда, когда дело им интересно. Эмоции легко возникают и легко сменяются. Склонны к остроумию, быстро схватывают новое, легко и быстро переключают внимание, приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни. Сангвиники за многое берутся, но часто не доводят начатое до конца. Они могут легко обидеться, но быстро забывают обиды. Не злопамятны.

3. Флегматический темперамент. Чувства флегматиков внешне выражены слабо. Психические процессы протекают у них довольно медленно, темп речи невысокий. Спокойны, уравновешенны, медлительны, малообщительны, неторопливы, настойчивы, терпеливы. Увлекаются надолго, однолюбы.

4. Меланхолический темперамент. Меланхолики склонны к устойчивым, длительным настроениям, слабо проявляют свои чувства (хотя бывают «взрывы»). Склонны к преувеличениям, видят мир в серых тонах, депрессивны. Медлительны, быстро устают. Ведут себя тихо, стеснительны, избегают общения. Обидчивы, обиды таят долго. Легкоранимы, склонны к сильным переживаниям.

Для темперамента неприменимы понятия «хороший» или «плохой». Все типы темперамента равнозначны, каждый из типов темперамента имеет свойство, которое компенсирует его отрицательные качества.

Тип нервной системы не является абсолютно неизменным. С возрастом, а также под действием систематических трениро­вок, воспитания, жизненных обстоятельств нервные процессы могут ослабеть или усилиться. Среди детей преобладают хо­лерики и сангвиники (энергичны, веселы, легко возбуждаются). Среди пожилых людей много флегмати­ков и меланхоликов.

Темперамент – это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамен­та. Редко встречаются «чистые» типы темперамента, но преобладание той или иной тенденции всегда про­является в поведении человека.

Характер – совокупность приобретенных устойчивых психо­логических особенностей, определяющих поведение, поступки человека, его отношение к себе, к людям, вещам, деятельности. Слово «характер» — от греч. «черта, примета, печать, отпечаток». Физиологические основы характера – сплав черт типа нервной системы и сложных, устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта и воспитания.

Под чертами характера понимают индивидуальные, привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности.

Попытки построить типологию характера предпринимали многие учение: Э.Кречмер, У. Шелдон, Э. Фромм, К. Леонгард, А.Е. Личко и др.

Немецкий психиатр К. Леонгард считал, что у 20-50% людей некоторые черты характера столь акцентуированы, что при определенных обстоятельствах это приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам.

Акцентуация характера – это преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной – от легкой до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни – психопатии. Психопатия – болезненное состояние характера, при котором резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми.

Выделяют 12 типов акцентуации (гипертимический, дистимический, циклоидный, педантичный и другие типы) каждый из которых предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной чувствительности к другим, склонность к частым однотипным конфликтам, к нервным срывам. Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических тестов (тест Шмишека).

Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми. Ребенок через подражание и прямое научение усваивает формы поведения взрослых. Сензитивным периодом жизни для становления характера можно считать возраст от 2-3 до 9-10 лет.

Воля – потребность в преодолении препятствий, сознатель­ная мобилизация личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий, для совершения целенаправленных действий.

Все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные. Непроизвольные действия совершаются в результате возник­новения неосознаваемых побуждений, имеют им­пульсивный характер. Произвольные действия предполагают осознание цели, пред­варительное представление тех операций, которые могут обеспе­чить ее достижение.

Преодо­ление препятствий требует волевого усилия – особого состоя­ния нервно-психического напряжения, мобилизующего физи­ческие, интеллектуальные и моральные силы человека. Волевые действия свя­заны с функционированием мозга. Поражение лобных долей приводит к абулии – болезненному безволию.

Структура волевого действия:

1. Осознание цели и стремление достичь ее,

2. Осознание ряда воз­можностей достижения цели,

3. Появление мотивов, утвержда­ющих или отрицающих эти возможности,

4. Борьба мотивов и выбор,

5. Принятие одной из возможностей в качестве решения,

6. Осуществление принятого решения,

7. Преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достиже­нии поставленной цели,

Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых влечений, сознательное подчинение их другим, более важным целям, умение подавить непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульс.

Волевые качества личности: целеустремленность, инициативность, настойчивость, самостоятельность, выдержка, организованность, решительность и др.

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, быстроту и легкость овладения деятельностью. Способности обеспечивают быстрое приобретение знаний, умений и навыков, фиксацию и эффективное практическое применение. Способности – психические свойства, являющиеся условия­ми успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.

Способности подразделяются на природные (или естественные) и специфические человеческие. Специфические способности подразделяются на:

— общие: умственные, уровень интеллекта, развитые память и речь,

— специальные: математические, коммуникативные, художественные и др.

Человек, способный ко многим различным видам деятельности, обладает общей одаренностью.

Способности – прижизнен­ные образования, их развитие идет в процессе индивидуаль­ной жизни, что среда, воспитание активно формируют их. Задатки – это некоторые генетически детерминирован­ные (врожденные) особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способнос­тей.

Формирование и развитие способностей происходит в процессе организованной деятельности и общения. Многие задатки, данные человеку от природы, могут остаться нереали­зованными. Важным моментом у детей в развитии способностей является комплексность – одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.

Эмоции. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятель­ности человека в форме переживаний. Простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний – это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей и неудовольствие, связанное с невоз­можностью это сделать.

Многообразные проявления эмоциональной жизни человека делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стресс.

Аффект – силь­ное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное пе­реживание, полностью захватывающее психику человека и предопределяющее единую реакцию на ситуацию в целом, про­текают бурно.

Эмоции – более длительные состояния. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемы­ми ситуациями. Они воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, сопереживаются.

Чувства – высший продукт культурно-эмоционального раз­вития человека. Они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). В зависимости от направленности чувства делятся на: моральные (переживание человеком его отношения к другим людям), интеллектуальные (связанные с позна­вательной деятельностью), эстетические (чувство красоты при восприятии), практические (связанные с деятельностью человека). Чувства могут быть очень устойчивыми и длительными.

Эмоциональность – совокупность качеств, описывающих ди­намику возникновения, протекания и прекращения эмоциональ­ных состояний; чувствительность к эмоциогенным ситуациям.

Настроение – эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека. Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнеде­ятельность человека. Первые называются стеническими, вто­рые – астеническими.

Возникновение и проявление эмоций связано со сложной комплексной работой коры, подкор­ки мозга и вегетативной нервной системы, регулирующей рабо­ту внутренних органов. Этим определяется тесная связь чувств и эмоций с деятельностью сердца, дыханием, с изменениями в де­ятельности скелетных мышц (пантомимика) и лицевых мышц (мимика).

Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, скон­центрированных вокруг определенного вида деятельности, предмета, человека.

Стресс и фрустрация — одни из наиболее распространенных видов аффек­тов. Стресс чрезмерно сильное и длительное психологическое напряжение, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоци­ональную или информационную перегрузку. Фрустрация – конфликтное эмоциональное состояние, вызванное непреодолимыми для данного индивида трудностями, препятствиями к достижению цели, крушением планов, крахом надежд, переживанием крупной неудачи. Устойчивость к фрустраторам, перенесению трудностей называется толерантностью.

Тема VI. Психология общения

1. Психология общения. Структура, функции, виды и средства общения.

2. Трансактный анализ общения.

3. Вербальные и невербальные средства общения.

4. Деловое общение.

Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение

Наряду с понятием «личность» употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти понятия переплетены между собой.

Человек (с маленькой буквы) — это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы — к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

​​​​​​​​​​​​​​При этом, когда говорят о человеке, иногда говорят о Человеке с большой буквы, и это — про другое. «Когда ты станешь Человеком?» — это вопрос «Когда ты станешь разумным и порядочным?»

Индивид — это единичный представитель вида «homo sapiens» . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация — это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность — это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.

«Когда ты станешь личностью?» — это вопрос про внутреннюю свободу: «Когда ты начнешь жить своей головой, принимать свои решения?» Может быть яркая, свободная, сильная личность и в малой степени Человек — например, бандит. Может быть разумный и порядочный человек, и при этом в малой степени личность — например, хороший человек обыватель, живующий просто как Организм…

1. Индивид, индивидуальность, личность. Философия: Учебник для вузов

1. Индивид, индивидуальность, личность

Общество представляет собой систему конкретно-исторических социальных связей, систему взаимоотношений между людьми. Отдельно взятый человек также есть определенная система, обладающая сложной структурой, которая не укладывается в пространственно-физические рамки человеческого организма.

Метод структурного анализа помогает вычленить те устойчивые компоненты, которые составляют понятия «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность». Длительное время в отечественной литературе они почти не различались и употреблялись как нечто взаимозаменяемое, что приводило к большой теоретической путанице. Между тем понятия «индивид», «личность», «человек» – однопорядковые, но не идентичные. Вместе с тем не следует впадать и в другую крайность – резкое разграничение и противопоставление этих понятий. Уже тот очевидный факт, что человек, с одной стороны, часть природы, природное существо особого рода, а с другой – часть социально-практического бытия, наводит на мысль, что по своей структуре понятия «человек», «личность», «индивидуальность» включают в себя как социальные, так и природные (биологические) компоненты, хотя и в различных измерениях и соотношениях.

Человек как система представляет собой относительно устойчивое единство элементов и их отношений, выделенных на основе принципов сохранения, или инвариантности, а также единства внутреннего содержания системы и ее внешних отношений. Структура – это относительно устойчивый способ организации и самоорганизации таких элементов системы, которые при изменении условий сохраняют устойчивость, стабильность и без которых система теряет свое прежнее качество.

Такими инвариантными элементами понятия «человек» как система являются социальное и природное, поскольку они сохраняются, остаются относительно неизменными при всех модификациях этого понятия (личность, индивидуальность). Биологическое и социальное – это два класса устойчивых компонентов (подструктур), составляющих структуру человека как целостной системы.

Наиболее общим, родовым понятием является понятие человека. Человек – это субъект общественно-исторической деятельности и культуры или, точнее, субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. По своей природе он представляет собой целостную биосоциальную (биопсихосоциальную) систему, уникальное существо, способное понятийно мыслить, производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и нравственными качествами.

Что касается понятия индивид, то это – единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок – индивид, но он не есть еще человеческая индивидуальность. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как он перестает быть только «единицей» человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью.

В вопросе о соотношении общества и индивида нередко проявляются две тенденции: или их дуалистическое противопоставление, или растворение индивида в системе общественных отношений. Антиномия общественного и индивидуального преодолевается, если иметь в виду, что индивид – это не просто единичное эмпирическое существо, «вкрапленное» в общество, а индивидуальная форма бытия того же общества.

Конечно, каждый индивид, будучи представителем человеческого рода, носителем родовых качеств человека, в то же время является неповторимой индивидуальностью, которая (в отличие от рода) не вечна и исчезает вместе со смертью данного индивида. Но из этого вовсе не следует (как это может показаться при чисто количественном подходе к вопросу), что индивидуальное принципиально противоположно общественному, ибо с точки зрения качества индивид и общество однотипны (хотя и не тождественны). Их нельзя противопоставлять, ибо индивид есть общественное существо и всякое проявление его жизни (даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного ее проявления) является проявлением общественной жизни. Равным образом неправомерно отождествлять индивид и общество, ибо каждый индивид, обладая общеродовыми признаками, может выступать и как самобытная индивидуальность.

Человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д.), образует понятие личности. Личность – это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Хотя природную основу личности образуют ее биологические особенности, все же определяющими факторами ее развития (сущностным основанием) являются не ее природные качества (например, тот или иной тип высшей нервной деятельности), а качества социально значимые. Для личности характерны осознание мотивов своего поведения, постоянная работа сознания и воли, направленная на самореализацию, раскрытие индивидуальных способностей. Комплекс своеобразных неповторимых качеств и действий, характерных для данной личности, выражается в понятии «индивидуальность».

Личность представляет собой диалектическое единство общего (социально-типического), особенного (классового, национального и т. д.) и отдельного (индивидуального). В конкретно-исторических обстоятельствах она выступает как целостность, тип которой формируется определенной социальной системой. Личность – это действительность индивида как социального феномена и субъекта, реализующего себя в различных видах социального общения и действия.

Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к другим людям. По этим проявляющимся вовне поступкам, а также посредством анкет, тестов и интроспекции (самонаблюдения) можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах (как положительных, так и отрицательных). Это создает возможность не только объективного познания социальных качеств личности, но и формирующего воздействия на них. Познание структуры личности возможно как в общетеоретическом плане, так и в плане эмпирических исследований тех или иных аспектов этой структуры отдельными науками – биологией, психологией, физиологией, социологией, педагогикой и др.

Внутреннее содержание личности, ее субъективный мир – это не результат механического внедрения в ее сознание многообразных внешних воздействий, а итог внутренней работы самой личности, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность личности, перерабатывается, осваивается и реализуется в практической деятельности. Сложившаяся таким образом система воспитанных и самостоятельно выработанных индивидом социальных качеств проявляется в субъективной форме (идеи, ценности, интересы, направленность и т. д.), отражающей взаимодействие личности с окружающим объективным миром. В зависимости от характера общественных отношений, уровня знаний и силы воли индивид обретает возможность оказывать большее или меньшее влияние на факторы своего развития.

Понятие «личность» характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. Вместе с тем каждый человек – это не только субъект, но и объект деятельности, совокупность функций (ролей), которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежности к тому или иному классу или социальной группе с их идеологией и психологией. Мировоззрение личности, формируемое социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием, является одним из важнейших ее качеств, ее «стержнем». Оно в значительной мере предопределяет направленность и особенности всех социально значимых ее решений и поступков.

Социальная структура личности формируется как в производственной, так и в непроизводственной сферах: общественной деятельности, семье, быту. Степень развитости личности прямо зависит от богатства реальных общественных отношений, в которые она включена. Общество, человечество объективно заинтересовано в создании условий, обеспечивающих всестороннее развитие личности, формирование ярких, духовно и нравственно богатых индивидуальностей.

Индивидуальность – это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Личность по своей сущности социальна, но по способу своего существования она индивидуальна. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь.

Индивидуальность раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой среди других. Важную роль в развитии индивидуальности играют природные задатки, врожденные особенности. Индивидуальность – это единство уникальных и универсальных свойств человека, формирующихся в процессе взаимодействия его качеств – общих, типических (общечеловеческих природных и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимых телесных и духовно-психических характеристик). По мере исторического развития деятельности человека все более развивается индивидуализация человека и его отношений в различных областях жизнедеятельности. Формирование индивидуальностей – величайшая ценность, так как развитие многообразия индивидуальных способностей и талантов, их состязательности в историческом плане представляет собой одно из необходимых условий социального прогресса.

Богатый опыт философско-антропологических изысканий, и прежде всего проблем личности, ее духовного самосовершенствования представлен в истории русской философии. Как отмечал еще В. В. Зеньковский, отечественная философия носит антропоцентричный характер. Труды русских мыслителей демонстрируют многообразие подходов к проблемам личности: от религиозно ориентированных до позитивистских, натуралистических и материалистических.

История представлений философов России XVIII—XX вв. о понятии личности тесно связана с особенностями развития философской мысли в стране. Во-первых, в противоположность западному мировоззрению, исходившему из индивидуалистически трактуемого «я» как последнего основания всего прочего и независимой сущности, русское мировоззрение, как отмечал С. Л. Франк, глубоко проникнуто общинным чувством, философией «мы», из которого только и вырастает «я». Во-вторых, в противоположность раздробленности, теоретизации и рационалистической атомизации жизни на Западе, русские мыслители выступали за синтетический, целостный подход в анализе теоретической и практической сфер жизни человека. Отсюда – разработка идеала «целостности» как единства теории и практики, мысли и действия, а задачи духовного самосовершенствования тесно увязывались с размышлениями о смысле истории, «цельности духа», «соборности».

Поэтому уже в философии славянофилов (Хомяков, Киреевский) разрабатывалась идея «целостной личности». Исходя из православного учения о трех элементах личности (тело, душа, дух), они подчеркивали важность согласования рассудка и чувств с другими требованиями духа, их подчинения «внутреннему корню разумения» в душе, слиянию в «одно живое и цельное зрение ума». Вслед за славянофилами С. Н. Трубецкой утверждал, что сознание личности может быть понято лишь при допущении идеи соборности, общественного целого, коллективного сознания.

Оригинальную философию «симфонической личности» развивал один из лидеров евразийства – Л. П. Карсавин. Он считал, что бытие носит личностный характер, состоит из существ потенциально личных (неодушевленные предметы), зачаточно личных (животные) и действительно личных (человек, социальные образования). Возможность превращения личности из потенциальной в актуальную осуществляется через познавательный акт. В качестве духовного существа личность есть свобода. Мир – это симфоническая всеединая личность, иерархическое единство множества симфонических личностей – индивидуальных и социальных. Наивысшей стадией симфонического мира является социальная личность (народ, семья, государство, человечество, вселенская церковь).

Содержательные мысли высказывал С. Л. Франк в своей философской антропологии: о двойственной природе человека (природное и сверхприродное, т. е. духовное существо), о диалектике взаимосвязи между Богом и человеком, внутренней антиномичности человека и т. д. Подчеркивая, что человеческая жизнь имеет форму общественной жизни, он отмечал, что двигателем ее является именно личность. Но личность не есть некая замкнутая в себе, самодовлеющая реальность. Изолированно мыслимый индивид есть лишь абстракция.

Важные аспекты теории личности развивал И. А. Ильин. Особое внимание он уделял проблеме борьбы со злом – наиболее трудной как для христианской этики, так и для других этических доктрин. Подвергнув критике концепцию непротивления злу Л. Н. Толстого, И. А. Ильин, хотя и не оправдывая применения насилия, все же считал его допустимым в определенных условиях, когда в интересах человека или общества необходимо прибегнуть к принуждению. Проблему преодоления зла он увязывал с проблемой формирования и воспитания духовно и морально здоровой личности, а эту последнюю – с пониманием смысла жизни человека.

Глубокую разработку категория личности получила в творчестве Н. А. Бердяева, причем на принципиально новой, экзистенциальной основе. Он считал, что понятие личности следует отличать от понятия индивида. Индивид – категория натуралистическая, обозначающая часть рода, общества, космоса. В этой своей ипостаси индивид связан с материальным миром. Личность же означает независимость от природы и общества, которые предоставляют лишь материю для образования активной формы личности. Личность нельзя отождествлять с душой, это не биологическая или психологическая, а этическая и духовная категория. Личность не есть часть общества или универсума. Напротив, общество есть часть личности, ее социальная сторона (качество), равно как и космос есть часть личности, ее космическая сторона. Этим объясняется, что в каждой личности есть нечто общее, принадлежащее всему человеческому роду, тому или иному профессиональному типу людей, но не в этом ее суть. Она в том, что личность – это микрокосм, универсум в индивидуально неповторимой форме, соединение универсального и индивидуального. Тайна существования личности – в ее абсолютной незаменимости, в ее однократности и несравнимости. Парадокс ее существования: она должна себя реализовывать на протяжении всей своей жизни, и в то же время она должна для этого уже изначально быть.

Будучи экзистенциально мыслящим философом, Бердяев вместе с тем не употреблял характерных для экзистенциализма понятий «экзистенция», «бытие-в-мире» и других «экзистенциалов», а выдвигал в качестве важнейшей именно категорию личности, которую основоположники экзистенциализма в Западной Европе, напротив, употребляли крайне редко, так как считали непригодной из-за ее социально-опредмеченной заземленности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

человек, индивид, индивидуальность, личность — Студопедия

Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Длительное время в марксистской литературе указанные понятия почти не различались и употреблялись как нечто взаимозаменяемое. Постепенно этот подход был преодолен. Названные понятия однопорядковые, но не идентичные.

Наиболее общим, родовым понятием является человек. Человек — это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, или — точнее — субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. Будучи высшей ступенью развития живых организмов, на Земле, он по своей природе представляет собой единство социальных и природных качеств, получивших отражение в определении человека как целостной многосложной биосоциальной (биопсихосоциальной) системы.

Индивид — это единичный представитель человеческого рода, частное от общего, отдельно взятый человек — безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок — индивид, но он не есть еще человеческая индивидуальность. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как он перестает быть только «единицей» человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью.

Личность — это человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д.). Она представляет собой динамичную, относительно устойчивую целостную систему интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. «.. . Сущность «особой личности»,— писал К. Маркс,— составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество.. . ». Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к другим людям. По этим проявляющимся вовне поступкам, а также посредством анкет, тестов и самонаблюдения можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах. Внутреннее содержание личности не есть результат механического внедрения в ее сознание многообразных внешних воздействий, а итог той внутренней ее работы, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность личности, перерабатывается, осваивается и применяется ею в практической деятельности. Сложившаяся таким образом система воспитанных и самостоятельно выработанных индивидом социальных качеств проявляется в субъективной форме (идеи, ценности, интересы, направленность и т. д.), отражающей взаимодействие личности с окружающим объективным миром. Понятие личности характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. Вместе с тем каждый человек — это не только субъект, но и объект деятельности, совокупность функций (ролей), которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежности к тому или иному классу или социальной группе с их идеологией и психологией. Характер мировоззрения личности, формируемого социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием, является одним из важнейших ее качеств, ее «стержнем». Мировоззрение личности в значительной мере предопределяет направленность и особенности всех социально значимых ее решений и поступков.


Если по своей сущности личность социальна, то по способу своего существования она индивидуальна. Индивидуальность — это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Она выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой. Важная роль природных задатков, врожденных особенностей в ее развитии опосредствована социальными факторами. Индивидуальность — это единство уникальных и универсальных свойств человека, целостная система, формирующаяся в процессе диалектического взаимодействия его качеств — общих, типических (общечеловеческих природно-антропологических и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимых телесных и духовно-психических характеристик). По мере исторического развития трудовой деятельности человека происходит все большая дифференциация человеческих отношений и индивидов, развивается индивидуализация человека и его отношений в различных областях жизнедеятельности. Марксизм-ленинизм подчеркивает величайшую ценность индивидуальности, развитие которой играет важную роль в истории человечества как одно из необходимых условий его прогресса.

Индивид, личность, субъект и индивидуальность. Психология. Полный курс

Индивид, личность, субъект и индивидуальность

В психологии выделяются несколько понятий, характеризующих духовный мир человека, его ценности, самосознание, мировоззрение и т. д.

Индивид – это единичный представитель вида Homo sapiens. Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (например, рост, телесная конституция или цвет глаз), но и психологическими свойствами (способности, темперамент, эмоциональность).

Индивид (от лат. individuum – неделимое) – 1) единичное природное существо человек, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт; 2) отдельный представитель человеческой общности, социальное существо, выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности.

Важнейшей характеристикой индивида является его способность преодолевать заложенную биологическую ограниченность и при этом осознанно управлять собственной поведенческой активностью, контролируя все важнейшие психологические процессы.

К наиболее общим, позволяющим называть человека индивидом характеристикам относятся целостность его психофизиологической организации, устойчивость во взаимодействии с окружающим миром и активность.

Понятие «индивид» может употребляться в содержательной связке с понятием «личность».

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что они представляют собой два способа бытия человека, два его различных определения. Становление личности есть процесс социализации человека, освоения им родовой, общественной сущности. Становление личности связано также с принятием индивидом выработанных в обществе социальных ролей и функций, норм и правил поведения социума и т. п.

По мнению А. Н. Леонтьева, личность не является генотипически обусловленным целостным образованием, поскольку «…создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом трансформируются, меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности».

Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека, своеобразие его психофизиологической структуры (темперамент, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Становление индивидуальности происходит в процессе индивидуализации объекта, под которой понимается самоопределение и обособление личности, оформление ее «выделенности», уникальности и неповторимости. Личность, ставшая индивидуальностью, – это своеобразный, неповторимый, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

Понятие «субъект» имеет несколько толкований.

Субъект (от лат. subjectum – подлежащее) – индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности (С. Ю. Головин).

«Субъект – это организм (человеческий или другой), который является участником (добровольным или нет) эксперимента. В качестве взаимозаменяемого синонима термину «другие» может применяться понятие «наблюдатель» (использовалось и иногда все еще используется для обозначения субъекта в эксперименте интроспекции или в психофизическом исследовании)» (под ред. А. Ребера).

Вообще понятие «субъект» может применяться для обозначения участника любого исследования. Использование же других терминов ограничено определенным форматом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Понятие о личности. Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность»

В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий. Она не является сугубо психологической и изучается, по существу, всеми общественными науками. Личность – сложное, многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений. Она – продукт общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятель общественного развития – с другой.

Понятие личности начало складываться в древности. Слово личность («personality») в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком. Впоследствии термин «личность» стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни. Психология под личностью понимает конкретного человека, являющегося представителем определенного общества, национальности, класса, коллектива, занимающегося каким-либо видом деятельности, осознающего свое отношение к окружающему и наделенного индивидуальными психическими особенностями. В определении личности следует выделить, прежде всего, ее общественную сущность.

Термин «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом, начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного», «личность новорожденного». Мы всерьез не говорим о личности двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои наследственные особенности, но и великое множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения. Личность есть относительно поздний продукт онтогенетического развития (С.Л. Рубинштейн).


До настоящего времени точного определения понятия «личность» не существует. Лаконично об этом не скажешь, объяснение «потянет» на несколько страниц и все равно не будет корректным и исчерпывающим. Врачи, психологи, педагоги используют этот термин, имея в виду неповторимое сочетание свойств каждого и то впечатление, которое человек производит при общении. При этом подразумевается, что облик человека и его индивидуальные черты как заданы природой, так и являются результатом влияния среды, социальных отношений, воспитания. Кто-то считает, что личностями можно назвать только людей, достигших выдающихся результатов в определенной области – искусстве, литературе, науке, политике. Леонардо да Винчи, Ф.М. Достоевский, Колумб, Наполеон, Петр Первый, Эйнштейн… Этот список можно продолжать до бесконечности. Однако неповторимой личностью с определенным набором душевных качеств, со свойственными только этому субъекту талантами, направленностью интересов является любой человек, независимо от его социального статуса.


Личность – это конкретный человек, обладающий сознанием и самосознанием.

Наряду с понятием «личность» в науке нередко употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Рассмотрим их отличия. Человек как вид – это представитель вполне определенного биологического вида (вида живых существ), отличающийся от других животных конкретными специфическими особенностями и уровнем физиологического и психологического развития, наделенный сознанием, способный мыслить, говорить и принимать решение, контролировать свои действия, поступки, эмоции и чувства.

Индивид – человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.

В понятии человека как индивида выражаются два основных признака:

1) человек – это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт;

2) отдельный представитель человеческой общности, выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.

Человек рождается человеком, но личностью он становится в процессе общественной и трудовой деятельности. Каждый индивид обладает индивидуальностью.

 Индивидуальность – своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента и характера, эмоциональной и волевой сферах, интересах, потребностях и особенностях человека. Личность также обладает индивидуальностью. Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся определенным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный индивидуально-психологическими особенностями.

Человек как личность с точки зрения психологии характеризуется:

— развивающимся самосознанием, являющимся основой формирования умственной активности, самостоятельности личности в ее суждениях и действиях и ориентированным, прежде всего, на познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни;

— активностью – стремлением выйти за пределы реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний, расширить сферу деятельности;

— наличием Я-образа – системы представлений человека о себе реальном, себе ожидаемом, себе идеальном, которые обеспечивают единство и тождественность его личности и обнаруживаются в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.;

— направленностью – устойчивой системой мотивов: потребностей, интересов, идеалов, убеждений и т.д.;

— способностями, свойствами и качествами, обеспечивающими успешность выполнения определенной деятельности;

— характером, представляющим собой совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, обусловливающих типичные для него способы поведения и эмоционального реагирования.

Можно сказать, что личность – это системное качество индивида, которое формируется во взаимодействии социальным окружением. Это взаимодействие осуществляется в трёх основных формах: общении, деятельности, познании.

3.2 Структура личности. Биологическое и социальное в
личности

Попытки определить структуру личности, ее составные части предпринимались давно. Так как данный предмет изучения, являясь одним из проявлений психики, нематериален и его нельзя потрогать руками, то у разных авторов, в разных психологических направлениях понятие структуры личности разное. Это зависит от того, что понимать под личностью. Психология прошла ряд этапов, начиная с понимания личности как души, заканчивая пониманием личности как человека. В трудах отечественных психологов вопрос о личности и ее структуре теоретически обоснован, создана стройная научная система.

В динамической концепции развития К.К. Платонова предложена следующая структура личности:

1-я подструктура называется направленностью личности. Сюда входят: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрения, убеждения. Элементы (черты) личности, входящие в эту подструктуру, не имеют врожденных задатков, а полностью социально обусловлены и формируются путем воспитания. Наиболее активной и устойчивой формой направленности являются убеждения. Совокупность их составляет мировоззрение человека, которое может быть пассивным — просто имеется в наличии. Но в подструктуру направленности входит и воля — она-то и может придавать убеждениям активный характер, способствуя их воплощению в жизнь.

2-я подструктура называется опытом. Она объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в обществе путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически и даже генетически обусловленных свойств человека. Не все входящие сюда свойства можно рассматривать как свойства личности. Только начинающийся формироваться навык или однократное действие еще не свойство личности. Но типичные для данного индивида проявления, так же как и закрепленные знания, навык и тем более умение и привычка — уже, бесспорно, свойство личности. Опыт также может быть пассивным «мертвым грузом». Но благодаря отдельным волевым навыкам он может стать активным, когда знания и умения не просто «знаемые», но и используемые.

3-я подструктура объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов (функций): памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. Ведь у всех нас разная память, эмоции, восприятие и т.д. Эти индивидуальные особенности, закрепляясь, становятся чертами личности. У кого-то — «тонкое восприятие искусства», у другого — «дырявая» память, у третьего — «шквал эмоций из-за пустяка». Все составляющие этой подструктуры формируются путем упражнения, то есть частоты и способа использования данной функции. Так как эмоции и ощущения свойственны и животным, то можно говорить, что в личностных чертах 3-й подструктуры биологический компонент начинает преобладать над социальным.

4-я подструктура объединяет свойства темперамента, или типологические свойства личности (как принадлежащей к какому-то типу). Они почти полностью зависят от физиологических свойств мозга: скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и. т.п. Сюда же относятся половые и возрастные свойства, а также особенности личности, вызванные какой-то патологией (болезнью). Эти биологически обусловленные черты с трудом поддаются изменениям, но иногда возможно формирование нужной черты путем тренировки. Активность подструктуры темперамента определяется силой нервных процессов; если у вас слабость нервных процессов, то у вас будет «слабый» тип нервной системы и тип темперамента с более пассивным поведением.

Таким образом, социальное и биологическое в человеке рассматривается в диалектическом единстве. Биологический фактор определенным образом влияет на формирование личности. Так, генетически передаются особенности нервных процессов возбуждения и торможения, что определяет своеобразие типа высшей нервной деятельности человека, такие анатомо-физические особенности, как рост, отчасти телосложение, вес и другие. Однако эти биологические особенности не являются определяющими в личности, а в этом единстве в качестве основных и определяющих выступают социальные факторы.

В заключение стоит отметить, что ни отдельные черты личности, ни личность в целом не остаются неизменными в течение жизни человека. Но изменения личности могут быть связаны не только с ее развитием в результате взросления, но и с социальным распадом, со старческой деградацией и с патологическим развитием. Изменяться человек может как в лучшую, так и в худшую сторону. Кроме того, изменчивость черт личности зависит от компенсации одних, недостаточно развитых черт личности, другими, и от изменения способов и степени этой компенсации. Таким образом, структура личности является динамической — изменяющейся, а не статической (неизменной).

Понятие о субъекте, личности, индивидуальности, личности (В.В. Петухов)

Фильм «Лекции В.В. Петухова»

Личность как природный, социальный и культурный субъект.
скачать видео

Взаимодействие с другими людьми

Три варианта объема понятия «личность»:

а) естественный предмет;

б) социальный предмет;

в) культурный предмет.

Первое понимание объема является самым широким:

Личность — это перечень всех свойств, личность — это индивидуальность.

Когда мы используем слово «личность» в широком смысле, мы находимся в рамках дифференциальной психологии, а не общей, потому что, если мы (общие психологи) так определяем личность, тогда нам придется называть отдельных людей животными, но нам бы этого не хотелось.

Выбираем второй вариант, принятый Алексеем Николаевичем Леонтьевым:

Социальный и культурный субъект — это человек, и он называет физическое лицо индивидуумом.

Это второе понимание мы проиллюстрировали именем всемирно известного классика Альфреда Адлера, который говорит: человек начинается с социального чувства.

Третье понимание:

Личность в точном смысле этого слова.

Я имею в виду Владимира Викторовича Столина, а среди мировых имен — Карла Юнга, который называл личность словом «я». Это: «Я сам», но без «Я». Почувствуйте их уникальность, единение с человечеством.

Если у нас есть культурный субъект — это личность, то мы также будем называть социальную личность — индивидуумом. Тогда получается:

естественный индивид — это организм,

социальный индивид — член общества и личность.

Для пояснения возьмем еще одну фразу Алексея Николаевича Леонтьева: «человек рождается дважды». Первое рождение личности происходит внутри социальной личности. Человек становится личностью не сам, а лишь входит в социальное целое.Он находится внутри социальной личности, в своем обществе, в своем социальном слое, в своей группе. Ведь как личность мы впервые не можем иметь в виду отдельную личность, это необходимо как минимум двум людям: священнику и его прихожанке, учителю и его ученику, взрослому и ребенку, то есть примерно Независимость в полном смысле слова, как и об ответственности, конечно, пока не идет. Итак, человек рождается впервые.

Второе рождение личности происходит вне социального индивида, то есть второе рождение не имеет социальной опоры.Например, при выборе профессии человек должен полагаться на собственные способности, чтобы его профессия была выбрана правильно. Создание семьи — правильный выбор тоже должен быть независимым.

Давайте рассмотрим, как в разных теориях личности называются три наших субъекта. Мы возьмем следующих авторов: Уильям Джеймс, Зигмунд Фрейд и Эрик Берн.

Структура личности по В. Джеймсу

Человек

Естественный предмет, который Джеймс называет «физическим» или «материальным я».«Казалось бы, есть просто тело, человеческое тело, но это не так. Джеймс — это« физическое я », он рассматривает все, с чем мы материально отождествляемся.« Физическое я »также можно перевести как слово — «моя». Допустим, одежда, которая на мне, является частью моего «физического я». Это мои вещи, предметные объекты в моей комнате. Бывает, что члены семьи кажутся принадлежащими мне «физическое я», я забочусь о них и люблю их.Дом англичанина — его крепость, как иногда говорят.Кстати, у животных мы наблюдаем то же самое, потому что животное отмечает территорию, на которой считает себя хозяином. Когда мы слышим весеннее пение птиц, мы знаем, что в переводе на человеческий язык каждая птица поет только одно: «вот я хозяин». И кого-то приглашает к себе, а кого-то отговаривает. Вот эта область, эта территория — граница «физического Я».

Социальная тема

Джеймс, его называют — «социальное Я», «Я» — для других.Социальное «я» — это предмет взаимодействия и общения с другими людьми. Я бы добавил — взаимодействия в типичных ситуациях. Объяснение. Способы общения, способы взаимодействия с другими людьми Джеймс называет на русский язык, мы переводим слово «привычка». Социальные привычки. Для чего они нужны? По словам Джеймса, социальные привычки упорядочивают нашу социальную жизнь. «Социальное я» обеспечивает общественный порядок. Джеймс считает, что в обычной общественной жизни не должно быть проблем. «Наша обычная общественная жизнь должна быть упорядочена», — говорит Джеймс.Возник вопрос — сразу должен быть ответ. Какой ответ? Люди общаются друг с другом с помощью знаков. Один автомобилист рассказал мне следующее. Он говорит, что это невероятно интересно, а главное, в Финляндии легко водить машину. Там все иначе. Неожиданный перекресток, какая-то ситуация на дороге, что делать? И сразу ответ, в виде некоего знака. Едешь и не волнуйся, это главное. Это обеспечивает «социальную самость», — говорит Джеймс.Небольшая заметка: он говорит, что у нас есть индивидуальные привычки, помимо социальных. Так что индивидуальные привычки Джеймса — это резерв, для социальных. Может оказаться, что эти индивидуальные особенности некоторых людей будут замечены. Быть увиденным — один из компонентов потребности в общении, а основа — это чувство собственного достоинства. Пожалуй, можно привести пример, когда где-то лет десять назад в нашей стране начали происходить социальные изменения, тогда такие индивидуальные качества людей, как инициативность, деловая хватка и так далее, были замечены обществом и эти люди стали, как бы резерв для социальных привычек.Когда-то таких людей наказывали, но теперь считается, что это часть нашего «социального я», как и во всем остальном мире. Инициативный человек должен быть немного богаче других.

Культурный предмет

Джеймс называет себя «духовным я». Как только мы говорим «духовное я», возникает ассоциация с религией. Но «духовное я» не ограничивается только религиозной верой или принадлежностью к определенной религии. В «духовном я» определение иное: это источник личной активности.Который из? Мы как-то сказали, что главное в Джеймсе, достоинство человека как личности, — это воля — способность принимать решения в неопределенной ситуации. «Духовное Я» — это развитие воли.

Какой из этих трех предметов может изучать психолог? Они все? Может натуральный? Конечно, поскольку естественное существо живет согласно определенным законам или механизмам, можно различить естественные механизмы естественной жизни. У «социального я» тоже есть механизмы, социальные привычки.

А как насчет «духовного я», есть механизмы? По определению нет. Если бы у «духовного я» были какие-то механизмы, не было бы никакой свободы воли. «Выберите то или иное, — говорит Джеймс: либо нет свободной воли, а есть какие-то механизмы, либо есть свобода воли, и тогда не должно быть никакой науки о свободной воле или науки о« духовном я ». Если вы когда-нибудь услышите фразу «духовная психология», подумайте о Джеймсе, ничего не говорите человеку, который произносит слово «духовная психология», вы должны быть осторожны с такими людьми, их не следует трогать без надобности, но знайте это. человек не понимает, что такое духовность или что такое психология.Никакой науки о духе быть не может. Уже есть наука о душе — и это психология. А когда говорят, что в психологии нам не хватает духовности, это говорят люди, которые либо не имеют базового образования, либо зря получили диплом.

Структура личности по З. Фрейду

Напомним, что Фрейду приходится иметь дело, так сказать, с «больной» личностью. Мы сказали сегодня, что человек рождается дважды, забегая вперед, мы можем сказать так: пациент Фрейда — это тот, кто плохо себя чувствовал в семье, и кто родился плохо впервые — как социальный субъект.Он не знает, в какой группе ему следует «держаться». Он и второй раз не может родиться, например, потому что не понимает разницы между «Я» и «Оно». Назовем естественный, социальный и культурный предмет по Фрейду:

а) «Оно», то есть неконтролируемый характер, неконтролируемое телесное желание;

б) «Я» — социальный субъект, застенчивая личность, хозяин своих желаний. У пациента аналитика это «я» очень слабо;

в) «Супер-И» на самом верху, там должна быть культура.

И хотя Фрейд иногда говорит, что «Супер-Я» — это совесть, культура, мы должны добавить, что это профессиональная тайна. Для пациентов аналитик — это не культура, это непонятная культура. А главный конфликт пациента-психоаналитика — это конфликт природы и культуры. Он не совсем понимает разницу между ними, он может верить, что его принципы удовлетворения собственных потребностей — это принципы культуры.

Конфликт неконтролируемого характера с непонятной культурой — главный конфликт пациента аналитика.Если пациент аналитика не видит строгой разницы между «Я» и «Оно», он начинает, как говорит Фрейд, защищать себя. Подлинная защита для людей — это культура, а невротик выстраивает защитный механизм. И снова мы встретили слово «механизм». Там, где должна быть культура невротиков, главное — свобода. Невротик несвободен, его свобода заменена каким-то механизмом, защитным механизмом. Примером защитного механизма является «отрицание»: когда реальное событие, травмирующее меня, кажется спорным, но на самом деле я не осознаю его реальности.Тогда что я делаю? Я равнодушен к логике.

Например: известный человек, занимающий видный пост в государстве, выступает по телевидению, а журналист задает ему вопрос (между прочим, скажем в кавычках, сегодняшние журналисты — смелые ребята, а на языке Фрейда дикие психоаналитики получат какой-нибудь жареный факт и давайте его покажем, а Фрейд говорит: «Не показывайте, будет плохо». Так что журналисты иногда плохо по своей вине, они дикие психоаналитики).Вот такой осторожный журналист взял какую-то бумагу и спросил его: «Правда ли, что вы, как говорится в этом документе, хотели ввести войска в одну из республик вашей страны? Вы представляете, как бы это было, если бы там были войска, чтобы туда войти? »Видный человек отвечает:« Ну, вы действительно должны знать, откуда этот документ, как он попал к вам, но мы узнаем, посмотрим, но на самом деле вы правы, — — говорит он. — Я за все отвечаю. Принимая решения, я полностью отвечаю за все их последствия.Да, было такое решение. «Ну, — сказал он. Следующий вопрос журналиста:« Правда ли, что в недавней заграничной командировке был в своем окружении преступник? Вы знаете, что с таких постов, как ваш, в таких случаях вы уходите в отставку? Затем он говорит: «Ух ты, в отставку! Могу ли я нести ответственность за все последствия своих решений? «. Мужчина только что сказал« А »и ряд« Не-А ». Он не соблюдает логику. Это негатив для Фрейда, — это мечтатель.

Пример «рационализации»: чего-то не достигли и вы начинаете объяснять себе: «Я не хотел этого добиться»; пятеро не получили: «Да, мне нужно вот эти пятерки, учусь ради знаний» и так далее, а внутри сидит: «Я хочу пять, хочу пять.«Чрезмерное подчеркивание — тоже рационализация.

Это механизмы, говорит Фрейд, которые занимают место культуры. Их нужно изучать, потому что они механизмы. Если эти механизмы убрать, то человек будет развиваться как личность. Если он избавится от такого механизма, он решит свою проблему.

Структура личности по Э. Берну

Эрик Берн рассматривает субъекты общения, то есть, другими словами, он рассматривает период, когда личность и социальный индивид совпадают.Личность в обществе рождается впервые. Затем Эрик Берн называет три момента в предмете общения (психике каждого):

• Ребенок — естественный субъект, ребенок неконтролируемых желаний;

• Взрослый — это социальный субъект, главный авторитет Берна. Это предмет принятия решений в конкретной ситуации, когда люди играют в социальные игры. Мы знаем книги Берна: «Игры, в которые играют люди», «Люди, которые играют в игры». Когда вы играете в игры, вы должны принимать решения в игре, это делает Взрослый;

• Родитель — третий экземпляр Берна.Это носитель общечеловеческих культурных принципов. Сам родитель не решает проблемы, он просто формулирует принципы.

В каждом из нас есть Родитель, по крайней мере, так и должно быть. Мы спрашиваем Родителя, что такое культурный запрет? Родитель даст два ответа. Почему два ответа? Потому что один будет адресован Ребенку, а Родитель даст Взрослому совершенно другой ответ. Ответ для Ребенка — тавтология: «Это невозможно, потому что это невозможно».Объяснять Ребенку, почему это невозможно, бессмысленно, только не по возрасту. Мы говорили, что в детском возрасте есть вопросы, на которые в принципе не найдешь правильного ответа, но что-то сделать нельзя. Философ, о котором мы часто говорили, Мераб Константинович Мамардашвили, вспоминает: «Когда я был подростком, мне объясняли, почему нельзя ударить женщину, почему не ударить жену или девушку». То есть казалось, что нужно с самого начала все объяснить, построить некую вселенную, осмыслить мир и только потом сказать: «Значит, женщину нельзя бить.«А потом он понял, что женщину нельзя бить, потому что нельзя, и красиво сказал:« и никакое скрежетание мозга тут ни при чем ». Это дается на эмоционально-волевом уровне, а не на когнитивном. .

В слове «невозможно» мы замечаем два смысла: первый лежит на поверхности — «невозможно, поэтому запрещено»; и второе значение тоже есть: «невозможно — значит невозможно»: сколько не делают, все еще не сделано. Поэтому смысл бана для Взрослого звучит так: для ребенка «нет», потому что «нельзя», а для взрослого — «не стоит, потому что все равно не получится».Он ставит перед собой высокие цели: «Мы построим себе какое-то самое совершенное общество, ему говорят:« Не стоит, потому что все равно не получится ».

Есть люди, которые этого не понимают. Например, великий изобретатель-самоучка, великолепный, талантливый человек в нашей русской истории — Иван Кулибин. Так получилось, что он мыслитель не словесного, а визуального типа, элементарной физики не разбирался, всю жизнь строил вечный двигатель.Восемьдесят процентов его рисунков — это рисунки вечного двигателя. Двадцать процентов, пока он строил вечный двигатель, он предлагал какие-то технические предложения, и это стало известным. И он должен быть хорошим человеком, но мы должны сказать правду: это, безусловно, пациент аналитика, потому что он строит вечный двигатель, он решает проблему, которую невозможно решить. И все остальное, все другие предложения, такие как построение некоего наиболее совершенного общества, также являются попытками построить рай на земле.Рай на земле невозможен. А любой, кто строит рай на земле, — пациент-психоаналитик.

Роль природы, общества и культуры в развитии личности

Природа

Отметим несколько ключевых слов, которые вы встретите в разнообразной литературе о личности. Итак, природа. Фраза, которую вы встретите, будет такой: «естественные или органические предпосылки для развития личности». Природа — лишь предпосылка: задатки, способности, свойства темперамента — предпосылки к личным проблемам.Предпосылки к личным проблемам, даже наша внешность — цвет глаз, форма носа или ушей — когда начнут вас беспокоить? Когда мы сравниваем себя с другими, то есть на социальном уровне. Там эти предпосылки могут привести, например, к некоторым проблемам. И можно так сказать: естественными предпосылками являются исходные данные. Как загадка: нам что-то дано и что-то требуется, значит, это то, что дано — это естественная предпосылка. Это материал для трансформации.Потому что, как правило, в головоломке исходные данные не могут быть изменены, но необходимо реорганизовать, реструктурировать, чтобы решить проблему. Взгляните на эти данные по-новому. Конечно, природные данные не могут быть преобразованы без границ, есть также законы природы, которые вы не переступите. Сколько не подойдет, но объем оперативной памяти все равно будет 7 +/- 2. Единицы могут быть разные, но количество единиц строго определено.

Общество

Социальная среда — необходимое условие развития личности.Человек сначала становится личностью только в обществе. Но тогда мы говорим: «необходимо» для первого рождения человека и «недостаточно» для второго, которое происходит уже без общественной поддержки. Человек решает проблему самостоятельно.

Культура

Я бы дал три ответа, резюмируя все предыдущее:

1. Культурная норма — это универсальный принцип решения конкретных личных проблем. Например, проблема теоремы Пифагора.Теорема Пифагора здесь является принципом, и уже о том, как ее применять в этом состоянии, будет показано само условие.

2. Культурный объект — это средство преобразования природы в самом обычном смысле этого слова.

Леонтьев приводит пример того, как ребенок учится есть ложкой. Есть два этапа: на первом этапе ложка в руке ребенка — это что-то дополнительное, удобно — то есть вручную. То есть это какое-то приложение к естественному телу, если бы его мама не держала ручку, он все равно пытался бы есть рукой.Второй этап, очень сложный, когда Леонтьев говорит: движение постепенно начинает подчиняться логике пистолета. Теперь ложка определяла движение руки. Что такое рука сейчас? Формально она так и осталась частью тела. А в психологическом смысле это преобразованное тело, преобразованная природа. Потому что рука, которая может держать ложку и пользоваться ею, глаз, который видит картину, ухо, которое слышит музыку, — это уже искусственные органы.

3. Культурный запрет — это защита измененной природы.

Говоря обыденным языком: он преобразовал природу — чтобы защитить ее. Когда были автомобили, сначала не было правил и пешеходы и автомобилисты соревновались друг с другом, кто кого. Затем были правила дорожного движения, и, в принципе, если бы они соблюдались, было бы безопасно на дороге, согласно правилам социального Я Джеймса. Культурные принципы не всегда соблюдаются, но факт остается фактом: вы будете соблюдать правила движения, вы будете защищены.Наверное, лучше других об этом сказал француз, летчик и писатель Сент-Экзюпери в своем рассказе о Маленьком принце: вы отвечаете за тех, кого приручили. Преобразовал — защищай. Вы несете ответственность за то, что изменили.

.

Определение ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ в кембриджском языке английского языка

Нажмите на стрелки, чтобы изменить направление направления

  • Билингвы
  • англо-французский франко-английский
  • англо-немецкий немецко-английский
  • англо-индонезийский индонезийско-английский
  • англо-итальянский итальянско-английский
  • англо-японский японско-английский
  • англо-польский польско-английский
  • англо-португальский португальско-английский
  • англо-испанский испанско-английский
  • Толково-переводной
  • нидерландско-английский
  • англо-арабский
  • англо-каталонский
  • англо-китайский (упрощенный)
.

перевод, произношение, транскрипция, примеры использования

В его характере романтизм сочетался с актерством. ☰

Мы ищем кого-то, кто легко находит общий язык с другими. ☰

Он честен, но ему не хватает индивидуальности.

Он честный, но ему не хватает индивидуальности. ☰

Я был впечатлен силой ее личности.

Я был впечатлён силой её личности. ☰

У него очень сильная личность.

У него очень сильный характер.☰

Чем богаче личность, тем на большее сочувствие она сможет понимать других.

Чем богаче личность, тем глубже она может понимать чувства других. ☰

Учет кликов с его личностью.

Для человека с его характером профессия бухгалтера как раз то, что надо. ☰

Его личность сложно охарактеризовать.

Его личность трудно охарактеризовать. ☰

Считает, что личность человека определяется в основном генетикой.

Он считает, что личность человека определяет в первую очередь его генетикой. ☰

Ее личность хорошо подходит для офисной работы.

По характеру она хорошо подходит для сидячей / офисной / работы. ☰

Это был амбициозный человек с сильной личностью.

Он был честолюбивым человеком с сильным характером. ☰

Он был динамичной личностью в деловом мире.

Он был интересной личностью в деловом мире.☰

Чувство вины глубоко укоренилось в ее личности.

Чувство вины пустило глубокие корни в её личности. ☰

Изменение личности может означать, что у вашего подростка есть проблемы с наркотиками.

Изменение личности может означать, что у вашего подростка возникли проблемы с наркотиками. ☰

Отчасти архитектура придает городу индивидуальность.

Именно энергия город отчасти обязан своей неповторимой индивидуальностью.☰

У него явно какое-то расстройство личности (= психическое заболевание).

У него явно какое-то расстройство личности (т.е. психическое заболевание). ☰

Ее ранние переживания сыграли важную роль в формировании ее личности.

Впечатления раннего детства сыграли роль в формировании её личности. ☰

Его личность вызывает насмешки.

Такие люди, как он, просто напрашиваются на насмешки. ☰

Мой отец от природы энергичный человек.

Мой отец по натуре человек кипучегомента. ☰

письмо, пронизанное личностью писателя

письмо, насквозь пронизанное личностью писателя ☰

Его яркая личность заставляет его быть рядом.

Человек он жизнерадостный и энергичный, поэтому с ним весело. ☰

психическое заболевание, связанное с определенными чертами личности

психическое заболевание, связанное с определенными чертами личности ☰

Люди всегда отмечали соблазнительную личность культового лидера.

Люди всегда отмечали притягательную личность этого культа. ☰

Многие работодатели ценят личность выше опыта или квалификации.

Многие работодатели ценят личность выше опыта или квалификации. ☰

Многие группы распадаются из-за личных конфликтов между музыкантами.

Многие группы распадаются из-за конфликтов между музыкантами. ☰

.

личности — с английского на русский

ˌPə: səˈnælɪtɪ сущ.
1) индивидуальность, личность а) человек как таковой б) личные свойства и особенности характера, определяющие личность харизматическая личность, обаятельная личность ≈ харизматическая, притягательная личность двойная личность, раздвоение личности ≈ раздвоение личности динамическая личность ≈ динамичная личность, динамичная натура, динамичный характер сильная личность, яркая личность, сильная личность ≈ волевая, сильная личность магнитная личность ≈ притягательная личность множественная личность ≈ разносторонне развитая личность культ личности ≈ культ личности Syn: temperament
2) (известная) личность, персона;
деятель Синоним: персонаж
3) обыкн.мн. выпад (ы) (против кого-л.) Нельзя ли обсуждать политические вопросы, не обращаясь к самым одиозным личностям? ≈ Неужели нельзя обсуждать политические вопросы, не опускаясь до низких выпадов отдельных личностей? личность, индивидуальность — сильная * сильная личность — отсутствие * бледная личность — множественная * разносторонняя личность — очень * Гомера * окружена тьмой сама личность Гомера окутана мраком неизвестности черты характера, характер — иметь много * иметь сильный известная характерная, выдающаяся личность, персона, особа;
деятель выпады (против кого-л.) — заниматься / заниматься личностями делать личные выпады — прибегать к личностям прибегать к личным выпадам (юридическое) правовое лицо — международное * международно-правовое лицо — действие в * личный иск (юридическое) правосубъектность юридический ~ правосубъектность юридическая ~ юридическая личность личность (обыкн. pl) выпад (ы) (против кого-л.);
культ личности культ личности ~ индивидуальность ~ (известная) личность, персона;
деятель ~ личность, индивидуальность ~ личность;
правосубъектность ~ личность ~ личные свойства, особенности ~ правосубъектность личность (обыкн.пл) выпад (ы) (против кого-л.);
культ личности культ личности.