Содержание

Картотека по логопедии на тему: Игры на развитие фонематического слуха

1. «Ушки — слушки»

Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.

Логопед показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.

2. «Кто сказал «Мяу?»»

Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.

Материал: магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных.

Логопед включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.

Игра «Кто как голос подаёт» проводится аналогично. Включается аудиозапись со звуками лесных птиц.

3. «Кто стоит у светофора?»

Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.

Материал: магнитофон и аудиозапись с шумами улицы.

Логопед включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).

4. «Где звенит?»

Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.

Дети стоят с закрытыми глазами. Логопед с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.

5. Пальчиковая игра «Гроза»

Цель: согласовывать движение с текстом, с учётом изменения динамики и темпа звучания.

Логопед читает слова игры, а дети выполняют движения соответственно тексту.

Закапали капли (стучат по столу двумя указательными пальцами).
Идёт дождь (тихо стучат четырьмя пальцами обеих рук).
Он льёт, как из ведра (громко стучат четырьмя пальцами).
Пошёл град (стучат косточками пальцев, выбивая дробь).
Гремит гром (барабанить кулаками по столу).
Сверкает молния (рисуем пальцами молнию в воздухе, издаём звук ш).
Все быстро убегают домой (хлопок в ладоши, руки прячут за спину).
Утром ярко светит солнце (описать обеими руками большой круг).

6. Послушай и назови нужное слово.

Цель: совершенствовать фонематический слух, учить называть слова с определённым звуком в тексте.

Логопед читает стихотворение или рассказ, наполненный определённым звуком, дети должны назвать слова, в которых есть заданный звук.

Ж Жук жужжит в железной банке –
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука.

З – Заяц, заяц,
Чем ты занят?
– Кочерыжку
Разгрызаю.
– А чему ты, заяц
Рад?
– Рад, что зубы
Не болят.

7. Шутки-минутки

Цель: Совершенствовать умение различать на слух слова, звучащие неправильно. Развивать фонематический слух. Развивать чувство юмора

Логопед читает детям строчки из стихов, заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку и исправляют её.

Хвост с узорами,
Сапоги со шторами.
Кот плывёт по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Божья коробка, полети на небо,
Принеси нам хлеба.

8. Тихо – громко говори.

Цель: развитие голосового аппарата и фонематического слуха. Упражняться в произношении слов и фраз с различной скоростью и громкостью.

Дети заучивают чистоговорку (с учётом отрабатываемого звука).

Например, при отработке звука л можно использовать такую фразу: «Мила в лодке плыла, кока-колу пила».

Предложить произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громко.

К семи годам у детей логопедической группы должно быть уже практически нормальное речевое развитие. Но у отдельных детей ещё может отмечаться недоразвитие фонематического слуха и звукопроизношения. Поэтому слежу за тем, чтобы дети четко и правильно произносили слова изолированно, потом во фразах и предложениях.

Вот несколько игр и упражнений, которые помогают развивать фонематическое восприятие, учат детей делать звуковой анализ: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук.

1. Назови одинаковый звук в словах.

Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с одинаковым звуком.

Логопед произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.

2. Назови первый звук в слове.

Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.

Логопед показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко.

(Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».)

3. Отвечай – не торопясь.

Цель: совершенствовать фонематический слух, называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове, подбирать слова в предложении с одинаковым звуком.

Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как дети научились слышать и выделять определённые звуки в словах.

  • Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас.
  • Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья …)
  • Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха …)
  • Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог…)
  • Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)
  • Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики …)

4. Исправь ошибки Незнайки.

Цель: развивать фонематический слух, различать на слух слова, произнесённые неправильно, определять место звука в слове, делить слова на слоги, придумывать простые и сложные предложения.

Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.

Коса прыгнула через забор.
Колова даёт вкусное молоко.
Рошадь жуёт сочную траву.
Кочка ловит мышку.
Собаха сторожит дом.

А сейчас мы узнаем, готовы ли вы идти в школу? Отвечаем на вопросы:

  • Какой первый (последний) звук в слове собака?
  • Назови домашнее животное, в названии которого есть звук Ш, где находится этот звук?
  • Сколько слогов в слове кошка (корова)?
  • Придумай предложение из 2-х, 3-х, 4-х слов о домашних животных.

5. Паучок.

Цель: закрепить умение делить слова на слоги, развивать фонематический слух.

Логопед читает стихотворение, а дети отвечают на вопросы.

На невидимой тропинке
Ой, смотрите, паутинки.
Это хитрый паучок
Свой развесил гамачок.
И позвал наш паучок
Всех друзей на гамачок
Приходили к паучку
Мотыльки, кузнечики,
Пчёлки и шмели,
Бабочки-красавицы,
Мухи и жуки.
Наигрались, насмеялись,
А потом все разбежались.
1, 2, 3, 4, 5 – приглашаю всех опять.

Проверим, как вы можете делить слова на слоги.

  • Мотылёк, сколько слогов, какой первый, какой последний?. .
  • Жук, сколько слогов (один), какой слог первый, какой последний?
  • Какой одинаковый слог в словах пчёлки и шмели (КИ)?
  • Назови насекомых, в названии которых 1, 2, 3 слога.

6. Поймай слово.

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Логопед: все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а вы составьте из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка…

7. Разбросай слово.

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Логопед предлагает детям самим разделить слова на звуки: каша – К-А-Ш-А, дом – Д-О-М, бумага – Б-У-М-А-Г-А…

8. Крестики – нолики

Цель: развивать слуховое внимание и память, ориентировку в пространстве.

Ход игры: у детей на листе бумаги расчерчен квадрат, как для игры в «Крестики-нолики». Играющие заранее договариваются, с каким звуком будут играть. Если логопед произносит слово с заданным звуком, то дети ставят Х, если в слове нет заданного звука – О. Объяснить, что клеточки заполняются по горизонтали. В игре побеждают те дети, у которых игровое поле совпадает с образцом логопеда. Образец выставляется после заполнения всех клеточек.

А

Эти игры, используемые мною, в сочетании с традиционными методами и приёмами обучения, повышают эффективность работы по формированию фонематического слуха. Они способствуют комплексному решению коррекционных задач: развивают коммуникативные навыки, слуховое внимание и память, координацию движений, общую и мелкую моторику, позволяют свободно ориентироваться в пространстве, самостоятельно изменять силу голоса, произносить слова тихо – громко, формируют чувство ритма и тембровый слух, вызывают положительные эмоции.

Картотека игр для формирования фонематического слуха

Картотека игр
для формирования
фонематического слуха

Учитель-логопед: Куницкая И.А.

1. Игры, задания и упражнения, направленные на восприятие и различение неречевых звуков

«Где позвонили?»

Цель: учить определять направление звука.

Оборудование: колокольчик или дудочка.

Ход игры: Одному ребенку завязывают глаза, а другой, передвигаясь бесшумно, звонит в разных местах. Ребенок должен показать рукой направление звука. Затем целесообразно поменяться местами.

«Жмурки с голосом»

Цель: учить определять источник и направление звука.

Ход игры: Водящему завязывают глаза. Он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети лают, кричат петухом, кукушкой. Водящий, поймавший кого-нибудь, по голосу узнает, кого именно поймал он.

«Колокольчики»

Цель – дифференцировать близкие по звучанию неречевые звуки (колокольчик с низким и высоким звучанием) ; называть прилагательные, обозначающие характер звучания колокольчика: «низкое», «высокое».

Ход игры. Показать ребенку два одинаковых колокольчика, но резко отличающихся по звучанию. Позвоните сначала в колокольчик с низким звучанием, затем – с высоким.

Спросите у ребенка, одинаково ли они звучат.

Колокольчики любят… играть в прятки. Колокольчик сейчас спрячется, а ты должен внимательно послушать и сказать, какой колокольчик сейчас пел. Можно использовать картинки-подсказки (колокольчик с большим «ртом» поет песенку низким голосом, а колокольчик с маленьким «ротиком» поет песенку высоким голосом) .

«Что звучит?»

Цель: формирование умения различать звучание простейших музыкальных инструментов, развитие слуховой памяти.

Оборудование: детские музыкальные инструменты.

Ход игры: Логопед воспроизводит звучание инструментов (дудочка, барабан, колокольчик и др.) Дети прослушав воспроизводят звучание,

«Найди пару»

Цель: учить дифференцировать неречевые звуки.

Оборудование: одинаковые коробочки, внутри которых горох, песок, спички и др.

Ход игры: Детям предлагается разобрать коробочки по парам, одинаково звучащим.

«Найди картинку»

Цель: учить соотносить неречевые звуки с животными их издающими.

Оборудование: картинки с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.)

Ход игры: педагог воспроизводит звукоподражания соответствующие показываемым картинкам. Далее детям дается задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением.

Игра может проводиться в двух вариантах:

а) с опорой на зрительное восприятие артикуляции,

б) без опоры на зрительное восприятие (

губы логопеда закрываются).

«Определи, где звучит?»

Цель: определение места звучащего предмета, развитие направленности слухового внимания.

Ход игры:

1 вариант Дети закрывает глаза. Логопед тихо встаёт в стороне (сзади, спереди, слева, справа) и звенит в колокольчик. Дети не открывая глаза, рукой указывают, откуда доносился звук.

2 вариант. Дети садятся в разных местах, выбирается водящий, ему закрывают глаза. Один из детей по знаку логопеда хлопает в ладоши, водящий должен определить, кто хлопал.

«Послушай, о чем говорит улица», «О чем говорит дом? »

Цель учить определять на слух направление звука, источник которого расположен справа- слева – сзади – спереди.

Ход игры: дети прислушиваются и рассказывают, что они услышали и в каком направлении находится источник звука.

«Поставь по порядку»

Цель – запоминать последовательность звучания неречевых звуков, узнавать, различать, называть звучащие музыкальные игрушки.

Оборудование: детские музыкальные инструменты.

Ход игры. Показать ребенку музыкальные инструменты, которые в ходе игры он должен будет узнать по звучанию. Поиграйте на каждом из них на глазах у ребенка. Скажите: «Дудочка гудит. Барабан гремит. Колокольчик звенит». Педагог за ширмой играет на музыкальных инструментах. Ребенок называет, что звучало.

Затем педагог играет на нескольких инструментах по очереди, затем предлагает разложить эти инструменты по очередности их звучания.

«Коробочка гремит»

Цель – дифференцировать неречевые звуки.

Оборудование: непрозрачные одинаковые коробочки, наполненные различными сыпучими материалами.

Ход игры. Предложите ребенку послушать звучание каждой коробочки. После прослушивания обобщите услышанное: «Коробочки гремят». Поставьте все коробочки на стол в один ряд.

Предложите ребенку потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят.

Попросите найти две одинаково звучащие коробочки.

«Шумовые баночки»

Цель: упражнять в определении на слух вид крупы.

Оборудование: непрозрачные одинаковые баночки, наполненные различными крупами, зернами.

Ход игры. Предложите ребенку послушать звучание каждой баночки, показывая и называя, какая крупв там лежит. Поставьте все коробочки на стол в один ряд.

Предложите ребенку потрясти каждую из баночек и послушать, как они гремят, и определить, какая крупа там лежит.

Попросите найти две одинаково звучащие баночки.

«Скажи, что ты слышишь?»

Цель

: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: стаканы (с водой и пустой, баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.

Ход игры: сначала педагог показывает и называет предметы, демонстрируя их звучание. Затем за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу.) . Ребёнок определяет, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т. д.)

«Узнай по звуку».

Цель: учить определять источник звука.

Ход игры: Играющие становятся спиной к ведущему, который производит разные шумы: перелистывает книгу, рвет или мнет лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает, режет. Играющие на слух определяют природу звука.

«Найди игрушку»

Цель: учить дифференцировать силу звука.

Ход игры: Ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Ребенок должен найти ее, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно, чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого.

«Где хлопнули?»

Цель: развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука.

Ход игры: Ребенок закрывает глаза, Педагог встаете в стороне от него и тихо хлопает в ладоши. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где хлопнули? – слева, спереди, сверху, справа, снизу.

«Что звучало?»

Цель: учить определять источник звука.

Оборудование: несколько звучащих игрушек: бубен, погремушка, колокольчик, свистулька и т.д, ширма.

Ход игры: педагог предлагает ребёнку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Далее предметы закрываются ширмой и ребёнку предлагается только на слух, без зрительной опоры, определить, что звучит. Количество игрушек можно постепенно увеличивать (с трёх до пяти).

«Угадай, что я делаю?»

Цель: учить дифференцировать звуки выполняемых действий.

Ход игры: Перед ребенком лежат хорошо знакомые ему предметы, например, карандаш, ножницы, бумага, стакан с водой и т.д. Далее предметы убираются за ширму, взрослый выполняет с ними определённые действия: режет бумагу, сминает бумагу рукой, переливает воду из одного стакана в другой и т.д. После каждого произведённого взрослым действия ребёнок рассказывает о нём, в силу своих речевых возможностей. В этой игре можно меняться ролями: сначала взрослый производит действие, потом — ребёнок и т.д.

Игра «Высоко – низко»

Цель: учить дифференцировать неречевые звуки по высоте звучвния, развивать слуховое внимание.

Ход игры: Дети идут по кругу. Музыкант воспроизводит низкие и высокие звуки (на баяне). Услышав высокие звуки, дети поднимаются на носочки, услышав низкие звуки – приседают.

«Угадай, что делать»

Цель: учить различать силу неречевых звуков.

Оборудование: по два флажка на каждого ребенка, бубен.

Ход игры: если логопед громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо — держат руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более четырех раз.

«Угадай, кто идет»

Цель: учить различать темп и ритм неречевых звуков.

Оборудование: картинки с изображением цапли и воробья, бубен.

Ход игры: Логопед показывает детям картинки и объясняет, что цапля ходит важно и медленно, а воробей прыгает быстро. Затем он медленно стучит в бубен, а дети ходят, как цапли. Когда же логопед быстро стучит в бубен, дети скачут, как воробьи. Затем логопед стучит в бубен, все время меняя темп, а дети то прыгают, то медленно ходят. Менять темп звучания надо не более пяти раз.

«Кто стучится?»

Цель: развивать слуховое восприятие, дифференциацию ритмических рисунков.

Оборудование: иллюстрация к сказке «Три поросенка»

Ход игры: взрослый говорит детям, что поросенок ждет гостей – своих братьев. Один поросенок стучится в дверь так: /- /- / ( отстукивает ритм, второй так: /-//, а волк стучится так: //- /. Взрослый предлагает внимательно послушать ритм и определить, кто стучится.

«Тихо – громко»

Цель: учить различать громкость звука.

Ход игры: Дети становятся друг за другом и идут по кругу. Логопед стучит в бубен то тихо, то громко. Если бубен звучит тихо дети идут на носочках, если более громко, идут обычным шагом, если ещё громче – бегут. Кто ошибся, то становится в конец колонны.

«Капельки»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Оборудование: картинки с изображением ритмов в виде капель: капля – хлопок в ладоши, тире (черточка) – пауза.

Ход игры: взрослый объясняет ребенку, что капельки поют свои песни по этим картинкам. Показывает картинку и отхлопывает соответствующий ритм. Потом он просит ребенка послушать ритм и показать картинку, которая подходит к этому ритму: /-/, //, /-/-/, /-//.

«Отгадай, кто это?»

Цель: учить соотносить звук с его источником.

Ход игры: Взрослый говорит ребёнку: комар звенит так: «зззз», ветер воет так: «ууу», жук жужжит так: «жжж», вода из крана льётся так: «ссс» и т. д. Далее взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто этот звук издаёт

2. Игры и задания, направленные на различение высоты, силы и тембра голоса, ритма речи

«В лесу»

Цель: учить дифференцировать звуки по силе произнесения.

Ход игры: дети стоят в разных местах группы, один ребенок в центре с закрытыми глазами.. Дети по очереди зовут его: Ау. Ребенок определяет, кто его позвал, близко он или далеко.

«Три медведя»

Цель: учить дифференцировать фразы по тембру.

Ход игры: педагог рассказывает детям сказку «Три медведя» о и предлагает детям определить, кому принадлежат реплики из сказки.

Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах: — Кто сидел на моем стуле?

— Кто ел из моей чашки?

— Кто спал в моей постели?

— Кто же был в нашем доме? И т. п

«Угадай, кто сказал»

Цель: учить дифференцировать фразы по тембру голоса.

Оборудование: картинки с изображениями персонажей сказки «Три медведя».

Ход игры: педагог произносит фразы из текста сказки «Три медведя», меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михайло Ивановичу. Ребенок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, имеющуюся в сказке.

«Кто внимательный?»

Цель: учить различать шепотную речь.

Оборудование: различные игрушки.

Ход игры: Логопед садится на расстоянии 2-3 м от детей. Рядом с детьми разложены игрушки. Логопед предупреждает детей, что сейчас он будет давать задания очень тихо, шепотом, поэтому надо быть очень внимательным. Затем дает инструкции: “Возьми мишку и посади в машину”, “Вынь мишку из машины”, “Посади в машину кукл

Интересные упражнения и игры на развитие фонематического слуха у младших и старших дошкольников

Содержание статьи

Обязательное условие формирования чистой и правильной речи у ребенка — способность хорошо слышать, четко улавливать звуки в словах. Игры на развитие фонематического слуха помогают детям научиться различать все фонемы, необходимые для совершенного овладения родным языком, а впоследствии — для успешного обучения иностранным.

Фонематический слух и особенности его развития у детей

Способность слышать начинает проявляться у плода уже во втором триместре беременности, а в возрасте нескольких недель можно заметить реакцию младенца на речь. С первых дней жизни в мозге новорожденного начинается активная работа по формированию фонематического слуха — умения, присущего только человеку, и включающего наличие следующих навыков:

  • распознавать звуки родного языка;
  • сравнивать и улавливать разницу между ними;
  • точно воспроизводить.

Уникальная способность выражать свои мысли с помощью слов считается врожденной, но описанные в науке случаи детей-маугли доказывают, что если в первые 5-6 лет жизни ребенок не слышит человеческую речь, то научить его говорить уже практически невозможно. Значит, чем больше разговаривать с малышом с самого рождения, тем быстрее и лучше будет развиваться его фонематический слух.

Забавные слова, которые произносят дети в возрасте от 1 до 2, а то и 3 лет, прямо отражают процесс сложной фонематической «настройки» мозга. Например, в слове «мама» не ошибается практически никто и никогда, потому что оно максимально простое как для улавливания, так и для воспроизведения. А вот вместо слова «собака» ребенок вполне может произнести «бабака», потому что звук [б] предшествует ударному [а], и мозг фиксирует его как приоритетный. Со временем, когда новое слово станет привычным, малыш начнет распознавать на слух нюансы и стараться исправлять ошибки. Поэтому взрослым важно говорить с ребенком правильно и не сюсюкать, хотя удержаться от повторения за маленьким лингвистом смешных словечек бывает очень трудно.

Чтобы помочь малышу понять, какие звуки он произносит неправильно, сначала отчетливо повторите его вариант проблемного слова, а потом — верный. Так разница станет более очевидной.

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха

Занятия по развитию фонематического слуха предполагают не только работу со словами и текстом. Необходимо тренировать также и узнавание неречевых звуков — бытовых и природных. Особенно это актуально для малышей, которые еще не готовы к вербальным упражнениям.

Разговор игрушек

Упражнение подойдет для детей 2–3 лет. Нужно подобрать несколько хорошо знакомых ребенку игрушек, производящих различные звуки: погремушку, уточку-пищалку, музыкальную книжку, заводную обезьянку. Малыш отворачивается, а взрослый активирует один из предметов. Ребенок должен определить на слух, какая из игрушек издала звук, и указать на нее. Это самый простой этап, и если он не вызывает трудностей, игру пора усложнить. Теперь не одна, а две и больше игрушек «разговаривают» по очереди или одновременно, и малышу придется постараться расслышать их всех.

Чем более разнообразными будут звуки, тем легче их будет различить, поэтому для одновременного прослушивания нужно выбирать шумы разного происхождения, например, резиновую пищалку и погремушку.

Кто сказал «мяу»?

В этой игре могут участвовать несколько человек, детей или взрослых. Малыш отворачивается, а все остальные рассаживаются за его спиной полукругом, изображая котят, один из которых мяукает. Ребенок поворачивается и показывает, кто, по его мнению, сказал «мяу».

Если играющих только двое, остальных могут заменить игрушки. В этом случае взрослому придется одному мяукать за разных котят, меняя свое местоположение. Это усложнит игру, так как у ребенка исчезнет возможность ориентироваться на принадлежность знакомых голосов.

Музыкальные прятки

Еще одно полезное задание для самых маленьких, развивающее способность определять источник звука. Для него понадобится любая поющая игрушка или даже мамин смартфон. Ребенок закрывает глаза, а взрослый прячет предмет в доступном месте и включает музыку. Ориентируясь на слух, малыш должен отыскать, откуда льется мелодия. Дополнить обучающий эффект помогут хорошие детские песенки на английском или другом иностранном языке, который понадобится ребенку в будущем.

Начинайте занятия иностранным языком с 2–3 лет. К этому возрасту ребенок уже успевает усвоить фонетическую систему родного языка, но все еще способен легко воспроизводить звуки, характерные для других языков.

Веселые картинки

Начиная с 3 лет, когда идет ускоренное расширение словарного запаса ребенка и совершенствование связной речи, нужно уделять больше внимания упражнениям на правильное восприятие и произношение слов. Игра с картинками, на которых изображены предметы с созвучными названиями, поможет выявить и исправить возможные ошибки. Ведущий говорит слово, а дети показывают соответствующее изображение (кот или кит, дом или сом).

Логопеды выделяют ряд типичных фонематических ошибок, например, часто дети заменяют в словах [м] на [н] («конпот», «транвай», «конпьютер») или [к] на [т] («тутла», «тутушка»). Такие нарушения легко выявить, показывая ребенку соответствующие картинки.

Заблудившиеся слова

Для этой игры нужно подобрать несколько забавных стихотворений, в которых легко заменять слова на созвучные. Например:

Падал снег на порог,

Кот испек себе творог.

Или:

Мы не ели, мы не пили,

Бабу снежную топили.

Дети должны услышать подмену и исправить ведущего. Чем смешнее получится стихотворение, тем больший успех будет иметь игра у дошкольников.

Чего не хватает?

Ребенку или группе детей педагог показывает картинку и говорит ее название, опуская первую букву: «(з)айка», «(р)омашка», «(к)апуста». Дети должны догадаться, какого звука не хватает, и произнести его, а затем и все слово целиком. Таким же образом можно поиграть и с последней буквой: «хвос(т)», «дерев(о)», «жира(ф)».

При индивидуальных занятиях нужно подбирать такие слова, которые ребенок может полностью выговаривать чисто.

Если у малыша есть проблемы с произнесением каких-либо звуков, упражнение легко ориентировать именно на них, но только на стадии автоматизации.

Зайкина копилка

Ведущий говорит детям, что зайка собрался в магазин, но вместо денег там просят назвать слова, которые начинаются с букв, составляющих названия нужных вещей. Зайке нужен лук, поэтому нужно вспомнить как можно больше слов на букву «л», потом на «у» и на «к». После нескольких подобных упражнений ведущий говорит, что зайка купил еще несколько секретных предметов и предлагает детям разгадать их. Для этого он показывает ряд картинок, из названий которых нужно выделить первые звуки и составить по ним слово. Например: «медведь», «якорь», «черепаха», «мяч».

Из чего кроит портной?

Игра подойдет для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Ведущий, сидя за столом с закрытой фронтальной стороной, кладет себе на колени несколько листов поделочных материалов: картона, обычной тонкой бумаги, кальки, фольги. Объявив, что собирается кроить одежду, педагог берет один лист и начинает разрезать его ножницами, пряча под крышкой стола. Дети внимательно прислушиваются и определяют, что же так звучит.

Если это задание окажется слишком сложным, можно обойтись и без ножниц, просто пошуршав под столом поделочным материалом.

Превращаемся в слова

Ведущий вызывает двоих детей и дает им по табличке, на каждой из которых записан один слог, например, «ка» и «ре». Остальные дети должны подсказать им, как нужно встать, чтобы получилось слово «река». После нескольких упражнений с двухсложными словами, если затруднений не возникло, можно переходить к трехсложным.

Интересный вариант — командная игра. В этом случае все участники получают таблички со слогами и делятся на две части. Игроки каждой из команд составляют из имеющихся слогов как можно больше разных слов, а педагог фиксирует их на доске и ведет счет, определяя победителя.

Посчитай и назови

Взрослый четко произносит какое-то знакомое детям слово (при необходимости несколько раз) и предлагает им назвать буквы:

  • с которой оно начинается;
  • последнюю;
  • вторую;
  • предпоследнюю;
  • любую другую по счету с начала или с конца.

Сложность игры легко регулировать, подбирая разные по длине и составу слова, поэтому она подойдет дошкольникам любого возраста и даже младшим школьникам.

Словесная цепочка

Вариант предыдущего упражнения. Дети по очереди называют слова так, чтобы каждое новое слово начиналось с последней буквы предыдущего. Ведущий контролирует этот процесс, по своему усмотрению вмешиваясь и давая задание найти слово не на последнюю, а на предпоследнюю, вторую или другую по счету букву. Причем если в исходном слове нужная буква обозначает мягкий звук, то и новое должно начинаться с мягкого.

Глухие и звонкие

Упражнение помогает детям уловить и закрепить разницу в звучании глухих и звонких согласных. Его суть — предложить детям заменять в словах соответствующие звуки. Чтобы процесс проходил интереснее, а значит, более продуктивно, педагогу необходимо заготовить предложения с подходящими для цели игры словами и иллюстрирующие их картинки. Например, ведущий говорит: «Рыбак пошел на речку и захватил с собой… уточку!» Или показывает изображение малыша: «Ванюша совсем маленький, ему всего один… котик!» В конце фразы можно показать нарисованного или игрушечного котенка.

Твердые и мягкие

Игра аналогична предыдущей, только здесь отрабатывается твердость и мягкость звуков. Дети должны поправлять ведущего, который делает намеренные ошибки в словах, смягчая твердые звуки или наоборот: «В небе светит сол(ь)нышко», «Мама бросила в суп вермишел(ь)».

Упражнение должно проходить в достаточно быстром темпе, чтобы дети услышали и исправили как можно больше слов, тренируя автоматическое переключение между звуками.

Для этой игры необязательно подбирать пары слов, в которых наличие или отсутствие мягкого знака меняет смысл, поэтому и картинки использовать нет необходимости.

Услышал — хлопнул

Ведущий договаривается с детьми, что сейчас будет читать им сказку (или просто ряд не связанных друг с другом слов), а они должны будут хлопнуть в ладоши, как только услышат слово, начинающееся с определенного звука. Помимо фонематического слуха, игра тренирует внимание и реакцию участников. Педагог может попросить детей хлопать на мягкий звук, а услышав твердый — топать, то же самое правило подойдет и для обозначения глухости-звонкости («река» и «роза», «бабочка» и «панама»).

Спой гласные

Ведущий произносит слово из 2 или более слогов, а дети повторяют только гласные, причем поначалу в примерах не должно быть йотированных букв, а звук [о] должен быть ударным. Постепенно задания усложняются: чередуются мягкие и твердые гласные, вводятся слова с безударными «о» и «е»: «колобок», «ветер». Упражнение помогает научиться делить слова на слоги, а впоследствии дает представление о дифтонгах и разнице в произношении одних и тех же гласных в разных позициях.

Во время игры или после нее обсудите с детьми, почему гласные называются гласными, и что у них общего с пением.

Сыщики

Продолжение предыдущей игры. Ведущий раскладывает перед детьми 3–4 карточки с картинками «подозреваемых» и четко произносит только гласные звуки загаданного слова. Ребята по этой примете находят правильное изображение, название которого зашифровал педагог. Более сложный вариант — без картинок, когда дети должны подобрать к заданному сочетанию гласных как можно больше слов: «а-а» («палка», «лапа»), «у-а» («лупа», «рука»).

Безударную букву «о» в этой игре использовать нежелательно, так как впоследствии это может негативно отразиться на грамотности письма.

Специалисты считают, что несовершенный фонематический слух у малышей до 2–3 лет — нормальное явление. Но если проблемы с речью остаются и после достижения этого возраста, необходимо обратиться к логопеду, который выявит причину дефекта и даст соответствующие рекомендации. Чем раньше начать занятия с ребенком, тем легче будет исправить трудные для произношения звуки.

Развиваем музыкальный слух — Сайт veselye-notki!

Музыкально-дидактические игры  являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них.  В ходе музыкальных игр дети учатся различать музыкальные звуки по высоте, продолжительности, громкости и тембру, звучание разных музыкальных инструментов (барабана, бубна, погремушки и др.), а также голоса других детей. Все это способствует развитию у них музыкального слуха, внимания и памяти. В результате дети получают не только необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.

Цель игры: Развивать музыкальный слух, музыкальную память младших дошкольников, развивать интерес к имитационным движениям.

НА ЧЁМ ИГРАЮ?

Заиграла дудочка-

Я плясать пойду.

— В пляс за мной, ребята,-

 Ду-ду-ду!

 

Барабан грохочет,

Будто сильный гром:

-В лес за мной, ребята,-

Бом-бом-бом!

Педагог играет за ширмой на дудочке, а потом на барабане. Дети слушают и отгадывают, какой звучит инструмент. Педагог исполняет песню о дудочке и барабане, а дети имитируют игру на этих инструментах.

Игры для развития звуковысотного слуха

                                   «Три поросенка»

Необходимый материал: на планшете изображены лес и сказочный дом. В доме вырезано одно окошко, которое закрывает вращающийся диск с изображением трех поросят: 11уф-Нуфа в синей шапочке, Наф-Нафа в красной шапочке, Ниф-Нифа в желтой шапочке. Если вращать диск, то в окош­ке домика появляются поочередно все поросята. Вверху на игровом поле прикреплены три пластинки от металлофона. Под пластинкой «фа» первой октавы нарисован Нуф-Нуф; под пластинкой «ля» первой октавы — Наф-Наф; под пластинкой «до» второй октавы — Ниф-Ниф. Здесь же прикреплен моло­точек от металлофона, который свободно вынимается из пе­тельки. Каждому играющему дают три картинки с изображе­нием шапочек трех поросят: синей, красной и желтой.

Ход игры: дети рассаживаются полукругом. «Посмотрите, дети, какой красивый дом, — говорит педагог. — В нем живут знакомые вам поросята Нуф-Нуф, Наф-Наф, Ниф-Ниф. По­росята очень любят петь. Они спрятались в домике и выйдут только тогда, когда вы угадаете, кто поет. У Ниф-Нифа самый высокий голос: „Я Ниф-Ниф» {поет и играет на фортепиано „до»второй октавы). У Нуф-Нуфа самый низкий голос {поет и играет „фа»первой октавы). У Наф-Нафа немного повыше {поет и играет „ля » первой октавы)». Затем педагог играет на фортепиано какой-либо из трех звуков и предлагает угадать, кто поет. Дети должны поднять картинку с изображением ша­почки того поросенка, который спел песенку. Если большин­ство детей угадали правильно, то педагог вращает диск, и в окошке появляется поросенок. Если дети не верно угадали, то в окошке никто не появляется, и тогда педагог опять играет этот же звук, а дети проверяют свои картинки.

 

«Ступеньки»

Необходимый материал: лесенка из пяти ступенек, игруш­ки (матрешка, мишка, зайчик).

Ход игры: музыкальный руководитель исполняет на форте­пиано мелодию. Вызванный им ребенок определяет движение вниз, на одном звуке) и соответственно пере­двигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки (вверх, вниз, постукивает на одной ступеньке). Следующий ре­бенок проделывает то же самое с помощью другой игрушки.

 

Игры для развития тембрового слуха

«Догадайся, кто поет?»

Ход игры: дети идут по кругу и поют первый куплет песни Е. Тиличеевой. На второй куплет дети останавливаются, и кто-нибудь из них поет этот куплет «жмурке», который стоит в цент­ре круга. «Жмурка» должен отгадать, кто спел второй куплет.

«Слушаем внимательно»

Необходимый материал: записи знакомой детям инстру­ментальной музыки детские музыкальные инструменты (пиа­нино, аккордеон, скрипка и т.д.).

Ход игры: дети сидят полукругом перед столом, на котором находятся детские инструменты. Им предлагают прослушать знакомое музыкальное произведение, определить, на каких инструментах оно исполняется, и найти их на столе.

Развитие музыкального слуха младших дошкольников.

ПЕТРУШКА И МИШКА

На ширме появляется Петрушка с погремушкой.

Я -весёлый Петрушка, 

У меня есть погремушка.

Под музыку звенит погремушкой и прячется за ширму.

Появляется медвежонок с бубном.

А я — Мишка косолапый,

Вот как бью по бубну лапой.

Под музыку бьет в бубен и прячется за ширму.

Педагог:  Ни Петрушки нет, ни Мишки- 

Убежали шалунишки.

Кто играет- отгадайте,

Поскорее отвечайте.

Дети отгадывают кто играет за ширмой.

В конце Мишка и Петрушка приглашают детей потанцевать. 

Звучит русская народная мелодия «Ах, вы сени».

Игра «Музыкальный паровозик»

Цель: Развитие звуковысотного, тембрального слуха, музыкальной памяти.

На столь ставится паровозик с пустыми окошками, перед паровозиком выкладываются карточки с музыкальными инструментами.

Педагог за ширмой играет на инструменте, дети должны определить на слух, какой звучал инструмент. Ребенок, поднявший руку первым подходит к столу и вставляет в окошко паровозика карточку с инструментом. Игра продолжается до тех пор, пока не будут заполнены все окошки.

Цель: Развивать звуковысотный, тембральный, динамический слух и ладовое чувство. Может использоваться в качестве пособия для распевания, артикуляционной гимнастики.

В начале игры педагог с детьми вспоминает сказку «Колобок».

Игра имеет несколько вариантов. Карточки с животными и с гласными буквами.

1. Для младших дошкольников. Педагог играет на инструменте мелодию в разных регистрах, дети должны узнать, кого встретил колобок и вставляют карточку с животным в окошко.

2. Для средних групп.  Используются так же карточки с животными, но дети по мелодии должны не только узнать животного, но и настроение животного по штрихам, сыгранной мелодии.

3. Для старших дошкольников. В окошко ставится карточка с буквой. Дети поют песенку Колобка на этот звук. Дети повторяют мелодию, которую предложил педагог.

4. Для подготовительных групп.  Используются так же карточки с буквами, но мелодию придумывают дети сами.

5. Распевание. Дети поют короткую песенку Колобка в качестве распевки.

Цель: Развитие чувства ритма, ощущению сильной доли, пульсации и структуры слова, фонематического слуха.

В окошко ставится карточка с изображением животного, насекомого, птицы и т. д. Дети произносят вслух название животного, затем прохлопывают, определяя ударный слог. При помощи пластинок дети выкладывают ритмический рисунок слова — короткие, зеленые пластинки — это короткий звук, а синяя и длинная пластинка — это долгий звук.

Данное пособие могут использовать воспитатели в группе, а так же учителя-логопеды.

Игры и упражнения по развитию слухового восприятия

Игры и упражнения по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста — методические рекомендации для родителей и воспитателей.

Настоящее пособие предназначено для занятий по развитию неречевого слуха у детей раннего дошкольного возраста.

Ребенок должен научиться слышать звуки окружающей среды, в том числе голоса животных, звучание музыкальных инструментов и т.п. Происходит накопление новых слуховых образов неречевых звуков, что позволяет впоследствии быстрее дифференцировать звуки на две важнейшие категории: «речь» и «не речь».

Рекомендуемые в пособии игры и упражнения способствуют развитию слухового восприятия, слуховой памяти. Способность узнавать звуки окружающей среды позволит ребенку в дальнейшем быстрее овладеть речью.

Развитие слухового восприятия происходит в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие окружающих звуков (физический слух), с другой – восприятие звуков человеческой речи (фонематический слух).

Неречевой (физический) слух – это улавливание на слух и дифференциация различных звуков окружающего мира (звуки природы, шум транспорта, музыка и другие). Различение их по громкости, длительности, высоте, количеству, определение источника и направления звука.

Речевой (фонематический) слух – это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, понимать смысл различного сочетания фонем (слова, фразы, тексты). Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.

Настоящее пособие предназначено для занятий по развитию неречевого слуха у детей 2-3 лет.

Цель – развитие способности ребенка узнавать окружающие звуки.

Задачи:

  • научить ребенка находить соответствие между слуховыми образами неречевых звуков и предметами, их издающими;
  • научить различать неречевые звуки между собой по акустическим признакам;
  • накопить в памяти ребенка новые слуховые образы различных звучаний.

Организуя работу с детьми младшего возраста, необходимо учитывать следующее:

  • занятия должны быть основаны на подражании взрослому (его движениям, словам), а не на объяснении;
  • необходимо наличие эмоционального контакта между взрослым и ребенком;
  • в совместной деятельности ребенка и взрослого должны одновременно присутствовать элементы игры и обучения;
  • следует многократно повторять материал, чтобы закрепить умения, знания, навыки;
  • содержание материала должно соответствовать опыту детей;
  • уровень сложности материала должен быть адекватен возрасту, задания следует усложнять постепенно;
  • длительность занятия должна составлять от 5 до 15 минут;
  • необходимо закреплять усвоенные знания, постоянно используя их в разных ситуациях.

Упражнение 1. Что звучит?

Цель. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков природы, голосов животных и птиц.

Игра проводится на прогулке. Гуляя на детской площадке или в парке, обращайте внимание ребенка на звуки природы (шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды, раскаты грома во время грозы и др.), голоса животных и птиц.

Когда дети научатся хорошо различать это звуки с опорой на зрение (слышат звук и одновременно видят источник звука), предложите им определить их источник с закрытыми глазами. Например, когда на улице идет дождь или шумит ветер, скажите: «Закрой глаза и послушай, какая погода на улице». Подобным образом можно определять звуки и дома – тиканье часов, скрип двери, шум воды в трубах и другие.

Упражнение 2. «Звуки на улице».

Цель. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух уличных звуков. Игра проводится аналогично предыдущей, но внимание детей теперь обращаете на уличные шумы (гудки клаксона, шорох шин по асфальту, шаги людей, голоса и смех и др. ).

Упражнение 3. Пошуршим, постучим.

Цель. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.

Материалы. Различные предметы и материалы (бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки, ключи и другое).

Игра проводится в помещении. Познакомьте ребенка с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами: помните и порвите лист бумаги, пошуршите пакетом, постучите деревянным молоточком, проведите палочкой по батарее, уроните карандаш на пол, позвените связкой ключей.

Предложите ребенку закрыть глаза и угадать предмет. Затем пусть назовет или покажет источник звука.

Упражнение 4. Коробочки со звуками.

Цель. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные сыпучие материалы.

Материалы. Непрозрачные коробочки или баночки с различными крупами.

Насыпьте в небольшие одинаковые баночки (например, из-под Киндер-сюрпризов) разные крупы: горох, гречневую, рисовую, манную крупы (должно быть по 2 баночки с крупой каждого вида и одинакового количества). Для игры можно также использовать соль, макароны, бусинки, камушки и другие материалы.

Потрясите одной из баночек, привлекая внимание ребенка. Затем предложите ребенку найти среди баночек ту, которая издает такой же звук. Количество баночек увеличивайте постепенно.

В игре можно использовать не только сыпучие материалы. Одну пару баночек можно наполнить водой, а другую пару ватой. Откройте баночки и покажите малышу, что находится внутри. В другую пару баночек опустите по одному шарику – деревянному, пластмассовому, стеклянному или железному; в следующую – по орешку или абрикосовой косточке и т.п.

Упражнение 5. Маленькие музыканты.

Цель. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают детские музыкальные инструменты.

Материалы. Барабан, бубен, дудка, гармошка, металлофон, пианино.

Сначала познакомьте ребенка с разными музыкальными инструментами, научите извлекать из них звуки. Затем научите четко различать на слух звучание музыкальных инструментов. Спрячьтесь за ширмой или встаньте за спину ребенка и поочередно извлекайте звуки из различных инструментов. Дети могут показать нужный инструмент (картинку с его изображением) или назвать его словом или звукоподражанием («та-та-та» — барабан, «ду-ду» — дудочка, «бом-бом» — бубен и т. п.).

Сначала показывайте ребенку не более двух инструментов. Их количество следует увеличивать постепенно.

Упражнение 6. «Один или много барабанов».

Цель. Развивать слуховое внимание, различение на слух звуков по количеству «один – много».

Материал. Барабан или бубен.

Взрослый ударяет в барабан один или несколько раз так, чтобы ребенок это видел. Называет словами (или показывает соответствующее число пальцев), сколько прозвучало сигналов: один или много. При этом слово «один» можно говорить один раз, а слово «много» повторять несколько раз: «много-много-много». Чтобы ребенок лучше понял задание, дайте ему самостоятельно ударять в барабан, а сами выполняйте задание, показывая картинку с изображением то одного барабана, то с изображением нескольких барабанов. После того, как ребенок понял разницу в количестве звуков и правильно показывает картинки, можно приступать к различению звуков только на слух — за спиной у ребенка.

Упражнение 7. «ПА»

Цель. Развивать слуховое внимание, различение на слух звуков разной длительности.

Сначала взрослый объясняет задание ребенку, затем упражнение выполняется только на слух. Взрослый говорит ребенку: «Послушай и повтори. Я буду говорить один раз «па», два раза «па-па» и три раза «па-па-па». Если ребенок справляется с упражнением, можно усложнить задание. Для этого произносим слоги с разной длительностью: па – короткий, па_____- длинный. Например:

Па, па_____, па-па______, па______па-па, па-па________па, па-па-па______ Ребенок должен повторить за взрослым слоги с разной длительностью.

Упражнение 8. «Дождь».

Цель. Развивать слуховое внимание, определение длительности и прерывистости сигнала.

Материалы. Лист бумаги с нарисованным облаком, фломастеры или цветные карандаши.

Взрослый произносит длинные, короткие, непрерывные и прерывистые звуки. Например: длинный непрерывный звук С_______, короткий: С__, прерывистый звук: С-С-С-С.

Ребенок в момент произнесения звука проводит линию. Когда взрослый молчит, ребенок останавливается. Можно использовать разные звуки, например, «Р», «У», «М» или другие. Побудите ребенка повторить или самостоятельно произнести короткий, длинный и непрерывный, прерывистый звуки.

Упражнение 9. «Поиграй».

Цель. Развивать слуховое внимание, определение высоты звука.

Звуки бывают низкочастотные (гудки), среднечастотные и высокочастотные (свист, шипение). Мы начинаем учить ребенка различать звуки по высоте с неречевых звуков, постепенно переходя к различению звуков речи.

Материал. Металлофон или детское пианино.

Взрослый производит звук с помощью игрушки так, чтобы ребенок видел это, потом ребенок повторяет звук, извлекая его из музыкального инструмента. Потом ребенок выполняет его только на слух, не видя действий взрослого. Для различения предлагаются только два резко отличающихся по тональности звука.

Упражнение 10. «Мишка ТОП-ТОП».

Цель. Развивать слуховое внимание, определение высоты звука.

Материал. Две игрушки – большой и маленький мишка (или любые две другие игрушки разного размера).

Взрослый произносит низким голосом «ТОП-ТОП-ТОП» и показывает в такт, как идет большой мишка. Затем взрослый произносит высоким голосом «топ-топ-топ» и показывает движения маленького мишки. Затем взрослый просит самого ребенка показать соответствующего мишку. Постарайтесь стимулировать ребенка не только слушать, но и говорить звук «топ» высоким или низким голосом, тем самым формируя у ребенка умение контролировать свой голос с помощью развивающегося слуха.

Упражнение 11. «Громкий — тихий барабан».

Цель. Развивать слуховое внимание, определение громкости звука.

Материал. Барабан или бубен.

Взрослый ударяет в барабан с разной силой, обращая внимание ребенка на разницу в звучании – громкий и тихий звук – и называя их. Этим звукам соответствуют картинки с изображением большого и маленького барабана. Ребенок слушает и показывает картинку.

Упражнение 12. «Сверху – снизу».

Цель. Развивать слуховое внимание, определение направления звука.

Материал. Музыкальные игрушки.

Для определения локализации звука в пространстве взрослый предъявляет ребенку неречевые (например, погремушка, колокольчик, пищалка) и речевые ( «А», «Ш») звуки, исходящие сверху и снизу. Для этого можно встать за спиной ребенка и поднимать, опускать руки со звучащей игрушкой. Звук должен звучать несколько раз, чтобы ребенок смог определить, откуда он идет.

Упражнение 13. «Сверху – снизу и справа – слева».

Цель. Развивать слуховое внимание, определение направления звука.

Материал. Музыкальные игрушки.

Упражнение проводится аналогично предыдущему. Это более сложное упражнение, потому что звук может исходить с четырех сторон: сверху, снизу, справа, слева. Не забудьте поменяться ролями: пусть ребенок издает звуки, а вы показываете направление.

Заключение.

Важно, чтобы ребенок слушал не только на занятиях, но и в течение всего дня: дома и на улице. Ребенок быстрее научается различать и узнавать окружающие неречевые звуки, чем речь. Это умение развивает у ребенка слуховое внимание, способность ориентироваться в окружающей обстановке, подготавливает его к развитию восприятия речи на слух. А главное, формирует у него спонтанное развитие слушания, т.е. способность учиться слушать, и, значит, позже правильно говорить!

Литература:

  1. Зонтова О.В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия.- Санкт-Петербург, КАРО, 2008.-196с.
  2. Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. – Санкт-Петербург, КАРО, 2009.-752с.
  3. Королева И.В. Развитие слухоречевого восприятия у глухих школьников и взрослых после кохлеарной имплантации.-Санкт-Петербург, 2008.-207с.
  4. Методика обучения глухих устной речи. Учеб.пособие. Под ред. Проф. Ф.Ф.Рау.- М.: Просвещение, 1976.-279с.
  5. Янушко Е.А. Развитие речи у детей раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.-64с.

Зудилова Е.И.,
учитель-логопед

 Loading …

английских словесных игр — кроссворды, поиск слов, палач, мелочи, схватка

Здесь вы найдете одни из лучших онлайн-игр в слова. С тестами словарного запаса и викторины, чтобы проверить свою грамматику, словарный запас и общие знания.

Некоторые игры откроются в новом окне браузера, когда вы закончите игра просто закрой окно.

Линкоры (откроется в новом окне)

Английский Сленг. Найдите правильное определение слову или фразе.
Омофоны — Найдите правильный смысл.

Кроссвордов

Могут ли кроссворды помочь вам улучшить свой английский?

Если они вам нравятся, то да. Кроссворды — это весело, и они могут помочь вам по-разному:

  • пополнение словарного запаса
  • запоминание слов
  • изучение различных значений

Перейдите на нашу страницу кроссвордов и попробуйте.

Дьявольские игры

A, или ничего — В стиле миллионера — ошибешься, и тебе придется начинать заново!
Цвета — Значит, вы думаете, что знаете свои цвета — Что ж, давайте проверим?
Компьютеры и Интернет — Посмотрите, насколько хорошо вы знаете терминологию, используемую сегодня для компьютеров и Интернета — для одного или двух игроков.
Денежный перевод — Расположите термины британского сленга в порядке их значимости, чтобы раскрыть картину.

Форум по английским играм в слова

Очень хорошо играть в игры самому, но с другими людьми веселее.

Word Association — Новичок + — Это немного затягивает. Посмотрите на предыдущее слово и введите первое слово, которое приходит вам в голову.
Word Snake — Новичок + — Создайте новое слово, используя последнюю букву в предыдущем слове.
Письмо swap — Intermediate + — Создайте новое слово, используя буквы в предыдущем слове, вы можете менять местами буквы и / или изменять одну букву. Повторения не допускаются.
Игра в вопросы — Средний + — Ответьте на вопрос, задав вопрос. Отличный тренинг для политиков.Нет ответов!
Возьмите 3 слова — Продвинутый — Составьте предложение из 3 данных слов.

Все эти игры находятся на форуме Learn English Online.


Палач

Животные
Одежда
Запчасти для компьютеров
Страны
Еда
Развлечения
Фильмы
Еда
Человеческое тело
В почте
Работа
Литературные термины
Негативные чувства
Комнаты

Сезонные игры с палачами

Ночь костра
Рождество
Хэллоуин
Весна
Лето
День святого Валентина

Нажмите на буквы в сетке, чтобы сложить слова (все вышеперечисленные игры взяты из страницы словаря). Но будьте осторожны; там это штраф за нажатие не на ту букву!

Микс — очень сложный
Daily Hangman — вы можете играть в эту игру сколько угодно.

Омофоны

Омофон — это слово, которое звучит как другое слово, но имеет другой имея в виду. Здесь вы можете проверить свое понимание, определив, какие предложения верны.Каждую неделю добавляется новый омофон.


Игры на прослушивание

Найдите буквы и последнее слово.

Загадка меня, Ри 1
Загадка меня, Ри 2
Загадка меня, Ри 3
Загадка меня, Ри 4
Загадка меня, Ри 5
Загадай меня, Ри 6
Загадка меня, Ри 7
Загадай меня, Ри 8
Загадка меня, Ри 9
Загадка меня, Ри 10
Загадка меня, Ри 11
Загадка меня, Ри 12


Matching Games

Подберите слова, соответствующие теме.

Bond Films

Игры на память

Это тест или это игра? Мы не знаем, но эти игры со словами и картинками — одни из наших любимых. Играть здесь


Найди нечетного

ООО — Игра 1
ООО — Игра 2
ООО — Игра 3
ООО — Игра 4

зашифрованных слов

Посмотрите, сможете ли вы записать слово / фразу, используя зашифрованные буквы: —

(! Примечание — эти игры обновляются и будут работать только в старых браузерах — другие игры см. Ниже) Питание вне дома
Развлечения
Еда и прием пищи
Человеческое тело
Работа и работа
Жизнь и смерть
Деньги и валюта
Негативные чувства
Комнаты и здания
Слово месяца
More Scrambled Letter Games (Эти игры открываются в новом окне)
Здания
Одежда и аксессуары
Работа и работа
Комнаты в доме
Транспорт

Ищи это!

Поиск скрытых слов.Слова могут быть горизонтальными, вертикальными или диагональными и, чтобы сделать их более интересными, написаны вперед или назад.

Search for It — Buildings
Search for It — Одежда
Найдите It — Компьютеры
Search for It — Cooking
Search for It — Eating
Search for It — Education
Поиск для него — семьи
Поиск for It — Фильмы и фильмы
Искать for It — Food
Поиск for It — Футбол
Искать It — Человеческое тело
Искать It — Здоровье — Вирусы
Искать It — Работа и работа
Search for It — Деньги
Поиск for It — Газеты
Искать for It — Вокруг дома
Искать for It — Покупки
Поиск for It — Technology

Сезонные поисковые игры
Ищи — Осень
Ищи — Ночь костра
Ищи — Рождество
Ищи — Пасха

Search for It — Хэллоуин
Search for It — Новый год

Ищи — Весна
Ищи — Лето
Ищи — Валентина
Ищи — Зима

! Учебный совет как вы находите слово в Search for It, визуализируете его и произносите вслух, если вы не знаете что означает слово, проверьте словарный запас list, если вы не можете произнести слово, дважды щелкните по нему, и вы можете его прослушать.

Word Up

Word Up — это динамичная онлайн-игра в слова.

12 игр для развития словесной грамотности для разговора, слушания и мышления

Я много играю в словесные игры со своими девочками, особенно когда мы путешествуем или ожидаем встречи. Словесные игры отлично подходят для развития навыков говорения и аудирования, словарного запаса, способностей к мышлению и рассуждению и даже социальных навыков, таких как определение очереди. И бонус в том, что нам не нужно ничего, кроме нашего мозга и голоса, чтобы играть ими!

Сегодня я поделюсь 12 забавными играми на словесную грамотность, которые нам нравятся.Некоторые из более простых подходят для игр с детьми примерно от 3 1/2 лет, другие лучше подходят для детей от детского сада до школьников.

12 игр для развития словесной грамотности для разговора, аудирования и мышления

1. Сколько? Эта простая игра началась, когда Имми было около трех лет, и она была очарована животными, но ее можно легко адаптировать к другим темам. Я бы начал с вопроса о конкретном атрибуте (см. Некоторые примеры ниже), и она бы вызвала столько ответов, сколько могла придумать;

  • Сколько животных вылупились из яиц в детстве?
  • Сколько животных вы можете назвать с узорами на теле?
  • Сколько животных вы можете назвать, которые едят листья?
  • Сколько вы можете назвать насекомых, у которых шесть ног?
  • Сколько машин вы можете назвать с четырьмя колесами?
  • Сколько предметов конической формы вы можете назвать?

2.Я думаю о…: Упрощенная версия из 20 вопросов, и она несколько проще, чем «Я шпионю», когда мы едем в машине, мы начинаем эту игру, имея в виду один-единственный объект и фразу: «Я думаю о чем-то… . », А затем назовите элемент или атрибут объекта или вещи. Итак, это может начаться: «Я думаю о чем-то синем». Другие игроки могут сделать предположение или попросить еще одну подсказку, и мы будем перемещаться между подсказками и догадками, пока они не получат правильный ответ.

3. Кто я ?: Мы начали играть в эту игру, когда Имми было четыре года, и играем в нее почти так же, как в игре №2, но фокусируемся на сборнике рассказов или персонаже фильма, а не на объекте.

4. Я пошел на рынок: Цель этой игры — запомнить как можно больше предметов в корзине. Первый игрок начинает с того, что говорит: «Я пошел на рынок и купил ___», добавляя предмет, который они хотели бы купить. Например: «Я пошел на рынок и купил мешок картошки.Следующий в очереди игрок продолжает: «Я пошел на рынок и купил (вставьте название предмета первого игрока) и ___ (добавив новый купленный предмет)». Например: «Я пошел на рынок и купил пакет картофеля и шоколадный батончик».

Третий игрок добавляет в цепочку покупок: «Я пошел на рынок и купил мешок картошки, шоколадный батончик и газету». Игроки продолжают по очереди. Любой игрок, совершивший ошибку, выбывает, пока не останется только один победитель.

5.Что лучше: Эта динамичная игра просто спрашивает детей об их предпочтениях между двумя вещами —

«Что лучше — банан или яблоко?»
«Банан»
«Что лучше — банан или сыр?»
«Сыр»
«Что лучше — сыр или шоколад?»
«Шоколад»
«Что лучше — шоколад или мороженое?»

Конечно, вам не нужно выбирать еду — книги, телешоу, супергероев, спорт — все честно. Дебаты о различных вариантах, которые делают дети, позволяют лучше понять их индивидуальные особенности и предпочтения.

6. Odd One Out: Для начала назовите три элемента — два, которые каким-то образом связаны, а один — нет (вы можете сделать это настолько легко или сложно, насколько захотите, в зависимости от возраста и интересов ваших детей. ) и попросите своих детей выбрать лишнее. Например, по фразе «поезд, автобус, волосы» легко выделить лишнее. «Утконос, кобра, лошадь» — сложнее. «Chop, chicken, ship» фокусирует игру на распознавании различных звуков. «21, 63, 78» превращает его в математическую задачу.

7. Секретное сообщение: В эту известную игру лучше всего играть с группой детей от детсадовского возраста. Все садятся в линию или круг, и первый человек шепчет короткое сообщение следующему человеку в очереди, которое затем передается от человека к человеку шепотом вдоль линии или по кругу. Последний человек объявляет сообщение, которое они услышали, всей группе, и все хорошо смеются над тем, как сообщение неизменно изменялось по мере его передачи.

8. Глупые песни: Дети младшего возраста любят слушать глупые детские стишки, созданные путем изменения рифмующихся слов знакомых детских стишков. Например,

«Мерцай, мерцай, маленькая летучая мышь,
Как мне интересно, где ты?»
или
«Баааа паршивая овца, у тебя есть яйца?
Нет, сэр, нет, но у меня есть несколько колышков.

Играть в смешные стишки — развлечение для самых маленьких, в то время как дети старшего возраста (от 5 лет) с удовольствием сочиняют стишки вместе с вами.

9.Скороговорки: Придумайте свои забавные скороговорки, выбрав букву или звук и работая вместе, чтобы составить предложение из как можно большего количества слов, начинающихся на выбранный звук.

10. Рифмующий теннис: Игроки договариваются о рифмующейся семье — произносят «у», как в шляпе, и по очереди, вперед и назад, каждый произносят новое слово, подходящее для семьи.

11. Звуковой теннис: Игроки соглашаются на начальный звук или смесь, говорят «П», а затем по очереди взад и вперед, каждый произносит новое слово, которое начинается с этого звука, пока раунд не подходит к концу, когда один игрок не может придумать новое слово, начинающееся с назначенного звука. Мы позволяем другому игроку, «победителю», выбирать новый звук для следующего раунда.

12. Алфавитная цепочка: Выберите категорию и по очереди назовите элемент, который соответствует категории, следуя последовательности из букв алфавита. Итак, первый человек выбирает слово, начинающееся с a, второй — слово, начинающийся с b, третий — с c и т. Д. Категория может быть любой — животные, страны, имена, сверхспособности и т. Д.

Я хотел бы добавить в нашу коллекцию игр.Какие словесные игры вам нравятся со своими детьми?

ESL Fun Games, Классные игры и упражнения, Классные и онлайн-игры

ESL Fun Games

Игры для печати, игры Powerpoint, онлайн-игры в сотрудничестве с — www.eslgamesworld.com

ESL Fun Interactive Games Обучение и обучение

    Бесплатные настольные и карточные игры ESL для печати

    Бесплатные игры Powerpoint для обучения ESL

    Бесплатные шаблоны игр MS WORD и PowerPoint — создавайте свои собственные игры

Идеи игр для преподавания ESL в классе

Коммуникативные игры, Игры для чтения, Орфографические игры, Игры на аудирование

Игры и идеи для классов ESL

У вас заканчиваются идеи для обучения ваших учеников? Вот советы по играм ESL и занятиям для классных комнат. Эти игры изменили жизнь учителей, сделав их уроки более увлекательными. Если вам нужны игры для общения, чтения или письма, вы найдете здесь идеи. Они работают на нас, они могут работать на вас. Узнать

Разговорная речь, произношение и аудирование

  • Hot-seat : Эта игра, которая на всю жизнь является фаворитом большинства учителей иностранных языков, уже давно стала краеугольным камнем большинства разговорных занятий и игр в классе ESL.В нее довольно легко играть, но, если она хорошо продумана, студенты понимают, что не так просто.
  • Стоп! Или Стоп! Ball Game: В этой игре можно практиковать любой языковой пункт, и ее очень легко настроить. Как играть. Подробнее …
  • Hop and Say + Rocks, Paper & Scissors : Идеальная и увлекательная игра с карточками, выстроенными в ряд на полу. Научитесь играть
  • Talking Volleyball: Энергетическая игра; говорящий волейбол будет практиковать лексику и простые предложения в коммуникативной манере. Как играть . Подробнее …
  • Mallet Mallet: Веселая игра для тренировки словарного запаса и предложений. Как играть
  • Китайский шепот: Веселая игра для прослушивания и правильного произношения слов. Как играть.
  • Miming games : Отличная игра для получения описания действий и прилагательных. Как играть
  • Fly swatting: Игра словарного запаса с практикой говорения и произношения. Как играть . Подробнее …
  • Музыкальные стулья : Как играть. Принесите в класс детскую музыку. Расставьте стулья по кругу и укоротите на один стул. Студенты слушают музыку, и когда вы ее останавливаете, они садятся. Тот, кто остается стоять, отвечает на несколько вопросов. Игра продолжается.
  • Телефонная игра для взрослых : С помощью телефонной игры учитель использует мобильные телефоны учеников для выполнения игры. Запишите числа от 0 до 9. Напишите слова с непонятными звуками рядом с каждым числом, как показано в примере ниже:

С этими словами и числами на доске можно начинать игру. Один ученик сообщает классу свой номер, произнося слова, соответствующие числам на доске. Например, если я студент и мой номер 254338 , я скажу следующие слова: , что, тонуть, они, скажем, говорят, спасибо .Другие студенты должны набирать номер на своем телефоне, пока студент произносит слова, совпадающие с числами. Позже они позвонят по этому номеру, чтобы узнать, правильно ли они его расслышали. Если они сделали это правильно, они получили точку. прислал Дэвид Хоксвелл, учитель, Великобритания, EF, Шэньчжэнь

Игры для чтения, письма и правописания

уроков аудирования английского языка для студентов ESL с аудиофайлами


Основные уроки аудирования

Слушайте вдохновляющие цитаты известных людей, улучшая свой английский на слух. Ответьте на вопрос, чтобы убедиться, что вы понимаете то, что слышите.

Уровень: Начальный
Количество уроков: 30
Предложение: 3 минуты на урок НАЧАТЬ

Начинающий слушатель английского языка

Посмотрите на картинку, затем выслушайте 4 утверждения о картинке. Выберите правильный ответ и посмотрите, правильно ли вы его поняли. Если вы не уверены, сценарий предоставляется.

Уровень: Начальный
Количество уроков: 30
Предложение: 3 минуты на урок НАЧАТЬ

Прослушивание вывода

GREAT : В этом разделе вы попрактикуетесь в аудировании и умозаключениях на английском языке.Вывод — это использование свидетельств без явных заявлений для ответа на вопрос.

Уровень: Средний
Количество уроков: 30
Предложение: 5 минут на урок НАЧАТЬ

Уроки аудирования среднего уровня

Практикуйте свое письмо и улучшайте свой английский на слух с помощью наших забавных уроков с использованием английского диктанта. Прослушайте аудиофайл и запишите, что вы слышите.

Уровень: Средний
Количество уроков: 30
Предложение: 5 минут на урок НАЧАТЬ

Расширенные уроки аудирования

Прослушайте абзац на разные темы и ответьте на несколько вопросов.Отлично подходит для студентов продвинутого уровня или для тех, кто готовится к экзамену на аудирование.

Уровень: Продвинутый
Количество уроков: 30
Предложение: 10 минут на урок НАЧАТЬ

Прослушивание с реальным разговором

ПОПУЛЯРНЫЙ : слушайте разговоры носителей английского языка и отвечайте на некоторые вопросы. Вы попрактикуетесь в прослушивании различных стилей речи.

Уровень: Продвинутый
Количество уроков: 102
Предложение: 10 минут на урок НАЧАТЬ

Авторские права © 2004-2020 SKESL.com

Детские игры на аудирование — UNICEF Kid Power

Маленькие дети быстро развиваются, особенно в первые несколько лет своей жизни. Таким образом, это лучшее время, чтобы помочь им развить необходимые жизненные навыки. Из этих навыков одним из самых важных является слушание, которому иногда не обращают внимания.

Многие родители будут жаловаться на то, что их дети не слушают, но вы можете работать над этим, заставляя их играть в веселые игры! Совершенствование их навыков слушания сейчас подготовит их к более поздним испытаниям.Они научатся получать инструкции, ценить вклад других людей и добиваться успеха, потому что понимают, о чем от них просят.

6 веселых игр для детей:

В этой статье вы найдете шесть забавных игр, которые понравятся вашим детям, и они помогут им улучшить их навыки слушания. Эти игры требуют небольшого количества материалов или вообще не требуют их, и они наиболее эффективны при игре в большой группе.

1. Саймон говорит

Классическая игра, в которую играют поколениями, и не зря! Эта игра веселая, но также помогает детям оттачивать навыки слушания. В случае, если вам нужно напомнить: один человек вызывает инструкции, которые должны выполнить остальные игроки. Инструкции обычно включают такие действия, как «положите руку на голову» или «запрыгните на одну ногу». Однако они выполняют действия только в том случае, если говорящий говорит «Саймон говорит» перед тем, как дать инструкцию. Когда игроки совершают действие, не услышав «Саймон говорит», они дисквалифицируются. Заставив их прислушиваться не только к инструкции, но и к определенной фразе, дети научатся действительно слышать то, что им говорят.

2. Игра в шепот

Лучше всего играть с группой людей. Чтобы она была наиболее эффективной, вам понадобится как минимум 6 человек, так что это может быть хорошей игрой для занятий в классе или на вечеринке. Один человек начинает с того, что шепчет предложение другому человеку. Затем они должны шептать это своему соседу и так далее, пока последний человек не объявит приговор вслух. Первый человек должен записать свое предложение, чтобы показать игрокам, что они на самом деле сказали.

Может быть забавно чередовать, кто произносит первое предложение, а кто последний должен его произнести вслух. Вы также можете дать игре тему, например, если они изучали определенный предмет, попросите их сказать то, что они знают об этом.

3. Стулья музыкальные

Отличная игра, в которую можно поиграть на вечеринке или в классе, эта игра намного веселее при большом количестве игроков. Все начинают с того, что садятся на стул, а потом играет музыка. Они должны ходить (или танцевать!) Вокруг стульев, пока один из них убран.Затем, когда музыка прекратится, все должны сесть на стул. Человек, который все еще стоит, отсутствует. Это может показаться азартной игрой, но дети научатся оттачивать свои навыки слушания, поскольку они научатся сразу же находить связь между тем, как слышать музыку, и действовать.

4. История группы

В этом упражнении дети учатся прислушиваться к идеям других людей и проявлять творческий подход в группе. Никто не говорит им, что делать, но они должны основывать свой вклад на идее последнего человека. Один человек начинает рассказ с одного или двух предложений, а затем все по очереди продолжают рассказ, исходя из идеи последнего человека. Дело не в том, чтобы говорить то, что вы хотите, а в том, чтобы опираться на предыдущие комментарии, чтобы создать связную историю.

5. Светофор

Судя по фактическим сигналам светофора, в этой игре красный означает остановку, а зеленый — движение. Будет веселее, если вы добавите другие цвета и назначите им разные действия, чтобы желтый мог походить, как краб, а синий — прыгать.Идея состоит в том, чтобы ваши дети мчались до конца, пока вы выключали светофор. Зажгите их зеленым светом и остановите красным. Еще сложнее назвать слова, которые рифмуются с используемыми вами цветами, например «экранный свет» или «головной свет». Если они не слушают, им следует вернуться к началу. Это научит их тому, как важно внимательно прислушиваться к тому, что им говорят, поскольку невыполнение этого может иметь негативные последствия.

6.