Можно ли учиться во сне

Гипнопедия — миф или реальность

В советском фильме «Большая перемена» есть эпизод, когда герой Евгения Леонова никак не может выучить параграф о росте капитализма в Германии XIX века. Чтобы не зубрить, он ложится спать и просит дочь почитать ему учебник. Во сне, мол, всё записывается «на корочку». Девушка сначала читает учебный материал, а потом включает радио. В итоге на уроке герой несёт белиберду из отрывков радиопередачи и тезисов о немецком капитализме.  

Эта шутка родилась не на пустом месте. Начиная с XX века учёные пытаются выяснить, действительно ли можно учиться во сне. Это явление называется гипнопедия.

Первые исследователи полагали, что естественный сон идентичен гипнотическому, будто спящий так же восприимчив к внушениям, как человек под гипнозом. Но в 1956 году Чарльз Саймон и Уильям Эммонс с помощью электроэнцефалографии выяснили, что обучение во сне «непрактично и, вероятно, невозможно».

Интерес к гипнопедии вновь проснулся в XXI веке. Современные учёные считают сон важным физиологическим процессом, во время которого происходит специфичная мозговая деятельность.

Что происходит с нашим мозгом во сне

Сон состоит из фазы медленного (Non-REM) и быстрого (REM) сна. Они сменяют друг друга и образуют циклы.  

Во время медленного сна тело расслаблено, а мозг малоактивен. Идёт восстановление физических сил.

В фазе быстрого сна, напротив, мозг усердно работает: он фильтрует информацию, перебрасывать файлы из «папки» кратковременной памяти в «папку» долговременной, а ненужное отправляет в «корзину». Человек в это время видит сны.

Если и можно чему-то научиться во сне, то именно в этой фазе, когда мозг работает. Например, согласно исследованию ф

Гипнопедия

Гипнопедия — это наука об обучении или, более строго, о вводе и закреплении информации в памяти человека во время сна.

Сочетание слов «спать на уроке», «проспать лекцию» настраивает поначалу на легкомысленный лад. Быть может, поэтому многие откосятся к гипнопедии скептически. Другие (в основном энтузиасты юного возраста), напротив, уверовав во всесильность гипнопедии, полагают, будто заниматься теперь можно только по ночам, без отрыва от подушки, а днем играть в футбол или ходить в кино. Это крайние точки зрения. Истина в данном случае даже не посредине, а в стороне. Какова же она?

Если верить древним рукописям, приоритет в открытии гипнопедии принадлежит то ли египетским и греческим жрецам, то ли буддийским монахам: под их ночную диктовку спящие ученики будто бы заучивали священные тексты. В дальнейшем, по-видимому, секрет жрецов и монахов был утерян, поэтому в последующие столетия дело с гипнопедией застопорилось — до 1936 года, когда в Санкт-Петербургском институте охраны здоровья детей и подростков (ОЗДиП) появился молодой врач А. М. Свядощ.

Свядощ выбрал для кандидатской диссертации неожиданную для его коллег тему «Восприятие речи во время естественного сна».

Пять лет опытов в ОЗДиП и ряде других институтов и клиник над сотнями пациентов различного возраста, пола, психического склада подтвердили его убеждение в том, что во время естественного сна в некоторых случаях возможно восприятие речи — лекций, рассказов, глав из книг беллетристического, философского, технического и прочего содержания, а также слов иностранного языка, исходящих как от знакомых или незнакомых лиц, так и переданных в звукозаписи. Воспринятая речь при этом усваивается, не подвергается искажению и может быть воспроизведена после пробуждения. В отличие от сновидений, которые скоро забываются, она сохраняется в памяти не хуже, чем речь, воспринятая в состоянии бодрствования. Отсюда принципиальная возможность приобретения знаний во время естественного сна. Слова эти взяты из диссертации, которую А. М. Свядощ защитил в 1940 году.

Общеизвестен факт, что и во время сна мы воспринимаем ряд внешних раздражителей — яркий свет, звуки, запахи, прикосновения, тепло и холод (нередко они проникают и в наши сновидения — это знакомо почти каждому).

«Сторожевой пункт» — этим термином именуют теперь выработанное в процессе эволюции свойство мозга воспринимать во время сна внешние раздражители, причем — что очень важно — воспринимать избирательно, выделяя существенные. А какие именно существенны в данный момент — это зависит, как говорят психологи, от «предварительной установки».

Вы безмятежно спите под шум проезжающих по улице машин, трамваев, под скрип и хлопанье дверей, звяканье посуды, но просыпаетесь от слабого звонка будильника. Установка!

Мгновенно вскакивают по сигналу тревоги солдаты, за доли секунды до этого спавшие мертвым сном под грохот канонады.

Как бы ни был глубок сон матери, она сразу просыпается от плача своего ребенка.

Был проделан интересный опыт: ночью ребенка подменили. Когда чужой младенец заплакал, мать не проснулась. Малыш не успокаивался, и через несколько минут встал и подошел к кроватке отец: оказывается, по отношению к данному раздражителю (плач ребенка) его «сторожевой пункт» менее избирателен, чем у матери…

В опытах А. М. Свядоща неожиданной оказалась не сама способность мозга настраиваться во сне, словно радиоприемник на нужную «волну», на строго определенный раздражитель, а вид раздражителя. Ведь одно дело — настроить «сторожевой пункт» на сравнительно простое сочетание звуков, служащее к тому же всего лишь сигналом побудки, и совсем другое — настроить его так, чтобы человек воспринимал во сне несравненно более сложную последовательность звуков — слова, речь, с присущим им принципиально новым качеством, смыслом. И не только воспринимал, но и прочно запоминал! Оказалось, что такую способность испытуемые могут выработать у себя с помощью так называемой аутогенной тренировки.

Тренировка в опытах Свядоща занимала до трех месяцев и далеко не всегда давала желаемый результат. Но полученный громадный экспериментальный материал оказался трамплином для дальнейших работ в этой области…

В 50-е годы, когда исследования по обучению во сне возобновились у нас и начались за рубежом, гипнопедия оказалась на распутье: индивидуальное или массовое обучение? На Западе энтузиасты гипнопедии избрали путь индивидуального обучения.

Киевский ученый, кандидат филологических наук Леонид Андреевич Близниченко, отнюдь не умаляя некоторых достоинств индивидуального метода (позволяющего, например, вводить информацию спящему в домашних условиях), считал тем не менее необходимым добиться эффективного запоминания материала при массовом обучении во время естественного сна. Для этого следовало отказаться от индивидуального подхода к каждому обучаемому в отдельности и создать методику настройки «сторожевого пункта» одновременно у большой группы людей. Многим эта задача казалась принципиально невыполнимой — ведь даже в бодрствующем состоянии люди воспринимают и запоминают услышанное далеко не одинаково!

То, что полнейшая неудача первых опытов не обескуражила Близниченко, объясняется крайне важным обстоятельством, на которое я прошу читателя обратить особое внимание: он специалист по фонетике — науке о законах произнесения и восприятия звуковой речи. Только фонетист мог оценить в должной мере, какой это твердый орешек, и Л. А. Близниченко не очень-то рассчитывал разгрызть его «с налету». И только фонетист мог разработать стратегию и тактику правильной осады этой проблемы, а не действовать наобум.

Итак, в руководимой Леонидом Андреевичем лаборатории экспериментальной фонетики Института языкознания АН УССР уже много лет стараются ответить на старый как мир вопрос: чем отличаются звуки речи от всех других звуков на свете? С помощью электронной аппаратуры «ловят» произнесенные вслух слова и фразы и анатомируют их, определяя акустические характеристики речи — интенсивность, высоту, частотный состав, выявляют закономерности их изменения во времени. Снимаются тысячи кривых, составляются десятки тысяч таблиц… Как отдельные звуки складываются в слова, а слова — во фразы?

Каким образом эта последовательность воздушных колебаний несет в себе смысл? Как через логико-синтаксические связи речи взаимодействуют между собой язык и мышление? Вот на что должны пролить свет эти исследования. Одновременно изучается и физиология восприятия речи: при каких условиях люди лучше слышат, понимают и запоминают услышанное…

Фраза, сказанная голосом любого тембра, высоким или низким, быстро или медленно, шепотом или «криком», с акцентом, даже с речевым дефектом, выражает одну и ту же мысль. Интонация же может совершенно изменить смысл фразы. Для детей в доречевой период (так же, как для животных) интонация, по-видимому, вообще несет основную смысловую нагрузку (В. Мухина в своей книге «Близнецы» приводит тому убедительный пример: она спрашивала малыша «толстым» голосом «Где зайчик?» — он показывал на рисунок волка, «тонким» голосом «Где волк?» — на зайца).

Это — в бодрствовании. А во сне — когда речь, минуя сознание, проходит, по-видимому, в таинственную подкорку и фиксируется где-то там (где именно?), в древних, глубинных структурах мозга? Собственно, и задача спящего (если можно так выразиться) здесь совсем другая: не улавливать смысл слов и настроение говорящего, а «просто» запомнить слова и целые фразы так, чтобы они потом сами выскакивали из памяти в нужный момент.

«Направленность гипнопедической речи и ее интонационного оформления — запоминание информации, — пишет Л. А. Близниченко. Следовательно, коммуникативная функция ее — способствовать запоминанию материала».

А что может этому способствовать? Должна ли гипнопедическая речь существенно отличаться от обычной, и если должна, то чем — громкостью, тембром, темпом, интонацией? Несколько лет исследований понадобилось для того, чтобы установить: да, должна отличаться — и первым, и вторым, и третьим, и в особенности четвертым.

Не останавливаясь подробно на специфике гипнопедической речи (это слишком далеко бы нас увело), ограничусь лишь самой общей и сугубо качественной ее характеристикой: в сравнении с обычной она должна быть во всех отношениях «сглажена» — без интонационных «взлетов и падений», без резкого убыстрения и замедления темпа, без значительных перепадов громкости (в пределах одного сеанса; как мы увидим, от сеанса к сеансу громкость меняется). Полоса частот гипнопедической речи намного уже, чем обычной (всего лишь 120—150 герц), артикуляция более четкая, в связи с чем фразы произносятся дольше на 10—15 процентов по сравнению с нормальной, «дневной» длительностью их звучания. Словом, это почти та излюбленная иными лекторами монотонная речь, от которой слушатели непременно засыпают, стихийно приобщаясь к гипнопедии…

Для перехода непосредственно к гипнопедическим экспериментам подготовка фонетического плацдарма была условием необходимым, но недостаточным: ввод информации во время сна имеет помимо фонетической стороны еще и психологическую, и физиологическую.

Психологическая подготовка группы обучаемых — выработка у них предварительной установки на восприятие ночью речи (или, как мы называли ее выше, настройка «сторожевого пункта») по методике Близниченко стала значительно проще, чем у А. М. Свядоща, и занимает всего 2—3 сеанса. Физиологическая сторона предполагала определение фазы сна, при которой материал запоминается наиболее прочно.

Сон имеет «блочную» структуру: он состоит из повторяющихся циклов, каждый цикл длится примерно полтора часа и делится, в свою очередь, на пять фаз (стадий): дремотное состояние, легкий или поверхностный сон, сон средней глубины, глубокий и очень глубокий сон. Каждая фаза имеет свои особенности и свой характер электрической активности мозга, что позволяет физиологам опознать ту или иную фазу по электроэнцефалограмме

С 1961 года московские ученые доктор медицинских наук В. П. Зухарь, кандидат биологических наук И. П. Пушкина, И. П. Трикина, Е. Я. Каплан и кандидат медицинских наук Ю. А. Максимов проводят широки: психофизиологические исследования сна людей, которым вводится ночью самая различная информация, изучают их электроэнцефалограммы.

Работы этой группы (вскоре она «скооперировалась» с группой Близниченко, что пошло на пользу обеим сторонам и гипнопедии в целом) подтвердили, что выбор киевским ученым для ввода информации первых двух фаз сна оказался правильным.

Перейдем, однако, к результатам. Со времени первых массовых гипнопедических экспериментов по методике Л. А. Близниченко, проведенных зимой в 1963—1964 годах в Киевском высшем инженерном радиотехническом училище (КВИРТУ), прошло семь лет. За истекшие годы изучение иностранных языков с применением этой методики было организовано во многих городах (даже в Норильске, в тамошнем Индустриальном институте). По ней занимались преподаватели и студенты вузов и техникумов, научные работники, аспиранты и соискатели ученой степени (для сдачи кандидатского минимума по языку; я присутствовал на одном таком экзамене — 9 пятерок, 4 четверки), слушатели военных академий, инженеры.

В Днепропетровске и в Кривом Роге, в новых больших общежитиях для студентов техникумов, два этажа оборудованы спальнями-классами для гипнопедических занятий по методике Близниченко. Возможно, некоторые из вас помнят и об эксперименте, поставленном в городе физиков Дубне, где и гипнопедические сеансы, и дневные «аудиторные» занятия английским языком проводились через местный радиоузел. Аудитория была широкой — три тысячи человек. Результаты весьма обнадеживающие.

Я расскажу кратко о методике на примере занятий в Лаборатории иностранных языков Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР, именуемой в просторечии ночной школой (что и короче, и точнее).

Результаты работы этой лаборатории мне лично кажутся наиболее впечатляющими. В «ночной школе» обучались разговорной речи (немецкой и английской) студенты-первокурсники Московского химического политехникума. Курсы различной длительности: одно-, двух-, трех- и пятимесячные. Я был свидетелем занятий немецким языком с первой экспериментальной группой из 13 учащихся (возраст 15—18 лет, образование 8 классов), о них и расскажу.

Курс немецкого языка применительно к методике Близниченко разработала методист Лидия Яковлевна Гарбуз. Она же начитала на пленку «ночные тексты», она же проводила и вечерние занятия. Перед началом курса ребятам подробно объяснили сущность нового метода, сняли с него «покровы таинственности» (психологическая подготовка). Затем в течение трех ночей они привыкали к спальням-классам, к новому режиму сна, после чего начались собственно занятия. От без четверти девять до половины десятого — вечерний урок, 15 минут на умывание, чистку зубов и — в постель. У изголовья кровати — тумбочка, на ней — динамик.

Ровно в 21.45 он оживает — звучит «предсонная» программа: голос Лидии Яковлевны ровно, без эмоций, но громко и отчетливо произносит новые слова, словосочетания и так называемые базисные модели. Их от 35 до 70 (а один из уроков содержал их даже 192!). Ребята слушают — работает слуховая память. Повторяют за динамиком — работает моторная память. В руках у них листки с текстом, в нем те же слова, словосочетания и базисные модели — работает зрительная память.

22 часа: листки отложены, свет выключается, программа продолжает звучать. Текст тот же. 22.05 — уровень звучания снижается. Все засыпают — одновременно, как по команде.

С 22.15 до 22.35 громкость постепенно снижается до еле слышимой и на этом уровне голос Л. Я. Гарбуз вновь и вновь повторяет новый материал. Без пяти одиннадцать программа выключается.

В шесть утра она опять начинает звучать — еле слышно, в 6.10 звучит громче, в 6.20 — совсем громко. В 6.25 включается свет.

Подъем!

Таких занятий у экспериментальной группы было поначалу 39, продолжались они в общей сложности два месяца. За это время учащиеся усвоили 1600 слов, устойчивых словосочетаний и идиоматических выражений (то, что они усваиваются в основном ночью, а не во время «предсонной» программы, доказано было еще раньше опытами в КВИРТУ, где перед сном давали среди прочих контрольные «слова-ловушки», которые ночью не повторялись).

Обычный курс немецкого языка для техникумов, рассчитанный на два года (160 часов), дает лексический запас в 900—1000 слов.

Но разница не только и не столько количественная. Выставленные экзаменационной комиссией оценки (12 пятерок, 1 четверка) дают весьма слабое представление о знании языка ребятами, прошедшими курс «ночного обучения». «Высокая техника чтения текста, хорошее произношение, беглый перевод, умение говорить быстро и употреблять заученные лексические единицы в новой ситуации», — констатировала комиссия, особо отметив умение учащихся «инициативно начать и продолжить разговор». Это, кстати, первое, что поражает посетителя «ночной школы».

На уроках я обратил внимание на огромное число даваемых ребятам идиом («Он не в духе», «Это уж слишком!», «Шутки в сторону!», «Он может часами висеть на телефоне и переливать из пустого в порожнее» и т. д. и т. п.) — слишком большая роскошь при традиционных методах обучения иностранному языку, ибо там «не до жиру».

С такой лексикой можно читать не только худосочные, препарированные тексты из хрестоматий, но и художественную литературу — настоящую, неадаптированную, в подлиннике, с такой лексикой можно понять живую разговорную речь — на улице, на сцене, на экране. И все это — за два месяца!

«Признайтесь, — увещевал я, — вы зачислили в экспериментальную группу «отборных», особо одаренных к языкам?» — «Нет, самые обычные первокурсники». В чем же дело? Неужели в одних лишь ночных сеансах, где «вкладываются» в головы — неведомо как — бесчисленные слова и обороты? Нет, конечно: «знать слова» и «знать язык» — далеко не одно и то же. Можно вызубрить словарь в 60 тысяч слов и не уметь двух слов связать (об этом, увы, часто забывают). Владение словарным запасом должно быть АКТИВНЫМ! Но «чтобы говорить, нужно говорить» — нестареющая мудрость древних римлян. На вечерних уроках в «ночной школе» почти не закрывают рта: слова, словосочетания, фразы — короткие и длиннющие — сменяют друг друга в умопомрачительном темпе. Преподаватель не дает передышки ни себе, ни учащимся.

Таким образом, гипнопедия, этот инструмент механического запоминания большого объема информации, играя в учебном процессе (пока, во всяком случае) роль подсобную, вспомогательную, дает мощный эффект лишь в сочетании с методикой активного освоения этой информации в бодрствующем состоянии.

Применительно же к обучению иностранному языку гипнопедия, не гарантируя сама по себе овладения им, избавляет от нудной, иссушающей душу зубрежки, особенно нетерпимой в юности, экономит время и силы, позволяя тем самым отработать навык устной речи в очень сжатые сроки.

Это принципиально важно, и вот почему: если при выработке какого-либо навыка (не только языкового) ощутимый успех не достигается длительное время, обучаемые, как правило, теряют веру в то, что успех вообще когда-нибудь достижим, — навык становится для них «журавлем в небе». Напротив, если начинает «что-то получаться» — пусть немного, но быстро, обязательно быстро! — обучаемый чувствует эмоциональный подъем — мощный союзник дальнейшего закрепления, совершенствования и окончательной отработки навыка. Стратегия длительной осады, на мой взгляд, противопоказана выработке любого навыка — несравненно эффективнее здесь стратегия штурма или, если хотите, массированного удара (когда грамоте обучали по складам в течение нескольких лет, многие так и не могли осилить эту премудрость — она начинала казаться уделом избранных). Я бы назвал это психологическим эффектом быстрого результата.

В «ночной школе» эффект этот работает в полную силу: атмосфера на уроках приподнятая, радостная, ребята словно участвуют в захватывающей игре, да оно и понятно — почувствовали себя в языке, как рыба в воде, а мальчишку или девчонку, только что научившихся плавать, из воды не вытащишь, дай им волю и целыми днями будут резвиться в волнах…

Ну, а какова прочность усвоения? Не улетучивается ли впоследствии из памяти материал, введенный во сне? Через восемь месяцев после экзамена была проведена повторная проверка. Процент воспроизведенных лексических единиц от 98,1 до 100 — это намного стабильнее, чем при традиционных методах обучения языку!

Привлеченная в арсенал педагогики как средство ввода в память информации, гипнопедия преподнесла в качестве «бесплатного приложения» неожиданный и очень ценный подарок.

Еще во время первых массовых экспериментов в КВИРТУ, «гоняя» утром взад и вперед по тексту своих соседей по спальне-классу с целью проверить, как они усвоили ночную программу, я обратил внимание на загадочный факт: те же самые люди, которые еще накануне вечером, повторяя вслед за диктором английские слова и фразы, коробили слух ужасающим произношением (это была группа начинающих), утром щеголяли артикуляцией заправских англичан…

Артикуляция… Слово это существительное, а не глагол, но преподавателями иностранных языков оно воспринимается в страдательном залоге. Язык, как известно, без костей —попробуйте установить его по координатам, указанным преподавателем! Хорошо еще, если они более или менее определенные… («Прикусите кончик языка… нет, нет, не высовывайте, вы не у врача,— самый кончик, ват так. Повторяйте за мной: «the»… да не «ды», а «thе»… ну вот, теперь у вас «зы» получается… ну-ка, еще раз: «the»… боже мой, кошмар какой-то!») Ох уж эта артикуляция!

Единственное наглядное пособие здесь — губы, зубы и язык преподавателя, поскольку заглядывать ему в рот как-то неудобно, а гортань, при всем желании, он не сумеет показать. Единственное средство контроля — собственные уши и, что гораздо вернее, — уши преподавателя, ибо свой голос мы слышим далеко не таким, каков он на самом деле. Единственная возможная система организации работы — труд до седьмого пота, труд в сущности вслепую, методом проб и ошибок, методом последовательного приближения — пока не получится…

И вдруг — нате вам: после ночного прослушивания (или во время?) правильная артикуляция получается как бы сама собой! Каким-то непостижимым пока образом мозг во сне осуществляет, минуя сознание, коррекцию фантастического по сложности речевого аппарата, подгоняя под артикуляционный образец диктора.

«Автокоррекция» речевого аппарата во время сна по артикуляционному образцу «ночного диктора» не могла, естественно, не заинтересовать и логопедов. Сейчас группа Близниченко разрабатывает совместно с логопедами курс исправления дефектов речи (в том числе заикания).

Хочу остановиться теперь на «щекотливом» вопросе, с которого, быть может, следовало бы начать статью: последствия гипнопедического метода для здоровья обучаемых.

В «ночной школе» неусыпный медицинский контроль над учащимися осуществляют психиатр доктор медицинских наук Владимир Петрович Зухарь, психолог кандидат биологических наук Ирина Павловна Пушкина, нейрофизиолог кандидат медицинских наук Юрий Анатольевич Максимов. На каждого из ребят заведена «Карта динамического психофизиологического обследования».

Проверяется общее состояние нервной системы, характер сна, работоспособность, внимание, утомляемость, память, сообразительность, способность к выработке и перестройке психомоторных навыков. Данные наблюдений еще раз свидетельствуют: обучение иностранному языку с использованием гипнопедического метода абсолютно безвредно для здоровья.

Учащиеся засыпают быстрее, чем обычно, и сон их спокойнее. Усталости нет и в помине, днем они чувствуют себя бодрыми и трудоспособными. Память улучшается — лучше запоминается информация, воспринятая и в бодрствующем состоянии.

Где еще может применяться гипнопедия? Что, помимо слов иностранного языка и — об этом уже писали — телеграфного кода, можно без зубрежки «вкладывать» в голову с ее помощью? Да все, что требует механического запоминания: формулы (математические, химические и т. д.), таблицы, хронологические даты, технические, медицинские, юридические и тому подобные термины…

Группа В. П. Зухаря провела много опытов по вводу во сне информации самого разнообразного характера, все они дали отличные результаты. Испытуемые, например, за четыре ночи заучивали таблицу Менделеева. Давались названия каждого элемента по-русски и по-латыни и атомный вес, скажем: кислород — оксигениум — шестнадцать. (Текст, между прочим, начитывал Юрий Борисович Левитан).

В другом опыте спящим диктовали подборку из двадцати неизвестных им фармакологических названий — пипальфен, солутан, папаверин, диаскарб и т. п. (они не могут избавиться от этих слов до сих пор).

В третьем опыте испытуемым (отнюдь не историкам) сообщали во сне экзотические сведения типа: жена Сократа — Ксантиппа, отец Аристотеля — Никомах, дедушка Улугбека — Тимур. Спустя две недели участники опыта выпаливали эти семейные подробности без запинки, хотя некоторые из них понятия не имели, кто такой Улугбек.

Хорошо запоминались и стихи.

Одновременно точно такая же информация давалась контрольным испытуемым — для заучивания обычным способом. Оказалось, что гипнопедический метод сокращает время на заучивание в пять раз, причем запоминание более прочное и длительное. Вероятно, помимо собственно обучения его целесообразно применять везде, где требуется точная передача материала (лекции, доклады, сцена — заучивание роли и т. п.).

Методика Л. А. Близниченко в ее варианте для массового обучения может быть использована, очевидно, там, где есть возможность оборудовать спальни-классы и студию для воспроизведения ночной программы: студенческие и иные общежития, школы-интернаты, военные училища и академии. Но и туда, где нет подходящих условий, путь гипнопедии не заказан. Это ведь (помните определение?) наука о вводе и закреплении информации в памяти человека во время сна. Естественный сон, о котором говорилось в этой статье, не единственный вид сна. Есть еще, например, сон гипнотический — его гипнопедия тоже вовлекла в свою орбиту. Но это уже тема отдельного разговора…

Ж. Константиновский

Обучение во сне — Альтернативный взгляд Salik.biz

Когда в середине 1960-х годов в прессе появились сообщения о гипнопедии — возможности обучения во сне, многим казалось: еще шаг — и поражающие воображение результаты одиночек станут доступны всем. Открывалась фантастическая перспектива. Время, которое человек бессмысленно теряет во сне, могло стать насыщенным и плодотворным.

— Salik.biz

МЕТОД ЙОГОВ И ФАКИРОВ

Метод обучения во время сна был известен еще с глубокой древности. Так, индийские йоги для тренировки памяти во сне запоминали труднейшие тексты, которые им начитывали «коллеги». Факиры Индии с целью выработки у своих учеников наблюдательности, внимания, памяти тоже обучали их во время сна.


В Эфиопии лебашам (сыщикам) в состоянии сна подробно перечисляли приметы преступника. Кстати, у нас этот метод был красиво представлен в художественном фильме «Большая перемена», где роль ученика играл Евгений Леонов.

Впервые в XX веке обучать во сне стали якобы в США. Вот что по этому поводу писал репортер из Парижа Ив Пишон в популярном французском журнале Science et Vie («Наука и жизнь») за 1960 год. «Гипнопедия родилась недавно. В 1922 году преподаватель радиотехники на американской военно-морской базе в Пенсаколе впервые применил этот способ для обучения офицеров телеграфному коду. Для этого ученики надевали на ночь наушники».

На самом деле ничего подобного не было. Просто научно-фантастическую новеллу американца Хьюго Гернсбека приняли за реальность. Так что гипнопедия была сначала лишь воображаемым приемом обучения во сне, но со страниц фантастических книг постепенно перекочевала в реальную жизнь.

Рекламное видео:

ПЕРВЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Первый в мире научный эксперимент по гипнопедии поставил профессор Свядощ в 1936 году. Ученый доказал, что во время сна человек способен воспринимать речь (иностранные слова, тексты технического, философского и другого содержания), а после пробуждения воспроизводить ее. Оказалось, что сохраняться в памяти она способна не хуже, чем воспринятая в состоянии бодрствования.

Люди, прослушавшие во сне тексты (по часу в течение шести дней подряд), никаких признаков утомления не выказывали. Более того, один из исследователей метода гипнопедии Близниченко считает, что утомляемость при восприятии речи во время сна даже меньше, чем в бодрствующем состоянии. Все может быть. Однако профессор Свядощ предостерегал, что неумелое экспериментирование с гипнопедией может нанести вред здоровью.

ЧТО ОБЩЕГО У ЧЕЛОВЕКА С МОЛЛЮСКОМ?

Каким же образом информация попадает к нам в мозг, когда мы спим? Вопрос не праздный. Ведь если человек слышит какие-либо звуки, он не спит. А если он погружен в сон, то должен, казалось бы, ничего не слышать.

Профессор Свядощ считал, что во время сна мы слышим, но не осознаем этого. К примеру, уставшая мать может крепко заснуть возле своего чада и не реагировать на посторонний шум. Но если малейший шорох будет исходить от ребенка, она немедленно проснется. Военнослужащий может спать, не реагируя на громкие звуки орудийной стрельбы, однако мгновенно проснется, когда услышит сигнал тревоги.


Все это возможно в тех случаях, когда в период сна в головном мозгу образуются участки бодрствования, формирующие так называемый сторожевой пункт. Именно через него находящийся в царстве Морфея человек может поддерживать контакт, раппорт (от французского rapport — «связь»), с окружающим миром.

Любопытно, но явления раппорта свойственны не только человеку. Они встречаются и у представителей животного мира. Головоногий моллюск осьминог обладает сменой сна и бодрствования. Он укладывается на дно аквариума, подбирает вокруг себя ноги, закрывает глаза и спит.

Но из восьми ног одну он оставляет дежурной. Семь ног опутаны вокруг туловища, а восьмая торчит кверху. Если вы прикоснетесь к дежурной ноге, то он проснется и выпустит черную краску. Несомненно, во время сна осьминог сохраняет сторожевой пункт, через который и происходит контакт с внешней средой.


ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

В середине 70-х годов прошлого века довольно много экспериментов в московских техникумах и институтах провела Учебноэкспериментальная лаборатория иностранных языков Министерства высшего и среднего специального образования.

В 22 часа обучаемые укладывались в постели в специально оборудованных комнатах. Перед сном им читали тексты на иностранном языке. Как правило, за ночь, точнее, за вечер (использовалась только начальная фаза сна) студенты узнавали несколько десятков новых слов. На рассвете эти же слова будили их. Для закрепления материала днем обучающимся предоставлялись часы самоподготовки. Курс обучения длился примерно год.


Проведенный эксперимент выявил некоторые неудобства использования гипнопедии. Оказалось, что для обучения во сне необходимы дорогостоящая техника и специально оборудованные спальные классы. Выяснилось также, что такое обучение не может заменить естественный педагогический процесс.

Оно оказывается полезным лишь для закрепления в памяти отдельных видов информации, например математических формул, иностранных слов. Таким образом, отдельные удачные результаты обучения во сне, разрекламированные в печати в 1960-х годах, при тщательной проверке оказались довольно скромными.

ЗДОРОВЬЕ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ

Исследователи считают, что сон дан человеку Творцом для внутренней работы мозга в изоляции от окружающего мира.

Сновидения, вероятно, необходимы нам для нормальной жизнедеятельности. А что делает гипнопедия? Она систематически нарушает наш сон. Не нанесет ли это непоправимый вред нашему здоровью? Вполне возможно.

Известный швейцарский исследователь сна, профессор Борбели, заметил однажды: «Имея дело со сном, каждый раз лицом к лицу сталкиваешься с явлением, которое, с одной стороны, кажется предельно простым, а с другой — постоянно ускользает от научного понимания».

Поэтому следует с большой осторожностью относиться к обучению во сне. Наш уровень знаний в этой области, несмотря на гигантские успехи физиологии и медицины, пока недостаточен.

В 1965 году в России при Министерстве высшего и среднего специального образования организовали специальную лабораторию по изучению методики гипнопедии. Результаты оказались весьма неплохими, причем отклонений в здоровье испытуемых замечено не было.

После проведения первых двух уроков по программе гипнопедии человек запоминал и воспроизводил 80-85% информации на иностранном языке, причем число ошибок по сравнению с обычными правилами изучения языков стало в четыре раза меньше. Но постепенно методика изучения иностранных языков с помощью гипнопедии сошла на нет. Период, когда это просто было в моде среди тех, кто хотел изучить иностранные языки или другие предметы, постепенно миновал.

Специальные исследования показали, что по эффективности изучения языка метод гипнопедии и метод традиционного изучения сопоставимы. Однако если вы не хотите рисковать своим здоровьем, то учиться лучше все-таки обычным способом, поскольку человеческий мозг — материя более чем тонкая.

ПО СЛЕДАМ 25-ГО КАДРА

Кстати, достаточно известный сегодня эффект 25-го кадра является родственным методом гипнопедии. А к нему отношение у специалистов скорее отрицательное, чем положительное. Ведь любая методика должна применяться к человеку с учетом его индивидуальных особенностей, в том числе и психических.


Та же история, как считают ученые, и с гипнопедией. Ее методы имеют недостаток — она вторгается в цикл сна и бодрствования, а нарушение сна может вызывать серьезные заболевания.

Так что сегодня специалисты на всякий случай предостерегают людей от массового увлечения эффектом 25-го кадра и гипнопедией.

Разумеется, при использовании любых методик надо в первую очередь помнить о чувстве меры. Ведь даже самое полезное лекарство в чрезмерных дозах становится ядом. А в разумных пределах наука от гипнопедии вовсе не отказывается. В израильской армии, например, существует комната психологической разгрузки, в которой обеспечивается процесс интенсивного обучения военных, включая и метод гипнопедии.

ВЕЧЕР УТРА МУДРЕНЕЕ

В свое время гипнопедия возникла на основе идеи Александра Лурии о том, что каждая последующая информация, поступающая к нам, тормозит запоминание предыдущей. Обучение же во сне, на его взгляд, — это учение в состоянии, где нет торможения, то есть информация запоминается лучше, чем в состоянии бодрствования.

Однако академик Вейн, будучи крупнейшим специалистом в сомнологии, утверждал, что спящего человека ничему научить невозможно, поскольку объятия Морфея дают нам полную изоляцию от доступа информации извне. Другое дело — короткие мгновения, перед тем как вы заснули. Они действительно очень плодотворны. Недаром дети интуитивно учат школьное стихотворение на ночь. И для дела полезно, и здоровью не вредит.

Юлия АГАФОНОВА

Гипнопедия — это… Что такое Гипнопедия?

  • гипнопедия — гипнопедия …   Орфографический словарь-справочник

  • гипнопедия — явление ввода и закрепления в памяти информации во время естественного сна, а также метод обучения и воспитания во время сна, основанный на этом явлении. Особенно эффективен для закрепления однородной информации: иностранные слова, формулы,… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Гипнопедия — (др. греч. ὕπνος сон, παιδεία обучение), обучение во сне методика обучения во время естественного сна, заключается в прослушивании обучаемым во время сна голоса гипнотизёра или его записи. Гипнопедия не может рассматриваться как замена другим… …   Википедия

  • ГИПНОПЕДИЯ — (от греч. hypnos сон и paideia обучение) обучение во время естественного сна. Экспериментальные данные указывают на то, что гипнопедия не может заменить естественный педагогический процесс …   Большой Энциклопедический словарь

  • ГИПНОПЕДИЯ — [Словарь иностранных слов русского языка

  • Гипнопедия — (от греч. hypnos сон и paideia обучение) метод обучения во время специально вызванного сна, известный с давних времен (Китай, Индия). Особенно эффективен для закрепления однородной информации (иностранных слов, формул, азбуки Морзе). Отмечается… …   Психологический словарь

  • Гипнопедия — гипноп едия, гипнопед ия ж. Обучение во время естественного сна. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • гипнопедия — сущ., кол во синонимов: 1 • обучение (42) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • гипнопедия — и, ж. Нет в сл. Обучение во время естественного сна. БАС 2. Бормотали страстные слова дублеры <на экране пели>, плакали женщины. То, что происходило, напоминало гипнопедию. В. Березин Свидетель. // Знамя 1998 7 25. Лекс. БСЭ 3: гипнопеди/я; …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ГИПНОПЕДИЯ — (от греч. hypnos – сон + paideia – обучение, воспитание). Метод обучения, который осуществляется путем ввода и закрепления в памяти человека информации во время естественного сна. Первые попытки практического применения естественного сна в целях… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • гипнопедия — ГИПНОПЕДИЯ, ГИПНОПЕДИЯ, и; ж. [от греч. hypnos сон и paideia воспитание, обучение]. Обучение во время естественного сна. ◁ Гипнопедический, ая, ое. Г. метод обучения. Г. урок, сеанс. * * * гипнопедия (от греч. hýpnos  сон и paidéia  обучение),… …   Энциклопедический словарь

  • Гипнопедия — Википедия. Что такое Гипнопедия

    Гипнопедия (др.-греч. ὕπνος — сон, παιδεία — обучение; обучение во сне) — методика обучения во время естественного сна[1], заключается в прослушивании обучаемым во время сна голоса гипнотизёра или его записи. Выводы некоторых ранних исследований дискредитировали эффективность методики,[2][3] в то время как другие обнаруживали, что мозг действительно реагирует на раздражители и обрабатывает их, пока мы спим.[4][5]

    История

    Использовать сон для обучения человечество пыталось с древних времён, особенно преуспели в этом йоги и факиры в Индии, лебаши в Эфиопии и буддийские монахи.

    Первые попытки применения гипнопедии в рамках классической научной школы относятся к XX веку. В 1923 году Д. А. Финней пытался применять её в морском училище в Пенсаколе[источник не указан 532 дня]. В 1927 году Алоиз Бенджамин Салигер изобрел Психо-телефон для изучения сна, заявив: «Было доказано, что естественный сон идентичен гипнотическому сну, и что во время естественного мозг в бессознательном состоянии наиболее восприимчив к внушениям»[6]В СССР первые шаги в этой области были сделаны в 1936 А. М. Свядощем.

    Со времён исследований с помощью электроэнцефалографии Чарльзом Саймоном и Уильямом Эммонсом в 1956 году, обучение во сне не воспринималось всерьёз. Исследователи пришли к выводу, что обучение во сне было «непрактичным и, вероятно, невозможным». Они сообщили, что материал для запоминания, представленный во время сна, не вспоминался позже, когда испытуемый пробуждался, если только не активизировался альфа-ритм одновременно с подачей стимула. Поскольку активность альфа-волн во время сна свидетельствует о том, что субъект пробуждается, исследователи считают, что любое обучение произошло в состоянии бодрствования.[7][8]

    В 2012 году исследования Института Вейцмана показали, что условные рефлексы могут возникать во время сна через использование распознавания запахов. «Во время сна люди могут укрепить в памяти уже полученные знания, но могут ли они получить абсолютно новую информацию, неизвестно. Невербальная природа нюхательной реакции, благодаря которой приятные запахи приводят к более сильному обнюхиванию и неприятные — к более слабому, позволяет нам изучать процессы обучения людей во время сна».[9][10]

    Особенности

    Гипнопедия не может рассматриваться как замена другим методикам обучения, так как подходит для закрепления в памяти лишь некоторых типов информации (например, числовых таблиц, формул, иностранных слов, а также телеграфной азбуки, шифрованных кодов и другой узкоспециализированной информации). Успешность применения гипнопедии зависит от слишком большого количества факторов (типа информации, особенностей памяти и возраста обучаемого), чтобы говорить о массовом применении. В целях повышения эффективности варьируется количество и продолжительность сеансов обучения, интонация речи.

    Для обучения в состоянии гипноза, а также искусственно вызванного сна (электросон, медикаментозный сон), термин «гипнопедия» не применяется, так как в этом случае происходит гипнотическое или постгипнотическое внушение, имеющее другой механизм[11].

    Упоминание в литературе и кинематографе

    В романе Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» гипнопедия была описана, как один из столпов нового утопичного общества, с помощью которого в голову детей записывались основы поведения в обществе, их предпочтения и образ мысли в зависимости от касты, к которой они относились.

    В романе Роберта Хайнлайна «Звездный десант» гипнопедия использовалась в кадетских корпусах для обучения офицерского состава.

    В повести братьев Стругацких «Гадкие лебеди» гипнопедия упоминается, как метод обучения детей-вундеркиндов, применяемый мокрецами.

    В советском телесериале «Большая перемена» герой Евгения Леонова Степан Семёнович Леднёв, по договорённости и при участии своей дочери, получает знания по истории в процессе сна. Через некоторое время после начала Нелли включает радиопередачу со шпионским аудиороманом, который в процессе гипнопедического обучения переплетается в подсознании Степана Семёновича с событиями, описываемыми в учебнике.

    В мультсериале «Братья Вентура» гипнопедия используется для обучения Хэнка и Дина. Так как сериал сделан в ироничном ключе, братья получают дипломы о получении образования таким образом.

    Литература

    • Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. Т. 1. — М.: «Большая российская энциклопедия», 1993.
    • А. М. Свядощ. Восприятие речи во время естественного сна (диссертация, 1940).

    Примечания

    1. ↑ Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. Т. 1. — М.: «Большая российская энциклопедия», 1993
    2. Ackerman, Jennifer. Sex Sleep Eat Drink Dream. — Houghton Mifflin Books, 2007. — ISBN 0-618-18758-8. p. 171
    3. Turkington, Carol. 12 Steps to a Better Memory. — Simon and Schuste, 2003. — ISBN 0-7434-7575-5. p. 9
    4. Stromberg, Joseph Experiments Show We Really Can Learn While We Sleep. smithsonianmag.com. Smithsonian magazine (June 26, 2012). Проверено 18 ноября 2015.
    5. ↑ Learning while you sleep may be possible, The Telegraph. Проверено 13 декабря 2014.
    6. ↑ Psycho-Phone, The New Yorker. Проверено 18 ноября 2010. «Well, sir, since 1927, Mr. Saliger has sold more than 2500 Psycho-phones …».
    7. Fromm, Erika. Hypnosis. — Aldine/Atherton, 1972. — ISBN 020230856. p. 78 Referring to Charles W. Simon and William H. Emmons EEG, Consciousness, and Sleep Архивная копия от 17 апреля 2016 на Wayback Machine, Science, 1956, 124, 1066—1069.
    8. Kleitman, Nathaniel. Sleep and Wakefulness. — University of Chicago Press, 1987. — ISBN 0-226-44073-7. Page 125
    9. (2012) «Humans can learn new information during sleep». Nature Neuroscience 15 (10): 1460–1465. DOI:10.1038/nn.3193. PMID 22922782.
    10. Amanda L. Chan. Sleep Learning May Be Possible: Study. Huffington Post (29 August 2012). Проверено 3 сентября 2012.
    11. ↑ Популярная психологическая энциклопедия. Издательство: «Эксмо», 2005. Автор: Сергей Степанов. ISBN 5-699-08839-3

    Гипнопедия — это… Что такое Гипнопедия?

    Гипнопедия (др.-греч. ὕπνος — сон, παιδεία — обучение), обучение во сне — методика обучения во время естественного сна, заключается в прослушивании обучаемым во время сна голоса гипнотизёра или его записи.

    Гипнопедия не может рассматриваться как замена другим методикам обучения, так как подходит для закрепления в памяти лишь некоторых типов информации (например, числовых таблиц, формул, иностранных слов, а также телеграфной азбуки, шифрованных кодов и другой узкоспециализированной информации). Успешность применения гипнопедии зависит от слишком большого количества факторов (типа информации, особенностей памяти и возраста обучаемого), чтобы говорить о массовом применении. В целях повышения эффективности варьируется количество и продолжительность сеансов обучения, интонация речи.

    Для обучения в состоянии искусственно вызванного сна, в том числе в состоянии гипноза, термин гипнопедия не применяется, так как в этом случае происходит гипнотическое или постгипнотическое внушение, имеющие другой механизм.

    История

    Использовать сон для обучения человечество пыталось с древних времён, особенно преуспели в этом йоги и факиры в Индии, лебаши в Эфиопии и буддийские монахи.

    Первые попытки применения гипнопедии в рамках классической научной школы, относятся к XX веку. В 1923 году Д. А. Финней пытался применять её в морском училище в Пенсаколе. В СССР первые шаги в этой области были сделаны в 1936 А. М. Свядощем.

    К теме гипнопедии регулярно возвращаются исследователи, один из последних крупных всплесков интереса пришёлся на 50-60-е годы XX века.

    Упоминание в литературе и кинематографе

    В романе Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» гипнопедия была описана, как один из столпов нового утопичного общества, с помощью которого в голову детей записывались основы поведения в обществе, их предпочтения и образ мысли в зависимости от касты, к которой они относились.

    В повести братьев Стругацких «Гадкие лебеди» гипнопедия упоминается, как метод обучения детей-вундеркиндов, применяемый мокрецами.

    В советском телесериале «Большая перемена» герой Евгения Леонова Степан Семёнович Леднёв, по договорённости и при участии своей дочери, получает знания по истории в процессе сна. Через некоторое время после начала Нелли включает радиопередачу со шпионским аудиороманом, который в процессе гипнопедического обучения переплетается в подсознании Степана Семёновича с событиями, описываемыми в учебнике.

    В мультсериале «Братья Вентура» гипнопедия используется для обучения Хэнка и Дина. Так как сериал сделан в ироничном ключе, братья получают дипломы о получении образования таким образом.

    Литература

    • Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. Т. 1. — М.: «Большая российская энциклопедия», 1993.
    • А. М. Свядощ. Восприятие речи во время естественного сна (диссертация, 1940).

    Гипнопедия — Википедия

    Гипнопедия (др.-греч. ὕπνος — сон, παιδεία — обучение; обучение во сне) — методика обучения во время естественного сна[1], заключается в прослушивании обучаемым во время сна голоса гипнотизёра или его записи. Выводы некоторых ранних исследований дискредитировали эффективность методики,[2][3] в то время как другие обнаруживали, что мозг действительно реагирует на раздражители и обрабатывает их, пока мы спим.[4][5]

    История

    Использовать сон для обучения человечество пыталось с древних времён, особенно преуспели в этом йоги и факиры в Индии, лебаши в Эфиопии и буддийские монахи.

    Первые попытки применения гипнопедии в рамках классической научной школы относятся к XX веку. В 1923 году Д. А. Финней пытался применять её в морском училище в Пенсаколе[источник не указан 532 дня]. В 1927 году Алоиз Бенджамин Салигер изобрел Психо-телефон для изучения сна, заявив: «Было доказано, что естественный сон идентичен гипнотическому сну, и что во время естественного мозг в бессознательном состоянии наиболее восприимчив к внушениям»[6]В СССР первые шаги в этой области были сделаны в 1936 А. М. Свядощем.

    Со времён исследований с помощью электроэнцефалографии Чарльзом Саймоном и Уильямом Эммонсом в 1956 году, обучение во сне не воспринималось всерьёз. Исследователи пришли к выводу, что обучение во сне было «непрактичным и, вероятно, невозможным». Они сообщили, что материал для запоминания, представленный во время сна, не вспоминался позже, когда испытуемый пробуждался, если только не активизировался альфа-ритм одновременно с подачей стимула. Поскольку активность альфа-волн во время сна свидетельствует о том, что субъект пробуждается, исследователи считают, что любое обучение произошло в состоянии бодрствования.[7][8]

    В 2012 году исследования Института Вейцмана показали, что условные рефлексы могут возникать во время сна через использование распознавания запахов. «Во время сна люди могут укрепить в памяти уже полученные знания, но могут ли они получить абсолютно новую информацию, неизвестно. Невербальная природа нюхательной реакции, благодаря которой приятные запахи приводят к более сильному обнюхиванию и неприятные — к более слабому, позволяет нам изучать процессы обучения людей во время сна».[9][10]

    Особенности

    Гипнопедия не может рассматриваться как замена другим методикам обучения, так как подходит для закрепления в памяти лишь некоторых типов информации (например, числовых таблиц, формул, иностранных слов, а также телеграфной азбуки, шифрованных кодов и другой узкоспециализированной информации). Успешность применения гипнопедии зависит от слишком большого количества факторов (типа информации, особенностей памяти и возраста обучаемого), чтобы говорить о массовом применении. В целях повышения эффективности варьируется количество и продолжительность сеансов обучения, интонация речи.

    Для обучения в состоянии гипноза, а также искусственно вызванного сна (электросон, медикаментозный сон), термин «гипнопедия» не применяется, так как в этом случае происходит гипнотическое или постгипнотическое внушение, имеющее другой механизм[11].

    Упоминание в литературе и кинематографе

    В романе Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» гипнопедия была описана, как один из столпов нового утопичного общества, с помощью которого в голову детей записывались основы поведения в обществе, их предпочтения и образ мысли в зависимости от касты, к которой они относились.

    В романе Роберта Хайнлайна «Звездный десант» гипнопедия использовалась в кадетских корпусах для обучения офицерского состава.

    В повести братьев Стругацких «Гадкие лебеди» гипнопедия упоминается, как метод обучения детей-вундеркиндов, применяемый мокрецами.

    В советском телесериале «Большая перемена» герой Евгения Леонова Степан Семёнович Леднёв, по договорённости и при участии своей дочери, получает знания по истории в процессе сна. Через некоторое время после начала Нелли включает радиопередачу со шпионским аудиороманом, который в процессе гипнопедического обучения переплетается в подсознании Степана Семёновича с событиями, описываемыми в учебнике.

    В мультсериале «Братья Вентура» гипнопедия используется для обучения Хэнка и Дина. Так как сериал сделан в ироничном ключе, братья получают дипломы о получении образования таким образом.

    Литература

    • Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. Т. 1. — М.: «Большая российская энциклопедия», 1993.
    • А. М. Свядощ. Восприятие речи во время естественного сна (диссертация, 1940).

    Примечания

    1. ↑ Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. Т. 1. — М.: «Большая российская энциклопедия», 1993
    2. Ackerman, Jennifer. Sex Sleep Eat Drink Dream. — Houghton Mifflin Books, 2007. — ISBN 0-618-18758-8. p. 171
    3. Turkington, Carol. 12 Steps to a Better Memory. — Simon and Schuste, 2003. — ISBN 0-7434-7575-5. p. 9
    4. Stromberg, Joseph Experiments Show We Really Can Learn While We Sleep. smithsonianmag.com. Smithsonian magazine (June 26, 2012). Проверено 18 ноября 2015.
    5. ↑ Learning while you sleep may be possible, The Telegraph. Проверено 13 декабря 2014.
    6. ↑ Psycho-Phone, The New Yorker. Проверено 18 ноября 2010. «Well, sir, since 1927, Mr. Saliger has sold more than 2500 Psycho-phones …».
    7. Fromm, Erika. Hypnosis. — Aldine/Atherton, 1972. — ISBN 020230856. p. 78 Referring to Charles W. Simon and William H. Emmons EEG, Consciousness, and Sleep Архивная копия от 17 апреля 2016 на Wayback Machine, Science, 1956, 124, 1066—1069.
    8. Kleitman, Nathaniel. Sleep and Wakefulness. — University of Chicago Press, 1987. — ISBN 0-226-44073-7. Page 125
    9. (2012) «Humans can learn new information during sleep». Nature Neuroscience 15 (10): 1460–1465. DOI:10.1038/nn.3193. PMID 22922782.
    10. Amanda L. Chan. Sleep Learning May Be Possible: Study. Huffington Post (29 August 2012). Проверено 3 сентября 2012.
    11. ↑ Популярная психологическая энциклопедия. Издательство: «Эксмо», 2005. Автор: Сергей Степанов. ISBN 5-699-08839-3

    гипнопедия — с английского на все языки

    Перевод: с английского на все языки

    См. также в других словарях:

    • гипнопедия — существительное обучение (или обучение) подсознательными средствами Синхронизация: обучение во сне, обучение во сне См. Также: гипнопедия… Викисловарь

    • гипнопедия — н. (также гипнопедия)… Современный английский словарь

    • гипнопедия — [ˌhɪpnəʊ pi: dɪə] (гипнопедия в США) изучение существительного на слух во время сна или под гипнозом.Происхождение 1930-х годов: от hypno + Gk paideia Learning… Словарь новых терминов английского языка

    • гипнопедия — / hɪpnoʊˈpidiə / (скажем, hipnoh peedeeuh) существительное метод обучения, при котором человек учится, слушая произносимые слова во сне. Также гипнопедия. {hypno + Greek paideia education}… Словарь австралийского английского

    • гипнопедия — н. обучение на слух во сне… Полезный английский словарь

    • Обучение во сне — (также известное как hypnopædia) пытается передать информацию спящему человеку, обычно путем проигрывания ему звукозаписи во время сна.В художественной литературе это нашло свое отражение в влиятельной научной фантастике и другой литературе. […… Википедия

    • Идентификационный парад — Альбом Infobox | Имя = Идентификационный парад Тип = Исполнитель альбома = Выпущен проект Octopus = апрель 2002 Записано = Жанр = инди-рок, электроника Длина = Этикетка = Peek A Boo Records Продюсер = Проект Octopus Обзоры = | Последний альбом =…… Википедия

    • The Nemesis Theory (группа) — The Nemesis Theory — хард-рок / метал-группа из Сиэтла, штат Вашингтон.Группа образовалась в июле 2003 года и выпустила два полноформатных альбома, Eschatology (самовыпущенный, 2004) и Hypnopaedia ([http://profile.myspace.com/index.cfm?fuseaction=user.viewprofile… Wikipedia

    • Классическое соединение — Классическое соединение (также известное как неоклассическое соединение и сочетание форм) — это составные слова, составленные из латинских или древнегреческих корневых слов. Большая часть технической и научной лексики английского и других западноевропейских языков…… Wikipedia

    • Комбинированная форма — В лингвистике словообразования комбинированная форма (также неоклассический элемент) — это связанная основа, предназначенная для соединения с другой комбинированной формой или свободным словом.Например, биография объединяется с графией, чтобы сформировать биографию. Слова с объединением форм… Wikipedia

    • О дивный новый мир — Schöne neue Welt (англ. «О дивный новый мир») ist ein 1932 erschienener dystopischer Roman von Aldous Huxley. In dem Roman beschreibt Huxley eine Gesellschaft, in der «Stabilität, Frieden und Freiheit» durch Konditionierung des Einzelnen als Teil der…… Deutsch Wikipedia

    .

    hypnopaedia — с английского на русский

  • hypnopaedia — обучение существительным (или обучение) подсознательными средствами Син: обучение во сне, обучение во сне См. Также: гипнопедия… Wiktionary

  • гипнопедия — н. (также гипнопедия)… Современный английский словарь

  • гипнопедия — [ˌhɪpnəʊ pi: dɪə] (гипнопедия в США) учение существительных на слух во время сна или под гипнозом. Происхождение 1930-х: от hypno + Gk paideia Learning… Словарь новых терминов английского языка

  • гипнопедия — / hɪpnoʊˈpidiə / (скажем, hipnoh peedeeuh) существительное метод обучения, при котором человек учится, слушая произнесенные слова во время сна.Также гипнопедия. {hypno + Greek paideia education}… Словарь австралийского английского

  • гипнопедия — н. обучение на слух во сне… Полезный английский словарь

  • Обучение во сне — (также известное как hypnopædia) пытается передать информацию спящему человеку, обычно путем проигрывания ему звукозаписи, пока он спит. В художественной литературе это нашло свое отражение в некоторых влиятельных научных фантастиках и другой литературе.[…… Википедия

  • Идентификационный парад — Альбом Infobox | Имя = Идентификационный парад Тип = Исполнитель альбома = Выпущен проект Octopus = апрель 2002 Записано = Жанр = инди-рок, электроника Длина = Этикетка = Peek A Boo Records Продюсер = Проект Octopus Обзоры = | Последний альбом =…… Википедия

  • The Nemesis Theory (группа) — The Nemesis Theory — хард-рок / метал-группа из Сиэтла, штат Вашингтон. Группа образовалась в июле 2003 года и выпустила два полноформатных альбома, Eschatology (самовыпущенный, 2004) и Hypnopaedia ([http: // profile.myspace.com/index.cfm?fuseaction=user.viewprofile… Википедия

  • Классическое соединение — Классическое соединение (также известное как неоклассическое соединение и сочетание форм) представляет собой составное слово, составленное из латинских или древнегреческих корневых слов. Большая часть технической и научной лексики английского и других западноевропейских языков…… Wikipedia

  • Комбинированная форма — В лингвистике словообразования комбинированная форма (также неоклассический элемент) — это связанная основа, предназначенная для комбинирования с другой комбинированной формой или свободным словом.Например, биография объединяется с графией, чтобы сформировать биографию. Слова с объединением форм… Wikipedia

  • Дивный новый мир — Schöne neue Welt (англ. «Дивный новый мир») ist ein 1932 erschienener dystopischer Роман фон Олдос Хаксли. In dem Roman beschreibt Huxley eine Gesellschaft, in der «Stabilität, Frieden und Freiheit» durch Konditionierung des Einzelnen als Teil der…… Deutsch Wikipedia

  • .